Система отражения гранат. Время новых крылатых ракет

Чудо-ракеты РФ – новое поколение ракетного комплекса С-10 «Гранат»

Моя статья «Ракетный сюрприз Путина», неожиданно для меня получила очень широкое распространение и собрала в сети массу читательских комментариев.

Среди читателей (и это радует!) нашлось немало весьма компетентных и въедливых специалистов, некоторые из которых, прочтя статью, предъявили автору претензию, что он (то есть, я), говоря о революционном характере нового ракетного комплекса, коё о чём умолчал.

А именно: говоря, что раньше из торпедных аппаратов диаметром 533 мм применялись только баллистические ракеты 81Р, 83Р, 84Р и их модификации, я не упомянул о ракетном комплексе С-10 «Гранат», в состав которого входила КРБД 3М10, предназначенная для пуска именно из таких ТА.

Это правда, принимаю упрёк. Желая оттенить прорывной характер путинского «ракетного сюрприза», я несколько слукавил. Впрочем, это моё (надеюсь, простительное) лукавство никак не меняет сути дела.

Судите сами.

Попытка создать советский «Томагавк» (крылатую ракету большой дальности для советского ВМФ, в ответ на соответствующие американские КРБД), действительно, была. Ещё в конце 60-х годов, в результате проведенных исследований под кодовым названием "Эхо", была установлена возможность преодоления системы ПВО и ПРО противника дозвуковыми крылатыми ракетами «при массированном их применении», а так же с применением приема «встречного подрыва», т.е. поражения средств ПВО и ПРО противника ядерными взрывами с целью расчистки коридора для других атакующих КР.

Разработка торпедно-ракетного комплекса была начата КБ "Малахит" (главный конструктор - Л.А.Подвязников) в 1975 г. Комплекс предназначался для решения оперативно-стратегических задач на континентальном театре боевых действий путем поражения административно-политических и крупных военно-промышленных центров с заранее известными координатами. Комплекс обеспечивал боевое применение в любое время суток и года, в любых метеоусловиях, в условиях гористой и труднопроходимой местности.

В 1976 году были начаты испытания ракеты, которая позже получила наименование 3М10 «Гранат». Она должна была стартовать из 533-мм торпедного аппарата, имела дальность полёта до 2 000 км и вооружалась ядерной боевой частью мощностью до 200 кт. Эта ракета должна была входить в боекомплект АПЛ проектов 671, 671РТ, 671РТМ, 667А, 670, 670М и 971.

Ракетный комплекс С-10 "Гранат" был принят на вооружение в 1985 г. К концу 1988 г. (по западным данным) на подводных лодках ВМФ СССР было размещено около 100 ракет 3М10 «Гранат".

Основные ТТХ этой ракеты таковы :


Длина ракеты со стартовым РДТТ - 8090 мм;


Размах крыла - 3300 мм;


Диаметр фюзеляжа ракеты - 510 мм;


Дальность действия – до 2000 км;

Скорость крейсерская: - 720 км/ч;


Потолок крейсерский - 15-200 м;


Глубина пуска - 40 м.

К сожалению, полностью развернуть «Гранат» СССР не успел. В 1989 году, согласно советско-американским договоренностями, из состава вооружений флотов обоих стран (за исключением стратегических сил – РПК СН) были выведены боеприпасы с ядерными боевыми частями. Соответственно, ракеты 3М10 комплекса «Гранат» со всех носителей были сняты и сданы на хранение. А фугасная БЧ для «Граната», которая позволила бы оставить комплекс на вооружении, разработана не была, ибо точность попадания ракеты в цель была недостаточна для её уверенного поражения.

И вот теперь командующий Черноморским Флотом доложил президенту России, что крылатые ракеты большой дальности – ракеты нового поколения – возвращаются в боекомплект российского флота! При этом само собой разумеется, что возвращаются они с качественно новыми характеристиками, как в области преодоления ПРО, так и в точности поражения цели.

Так, если ракеты «Граната» могли преодолевать ПРО противника только при массированном применении и в ядерном варианте, то новые ракеты, судя по тому, что количество их носителей, которое предполагается развернуть на южном ТВД, весьма невелико (7 ПЛ на Чёрном море и 9 МРК на Каспии), обладают исключительной, «хирургической» точностью и способностью форсировать противоракетную оборону противника.

Кроме того, если «Гранат» мог поражать только неподвижные цели с заранее известными координатами, то новое поколение российских КР способно перенацеливаться во время полёта и поражать, таким образом, даже подвижные цели.

Ну и, конечно, тот факт, что новый ракетный комплекс с КРБД становится универсальным и может быть установлен на любой носитель, как подводный, так и надводный, радикально увеличивает эффективность его боевого применения. (Есть даже вариант размещения на гражданских кораблях, в стандартном грузовом контейнере, для маскировки).

А что касается дальности новой ракеты, то ведь адмирал Витко её точно не назвал. Сказал лишь, что она «превышает 1500 км». Значит, может быть и две, и три тысячи…

Так что главный вывод статьи о том, что принятие на вооружения этого нового ракетного комплекса радикально меняет соотношение сил в огромном геополитическом регионе от Кабула и Багдада до Рима и Варшавы – остается в силе!

ПЛА пр.971, в боекомплект которой входит С-10 «Гранат»

Носитель ракет 3М10 "Гранат" - ПЛАРК пр.667АТ


Нет, речь не о книге с армейскими байками А. Покровского. Речь о русских крылатых ракетах (далее - КР). После запуска 26 шт. 3М14 по ИГ о них говорят много. Но при этом - и много путаются. Попробуем внести ясность в этот сумбур. :)

Кстати, чем хороши крылатые ракеты и зачем они нужны?
КР имеют свои плюсы и минусы.
Главные минусы - малая скорость и большая продолжительность полета, а также - уязвимость для даже самых простых средств ПВО (к примеру - ПЗРК и МЗА).
Плюсов больше. В пользу КР говорят:
1) их относительная простота и дешевизна,
2) меньшие (в сравнении с баллистическими ракетами) габариты и масса - и, как следствие, -возможность размещения ракет на различных транспортных средствах,
3) высокая вероятность преодоления ПВО противника за счет - малой высоты полета и «укрывания» в складках местности, и малой радиолокационной заметности (как в следствие небольшой высоты подхода к цели, так и вследствие малой ЭПР).

Итак, чем же располагаем?

1. На море.

3М10 , «Гранат»

Ракета 3М10 (она же КС-122) была разработана в СМКБ "Новатор" (ныне ОКБ "Новатор") и принята на вооружение в 1984 г.
Разработана была в ответ на американские «Томагавки» и предназначалась для запуска с подводных лодок (ПЛ) из под воды.


АПЛ К-254 пр.671РТМ с дополнительным торпедным аппаратом (перед рубкой) для испытаний КР 3М10


АПЛ проекта 971

Используется в составе комплекса 3К10, или С-10 «Гранат» (по классификации НАТО: SS-N-21 Sampson).


Пусковой установкой для капсулы с КР является обычный 533-мм торпедный аппарат (ТА).

Дальность полета: 3000 км.
Боевая часть: ядерная, 100-200 Кт.

3М14 , «Калибр»

3М14 - реинкарнация старой доброй 3М10, разработанная все тем же ОКБ «Новатор».
Создана для ракетного комплекса «Калибр» (экспортный вариант его известен под наименованием «Club»). Принята на вооружение в 2012 году.
Пусковой установкой для 3М14 является вертикальная шахта УКСК (универсальный корабельный стрельбовой комплекс).

Дальность полета: 2600 км ( по заявлению командующего Каспийской флотилией, контр-адмирала С. Алекминского)
Боевая часть: предположительно 450 кг (по аналогии с экспортной 3М14Э).

Наша 3М14 выглядит также, только на 2 метра длинее.
Мысленно удлинните корпус экспортной 3М-14Э до длины противокорабельной 3М-54Э (на рисунке ниже) - и вы получите нашу 3М14.

Меня мучает лишь один вопрос - можно ли ей стрелять из торпедных аппаратов ПЛ?
Опять же, опираясь на экспортную 3М-14Э (анонсированную для всех версий "Club"а" -S/-N/-K), рискну предположить, что может.

Более подробно о ракетах 3М10 и 3М14 можно глянуть логичные рассуждения камрада navy_korabel .
С камрадом navy-korabel не согласен только в обосновании падения дальности ракеты тут:

В частности по пунктам 3) и 4) .
3) отсутствием целесообразности иметь такую же дальность, как у "Граната", с точки зрения географического расположения потенциальных целей;
4) отсутствием целесообразности (например, из-за устаревания данных) нахождения ракеты в полёте к цели более трёх часов (соответствующих дальности 2600 км и скорости 0,7 М).

На мой взгляд - чем дальше можем запустить "подарок" - тем лучше . Как говорится "лишние километры - никогда не лишние". :)
Собственно, мою мысль подтверждает появление КРБД Х-101/102 с дальностью 5500 км. Но не будем забегать вперед - об этом ниже.

2. На земле

КС-122 , «Рельеф»

Сухопутный вариант «новаторовской» ракеты КС-122 для комплекса 3К12 (более известного как РК-55 и 9А2413 «Рельеф») получил наименование 9Б2413.
Комплекс был разработан как ответ американскому комплексу GLCM (Ground-Launched Cruise Missile) с наземным вариантом КР «Томагавк» BGM-109G. Принят на вооружение в 1986г.


Вариант самоходной пусковой установки комплекса РК-55 "Рельеф"

Пусковая установка 9В2413 на базе МАЗ-543М должна была нести 6 ТПК с ракетами.
Все изготовленные комплексы уничтожены в конце 1988г. в рамках договора о РСМД.

Дальность полета: 3000 км.
Боевая часть: ядерная, 100-200 Кт.

Р-500 , «Искандер-К»

КР 9М728 (она же «Р-500») ракетного комплекса «Искандер-К», вопреки расхожему заблуждению вовсе не "Новаторовская", а "Коломенская" - из Коломенского Бюро Машиностроения (КБМ). Принята на вооружение в 2009 г. Единственная КР из всего перечня не попадающая под определение "стратегическая".

Пусковая установка на базе МЗКТ-7930 несет как минимум 4 транспортно-пусковых контейнера (ТПК) с ракетами.

Дальность полета: 500 км (по утверждению МО РФ - ).
Боевая часть: предположительно - не менее 450 кг.

Мне кажется - в ТПК "Искандера-К" помимо коломенской Р-500 должны входить и ракеты семейства 3М14.

Продолжение следует:

Основное предназначение РК «Рельеф» - решение оперативных и стратегических задач по поражению континентальных целей по заранее известным координатам. Он обеспечивал выполнение поставленных задач в любых условиях, днем и ночью, без ограничений местонахождения при осуществлении залпа.


Разработка нового наземного комплекса проводилась вдогонку американскому аналогу РК «Gryphon» с ракетой «Tomahawk». Согласно заданию, работы по созданию РК «Рельеф» требовалось окончить за два года.

Разработка и проектирование РК с КРБД морского (С-10 «Гранат») и воздушного базирования (Х-55, принятие на вооружение -1982 год) начинается в конце 1976 года. Неофициально разработка наземной модификации начинается в 1983 году. Официально РК «Рельеф» начинают разрабатывать по постановлению СМ и ЦК партии от 04.10.1984 года №108-32. За основу взята разработка морского РК «Гранат» и разработанной под него КРБД 3М10. Комплекс получает название «Рельеф» и под него разрабатывает КРБД КС-122. Разработку поручили свердловскому конструкторскому бюро «Новатор», руководство осуществлял замГК А.Усольцев, руководил конструкторским коллективом ГК Л.Люльев. Ответственным за создание нового комплекса от министерства назначают замминистра М.Ильина.


Создание пусковой, машин транспортировки/заряжания и управления, наземного комплекта оборудования была поручена свердловскому предприятию «Старт». Аппаратуру предстартовой подготовки, системы обработки и ввода расчетных данных с бортовым оборудованием ракеты создавали в московском НИИ-25.

Первые прототипы машин использующихся в РК «Рельеф» были построены на предприятии «Старт» в очень короткие сроки – в 1984 году они начали проходить ходовые испытания. Все испытания комплекса проводились на Ахтубинском полигоне МО СССР №929. Всего за время испытаний в 1983 по 1986 год было осуществлено запуск 4 макетов ракеты и запуск 6 боевых ракет в полной комплектации. Госиспытания начались в 1985 году, они проходили на том же полигоне.

Главой госприемки РК «Рельеф» был тогдашний главнокомандующий советскими ВВС А.Ефимов. В 1986 году комплекс успешно прошел этап госиспытаний и был принят на вооружение. Серийное производство велось на свердловском машиностроительном заводе имени Калинина, куда и была передана вся необходимая документация по РК «Рельеф».

Судьба комплекса
Завод успел выпустить только одну партию новых РК-55 «Рельеф» с ракетой КС-122, когда Советский Союз и Соединённые Штаты подписали Договор по сокращению РСМД в 1988 году. Комплекс был отдан под выполнение данного Договора. Со стороны Соединённых Штатов были присланы специалисты и вся недавно выпущенная партия была утилизирована на авиабазе близ города Елгава. Начало утилизации – сентябрь 1988 года, сразу были уничтожены 4 единицы КРБД КС-122. Последние работы по уничтожению были проведены в октябре 1988 года. Последней уничтожили ракету, на которой проводили замеры полного веса (использовали закачку в баки обычного дизтоплива) по просьбе американцев.

Устройство РК-55
Комплекс состоял из:
- автономной СПУ;
- машины транспортировки и заряжания;

Машины управления МБУ;
- наземного комплекса оборудования.

Пусковая создана на базе шасси МАЗ-79111/543М как автономная самоходная ПУ с индексом 9В2413 под 6 КРБД. Состав оборудования, установленного на пусковую: аппаратура навигации, ориентирования и топографической привязки, автоматика производства старта ракеты и оборудование для ввода полетных данных. Позиционный район работы - полтысячи километров. В ходе работы выясняется, что обычное размещение шести ракет будет нести опасность в виде перегрузки шасси, что приведет к снижению характеристик мобильности и старта ракет. Поэтому принимается решение выполнить ракеты с качающейся частью пусковой в едином блоке. Разрабатывается специальная система управления пусковой. Электрический разъем подключения выполнили в задней части единого блока.

Основные характеристики пусковой:
-длина - 12.8 метров;
- ширина – 3 метра;
- высота – 3.8 метра;
- расчет – командир машины и водитель-механик;
- силовая – дизель типа Д12АН-650;
- мощность дизеля – 650 л.с;
- формула колес – 8Х8;
- вес не снаряженной/снаряженной пусковой – 29.1/56 тонн;
- скорость до 65 км/ч;
- дальность марша до 850 километров;
- время перевода боевое/походное положение до 15 минут;
- время запуска ракет – около минуты;
- запуск ракет – одиночный/залп с интервалом около секунды.
- преодолеваемые препятствия: уклон до 40 градусов, ров до 3.2 метров;

КРБД КС-122 создана по нормальной аэродинамической схеме с раскладывающимся крылом и внутрифюзеляжной установкой двигателя. Рули высоты и направления также раскладного типа, цельноповоротные. Установленная система наведения и управления полностью автономная инерциального исполнения с коррекцией по рельефометрическим данным корреляционной экстремальной системы коррекции, в которую входит: БЦВМ, система хранения цифровых данных карт матриц участков коррекции и данных полета, радиовысотомер. Бортовая система наведения и остальная бортовая аппаратура создана московским НИИ приборостроения. Она имеет поблочное исполнение, в отдельных корпусах.

Двигательную систему внутрифюзеляжного исполнения разрабатывали в омском конструкторском бюро моторостроения и на производственном объединении «Союз». Сначала омские конструкторы разработали малогабаритный маршевый ТРДД внутрифюзеляжного исполнения. Последняя разработка носила название 36-01/ТРДД-50. Он развивал тягу в 450 килограмм. Работы велись с 1976 года. Испытания в 1980 году для комплекса «Радуга» были признаны успешными. Несколько позднее были проведены успешные испытания и для комплекса «Рельеф». Однако, для ракеты КС-122 был выбран двигатель Р-95-300 разработки МНПО "Союз". Двигатель развивал тягу в 400 килограмм и производился на заводе в Запорожье.

Основные характеристики ракеты:
- общая длина – 8.09 метра;
- длина контейнера – 8.39 метра;
- крыло – 3.3.метра;
- диаметр ракеты – 51 сантиметр;
- диаметр контейнера – 65 сантиметров;
- стартовый вес – 1.7 тонны;
- вес в ТПК – 2.4 тонны;
- вес БЧ не превышала 200 килограмм;
- мощность БЧ – 20 килотонн;
- максимальная дальность в районе 2600-2900 километров;
- средняя скорость полета – 0.8 Маха;
- средняя высота полета – 200 метров;
- используемое топливо – керосин/децилин;
- стартовый двигатель – пороховой РДТТ.

Данные по РК-55 «Рельеф»
На 1988 года было произведено 6 единиц автономных СПУ с боезапасом 80 КРБД КС-122. Все они находились в режиме опытного использования возле города Елгава Латвийской ССР. В конце 1988 года там же на авиабазе была проведена утилизация ракет. Вероятнее всего, ракет было произведено немногим больше, однако, по имеющимся данным, на утилизацию поступили только ракеты опытного комплекса. Речь идет о 80-84 КРБД КС-122.

Краткая справка по американскому аналогу комплексу «Gryphon»
Ракета комплекса «Gryphon» под названием BGM-109G являлась наземной модификацией «Томагавк» и обладала следующими данными:
- длина 6.4 метра;
- вес – одна тонна;
- средняя скорость 0.7 Маха;
- двигатель с тягой в 270 килограмм;

Первый пуск ракеты признанный успешным совершен в начале 1982 года. А в 1983 году на вооружение стали поступать первые серийные образцы.

Состав комплекса:
- 4 машины ТПУ на базе MAN AG с колесной формулой 8 X 8;
- 16 крылатых ракет BGM-109G;
- две машины управления.

Всего серийно выпущено около 560 крылатых ракет для обеспечения американского ракетного комплекса. Чуть менее 100 ракет остались в Соединенных Штатах, остальные должны были поступить для размещения на территории европейских стран.

Возможности ракеты по сравнению с советским аналогом были менее эффективны:
- малая ЭПР;
- дальность до 2.5 тысяч километров;
- средняя высота полета 30-40 метров;
- мощность боеголовки до 150 килотонн.

Система наведения комбинированного исполнения. Советская ракета КС-122 здесь почти не отличалась от американской BGM-109. Она имела инерциальную систему и коррекцию по контурам рельефа местности созданной компанией «TERCOM». В нее также входит БЦВМ и радиовысотомер. Данные, хранящиеся в бортовом компьютере, позволяли определять местоположение во время полета с повышенной точностью, КВО составлял порядка 20-30 метров.

Основным предназначением являлось вывод из строя пусковых противника со стратегическими ракетами, военных аэродромов, различных баз базирования и скопления живой силы и техники, стратегических объектов ПВО, разрушения крупных стратегических объектов типа электростанций, мостов, плотин.

Кроме наземного варианта, разрабатывали модификацию ракеты для ВВС. В 1980 году при изучении результатов конкурса, в котором участвовали AGM-86B от Боинг и AGM-109 (модификация BGM-109) от Дженерал-дайнэмикс военные выбрали ракету от компании Боинг.

Согласно подписанному Договору с Советским Союзом, в Соединенных Штатах утилизировали все пусковые и крылатые ракеты комплекса «Gryphon». Последняя ракета BGM-109G была утилизирована 31.05 1991 года. Ориентировочная стоимость одной BGM-109G – чуть более одного миллиона долларов (на 1991 год). Восемь ракет были «обезоружены» и отправлены в музеи и экспозиции.

Источники информации:
http://military.tomsk.ru/blog/index-762.html
http://militaryrussia.ru/blog/topic-601.html
http://www.militaryparitet.com/html/data/ic_news/42/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-697.html
http://en.wikipedia.org/wiki/BGM-109G_Ground_Launched_Cruise_Missile
http://www.youtube.com/watch?v=2YQGiNC9abw

Как известно, в 1972 г. между СССР и США было подписано Временное соглашение по ограничению наступательных стратегических вооружений (Договор ОСВ-1), охватывающее баллистические ракеты наземного и морского базирования. На принципе взаимности за рамки договора были выведены стратегические бомбардировщики (многократное преимущество по которым имели США) и крылатые ракеты большой дальности (которыми тогда располагал только СССР).

В США было принято решение также начать разработку крылатых ракет большой дальности. В связи с необходимостью вывода согласно Договору из состава флота ракетоносцев ранней постройки было принято решение рассмотреть их перевооружение на крылатые ракеты, запускаемые из торпедных аппаратов. Такое решение было вызвано необходимостью соблюдения положения Договора о взаимном контроле. Новая крылатая ракета получила название «Томагавк».

Вскоре после появления информации о начале работ по крылатым ракетам нового поколения в США аналогичные исследования развернулись и в СССР. При этом соответствующие конструкторские разработки и исследовательские работы проводились намного раньше, но не получили развития из-за успехов по разработке более тяжелых сверхзвуковых крылатых ракет. Американские работы по «Томагавку» и ALCM позволили дать «зеленый свет» аналогичным отечественным изделиям. Решением ВПК, а затем и Постановлением правительства от 9 декабря 1976 г. разработка комплекса «Гранат» поручалась свердловскому МКБ «Новатор» (ОКБ-4). К середине 1970-х гг. его конструкторами были спроектированы несколько образцов ракет для комплексов ПВО и ПРО, включая «Круг» и «Бук», а также ракетоторпеды комплексов «Вьюга» и «Ветер».

Летная отработка ракеты началась в июле 1976 г. на полигоне «Песчаная балка» с бросковых испытаний снабженных натурным стартовым двигателем макетов КС-122РС для отработки сброса капсулы. Дальнейшие испытания проводились с борта опытной ДЭПЛ С-49 пр.633РВ. Для проведения испытаний «Граната» подводная лодка С-49 прошла переоборудование на Севастопольском морском заводе. В период с 28 июля по 30 октября 1977 г. на феодосийском глубоководном полигоне были проведены четыре пуска. В первых двух отрабатывался начальный участок полета вплоть до раскрытия аэродинамических поверхностей, а в ходе последующих – также и процесс запуска маршевого двигателя. К концу 1977 г. началась отработка функционирования ракеты на основном маршевом участке полета. Оснащенная автопилотом маршевая ступень ракеты сбрасывалась над акваторией Черного моря с самолета Ту-16КСР-2 для выполнения программного полета по дуге протяженностью 90 км. Однако заданная дальность вначале не была достигнута. 28 марта вновь приступили к пускам с ПЛ, которые выявили низкую надежность маршевого двигателя ТРДД-50. Поэтому было принято решение перейти к применению на ракете двигателя Р-95-300. После ряда неудачных пусков и проводимых доработок во второй половине 1980 г. была достигнута заданная дальность полета 200-220 км.

Далее в течение полутора лет ракета доводилась до штатной комплектации оборудования, после чего начался этап государственных испытаний на Севере. Испытания на Севере стартовали еще в 1979 г. и начались с отработки корабельной аппаратуры, включая систему управления стрельбой. В процессе испытаний были успешно решены наиболее сложные задачи, связанные с отработкой бортовой системы управления и полетов на неслыханные для корабельных крылатых ракет дальности. Первый пуск с лодки по программе главного конструктора провели 30 ноября 1981 г. Государственные испытания начались 23 апреля 1982 г. пуском с берегового стенда, а с 21 июля продолжились и с подводной лодки К-254 – головной ПЛА пр.671РТМК. завершающий их этап осуществлялся пусками с ПЛ с 8 апреля по 23 августа 1983 г., а в апреле следующего года комплекс «Гранат» был принят на вооружение. В 1988 г. завершились и испытания ракеты с ПЛА пр.971.

Общность требований определила и сходство ряда технических решений, воплощенных в советской и американской крылатых ракетах. Выбор торпедного типоразмера определил и основные тактико-технические показатели проектируемых ракет. В принятых массогабаритных ограничениях было невозможно создать скоростную высотную ракету. Прорыв ПВО можно было обеспечить только за счет скрытности: снижением эффективной поверхности рассеяния и полетом на предельно малой высоте. Были, однако, и различия. Так, в соответствии с возможностями торпедных аппаратов отечественных подводных лодок «Гранат» имел на 15% больший полетный вес и был на 1.7 м длиннее по сравнению с «Томагавком». Напротив, единый для большинства флотов мира калибр ТА 533 мм определил в сочетании применением капсулы на подводном участке траектории одинаковый диаметр миделя ракет 514 мм.

Крылатая ракета «Гранат» имеет цилиндрическую форму, обусловленную пуском ее из ТА, прямое несущее крыло малого удлинения, являющееся оптимальным для длительного полета на околозвуковых скоростях и крестовидное хвостовое оперение. Схема крылатой ракеты выполнена по нормальной аэродинамической схеме с раскрываемыми после пуска крыльями и тоннельным воздухозаборником. Запуск производится при помощи твердотопливного стартового ускорителя, смонтированного за соплом ТРД. Для предельной легкости конструкции ракеты как летательного аппарата и минимизации силовых воздействий на нее на подводном участке движения ракета заключена в капсулу из нержавеющей стали, сбрасываемую после выхода из воды. На подводном участке после выхода из торпедного аппарата и удаления от лодки на 10-20 м ракета в капсуле движется за счет работы твердотопливного двигателя. После пересечения водной поверхности капсула сбрасывается. Отработавший твердотопливный двигатель отделяется, раскрываются консоли крыла и хвостовое оперение и запускается турбореактивный двигатель, обеспечивающий дальнейший полет к цели.

Ракета «Гранат» имеет дальность, почти на порядок превышающую показатели ранее созданных корабельных крылатых ракет. Это потребовало разработки высокоэкономичного турбореактивного двигателя. Что не менее важно, этот двигатель должен был иметь крайне малые габариты и вес. По результатам испытаний был применен Р-95-300, разработанный в ОКБ Фаворского. В сочетании с минимальной высотой полета это также обусловило применение инерциальной системы наведения с радиокоррекцией. Задачи создания малогабаритной бортовой аппаратуры, в особенности системы коррекции, отличались новизной и сложностью.

Ракетный комплекс стоит на вооружении ПЛА пр.671РТМК, пр.971, пр.945А, стоял на вооружении АПКРРК пр.667АТ. Применительно к последней ПЛ в нашей стране воплотилась в жизнь «американская мечта» - так и не реализованный в США замысел перевооружения носителей баллистических ракет на крылатые ракеты нового поколения. А основными носителями комплекса являются наиболее совершенные многоцелевые отечественные ПЛА пр.971.

В системе стратегических вооружений Советского Союза комплекс «Гранат», конечно, имел не очень большое значение, что обусловлено его дальностью в 3000 км. Но, тем не менее, его применение позволяло дополнить удар баллистических ракет крылатыми ракетами, запускаемыми с многоцелевых ПЛ. А это могло иметь и решающее значение. Кроме того, появление этого комплекса позволило многоцелевым подводным лодкам наносить удары по берегу также и при решении задач оперативного уровня, а при оснащении крылатых ракет обычной БЧ – применять комплекс в условиях неядерного конфликта. Таким образом, комплекс «Гранат» хорошо вписывается в систему вооружений нашего ВМФ и является хорошим и качественным оружием – комплексом XXI века.

ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение)

Комплекс 3К-10 / С-10 "Гранат", ракета КС-122 / 3М-10 - SS-N-21 SAMPSON


Крылатая ракета большой дальности морского базирования. Полноценная разработка комплекса морского базирования с ракетой КС-122 в ответ на создание в США крылатых ракет SLCM и GLCM начата КБ "Новатор" (г.Свердловск) по решению ВПК при Совмине СССР №282 от 19 июня 1975 г. Главный конструктор - Л.В.Люльев. Согласно неподтвержденным официально воспоминаниям (ист. - Широкорад ) предварительная проработка проекта дозвуковой крылатой ракеты большой дальности велась в КБ "Новатор" в инициативном порядке в конце 1960-х - начале 1970-х годов. Так же существует легенда о попадании в КБ "Новатор" одного из испытательных образцов КР SLCM, который случайно оказался на Кубе.

В результате проведенной ГосНИИАС в конце 1960-х годов НИР "Эхо" установлена возможность преодоления системы ПВО и ПРО противника дозвуковыми крылатыми ракетами при массированном их применении, а так же с применением приема "встречного подрыва" для поражения ядерными взрывами средств ПВО и ПРО противника с целью расчистки коридора для других атакующих КР. Разработка торпедно-ракетного комплекса с ракетой КС-122 начата КБ "Малахит" (главный конструктор - Л.А.Подвязников) по приказу Минсудпрома от 9 декабря 1975 г. Торпедно-ракетный комплекс предназначался для решения оперативно-стратегических задач на континентальном театре боевых действий путем поражения административно-политических и крупных военно-промышленных центров с заранее известными координатами. Комплекс обеспечивал боевое применение в любое время суток и года, в любых метеоусловиях, в условиях гористой и труднопроходимой местности.

Официальное проектирование комплексов с крылатыми ракетами большой дальности воздушного и морского базирования начато в СССР по Постановлению Совмина СССР от 9 декабря 1976 г. Позже на базе комплекса С-10 "Гранат" с ракетой КС-122 был создан его вариант наземного базирования - . 26 мая 1978 г. Постановлением Совмина СССР задана переработка проекта ПЛА для размещения КРБД "Гранат".

Испытания ракет КС-122 начаты в июле 1976 г. в Крыму совместными усилиями двух полигонов - полигон "Песчаная балка" УРАВ ВМФ и Глубоководный полигон УПВ ВМФ СССР. Техническая база для подготовки техники к испытаниям размещалась на Глубоководном полигоне, наземные испытательные пуски велись на полигоне "Песчаная балка", пуски с подводных лодок отслеживались средствами обоих полигонов. Обработка материалов испытаний велась на полигоне "Песчаная балка".


Первый пуск с наземной полигонной пусковой установки в ходе летно-конструкторских испытаний на 21-м морском полигоне ВМФ СССР в Неноксе. 25.05.1981 г. или 23.04.1982 г. Стартовый пенал-капсула скинут, работает стартовый РДТТ ракеты (кадры из фильма "Государственный Центральный Морской полигон. 50 лет. ", 2004 г.).


- первый этап испытаний: "Экспериментальные испытания изделия КС-122РС с береговой подвижной пусковой установки КС-93В3, установленной на танке Т-70". Проведено два пуска.
- второй этап испытаний - "Экспериментальные испытания изделия КС-122РТ с подводной лодки" - использовалась опытовая ПЛ С-49 пр.633РВ 475-го дивизиона подводных лодок (командир - капитан 2 ранга Н.Н.Синичкин).
- третий этап испытаний - "Испытания изделий КС-122РП пусками с самолета Ту-16КСР-2 по проверке аэродинамических характеристик". Пуски производились с самолета Ту-16КСР-2 авиации Балтийского флота временно базировавшемуся на аэродроме Гвардейское между Симферополем и Джанкоем.
- четвертый этап испытаний - "Летно-конструкторские испытания ракет 3М-10 в разных модификациях изготовления бортовой аппаратуры управления". Испытывались ракеты с вариантами бортовой аппаратуры АБ-12, АБ-13 и АБ-51. Начиная с 26 декабря 1978 г. испытывались ракеты с двигателем Р-95А-300. 30.05.1980 г. произведен первый пуск с опытовой ПЛ С-128 пр.633КС (командир тот же - капитан 2 ранга Н.Н.Синичкин). ПЛ пр.633РВ более в испытаниях ракет КС-122 не участвовала. Испытания четвертого этапа проводились на полигоне "Песчаная балка" и в акватории Черного моря в районе Феодосии (по 23-й пуск включительно).

Совместные испытания средств комплекса С-10 "Гранат" проводились на 21-м морском полигоне ВМФ СССР в Неноксе. Летно-конструкторские испытания по программе главного конструктора, а так же Государственные испытания комплекса предполагалось вести на ПЛА пр.671РТМ К-254 (Б-254 с 03.06.1992 г.). В октябре 1979 г. ПЛА с подготовленными для установки оборудования комплекса помещениями прибыла Беломорско-Балтийским каналом из Ленинграда в Северодвинск на сдаточную базу "Дубрава". Летом 1980 г. в Северодвинске на лодке проведены основные монтажные работы по установке оборудования комплекса. Летом 1981 г. установка оборудования комплекса завершена. В июле 1981 г. проведены комплексные испытания аппаратуры комплекса и корабельных систем с ракетой 3М-10В2. Акт готовности ПЛА К-264 к первому пуску КР 3М-102 подписан 29.07.1981 г.


Раскадровка первого пуска с наземной полигонной пусковой установки летно-конструкторских испытаний на 21-м морском полигоне ВМФ СССР в Неноксе. 25.05.1981 г. или 23.04.1982 г. Ракета стартует в пенале-капсуле, который скидывается после окончания первого этапа работы стартового двигателя (кадры из фильма "Государственный Центральный Морской полигон. 50 лет. ", 2004 г.).


http://www.shipmodels.info).


ПЛА К-254 пр.671РТМ с дополнительным торпедным аппаратом для испытаний КРБД 3М-10 "Гранат" (http://www.atrinaflot.narod.ru).


Летно-конструкторские испытания проводились в Белом и Баренцевом морях с 23 апреля 1982 г. по 15 апреля 1983 г. Государственные испытания начаты пуском с ПЛА К-254 21 июля 1982 г. С августа по декабрь 1982 г. по техническим причинам выходы на пуски по программе Госиспытаний неоднократно откладывались. После перебазирования в Североморск в январе-марте 1983 г. на ПЛА велись налалочные работы и стыковочные испытания аппаратуры комплекса и ракет. 30 марта 1983 г. подписан акт о готовности к пуску ракеты 3М-10В5 - завершающего этапа программы Госиспытаний. 8 апреля 1983 г. - первый пуск ракеты 3М-10В5 завершающего этапа Госиспытаний. Государственные испытания завершены в Баренцевом море на ПЛА К-264 успешными пусками 23 августа 1983 г.


Раскадровка одного из пусков с ПЛА К-254 пр.671РТМ в ходе летно-конструкторских испытаний на 21-м морском полигоне ВМФ СССР в Неноксе, 1981-1983 г.г. Ракета стартует в пенале-капсуле, который скидывается после окончания первого этапа работы стартового двигателя (кадры из фильма "Государственный Центральный Морской полигон. 50 лет. ", 2004 г.).


Первые пуски КРБД 3М-10 "Гранат" с головной ПЛА пр.971 К-284 проведены в январе 1987 г. на Тихом океане. Испытания вооружения завершены только в 1988 г.

Хронология испытательных пусков КР 3М-10 / КС-122 (в работе):

№пп Дата Ракета Пусковая установка Дальность пуска Примечания
1 05.08.1976 КС-122РС без системы управления и маршевого двигателя
КС-93В-3 3.6 км Первый этап. Отработка сброса капсулы с ракеты. Капсула без головного обтекателя (труба). Старт произведен под углом 50 град.
2 12.08.1976 КС-122РС без системы управления и маршевого двигателя КС-93В-3 3.6 км Первый этап. Отработка сброса капсулы с ракеты. Капсула штатная с головным обтекателем. Старт произведен под углом 50 град.
3 28.07.1977 КС-122РТ, аппаратура управления АБ-12, без маршевого двигателя ПЛ С-49 пр.633РВ Второй этап. Успешный пуск с глубины 40 м - ракета прошла подводный участок в капсуле, вышла из воды, "сбросила" капсулу, кралья и стабилизатор раскрылись, РДТТ-ускоритель отстрелился.
4 10.08.1977 КС-122РТ, аппаратура управления, без маршевого двигателя ПЛ С-49 пр.633РВ Второй этап. Успешный пуск с глубины 40 м.
5 27.09.1977 ПЛ С-49 пр.633РВ 2129 м Второй этап. Первый пуск с включением ТРДД. Пуск с глубины 40 м прошел штатно (время движения под водой - 4.88 с). Полет длился 39.5 с, отклонение от директрисы влево.
6 20.10.1977 КС-122РТ, аппаратура управления, маршевый ТРДД-50 ПЛ С-49 пр.633РВ Второй этап. Пуск с глубины 40 м прошел штатно. Маршевый двигатель включался.
7 01.11.1977 КС-122РТ, аппаратура управления, маршевый ТРДД-50 КС-93В-3 Старт произведен под углом 50 град.
8 24.12.1977 Ту-16КСР-2 57 км Третий этап. Пуск с самолета без капсулы, пуск прошел успешно на высоте 2150 м. На 35-й сек полета ракеты вышла на заданный эшелон 1000 м и должна была лететь по кругу радиусом 100 км. Из-за неисправности ТРДД-50 ракета упала в море.
9 27.01.1978 КС-122РП, с системой управления и маршевым ТРДД-50 Ту-16КСР-2 82.5 км Третий этап. Пуск с самолета без капсулы, пуск прошел успешно на высоте 2250 м. Ракета выполнила полет по кругу с выполнением маневров по программе (5 по тангажу 2 по крену и 3 по курсу). Продолжительность полета - 376 с, плановая дальность - 90 км.
10 28.03.1978 КС-122РТ, аппаратура управления, маршевый ТРДД-50 видимо ПЛ С-49 пр.633РВ
11 28.03.1978 КС-122РТ, аппаратура управления, маршевый ТРДД-50 видимо ПЛ С-49 пр.633РВ Четвертый этап. Пуск с целью доработки ТРДД-50
12 04.07.1978 ПЛ С-49 пр.633РВ 130 км Четвертый этап. Полностью успешный пуск с глубины 40 м, скорость лодки 5.1 уз. Запланированная дальность пуска достигнута.
13 10.08.1978 3М-10В1А, аппаратура управления АБ-12 ПЛ С-49 пр.633РВ 27,6 км Четвертый этап. Пуск с глубины 40 м прошел штатно. Из-за отрыва лопасти турбины ротора двигатель ТРДД-50 выключился.
14 26.12.1978 3М-10В1, аппаратура управления АБ-13 КС-93В-3 24.7 км Старт произведен под углом 70 град. Первый пуск ракеты с двигателем Р-95А-300. Запланированная дальность полета - 120 км. Из-за отказа системы управления ракета упала на дальности 24.7 км.
15 23.04.1979 КС-93В-3 Старт произведен под углом 70 град. Ракета с двигателем Р-95А-300. Запланированная дальность полета - 120 км. Из-за отказа системы управления ракета упала через 8.8 с после старта.
16 05.06.1979 3М-10В1, аппаратура управления КС-93В-3 125 км Успешный пуск . Запланированная дальность пуска 120 км. Время полета - 506 с, средняя скорость на марше - 240 м/с
17 19.07.1979 3М-10В1, аппаратура управления АБ-51
КС-93В-3 0.9 км Из-за отказа системы управления ракета упала в 921 м от пусковой установки.
18 23.09.1979 3М-10В1, аппаратура управления АБ-51 ПЛ С-49 пр.633РВ 1.49 км Из-за отказа системы управления ракета упала в 1490 м от места старта.
19 30.05.1980 3М-10, аппаратура управления ПЛ С-128 пр.633КС 23.1 км Пуск с ПЛ пр.633КС. Из-за отказа системы подачи топлива остановился двигатель, ракета пролетела 141.7 с, дальность - 23.1 км. Плановая дальность - 125 км.
20 31.07.1980 3М-10, аппаратура управления ПЛ С-128 пр.633КС 21 км Из-за помпажа двигателя Р-95А-300 на 144-й секунде полета ракета упала. Плановая дальность - 125 км.
21 18.09.1980 3М-10, аппаратура управления ПЛ С-128 пр.633КС 206 км Успешный пуск с глубины 40 м, волнение моря 2-3 балла. время полета 1103 с.
22 04.11.1980 3М-10, аппаратура управления ПЛ С-128 пр.633КС 220 км Успешный пуск с глубины 40 м, волнение моря 4 балла. время полета 1119 с.
23 23.12.1980 3М-10, аппаратура управления ПЛ С-128 пр.633КС Пуск произведен с глубины 40 м при солнении моря 4 балла. При выходе из воды ракета потеряла устойчивость и упала на 20-й секунде полета.
24 25.05.1981
23.04.1982
3М-10В2 наземная полигонная ПУ Программа ЛКИ.
25 30.11.1981 (источники по ПЛА К-254 )
30.12.1981 (фильм 21 ГЦМП )
3М-10В2 ПЛА К-264 пр.671РТМ Программа ЛКИ. Первый пуск со штатного носителя.
26 21.07.1982 3М-10В2 ПЛА К-264 пр.671РТМ Первый пуск программы Государственных испытаний.
27 08.04.1983 3М-10В5 ПЛА К-264 пр.671РТМ Завершающий этап Государственных испытаний, первый пуск. Баренцево море.
28 15.04.1983 3М-10В5 ПЛА К-264 пр.671РТМ Завершающий этап Государственных испытаний, второй пуск. Баренцево море.
.. 23.08.1983 3М-10В5 ?
ПЛА К-264 пр.671РТМ Завершающие пуски пуск программы Государственных испытаний. Баренцево море (по др.данным - Белое море, Северодвинск).

Ракетный комплекс С-10 "Гранат" принят на вооружение 31 лекабря 1983 г. (в апреле 1984 г. по др.данным и в 1985 г. по данным полигона в Неноксе). К концу 1988 г. по западным данным на подводных лодках ВМФ СССР размещено около 100 ракет 3М-10 "Гранат". Для обеспечения боевого применения КР, оснащенных экстремальной корреляционной системой наведения, в ВМФ был создан специальный вычислительный центр по формированию цифровых карт местности предполагаемых театров военных действий и выработке полетных заданий.

По состоянию на 2012 г. комплекс С-10 "Гранат", вероятно, находится на вооружении ВМФ России, но крылатые ракеты не размещены на подводных лодках, а располагаются в базах Флота на хранении.

Пусковая установка :
- КС-93В3 - опытная подвижная полигонная ПУ на шасси танка Т-70 - использовалась на первом этапе испытаний КР на полигоне "Песчаная балка" в Крыму.

533-мм торпедные аппараты подводных лодок - ракетно-торпедный комплекс разработки КБ "Малахит" (главный конструктор - Л.А.Подвязников). Разработка начата по приказу Минсудпрома от 9 декабря 1975 г. для размещения на ПЛА пр.671, 671РТ, 671РТМ, 667А, 670 и 670М. Корабельная система управления стрельбой (КСУС) "Акация" (ПЛА пр.671РТМ как минимум).

Ракета КС-122РС:
Конструкция
- нормальная аэродинамическая схема с раскрывающимися после старта крыльями и двигателем, находящимся внутри фюзеляжа. Крылья складывались каждое в свою нишу в топливном баке в корпесе ракеты назад по полету. В отличие от аналогичных КРБД типа Х-55 разработки МКБ "Радуга" у ракет КС-122 после старта маршевый двигатель НЕ выдвигался из фюзеляжа. Рули направления и рули высоты цельноповоротные раскладные.


Боковая проекция крылатой ракеты КС-122 комплекса С-10 "Гранат" - SS-N-21 SAMPSON (http://forum.keypublishing.com , обработано).


Аналог ракеты 3М-10 "Гранат" - ракета 3М-54Э (кадр из фильма "Государственный Центральный Морской полигон. 50 лет. ", 2004 г.).


Старт подводный из торпедного аппарата на стартовом РДТТ. До выхода из воды ракета находится в пенале-капсуле. После выхода из воды головной обтекатель капсулы отсекался от капсулы с помощью специального заряда (время действия 0.001-0.003 с) и ракета освобождается от капсулы под воздействием газов стартового РДТТ.

Система управления и наведение - автономная инерциальная с коррекцией от рельефометрической корреляционно-экстремальной системы коррекции. Система коррекции включает в себя БЦВМ, радиовысотомер, систему хранения цифровых матриц-карт участков коррекции и полетного задания. В основу принципов работы системы коррекции положены работы академика Красовского. Разработку бортового оборудования системы наведения и комплекса технических средств подготовки полетных заданий вел НИИ приборостроения (г.Москва, директор - А.С.Абрамов). Блоки разных систем БРЭО выполнены в собственных корпусах, электрические кабели, как правило, выполнены не "многохвостыми".

До установки на ракеты бортовая аппаратура системы наведения отрабатывалась на самолете-летающей лаборатории Ан-30. В ходе испытаний на ракетах устанавливались разные варианты бортовой аппаратуры - АБ-12, АБ-13, АБ-51 и, возможно, другие. АБ - "аппаратура бортовая".

Корабельная система управления стрельбой (КСУС) "Акация" (ПЛА пр.671РТМ как минимум).

Двигатели :
Стартовый двигатель (агрегат) - РДТТ массой 382 кг

Маршевый - малогабаритный ТРДД - на конкурсной основе по заданию МАП для КРБД КС-122РС велось создание малогабаритных маршевых ТРДД с размещением в фюзеляже в Омском моторостроительном КБ и в МНПО "Союз".

Омское моторостроительное КБ, главный конструктор В.С.Пащенко - ТРДД ТРДД--50 / изделие 36-01 (ныне - изделие 37-01 и 37-01Э) тягой 450 кг. Проектирование ТРДД начато в 1976 г. Государственные испытания выдвигаемого пилонного варианта ТРДД-50 (для КРБД МК "Радуга", изделие 36) успешно проведены в 1980 г., несколько позже так же успешно была испытана и встроенная компоновка двигателя (изделие 36-01). После положительных государственных испытаний и подготовки к запуску в серию на Рыбинском моторостроительном заводе (ныне - НПО "Сатурн") по нетехническим причинам МАП СССР сделан выбор в пользу ТРДД Р-95А-300. Хотя несколько неудачных испытательных пусков по вине двигателя, включая пуск 10.08.1978 г., могли сыграть в принятии такого решения определенную роль.
Длина ТРДД - 850 мм
Диаметр - 330 мм
Масса сухая - 82 кг
Марки топлива - Т-1 (авиационный керосин), Т-6, Т-10 (децилин), ТС-1, РТ
Масло - ВТ-301
Удельный расход топлива на максимальном режиме - 0,71 кг/кгс в час



Более поздний вариант беспилонного (встроенного) ТРДД "изделие 37-01Э" разработки и производства ОМКБ (http://www.uk-odk.ru).


Вариант двигателя для КР МКБ "Радуга" с пилонной установкой - малогабаритный двигатель ТРДД-50АТ ("изделие 36МТ") разработки и производства ОМКБ, выставка МАКС-2005 (фото - Евгений Ерохин, http://www.missiles.ru).


- МНПО "Союз", главный конструктор - О.Н.Фаворский - ТРДД Р-95А-300 / изделие 95 / Р-95ТМ-300 тягой 400 кг. Производство освоено на Запорожском машиностроительном заводе (Украина).
Длина - 850 мм
Диаметр - 315 мм
Масса сухая - 100 кг
Топливо - Т-1 (авиационный керосин), ТС-1, Т-10 (децилин)


ТТХ ракеты :
Длина ракеты со стартовым РДТТ - 8090 мм
Длина ракеты маршевая - 6200 мм
Размах крыла - 3300 мм
Диаметр фюзеляжа ракеты - 510 мм
Диаметр капсулы:
- внутренний - 518 мм
- наружный - 533 мм

Масса стартовая в капсуле - 2385 кг (КС-122РТ, пуск 27.09.1977 г.)
Масса стартовая:
- 1485 кг (КС-122РТ, пуск 27.09.1977 г.)
- ок. 1700 кг (3М-10)
Масса без стартового двигателя - 1103 кг (КС-122РТ, пуск 27.09.1977 г.)
Масса стартового РДТТ - 382 кг
Масса БЧ - до 200 кг

Дальность действия - 3000 км (максимальная, данные не потдверждены)
Скорость крейсерская:
- 240 м/с (испытания, 1979 г.)
- 720 км/ч
- 0.7 М
Потолок крейсерский - 15-200 м

Глубина пуска - 40 м (в ходе испытаний)
Время прохождения подводного участка после пуска - 4.88 с (КС-122РТ, пуск 27.09.1977 г.)

Типы БЧ :
- ядерная, мощностью 200 кт - основной тип боевой части.

Фугасная - по западным данным разрабатывалась и, возможно, устанавливалась на размещенные на лодках ракеты (маловероятно).

Модификации :
- КС-122РС - первый опытный вариант ракеты КС-122, видимо, "Статический" - без системы управления и маршевого двигателя.

КС-122РТ - второй опытный вариант ракеты КС-122, видимо, "Телеметрический" - с инерциальной системой управления (автопилотом) и маршевым двигателем. Ракеты выполняли прямолинейный полет.

КС-122РП - третий опытный вариант ракеты КС-122, видимо, "Программный" - предназначался для испытательных пусков с самолета Ту-16КСР-2 с выполнением полета с инерциальной системой управления (автопилотом) с выполнением маневров по программе.

3М-10В1А - вариант ракеты для испытаний с двигателем ТРДД-50 и аппаратурой управления АБ-12, пуски 1978 г.

3М-10В1 - вариант ракеты с двигателем Р-95А-300 и разными вариантами аппаратуры управления, первый пуск 26.12.1978 г.

3М-10В2 - вариант ракеты с двигателем Р-95А-300 для проведения летно-конструкторских испытаний с подводных лодок. Первый пуск с наземного стенда - 23.04.1982 г.

3М-10В5 - вариант ракеты, применявшийся на завершающем этапе Государственных испытаний, первый пуск - 8 апреля 1983 г.

КС-122 / 3М-10 - базовый вариант крылатой ракеты большой дальности морского базирования.

Источники :
Асанин В. Ракеты отечественного флота. ().
"Государственный Центральный Морской полигон. 50 лет". Документальный фильм, 2004 г.
. 2012 г.
Широкорад А.Б. Огненный меч Российского флота. М., Яуза, Эксмо, 2004 г.
Штурм глубины. Сайт



Читайте также: