Развлечение старшая группа как зимуют звери. Сценарий развлечения в старшей логопедической и подготовительной группах "Экологический квест – Путешествие в сказочный лес"

Тематическое развлечение «В мире животных» (старшая группа)

Цель: продолжать знакомить детей с миром диких и домашних животных, закрепить полученные ранее знания, учить детей заботливому отношению к животным; развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, логическое мышление, желание искать самому информацию о животных, интересные факты из их жизни; воспитывать любовь и бережное отношение к природе и к ее жителям, желание помогать им, воспитывать умение видеть прекрасное в природе.

Сюрпризный момент: приход Совы – учителя Лесной школы, сюрприз – корзина с овощами, фруктами и письмом от лесных жителей, подарки детям - каждому ребенку маленькое солнце.

Воспитатель: Дети, сегодня мы отправимся в интересное путешествие. А интересное оно потому, что мы продолжим знакомство с миром животных. Скажите, пожалуйста, чем отличаются волк, медведь, тигр от коровы, кролика, овцы? Да, это дикие и домашние животные. За домашними животными ухаживают люди, а дикие животные сами ищут себе еду, строят жилище, прячутся от врагов и защищают своих детенышей.
Сейчас я буду вам загадывать загадки, а вы называйте название животного и определите домашнее или дикое.

На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(Волк)

Живет в доме хозяин:
Шуба атласная,
Лапки бархатные,
Ушки малы да чутки,
Глазки горят как огни.
Днем спит
И сказки говорит,
А ночью бродит -
На охоту ходит.
(Кошка)

Она таскать цыплят украдкой любит -
И убегает, прячется в леса,
Боясь в селе охотничьего пса.
Она детишек кормит и голубит,
Но рыжий хвост и выдаёт и губит
Плутовку под названием...
(Лиса)

В хлеву за забором
толстушка живет,
Средь домашних животных
грязнулей слывет.
Мила, добродушна,
нос пятачком,
В луже лежит,
торчит хвостик крючком.
(Свинья)

Я верный человека друг.
Имею множество заслуг.
На цепь привязан во дворе.
Зимою сплю я в конуре.
Охочусь с другом на волков.
Пасу на пастбище коров.
Бегу по тундре вековой
в упряжке, снежною зимой.
Я в мире лучшая служака.
Кто я? Ты угадал -
(Собака)

Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
(Медведь)

Это кто ж такой рогатый?
Да ещё и бородатый?
Молоко даёт исправно,
Вкусное, полезное
Днём гуляет по двору,
С кустиков дерёт кору,
Смотрит хитро мне в глаза
Бородатая (коза)

Молодцы! А теперь давайте поделимся на две команды: команда «Дикие животные» и команда «Домашние животные». Первое задание для обеих команд: для каждой команды разложены карточки с животными.Нужно найти парные картинки: два тигра, две коровы, два медведя и тому подобное. Учитывая то, что команда «Дикие животные» выбирает диких животных, а команда «Домашние животные» выбирает парные картинки домашних животных.
- Очень хорошо, молодцы. А теперь задание посложнее. Представители от каждой команды должны составить рассказ о животном (дикое, домашнее). Во время рассказа нельзя называть название животного, только описывать его внешний вид, поведение, способ питания. Одна команда рассказывает, вторая – отгадывает животного. Например, это животное известно всем, ест листики с деревьев, а траву не ест, потому что неудобно доставать. А листики достает, потому что имеет длинную шею. Кто это?
- Да, это жираф.
(Дети рассказывают про животных по очереди) .
- Интересные рассказы вышли у обеих команд. А теперь игра для «Диких животных», называется она «Лисичка и зайчик» . Станьте в круг. Одному из вас я дам лисичку, а другому - зайчика. По сигналу начинайте передавать эти игрушки по кругу. Быстро убегает зайчик – не хочет, чтобы его съела лиса. А лисичка быстро бежит, потому что проголодалась и хочет съесть зайчика. Вот так и среди животных. Один убегает, другой догоняет.
- Теперь настала очередь команды «Домашние животные». Для вас игра «Курочки и петушки» . Видите: во дворе много разбросано гороха, тыквенных семечек, фасоли. Вы все – курочки и петушки, и вам нужно за минуту всё собрать и посортировать. Начинаем по сигналу.
- Вот какие у нас трудолюбивые домашние птицы! Всё быстренько собрали и посортировали.
Продолжим наше путешествие. А пришли мы на лесную полянку Лесной школы. Как вы считаете, кто может быть учителем в такой школе? (Ответы детей) А учитель тут – мудрая Сова!
Сова: Добрый день, ребята, вы пришли в Лесную школу. А что делают дети в школе? Да, учатся. Потому садитесь на занятие, я хочу проверить ваши знания. Если вы не знаете ответ, говорите «дальше». Будьте внимательными, начинаем.
Начнем с команды «Домашние животные».
- Какое животное дольше всех может обходиться без воды? (Крыса)
- Какого цвета кожа у белого медведя? (Черная)
- Какое животное может менять свою окраску? (Хамелеон)
- Какие животные спят стоя? (Слоны)
- Какие животные спят в пещерах вниз головой? (Летучие мыши)
- Кого из животных называют королем скорости? (Гепарда)
- Какое животное обитает только в Австралии? (Кенгуру, утконос)
- Какой лесной зверек сушит себе грибы на ветках? (Белка)
- Какое животное самое высокое? (Жираф)
- У кого глаза на рожках, а дом на спине? (У улитки)

Вопросы команде «Дикие животные»
- Какие животные спят с открытыми глазами? (Змеи)
- У какого животного 2 горба и 2 желудка? (У верблюда)
- Самое большое млекопитающее? (Синий кит)
- Умеют ли слоны плавать? (Умеют, даже нырять)
- Какой хищник любит малину? (Медведь)
- Кого называют санитаром леса? Почему? (Волка. Потому что он убивает больных и слабых животных)
- Могут ли крокодилы лазать по деревьям? (Молодые крокодилы хорошо лазают по деревьям и часто отдыхают на ветвях)
- Что есть зимой жаба? (Ничего. Она спит)
След какого хищника похож на человеческий? (След медведя)
Какое животное является символом Всемирного фонда охраны животных? (Большая панда)

Сова : Вижу, что много вы знает, молодцы. А теперь отвечайте: что бывает в школе между уроками? Да, перемена. Наша перемена будет необычная . Вы слышали, как поют птицы? А как поют животные? Сейчас я вам расскажу. Каждая команда должна выбрать себе животное, голосом которого она споет всем знакомую песню «Улыбка».
(К примеру, одна команда под музыку мяукает, другая команда – мукает).
Сова: Вот и отдохнули, зарядились хорошим настроением. Следующий урок – математика. Считать мы будем шишки. Но сначала их нужно собрать. А помогут вам мои друзья медвежата. Только забыла я, как их звать. (Дети предлагают варианты имен)
Задание такое: У каждой команды есть шишки и ведра, куда их собирать. Одно условие – собирать шишки можно только лапами наших медвежат. Взять лапками и положить в ведерко. На задание дается 30 секунд, потом будем считать, чья команда больше шишек собрала. (Дети собирают шишки лапами медведей)
- Всё, время вышло. Считает вслух шишки команда «Дикие животные». Теперь считает вслух шишки команда «Домашние животные». У какой команды больше шишек? На сколько больше? А у другой команды на сколько меньше? Что нужно сделать, чтобы шишек стало поровну?
- Молодцы! Вижу, что с математикой вы дружите. Но настало время переменки. Отдохнуть нам поможет физкультминутка.

Звериная зарядка.

Раз – присядка, два – прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть
(движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало – начинает все сначала.

А теперь начинаем урок по развитию речи . Будьте внимательны. Я вам буду называть слова – прилагательные, а вы мне – название животного, о котором идет речь, домашнее или дикое.
Хитрая, рыжая, пушистая………(Лиса)
Трусливый, пугливый, ушастый….(Заяц)
Ленивая, толстая, розовая…….(Свинья)
Большой, косолапый, бурый или белый…. (Медведь)
Рогатая, большая, молочная……(Корова)
Злой, голодный, хищный, серый….(Волк)
Маленький, колючий, круглый, когда прячется…..(Ёжик)
Маленькая, ласковая, пушистая… (Кошка)
Верная, сторожевая, смелая….(Собака)

И с этими заданиями вы справились. Следующий урок – музыкальный . Я хочу, чтобы вы все вместе спели песню «Не дразните собак» . Эта песня очень нравится и диким и домашним животным, она учит нас быть добрыми, заботливыми к живым существам, не обижать их.
(Дети поют песню «Не дразните собак» (Е. Птичкин - М. Пляцковский)

Не дразните собак, не гоняйте кошек,
Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек.
И тогда воробьи песенкой разбудят,
А царапать и кусать вас никто не будет.

Если очень шуметь около берлоги,
То придется потом уносить вам ноги.
И пчела просто так тоже не пристанет.
Ведь и жалить, и рычать зря никто не станет.

Ни к чему обижать бабочку на ветке,
Веселее в лесу от ее расцветки.
Не пугайте жуков с длинными усами,
И поверьте, что жуки вас не тронут сами.

Если вам по душе красота земная,
Берегите ее, устали не зная.
Непременно тогда станем мы друзьями,
А про кошек и собак пойте вместе с нами!

Сова: На сегодня уроки в лесной школе закончились. Я надеюсь, что вам понравилось и вы еще не раз придете сюда. До свидания, дети. Относитесь с любовью ко всему живому.
(Сова уходит)
Воспитатель: Настало время вернуться нам из леса в детский сад. Дети, понравилось вам путешествие в лес? А что вам понравилось больше всего? Посмотрите, что появилось после нашего путешествия? (Корзина с овощами, фруктами, письмо) Что же написано в письме? Давайте прочитаем его.
«Дорогие дети! К вам обращаются животные и птицы: и дикие и домашние. Мы очень рады, что вы так много знаете про нас. Мы хотим с вами дружить и за то, что вы заботитесь о нас, любите и учите песни и стихи, присылаем вам гостинцы. Если человек доброе сердце имеет, он идет в мир добро творить. В его глазах любовь и ласка сияют, такой человек солнцем горит. Желаем вам, дети, быть добрыми, ласковыми солнышками»
Воспитатель: Вот такое письмо пришло к нам. Что вы хотите ответить на него? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, дети, все правильно говорите. Будем добрыми по отношению к природе, заботливыми к тем, кто нас окружает, и станем хорошими людьми, и все будут радоваться нам, как радуются солнышку. На память об этом путешествии каждый из вас получит маленькое солнышко. Пускай оно светит вам, учит добру!

Программное содержание
Задачи
Образовательная
Уточнить и расширить представления детей об образе жизни лесных зверей (белка, заяц, волк, медведь, лось, еж) зимой.
Развивающая
Продолжать развивать внимание
- Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи
Воспитательная:
Воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций диких и домашних животных, беседа
Материалы и оборудование
Карточки с изображениями зверей (белка, заяц, волк. Изображения питания зверей (кора деревьев, ветки, грибы, Карточки с изображением диких и домашних животных

Методика проведения
Этапы Содержание Примечание
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, вы слышите? Кто-то стучится
Ребята,посмотрите, к нам в гости к ним пришел Незнайка.
Воспитатель: Ребята давайте поздороваемся с
Дети: Здравствуй Незнайка
Незнайка: Здравствует ребята
Стук в дверь, заходит Незнайка

Основная часть
Воспитатель: Незнайка, а что у тебя в руках?
Незнайка: картинки с изображениями животных
Незнайка. Эти животные живут в лесу, но сейчас очень холодно - зима. Наверное, и им тоже холодно, голодно, вот я и решил забрать их домой: буду ухаживать за ними, кормить.

Воспитатель: Дети, разве можно взять этих животных домой?
Дети. Нет, нельзя. Им нужна свобода, и в любую пору года они находят себе пищу и не мерзнут.
Воспитатель: Ребята, вы так хорошо и быстро говорили, что Незнайка не понял, почему же зверям в лесу лучше. Давайте сядем на стульчики и расскажем ему все-все о том, как зимуют звери.

Загадка:
Не мышь, не птица
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки грызет.
Незнайка. Этого зверя я знаю. Летом в лесу много раз видел. Зимой ведь для нее пищи нет, надо о ней позаботиться, домой взять и покормить, а лучше до весны спать уложить.

Воспитатель: Можно ли так поступить с белкой?
Дети: Нет.
Воспитатель: Где белка живет?

Дети: в Дупле
Воспитатель: Правильно, белка прыгает с дерева на дерево, находит дупло, утепляет его, живет в нем.
Чем питается?
Дети: С осени запасает орешки, грибы
Как спасется от врагов?
Дети Она умеет быстро перебираться с дерева на дерево - это ее и спасает

Незнайка. Ладно, белку я оставлю в лесу. А вот эту зверушку я обязательно возьму домой: он такой маленький, любой его обидит.
Воспитатель: Ребята послушайте и отгадайте загадку
Загадка.
Зимой белый,
летом серый.
Дети: заяц
Воспитатель: Правильно, это заяц
Как заяц готовится к зиме?
Дети: Меняет шерсть, цвет, линяет.
Чем заяц питается?
Дети: кора деревьев, ветки
Есть ли у зайца враги? Кто?
Дети: да Лиса, волк,
Воспитатель: Как он от них спасается?
Дети: спасают быстрые ноги, цвет шерсти.
Незнайка. Ладно, я все понял и зайчика тоже оставлю в лесу, не буду брать домой. А кто же еще питается корой
Воспитатель: Ребята, вы наверное устали, давайте отдохнем

Физминутка "У Оленя дом большой"
У оленя дом большой,
(Руки над головой – изображаем крышу дома.
Он сидит, глядит в окошко.
Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой поддерживаем правую.
Зайка по полю бежит,
Бег на месте.
В дверь к нему стучит:
Топот ногами, руки на поясе.
«Тук-тук, дверь открой,
Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой.
Там в лесу охотник злой».
Руки на поясе, поворачиваемся вправо и влево.
«Зайка, зайка, забегай!
Зазывание движения рукой.
Лапку мне давай».
Протягиваем руки с открытой ладонью)

Воспитатель: Вам понравилась зарядка?
Дети: да
Незнайка. Ребята, а какие еще животные живут в лесу?
Дети: Медведь, лиса, волк, крот
Воспитатель: правильно, а кто мне расскажет как готовится к зиме заяц?
Дети: меняет шубу с серой на белую
Воспитатель: А медведь?
Дети: медведь ложится в спячку и спит до весны
Воспитатель: молодцы ребята, а вы знаете как готовится к зиме лиса?
Лиса к осени уже вырастила своих лисяток., поэтому она не сидит в норе. Но если опасность угрожает, то лиса бежит в свой дом и прячется. Нора у лисы на опушке леса на холме, чтобы лиса могла видеть лес со всех сторон. Лиса очень умная, она никогда не бежит сразу к норе, сначала делает петлю, чтобы запутать свои следы, а потом уже прячется в норе.
Лиса – хищник, она зимой не спит и запасов на зиму не делает, как и волк.
Но вот шубку к зиме и лиса, и волк готовят. Шерсть у них, как и у всех зверей, отрастает и становится очень теплой и пушистой, чтобы зимой не было холодно.

Воспитатель: Молодцы, теперь Незнайка знает, какие животные живут в лесу
А как можно назвать животных живущих в лесу?
Дети: Дикие животные
Воспитатель: Ребята я предлагаю вам поиграть в игру "Четвертый лишний"
Я буду показывать вам животных,а вы должны мне сказать, какое это животное дикое или домашнее
(Волк, заяц, корова, курица, гусь, лиса, белка, медведь, кот, собака, свинья, крот)
Воспитатель: Молодцы, справились. Вам понравилась эта игра?
Дети: Да
Дети рассматриваю картинки
(белка, заяц, волк, медведь, лось, еж).
Дети садятся на стульчики
Загадываю загадку
Показываю изображение белки в зимнем лесу рядом с дуплом
Беседую с детьми
По ходу вопросов показываю изображения с
ответами
Загадываю загадку
Показываю изображение зайца объедающего кору дерева
Беседую с детьми
Провожу физкультминутку
По ходу стихотворения дети имитируют движения
Беседую с детьми
Детям показываю картинки с изображением диких и домашних животных дети определяют, в какую группу их отнести

Заключительная часть
Незнайка: Ребята, теперь я понял, что в лесу живут дикие животные и их нельзя брать домой.
За то что вы мне помогли разобраться в этом я хочу подарить вам Вот эти раскраски с животными.
А сейчас мне пора возвращаться домой. До свидания ребята, до новых встреч
Дети: до свидания Незнайка
Незнайка благодарит детей и дарит раскраски
Дети прощаются с Незнайкой

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшей группы «Животные в зимнее время»

Цель: познакомить детей с изменениями, которые произошли в жизни лесных зверей с приходом зимы; с красной книгой, её предназначением.

Задачи:

  • уточнить знания детей о зимних месяцах, о том, где зимуют животные, чем питаются;
  • учить распознавать следы зверей и птиц;
  • развивать мышление, речь; умение делать краткие сообщения о животных, о содержании книги;
  • упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных, употреблении дательного падежа существительных;
  • воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, картинки животных, книги детей, сделанные своими руками, шишки, снежинки, детские рисунки, бумага, бумажные салфетки.

ХОД

Актуализация знаний по теме.

Разгадывание загадки.
Слайд №1

Назовите-ка, ребятки
Кто хозяюшка загадки?
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Снег мешками валит с неба
И вокруг сугробы снега
Снегопады и метели
На Катайск наш налетели.
Двор в снегу. Белы дома.
Это … Зимушка-Зима

Слайд №2

Беседа «Месяцы зимы»

— Давайте вспомним, как называются зимние месяцы (слайды№3,№4,№5,№6,№7,№8). Почему вы решили, что эти месяцы зимние? Как погода?

Сюрпризный момент.

— Мы сегодня не зря вспомнили о зиме. К нам пришло письмо от Снегурочки.

Она пишет, что Дедушка Мороз дал ей задание узнать о том, как живут лесные животные зимой. А она в декабре готовилась к новому году, шила себе наряд, разучивала стихи, песни. Потом отмечала Новый год с детьми в детских садах, школах. А ещё она, как все дети, каталась на лыжах, на коньках, на санках. А когда вспомнила про задание Деда Мороза, то пошла в лес и почти никого из зверей не нашла, только увидела много следов, а чьи они она не знает. Она просит вас помочь ей.

Беседа «Поведение животных зимой»

  • А вы знаете, как зимуют животные в лесу?
  • А откуда вы об этом узнали?

Правильно, из книг, журналов, телепередач. Мы с вами недавно ходили в библиотеку, там вас познакомили с писателями, которые пишут о природе, о животных. Назовите их. (слайд№9)

  • Каких животных зимой можно встретить в лесу?

Я предлагаю вам сходить в зимний лес и постараться разгадать, чьи следы там увидела Снегурочка.

Экологическая беседа «Правила поведения в лесу».

Давайте вспомним правила поведения в лесу. Что можно делать в лесу? Что нельзя делать в лесу? Почему нельзя в лесу шуметь?
В лесу нужно не ломать веток, не мусорить, не разводить костры, не пугать животных.

А очутиться в зимнем лесу нам помогут волшебные снежинки, какой же зимний лес без снега, вьюги.

Дети дуют на снежинки и под песню «Сказки зимнего леса (видеоклип) идут в лес.

Рассматривание иллюстраций.

— Вот мы и пришли (слайд№10). Дети, посмотрите, как красиво в зимнем лесу. Лес как будь-то, спит под снежным одеялом. Может быть, в лесу никого нет. Поля и лесные поляны теперь, как чистые страницы, какой-то большой книги. Кто пройдёт по ним, всяк распишется.

Кто был? Что делал? Давайте посмотрим (слайд№11).
Снег укрыл следы и грядки, на снегу следы загадки.
Эта снежная страница, а прошла по ней лисица (слайд№12)

Презентация книжки.

— Давайте послушаем Лику Л. Что же интересного она узнала о лисе, когда с мамой составляла книжку-малышку. Лика рассказывает о том, почему лису зовут Патрикеевна (слайд№13).

Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом».

— Давайте расскажем, где зимуют животные.

«У лисы в лесу глухом есть нора — надёжный дом.
Не страшны зимой метели белочки в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт он лапу.
(дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждую строчку)

Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нём.
(удары ладонями и кулачками)

Разгадывание загадки.

— Послушайте загадку Антона С.
«Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духа. Хвост короче уха.
Всех зверёк пугается, под кустом спасается.
Часто волку серому в зубы попадается».

Ох, как заяц напетлял, от лисы он убегал.
Волку недостался, и живым остался (Слайд№14.)

Презентация книжки.

— Лиза Бронникова с мамой составляла книжку-малышку про зайчика.

А где же у зайки домик? (слайд№15)
Чем он питается зимой?
Почему он ходит в белой шубке?

Лиза смастерила вот такого зайчонка. Расскажи, как ты это делала и из чего.

Описание этапов выполнения поделки.

Лиза: «Ватные диски я в руки взяла, и фантазировать начала. Круглые, белые, словно снежок. Кто из них получиться бы мог? Может котёнок, что белый, как снег. Иль снеговик, что приснился во сне. Нет, это зайка белой зимой. Наклею кружочки, и он будет мой.»

Если вы захотите, Лиза вас научит делать таких зайчат.

Практическая работа «Украсим елочку».

— А нам с вами нужно тоже потрудиться. Когда мы с вами шли в лес, я видела. Что маленькая ёлочка стоит без снега. Давайте укроем её снежными комочками.

Дети сминают лист бумаги и салфетку.

— Что легче сминать?
Куда положим комочки из салфеток?
А почему комочки из бумаги кладём под ёлочку, а не на ветки?

Разгадывание загадки.

— А кто ещё свои следы оставил вы узнаете, если загадку отгадаете.

Алина Х: « Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы.
Кто в дупле орешки прячет, сушит на зиму грибы»

Вот следы пушистой белки, весело играть в горелки
Могут целый день они, эти шустрые зверьки (слайд № 16).

Ознакомление детей особенностями зимовки белочки.

Лиза Касаткина вместе с белочкой расскажут нам, как белки зимуют (слайд№17)

А ещё Лиза сочинила сказки о белочке и её друзьях, а мама записала их в книжку-малышку.

Белка оставила шишки, давайте поиграем с ними.

Пальчиковая гимнастика.

«Белка шишки подарила и в корзинку положила (зажимаем шишку в кулачке).
С шишкой ловко поиграем, по ладошке покатаем.
Вверх-вниз, вверх-вниз, влево- вправо, влево- вправо прокатись.
А теперь катись по кругу, раз, два, раз, два, очень нравится игра.
Пальцами возьмись за шишку, покажи её детишкам.
Взгляд за шишкой проведи и на шишку погляди (поворачивают руку влево и вправо)».
А сейчас шишки уберём в корзинку и оставим их белке.

Разгадывание загадки.

— Загадка Владика поможет узнать, кто ещё оставил в лесу свои следы.
Владик: «Что за зверь зимой холодной ходит по лесу голодный?
На собаку он похож, что не зуб- то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть».

А возле этой ёлки бродили злые волки (слайд № 18)

Презентация книжки о волке.

— Егор вместе с родителями нашли много интересного для книжки о волке. Егор рассказывает о книге, о волках (слайд 19)

Беседа «Рысь».

— А сейчас послушайте загадку Максима (слайды №20, №21)
Правильно, это рысь оставила здесь следы.
Чем питается рысь?
Что она умеет делать?

Я знаю, что звери, как и вы любят делать зарядку.

Динамическая пауза

«Звериная зарядка».
Раз- присядка, два — прыжок. Это заячья зарядка.
А лисята как проснутся, любят долго потянуться.
Обязательно зевнуть, ну и хвостиком вильнуть.
А волчата спинку выгнуть, и легонечко подпрыгнуть.
Ну а мишка косолапый, широко расставив лапы:
То одну, то обе вместе, долго топчется на месте.

Игра «Угадай, чьи следа».

— Давайте поиграем и узнаем, сможете ли вы угадать, чьи это следы (слайды № 22- №27).
А чьих следов мы не увидим зимой? (слайд № 28)

Презентация книги о ежике.

— Почему ёж спит зимой? Расскажи нам Ксюша. В книге Ксюши есть интересная игра «Что ёж сможет унести на своих иголках?»

Дидактическая игра «Кому этот подарок и для чего?».

— Я предлагаю вам тоже поиграть в игру « Кому этот подарок и для чего?»

Беседа и презентация книги о медведе.

— Отгадав Каринину загадку, вы узнаете, кто ещё спит зимой.
«Кто в лесу глухом живёт, неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд, а зимой сосёт он лапу» (слайд №29)

Чем питается зимой медведь?
Почему медведь лапу сосёт?

Поля расскажи о своей книжке.

Прослушивание песни.

— Я предлагаю вам послушать шуточную песенку, про то почему медведь спит зимой (слайды №30- №36)

Заключительная часть.

— Вот сколько интересного мы узнали о жизни животных зимой, путешествуя по лесу, знакомясь с книгами детей. Об этом мы напишем в письме для Снегурочки. А нам пора возвращаться из зимнего леса, подуйте на свои волшебные снежинки и в путь.

Звучит песня «Сказки зимнего леса».

— Из книг мы можем узнать много интересного. Писатели пишут умные, добрые книги.

Знакомство с Красной книгой.

— А я хочу познакомить вас с тревожной книгой. Она называется красной книгой (слайд № 37). Красный цвет предупреждает об опасности, как красный свет светофора. В эту книгу поместили животных, птиц, растения, которые исчезают с нашей планеты Земля, или их осталось мало. Страницы в книге разного цвета (слайды № 38-№ 42)

А от чего погибают животные? (слайд №43)

И хотя вы ещё дети, вы тоже можете охранять лес и его обитателей. Для этого нужно выполнять такие правила (слайд № 44)

Вот сколько интересного мы узнали о жизни животных зимой, гуляя по лесу, слушая рассказы детей. Вы познакомились с красной книгой. Об этом мы напишем в письме для Снегурочки.

Подведение итогов.

— Главное вы никому не причинили вреда. Вы настоящие друзья природы.

Ведь все на свете животные, птицы, рыбы, насекомые нужны. Я надеюсь, что вы никогда не будете их обижать.

Я хочу вам вручить эмблемы друзей природы.

Звучит видеоклип « Все на свете нужны».

Цель: показать красоту зимней природы в художественной литературе и произведениях искусства, воспитывать чувство прекрасного, расширить кругозор детей, развивать любознательность, логическое мышление, смекалку.

Ход развлечения

В. Ребята, какое сейчас время года? (Зима.)

  • Зима красивое время года, не правда ли?
  • Вы любите зиму?
  • Вот поэтому и называют зиму ласково - зимушка, чародейка.
  • Вы знаете как еще называют зиму? (Мастерица, волшебница.)

В. Вот и мы нашу встречу назовем «Зимушка-зима». Мы послушаем стихи, музыку, поиграем, узнаем многое о зиме. Наша встреча - это своеобразная встреча с зимой.

  • Какой день начинает зиму? Чем этот день отличается от других? (22 декабря - самый короткий день и самая длинная ночь.)
  • Красиво зимой! Вокруг сверкающий снег, как пушистый ковер. Зима - веселое время года. Зимой можно… помогайте мне? (Кататься на санках, коньках, лыжах, играть в хоккей, в снежки, встречать Новый год.)

В. Зимней природой, ее узорами и красками восхищались и воспевали в своих произведениях художники, поэты, писатели, композиторы.

Может вы знаете каких-нибудь художников и их картины о зиме? (Ответы детей.)

Сейчас мы посмотрим с вами некоторые репродукции картин о зиме.

Рассматривание репродукций картин К. Юон «Конец зимы», А. Саврасов «Зимний пейзаж».

В. Много прекрасных произведений создано писателями и поэтами о зиме. Знаете ли вы стихи о зиме? Кто хочет прочитать? (Чтение стихов.). Кто хочет прочитать? (Чтение стихов.)

В. Природа оказывает огромное влияние на творчество композиторов.

Вы знаете композиторов, чьи произведения воспевают природу? (П. Чайковский, С. Рахманинов, М. Глинка.)

Сейчас мы послушаем музыку П. Чайковского из цикла «Времена года». (Зима. Январь.)

Внимательно послушайте, подумайте, о чем хотел рассказать композитор. Давайте закроем глазки и пофантазируем. (Звучит музыка.)

Какие образы и картины нарисовало вам ваше воображение?

В. А теперь мы с вами поиграем.

Сейчас, играя в игру, мы проверим, что вы знаете о зиме, о зимней природе. За правильные и полные ответы - получите фишки (желтые или красные). Кто больше наберет фишек, получит приз.

Итак, начнем.

Разминка

Кто зимой из животных впадает в спячку? (Барсук, еж, медведь, уж, ящерица, летучая мышь.)

Конкурс

В. Сейчас я расскажу вам одну историю о том, как я была зимой в лесу. Кто заметит ошибки в моем рассказе - поднимает руку.

Как-то раз пошла я в лес. Это было зимой… И увидела я там медведя, сову, ласточку, петуха, грача и т.д. (Ответы детей.)

В. А теперь дополнительные вопросы:

  • Какие животные запасают на зиму корм? (Белка, бурундук, сова, мышь, бобр, сойка, поползень.)
  • Какие животные на зиму меняют окраску? (Белка, заяц - беляк, ласка, белая куропатка.)

Проводится игра «Зимние слова».

Два мальчика и две девочки отходят в разные стороны комнаты. Называя слова, связанные с зимой мальчик и девочка делают шаг. Получается, что дети двигаются на встречу друг к другу. Кто раньше подойдет, к флажку тот и победил.

Викторина «Что вы знаете о зиме?»

Вопросы к детям:

  • Где раки зимуют? (В норках по берегам озер и рек.)
  • Что для птиц страшнее - холод или голод? (Голод.)
  • Если у зайцев поздно начала белеть шерсть, какой зимы ждать: ранней или поздней? (Поздней.)
  • Растет ли дерево зимой? (Не растет.)
  • Вьют ли гнезда перелетные птицы на юге? (Нет, так как они не выводят птенцов.)
  • Все ли зайцы белы зимой? (Беляки - белые, русаки - серые.)
  • Каких медведей зовут шатунами? (Которых разбудили и согнали с берлоги зимой.)
  • Что значит «Волка ноги кормят»? (Во время охоты волк не сидит в засаде, а догоняет.)
  • Почему зимой многие звери и птицы покидают лес и приближаются к жилью людей? (Так легче найти пищу.)

За правильные ответы дети получают фишки.

Игра-«Пантомима» (имитация движений животных, называемых воспитателем).

Подводятся итоги, участникам вручаются призы.

Звучит музыка

Восп: В лесную чащу тихо вошла зима портниха.

Березки очень рады спасибо за наряды,

Пушистые и белые зима наряды сделала и для лесов и для полей- пускай им будет потеплей.

Деревьям всем в лесочке зима дала платочки

И в шубки их одела

Сама повеселела…

Восп: Дети посмотрите мы с вами попали в зимний лес. В зимнем лесу хозяйничают зимние месяцы. А вы знаете сколько их

Восп: Назовите зимние месяцы

Восп: Правильно дети зимних месяцев три. И я

Хочу поиграть с вами в игру «Раз, два, три зимнюю погоду назови»

Зимой погода какая?

Восп: Обобщает ответы детей. Зимой погода пасмурная, холодная, снежная, холодная.

Снег, снег, снег обсыпает ветки на березе на сосне снежные конфетки

Висят конфетки на каждой ветке

А на елочке у нас снег не настоящий, но такой же как в лесу, белый и хрустящий.

Снег падает в лесу - это называется снегопад

Восп: Посмотрите, как художница зима украсила елку снежинками. Давайте подойдем к ней

И полюбуемся снежинками.

У меня в руках красивая снежинка. А у вас какая?

Восп: Со снежинками решил поиграть ветер.

Упражнение на дыхание

Танец «Снежинки»

Звучит музыка – метель, вьюга

Восп Зимушка зима и дедушка Мороз украсили лес город, насыпали снега, расписали окна.

Ходит дед Мороз по лесу смотрит все ли в порядке, прислушайтесь, вы услышите его шаги.

(входит дед Мороз)

Д.М.: Вот и я пришел к вам в гости.

Д.М Расскажи те ка, ребятки, как денек вы провели?

Д. М. А потом?

Д.М.А потом.

Д.М.Вижу,ребята, денек вы славно провели.

Ждали вы меня?

Д.М. Хорошо, что зима снежная?

Д.М. Для кого хорошо? Для кого плохо?

Д.М.А лесные жители к зиме готовы? Давайте

Проверим, сядем на пенечки спросим у них

(входит медведь)

Д.М. Ты почему так тяжело ступаешь?

Д.М.- Покажи свою шубку. Хорошо ли к зиме приготовился?

Д.М.-А с ребятами хочешь поиграть?

Восп:- Хорошо поиграли, давайте покажем мишке, как мы играем на погремушках.

(появляется лиса)

Д.М -А ты лисонька всем довольна?

Д.М. -Хвастаешься, лисонька ты лучше ребятам хвостик свой покажи

Д. М. Да ты в лесу не озоруешь. Хитра очень,

Попробуй детей перехитрить.

Д.М. Здравствуй колючий еж, все хлопочешь.

Молодец колючая голова. Знаю, любишь ты

загадки загадывать. Загадай их ребятам

Д.М. Может быть не поверите мне, но я вдруг увидел грибы на сосне. Разве грибы на деревьях растут. Что-то совсем непонятное тут. Надеты на

ветках маслята, опята. Кто же их на зиму сушит ребята.

(появляется белка)

А как тебе твоя новая шубка.

Д.М - А где же зайчишка

Ах, тебя и не видно на белом снегу

Молодец зайчишка тобой я тоже доволен.

Увидел я. что все в лесу к зиме готовы пора и

Вьюге завывать

Восп: Подожди мороз, останови вьюгу заметет она все лесные тропинки и придется детям Новый год в лесу встречать. А из леса поможет выйти нам веселый хоровод.



Читайте также: