Сословия xvii века верхи общества.

Боярство
Высшее сословие в российском обществе. Владело вотчинами. Служило царю. Занимало высшие государственные должности в государственном аппарате власти.

Дворянство
Высший слой служилых людей в российском обществе. Владело поместьями, но могло передавать поместье по наследству в случае продолжения государственной службы.

Духовенство
Высшее сословие в российском обществе. Крупный земельный собственник - им принадлежало до 15% всей земли страны.

Иерархия русской православной церкви:

* Патриарх Московской и всея Руси
* Епископы, архиепископы, митрополиты
* «Белое» духовенство (приходские священники)
* «Черное» духовенство (монахи)

Крестьянство:

Частновладельческие.
Проживали на территории вотчин или поместий. Обязаны были нести тягло (повинности) в пользу государства и своего хозяина.

Дворцовые.
Обслуживали хозяйственные потребности царского дворца. Эта категория имела самоуправление и подчинялась дворцовым приказчикам.

Черносошные.
Не имели права покидать свои земли, несли тягло в пользу государства. В сравнении с положением частновладельческих крестьян их положение было легче.

Посадские люди
Это торгово-ремесленное население. Они несли тягло - повинность в пользу государства, выбирали старост и сотских (черные слободы) . Белые слободы принадлежали боярам, монастырям, епископам.

Купечество.
Занимало второе положение в городе. К привилегированному купечеству относились: «гости» , «гостиная сотня» , «суконная сотня» .

Приказные люди.
Служащие государственных учреждений, центральных и местных. Самое высокое положение занимали дьяки, им подчинялись писцы, подьячие, служители приказов. Служили в государственных учреждениях дьяки и старшие подьячие. По статусу приравнивались к дворянам. Они являлись владельцами земель и крепостных и получали денежное жалованье.

Приборные люди

Служилые люди по прибору или по набору. Это пушкари, стрельцы, ямщики, казаки, казенные мастера. Среди них встречались и служилые иностранцы, которые проживали в отдельных слободах. Служилые люди несли военную сторожевую службу. Получали государственное содержание, им выделяли земельные участки.

Казачество
Новое для страны сословие. Военное сословие. В нем числилось население ряда окраинных местностей России (Дон, Яик, Приуралье, Терек, Левобережная Украина) . Во главе казацких общин стояли атаманы и старшины. Все важные вопросы обсуждались на «круге» . Казачество пользовалось правами и преимуществами на условиях обязательной и общей воинской службы.

Ясачные люди
Малые, нерусские народы России (манси, ханты, ненцы, буряты, якуты, башкиры) платили ясак (дань пушниной) . Чуваши, мордва, мари платили ясак медом и хлебом.

Предприниматели и наемные рабочие
Появляются в XVII веке новые группы населения - предприниматели и их наемные рабочие. Так зарождались рабочий класс и буржуазия.

Сословия - это социальные группы, обладавшие определенными правами и обязанностями, которые были закреплены в обычае или законе.

Когда появились сословия

Сословия в России стали появляться после объединения русских земель в единое государство. При этом происходило ослабление влияния местной удельной феодальной аристократии и рост влияния дворянства в посадской верхушке.

С началом проведения Земских соборов расширяется и круг участников. Здесь вместе с боярско-дворянским сословием и духовенством принимает участие и верхушка посада. На собор 1613 года были приглашены представители черносошного крестьянства. В это время сословное деление отличалось большой пестротой и разнообразием.

Разрядные списки XVI века и Бархатная книга (1687 год) привели к тому, что дворяне из служилого превратились в наследственное сословие. Некоторые изменения наследственных принципов сословных организаций произошли при Петре I с введением Табели о рангах.

Тем не менее сложившееся сословное деление на дворян, духовенство, городских и сельских обывателей просуществовало до Октябрьской революции 1917 года.

Сословия, их права и обязанности

Сословие

Внутрисословные группы

Права и привилегии

Обязанности

Дворянство

Потомственные и личные.

Владение населенными землями.

Освобождение от налогов.

Освобождение от земских повинностей.

Освобождение от телесных наказаний.

Освобождение от обязательной службы.

Сословное самоуправление.

Поступление на госслужбу и получение образования.

Личные дворяне не могли передавать свое достоинство по наследству.

Без особых обязанностей.

Духовенство

Белое (приходское),

черное (монашеское).

Духовенство освобождалось от рекрутской повинности и телесных наказаний. Служители церкви имели право получить хорошее образование.

Представители духовенства были обязаны посвятить свою жизнь церкви.

Были обязаны проповедовать Слово Божие.

Почетные граждане

Потомственные и личные.

Свобода от рекрутской повинности, подушного налога и телесных наказаний. Право выбора на общественные должности, но не на государственные.

Без особых обязанностей.

Купечество

1-, 2- и 3-й гильдий.

Купцы 1-й гильдии имели крупный внутренний и внешний торговый оборот. Были освобождены от многих налогов, рекрутской повинности и телесных наказаний.

Купцы 2-й гильдии были заняты ведением крупной внутренней торговли.

Купцы 3-й гильдии вели городскую и уездную торговлю.

Купечество имело право сословного самоуправления и доступ к приличному образованию.

Купцы 2- и 3-й гильдий обязаны были нести рекрутскую, земские и налоговые повинности.

Казачество

Казаки владели землей, освобождались от выплаты податей.

Казаки обязаны были нести военную службу (срочную и в запасе) с собственным снаряжением.

Мещанство

Ремесленники, мастеровые и мелкие торговцы.

Мещане занимались городскими промыслами и уездной торговлей. Имели право сословного самоуправления и ограниченный доступ к образованию.

Мещане платили все существующие тогда подати, несли рекрутскую повинность. К тому же они не владели землей, обладали урезанными правами и широкими обязанностями.

Крестьянство

Государственные и крепостные до 1861 года (помещичьи, посессионные и удельные).

Государственные крестьяне имели права общинного владения землей и сословного самоуправления.

Крепостные прав не имели вообще. После 1861 года крестьянское сословие унифицировалось, получив минимум гражданских и имущественных прав.

Крепостные крестьяне должны были отрабатывать барщину, платить оброк и нести другие повинности в пользу владельцев. Все крестьянство до 1861 года и после несло рекрутскую повинность (до 1874 года) и большую часть тягла в пользу государства.

Работа на уроке строиться по плану:

План урока

1. Русское дворянство.

2. Требования дворянства.

3. Служилые люди «по прибору».

4. Духовное сословие.

Вопрос 1-3. Рассказ учителя

В обществе сложились две основные группы класса феодалов (служилых людей «по отечеству»): боярство и дворянство.

Боярство включало в себя служилых князей (из числа потомков Рюриковичей, Гедиминовичей и перешедших на русскую службу татарских ордынских царевичей и

знати), а также представителей старого московского боярства, бояр присоединенных к Москве удельных княжеств и земель.

Другую, более многочисленную группу служилых людей «по отечеству» составляло дворянство, сформировавшееся из слуг княжеских и боярских дворов. На низшей ступени этой иерархии находились самые малоземельные дворяне-помещики, входившие в категорию «детей боярских» и «городовых дворян».

К XVII в. высшая часть класса феодалов входила в состав « чинов» Государева двора и состояла из двух категорий: «думных чинов» - бояр, окольничих и думных дворян, а также московских чинов - стольников, стряпчих, московских дворян. Общая численность Государева двора в этот период составляла около 1200 человек. Каждому чину полагался определенный поместный оклад и денежное жалованье, которое выплачивалось регулярно.

Помещик получал поместье пожизненно, пока мог нести военную службу, и оно передавалось по наследству,если сын ко времени смерти отца достигал 15 лет и могслужить государству. Если служилый человек вынужден был оставить службу по состоянию здоровья, то часть егобывшего имения выделялась ему на прожиток.

Помимо служилых людей «по отечеству», по мереусложнения государственной военно-политической системы Московского царства на протяжении XVI-XVII вв.сформировалась весьма значительная категория служилых людей «по прибору» (по набору), которых государство принимало на службу по найму для несения военнойи караульной службы. В это военно-служилое сословие входили московские и городовые стрельцы, пушкари, казенные кузнецы, служилые казаки. За выполнение своих служебных обязанностей эта сословная категория получала жалованье не землей, а хлебным и денежным довольствием и другими «дачами». Так как выплаты из государевой казны производились крайне редко, то этим приборным людям выдавался для «корма» на артель небольшой участок земли. Помимо этого, им разрешалось заниматься по месту службы мелкой торговлей и ремесленничеством.

Государь был заинтересован в укреплении дворянства, которое являлось социальной опорой самодержавной власти. Под нажимом дворянства, в обстановке бурных социальных волнений в 1648 г. начинается подготовка нового свода законов, который бы учитывал сословные интересы землевладельцев и посадской верхушки и способствовал дальнейшему укреплению самодержавного строя.

РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКИМ ИСТОЧНИКОМ

Из челобитной дворян об отмене урочных лет. 1641 г.

Били челом государю Михаилу Федоровичу всея Руси дворяне и дети разных городов всею землею.

Бегают де из-за них старинные их люди и крестьяне в разные города в большие поместья и в вотчины в патриаршие, и в митрополичьи, и в архиепископские… и в государевы дворцовые села, и в черные волости... И те де многие помещики и вотчинники и монастыри тем их беглым людям и крестьянам на пустых местах слободы строят, а их поместья и вотчины от того становятся пусты. И те ж их беглые люди и крестьяне, выжив за теми людьми урочные годы и надеясь на тех сильных людей, где кто начнет жить, приходя из-за тех сильных людей, и остальных людей и крестьян из-за них подговаривают, и дома их поджигают, и разоряют всяким разореньем…

А которых они беглых своих крестьян за кем проведают, а урочные лета тем их крестьянам не дойдут, а они в тех своих беглых крестьянах суда и указу добиться не могут… И государь бы… велел их во всяких делах судить по судебнику блаженной памяти царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси…

Государь царь и великий князь Михаил Федорович всея Руси, слушав челобитья дворян и детей боярских, указал, и бояре приговорили: во крестьянстве на всяких чинов людей и в насильстве давать суд. А которые всяких чинов люди хотят беглых чужих крестьян за собою укрепить. А кто станет искать крестьянских животов и владения не имеет с крестьян, и тем отказывать и суда не давать .

Вопросы :

1) К кому убегали крестьяне от своих феодалов (помещиков и вотчинников)?

2) На кого жалуются челобитчики?

3) Почему помещики и вотчинники были заинтересованы в прикреплении крестьян к своей земле? Какой выход из создавшейся ситуации они предлагали?

) Как вы считаете, могло ли прикрепление крестьян к земле способствовать обогащению землевладельцев и государства?

5) Какие года называются «урочными»? В Соборном уложении, принятом в 1649 г., содержалась глава, в которой закреплялись все важнейшие изменения в правовом статусе поместного землевладельца. Устанавливалось, что владельцами поместий могли быть

как бояре, так и дворяне.

Вопрос № 4. Учитель предлагает вспомнить структуру церковного управления и дополняет ответы учащихся.

Православная церковь имела разветвленную структуру и охватывала всю территорию страны.

На низовом уровне находились церкви и монастыри. В большинстве своем это были приходские церкви, которые являлись центрами религиозной жизни в городах и селах. В 80-х гг. XVII в. насчитывалось около 15 тыс. церквей, в том числе около 200 соборов в крупных городах.

Важное место в церковной системе занимали монастыри, которых во второй половине XVII в. насчитывалось около 650.

Высшим звеном церковной организации были патриарший и архиерейские дома, ведавшие управлением духовенства на территории епархии и всей России. В государстве в начале столетия насчитывалось 12-13 епархий, в 70-х гг. XVII в. - 19-20, 5 митрополий, архиепископий и епископий. В 80-х гг. число епархий выросло до 24, в том числе митрополий - до 12.

Во главе Русской православной церкви стоял патриарх.

Церковь была крупным феодалом. Большая часть вотчин с крестьянами принадлежала монастырям, меньшая - патриаршему и архиерейским домам и незначительная часть - соборным церквям.

Российский ученый Я. Е. Водарский, исследовавший церковные организации XVII - начала XVIII в., привел следующие данные:

в 1653 г. из 494 монастырей 219 (44%) владели вотчинами, в которых насчитывалось до 25 крестьянских дворов. Они являлись мелкими собственниками.

К средним феодалам принадлежали 163 монастыря (33% учтенных), которые владели 26-125 дворами.

Остальные 112 монастырей имели в вотчинах более 125 дворов крестьян, в том числе 16 монастырей (13 мужских и 3 женских) - более 1250 дворов каждый. Из последних самым богатым был Троице-Сергиев монастырь. Он был собственником вотчин с 16,8 тыс. крестьянских дворов, которые находились во многих уездах Европейской России. Крупнейшими собственниками земли и крестьян были монастыри: Кирилло-Белозерский (5530 дворов), ярославский Спасо-Преображенский (3879 дворов), костромской Ипатьевский (3657 дворов), суздальские Спасо-Евфимьевский и Покровский девичий, московские монастыри: Чудов, Новоспасский, Симонов, Новодевичий, Вознесенский и др.

Задание и вопрос : 1) Покажите на карте города, где были расположены монастыри.

2) Какие изменения произошли в Русской православной церкви и в положении церкви в государстве?

На вопрос россия в 17 веке основные сословия российского общества заданный автором чистосортный лучший ответ это Социальная структура российского общества в XVII века
Боярство
Высшее сословие в российском обществе. Владело вотчинами. Служило царю. Занимало высшие государственные должности в государственном аппарате власти.
Дворянство
Высший слой служилых людей в российском обществе. Владело поместьями, но могло передавать поместье по наследству в случае продолжения государственной службы.
Духовенство
Высшее сословие в российском обществе. Крупный земельный собственник - им принадлежало до 15% всей земли страны.
Иерархия русской православной церкви:
* Патриарх Московской и всея Руси
* Епископы, архиепископы, митрополиты
* «Белое» духовенство (приходские священники)
* «Черное» духовенство (монахи)
Крестьянство:
Частновладельческие.
Проживали на территории вотчин или поместий. Обязаны были нести тягло (повинности) в пользу государства и своего хозяина.
Дворцовые.
Обслуживали хозяйственные потребности царского дворца. Эта категория имела самоуправление и подчинялась дворцовым приказчикам.
Черносошные.
Не имели права покидать свои земли, несли тягло в пользу государства. В сравнении с положением частновладельческих крестьян их положение было легче.
Посадские люди
Это торгово-ремесленное население. Они несли тягло - повинность в пользу государства, выбирали старост и сотских (черные слободы) . Белые слободы принадлежали боярам, монастырям, епископам.
Купечество.
Занимало второе положение в городе. К привилегированному купечеству относились: «гости» , «гостиная сотня» , «суконная сотня» .
Приказные люди.
Служащие государственных учреждений, центральных и местных. Самое высокое положение занимали дьяки, им подчинялись писцы, подьячие, служители приказов. Служили в государственных учреждениях дьяки и старшие подьячие. По статусу приравнивались к дворянам. Они являлись владельцами земель и крепостных и получали денежное жалованье.
Приборные люди
Служилые люди по прибору или по набору. Это пушкари, стрельцы, ямщики, казаки, казенные мастера. Среди них встречались и служилые иностранцы, которые проживали в отдельных слободах. Служилые люди несли военную сторожевую службу. Получали государственное содержание, им выделяли земельные участки.
Казачество
Новое для страны сословие. Военное сословие. В нем числилось население ряда окраинных местностей России (Дон, Яик, Приуралье, Терек, Левобережная Украина) . Во главе казацких общин стояли атаманы и старшины. Все важные вопросы обсуждались на «круге» . Казачество пользовалось правами и преимуществами на условиях обязательной и общей воинской службы.
Ясачные люди
Малые, нерусские народы России (манси, ханты, ненцы, буряты, якуты, башкиры) платили ясак (дань пушниной) . Чуваши, мордва, мари платили ясак медом и хлебом.
Предприниматели и наемные рабочие
Появляются в XVII веке новые группы населения - предприниматели и их наемные рабочие. Так зарождались рабочий класс и буржуазия.



Читайте также: