Развитие коренных малочисленных народов. Фундаментальные исследования

– зав. отделом организации научных связей Института экономических исследований Дальневосточного отделения Российской академии наук (г. Хабаровск). E-mail: *****@***ru

Особенности развития человеческого потенциала коренных малочисленных народов Севера

В статье рассматриваются социологические аспекты современного состояния коренных малочисленных народов Севера, традиционно проживающих в бассейне реки Амур на территории Хабаровского и Приморского краев , анализируется состояние их здоровья, уровень доходов, уровень образования, сохранение культурных традиций. На основании анализа указанных факторов выводится индекс развития человеческого потенциала этих народов.

Ключевые слова: человеческий потенциал, индекс человеческого потенциала, национально-этнические общности, коренные малочисленные народы Севера, социальное благополучие личности.

В современном обществе действительное богатство страны определяется не только валовым национальным продуктом , но и развитием человеческого капитала. Это понятие является одновременно и экономической, и социальной категорией. К основным составляющим человеческого капитала относят комбинацию следующих компонентов: культурно-этнические особенности; образование и профессиональная подготовка, физиологические и психологические характеристики личности; состояние здоровья; движущие потребности, мотивация, ценности.

Оценка человеческого капитала достаточно затруднена, поскольку данная категория имеет интегративный характер. Для оценки и сопоставления уровня социально-экономического положения различных стран используется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Данный универсальный сопоставимый измеритель введен в международный политический и научный оборот Организацией Объединенных Наций.

По структурным составляющим человеческого потенциала можно характеризовать и социальную группу, и страну в целом. Попытаемся в рамках нашего исследования применить данный индекс к национальным общностям коренных малочисленных народов Севера.

Развитие человеческого потенциала зависит от следующих факторов: физическое, психическое, материальное и социальное благополучие личности, гражданская, общественная и государственная защищенность граждан. Система этих факторов образует социосферу, обеспечивающую развитие личности, а в масштабе общества – развитие человеческого капитала.

Рассмотрим каждый из этих факторов в национально-этнических общностях коренных малочисленных народов Севера.

Физическое и психическое благополучие личности определяется, прежде всего, состоянием здоровья, уровнем медицинской помощи, экологической безопасностью жизни.

Состояние здоровья коренных народов вызывает сегодня серьезную озабоченность. По данным Программы арктического мониторинга и оценки (AMAP) и Программы ООН по окружающей среде (UNEP), за последние годы система жизнеобеспечения коренных народов Севера подверглась резкой и негативной трансформации. Серьезные разрушения и загрязнения природных комплексов, сокращение территорий традиционного природопользования , истощение ресурсов, социальные и экономические изменения привели к ослаблению и даже разрушению складывавшихся веками анатомо-физиологических адаптаций, сокращению продолжительности жизни и росту заболеваний .

Таблица 1

Состояние здоровья коренных малочисленных народов Севера

Аборигенное население

Российская

Федерация

Рождаемость

15 – 60 (на 1000 чел)

Продолжительность

предстоящей жизни

Средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни составляет:

48,6 ± 3.2 лет для мужчин;

57,2 ± 4.7 лет для женщин

59 лет – мужчины;

68 лет – женщины

Младенческая смертность

30 – 60 (на 1000 родившихся живыми)

Причины смерти

«внешние причины» – травмы, несчастные случаи , самоубийства + алкогольная интоксикация в совокупности составляют около 50% общего показателя смертности.

Источник: The second AMAP International Symposium on Environmental Pollution of the Arctic: Extended abstracts. AMAP report 2002:2, Rovaniemi, Finland. – 2002. (Программа Арктического Мониторинга и Оценки (АМАП), доклад 2002.

К числу социально обусловленных заболеваний относится, прежде всего, туберкулез. За последнее десятилетие произошло ухудшение эпидемиологической ситуации по туберкулезу в Российской Федерации в целом. Показатель распространенности туберкулеза у КМНС Хабаровского края за 1997 – 2006 гг. вырос почти в 2 раза, заболеваемость у детей – в 1,4 раза, смертность повысилась на 45% .

Высок уровень психических заболеваний. Распространенность психических расстройств за последние 10 лет увеличилась в 3 раза. Структура заболеваний говорит о том, что значительная часть коренного населения с трудом приспосабливает традиционные, исторически сложившиеся формы поведения к современным требованиям жизнедеятельности, диктуемым индустриализацией и коммерциализацией . Реакция организма на резкое изменение внешних условий и невозможность быстро выработать адекватную линию поведения приводят к возникновению чувства социальной неполноценности. Все это ведет к психическим нарушениям.

Социально опасной для народов Севера является проблема алкоголизма. По уровню заболеваемости населения алкоголизмом и алкогольными психозами почти все северные народы занимают в Российской Федерации ведущие места. В литературе появился даже термин «северный алкоголизм».

Профессор Международного независимого эколого-политологического университета объясняет специфический характер алкоголизма у коренных народов генетической обусловленностью . Но в последние годы отмечается более раннее начало употребления алкогольных напитков (12 – 14 лет) и быстрая утрата контроля над употреблением алкоголя. Алкоголизация является и причиной высокой смертности от случайных причин (утонул, замерз и т. д.). Травмы и отравления стоят на первом месте среди причин смертности у КМНС Хабаровского края.

Таблица 2

Структура заболеваемости в Хабаровском крае

Источник: Сулейманов, здоровья коренных народов Приамурья: фармакогенетические аспекты. Доклад на Научно-практической конференции «Влияние загрязнения реки Амур на традиционный образ жизни и здоровье коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края». 29 мая 2007 г., г. Хабаровс.

Можно выделить следующие причины ухудшения здоровья у КМНС:

Социально-экономические:

Ø разрушение традиционного уклада жизни;

Ø разрушение традиционной среды обитания;

Ø потеря социальных ориентиров;

Ø снижение жизненного уровня;

Ø нарушение внутрисемейных отношений;

Ø невостребованность личности.

Медико-биологические:

Ø генетические особенности функционирования организма;

Ø низкие адаптивные ресурсы организма;

Ø недоступность получения адекватной медицинской помощи.

Материальное благополучие личности представителей коренных народов составляет уровень доходов, обеспеченность рабочими местами, возможность заниматься традиционными видами деятельности и реализовывать продукцию этой деятельности. Что же происходит в этой сфере жизни аборигенов ?

Этно-социальную обстановку в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера определяют общие проблемы: свертывание нерентабельного местного производства и связанная с этим безработица , недостаточный объем государственных ассигнований на развитие социальной инфраструктуры .

Процесс сокращения людей, занятых в общественном производстве, затронул практически все народы. Фактический уровень безработицы в национальных селах составляет не менее 40 – 50% от числа экономически активного населения. При этом, глубокие сдвиги происходят и в структуре занятости. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, в традиционных отраслях у нивхов и нанайцев занято лишь 14%, участие коренного населения в строительстве сократилось до 1%, на транспорте и связи – до 2,5%.

В Приморском и Хабаровском краях доход от трудовой деятельности имеют около одной трети коренного населения (29%) (рис.1). Большое число людей имеют либо сезонный характер работы, либо получают доход от личного подсобного хозяйства. Значительная часть населения живет на пособия, а также на пенсии и стипендии. У нанайцев, например, число таких людей составляет почти половину всего населения (48,5%).

Катастрофическое положение сложилось в удаленных поселках, где с ликвидацией совхозов не осталось никаких производств. В селе Гвасюги Хабаровского края из опрошенных представителей коренного населения 74% имели доход ниже 3000 руб. При этом, величина месячного прожиточного минимума в Хабаровском крае на момент проведения анкетирования (май – июнь 2006 г.) составляла 4785 руб.

Среднее образование" href="/text/category/srednee_obrazovanie/" rel="bookmark">среднее образование (табл. 3). Однако в сравнении со среднероссийским (77,5%) этот показатель довольно низок.

Таблица 3

Уровень образования коренных малочисленных народов Севера

Источник: Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. Т. 13 // Стат-ка России. – М. – 2005.

В настоящее время действует несколько вузов, осуществляющих подготовку специалистов из числа коренных народов. В Хабаровском крае подготовкой специалистов из числа коренных народов Севера занимались еще с 30-х годов ХХ века несколько учебных заведений. В настоящее время профессиональную подготовку национальных кадров осуществляют Дальневосточный государственный гуманитарный университет, Дальневосточный государственный медицинский университет, Николаевское-на-Амуре педагогическое училище коренных малочисленных народов Севера, Николаевское-на-Амуре медицинское училище коренных малочисленных народов Севера.

Среди сегодняшних коренных народов Приамурья до 10% людей с высшим, неполным высшим и послевузовским образованием, до 20% – со средним специальным.

Источник: Итоги Всероссийской переписи населения 2002. Т. 13 // Стат-ка России. – М. – 2005.

Рис. 2. Уровень образования КМНС Приамурья

Важнейшую роль в процессе воспроизводства человеческого капитала играет культура (в том числе этническая культура), затрагивая, прежде всего, его социальную составляющую. Этническая культура в значительной степени определяет и социальную структуру национальной общности.

Традиционная культура коренных народов Приамурья является не только исключительно самобытной, но и очень древней, вобравшей в себя пласты культуры мохе и культуры Бохай, искусства и ремесел Золотой империи чжурчженей и сопредельных народов древнего Китая, Кореи и Японии.

Основными компонентами традиционной культуры коренных народов Севера являются анимистические представления об окружающем мире, сходный для всех коренных народов комплекс разнообразных родильных, свадебных, погребальных, промысловых ритуалов и запретов, культы различных животных и скал. Важную нишу в культуре коренных народов Севера занимало шаманство, служившее духовным стержнем традиционного общества.

Исторические и социально-экономические процессы ХХ века кардинально повлияли на культуру коренных народов, явились причиной ее трансформации и утраты многих ритуалов, обрядов, праздников – всех тех элементов, которые и определяют неповторимую духовность этой культуры и самобытность коренных этносов.

По данным опроса, около половины коренных жителей национальных сел Хабаровского края знают и соблюдают традиции своего народа. В основном, соблюдаются промысловые обряды.

Социологические исследования" href="/text/category/sotciologicheskie_issledovaniya/" rel="bookmark">исследовании социологических аспектов жизнедеятельности коренных малочисленных народов Приамурья мы выявили:

а) крайне низкие показатели состояния здоровья КМНС;

б) низкий уровень доходов;

в) довольно высокий уровень образования;

г) сохранение культурных традиций и высокую степень заинтересованности в продолжении этих традиций.

Имеющиеся данные позволяют нам попытаться определить индекс развития человеческого потенциала коренных малочисленных народов Приамурья, который складывается из индекса продолжительности жизни, индекса образования и ВВП на душу населения.

x - min (x )

x -индекс = ------

max (x ) - min (x )

где min (x ) и max (x ) являются максимальными и минимальными значениями, которые достигала переменная х соответственно.

LE - 25

Ø Индекс продолжительности жизни =

где LE – средняя продолжительность жизни КМНС. По данным табл. 1, средняя продолжительность жизни КМНС составляет 48,6 лет для мужчин, 57,2 – для женщин. Средний показатель составит 53 года.

= 0,46

Ø Индекс образования = ---- x ALI + ----- x GEI

3 3

Ø Индекс грамотности взрослого населения (ALI) =

Грамотность взрослого населения КМНС Приамурья составляет

= 0,994

Ø Индекс совокупной доли учащихся (GEI) =

Совокупная доля учащихся складывается из отношения числа учащихся школ, средних и высших учебных заведения к общему числу молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет. К сожалению, такими данными среди коренных народов Приамурья мы не располагаем, но считаем приемлемым использовать показатель совокупной доли учащихся по Хабаровскому краю. Количество учащейся молодежи на 01.01.2006 г. составляло 270916 чел., общее количество населения в возрасте от 15 до 24 лет на этот же период составляло 271000 чел. Таким образом, доля учащейся молодежи составляет 0,999%, и соответственно

индекс GEI = -- = 0,009

Определив индексы грамотности (ALI) и совокупной доли учащихся (GEI), вычисляем индекс образования

---- х 0,994 + ---- х 0,009 = 0,665

3 3

log (GDPpc) – log (100)

Ø GDP Index =

log (40000) – log (100)

где GDPpc – ВВП на душу населения при паритетной покупательной способности в долларах США, 40000 $ – величина максимального дохода на душу населения, $ 100 – доход минимальный.

При ВРП Хабаровского края на душу населения в 2005 году 113897 руб., что в долларовом эквиваленте составляло на тот период $ 3996,3, индекс GDP составит:

= 0,0976

Расчет ИРЧП будет следующим:

0,465 + 0,665 + 0,0976

ИРЧП = = 0,409

Таким образом, мы определили (пусть с некоторой долей приблизительности) индекс развития человеческого потенциала для коренных малочисленных народов Приамурья. Индекс ИРЧП менее 0,5 принято считать «низким развитием». Согласно докладу ООН о развитии человека за 2007 год, полученный нами индекс соответствует уровню ИРЧП африканских стран Республики Конго (0,411) и Эфиопии (0,406). ИРЧП России в 2007 году составляет 0,802, что позволило ей, хотя и с трудом, войти в группу стран с высоким уровнем развития (выше 0,8) .

Таблица 4

Список стран по индексу развития человеческого потенциала

0,409

Сьерра-Леоне

Российская Федерация включает в себя немалое количество самых различных народов - по подсчетам специалистов, около 780 групп. Так называемые малочисленные народы России проживают на северной территории, пролегающей вдоль 30 регионов страны. Если суммировать их численность, то их окажется не так уж и много: чуть больше четверти миллиона. По состоянию на 2010 год в нашем государстве проживает порядка 45 групп коренного типа. В этой статье будет подробно рассказано про особенности проживания, юридические полномочия, проблемы и правовой статус малочисленных народов России.

Что представляют собой российские малочисленные народы?

Малыми специалисты называют небольшие этнические общности, сохраняющие свои традиции, обычаи и культурные особенности проживания. Проблема жизнедеятельности малых народов поднимается не только на общероссийском, но и на мировом уровне. Так, в 1993 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, в соответствии с которой малочисленным и коренным общинам должно уделяться особое внимание. Россия тогда не осталась в стороне: Конституция 1993 года провозгласила принцип гарантии прав и свобод, как для обычных граждан, так и для коренных представителей страны. На конституционном уровне закрепление прав коренных жителей является неотъемлемым элементом в системе защиты и поддержки демократического государственного развития.

Почему проблеме существования малочисленных народов России в последнее время уделяется особое внимание? Ответ на этот вопрос кроется в истории. Дело в том, что еще в начале XX века некоторые народы нашего государства столкнулись с целым рядом проблем: экономических, демографических, социальных и, конечно же, культурных. Произошло это, как не сложно догадаться, из-за глубочайших государственных перемен: революций, репрессий, гражданской и Великой Отечественной войны и т. д. В начале же 90-х годов остро встал вопрос о сохранении оставшихся коренных и малочисленных народов России.

Надо сказать, что этносы малочисленного типа играют не последнюю роль в культурном развитии страны. Более того, они являются неотъемлемой частью многонационального народа России, выступают в качестве самостоятельного фактора, благодаря которому происходит возрождение некогда великой российской государственности. Так в чем же заключается политика нынешних властей по отношению к малочисленным народам России? Об этом будет рассказано далее.

Правовая основа существования коренных народов в РФ

Юридическое закрепление статуса тех или иных этносов - явление далеко не новое. Еще в начале XIX века в Российской Империи существовал специальный Устав о жизни инородцев, датировавшийся 1822 годом. В этом документе коренным жителям тех или иных территорий России гарантировались права на самоуправление, землю, культурную самобытность и т. д. В советское время продолжалась похожая политика, однако места расселения национальных меньшинств стали безжалостно делиться. Переселение с места на место, а также принцип патернализма (диктата поведенческих норм) сыграли с малыми народами злую шутку: вековые традиции и обычаи понемногу стали исчезать.

Проблема была обнаружена в 90-е годы. Дабы не допустить дальнейшего ускорения процессов удаления языковых и культурных особенностей среди коренных и малочисленных народов России, был закреплен ряд юридических норм, провозглашающих принцип самобытности и сохранения традиционной культуры среди этносов коренного типа.

Первый и самый важный источник это, конечно же, российская Конституция. Здесь стоит выделить статью 72, в которой говорится о совместном регулировании прав и свобод национальных меньшинств регионами и федерацией. В статьях 20 и 28 говорится о возможности указывать свою национальную принадлежность. Во многих федеральных законах и прочих нормативных актах закрепляется принцип равноправия различных этнических групп. Стоит выделить ФЗ "Об основных избирательных правах граждан", ФЗ "О языках в РФ" и многие другие законы.

Конституционный суд РФ является основным государственным органом в стране, в чьи обязанности входит правовая защита малочисленных народов. Эта же инстанция устанавливает для этнических групп специальные гарантии и права, о которых будет рассказано далее.

О льготах и гарантиях для малочисленных народов России

Что гарантируют этническим меньшинствам российские федеральные законы? Если речь идет о политической сфере, то выделить здесь стоит отдельные юридические предпосылки для широкого участия народов коренного типа в работе государственных органов РФ и инстанциях местного самоуправления. Каким образом это работает? Согласно ФЗ "Об избирательных правах граждан" должны быть установлены специальные квоты представительства во властных органах. Происходить это должно за счет формирования избирательных округов, куда входило бы меньшее количество людей, чем установлено в законе. Избирательные округи могут касаться отдельных национальных поселений, этнических объединений, племен и т. д.

Следующая сфера, в которой возможны льготные права коренных малочисленных народов России - это экономика. В этой области должны применяться методы по качественному развитию хозяйственной деятельности традиционного типа. Должны приниматься меры по созданию особых территорий, в которых была бы возможность использовать традиционные методы природопользования. Не стоит забывать и о бюджетных ассигнованиях, направленных на поддержку народных промыслов. Со строгим учетом интересов коренных народов могут подлежать приватизации производственные предприятия. При этом налогообложение таких предприятий будет осуществляться с учетом возможных льгот и дотаций.

Наконец, льготные права малочисленных народов России можно осуществлять и в социально-культурной области. Здесь стоит рассказать о принятии условий по сохранению духовных и культурных основ того или иного коренного народа. Этнические средства массовой информации, соответствующий язык и литература должны всячески поддерживаться со стороны государственных властей. Необходимо периодически проводить научные исследования культурных сфер малочисленных народов.

Международное право о малочисленных народах

Национальная правовая основа, содержащая в себе нормы о защите правового статуса коренных малочисленных народов России, базируется на принципах, установленных международным правом. Иначе говоря, российское право не должно противоречить международным юридическим нормам. Это правило закрепляется и в отечественной Конституции 1993 года.

Все нормативные акты международного характера, гласящие о проблемах малочисленных народов земли, можно поделить на три основные группы. В первую такую группу входят документы, носящие рекомендательный характер. Что это означает? Если вкратце, то Декларация о языковых меньшинствах, Венская (1989 год), Парижская (1990 год), Женевская (1991 год) и многие другие документы декларативного характера направлены на стимулирование благоприятного отношения к этническим меньшинствам.

Вторая группа включает в себя документацию, целью которой является оказание идеологического и культурного влияния на правовую систему того или иного государства. Например, Конвенция № 169 гласит о племенных народах, Конвенция СНГ от 1994 года о реализации качественной защиты прав меньшинств и т. д. Особенностью представленной группы является игнорирование Россией содержащейся в ней документации. Составляет ли это группу проблем коренных малочисленных народов России? Скорее всего, нет. Ведь существует третья группа, в которую входят юридически обязательные для любого государства документы.

Последнюю составляют международные документы, призванные защищать национальные меньшинства от различного рода дискриминационных и принижающих их достоинство моментов. Так, существует Пакт о политических и гражданских правах 1965 года, Европейская конвенция о защите прав и свобод человека 1950 года и многие другие документы, обязательные для исполнения российским государством.

Права и свободы российских малочисленных народов

На сегодняшний день в России действует Федеральный закон № 256-ФЗ "О гарантиях прав коренных народов России" от 1999 года. В статье 8 представленного нормативного акта сообщается о правах этнических меньшинств. Что именно здесь стоит выделить?

Народы малочисленного типа, а также их объединения должны всячески поддерживаться государственной властью. Необходимо это для защиты их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, различного рода промыслов и хозяйствования. Именно поэтому такие народы имеют право на пользование в местах своего обитания полезными ископаемыми, почвами, животными и растительными организмами.

Предоставляется оно, конечно же, на безвозмездной основе. Однако это далеко не единственное право народов рассматриваемого типа. Здесь также стоит выделить:

  • право на участие в осуществлении контроля над использованием собственных земель;
  • возможность осуществлять контрольно-надзорную деятельность за исполнением федеральных законов и нормативных актов Российской Федерации;
  • право на постройку и реконструкцию хозяйственных, бытовых и производственных объектов;
  • возможность своевременно получать от Российской Федерации денежные средства или материальное довольствие, необходимое для культурного или социально-экономического развития народов;
  • право на участие в осуществлении государственной власти или органов местного самоуправления - напрямую или через уполномоченных представителей;
  • возможность делегировать своих представителей во властные инстанции;
  • право на возмещение убытков, которые были причинены в результате ущерба природной среде обитания;
  • право на получения от государства помощи в виде реформирования той или иной социальной сферы.

Это, конечно же, далеко не все возможности, которые закрепляет закон. Здесь также стоит выделить замену военной службы альтернативной гражданской, возможность создавать особенные самоуправленческие инстанции, право на осуществление судебной защиты и т. д. Надо сказать, что все представленные права составляют юридический статус малочисленных народов России.

Проблемы малочисленных российских народов

Прежде чем приступить к рассказу об особенностях жизнедеятельности самых известных коренных этносов нашего государства, стоит обозначить основные проблемы, с которыми этим этносам часто приходится сталкиваться.

Первая и, наверное, самая важная проблема - это идентификация национальных меньшинств. Процесс идентификации может быть групповым и индивидуальным. Трудности возникают при поиске соответствующих критериев и процедур. Вторая проблема касается прав меньшинств. Как известно, коренным народам требуются особенные права. Для этого необходимо качественно определить условия, при которых реализация специальных прав была бы возможной. Трудности могут возникнуть при обеспечении адресности и правильного применения прав в частных или публичных юридических сферах.

Третьей проблемой коренных малочисленных народов Севера России можно называть трудность самоопределения таких этносов. Дело в том, что в этой области существуют проблемы целесообразности формирования территориальных образований, наделения правами или построения гарантий этих прав. Отсюда вытекает и еще одна проблема, тесно связанная с системой правового регулирования и защищенности. Здесь крайне актуальны вопросы соотношения начал регионального и федерального уровня, заключения договоров между этносами, применения обычного права и т. д. Кстати, проблема государственного управления по делам малочисленных народов РФ также стоит довольно остро. Если речь идет об уровнях соответствующих государственных инстанций, о делегировании полномочий инстанций местного самоуправления, то здесь могут возникнуть некоторые трудности организационного характера.

Стоит также выделить проблему статуса общественных организаций национальных меньшинств. Дело в том, что подобным организациям можно было бы предоставить довольно большие и объемные права, касающиеся избирательного процесса, защиты интересов, контроля над выполнением полномочий и т. д. Трудности здесь могут возникать, опять-таки, при вопросе о целесообразности подобного рода действий.

Влияние на культуру малочисленных народов

В различных международных договорах и национальных нормативных актах устанавливаются правила, которые ни в коем случае нельзя нарушать. Касаются они и многовековых культурных традиций того или иного народа. Все-таки, советские времена не лучшим образом сказались на отдельных малочисленных народах. Так, стоит обратить внимание на ижорцев, коих в период с 1930 по 1950 годы поубавилось в несколько раз. А ведь это только единичный пример. Государственный патернализм, выбранный в качестве приоритетного вектора культурного развития в советское время, очень плохо сказался почти на всех самобытных народах России. Надо сказать, что некая форма патернализма присутствует и сегодня, вопреки всем установленным законам и правилам. И это еще одна проблема малочисленных народов России, на которую стоило бы обратить пристальное внимание.

Все дело в том, что во многих народах Севера идет непримиримая борьба с шаманизмом. При этом именно шаманизм оказывает наибольшее влияние на традиции и культуру национальных меньшинств. Способствует борьбе в какой-то мере и всероссийская клирикализация. Так, в республике Саха местной православной епархией была поставлена задача по полнейшему искоренению язычества на близлежащих территориях. Безусловно, можно ссылаться на историю, ведь подобная борьба велась еще во времена царской России. Но так ли это хорошо сегодня? В условиях сохранения светскости и приоритета культурных обычаев подобные действия церкви должны расцениваться как силовое давление на традиции тех или иных народов.

Список малочисленных народов России

От Кольского полуострова, расположенного в Мурманской области, вплоть до дальневосточных регионов расположено множество самых различных национальных меньшинств. Список малочисленных народов России хоть и установлен довольно давно, но, тем не менее, время от времени дополняется. Стоит назвать самые известные национальные меньшинства России:

  • Республика Карелия и Ленинградская область: вепсы, ижорцы, водь и кумадинцы;
  • Камчатка: алеуты, алюторцы, ительмены, камчадалы, коряки, чукчи, эвенки, эвены и эскимосы;
  • Красноярская область и Якутия: долганы, нганасаны, ненцы, селькупы, телеуты, энцы;
  • Саха и Магаданская область: юкагиры, чуванцы, ламуты, орочи, коряки.

Естественно, список не полный. Он может постоянно дополняться, ведь одни народы все еще обнаруживаются, а другие и вовсе "вымирают". Описание малочисленных народов Севера России будет представлено далее.

О самом крупном и самом малочисленном народах Севера России

Список малочисленных народов РФ постоянно пополняется. Связано это с открытием новых, доселе неизвестных поселений. Например, не так давно статус этнического меньшинства приобрела группа водь, состоящая всего из 82 человек. К слову, именно водь является самым малочисленным народом России. Проживает этот этнос в Ленинградской области, а потому входит в финно-угорскую группу. Говорят представители водь на эстонском наречии. До сих пор основным занятием этого народа является земледелие, ремесленничество и лесной промысел. На данный момент водь занимается поставкой продукции в столицу Ленинградской области. Надо сказать, что распространение православия и множественные смешанные браки заметно повлияли на рассматриваемую национальную группу. Выразилось это в практически полной утере национального языка и многовековой культуры.

Стоит чуть более подробно рассказать про остальные малочисленные народы Севера России. Так, в противовес самому небольшому народу малочисленного типа, существует и самый крупный. На данный момент это группа карелов. На территории Выборгской и Ленинградской областей их насчитывается порядка 92 тыс. человек. Карельский этнос сформировался к началу 13-го века. Удивительным кажется тот факт, что массовое крещение на новгородской территории практически никак не повлияло на культуру карелов. В этой группе мало кто понимал русский язык, а потому пропаганда православия не коснулась столь самобытной группы и не смогла повлиять на традиции этого народа. Основным занятием карелов является рыболовство и оленеводство. На сегодняшний день в Карельской республике хорошо развита промышленность деревообрабатывающего типа.

Народы Чукотки

Многим известно, что именно на территории Чукотского автономного округа проживает наибольшее количество национальных меньшинств. Чуванцев, например, насчитывается порядка полутора тысяч человек. Это арктическая раса большой монголоидной группы. Большинство представителей чуванцев говорит на чукотском языке с небольшим русским диалектом. Еще одна такая группа известна всем россиянам: это чукчи. Насчитывается их около 15 тыс. человек. Проживают чукчи в Якутии.

Всего на Чукотке проживает порядка 90 тыс. человек. Хотя еще 30 лет назад эта цифра бала гораздо больше. В чем же причина? Почему с начала 90-х годов представителей национальных меньшинств заметно поубавилось? Затрудняются ответить на этот вопрос даже самые видные специалисты. Ведь похожая ситуация происходит и на Камчатке, где от 472 тыс. человек по состоянию на 1991 год осталось сегодня только 200 тыс. Возможно, все дело в урбанизации, хотя статистика не дает каких-то высоких показателей в этой области. Справедливости ради надо отметить, что проблемы решаются при помощи проведения качественной политики по сохранению малых народов России.

11 часов назад, Методология и инструменты государственного планирования Установлен новый порядок формирования сводного доклада о ходе реализации и оценке эффективности госпрограмм Постановление от 17 июля 2019 года №903. Новыми правилами формирования Сводного годового доклада о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ унифицированы требования к оценке эффективности реализации государственных программ и пилотных государственных программ, которые переведены на проектное управление.

12 часов назад, Бюджеты субъектов Федерации. Межбюджетные отношения Установлены предельные уровни софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств субъектов Федерации Распоряжение от 17 июля 2019 года №1553-р. Утверждены предельные уровни софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств регионов на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов по субъектам Федерации. Это позволит федеральным органам исполнительной власти – главным распорядителям средств федерального бюджета и органам исполнительной власти субъектов Федерации определить объёмы софинансирования при предоставлении субсидий на 2020–2022 годы.

Вчера

3 июля 2019 , Постановление от 22 июня 2019 года №803. Цель принятых решений – расширение набора финансовых инструментов, через которые «ВЭБ.РФ» сможет привлекать финансирование, дополнение списка активов, в которые госкорпорации и госкомпании смогут инвестировать свои временно свободные средства.

1

РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ПРАВ

КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Несмотря на то, что коренные малочисленные народы Российской Федерации составляют небольшую часть населения нашей обширной страны, они в полном объеме обладают правами, которые имеют все народы России, независимо от их численности и места проживания. Это вытекает из преамбулы Конституции Российской Федерации, закрепившей общепризнанный принцип равноправия и самоопределения народов. Исходя из того, что каждый народ самобытен, все народы России обладают правом на сохранение и развитие национального языка, своей культуры, сохранение своей этничности.

Большинство коренных малочисленных народов традиционно проживают в труднодоступных местностях с суровым климатом и ограниченными для возможностей личного потребления природными ресурсами. Экстремальные условия предопределяют для представителей названных народов выбор практических занятий, дающих возможность поддерживать жизнедеятельность человека только на уровне, который достаточен лишь для того, чтобы обеспечить возможность его выживания. Особенности традиционного образа жизни представителей коренных малочисленных народов таковы, что они не позволяют им в полном объеме, без предоставления специальных гарантий, пользоваться всеми конституционными правами российских граждан. Поэтому на коренные малочисленные народы должно быть обращено особое внимание со стороны государства.

В Конституции РФ гарантиям прав малочисленных народов посвящена отдельная ст. 69, устанавливающая, что права этих народов гарантируются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Хотя в указанной статье прямо не указываются и не определяются конкретные права лиц, принадлежащих к коренным малочисленным народам, тем не менее ее значение заключается в том, что она обязывает наше государство обратиться к проблеме прав данных народов и гарантировать их с тем, чтобы не существовало разрыва между реальными правами коренных малочисленных народов и правами остального населения страны. Защита прав коренных малочисленных народов Российской Федерации составляет одну из важных конституционных задач нашего государства как государства демократического и социального. Включение в Конституцию ст. 69 явилось отражением демократизации российского общества и его стремления воспринять все наиболее прогрессивное из международно-правовых документов в области прав и свобод человека.

Следует подчеркнуть, что необходимость принятия дополнительных мер по регулированию прав и законных интересов коренных малочисленных народов нашей страны обусловлена тем, что в течение длительного времени правовому положению коренных малочисленных народов, особенно коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, не уделялось достаточного внимания, что привело на практике к лишению их привычных и традиционных условий жизни, ухудшению ее качества, невозможности сохранения и развития этими народами своей культуры и языка. Промышленная экспансия в районах традиционного проживания коренных малочисленных народов поставила некоторых из них на грань вымирания. За последние годы в нашей стране наметилась тенденция, пока весьма неустойчивая, создания экономических основ поддержания традиционных видов хозяйствования данных народов и сохранения исконной среды их расселения и жизнедеятельности.

Особо следует отметить значение опыта коренных малочисленных народов в сохранении и защите окружающей среды. К сожалению, недооценивается и настоящее, и тем более перспективное значение кадрового потенциала коренных народов, представители которых обладают вековым опытом выживания и труда в экстремальных климатических условиях Крайнего Севера.

Коренные малочисленные народы составляют особую группу населения нашей страны, что нашло отражение в законодательном закреплении соответствующего понятия (ст. 1 Закона о гарантиях прав народов). Данное определение затем было фактически воспроизведено в Федеральном законе "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", но уже применительно к коренным малочисленным народам, проживающим в определенном регионе.

Из формулировки, приведенной в Законе о гарантиях прав народов, следует, что к коренным малочисленным народам относятся, во-первых, только те народы, которые проживают на территориях традиционного расселения своих предков и, во-вторых, сохраняют традиционные образ жизни, хозяйствования и промыслов.

Говоря о "территории традиционного расселения", следует отметить, что практически все народы, в каком бы регионе они ни проживали и какой бы ни была их численность, под влиянием различных обстоятельств (как объективных, так и субъективных) в течение своей истории меняли ареалы проживания. Очевидно, учитывая это, законодатель не счел необходимым конкретизировать использованное в Законах положение о традиционности расселения, предоставив тем самым право оценивать его органам государственной власти тех субъектов Федерации, на территории которых эти народы в настоящее время проживают. Было бы правильным, как нам представляется, рассматривать это положение о традиционности расселения как направленное на то, чтобы предотвратить дальнейшее сокращение используемых коренными народами территорий и тем самым сохранить необходимые им природные условия.

Нередко в наши дни один народ проживает не компактно, а группами на территориях нескольких субъектов Федерации. Так, большинство вепсов проживает в Карелии, но часть - в Ленинградской и Вологодской областях. Ненцы проживают в Ненецком, Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском, Таймырском (Долгано-Ненецком) автономных округах, Архангельской области. Селькупы - в Ямало-Ненецком автономном округе, а также в Томской области и Красноярском крае. Естественно, что определить ареал традиционного расселения этих народов бывает достаточно сложно, особенно применительно к кочевым народам. Думается, что в этом случае следует руководствоваться прежде всего не столько традиционностью расселения, сколько определением территорий, которые за обозримый исторический период времени перешли к нынешнему поколению от одного - двух предшествующих поколений.

Закон о гарантиях прав относит к коренным малочисленным народам только те народы, которые сохранили традиционный образ жизни, формы хозяйствования и виды промыслов. Однако сохранение традиционного образа жизни, форм хозяйствования совершенно не предполагает простого копирования их из прошлого. Вполне естественно, что развитие техники, внедрение новых технологий и другие обстоятельства, облегчающие жизнь человека, неизбежно оказывают воздействие на методы хозяйствования и характер промыслов, а они, в свою очередь, вносят некоторые изменения в традиционный образ жизни. Но при этом (и это существенно) представители коренных народов не утрачивают своих традиционных навыков, направленных на защиту среды их обитания, чему способствует сохранение ими традиционного образа жизни и традиционных основ хозяйствования. Так, оленеводы сопровождают оленьи стада и направляют их по путям, которые обеспечивают оленям необходимый корм, но не приводят к необратимой гибели растительности. Рыболовы стремятся защищать места нерестилищ рыбы от хищнического лова и тем самым сохраняют водные богатства в местах своего проживания для следующих поколений.

Традиционный образ жизни и хозяйствования коренных малочисленных народов следует считать неизменными именно потому, что они сегодня, как и в прошлом, сохраняют духовное единение с природой, смысл которого состоит в обеспечении жизни человека и в сохранении природной среды. Поэтому традиционные образ жизни и хозяйствования коренных малочисленных народов не могут быть сведены к их занятию оленеводством или рыболовством. Едва ли обоснованно всегда считать род занятий населения признаком его национальной принадлежности. Национальная принадлежность и образ жизни не изменяется вместе с изменением рода занятий. Проживающий в городе ненец или манси, если он сохраняет духовную связь со своим народом, остается ненцем или манси, хотя живет в многоэтажном доме, а источником его жизнеобеспечения не являются ни оленеводство, ни рыболовство. Его принадлежность к коренному малочисленному народу основана не столько на образе жизни, сколько на национальном самосознании человека.

При рассмотрении особенностей коренных малочисленных народов наибольшие вопросы вызывает положение Закона о гарантиях прав народов о распространении гарантий только на народы, "насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями" (ст. 1 Закона). Обоснован ли такой подход к определению коренных малочисленных народов, исходя из их численности? Конституция РФ не проводит разделения народов на основании их численности, в ее преамбуле указано, что она исходит из "общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов".

В настоящее время установленный Законом о гарантиях прав народов 50-тысячный порог для признания народа малочисленным не создает трудностей, поскольку численность большинства коренных народов, на которые распространяется действие упомянутого Закона, не превышает этого предела. Надо также учитывать, что малочисленные народы далеко не всегда проживают компактно. Их расселение и районы их кочевания нередко определяются нахождением источников жизнеобеспечения, например, лесов для охотников, пастбищ для оленей у оленеводов, богатых рыбой водных пространств для рыболовов и т.п. В результате нередко компактно проживающие лица, принадлежащие к одному малочисленному народу, исчисляются лишь несколькими сотнями и даже десятками.

1

Модернизация образования на Севере направлена на переориентацию развития школы на решение важных социальных проблем сел компактного проживания малочисленных коренных народов. Национально-региональные аспекты образования служат составной частью поликультурного и общемирового образовательного процесса. Создается позитивный опыт функционирования сельских школ как комплексов для решения социально-экономических, педагогических и лечебно-оздоровительных задач коренного населения в своем микрорайоне. В перспективном развитии социальных функций образования на Севере одинаково недопустимы как тенденция абсолютизации региональной специфики, так и недооценка ее особенностей.

образование

малочисленные народы

национально-региональное развитие

социально-педагогический комплекс

1. Мухамедзянова Г.В. Диалог культур и партнерство цивилизаций как гуманитарная составляющая профессионального образования // Научные основы развития образования в ХХ1 веке. Сборник н/трудов. Сост., ред. А.С. Запесоцкий, О.Е. Лебедев. – СПб.: СПбГУП, 2011. – С. 424–433.

2. Реальность этноса. Глобализация и национальные традиции образования в контексте Болонского процесса. – Санкт-Петербург: Астерион, 2005. – 536 с.

3. Неустроев Н.Д., Саввин А.С. Национальные традиции российского образования в контексте Болонского процесса. – М.: Academia, 2009. – C. 180–181.

4. Неустроев Н.Д. Сельская малокомплектная школа Якутии в условиях инновационного развития. – Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2009. – C. 34–35.

5. Христофоров В. Чтобы жизнь в глубинке кипела. Газ. «Якутия». – 2013.

Задача модернизации образования на Севере - трансформировать имеющийся опыт, обозначить перспективы решения всех проблем, переориентировать вектор его развития на доминанту ценностей современного общества, соответственно, и на переориентацию развития школы на решение важных социальных проблем сел компактного проживания малочисленных коренных народов (подготовка кадров и социальная адаптация выпускников к реальной жизни). При этом национально-региональные аспекты образования служат составной частью общемирового образовательного процесса… Педагог выступает не только как носитель национальной культуры, но и как посредник между различными культурами .

В историческом плане следует отметить заметное повышение общеобразовательного и общекультурного уровня коренных малочисленных народов в советские годы, но одновременно - утрату этнокультурного своеобразия, размывание этнического самосознания, породившие маргинальные настроения и разнообразные формы девиантного поведения (от бродяжничества и алкоголизма, нежелания работать до суицида и преступности).

В качестве типичного примера для национальных регионов Северо-Востока России приводим анализ состояния социально-культурного развития, социально-демографической ситуации пяти эвенкийских сел Амурской области за последнее десятилетие. Исследования показали, что часть опрошенных проявили нейтральное отношение общественности, родителей к сохранению и дальнейшему развитию кочевого образа жизни; 2/3 населения безразличны к воспитанию своих детей; другая часть опрошенных не видит дальнейших возможностей подготовки кадров-специалистов из числа коренного населения по народным промыслам, этническому оленеводству.

По данным статистики, из проживающих в Амурской области 1200 эвенков трудоспособных - 700 человек, в производстве заняты около 300 человек. Только за последние 5 лет численность коренного населения области уменьшилась на 104 человека. Показатель смертности более чем в 1,5 раза превысил областной показатель. В трудоспособном возрасте ушли из жизни 64 % эвенков, причем мужчин в этом возрасте скончалось в 3 раза больше, чем женщин. Низкий жизненный уровень эвенкийского населения обусловлен нищетой и безработицей, падением культуры, утратой национальных традиций и обычаев . Действительно, коренные малочисленные народы Севера (КМНС), по утверждению Р.Г. Абдулатипова, в социально-экономическом отношении оказались на грани вымирания, в демографическом - на грани депопуляции и вырождения, а в политическом - на отчуждении от власти. В связи с этим сегодня следует говорить не о восстановлении, а о формировании новой системы образования для КМНС в местах их проживания. Исследователи приходят к мысли о том, что основой модели сельской школы на Севере является создание единого образовательного пространства в системе школы, села, окружающего социума с учетом их возможностей и потребностей, национальных особенностей, интересов детей, социального заказа родителей, окружающей их реальной жизни, жизненной философии старшего поколения.

На Севере особенно высока значимость семьи, так как люди здесь обычно изолированы от большой общности. Благоприятные отношения в семье способствуют воспитанию здорового ребенка как психически, так и физиологически. Такие полноценные эвенкийские семьи в наших селах есть, но их очень мало, с годами становится еще меньше. Мы часто являемся свидетелями того, как молодые семьи деградируют в результате безработицы, гуляния и запоя. Доказано, что причины неврозов среди детей на 80 % случаев зависят от психотравмирующих ситуаций в социуме. На Севере число детей, родившихся больными, в последние 10 лет увеличилось минимум в 2 раза, выше здесь и уровень младенческой смертности .

Часть пришлых мужчин некоренной национальности, занятых временной деятельностью, не заинтересована в создании семьи, в результате женщины коренной национальности во многих случаях остаются матерями-одиночками. В вышеназванных эвенкийских селах увеличилось число матерей-одиночек, что является также одной из причин увеличения числа педагогически запущенных детей, которые составляют сегодня более 20 %.

У подавляющего большинства детей-правонарушителей имеются психические отклонения. Безусловно, драматичность судеб детей-эвенков складывается, как правило, после достижения ими школьного возраста. С 7-и лет зачастую они оторваны от семьи и матери для проживания в школе-интернате. Это фактически приводит к нарушению социализации и адаптации, утрате подрастающим поколением многих традиционных навыков. Для снятия неблагоприятных последствий обучения и воспитания в интернате, становления личности детей, эффективности их адаптации к трудовой деятельности потребовалась определенная образовательная политика. С целью сохранения и дальнейшего развития этнической целостности коренного населения Севера в создавшейся ситуации следовало создавать новые организационно-педагогические и здоровьесберегающие условия для детей народов Севера.

На выездном заседании Президиума Госсовета в Салехарде при обсуждении проблемы коренных народов Севера много говорилось о качестве их жизни. Красноречивым является факт, приведенный директором института физиологии природных адаптаций Уральского отделения РАН Анатолием Ткачевым: «Из наших коренных северян до пенсионного возраста доживают не больше 8 %. А эскимосы в Гренландии живут в среднем 82 года. Пьянство, суициды, рост преступности и наркомании - все это бьет по малочисленным народам куда больше, чем по любым другим». На заседании прозвучал призыв возродить президентскую программу «Дети Севера». На этом же заседании Президент В.В. Путин говорил о значимости так называемой «социальной ответственности бизнеса» и «политической воле местных властей». «Мы не должны растерять самое большое богатство страны», - сказал Президент, имея в виду северную культуру и традиции людей .

С этой точки зрения, что делать с выпускником, который без оленя и тайги в течение 10-12 лет воспитывается в условиях проживания в школе-интернате, в отрыве от реальной жизни, тайги, родителей, т.е. от той среды, для которой, казалось бы, он родился? Что мы ему можем предложить? Настоящие оленеводы, родители этих учащихся твердо уверены, что олень по-прежнему незаменим. У детей коренных народов присуще своеобразное мышление, психическое состояние и поведение, адекватное условиям обитания, родной стихии Севера. Педагогические коллективы уверены в том, что во всех школах в местах компактного проживания коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока необходимо ввести практическое оленеводство, как основу дальнейшего воспитания и развития села, трудовой жизненной подготовки детей. Прежде всего, закупить оленей, предусмотреть в штатах школы - должности оленевода, ветработника, мастеров по национально-прикладному искусству и народным промыслам. На наш взгляд, исходя из специфики жизненных реалий, базисный учебный план для школ России (75 % содержания образования), региональный компонент (25 % содержания образования) должны быть соответственно пересмотрены и переосмыслены в сторону переориентации вектора развития образования на вариативное решение локальных проблем с учетом самобытной жизни и деятельности, природно-климатических, национально-региональных особенностей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока .

Профильная школа на Севере должна ответить на вопрос: каким должно быть дальнейшее развитие каждой школы, села? Обеспечить формирование личности, способной жить и трудиться после окончания школы в том или ином коллективе, в обществе в целом. В этом отношении школы эвенкийских сел Амурской области как бы готовы функционировать как комплекс для решения социально-экономических, педагогических и лечебно-оздоровительных задач коренного населения в своем микрорайоне. Здесь создаются практически все необходимые условия: для детей-эвенков организовано пятиразовое полноценное питание, имеется баня, медпункт, спортивный зал и площадки с соответствующим оборудованием, стрелковый тир с отоплением, охотничий дом, краеведческий музей, теплица, подсобное хозяйство. В целом, создан учебно-производственный технологический комплекс с оздоровительными мероприятиями, где воспитанники заняты разнообразной деятельностью по интересам и направлениям традиционных отраслей хозяйства и народного промысла коренных народов. Обучают детей охотоведению и рыболовству, основам оленеводства.

Проведенное исследование и организация опытно-экспериментальной работы, направленные на выполнение поставленных целей и задач, позволили получить следующие результаты:

1. На основе концептуального положения по обновлению и развитию трудовой подготовки детей, формирования интереса к национальной культуре, традициям и обычаям, эвенкийскому языку создан учебно-производственный технологический комплекс по профильной подготовке детей к традиционным отраслям хозяйства, национально-прикладной деятельности коренных народов, что объединило детей и взрослых в реальной жизни, в разновозрастном микросоциуме.

2. Сформировался новый подход к решению проблемы, носящей социально-педагогический характер: сохранить то богатство, которым обладает старшее поколение сельчан, перенять мастерство пожилых эвенков, их умение, жизненную философию. При нынешней ситуации школа должна брать на себя функции социокультурного, образовательного, частично социально-экономического развития села - подготовку кадров и социальную адаптацию выпускников к реальной жизни.

3. На ближайшую перспективу планируется, начиная с 9 класса, обучение для получения начального профессионального образования с выходом на специальность и с последующим предоставлением работы по профильной специальности в создаваемом Центре - комплексе непрерывного образования, занятости выпускников и молодежи, способном решать не только собственно педагогические, но и широкие социально-экономические задачи, что, в свою очередь, поможет стабилизировать ситуацию в районах компактного проживания коренных народов Севера Амурской области.

В Республике Саха (Якутия) аналогичные идеи создания социально-педагогических комплексов в условиях Севера реализуются в местах компактного проживания коренных малочисленных народов. Образование на Севере рассматривается как фактор духовного преобразования села, национального возрождения, этнической ментальности и идентичности. Концептуальные положения о создании образовательно-воспитательного пространства в сельском социуме в условиях Севера предполагают жилищно-бытовые комплексы - «фактории» для кочевого и полукочевого населения как условие совершенствования деятельности малокомплектных и кочевых школ. Социальное партнерство хозяйств, предприятий, общественности, школы и семьи обеспечивает целостный педагогический процесс по формированию творческой, социально ориентированной личности детей в социокультурных условиях села с учетом самобытности, традиционного уклада жизни и деятельности коренных малочисленных народов Севера .

В настоящее время Правительство республики разрабатывает программу комплексного развития села, в которой будут учтены все параметры выхода села на новый уровень. 2013 г. объявлен годом села в Республике Саха (Якутия). Проводится работа по совершенствованию нормативно-правовой базы деятельности агропромышленного комплекса, Законом о государственном бюджете на этот год увеличены объемы инвестиций на его развитие (более 900 млн рублей). 2,5 млрд рублей предусмотрено на газификацию, строительство жилья, дорог и инфраструктурное обеспечение новых жилых комплексов на селе. Начинается реализация программ поддержки начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм, из госбюджета им будет выделено более 100 миллионов рублей на покупку сельхозживности .

Таким образом, теория обоснования и развития перспективных этнорегиональных систем образования, моделей общеобразовательных учреждений на Севере, на наш взгляд, еще более актуализируются. При этом важно понять, что в перспективном развитии социальных функций образования на Севере одинаково недопустимы как тенденция абсолютизации региональной специфики, так и недооценка его специфических особенностей.

Библиографическая ссылка

Неустроев Н.Д., Неустроева А.Н. ОБРАЗОВАНИЕ НА СЕВЕРЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 3. – С. 195-198;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34762 (дата обращения: 19.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Читайте также: