Разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру. Внеклассное мероприятие «Природа вокруг нас

Цели урока: Развитие экологической культуры детей; создание условий, побуждающих детей с вниманием и заботой относиться к природе, ко всему живому; привлечение к природоохранной работе.

Оборудование: плакаты, рисунки, фонограмма музыки, презентация (приложение 1 ), сказка “Про Балду и окружающую среду” (приложение 2 ).

Ход мероприятия

Звучит музыка “Как прекрасен этот мир”:
<Слайд 1,2>

Когда-то, собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую.
Дал ей форму шара большого
И посадил там деревья, цветы,
Травы невиданной красоты.
Много животных там стало водиться.
Змеи, слоны, черепахи и птицы.
Вот вам подарок, люди, владейте,
Землю вспашите, хлебом засейте.
Всем завещаю вам я отныне –
Вы берегите эту святыню.

Ты, Человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
Не жги ее напропалую
И не растаптывай до дна,
И помни истину простую –
Нас много, а она о

Она – твой давний добрый лекарь.
Она – союзница души.
Не жги её напропалую,
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она – одна.

<Слайд 3>

– Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа. Наша жизнь неотъемлема от неё. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. У писателя Паустовского К.Г. есть такие слова: “И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране”.

Человек издавна восхищался твореньями, которые создала матушка природа: удивительными растениями и животными. Мы с вами знаем, что жизнь всех людей неразрывно связана с природой: из окружающей среды люди получают кислород, продукты питания, сырье для промышленности, лекарство и многое другое. Но, к сожалению, человек не всегда задумывается о бережном отношении к природе.

Пора бы человечеству понять,
Богатства у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как – мы, такая же – живая!

22 апреля – Международный день Земли – праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. День напоминания о страшных экологических катастрофах, день когда каждый человек может задуматься над тем, что он может сделать в решении экологических проблем, поборов равнодушие в себе.

– Кто знает, какие экологические проблемы существуют? (Вырубка лесов, уменьшение озонового слоя земли, загрязнение воды, воздуха, почвы).

– Именно в “День Земли” принято всеми силами бороться с подобными проблемами.

– История этого праздника связана с именем жителя американского континента Джона Мортона. В конце 19 века Дж. Стерлинг Мортон переехал на пустынную территорию, на которой одинокие деревья усиленно вырубались на строительство домов и на дрова. Мортон предложил устроить день, посвященный озеленению, и учредить призы для тех, кто высадит большее количество деревьев. Этот день назвали Днем дерева.

В 1990 году праздник стал международным, в акции участвовали уже 200 млн человек из 141 страны. В России День Земли отмечается с 1992 года.

<Слайд 4>

– Россия – страна лесов, полей и рек. Поэтому важно не оставлять без внимания нашу природу. Ведь человек, являясь её частью, несёт за неё ответственность.

Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Всё исчерпать до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников.
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зёрна,
Одной судьбы родня.
Нам пировать позорно
В счёт будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.

<Слайд 5,6>

Давайте будем
Дружить друг с другом,
Как птица – с небом,
Как поле – с плугом,
Как ветер – с морем,
Трава – с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами!
Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!

Песня “Не дразните собак”

<Слайд 7>

Ведущий: Мы живём на Земле. Это наш дом. Кроме нас и наших близких, на ней живёт ещё множество людей. А кто ещё живёт рядом с нами? Прекрасные бабочки и жабы, которые мало кому нравятся, нежные цветы и могучие деревья, диковинные рыбы и причудливые птицы, ловкие звери и противные насекомые, и даже зловредные микробы и плесень. Ни мы, ни они не выбирали место, где появиться. Земля – это наш общий дом. Поэтому мы – все жители Земли – очень зависим друг от друга. Земля – наш дом. Нам его и беречь. Но бережёт ли человек свою планету?

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!

Давайте будем
Беречь планету!
Во всей Вселенной
Похожей нет.
Во всей Вселенной
Совсем одна,
Что будет делать
Без нас она?

Ведущий. Наверное, большинство из нас стараются сделать уютным и красивым, если не свой дом, то уж хотя бы свою комнату. Но почему-то, переступив порог своей квартиры, мы забываем о том, что за этим порогом – тоже наш дом. Космонавты говорят, что из космоса Земля голубая. И от каждого из нас зависит, чтобы из иллюминаторов космических кораблей они продолжали видеть голубые озёра, а не грязные лужи, земные леса и прекрасные луга, а не горы мусора и голую потрескавшуюся землю. Чтобы и завтра, и послезавтра мы могли сказать друг другу: “Добрый день!” Очень важно бережно относиться к нашему общему дому – Земле и всем, кто на ней живёт, ко всем природным богатствам. А что же мы относим к нашим природным богатствам? Отгадайте загадки. <Слайд 8-15>

1. По тропинкам я бегу, силу мощную несу
И машинам, и станкам, свет в домах включаю вам. (Энергия)

2. Над цветочками летаем, по листочкам ползаем.
Но детишки забывают, что приносим пользу мы. (Насекомые)

3. В морях и реках обитает, но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать – не землю падает опять. (Вода)

4. Дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом – чудеса увидишь в нем. (Лес)

5. Я прозрачный, очень легкий, невидимка я вокруг.
Если чист и свеж я – я ваш верный друг. (Воздух)

6. Он очень прочен и упруг, строителям – надежный друг,
Дома, ступени, постаменты красивы станут и заметны. (Гранит )

7. Клюв и хвостик, два крыла,
Нас боится мошкара (Птицы)

8. Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица.
Знают все и ста, и мал, что она – большущий шар. (Земля)

<Слайд 16>

Ведущий. Сегодня мы говорим о нашей планете Земля.

(Выходят 5 учащихся рассказывают об истории планеты в числах)

Ученик. Земля – третья от Солнца планета Солнечной системы, обращающаяся вокруг него со средней скоростью 107200 км / ч за период, равный трёмстам шестидесяти пяти суткам.

Ученик. Земля имеет один спутник – Луну. Вращение Земли вокруг своей оси вызывает смену дня и ночи. Обращение вокруг Солнца – смену времён года.

Ученик. Родилась Земля в Космосе около пяти миллиардов лет назад.

Ученик. Человек появился на Земле сравнительно недавно. Всего лишь около трёх миллионов лет назад.

Ученик. В настоящее время на Земле проживает около шести миллиардов человек. Ни один человек не сможет прожить без наших природных богатств.

Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без… (воды).
Слушание “ журчание ручейка”

Ведущий.. Поговорим о воде. Для чего нужна вода? А много ли воды на планете? Казалось бы, воды на Земле сколько угодно – океаны и моря покрывают большую часть поверхности нашей планеты. Но вода в океанах и морях солёная, а человеку, животным, растениям нужна пресная вода. А пресной воды пригодной для питья на Земле мало, её становится всё меньше. И виноваты в этом – люди, мы с вами.

<Слайд 17>

Ученик: На поверхность Мирового океана ежегодно выпадает 200 тысяч тонн свинца, около 7 тысяч тонн ртути, кадмия, мышьяка и других тяжёлых металлов. Вредные вещества, поступающие в воду, могут попадать и в организм человека, и животных.Загрязняют Мировой океан люди. С кораблей сбрасывают в воду огромное количество мусора.Консервы, банки, бутылки, полиэтиленовые пакеты. Это приводит к гибели морских животных.

Ведущий: – Что же мы должны знать о воде?

Не умыться, не напиться без воды,
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут птица, зверь и человек.
И поэтому всегда всем везде нужна вода!

Все вместе. “Всем нужна вода!”

Бежит вода, струится – и прямо в домик твой.
К ней надо относиться как к ценности большой.
Коли зря течёт вода, кран закрой, а то – беда!

“Береги воду!”

Ученик: Запомни! Если водопроводный кран неисправен, подтекает, за 1 час накапает больше литра воды. Посчитай, сколько воды вытечет за день? Почти 3 ведра.. Вода – это драгоценный дар природы. И мы должны её беречь. Без воды нет жизни. Всё живое погибнет без воды.

“Вода – это жизнь!”

Ученик: Загадаю вам загадку.

Пусть не виден он совсем,
Но скажу вам – нужен всем.
Пусть его совсем не слышим,
Но зато мы все им дышим. (Воздух)

Такой большой,
Что занимает весь мир.
Такой маленький,
Что пролезет в любую щель. (Воздух)

Ведущий: Однажды на уроке окружающего мира Незнайку попросили рассказать, что он знает о воздухе. Послушайте, что он ответил, и исправьте его ошибки.

(Выходит мальчик в костюме Незнайки)

Воздух мне видим, когда я смотрю на небо. Он заполняет всё пространство между предметами. Нет воздуха только в воде и в почве. Воздух нужен человеку, всем животным и некоторым растениям. Воздух прозрачен, бесцветен, имеет запах свежести и не имеет вкуса. Тёплый воздух совсем не легче холодного, иначе летом он весь бы от нас улетал к солнцу. Воздух хорошо проводит тепло, поэтому в Сахаре жарко.

Ведущий: А теперь правильный ответ.

Воздух невидим. Он заполняет всё пространство между предметами. Воздух есть в воде и в почве. Воздух нужен человеку, всем животным, растениям. Он прозрачен, бесцветен, не имеет запаха и вкуса. Тёплый воздух легче холодного. Воздух плохо проводит тепло.

Ученик: Тревожные факты. <Слайд 18>

– Сгорание 1 тонны угля требует такое количество кислорода, которое хватит для жизни 10 человек в течение года.

– За 1000 км пути легковой автомобиль расходует такое количество кислорода, которое хватило бы водителю на 1 год жизни.

– Одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу до 200 т сажи в год.

– Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо для одного человека. В городах из-за поступления выхлопных газов в атмосферу, выделение кислорода снижается в 10 раз.

Ведущий: Поговорим ещё об одном природном богатстве.

Сама не ест, а всех кормит. (Почва)

Ученик: О почве.

<Слайд 19>

– За год в лесах наших широт нарастает слой почвы всего в 2-3 миллиметра. А сгорает он за несколько минут. Долго затягивает природа свои раны. Много лет надо, чтобы гарь вновь покрылась зелёным ковром.

– Слой почвы толщиной 18 см вода может смыть в лесу за 500 тысяч лет, на лугу – за 226 тысяч лет. А там, где нет растений – за 15 лет.

– Сильные ветры способны унести слой почвы толщиной 15 см.

– Бумага может пролежать в почве до полного разложения более двух лет, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, а стекло – до тысячи лет.

Игра “Полезно-вредно”

Нужно разложить на две группы карточки, что вредно и что полезно для почвы.

(Снегозадержание, образование оврагов, посадка растений, выветривание, внесение удобрений, закапывание мусора, использование ядохимикатов, размывание водой, сжигание сухой листвы, выбрасывание отходов)

Ведущий: А сколько тайн хранит в себе каждая неприметная травинка, каждый цветок? Вы проходите мимо цветка? Наклонитесь посмотрите на чудо, которое видеть раньше вы нигде не могли. Не рвите зря цветы. Пусть они цветут те не долгие мгновения, которые отпущены им природой, и радуют нас. Природа, которая даёт нам всё для жизни, требует от нас бережного отношения к себе. Сейчас леса вырублены, реки мелеют и загрязняются, сотни видов животных, птиц, растений находятся на грани исчезновения.

<Слайд 20>

В лесу живут “братья наши меньшие”: птицы, звери. Среди них множество наших верных друзей. Птицы – защитники лесов, полей, садов. Они охраняют урожай, уничтожают в день огромное количество вредных насекомых. Хищные птицы ловят на полях грызунов. Птицы украшают нашу жизнь. Вслушайтесь в их неповторимые голоса.

Человек!
Щади зверей и птиц,
Деревья и цветы,
Ведь это всё слова,
Что царь природы ты!
Пусть птицам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом.

<Слайд 21>

Ведущий: (Показывает Красную книгу) Что это за книга? Для чего она нужна? Да, в неё заносятся редкие и исчезающие растения и животные. Некоторые из них остались в единственных экземплярах. Нам бы очень хотелось, чтобы таких книг больше не выходило.

Охраняется Красною Книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.

Ведущий. А сейчас, ребята, предлагаем посмотреть сказку “Про Балду и окружающую среду”

Сказка “Про Балду и окружающую среду” (приложение 2 )

<Слайд 22-24>

Ведущий: Заканчивая наш разговор, хочется напомнить вам высказывания русских писателей:

“Счастье – быть с природой, видеть её, говорить с ней”.

Л.Н. Толстой

“Человек должен украшать землю”

М. Шолохов

“Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша земля”

К.Г. Паустовский

<Слайд 25>

Берегите Землю, берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба.
Над пустыней тень от баобаба.
Ястреба парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите-
Берегите Землю, берегите!

Песня “Лесной марш”

План-конспект внеклассного мероприятия

по окружающему миру в в начальной школе, учителя начальных классов Соловьёвой Е.В. МОУ Никольская начальная общеобразовательная школа Лесной район, Тверская область.

Внеклассное мероприятие

«Природа вокруг нас»

Цели:

    Расширение и углубление знаний детей о животном и растительном мире природы.

    Развитие познавательной активности, любознательности, памяти.

    Воспитание бережного отношения к природе.

Ход занятия:

Оргмомент. Психологический настрой

Слово учителю: Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым

Доброе утро пусть длится до вечера.

Вопрос к детям: Что испытали вы, слушая мои слова приветствия?

Вижу, у вас хорошее настроение. Скоро к нам придёт весна. Давайте сегодня пойдём в гости к природе.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое, солнце светит золотое

Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава, горы, воздух и листва,птицы. Звери и леса, гром, туманы и роса.

Человек и время года-это всё вокруг (Природа)

Учитель и дети делают вывод: Природа-это, всё то, что нас окружает и не сделано руками человека.

Вопрос к ученикам : как понимаете слова «Всё красивое в мире от природы, а доброе от человека?»

Ответы детей сводятся к тому, что люди должны заботиться о природе, животном, растительном мире, беречь её.

1 конкурс: ученики делятся на группы и каждая группа разрабатывает правила общения с природой.

Пример:

1.Не трогайте, не обижайте, не убивайте птиц, зверей, насекомых.

    Не ломайте ветки деревьев, кустарников, не рвите цветы.

    Не разоряйте грибницы, муравейники.

    Не оставляйте мусор в лесу.

    Не уносите из леса животных, зверёнышей и птенцов, они погибнут.

    Заботьтесь о животных зимой.

Учитель и ученики принимают общие правила общения с природой и делают вывод:

Любовь к природе, забота о ней делает человека добрее.

2 конкурс: Здесь поймёшь наверняка

И куда течёт река

Где живут какие звери

Открывай скорее двери!

на доске дано задание найти- «Третье лишнее», задание приготовлено для количества групп учащихся на занятии.(Пример)

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

медведь

заяц

лиса

волк

корова

бобр

синица

зяблик

орёл

муха

ворона

кукушка

воробей

синица

ворона

ласточка

дятел

пчела

муравей

комар

паук

оса

корова

свинья

лиса

овца

телёнок

3 конкурс: Загадки

На болоте, на лугу

витамин зарыт в снегу.

С хвостом, а не зверь, с перьями, а не птица.

Кто не прядёт, не ткёт, людей одевает

Плаваю под мостиком и виляю хвостиком

Голубой аэропланчик

сел на белый одуванчик… и т. п.

4 конкурс:Физкультминутка

Игра с мячом

Ученики встают в круг и передают мяч поочереди друг другу при этом называя среду обитания:

Воробей-воздух

щука-вода

слон-земля

белый медведь-снега, льды

крокодил- вода и суша

синица-воздух

заяц-земля

лягушка-вода, земля

дельфин- вода

и т. п.

5 конкурс: «Слова рассыпались.»

Задание направлено на развитие внимания и наблюдательности.

На доске приготовлено задание, где ученики должны расшифровать

названия животных

льдоша — лошадь

соль — лось

зока — коза

баобчак- бабочка

шаугкял — лягушка

вайруем — муравей

бакоса- собака

томегеб — бегемот

исал- лиса

6 конкурс: «Дополни предложение письменно.»

Ученикам даются карточки с предложениями, которые нужно дополнить и слова, которые нужно вставить(например).

Хищные, домашние, насекомые, млекопитающие, рыбы, травоядные.

1.Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жильё, выводят потомство, называются _____________

    Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве называются______________

    Животные, у которых шесть ног называются________________

    Среда обитания этих животных- водоёмы, их тело покрыто чешуёй__________

    Животные, которые выкармливают своих детёнышей молоком, называются_____________

    Животные, которые питаются растительной пищей, называются__________

    Явился в жёлтой шубке: прощайте, две скорлупки.

Ученики получают карточки с картинкой или названием животного, они должны изобразить животное и его голос,а другие узнать.

Кошка- мяу, собака-гав, петух-кука-реку, курица-ко-ко-ко, лягушка ква-ква, свинья-хрю,хрю, осёл-иа, иа.

Подведение итогов:

Звучит музыка, учитель хвалит детей за проделанную работу.

Ученики делятся впечатлениями.

Можно закончить конкурсом и выставкой рисунков по теме «Природа-вокруг нас!»

Рябиченко Надежда Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Михайловская ООШ» Киквидзенского района Волгоградской области
Краткое описание:
Предлагаю вашему вниманию конкурсную программу по окружающему миру, предназначенную для работы с детьми начальной школы. Данный материал можно использовать при проведении уроков или внеклассных мероприятий с учащимися. В конкурсной программе принимают участие 2 команды.

Цель: закрепление и расширение знаний детей о животных
Задачи:
- формировать представления детей о жизни животных;
- развивать мышление, память, воображение, познавательную и творческую активность, сообразительность, любознательность, кругозор;
- воспитывать чувство любви к родной природе, ко всему живому.1 конкурс «Узнай изображение» (используются слайды презентации)
На экране 12 квадратов, с указанными на них номерами. Команды по очереди называют любой номер. Под каждым номером находится часть картинки - изображения животного. Нужно как можно быстрее угадать, что за животное на картинке.
Ответы: кролик, горлица, дельфин.
Баллы присуждаются команде, которая даст первой правильный ответ. За каждое правильно угаданное животное – 3 балла.
2 конкурс «Кто где живет» (используется слайд презентации)
В данном конкурсе нужно разгадать филворд, в котором нужно найти жилища животных.
Ответы: берлога, гнездо, дупло, конура, логово, водоем.
Назвать животных, которые живут в этих жилищах.
Примерные ответы детей: берлога (медведь), гнездо (белка; птицы: ласточка, голубь, зяблик, иволга, синица), дупло (белка, енот; птицы: сова, дятел), конура (собака), логово (волк), водоем (рыбы).
За каждое правильно угаданное слово – 2 балла. Дополнительный балл присуждается за правильный ответ о том, кто в каком жилище обитает.
3 конкурс - кроссворд «Жители водоемов»


По горизонтали:
1. Животное с красивым мехом, предпочитает селиться по берегам медленно текущих рек, около озер, прудов. Живет в хатках или норах, вход в которые располагается под водой.


2. Эта птица встречается в дикой природе, но может быть и домашним животным. Имеют перепонки на лапах, что позволяет им прекрасно плавать по воде. В одной из сказок у этой птицы появился птенец, который был непохож на других птенцов. Все жители птичьего двора считали его гадким и некрасивым.


3. Небольшая рыбка, обитающая в пресноводных водоемах. Имеет черноватый окрас спины с зеленым или голубоватым отливом.


4. Небольшая рыбка, обитающая в реках, озерах. Рыболовы очень часто используют ее в качестве наживки для ловли крупных хищных рыб.


5. Рыба, имеющая высокое тело, с маленькой головой и ртом.


6. Хищная пресноводная рыба с удлиненным телом. Окраска ее тела может изменяться в зависимости от цвета окружающей ее среды обитания.


7. Название этой рыбы совпадает с наименованием города – курорта в Крыму.


8. Небольшая хищная промысловая рыба, тело которой покрыто мелкой плотной чешуей. Имеет на боках черные поперечные полосы.


9. Ценная промысловая рыба, внешний облик и образ жизни которой свидетельствует нам о том, что данная рыба сохранилась со времен ледникового периода.


По вертикали:
1. Клоп, живущий на поверхности воды. Чтобы преодолеть препятствие, совершают скачки по воде.


2. Крупная пресноводная бесчешуйчатая хищная рыба. Днем отлеживается, предпочитает охотиться ночью.


3. Водяной жук-хищник, питающийся мальками, водяными насекомыми, головастиками.


4. Личинки этих животных – головастики.


5. Большие сильные водоплавающие птицы с длинной шеей, размах крыльев которых достигает двух метров.


6. Эта рыба имеет несколько видов. Наиболее известны золотой, серебряный.


7. Летающие над водой насекомые, с большими глазами, подвижной головой и удлиненным стройным брюшком.


Команда, разгадавшая кроссворд быстрее и правильно, получает 5 баллов. Команда, разгадавшая кроссворд правильно, но за большее время, зарабатывает 3 балла.
Ответы кроссворда:
По горизонтали:
1. бобр
2. утка
3. плотва
4. уклейка
5. лещ
6. щука
7. судак
8. окунь
9. налим

По вертикали:
1. водомерка
2. сом
3. плавунец
4. лягушка
5. лебедь
6. карась
7. стрекоза


4 конкурс «Собери картинку»
Каждой команде дается конверт с картинкой, разрезанной на части. Нужно как можно быстрее собрать ее.


Команда, выполнившая задание быстрее и правильно, получает 3 балла.
5 конкурс «Мы – артисты»
Каждой команде даются по две карточки изображением животных. Игроки команд по очереди должны показать животных, а команда соперников отгадать их. Условие: показывают все игроки команды.
Картинки с животными:
1 команда – кошка, лягушка



2 команда – собака, рыбка



За правильный показ всеми игроками животного команда получает по 2 балла. За правильно отгаданное слово – 1 балл.

Презентация по окружающему миру на тему «Животные»

Методическая разработка внеклассного мероприятия

по окружающему миру.

Класс: 4 «А»

Дата проведения: 03.04.2009 г.

Тема: «Экологический суд»

Цель:

1) сформировать представление о состоянии экологии на Земле;

2) познакомить с мерами по охране природы;

3) развитие эмоциональной сферы, наблюдательности, мышления, воображения, чувства эмпатии;

4) способствовать воспитанию эстетического отношения к природе, хозяйственного подхода к использованию природных богатств, ответственного отношения к делу охраны природы.

Оборудование: таблица по экологии, рисунки учащихся, костюмы для участников суда, выставка литературы по теме, магнитофон, диапроектор, слайды, Красная книга.

Предварительная подготовка: ребята при создании слайдовой презентации, для изготовления костюмов обращались за помощью к родителям.

Ход занятия:

Учитель:

Здравствуйте, друзья!

Здравствуй, природа!

Здравствуйте, леса и реки, моря и озера, поля и горы!

Здравствуйте, птицы: соловьи: совы, воробьи и голуби!

Здравствуйте, звери: тигры, львы, слоны, волки!

Если бы человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть, до сих пор на земле жили бы все те животные и растения, о которых мы уже больше никогда не увидим – люди уничтожили их. Уничтожение продолжается и сейчас. Цели разные: кто-то хочет получить побольше денег за продажу редкого животного или его меха. Кто-то хочет поохотиться в свое удовольствие, а кто-то, не думая, вырывает с корнем цве-ты, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу – развлекается. Иногда слышишь: «Человек – царь природы!» Но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы? Представить себе это невозможно... Без воздуха, воды, пения птиц, ароматов лугов, шелеста листьев. Все это нам щедро дает природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения. К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить. А если б могли? Давайте пофантазируем.

Учитель: Итак, суд. Суд над человеком. Судьей у нас будет Зубр.

(Слайд с изображением зубра)

Гласный обвинитель Тур: Я являюсь главным обвинителем древнейших представителей этого вида. Я объясню, почему главным обвинителем выбрали именно тура. Дело в том, что последний тур был убит в ХVII веке.

Адвокат-защитник человека – Собака. Присяжные заседатели – все, кто находится здесь за столом.

Судья: Прошу внимания! Судебное разбирательство начинается! Слово – главному обвинителю.

Мне трудно говорить. И не только потому, что меня давно уже не существует на свете. Я боюсь, что еще много видов животных и растений исчезнут так же, как исчез мой вид. Я не могу понять одного: ведь человек сам – творение природы. Он не имеет права выносить смертный приговор тем живым существам, которые, по его мнению, вредны или опасны. Он не понимает, что в природе нарушается равновесие, которое восстановить очень трудно, иногда просто невозможно.

Я обвиняю человека в том, что он уничтожил такое замечательное животное, как зебра-квагга.(Слайд с изображением зебры)

Когда люди начали осваивать Африку, они решили, что зебры занимают пастбища, пригодные для скота, и стали убивать «солнечных лошадок», так когда-то называли зебр древние люди. Да разве только зебры? Сейчас на территории Африки осталось не более 10% животных, живших там до прихода европейцев. А бизоны? (Слайд с изображением бизона)

К началу нашего века в Америке почти не осталось бизонов. А было их не менее 70 миллионов. За один год охотник убивал не менее двух тысяч бизонов.

Еще один пример – странствующий голубь. (Слайд с изображением голубя)

Последний странствующий голубь умер в зоопарке в начале нашего века. Огромные стаи этих птиц уничтожали ради вкусного мяса. Примерно 250 лет назад люди обнаружили морских «коров, а через 27 лет уничтожили последнюю. (Слайд с изображением морской коровы)

Крупная нелетающая птица дронт уже ни когда не будет жить на земле: люди уничтожили их всех.

Обратимся теперь к судьбе флоры. Ливанский кедр. (Слайд

Когда-то это дерево росло повсюду, но его решили обменять на канаты, полотно, золото, другие товары, которые привозили из Египта. И вот результат: сейчас только в Ливане осталась роща из 400 деревьев. Где бы ни появлялся человек, он всегда что-нибудь разрушал или кого-нибудь убивал. (Обращается к человеку.) А что делается сейчас? Оглянитесь вокруг: вы становитесь жертвами своего непонимания или недопонимания. Отравлены воздух, реки... Оглянитесь! Остановитесь! Подумайте!

Судья -3убр: Какое наказание, по-вашему, уважаемый Тур, заслуживает человек?

Представитель от главного обвинителя Тура:

Он наказал и продолжает наказывать сам себя! Впрочем, свое мнение относительно наказания я выскажу позднее.

Судья -3убр: Теперь слово защите.

Защита-Собака: Я понимаю негодование уважаемого обвинителя и согласна с ним: человек сам себя наказывает. Но, поверьте мне, человек заслуживает и уважения.

Обвинитель: Уважения?

Защита-Собака: Да, да! Кто, как не мы, домашние животные, знаем человека?

Обвинитель: Смешно! Вы же от него зависите во всем. Вам невыгодно обвинять его, а иначе кто даст вам пищу, питье.

Защита-Собака: А знаете ли вы, что первый заповедник был создан в 1832 году именно в Америке, т.е. там, где природе нанесен такой сокрушительный удар. В Америке же был создан первый национальный парк – Иеллоустонский – в 1872 году!

Судья -3убр: Давайте выслушаем свидетелей и со стороны обвинения, и со стороны защиты. Первый свидетель обвинения – Воздух.(Слайд с изображением воздуха)

Свидетель-Воздух:

За год только углекислого газа в атмосферу выбрасывается 5 миллиардов тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры: постоянная – над Антарктикой, времена ми расширяющиеся и временами уменьшающиеся над Арктикой, район Европы. В эти дыры попадают ультрафиолетовые лучи, которые вызывают раковые заболевания, уменьшается количество кислорода. Уничтожаются леса, в основном тропический, многоярусный лес. Смешанные леса России усыхают в результате неправильной мелиорации. Территория в 10 000 га – это. усохший лес, где изменились климат, почвы, водообмен, погибли животные. А усохшие леса – плохие поставщики кислорода в воздух. А если сюда добавить выхлопные газы от транспорта, котельных, заводов черной и химической промышленности?

Судья -3убр: Свидетель – Вода.

Свидетель –Вода: Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в чистых льдах Арктики нашли стиральный порошок. В результате «деятельности» человека в реках Сена, Волга, Дунай, Рейн купаться вообще нельзя. В сибирских из-за затонувшего леса и сброса неочищенных стоков появились микроорганизмы, очень вредные для здоровья и человека, и животных (Слайд с изображением воды)

Свидетель –Вода: Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в чистых льдах Арктики нашли стиральный порошок. В результате «деятельности» человека в реках Сена, Волга, Дунай, Рейн купаться вообще нельзя. В сибирских из-за затонувшего леса и сброса неочищенных стоков появились микроорганизмы, очень вредные для здоровья и человека, и животных.

Байкал в результате «деятельности» закрытого ныне целлюлозно-бумажного комбината теряет способность самоочищаться: омуль еле шевелится. Весь мир облетели снимки плачущей нерпы. Байкал содержит 1/3 мировых запасов пресной воды. В реке Амур столько минеральных удобрений, что дети после купания покрываются сыпью.

В организме рыбы происходят мутации: увеличивается в размере печень, рыбы рождаются с двумя хвостами. В Приморье три тяжелых экологических района: Северо-Горные лесные районы – Дальнегорск, Кавалерово – сбрасывают отходы в реки Рудная и Кавалерово.

Ханкайская низменность: вода загрязнена пестицидами на глубину 20 м; в почве 2 – 3% гумуса, что сильно изменяет состав воды; более 100 тысяч человек живет на привозной воде. Юг Приморья: в мае сильно обрабатывают лес пестицидами, которые попадают в воду.

Завод Дальполиметалл был построен в 1920 г. без очистных сооружений: идет сброс в воду свинца, избыток которого ведет к белокровию. Бухта Находка, Золотой Рог, Амурский залив потеряли свое промысловое значение из-за загрязненности. В результате медузы крестовики стали агрессивными и нападают на человека.

Золотой Рог, красивейшая бухта, мертва. На дне ее полуметровый слой мазута. Нужны миллионы рублей для ее очистки.

Судья -3убр: Свидетель – Почва. (Слайд с изображением почвы)

Свидетель – Почва: Почва образуется очень медленно, нужны сотни и тысячи лет! А вот разрушить ее можно очень быстро. За последние 100 лет на Земле разрушено примерно 1/4 часть всех плодородных почв! Освоение целинных и залежных земель велось безграмотно. Первые 5 лет мы давали хорошие урожаи, часть его даже оставалась на полях. Но суховеи поднимали миллиарды тонн гумуса – плодородного слоя – и уносили к подножию Тянь-Шаня. Человек начал вносить горы минеральных удобрений: пестицидов, нитратов, ДДТ. Происходило засаливание земель, отравление почвы и людей. Например, селитра в Средней Азии стимулировала рост фруктов, но травила почву и влияла на здоровье человека. Люди испортили почву Приханкайской низменности, где выращивали рис.

Судья -3убр: Слово защите.

Защита-Собака: Да, аргументы весомые. Но ведь человеку нужна вода: чтобы получить одну тонну стали, необходимо израсходовать 150 т воды, а чтобы получить одну тонну бумаги, нужно 250 т воды.

И человек начал строить предприятия, у которых вообще нет сточных вод. Загрязненную воду там очищают и опять используют и снова используют, затем опять очищают и снова используют, затем опять очищают и опять ис-пользуют. Человек старается сократить выбросы в атмосферу. Англия и Япония запретили изготовление аэрозолей, а Япония нашла им заменители. Сокращает человек и выброс двуокиси кислорода машинами. Начали выпускать машины с двигателями на газе, электричестве, солнечных батареях. Электростанции начинают использовать нетрадиционные источники энергии: геотермальные (на Камчатке), приливно-отливную (на Белом море), солнечную (в Казахстане), ветра – там, где ветры дуют в одном направлении.

Судья -3убр:Продолжим слушание свидетелей. Приглашаются бабочки Аполлон и Махаон.

Свидетель- бабочка Аполлон: (Слайд с изображением бабочки)

И слышать ничего не хотим. Сначала уничтожают, а потом заповедники с парками создают! Нет! Нет! Мы слишком обижены на человека, чтобы прощать ему!

Свидетель-бабочка Махаон:(Слайд с изображением бабочки)

Как же простить, если до сих пор меня ловят все, кому не лень. Как я жалею, что родилась такой красавицей.

Судья -3убр: Все ловят? И птицы?

Свидетель- бабочка Аполлон: О нет, я имела в виду людей – взрослых и детей. А птицы меня не трогают. Яркие пятна на моих крыльях предупреждают птиц о том, что меня трогать не надо, я не съедобная, а в минуту опасности могу испугать птицу шипением.

Свидетель- бабочка Махаон: Как же убедить людей, что красивы мы только на воле, в полете! С каждым годом нас становится все меньше и меньше!

Судья -3убр: Послушаем следующих свидетелей: Цветы.

Свидетель- Мать-и-мачеха: И нас тоже все меньше и меньше! Природой нам велено зацветать рано. И человек, соскучившись долгой зимой по цветам, порой просто для того, чтобы подержать какой-нибудь цветок в руках, срывает нас. Сорвет, помнет помнет пальцами, а потом выбросит! А ведь мы могли бы ему помочь, если б нас сорвали по всем правилам и в определенное время, в определенных местах. (Слайд с изображением):

И нас тоже все меньше и меньше! А кроме этого, мы очень выручаем пчел весной, они с трудом разыскивают себе пропитание – ведь цветов еще очень мало. А к нашим цветкам пчелы летят охотно.

Свидетель- Ландыш(Слайд с изображением ландыша)

А людям все равно! Они рвут и меня, не задумываясь. А ведь, чтобы я зацвел, с того дня, как семечко упало в землю, должно пройти 10 лет! Мальчик и девочка, поступившие в 1 класс, успевают закончить школу!

Судья -3убр: Но ведь вас, уважаемый Ландыш, рвут и для лечебных целей.

Свидетель- Ландыш: Да, но порой так неумело. А ведь рвать меня можно только весной и очень осторожно. А когда-то люди в мою честь складывали легенды, устраивали праздники. Например, во Франции и у североамериканских индейцев я был священным цветком. Мной всегда интересовались врачеватели. И сейчас из меня изготавливают ландышевые капли для людей, страдающих сердечными заболеваниями. И что же я получил за свою доброту? Было время, когда меня можно было встретить повсюду, а сейчас я нуждаюсь в защите. А мой друг Ягель! Если по нему пройдет человек, цветок будет восстанавливаться 30 лет, а после гусеничной машины и все 100.

Судья -3убр: Следующий свидетель – Колокольчик.

(Слайд с изображением)

Свидетель-Колокольчик: У нас в стране 18 тысяч видов травянистых растений. А сколько из них занесено в Красную книгу: колокольчики, подснежники, ряд видов тюльпанов и пионов, зверобой. Ветреница алтайская! В Приморье так безжалостно рвут венерин башмачок, а он зацветает лишь на 18-м году жизни. Мы уменьшаем содержание пыли в воздухе в 2,5 раза, а газов и дыма в 2 раза. А люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновение 25 тысяч видов высших растений. Да и площадь лесов ежеминутно сокращается на 20 га.

Судья -3убр: Следующий свидетель – Лягушка.

Следующий свидетель – Лягушка:Человеческая неблагодарность не знает границ! Мы, лягушки, на наше горе, относимся к «нелюбимым» человеком существам, к «противным». И никому нет дела, что мы уничтожаем 1-2 % вредных насекомых. Это огромное количество. Как жаль, что мы беззащитны и беспомощны. (Слайд с изображением)

Человеческая неблагодарность не знает границ! Мы, лягушки, на наше горе, относимся к «нелюбимым» человеком существам, к «противным». И никому нет дела, что мы уничтожаем 1-2 % вредных насекомых. Это огромное количество. Как жаль, что мы беззащитны и беспомощны.

Судья -3убр: Следующий свидетель – Сова. (Слайд изображением совы)

Свидетель -Сова: Все группы животных интересны. Но наибольший интерес у «любителей природы» вызываем мы, птицы. Кому-то хочется посадить нас в клетку, кому-то нужно чучело, кому-то пух, а кому-то мясо. А меня, Сову, человек считает предвестницей несчастья. Да, кричим мы страшно, но и пользу приносим огромную, уничтожая грызунов. Скольких моих пернатых собратьев люди уже никогда не увидят! Уважаемый Тур напомнил нам о дронте и странствующем голубе. Хочу дополнить. Уже нет ни одного - эту птицу, достигавшую 3,5 м в высоту, уничтожили в Х1Х в. На острове Мадагаскар в ХVII в. исчезли последние эпинорисы.

За последние 150 лет с лица Земли исчезли 150 видов птиц. Из-за химикатов в почве, по пищевой цепи попадающих в наш организм, птица скопа откладывает яйца без скорлупок или с такой хрупкой скорлупой, которая не выдерживает ее веса во время высиживания.

Судья -3убр: Мы выслушали свидетелей. После всего, что мы здесь узнали, что же нам делать с человеком?

Адвокат-Собака: На всяком суде дается слово обвиняемому. Послушаем Человека.

Человек: Я не буду оправдываться. Я хочу попросить у вас прощения, хотя от этого вам не легче.

Адвокат-Собака: А я хочу вот что сказать. Да, то, что сделал человек с природой, ужасное преступление. Но ведь только человек может хоть что-то исправить! Именно человек создал Красную книгу. Именно он создает заповедники и охраняет их. К нашему счастью, люди на Земле разные, кому, как не вам, уважаемый Зубр, об этом знать?

Судья -3убр: Да, не отрицаю. Только благодаря людям мне удалось выжить.

Представитель от главного обвинителя Тура: Но благодаря людям же вы чуть совсем не исчезли с лица планеты.

Свидетель- бабочка Аполлон: Что же получается? Так или иначе, мы все зависим от человека?

Судья -3 у б р: К сожалению, зависим.

Цветы:Ужасно! Ужасно! Мы погибли!

Свидетель-Кошка: (Слайд с изображением)

Хотя я и домашнее животное, а с вами согласна: ужас! Сколько раз человек выгонял меня из дома, бросал, где попало, желая избавиться...

Представитель от главного обвинителя Тура: Видите? Уже и защитники стали обвинителями.

Судья -3убр: Какое решение нам принять? (Решают, совещаются.) – Прошу внимания!

Внимательно изучив материалы дела, мы установили, что каждому пятому виду зверей, каждому четвертому виду рептилий и амфибий, каждому пятому виду птиц нашей фауны сегодня угрожает опасность. 25000 видов высших растений планеты на грани полного уничтожения. За последние 60 лет на планете исчезло 77 видов зверей и несколько сот видов растений, 26 видов птиц...

В кризисном состоянии, приближающемся к катастрофическому, находятся крупнейшие городские агломерации Москвы и Санкт-Петербурга, Среднее Поволжье и Прикамье, западная часть Кольского полуострова, промышленная зона Урала, Кузбасс. Непосредственную угрозу представляет также загрязнение Черного и Азовского морей в пределах курортных зон, загрязнение вод в бассейне Волги и Каспийского моря.

Надо признать кризисной экологическую ситуацию на Байкале. Длительный, в течение 20 лет, сброс 40% всех загрязненных стоков региона в озеро повысил температуру воды до + 12 градусов С и выше, загрязнение донных отложений Байкала отмечено на 20 кв. км, возросла мутность воды, изменяется ее гидрохимический режим, а с этим утрачивается уникальное свойство байкальской экосистемы – возможность естественного формирования вод высокого питьевого качества.

Решение – пусть человек исправит то, что пока еще можно исправить. А если не исправит? Тогда его постигнет участь тура: его не станет. Ведь без всех нас и еще многих, без чистого воздуха, чистой воды и многого другого, он не сможет выжить.

Свидетель- Лягушка: Получается так, что человек сам подписывает себе смертный приговор.

Судья -3убр: Получается так.

Все: Какой ужас!

Учитель: Ребята, сегодня мы все с вами стали участниками этого судебного процесса. И это не случайно. Как вы думаете, почему?

Дети: Потому что от деятельности человека зависит наша жизнь и экологическое состояние природы. Важно, чтобы человек всегда помнил об этом и заботился о завтрашнем дне- не разрушал своими действиями окружающих.

Учитель: Ребята, а что можем мы с вами сделать для сохранения окружающей среды?

Дети: Мы не должны разорять птичьих гнёзд, не должны выбрасывать мусор где попало- есть специальные контейнеры для мусора. Нельзя ломать деревья, бездумно рвать цветы. Нужно бережно обращаться с природой.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №23»

г. Новороссийска

Краснодарского края.

Конспект внеклассного мероприятия

по окружающему миру

для 3-4 классов.

«Пернатые друзья.

Экологическая игра»

Подготовила

учитель начальных классов

Колина Инна Валерьевна

г. Новороссийск

Пернатые друзья.

Экологическая игра.

Цели: развивать интерес к миру природы; воспитывать экологическую и эстетическую культуру.

Вступительная беседа.

В любое время года, весной и летом, осенью и зимой, в городах и сёлах, в степи и на полях, в садах и парках больше всего в лесу мы видим и слышим птиц. В одни сезоны года птиц больше, в другие – меньше. Весной отовсюду слышны звонкие трели, посвистывание, писк, переливы тихих и громких голосов. Летом песен меньше. А осенью и зимой птиц почти не слышно. Конечно, в зимнее время птицы в лесах тоже есть, но молчаливость их вызвана тем, что зимний день короток, а птицам надо успеть насытиться на долгую зимнюю ночь.

Накрошите хлеба им на блюдце.

Пусть они под вьюжною бедой

С малыми друзьями, земляками,

Если дорожите дружбой той

И сердца в груди у вас не камень.

Чтоб они, как только снег растает,

Пронеслись над полою водой

И они отплатят доброй песней,

Ну а с песней жить-то интересней,

Загадки о птицах.

Эта птичка никогда

Для птенцов не вьёт гнезда.

Сядет где-то на суку

И кричит: «Ку-ку! Ку-ку!» (Кукушка)

Скачет птичка по дорожке,

Собирает шустро крошки.

А потом на ветку прыг

И чирикает: «Чик-чирик!» (Воробей)

Стрекотунья, белобока,

Наша сплетница…(Сорока)

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зелёных кронах,

А зовут её… (Ворона)

Прилетают к нам зимой,

Им не нужен летний зной,

Грудка ярче, чем заря,

У красавца…(Снегиря)

Маленький певец лесной,

Спереди – шильце,

Сзади – вильце,

На груди белое полотенце. (Ласточка)

Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Тёмно-бронзовый…(Скворец)

Переносье с белым кругом,

Важно я хожу за плугом,

Огороду, полю – врач,

Глянцевитый чёрный…(Грач)

Викторина «Знатоки птиц»

    Какие птицы прилетают к нам первыми? (Грачи)

    Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты)

    Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Тетерева, рябчики)

    Какая птица самая маленькая в наших лесах? (Королёк)

    Какая птица к зиме белеет? (Белая куропатка)

    Какие птицы устраивают гнёзда в земляных норах? (Береговые ласточки)

    Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (Стрижи)

    Какая птица самая большая в мире? (Страус)

    Какая птица самая маленькая в мире? (Колибри)

    Какая птица делает гнездо из рыбьих костей? (Зимородок)

Почему глухаря называют так: глухарь? (Во время токования птица ничего не слышит.)

Игра «Птичьи разговоры»

Соедини слова.

Ласточки

Игра «Птичьи профессии»

Сможете ли узнать птиц по их характерному признаку, по их делам

Птица-рыболов Соловей

Птица-плотник Ласточка

Лесная кошка Поползень

Птица-строитель Баклан

Птица-акробат Иволга

Пернатый солист Кукушка

Ночной хищник Дятел

Легкомысленная мамаша Сова

Пернатый солист (соловей).

Об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная и самая звонкая.»

Птица-рыболов (баклан).

Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5м. и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти самой ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день около 700-800г. рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей, охотятся на неё вблизи берегов в море.

Птица-плотник (дятел).

Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых, поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».

Лесная кошка (иволга).

Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.

Птица-строитель (ласточка).

Самым искусным строителем считают ласточку. Гнёзда ласточек-саланган съедобны. Они построены из слюны, из этих гнёзд варят суп.

Птица-акробат (поползень).

Поползень лазает по деревьям вниз головой.

Ночной хищник (сова).

Совы глотают мышей целиком.

Легкомысленная мамаша (кукушка).

Кукушка не строит гнездо и не сидит на яйцах. Она откладывает их на землю, а затем переносит клювом в гнездо к какой-нибудь маленькой птичке. И вот у хозяйки гнёздышка появляется прожорливый кукушонок. В отсутствии своих приёмных родителей он выталкивает из гнезда братишек и сестрёнок, и тогда пиццам ничего не остается, как выкармливать его одного. Но кукушки приносят и большую пользу: за день одна птица съедает 39 кузнечиков, 43 гусеницы бабочки-капустницы, 5 личинок майского жука, 3 куколки бабочки, 4 паука.

Заключительная часть.

Не трогай ласточку! Она

Издалека летит сюда.

У нас растит своих птенцов.

Не разоряй её гнезда.

Будь другом птиц!

Пусть под окном

Поёт весною соловей,

И над просторами Земли

Летают стаи голубей!


Список использованной литературы

    Ёлкина Н. В., Тарабарина Т. И. 1000 загадок. - Ярославль: «Академия развития», 1997.

    Попова Г. П. Классные часы 3 класс. – Волгоград: «Учитель», 2007.



Читайте также: