Сказка как подружились явления природы. Дидактическая сказка о любви к природе

Сказки о временах года для детей, сказки об изменениях в природе. Окружающий мир природы для дошкольников

Сказка «Как части суток играли в прятки»

В одном царстве-государстве Времени жили-были очень долго, даже никто не знает, сколько лет, Сутки. Они правили этим царством. Вмещали они в себя двадцать четыре Часа, которыми строго управляли. Слугами поменьше были Минуты. У каждого Часа в подчинении их было шестьдесят. Но и Минуты нашли, кем управлять. У каждой Минуты было по шестьдесят слуг — Секунд. Вот какая огромная армия Времени!

Но и это еще не все. Министрами в царстве Времени были части Суток — Утро, День, Вечер и Ночь. Они сменяли друг друга на страже Времени строго по порядку. Начинались Сутки с Утра, Утро сменял День, за Днем приходил Вечер, а заканчивались Сутки Ночью. И длилась вся эта смена двадцать четыре часа.

Животные, растения и люди строили всю свою жизнь, ориентируясь на смену частей суток. Утром все живое просыпалось. Люди умывались, делали гимнастику, принимали душ, завтракали и шли по делам: взрослые — на работу, малыши — в детский сад, дети постарше — в школу. Растения умывались утренней росой, набирая влаги на целый день. Распускались бутоны цветов, которые закрывались на ночь. Листья и цветки ловили первые ласковые лучи солнца, грелись под ними после ночной прохлады. Животные просыпались после ночного сна, умывались, приводили в порядок свою шерсть или перья, отправлялись на охоту. Ночные животные забирались в свои дупла и норы, засыпали после ночной охоты.

Днем люди активно работали, отдыхали, играли, путешествовали, обедали и делали многое другое. В это время суток они были бодрыми, у них было много сил для свершения разных дел. Растения росли и расцветали. Животные охотились или паслись, воспитывали своих детенышей.

Вечером, когда рабочий день заканчивался, взрослые приходили с работы, дети — из детского сада, ужинали, отдыхали. Некоторые цветы летом закрывали свои цветки. Животные, ведущие дневной образ жизни, готовились ко сну, а ночные — к охоте. За день все уставали, поэтому вечер был спокойным и тихим. Всем нужен был отдых.

Ночью и люди, и растения, и многие животные спали. Яркое солнце сменяла бледная луна да холодные звезды. Ночью все набирались сил для следующего дня.

Так было, пока части Суток не решили поиграть в прятки. Им очень наскучило строго следовать друг за другом. Они устали от одного и того же порядка, повторяющегося каждый раз. Как-то Утро, пригласив всех к себе в гости, предложило:

— Скучно что-то мы живем, друзья! Давайте поиграем в прятки. Тот, кто найдет спрятавшегося, будет отдыхать одни Сутки. А тот, кого найдут, будет за него работать. Несправедливо, что у нас совсем нет выходных!

— Здорово! Мы согласны! — закричали День, Вечер и Ночь. — Только надо держать втайне наши планы.

Решили играть Ночью, когда все спят и никто не помешает игре. Первыми водили Утро и День. Запрятался День в камыши на реке, ведь ночью там трудно кого-то увидеть. Искало, искало Утро, но так и не нашло оно День. Пришлось поработать за двоих.

Забрезжил рассвет, солнце начало всходить, окрашивая облака в розовый цвет и лаская золотыми лучами все живое. От утренней прохлады люди немного поеживались. Роса покрыла все растения. Утро вступило в свои права. Все пробудились, сделали утренние дела и настроились на дневные. Но День не наступал и не наступал, а Утро все длилось и длилось. За Утром сразу пришел Вечер. Все пошло кувырком. Люди еще не вышли на работу, а надо было с нее уже уходить. Дети так и не попали в детский сад. Домашние животные, которые весь день пасутся на лугу, не наелись травы. Все были недовольны таким непорядком. Люди не понимали, почему после шести часов утра сразу наступило шесть часов вечера.

Услышали Сутки, что люди возмущаются, стали разбираться. Попало всем!

— Разве могут быть у Времени выходные?! — сердились Сутки. — Что будет, если время остановится? Таким недисциплинированным частям Суток не место в царстве Времени!

— Простите нас, пожалуйста, — виновато хором сказали части Суток, — мы больше так не будем. Мы просто не подумали, что от нашей последовательности так много зависит. Больше в прятки мы играть не станем. Только не выгоняйте нас из царства Времени!

— Хорошо, — уже более спокойно заговорили Сутки, — на этот раз мы вас простим. Но если это еще раз повторится, мы вас строго накажем. С Временем играть нельзя. Время — это очень серьезно. Его нельзя остановить ни на минуту, тем более — на целый День! Время надо беречь, потому что оно проходит и не возвращается. Нельзя вернуть прошлое.

Успокоились части Суток и все пошло своим чередом.

Вопросы и задания

— Кто жил в царстве Времени?

— Назовите последовательно части Суток.

— Почему изменение последовательности частей суток может привести к плохим последствиям?

— Что случилось, когда Утро отработало свое время и время Дня?

— Что вы делаете утром, днем, вечером, ночью?

— Почему надо дорожить своим и чужим временем?

— Выложите картинки с изображением частей суток последовательно.

Апрельская сказка для детей

Однажды в прекрасное Царство бабочек, в котором всегда было лето, пришла старуха Зима. Ей очень не понравилось, что все вокруг разноцветное. Ведь в ее Царстве все окрашено только в белый и голубой цвета. А еще ее раздражало веселье, которое царило вокруг. Необыкновенно красивые бабочки летали, кружились, танцевали, радостно болтали друг с другом, хвастались своими нарядами, лакомились нектаром и запивали его свежей утренней росой. Кругом цвели и благоухали прекрасные цветы и травы.

— Сколько лишних красок, как это некрасиво! — зло воскликнула старуха Зима. — Я наведу здесь порядок! Они узнают, что такое красота!

Зима взмахнула руками, и из рукавов ее шубы посыпался снег. Дунула она сначала слегка, и вокруг все покрылось инеем. Задула Зима посильнее, и реки затянуло ледком.

— Вот теперь порядок. Все вокруг красивое, белое. Можно любоваться и радоваться! — громко прокричала Зима.

Но никто ей не ответил, никто не радовался, не танцевал, не летал. Все оцепенели от холода. Бабочки едва успели забиться под листочки да в щели между камнями.

Походила, походила Зима, стало ей скучно. Легла она спать на сугроб и заснула крепким сном. Спит Зима, и бабочки спят. Но слуги старухи Зимы не дремлют. Студеные ветра выдувают последнее тепло, теребят тоненькие крылышки бабочек, оставляя одни жилки. Мороз вымораживает так, что даже усики и ножки у некоторых бабочек отваливаются. Удастся ли им выжить?

На счастье Солнышко увидело бедных бабочек. Стало оно пригревать все сильнее. Разморилась на припеке старуха Зима, так не долго и растаять совсем. Стала собираться к себе в ледяное Царство. А Весна-красна ее подгоняет:

— Хватит тебе, Зима, кряхтеть да ковылять. Убирайся восвояси скорее! Место мне уступай. Заждались все тепла! Уж апрель на дворе, а ты все еще здесь. Совсем старая стала, забыла, когда тебе уходить надо!

От солнечного тепла прогрелись земля, камни, вода. Очнулись ото сна и бабочки. Стали они искать своих подружек, да не всех нашли. Посмотрели они друг на друга, опечалились. У кого крылышки, словно сито, у кого — усиков нет или ножки. Однако печалились они недолго.

— Подружки, — позвала бабочка Крапивница, — хватит печалиться, мы живы и это здорово! Пойдемте, посмотрим, что изменилось вокруг.

— Нет, нет! — возразила ей бабочка Павлиний глаз. — Сначала надо привести себя в порядок. Мы не можем выйти в свет в таком виде.

Бабочки стали прихорашиваться, расправлять свои крылышки, чистить усики, умываться. Полетели они к озеру, оглядели себя в его глади, как в зеркале, и только потом, смеясь и радуясь, взвились в небо и отправились дальше осматривать свои владения.

— Смотрите, подружки, — воскликнула бабочка Лимонница, — внизу какой-то золотой шар! Надо посмотреть, что это.

Бабочки кинулись вниз, кто быстрее. И что же они увидели? Стоит дерево, а на нем много-много желтых барашков, и все пахнут медом.

— Да это же ива зацвела! — обрадовалась бабочка Белянка. — Давайте пировать. Всю зиму ничего не ели.

И бабочки, измазавшись в желтой пыльце и от этого став тоже золотыми, стали с удовольствием лакомиться нектаром. Наелись так, что с места не сдвинуться.

— Я хочу пить! — простонала бабочка Шоколадница.

— Утренней росы еще нет, — заметила ей бабочка Крапивница, — надо немного подождать.

Но тут раздался громкий стук. Это дятел выдалбливал дырочку в коре клена.

— Мы спасены! — радостно прокричала бабочка Павлиний глаз. — Сейчас я вас напою таким вкусным напитком, вкуснее которого вы ничего не пробовали. Летите за мной!

Бабочки не знали, куда их зовет подружка, но послушно полетели вслед за ней. А подружка села на клен, в коре которого дятел продолбил дырочку, и стала пить душистый кленовый сок, вытекающий струйкой из дырочки. Ах, какое это блаженство — слизывать сладковатый и терпкий кленовый сок! После такого обеда не грех и отдохнуть. Сели бабочки на нагретые солнцем валуны, крылышки сложили и задремали. Хороша жизнь, когда тепло!

Вопросы и задания

— Как называется сказка?

— В каком месяце происходят события в сказке? Какое это время года? Это начало, середина или конец весны?

— Что случилось в Царстве бабочек?

— Почему старуха Зима решила перекрасить все вокруг в белый и голубой цвета?

— Что случилось с бабочками?

— Какие напасти их ждали зимой?

— Кто спас бабочек от холода?

— Какое время года пришло вслед за зимой?

— В каком месяце по календарным срокам зиму сменяет весна?

— Какими себя увидели бабочки, когда очнулись от холода?

— О каких бабочках говорится в сказке?

— Каким образом в апреле, когда еще очень мало даже первоцветов, бабочки смогли наесться и напиться?

— Придумайте продолжение сказки.

— Разыграйте эпизоды сказки по ролям.

— Нарисуйте бабочек в летнее время и после зимы.

— Покажите под музыку, как бабочки сначала радовались, веселились, а потом замерзли и оцепенели.

— Послушайте два стихотворения о весне и зиме, а затем расскажите, о каких признаках весны и зимы в них говорится, чем весна отличается от зимы.

Что такое весна

Весна приходит за зимой,

Тепло приносит нам с тобой.

Приводит ласковое солнце,

Что ярко светит нам в оконце.

Приносит небо голубое,

Сосульки, пенье ручейка,

Проталины и первоцветы,

И таянье на реках льда.

Приносит первые листочки

И нежность шелковой травы,

И лопанье душистых почек,

Садов прекрасные цветы.

Птиц перелетных новоселье

И насекомых звонкий рой,

Конец медвежьей зимней спячки

Приносит в лес весна с собой.

С весной ликует все живое!

Линяют звери по весне,

Детей заводят, кормят, учат.

Жизнь пробуждается везде.

Готовят люди землю к севу,

Сажают деревца, кусты,

Наводят чистоту, порядок

После наскучившей зимы.

Зимушка-зима

Отличается зима

От весны и лета.

Очень снежная она,

Вся в снега одета.

Реки скованы все льдом,

И в узорах стекла,

Иней на ветвях висит,

Вьюга дует в окна.

Небо серое с утра,

Падают снежинки,

Спят деревья и кусты,

Кормят птиц рябинки.

Звери в дуплах и норах

Спрятались от стужи.

А детишкам для забав

Снег пушистый нужен.

Слепят вмиг снеговика —

И кататься с горки.

Шуба, шапка и штаны —

Все в ледовой корке!

Лишь зимою Новый год

С елкою приходит,

Новогодний хоровод

Весело заводит.

Сказка «Весна в лесу»

Зима длилась так долго, что все уже и не надеялись дождаться тепла.

— Ох, ох, ох! — вздыхала под снегом Травка. — Сколько можно спать?! Под снегом, конечно, тепло, но скучно. Скорее бы пришла весна. Все бы увидели, какая я нежная, свежая, ярко-зеленая!

— А я мечтаю увидеть солнышко! — тоненьким голоском попискивал Подснежник. — Я хоть и маленький, но сильный, закаленный, морозов не боюсь. Пора бы и мне сквозь снег пробиться, чтобы показать всем, что пришла весна. Увидят меня люди и обрадуются. Я для них — первый вестник весны.

В берлоге заворочался Медведь, приоткрыл один глаз — темно, выглянул из берлоги — снег.

— Я себе отлежал уже все бока! — прорычал Мишка. — Отощал, весь запас жира съел. Нечего больше есть. Лапу надоело сосать. Когда же весна придет?!

От медвежьего рева проснулся Хомяк.

— Что случилось? Почему рычит Медведь? Разве уже весна? — спросонья закричал Хомяк. — А у меня еще запасы не кончились. Я их натаскал в норку на зиму так много, что до самого лета хватит.

Выглянул он из норки, а на улице зима.

— Только зря проснулся, — проворчал Хомяк, — весны нет как нет. Можно еще подремать.

Рядом в норке крепко спал Сурок. Он никогда не просыпается до весны. Сколько ни кричал ему Хомяк, так и не смог разбудить друга.

Но тут на ветку березы сел большой черный Грач.

— Жители леса! Хватит спать! Я принес вам весну! — прокричал он на весь лес. — Она уже совсем близко. Встречайте ее!

Все с облегчением вздохнули и начали готовиться к встрече.

Вопросы и задания

— Почему все жители леса хотели, чтобы пришла весна?

— О чем горевала Травка под снегом?

— Почему Медведь сердито ворчал?

— Почему Хомяк не хотел, чтобы пришла весна?

— Кого из лесных жителей Хомяк не смог разбудить?

— Кто принес жителям леса первую весточку от весны?

— Представьте себя жителями леса в конце зимы и разыграйте сказку по ролям.

— Покажите, как Травка и Подснежник зимовали, а потом пригрело солнышко, они выглянули из-под снега, обрадовались солнышку, стали расти; немного мерзли от утренних заморозков, потом отогревались.

— Нарисуйте лес ранней весной.

— Придумайте продолжение сказки. Кто еще проснулся от зимней спячки? У кого уже зимой появились детеныши? Кто всю зиму не спал и больше всех ждал весны?

Сказка «Модница Осень»

Решила как-то Осень доказать всем, что она самая модная и красивая. Пошла к известному портному и заказала ему три наряда.

В сентябре, чтобы показать, что она такая же красивая, как Лето, Осень надела наряд из цветов, трав и плодов. Получилось очень красиво и вкусно. По нижнему краю юбки были разбросаны хризантемы и астры разного цвета. Сразу стало по-летнему весело. Середину юбки украшали гроздья винограда с веточкой лозы. И все увидели, какая Осень богатая и щедрая. Из яблок, груш и мандаринов мастер сделал для нее прекрасную шляпу. Каждый мог взять себе что-то из фруктов и съесть, потому что в шляпе они не убывали. Вместо шали накинула Осень себе на плечи переплетающиеся серебристые нити паутинок, которые летают по воздуху в период бабьего лета. Получилось очень воздушно, нежно, словно у девушки-невесты. Попросила Осень у Солнца на сентябрь одолжить ей золотой гребешок в волосы.

— Уважаемое Солнце! — взмолилась она. — Я знаю, что ты больше любишь Лето. Но оставь и мне, пожалуйста, только на один месяц немного тепла. Я много не прошу. Мне бы только дать людям еще немного погреться, понежиться под твоими лучами. Им так трудно расставаться с Летом! А тебе это ничего не стоит. Светило, брось мне свой золотой гребешок. С ним я буду не только красивой, модной, но и теплой.

Понравилась Солнцу вежливая просьба Осени, сбросило вниз оно свой золотой гребешок, в котором еще осталось немного тепла. Обрадовались люди, что возвратилось Лето, стали Осень нахваливать, любоваться ее красотами. А Осени того и надо. Еще больше стала стараться. Наложила в свои сумки овощей вкусных да полезных.

— Берите, кто сколько хочет! Мне не жалко. Я еще добрее, чем Лето, — щедро делилась своими богатствами Осень.

Но сентябрь быстро прошел, наступил октябрь. Золотой гребень еще излучал тепло, но его было уже намного меньше, чем в сентябре.

«Пожалуй, надо сменить наряд, — подумала Осень, — тогда люди опять меня похвалят».

Разоделась Осень в наряд из разноцветных кленовых листьев, повесила на шею алые бусы из ягод рябины, надела сережки из ярких гроздьев калины, в руки взяла веер из багряных листочков осины. Красавица да и только!

Люди не могли налюбоваться красотой осенней природы. В какие только цвета не окрасила она листья деревьев и кустарников! Когда в ясные дни солнечные лучи пронизывали насквозь разноцветные листья, все вокруг становилось как в сказке. Стоило ветерку слегка подуть, и листья, плавно кружась в воздухе, начинали свой путь к земле, покрывая все вокруг прекрасным ковром. На этом ковре особенно изысканно смотрелись темно-коричневые, круглые, гладкие, как после полировки, плоды каштана.

Осень радовалась, как ребенок:

— Я же говорила, что я самая красивая и модная! — трещала она без умолку. — Любуйтесь мной, любуйтесь! Хвалите меня, хвалите!

Совсем загордилась Осень. А тут как назло солнечный гребень совсем перестал греть, погода испортилась, зачастил холодный дождь. Тучи нависли над землей. Красивые листья облетели, высохли. Их собрали в большие кучи и сожгли. Лужи, холод и грязь — все, что осталось от превосходного наряда Осени. Наступил последний месяц Осени — ноябрь. Природа начала готовиться к зиме.

— Ну и что, не унималась Осень, — не всегда же ходить в ярком наряде, надо же иногда и переодеваться во что-то темное. И это платье красиво по-своему. Посмотрите, как смотрится крона деревьев без листвы! Какой ажур, какие переплетенья! А моя накидка из сизых облаков. Разве она не навевает мечтательное настроение? В моих башмачках-лужах можно увидеть отражение всего вокруг. Они словно зеркала. Разве это не прелесть?! Во всех я, душенька, нарядах хороша!

Но люди почему-то уже не хвалили, а больше ругали осеннюю погоду, и на улице бывали все реже. Чаще брали с собой зонт от дождя. Прощались с дачными участками и уезжали в город, в теплые квартиры.

— Солнышко! — взмолилась расстроенная Осень. — Дай мне, пожалуйста, ну хоть несколько теплых денечков! Очень тебя прошу. Меня так все хвалили, красавицей и «очей очарованьем» называли. А теперь все изменилось. Все только и ругают меня. Разве я это заслужила?! Я так старалась дать людям урожай плодов, погреть их еще немного, порадовать своим разноцветьем. Почему же они такие неблагодарные?

— У природы нет плохой погоды, — сверху прокричало Солнце, — я не могу греть целый год. Мне тоже нужен отдых. Прости меня, красавица Осень, но я очень устало и ничем не могу тебе помочь.

Расстроилась окончательно Осень, заплакала холодным нудным дождем.

— Вот вам! — плача, ворчала она. — Будете знать, как меня ругать да слякотной обзывать!

Но доброе Солнце сжалилось над плачущей красавицей и из последних сил послало на Землю оставшийся золотой лучик. Сразу раздвинулись тучи, дождь перестал моросить, природа последний раз ожила, заулыбалась перед зимним сном. И сразу все люди вышли на улицу, чтобы насладиться последним теплом перед долгой холодной зимой. Подставляя лучику Солнца свои лица, люди с умилением благодарили Осень за запоздалое тепло:

— Спасибо тебе, Осень! — шептали они. — Мы возьмем твое тепло с собой на долгие снежные дни и ночи. Оно даст нам надежду на то, что стужа пройдет и опять выглянет доброе Солнце.

На этот раз Осень плакала от радости. Доброе слово и кошке приятно. Добавила Осень к своему наряду утренние заморозки, ледяную корочку на лужах. Помогла всем растениям и животным окончательно подготовиться к зиме, чтобы они не погибли, и с легким сердцем удалилась до следующего сентября, передав свои права зимнему месяцу — декабрю.

Вопросы и задания

— Как вы думаете, почему Осени захотелось, чтобы ее похвалили?

— Какие месяцы называют осенними?

— После какого времени года наступает осень?

— Какие три периода выделяют у осени?

— Как в сказке описаны эти периоды? Какие наряды надевала Осень?

— Как природа готовится осенью к зиме?

— Почему растениям и животным нужна постепенная подготовка к зиме?

— Зачем деревья сбрасывают листву на зиму?

— Чем занимаются люди осенью?

— Какой период осени вы любите больше всего?

— Расскажите об осени. Какая она?

— Назовите приметы осени.

— Нарисуйте три периода осени.

— Нарядитесь, используя предложенные картинки на липучках, в разные наряды осени. Расскажите о себе. Разыграйте сценки из сказки.

Сказка «Спор деревьев»

Заспорили как-то деревья в лесу — кто из них полезнее и красивее.

— Я, — сказала Березка, — самая красивая! С кем меня только не сравнивают люди! Называют девицей- красавицей, кудрявой, белоствольной, символом России. У кого из вас такая белоснежная кора? Что может быть светлее и красивее березовой рощи, где живут мои подружки? И сок у меня слаще, чем у вас, поэтому весной люди собирают мой лечебный сок. Я и впрямь похожа на девицу. Как надену весной сережки да заплету длинные косы-ветви — чем не девица! А осенью мои листья превращаются в золотые монетки, которые тихо позванивают на ветру. Смотрятся тогда все на меня не насмотрятся. Да и людям пользы от меня много: жарко горят березовые дрова, из бересты можно сделать полезные и красивые вещи, березовыми вениками парятся в бане, отваром из листьев моют голову. Про меня все поэты сочиняют стихи, а композиторы пишут музыку. Вот и получается, что я самая, самая...

— Что-то ты расхвасталась, подружка! — перебила Березку Липа. — Никто не спорит, что твой белый сарафан хорош. Но на первое место тебя рано ставить. А чем я не королева?! Ствол хоть у меня не белого, а черного цвета и ветки изогнуты не так красиво, как у тебя, но крона моя богаче. Люди недаром сажают липовые аллеи и называют меня стройной, кудрявой, сладкодушистой. Ни одно дерево не может сравниться со мной в период цветения! Крона моя становится золотой от обилия желтых цветков. Все насекомые слетаются на пир, чтобы полакомиться сладким нектаром. Лучшие мастера-парикмахеры позавидовали бы моей прическе в это время!

Даже имя у людей есть такое — Липа. А как все любят липовый мед, который на моих цветках собирают пчелы! Он такой душистый, прозрачный, светло- желтый, очень полезный, лечебный. Да и цветки мои золотистые и люди рвут и сушат не зря. Из них готовят лечебные отвары и настои. Но это еще не все! Из моей древесины мастера вырезают деревянные ложки, половники, ковши, разделочные доски, игрушки, деревянные украшения для домов и другие изделия. До сих пор на базарах продают лапти — обувь, которую мастера плетут из лыка. Из твоей, Береза, коры делают разную домашнюю утварь, а из моей — лыко, похожее на тесьму. Конечно, в лаптях сейчас никто не ходит, особенно в городах, но в далекие времена в них ходили все. В наши дни лапти носят некоторые жители села как тапочки, покупают их как сувенир для украшения дома.

А осенью, Березка, я не хуже тебя выгляжу. Мои круглые листочки тоже становятся золотыми. Так кто же из нас королева?!

— Не спешите делить трон! — вмешалась в спор Рябина. — Ни у кого нет такого яркого наряда, как у меня! Смешно вас слушать. Подумаешь, липовый цвет, белый сарафан! Нашли чем хвастаться. Вы на меня посмотрите, глаз не оторвать от моей красоты! Весной — вся в кремово-белом цвету, да таком, что вам и не снилось. С моих душистых соцветий пчелы тоже собирают нектар. Только мед мой красноватый, ароматный. Осенью я надеваю алые бусы из ягод, да такие яркие, что никто мимо пройти не может, не полюбовавшись ими. Вы тут хвалились своими листьями. А посмотрите на мои. С них картину можно писать. Резные, осенью золотисто-красные. У кого еще такие есть?! И ствол мой такой гладкий, словно из мрамора высечен. Я как невеста, которую одели к свадьбе! Любой меня увидит и найдет.

Кто из вас кормит зверей и птиц зимой и весной после схода снега? А я всех угощаю моими горьковатыми ягодами. Из них даже варенье и джемы варят люди. Может, у вас древесина хорошая, но и из моей тоже можно делать посуду, прочные рукоятки к топорам, молоткам, а из гибких веток плести корзины.

Вот так, подружки! Убедила я вас?

— Что это вы так растрещались, как сороки?! — громко сказал Клен. — Спорите, как на базаре. Расхвастались! Всех птиц распугали! Королевы! А где же ваш король? Вы вокруг поглядите, может, кроме себя еще кого-нибудь увидите. Посмотрите на меня, например, разве я не красавец?! Только я хвалиться не люблю. Все у меня не хуже вашего. Ствол прямой, стройный, а кора гладкая, тонкая, серого цвета. Такая стать бывает только у королей. А красивее моих листьев — не сыщешь! Они похожи на раскрытый веер с резным краем. В какие цвета их только не окрашивает осень! Ярко-желтые, красновато-оранжевые, зеленовато-желто-красные, оранжево-желтые, золотистые листья красивы и на мне и подо мной. Будто сама осень — это я. Сколько радости я доставляю детям, которые любят играть моей листвой, сколько пользы я приношу животным, которые устилают моими листьями жилище на зиму. А весной, как и все вы, я кормлю нектаром своих цветков и душистым соком насекомых. Мои крылатые семена похожи на маленькие вертолетики. Любой по ним может отличить меня даже зимой. И древесина моя совсем не хуже, чем у вас. Из нее и мебель, и сундучок, и музыкальный инструмент можно сделать.

Тут в спор вмешался старейшина леса — огромный кряжистый столетний Дуб:

— Я прекращаю ваш спор! Вы никогда его не закончите. Я в лесу главный! Вы так шумите, что у всех деревьев из-за вас разболелись головы. Уж ночь наступила, пора спать. Птицы не могут никак укачать своих детей из-за вас. Когда утром проснетесь, оглянитесь вокруг, хорошенько посмотрите на своих собратьев и подумайте, можно ли выбрать самое, самое дерево?

Деревья перестали шуметь, и лес погрузился в сон.

Вопросы и задания

— Какой спор затеяли деревья?

— Какие деревья спорили между собой?

— Как хвалила себя Березка?

— Покажите, какая березка стройная. Похвалите себя в роли березки.

— Как хвалила себя Липа?

— Похвалите себя в роли липы. Покажите, как вокруг цветущей липы жужжат пчелы.

— Как себя хвалила Рябина в сказке?

— Возьмите веточки с ягодами, украсьте себя. Похвалитесь от имени Рябины.

— Как о себе рассказывал Клен?

— Кто будет кленом? Разбросайте и соберите кленовые листочки.

— Кто прекратил спор? Почему Дуб считается старейшиной леса?

— Покажите, как Дуб прекратил спор деревьев.

— Чем все деревья похожи друг на друга? Что у них общего?

— Как вы думаете, смогли бы деревья выбрать самое полезное и красивое дерево?

— Какие еще деревья могли бы вступить в спор?

— Попробуйте похвалиться от их имени.

— Какие стихи вы знаете о деревьях, споривших в сказке? Прочитайте их. Какие хороводы посвящены деревьям? Давайте поводим хоровод вокруг березки.

— Е. Алябьева сочинила стихотворение, в котором вы все можете превратиться в деревья. Называется оно «Станем мы деревьями». Каждую строку стихотворения можно не только прочитать, но и показать с помощью движений.

Станем мы деревьями

Станем мы деревьями

Сильными, большими.

(Дети ставят руки на пояс, ноги — дорожкой, выпрямляются.)

Ноги — это корни.

Их расставим шире?

(Ноги расставляют на ширину плеч.)

Чтоб держали дерево,

Падать не давали,

(Скрещивают перед собой пальцы рук в «замок».)

Из глубин далеких

Воду доставали.

(Нагибаются вперед, разгибаются.)

Тело наше — ствол могучий.

(Проводят по телу ладонями сверху вниз.)

Он чуть-чуть качается

(Качаются из стороны в сторону, не отрывая ног.)

И своей верхушкой острой

(Делают из пальцев рук шалашик.)

В небо упирается.

(Поднимают руки вверх, опускают.)

Наши руки — это ветви,

(Разводят руки в стороны, поднимают их чуть выше плеч, расставляют пальцы.)

Крону вместе образуют.

(Поднимают руки вверх, делают полукруг.)

Вместе им совсем не страшно,

(Качают головой.)

Когда ветры сильно дуют.

(Поднимают руки вверх, энергично качают ими.)

Пальцы — веточками будут,

(Руки опускают вниз, пальцы расставляют, шевелят ими.)

Листья закрывают их.

(Закрывают пальцы, одной руки ладонью другой.)

Как придет за летом осень,

(На кулак правой руки ставят кулак левой.)

Разлетятся листья вмиг.

(Резко расставляют руки в стороны.)

— Поиграем в игры: «С какого дерева лист?», «Узнай дерево летом и зимой».

Алиса Забирова
Сказка про природу

Сказка

Однажды встретились Земля, Воздух, Огонь и Вода и начали спорить : «Что важнее и нужнее для человека?»

Я - место жизни и деятельности людей, животных и растений, - важно говорит Земля.

Я тоже необходим всему живому на земле : позволяю спокойно дышать и жить,- начал спорить Воздух.

Какой ты? Я тебя не вижу. Ты прозрачный и бесцветный.

А меня все видят и боятся. Я Огонь сильный и могущественный элемент! Без меня не греться и еду не приготовить.

Только Вода молчит и ничего не говорит. Застыла она, услышав такие разговоры.

Ты что молчишь? Тебе нечего говорить. Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха. Тебя невозможно описать, какая ты на самом деле. Жидкая – вода, твердая – лед, газообразная – пар. Нет места для тебя на Земле, никому ты не нужна, уходи прочь,- все втроем начали гонять Воду.

Обидно стало Воде. Ей захотелось доказать, что она – основа жизни. Кап-кап!- капают слезинки из глаз. И вдруг слезинки воды стали путешествовать где-то высоко-высоко, проплывая в небе пушистым облаком. Потом облако набухло, потемнело, стало тучей, и пролились капельки на Землю дождем. Они просачивались в земле между корнями растений, собирались в ручейки. Эти капельные ручейки стекали в реки, реки несли их в моря, океаны. Солнце пожалело Воду, нагревало поверхность морей, рек и озер, собирая ее слезинки. А потоки теплого воздуха, поднимаясь вверх, уносили собой крошечные капельки Воды в виде пара далеко-далеко от Земли. В небе они снова собирались в белые облака, чтобы пролиться на землю теплым дождем или красивой снежинкой, или сверкающей крошкой льда. Но стоит пригреть Солнышку слезинки, и они снова отправятся в свое бесконечное странствие : туча- дождь – ручей – река – море - облака – так называемое круговоротом воды в природе .

Земля, Воздух, Огонь, Вода – все нужны для растений, людей и животных. А это волшебное чудо Вода не просто необходима для жизни, она и есть сама жизнь. Пусть она не исчезнет никогда.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Природу я люблю, природу берегу!» Цель: приобщать к правилам безопасного поведения на природе, как для человека, так.

Конспект экскурсии в природу Экскурсия в средней группе «Люблю я пышное природы увяданье….»Цель. Формирование представления детей о состоянии растений в период золотой.

Лэпбук «Береги природу» Лэпбук «Береги природу» Цель: закрепление и формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, к окружающему.

Праздник весны «Берегите природу» Под звучание пьесы Чайковского «Апрель» дети входят в зал, садятся. Вед: Дорогие дети, поздравляю вас с праздником весны. У весны есть.

Природу нужно беречь. Посреди поляны в лесу росла большая береза. Много у нее было ветвей и каждую весну на ней разбухали почки, а потом появлялись листочки.

Проект «Играя познаем природу» Каждый ребенок посещающий наш детский сад - особенный, это бесспорно. Но есть детки, о которых говорят.

Сохраним родную природу Природа-это наш общий дом. Ее надо беречь насколько хватает наших с тобой сил! С бесцельно сорванной ветки и цветка, бесцельно пойманной.

Чтобы изобразить яркий мир природы для самых маленьких читателей, многие писатели обращались к такому жанру литературы, как сказка. Даже во многих народных сказках главными действующими лицами выступают явления природы, лес, мороз, снег, вода, растения. Эти русские сказки о природе очень увлекательные и познавательные, в них говорится о смене времён года, о солнце, месяце, различных животных. Стоит вспомнить самые известные из них: "Зимовье зверей", "Лисичка-сестричка и Серый волк", "Рукавичка", "Теремок", "Колобок". Сказки о природе сочиняли также многие русские и Стоит отметить таких авторов, как К. Паустовский, К. Ушинский, В. Бианки, Д. Мамин-Сибиряк, М. Пришвин, Н. Сладков, И. Соколов-Микитов, Е. Пермяк. Сказки про природу учат детей любить окружающий их мир, быть внимательными и наблюдательными.

Волшебство окружающего мира в сказках Д. Ушинского

Русский писатель Д. Ушинский, словно талантливый художник, писал сказки про явления природы, разные времена года. Дети из этих небольших произведений узнают о том, как шумит ручей, плывут облака и поют птицы. Самые известные сказки писателя: "Ворон и сорока", "Дятел", "Гусь и журавль", "Лошадка", "Бишка", "Ветер и солнце", а также огромное множество рассказов. Ушинский умело использует животных и природу, чтобы раскрыть юным читателям такие понятия, как жадность, благородство, предательство, упрямство, хитрость. Эти сказки очень добрые, их рекомендуется читать ребятишкам перед сном. Книги Ушинского очень хорошо иллюстрированы.

Творения Д. Мамина-Сибиряка для детей

Человек и природа - очень актуальная проблема для современного мира. Мамин-Сибиряк посвятил много произведений этой тематике, но особенно нужно выделить сборник "Алёнушкины сказки". Писатель сам воспитывал и ухаживал за больной дочкой, ей и был предназначен этот интересный сборник. В этих сказках дети познакомятся с Комаром Комаровичем, Ершом Ершовичем, Мохнатым Мишей, Храбрым Зайцем. Из этих занимательных произведений дети узнают о жизни зверей, насекомых, птиц, рыб, растений. Почти всем с детства знаком очень трогательный мультфильм, снятый по одноимённой сказке Мамина-Сибиряка "Серая шейка".

М. Пришвин и природа

Коротенькие сказки о природе Пришвина очень добрые и увлекательные, повествуют о повадках лесных обитателей, о величии и красоте родных мест. Маленькие читатели узнают о шелесте листьев, лесных запахах, журчании ручья. Все эти рассказы хорошо заканчиваются, вызывают у читателей чувство сопереживания к братьям меньшим и желание им помочь. Самые известные рассказы: "Кладовая солнца", "Хромка", "Ёж".

Сказки В. Бианки

Русские сказки и рассказы о растениях и животных представлены ещё одним замечательным писателем - Виталием Бианки. Его сказки учат детей разгадывать тайны из жизни птиц и зверей. Многие из них предназначены для самых маленьких читателей: "Лис и мышонок", "Кукушонок", "Золотое сердечко", "Оранжевое горлышко", "Первая охота" и много других. Бианки умел наблюдать за жизнью природы глазами детей. Некоторые его сказки о природе наделены трагизмом или юмором, в них присутствует лирическое раздумье и поэзия.

Лесные сказки Николая Сладкова

Николаем Ивановичем Сладковым было написано более 60 также он был автором радиопередачи "Вести из леса". Герои его книжек - добрые, смешные зверушки. Каждая история очень милая и добрая, рассказывает о повадках забавных и Маленькие читатели узнают из них о том, что животные также могут переживать и горевать, как они запасают на зиму пропитание. Самые любимые сказки Сладкова: "Лесные шорохи", "Барсук и медведь", " Вежливая галка", "Заячий хоровод", "Отчаянный заяц".

Кладовая сказок Е. Пермяка

Сказки про природу сочинял известный драматург и писатель Евгений Андреевич Пермяк. Они являются представителями золотого фонда Эти маленькие произведения учат детей быть трудолюбивыми, честными, ответственными, верить в себя и свои силы. Нужно выделить самые известные сказки Евгения Андреевича: "Берёзовая роща", "Смородинка", "Как огонь воду замуж взял", "Первая рыбка", "Про торопливую синицу и терпеливую синицу", "Некрасивая Ёлка". Книги Пермяка очень красочно иллюстрировали самые известные российские художники.

Сказка для детей 5-8 лет «Дерево желаний»

Шатохина Софья, воспитанница ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Руководитель: Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Назначение: Данное произведение рекомендуем воспитателям детских садов, учителям начальных классов, детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель: Воспитывать интерес к литературному произведению.
Задачи:
- формировать умение сопереживать героям произведения.
- совершенствовать умения самостоятельно сочинять сказки.
- Прививать заботу и не обижать друзей.

В одном лесу жил – был воробей. У него был свой очень красивый домик с симпатичным окошком.


У него был друг дятел. Познакомились они давно, когда были еще малышами и продолжали свою дружбу очень долгое время. Дружба у них была крепкая.


А в этом лесу росло красивое, волшебное дерево.


Подумал дятел, может это волшебное дерево - исполнит мое желание. А дерево было не простое, а говорящее.
Прилетел дятел к дереву и говорит:
- Милое дерево, исполни мое желание, пожалуйста.
- Постараюсь. Говори, чего ты хочешь? – спрашивает дерево.
- Хочу быть взрослым, чтобы у меня было много друзей, чтобы все были счастливы, - попросил дятел.
- Иди домой, все твои желания сбудутся, - отвечает дерево.
Пришел дятел домой и действительно стал он уже взрослым. По дороге домой он встретил много разных птиц и зверей, с которыми он успел подружиться.


Вернулся дятел к дереву и говорит:
- Огромное спасибо тебе дерево, все мои желания ты исполнил.
- Но это должно остаться нашей тайной, об этом никто не должен знать, - отвечает ему дерево.
- Хорошо, расти большим, деревце, - пожелал дятел и отправился гулять.
Прилетел дятел к воробышку, не смог удержаться и рассказал своему лучшему другу о волшебном дереве.
Они поиграли вместе, полетали над лесами и лугами, понаблюдали за бабочками. Приблизился вечер, и они разлетелись по домам.
Но воробушек тоже захотел загадать желание, и полетел тоже к волшебному дереву и стал просить, чтобы дерево исполнило его желание тоже.
Но дерево все позеленело, погрустнело.


Очень расстроилось дерево, что дятел не сдержал свое обещание. А воробушек тоже был расстроен, что его желание не исполнилось. Воробушек полетел к дятлу и говорит:
- Никакое твое дерево не волшебное, не исполнило оно мое желание.
Дятел тут же со всей силы полетел к дереву и стал его умолять простить его за то, что он не удержался и рассказал воробышку, не сохранил тайну. Но дерево стояло молча, только листики тихонечко раскачивались на ветру, как будто прогоняя дятла, а ветки дерева опускались все ниже и ниже, как бы прячясь ото всех.
Расстроился дятел, что дерево не отвечает, улетел далеко в лес и спрятался от всех, наказывая сам себя.
Но на следующее утро, воробушек прилетел к домику дятла, стал его звать, но ему никто не ответил. Догадался воробушек, что это из – за волшебного дерева произошло. Стал он искать дятла, долго его искал, но все – таки нашел.
- Друг мой дятел, это я виноват, не удержался, полетел к дереву, просил исполнить желание. Прости меня, давай и дальше дружить, ты мой лучший друг. У меня нет лучше друга, чем ты. Пожалуйста, полетели домой, поиграем, я больше так не буду поступать.


Дятел, долго думал, но все – таки простил воробья.
Так что храните тайны и секреты, и дружба будет крепкой и долгой.

Интересные рассказы о лесных животных, рассказы о птицах, рассказы о временах года. Увлекательные лесные истории для детей среднего школьного возраста.

Михаил Пришвин

ЛЕСНОЙ ДОКТОР

Мы бродили весной в лесу и наблюдали жизнь дупляных птиц: дятлов, сов. Вдруг в той стороне, где у нас раньше было намечено интересное дерево, мы услышали звук пилы. То была, как нам говорили, заготовка дров из сухостойного леса для стеклянного завода. Мы побоялись за наше дерево, поспешили на звук пилы, но было уже поздно: наша осина лежала, и вокруг её пня было множество пустых еловых шишек. Это всё дятел отшелушил за долгую зиму, собирал, носил на эту осинку, закладывал между двумя суками своей мастерской и долбил. Около пня, на срезанной нашей осине, два паренька только и занимались тем, что пилили лес.

— Эх вы, проказники! — сказали мы и указали им на срезанную осину. — Вам велено сухостойные деревья, а вы что сделали?

— Дятел дырки наделал, — ответили ребята. — Мы поглядели и, конечно, спилили. Всё равно пропадёт.

Стали все вместе осматривать дерево. Оно было совсем свежее, и только на небольшом пространстве, не более метра в длину, внутри ствола прошёл червяк. Дятел, очевидно, выслушал осину, как доктор: выстукал её своим клювом, понял пустоту, оставляемую червём, и приступил к операции извлечения червя. И второй раз, и третий, и четвёртый... Нетолстый ствол осины походил на свирель с клапанами. Семь дырок сделал «хирург» и только на восьмой захватил червяка, вытащил и спас осину.

Мы вырезали этот кусок, как замечательный экспонат для музея.

— Видите, — сказали мы ребятам, — дятел — это лесной доктор, он спас осину, и она бы жила и жила, а вы её срезали.

Пареньки подивились.

Михаил Пришвин.

БЕЛИЧЬЯ ПАМЯТЬ

Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробилась сквозь снег в мох, достала там с осени спрятанные два ореха, тут же их съела — я скорлупки нашёл. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку.

Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она чуяла запах ореха через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расстояние между ними.

Но самое удивительное — она не могла отмеривать, как мы, сантиметры, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Ну как было не позавидовать беличьей памяти и смекалке!

Георгий Скребицкий

ЛЕСНОЙ ГОЛОСОК

Солнечный день в самом начале лета. Я брожу неподалёку от дома, в берёзовом перелеске. Всё кругом будто купается, плещется в золотистых волнах тепла и света. Надо мной струятся ветви берёз. Листья на них кажутся то изумрудно-зелёными, то совсем золотыми. А внизу, под берёзами, по траве тоже, как волны, бегут и струятся лёгкие синеватые тени. И светлые зайчики, как отражения солнца в воде, бегут один за другим по траве, по дорожке.

Солнце и в небе, и на земле... И от этого становится так хорошо, так весело, что хочется убежать куда-то вдаль, туда, где стволы молодых берёзок так и сверкают своей ослепительной белизной.

И вдруг из этой солнечной дали мне послышался знакомый лесной голосок: «Ку-ку, ку-ку!»

Кукушка! Я уже слышал её много раз, но никогда ещё не видал даже на картинке. Какая она из себя? Мне почему-то она казалась толстенькой, головастой, вроде совы. Но, может, она совсем не такая? Побегу — погляжу.

Увы, это оказалось совсем не просто. Я — к ней на голос. А она замолчит, и вот снова: «Ку-ку, ку-ку», но уже совсем в другом месте.

Как же её увидеть? Я остановился в раздумье. А может, она играет со мною в прятки? Она прячется, а я ищу. А давай-ка играть наоборот: теперь я спрячусь, а ты поищи.

Я залез в куст орешника и тоже кукукнул раз, другой. Кукушка замолкла, может, ищет меня? Сижу молчу и я, у самого даже сердце колотится от волнения. И вдруг где-то неподалёку: «Ку-ку, ку-ку!»

Я — молчок: поищи-ка лучше, не кричи на весь лес.

А она уже совсем близко: «Ку-ку, ку-ку!»

Гляжу: через поляну летит какая-то птица, хвост длинный, сама серая, только грудка в тёмных пестринках. Наверное, ястребёнок. Такой у нас во дворе за воробьями охотится. Подлетел к соседнему дереву, сел на сучок, пригнулся да как закричит: «Ку-ку, ку-ку!»

Кукушка! Вот так раз! Значит, она не на сову, а на ястребка похожа.

Я как кукукну ей из куста в ответ! С перепугу она чуть с дерева не свалилась, сразу вниз с сучка метнулась, шмыг куда-то в лесную чащу, только её я и видел.

Но мне и видеть её больше не надо. Вот я и разгадал лесную загадку, да к тому же и сам в первый раз заговорил с птицей на её родном языке.

Так звонкий лесной голосок кукушки открыл мне первую тайну леса. И с тех пор вот уж полвека я брожу зимою и летом по глухим нехоженым тропам и открываю всё новые и новые тайны. И нет конца этим извилистым тропам, и нет конца тайнам родной природы.

Константин Ушинский

ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ

Витя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:

— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была!

— Запиши твоё желание в мою карманную книжку, — сказал отец.

Митя записал.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:

— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

— Осень лучше всех времён года!

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

Вера Чаплина

КРЫЛАТЫЙ БУДИЛЬНИК

У Серёжи радость. Он с мамой и папой переехал в новый дом. Теперь у них квартира из двух комнат. Одна комната с балконом, в ней поселились родители, а в другой — Серёжа.

Серёжа огорчился, что в комнате, где он будет жить, балкона нет.

— Ничего, — сказал папа. — Зато мы сделаем кормушку для птиц, и ты будешь зимой их кормить.

— Вот и станут летать одни воробьи, — недовольно возразил Серёжа. — Ребята говорят, они вредные, и из рогаток их стреляют.

— А ты не повторяй глупостей! — рассердился отец. — В городе воробьи полезные. Они своих птенцов гусеницами кормят, а выводят птенцов за лето два-три раза. Вот и считай, сколько от них пользы. Тот же, кто птиц из рогаток стреляет, никогда не будет настоящим охотником.

Серёжа промолчал. Ему не хотелось говорить, что он тоже стрелял из рогатки птиц. А быть охотником ему очень хотелось, и обязательно таким, как папа. Так же метко стрелять и так же всё узнавать по следам.

Своё обещание папа выполнил, и в первый выходной день они принялись за работу. Серёжа подавал гвозди, дощечки, а папа их строгал и сколачивал.

Когда работа была закончена, папа взял кормушку и прибил её под самой форточкой. Он сделал это специально, чтобы зимой через форточку насыпать птицам еду. Мама похвалила их работу, а про Серёжу и говорить нечего: теперь ему самому понравилась затея отца.

— Папа, а скоро мы начнём кормить птиц? — спросил он, когда всё было готово. — Ведь зима ещё не наступила.

— Зачем же зиму ждать? — ответил папа. — Теперь же и начнём. Ты думаешь, как насыпал корм, так все воробьи его клевать слетятся! Нет, братец, сначала их приучить нужно. Воробей хоть и живёт около человека, а птица осторожная.

И верно, как папа сказал, так и получилось. Каждое утро Серёжа сыпал в кормушки разные крошки, зёрна, а воробьи даже близко к ней не подлетали. Они садились поодаль, на большой тополь, и сидели на нём.

Серёжа был очень огорчён. Он и правда думал, что, как насыплет корм, воробьи мигом слетятся к окну.

— Ничего, — утешал его папа. — Вот увидят, что их никто не обижает, и перестанут бояться. Ты только около окна не торчи.

Все советы отца Серёжа выполнял в точности. А вскоре стал замечать, что с каждым днём птицы становились всё смелей и смелей. Теперь они уже садились на ближние ветки тополя, потом вовсе расхрабрились и начали слетаться на столик.

А как осторожно они это делали! Пролетят мимо раз, другой, увидят, что опасности нет, кусочек хлеба схватят и скорей с ним в укромное местечко отлетят. Склюют там потихоньку, чтобы никто не отнял, и опять к кормушке летят.

Пока была осень, Серёжа кормил воробьёв хлебом, но, когда наступила зима, он стал давать им ещё зерно. Потому что хлеб быстро замерзал, воробьи не успевали его склевать и оставались голодные.

Серёжа очень жалел воробьёв, особенно когда начинались сильные морозы. Бедняги сидели взъерошенные, неподвижные, подобрав под себя замёрзшие лапки, и терпеливо ожидали угощения.

Зато как радовались они Серёже! Стоило ему подойти к окну, как они, громко чирикая, слетались со всех сторон и спешили скорей позавтракать. В морозные дни Серёжа по нескольку раз кормил своих пернатых друзей. Ведь сытой птице и холод переносить легче.

Первое время к Серёжиной кормушке прилетали одни воробьи, но вот однажды он заметил среди них синичку. Видно, зимняя стужа тоже загнала её сюда. А как увидела синичка, что здесь можно поживиться, стала прилетать каждый день.

Серёжа радовался, что новая гостья так охотно посещает его столовую. Он где-то читал, будто синицы любят сало. Достал кусочек, а чтобы не утащили его воробьи, подвесил на ниточке, как научил папа.

Синичка мигом догадалась, что это угощение припасли для неё. Тут же уцепилась за сало лапками, клюёт, а сама словно на качелях качается. Долго клевала. Сразу видно, что это лакомство пришлось ей по вкусу.

Кормил Серёжа своих птиц всегда утром и всегда в одно и то же время. Как прозвонит будильник, он вставал и насыпал в кормушку еду.

Воробьи это время уже ждали, но особенно ждала синичка. Она появлялась неизвестно откуда и смело опускалась на столик. К тому же птичка оказалась очень смекалистой. Это она разобралась первая, что, если утром стукнула Серёжина форточка, надо спешить к завтраку. Притом она никогда не ошибалась и, если стучала форточка у соседей, не прилетала.

Но не только этим отличалась догадливая птица. Однажды случилось так, что будильник испортился. Что он испортился, никто не знал. Даже мама не знала. Она могла проспать и опоздать на работу, если бы не синица.

Прилетела птичка завтракать, видит — никто форточку не открывает, никто еду не сыплет. Попрыгала она с воробьями по пустому столику, попрыгала и стала клювом по стеклу стучать: «Давайте, мол, кушать скорей!» Да так усердно стучала, что Серёжа проснулся. Проснулся и понять не может, почему синичка в окно стучит. Потом подумал — наверное, она голодная и есть просит.

Встал. Насыпал птицам еду, смотрит, а на стенных часах стрелки уже почти девять показывают. Тут Серёжа маму, папу разбудил и скорее в школу побежал.

С этих пор синичка каждое утро к нему в окно стучать повадилась. И стучала-то как — ровно в восемь. Будто по часам это время угадывала!

Бывало, только постучит она клювиком, Серёжа скорее с постели вскакивал — одеваться спешил. Ещё бы, ведь до тех пор стучаться будет, пока ей корму не дашь. Мама — и та смеялась:

— Ишь, будильник прилетел!

А папа говорил:

— Молодец, сынок! Такого будильника ни в одном магазине не сыщешь. Выходит, ты недаром трудился.

Всю зиму синичка будила Серёжу, а когда наступила весна, она улетела в лес. Ведь там, в лесу, синицы строят гнёзда и выводят птенцов. Наверное, и Серёжина синичка тоже полетела выводить птенцов. А к осени, когда они будут взрослые, снова вернётся к Серёжиной кормушке, да, быть может, не одна, а со всем семейством, и опять станет будить его по утрам в школу.



Читайте также: