Скобцева и бондарчук их дети. Ирина Скобцева: как за ней закрепилась слава разлучницы и почему любовь к Бондарчуку была запретной

Будущий великий режиссер родился в крестьянской семье в селе Белозерка (ныне территория Украины), но еще совсем маленьким его родители перевезли Сергея сначала в Таганрог, а потом в Ейск. Там и начиналась карьера Бондарчука как артиста: еще учась в средней школе Сергей Федорович пробовал себя сначала на сцене Таганрогского драматического театра, а потом — Ейского.

Поступать Сергей поехал в театральное училище Ростова-на-Дону, где его ждало не только первое в жизни актерское образование, но и настоящая, искренняя любовь.

Ее звали Женя. Дочь знаменитого в этом городе прокурора отличалась живым нравом и стихийным характером, и Бондарчук влюбился. Ему было всего 19, едва ли он понимал куда может завести пылкая юношеская влюбленность! И тут случилось страшное: в чудесное время студенчества и первой любви вмешалась война. Разумеется, уже совсем взрослый мужчина не мог оставаться в стороне.

Война разлучила его не только с Женей, но и с сыном, которым была беременна первая возлюбленная Бондарчука. Они не успели расписаться, и никто из них не предполагал, что войну Сергей Федорович закончит совсем другим человеком, и в Ростов уже не вернется.

Официальная жена

Фото: Кассин Евгений/ТАСС

В 1946 году Бондарчук заканчивает военную карьеру и приезжает в Москву. Всегда мечтавший о театральной карьере, уже попробовавший себя на подмостках молодой человек, быстро поступил во ВГИК, где считался настоящим героем: молодого мужчину ведь коснулась война.

Однокурсники вспоминают, что он был самым серьезным, самым организованным на курсе. Кроме того, мужчина горел своим делом, и, как мог, помогал освоить драматическое мастерство другим.

К своей однокурснице Инне Макаровой он начал присматриваться еще на институтских занятиях, а когда они оба были приглашены на съемки в «Молодую гвардию», и вовсе по‑настоящему влюбился. Бегал на свидания к интеллигентной красавице из глубинки, и не смел предлагать ей всякие пошлости. Она вспоминает скорее забавные истории их первых встреч: как доставал из кармана карандаш и подрисовывал ей сбритые для роли брови.

В 1947 году актеры поженились, а через три года на свет появилась их дочь Наташа. К тому времени оба уже стали знаменитыми, получили заслуженные премии, а также маленькую отдельную квартирку.

Слава Бондарчука не давала покоя его первой возлюбленной. Узнав, что Сергей удачно обосновался в столице, она начала активные действия, чтобы вернуть уже известного режиссера в первую его семью.

Алешка


Фото: ТАСС

Чтобы напомнить о себе, а также показать, что намерения Жени не шуточные, она подала в суд на Бондарчука, пытаясь доказать, что его брак с Макаровой не может считаться действительным — якобы он был женат на ней, просто документы об этом потерялись. Поскольку первая любовь Сергея Федоровича была дочерью прокурора, суд встал на ее сторону. Пришлось ехать в Ростов-на-Дону, уговаривать Евгению аннулировать заявление. Паре удалось это сделать, но первая жена на этом не успокоилась.

Как рассказывает Инна Макарова, однажды она пришла домой и увидела, что Сергей не один — с ним рядом сидел еще совсем маленький мальчик. Оказалось, что это сын от первого брака. Бондарчук — чернее тучи, боится, что Макарова выгонит его из дома, но она обрадовалась! Подумала, что будет воспитывать мальчишку, заживут полной семьей.

Два брака одной Инны


Фото: Белинский Юрий / ТАСС

Когда Алешка, так звали парня, уже привык к новому окружению, явилась Евгения во главе специальной комиссии, в присутствии которой стала требовать, чтобы Бондарчук признал сына и стал выплачивать на него алименты. Тот и не возражал.

Поехали в родной город Жени. Сергей Федорович развелся с Инной Владимировной, женился на Евгении — только так можно было записать сына на свою фамилию, и собрался разводиться, чтобы снова жениться на Инне. Но та развода долго не давала, злилась и надеялась, что официальная бумага вернет мужчину в семью. Но Сергей продолжал жить привычной жизнью с Инной, так что после месяцев бесполезных стычек, Евгения все же дала согласие на расторжение брака. Бондарчук снова женился на Инне.

С сыном общался мало, раз что однажды он приехал в Москву, надеясь спросить у отца совета — куда поступать? Приехал в дом Инны Владимировны, хоть и знал, что отец теперь женат во второй раз, и живет в другой семье. Но новая жена звоночков из прошлой жизни супруга не благословляла, и Леша не решился отправиться к ней. Остановился у Макаровой и побрел к отцу на съемочную площадку. Тот чуть не выгнал его, подумав, что это — журналист. Но все закончилось благополучно, и, поступив на иняз, Алексей часто будет забегать к отцу на пару слов.

Выбор

Фото: ТАСС

Он еще был верным семьянином, когда на одной из выставок увидел портрет красивой и тонкой Ирины Скобцевой. Она потом вспомнит этот эпизод: как застала Сергея Федоровича за рассматриванием портрета. Однако романтические чувства вспыхнули только на съемочной площадке, когда их обоих утвердили на главные роли в нашумевшем «Отелло».

О романе женатого Бондарчука и очаровательной Скобцевой знали все. Молодым людям не раз делали внушения даже на самом высоком правительственном уровне, не выпускали вместе за границу (фильм стал знаменитым и взял несколько международных наград), но их так тянуло друг к другу, что ничего поделать они не могли.

Точку в супружеских отношениях поставила Инна Владимировна. Она оказалась в ловушке чужих чувств и постоянных преследований компетентных органов, которым тоже было много дела до их брака. Постоянные звонки, анонимные записки, ежедневные разговоры сводили талантливую актрису с ума, не давали развиваться и работать. И однажды она собрала волю в кулак и предложила Сергею развестись.

Он ушел от жены с одним чемоданом, отправился в дом родителей Скобцевой и попросил ее никогда не расставаться, а также… дать ему помолчать три дня. Позже Ирина признается, что не помнит, чтобы он делал ей предложение, но в 1959 году они все же заключили законный брак.

Элен

Скобцева была главной красавицей, настоящей королевой в жизни Бондарчука. Поэтому, задумав снимать «Войну и мир», именно супругу он утвердил на роль признанной красотки Элен. Правда перед съемками предупредил: «Ирина, я снимаю картину, а все остальное — твоя забота». Он будто знал, о чем говорит: именно в период съемок эпопеи в семье случилось два счастливых прибавления: сначала родилась дочь Алена, а потом сын Федор.

Интересные истории были связаны с именами детей. Во время рождения дочери Сергей Федорович был на фестивале в Хельсинки. С отправленной супругой телеграммой к нему подошла девочка. Обрадованный режиссер спросил милую вестницу: «Как тебя зовут?». «Аленушка» — был ответ. Бондарчук тут же оформил открытку жене, в которой велел назвать дочь Аленой. В это время Ирина, лежавшая в палате с 12-ю роженицами, вдруг поняла, что каждая вторая называет дочь Аленой и думала, что ни за что так не назовет. Каково же было ее удивление, когда она получила телеграмму от мужа!

Чтобы женить на себе великого режиссёра, Ирина пыталась повеситься

Чтобы женить на себе великого режиссера, Ирина пыталась повеситься

85-летняя Инна МАКАРОВА сегодня подводит итоги большого жизненного пути. Впервые народная артистка СССР говорит о том, о чем не решалась сказать долгие годы. В том, что клан БОНДАРЧУКОВ раскололся на две части, она винит Ирину СКОБЦЕВУ - вторую жену режиссера.

Энергии Инны Макаровой можно позавидовать. На днях она была в Суздале, сегодня готовится к поездке в Тулу на фестиваль юбилейных фильмов... В уютной квартире на Украинском бульваре гостеприимная хозяйка откровенно рассказала о многих памятных событиях своей долгой жизни.

Мой первый мужчина - Сергей Бондарчук , - признается Инна Владимировна. - Девушки по институту мне завидовали: такой парень за мной ухаживал. Правда, я знала, что он был женат на однокурснице по театральному училищу в Ростове-на-Дону. Звали ее Евгенией. Но Сергей считал себя свободным, так как во время ссоры Женя порвала брачное свидетельство. Вдруг к нам в институт пришла от Жени телеграмма: «У тебя родился сын». Поскольку тогда у нас еще не было отношений, я посоветовала отправить телеграмму с поздравлениями.

- Как ухаживал Бондарчук?

Сергей провожал меня домой из института. Путь был долгим: я снимала угол рядом с заводом «Серп и молот». Первое, что делал при виде меня Сергей, - доставал черный карандаш. Дело в том, что для роли Любови Шевцовой в фильме «Молодая гвардия» мне выщипали брови. Сергею это не нравилось, и он при встрече немедленно их подрисовывал. На прощание целовал меня в щечку, смотрел, как вхожу в подъезд, и шел домой.- В то время интимная жизнь чаще начиналась с первой брачной ночи. У вас тоже? - Нет. Сережа ждал, когда мне исполнится 19. Мы были у кого-то в гостях, и на ночь нас поместили в одну комнату, а кровать только одна. Но Сергей меня не тронул. А когда поехали в Краснодон на съемки «Молодой гвардии», все и случилось. Сережа после этого письмо моей маме написал, просил моей руки. Мама не обрадовалась. Считала, что рискую испортить свой творческий путь. Свадьбы не было: просто расписались.- Вы поженились в 1948-м, а в 1955 году развелись... - Да. У Жени и Сергея родился сын Алеша, а в то время был такой закон, что только рожденные в браке дети могли носить фамилию отца. Мы развелись, и я поехала с Сережей в Ростов, чтобы он оформил брак с Женей и снова развелся. После того как на Алешу оформили документы, Бондарчук тут же с Женей развелся и снова на мне женился.

- Алешу еще видели?

Первый раз Женя его привезла в Москву, когда ему было два годика. Оставила его в театре. Потом Алеша приехал в Москву в 19 лет. Пришел к отцу посоветоваться: куда ему поступать учиться, а Скобцева (вторая жена режиссера. - Н. М. ) его не приняла. Алешка пришел ко мне. Я выписала ему пропуск на студию «Мосфильм», где был отец. Сережа сначала сына не признал, подумал, что журналист, хотел его выгнать. Когда разговорились, Бондарчук денег стал предлагать на гостиницу, а Лешка оскорбился.Лешу тогда я провожала на самолет. С тех пор его не видела. Будучи в Ростове, пыталась разыскать. Узнала, что он окончил французское отделение филологического факультета университета, женат, есть сын. Рассказали, что он исчезает, где-то бродит, потом возвращается.- А мать его видели? - В 90-е годы Женя написала мне письмо. Она преподавала в Ростове музыку, испытывала проблемы с глазами и просила о помощи. Я ей ответила, что договорилась с больницей. Слышала, Женя сейчас в Москве, бедст-вует.

Измены

- Почему ваш брак с Бондарчуком через десять лет распался?

Я уехала на съемки в Болгарию, а Ирина Скобцева с Сергеем - в Ялту работать над «Отелло». Там она хвост распушила: устраивала застолья, доставала хорошее вино, приглашала всех и демонстрировала свои якобы очень личные отношения с Бондарчуком. Чтобы пошли слухи. После съемок «Отелло» ко мне пришел актер Андрей Попов и рассказал об этом романе. Я кричала, что это неправда. Андрей тогда посоветовал: «Поезжай к нему, он так ждет». Сережа действительно мне писал письма, звонил. Я не поехала, сказала только: «Андрюша, через полмесяца он приедет, и все будет в порядке». Так и было, жили еще два года спокойно. Но пошли анонимки. Мать Скобцевой была машинисткой: писала и мне, и ему. Я анонимки рвала и выбрасывала. Но один раз не выдержала. Написано было, что у меня кто-то был во время съемок «Высоты». При Сергее позвонила в съемочную группу: «Эмма, был такой-то человек в группе? Нет? Хорошо». Мать Скобцевой сотнями писала анонимки.


Кстати, после фильма «Высота» меня пригласили в Карловы Вары на фестиваль. Перед отъездом вызвали в ЦК КПСС. Спросили: «Как ваша жизнь?» Говорю: «Объявила Сергею, что жить с ним не буду». Они покачали головами: «Инна Владимировна, примите его обратно, мы хорошо знаем эту семью». Этого я не понимала. Знала, что Скобцева собиралась замуж за Аджубея , но, видимо, были такие же анонимки и его родным. Аджубей в итоге женился на дочери Хрущева .

- Вы первой сказали Бондарчуку, что расстаетесь? - Сергей уезжал на полгода на съемки картины «Судьба человека». Говорю: «Дай мне ключи, не хочу, чтобы она сюда врывалась». Сергей ведь тогда пошел не к ней, а к нашим друзьям - Кларе Румяновой и Анатолию Чемодурову . Писал у них сценарий. Туда пришла Скобцева: «Ничего. Бывает. Люди расходятся, а сценарий мама напечатает». А для Сережи было важно к определенному числу сдать сценарий. И он, как бык на веревочке, к ней пошел. А потом Олег Стриженов рассказал, как она вешалась. Это правда, потому что знаю, она в больнице была, голова у нее дергалась. И он после этого женился. Так все омерзительно было. Дочь наша Наташа была еще маленькая. В первый класс он ее, правда, отвел. Но мы не учли, что к ней станут учителя приставать с расспросами: «Где папа? Где мама?»

Зависть

- Инна Владимировна, кто подал на развод?

Я сказала: «Все сам делай». Он, конечно, ничего не сделал, все Скобцева. Мы с Сережей не выясняли отношений. Было не до этого: разрушилась жизнь, а мы любили друг друга. Но я понимала, что его измены будут снова и снова. Бондарчук долго мучился от чувства вины передо мной и нашей дочерью Натальей.- Имущество вы делили через суд?

Без судов не обошлось. Помимо двухкомнатной квартиры, мы получили земельный участок, где я на свои средства построила домик. Сергей сказал: «Давай я дарственную подпишу на дачу?» Возмутилась: «Я построила, а ты мне ее подаришь?» Чтобы этот вопрос больше не возникал, подала в суд и переписала дачу на себя. Сейчас внук Ваня дом перестраивает.- Алименты тоже через суд отстаивали? - Я собиралась на встречу со зрителями - как раз вышла «Женитьба Бальзаминова». Нарядилась. Тут получаю повестку. Прихожу, народу уйма. Всем хочется посмотреть: Бондарчук с Макаровой разводятся! Сережа спросил: «Как дела?» Я: «Твоими молитвами. Можно было и без меня все сделать. Что ж, пусть будет суд!» Дело упиралось в алименты. Адвокат все пытал меня: «Сколько вам надо? 1000 или 2000?» - «Не знаю. Сколько положено, столько и присудите». Не выдержала и ушла из зала суда. В результате получала на Наташеньку 1200 рублей в месяц старыми.

- Почему Бондарчук ни разу не снял вас в своей картине?

Скобцева бы истерику закатила! В 1985 году я получила звание народной артистки СССР, так Сережа только через полгода меня поздравил. Его как раз начали громить. Эмиль Лотяну на студии «Мосфильм» выступил против Сергея. Было собрание, и я сказала Лотяну: «Ты что, с ума сошел?» Вижу, Сергей идет и говорит: «Народная артистка, народная артистка...» А дома ему голову «чесали». И он пришел на поклон, чтобы Скобцевой тоже дали народную СССР. Секретарша министра мне потом рассказала. Такой крик стоял: «За что давать ей народную? Где эти роли?»

- От кого вы узнали, что получили звание народной? - У Клары Лучко , когда говорила мне об этом, глаза горели ненавистью. Она была очень завистливая. Ненавидела меня за то, что муж-красавец и у меня жизнь успешно складывается. Клара получила народную СССР раньше меня. Помог ей в этом муж - Дмитрий Мамлеев (первый зам председателя Комитета по печати СССР. - Н. М. ). Ее объявили уже, что награждают, а меня - нет. И Мордюкова говорит: «Инна, что происходит? Ну какая же она народная СССР?» Я не знала, что сказать. И через два дня объявили меня.

Встретила как-то Клару на приеме. «Инна, видишь, хромаю. Что делать?» А у нее картина в Ленинграде. «Клара, как ты можешь? Немедленно в больницу!» Она послушалась, и тут приходит телеграмма из Ленинграда: вызывают на съемки. А у нее жажда славы. Говорю: «Клара, не надо, не езжай». Но она написала заявление, что претензий к врачам не имеет. В итоге тромб в ноге оторвался и дошел до сердца. Думаю, у Клары была плохая наследственность: ее мать была революционеркой, убивала и на этой почве сошла с ума. Дочь Клары Ксюша рассказывала, как родная бабка щенка убила и ей подложила.

Воздыхатели

- После Бондарчука вы 12 лет не выходили замуж.

За мною ухаживали интересные мужчины, но мне никто не был нужен. Бегал хозяйственник из Министерства иностранных дел. Когда строила дачу, мы с ним встретились, поскольку поселок этого министерства был рядом. Был влюблен один режиссер. Он на десять лет моложе был, а мне этого не хотелось, я привыкла, чтобы меня опекали. Однажды на официальном приеме рядом сидел Иван Козловский . Комплименты бросал, звал куда-то. Я домой уехала. Звонок: «Поедемте вместе». Говорю: «Нет». И тогда он запел романс. Зажав ладонью трубку, шепотом стала подзывать маму: «Скорее, скорее, Козловский поет!» Когда он смолк, я сказала: «Простите!» - и повесила трубку.

Сережа Бондарчук ко мне приходил и когда уже жил со Скобцевой. Как-то во время съемок «Войны и мира» сказал дочери: «Была бы ты постарше, я бы тебя на Наташу Ростову попробовал». Жаль, конечно, но Скобцева все равно бы не позволила, она мою Наташу не жаловала. После развода Сергей приходил, говорил: «Инна, что мне делать? Бросить ее? Она внизу сидит в машине с ребенком». - «Ну, что ты! Боже упаси!» - только и отвечала.

- Получается, он ее не любил?

Впервые об этом рассказываю. Все последующие годы, когда Сергей приходил ко мне, часто спрашивал: «Ты как?» Он будто хотел убедиться, что мне без него хорошо. Сам он счастливым не выглядел. Однажды поинтересовалась: «Сережа, ты ее хоть любишь?» Он помолчал и ответил: «По-моему, нет». Меня эти слова поразили. Мне показалось, что он Скобцевой боялся. Все время жаловался. Как-то спросила: «Сережа, правда, что отец у нее профессор?» - «Какой он профессор? У холодильника околачивается, пьет». Мать ее люто ненавидел. Не знаю, как они там жили, но Сергей Герасимов однажды сказал: «Как он там неуместен!»- А Наташа бывала у них? - Ирина все тянула с приглашением Наташи. И вот она пришла. Сережа поставил какую-то пластинку. Скобцева говорит: «Сделай тише, дети спят!» Сережа на полную включил. Хотел тем самым сказать: «Заткнись, тут дочь пришла».

Муж-пульмонолог

- Чем покорил вас Михаил Перельман?

Как врач, он спас меня. Я приехала из Сирии с камнем в почках, который не выходил. И он поставил меня на ноги. Миша был женат, его жена - патологоанатом, фронтовичка. Он приехал из Ярославля, снял у нее комнату. Женился не по любви, поэтому она все понимала. Я ее никогда не видела. У Миши в том браке было двое детей-двойняшек. Не бросает, помогает.

- Ваш муж рассказывал о болезни Бондарчука?

Миша видел анализы Сергея. Рак желудка. Срочно надо было операцию делать, а он на съемки в Италию поехал. Деньги зарабатывал. Когда Сергей лежал в ЦКБ, Миша мне позвонил: «Инна, Бондарчук стоит в коридоре. Не знаю, как он нашел силы добраться сюда из палаты. Позвать?» Что я могла ему сказать? «Не надо, не зови». Не хотела, чтобы Миша услышал разговор, да и помочь Сергею ничем не могла. Через неделю он умер.- Почему вас не было на похоронах? - Не хотела спектакля. Одна пришла на Новодевичье кладбище. Место низкое, нехорошее. Скобцева говорит: «Там мне местечко найдется». Придуряется. Там же их дочь Алену похоронили. О себе знаю, что с Мордюковой буду рядом. Как-то ей сказала: «Мы с тобой недалеко друг от друга будем».

Вор и наркоман

- Дети Сергея Бондарчука, Наташа и Федор, общаются друг с другом?

Нет. Наташин сын Иван Бурляев поругался с Федором из-за музыки к фильму «9 рота». Это безобразие: дядя украл музыку. Ваня в суд идти хотел. Я потребовала, чтобы сор из избы не выносили. Это точно его музыка, потому что я ее слышала. И вдруг в титрах нет фамилии Бурляева, а стоит имя другого композитора. Я Федору не звонила: жирно будет. Музыку Иван больше для него не пишет. Никто из нашей семьи с Федором не общается. Федька сидит на наркотиках, а это ужас. Врачи мне говорили, когда зашел разговор о нем.

- Федор задумал снимать эпопею «Сталинградская битва». Достойная альтернатива «Войне и миру»? - Как можно Федьке доверить «Сталинградскую битву»?! Что он знает об этом? Он видел эти эшелоны, которые уходили на войну? И как с его понятиями о чести и достоинстве можно доверять ему такую картину?! Как актер он хорош, у него есть свое, особенное, что не сыграешь. Но как режиссер - не очень.

Прикинь!

* За роль Любки Шевцовой в «Молодой гвардии» Инне Макаровой дали Сталинскую премию.- Выписали 100 000 рублей на семь человек. Режиссеру Герасимову, оператору Раппопорту и пяти актерам. Первое, что мы сделали с Лялей Шагаловой , купили мутоновые шубы. Померить в магазине не дали, и шуба оказалась мне до пят. Зато тепло было, - смеется Инна Владимировна.

Имя этой популярной советской и российской актрисы неразрывно связано с легендой отечественного кинематографа – Сергеем Бондарчуком. Ирина Скобцева была его музой и супругой на протяжении 35 лет, до самой кончины замечательного артиста и режиссера. И в настоящее время Ирина Константиновна делает все возможное, чтобы сохранить память о творчестве Сергея Бондарчука. В этом ей помогает вся ее большая семья: дети, внуки и правнуки.

Клан Бондарчуков растет. Его выходцы унаследовали множество талантов, которыми обладал их великий предок. Федор Бондарчук создает знаковые фильмы, его племянник пишет картины, и большинство членов семьи снимаются в кино. Ирина Скобцева, несмотря на преклонный возраст, не только хранительница семейных традиций. Она является почетным гостем кинофестивалей и играет небольшие роли в современных лентах.

Ирина Константиновна родилась 22 августа 1927 года в Туле. Воспитывали девочку в основном тетя с бабушкой, поскольку родители много работали. Отец девочки был метеорологом, а мать занималась сортировкой документов в архиве. Их зарплаты едва хватало на содержание семьи, и оставаться дома с ребенком они не могли.

Ирина не успела окончить школу, как началась война. Уроки прекратились, так как подростки помогали на заводах, производящих технику и снаряды для нужд фронта.

Познав тяготы военного времени, девушка не отказалась от мечты получить творческую профессию. Самостоятельно изучив школьную программу выпускных классов, Скобцева Ирина отправилась в Москву и с первого раза поступила в МГУ на искусствоведческое отделение исторического факультета.

Красивую эффектную студентку пригласили играть в студенческом театре, и она не на шутку увлеклась актерством. Не завершив образование в МГУ, Ирина продолжила обучение в Школе-студии МХАТ. Именно это заведение порекомендовал ей режиссер, ставивший спектакли в университете. Девушка обладала внешностью героини произведений Шекспира, которая была бы востребована во МХАТе. Однако первый успех ждал Ирину не в театре, а в кино.

Начало творческой карьеры

В 1955 году режиссер Сергей Юткевич утвердил молодую актрису на роль в фильме «Отелло». Его покорили хрупкая красота и скрытый трагизм Ирины. Именно такая девушка, по его мнению, могла заставить мужчину сходить с ума от ревности.

Партнером Скобцевой в этом фильме стал Сергей Бондарчук. В течение двух последующих лет она сыграла еще в нескольких картинах: «Иван Франко», «Обыкновенный человек» и «Поединок».

Критики и зрители считали, что роли красавиц со вздорным характером чрезвычайно удавались актрисе. Они были нешаблонными и глубокими. В поступках каждой героини Ирина сумела показать как положительные, так и неприглядные черты.

Благодаря этому они казались живыми и более реальными, чем безупречные комсомольцы или их антиподы, вражеские шпионы. В 1957 году Скобцева окончила Школу-студию МХАТ и получила распределение в Театр-студию киноактера.

За свою карьеру Ирина Константиновна участвовала в 88 кинопроектах. Она не разделяла роли в них на главные и эпизодические. Все они были для нее одинаково важны, и актриса работала над ними в полную силу.

«Отелло»

Первая же роль Скобцевой в кино принесла ей признание не только в России, но и за рубежом. На Каннском фестивале ей присвоили звание «Мисс Шарм». Зрители и журналисты были потрясены ее игрой и полным соответствием внешности актрисы образу Дездемоны.

К сожалению, представить этот фильм в других странах Ирине не удалось. Ее «скандальное» поведение с партнером по фильму закрыло для нее возможность выезжать за рубеж, хотя ее неоднократно приглашали.

«Война и мир»

Элен Безухову Ирина Скобцева играла, когда ей было около сорока лет, и многие посчитали, что она стара для юной красавицы. То же говорили и о Сергее Бондарчуке, воплотившем на экране Пьера Безухова.

Тем не менее, сага «Война и мир» 1965-68 гг. признана лучшей из всех, что снимали до и после нее. Костюмы главным героям и массовке шил отдельный производственный цех. Атмосфера времен наполеоновских войн передана исключительно точно, как и сам замысел Льва Толстого.

Ирина Скобцева показала ослепительно прекрасную Элен, истинную дочь светского общества Петербурга. Она не проявляет своих чувств, заботясь лишь об утонченности туалета, позы и прически.

За время работы над фильмом актриса родила двоих детей, но ни заботы, ни усталость не помешали ей талантливо сыграть беззаботную и гордую даму из высшего света. После выхода картины Ирина Константиновна вновь пропускала поездки на фестивали. На этот раз она оставалась дома ухаживать за маленькими детьми.

«Зигзаг удачи»

Сатирическая комедия 1968 года «Зигзаг удачи» имела огромный успех благодаря множеству талантливых артистов и интересному сюжету. Если вначале интрига закручивалась вокруг выигрышного лотерейного билета, то дальше рассказывалось о том, как члены коллектива фотомастерской распорядились полученными деньгами.

Скобцевой достался отрицательный персонаж, очередная взбалмошная красотка. Ей большая сумма пошла во вред – она потеряла любимого человека. Хотя героиня Ирины Константиновны вела себя высокомерно, ей невольно хочется посочувствовать. К сожалению, не всегда радость от неожиданного бонуса приносит в жизнь человека только хорошее.

Другие кинороли

Практически всем знакомы работы Скобцевой в военных лентах: «Шли солдаты» и «Они сражались за Родину». Широкую известность принесли актрисе и роли в фильмах «Обыкновенный человек», «Я шагаю по Москве» и «Бархатный сезон».

Ирина Константиновна нередко играла баронесс и княгинь в детективах и мелодрамах. Ее сын, Федор Бондарчук, предложил ей роль в фильме «Обитаемый остров», а с дочерью Еленой она появилась в картине «Янтарные крылья».

У красивой женщины и известной актрисы всегда было множество почитателей. Первый раз Скобцева вышла замуж, будучи студенткой МГУ, за Алексея Аджубея. Брак просуществовал с 1945 по 1949 гг. Алексей был старше супруги и получал в МГУ второе образование журналиста. Первым стал диплом школы-студии МХАТ, где он учился на одном курсе с Олегом Ефремовым.

Роман с Сергеем Бондарчуком, вспыхнувший между ним и Ириной на съемках фильма «Отелло», мог стоить карьеры обоим. Супруга Бондарчука, актриса Инна Макарова, писала в ЦК КПСС и жаловалась на поведение мужа и Скобцевой. Актерам запретили вместе выезжать на кинофестивали, вызывали в партком и ставили жесткие условия прекратить роман.

Сергей Бондарчук метался между любимой женщиной и семьей, где подрастала дочь Наталья. По ее воспоминаниям, Макарова не сражалась за мужа, она была слишком оскорблена и пыталась воздействовать на него при помощи угроз и давления партийного руководства.

Это привело к решению Бондарчука оставить первую жену и окончательно воссоединиться с Ириной Скобцевой. Они заключили брак в 1959 году. С тех пор женщина преданно служила мастеру: вела хозяйство, помогала в написании сценариев и неизменно сопровождала его на все собрания и церемонии.

За признанием Сергея Бондарчука, как великого режиссера, следовала опала. Его творческий путь был нелегким. Супруга всегда была рядом и поддерживала его начинания и задумки вплоть до его кончины осенью 1994 года.

Мама и бабушка – известные дети и внуки

После смерти мужа Ирина Константиновна не осталась одна, потому что создала дружную и сплоченную семью. Елена и Федор Бондарчук продолжили актерскую династию, как и их дети. Все они живут в соседних домах в Подмосковье.

Ирина Константиновна очень близка с внуком рано ушедшей дочери Елены, Константином Крюковым. Нередко они вместе дают интервью и снимаются в одних фильмах. Молодой человек считает честью работать со знаменитой бабушкой.

Вместе с сыном Федором Ирина Константиновна открыла музей Сергея Бондарчука в комплексе «Главкино», в котором представлена обстановка кабинета режиссера и его рукописи.

В 1965 году Скобцева получила звание Заслуженной артистки РСФСР, а в 1974 году – Народной артистки РСФСР. Помимо этого она награждена Орденом Дружбы в 1997 году и Орденом Почета в 2018 году.

В июне 2018 года на 29-м «Кинотавре» актрисе присудили первый приз за «Трепетность таланта и чарующую женственность». Награду получил Федор Бондарчук, поскольку Ирина Константиновна после травмы и последующей операции не смогла присутствовать на фестивале лично.

Ирина Константиновна наравне с мужем изучила весь процесс съемок фильма «Война и мир». Она вникала в каждую деталь, чтобы помочь Сергею Бондарчуку. С тех пор актриса бережно хранит камеры, пленку и записи, которые он делал во время работы над картиной.

С 1971 года супруги возглавляли актерскую мастерскую во ВГИКе. Среди их студентов множество звезд современного кинематографа. Например, и Алексей Иващенко.

Скобцева коллекционирует сценарии популярных фильмов и биографии известных артистов XIX и XX веков. У нее большой архив, который ее наследники стараются регулярно пополнять новыми находками.

Ирина Скобцева сейчас – последние новости

В 2017 году актриса провела творческий вечер на сцене МХТ имени Чехова, приуроченный к ее 90-летию. На сцену выходили ее родные, Олег Табаков, Игорь Верник и множество других артистов. Все они говорили теплые слова Ирине Константиновне и вспоминали интересные истории о совместной работе.

В 88 лет Скобцева исполнила роль в фильме «Тайна темной комнаты», а за несколько лет до этого играла в сериале «Синдром дракона». По словам ее внука, Константина, они с бабушкой чаще видятся на мероприятиях и фестивалях, чем дома.

Заключение

Ирина Константиновна подарила кинематографу немало ярких ролей. Имя актрисы навсегда вошло в историю мирового кино благодаря участию в «Отелло» и «Войне и мире» — картинах, ставших классикой. Помимо таланта и удачной карьеры, она сумела завоевать любовь и восхищение близких и коллег. Такое редко удается востребованным актерам, часто уезжающим на съемки.

Эта необыкновенная женщина всегда сохраняла чувство собственного достоинства и покоряла окружающих сумасшедшей харизмой. У нее есть все основания гордиться своими достижениями, а также успехами родных.

Меня зовут Джулия Дженни Норман, я автор статей и книг. Сотрудничаю с издательствами "ОЛМА-ПРЕСС" и "АСТ", а также с глянцевыми журналами. В настоящее время помогаю продвигать проекты виртуальной реальности. У меня европейские корни, но большую часть жизни я провела в Москве. Здесь множество музеев и выставок, которые заряжают позитивом и дарят вдохновение. В свободное время я изучаю французские средневековые танцы. Мне интересны любые сведения о той эпохе. Предлагаю вам статьи, способные увлечь новым хобби или просто подарить приятные минуты. Нужно мечтать о прекрасном, тогда оно сбудется!

Своим рождением Ирина Константиновна обязана научному сотруднику Главного управления метеослужбы Константину Алексеевичу Скобцеву и его супруге - Юлии Николаевне, архивариусу. Произошло знаменательное событие в городе Тула.

Примечательно, что будущая гран-дама советского кинематографа после окончания средней школы поступила отнюдь не в театральный вуз, а на искусствоведческое отделение исторического факультета Московского университета. «Очевидно, гены во мне проявились», - рассказывала актриса, пояснив, что ее родословная связана со старинным родом купцов Корзинкиных - меценатов и собирателей древнерусской живописи. Вот и Ирина в студенчестве с удовольствием занималась изучением иконописи. Но не только. Параллельно вовлеклась в деятельность студенческого театра и выступала там настолько успешно, что сразу же после завершения учебы в МГУ решила овладеть актерским искусством профессионально и поступила в Школу-Студию МХАТ.

Мисс шарм



Ирина Скобцева и Сергей Бондарчук в фильме Сергея Юткевича «Отелло». Фото: Global Look Press

На последнем курсе знаменитый режиссер Сергей Юткевич предложил юной красавице-студентке роль Дездемоны в фильме «Отелло», которая и стала кинодебютом Скобцевой. Причем весьма заметным. На фестивале 1956 года в Канне картина получила приз за лучшую режиссуру. А исполнительница роли главной героини получила титул «мисс шарм Каннского кинофестиваля». Это был фурор. Впоследствии, правда, Ирина Константиновна сетовала на то, что при всем при этом фильм оказал ей «медвежью услугу»: «Все заговорили о моей красоте, упуская из вида тот факт, что я еще и актриса. Тем самым ограничивая мои творческие возможности. Вроде как обычных женщин я играть не смогу…».

Талисман Данелии


Ирина Скобцева и Сергей Бондарчук в фильме Георгия Данелии «Сережа».Фото: Global Look Press

И все же артистке удалось вырваться из рамок стереотипа и в дальнейшем примерять на себя даже комедийные роли - в фильмах «Неповторимая весна», «Я шагаю по Москве», «Тридцать три», «Совсем пропащий», «Зигзаг удачи» и других. Данелия вообще называл Скобцеву своим талисманом. Чему актриса была несказанно рада. «Обожаю комедии, - говорила она. - И очень рада, что, помимо ролей из классических произведений, мне довелось сыграть в фильмах, где не требовалось надевать корсет, дабы сыграть даму из минувших столетий».

Встреча с Бондарчуком

Фильму «Отелло» суждено было стать судьбоносным не только в творческой карьере актрисы, но и в личной жизни. Именно на съемках этой картины начался роман Ирины Скобцевой с кинопартнером Сергеем Бондарчуком - исполнителем роли главного героя. Сблизились артисты во время первой же поездки в экспедицию в Ялту - на почве обоюдного увлечения живописью. «Всю ночь проговорили, - вспоминала актриса. - Встали у окна вагона поезда вечером, а разошлись лишь под утро». Из этой же ночной беседы выяснилось, что Бондарчук, хотя нигде рисованию не учился, но рисовал постоянно - с натуры, все, что видел. Даже писал иконы.

В этой же летней киноэкспедиции Сергей Федорович, не имея возможности найти подарок ко дню рождения своей партнерши, вырезал для нее из куска березового ствола небольшую скульптуру - бюст Льва Николаевича Толстого. Это был его первый подарок будущей жене.

Однажды Ирина Константиновна сказала, что к их с Бондарчуком истории такие банальные понятия, как «роман» и «увлечение», не применимы. «Нас обоих пронзила шаровая молния. Это было озарение. Вспышка. Любовь с первого взгляда - на всю жизнь. Мы прожили в любви 35 лет, до последнего вздоха Сергея Федоровича. Это была судьба». Кадры венчания героев в «Отелло» снимали в Риге. Там, в стенах католической церкви, над артистами был произведен полноценный обряд. «Когда мы вышли из костела, - вспоминала актриса, - Бондарчук схватил меня за руку и сказал: «Все, Скобцева, теперь тебе от меня не отвертеться…» А потом, когда мы уже были мужем и женой, смеялся: «Сперва я задушил тебя, а потом женился».

Никогда не расставаться



Ирина Скобцева держит в руке фото с Сергеем Бондарчуком. Фото: Global Look Press

Замуж за Сергея Бондарчука - обладателя самых престижных кинематографических наград мира, названного позже «главным режиссером Советского Союза», - актриса вышла спустя три года, в 1959-м. До этого ее супруг был женат дважды, и в обоих семьях имел двоих детей. От брака с сотрудницей Ростовского Дома кино Евгенией Белоусовой - сына Алексея, родившегося в 1944 году (ныне математик). От брака с Инной Макаровой, заключенного актерами после совместных съемок в фильме «Молодая гвардия» и продлившегося семь лет, - дочь Наталью (1950 года рождения, получившую известность как актриса и режиссер).

Чтобы соединиться в семейный союз с новой избранницей, Бондарчуку пришлось преодолеть много преград. Фигурой он был заметной, статус имел высокий, разводы в советское время не поощрялись, а потому высшее кинематографическое и партийное руководство не могло пустить личную жизнь народного артиста страны на самотек. Его вызывали аж в ЦК КПСС, осуждали и стыдили, проводили нравоучительные беседы, чинили препятствия - запрещали вместе со Скобцевой выезжать в зарубежные поездки. «Даже в Канн с «Отелло» вместе нас не выпустили», - вспоминала Ирина Константиновна о годах испытаний их любви на прочность. И все же Бондарчуку удалось их преодолеть.

«Перед тем как отправиться в загс, - рассказывала она, - Сережа сказал мне о двух непременных условиях, которые он хотел бы, чтобы я в нашей семейной жизни соблюдала: первое - никогда не расставаться, а второе - периодически предоставлять ему возможность помолчать хотя бы дня три». Актриса приняла их безоговорочно и никогда не нарушала.

Ревность

Как известно, любовь зачастую идет рядом с ревностью, и хотя Скобцева, несмотря на свою ослепительную внешность, повода не давала, Бондарчук жену ревновал. Актриса приводила один пример, когда взволнованный супруг без предупреждения прибыл на съемки фильма «Поединок», где она снималась. Прямо на съемочную площадку прибежал - в момент любовной сцены с Юрием Пузыревым. «Вечером дома я имела хорошую нахлобучку - дескать, целовалась слишком уж натурально. На мое возражение: «Боник (я его так ласково звала), а ты сам как же целуешься в своих картинах?!», получила ответ: «Я это я, а ты это ты».

«Война и мир»

Еще одной «этапной» ролью Скобцевой стала Элен Курагина-Безухова в фильме-эпопее Бондарчука «Война и мир». Однако актриса играть эту холодную красавицу-аристократку не желала. «Не нравилась мне эта светская львица, неприятна была, и я долго сопротивлялась», - признавалась она. Однако совместная работа над фильмом вместе с мужем развеяла все сомнения. Из воспоминаний Ирины Константиновны: «Мне было невероятно интересно с Сергеем Федоровичем! Во время работы над сценарием он проигрывал все мужские роли, а я - женские. Мы постоянно говорили о романе, и для меня это было так значимо, так дорого, что не хотелось ничего другого. А на съемках реальный мир исчезал совершенно».


Кадр из фильма «Война и мир». Фото: Global Look Press

Картина получила колоссальное мировое признание, была удостоена высших наград на многих международных кинофестивалях, среди которых почетное место заняла премия «Оскар» - за лучший фильм на иностранном языке. Это был первый советский приз от амери¬канской Киноакадемии. Скобцева блистала на красной дорожке в платье, по силуэту напоминающем русский сарафан, правда, от Кардена - из золотой парчи с набивными цветами. Ею восхищались все.
На премьерном показе фильма в Париже собрался весь бомонд. Ирина Константиновна как-то рассказала, что одна из представительниц высшего света - княгиня Мещерская, подошла к ней и поинтересовалась: «Вы тоже титулованная?». На что Скобцева робко ответила: «Нет, я артистка» - «Надо же, а внешность и манеры у вас аристократические».

Дети

Картина «Война и мир» стала вехой не только в творческой жизни Скобцевой и Бондарчука, но и в личной. Можно сказать, она «подарила» им двоих детей. По словам Ирины Константиновны, «Аленка по рождению - «нулевая серия» фильма, а Федюшка родился, когда папа завершал последнюю».



Ирина Скобцева с сыном Федором Бондарчуком. Фото: East News

Рождение каждого ребенка знаменовалось ценными подарками от мужа любимой супруге - оба раза ей было вручено по бриллиантовому кольцу. «Увы, эти кольца вместе с другими украшениями украли - прямо из нашей квартиры», - с сожалением констатировала Ирина Константиновна. Сохранились лишь золотые сережки с бриллиантами, которые в момент кражи были на ней. Они для актрисы знаковые. Это подарок, который она сделала сама себе, купив драгоценное украшение в солидном ювелирном магазине на свой первый достойный гонорар - за съемки в фильме «Зигзаг удачи».

Бондарчук и Скобцева были полностью погружены в съемочный процесс «Войны и мира», и на собственных детей времени родителям не хватало категорически. И все же опосредованно дети были к фильму причастны. Четырехлетняя Алена присутствовала на съемках сцены первого бала Наташи Ростовой. В преддверии композитор Вячеслав Овчинников вальсировал с ней в выстроенных на «Мосфильме» декорациях, а девочка была потрясена тем, что «папа с огромной трубой в руках катался туда-сюда на большом пылесосе». В то же время маленький Федя представлял себя в образе гвардейца русской армии. Вооружившись бельевой палкой и надев фуражку, он маршировал, громко восклицая: «Я солдат!». «То, что Федор выберет актерскую стезю, было очевидно с его детских лет», - рассказывала Ирина Константиновна, вспоминая, как сын исполнял свой коронный номер «Смерть собаки Гитлера».

Время утрат

Съемочный процесс грандиозной киноэпопеи «Война и мир» занял десять лет. Дикое перенапряжения Сергея Бондарчука сказалось на его здоровье. Прямо во время съемок у режиссера внезапно остановилось сердце, он пережил клиническую смерть. «Я тогда почувствовала, что умираю вместе с ним», - делилась своими ощущениями актриса.

Ушел из жизни Сергей Федорович гораздо позже, в 1994 году, но для супруги горе было безутешным. Федор говорил, что мать после смерти отца не могла прийти в себя очень долго. «Я имела все: любовь, счастье, семью, а теперь у меня - темнота, - призналась Ирина Константиновна в одном из интервью тех лет. - Алена как-то спросила: «Мама, почему у тебя нет друзей?». А потому что вся моя жизнь как тогда, так и сейчас, принадлежит служению ему - Бондарчуку».
Дети всеми силами помогали матери справиться с собой и хоть как-то восстановиться после утраты. Особенно Алена. Как рассказывали близкие, она буквально вытащила мать к жизни. А свою сохранить не смогла. В 2009 году 47-летняя Алена Бондарчук - актриса МХАТ имени Горького, киноактриса - умерла от рака.

Ирина Скобцева с внуком Константином Крюковым и дочерью Аленой Бондарчук. Фото: Global Look Press

Этот удар Судьбы Скобцева истолковала так: «Когда моя любимая семья была полностью в сборе, я была невероятно счастливой. Потом я потеряла Сережу, а он, наверное, не смог там без нашей дочери, вот и забрал ее к себе». Характеризуя дочку, актриса сказала: «Я думаю, что гены наши, энергия вместе с нами не исчезают, а передаются потомкам. Так вот, Алена получила самую лучшую энергию от женщин, которые были в ее роду - как по линии отца, так и по моей. О такой дочери можно только мечтать! Мне очень тяжело без нее, и если бы не ее ребенок, Костя, я наверняка не выжила бы».

Да, на этот раз опорой Ирине Константиновне стал не только Федор, но и Константин Крюков, сын Алены Сергеевны. «Чтобы мне не было совсем горько и одиноко, Костя стал жить со мной, - рассказала актриса. - Мы изо всех сил поддерживаем друг друга, как умеем». У бабушки и внука сложились абсолютно дружеские отношения. Они откровенно говорят на любые темы, делятся друг с другом новостями и переживаниями, обсуждают книги и фильмы.



Ирина Скобцева с внуком Константином Крюковым. Фото: Global Look Press

Поскольку Константин не только актер и кинопродюсер, но также профессиональный художник-ювелир, он часто одаривает своих родных украшениями из драгкамней и металлов, изготовленными по собственным эскизам. Однако с бабушкой возникают затруднения. Дело в том, что Ирина Скобцева не носит современные украшения. «По мнению бабушки, драгоценность должна иметь свою историю, - рассказал однажды Костя. - Поэтому изредка она надевает только старинные кольца, ожерелья». Так что приходится внуку придумывать другие подарки для любимой бабушки.

Секрет красоты


Ирина Скобцева. Фото: Global Look Press

Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева


Это была почти мистическая история. Летом студентка Школы-студии МХАТ Ирина Скобцева отдыхала в Доме творчества художников. Живописец Василий Ефанов, вдохновлённый красотой девушки, написал её портрет. Вскоре у Ефанова состоялась выставка в Академии художеств, и среди прочих своих картин он выставил портрет Ирины Скобцевой. Она вошла в зал и увидела, что перед её портретом стоит Сергей Фёдорович Бондарчук, народный артист СССР.

Он начинал играть в Ейском драмтеатре. Тогда же в первый раз женился, у него родился сын. В сорок первом Бондарчук ушёл добровольцем на фронт. После Победы окончил актёрский факультет ВГИКа в мастерской Герасимова. Первая же работа Бондарчука в кино - роль Валько в фильме «Молодая гвардия» - принесла ему всесоюзную известность. В этой картине снялась Инна Макарова, ставшая его второй женой. В 1950 году на свет появилась дочь, будущая актриса и режиссёр Наталья Бондарчук.

В 1955 году режиссёр Сергей Юткевич без кинопроб решил поручить Бондарчуку роль венецианского мавра в новой экранизации трагедии Шекспира «Отелло». На роль Дездемоны была утверждена Ирина Скобцева. После встречи в картинной галерее они виделись мельком на киностудии имени Горького. На «Отелло» актёры впервые работали вместе. «И вот в кадре он взял меня за руку, и так - рука об руку - мы прожили вместе сорок лет, до последнего его земного вздоха», - вспоминала Скобцева. А Сергей Фёдорович шутил: «Сперва задушил, а потом женился».

Они быстро поняли, что не могут существовать друг без друга. Но прежде чем объединились в семью, им пришлось пройти через многочисленные преграды и внушения аж на правительственном уровне. Бондарчука и Скобцеву вызывали в ЦК КПСС, не выпускали вдвоём на зарубежные премьеры. А успех у «Отелло» был огромный, актёров приглашали с картиной по всему миру.

К новой жене он уходил тяжело: переживал, метался. В прежней семье была маленькая дочь Наташа. Окончательно всё решила Инна Макарова: уходишь - уходи!

«Однажды, это был 1958 год, мы должны были улетать в Англию, а накануне вечером мне сообщили, что я не еду, - рассказывает Скобцева. - И Сергей Фёдорович прямо с аэродрома приехал ко мне, заявил, что больше никуда без меня не поедет. Но, перед тем как мы расписались, он поставил мне два незыблемых условия: никогда не расставаться и время от времени давать ему возможность помолчать, хотя бы три дня…»

Бондарчук переселился в двухкомнатную квартиру жены, где были бабушка, мама и папа. Приняли его очень радушно. Глава семьи был научным работником Главного управления метеослужбы, а Юлия Николаевна, мама Ирины, всю жизнь работала в архивах. Молодожёнам отдали одну комнату.

После встречи с Бондарчуком вся жизнь Ирины Скобцевой была подчинена семье и совместной работе, других интересов у неё не было.

Она от многого отказывалась, в том числе от карьеры актрисы. Начало ведь у неё действительно было блестящим - заметные роли в фильмах «Отелло», «Неповторимая весна», «Поединок», «Обыкновенный человек»… Но по-другому поступить не могла, да и не хотела.

Они ждали, когда им построят кооперативную квартиру, но так получилось, что им дали квартиру на Тверской. Свой кооперативный взнос Бондарчук отдал детскому садику. Двухкомнатную квартиру сдали государству и все вместе переехали жить в новую квартиру.

Счастье прирастало детьми. Обстоятельства складывались так, что дети рождались без отца. Когда родилась Алёнка, Сергей Фёдорович был на молодёжном фестивале в Хельсинки, где режиссёр был почётным гостем. Телеграмму с сообщением о рождении дочери ему принесла девочка. Он спросил: «Как тебя звать?» - «Алёнушка». - «Вот и у меня будет Алёнушка».

Федя тоже родился в тот момент, когда Бондарчук был вдали от дома. Сначала его называли Тарасик, затем князь Андрей: няньки, когда его приносили, говорили: «Вот князь Андрей». Но буквально через три месяца после его рождения умер отец Бондарчука, Фёдор Петрович, и сына назвали в честь деда.

Перед съёмками «Войны и мира» Сергей Фёдорович сказал жене: «Я буду снимать картину, а всё остальное - твоя забота…»

Работа над грандиозной эпопеей заняла десять лет. Ирина Скобцева сыграла Элен, хотя ей очень не хотелось играть эту роль: «Во-первых, она мне была неприятна, а во-вторых, знаете, как всегда потом начинают говорить: „Конечно, он её снимает. Она ведь жена режиссёра". Но Сергей Фёдорович меня уговорил: „Ну пожалуйста, сыграй. Ты мне очень нужна в этом фильме"».

Дом Бондарчуков превратился в филиал съёмочной площадки. Может быть, в личном плане они многое тогда упустили: никаких «светских» вечеров, четыре года съёмок, постоянные экспедиции, а там - неустроенность, иногда и есть-то приходилось на подножке грузовика, но они были счастливы. Кстати, с Ириной Константиновной Бондарчук строже всех делал пробы. Она же никогда не позволяла себе вести как жена режиссёра, была всегда тактичная и организованная.

Сергей Фёдорович был по натуре очень страстным человеком. Скажем, увлёкся работой над фильмом и ни о чём вообще больше не думал. Он мог забыть про день рождения жены, она же никогда не обижалась, понимая, что у Сергея Фёдоровича голова постоянно занята другим… Однажды Бондарчук привёз ей огромный флакон духов на пол-литра. Эти духи потом у Ирины Константиновны держались десять - пятнадцать лет.

Всё, что связано было с творчеством, с фантазией, - на это Сергей Фёдорович был мастер… Когда не было подарка - он за пару дней из куска берёзы вырезал бюст Толстого. У Бондарчука на даче был сарай, в котором он мастерил всякие интересные вещи из дерева. Из зарубежных поездок режиссёр привозил столярные инструменты.

Как депутат Верховного Совета СССР, Сергей Фёдорович получал огромное количество писем и считал своим долгом ответить на каждое. Ходоки ехали к нему со всего Союза - в основном на студию. Домой их старались не пускать - на страже стояли Ирина Константиновна и её мама. Однако просители всё равно проникали. Их всех приходилось кормить, поить. Скобцева однажды бросила в сердцах, что Ленинская премия за «Судьбу человека» целиком ушла на то, чтобы отметить её получение.

Да, у Бондарчуков всегда был хлебосольный дом. У них дневали и ночевали друзья, коллеги, просто знакомые, которые хотели сделать карьеру с помощью Сергея Фёдоровича, и множество странных личностей - изобретателей, врачевателей. Кроме того, за Бондарчуком всё время ходили какие-то люди с блокнотами и записывали каждое его слово. Дети между собой называли их «бытописателями».

К своим детям Сергей Фёдорович всегда относился как ко взрослым. И если читал им стихи, то даже для малышей делал это будто со сцены… Алёнке было года три, она знала уже очень много стихов наизусть и даже рассказывала сказки, в точности по интонации и манерам повторяя отца. Однажды Бондарчук прочёл ей пушкинского «Пророка». Она развела ручонки в стороны: «Ну, папа, это уж не для детей!»

Алёна окончила школу-студию МХАТа. Играла в Пушкинском театре, в «Моссовете». Со спектаклем «Дорогая Елена Сергеевна» ездила на гастроли в Америку. Потом она стала одной из ведущих актрис МХАТа имени Горького. Федя окончил режиссёрский факультет ВГИКа, снимает клипы. Их жизненный выбор нетрудно объяснить. Они ведь постоянно были рядом и варились в том же кинематографическом котле, что и родители.

Жизнь не раз и не два испытывала их брак на прочность. После пятого съезда Союза кинематографистов, на котором Бондарчука не просто вывели из секретариата правления, но и постарались максимально, насколько способны завистники и недоброжелатели, облить грязью, он долгое время оставался не у дел. В это трудное время его поддержала семья.

«Бывали у нас отливы, бывали приливы, был и девятый вал - это и есть жизнь, - говорил Бондарчук в 1992 году, давая интервью газете „Семья". - А жить как в раю и слушать пение ангелов - это скучно и даже тоскливо. Жизнь, она в тревогах и в заботах, на взлётах и падениях. Жена для меня друг, ближайший помощник, человек, который разделяет все мои горести, неудачи, успехи, поражения, победы… Мы уже 18 лет вместе преподаём во ВГИКе, она доцент, я профессор. И я надеюсь, что мы будем всегда помогать друг другу и в творчестве, и в жизни».

Сергей Фёдорович давно вынашивал планы новой постановки «Тихого Дона». Но поддержки и средств на этот проект в России он не нашёл. Зато свои услуги предложили итальянцы.

В январе 1990 года в Риме он подписал с продюсером соглашение о производстве десятисерийной теле- и пятичасовой киноверсии романа Михаила Шолохова «Тихий Дон». Съёмки прошли на удивление быстро, всего за одиннадцать месяцев. В картине снималось более 1000 актёров. Ирина Скобцева сыграла Ильиничну, Алёна Бондарчук - Наталью.

Итальянский продюсер обанкротился и исчез вместе с фильмом. Бондарчук так и не увидел конечного результата. Последние месяцы его жизни были замешены на крови (открылись три кровоточащие язвы), кофе и сигаретах. Работа, которая была для него единственным стимулом и смыслом жизни, не двигалась с мёртвой точки. Только в живописи он находил для себя маленькую отдушину. Рисовал всё, что попадалось на глаза: свои призы, курительные трубки, книжки, цветы… Врачи не сразу поставили ему диагноз. Оказалось, поражено лёгкое и уже ничего нельзя поделать.

Уходил он тихо. Перед смертью за два часа причастился и исповедовался. Сергей Фёдорович Бондарчук умер 20 октября 1994 года в Москве.

«Долгое время после смерти отца мама не могла прийти в себя, - рассказывает Фёдор Бондарчук. - Добивалась установки мемориальной доски на доме, разбиралась с архивом, оставшимся после папы… Однажды я ей посоветовал: „Слушай, мам, записывай всё, что только вспомнишь… Не делай из воспоминаний философский труд или учебник по режиссуре. Вспомни, что было у вас интересного, и запиши"».

Алёна буквально вытащила мать к жизни. Помогла отремонтировать дачу. Ирина Константиновна начала сниматься в кино. «У меня было всё: счастье, любовь, семья… - говорит она. - А теперь темнота. Мне часто говорит моя дочь Алёна: „Мама, у тебя нет друзей". А моя жизнь тогда и теперь принадлежит Бондарчуку, служению ему».



Читайте также: