Сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов. Твердые коммунальные отходы, новеллы законодательства

1 января 2016 г. вступили в силу важнейшие изменения, внесенные в законодательство об отходах производства и потребления. Однако нормативно правовая база оказалась не готовой к нововведениям . Так, к примеру, был перенесен срок вступления в силу требования о наличии лицензии на деятельность по обращению с отходами с 1 января на 1 июля 2016 года, возвращен и уточнен коэффициент 0,3 применяемый при расчете платы за НВОС (в части размещения отходов). Законодательные положения сформулированы теперь таким образом, что после 1 июля 2016 года лицензия для осуществления работ по сбору отходов I-IV классов опасности потребуется любому хозяйствующему субъекту, который взаимодействует с посредниками, принимая у них отходы, в целях транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Остановимся кратко на твердых коммунальных отходах (далее - ТКО). Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ (в ред. от 28 ноября 2015 г.) впервые ввел новое понятие «твердые коммунальные отходы » (ТКО) и предусмотрел особые правила по обращению с ними.

Твердые коммунальные отходы - отходы , образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

По нашему мнению представляется, что к последнему виду ТКО можно отнести твердые отходы потребления (пищевые и упаковочные отходы, тара, макулатура, бытовой и офисный мусор и иные подобные виды отходов), образующиеся при функционировании торговых точек, пунктов общественного питания, жилищно-коммунальных предприятий, иных учреждений.

Таким образом, в федеральном законодательстве, теперь закреплены важнейшие для развития рынка услуг по обращению с отходами обязанности граждан - собственников ТКО. Попытки закрепления указанной обязанности предпринимались и ранее в форме различных законодательных инициатив, в т.ч. и на местном уровне, однако в данном случае законодателем были приняты комплексные изменения, закрепившие систему норм, устанавливающих новые правила по обращению с твердыми коммунальными отходами ТКО.

Отметим, 1 января 2016 г. вступил в силу п. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым собственник жилого дома или его части обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.

По сообщениям ряда местных СМИ проблема для Омска - одна из животрепещущих. Граждане зачастую без оформления договорных отношений пользуются для указанных целей мусорными контейнерами, установленными органами местного самоуправления или специализированными организациями, или, того хуже, выбрасывают свой мусор и иные отходы на близлежащие земельные участки, полосы отвода автомобильных дорог или в лесу, образовывая многочисленные стихийные свалки, нередко вблизи городских и сельских поселений. Излишне говорить, что помимо создания неприглядного пейзажа для городской черты это приводит к загрязнению, засорению земель , уничтожению плодородного слоя почв земель сельскохозяйственного назначения, наносит существенный вред окружающей среде и здоровью людей.

Тем же гражданам, проживающих преимущественно в индивидуальных жилых домах и являющихся собственниками образуемых ими ТКО, кто уклоняется от заключения договоров (либо не заключил договор) на сбор, транспортирование и размещение ТКО, теперь по закону может грозить административная ответственность.

Зам. директора ЦЛАТИ по Омской области

Обновлено 2017

В «Южноуральскую панораму» обратились жители домов управляющей компании «ДЕЗ Калининского района». По их словам, жильцам в последнее время стали начислять двойные платежи за вывоз мусора.

И действительно, в их квиточках значатся не только привычные ТБО - твердые бытовые отходы, но и некие ТКО - твердые коммунальные отходы. Жильцы недоумевают, в чем разница и почему обычный, казалось бы, мусор разделили «по бумажным фракциям». Немало сомнений вызывает и схема начисления этих платежей: откуда вдруг даже у добросовестных плательщиков появились большая задолженность за вывоз мусора?

Ушли к «тезке»

«ЮП» обратилась за разъяснением в челябинский МУП «Горэкоцентр», который вывозит мусор на городскую свалку. Но там заявили, что в их квитанциях фигурируют только твердые бытовые отходы. Что же касается УК «Дирекция единого заказчика (ДЕЗ) Калининского района», то эта компания в октября 2014 года расторгла договор с «мусорным МУП», и заключила новый - с частной структурой, которая к нему никакого отношения не имеет, но носит то же название - ООО «Горэкоцентр».
Чем вызван этот шаг, и почему возникли разночтения?

Эти две строчки в квитанциях появились из-за смены подрядчика, - заявляет Ольга Бородина, старший бухгалтер по оплате услуг ЖКХ управляющей компании «ДЕЗ Калининского района» . - Для жильцов, накопивших задолженность МУП, это оплата за вывоз ТБО. Но появилась и новая строчка - плата за сбор и организацию вывоза ТКО - твердых коммунальных отходов, которые будут перечисляться ООО «Горэкоцентр».

Однако внятно разъяснить, чем отличается ТБО от ТКО, бухгалтер так и не смогла, посоветовав обратиться в мэрию и к мусорному перевозчику.

«Мусорный» регоператор?

На самом деле между ТБО и ТКО разницы нет, - сообщила Юлия Гришакова, директор ООО «Горэкоцентр» . - Это все тот же бытовой мусор, и его «селективый сбор» для переработки, как и отдельный вывоз пищеотходов, мы пока не практикуем. Этот термин мы позаимствовали в изменившемся федеральном законодательстве и уже используем его не только для домов «ДЕЗ Калининского района», но и «Ремжилзаказчика», других управляющих компаний, с которыми работаем.

Дело в том, что с 1 января 2015 года вступили в силу изменения в федеральные законы «Об охране окружающей среды» и «Об отходах производства и потребления». В них уже значатся не твердые бытовые, а твердые коммунальные отходы. Мало того, в ближайшей перспективе предполагается создание еще одного регионального оператора, но уже не для сбора за капитальный ремонт, а платы за сбор, вывоз и размещение ТКО.

Но это пока дело будущего, сегодня эти платежи идут «через кассу» управляющей компании. К тому же, как пояснила Юлия Гришакова, раньше законом не требовалось оформлять лицензию на сбор и вывоз мусора, и у ее фирмы этого разрешения нет. Хотя по новому закону, поскольку идет речь об обеспечении экологической безопасности, лицензию в будущем придется все же оформить. К слову, у тезки МУП такая лицензия уже имеется, причем не только на вывоз мусора, но и на его размещение и утилизацию на полигоне ТБО.

С 1 января будущего года в соответствии с изменениями в федеральном законодательстве органы местного самоуправления уже не будут отвечать за сбор, вывоз, размещение и утилизацию бытовых отходов, - комментирует Алена Юшкова, заместитель начальника управления экологии администрации Челябинска . - Эта забота переходит правительству области. На конкурсной основе будет выбран региональный оператор, которому делегируют эти полномочия. Тогда термин ТКО полностью заменит нынешний ТБО. А что касается платы за вывоз мусора, я считаю, более приемлема схема, когда платежи идут напрямую поставщику услуг, а не через управляющую компанию, так называемые прямые договоры. Она уже прижилась в Челябинске и позволяет уйти от задержек с перечислением средств, других сюрпризов недобросовестных коммунальщиков.

Жилищные или коммунальные?

Но насколько обоснованно такое двойное наименование услуг по вывозу мусора? И как при этом формируется тариф? Как объяснили в областном министерстве тарифного регулирования и энергетики (бывшем ЕТО), в этой структуре регулируют тарифы только на коммунальные услуги, а вывоз ТБО таковым не является. Он входит в разряд жилищных услуг, и тариф на него утверждается на муниципальном уровне. А обоснованность размеров оплаты отслеживает региональная структура - Государственная жилищная инспекция.

В наших нормативных документах по-прежнему фигурирует термин «твердые бытовые отходы», - говорит Ольга Нежаренко, начальник отдела обоснованности платежей за услуги ЖКХ Госжилинспекции . - Непонятно, почему название платы за вывоз мусора изменили без согласования с нами. Даже если на федеральном уровне вводится термин ТКО, вряд ли правильно использовать его наряду со старым, еще до изменения нормативных документов. Из-за этого может возникнуть путаница.

Однако возникает вопрос: почему жильцам не разъяснили, каким образом появились два «мусорных сбора» с разными названиями? На сайте управляющей компании такой информации нет, объявления на подъездах, по словам жителей домов, не появлялись. Да и сам термин «коммунальные отходы» по отношению к одному из видов жилищных услуг, плата за которые входит в «жэковское обслуживание» жилья, вызывает, мягко говоря, недопонимание. Не исключено, что в скороспелый закон будут внесены свои коррективы.

Почему при смене подрядчика не посоветовались с нами, не провели общее собрание? - спрашивают жильцы. - Ведь этот вопрос напрямую затрагивает нас, полноправных собственников квартир. Нам не понятно, что мы выгадали от смены мусорного подрядчика и появления «двойных платежей», механизм начисления которых нам не объяснили, а лишь поставили перед фактом. Откуда, если большинство жильцов платят вовремя, вдруг появились громадные «мусорные» долги? Сегодня, когда сфера ЖКХ должна быть прозрачной и понятной всем, многое остается тайной за семью печатями...

Пока нам таких обращений не поступало, но это тревожный сигнал, - говорит уполномоченный по правам потребителей в сфере ЖКХ в Челябинской области Анатолий Вершинин .- Здесь нужно разбираться. Мы проведем общественное расследование инцидента,если потребуется, привлечем прокуратуру, правоохранительные органы. Но для этого нужно, чтобы жители пришли ко мне на прием или направили официальное обращение. На мой взгляд, пока не будет ясности, следует воздержаться от платежей прежнему перевозчику ТБО, поставив об этом в известность все стороны «мусорного конфликта». Если эта информация подтвердится, мы сделаем все, чтобы привлечь нарушителей к ответу.

В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ) дано понятие твёрдых коммунальных отходов (далее — ТКО), это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твёрдым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Исходя из данного понятия Закона № 89-ФЗ принадлежность отходов к ТКО определяется следующими критериями:
— образование происходит в жилых помещениях;
— образование происходит в процессе потребления физическими лицами;
— к ТКО относятся также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд;
— к ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Федеральный классификационный каталог отходов (далее — ФККО), утверждённый приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242, состоит из блоков, типов, подтипов и т. д.
Например, в блок 7 «Отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов» входит тип 73 «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению», состоящий, в свою очередь, из подтипов, в том числе 731 «Отходы коммунальные твердые», 733 «Отходы потребления на производстве, подобные коммунальным» и т. д. , явно относящихся к ТКО; и в то же время, блок 7 содержит подтип 732 «Отходы жизнедеятельности населения в неканализованных зданиях и прочие аналогичные отходы, не относящиеся к твёрдым коммунальным отходам».
Другой пример. Вид отхода «лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства» может образовываться в жилых помещениях в результате утраты потребительских свойств осветительных элементов. Данный отход входит в блок 4 «Отходы потребления производственные и непроизводственные; материалы, изделия, утратившие потребительские свойства, не вошедшие в блоки 1 — 3, 6 — 9 «, тип 47 «Отходы оборудования и прочей продукции, подлежащей особому контролю».
Таким образом, к ТКО могут относиться любые виды отходов, входящие в различные блоки ФККО, размещение которых допустимо на специализированных полигонах, а также виды отходов, размещение которых на данных полигонах строго запрещено.

2. В соответствии со статьёй 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
В соответствии с пунктом 3.8 Постановления Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 (ред. от 16.06.2014) «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.
В связи с этим, необходимо разделять понятия «строительство «и «текущий ремонт «.
На основании вышеизложенного, отходы, образующиеся при строительстве, не относятся к ТКО.
Так, нередко отходы, образующиеся при текущем ремонте, ошибочно считают строительными отходами, видя в наименовании слово «строительный». Упоминание в наименовании отхода слова «строительство», «строительный» и т. п. не всегда подтверждает, что тот или иной вид отхода образован именно при строительных работах. Например, «отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ» и «отходы (остатки) песчано-гравийной смеси при строительных, ремонтных работах» могут образоваться как при строительстве, так и при ремонте.
Необходимо принимать во внимание, что ФККО — унифицированный документ, но при этом он не учитывает распределение отходов по признакам образования:
— в жилых или нежилых помещениях;
— у физических или юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
— при ремонте или строительстве;
— и т. д.

3. В соответствии с разделом II Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, жилым помещением признаётся изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания.
В соответствии с п. 2 Комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации, утверждённой приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 14.08.2013 № 298, отходы потребления — подлежащие обезвреживанию, утилизации (использованию) или удалению посредством размещения остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе потребления, включая готовые товары (продукцию), подлежащие утилизации (использованию) после утраты потребительских свойств, в том числе упаковки таких товаров (продукции).
Таким образом, отходы от текущего ремонта жилых помещений физических лиц, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подобные им по составу и происхождению, как правило, являются отходами потребления, и, следовательно, относятся к ТКО.

1. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

2. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Обращение с твердыми коммунальными отходами, являющимися отходами от использования товаров, осуществляется с учетом особенностей, установленных в статье 24.2 настоящего Федерального закона.

4. Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке , установленном Правительством Российской Федерации.

5. Статус регионального оператора присваивается на срок не более чем десять лет. Юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по основаниям , определенным правилами обращения с твердыми коммунальными отходами.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей.

8. Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами.

9. Если иное не установлено федеральным законом, зоны деятельности региональных операторов должны охватывать всю территорию субъекта Российской Федерации и не должны пересекаться.

КонсультантПлюс: примечание.

П. 10 ст. 24.6 применяется со дня заключения соглашения по ТКО между субъектом РФ и региональным оператором; в части соглашения между городом федерального значения и другими субъектами РФ - с даты вступления в силу соглашения, но не позднее 01.01.2021, после 01.07.2020 разногласия по соглашению рассматриваются Правительством РФ.

10. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.

В январе 2016 года вступит в силу изменение по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов (ТБО). Если сейчас данный вид услуг относится к жилищным, то с первого января 2016 года сбором и транспортировкой ТБО займутся коммунальные предприятия. Такие перемены повлекут за собой существенные изменения начислений за предоставление данного вида услуг, а также порядка оплаты.

«Твёрдые коммунальные отходы» в новом законодательстве

Предстоящие перемены напрямую связаны с федеральным законом №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», который приняли 29 декабря 2014 года. Документ содержит в себе кардинально новое отношение к работе с ТБО. В законе прописаны новые принципы обращения, хранения, обезвреживания и утилизации ТБО. Начало следующего года станет стартом для вступления в силу основных положений федерального закона, хотя некоторые нововведения уже реализованы.

Например, с 1 января 2015 года «мусорный вопрос» обзавелся новыми понятиями. Основными из них стали: «твердые коммунальные отходы» (ТКО), «норматив накопления ТКО», «оператор по обращению с ТКО», «региональный оператор по обращению с ТКО».

Стоит отметить, что аббревиатура «ТБО», которая повсеместно используется, ушла в прошлое. Очень скоро понятие «твердых бытовых отходов» заменят на «твердые коммунальные отходы ».

ТБО и ТКО: в чём разница?

В чем же разница между ТБО и ТКО, и какой смысл в этом нововведении? Главной отличительной чертой ТКО стало то, что хоть это все тот же мусор , который необходимо утилизировать, федеральное законодательство больше не различает ТКО для жилых и не жилых помещений, как было раньше с ТБО. Теперь твердые коммунальные отходы будут считаться по нормативам накопления за единицу времени, и будут устанавливаться для разных групп потребителей дифференцированно.

Норматив накопления твердых коммунальных отходов может быть установлен как субъектом РФ, так и муниципалитетом, если на него будут возложены необходимые полномочия. Аналогичная ситуация с предельными тарифами за обращение с ТКО. Конечно, сами правила по коммерческому учету объема и массы ТКО остаются на Правительстве РФ.

Еще одним нововведением станет появление операторов по обращению с ТКО, а главное, появление регионального оператора. Теперь обслуживающим организациям (УО, ТСЖ, ЖСК) придется заключать соответствующие договора с региональными операторами, согласно требованиям Правительства РФ. Касательно собственником частных жилых домов, они смогут заключать договора напрямую с региональным оператором без привлечения третьих сторон.
С принятием закона появилась масса вопросов и не до конца понятных моментов, которые потребители так и не смогли разобрать. На данный момент на региональном уровне ведут работу по подготовке нормативно-правовой базы в этом вопросе, чтобы конкретизировать определенные положения закона. Так что остается еще немного подождать.



Читайте также: