Танк медиум 3. Основной боевой танк Vickers Mk.3 (Великобритания)

22-05-2017, 05:28

Всем привет и добро пожаловать на сайт! Друзья, у нас в гостях сегодня оказалась еще одна очень неординарная машина, средний танк третьего уровня Великобритании, перед вами Vickers Medium Mk. III гайд .

Разумеется, в первую очередь бросается в глаза странный внешний вид данного аппарат и забегая вперед скажу, что эта особенность приносить массу неприятностей. Однако ввиду того что на Medium III WoT придется поиграть всем, кто решил прокачивать ветку британских тяжей, ограничиваться внешним видом не стоит, важно знать об этом танке как можно больше.

ТТХ Vickers Medium Mk. III

В первую очередь владельцы этого агрегата должны знать, что в их распоряжении оказался танк с самым большим запасом прочности среди одноклассников, а также достойным базовым обзором в 330 метров.

Что касается внешнего вида, о котором говорилось в самом начале, это не беда. Проблема состоит в том, что Vickers Medium Mk. III танк очень большой, его корпус длинный, широкий, а силуэт высокий, так что мы получаем не только плохую маскировку, но и являемся излюбленной целью для любого противника, в том числе артиллерии.

Усугубляются огромные размеры очень слабой защищенностью. Речь идет о том, что у Vickers Medium Mk. III характеристики бронирования ничтожны, в любую проекцию нас пробивают абсолютно все, даже вторые уровни со слабыми в плане пробития пулеметным вооружением, так что играть придется предельно осторожно и осмотрительно.

Закончим анализ общих характеристик на не менее печальной ноте, ведь броня и «сарайность» - это не единственные проблемы. Помимо всего этого, средний танк Medium III World of Tanks стал обладателем плохой подвижности. Тут надо сказать, что максимальная скорость у нас хорошая, но она практически не развивается из-за откровенно слабой динамики, а еще наш британец имеет маленькую скорость поворота шасси.

Орудие

Вооружение всегда считается главной составляющей машины, ведь что это за танк без пушки? Однако в нашем случае данный аспект имеет не очень много сильных сторон, но будем последовательны.

Начнем с того, что у Vickers Medium Mk. III орудие 57 миллиметров обладает хорошим альфастрайком и весьма достойной скорострельностью, таким образом, у нас есть возможность наносить примерно 1400 урона в минуту, что является хорошим результатом.

Неприятной новостью для владельцев Medium III World of Tanks станут показатели пробития. Большинству одноклассникам мы можем наносить урон, но даже не третьем уровне встречаются противники, с которыми обычные ББ не справятся. По этой причине иметь при себе 15-20 голдовых бронебойных снарядов очень важно.

Еще одна проблема заключается в показателях точности. Конечно, британский средний танк Vickers Medium Mk. III имеет быстрое сведение, но даже оно с трудом компенсирует недостатки в виде огромного разброса и плохой стабилизации, то есть вести прицельный огонь на дальних дистанциях будет очень тяжело и неэффективно.

Что же касается углов вертикальной наводки, Vickers Medium Mk. III WoT способен опустить орудие на 8 градусов, это не самый лучший, но все же хороший показатель, с которым можно уверенно играть от рельефа.

Помимо топовой пушки, нам на выбор предоставляется альтернативное орудие третьего уровня калибром 40 миллиметров. Его преимущество заключается в более высоком показателе пробития и повышенной точности. Но в то же время с ним Medium III танк получает более слабый альфастрайк и ДПМ, в остальном параметры идентичны.

В качестве первого итога стоит сказать, что вы вправе самостоятельно выбирать для себя вооружение, но далее наш Medium III гайд будет продолжаться с той позиции, что на борту у танка установлен топовый ствол, ввиду того, что с ним мы сможем наносить больше урона.

Преимущества и недостатки

Несмотря на то что нами были рассмотрены общие характеристики и параметры вооружения данного британского аппарата, все же стоит подвести более точные итоги, выделив главные сильные и слабые стороны Vickers Medium Mk. III World of Tanks отдельно для улучшенного восприятия.
Плюсы:
Большой для своего уровня запас прочности;
Неплохая дальность обзора;
Высокая максимальная скорость;
Хороший альфастрайк и урон в минуту;
Быстрое сведение;
Комфортные углы вертикальной наводки.
Минусы:
Сарайные габариты и плохая маскировка;
Полное отсутствие брони;
Посредственная подвижность (динамика и маневренность);
Слабые показатели пробития;
Плохая точность (разброс и стабилизация).

Оборудование для Vickers Medium Mk. III

Правильно укомплектовав боевую машину дополнительными модулями, вы получаете значительное усиление исходных характеристик, благодаря чему можно не только улучшить имеющиеся преимущества, но и ослабить влияние недостатков. Другими словами, на танк Vickers Medium Mk. III оборудование лучше установить следующее:
1. – данный модуль актуален при любых обстоятельствах, ведь дает повышение главного параметра в игре – урона в минуту.
2. – еще один очень хороший вариант, который даст приятный комплексный 5-процентный буст параметров.
3. – разумеется, без хорошей дальности обзора в бою придется туго, так что такой выбор более чем оправдан.

Приведенные выше три пункта вполне можно считать оптимальными, но если вас все же сильно донимает проблема с точностью, второй вариант можно заменить на , ведь получив еще более быстрое сведение, процесс прицеливания упростится. Однако если вы выбрали для себя 40-миллиметровую пушку, лучше оставить все без изменений.

Обучение экипажа

В процессе игры на танке, сидящие внутри танкисты получают опыт, то есть у вас всегда есть возможность улучшить его исходные параметры путем правильного выбора умений. К этому вопросу важно относиться серьезно, ведь на переобучение, то есть исправление ошибок, уйдет очень много времени, так что для Medium III перки лучше сразу прокачивать в такой последовательности:
Командир – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Радист – , , , .
Радист – , , , .
Заряжающий – , , , .

Снаряжение для Vickers Medium Mk. II

I

Как и в большинстве других случаев, выбор и покупка снаряжение являются наиболее простым вариантом, ведь этот аспект остается стандартным. Важно помнить, что если серебра у вас мало, лучше ездить с набором из , , . Но для запасливых танкистов, у которых достаточно серебряных кредитов, мы рекомендуем возить на Vickers Medium Mk. III снаряжение в виде , , , ведь такой выбор повысит вашу выживаемость. Кроме того, если вы умеете играть осторожно, ведь в нашем случае иначе никак, то огнетушитель можно заменить на .

Тактика игры на Vickers Medium Mk. III

Отправляясь в бой на данном агрегате, вы должны сразу же понять одну простую вещь – в наших руках большой и практически стеклянный танк, совершенно неспособный сдерживать входящий урон. По этой причине для Vickers Medium Mk. III тактика подразумевает позиционирование на большом расстоянии от врага, как говорят – «у красной линии».

Разумеется, речь идет не о том, чтобы стоять в конце карты, но придерживаться лучше второй линии и всегда пользоваться не только кустами, но и каким-либо укрытием. Пока Medium III танк не засветили, можно уверенно наносить урон по всем, кто попадает в засвет. Но как только вас обнаружат, лучше на время спрятаться, помня также о том, что всегда есть вероятность фокуса артиллерии, так что укрытие должно быть надежным.

Не забывайте также о том, что Medium III World of Tanks является обладателем плохой точности, то есть для результативного ведения огня важно стараться сводиться до конца, стараясь угадывать упреждение, если того требует ситуация.

Кроме того, стоять весь бой в одной точке нет смысла, если ситуация того требует, Vickers Medium Mk. III танк должен переезжать в поисках более выгодной позиции, все-таки хорошая максимальная скорость дает возможность делать броски даже на большие расстояния, так вы не только обезопасите себя, но и повысите свою эффективность.

Таким образом, Vickers Medium Mk. III WoT можно также назвать вполне хорошим танком поддержки, который может помочь продавить или отбить одно из направлений, а также вернуться для защиты базы. В любом случае вы должны всегда следить за мини-картой, стараться полностью исключать сближение с врагом, опасаться артиллерии и в любой ситуации действовать осторожно.

Техника и вооружение 2014 08

«Виккерс 12-тонный», он же «Медиум»

Семен Федосеев

Несмотря на жаркие споры о необходимости существования танковых частей по окончании Первой мировой войны, в 1922 г. в Великобритании все же приняли решение сохранить Танковый корпус, созданный пятью годами ранее. В октябре 1923 г. он даже стал«Королевским», Неудивительно, что в это же время появился первый после окончания войны серийный танк, ставший основной машиной корпуса, – «быстроходный» Mk I«Виккерс».

Новые подходы

Стоит отметить, что тактико-технические требования к «быстроходному» танку были составлены при участии офицеров Танкового корпуса еще в 1918 г. и предполагали скорость хода не менее 32 км/ч и запас хода около 320 км. Разработкой танка, известного как «средний танк D», руководил подполковник Ф.Г. Джонсон. Однако к моменту перемирия имелся только деревянный макет, а после перемирия работы над проектом вовсе прекратили.

После войны едва ли не единственной крупной частной британской кампанией, «ринувшейся» в танкостроение, несмотря на сохранявшийся скепсис и весьма скромные средства, отпускаемые на эти работы британским правительством, оказалась «Виккерс-Армстронг». В 1921 г. она представила два прототипа «легкого пехотного танка», используя отчасти конструкцию Джонсона, но введя такое существенное для британского танкостроения новшество, как установка основного вооружения во вращающейся башне. В варианте №1 в башне устанавливались три 7,71-мм пулемета «Гочкис», в варианте №2 – длинноствольная скорострельная 47-мм пушка и четыре таких же пулемета.

Средний танк Mk I.

Средний танк Mk I. Вооружение демонтировано, кормовая дверь открыта, крышка лючка механика-водителя откинута вверх.

Танк «Виккерс Медиум» Mk IA*. Открыты лючок механика-водителя и лючки для стрельбы из оружия экипажа.

Средний танк «Виккерс Медиум» Mk I.

Однако эти танки успеха не имели, и в 1922 г. появился «легкий пехотный танк Виккерс» массой 11,94 т, ставший известным как «Виккерс 12-тонный». В 1923 г. опытную машину направили в центральную школу Танкового корпуса в Бовингтоне. Проведенные там испытания, разумеется, выявили ряд проблем и неисправностей, но танк привлек внимание военных. По конструкции и сочетанию тактико-технических характеристик он разительно отличался от прежних британских конструкций 1916-1919 гг. Из трех основных составляющих «формулы танка» – огневая мощь, защищенность, подвижность – предпочтение отдали огневой мощи и подвижности, под которой понимали, прежде всего, скорость и запас хода. По скорости хода «Виккерс» вдвое превосходил самый «скоростной» средний танк Первой мировой войны Mk А «Уиппет» (25-26 км/ч против 13-14 км/ч), а его запас хода достигал 190 км (у Mk А – 64 км). При сравнительно низкой мощности двигателя подвижность «Виккерса» достигалась, не в последнюю очередь, за счет ограничения толщины брони, минимально необходимой для защиты от ружейно-пулеметного огня.

В 1923 г. танк был принят на вооружение как «легкий Mk I» и стал поступать в войска: им укомплектовали все четыре батальона Королевского танкового корпуса. Однако вскоре армия получила танкетку «Карден- Ллойд» и присвоила ей обозначение «легкий танк Mk I», поэтому «Виккерс» был «переведен» в другую категорию по массе и стал именоваться «средний танк Mk I», или «Виккерс Медиум» (Vickers Medium). Эти танки выпускались в 1923-1928 гг. в небольшом количестве.

Компоновка танка «Виккерс Медиум» Mk II.

Рисунок эпициклической планетарной передачи из патента Джорджа Дж. Рэкхэма от 1924 г.

Коробка передач танка «Виккерс Медиум».

Схема эпициклической планетарной передачи из патента Джорджа Дж. Рэкхэма от 1924 г.

Конструкция танка «Виккерс Медиум»

Схема компоновки танка – с передним расположением моторного отделения и установкой основного вооружения во вращающейся башне, занимающей среднюю часть. В трехместной башне размещались командир машины, наводчик и заряжающий. Кормовая часть корпуса представляла собой продолжение боевого отделения, где штатно размещался помощник механика-водителя. Отделение управление располагалось в передней части корпуса справа от двигателя. Хотя место механика-водителя было приподнято, его обзор оказался весьма ограничен даже при откинутой вверх крышке смотрового лючка. Для посадки и высадки экипажа служила одностворчатая дверь в кормовой стенке корпуса с откидной ступенькой. Имелись также люки-лазы в бортах, в крыше рубки механика-водителя и в крыше башни.

Основным вооружением танка являлась 47-мм (3-фунтовая) скорострельная пушка QF 3 pdr Mk 1 с унитарным выстрелом. При начальной скорости 1,1-кг снаряда 850 м/с пушка могла считаться достаточно мощной для своего времени. Наводчик пользовался механизмами горизонтального и вертикального наведения, маховички которых были значительно разнесены, причем работать ему приходилось стоя на помосте. Телескопический прицел без увеличения, с простым перекрестием в качестве прицельной марки не способствовал меткой стрельбе по малоразмерным и подвижным целям даже с места.

Кроме пушки в башне размещались четыре 7,71-мм (калибра.303) пулемета «Гочкис» с воздушным охлаждением ствола в шаровых установках: один независимо от пушки – в лобовой части башни, два – в бортах ее кормовой части и один в качестве зенитного – в крыше кормовой части («Гочкис» были штатными танковыми пулеметами). Два пулемета «Виккерс» того же калибра с водяным охлаждением ствола монтировались в шаровых установках в бортах кормовой части корпуса. Впрочем, обилие пулеметного вооружения не компенсировало неудобства обращения с ним. Бортовые пулеметы «Виккерс» почти не имели обстрела вперед и назад, а стрельбу из них приходилось вести стоя на коленях (как в британских «ромбовидных» танках времен Первой мировой войны). В башне и корпусе находились лючки для стрельбы из личного оружия экипажа.

Коробчатый корпус и цилиндрическая башня собирались из листов катаной брони толщиной всего 6,35 мм клепкой, на каркасе. Под углом устанавливались только верхние лобовые листы корпуса, а большинство броневых поверхностей по периметру танка были вертикальными. Башня имела бортовые скосы бронирования крыши.

Карбюраторный V-образный 8-цилиндровый двигатель «Армстронг Сидделей» мощностью 90 л.с. воздушного охлаждения устанавливался продольно в передней части корпуса слева. От отделения управления он отделялся стальной перегородкой с асбестовым подбоем. Двигатель имел стальные рубашки цилиндров и алюминиевый катер, два карбюратора «Клодель Хобсон», два магнето. Воздушное охлаждение потребовало установки крупного вентилятора, отбиравшего значительную мощность двигателя, и больших решеток-жалюзи, ослаблявших и без того незначительное бронирование. Запуск двигателя осуществлялся электростартером с питанием от бортовой 12-вольтовой сети или заводной рукояткой изнутри танка, причем экипажи отмечали сложность запуска, на который часто тратилось много времени, особенно в холодное время года. Топливные баки размещались ближе к корме корпуса. Выхлопная труба с глушителем выводилась вдоль левого борта. В итоге переднее расположение двигателя и размещение бензобаков внутри корпуса (у кормового листа) при недостаточной вентиляции увеличивали загазованность обитаемого объема. Впрочем, экипажи британских танков периода Первой мировой войны чувствовали себя куда хуже.

Трансмиссия включала механическую 4-скоростную коробку передач тракторного типа со скользящими шестернями, установленную позади двигателя, карданный вал, дифференциал, два бортовых вала, механизмы поворота и планетарные бортовые передачи. Механизмами поворота служили бортовые фрикционы с сухим сцеплением. Механик-водитель управлял танком с помощью рычагов коробки скоростей, бортовых фрикционов, тормоза и педалей сцепления и газа.

Гусеничная ходовая часть – с упругой подвеской, смешанной схемы. Из 12 сдвоенных опорных катков малого диаметра (на один борт) десять были сблокированы по два на тележках, а каждая тележка, в свою очередь, подвешивалась к вертикальному штоку, нагруженному парой вертикальных цилиндрических пружин разной длины (так называемая «свечная» подвеска). Еще два катка были независимо установлены спереди и сзади в качестве упоров наклонных ветвей гусеницы. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась четырьмя сдвоенными роликами, укрепленными в обойме на раме ходовой части. Упругая подвеска в сочетании с мелкозвенчатой гусеницей позволила поднять скорость хода танка.

Ведущее колесо – заднего расположения, крепление направляющего колеса снабжалось винтовым механизмом регулировки натяжения гусеницы. Траки гусениц поначалу выполняли клепанными, но вскоре их заменили на цельноштампованные из никелевой стали. Длина опорной поверхности была ограничена – видимо, для уменьшения сопротивления движению. Отсутствие амортизаторов приводило при движении к значительным колебаниям корпуса. Подвеску частично прикрывал бортовой экран, верхний фрагмент которого был отклонен внутрь для сброса грязи с верхней ветви гусеницы.

Интерьер танка «Виккерс Медиум» MkII (вид с правого борта на левый). На переднем плане – помост для наводчика. Также хорошо видны погон башни и размещение боекомплекта.

Танк «Виккерс Медиум» Mk II.

«Виккерс Медиум» Mk II*. Двухстворчатая крышка лючка механика- водителя открыта. Кожух бортового вентилятора не защищен, зато получили защиту передние фары.

«Виккерс Медиум» Mk IIА*. Обратите внимание на бронекожух бортового вентилятора.

Модификации

Танк модификации Mk I построили в количестве всего 27 экземпляров. Уже вскоре после начала поставки в войска его конструкция подверглась изменениям.

Модификация Mk IA отличалась увеличенной до 8 мм толщиной брони и скосом бронирования в кормовой части башни для более удобной установки зенитного пулемета. Кроме того, рубка механика-водителя получила двухстворчатую крышку смотрового лючка, открывавшуюся в стороны. Тележки «свечной» подвески усилили, причем как на танках Mk IA, так и на ранее выпущенных Mk I. Тем не менее, живучесть ходовой части оставалась невысокой – прежде всего, из-за быстрого износа гусеничных цепей. Запуск двигателя заводной рукояткой допускался как изнутри, так и снаружи танка. Всего собрали 50 танков Mk IA.

На одном танке Mk I в опытном порядке установили дизельный двигатель системы Рикардо той же мощности 90 л.с. и дополнительный вентилятор системы охлаждения.

На модификации Mk II (1926 г.) рубку механика-водителя заменили бронеколпаком для обеспечения лучшего обзора и усилили бронирование ходовой части – бортовые экраны теперь достигали осей опорных катков. Кроме того, на Mk II использовали пушку QF 3 pdr Mk 2 с удлиненным стволом. По предложению майора Рэкхэма в трансмиссию после коробки передач установили двухступенчатый планетарный демультипликатор, увеличивший количество скоростей хода вдвое. Существенным новшеством стало использование сервоприводов управления. Опорные катки получили резиновые бандажи для увеличения плавности хода.

На варианте Mk НА (1929 г.) внедрили башню с развитой кормовой нишей, предназначенной для размещения радиостанции. На крыше башни также установили командирскую башенку, что увеличило высоту танка до 3,1 м (за характерную форму в раскрытом виде башенку прозвали «митра епископа»). Размещение командира в башне с освобождением его от обязанностей наводчика или заряжающего и появление командирской башенки существенно улучшало управляемость танка в бою. Но на это перспективное решение (хотя и не очень удачно оформленное конструктивно) тогда не обратили должного внимания. Пожалуй, первыми его по-настоящему оценили и использовали немцы при разработке своих маневренных средних танков.

На танке Mk ПА несколько улучшили вентиляцию боевого отделения, установив в левом борту корпуса электрический вентилятор, хотя этим дополнительно ослабили бронезащиту. Выпуск танков модификаций Mk II и Mk НА составил около 160 машин.

По опыту эксплуатации танков пересмотрели состав их пулеметного вооружения, сохранив три пулемета «Виккерс». При этом один пулемет установили в башне, спаренно с пушкой (существенный шаг вперед), а два оставили в корпусе. Эти модификации обозначались Mk IA*, Mk II* и Mk IIА*. Соответственно, менялся и боекомплект: в Mk I!* боекомплект пушки увеличился до 111 выстрелов, а пулеметов – сократился до 2250 патронов. Перераспределение весов заставило закрепить болтами противовес на кормовую часть башни для ее уравновешивания.

В 1928 г. пять танков отправили в Египет. Для защиты корпуса от перегрева на их броню установили асбестовый надбой с воздушной прослойкой (вариант Mk II «тропический»).

Еще два танка в 1927 г. направили в Индию. С них сняли пушки и пулеметы «Гочкис», перевооружив каждый четырьмя пулеметами «Виккерс»: четыре установки под пулеметы в башне придавали ей сходство с башней бронеавтомобиля «Кросслей», широко использовавшегося в колониях. Кстати, именно в связи с планами эксплуатации танка в колониях двигатель воздушного охлаждения считался предпочтительным.

Два танка Mk II «специальные», направленные в 1929 г. в Австралию, также подвергли перевооружению: в башне спаренный с пушкой пулемет «Виккерс» перенесли влево от пушки, а еще один «Виккерс» установили в правом борту башни.

Тактико-технические характеристики танка «Виккерс» Mk II

Боевая масса, т 13,2
Экипаж, человек 5
Высота, м 2,694
Длина, м 5,337
Ширина, м 2,783
Клиренс, м 0,45
Толщина брони, мм:
- лоб корпуса 12,7
- борт корпуса 8
- лоб и борт башни 8
Вооружение:
- пушка 47-мм QF3-pdr
- пулеметы 4x7,71-мм «Гочкис», 2x7,71-мм «Виккерс»
Боекомплект:
- выстрелов 90-95
- патронов 5000
Двигатель:
- марка «Армстронг Сидделей»
-тип карбюраторный, V-образный
- число цилиндров 8
- охлаждение Воздушное
- мощность, л.с. 90 (66,2 кВт) при 1750 об./мин
Запас топлива, л 383
Трансмиссия Механическая
Коробка передач 4-скоростная
Механизм поворота Бортовые фрикционы
Ходовая часть (на один борт) 12 опорных катков: 10 - сблокированных по два, 2 - с индивидуальной подвеской; 4 поддерживающих ролика
Подвеска Смешанная, упругая
Тип гусеницы Стальная мелкозвенчатая, с открытым шарниром
Количество траков в цепи 66
Тип зацепления Цевочное
Ширина трака, мм 330
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 24
Максимальная скорость на местности, км/ч 16
Запас хода, км 192 по шоссе, 130 по местности
Удельное давление на грунт, кг/см 2 0,6
Преодолеваемый подъем, град. 45
Ширина преодолеваемого рва, м 1,98
Высота стенки, м 0,8
Глубина брода, м 1,2

Танк «Виккерс Медиум» Mk II**,

«Виккерс Медиум» Mk II** застрял в яме.

Опытный колесно-гусеничный танк на базе «Виккерс Медиум» Mk I.

В 1926 г. «Виккерс-Армстронг» представила опытный колесно-гусеничный танк на основе «Виккерс» Mk I с опускаемым колесным ходом. Для перехода на колесный ход танк вывешивался на домкратах, затем колеса со сплошными резиновыми шинами опускались в рабочее положение. Передняя колесная пара была управляемой, задняя – приводной. Сообщалось, что при массе 12,5 т единственный переоборудованный танк на гусеницах якобы достигал скорости 30 км/ч, а на колесах – 45 км/ч, но в целом результаты оказались неудачными. После испытаний танк возвратили в исходное состояние.

Мостоукладчик на базе танка Mk II (1927 г.) с укладываемыми на препятствие 5,5-м раскладными мостовыми колеями не довели до испытаний.

Трактор-транспортер «Дрэгон» Mk II.

Танки «Виккерс Медиум» модификаций Mk IA*, Mk II* и Mk НА на учениях. Обратите внимание на противовес на корме башни танка на переднем плане.

Погрузка «Виккерс Медиум» Mk И на танковый транспортер «Скаммель».

Танк «Виккерс Медиум» Mk II на учениях переходит речку по «козлам».

Формирования и учения

Танку «Виккерс» был свойственен ряд существенных недостатков, но он практически открыл эпоху «маневренных» танков и позволил начать отработку идеи танков-«крейсеров». В 1920-е гг. осуществлялись интенсивные поиски путей развития военной техники и военной организации в целом, и танки «Виккерс» послужили базой для ряда интересных экспериментов – как с технической, так и с тактической и организационной стороны.

В книге Тау «Механизация и моторизация армий и война» (1933 г.) говорилось: «В 1922 г. в Англии появляется средний танк «Виккерс М-1». Первоначально этому событию не уделили за пределами Англии никакого внимания… Все было «ясно»: танк как танк… На маневрах 1923 г. «Виккерс»впервые показал свои боевые качества. Он в полном смысле этого слова господствовал на поле боя. Организованной ПТО не было. Благодаря невиданной подвижности (25 км/ч), броне и мощному вооружению (4 пулемета, 1 – 47-мм орудие) танк Виккерса легко справлялся со слабовооруженной пехотой и малоподвижной полевой артиллерией… Стало совершенно очевидно, что появление мощного быстроходного танка ставит целый ряд оперативно-тактических и организационных вопросов совершенно по-новому… В 1925 г. средним танкам придаются первые образцы малых танков».

«Виккерс Медиум» действительно заставил по-новому взглянуть не только на основные характеристики танков, но и на тактику и организацию танковых частей. Сам по себе он вполне отвечал идеям «мотомеханизированной войны», разрабатывавшимся и активно пропагандируемым генералом Эллисом, полковником Фуллером и капитаном Лидцел Гартом, хотя британское военное руководство официально открещивалось от их «крайних» взглядов.

Учения 1925 г. показали, что организовать взаимодействие быстроходных средних танков с обычной пехотой и артиллерией с тихоходными тракторами весьма затруднительно. «Временная инструкция для боя танков и бронеавтомобилей» 1927 г. попыталась привязать «движение пехоты и прикрывающий огонь артиллерии» к атаке танков. Однако «быстроходный» средний танк ставил еще вопросы о разведывательных бронемашинах, автомобилях повышенной проходимости для моторизации пехоты и инженерных частей, быстроходных тягачах для полевой артиллерии, с другой стороны – о скорострельных противотанковых пушках и новых приемах противотанковой обороны.

В мае 1927 г. был создан опытный механизированный отряд (Experimental Mechanized Force) – прообраз механизированной дивизии. Кроме батальона средних танков, в него вошли: артиллерийский дивизион, включавший две гаубичные батареи с гусеничными тракторами- транспортерами «Дрэгон» Mk II (в шасси «Дрэгона» использовались узлы и агрегаты того же «Виккерс Медиум»); легкая гаубичная батарея с полугусеничными тягачами; «легкий» стрелково-пулеметный батальон на полугусеничных и трехосных грузовиках; рота связи и инженерная на трехосных грузовиках; разведывательный батальон в составе рот бронеавтомобилей и малых танков (танкеток). Для транспортировки танков «Виккерс» служили трехосные тягачи «Скаммель» с седельными полуприцепами.

В том же году этот отряд принял участие в учениях у Кимберли в присутствии представителей Австралии, Канады и Южной Африки. Научениях разыграли показное сражение, в ходе которого «Виккерсы» провели атаку при поддержке штурмовой авиации, причем за танками следовала пехота на автомобилях, а предшествовала атаке разведка расположения противника танкетками «Карден-Ллойд».

Учения с использованием танков «Виккерс Медиум» велись не только в метрополии, но и в странах Содружества, колониях и протекторатах – Австралии, Индии, Египте.

Опыты 1927-1928 гг. вынудили расформировать опытный отряд и перейти к созданию однотипных танковых и моторизованных батальонов. В 1929 г. появилось на свет «Наставление по броневым и механизированным соединениям», уже через два года сменившееся наставлением с характерным названием «Современные соединения». Примечательно, что в сентябре того же 1931 г. в долине Солсбери прошли учения только что сформированной танковой бригады, включавшей малые («легкие») танки и средние танки «Виккерс».

Опытный «командирский» танк на базе «Виккерс Медиум» Mk II.

Командирский танк «Бокскар».

Танк непосредственной поддержки Mk IIА CS.

Танк непосредственной поддержки Mk IA CS.

Танки и радио

Учения 1931 г. подтвердили необходимость непрерывного и гибкого управления танковыми частями в условиях маневренных боевых действий – не случайно в учениях использовался специальный «командирский» танк с установкой вместо башни просторной рубки. Эту машину, названную за характерную форму корпуса «Бокскар» (Box саг), изготовили в 1928 г. В ее рубке смонтировали две радиостанции: малой дальности – для радиотелефонной связи с танковыми подразделениями и большой дальности – для связи с командованием. В лобовом листе рубки ставился пулемет для самообороны. Планировалось использовать «Бокскар» как машину управления танкового батальона, но был построен только один такой образец.

В 1931 г. испытывали и другой «командирский» танк – с макетом пушки в зафиксированной неподвижно башне, установкой двух радиостанций и высокой телескопической штыревой антенной на борту корпуса.

С появлением «быстроходного» танка возникла необходимость организации радиосвязи внутри танковой части, в том числе с возможностью работы радиостанций в движении. В 1930-1932 г. на 44 танка Mk II установили радиостанцию. Эта модификация получила обозначение Mk II**. В корме башни монтировалась бронекоробка с радиостанцией и телескопической штыревой антенной. Кроме того, такие танки имели спаренный с пушкой пулемет и командирскую башенку. Помимо радиостанции, вариант Mk II** оснащался двумя сигнальными флажками и мог быстро передать танкам подразделения до 45 условных сигналов. Батальон средних танков включал три роты по 15 машин и четыре радиофицированных танка- всего 49 «Виккерсов».

Опыты с самоходной артиллерией

Буксируемая артиллерия даже с механической тягой оказалась недостаточной для «маневренных броневых соединений». Неудивительно, что тот же «Виккерс Медиум» послужил базой для самоходных артиллерийских установок. Они отнюдь не были первыми опытными САУ, но для британской армии представляли собой новый шаг в подготовке к «мотомеханизированной войне».

Опытные «танки непосредственной поддержки» Mk I CS, Mk IA CS, Mk II CS (Close Support) несли в башне 15-фунтовую (т.е. 94-мм) мортиру с дымовыми и осколочно-фугасными выстрелами в боекомплекте. Дальность стрельбы дымовыми снарядами достигала 910 м (1000 ярдов).

Предполагалось придавать по две такие машины непосредственной поддержки каждой танковой роте.

В роли артиллерии сопровождения танкового соединения планировалось использовать самоходные пушки. Уже в 1924 г. на шасси «Виккерс» Mk I арсенал в Вульвиче построил опытную машину, также обозначаемую как Mk I и с той же скоростью хода 24 км/ч. 18-фунтовая (83,8-мм) пушка открыто устанавливалась на месте башни с возможностью кругового обстрела, при этом ей могли придаваться большие углы возвышения, что соответствовало набиравшей популярность идее «универсального» наземно-зенитного дивизионного орудия.

Самоходная артиллерия вызывала немалый скепсис у военного руководства, но поддержку проекту оказал начальник главного управления вооружения и военной техники генерал Н. Бёрч, в честь которого установку прозвали «Бёрч Ган». САУ Mk I участвовала в учениях полевой артиллерии. В июле 1926 г. появилась опытная Mk II на шасси «Виккерс» Mk II, отличавшаяся установкой 75-мм скорострельной пушки и наличием щитового прикрытия. Батарея из пяти опытных 75-мм САУ была придана опытному механизированному отряду и участвовала в его составе в учениях. Вариант Mk III построили в количестве трех экземпляров, но в войска не поставляли. В 1928 г. работы над САУ остановили, а вернулись к ним британцы уже в начале Второй мировой войны. Тем не менее, успели изготовить вариант орудия с полностью закрытой башней. Правда, из-за спешности работ эта машина отличалась довольно курьезным внешним видом.

Вариант самоходной пушки с полностью закрытой башней на базе «Виккерс Медиум» Mk II.

Еще один вариант САУ типа «Берч Ган» на базе Mk II с установкой пушки в башне.

Танк «Виккерс Медиум» Mk II в ремонтной мастерской.

Завершение карьеры

На замену Mk II фирма «Виккерс» уже в 1928 г. предложила совершенно новый трехбашенный танк А6, на основе которого, в свою очередь, построила «средний танк Mk III», более известный как «Виккерс 16-тонный». Но планы замены «Виккерс Медиум» средним «Виккерс 16-тонным» и тяжелым «Виккерс Индепендент» остались нереализованными из-за высокой стоимости машин. По тем же причинам не вышел из стадии прототипа 14-тонный средний танк А7 фирмы «Ройал Орднанс Фэктори» в Вулвиче, а работы над А8 остановили на этапе деревянного макета.

Создание сбалансированной системы бронетанкового вооружения и механизированных и моторизованных сил на какое-то время затормозилось. В итоге британцы ограничились средними танками, отказались от создания тяжелых машин и одновременно, под влиянием экономического кризиса и «колониального» опыта, увлеклись дешевыми малыми танками. Наверстывать упущенное в разработке боевых машин пришлось в 1934-1940 гг., а в их производстве – уже в ходе Второй мировой войны.

Танки Mk I сняли с вооружения в 1938 г., когда в армию начали поступать новые модели «крейсерских» и «пехотных» танков. К началу Второй мировой войны несколько десятков «виккерсов» модификаций Mk II, Mk IIA, Mk II*, Mk II** оставались в строю в качестве только учебных машин. Однако после потери значительной части новых боевых машин под Дюнкерком и в ожидании германского вторжения в метрополию британцы вынуждены были вернуть на «боевую службу» старые танки. «Виккерс» серии Mk II (включая Mk II CS) привлекались к обороне побережья и охране аэродромов. В качестве подвижных огневых точек для охраны важных объектов несколько Mk II пытались использовать британские Силы Западной пустыни у Мерса Матру и Тобрука (Северная Африка) – это были учебные танки, переведенные из Египта. Однако слабо защищенные для того времени и уже отнюдь не «быстроходные» машины вскоре были потеряны. Сообщалось, что несколько танков передали США в качестве металлолома в обмен на поставки по ленд-лизу.

О влиянии «Виккерс Медиум» за рубежом

Появление «Виккерс Медиум» и их активное участие в маневрах и учениях значительно стимулировали разработки аналогичных машин в других странах. К примеру, под явным влиянием «Виккерс» был выполнен опытный американский «15-тонный танк» Т2 (1929 г.) массой 13,61 т, вооруженный 37-мм пушкой и 12,7-мм пулеметом в башне, зенитным и лобовым 7,62-мм пулеметами, с упругой блокированной подвеской, со скоростью хода до 40 км/ч по шоссе. Кстати, американцы также экспериментировали с артиллерийскими и «пехотными» гусеничными тракторами-транспортерами на шасси «быстроходного» танка (тракторы Т1Е1 иТ1ЕЗ).

Более интересно для нас влияние «Виккерс Медиум» на советское танкостроение. Можно отметить, что уже в докладе секретного отдела Управления делами Наркомвоенмора в Реввоенсовет СССР от 2 марта 1926 г. среди «проектов, намеченных к разработке в течение 1926 г.» упоминался «маневренный танк». Им стал проект Т-12 той же категории по массе – 12 т.

В протоколе заседания РВС СССР от 17-18 июня 1929 г. зафиксирован доклад заместителя начальника Штаба РККА В.К. Триандафилова по «системе танкотрактороавтоброневооружения РККА», в которой был включен: «Средний танк. Назначение – прорыв укрепленной полосы в условиях как маневренных, так и позиционных. Вес не более 15-16 тонн. Скорость 25-30 км. Толщина брони должна гарантировать от пробивания 37 мм снарядом (при начальной скорости 700 м/с) на дистанции 750 м. Вооружение – одна 45-мм пушка и три одновременно действующих пулемета. Боекомплект не менее: 100 снарядов и 5.000 патронов. Число команды 4-5 человек. Радиус действия 200 км. Ширина перекрываемого препятствия не менее 2,5 м. Высота 4 – 1 м, глубина брода не менее 1,3 м. Диаметр сваливаемого дерева – 30 см». Нетрудно увидеть, что в основе лежат данные именно «Виккерс Медиум», но с поправкой на появление скорострельных противотанковых пушек.

В отчете о заграничной командировке, поданном начальником Управления механизации и моторизации РККА И.А. Халепским в Реввоенсовет СССР 6 июня 1930 г., упоминалась закупка в Англии следующих образцов: «а) фирма «Виккерс». Согласно утвержденной программе комиссии надлежало купить образцы танкетки, малого танка, танка «Мидиум» и большого танка… «Мидум» танков закуплено 15. Сроки поставки: в октябре – 1, в ноябре -2, в декабре -2, в январе -2, в феврале -2, в марте -2, в апреле -2, в мае -2… Броня «Виккерса» тоньше, чем предусмотрено нашей системой вооружения… Испытываемые нами танки были взяты из механизированной бригады британской армии… В танке «Мидиум» по договору обязаны установить 47-миллиметровую полуавтоматическую пушку и радиоустановку. Установка вооружения и радиоустановки оплачиваются особо». Далее Халепский приводит свое мнение по «реализации образцов и технической помощи по танкам»:

«Танк «Мидиум» 12-тонный Виккерса.

В настоящее время со средним танком, с точки зрения отечественного производства, положение обстоит наиболее катастрофически. До сих пор опытный образец не закончен и не испытан. Харьковский паровозо-строительный завод пока не подготовлен с точки зрения оборудования и проработки технологического процесса для того, чтобы выполнить намечаемую программу 1930-31 года в 300 шт. В связи с этим, необходимо себя перестраховать танком Виккерса, но при этом нужно иметь в виду следующее обстоятельство: танк Виккерса средний в 12 тонн не предусмотрен по системе вооружения. В этом отношении у нас принципиальные разногласия с британской армией, что мне удалось выяснить, будучи в Англии.

Средний танк «Виккерс Медиум» Mk II**.

Один из советских 12-тонных "Виккерсов", ставший трофеем немцев зимой 1941 г.

Англичане в вопросе среднего танка имеют принципиальную установку добиться максимальной его маневренности. Поэтому они вынуждены были за счет облегчения брони и сокращения базы дать танку своей конструкции скорость в 24 километра, имея при этом максимальный вес в 12 тонн.

Не отвергая существующего строящегося образца Т-12, полагал бы перестраховать себя образцом Виккерса, имея в виду его производство на Харьковском заводе – там же, где строятся Т-18.

Что же касается вопроса о моторе, то мотор может быть куплен в Англии или использован тот, что проектируется для танка Т-19. В случае же, если мотор Т-19 отечественного производства не оправдает себя на деле, то мотор Т-12 Виккерса можно будет использовать для танка Т-19.

Если конструкция танка Т-12 полностью и целиком себя оправдает, тогда от танка Т-12 Виккерса следует использовать отдельные агрегаты для усовершенствования конструкции отечественного производства.

При этом нужно иметь в виду следующее обстоятельство: если по системе вооружения будет введен Революционным Военным Советом дополнительно 12-тонный танк, то производственную базу малого и так называемого среднего легкого 12-тонного танка нужно иметь на Челябинском тракторном заводе, тем более, что моторы для того и другого танка будут едиными. По этому вопросу я имел совещание с т. Осинским, который в принципе против этого не возражает» (имеется в виду заместитель председателя ВСНХ В.В. Оболенский-Осинский).

В тот же день на совместном совещании представителей научно-технических комитетов АУ и УММ обсуждался вопрос установки отечественных образцов вооружения на закупленные за рубежом танки, в том числе – «45-мм танковой пушки в башне 12-тонного танка».

В докладе начальника УММ в Реввоенсовет от 15 февраля 1931 г. о «положении по опытным образцам системы АБТВ» упоминается: «Танк Виккерс 12 тонный (Постановление РВС СССР от 13 августа 1930 г.). Находится в стадии испытаний». Наконец, в протоколе совещания в Реввоенсовете об изменении танковой программы от 8 мая 1931 г. по вопросу о среднем танке указывалось: «Средний 12-тонный танк Виккерса, приобретенный нами, предназначенный, очевидно, специально для колониальных войск (слабое бронирование и вооружение), по своим боевым качествам не подходит к нашей системе танкового вооружения». Далее предлагалось «просить правительство разрешить приобрести новый 16-тонный средний танк Виккерса, о котором только теперь нам стало известно, приближающийся по броне, скороходности и вооружению к нашим требованиям».

Технически танки «Виккерс Медиум» устарели очень быстро – слишком стремительно шло развитие бронетанкового вооружения и техники в межвоенный период. Главной для них и на родине, и за рубежом оказалась роль своего рода «подвижной лаборатории».

Литература

1. Барятинский М.Б. Танки Второй мировой. – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2009.

2. Буше Ж. Бронетанковое оружие в войне. – М.: Изд. иностранной литературы, 1956.

3. Верховский А. И. Война на автомобилях//Огонек. – 1928, №3.

4. Главное Автобронетанковое управление. Люди, события, факты в документах. 1929- 1941 гг.-М.: МО РФ, 2004.

5. Танки. Конструкция и расчет. – Ташкент: Изд. Военной Академии механизации и моторизации им. Сталина, 1943.

6. Тау. Моторизация и механизация армий и война. – М.: Госвоениздат, 1933.

7. Хейгль Танки. 4.1. – М.: Госвоениздат, 1936.

8. Chamberlain P., Ellis С. British and American tanks of World War Two. – Cassell amp; Company, 1969.

9. Chant C. Armoured Fighting Vehicle of the 20 th Century. – London: Tiger Books International, 1996.

10. Ducan N. W. Medium Marks I-III//AFV. №12.

11. Heigl F. Taschenbuch der Tanks. – Munchen, 1930.

12. Manual of tank data. Aberdeen Proving Ground Tank Collection. Vol. I, Vol.II – MLRS, 2007.

13. The Encyclopedia of Tanks and Armoured Fighting Vehicles. General editor C. Foss. – London: Amber books Ltd., 2002.

14. von Senger und Etterlin F.M. Salisbury Plain, 19.August 1927 // Soldat und Technik. – 1987, №9.

Из книги Артиллерия и минометы XX века автора Исмагилов Р. С.

Глава 3 Гитлер - медиум или колдун? Из высказываний Адольфа Гитлера очевидно, что он не признает существование зла или дьявола, несмотря на то что был воспитан в католической вере. Но как все личности с некоторыми психологическими дефектами, он был твердо убежден в том,

Из книги Истребители Первой Мировой войны. Часть 2 автора Иванов С. В.

203-мм гаубица Виккерс Мк VI После начала Первой мировой войны Великобритания, как и Россия, испытывала острый недостаток мощных осадных орудий для штурма хорошо укрепленных крепостей. Поэтому в 1916 году на заводах фирмы «Виккерс» начался массовый выпуск спешно

Из книги Техника и вооружение 2014 12 автора Журнал «Техника и вооружение»

Виккерс F.B.9 Самолет представлял собой продолжение линии первых «толкачей» фирмы «Виккерс» (F.B.5 и F.B. 6), созданных еще 1913 году. Самолет отвечал популярной перед войной концепции двухместного многоцелевого самолета, хотя предназначался прежде всего на роль истребителя.

Из книги Боевые машины мира, 2014 № 25 Транспортер-тягач МТ-ЛБ автора

Виккерс F.B.12 Имя Сесила Бернарда Редрапа малоизвестно даже историкам. Редрап был одним из пионеров английской авиации, создавая авиационные двигатели, на которые получил несколько патентов в 1910–1914 годах. Прежде всего он занимался совершенствованием так называемых

Из книги Боевые машины мира, 2015 № 28 Гусеничный транспортер М548А1 автора

Танк "Виккерс" Mk II* экспозиции британского. Музея бронетанковой техники в Бовингтоне Эти фото преоставил редакции журнала "Техника и вооружение" наш постоянный читатель Уве Харнах из Швейцарии. Подробный рассказ об истории создания и применения 12 тонных танков

Из книги автора

«ВИККЕРС «6-ТОННЫЙ» История человечества знает немало примеров, когда талантливые, одаренные люди или выдающиеся идеи и изобретения получали признание во всем мире, за исключением собственной родины. Поразительно, но факт – даже история бронетанковой техники изобилует

Из книги автора

«ВИККЕРС 12-ТОННЫЙ» Танк Medium Mk. I был создан в 1922-1923 годах специалистами британской фирмы «Виккерс». Первоначально он классифицировался как легкий танк (Tank Light Mark I), однако позднее, с появлением более легких машин этого класса, был переклассифицирован в средний. За пределами

Приветствую вас танкисты,

Сегодня поговорим немного про средний танк Британии 3-го уровня - Medium III. Британский средний танк межвоенного периода. Создан в 1926-1931 годах фирмой «Виккерс». В 1933 году выпущено три серийных танка, состоявших на вооружении британской армии до 1938 года. В боевых действиях не применялись.

«Виккерс 16-тонный» представлял собой классической компоновки, с двухъярусным расположением пушечно-пулемётного вооружения. Танк послужил прообразом для советского среднего танка Т-28.

Танк в игре

Достоинства и недостатки

танк плохо бронирован и вкупе с большими габаритами, становится хорошей мишенью. Но есть у танка и пара значительных плюсов: хорошие орудия QF 2-pdr Mk. IX (более скорострельное, точное и пробивное, хорошо подходящее для всех дистанций боя) и 6-pdr 8cwt QF Mark I (обладающее большим разовым уроном и большим уроном в минуту), и высокие показатели прочности и скорости (250 HP, 48 км /ч).

Тактика игры

Лучше всего для этого танка подойдёт тактика танка второй линии атаки (дамагера). Таким образом танк Medium Mk. III должен занять снайперскую позицию в начале боя и, когда будет дан свет, накидывать урон (советую для этого орудие 6-pdr 8cwt QF Mark I).

Знаки классности и медали

Взять мастера на этом танке достаточно просто. Нужно всего лишь отправить в ангар где-то 4 танка. Если правильно играть на этом танке можно легко достичь большего. Приведу в пример свой 10 бой на танке, когда правильно используя тактику я снял 8 фрагов, накидал около 1000 дамага и спас команду от поражения.

Средний танк МЗ раннего выпуска с короткоствольной 75-мм пушкой. Абердинский полигон, весна 1941 г.


Создан на основе среднего танка М2 с использованием практически всех узлов и агрегатов силовой установки, трансмиссии и ходовой части последнего. Разрабатывался с учетом опыта боевых действий германских танковых войск в Европе и в первую очередь как альтернатива Pz.IV. Конструктивно далекий от совершенства (для начала 1940-х годов многоярусное расположение вооружения было абсолютно архаичным), тем не менее представлял собой важный этап в развитии танкостроения в США, став первым американским танком, вооруженным 75-мм пушкой. Выпускался фирмами: American Locomotive Company, Detroit Tank Arsenal (Chrysler), Pressed Steel Car Company, Pullnnan Standard Car Company и Baldwin Locomotive Works. С июня 1941 по декабрь 1942 г. изготовлено 6258 танков.

КОНСТРУКЦИЯ И МОДИФИКАЦИИ

М3 – первый и самый массовый вариант. Корпус клепаный, пушечная башня и пулеметная башенка – литые. Часть танков оснащалась стабилизаторами наведения пушек в вертикальной плоскости и дизельными двигателями Guiberson Т-1400- 2. Машины, выпускавшиеся для Великобритании (Grant I), имели только одну литую башню увеличенного размера. Изготовлено 4924 единицы (включая Grant I).

М3А1 – М3 с литым корпусом. Посадочные люки в бортах – овальной формы. Изготовлено 300 единиц.

М3А2 – М3 со сварным корпусом. Изготовлено 12 единиц.

М3АЗ – М3А2 с дизельной силовой установкой General Motors 6046 G-71 мощностью 375 л.с. Боевая масса 28,602 т. На части машин посадочный люк в левом борту корпуса был заварен. Изготовлено 322 единицы.

М3А4 – двигатель Chrysler А57 Multibank мощностью 370 л.с. Длина клепаного корпуса увеличена до 6147 мм. Ликвидированы ящики для амуниции на корме корпуса и дверь в левом борту. Длина гусеницы увеличена до 83 траков. Улучшена конструкция тележек подвески. Боевая масса 29,056 т. Изготовлено 109 единиц.

М3А5 – М3 с дизелем General Motors 6046 G-71. Левый бортовой люк заварен. Изготовлено 591 единица.




Средний танк М3с (М3 позднего выпуска с длинноствольной 75-мм пушкой) на улице освобожденной Вязьмы. Западный фронт, 13 марта 1943 г.


Парадоксально, но факт: средние танки типа М3 меньше всего воевали в армии США. Большинство выпущенных машин было отправлено в Великобританию (2877), в СССР (1386) и в другие страны (100). В итоге в американские войска поступило только 1895 танков.

До конца марта 1942 г. на американских заводах было изготовлено 666 средних танков "Грант I", значительную часть которых сразу отправили в Египет. На британских тыловых ремонтных базах в Тэль-эль- Кэбире и Эль-Абассии танки получили ящики ЗИП английского образца, радиостанции №19, маскировочные сети и крылья специальной формы, уменьшавшие облако песчаной пыли от гусениц. Кроме того, боевые машины перекрасили в пустынный камуфляж. Здесь же американские инструкторы обучали английские экипажи.

В течение лета 1942 г. "гранты" активно использовались в боевых действиях различными соединениями и частями 8-й английской армии. Причем, американские средние танки эксплуатировались совместно с боевыми машинами других марок, что не могло не создать определенны* трудностей. Так, например, в конце августа в 10-й танковой дивизии имелось 64 "гранта" и 15 "крусейдеров", в 22-й танковой бригаде – 94 "гранта", 54 "крусейде- ра" и 40 "Стюартов". К началу второго сражения у Эль-Аламейна 23 октября 1942 г. в 8-й армии насчитывалось 253 средних танка "Грант", что составляло 17% танкового парка армии. Распределены они были весьма неравномерно. Больше всего "грантов" имелось в 22-й, 8-й и 9-й танковых бригадах. К началу решающего сражения в Северной Африке все возрастающую конкуренцию "Гранту" составлял другой, более современный и эффективный, американский танк – "Шерман". Потери "грантов", а к 23 декабря 1942 г. они составили 350 боевых машин, восполнялись уже "Шерманами". Поэтому в начале января в британских войсках на этом театре оставался только 131 "Грант", а спустя месяц – 88. На этом боевая карьера "грантов" в войсках 8-й английской армии завершилась.



Крейсерский танк Crant I в бою. Северная Африка, май 1942 г.



Легкие немецкие танки Африканского корпуса, такие как этот горящий Pz.I, были бессильны против "грантов"




Танки М3 из состава 2-й танковой дивизии армии США во время учебных занятий. Форт-Беннинг, февраль 1942 г.


Американские М3 впервые вступили в бой на Филиппинах в составе 192-го танкового батальона. В основном же они использовались в учебных целях как на территории США, так и за ее пределами. Боевыми машинами этого типа были вооружены, например, полки 1-й танковой дивизии армии США, переброшенные весной 1942 г. в Северную Ирландию. Один из них – 13-й – принял участие в высадке американских войск в Марокко и в последующих боях в Тунисе, к концу которых почти все "Ли" заменили "Шерманами". На вооружении 1-й танковой дивизии средние танки М3 сохранялись вплоть до конца боев в Тунисе. По состоянию на начло мая 1943 г. в ней имелся еще 51 танк этого типа. Перед переброской дивизии в Англию эти машины передали частям Свободной Франции. В боевых действиях на Европейском континенте средние танки М3 участия не принимали.

М3 ограниченно использовались в боях на островах Тихого океана в ноябре 1943 года в составе 193-го танкового батальона на атолле Мекин с 27-й пехотной дивизией и на Тараве со 2-й дивизией морской пехоты. Находившиеся на островах несколько японских легких танков "Ха-го" не смогли оказать серьезного сопротивления средним американским танкам. На этом закончилась боевая карьера средних танков М3 в американской армии. Еще 1 апреля 1943 г. Комитет вооружения присвоил им статус ограниченно стандартных, а спустя год и вовсе снял с вооружения.

После снятия с вооружения М3 переделывались в БРЭМ М31 и тяжелые артиллерийские тягачи М32 и активно применялись в этом качестве вплоть до конца войны. На базе танка выпускались самоходно-артиллерийские установки М7,

В армиях некоторых других стран, например, Австралии, они использовались значительно дольше До конца 1942 г. на Зеленый континент прибыли 502 "Гранта" и 255 "Ли". К июню 1944 г. в трех австралийских танковых дивизиях насчитывалось 737 танков М3 (266 "Грантов" с бензиновыми двигателями, 232 – с дизелями и 239 "Ли" также с бензиновыми моторами). Некоторое количество этих машин принимало участие в боевых действиях на островах Юго-Восточной Азии. Часть М3 австралийцы оборудовали американскими бульдозерами М1, несколько машин переделали в БРЭМ. После окончания Второй мировой войны все бензиновые "Гранты" из австралийской армии были списаны. 3 августе 1947 г. в строю оставалось 149 дизельных "Грантов", правда часть из них требовала ремонта. Служба "Грантов" а Австралии продолжалась вплоть до 1955 г., после чего их окончательно сняли с вооружения.



Средний танк М3А1 во время испытаний на Абердинском полигоне. Февраль 1942 г.





Прототип танка М3А4 перед испытаниями. Абердинский полигон, февраль 1942 г.



Средний танк М3А5 во время испытаний на Абердинском полигоне в декабре 1942 г. Машина поздних выпусков с вентилятором на крыше отделения управления, заваренной бортовой дверью и стабилизаторами пушек



Танк "Генерал Грант" на боевой позиции в североафриканской пустыне. Стреляные 75-мм гильзы попросту выбрасывались через дверь в спонсоне



Танк М3 "Генерал Ли" из состава 150- го полка Королевского танкового корпуса на одной из улиц г. Мандалай. Бирма, 1945 г.


Кроме армии США, Великобритании и стран Содружества (Канады, Австралии и Индии) средние танки М3 поставлялись только Советскому Союзу. По американским данным в СССР в 1942 – 1943 гг. было отправлено 1386 танков М3, военной же приемкой ГБТУ Красной Армии было принято только 976 машин. Причем отправлялись только танки модификации М3, как с 75-мм пушками М2 со стабилизаторами и без них, так и с 75-мм пушками М3. В Красной Армии танк именовался М3с – М3 "средний". В Красной Армии танк приняли без восторга, уж больно архаичной для 1942 г. была его компоновка. Среди достоинств машины отмечалось мощное вооружение, просторное боевое отделение и хорошая подвижность по дорогам с твердым покрытием, среди недостатков – большие габаритные размеры, прожорливость и пожароопасность бензинового авиамотора, а кроме того невысокую проходимость по бездорожью и снегу из-за обрезиненных гусениц.

Отдельные машины этого типа использовались в советских танковых частях вплоть до конца 1944 г., а один М3с имелся в войсках Забайкальского фронта даже во время войны с Японией в августе 1945 г.



Колонна танков М3с 193-го отдельного танкового полка Красной Армии движется к передовой. Центральный фронт, июль 1943 г.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА М3

БОЕВАЯ МАССА, т: 27,921.

ЭКИПАЖ, чел.: 6-7.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина ~ 6121 (с пушкой М3); 5639 (с пушкой М2), ширина – 2718, высота – 3124, клиренс – 432.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка М3 или М2 калибра 75 мм, 1 пушка М5 или Мб калибра 37 мм, 3 пулемета Browning М1919А4 калибра 7,62 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 50 выстрелов калибра 75 мм, 178 выстрелов калибра 37 мм, 9000 патронов калибра 7,62 мм.

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: перископический прибор М1 с телескопическим прицелом М21А1 для 75-мм пушки, перископический прибор М2 с телескопическим прицелом М19А1 для 37-мм пушки.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса – 38…50,8, борт и корма – 38, крыша -12,7, днище – 12,7 – 25,4, башня – 22…50,8.

ДВИГАТЕЛЬ: Continental R-975-EC2, 9-цилиндровый, карбюраторный, четырехтактный, звездообразный, воздушного охлаждения; мощность 340 л.с. (250 кВт) при 2400 об/мин, рабочий объем 15 938 см.

ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион сухого трения, карданный вал, пятискоростная коробка передач с синхронизаторами, двойной дифференциал, бортовые передачи.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть обрезиненных опорных катков на борт, сблокированных попарно в три тележки, подвешенные на вертикальных буферных пружинах, три поддерживающих катка, направляющее колесо, ведущее колесо переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное); в каждой гусенице 79 траков шириной 406 мм, шаг трака – 152 мм.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 40.

ЗАПАС ХОДА, км: 230.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 35, высота стенки, м – 0,61, ширина рва. м – 2,28, глубина брода, м – 1,06.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция SCR-508.



Читайте также: