Средневековый бестиарий: между наукой и богословием. Средневековый Бестиарий

Единорог

В христианстве единорог - это символ божественного единства, духовной власти и благородства, в связи с этим и становится он образом Христа.
Его белая окраска символизирует чистоту, то, что необходимо приобретать, следуя путями сыновей Божьих.

Единорог славит Папу Гонория IV.
"Пророческие видения Пап Римских". Англия 1300 г.

Но весь этот возвышенный символизм не мешал относится к этому животному эээээ..., ну потребительски что ли.
Всё дело в его роге: издревле его рогу приписывались лечебные свойства (в частности, считалось, что это лучшее средство от любых ядов).

Вообще единорог в Средневековье имел мало общего с белым конём с рогом во лбу. Роста он был небольшого, да и вида иного.
Прекрасный единорог на лапках из английского бестиария XIII века.

Немного об охоте на единорога...
Все авторы сходятся на том, что в качестве приманки нужна непорочная дева.
Тут сложная символика. Он - эмблема целомудрия.
Изображение первоначально было с Девой Марией, он ей голову на колени клал.
А потом трактовка расширилась и стали считать, что единорог голову на колени кладёт любой девственнице, поклоняется чистоте, устоять не может. Если не девственница его попытается подманить, убьёт.

Несчастный единорог, рядом дева, скорбно взирающая на эту жуткую сцену. Такая драма. Из Английского бестиария XIII века.

Злобный вьюнош пронзает копьём единорога.Англия, средина XIII века.

Вот только имеются существенные расхождения в облачении девы: в некоторых произведениях дева должна быть одета, в других должна быть с обнаженной грудью, в третьих обнажённой полностью.

И тогда единорог становится смирным... Мда... Способ поимки более чем интересный.
Попробуйте представить себя на месте единорога:)))
Тебя преследует толпа охотников, собаки лают, рога трубят. Короче: шум, гам, неразбериха.
И тут тебе под копыта сваливается обнаженная дева... Любой бы офигел и присмирел.

Всё та же сцена. Только здесь дева негодующая, возмущённая жестокостью охотника. Псалтирь Ормсби. Восточная Англия, конец 13-нач.14 века.

Дева, горозящая пальцем охотнику...Англия,13 век.

Хотя деве в данном бардаке тоже не сахар: как порой писано в бестиариях, что единорог прыгает в пазуху/или на грудь/ девы.
О_о жуть! Представьте, что такое животное, ошалевшее от преследования, с разбега прыгает тебе на грудь!.. Хорошо если сумеешь отвернуться от рога! Короче, какой- то варварский способ ловли...
Но пожалуй хватит о девах, теперь немного об образе единорога подробнее.

Книга судьбы. Италия, вторя половина 15 века.

В XV-XVI веках изображение однорогого зверя красуется на медальонах, гравюрах, шпалерах. на знаменах и гербах. Он незаменим там, где поэтизируется рыцарское служение даме, где славят верность и целомудрие. Единорог был очень популярен в эпоху средневековья и Возрождения. Единорогомания захлестывает мир.

Слава единорога поддерживалась не только поэзией.
На гербах многих сиятельных господ этот символ означал не их благородство или одиночество, а обычное для того времени метафорическое истолкование: от храброго мужа враги бегут, как яд от чудесного рога.
В эпоху Возрождения фигурка единорога частенько красовалась над аптеками.
Так-то вот.

Миниатюра на полях рукописи."Роман о Ланселоте".Франция, начало 14 века.

На Западе дракона всегда представляли злобным.
Одним из классических подвигов героев - Геркулеса, Сигурда, Св.Михаила, Св.Георгия - была победа над драконом и его убиение.
В германских мифах дракон охраняет драгоценные предметы.
В "Беовульфе"- англосаксонской эпической поэме, дракон стоит на страже сокровища три сотни лет.

Дракон довольного вида. Весёлый и бодрый. Английский бестиарий конца 13 века.

Тут откуда не возьмись
Появился вдруг...
Дракон, коего взяла оторопь от выхода такого вот нудиста обнажённого человека. Короче, испуганы оба.
Бестиарий. Франция,Lorraine (Метц),первая часть 14 века

Дракон лижет спящего человека, отравляя его прикосновением своего языка.
Здесь идёт ассоциация со сплетниками, кои тоже незаметно для людей травят их речами своими. Bestiaire d"Amour, начало 14 века.Франция,Lorraine (Metz)

Св.Иоанн в "Откровении" дважды упоминает дракона: "Древний змий, называемый диаволом и сатаною...".
Св.Августин в том же духе пишет, что дьявол - "это лев и дракон: лев по своей ярости, дракон по своему коварству".

Дракон и какой-то драконский собрат дружно держат меч, предвещая конец света. Внизу молящиеся люди. Сцена из Апокалипсиса. Англия. 1315-1325 гг.

Люди верили в реальность этого существа.
В середине шестнадцатого века дракон упоминается в "Historia Animaiium" Конрада Геснера, труде вполне даже научном. Время и только оно, сильно подорвало престиж дракона.

Дракон с мечом в лапе. "Пророчества римских пап".Италия 1600 год.

Ярко и весело окрашенные животные - явление вполне обычное в иллюминированных рукописях "мрачного" и "темного" Средневековья, как его до сих пор иногда обзывают клеветники.

20 миниатюр из манускриптов с изображением лошадей и других копытных созданий Божьих в сопровождении коротких цитат из перевода одного средневекового бестиария . Картинки не из бестариев, а из богослужебных книг: Часословов, Псалтири, Евангелия.


Выдержки из бестиария - из книги Теренса Уайта "Средневековый бестиарий. Что думали наши предки об окружающем их мире." Переведенный манускрипт - это латинский бестиарий, переписанный в XII веке. Сегодня она хранится в Кембриджской университетской библиотеке под шифром Ii.4.26: Cambridge University Library, MS Ii. 4. 26. Bestiary.

"Олень-самец .

Назван по своей привычке нюхать гадюку, имеющую или носящую рога, по аналогии с греческим «cerata»." "Олени восхищенно слушают музыку свирели."

"Заметим, что почти все сведения, которые приводит автор-составитель бестиария, не более чем его предположения, причем, похоже, он вряд ли толком понимает свои объяснения. Он устает от своей писанины" и часто делает ошибки. Здесь и далее - примечания Теренса Уайта.

3.


Мужчина на голубом в горох коне, дама - на красно-бордовом в розовый горох - всё как положено. "Маастрихтский Часослов". Первая четверть XIV века. Нидерланды, Льеж. Британская библиотека. Stowe MS 17, f.106r / Book of Hours, Use of Maastricht ("The Maastricht Hours"), Netherlands (Liège), 1st quarter of the 14th century, Stowe MS 17, f.106r. The British Library. Language: Latin, French. Parchment. Dimensions: 95 x 70 mm (text space: 50 x 30 mm). Foliation: ff. 273.

"Лошади .

Называются так (equi) потому, что обучаются работать вчетвером или парой, «выравниваясь» (equabantur) по образу и соответствуя по шагу, соединяются вместе. Слово caballus происходит от названия полого следа копыта (a cavo pede), ибо при ходьбе оно оставляет в земле нечто вроде выемки, что не наблюдается у других животных.

4.


Голубой и розовый - оба в горох. Маастрихтский Часослов /The Maastricht Hours, f.243r

Славятся своей скоростью. Радуются сражениям, побуждаются к бою звуками трубы.
Возбуждаясь военными звуками, устремляются на битву. Несчастны, когда их побеждают, и радуются, если выигрывают.

5.

Красный в горох. Маастрихтский Часослов /The Maastricht Hours, f.80r

Настолько чувствуют своих врагов в сражении, что рвутся к противнику, чтобы укусить его. Более того, некоторые признают только одного хозяина, становятся ручными, если тому удается укротить их. Некоторые не позволяют другим сесть себе на спину."

6.


Волхвы все на конях в горошек. Псалтирь Латрелла /The Luttrell Psalter, f.87v

"Существует распространенное поверье, что хорошо воспитанная лошадь отличается четырьмя качествами: внешний вид, красота, поведение и цвет.

Внешний вид. Круп мощный и крепкий, высота удобная для езды, бока длинные и узкие, бедра крупные и круглые, копыта сухие и прочные, грудь вперед. В целом животное представляет собой груду мускулов.

7.


Две из четырех - голубые в горошек. По клику-четрверка лошадей. Псалтирь Латрелла /The Luttrell Psalter, f.182r

Красота. Голова маленькая и выступающая, кожа плотно прилегает к костям, уши короткие и подвижные, глаза большие, ноздри широкие, шея прямая, у мужской особи густой хвост имеет явный изгиб к копытам.

Поведение. По идее отважная духом, быстрая в беге и трепещущая в конечностях. Последнее указывает на проявления храбрости, она легко пускается в бег и без труда достигает нужной скорости.

8.

Обычная коричневая кобыла(?) в яблоках. Псалтирь Латрелла /The Luttrell Psalter, f.53r

Соответственно, скорость лошади определяется по подергиваниям ушей, а дух - по сокращениям конечностей.

Для этих животных предпочтительны гнедой, золотистый, красноватый, каштановый, рыжеватый, бледно-желтый, серый, серебристый, белый, черный цвета. Затем, по порядку, смешанные цвета на черной или каштановой основе. Пегий или полосатый считаются наихудшими.

9.

Соколиная охота на голубом коне. Или лошади, но голубой конь - красивее звучит. Псалтирь Латрелла /The Luttrell Psalter, f.159r

В свое время у древних лучшим цветом считали каштановый, поскольку он лучше соотносился с другими животными. Цвет известен также как «ореховый» (spadix), иначе говоря, темно-красный, от красителя (из финиковой пальмы, которую сирийцы называли Spadix). Серовато-голубой (glaucus) ассоциировался с цветом глаз человека с особым блеском.

"Прочтение рукописи в данном месте затруднено в силу того, что цвета редко описываются посредством других цветов, особенно в мертвом языке. Переписчик явно напутал и ошибся. Вскоре он начинает писать «contubitum» вместо «concubitum», иными словами, предлагает «aquarum», имея в виду «equorum». Однако общий смысл уловить можно."

10.

Голубой. Псалтирь Латрелла /The Luttrell Psalter, f.43v

Бледно-желтый (gilvus) расценивали наиболее подходящим для белесой лошади. Пегий (guttatus) - белый с разбросанными черными пятнами. Серебристый (candidus) и белый (albus) отличаются друг от друга, поскольку белый тяготеет к некой бледности, в то время как серебристый - снежный и сияет чистым светом.

Седой (canus) называется так потому, что состоит из серебристого и черного. «Scutulatus» (пестрый или чалый?) от «щита», но перед нами игра слов scutulatus - scutum, поскольку между пурпурными частями вкраплены серебристые.

11.


Голубой конь в крапинку. Псалтирь Латрелла /The Luttrell Psalter, f.63v

Пегий имеет пятна разных оттенков. У лошадей с белыми ногами они слабые, правда, те, у кого есть белые отметины (белая звездочка на лбу), отличаются свирепостью. Красноватый цвет (cervinus) присущ лошадям, именуемым на народной латыни garrons (буланые). Dosinus - лошади пепельно-коричневого цвета, ибо asino означает «пепельный». Последние произошли от простого племени, мы называем их «дикими лошадьми», соответственно, им не приходится мечтать о высшем ранге.

12.


Мавр. Псалтирь Латрелла /The Luttrell Psalter, f.83v

Moor (арабская кобыла) темного цвета по аналогии с маврами. Mannus (галльская порода коренастых верховых лошадей) - низкорослые лошади, как правило «коричневые». Древние называли упряжных лошадей veredus, те использовались для перевозки (veherent) телеги, то есть тащили. Возможно, потому такие лошади часто использовались на публичных дорогах, где традиционно проходили телеги.

Встречаются три основные разновидности лошадей. Благородные используются в сражениях и для верховой езды. Демократические - для перевозки грузов. Третья разновидность - смесь различных племен (видов), по идее гибрид (bigener), наподобие мула."

13.


Голубой ослик. Псалтирь Латрелла /The Luttrell Psalter, f.296r

"Осел и ишак .

Asinus et asellus получили свои названия, поскольку их седлали, латинское название вроде бы происходит от слов «сиденье» или «седло» (a sede). Возможно, имя, которое более подходит лошадям, им присвоили потому, что одомашнили раньше."

"Слово «осел» вошло в обиход лишь в XVII веке. Первоначально рифмовалось с «обезьяной»."

14.


Голубой ослик. Бегство в Египет Марии с младенцем и Иосифа. Псалтирь Латрелла /The Luttrell Psalter, f.88v

"Поймать осла несложно. Поскольку животное медлительно и неразумно, оно сдается сразу же, как только люди окружают его.

Аркадские ослы называются так, потому что они большие. Высоких животных впервые приспособили для езды в Аркадии.

Ишак, хотя и меньше дикого осла, более полезен, охотнее выполняет работу, не пренебрегает ею."

15.


Христос на молодом ослике въезжает в Иерусалим. Здесь - на голубом осле . Псалтирь Латрелла /The Luttrell Psalter, f.90r

Комментарий: Все одомашненные ослы имеют африканские корни, поскольку попытки приручить куланов (азиатских ослов) не имели успеха. Ослы стали первыми животными, которых древний человек использовал для перевозки грузов. Уже около 4000 года до н. э. в дельте Нила держали одомашненных нубийских особей. Чуть позже их приручили в Месопотамии. Известно, что этруски использовали ослов из Малой Азии. В Грецию они попали около 1000 года до н. э., а севернее Альп появились благодаря римлянам. Осел превосходит лошадь выносливостью и способностью дольше обходиться без воды и пищи.

16.


Голубой козел. Псалтирь Латрелла /The Luttrell Psalter, f.76r

"Козел .

Похотливое и ограниченное животное, стремящееся только к совокуплению. Его глаза широко
открыты и выпуклы, шерсть жесткая и лохматая, потому что он постоянно сексуально возбужден. Видимо, как отмечает Светоний, он получил свое имя от этой лохматости, свойственной жителям Гиркании."

"Кажется, филологи считают, что гирки - это монголы, обитающие в Гиркании. Но ссылка на Светония никак не связана с самим козлом."

"По своей сущности настолько горячи, что камень адамант , который не меняется ни под воздействием огня, ни железа, растворяется всего лишь от крови одного из этих существ."

"А д а м а н т (adamant, άδάμας) - старинное обозначение алмаза, бриллианта, у древних греков, а также металл, сталь. Символ твердости."

17.


Красный бык. Псалтирь Латрелла /The Luttrell Psalter, f.296r

"Вол - 1 .

Кастрированный самец крупного рогатого скота (juventus). Используется как рабочее
животное и идет на мясо. Благодаря отсутствию половых желез волы не испытывают влечения к самкам, ведут себя намного спокойнее, и их поведение более контролируемо. У них, как и у прародителя тура, очень большие рога, ибо после кастрации у бычков усиливается рост рогов. Волы используются и использовались в первую очередь как тягловые животные, при распашке земли и в качестве источника энергии, помогая человеку."

"Вол - 2 .

Или бык, буйвол, бизон (bos, ох). Греки называют его boaen, на латыни triones, ибо они ступают по земле ногами, как одноименные звезды .

Дружелюбность к своим товарищам необычайна, ибо каждый из них нуждается в обществе другого, с которым приучен тащить плуг, прикрепленный к ярму. Так что, если второй случайно отсутствует, дружеское расположение подтверждается постоянным мычанием."

" Большая и Малая Медведицы называют Упряжкой, поскольку эти созвездия напоминают повозку или тележку (Карлова колесница) с запряженными в нее быками."

18.

Желтый баран. Жертвоприношение Авраама. Евангелие. Около 1455 года / Gospels, Walters Ms. W.543, f. 4r, c. 1455, The Walters Art Museum. God commands Abraham to offer his son Isaac as a sacrifice. (Genesis 22:5 and 22:8).

"…Овен, запутавшийся в чаще рогами своими". [Книга Бытие 22:13] Желтый овен в сцене жертвоприношения Авраама и Исаак в одеждах того же цвета. Хотя, цвет передан, очевидно, золотой, но все-равно - ярко-желтый баран - это красиво.

"Овен .

Возможно, его название (aries) - сокращение (аферезой) от Ареса, бога войны. Вот почему мужские особи в стае иногда зовутся латинским именем mares (Марс). Выскажем и другое предположение. Животное первоначально приносилось в жертву на алтаре (aries) aris (с алтарем)."

19.


Единорог. Маастрихтский Часослов /The Maastricht Hours, f.84v

"Единорог .

Фантастическое животное, которое греки называли носорогом.

Впервые о единороге упоминает греческий историк Ктесий. Он описал фантастическое животное, которое якобы водилось в Индии: «Ростом больше лошади. Тело белое, голова темно-красная, глаза голубые. На лбу рог. Основание рога белоснежное, острие ярко-красное, середина черная. Порошок, соскобленный с этого рога, может спасти от смертоносного яда»."

"Единорог - небольшое животное, будто детеныш с одним рогом в середине лба, необычайно подвижное, так что ни один охотник не способен поймать его. Все же его можно заманить по
следующей схеме.

Девственницу подводят к тому месту, где прячется единорог, и оставляют одну в лесу. Увидев девушку, он вскоре прыгает к ней на колени и обнимает. Так удается его поймать."

20.


Гибридный коне-что-то в горох с копытами только на передних ногах. Маастрихтский Часослов /The Maastricht Hours, f.229r

Естественно, далеко не все лошади и прочие животные в манускриптах весело-цветные, большая часть - нормальные. Хотя, вряд ли кто-то считал каких больше, каких меньше.

Цитаты - из книги :
Теренс Хэнбери Уайт. Средневековый бестиарий. Что думали наши предки об окружающем их мире / Перевод с англ. С. Федорова. - Москва, Центрполиграф, 2013.

Средневековые бестиарии, получившие особенное распространение с XII по XVI в., - одни из самых любопытных рукописей Европы. На страницах таких книг, как в огромном зоопарке, уживаются обыкновенные лисы и волки, экзотические львы и слоны, воистину фантастические драконы, единороги и страшные мантикоры с телом льва, головой человека и хвостом скорпиона. Все эти иллюстрации были сделаны не с развлекательной целью, как можно было бы подумать, а с дидактической: средневековая эпоха прошла под знаком религии, и бестиарии, как и многие другие книги этого времени, должны были поучать людей и объяснять им смысл Священного Писания. Кроме того, бестиарии сами по себе чрезвычайно интересны и неоценимы в средневекового периода истории.

Бестиарий. XIII в., Франция. Санкт-Петербург, РНБ / Фото из архива автора

Средневековые бестиарии: три основных типа

Для средневекового человека бестиарии (от лат. bestia - «зверь») были своеобразными энциклопедиями: листая их, он мог увидеть, как выглядят различные животные, узнать об их происхождении, повадках, среде обитания и месте в иерархии живых существ. Тем не менее эти книги не претендуют на научность - звери, изображенные в них, представляют собой аллегории, разъясняющие текст Священного Писания. В связи с этим существует три типа средневековых бестиариев, предназначенных для разной публики: бестиарии (в т.ч. и книги о птицах), написанные для монахов, для ученых людей (на латинском языке) и для простых мирян (на национальных языках).

«Орнитологический» бестиарий

Например, известен средневековый бестиарий о птицах, написанный и проиллюстрированный в XII в. Гюго де Фоилуа для своих собратьев, монахов из аббатства Святого Августина. Изображения в этой рукописи были стилизованы и дополнены комментариями - подписями в стихотворной форме, помогающими растолковать Библию. Так, голубка, с которой начинается рукопись, обозначает созерцание, свойственное монаху, и его мысли о духовном. Ей противопоставляется сокол, символ активной жизни феодала.

Рочестерский бестиарий. XIII в. Англия. Британская библиотека / Wikimedia.org

Звери, как символы морали

Средневековый бестиарий, как правило, был составлен из разделов: домашние животные, дикие, маленькие, птицы или рептилии. И к каждому животному помимо кратких пояснений зоологического характера добавляли пространные библейские цитаты.

Таким образом, изображения зверей также объясняли священный текст, помогали изучать тайны веры и напоминали о некоторых нормах морали. Одно из основных животных, фигурирующих в бестиариях, - царственный лев, символизирующий приход Христа на Землю, его страдания и воскресение. Часто изображался пеликан, по легенде вскармливающий детенышей собственной кровью, что выражало идею жертвенности. На страницах бестиариев можно встретить и единорога, припавшего к лону прекрасной девы и обозначающего чистоту и целомудренность.

Энциклопедия существ из «окраинных миров»

Интересно, что изображения фантастических животных считались такими же достоверными, как и изображения реальных. Почему так происходило? Исследователь М. Камилль считает, что зачастую авторы не выдумывали монстров, но описывали создания, которые, по их мнению, вполне могли бы существовать где-то на краю мира, к примеру по соседству с великанами и людьми о собачьих головах. Действительно, для человека того времени мир был не только огромен, но и полностью неизведан. Кто знал, что могло существовать на его окраинах?

Бестиарий Анны Уолш. Нач. XV в. Копенгаген, Датская королевская библиотека / Фото из архива автора.

У истоков средневекового бестиария

У истоков бестиария стоит известный греческий текст «Физиолог» , написанный в Александрии во II в. н. э. и сочетающий в себе знания греков о зоологии и библейские комментарии о 50 животных, преимущественно живущих в этих широтах. В «Физиологе» идет речь не только о зверях, но и о растениях и минералах (вкупе с легендами фольклора), что позволяет назвать эту книгу энциклопедией природы. Кроме того, именно она впервые подчинила знания о животных догматике христианского вероучения и определила появление бестиария.

«Физиолог» был переведен на латынь, дополнен и начал использоваться в XII в. в Англии в качестве книги проповедника.

Средневековй бестиарий: начало триумфа

Первый бестиарий сразу вызвал огромный интерес в среде аристократии, и к 1180 г. в Йорке и Линкольне уже изготавливали множество роскошных рукописей для королевской семьи. В начале XIII в. несколько авторов с севера Франции адаптировали текст для французской аристократии, и бестиарии начали свое триумфальное шествие по Европе. В это время они воспринимались как инвентари созданного Господом мира, где у каждого животного есть свое место.

Бестиарий, как основание средневековой философии

Средневековые бестиарии приглянулись многим: на них опирались в своих спорах философы и теологи, их использовали для проповедей священники, ими развлекала себя аристократия. Постепенно они становились все более популярными и светскими, освобождались от библейского подтекста: возникли и стихотворные бестиарии, и даже «Бестиарий любви» (около 1250 г.), где символика животных интерпретировалась с романтической точки зрения.

От бестиария к басне

Впоследствии влияние бестиариев проявлялось повсеместно: в народном творчестве и лубочных картинках, в книгах охоты, появившихся в XIV в. и предназначенных исключительно для развлечения знати, в знаменитом приключенческом романе о Лисе, пародирующем рыцарские романы и ставшем основой для многих басен, в т.ч. и для той самой басни о и сыре.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В Средние века человечество еще плохо представляло себе не только самих людей, но и, главное, животных. Мир казался тогда большим, плоским и населенным чудовищами, великанами и неизвестными странными существами .

Bestiarum vocabulum (Слово о животных) стали появляться в XII-XIII веках. Любознательные авторы или, как еще их называли, физиологи описывали поначалу свои путешествия (недалекие, как может показаться, исходя из увиденного), связанные либо с войной, либо с религией (проповедники), либо с торговлей. В задачу авторов не входили цели современной зоологии или ботаники, бестиарии скорее были трактатами, в которых переплетались легенды и реальность. В бестиарии попадали рецепты снадобий, описания свойств камней и минералов - тоже, зачастую, выдуманные. Все это носило характер не просветительский, а назидательно-запугивающий.

Во всех бестиариях к краткому описанию того или иного зверя или чудища прилагалась иллюстрация, которую рисовал художник, подчас никогда не видевший животных, о которых шла речь. Краткость же объяснялась тем, что в средневековье, во-первых, труд писательский был довольно тяжелым - писали же не шариковыми ручками, кроме того не на родном языке, а на латыни. Во-вторых, краткость поощрялась, поскольку экономился ценный пергамент.

Многие путешественники записывали свои приключения в хроники, в которых тоже встречались, наряду с реальными историческими событиями, совсем фантастические. К примеру, в «Хронике» Альбрика ХIII века сообщается, что «в воскресение, после праздника святого Ремигия произошло затмение солнца, а в четверг на следующей неделе видели, говорят, летающего дракона».

Еще один хронист, Матвей Парижский, как и Альбрик, никогда не бывал на Востоке (хотя описывали оба именно Восток). Его перу принадлежит работа по историографии, основанная на трудах монаха из Вендовера и названная «Великие Хроники». Автор собственноручно иллюстрировал первый том, изобразив на страницах книги слона. У карты Палестины Матвей изобразил верблюда. Эту землю европейцы более-менее знали, хотя в описаниях тоже встречаются драконы, пожирающие людей и «всасывающие в себя волны». Но чем меньше было известно о территориях, тем больше возникало вокруг них слухов и легенд о чудовищах. И все чаще они встречались в рассказах хронистов, а оттуда попадали в бестиарии. Некоторые книги о путешествиях или посвященные описаниям той или иной страны непременно сопровождались списком чудищ и животных, обитающих в этих землях.

Интересно, что хронисты в своих текстах опирались не столько на свои личные впечатления, сколько на слухи, и лишь иногда ссылались на других хронистов, впрочем, точно так же писавших по слухам.

Замечательным примером описания по слухам служит книга Иоанна, епископа Султанайи, «Книжица о познании мира».

«Говорят, - пишет автор, - что там [на Кавказе] живут одноглазые, которые питаются человеческим мясом, собачьи, у которых одна половина собачья, а другая человеческая (...) И, как я слышал от людей, достойных доверия, по обе стороны гор говорят на сорока различных языках, враждуют между собой и одеваются по-разному».

Одной из задач бестиария было разделение животных на плохих - слуг дьявола, и хороших - символизирующих Христа. Животные зачастую описывались аллегорически, и воспринимать их нужно через призму христианства. Бестиарии поддерживали и блюли нравы (своеобразно, но, тем не менее), а потому достоверность этих книг оценивалась в последнюю очередь.

Отсюда необычные и смешные описания известных нам животных. Например, барсук - грязное животное, обитающее в горных норах. Один барсук копает, глотая землю, а двое других держат зубами палку. Когда землекоп наполняется «доверху», он цепляется за эту палку, и остальные барсуки вытаскивают его из норы для опорожнения...

Бестиарий

Боннакон - зверь, подобный быку, однако рога его не годны для защиты. Охотиться на боннакона не следует. Он способен выстреливать из-под хвоста поток экскрементов, летящих вдаль на большое расстояние и сжигающих все живое.

Бриллиант - если держать его в доме, то вас не потревожат демоны. Уничтожить бриллиант можно, только растворив его в крови козла.

Верблюд - пьет только грязную воду, способен терпеть жажду 3 дня и может жить до 100 лет, если его не увезти в другую страну, где он умрет от перемены воздуха.

Василиск - помесь петуха и змеи, вырастающая из петушиного яйца. Любит тепло и сухость. Своим запахом убивает змей, дыханием - птиц, а взглядом - людей. Может умереть только от укуса горностая.

Волк - если волк первым увидит человека, то человек потеряет голос. Если человек увидит волка раньше, то волк никогда не нападет. Чтобы отпугнуть волка, нужно снять с себя одежду и бить камнем об камень.

Гадюка - змея, которую невозможно зачаровать музыкой, так как она прижимается одним ухом к земле, а другое затыкает кончиком хвоста. В голове имеет драгоценный камень карбункул. Самка беременеет, когда самец засовывает ей свою голову в рот. Она ее откусывает и проглатывает. Созрев, детеныш гадюки прогрызает чрево матери и выбирается наружу, тем самым убивая ее. Укус гадюки очень ядовит - от него человек потеет кровью и вскоре умирает. Царица Клеопатра покончила жизнь самоубийством, укусив себя гадюкой.

Гиена - двуполая тварь, которая разрывает могилы и пожирает трупы. В ее глазу спрятан камень - если положить его под язык, то можно предсказывать будущее. Собака, наступившая на тень гиены, теряет голос.

Гуси - способны чуять запах человека лучше, чем любые другие животные. Именно гуси спасли Рим от нашествия галлов.

Жемчуг - растет в камнях, называемых устрицами. Иногда они открываются и впитывают свет Солнца, звезд и Луны. Из всего этого образуются жемчужины, которые, будучи растворены в росе, лечат любую болезнь.

Журавли - воюют с пигмеями и набивают себе желудки песком, чтобы быть устойчивее в полете. Когда вся стая спит, сторожевой журавль держит в лапе камень. Если он задремлет, то уронит его и тут же проснется.

Заяц - очень быстрое животное, способное менять свой пол. Зимой едят снег и становятся белыми.

Казарка - дикий гусь, растущий на деревьях. Когда птица достигает достаточных размеров, она отваливается от ветки и падает. Если дерево растет над водой, казарка уплывает в целости, а если над землей - разбивается насмерть.

Каладриус - белая птица, предвестник смерти. Если она смотрит вам в лицо, то вы выздоровеете, а если повернулась задом - умрете.

Катоблепас - четырехногий бык, голова которого так тяжела, что он может смотреть лишь в землю. От этого его глаза налиты кровью. Каждый, кто посмотрит в них, умрет.

Крокодил - чудовище, которое горько плачет всегда после того, как съест человека.

Ласточки - покидают здания непосредственно перед тем, как они рухнут.

Лев - царь зверей. Спит с открытыми глазами, заметает следы хвостом, боится белого петуха, ест в один день, а пьет в другой. Заболев, пожирает в качестве лекарства обезьяну. Самец и самка совокупляются не как животные, а как люди - лицом к лицу.

Левкрота - помесь львицы и гиены, имеющая лошадиную голову и широкий рот от уха до уха. Вместо отдельных зубов у левкроты на каждой челюсти растет цельная кость.

Летучая мышь - нечистая птица с зубами, производящая птенцов не из яиц, а прямо из своего чрева.

Лягушки - мелкие водные твари. Особи, живущие на суше, погибают, едва попав под дождь.

Мандрагора - целебный корень, похожий по форме на человека и растущий на востоке, рядом с раем. Верещит, когда его вытаскивают из земли. Каждый, кто услышит этот крик, умирает или сходит с ума. Поэтому мандрагору выкапывают следующим образом - привязывают к ней голодную собаку и манят ее издалека куском мяса. Слонихам, чтобы забеременеть, необходимо отведать этого корня.

Медведь - свирепый зверь, спящий зимой так крепко, что его можно ранить до крови, а он все равно не пробудится. Медвежата рождаются бесформенными кусками мяса, но мать вылизывает их, придавая нужный вид. Самец и самка спят в берлогах раздельно, выкопав меж собою борозду.

Муравьи - насекомые, выступающие стройными рядами и несущие в своих ртах зерно (если у одного муравья нет зерна, он попытается отнять его у другого), которое потом складывают прозапас на зиму. Эфиопские муравьи имеют вид собак и копают песок, добывая оттуда золото.

Мышь - самозарождается в земле, из гумуса, отсюда и ее имя (mus).

Обезьяна - тварь, которую еще зовут simia, поскольку она очень похожа (англ. - similar) на человека. Любимых детенышей носит в руках, нелюбимых - на спине. Однако если ее преследует охотник, она бросает любимое чадо, чтобы освободить руки, а нелюбимое, таким образом, спасается.

Онагр - осел, кричащий 12 раз во время равноденствия. Вожак стада откусывает половые органы молодым онаграм, чтобы те, повзрослев, не составили ему конкуренцию.

Попугай - птица, которую можно научить говорить по-человечески в юном возрасте. Старую, впрочем, тоже - для обучения ее следует бить по голове железным прутом.

Пчелы - мельчайшие из птиц. Развиваются из червей, живущих в падали (особенно - в телах крупного рогатого скота).

Рысь - пятнистый волк, моча которого затвердевает в драгоценный камень наподобие карбункула. Рысь засыпает ее песком, чтобы человек не мог найти сокровище.

Саламандра - ящерица, которая так холодна, что может спокойно находиться в огне и даже потушить его. Из ее шкуры делают огнестойкую одежду.

Скорпион - червь с ядовитым жалом на хвосте. Ранит человека куда угодно, но только не в ладонь.

Слоны - их ноги лишены колен, поэтому, упав на землю, слоны больше не могут подняться. По той же причине они спят, прислонившись к дереву. Чтобы поймать слона, охотнику нужно лишь подпилить ствол.

Сова - грязная птица, которая гадит в своих собственных гнездах и летает задом наперед.

Удав - огромная змея, живущая в Италии. Для питания ей нужен скот. Она не проглатывает коров, а обвивает их кольцами и доит, причем иногда отнимает так много молока, что жертвы умирают.

Хорек - грязное животное, зачинающееся подобно гадюке (через голову во рту) и рождающееся из ушей матери: справа выходит самец, слева - самка.

Ящерица - если слепнет от старости, то выползает из норы и смотрит на Солнце, которое быстро сжигает пелену на ее глазах.

Слоны всегда изображаются меньшими, чем они есть; блохи же - всегда большими.
Джонатан Свифт

Мы коллекционируем всех мыслимых и немыслимых тварей. Охотимся на оборотней во всех концах света. Наблюдаем за драконами из разных стран. Однако еще ни разу не рассказывали о существах из средневековых бестиариев. Давайте взглянем на них именно в том составе, в котором они преподносились любознательным европейским книгочеям.

Мистическая зоология

Вот мы говорим - «бестиарий». А что это такое? Древний комикс про животных с изобретательным враньем путешественников и мудрыми комментариями духовных лиц? Совершенно верно. Но здесь есть несколько существенных нюансов.

Добродетель пеликана. Рельеф с Notre Dame des Neiges - крупнейшего кладбища Канады (Монреаль).

Классические бестиарии назывались Bestiarum vocabulum , что буквально означает «Слово о животных». Однако их реальное содержание было самым разным, зачастую даже не связанным с животными. В одной и той же книге встречались описания как вымышленных, так и реальных тварей. Там же попадались тексты о птицах, камнях и даже рецепты целительных зелий. Трактаты по естественной истории обычно сопровождались какой-либо поучительной христианской притчей. Все имена и названия обязательно имели некий священный смысл. Таким образом, бестиарии были еще и словарями символического «языка животных».

Считалось, что если пеликан не мог найти корма для птенцов, то он разрывал клювом свою грудь и кормил потомство кровью. Логично, что в бестиариях эта птица служила аллегорией самопожертвования Христа. Похожим смыслом образ пеликана наделяется и в геральдике.

Страница из Рочестерского бестиария (XIII век).

Еще одной интересной особенностью бестиариев было то, что иллюстрации рисовались художниками, большинство из которых ни разу в жизни не видело таких животных. Кто-то, конечно, мог заявить, что однажды встретил ночью у своего дома василиска, однако смертельный взгляд монстра не подействовал из-за темноты. Но это сильное преувеличение - в большинстве случаев облик представителей волшебной фауны воссоздавался по их смутному текстовому описанию.

С течением времени у иллюстраторов выработался определенный канон. Изображения животных слегка «стандартизировались», однако от разнообразия их внешнего вида избавиться уже не удалось.

Произнося слово «бестиарий», мы представляем себе солидный средневековый фолиант в потрескавшемся кожаном переплете. Бестиарии такого вида появились в 12 веке (Франция, Англия) и быстро завоевали популярность благодаря богатым иллюстрациям и интересным статьям. Однако по своей сути они являлись компиляцией древних текстов.

Из чего составлялись бестиарии? Первоначальный материал брался из греческого сборника «Физиолог » (автор неизвестен, 2-3 век нашей эры). Этот труд в свою очередь основывался на более ранних книгах. Прежде всего - на Historia Animalium («История животных») Аристотеля, написанной им во время визита на остров Лесбос в 343 году до нашей эры. Местные рыбаки регулярно приносили великому ученому всякую морскую живность, которая и вдохновила его на создание зоологического справочника.

«Физиолог» хоть и основывался на трактатах Аристотеля, Геродота, Плиния Старшего, Солина и Элиана, но был стопроцентно христианским и очень далеким от истины. Именно с него пошла традиция «зоологической аллегории». Сообщалось, например, что львята рождаются мертвыми, и лишь на третий день лев - очередной образ Христа - оживляет их дуновением в ноздри (аналогично, человек рождается мертвым, покуда не крещен).

Бобер
Боннакон
Амфисбена

Немалый вклад в содержание бестиариев был сделан крупными церковными деятелями - архиепископом Исидором Севильским и епископом Амбросом. Приблизительно с 13 века основной функцией «Слова о животных» стало нравоучение. На правдивость излагаемых сведений уже никто не обращал внимания, ведь ценность христианских притч заключается отнюдь не в достоверности. Подавляющее большинство читателей искренне верило в то, что где-то на юге живет единорог, теряющий волю при виде обнаженной женской груди.

Но зерно истины в бестиариях все же было. Чисто научные наблюдения, попавшие в эти тексты (например, исследование сезонной миграции птиц), затерялись среди выдумок и были заново «открыты» лишь сотни лет спустя.

Волк
Верблюд
Василиск

Прогулка с монстрами

Сохранилось около 50 средневековых бестиариев. Самым преклонным возрастом может похвастаться бестиарий из шотландского города Абердин (предположительно 12 век, возможно, даже старше), впервые упомянутый в книжной описи 1542 года.

Ниже представлено краткое описание свойств некоторых обитателей бестиариев 12-15 века (большинство книг доступно для изучения лишь ограниченному кругу лиц, так что массовому читателю эта информация неизвестна). О морали этих басен вы можете судить сами.

Гадюка
Гиена
Гусь

Агат - минерал, с помощью которого можно искать жемчуг в море. Нужно лишь привязать этот камень к веревке и опустить в воду. Агат «притягивается» к жемчужным раковинам, облегчая работу ныряльщикам.

Алерион - птица вроде орла, только крупнее, ярко-огненного цвета и с крыльями острыми, как бритвы. В мире существуют только два алериона - самец и самка. В возрасте 66 лет они производят два яйца, а когда птенцы вылупляются, родители топятся в море. Их потомство воспитывают другие птицы.

Амфисбена - двуглавая змея, одна голова которой нормальная, а другая растет из хвоста. Может ползти в двух направлениях. Глаза сияют, как лампы. Амфисбена не боится холода и обладает целебными свойствами.

Барсук - грязное животное, обитающее в горных норах. Один барсук копает, глотая землю, а двое других держат зубами палку. Когда землекоп наполняется «доверху», он цепляется за эту палку, и остальные барсуки вытаскивают его из норы для опорожнения.

Бобер - существо, половые органы которого используются в медицине. Если бобер не может убежать от охотника, он откусывает себе яички и бросает их преследователям. Если он уже потерял свое хозяйство, то лишь показывает охотникам пустой зад, и они от него тут же отстают.

Казарки
Каладриус
Журавли

Боннакон - зверь, подобный быку, однако рога его не годны для защиты. Охотиться на боннакона не следует. Он способен выстреливать из-под хвоста поток экскрементов, летящих вдаль на большое расстояние и сжигающих все живое.

Бриллиант - если держать его в доме, то вас не потревожат демоны. Уничтожить бриллиант можно, только растворив его в крови козла.

Верблюд - пьет только грязную воду, способен терпеть жажду 3 дня и может жить до 100 лет, если его не увезти в другую страну, где он умрет от перемены воздуха.

Василиск - помесь петуха и змеи, вырастающая из петушиного яйца. Любит тепло и сухость. Своим запахом убивает змей, дыханием - птиц, а взглядом - людей. Может умереть только от укуса горностая.

Волк - если волк первым увидит человека, то человек потеряет голос. Если человек увидит волка раньше, то волк никогда не нападет. Чтобы отпугнуть волка, нужно снять с себя одежду и бить камнем об камень.

Гадюка - змея, которую невозможно зачаровать музыкой, так как она прижимается одним ухом к земле, а другое затыкает кончиком хвоста. В голове имеет драгоценный камень карбункул. Самка беременеет, когда самец засовывает ей свою голову в рот. Она ее откусывает и проглатывает. Созрев, детеныш гадюки прогрызает чрево матери и выбирается наружу, тем самым убив ее. Укус гадюки очень ядовит - от него человек потеет кровью и вскоре умирает. Царица Клеопатра покончила жизнь самоубийством, укусив себя гадюкой.

Крокодил Ласточки
Лев

Гиена - двуполая тварь, которая разрывает могилы и пожирает трупы. В ее глазу спрятан камень - если положить его под язык, то можно предсказывать будущее. Собака, наступившая на тень гиены, теряет голос.

Гуси - способны чуять запах человека лучше, чем любые другие животные. Именно гуси спасли Рим от нашествия галлов.

Жемчуг - растет в камнях, называемых устрицами. Иногда они открываются и впитывают свет Солнца, звезд и Луны. Из всего этого образуются жемчужины, которые, будучи растворены в росе, лечат любую болезнь.

Журавли - воюют с пигмеями и набивают себе желудки песком, чтобы быть устойчивее в полете. Когда вся стая спит, сторожевой журавль держит в лапе камень. Если он задремлет, то уронит его и тут же проснется.

Заяц - очень быстрое животное, способное менять свой пол. Зимой едят снег и становятся белыми.

Казарка - дикий гусь, растущий на деревьях. Когда птица достигает достаточных размеров, она отваливается от ветки и падает. Если дерево растет над водой, казарка уплывает в целости, а если над землей - разбивается насмерть.

Медведь
Левкрота Мандрагора

Каладриус - белая птица, предвестник смерти. Если она смотрит вам в лицо, то вы выздоровеете, а если повернулась задом - умрете.

Катоблепас - четырехногий бык, голова которого так тяжела, что он может смотреть лишь в землю. От этого его глаза налиты кровью. Каждый, кто посмотрит в них, умрет.

Крокодил - чудовище, которое горько плачет всегда после того, как съест человека.

Ласточки - покидают здания непосредственно перед тем, как они рухнут.

Лев - царь зверей. Спит с открытыми глазами, заметает следы хвостом, боится белого петуха, ест в один день, а пьет в другой. Заболев, пожирает в качестве лекарства обезьяну. Самец и самка совокупляются не как животные, а как люди - лицом к лицу.

Левкрота - помесь львицы и гиены, имеющая лошадиную голову и широкий рот от уха до уха. Вместо отдельных зубов у левкроты на каждой челюсти растет цельная кость.

Летучая мышь - нечистая птица с зубами, производящая птенцов не из яиц, а прямо из своего чрева.

Лягушки - мелкие водные твари. Особи, живущие на суше, погибают, едва попав под дождь.

Мандрагора - целебный корень, похожий по форме на человека и растущий на востоке, рядом с раем. Верещит, когда его вытаскивают из земли. Каждый, кто услышит этот крик, умирает или сходит с ума. Поэтому мандрагору выкапывают следующим образом - привязывают к ней голодную собаку и манят ее издалека куском мяса. Слонихам, чтобы забеременеть, необходимо отведать этого корня.

Обезьяны
Попугай
Попугай

Медведь - свирепый зверь, спящий зимой так крепко, что его можно ранить до крови, а он все равно не пробудится. Медвежата рождаются бесформенными кусками мяса, но мать вылизывает их, придавая нужный вид. Самец и самка спят в берлогах раздельно, выкопав меж собою борозду.

Муравьи - насекомые, выступающие стройными рядами и несущие в своих ртах зерно (если у одного муравья нет зерна, он попытается отнять его у другого), которое потом складывают про запас на зиму. Эфиопские муравьи имеют вид собак и копают песок, добывая оттуда золото.

Мышь - самозарождается в земле, из гумуса, отсюда и ее имя (mus).

Обезьяна - тварь, которую еще зовут simia, поскольку она очень похожа (англ. - similar) на человека. Любимых детенышей носит в руках, нелюбимых - на спине. Однако если ее преследует охотник, она бросает любимое чадо, чтобы освободить руки, а нелюбимое, таким образом, спасается.

Слон


Онагр - осел, кричащий 12 раз во время равноденствия. Вожак стада откусывает половые органы молодым онаграм, чтобы те, повзрослев, не составили ему конкуренцию.

Попугай - птица, которую можно научить говорить по-человечески в юном возрасте. Старую, впрочем, тоже - для обучения ее следует бить по голове железным прутом.

Пчелы - мельчайшие из птиц. Развиваются из червей, живущих в падали (особенно - в телах крупного рогатого скота).

Рысь - пятнистый волк, моча которого затвердевает в драгоценный камень наподобие карбункула. Рысь засыпает ее песком, чтобы человек не мог найти сокровище.

Ящерица, которая так холодна, что может спокойно находиться в огне и даже потушить его. Из ее шкуры делают огнестойкую одежду.

Скорпион - червь с ядовитым жалом на хвосте. Ранит человека куда угодно, но только не в ладонь.

Слоны - их ноги лишены колен, поэтому, упав на землю, слоны больше не могут подняться. По той же причине они спят, прислонившись к дереву. Чтобы поймать слона, охотнику нужно лишь подпилить ствол.

Сова - грязная птица, которая гадит в своих собственных гнездах и летает задом наперед.

Сова
Ящерица
Удав

Удав - огромная змея, живущая в Италии. Для питания ей нужен скот. Она не проглатывает коров, а обвивает их кольцами и доит, причем иногда отнимает так много молока, что жертвы умирают.

Хорек - грязное животное, зачинающееся подобно гадюке (через голову во рту) и рождающееся из ушей матери: справа выходит самец, слева - самка.

Ящерица - если слепнет от старости, то выползает из норы и смотрит на солнце, которое быстро сжигает пелену на ее глазах.

  • На самом деле «Физиолог» - не название книги. Этот сборник вообще был безымянным. Но так как каждая история начиналась с фразы: «Физиолог утверждает, что…» (под физиологом понимался некий анонимный натуралист), подобное название закрепилось за всем текстом.
  • Бестиарий Dicta Chrysostomi (авторство приписывается Иоанну Златоусту, одному из величайших отцов церкви) хранится в Государственной публичной библиотеке в Санкт-Петербурге.
  • Миф об огненной саламандре мог появиться из-за настоящих саламандр, которые обитали в гниющих стволах деревьев. Если эти бревна клали в костер, то ящерицы «волшебным образом» выскакивали из огня.

Настоящие саламандры с характерной «огненной» окраской.

* * *

Парадная разукрашенность бестиариев и изысканные посвящения, сохранившиеся на первых страницах, свидетельствуют о том, что это чтиво предназначалось для высших слоев знати и духовенства. Лишь они были образованы в достаточной степени, чтобы оценить предлагаемые им «звериные» аллегории.

В наше время бестиарии стали общедоступными. Их созданием занимались совершенно разные люди: сумасшедший карлик Тулуз-Лотрек, слепой гений Борхес… Многие фэнтези-вселенные имеют собственные бестиарии.

Вымышленные звери почти не изменились, но их функция уже другая. Теперь они не наставляют читателя на путь истинный, а предлагают ему культурные деликатесы, прочный строительный материал для гуманитарного кругозора и, в конце концов, солидное интеллектуальное развлечение.



Читайте также: