Самоходная зенитная артиллерийская установка M163 Vulcan (США). Зенитная самоходная установка SMC Vulcan Wheeled Carrier (США)

Вячеслав Шпаковский



Каким только странам не поставляли свою технику и вооружение СССР и США, а также различные модификации на базе основных серийных образцов. Широко известна, например, американская шестиствольная ЗСУ M163 на базе БТР М113 с пушкой «Вулкан». Боевые возможности этой ЗСУ достаточно высоки,недаром она находилась на вооружении армии США, а, кроме того, поставлялась в Израиль, Иорданию, Марокко, Португалию, Судан, Чад, Тунис и Йемен.

Досягаемость по высоте составляет у нее 3000 м, а при стрельбе по наземным целям – 1000 м. Также имеется и два темпа стрельбы: 3000 выстрелов в минуту при стрельбе по воздушным целям и 1000 – по наземным. Стрелок-оператор может выбрать длину очереди: 10, 30, 60 или 100 выстрелов. Оптимальной дистанцией для ведения огня является расстояние в 1600 м, на котором вероятность поражения цели возрастает до максимума. Боекомплект установки составляет 1180 выстрелов непосредственно подготовленных для стрельбы и еще 1100 выстрелов в запасе. Однако, по мнению специалистов, такой запас все-таки мал. К числу других недостатков системы относят малый радиус действия и отсутствие всепогодного комплекса управления огнем. Кроме самоходной, существует также буксируемая версия установки «Вулкан» – M167, которая также находилась на вооружении армии США и поставлялась на экспорт.

В американской армии M163 действовали в составе смешанных батальонов ПВО, куда кроме 24 ЗСУ «Вулкан» входили еще 24 ЗРК «Чаппарсл». В армии Южной Кореи установка «Вулкан» использовалась на шасси южнокорейского производства – К1FV.

С 1991 года ЗСУ «Вулкан» снята с вооружения армии США, но продолжает оставаться на вооружении в Национальной гвардии.

Оптимальных систем вооружения, однако, не существует, вот и решили инженеры из Йемена зенитную установку с пушкой «Вулкан» модернизировать, а именно – поставить на колесное шасси, более пригодное для движения но каменистым грунтам йеменских пустынь. В качестве ходовой части выбрали шасси советского БТР-152, благо их в Йемен в свое время было поставлено предостаточно. Большой объем кузова позволял удобно разместить внутри боеприпасы. В крыше машины сзади был сделан вырез, что в тамошнем жарком климате позволило обходиться без принудительной (и чаще всего малоэффективной!) вентиляции.

Внешний вид этой импровизированной ЗСУ вы видите на нашем цветном рисунке и на фото, однако это далеко не единственный пример того, как в странах «тех, что победнее» решают вопросы создания новой техники для собственных вооруженных сил.

В 1986 году на испытания в Египте поступила еще одна необычная ЗСУ.

По сообщениям иностранных военных источников, в частности, американского журнала «Джорнел оф милитари орднансе», этот весьма амбициозный проект египтян включал в себя сразу два комплекса:"«Синай-23» и «Нил- 23». Обе – пестрая смесь изделий западного, советского и собственного производства.

«Синай-23» имеет советские (выпускающиеся по лицензии в Египте) 23-мм зенитные пушки и три ракеты «Аун Закр», а также радар управления и наведения фирмы Дассо. «Нил-23» – тоже имеет два орудия, две ракеты «Аун Закр» и радар фирмы Томпсон.

Комплекс «Синай-23» вышел на этих испытаниях победителем и пошел в серийное производство в 1989 году. В 1990 году было выпущено всего четыре машины, зато за период 1991-1994 гг. – 41 единица, так что сегодня на службе их всего 45.

Амбиции-амбициями, но что касается инженерных решений, то в данной ЗСУ очень многое выглядит довольно-таки странным. Ведь 23-мм автоматы имеют магазинное питание, причем сами магазины находятся в башне, которая … с корпусом М113 не сообщается! Каким же образом в боевой обстановке осуществляется их замена? Можно предположить, что для этого служат люки по обе стороны от башни, но… для того, чтобы через них осуществить перезарядку, башню потребовалось бы всякий раз поворачивать в диаметральную плоскость, а автоматы опускать, что для ЗСУ, согласитесь, является совершенно нерациональной и даже опасной тратой времени. Неужели в боевой обстановке из башни на крыше корпуса вылезает один из номеров расчета и принимает от находящихся в корпусе членов экипажа снаряженные магазины и пусковые трубы ракет, после чего и ставит все это на место?

Как бы там ни было, а машины эти эксплуатируются, и знать, что «даже такое бывает», помимо всего прочего, просто интересно.


Тактико-технические данные ЗСУ М163 «Вулкан» и БТР-152
Характеристики М163 «Вулкан» БТР-152
Длина, м 4,86 6,83
Ширина, м 2,85 2.32
Высота, м 2.74 (1.83 по крыше корпуса) 2,05 (без вооружения)
Клиренс, м 0.4 0,29
Боевой вес, кг 12.310 8950
Давление на фунт, кг/см² 0.61
Удельная мощность. л.с./т 17.46 12.29
Двигатель «Дейтройт» (дизель). Мод.6У-53. ЗИП-123 (бензиновый), 6-ти цилиндровый, водяного ох­лаждения, мощность 110 л.с.
6-ти цилиндровый, водяного охлаждения, мощность 215 л. с.
Запас топлива, л 360 300
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе 67 75
на плаву 5.6
Дальность действия, км 463 780
Бронирование, мм 38 (броня из алюминиевого сплава) 4-13,5 (стальная)
Преодолеваемые
препятствия, м. ров 1,68 0,69
стенка 0,71 0,6
брод 0,8


ЗСУ на базе БТР-152В1 (Йемен) Рис. В.Михеева

Краткое описание

Проекции ЗСУ М163 "Вулкан" © Jane"s
ЗСУ М163 "Вулкан" © Peter Siebert
ЗСУ М163 "Вулкан" © C R Zwart
ЗСУ М163 "Вулкан"

В начале 60-х годов в США была запущена в производство ЗСУ М163 «Вулкан» на базе гусеничного бронетранспортера М113А1 (максимальная скорость 65 км/ч, запас хода 480 км).

Она оснащалась 20-мм шестиствольной пушкой М168 «Вулкан» с блоком стволов, который вращается электрическим приводом, и беззвеньевой системой подачи боеприпасов, общей для всех стволов, применявшейся в ВВС и ВМС США. Темп стрельбы пушки 3000 выстр/мин, вес снаряда 0,2 кг, начальная скорость 1250 м/с. Эффективный потолок стрельбы 0,5 - 0,8 км. Баллистическая дальность - 7,5 км. Скорострельность и длительность очереди (по 10, 30, 60 и 100 выстрелов) регулируются посредством специальных механизмов. Для стрельбы используются выстрелы с осколочно-зажигательным и бронебойным трассирующим снарядами.

В систему управления огнем ЗСУ «Вулкан» входят гиростабилизированные прицел с вычислительным устройством и радиодальномер AN/VPS-2, осуществляющий автоматический поиск целей, их захват и сопровождение. Дальность действия дальномера 250 - 5000 м, точность измерений ±10 м. Наведение пушки производилось по оптическому каналу. Целеуказание можно получать и от РЛС обнаружения низколетящих целей AN/MPQ-49, находящейся на вооружении смешанных зенитных дивизионов "Чапарэл-Вулкан".

В состав дивизии США в 70 - 80-х годах входил зенитный дивизион «Чапарэл-Вулкан», состоявший из четырех батарей - двух с ЗРК «Чапарэл» и двух с ЗСУ «Вулкан». В каждой батарее имелось три взвода ЗРК или ЗСУ, а во взводе по четыре машины. Итого в дивизионе насчитывалось 24 ЗРК и 24 ЗСУ «Вулкан».

Недостаточная дальность стрельбы, невозможность всепогодного применения, отсутствие бронированной башни и систем обеспечения послужили причиной того, что в сухопутных войсках США ЗСУ "Вулкан" должна были быть заменены установками

Зенитная самоходная установка M163 «Вулкан»

ЗСУ М163 была разработана в начале 1960-х годов на базе гусеничного бронетранспортера М113А1 с целью замены устаревших 40-мм зенитных самоходных установок М42.

Тактико-технические характеристики ЗСУ М163

БОЕВАЯ МАССА, т: 12,5.

ЭКИПАЖ, чел.: 4.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 4864, ширина – 2855, высота – 2921, клиренс – 410.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб, корма и крыша корпуса – 38; борт – 32…44; днище – 29; башня – небронированная.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 67.

ЗАПАС ХОДА, км: 480.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 30; ширина рва, м -1,68; высота стенки, м-0,61.

Первые серийные образцы были изготовлены на заводе компании General Electric в 1968 году и в том же году поступили на вооружение американской армии. Всего же до завершения серийного производства была построена 671 ЗСУ М163 «Вулкан».

Конструкция ЗСУ М163

Корпус машины выполнен сварным методом из листов алюминиево-магниевого сплава. Такое бронирование обеспечивает защиту экипажа от огня стрелкового вооружения и осколков артиллерийских снарядов и мин. От корпуса стандартного бронетранспортера М113 корпус «Вулкана» отличается лишь дополнительными панелями, увеличивающими плавучесть машины и расположенными на верхнем лобовом листе и бортах. Для уменьшения массы машины из алюминиевых сплавов выполнялся не только корпус, но и многие другие узлы и детали, в результате на них приходилось до 40 % общей массы машины.

Для посадки и высадки в распоряжении механика-водителя имеется круглый люк. Для наблюдения за местностью механик-водитель пользуется четырьмя перископическими приборами наблюдения М17, установленными перед его люком. Они обеспечивают ему наблюдение за фронтальным и левым боковым секторами. Для вождения машины ночью в крышке люка механика-водителя устанавливается перископический прибор ночного видения активного типа. Подсветка местности осуществляется инфракрасными фарами, расположенными на лобовом листе корпуса вместе с фарами дневного света. Для посадки и высадки остальных членов экипажа служит откидная дверь-аппарель в кормовом листе корпуса.

ЗСУ М163А1 «Вулкан» во Вьетнаме. 1969 год.

ЗСУ «Вулкан» состояли на вооружении и в 7 990-е годы. На фото: боевая машина 5-го батальона 3-го зенитно-артиллерийского полка 8-й пехотной дивизии армии США.

ЗСУ вооружена 20-мм шестиствольной автоматической пушкой М61А «Вулкан», установленной в открытой сверху вращающейся башне, которая имеет броневой щит для защиты наводчика со стороны задней полусферы. Справа на башне установлен РЛС-дальномер AN/VPS-2. Вращение башни и наведение пушки в вертикальной плоскости в диапазоне углов от -5° до +80° осуществляется с помощью скоростных электроприводов. На случай выхода их из строя имеются ручные механизмы наведения. Блок стволов пушки также вращается при помощи электрического привода. Подача боеприпасов беззвеньевая, общая для всех стволов. Скорострельность и длительность очереди (по 10,30, 60 и 100 выстрелов) регулируются с помощью специальных механизмов. Для стрельбы используются выстрелы с осколочно-зажигательными и бронебойно-трассирующими снарядами массой 0,2 кг и начальной скоростью 1250 м/с. Темп стрельбы пушки достигает 3000 выстр./мин. В состав боекомплекта входит 2280 выстрелов (1180 из них готовы к немедленному использованию, 1100 находятся в резерве). Эффективный потолок стрельбы не превышает 800-1500 метров. Баллистическая дальность – 7,5 километров.

В систему управления огнем ЗСУ М163 «Вулкан» входят гиростабилизированные прицел с вычислительным устройством и РЛС-дальномер AN/VPS-2 с дальностью действия до пяти километров и точностью измерения ±10 метров. При работе по данным целеуказания, принимаемым по каналу радиосвязи, цель обнаруживается визуально и захватывается для сопровождения оптическим прицелом, который ориентирует на нее антенну РЛС. Целеуказание может быть получено и от РЛС обнаружения низколетящих целей AN/MPQ-49, находящейся на вооружении смешанных зенитных дивизионов «Чапарэл-Вулкан».

Экипажи ЗСУ «Вулкан» отдыхают после учебного боя.

Контекст. Важное звено

В начале 1970-х годов смешанный зенитный дивизион «Чапарэл-Вулкан» являлся важным звеном в общей системе ПВО армейского корпуса и основным средством борьбы с низколетящими целями. Он был способен прикрывать части дивизии на общей площади до 100 км2 . Совершенствование его боевого применения и дальнейшая модернизация позволили дивизиону не утратить своего значения до середины 1980-х годов. Что касается ЗСУ М163А1 «Вулкан», то, судя по фотографиям, они продолжали эксплуатироваться в армии США и в 1990-х годах. В дальнейшем борьба с низколетящими целями была целиком возложена на ЗРК «Авенджер».

Модернизация М183 «Вулкан»

Начиная с 1984 года многие армейские установки «Вулкан» – как самоходные, так и буксируемые – подверглись модернизации по программе PIVADS (система противовоздушной обороны «Вулкан»), Усовершенствованная установка получила обозначение М163А1. После модернизации РЛС, проведенной с целью улучшения системы управления огнем, радиодальномер получил возможность не только определять дальность до цели, но и автоматически сопровождать ее по дальности и угловым координатам. Кроме того, для наводчика было разработано нашлемное визирное устройство, с помощью которого антенна РЛС ориентировалась на наблюдаемую цель для последующего сопровождения, а использование новых бронебойных снарядов с отделяющимся поддоном позволило увеличить эффективную дальность стрельбы до 2600 метров.

Используя данные визуального наблюдения или РЛС системы FAAR, ЗСУ М163 «Вулкан» была способна вести стрельбу по всем целям, летящим со скоростью не более 300 м/с на высотах до 1500 метров. Стрельба на поражение могла вестись одиночными выстрелами, короткими и длинными очередями на дальностях до 2000 метров. ЗСУ М163 «Вулкан» способна вести огонь как по воздушным, так и по наземным целям. В первом случае наводчик устанавливает темп стрельбы 3000 выстр./мин, во втором -1000 выстр./мин.

ЗСУ Ml 63А1 во время учений армии США. 1988 год.

Основные даты

¦ 1964 г. – начало разработки

¦ 1968 г. – принятие на вооружение

¦ 1968 г. -начало серийного производства

¦ 1969 Г. – начало войсковой эксплуатации

Силовая установка машины – двухтактный 6-цилиндровый дизель жидкостного охлаждения 6V53 производства фирмы «Детройт дизель», развивавший мощность 215 л. с. при 4000 об/мин, что позволяет самоходной установке двигаться по дорогам с твердым покрытием со скоростью свыше 67 км/ч. Двигатель соединен с трансмиссией Allison ТХ200-2 через раздаточную коробку с передаточным отношением 1:1. Трансмиссия обеспечивает шесть передач вперед и одну – назад с автоматическим их переключением в четырех диапазонах. Двигатель, раздаточная коробка и коробка передач в виде единого блока установлены на трех резиновых опорах на специальных усиливающих накладках днища машины. Благодаря использованию быстроразъемных соединений, демонтаж силового блока занимает немного времени.

В состав ходовой части, применительно к одному борту, входят пять обрезиненных опорных катков большого диаметра, ведущие колеса переднего и направляющие колеса заднего расположения. Верхнюю ветвь гусениц прикрывают стальные противокумулятивные экраны.

Как и базовый бронетранспортер М113, ЗСУ М163 «Вулкан» может вплавь преодолевать водные преграды. Движение на воде осуществляется посредством перематывания гусениц, при этом машина развивает скорость 5,6 км/ч. Перед входом в воду в рабочее положение устанавливается волноотражательный щиток и включаются водооткачивающие помпы. Машина оборудована прибором ночного видения, который устанавливается на рабочем месте механика-водителя и обеспечивает вождение машины в условиях ограниченной видимости. Система защиты от оружия массового поражения отсутствует.

ЗСУ М163 в музее ВВС Израиля

Основные сведения

Заказчик: армия США

Вид: зенитная самоходная установка

Разработчик: Rock Island Arsenal

Производитель: General Electric

Годы производства: 1968-1983

Годы эксплуатации: 1969-1994

Принципы использования ЗСУ

«Вулкан» предназначены для борьбы с самолетами и вертолетами противника на малых и предельно малых высотах. Поскольку ЗСУ обладают небольшой дальностью стрельбы, на их боевое применение оказывают значительное влияние характер местности, специфика и конфигурация прикрываемого объекта. Позиции подразделений ЗСУ выбираются таким образом, чтобы иметь возможность перехватывать цели на основных направлениях действий авиации противника при условии сохранения огневой связи друг с другом. По мнению американских специалистов, расстояние между такими подразделениями не должно превышать 1000 метров.

Наибольшая эффективность при создании системы ПВО объекта или района достигалась при комбинированном размещении подразделений ЗСУ «Вулкан» и ЗРК «Чапарэл». В этом случае максимально использовались сильные стороны каждого из комплексов. В то же время считалось нецелесообразным располагать их на одной позиции, так как это значительно снижало не только их огневые возможности, но и уменьшало эффективность действия всей системы ПВО. По расчетам специалистов, оптимальное удаление огневых позиций ЗСУ «Вулкан» от позиций ЗРК «Чапарэл» должно было быть не менее 1000 метров. В этом случае обеспечивалось взаимное перекрытие зон поражения, совместный обстрел наиболее опасных целей и исключалось самонаведение ракет ЗРК «Чапарэл» на трассу снарядов ЗСУ М163 «Вулкан».

В настоящее время зенитные самоходные установки М163 «Вулкан» состоят на вооружении Израиля, Иордании, Марокко, Португалии, Судан

Развитие тактической авиации и авиационного вооружения всегда предъявляло новые требования к войсковой противовоздушной обороне. Армиям требовались новые и новые зенитные самоходки, однако далеко не всегда перспективным образцам удавалось поступить на вооружение. Примером такой разработки, неплохо показавшей себя на испытаниях, но не попавшей в войска, может считаться американская самоходка с пушечным вооружением Vulcan Wheeled Carrier от фирмы Standard Manufacturing Company.

На рубеже семидесятых и восьмидесятых годов одним из главных элементов войсковой ПВО американской армии являлась зенитная самоходная установка M163, построенная на базе бронетранспортера M113 и вооруженная шестиствольной 20-мм пушкой M61 Vulcan. Такая боевая машина, созданная еще в середине шестидесятых годов, уже не в полной мере отвечала современным требованиям. В частности, военные желали получить ЗСУ с более высокой подвижностью и проходимостью на всех ландшафтах.

ЗСУ Vulcan Wheeled Carrier на испытаниях. Фото Ftr.wot-news.com

Новый вариант боевой машины для войсковой ПВО был предложен в начале восьмидесятых годов предприятием Standard Manufacturing Company (SMC) из г. Даллас, шт. Техас. Незадолго до этого конструкторы SMC сформировали облик перспективного многоцелевого шасси с повышенной проходимостью, которое можно было бы использовать при строительстве самой разной военной и гражданской техники. В кратчайшие сроки компания проработала несколько предварительных проектов. Потенциальному заказчику планировалось предложить собственно шасси, транспортные машины на его базе и несколько образцов с тем или иным вооружением.

В соответствии с принципиальным решением разработчиков, в первую очередь следовало реализовать проект зенитной самоходной установки на перспективном шасси. Такая машина, хорошо показав себя на полигоне, могла бы не только попасть в войска, но и проложить дорогу для прочих унифицированных образцов. Проектные работы по новой ЗСУ стартовали не позднее 1980-82 годов.

Специалисты SMC решили, что перспективная самоходка должна нести то же вооружение, что и существующие машины M163. Наличие орудия M61 Vulcan было отражено в обозначении проекта. ЗСУ назвали Vulcan Wheeled Carrier (VWC) – «Колесный носитель «Вулкана». Впоследствии единственному прототипу этой машины присвоили собственное имя Excalibur.

Вместе с существующим орудием в проекте планировалось использовать самые смелые и новые идеи, направленные на получение максимально возможных характеристик. Нельзя не отметить, что такой подход в итоге привел к весьма примечательным результатам. Готовая машина отличалась от другой техники не только особой конструкцией отдельных агрегатов, но и узнаваемым внешним видом. При всех своих специфических проблемах, самоходка SMC VWC имела футуристический экстерьер и походила на некий образец техники из фантастического произведения.


Самоходка движется по песчаной местности. Фото Ftr.wot-news.com

Конструкторы Standard Manufacturing Company, используя ряд оригинальных идей, создали четырехосную колесную боевую машину с характерной кабиной экипажа и крупной грузовой платформой, пригодной для монтажа специального оборудования. В проекте Vulcan Wheeled Carrier платформа предназначалась для установки полноповоротного боевого модуля с автоматической пушкой. С точки зрения общей архитектуры новый образец военной техники мало отличался от некоторых других разработок того времени.

Основным агрегатом перспективного шасси стал корпус достаточно простой конструкции. По имеющимся данным, опытный образец VWC не оснащался бронированием и был выполнен только из конструкционной стали и иных материалов. В передней части корпуса располагалась крупная кабина нестандартной конструкции, а за ней помещались моторный отсек и объемы для установки трансмиссии. За двигателем расположили небольшое боевое отделение, вмещавшее некоторые элементы башни и рабочего места наводчика.

Вероятно, в связи с экспериментальным характером проекта ЗСУ нового типа получила лишь частично закрытую кабину, размещенную в передней части корпуса. Объем для экипажа образовывался парой наклонных нижних листов, соединенных с невысокими бортами и горизонтальным днищем. Верхние лобовые детали отсутствовали; вместо них имелась пара стоек, к которой крепилась легкая решетчатая крыша. Остекление полностью отсутствовало, что, впрочем, упрощало посадку и высадку.

Основная часть корпуса имела прямоугольное поперечное сечение со скосами в районе днища. Непосредственно за кабиной поместили легкий кожух силовой установки с сетчатыми вставками, за которым находился цилиндрический агрегат с погоном башни. В корме располагался крупный прямоугольный корпус с откидной задней стенкой. Вдоль бортов устанавливались крупные полки, выполнявшие функции крыльев.

Перспективное шасси оснастили восьмицилиндровым V-образным дизельным двигателем марки Detroid Diesel, развивавшим мощность до 135 л.с. Для экономии объемов внутри корпуса использовалась гидромеханическая трансмиссия, распределявшая крутящий момент на все восемь ведущих колес. Именно подобная трансмиссия позволила конструкторам сократить высоту машины при получении всех желаемых возможностей. Иными словами, внутренние агрегаты шасси, связанные с ходовой частью, не мешали установленному боевому модулю.


Вид на правый борт и корму. Можно рассмотреть агрегаты башни. Фото Ftr.wot-news.com

В новом семействе шасси инженеры Standard Manufacturing Company использовали оригинальную архитектуру ходовой части, получившую рабочее название Trailing Arm Drive. На каждом борту корпуса Vulcan Wheeled Carrier предлагалось установить по четыре колеса на подвеске типа TAD. Главным элементом такой конструкции являлся повернутый назад балансир, напоминавший устройства торсионной подвески. Один конец балансира предлагалось подвижно крепить к корпусу, а на втором монтировалось колесо. Сверху, с некоторым наклоном вперед, устанавливалась пружина, соединенная с плечом балансира. При нагрузке она работала на растяжение.

Балансир системы TAD отличался от аналогичных устройств увеличенными размерами и фактически представлял собой полую балку. Внутри балансира, на его концах, располагались два зубчатых колеса, соединенных цепной передачей. Узел подвески балансира к корпусу включал вал от бортовой передачи трансмиссии, при помощи которого мощность поступала на одну шестерню, затем на цепь, вторую шестерню и с нее – на колесо. При всей своей сложности, такая конструкция ходовой части совмещала полный привод и высокую проходимость, обеспеченную большим ходом балансиров.

Ходовая часть получила средства управления работой подвески. В зависимости от особенностей местности, механик водитель мог изменить дорожный просвет. Качающиеся балансиры с пружинами меняли этот параметр в пределах от 10 до 22 дюймов (254-559 мм). Несмотря на изменение клиренса, подвеска во всех условиях «отрабатывала» любые неровности местности.

На стадии проектных работ стало ясно, что отдача орудия M61 не соответствует характеристикам нового шасси. В связи с этим пришлось отказаться от стрельбы на ходу и оснастить боевую машину домкратами. В передней части кабины и по бокам кормового листа корпуса расположили три гидравлических аутригера с круглыми опорами. При боевой работе опоры ложились на грунт и брали на себя вес машины. В убранном положении передняя круглая опора уходила в нишу нижнего лобового листа, а кормовые располагались под задним бампером.

Водитель и командир ЗСУ должны были находиться в двухместной передней кабине полуоткрытого типа. Их рабочие места не имели никакой защиты и не оснащались даже остеклением. От некоторых внешних воздействий их защищала только решетчатая крыша над головой. Левое рабочее место кабины предназначалось для водителя, правое – для командира. Попадать в кабину предлагалось через крупные проемы между крыльями передних колес и крышей. Между двумя рабочими местами находился гидроцилиндр переднего домкрата.


Схема ходовой части типа Trailing Arm Drive, соединенной с бортовой раздачей мощности. Чертеж из патента

На задней грузовой платформе машины при помощи специального кольца с погоном предлагалось устанавливать боевой модуль с зенитным вооружением. Проект SMC VWC предусматривал применение оригинальной поворотной башни, частично основанной на агрегатах существующей ЗСУ M163. Такая унификация в определенной мере упростила сборку опытного образца, а также должна была помочь в дальнейшей эксплуатации техники.

Непосредственно на погоне размещалась асимметричная горизонтальная платформа с креплениями для разных устройств. В передней части платформы, на продольной оси, поместили качающуюся установку с 20-мм шестиствольной пушкой M61. Сравнительно тяжелое монтировалось на прочной раме с пружинными уравновешивающими устройствами. Использовались электрические приводы вертикальной наводки, дублированные ручными механизмами.

Левый борт платформы отдавался под монтаж крупного ящика для боекомплекта. В связи с высокой скорострельности пушки «Вулкан» боевая машина нуждалась в крупном боезапасе и ящике для него, отличающемся соответствующими размерами. Любопытно, что внешняя стенка большого короба являлась дополнительной защитой наводчика и полностью закрывала его от атак слева.

На правом борту разместили средства наведения. По опыту эксплуатации самоходок M163, новую VWC оснастили радиолокационной станцией наведения AN/VPS-2. Антенна этой станции помещалась на собственной стойке с приводами вертикального наведения. Перемещения антенны осуществлялись синхронно с вертикальной наводкой орудия. Различные элементы РЛС и других приборов размещались в ящиках в корме платформы. Данные от локатора передавались в вычислительное устройство, автоматически управлявшее прицелом наводчика.

В центре поворотной башни имелось рабочее место наводчика. Он мог свободно наблюдать за окружающей воздушной обстановкой «через борт», при необходимости наводить орудие и открывать огонь. В боевой работе ему помогали имеющиеся средства автоматизации и механизации.


ЗСУ на пересеченной местности. Фото Yuripasholok.livejournal.com

Несмотря на отсутствие брони и максимальное облегчение конструкции, перспективная зенитная самоходная установка SMC Vulcan Wheeled Carrier получалась не самой компактной и легкой. Общая длина машины достигала 5,5-6 м, ширина – порядка 2-2,5 м. За счет особой конструкции шасси удалось сократить размеры лобовой проекции. Общая высота машины с учетом зенитного вооружения (в походном положении) не превышала 2,2-2,5 м. Боевая масса достигла 16 тыс. фунтов (7,26 т).

В 1982-83 годах компания Standard Manufacturing построила первый и, как оказалось, единственный опытный образец ЗСУ нового типа. Более того, насколько известно, это была единственная реальная машина, построенная в рамках всего семейства проектов. Другие опытные образцы на унифицированном или схожем шасси не строились и не испытывались.

Опытная зенитная самоходка с собственным именем Excalibur вышла на полигон и в кратчайшие сроки показала все свои возможности. По понятным причинам, испытателей, в первую очередь, интересовали параметры и потенциал оригинального шасси. Машина комплектовалась достаточно старым орудием, и его параметры уже давно были установлены. Впрочем, в ходе одного из этапов испытаний следовало проверить взаимодействие достаточно мощной пушки с шасси необычной конструкции.

Во время ходовых испытаний было установлено, что ЗСУ в полной комплектации способна развивать на шоссе скорость до 45 миль в час (более 70 км/ч). Запас хода – до нескольких сотен километров. Также были определены параметры подвижности на разных ландшафтах. Подвеска с большим ходом балансиров и колеса низкого давления позволяли самоходке передвигаться по мягким грунтам и снегу, а также подниматься на склоны большой крутизны. По известным данным, с точки зрения подвижности шасси с агрегатами типа Trailing Arm Drive, как минимум, не уступало другим колесным машинам.

Перед стрельбой машину «Экскалибур» приходилось вывешивать на домкратах, что в некоторой мере снижало ее реальный боевой потенциал. В то же время, вне зависимости от углов наведения самоходка сохраняла приемлемое положение и вела себя достаточно стабильно. С точки зрения боевого применения ЗСУ SMC VWC мало отличалась от серийной M163.






Разные варианты техники на базе перспективного шасси. Чертежи из патента

В целом, две машины оказывались достойными соперниками друг для друга. По одним параметрам новая колесная самоходка опережала гусеничного предшественника, но по иным – отставала от него. Явными плюсами перспективного образца были улучшенные характеристики подвижности вне зависимости от местности. Также колесная ходовая часть была проще в эксплуатации и дешевле в производстве. Но при этом новая машина отличалась отсутствием какой-либо защиты и ограниченными боевыми возможностями.

В середине восьмидесятых годов опытный образец Vulcan Wheeled Carrier с собственным именем Excalibur показали представителям американского военного ведомства, и те определили будущее оригинального проекта. Новую зенитную самоходную установку посчитали непригодной для принятия на вооружение. Несколько положительных особенностей и преимуществ, обеспеченных нововведениями конструкции, не смогли перевесить целый набор недостатков.

Наиболее заметной проблемой проекта SMC VWC было отсутствие какой-либо защиты экипажа. Люди не имели защиты не только от пуль и осколков, но даже от ветра и дождя. Уже по этой причине машина не представляла особого интереса для войск. Новая конструкция ходовой части, при всех своих преимуществах, получалась весьма сложной в производстве и эксплуатации, и в этом отношении уступала другим колесным машинам. Размещение отдельной передачи внутри балансира затрудняло обслуживание, а открытая установка пружин приводила к некоторым рискам.

Еще одной серьезной проблемой стало использованное вооружение. Самоходка M163, оснащенная 20-мм автоматической пушкой с радиолокационными средствами наведения, к тому времени перестала устраивать военных. Новая машина с аналогичным оборудованием, не имеющая никаких преимуществ перед существующим образцом, не была нужна армии.






Другие версии боевых и специальных машин. Чертежи из патента

После такого решения военных работы по проекту Vulcan Wheeled Carrier остановились. Единственный построенный прототип отправился в отстойник. В дальнейшем с него сняли боевой модуль с вооружением и аппаратуру. Со временем оставшееся шасси было частично разукомплектовано. Хранение под открытым небом плохо сказывается на любой технике, и самоходка SMC VWC не стала исключением. Уникальная машина до сих пор ржавеет и ждет, когда ее отправят на реставрацию или в переплавку.

Следует напомнить, что зенитная самоходная установка создавалась инженерами Standard Manufacturing Company с целью продвижения новой конструкции шасси и целого семейства техники, построенного на ее основе. По мере выполнения работ по теме VWC конструкторы занимались развитием предложенного шасси и прорабатывали вопросы создания новых образцов разного назначения. Изучалась возможность использования шасси в разных ролях, а кроме того, предлагались доработки его конструкции.

Все основные наработки по теме перспективных шасси становились темами патентов. В общей сложности компания SMC получила дюжину таких документов, подтверждавших ее права на оригинальные идеи. В патентах приводились альтернативные варианты подвески TAD. В частности, рассматривалась возможность ее использования вместе с трансмиссией бортовой схемы с раздачей мощности через цепные передачи. Также прорабатывалась возможность установки пружины с разными углами и размещения внутри нее дополнительного амортизатора.

На основе шасси тех или иных версий можно было бы строить разнообразные транспортные машины для людей и груза, как бронированные, так и незащищенные. Шасси могло стать носителем зенитного вооружения в виде пушек или ракет, противотанковых управляемых комплексов и т.д. В целом, многоосные машины с полной массой до 8-10 т могли найти применение в самых разных областях и оказать заметное влияние на развитие парка техники армии США.


Забытый и заброшенный "Колесный носитель "Вулкана". Фото Yuripasholok.livejournal.com

Согласно планам начала восьмидесятых годов, продвигать новые разработки следовало при помощи зенитной самоходки необычного облика. Эта машина, справившись с основными испытаниями, не сумела получить положительные оценки потенциального заказчика. Как следствие, от нее отказались, а вскоре компании SMC пришлось свернуть работы по всей тематике новых шасси, поскольку они теперь не имели никаких перспектив.

Чтобы попасть в войска, новый образец военной техники должен не только показывать высокие характеристики, но и соответствовать ряду требований разного рода. Многообещающий проект Vulcan Wheeled Carrier от Standard Manufacturing Company не отвечал основным требованиям потенциального заказчика, что и привело к его закрытию. Любопытный проект зенитной самоходки специфического облика остался ярким, но бессмысленным эпизодом в американской военной техники.

По материалам:
http://ftr.wot-news.com/
https://secretprojects.co.uk/
http://tank-net.com/
https://strangernn.livejournal.com/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
https://patents.google.com/patent/US4600069A/

Система ПВО M163 «Вулкан» — зенитная самоходная установка, созданная на базе бронетранспортера M113 и состоящая на вооружении армии США. Эта быстрая, легкобронированная, маневренная машина-амфибия, развивающая в воде скорость до 6 км/ч, способна доставить в бой до 13 человек, включая членов экипажа. ЗСУ M163 поступила на вооружение в 1969 году, и хотя она уже снята с производства (всего была построена 671 машина), из эксплуатации её так и не вывели.

Система ПВО M163 «Вулкан» оснащалась дизельным двигателем GM 6V53 мощностью 212 лошадиных сил. Благодаря небольшому весу (12,5 тонн) машина способна развить скорость до 64 км/ч. Экипаж ЗСУ состоит из четырех человек.


Основное и единственное орудие этой машины — мощная 20-мм пушка M61 «Вулкан» системы Гатлинга скорострельностью до 3000 выстрелов в минуту (50 выстрелов в секунду). В нём используется автоматическая система подачи боеприпасов, а высокая начальная скорость снаряда обеспечивает настильную траекторию. Максимальная прицельная дальность — немногим более 5 км, а угол прицеливания от +80 до -5 градусов. Стандартный боезапас M163 составляет 2100 снарядов.

Несмотря на то, что машина оснащена небольшой РЛС, её орудие не наводится по локатору. Для прицеливания стрелок использует оптический прицел с вычислением упреждения.



В игре M163 «Вулкан» будет одной из наиболее эффективных ЗСУ на ближней дистанции. Среднее бронирование машины (до 45 мм) обеспечит достойную защиту от пулемётного огня и снарядов малокалиберных пушек. В схватке с тяжеловооружёнными противниками следует полагаться на высокую мобильность и чаще менять местоположение. У этой машины достаточно высокий профиль.

Хотя пушка M61 «Вулкан» системы Гатлинга — грозное оружие, её лучше использовать против низколетящих самолетов. В качестве боеприпасов пушка использует 20-мм снаряды, что не позволяет состязаться в эффективной дальности стрельбы с другими крупнокалиберными ЗСУ.

Однако если вы сумеете поразить цель, уже ничто не спасет её от разрушения и немедленной гибели под огнем интенсивностью 3000 выстрелов в минуту. Сравнивать эту пушку с цепной пилой было бы просто оскорбительно. Одна система ПВО M163 «Вулкан» может обеспечить эффективное прикрытие целой группе тяжёлых танков против атак с воздуха.

В War Thunder M163 предназначена исключительно для противовоздушной обороны. Тем не менее она будет способна защитить себя от других ЗСУ и лёгких танков-разведчиков.

Обои на рабочий стол:



Читайте также: