Сценарий игровой программы экологическое путешествие. Конкурсная программа "Мы – друзья природы"

Игровой практикум во 2-3-х классах. Сценарий «На полянке мы гуляем и природу охраняем»

Цели и задачи:

Воспитание любви к окружающему миру и потребности в сохранении экологического равновесия в природе;

Мотивация у ребят интереса к лесу и его обитателям, знакомство с правилами поведения в лесу и сбора грибов;

В игровой форме формирование сплоченного детского коллектива.

Оборудование. Плакаты о лесе, карточки для игры «Узнай дерево по листу», картонные макеты съедобных и несъедобных грибов, две корзиночки, конверт с «письмом» от цветов, стенд «Русский лес».

Описание классного часа

Игровая ситуация «Узнай дерево»

В начале классного часа учитель предлагает ребятам отгадать загадку:

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят.

Ваню — земляникой,

Таню — костяникой,

Машеньку — орешком,

Петю — сыроежкой,

Катеньку — малинкой,

Васю — хворостинкой. (Лес)

Учитель : Так о чем мы сегодня будем говорить? (Ответы учеников) Правильно, о лесе. Вы любите гулять в лесу? Что вам нравится? Что вы там видели? Чем запомнилась прогулка? (Рассуждения учеников) А вы знаете, какие деревья растут в лесу? (Ответы ребят)

Давайте отгадаем несколько загадок. О каких деревьях идет речь?

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель)

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все обижают,

Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

Что за дерево стоит —

Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина)

Стоит Алена -

Платок зеленый,

Тонкий стан,

Белый сарафан. (Береза)

Давайте поиграем в игру «Узнай дерево по листу» . Учитель показывает ученикам карточки с изображением листьев деревьев. Побеждает тот, кто правильно назовет все деревья.

Много разных деревьев растет в лесу. Сначала они, как и вы, маленькие и слабые, особенно нуждаются в защите и бережном отношении.

Родился маленький Дубок,

И я стою и не дышу.

Родился маленький Дубок,

Он по колено ландышу.

Он под защитою травы

И в землю не глубок.

Из желудя родился

И в желудь бы укрылся —

В тень листиков Дубок.

(Л. Николаенко)

Какую роль играет лес в жизни животных и человека? Учитель выслушивает размышления ребят, затем показывает плакаты.

Лес — защитник человека, родной дом растениям и животных, помощник земледельца, украшение планеты, здоровье людей, радость и отдых.

Не случайно о лесе говорят:

Лес — богатство и краса,

Береги свои леса!

Враг природы тот,

Кто леса не бережет!

Как вы понимаете эти слова? (Рассуждения учеников) Да, лес — это богатство страны. Он нужен всем для отдыха, он украшает нашу землю, кормит людей и животных. Леса сохраняют от высыхания реки, дают планете чистый воздух.

Зачем, с какой целью люди ходят в лес? Отдохнуть, полюбоваться цветами, подышать чистым воздухом? (Ответы учеников)

Учитель: А можно ли услышать «музыку» леса? Как вы понимаете выражение «музыка леса»?

Только я в кусты вошла -

Подосиновик нашла,

Две лисички, боровик

И огромный моховик.

Еж колючий предо мной

Пробежал к себе домой.

Три синички в тишине

Там черники набрала.

Все теперь домой несу -

Хорошо у нас в лесу!

(Г. Ладонщиков)

Конкурсно-игровая ситуация «Грибы в лесу»

Учитель: Давайте вспомним художественные фильмы, телепередачи, картины известных русских художников о лесе. Красиво? Эту красоту и богатство люди должны беречь.

Берегите русский лес,

Он — источник всех чудес!

Чтобы всюду зеленели

Сосны, вязы, клены, ели,

Берегите лес!

Белке, кунице, зайцу, лисице

Лес — дом родной.

Птице и зверю хочется верить

В мир и покой.

(Ф. Лисичкин)

Спрятался за пень,

Шапка набекрень.

Кто подходит близко -

Кланяется низко. (Гриб)

Кто из вас ходил в лес за грибами? Какие вы знаете грибы? (Рассуждения учеников) Отгадайте загадки о грибах.

Учитель показывает иллюстрации.

Розовая сорочка,

А волнистая.

С краю оторочка

Да пушистая. (Волнушка розовая)

Рыжие ушки

С лисьей макушки

В траве лежат

Для малых ежат. (Лисички)

Под осиной мужичок,

На нем красный колпачок. (Подосиновик)

Был белым комком,

Стал черным дымком. (Гриб-дождевик)

Пришли пареньки,

Присели на пеньки.

Сидят все гуртом,

Не сгонишь кнутом! (Опята)

Под березой старичок,

На нем бурый колпачок

И пиджак с пестринкой,

А сапожки с глинкой. (Подберезовик)

А о каких грибах идет речь в этих стихах?

Испугался маленький грибок:

— Это кто меня толкает в бок?

Присмотрелся: пуговка-головка

Рыженькая, как у всех маслят.

— Отодвинься, мне расти неловко!

Все понятно. Рядом младший брат.

(Г. Глушнев)

В каком лесу растут маслята? А где мы будем искать моховики?

Посмотри: зашевелился

Серый мох у наших ног -

Моховик на свет явился,

Попросился в кузовок.

Я по лесам бродить привык,

Я жду опять дождя грибного,

Когда на свет пробьется снова

Едва приметный боровик.

Какой гриб ценится грибниками больше всего? А кто из вас находил белые грибы — боровики? В каких местах они растут? (Возможные ответы учеников)

Часто они играют с нами в прятки.

Белый гриб-боровичок

Притаился — и молчок!

В темноте угрюмой

Потихоньку думал:

«Вот попробуй-ка найди,

Походи да погляди!

Не найдешь, не найдешь,

Так ни с чем и уйдешь!»

Вот что рассказала нам о грибной полянке поэтесса Е. Трутнева: (Можно прочесть фрагмент стихотворения)

Грибочек, грибок,

Масляный бок,

Серебряная ножка,

Прыгай в лукошко!

Разноцветные поганки

Сами лезут на полянки.

Их обходим стороной,

Нам не нужно ни одной.

Пучеглазый мухомор

Боком сел на косогор.

Нам не нужен мухомор —

Не пойдем за косогор!

Полосатые волнушки

Разбежались по опушке.

И по шляпке, и по коже

Все на рыжики похожи.

Только рыжиково дно

Каждой складочкой красно.

А на донышке волнушки —

Просто беленькие стружки.

Рядышком под елками —

Не малы, не велики —

И лежат, как пятаки,

Две пригожие синявки,

Притаились в мягкой травке.

Их увидеть мудрено —

Мы разыщем все равно!

А во мху, как на подушке,

Чье-то беленькое ушко,

И за ним еще штук пять...

Это грузди! Надо взять.

Под осинами на кочке

Гриб в малиновом платочке,

Подосиновиком звать.

И его придется взять.

Точно желтые цыплята,

Разбрелись в бору маслята —

Снизу донышко под пленкой,

Сверху масло в коже тонкой.

Вот и гриб боровик!

И красив он, и велик!

В толстой шапке набекрень,

Ножка толстая, как пень.

Солнце стало ниже сосен,

Мы едва корзинку носим.

Начала спадать жара -

Нам домой идти пора.

Все ли грибы съедобные? Какие грибы нельзя употреблять в пищу? (Варианты ответов)

Есть старуха вредная,

На ней шляпа бледная,

А нога в ботинке,

На чулке пестринки.

Вокруг ворота

Пораспорото.

Кто к ней прикоснется,

Тот не проснется. (Бледная поганка)

А какие грибы самые нарядные и красивые? (Ответы ребят)

Шапочка атласная -

Красная-красная,

Белые горошины

Поверху брошены,

А на ножке белый бант.

Это что еще за франт? (Мухомор)

Почему так говорят:

В шапке красной —

Гриб опасный:

Полюбуйся, погляди,

Да сторонкой обойди?

(Рассуждения ребят)

Давайте запомним правила сбора грибов.

Незнакомые грибы не трогай, оставляй их в лесу.

Ядовитые грибы не губи, ими лечатся многие животные.

Не разрывай палкой мох и листву около гриба — можно повредить грибницу.

Гриб аккуратно срежь ножом или поверни за шляпку и осторожно вынь из земли.

Не бери старые грибы, оставь их насекомым.

Игровая пауза «Сафари»

Заранее на листах ватмана нарисуем фигурки африканских животных, затем выберем наиболее способных гостей.

Выбрать можно по залихватскому свисту, по «острому» (без очков) глазу. Затем раздаем участникам игры «штрих» для правки текста и просим их как можно быстрее «освободить пустыню от животных».

Кому из участников за отведенное время удастся «разогнать» большее количество животных, тот и победил.

А можно изменить финиш игры и объявить победителем того, кто «стер с лица земли» меньше зверей, и поблагодарить его за то, что он ярый сторонник защиты животных.

Игровая ситуация «Лесные цветы»

Учитель: Богат лес не только грибами, но и цветами. Встреча с цветами всегда радует.

Здравствуй, милый мой цветок,

Леса гость весенний!

Как красиво ты расцвел

Здесь, в уединенье!

Улыбнется ветерок

И с тобой играет.

Солнце целый день тебя

Весело ласкает.

(Я. Калас)

Какие вы знаете лесные цветы? (Ответы учеников) Правильно, это ромашки, колокольчики, иван-да-марья, фиалки, герань лесная. Среди них есть такие, которых на земле осталось очень мало, поэтому они охраняются законом. Рвать их нельзя! Один из охраняемых цветов — красавец колокольчик (показывает названные растения на картинках).

У лесной дорожки

Цветок на тонкой ножке.

У самой сердцевинки -

Свежие росинки.

Ветер тронет венчик —

Зазвенит бубенчик!

(Е. Лось)

Быстро вянут лесные цветы, собранные в букеты. Все меньше остается их в наших лесах. Давайте научимся любоваться цветами в природе, не губить лесную красоту, чтобы и другие люди могли восхищаться тем, что создала природа.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

(Т. Собакин)

Ребята, вам цветы прислали письмо с просьбой: «Уважаемые дети! Пожалуйста, будьте так добры, не обрывайте зря цветы!» Что мы ответим цветам? (Ответы учеников)

От людей страдают не только цветы, но и деревья, животные. Многие из них гибнут от лесных пожаров.

«Еще не успеет растаять снег, а на солнцепеке и сухих местах уже высыхают прошлогодняя трава, листья, хвоя, мхи. Все это очень легко загорается! Весна незаметно переходит в лето. Становится суше. В это время в лесах часто возникают пожары. Страшен пожар в лесу. Гибнут растения, звери, птицы...»

Долгие годы растет на пожарище новый лес. Часто лесные пожары возникают по вине людей. Дети и взрослые разводят костры в лесу и забывают их потушить или тушат небрежно. Искры от непогашенных костров, раздуваемых ветром, разносятся на большие расстояния и вызывают новые пожары.

Иногда пожары возникают в лесу от удара молнии, но чаще — из-за неосторожного обращения человека с огнем. Можно ли разводить в лесу костры? Почему нельзя? (Ответы учеников)

От неосторожного обращения с огнем может быть большая беда.

Чтобы сосны, липы, ели

Не болели, зеленели,

Чтобы новые леса

Поднимались в небеса,

Их под звон и гомон птичий

Охраняет друг-лесничий.

(В. Степанов)

Лесники заботятся о том, чтобы леса не старели, появлялись молодые деревца, которые выращивают в специальных питомниках. В посадках леса нередко участвуют школьники.

В лесу я видел огород.

На грядках зеленели

Побеги всех родных пород:

Березы, сосны, ели.

И сколько было здесь лесной

Кудрявой свежей молоди!

Дубок, в мизинец вышиной,

Тянулся вверх из желудя.

Он будет крепок и ветвист —

Вот этот прут дрожащий.

Уже сейчас раскрыл он лист —

Дубовый, настоящий.

Вот клены выстроились в ряд

Вдоль грядки у дорожки,

И нежный лист их красноват,

Как детские ладошки.

Касаясь ветками земли,

В тени стояли елки.

На ветках щеточкой росли

Короткие иголки.

Я видел чудо из чудес:

На грядках огорода

Передо мной качался лес

Двухтысячного года.

(С. Маршак)

Вывод : И взрослые, и дети должны помогать лесникам беречь и охранять лес, множить его богатства.

Валентина Нефёдова
«Загадки природы». Экологическая игровая программа

Загадки природы (экологическая игровая программа )

Цели : Развитие познавательного интереса к природе , выработка умения видеть необычное в привычном, воспитание чувства восхищения и удивления; Воспитание любви к окружающему миру и потребности в сохранении экологического равновесия в природе ;

Оборудование : иллюстрации, картинки, шаблоны грибов съедобных и мухоморов, корзинки, зонт, шаблоны осенних листьев, аудиозаписи для игр, танцев, песен

Предварительная работа : На роль «лесовиков» и «лисицы» приглашаются дети из старшей подготовительной группы. Играющие должны быть в сказочных костюмах.

Ход занятия:

Игровая ситуация «Загадки лесовиков »

Появляются лесовики.

1- лесовик : Вас, прекрасные друзья,

Приглашаю в гости я,

В мир загадочной природы ,

В мир животных и погоды!

2 - лесовик : Только в мире этом надо

Отгадать чуть – чуть загадок ,

На вопросы отвечать,

В игры весело играть.

1- лесовик : Лесовик я не простой,

С умной шибко головой.

Расскажу вам о природе ,

О зверях и о погоде. 2 – лесовик : Все готовы с нами в путь?

Только знанье не забудь.

Будь внимателен и смел,

Чтоб везде со мной поспел.

1 – лесовик : Догадались, ребята, о чем мы сегодня с вами хотим поговорить? (Ответы детей)

Правильно но чтобы пройти по нашей стране природы и погоды , мы проверим вашу готовность. Внимательно слушайте наши загадки и дружно отвечайте .

Воспитатель :

Осень, осень,

В гости просим :

С обильными хлебами,

С высокими снопами,

С листопадом и дождем,

С перелетным журавлем.

Лесовик :

Белая вата

Плывет куда – то. (Облако)

Летит орлица

По синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (Туча)

Шел долговяз,

В сыру землю увяз. (Дождь)

Лесовики : Молодцы. Ребята посмотрите как красиво в лесу. Какого цвета листья на деревьях? (Ответы детей)

Ребята а кто то к нам спешит в гости. Послушайте внимательно стихотворение оком идет речь.

Воспитатель :

Если деревья меняют наряд :

Золотом листья на ветках горят.

Осень приходит, а, может, лиса

Рыжим хвостом поджигает леса.

Лесовик : Кто это ребята?

Дети : Лисица.

В зал входит лисичка с сумкой, в которой письма.

Воспитатель :

Прошла лисица под кустом

И обожгла листву хвостом.

Огонь по веточкам полез,

И запылал осенний лес.

Лисица : Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас в осеннем лесу. Посмотрите какой он красивый, яркий, нарядный. А пришла я к вам, чтобы вместе с лесовиками, провести игры, загадать загадки и от вас услышать стихи и песни.

Лесовики : Ребята а теперь мы с вами поиграем в

игру «Веселые грибники»

(Дети делятся на две группы «грибы» и «грибники» . «Грибники» по парам рассаживаются на стульях в центре зала. «Грибы» расходятся по всему залу и присаживаются на корточки. Во главе с лесовиком дети – «Грибы» исполняют считалочку :

Меж еловых мягких лап,

Дождик кап, кап, кап.

(«Грибы» - ребята хлопают в ладоши.)

Где сучок давно засох,

Серый мох, мох, мох.

(потирают ладошки)

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб.

(Ребята поднимаются)

Лесовик : Кто нашел его, друзья?

Грибники : Это я, я, я!

(Дети сидящие на стульях ловят «грибы» парами, взявшись за руки, как бы помещая их в свою корзину). Игру можно повторить несколько раз.

Лисица и лесовики : Молодцы ребята, а теперь помогите нам разобраться в народных приметах о погоде.

Лисица показывает изображение улья.

Лесовик : Посмотрите, чей это домик?

Дети : Да, в этом чудо – домике живут пчелы.

Воспитатель : Пчелы – верные предсказатели погоды. Утром перед дождем они не вылетают из ульев, сильно гудят, даже если светит солнце. А если они рано отправляются за добычей и рано возвращаются вечером, то будет хороший день.

Лесовик показывает картинку бабочки.

Лисица : Узнаете это насекомое?

Воспитатель : Это бабочка – крапивница. Она безошибочно предсказывает дождь. Перед дождем она среди дня начинает готовиться к ночлегу – прикрепляется к потолку сарая, свесив крылья.

Лесовик : Ребята, а вы наблюдали за муравьями? (Ответы детей)

Воспитатель : Муравьи перед дождем или грозой прячутся и закрывают входы в муравейник. Если вода попадет в него, муравьи погибнут. Поэтому никогда не разрушайте в лесу муравьиные домики – пирамидки.

Лисица и лесовики : Ребята что то мы устали а теперь хотим вас послушать.

1 ребенок :

Осень! Славная пора!

Любит осень детвора :

Сливы, груши, виноград –

Все поспело для ребят.

2 ребенок :

И арбуз увидев важный,

Оживится детвора –

И радушно скажет каждый….

Здравствуй, осени пора!

3 ребенок :

Дождь осенний льет и льет,

Погулять нам не дает.

Нам совсем не страшно

Бегать под дождем.

Если дождик сильный,

Зонтики возьмем.

4 ребенок :

Когда светит солнышко,

Можно погулять :

Хлопать, топать весело,

В садике играть.

5 ребенок :

Если туча хмурится

И грозит дождем –

Спрячемся под зонтиком,

Дождик переждем.

Игра «Солнышко и дождик»

Танец с осенними листьями.

Лисица :

Как вы весело плясали!

Просто молодцы!

А под листочками, смотрите,

Спрятались грибы.

1 ребенок :

Я пойду поутру,

В травяных низинках

Сыроежек наберу

Полную корзинку.

Воспитатель : А теперь поиграем с вами в игру «Собери съедобные грибы»

Танец «Мухоморчики» .

Воспитатель : Спасибо вам лесовики, лисичка! Благодаря вам, мы сегодня узнали много удивительного, много нового.

Лесовики и лисица :

В лес пора нам возвращаться,

Перед тем как попрощаться,

Приготовили игру,

Проведем её в кругу.

Игра «Собери листья»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом пионеров и школьников им. Героя Советского Союза Николая Ивановича Филоненко г. Сальска

СЦЕНАРИЙ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОНКУРСНО - ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ

«ЗАГАДКИ ДОНСКОЙ ПРИРОДЫ»

Подготовил: Артюшина Наталья

Николаевна, методист МБУ ДО

ДПШ им. Н.И.Филоненко г. Сальска

2015 г.

Возраст: 13 - 16 лет .

Участники: обучающиеся детских объединений туристско-краеведческого структурного подразделения МБУ ДО ДПШ.

Форма проведения : игра – путешествие по станциям.

ЦЕЛЬ пропаганда экологических знаний; воспитание экологической культуры.

Задачи:

1. Получение новых и систематизация имеющихся знаний и представлений обучающихся о флоре и фауне родного края. 2. Повышение готовности обучающихся к участию в экологически ориентированной деятельности. 3. Развивать понимание необходимости охранять природу, гуманно относиться к живому, рационально использовать природные богатства. 4. Развивать логическое мышление, память, внимание в дидактических играх и заданиях. 5. Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе выполнения совместных заданий.

Условия проведения: По сигналу организатора дети переходят на другую станцию, где их ждут разнообразные игровые познавательные задания, ситуации, загадки, новая интересная информация.

ХОД

Звучит песня Ю.Антонова «Не рвите цветы», просмотр слайдового клипа

Ведущий: - Это наша родная природа!

Звучит колокольный набат , на экране демонстрируются слайды экологических катастроф и в контраст к ним – красивые пейзажи нетронутой девственной природы Донского края.

Затем раздаются сигналы SOS !

Ведущий: - SOS – международный радиосигнал. Его подают с тонущего корабля. Всякий услышавший его, на каком бы языке не говорил сам, в какой бы стране ни жил, знает: где-то гибнут люди, они молят о спасении. Теперь мольба о спасении раздается не только с тонущих кораблей, но все чаще мы слышим от Природы: SOS ! SOS !

Земля : (голос за кулисами): - Остановитесь, люди! Одумайтесь!...

Не оголяй меня и не превращайте в пустыню… Прислушайтесь ко мне. Я – Земля! В беде! Я не в силах исправить все зло, которое творит человек. Я не в

силах спасти гибнущих зверей и птиц, очистить от дыма и гари воздух… Я не могу уничтожить столько мусора, сколько разбросал на Земле человек. ( текст сопровождается слайдами «экологических катастроф») Но у вас всегда есть право выбора. Вы еще можете спасти меня.

Ведущий: - Наша планета устала от дымящихся труб, гудящих турбин, стекающих в реки химикатов, от войн и взрывов – от того, как беззаботно, неразумно, безжалостно обходится с ней человек.

Пора бы человечеству понять, Богатства у Природы собирая, Что Землю нужно тоже охранять. Она, как мы, такая же - живая!

Демонстрация слайдов «Экологический десант, «Донская природа» (красота лесостепи)

- Мы очень зависим от того, какая среда нас окружает. Как нам хочется видеть чистые ручьи, реки и озера, ходить по чистому, никем не замусоренному лесу, видеть животных не только по телевизору и в зоопарке. Сегодня мы с вами будем говорить о донской природе, о нашем отношении к ней, об уважении ко всему живому и о способности предвидеть последствия своего поведения в природной среде.

Экологические даты: С 1973 г. по инициативе Генеральной ассамблеи ООН 5 июня отмечается как Всемирный день окружающей среды.
Российский профессиональный День эколога , установленный президентским указом в 2007 г., логично вписался в этот праздник. В общественном сознании сегодня экология больше воспринимается не как биологическая наука, а как комплекс вопросов, связанных прежде всего с охраной и улучшением среды, в которой мы живем. И когда мы говорим, что «плохая экология влияет на наше здоровье», то имеем в виду не науку, а условия, в которых мы существуем, особенно в городах, те самые условия, которые меняются из-за деятельности человека на Земле.

Поскольку меняются они не в лучшую сторону, то в последние десятилетия и экологии как науке, и экологии – как охране условий жизни на планете – уделяется мировым сообществом все больше внимания. Потому что каждому из нас крайне важно, что же мы оставим на нашей планете своим потомкам, ближним и дальним.
Самый важный документ не только эколога, но и любого гражданина страны –
Федеральный Закон «Об охране окружающей среды». Закон был принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года.

2013 год был объявлен годом защиты окружающей среды. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Любой из нас может сказать, что охрана окружающей среды – деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц… Однако стоит задуматься, в какой экологии мы будем жить в ближайшие 10-20 лет? Что мы хотим видеть из окна собственного дома, проснувшись утром?

В гости к живой природе мы отправимся с нашего символического экодрома. Почему именно экодром? Потому что сегодняшний наш разговор об общении с природой нашей Ростовской области и в частности, Сальского района - это маленькая стартовая площадка для путешествия в мир большой экологии.

Сегодня каждой команде предстоит участвовать в разных конкурсах - шутливых и серьезных, и я желаю вам удачи.

Вручение маршрутных листов.

Представление ведущих игровых станций:

1._______________________________(станция № 1 «Народные приметы»)

2._______________________________(станция № 2 «Все о насекомых»)

3. _______________________________ (станция № 3 «Спаси себя сам»)

4._______________________________(станция № 4 «Звонкоголосая семерка»)

5. ________________________________(станция № 5 «Голубое чудо края»)

6.________________________________ (станция № 6 «Звериная тропа»)

Команды переходят с одной станции на другую, услышав музыкальный сигнал.

СТАНЦИЯ № 1. «НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ»

ТЕСТ «ОДИН ИЗ ТРЕХ»

Условие проведения: - Ребята, вам предлагается прослушать и оценить правильность народных примет. Дается три варианта ответов: 1, 2, 3 (три карточки). Слушайте внимательно и выбирайте правильный ответ:

1. Воробьи веселы, подвижны, драчливы – к хорошей погоде (ДА , нет, да пусть веселятся, они же птицы)

    Туман утром стелется к воде – будет пасмурная погода (да, НЕТ – солнечная; это просто испарение)

    Июль косит и жнет, долго спать не дает. (ДА ; нет; да спи, сколько хочешь)

    Зеленоватая окраска луны – признак наступления сильной засухи. (Нет, ДА , Это на луне трава проросла)

    Вечером сильно стрекочут кузнечики – к плохой погоде. (Да ; НЕТ , к хорошей; у них просто спевка)

    В августе до обеда – лето, после обеда – осень. (ДА, нет, Времена года не встречаются, у каждого своя пора)

    Лебедь выводит птенцов в дождь, это правда? (ДА, нет, Это не зависит от погоды.)

    Поздней осенью появились комары. Наверное ожидается холодная зима? (Да, НЕТ- мягкая, У природы нет плохой погоды)

    Муравьи прекращают движение около муравейника к тихой погоде? (Да, НЕТ – к ненастью , У них «тихий час»)

    Ласточки летают над землей низко к дождливой погоде? (ДА, Нет – к солнечной, П росто внизу корма больше.)

Дополнительное общение: - А какие приметы знаете вы, ребята? О чем они нам говорят? (ответы команд)

Оценка:

СТАНЦИЯ № 2 . « ВСЕ О НАСЕКОМЫХ »

Кроссворд «ЖУЖЖАЩЕЕ ЛЕТО»

Ведущий: - Ребята, как вы думаете, каких животных на нашей планете в сотни тысяч раз больше, чем всех представителей фауны вместе взятых? (ответы ) Конечно, насекомых. Их миллиарды и особенно ощутимо это в летний сезон. Но в природе нет ничего лишнего, в экосистеме все взаимосвязано и полезно влияет друг на друга. А насколько вы хорошо знаете насекомых Сальских степей, мы проверим, когда вы разгадаете этот кроссворд. Внимание! Все ответы даются в именительном падеже. (кроссворды прилагаются) По горизонтали:

    О ком загадка «На цветок пахучий сел цветок летучий» ? (БАБОЧКА)

    Сколько черных горошин на крыльях божьей коровки? (СЕМЬ, жук семиточечник)

    Маленький жучок, дающий свет в темноте. (СВЕТЛЯЧОК)

    О ком загадка « Искусный ткач и в охоте ловкач »? (ПАУК)

    Домики пчел. ( СОТЫ )

    О ком загадка «Летит – пищит, сядет – молчит»? (КОМАР)

    Жучок в ярком « мундире » . (КЛОП СОЛДАТИК)

По вертикали:

1 . Что лепят жуки скара беи? ( ШАРИКИ) 2. Живой « вертолетик » . (СТРЕКОЗА) 3. Он как ловкий конькобежец скользит по глади воды. (ПАУК ВОДОМЕРКА) Кого «доят» муравьи? (ТЛЯ) 5. Насекомое – силач, поднимает в 10 раз больше своего веса. (МУРАВЕЙ) 6. Среда обитания личинки стрекозы? (ВОДА) 7. Ленивая пчела мужского рода . (ТРУТЕНЬ)

Оценка: за каждый правильный ответ дается один бал.

СТАНЦИЯ № 3 «СПАСИ СЕБЯ САМ»

Тема «ПРИРОДНАЯ АПТЕКА ЛЕСОСТЕПИ »

СИТУАЦИЯ: - Вы с друзьями отправились в поход (на прогулку за город, на дачу др.) и друг, выясняется, что появились захворавшие. У кого-то заболело горло, у кого-то голова и т.д. (команды по очереди берут на листочке «условную болезнь» , обсуждают и дают ответ ) Вспомним, что произрастает в лесу (степи), какие целебные травы. (на столе лежат карточки- подсказки с изображением трав)

Условие игры: называется выбранная «болезнь», обучающиеся должны назвать лекарственное растение, которое бы помогло «больному», выбрав его из предложенных карточек и коротко рассказать в каком виде это растение используется (в группе можно выбрать «условного доктора», он одевает при ответе мед. колпак. В этом случае отвечает он) Например:

    У Светы заболело горло - полоскание горла. (настой ромашки)

    У Коли пропал аппетит (настой одуванчика)

    Миша сидел близко к костру и обжег немного руку (накладывается марлевая салфетка, смоченная настоем шалфея)

    У Вити заболел зуб (полоскание настоем шалфея)

7

    Ира натерла ногу (к ране прикладывается промытый лист подорожника)

    Люда сильно кашляет (отвар мать-и-мачехи или чабреца)

    Люба расстроилась, потеряла ключ от дома (напоить настоем валерианового корня)

    Саша отравился грибами (отвар коры дуба)

Оценка: за каждый правильный ответ команда получает от 1 до 3-х баллов. Назвать растение - дается 1 балл; найти его на карточке и показать + 1 балл; рассказать, как растение применяется + 1 балл = 3 балла

СТАНЦИЯ № 4. «ЗВОНКОГОЛОСАЯ ПЯТЕРКА»

Игровое тестовое задание «КАЖДОЙ ПТИЦЕ СВОЕ МЕСТО»

(на знание орнитофауны Ростовской области: степей, лугов и пастбищ, лесов, водоемов степей)

Ведущий: - Ребята, я предлагаю вам на некоторое время стать юными орнитологами Задание: Определить стрелочкой экосистему птиц, проживающих в Ростовской области. Каждая команда получает тестовый лист с названием птиц и экосистем. За 5 мин. Необходимо распределить всех предложенных птиц по экосистемам (по 5 птиц).

Оценка: количество баллов равно количеству правильно распределенных птиц (максимум – 28 баллов)

1. ОРНИТОФАУНА СТЕПЕЙ: 2. ОРНИТОФАУНА ЛУГОВ И ПАСТБИЩ:

    Дрофы (дудак и красотка) - Трясогузка желтая и белая

    Степной орел - Полевой воробей

    Перепел - Травник

    Жаворонок - Фазан

    Удод - Чекан луговой

3. ОРНИТОФАУНА РЕЧНЫХ ДОЛИН 4. ОРНИТОФАУНА ЛЕСОВ И ОЗЕР:

    Нырок красноголовый - иволга обыкновенная

    Кряква - дятел

    Чайка серебристая - дрозд певчий

    Цапля серая - соловей

    Лебедь-шипун - конек лесной

СТАНЦИЯ № 5: «ГОЛУБОЕ ЧУДО КРАЯ».

Ведущий: «Вода – это жизнь!» Жизнь, подаренная природой всему живому на земле. И даже самая маленькая капля воды является несравненно большим даром, нежели все умы человечества вместе взятые, ведь именно

нам людям в XXI веке приходится все чаще задумываться над тем, что в ближайшем столетии нам придется пить и есть, потому, как мы всецело зависим от природы, от ее щедрости и терпения. А они, как известно, не безграничны.

А) Вот вам легкая шарада: К ноте «Н» прибавить надо. Нота больше не поет, А рекой она течет (ДО + Н + Дон) За правильный ответ – 1 балл

В) Викторина: «ПОХОДНЫЕ СОВЕТЫ»

1) - Как узнать: чистая ли вода в этом водоеме, можно ли ее употреблять для приготовления пищи? ( если водится рак, значит вода сильно не загрязнена) Если команда отвечает самостоятельно – 2 балла Вопрос-подсказка : Какой водный обитатель должен населять водоем? Правильный ответ – 1 балл

2) - Кто-то из участников похода обнаружил заброшенный, заваленный лесным мусором родник. Как оказать «скорую» помощь роднику? Как его возродить? (очистить от мусора , раскопать и обложить камнями края, чтобы не обсыпались )Полный ответ – 2 балла, не полный – 1 балл.

3) - Как можно очистить грязную воду из реки, чтобы приготовить ужин для туристов? (пропустить ее через фильтр, сделанный из ваты, золы, бинтов или носовых платков и хорошо прокипятить ) Полный ответ – 2 балла, не полный – 1 балл.

4)- Как приготовить в походе рыбу? (запечь на вертеле; запечь в глине; сварить уху др. способы) За каждый предложенный способ команда получает 1 балл

Б) Практическое задание: РАБОТА с КАРТОЙ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Найти на карте:

    Реку, которая дважды пересекает Ростовскую область.

    Всем известны строки поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»: У лукоморья – дуб зеленый. Златая цепь на дубе том… - А знаете ли вы, где находится это «лукоморье»?

    Самая длинная река Ростовской области? (Дон)

    Три реки, на которых стоит г. Белая Калитва?

    Крупный правый приток реки Дон?

    Водохранилище на востоке Ростовской области?

СТАНЦИЯ № 6. « ЗВЕРИНАЯ ТРОПА »

Дидактическая игра «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»

Ведущий: - Я приглашаю вас на звериную тропу, которую протоптали животные, проживающие на территории Ростовской области. Правила игры не сложные - исключите из тройки животных одно лишнее, не проживающее на территории Ростовской области постоянно или которое является одомашненным видом ( в игре используется слайдовая презентация). Тройки животных : еж – сурок – медведь ; верблюд – аист – лиса; кабан – заяц-русак – рысь ; (изредка заходит из лесной зоны, но постоянно не проживает) волк – ящерица (прыткая) – колонок ; пума – дикий мустанг – прудовик; гадюка – енот – осел ; полевка – дикий (камышовый) кот – благородный олень; (1 случай проживания не является показателем к постоянному заселению) сокол – игуана – белка; лягушка – сова – тюлен ь; нутрия – глухарь – бобер.

Оценка: за каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Принимается только один ответ.

Внеконкурсное задание: Тема «ДОМАШНИЕ ЛЮБИМЦЫ»

I . «СОБАКИ»

1. Какому знаменитому норвежскому исследователю в начале XX века собаки помогли достигнуть Южного полюса? (Руалю Амундсену) 2. Собаки какой породы помогают спасателям вытаскивать из воды тонущих людей? (ньюфаундленд) 3.Ученые считают, что собака произошла именно от этого животного. (от волка) 4. Представители этой породы охотничьих собак при обнаружении дичи застывают в стойке, приподняв лапу (сеттер)

II . «КОШКИ»

    Назовите имя знаменитого руководителя Театра кошек, который подметил, что очарование кошек заключается « в гордой независимости и скрытой, но преданной любви» (Юрий Куклачев)

    Какая особенность внешности была у статуи богини кошек Баст (Баста), которой поклонялись древние египтяне? (у богини кошек была кошачья голова)

    Назовите имя известнейшего кардинала Франции XYII века, который имел несколько десятков кошек. (Арман Решилье)

    Как вы думаете, для чего человек заводит в доме кошку? (ловить мышей, любит животных, эстетическое наслаждение, кошка – доктор лечит от разных болезней)

Команды собираются в зале. Ведущий проводит короткую беседу по содержанию игры (не формальное общение)

Жюри подводит итоги конкурсов, называет общий счет. Награждение команд.

Ведущий: - Мы заканчиваем нашу встречу на экодроме. Я желаю вам хороших знаний по экологии, доброго отношения с природой, и чтобы в вашей жизни не было ни экологических угроз, ни экологических катастроф.

Здравствуйте, ребята! Сегодня наша программа посвящена экологическим проблемам. А что же такое экологические проблемы и что такое экология?

Ребята пытаются ответить на эти вопросы, ведущая помогает.

Экология - это наука. Ученые-экологи изучают, как изменения в окружающей среде влияют на жизнь растений, животных и человека. Экологические проблемы возникают чаще всего из-за влияния человека на природу. Сегодня мы рассмотрим наиболее важные из них. Но перед этим попрошу организовать две команды по 6 человек. Правила просты: после каждого конкурса победившая команда забирает в «плен» одного человека из проигравшей команды. Побеждает та команда, в которой останется больше игроков. Тот, кто правильно ответит на большее количество вопросов, получит специальный приз.

А пока - разминка для всех, в том числе и для зрителей.

Если дымно и туманно

Так, что вам не видно ног,

Это значит - воздух грязный.

Тот туман зовется... (Смог.)

Не собирайте здесь грибы

И не сушите вы гербарии.

Завод когда-то здесь стоял,

На нем случилась вдруг... (Авария.)

Вокруг пенье, стук и грохот -

Не идет ничто на ум.

Знайте, что для человека

Очень вреден этот... (Шум.)

Если что-то нам не жалко,

То несем скорей на свалку.

Загрязняют землю, воды

Бытовые все... (Отходы.)

Но что это? Нам пришли телеграммы!

Срочные! Вот, пожалуйста: «Срочно. От Бабы-яги. Пропадаю, погибаю. Сломала последнюю костяную ногу о мусор, который туристы оставили». Вот вам и первая проблема - засорение окружающей среды. Наши туристы ведут себя в лесу неправильно. Кто расскажет, как нужно вести себя в лесу?

Ребята отвечают на вопрос. Все ответившие получают жетоны. Команды участвуют в эстафете «Кто быстрее уберет поляну». Первый участник с завязанными глазами ищет по подсказкам команды и поднимает один из разбросанных предметов. Вернувшись к команде, глаза завязывает второму игроку, который продолжает поиск. После окончания эстафеты игрок из проигравшей команды переходит в победившую.

Еще одна телеграмма, от вороны: «Это что же такое делается, граждане? Родное гнездо душегубы разорили. Без крыши над головой на старости лет оставили. Я теперь не ворона получаюсь, а бомж. Примите срочно меры, а то я до самой ООН дойду. Хулиганы вы этакие». Так ворона и погибнуть может! Поэтому следующая экологическая проблема - резкое сокращение биологического разнообразия на планете. Сейчас ежегодно в мире гибнет несколько видов животных и растений. Вы знаете, кто такой вомбат? Это сумчатый грызун, живет в Австралии, напоминает маленького бурого медвежонка. У него есть одна особенность - за 10 минут он способен прогрызть дыру в толстой бревенчатой стене. Это животное стало редким. Каких еще редких и исчезающих животных вы знаете?

Ребята отвечают, получают жетоны. Проводится для команд «Кто больше назовет диких животных». Проигравшая команда лишается одного игрока.

Пришла телеграмма от белого медведя из Антарктиды: «Срочно. Помогите! Айсберги тают. Скоро не на чем будет плавать». Вот и следующая проблема - «парниковый эффект». А что это такое?

Дети отвечают. Ответившие получают жетоны.

Постепенное повышение температуры на всей Земле приводит к перемене климата и к таянию ледников, а значит, к повышению уровня воды во всем мире. В ледниках вода находится как бы «в запасе», ведь в них только пресная вода.

Конкурс «Запаси воду» заключается в переносе ложкой воды из полной емкости, стоящей на расстоянии, в пустой стакан, установленный на старте. Участники команд бегают по очереди до тех пор, пока первая емкость не опустеет. Побеждает команда, уровень воды в стакане которой оказался выше. Игрок из проигравшей команды переходит в команду победителей.

Телеграмма от Красной Шапочки: «У бабушки в огороде солнце выжгло всю капусту. Не с чем делать пирожки. Помогите! Голодаем». Почему же сгорела капуста у бабушки? Над огородом нарушился озоновый слой. А что же такое озоновый слой и где он находится?

Дети отвечают, что озон скапливается на высоте 15-60 км, образует защитный экран, спасающий нас от ультрафиолетовых лучей, и получают жетоны.

Если озона становится мало, то появляется «озоновая дыра», причиной которой являются аэрозоли. А что такое аэрозоли?

Ответившие получают жетоны.

Это баллончики, из которых мы распыляем краску, лак для волос, освежители воздуха и т. д. В этих баллончиках содержатся вещества, разрушающие озоновый слой. Но озоновый слой способен восстанавливаться. Вы замечали, как легко дышится после грозы в сосновом лесу? А теперь посмотрим, кто из вас чаще гуляет в лесу после грозы.

Командам выдается одинаковое количество воздушных шариков, которые нужно быстро надуть. Побеждает команда, у которой надутые шарики будут большего размера. Проигравшая команда лишается одного игрока.

Телеграмма от белочки: «После дождя попадали все шишки с деревьев, не могу их найти, помогите!» Почему же шишки попадали после дождя?

Дети предлагают свои варианты, получают жетоны.

Вот и еще одна экологическая проблема - кислотные осадки. Все вы видели летом после дождя на лужах желтую пленку, после таких дождей обычно желтеют огурцы на грядках. Откуда появляются кислотные дожди?

Ребята отвечают, получают жетоны.

Кислотные дожди бывают после выбросов или аварий на заводах. Например, после выбросов Саяногорского алюминиевого завода в округе погибают растения и животные. Вернемся же к нашей белочке, нужно помочь ей искать шишки.

Команды получают листы бумаги с контурным изображением шишек и фломастеры. Необходимо быстро и аккуратно обвести контуры рисунков. Проигравшая команда лишается одного игрока.

А теперь вопрос для самого внимательного. Сколько экологических проблем мы сегодня с вами рассмотрели?

Назвавший цифру пять и перечисливший проблемы получает жетон.

Все эти проблемы возникают под влиянием человека. Никогда человек не имел такого влияния на окружающую его природу, как теперь, никогда это влияние не было так разнообразно и так сильно.

Подводятся итоги командной игры, ребятам, получившим много жетонов, вручаются медали «Почетный эколог».

Людмила Степикина
Сценарий детской игровой программы на экологическую тему «Веселые туристы»

Здравствуйте, ребята! Сегодня наша программа посвящена экологическим проблемам . А что же такое экологические проблемы и что такое экология ?

(Дети отвечают.)

- Экология - это наука . Ученые-экологи изучают , как изменения в окружающей среде влияют на жизнь растений, животных и человека. Экологические проблемы возникают чаще всего из-за влияния человека на природу. А пока для вас загадки.

Если дымно и туманно

Так, что вам не видно ног,

Это значит - воздух грязный.

Тот туман зовется. (Смог.)

Не собирайте здесь грибы

И не сушите вы гербарии.

Завод когда-то здесь стоял,

На нем случилась вдруг. (Авария.)

Вокруг пенье, стук и грохот -

Не идет ничто на ум.

Знайте, что для человека

Очень вреден этот. (Шум.)

Если что-то нам не жалко,

То несем скорей на свалку.

Загрязняют землю, воды

Бытовые все. (Отходы.)

Представьте себе, ребята, что туристы оставили мусор после себя в лесу. Вот вам и первая проблема - засорение окружающей среды. Наши туристы ведут себя в лесу неправильно. Кто расскажет, как нужно вести себя в лесу?

(Ребята отвечают на вопрос.)

А теперь давайте после туристов уберем мусор . Разделимся на 2 команды. Кто быстрее, та и побеждает.

(Конкурсная игра «Убрать мусор» ).

Скажите, ребята, является ли экологической проблемой сокращение биологического разнообразия на планете?

(Дети отвечают на вопрос.)

Правильно, это следующая экологическая проблема . Сейчас ежегодно в мире гибнет несколько видов животных и растений. Вы знаете, кто такой вомбат? Это сумчатый грызун, живет в Австралии, напоминает маленького бурого медвежонка. У него есть одна особенность - за 10 минут он способен прогрызть дыру в толстой бревенчатой стене. Это животное стало редким. Каких еще редких и исчезающих животных вы знаете?

(Дети отвечают на вопрос.)

Айсберги тают, скажите, это является проблемой и угрозой для жизни всего живого?

(Дети отвечают на вопрос.)

Вот и следующая проблема - «парниковый эффект» . Постепенное повышение температуры на всей Земле приводит к перемене климата и к таянию ледников, а значит, к повышению уровня воды во всем мире. В ледниках вода находится как бы «в запасе» , ведь в них только пресная вода.

(Конкурс «Запаси воду» .)

Заключается в переносе ложкой воды из полной емкости, стоящей на расстоянии, в пустой стакан, установленный на старте. Участники команд бегают по очереди до тех пор, пока первая емкость не опустеет. Побеждает команда, уровень воды, в стакане которой оказался выше.

Вы замечали, что после дождя падают шишки с деревьев. Почему же шишки падали после дождя?

(Дети предлагают свои варианты.)

Вот и еще одна экологическая проблема - кислотные осадки. Все вы видели летом после дождя на лужах желтую пленку, после таких дождей обычно желтеют огурцы на грядках. Откуда появляются кислотные дожди?

(Ребята отвечают.)

Кислотные дожди бывают после выбросов или аварий на заводах. Например, после выбросов Саяногорского алюминиевого завода в округе погибают растения и животные.

Все эти проблемы возникают под влиянием человека. Никогда человек не имел такого влияния на окружающую его природу, как теперь, никогда это влияние не было так разнообразно и так сильно.

Любите, ребята природу, берегите ее и не забывайте, что мы с вами тоже часть природы, часть всего живого на Земле.

Публикации по теме:

В нашем детском саду стало традицией, каждую осень, в начале сентября, проводить неделю здоровья, которая заканчивается туристическим походом.

«В гостях у старой, старой сказки…» Сценарий детской игровой программы. «В гостях у старой, старой сказки…» Сценарий детской игровой программы. Танец «В гостях у сказки». (В исполнении школьного хореографического.

Сценарий игровой программы «Радуга» Игровая программа «РАДУГА» Ведущий: Сегодня у нас на флоте игровая программа «Радуга» Выберите участников, от каждого флота по 7 человек.

Сценарий детской конкурсно-игровой программы к Дню защиты детей Сценарий детской игровой программы ко Дню защиты детей «Здрасьте, дети!» Вед. : Здрасьте, здрасьте, здрасьте, дети! Здравствуйте все те,.

Сценарий игровой программы «На сказочной опушке» Цель мероприятия: способствовать активизации поисково-мыслительной деятельности детей. Задачи: Формировать здоровый соревновательный.

Сценарий игровой программы «Звёздный фейерверк» Цель: раскрыть творческие способности ребят. Способствовать развитию чувства сопереживания, умению ориентироваться в любой ситуации. Оборудование:.



Читайте также: