Социальная структура общества древнего китая кратко. Значение китай: традиционное китайское общество в словаре кольера

73. Трансформация социальной структуры современного китайского общества.

До периода реформ в КНР был введен режим места жительства, который в слабой форме сохранился и в настоящее время. Путем прописки чел прикреплялся к одному месту жит-ва и при этом переселиться в др место практически невозможно. До начала реформы городское население делилось на кадры, рабочих и интеллигенцию. Кадровые работники были разделены на 30 должностных степеней и для каждой степени была установлена норма зарплаты и привилегий.

В период реформы были повышены закупочные цены на с/х продукцию, снижен объем закупок по фиксирован. ценам, расширена область дейсвтия рыночн торговли. В 1984 только 18% семей имели доходы превышающ 500 ю. в год. По данным кит статистики в 2002 годовой доход на человека в крестьян-х семьях был 2478 ю. Доходы крестьян вост и центр провинций выше, чем доходы крестьян зап районов. Наиболее распростран-й подход, где население сельской местности делится на соц группы по характеру и содержанию труда:несколько групп

Крестьяне, занимающ только земледелием (63%).-сезонные рабочие (12%)-управляющие сел-ми коллективными предприятиями (0,9%)-индивид торговцы и промыш-ки, ведущие дело на акционерных началах (6,5%)-владельцы сельских и поселковых част предприятий (0,8%)-наемные рабочие (3%)-Сельские ганьбу (кадровые рабочие 7%)-сел раб-ки науки, культуры и техники, здравоохранения (1%)-домохозяйки (8%)-прочие трудящиеся (3,3%)

Рабочий класс

В структуре рабочих под влиянием эк-х преобразованиях также происходят изменения: изменяется доля рабочих на гос предприятиях и повышается доля рабочих на предпр-ях иной формы собственности.

Самые высокие ставки зарплаты:

Туризм; табачная промышленность; добыча и разработка черных металлов; возд транспорт и т.д.

Разница между самыми высокими и самыми низкими доходами в 3 раза.

В составе рабочих разд-ся след группы:

1 пост раб-е, к-е заняты на гос и коллектив-х предприятиях2 контрактники3 крестьяне-рабочие, приезжающие на сезонные заработки в город4 рабочие деревенских и поселковых предприятий5 раб-е частных предпр-й

Интеллигенция

В Китае под интел-ей понимаются лица, получившие высшее и средне-спец образование и занятые умственным трудом. В 2002 в китае было 28 млн профессионалов и техников всех специальностей, работающих на гос предпр-ях и институтах. В ВУЗАХ в 2002 было 531 тыс преподавателей среди к-х 50 тыс профессоров и 161 тыс доцентов. В 2002 среднедушевая зарплата всех раб-в в ВУЗОВ была 18 тыс ю, а средняя зарплата учителей 10 тыс ю. Во всех ВУЗАХ Китая на 1 место выходит коммерч активность. Сущ-т предпр-я, организованные студентами и преподавателями. Сфера деят-ти от развлечения до высокотехнолог продукции.

Кадровые рабочие

Пролжают играть важную роль в соц структуре кит общ-ва. Ганьбу – это любой служащий, имеющий право принимать администр решения

1)рабочие гос и административных органов

2)кадровые работники на предприятиях

Работники первой категории имеют пост работу, твердые ставки зарплаты и льготы по соц страхованию. Кадровые рабочие предприятий могут вкладывать собственные средства в фонды предприятий и нести ответ-ть за результаты работы, они могут получать премии и надбавки в зависимости от итогов работы.

Предприниматели

Доходы владельцев пред-й дифференцируются в зав-ти от формы предприним деят-ти, но повысилась зарплата рабочих и служащих минимум в 11 раз.

Соц группы, которые получают высокие доходы:1владельцы частных предприятий2люди, получившие подряд или взявшие в аренду предп-я 3высшие управленческие рабочие совмести ил иностр предприятий 4 брокеры 5 риелторы 6 адвокаты 7 повара высокой квалификации 8 звезды эстрады и кино

В Китае выделился слой новых богатых. Кит социологи к таковым относят всех лиц, чьи доходы в 3 раза выше среднего уровня, но они еще не составили единую группу интересов и не совершают коллективных действий с едиными требованиями.

В наст время в соц структуре кит общества по доходам выделилось несколько групп: 1)высший класс – полит партийная элита и крупные бизнесмены и научно-техн элита 2)средне-высший класс – осн масса кадровых работников, управленцы среднего звена, руководители средних и мелких гос предприятий, специалисты и технич работники «средней руки» 3) средне-средний класс: хозяива мелких предприятий, служащие, индивид-е промышленники и торговцы 4) средний-низший класс- работники сферы услуг и торговли, рабочие и крестьяне 5)нижний класс- беднейшая часть рабочих, крестьяне и не занятое население.

Система социального обеспечения в Китае. Социальная политика.

Гос-во в соц сфере берет на себя создание условий трудоуст-ва, улучшение охраны и условий труда, и на основе развития произ-ва повышение оплаты труда. В посл годы улучшились каналы трудоуст-ва, в т.ч. и через негос-е орган-и.

По конст. Гос-во обязано:-улучшать условия охраны для трудящ-ся и устанавл-т рабочее время;-порядок ухода на пенсию рабочих и служащих;-с 2004 создает соответствующую сист-у соц страхования.

На предпр-х в гос учрежд-х мужчины - на пенсию в 60лет, женщ – 55, имея стаж работы не меньше 10 лет. Пенсия исчисляется в размере от 60-75% от зп. С 2006г выплаты на соц сферу – приоритетные, увеличиваются объемы фонда соц страхов-я.

Виды соц страхования:- по старости,- по инвалидности, -в обл-ти здравоохранения, -производственной травмы, -деторождение.

Острая проблема-безработица.

Главное направление в развитии трудоустр-ва – расширение сферы услуг (утверждены полное или частичное освобождение от налогов, низкопроцентные кредиты и дотации на соц страхование). Структ занятости населения: первич сфера -44.8%, вторич – 23.8%, третич – 31%.

В основе пенсион системы – многоступенчатая схема страхований. С 2005г пенсионеры получают пенсию через финансовые орган-и. числен-ть пенсион в городах -50 млн чел. Средний размер пенсий в городах – 600ю в год. Выросло число сельских пенсионеров, получ-х пенсии из страховых фондов. Соц обеспечение в обл здравоохранения – самое слабое звено в сист соц гарантий. Мед обслуживание для большей части населения - слишком дорогое. Один из пунктов соц программы – обеспечение прожиточного минимума. Семья с доходами ниже этого уровня м. рассчитывать на получ субсидий.

В сельских р-х гос-во гарантирует материал помощь в сфере «5 гарантий»: обеспечения питанием, одеждой, топливом на уровне мин жизненных потребн-й, средство на обучение детей и средства на похороны.

Дейст-т общественные прогр помощи детям: Надежда(бесплат образ-е детей бедняков), Счастье(помощь бедным матерям), Водоем(обеспеч-е водой западных рай-в).

Принципиально важной чертой социального деления хань-ского общества был высокий уровень социальной мобильности. Даже раб мог при благоприятных обстоятельствах рассчитывать на то, что хозяин отпустит его на свободу и тем самым откроет ему путь для продвижения вверх по ступеням социальной иерархии. В условиях, когда знатными не рождались, а становились, богатство давало возможность достижения высокого юридического статуса. История ханьского общества знает примеры, когда бывший раб в течение жизни совершал весь путь восхождения по социальным ступеням вплоть до обладания заветными высшими рангами. С другой стороны, закон, по которому родственники преступника превращались в государственных рабов, означал возможность для представителей знати внезапно оказаться в самом низу социальной пирамиды.
При этом высокий уровень вертикальной социальной мобильности способствовал формированию общеэтнических норм культуры и тем самым консолидации этнической общности древних китайцев, в то время как существование в начале I тысячелетия до н. э. системы социальных рангов чжоуского типа, напротив, являлось тормозом на пути завершения процесса формирования древнекитайского этноса.

С имущественной точки зрения свободные делились на три основные категории. Наиболее богатые, обладавшие имуществом на сумму более чем миллион монет, относились к так называемым «большим семьям», зажиточные члены общества (более 100 тыс. монет) -к «средним семьям», а мелкие собственники (более 10 тыс. монет) - к «малым». В число «бедняков» включались те, чье имущество оценивалось менее чем в 10 тыс. монет, т. е. не имевшие достаточных средств к существованию (100 му земли - около 16 га - считавшиеся в ханьское время необходимыми для прожиточного минимума семьи, стоили в среднем 10 тыс. монет).

Дошедшие до нашего времени документы ханьского времени показывают, что «средние семьи», имевшие по несколько сот му земли, как правило, имели рабов. Однако подсчеты свидетельствуют об известном несоответствии числа рабов и количества земли, находившейся в собственности того или иного землевладельца. Это может объясняться лишь тем, что использование труда рабов не было единственной формой эксплуатации» применявшейся в ханьском обществе. И действительно, источники сообщают также и о других формах частнособственнической эксплуатации, например о наемном труде и арендных отношениях. По-видимому, относительно ограниченное применение труда рабов в империи Хань объясняется недостаточностью внутренних источников рабовладения и - как следствие этого - высокими ценами на рабов. Взрослый раб стоил пример-но в десять раз дороже лошади. Соображения рентабельности хозяйства заставляли землевладельца прибегать к найму работников или к сдаче части земли в аренду. Можно предполагать,что именно арендные отношения были в ханьское время ведущей формой эксплуатации.


За пятьдесят лет, минувших с того момента, как коммунисты пришли к власти, китайское общество претерпело целый ряд разноплановых изменений. Среди них и осуществленная режимом трансформация его социальной структуры: например, в 50-е годы были «как класс» уничтожены землевладельцы, капиталисты и мелкие предприниматели (впрочем, экономические преобразования 80- 90-х годов способствовали возрождению частного предпринимательства). В этой главе мы рассмотрим прежде всего основные и наиболее характерные черты той среды, в которой Китай и проводит свою политику, - среды, не подвергшейся фундаментальным трансформациям, а изменившейся (если вообще изменившейся) лишь в процентном соотношении составляющих ее элементов.
Первой особенностью Китая является большая численность населения. В 1949 г., когда коммунисты взяли власть, она составляла 540 млн, а ныне достигла 1,2 млрд человек, и страна продолжает удерживать ведущее место в мире по этому показателю. Как и в 50-е годы, большая часть населения проживает в сельской местности, хотя в последние годы соотношение начинает меняться более стремительно: если в начале 50-х годов в деревнях проживало около 85%
граждан, а к 1980 г. их число снизилось всего лишь до 82%, то основные экономические преобразования, произошедшие за последние 15 лет, обусловили и значительные демографические изменения. Фактическое ослабление ограничений на перемещения по стране позволило оказавшимся без работы крестьянам трудоустраиваться в городах. Индустриализация и рост городов также способствовали изменению ситуации: по данным на конец 1998 г. лишь 68% китайцев проживают в сельской местности. Постоянно увеличивающийся процент городского населения занят в промышленности, пусть даже на неполный рабочий день. До начала экономических реформ (1980) в китайской промышленности доминировали государственные предприятия. Ныне наиболее динамичным сектором индустрии являются городские и сельские промышленные предприятия, находящиеся в коллективной собственности и управляемые местными властями.
Вторая характерная особенность Китая - его географическое положение. По размерам территории Китай занимает третье место в мире (после России и Канады), однако его население сконцентрировано в основном в восточной части, занимающей примерно одну треть площади. Это происходит потому, что лишь четверть всей земли является пахотной. Достижения в области механизации сельского хозяйства и передовые технологии не смогли решить проблему значительной нехватки земли. Рост народонаселения и сокращение обрабатываемых площадей обостряют эту проблему. Китайские лидеры прилагали значительные усилия, чтобы сохранить пригодные для возделывания участки земли, однако процесс сокращения продолжался. Объясняется это рядом причин: 1) деколлективизация и возврат к единоличным крестьянским хозяйствам привели к тому, что земля на границах (межах) наделов не используется; 2) в эпоху относительной либерализации, наступившей после смерти Мао Цзэдуна, была возобновлена прежняя, традиционная для Китая практика: умерших хоронят в земле, а не кремируют; 3) повышение благосостояния приводит к тому, что крестьяне строят себе более обширные жилища. Можно ожидать, что проблема снабжения продовольствием огромного населения Китая будет приобретать все большие масштабы и остроту: по мере того как китайцы становятся зажиточней, их рацион начинает включать больше мяса и меньше риса.
Третьей особенностью Китая следует признать мультиэтнический характер его населения. Хотя почти 92% граждан являются собственно китайцами (хань), в стране существует 55 официально признанных национальных меньшинств, численность которых колеблется от нескольких тысяч до 15 с лишним млн человек. Хотя меньшинства составляют малый процент населения, проживают они на землях (обычно называемых «национальными автономными районами»), занимающих более 60% территории и расположенных в стратегически важных приграничных областях. Среди них Тибет (граничащий с Индией) и Синь
цзян (граничащий с тремя республиками, прежде входившими в состав СССР), где на протяжении десятилетий идет практически постоянное «брожение». Китай вынужден держать в этих регионах значительный контингент вооруженных сил, призванный пресекать сепаратистские поползновения.
И наконец, последнее: китайцы (хань) пользуются при письме единым языком, который двадцать веков служит фактором консолидации и критерием самоидентификации. При наличии общекитайского литературного языка существует множество различных диалектов, что порождает определенные трудности в общении их носителей между собой. Государственный язык - так называемый «мандаринский», в основе которого лежит пекинский диалект, - внедрялся коммунистическим режимом через посредство системы образования и СМИ.

Еще по теме Китайское общество:

  1. Формы собственности на средства производства и классовая структура общества в Китайской Народной Республике.
  2. Глава 6 После Большой игры: Тибетский вопрос в советско- германских, советско- китайских и российско- китайских отношениях

Т.А. БЫЧКОВА

Томск, 2003

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра новой и новейшей истории и международных отношений,

Кафедра мировой политики

Т.А. БЫЧКОВА

КУЛЬТУРА ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВ КИТАЯ И ЯПОНИИ

Учебное пособие к специальному курсу лекций

Издательство Томского университета, 2002

Бычкова Т.А. Культура традиционных обществ Китая и Японии. Учебное пособие к специальному курсу лекций. Томск: Издательство Томского университета. 2001. 63 с.

Учебное пособие предназначено для студентов специальности “Международные отношения” исторического факультета Томского университета.

Редактор: профессор, доктор исторических наук В.П. Зиновьев

Рецензент: доктор политических наук, профессор МГИМО(У)

Воскресенский А.Д.

(Фонд Сороса). Россия

©- Бычкова Т.А.

Предисловие 4

Введение 4
I. ^ ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КИТАЯ 5 Традиционная космологическая система китайцев 5 Личность в китайской традиции 7
Личность правителя в китайской традиции 7

Цзюньцзы, сяожень, жень 9

^ Цзюньцзы – человек знающий 10
Цзюньцзы – человек морали 11
Цзюньцзы – человек Долга 12

Отношение цзюньцзы к богатству 12

Цзюньцзы – человек культуры 13

Даосская личность 14

Чань-буддизм и культура Китая 14
Традиционное мышление китайцев 17
^ Эмоциональный мир китайца 19

Судьба в традиционной интерпретации 20

Добро и зло в китайской традиции 21

Традиционные ценности китайского общества 21
Социальная справедливость 24
Национальный характер китайца 25
Китайская проза и поэзия 26
II^ . ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЯПОНИИ 31

Традиция заимствования 31

Мировоззрение японцев 32

Роль буддизма в духовной жизни и творчестве японцев 33
Контекcтуальное мышление японцев 36 Соотношение материальных и духовных ценностей 37
Художественное мышление японцев 38

^ Японская проза и поэзия 39

Заключение 46

Предисловие

В современных международных отношениях все большее значение приобретают социокультурные факторы. По этой причине в подготовке специалистов-международников большее место, чем ранее должен занимать страноведческий аспект, включающий изучение культуры, менталитета народов крупнейших стран мира. К числу таковых, безусловно, относятся Китай и Япония, являющиеся частью Азиатско-Тихоокеанского региона, куда, по мнению многих аналитиков, постепенно перемещаются центры политической и экономической активности современного мира. Древним обществам этой части Земли удалось избежать трагического конфликта между традицией и модернизацией, характерного для исламского мира.

Особая от европейцев ментальность китайцев и японцев наложила свой отпечаток и на характер их дипломатии, поэтому целесообразно давать будущим специалистам в области международных отношений систематизированные знания о культурном своеобразии этих народов.

Настоящее учебное пособие является кратким изложением специального курса лекций, читаемого студентам отделения «Международные отношения» исторического факультета. Курс лекций, рассчитанный на 20 часов, предназначен для студентов 3 – 4 курса по специализации Дипломатия, Мировая политика. В расширенном варианте (до 32 часов) может читаться как курс специализации «Китай» для студентов, обучающихся по специальности «Регионоведение».

Введение

Некоторые исследователи полагают, что в XXI веке произойдет смена парадигм: вместо техноцентризма придет культуроцентризм, то есть новая система ценностей, другой акцент жизненных ориентаций человека. Место культа безмерного потребительства займет культ разумного самоограничения, скромность потребностей. Потребности души возобладают над потребностями тела. Таким образом, речь идет об альтернативном образе жизни. Такая альтернатива возникнет на путях корреляции «западной» (техногенной) и «восточной» (традиционной) мировоззренческих ориентаций. Человек поймет, что законы и логику Природы как «живого целого» нельзя далее агрессивно и безнаказанно нарушать.

Идеи коэволюции человека и природы, неразрывной связи науки с нравственностью, самоограничения и самосовершенствования – это идеи восточных культур. Этим объясняется неуклонно возрастающий интерес к ним.
Автор данной разработки не ставила своей задачей показать всесторонне развитие культурной традиции в Китае и Японии – это невозможно и не нужно, поскольку существует огромная литература, исследующая разные ее аспекты. Цель автора – снабдить читателя ключевыми терминами, понятиями, вооружить пониманием основ, фундамента, на котором держится культурная традиция Китая и Японии, т.е. дать первоначальное представление о многообразном феномене под названием «конфуцианская цивилизация».
Существуют сотни определений, что такое «культура», «цивилизация», «традиция». Важно иметь в виду, что изначальное значение термина «культура» - «возделывание». Человек окультуривает среду вокруг себя, одновременно создавая и совершенствуя свой ментальный мир. В центре нашего внимания будет духовная культура китайцев и японцев. Традиция, по исходному смыслу этого слова, есть то, что передается от человека к человеку, из поколения в поколение. Это отнюдь не застывшие нормы и идеи, это величина незаконченная, открытая будущему. Все миропонимание китайцев является, по сути, традиционным.

Впечатляющее воздействие китайской культуры на желающего к ней прикоснуться и познать хотя бы ее основы заключается, по мнению глубокого ее знатока В.В. Малявина, в том, что корень этой культуры – «в безупречном доверии к силе самой жизни, одновременно по детски наивном и бесконечно мудром. Инстинкт, просветленный сознанием, и сознание, примиренное с инстинктом, - вот альфа и омега китайской мудрости, секрет необычайной жизненности наследия Китая еще и в наши дни».

Китайская цивилизация, называемая часто конфуцианской, является автохтонной, т.е. возникла автономно и независимо от внешних заимствований, в пятом – втором тысячелетии до н.э. Сложившаяся традиция никогда не прерывалась, несмотря на многие столетия чужеземных владычеств, когда на троне сидели завоеватели. Китай как страна-доминант создал целый очаг культуры в регионе Дальнего Востока: в Японии, Корее, странах Южных морей (ЮВА). Здесь распространилась иероглифическая письменность, конфуцианство, даосизм. Из Китая вышел специфический буддизм чань. Имперский режим - как составляющая политической культуры Китая – был воспринят здесь и просуществовал в течение многих столетий. Китайская этика, эстетика, многие виды искусства стали предметом подражания и заимствования.

Японская культура развивалась в течение полутора тысячелетий под сильнейшим влиянием китайской культуры, но в процессе заимствования чужих учений и традиций японцы постепенно создавали свою, неповторимую и своеобразную культурную традицию, что дало основание некоторым исследователям говорить об отдельной «японской цивилизации». Своеобразие японской культуры и начало отчуждения от всего китайского стало заметно проявляться в период новой истории, к середине XVIII века.

Под термином «традиционное общество», «традиционный Китай» имеется в виду Китай с третьего века по 1912 г. (разгар Синьхайской революции, конец монархической системы правления и учреждение республики) когда все традиции в социально-экономической, политической, культурной областях четко обозначились и их преемственность приняла устойчивый характер. В Японии традиционное общество существовало до середины Х1Х века, до «открытия» Японии для западного мира американцами.

^ I. ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КИТАЯ
^ Традиционная космологическая система китайцев

Традиционная космологическая теория позволяет составить представление о «китайской» картине Мира. Мы не можем судить о культуре, не имея представления о традиционной модели мира, которая лежит в ее основе и которая присутствует в любом виде человеческой деятельности. Космогенез, по китайским представлениям, прошел такие стадии: первоначальный хаос разделился на инь-ци и ян-ци. Инь – это сырое, темное, тяжелое, женское начало. Ян – твердое, светлое, легкое, мужское начало. Тяжелая и мутная пневма инь опустилась вниз и образовала Землю, а легкая и чистая пневма ян поднялась вверх и образовала Небо. Началось круговращение ян и инь, обмен пневмами, которые в разнообразных сочетаниях друг с другом образовали все сущее в мире – «десять тысяч вещей». Китайцы усматривали взаимодействие инь и ян во всех явлениях и событиях мира. Идеальное гармоничное состояние этих двух начал мироздания запечатлено на знаменитой эмблеме Великого Предела – главной схеме-формуле Вселенной. Инь и ян рассматривались как равно необходимые и взаимодополняющие начала: «То движение, то покой – они коренятся друг в друге», «Покой доходит до предела, и появляется движение, Движение доходит до предела, и появляется покой». Избытка ян и инь не может быть, поскольку Целое не разрушается, существует Великий Предел. «В крайнем Пределе холод замораживает, жар сжигает. Надо вовремя повернуть назад, чтобы действовать в унисон с Природой, не идти ей наперекор». Отсюда возник закон Середины, равновесия. Инь – ян не являются самостоятельными субстанциями, они – форма существования, или состояния, субстанции ци. Ци – это жизненная энергия, или жизненная сила, которая идет из космоса. Ею физически наполнен мир, и она энергетически заряжает все вещи и существа, даруя им тем самым факт бытия. Среди «существ и вещей» появляется человек. Небо и Земля считаются родителями Человека. Возникает триада: Небо (космос) – Земля – Человек.

Человек рассматривается как существо, вобравшее в себя чистейшую и совершеннейшую сущность инь и ян в их полной гармонии, он как бы объединяет в себе Небо и Землю. Каждый человек – это малый мир, микрокосм, поэтому он считается в китайской культурной традиции космическим началом, равномощным и равнозначным Небу и Земле. Человек в триаде занимает центральное место. Это духовный элемент космологической системы. Сюньцзы писал в третьем веке до н.э.: «Огню и воде присущи ци, но не присуща жизнь. Деревьям и травам присуща жизнь, но не присуще знание. Птицам и зверям присуще сознание, но не присущи Долг-Справедливость. Человеку же присущи ци, жизнь, сознание, и к тому же Долг-Справедливость, потому-то он – самое дорогое в Поднебесной». Человек, в соответствии с этой системой, осуществляет на Земле небесный замысел: через него происходит очищение ци, в нем пересекаются все связи мира. Небо и Земля интересовали китайцев не сами по себе, а только в их отношении к Человеку (здесь ключевое слово – отношение). Миссия Человека заключалась в том, чтобы оберегать Целостность Мира, беспредельную, бесконечную мозаику бытия, он должен предоставлять всем вещам быть тем, чем они есть, не нарушать ритм Вселенной, Целого, единого биосоциального организма. Человек должен относиться к Небу и Земле как к родителям – гармонизировать отношения с ними, забывая о своем «я».

Высшее начало мира – Дао (Путь) понималось как всепорождающее, бесконечное Превращение мира, без начала и конца, невидимая «пружина», дыхание, ритм Вселенной, неведомый соучастник диалога Человека и Космоса. Это начало всех начал, основа всего сущего. Все рождается из Дао и все уходит в Дао. Но это – не бог, не сверхъестественная сила, поскольку Дао естественно, хотя и непостижимо. «Человек следует Земле, Земля – Небу, Небо – Дао, а Дао – самому себе». Есть Небесное Дао, есть человеческое Дао. Дао-человек – это синоним мудреца, сумевшего встать на Путь, уловить ритм Вселенной и жить в соритмичности с космосом.

Человек получал из космоса благую, светлую энергию «дэ», которая интерпретировалась как животворящая сила. Было дэ правителя, дэ благородного мужа, дэ обыкновенного человека. Количество этой энергии разное у разных людей, оно может увеличиваться или уменьшаться, от этого зависит жизненная сила и стойкость человека: «и простолюдин может быть императором, если у него много дэ».

Особо следует сказать об отношениях Небо – человек. Китайцы формулировали их так: «Небо высоко, но слышит голос маленького человека». Человек может расположить к себе Небо соблюдением этических норм, добродетельным поведением, но может и разгневать Небо, которое способно наказать за неправедное поведение: «Туда, где соберется много праведных, счастье не может не придти, а там, где соберется масса нечестивых, беда не заставит себя ждать. И вот ветры и дожди начинаются не ко времени, сладостный дождь не орошает землю, иней и снег не по сезону. Холод и жар не когда следует, Инь и ян не по порядку, четыре времени года не в срок сменяют друг друга. Происходит упадок нравов. Сердца ожесточаются, как у зверей, жажда выгоды растет, а это вызывает еще большие знамения». Выход для человека в подобные времена один: «при дурных знамениях творить добрые дела – несчастья не будет».

Общество считалось частью природы, космоса, оно не рассматривалось как существующее само по себе. Единая система - Человек – Мир – Природа – подчиняется единым законам эволюции. Отдельный человек, а вместе с ним все общество в идеале должны были пытаться достичь полного единения с космическими началами, полной «единотелесности» с универсумом. «Есть я и мир. Что же должен делать я в этом мире и как относиться к нему» - вот главный вопрос, на который должен был ответить китаец.

^ Личность в китайской традиции

Отечественные китаеведы, исследуя роль, место, функции личности в обществе, опираются главным образом на важнейшие ранние тексты «Луньюй» («Беседы и суждения») – по преданию, запись высказываний Конфуция его учениками, а также даосского текста «Даодэцзин» («Книга о Дао и дэ»).

Конфуций говорил, что на великом Пути нет хоженых троп, идущий им одинок и в опасности. В то же время, утверждал он, «не путь может расширить человека, а человек может расширить путь». Он высоко ставил Человека и его потенциальные возможности к самосовершенствованию. Мало человеком уродиться, надо еще родить в себе человека. Конфуцианство – это учение, прежде всего, о науке управлять государством. Учение Конфуция во многом определило формирование мышления и национального характера китайцев. Китайская мысль никогда не задавалась вопросом: что есть человек? Ее интересовало лишь, каково отношение человека к миру и как можно использовать его таланты. Больше всего Конфуция волновал и занимал вопрос – кто, какие люди должны управлять государством. Личность правителя и человеческие качества окружавших его людей, с точки зрения конфуцианства, должны находиться в центре внимания. Остановимся на этом подробнее, поскольку здесь затрагивается проблема политической культуры традиционного Китая.

^ Личность правителя в китайской традиции

Правитель, согласно конфуцианской традиции, лично отвечал за сохранение и оптимальное функционирование всего общества. Его называли «сыном Неба», «отцом народа». Фигура монарха рассматривалась традиционной китайской культурой как весьма существенный элемент мироздания. Монарх был человеком-посредником между Небом и Землей. Дэ правителя могло накапливаться в династии, от поколения к поколению, т.к. весь клан «работал» на него. Дэ могло иссякать при нерадивом отношении к своим обязанностям, и это приводило к падению династии. Поэтому задачей правителя было неукоснительно копить и сохранять дэ. Для этого он должен был уметь «считывать письмена с небес», т.е. понимать волю Неба. Император получает мандат Неба на занятие престола, а в случае плохого управления народ имеет право низложить его. Моцзы, китайский философ, живший на рубеже V – IV вв., ярый противник конфуцианства, обрушивался на Конфуция за его стремление ограничить власть правителя. Идея Конфуция о праве народа на смещение правителя была развита его последователем Мэнцзы, который полагал, что закосневших в своих пороках правителей следует изгонять и можно даже убивать, а народ имеет право на восстание против недобродетельного правителя. На практике данный способ свержения правителя взяла на вооружение китайская бюрократия. Поскольку волю Неба, выражавшуюся через различные природные явления, могли постичь и объяснить народу лишь конфуциански образованные чиновники, их роль в политической жизни страны значительно возрастала. Фактически правитель подпадал под контроль своих сановников. При определении роли конфуцианства в становлении политической культуры Китая следует учитывать, что оно в своем развитии прошло через несколько этапов, впитывая в себя новые идеи, новую практику.

В IV – III вв.до н.э. на развитие китайской государственности и эволюцию конфуцианства оказывал сильное влияние легизм. Две различные модели управления государством - Конфуция и Шан Яна (основоположника легизма) – появились почти синхронно: управление посредством правил (ли) и управление посредством законов (фа), точнее – посредством права. Легисты абсолютизировали власть правителя и ратовали за создание мощного государства, главенствующего над своими соседями. Для них характерен приоритет прагматизма в политике и китайская бюрократия восприняла прагматизм, превратив его в одну из составных частей политической культуры. Шан Ян позаимствовал у Моцзы принцип равных возможностей, предложив допускать к административным должностям людей из любого сословия, независимо от знаний (сравните с принципом Конфуция – допускать к власти только образованных людей). Единственным критерием для чиновников была преданность правителю. В отличие от Конфуция и Мэнцзы, проповедовавших гуманные методы правления, основанные на моральном воздействии, легисты настаивали на применении насилия, метода наград и наказаний, на сосредоточении всех рычагов экономической власти в руках государства. Правителю надлежит стремиться к неограниченной власти. Политика, с точки зрения легистов, несовместима с моралью. В этой сфере деятельности вероломство, коварство и сила всегда ставились выше человеколюбия, милосердия и долга.

Легистские концепции оказали значительное влияние на формирование ортодоксального конфуцианства и бюрократической системы управления, которая функционировала в Китае без каких-либо существенных изменений с конца 1 тысячелетия до н.э. вплоть до начала ХХ века. Л.С. Переломов, глубокий знаток конфуцианства, отмечает: «Цитировали Мэнцзы и легистов, Моцзы, Лаоцзы, но в центре всей древности непременно оставался Конфуций, ибо его суждения всегда воспринимались как истина» (Л.С. Переломов. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981. С. 218).

Главным принципом управления государством считался даосский принцип «недеяние» (увэй), смысл которого состоял в том, чтобы не мешать, не противодействовать законам Природы, уловить ритм дыхания Дао: «Небо и Земля бездействуют и все совершают». На практике это выглядело так: «Если я не действую, народ будет находиться в самоизменении. Если я спокоен, народ будет сам исправляться. Если я пребываю в недеянии, народ становится богатым». Лаоцзы говорил: «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Несколько хуже тот правитель, который требует от народа его любить и возвышать. Еще хуже правитель, которого народ боится и хуже всех те правители, которых народ презирает». Управление государством приравнивалось в китайской традиции к управлению водным потоком: не надо прилагать усилий для того, чтобы заставить воду течь туда, куда стремится сама река. Горе тому, кто вздумает преградить ей путь. Следовать Природе – не значит ущемлять свою свободу, а, напротив, означает сделаться свободным. Властвует тот, кто покоен и безмолвствует. Высшая мудрость состоит в том, чтобы следовать обстоятельствам, быть способным к недеянию, несвершению, что и означало правильную деятельность. Другими словами, все сделается само собой, в результате естественного хода закономерно обусловленных событий.

Этот принцип является не только даосским, им руководствовались и легисты, подразумевая под недеянием стремление к высокому качеству управления, в смысле облегчения управления. Принцип увэй в даосской трактовке не имел ничего общего с легистскими требованиями централизованного бюрократического правления, образцовой администрации. Он был отрицанием легистского культа администрации и закона, конфуцианской этики и политики. «И именно это отрицание администрации, отрицание власти, призыв к практическому уходу от ненавистных, сковывающих свободного человека социальных пут оказал впоследствии огромное влияние на идеологические принципы даосских сект, не раз на протяжении долгой китайской истории руководивших крестьянскими восстаниями» (Л.С. Васильев. Культы, религии, традиции в Китае. М., 2001. С. 230).

Правитель и его приближенные должны делить с народом и хорошее, и плохое: «Если народ в достатке, как может недоставать правителю? Если же людям не хватает, то как может хватать правителю?» Главными задачами правителя были: обеспечить народ пищей, содержать армию и – завоевать доверие людей. Можно поступиться, как говорил Конфуций, оружием, даже пищей, но без доверия нет основы для государства. Чтобы заполучить доверие народа, правителю следует самосовершенствоваться, исправлять свои недостатки. Если же он «не в состоянии усовершенствовать себя, то как он сможет выправить поведение других?».

В канонической книге «Даодэцзин» собрано множество рекомендаций правителю, приведем некоторые из них. «Наказаний и штрафов недостаточно, чтобы изменить нравы, казни и убийства не могут пресечь зло, Только там, где чтят преобразование духа, совершенные частицы цзин становятся духом. Ведь окрик не слышен далее 100 шагов, в то время как воля способна распространиться на 1000 ли». О том, как научиться искусству править: « Те, кто хотел передать светлое дэ древних Поднебесной, прежде учились управлять своей страной. Те, кто хотел управлять своей страной, прежде устанавливали порядок в своей семье. Те, кто хотел установить порядок в своей семье, прежде учился управлять самим собой. Те, кто хотел владеть самим собой, прежде исправлял свое сердце. Тот, кто исправлял свое сердце, прежде делал искренними свои мысли. Тот, кто хотел сделать искренними свои мысли, прежде развивал свой ум. Развитие же ума зависит от постижения вещей».

^ Цзюньцзы, сяожень, жень

В сознании китайцев сущность человека не могла быть отделена от его социальной природы. Личность в китайской культуре – это не индивид, она есть то, чем является для других, социальные связи и отношения – составная часть ее бытия.

Конфуцианская традиция делила людей на несколько категорий: цзюньцзы или благородных мужей, сяожень или низких людей, т.е. маленьких людей и жень (дословно человек). Жэнь – это масса людей, которая в нравственном и культурном отношении стоит между цзюньцзы и сяожэнь, т.е. это обычные, средние люди. Разделение между цзюньцзы и сяожэнь особо подчеркивалось, чтобы показать радикальность различий между этими категориями населения. Водораздел шел не столько по социальной, сколько по нравственной линии. «Цзюньцзы думает об истине, сяожень – о собственном благе. Цзюньцзы думает о том, как не нарушить путь, а сяожень – как извлечь выгоду. Цзюньцзы предъявляет требования к себе, низкий человек – к другим. Мелкие люди любят объединяться – ради собственной выгоды. Цзюньцзы ни с кем не объединяется, но служит всеобщему благу. Он не коллективен, но всеобщ. Мелкий - коллективен, но не всеобщ. Цзюньцзы держит себя строго, не вступает в споры, живет со всеми в согласии, но не идет на сговор, не следует за другими. Цзюньцзы следует Срединности, а сяожень ее нарушает».

Сяожень – это люди, не способные учиться, не желающие учиться. Они не блещут добродетелями, они вульгарны и эгоистичны. По своему невежеству они постоянно нарушают правильный ритм ян и инь, тем самым нарушая гармонию Мира. Из-за этого начинаются всякие невзгоды. Сяожень создают искусственный мир человеческого общества, который утрачивает естественный ритм, а это чревато большими неприятностями для человеческого рода. Но это – большинство населения, это – простолюдины, обычные люди, реальные люди, они – основная масса населения, которая все производит, трудится день и ночь. Уже поэтому о них должны заботиться верхи, а миссия цзюньцзы заключается в том, чтобы очищать благородными делами биосферу, обогащать человеческое общество энергетическими частицами ци, подвигать людей к самосовершенствованию. Маленький человек несдержан, заносчив, легко зазнается, не способен жить в согласии с другими людьми, он трусоват.

Истинный человек – это цзюньцзы и стать таковым может почти каждый: «Только самые умные и самые глупые не могут перемениться», остальные - «от Сына Неба до простолюдина» могли попытаться измениться и стать благородными людьми. Чтобы стать цзюньцзы, надо было посвятить свою жизнь тому, чтобы встать на Путь (Дао) и самосовершенствоваться в течение всей жизни. Постичь Дао – это значит вступить на Путь познания истины. Где-то в конце трудного путешествия по имени жизнь человеку может приоткрыться истина. «Учитель сказал: «Если на рассвете познаешь Дао, то на закате солнца можешь умирать».

По Конфуцию, правитель должен был собирать вокруг себя «благородных мужей». Цзюньцзы следовало предлагать свои услуги правителю. Он должен был являться посредником между правителем и народом, побуждая правителя как следует заботиться о благе государства и подданных. «Когда движение сил мироздания находится на стадии подъема, непременно появляются совершенномудрые и просвещенные государи. Когда они появляются, непременно появляются мудрые и верные сановники. Они сходятся, не ища друг друга. Они оказываются близкими, не зная друг друга».

Наказ Конфуция гласил: великий сановник тот, кто служит с помощью своего Дао-пути и прекращает служить, когда это становится невозможным. Уход со службы считался синонимом принципиальности и внутренней чистоты. Поэт Тао Юаньмин (4 – 5 вв.) писал:

«Эту шапку сорву

И в родные селенья вернусь

Вам меня не обвить,

Путы выгодных мест и чинов!

Правду в сердце взращу

Под соломенной крышей простой

И смогу я себя

Человеком достойным назвать»

Цзюньцзы не стремился и даже противился превращению в функционального бюрократа, он старался сохранять дистанцию между собой и государственной машиной, он хотел быть не только и не столько чиновником, сколько философом и литератором, свободным художником, носителем конфуцианской этики. На первом плане для него была задача оставаться морально совершенной личностью. Он не хотел и не мог превратиться в бездуховного бюрократа, пытался сохранить свой духовный мир. Этическая и политическая функции совмещались с трудом, очень редко мудрец и политический деятель сливались воедино. Дилемма «войти во власть» или «выйти из власти» по своей драматичности может быть приравнена к гамлетовскому вопросу «быть или не быть».

Любопытен наказ Конфуция благородным мужам: «Не ходите туда, где беспорядки. Не живите там, где смута. Если Поднебесная следует Дао, будьте на виду, если нет – скройтесь. Если страна следует Дао, стыдно быть бедным и не в чести. Если страна не следует Дао, стыдно быть богатым и в чести». Цзюньцзы, по Конфуцию, не стоит огорчаться, что его не используют на службе в смутные времена, ему лучше уйти в отставку, чтобы выполнять свою главную функцию – «упорядочивать Поднебесную», творить добрые дела. Уход со службы был для цзюньцзы возвращением к себе, к природе, к космосу, к идеалу, к занятиям любимым делом.

Идеалом цзюньцзы было отшельничество и занятия любимым видом искусства. Он всю жизнь проживал в поиске путей самореализации. Человек в китайской традиции, по высказыванию В.В. Малявина, извечно текущий, находящийся в постоянном поиске.

Цзюньцзы как идеальная и реальная личность одновременно, отличался от остальной массы целым рядом свойств. Присмотримся к нему поближе.

^ Цзюньцзы – человек знающий

Конфуций полагал, что благородный муж, лишенный жэнь и вэнь, уже не цзюньцзы. Жэнь и вэнь, по мнению глубокого знатока конфуцианства профессора Л.С. Переломова, это два важнейших понятия учения Конфуция. Термин жэнь переводят по-разному: благорасположенность, добродетель, человеколюбие, человеческое начало в человеке, гуманность. Цзюньцзы должен был отвечать всем требованиям носителя жэнь. Он должен был быть человеколюбивым, искренним, честным, преданным государственным делам, т.е. правителю. И он должен был обязательно обладать вэнь. Термин вэнь означал духовную культуру. В «Луньюйе» вэнь – это то, что человек приобретает в процессе обучения, и каждый человек должен стремиться овладеть духовной культурой предков. Конфуций в то же время предупреждал об опасности излишнего увлечения вэнь: «Когда в человеке одерживает верх чжи (свойства самой натуры, естественные инстинкты), получается дикарство, когда же одерживает верх вэнь (образованность), получается одна ученость», т.е. человек становится книжником. Человек, таким образом, должен уметь сочетать в себе природные свойства и приобретенные знания: «Вот когда и естественные свойства человеческой натуры, и приобретенная культурность в человеке сочетаются, получается цзюньцзы».

Благородный муж должен был быть прежде всего человеком образованным. Образование в традиционном китайском обществе было только гуманитарным и зиждилось на изучении и запоминании классических текстов канонических книг: Шицзин (Книга песен), Ицзин (Книга перемен), Луньюй, Даодэцзин и других. Специальных знаний китайцы не получали. Главной наукой считалось превращение обычного человека в совершенного мужа, а главным процессом познания считалось самопознание: «Совершенный муж, не выходя за порог, может вместить в свое сознание все «10 000 вещей» и, познавая себя, познать Небо». К необходимости познать Дао люди могут относиться по-разному: «Человек высшей учености, узнав о Дао, стремится к его осуществлению. Человек средней учености, узнав о Дао, то соблюдает его, то его нарушает. Человек низшей учености подвергает его насмешке. Поэтому существует поговорка…кто на высоте Дао, похож на заблуждающегося, человек высшей добродетели похож на простого, великий просвещенный похож на презираемого, безграничная добродетель похожа на ее недостаток, распространение добродетели похоже на ее расхищение, истинная правда похожа на ее отсутствие.»

Конфуций говорил: «Знать – хорошо. Лучше – любить знание. Самое лучшее – получать радость от узнавания». Цзюньцзы должен «безмолвно поглощать и накапливать знания, без устали учиться и неустанно учить других, передавая им накопленное». Заставляли задуматься и такие высказывания Конфуция: «Учение без размышлений напрасно, но и размышления без учения опасны», «Увлекаться крайностями вредно». Только сам человек может изменить себя, подвигаясь к совершенству и гармонии Мира. Благо человека – величайшая ценность и цель обучения.

Человек должен самосовершенствоваться, чтобы избегать крайностей в поведении: «Кто поднялся на цыпочки – не устоит. Кто широко расставил ноги – не может идти. Кто сам себя превозносит, не внушает доверия. Кто сам себя выставляет на свет, не светится. Кто кичится умением, не достигает успеха. Того, кто сам себя возвышает, не признают. Для пребывающего в Дао – все это пустые хлопоты. Такие у всех вызывают неприязнь. Поэтому вставший на Путь не делает этого».

Наука самосовершенствования передавалась от учителя к ученику, при этом соблюдалось правило: «Совершенномудрый придерживается недеяния и обучает без слов». В процессе обучения нельзя было подталкивать, принуждать ученика, мешать ему самому все понять и правильно встать на Путь. Каждый следует своему Дао, живет своей жизнью и должен естественно, самостоятельно придти к верному пониманию своего пути самосовершенствования, безо всякого насилия.

^ Цзюньцзы – человек морали

В китайском традиционном обществе господствовал панморализм, т.е. моральные нормы подменяли собой нормы права. Соблюдать ЛИ означало соблюдать три тысячи правил поведения и триста видов церемоний. Ритуал соблюдали все подданные, независимо от своей сословной принадлежности.

Цзюньцзы призваны были не только быть образцовыми носителями морали, но соблюдали особые нормы в качестве элиты общества. Они должны были ставить общественные интересы выше личных: «Благородный муж сначала болеет бедами Поднебесной, а потом уже радуется ее радостям». Он должен был позаботиться том, чтобы «не потерять лицо». Для этого надо было соблюдать два правила: не говорить плохо о других и все дурное принимать на свой счет. Лаоцзы говаривал: «Кто знает меру, не знает позора. Кто умеет вовремя остановиться, не подвергнется опасности». Лицо – выражение социального статуса, и его можно было потерять помимо своей воли. Именно страх потери лица порождал в китайцах ту мелочную щепетильность в вопросах этикета, которой всегда удивлялись европейцы. Нельзя было допустить насмешек над собой, особенно в присутствии свидетелей. Поэтому цзюньцзы никогда не вступал в конфликты, уходил от споров и выяснения отношений, держался на дистанции. Благородные мужи помогали друг другу «блюсти лицо» и не попадать в сомнительные ситуации. Если же кто-то все же «терял лицо», он имел право через какое-то время отомстить обидчику, убив его ребенка или жену – и наказания за это не следовало.

^ Цзюньцзы – человек Долга

Без воспитания в себе чувства Долга благородный муж мог стать опасным для общества. «Цзюньцзы, обладающий отвагой, но лишенный чувства долга, становится бунтарем. Низкий человек, обладающий отвагой, но лишенный чувства долга, становится разбойником». Таким образом, от воспитания чувства долга зависела стабильность общества, его более или менее гармоничное состояние. Любой человек в традиционном Китае отдавал свои долги по отношению к родителям, семье, государству всю свою жизнь. У цзюньцзы как эталона для остальных это чувство должно было выражаться особо подчеркнуто.

^ Отношение цзюньцзы к богатству

«Богатство и знатность – это то, что любят все люди. Если они получены неправильным путем, то цзюньцзы не принимает их. Бедность и незнатность – это то, что все люди ненавидят. Если нельзя освободиться от них правильным путем, то цзюньцзы не освобождаются от них».

«Правильным» было богатство, перешедшее по наследству от родителей, или пришедшее к человеку без обмана и мошенничества (вспомним, что сословие торговцев занимало последнюю, четвертую ступеньку социальной иерархии и от души презиралось большинством населения). В китайской традиции, как пишет Л.С. Васильев, время от времени случались преследования излишне разбогатевших, а в официальных текстах встречаются непрестанные жалобы по поводу того, что богатых расплодилось слишком много, а у бедных нет земли, чтобы воткнуть шило.

Цзюньцзы должен был отрешиться от низких материальных интересов: «Цзюньцзы ест не для насыщения и живет не для покоя». Цзюньцзы должен был быть бессеребренником. Преодоление корысти при помощи воли придавало благородным мужам несокрушимую стойкость: «Великим мужем называется тот, кто не предается излишествам в богатстве и знатности, кто не изменяет своим принципам в бедности и незнатности и его не согнуть угрозами и военной силой». Характерно отношение цзюньцзы к сяожень, для которых богатство и знатность были формулой счастья: они называли их «мелкотой смердящих крыс».

Классическим эталоном для Конфуция был его любимый ученик Янь Хуэй – мало имевший, мало про

Конституция КНР и документы Коммунистической партии Китая (КПК) оперируют крупными социально-структурными общностями как наиболее значимыми для китайского общества и для управления им: используются такие привычные для социалистического «конституционализма» понятия, как классы, рабочие, крестьяне, интеллигенция, народы. Так, во введении к Конституции записано, что «в деле социалистического строительства необходимо опираться на рабочих, крестьян и интеллигенцию...». Действительно, в период господства идеалов «большого котла» и «железной плошки», нивелировки потребностей населения и искусственного поддержания однородности их интересов классы выступали как наиболее социально значимые структуры китайского общества.

Экономическая реформа стимулировала осознание специфичности интересов различных слоев и групп. Исследования социологов показывают, что представители различных слоев населения все чаще идентифицируют себя не с каким-либо классом, а с иными социокультурными общностями: все отчетливее осознает свои специфические интересы молодежь, формируются этноконфессиональные общности, кадровые специалисты, служащие государственного аппарата, преподаватели все чаще пишут о превращении интеллигенции в самую прогрессивную общественную силу. Вследствие огромной численности населения КНР каждая из таких общностей бывает равна по своей численности населению крупного европейского государства.

Реальную и острую социальную проблему представляет собой в КНР безработица. И хотя согласно частям второй и четвертой ст. 42 Конституции «государство различными путями создает условия для трудоустройства, улучшает охрану и условия труда, а также на основе развития производства повышает оплату труда и материальное благосостояние трудящихся», а кроме того, «осуществляет необходимое трудовое обучение граждан до устройства их на работу», выполнение государством этих конституционных обязанностей в Китае (как, впрочем, и во многих других странах) еще весьма далеко от завершения.

Согласно ст. 43 Конституции, государство улучшает условия для отдыха и укрепления здоровья трудящихся, устанавливает для рабочих и служащих рабочее время и систему отпусков. В трудовом законодательстве КНР рабочее время и система отпусков действительно урегулированы, а улучшение условий для отдыха и укрепления здоровья - задача, которая вряд ли когда-нибудь может считаться завершенной. Это типичная «материальная гарантия», за результаты которой никто ни с кого спросить не может.

В ст. 44 и 45 Конституции сформулированы задачи госу-дарства, а подчас и общества в области социального обеспече-ния. Так, государство в соответствии с законом устанавливает порядок ухода на пенсию рабочих и служащих, при-том что «государство и общество обеспечивают пенсионеров». На государство возложена задача развивать социальное страхование, общественное вспомоществование и медико-санитар-ное обслуживание, государство и общество должны обеспе-чивать инвалидов из числа военнослужащих, оказывать мате-риальную помощь семьям павших героев, предоставлять льготы семьям военнослужащих, помогать слепым, глухим, немым и другим гражданам-инвалидам в устройстве на работу, получении средств на жизнь, получении образования.

Несмотря на громадное преобладание в населении Китая основного этноса хань (так себя называют китайцы), страна все же относится к числу многонациональных, тем более что подчас при относительно низком проценте в населении числен-ность отдельных народов составляет многие миллионы людей, которые порой проживают на обширных территориях. В обла-сти межнациональных отношений, особенно в период «куль-турной революции», было совершено немало преступлений, связанных с насильственной китаизацией. Поэтому Конститу-ция не могла оставить без внимания эту проблему. В ст. 4 сформулированы основные принципы национальной политики государства:равноправие национальностей, запрещение националь-ной дискриминации и угнетения, действий, подрывающих спло-ченность национальностей, свобода употребления и развития национального языка и письменности, сохранения и изменения нравов и обычаев; государственная гарантия законных прав и интересов малочисленных национальностей, помощь районам их прожи-вания в ускорении темпов экономического и культурного раз-вития, районная автономия в районах их компактного прожи-вания.

Часть первая ст. 49 обязывает государство охранять брак, семью, материнство и детство, а часть вторая ст. 46 -- обес-печивать всестороннее нравственное, умственное и физичес-кое развитие молодежи, подростков и детей. В ст. 48 указано, что женщины пользуются равными с мужчинами правами во всех областях политической, экономической, культурной, общественной и семейной жизни, а государство охраняет права и интересы женщин, обеспечивает им равную с мужчинами плату за равный труд, воспитывает и выдвигает кадровых работников из числа женщин. В какой мере это реализуется, можно видеть хотя бы из того факта, что в руководстве стра-ны за полвека после победы коммунистов в гражданской вой-не не было и нет женщин, за исключением Цзян Цин, кото-рая выдвинулась во время «культурной революции» благода-ря тому, что была супругой руководителя КНР Мао Цзэдуна.

В ст. 9 (часть вторая) и 26 особое внимание уделено при-родоохранной деятельности государства и его деятельности по оздоровлению окружающей среды. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель-ство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА* М), 2001.С. 435

В Конституции КНР содержатся многие традиционные для социалистического государства нормы, и тем не менее конституционная модель экономики социалистического государства в КНР имеет модернизированный характер.

Конституции социалистических стран, как правило, содержали характеристику социалистической системы хозяйства, или социалистической экономической системы. Эта характеристика (в зависимости от оценки соответствующей коммунистической партией этапа, на котором находилась страна) давалась в двух вариантах: в первом варианте о социалистической экономике говорилось как о свершившемся факте, тогда как второй вариант конституционной характеристики экономической системы отражал переход к социалистической экономике. Формулировки Конституции КНР сочетают оба подхода. С одной стороны, часть первая ст. 6 Конституции гласит: «Основа социалистической экономической системы Китайской Народной Республики -- социалистическая общественная соб-ственность на средства производства, то есть общенародная собственность и коллективная собственность трудящихся масс». Из этого положения можно сделать вывод, что социалисти-ческая экономическая система уже сложилась. Однако новая, третья, часть этой же статьи, перекликается с содержащим-ся во введении положением о длительном нахождении страны на начальной стадии социализма и устанавливает: «На началь-ной стадии социализма государство поддерживает экономичес-кую систему, при которой общественная собственность доми-нирует и другие формы собственности развиваются параллель-но, придерживается системы, при которой распределение по труду доминирует при сосуществовании с другими способами распределения». В противоречивости этих положений получа-ет отражение курс КПК на отход от традиционного для соци-алистических стран форсирования развития социалистических отношений к известной их консервации на достигнутом уров-не в течение неопределенного времени в сочетании с разви-тием рыночных отношений.

Поскольку в Китае предпринимаются усилия по форми-рованию рыночной сферы функционирования государственных предприятий и других субъектов хозяйствования, на консти-туционном уровне нашел отражение вопрос о соотношении плана и рынка. До марта 1993 г. ст. 15 Конституции КНР гласи-ла: «Государство на основе социалистической собственности ведет плановое хозяйство. С помощью всесторонне сбалансиро-ванных экономических планов и вспомогательной роли рыноч-ного регулирования государство гарантирует пропорциональ-ное, гармоничное развитие народного хозяйства». До XIV съезда КПК (1992 г.) рыночный социализм типа югославской модели объявлялся неприемлемым для Китая, но начиная с XIV съезда в партийных документах говорится уже о социалистической рыночной экономике. По мнению китайского автора Цзо Чанцина, основные особенности новой системы социалистической рыночной экономики сводятся к следующему: распределение ресурсов при использовании рыночного механизма; самостоятельность хозяйственных предприятий; четкое определение прав собственности; создание рынка факторов производства; косвенный макроэкономический контроль правитель-ства; разработка законодательства, регламентирующего хо-зяйственную деятельность.

Социалистический характер экономики Китая проявляет-ся, по мнению китайских экономистов, прежде всего в доми-нировании государственной собственности в народном хозяй-стве страны и ведущей роли принципа распределения по тру-ду. Вместе с тем формулировка Конституции делает возможным и акцент на рыночном характере преобразований, «допускает различные толкования, ее трактовка может меняться в зави-симости от задач экономической политики китайского руко-водства и практических потребностей реформы».

Политическая установка КПК на создание социалистичес-кой рыночной экономики получила конституционное оформле-ние. Статья 15 Конституции в редакции 1993 г. гласит: «Государство осуществляет социалистическое рыночное хозяйство. Государство усиливает законодательную деятельность в области экономики, совершенствует макрорегулирование. Государство в соответствии с законом запрещает любым организациям или отдельным лицам нарушать экономический строй общества».

Особенность Конституции КНР заключается и в том, что она регулирует такой, казалось бы, частный институт хозяйства, как семейный подряд. Часть первая ст. 8 Конституции в редакции 1999 г. устанавливает: «Сельские коллективные хо-зяйственные организации осуществляют двухуровневую систе-му хозяйствования, основой которой является семейный под-ряд. В деревне различные формы кооперативного хозяйства в виде производственной, снабженческо-сбытовой, кредитной, потребительской и других форм кооперации представляют со-бой социалистический сектор экономики, основанный на сис-теме коллективной собственности трудящихся масс».

Также имеется и другая особенность Конститу-ции -- допуск иностранного капитала.

В соответствии с социа-листической традицией в Конституции КНР большое внимание уделено регулированию экономической политики и хозяйствен-но-организаторской деятельности государства. В Конституции предусмотрены или из нее вытекают такие цели экономиче-ской политики государства, как: совершенствование макрорегулирования (ст. 15); усиление законодательной деятельности в области эко-номики (ст. 15); обеспечение целостности экономического строя обще-ства (запрещение его нарушения - ст. 15); охрана различных форм собственности (ст. 11, 12, 13); рациональное распределение средств накопления и потребления (ст. 14); совершенствование систем управления экономикой и управления предприятиями (ст. 14); повышение производительности и улучшение органи-зации труда (ст. 14).

Кроме того, в Конституции нашла отражение экономичес-кая стратегия государства по использованию достижений на-уки и техники, созданию условий для их развития (ст. 14).

Конституция КНР устанавливает также основы компетен-ции государственных органов в сфере экономики.

Политическая система КНР отличается значительным своеобразием.

Во-первых, в силу своего социалистического характера она включает специфические институты, типичные именно для социалистических стран (коммунистическая партия, народный фронт и др.), причем и государство, и различные формально общественные формирования функционируют и взаимодействуют под руководством КПК.

Во-вторых, в КНР наблюдается специфическое переплетение формальных и неформальных институтов, при этом формальное значение отдельных институтов политической системы, в том числе и официально пропагандируемое, как правило, далеко не совпадает с реальным. Например, формально вопросы национальной безопасности входят в компетенцию специально создаваемого ВСНП государственного органа - Центрального военного совета. Известно, и в КНР это считается вполне вытекающим из особенностей социалистического государства, что на практике решениям этого органа предшествуют решения Политбюро ЦК КПК. Анализ же принятия конкретных решений позволяет синологам предположить, что политику по вопросам национальной безопасности определяет немногочисленная группа высших военных, партийных и отставных деятелей, а члены Политбюро выступают в роли консультантов этих могущественных политиков.

В Китае сохраняется и такая весьма своеобразная структура власти, как формально не существующий, почти никогда не собирающийся вместе, но вполне реальный «ареопаг патриархов» КПК (менее 10 человек). Большинству из них за 80, а некоторым и за 90 лет, и они не занимают государственных или партийных постов, но те, кто официально занимает руководящие посты в КПК и КНР, считаются с их мнением и советуются с ними, более того, без их согласия невозможно принятие важных политических решений в партии и государстве.

В-третьих, на функционирование политической системы огромное влияние оказывает феномен личных связей («гуань си»). Этот ведущий внутренний механизм политической системы КНР уходит корнями в далекое прошлое китайской традиционной культуры. Проанализировать и выявить его воздействие на функционирование политической системы довольно сложно, а часто и невозможно в силу ряда причин, в том числе и закрытости китайского общества. Однако иметь в виду его необходимо, поскольку действие всех институтов осуществляется главным образом через «гуань си», а не в европейском понимании, но российскому читателю это понять несложно Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник.- М.: Юристъ, 2000. С. 390.

С формальной точки зрения политическая система КНР включает институты различного уровня и значения: КПК, другие политические партии и формально неполитические организации, государство и народный фронт.

Партийная система КНР состоит из 9 партий: КПК и так называемых демократических партий. КПК характеризуется в документах как «правящая партия», а демократические партии - как «партии, участвующие в политической жизни».

Коммунистическая партия Китая определяется в китайской литературе как авангард рабочего класса, выразитель интересов многонационального народа страны, руководящая сила в деле построения социализма в КНР. Это нашло отражение и в Конституции КНР. Во введении к Конституции КНР подчеркивается особое значение КПК: во-первых, успехи социализма стали возможны только благодаря руководству обществом со стороны КПК, во-вторых, на КПК и в дальнейшем возлагается руководство «народами всех национальностей Китая». В своей деятельности КПК руководствуется марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна и теорией Дэн Сяопина. Главной задачей партии в настоящее время признается «социалистическая модернизация» и превращение Китая в «социалистическое государство с высокоразвитой культурой и демократией». Феномен КПК, сохранившей свои позиции в условиях, когда большинство в прошлом социалистических стран отказалось от социалистического пути развития, а коммунистические партии были отстранены от власти, в определенной степени объясняется не только специфическими условиями Китая, но и тактикой руководства КПК, которое продемонстрировало гибкий подход к марксизму-ленинизму, смогло отказаться от целого ряда догматических положений (о несовместимости социализма и рынка, о классовой борьбе как решающем звене и т. п.) и трансформировало идейно-теоретическую платформу КПК путем использования традиционных конфуцианских ценностей и идей национального патриотизма.

Структура КПК построена на основе традиционной для коммунистических партий схемы и вместе с тем учитывает китайскую специфику. Важнейшими элементами структуры КПК являются: всекитайский съезд КПК, центральный комитет (ЦК) КПК, его политбюро, военный совет, центральная комиссия советников, центральная комиссия по проверке дисциплины, секретариат и генеральный секретарь ЦК КПК.

Для политической системы КНР характерно тесное переплетение функций КПК и государства. Правда, как в свое время у нас, в КНР поставлена задача разграничения партийных и государственных функций, но понимается под этим прежде всего упразднение политических групп министерств и ведомств и перевод парткомов предприятий и учреждений в подчинение территориальных партийных органов. Что же касается практики разработки КПК обязательных для всего общества, политических установок, а также совмещения руководящих постов в верхних эшелонах власти с членством в политбюро и других руководящих органах КПК, то она сохраняется. Именно поэтому разработка, например, пятилетних планов осуществляется прежде всего в ЦК КПК, а уже затем они принимаются ВСНП. Пример такого рода - принятие на 5-м пленуме ЦК КПК в сентябре 1995 г. «Предложений ЦК КПК о разработке 9-го пятилетнего плана и перспективных целей до 2010 г. экономического и социального развития страны», в которых были определены все основные моменты документов, принятых позднее (в марте 1996 г.) на 4-й сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) - Девятого пятилетнего плана и Программы экономического и социального развития Китая до 2010 г.

В официальной китайской литературе подчеркивается главным образом идеологический и политический характер руководства КПК. «Сконцентрировав волю китайского народа, партия вырабатывает свою позицию и политические установки, которые затем, согласно законной процедуре, на основе решения ВСНП становятся законами и решениями государства». Таким образом, принимаемые решения подаются как квинтэссенция чаяний народа, которые КПК улавливает и формулирует. Партийное руководство стремится пресечь любые попытки преуменьшить роль КПК. В отчетном докладе ЦК КПК на XIV съезде КПК (октябрь 1992 г.) отмечалось, что «в корне ошибочны и крайне вредны любые взгляды и действия, которые ставят под сомнение ее руководящую роль, содействуют преуменьшению или отрицанию ее значения как правящей партии».

В научных исследованиях, особенно западных синологов, выделяется то обстоятельство, что руководящая роль КПК базируется не только и не столько на ее авторитете, сколько на ее безраздельном руководстве Вооруженными силами. Именно в органах КПК сосредоточена реальная высшая власть в стране на всех уровнях управления.

«Особенностью и преимуществом политической системы Китая» в официальных китайских документах называют существование 8 небольших демократических партий. К ним относятся: Революционный комитет Гоминьдана Китая, Демократическая лига Китая, Китайская ассоциация демократического национального развития, Китайская ассоциация содействия развитию демократии, Крестьянско-рабочая демократическая партия Китая, Чжунго Чжигундан (Партия стремления к справедливости), Общество Цзюсань (Общество «3 сентября»), Лига демократического самоуправления Тайваня.

Указанные партии организационно самостоятельны: каждая имеет свой собственный устав, выборные органы, собственную социальную базу и печатный орган. «Однако самостоятельность эта чисто формальная, поскольку все они признают руководство КПК, проводят ее политику и выполняют ее установки». Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель-ство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА* М), 2001. С. 437

В отношении этих партий проводится курс на «длительное существование и взаимный контроль, откровенное высказывание друг другу своего мнения и готовность делить славу и позор». Основными формами взаимодействия КПК и демократических партий являются: совещания в ЦК КПК с участием представителей демократических партий (причем обязательно совещания проводятся перед пленумами ЦК КПК и съездами КПК, созывом сессий ВСНП и НПКСК), сотрудничество в рамках НПКСК, специальный отдел ЦК КПК (отдел единого фронта) и его местные органы курируют деятельность демократических партий. Кроме того, в КНР сохраняется разрешение иметь двойное членство (в КПК и демократической партии). Более 25 тыс. представителей демократических партий являются депутатами Всекитайского собрания народных представителей и местных собраний народных представителей, занимают руководящие посты в государственных органах, но, «как правило, деятели этих партий назначаются на вторые роли в руководстве, на должности заместителей министра, заместителей председателя народного правительства и т. п.».

В китайской литературе отмечается определенная активизация деятельности демократических партий после длительного перерыва, возобновление созывов съездов. Но это по-прежнему не означает реальной многопартийности, поскольку нельзя говорить о реальном их участии в осуществлении политической власти. Фантом многопартийности придает значительное своеобразие политической системе Китая. В документах XIV съезда КПК подчеркивалось, что необходимо учитывать китайскую специфику, исключающую «многопартийность и парламентаризм западного образца».

Сложившаяся «система многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК» официально расценивается как «особенность и преимущество политической системы Китая». В зарубежной литературе, как и в российской, особое внимание обращается на фактическую однопартийность и отсутствие реального политического плюрализма, т. е. оппозиции. В российской литературе отмечалось, что «в современном Китае широкой социальной базы для оппозиции практически не существует. Несмотря на очевидные противоречия между социально-экономическим плюрализмом и политической монополией КПК, их не следует преувеличивать. Однопартийный политический механизм еще сохраняет способность обеспечивать развитие страны и продолжение преобразований, в том числе осуществлять демократические подвижки в политической области».

В КНР актуальным является вопрос о реформе политической системы. Вопрос о необходимости демократизации общественного строя, преодоления бюрократизма и беззакония, ликвидации феодальных пережитков, отказа от традиционного пожизненного пребывания на руководящих постах, выдвижения талантливой молодежи был поставлен еще на XIII съезде КПК. Однако известные студенческие выступления и негативный опыт ряда постсоциалистических стран привели китайское руководство к идее постепенного и поэтапного проведения политической реформы, не допуская при этом ослабления руководящей роли КПК и ее монопольного пребывания у власти. КПК рассматривается как гарант стабильности, а поддержание стабильности -- как одна из важнейших задач государства и общества. В официальной литературе Китая подчеркивается, что без порядка нельзя осуществить программу реформ: «В случае какой-либо смуты или бедствия право людей на существование неизбежно будет поставлено под угрозу. Поэтому необходимо обеспечивать стабильность в стране, продолжать следовать линии, зарекомендовавшей себя как эффективная» Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель-ство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА* М), 2001.С. 438



Читайте также: