Страшные игры. Страшные игры Сенсорные органы пришли в негодность

Большинство людей думают, что зомби не существуют, но все зависит от того, что именно имеется в виду, когда используется это слово. Сегодня слово «зомби» несет действительно два значения, и не все знают об этом.

Термин «зомби» происходит от культа Вуду, ведя свой исток из западной части Африки, и он не означает человека, который хочет съесть человеческие мозги. Согласно последователям этих верований, сейчас живущих в основном в Гаити, в южной части Соединенных Штатов, а также в западноафриканских странах, зомби – это сильно порабощенный человек, который неосознанно работает на человека, управляющего им . Эти убеждения, конечно, сохранились и по сей день, несмотря на то, что в 1968 году вышел первый фильм с совершенно другими, кровожадными зомби, который назывался «Ночь живых мертвецов». На сегодняшний день выпущено много фильмов и видеоигр с этим типом зомби и изображением мертвых людей, которые встают из могил и ходят в поисках пищи в виде человеческой плоти. Этот тип зомби стал популярным в массовой культуре, хотя и имеет мало общего с культом вуду.

Как появляются зомби

Как же обстоит дело с настоящими, реальными зомби? Откуда появились зомби ? Согласно многочисленным сообщениям, священники вуду готовят белое, мучнистое соединение, которое называется порошком зомби. Этот порошок содержит ингредиенты, которые могут превратить человека в зомби. В 1980 году этноботаник из Гарварда Уэйд Дэвис отправился в Гаити для проведения расследования. По его мнению, каждый священник вуду использует различные ингредиенты для создания этого порошка, но общий ингредиент – это фрагментированные останки животных (в основном кости), содержащие высокотоксичный тетродотоксин (в малых дозах оказывающий парализующее воздействие на нервную систему человека); получают этот ингредиент путем высушивания и получения порошка из высушенных иглобрюхих рыб.

Дэвис считал, что человек, подвергнутый воздействию определенного количества порошка зомби, содержащего тетродотоксин, может впасть в вегетативное состояние, напоминающее смерть.

Еще один опасный по воздействию на человеческий организм ингредиент – это трава Джимсона (датура). Вскоре после того, как человек похоронен, его тело может быть извлечено священником вуду, который получает контроль над ним непрерывным введением психоактивных соединений, содержащихся в траве Джимсона. Препараты на основе таких соединений вызывают бред и смятение, и человек становится не в состоянии нормально функционировать.

Человек-зомби

Согласно публикации Американского химического общества, в 1962 году человек по имени Клэрвиус Нарцисс поступил в больницу Альберт в Порт-о-Пренсе с серьезными заболеваниями дыхательных путей. Он оказался в коме и после некоторого времени был объявлен мертвым докторами больницы. Вскоре он был похоронен. Спустя 18 лет этот мужчина неожиданно появился на окраине своего родного города в состоянии шока. В ходе расследования выяснилось, что после своей медицинской смерти он был похоронен, но был выведен из комы священником вуду с помощью сильнодействующих препаратов. Он стал рабом своего хозяина, который заставлял его, наряду со многими другими рабами – также зомби, работать на сахарной плантации, пока хозяин не умер.

Без порошка зомби Клэрвиус Нарцисс, наконец, восстановил здравомыслие и вернулся к своей семье спустя много лет, в отличие от многих других зомби, у которых произошло необратимое повреждение головного мозга.

Эта реальная история про человека-зомби нашумела за рубежом, что способствовало интересу людей к культу вуду и теме зомби, что, в свою очередь, вызвало популяризацию этой темы в кино, хотя и в весьма искаженном виде. Настоящие зомби – это не умершие люди , которые, будучи под действием сильнодействующих веществ, превращены так называемыми хозяевами (священниками вуду) в послушных рабов, исполняющих волю хозяев.

Зомбирование

В последнее время в интеллектуальной среде появляется все больше разговоров о зомбировании людей средствами массовой информации , телевидением, пропагандой, и, обращая внимание на состояние общества, к примеру, в Северной Корее, трудно не согласиться с такими разговорами или, по крайней мере, найти их близкими к реальности.

Для любителей жанра хоррор настоящей находкой станут игры страшилки. Но не думайте, что столь нейтральное название соответствует стилю игры. Совсем нет! Flash-игры хоррор – это по-настоящему жуткие сюжеты, замедляющая кровь музыка и постоянный драйв для нервов.

Выбор вариантов «во что поиграть» достаточно велик.

Все самые страшные игры делятся на три категории:

  • шутер – боевые действия по уничтожению монстров, зомби, привидений и нечисти;
  • инди-хоррор – атмосферные сюжеты в условиях реального и выдуманного апокалипсиса;
  • выживание – полный набор всего, что только можно представить из жанра хоррор.

Жуткие «флешки» не оставят ни одного момента на расслабление – страх начинает сковывать с первых минут игры и остается долгим шлейфом после выключения компьютера. Этому способствует все: давящая музыка, мрачное оформление, резкие атаки, ужасающие монстры, постоянная тяжелая атмосфера и «сюрпризы» за каждым углом.

Играть в такие игры лучше начинать со школьного возраста, так как их сюжеты по достоинству оценит только взрослая аудитория. Которая сможет рассмотреть за жутким оформлением оригинальность и увлекательность выбранного жанра.

Зомби - одни из самых популярных персонажей массовой культуры. Однако они являются ещё и интересной метафорой, которую режиссёры используют для социальной критики.

Возникновение зомби

Истории о зомби попали в западную культуру через рассказы о вудуистских практиках жителей островов Карибского бассейна. Одним из основных источников этих историй для широкой аудитории стала книга 1929 года «Остров магии», хотя истории о зомби начали ходить до её появления. Книга была написана известным репортёром газеты The New York Times Уильямом Сибруком, и одна из глав была посвящена магии вуду и практике зомбирования. Она спровоцировала резкий всплеск интереса к зомби в США, и уже в 1932 году на экраны вышел первый фильм на эту тему под названием «Белый зомби», рассказывающий о колдуне, подчиняющем людей своей власти.

До того, как в 1968 году Джордж Ромеро выпустил фильм «Расцвет живых мертвецов», зомби так и оставались живыми жертвами, подчинёнными власти мага-вуду. Ромеро переосмыслил концепцию зомби, превратив их в восставших по непонятной причине мертвецов. С тех пор под зомби стали понимать в первую очередь живых мертвецов. Ромеро же стал главным законодателем жанра. При этом, являясь независимым режиссёром, он вкладывал в каждый свой фильм политический подтекст, поднимая проблемы ксенофобии, классизма, феминизма, консьюмеризма и т.д.

К началу XXI века жанр зомби, перенасыщенный дешёвыми подражаниями, снятыми на волне популярности фильмов Ромеро, начал угасать. Однако в начале нового века начался настоящий зомби-ренессанс. Живые мертвецы перебрались в книги, комиксы, компьютерные игры, сериалы и научные работы.

Что символизировали зомби в разное время

Зомби с самого своего появления в культуре представляли собой метафору того, что люди боялись. Так, в гаитянской культуре, где их обнаружили европейцы, зомби отражали страх местных жителей перед колониализмом и рабством. Не случайно зомби были подконтрольными марионетками, которых породили колдуны, обладавшие тайным знанием.

Ромеро, как уже было сказано, превратил их в метафору для расизма, консьюмеризма и пр. Люди в его фильмах обычно репрезентуют привилегированные группы, тогда как зомби - это те, кто лишены привилегий, но хотят обрести их. Например, в одном из его фильмов люди запираются в магазине и потребляют имеющиеся в нём в изобилии продукты, в то время как голодные зомби вынуждены наблюдать за этим снаружи.

В начале 2000-х годов, когда начался новый всплеск интереса к жанру, зомби стали служить для выражения страха перед корпорациями и правительствами. В это время ходячие мертвецы чаще всего появляются именно в результате их деятельности и оказываются им подконтрольны. Достаточно вспомнить самую известную франшизу этого времени - «Обитель зла», где зомби были созданы корпорацией Umbrella, чтобы её руководители могли очистить землю от лишних людей и установить собственную власть над всем миром.

В 2010-х годах зомби, напротив, начали служить для преодоления страха перед стигматизированными группами. В это время появляются фильмы и сериалы, в которых повествование ведётся от лица зомби. Характерно, что в таких картинах зомби-апокалипсис не был завершён, зомби в каком-то смысле потерпели поражение, и некоторые из них ищут способы сосуществования с живыми.

Люди и зомби: Свои и Чужие

Зомби оказались весьма гибкой метафорой, охватывающей очень широкий круг людей и явлений. Такой широкий, что зомби может стать каждый. Любой человек может стать зомби или же, напротив, так называемым выжившим. Для этого не надо обладать какими-то особенными качествами, не надо быть ни супергероем, ни «маленьким человеком». Благодаря этому факту, зритель легко идентифицирует себя с героями произведений о зомби, что, возможно, также сказывается на популярности жанра.

При этом мало кто хотел бы идентифицировать себя с зомби. Это в принципе практически невозможно, потому что зомби не имеют индивидуальности, которая есть у каждого из нас. Живые мертвецы представляют собой враждебную, но при этом однородную, серую и безликую массу. Они, за некоторыми исключениями, никак не персонифицированы. Достаточно легко провести параллель между безликой толпой зомби и обезличенным индустриальным урбанизированным сообществом. Зомби в том числе служат метафорой для офисных работников, эксплуатируемых корпорациями и заполняющих города.

Они отображают страх перед этой толпой отчуждённых друг от друга людей и страх быть ею поглощёнными. Это та толпа, частью которой мы не хотим становиться. Однако, будучи городскими жителями и корпоративными работниками, мы в то же время неизбежно являемся частью этой человеческой массы. Поскольку же зомби представляют собой тех (или, скорее, всех), кто постоянно нас окружает, но от кого мы оказываемся отчуждены, с кем не хотим идентифицироваться, то можно трактовать зомби как метафору Другого, того, кем мы не являемся, кто отличается от нас, кто для нас не Свой.

Противоречие, состоящее в том, что мы не хотим отождествляться с тем, частью чего являемся, способствует вышеупомянутой открытости жанра зомби, и, естественно, это было отражено в самих жанровых произведениях. Так, в сериале «Ходячие мертвецы» в какой-то момент выясняется, что зомби не заражают живых. Живые уже изначально заражены и неизбежно станут зомби после смерти. Кроме того, в сериале есть сюжетная арка, в которой одна из групп выживших существует за счёт того, что занимается тем, чем занимаются зомби: поедает других выживших. Также там есть множество эпизодов, в которых живые мимикрируют под мёртвых, чтобы остаться в живых. То есть герои становятся похожими на Других, чтобы оставаться собой. Однако это сохранение самотождественности иногда приводит к стиранию грани между собой и Другим.

В сериифильмов «Обитель зла» главная героиня оказывается единственной, кто выживает на всём протяжении франшизы. Однако её выживание и отделённость от однородной толпы Других обеспечивается её собственным, всё усиливающимся по мере развития сюжета,отличием от других выживших. Само же это отличие в свою очередь порождено её «причастностью» к миру зомби. Она является носителем вируса, который реанимирует мертвецов и заставляет их желать плоти живых, но она единственная, кто смог подчинить вирус себе, не претерпев физических изменений.

Эта её двойственность дополняется её двусмысленным отношением к корпорации, создавшей вирус (а страх перед корпорациями является лейтмотивом «Обители зла»). С одной стороны, она принадлежит к корпорации как сотрудница (она работала в службе охраны), но с другой – она двойной агент и работает там именно для того, чтобы навредить компании. В данном случае поддержание тождества самой себе также состоит в постоянной амбивалентности положения героини, которая оказывается одновременно и тождественна и нетождественна Своим и Чужим.

Освоение Чужого

Такое амбивалентное положение героев произведений про живых мертвецов между зомби и выжившими характерно в основном для 2000-х годов. До этого зомби и выжившие были чётко разделены, а происходящее было доступно зрителю исключительно с одной точки зрения – точки зрения живых. В последние годы было создано довольно много произведений, где делается попытка «нормализации» зомби, то есть возвращения их к человеческому состоянию, либо даже признания их состояния нормальным. К последнему варианту ближе всего подходили «Я – легенда» и «Гордость, предубеждение и зомби», где некоторые зомби становились отчасти разумными. Однако полноценного осуществления такого сценария пока что не происходило.

Первый вариант наиболее полно осуществлён в фильме «Тепло наших тел» и сериале «Во плоти». Сюда же можно отнести французский сериал «На зов скорби», хотя живых мертвецов в нём нельзя назвать зомби в полном смысле этого слова, поскольку они не являются ожившими разлагающимися телами, но, скорее, больше похожи на материальные призраки. Что характерно, во всех трёх вариантах повествование ведётся с точки зрения оживших мертвецов. Также важно то, что во всех случаях «нормализации» зомби ходячие мертвецы начинают обретать язык, которым не обладают зомби во всех других картинах.



Читайте также: