Рассказ о добром поступке человека. «Непридуманные добрые истории» - Истории для души

И решила я, найти еще таких натюрмортов, вроде бы попадались на глаза. Оказалось, что их просто масса! И жанр такой отдельный есть, называется «Vаnitas». Представляете - я этого на знала!!! Целый ряд художников практиковались в этом жанре, даже целыми семьями - как братья Питер и Харвен Стенвики. На натюрморты с черепами была просто повальная мода. Пошло это дело в 17 веке из Голландии - родины классического натюрморта, а затем переметнулось во Францию, Британию и другие страны.


Альберт ван дер Шур 1660-е



Что же это за сомнительное удовольствие - украшать цветочками и ленточками черепа? Никак страсть к шокированию публики и тяга ко всему ужасному и неизведанному двигала художниками? А вот и нет! Жанр не зря называется «Vаnitas» - «суета, тщеславие». Такие картины призваны были поучать, напомнить о бренности всего материального. Поводов не забывать о смерти у людей, живших в 17 веке в Европе, было немало: 30-летняя война, война между Англией и Францией, чума в Лондоне, Нидерландская революция, диктатура Кромвеля и казнь короля Карла Первого, наша Смута и т.д.



Крест - символ духовности и религиозности, даже прямое на них указание, появился в ВАНИТАС довольно поздно. А вот сургучная печать - знак тайны, приверженности к тайным знаниям либо невозможность к ним приобщиться - использовалась еще на заре жанра

После отгремевших религиозных воин особо популярной была идея возрожденной духовности на фоне смертности, бренности всего материального и главенства религиозной мысли.

Вначале черепа рисовали на оборотной стороне обычных светских портретов, затем они перешли в самостоятельный жанр. В первое время их изображали в центре картины, крупными, нередко в нишах, остальных предметов было немного. В дальнейшем композиции становились все менее лаконичными, символы - все более глубокими и многозначительными. В период своего расцвета ВАНИТАС превратились в пышные и красочные полотна, изобилующие символикой и атрибутами, иногда даже чересчур перегруженные множеством деталей. Чтобы разобраться в этих символах и научиться читать их, я предлагаю посмотреть сами работы.


Бартоломеус Брейн Старший, кон. 16 века

Это одно из первых изображений в жанре ВАНИТАС. Предметов мало. На поучительный характер изображения указывает надпись на листке справа - что-то вроде "моменто мори", помни о смерти. Череп помещен в нишу, так делали в ранних работах. Погасшая свеча указывает на угасание жизни. Муха на черепе - знак зла, нечистоты, тлена.



Ван "Утрехт" Адриан, 1642

В более поздних работах череп смещается в сторону, деталей становится больше. В букете мы видим как живые и свежие цветы, так и увядающие - намек на недолговечность цветения и юности. Символами увядания служили и гниющие фрукты. Роза - символ телесной страсти, тюльпан - воплощение необдуманной расточительности (в Голландии за несколько луковиц тюльпанов редкого сорта можно было купить приличный дом).


Венцель Лоренц Райнер, 1710

Книги и писчее перо - символ наук.



Курительная трубка - очень частый атрибут, а также опрокинутый пустой бокал - символы кратковременности и эфемерности земных удовольствий. Нож - символ уязвимости, также иногда мог символизировать мужское начало. Слева - угасающая жаровня, в которой еле теплятся угли. Она, также как и погасшие светильники и затушенные свечи, означает угасание жизни.



Девид Бейли "Ванитас с автопортретом", 1651

Автопортреты - не такое частое явление жанра, но оно иногда встречаются. ВАНИТАС иногда были частью исторических полотен, аллегорий и жанровых сцен.


Якоб (Жак) де Гейн старший

Тоже ранняя работа. Насколько я могу судить, шар над черепом может быть мыльным пузырем - символом уязвимости, хрупкости и недолговечности. Деньги на полке - символ богатства, которое нельзя забрать с собой в могилу. Тюльпан в вазе - вы уже знаете, прощальный дымок из погасшего светильника - жизнь истлела, душа, как дым покидает этот мир.



Гвоздики - брак, материнство.



Жан Давид ле Хим

Слева мы видим часть доспехов - "оружие и воинская мощь так же тленны, как и все материальное"


Он же

Лопнувший гранат - символ плодородия или искупительной жертвы Христа (усиливается наличием распятия справа)



Он же

Музыкальные инструменты - символ вечного искусства, опрокинутая чаша - то же, что и бокал. Пустые раковины означают то же, что и череп - здесь раньше была жизнь, но теперь ее нет! Слева от раковины - механические часы, которые напоминают о скоротечности времени. Дым из жаровни иногда символизировал улетающую душу, а иногда - призрачность надежд.



Он же

Символы искусства (скульптуры), наук (книги) и поучительная надпись. Лавровый венок - символ поэзии.


Он же 1685

Здесь мы видим множество символов - книга, угасшая свеча, курительная трубка, но черепа нет. Но это тоже ВАНИТАС. Символика жанра позже еще долгое время использовалась в обычном натюрморте. В левой части букета мак - символ смерти и забвения. Мы видим устрицы рядом с лимоном - это символы сексуальных наслаждений. Правда, устрицы могли иметь и другой смысл - вскрытая раковина символизировала обнаженную душу.


Корнелиус Норберт Гейсбрехт.
Справа - блюдце и трубочка для выдувания мыльных пузырей.
А вот еще, очень похоже:

Перевернутые песочные часы - время вышло. Колосья обозначают возрождение, бессмертие души. Вообще, Гейсбрехт очень любил вот такие "обманки" - "ВАНИТАС вдвойне" - иллюзорность жизни подчеркивается тем, что изображение написано на написанном холсте. Еще его работы:


Корнелиус Гейнсбрехт, 1650

Тут тоже колосья. Зубами череп, кажется, держит флакон с румянами или пудрой (или часы). Косметика означала кратковременность физической красоты. Розовый шарф тоже подчеркивает, что эта аллегория - женская.


Он же

Он же



Н.Л.Пешье

Портреты, письма символизируют человеческие взаимоотношения.



Он же

Деньги и синий кошелек, колосья, погасший факел, ноты (символ искусства), песочные часы, сургучная печать - все это вы уже знаете.



Он же 1650-е



Не знаю кто, но чудесно!
ПС. Уже узнала - Антонио де Пареда, и это только часть его большой картины (полностью будет в следующем посте)

Маска подчеркивает, что она осталась, а лица уже нет. Оружие, как и доспехи - армейская мощь - ничто перед лицом смерти. Украшения - то же, что и деньги - они остались в этом мире, а человек не сможет остаться навсегда.



Хендрик Андерсон 1650

Короны, тиары и другие символы власти в ВАНИТАС показывают, что перед смертью все равны. Глобус - символ наук. Мыльные пузыри - мы уже знаем.



?
Бутылка, как и курительная трубка указывают на тягу к земным удовольствиям, пьянству. Дымящийся шнур здесь то же, что и фитилек светильника или свечи. Плющ, как и колосья - символ возрождения, вечной жизни после смерти.



Неизвестный автор



Петер ван Лир "Мистическая сцена с автопортретом", 1638

Жуткая вещь, правда?



Питер Клас

Зеркала и зеркальные шары - символ тщеславия. А еще они говорят - земная жизнь так же эфемерна, как отражение. Разбитый грецкий орех - символ бедности, а в религиозном плане - символ распятия.



Он же

Ключ - раскрытие тайн (жизни). Если ключ сломан - тайна так и не раскрыта.
Здесь изображен изогнутый ключ - ключ к часам, с которыми он соединен лентой, они были вот такой формы (подсказал ув. petrrrovich )



Питр Клас 1630
Тут тоже такой ключ.



Питер Клас 1630-е
И здесь.


Он же 1636
Любимый бокал Питера Класа - он фигурирует во многих его ВЕНИТАС. Он был отличный натюрмортист, даже без черепов - посмотрите в Сети!



Петер ван Рестретен, втор.пол 17го

Посередине - видимо, погребальная урна. Шишка - символ бессмертия.



Петер Симон старший 1650-60-е
Сразу два вида часов - механические и песочные. Портрет и роза рядом - символ страсти к вполне определенной женщине.





Питер Стенвик, 1650-е
Берет, лавровая ветвь, поэма - аллегория поэзии.





Он же



Себастьян Стокопф, 1641

Тут мы тоже уже все знаем: лютня (не тыква это!), глобус, доспехи, чаши, бутылка, книги. На заднем плане открыта форточка - окно в загробный мир.



Он же 1627

Лекарства и медицинские инструменты - символ болезней.


Симон Лютихус, 1650-е

Кажется, это изображен Карл Первый. Его казнили в середине 17 века, после чего его портрет стало модным вставлять в ВАНИТАС


Он же 1630-е

Анатомические рисунки, как и портреты, и письма - символ человеческих отношений.


Симон Ренар де Сен-Андре

Игральные карты и игральные кости - неправильно избранные жизненные ориентиры. Бабочка (на розе) - символ спасения души.


Он же, 1650-е



Он же
Череп с лежащей отдельно нижней челюстью, выглядит особенно сиротливо и печально.


Он же


Филипп Сауэрленд

Вишни и инжир - эротические удовольствия.



Филипп де Шампань, 1650



Франциск Гисбрехтс

Золотые и серебряные чаши - земные блага. Красная лента - грехи людские


Он же 1660-70-е



Хендрик Андерсон, 1650


Он же





Он же

Персики справа - плод грехопадения, блуда, как и виноград


Он же

Справа, чуть ниже глобуса некий странный предмет - сумка, фляга? Он кочует из натюрморта к натюрморту Колье. Что это, я не знаю, но если увижу, буду знать, кто написал картину.



Он же. 1704

Королевские регалии, портрет Карла Первого и череп, выглядывающий из-за книги как бы украдкой.



Эдвард Колье, автопортрет


Он же

На переднем плане - офорт с изображением Микеланджело



Он же.

И бокальчик у Колье тоже был любимый.


Энтони Вейс, 1824

Стилизация под старое изображение


Юлиан ван Стейк, 1670


Якоб Марель, 1637
Бабочка - вы знаете, а вот стрекоз, как и муха - символ зла и темных сил. Очень часто на барочных натюрмортах мы встречаем полуочищенный лимон - символ телесной красоты и вожделения, внутри которого горечь и разочарование. Ящерица - хитрость, увертки, дьявольское животное, как и мышь.



Ян ван Дален Второй, 1663

Попробуйте здесь еще найдите череп!



Ян ван Кесель де Од, 1670

Очень мне нравится! Может, из-за розочек, символов страсти и вожделения? Слева внизу по столу карабкается гусеница, и еще можно видеть бабочек - стадии жизненного цикла насекомого символизируют возрождение.

А теперь я вам покажу относительно современные работы. Их сложно назвать ВАНИТАС в полном смысле слова, хотя...



Энди Уорхол, 1976


Винсент Ван-Гог, 1887



Илья Машков, 1914

К слову, лошадиные черепа так же использовали в ВАНИТАС в эпоху расцвета. Пикассо тоже их любил.



А вот и Пикассо



Поль Сезанн - горячий поклонник жанра!


Он же



Он же

Сейчас художники тоже нередко прибегают к этому жанру, стараясь придерживаться стилистики либо трансформируя формы по своему усмотрению. На мой взгляд, тема бренности и суетности существования вечна, однако в отрыве от исторического контекста она лишается особого аромата эпохи.

Пересмотрите картинки еще раз - они стоят этого. Рада, что мы о них поболтали. Во первых, если тема для вас нова, вы теперь уже никогда не будете смотреть на натюрморт эпохи барокко, просто как на кучу фруктов, вазочек и цветов, отныне вам станет понятен их тайный смысл. Во-вторых, если вы уже знали про этот интересный жанр, никогда не лишне задуматься о вечном!

Спасибо за внимание!

Наталия МАРКОВА,
заведующая отделом графики ГМИИ им. А,С, Пушкина

Сквозь призму иносказаний

Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей.
Спиноза

В предметах нет ничего, лишенного смысла
Румер Висхер

Натюрморт - это искусственно созданная человеком реальность: и потому, что он составлен из рукотворных предметов, и потому, что даже природные объекты в нем вырваны из естественных связей и поставлены в новые соотношения. Как бы естественно ни выглядела композиция, она - плод творчества художника.

Некоторые вопросы наталкивали на мысль, что не все так просто с картинами голландцев. Давно было замечено, что в букетах соседствуют цветы, которые распускаются в разное время года. Если в одних случаях накрытый стол выглядит как совершенно естественно сервированный завтрак, то в других - сочетание селедки с орехами и виноградом не кажется нам столь аппетитным. Увидев нагромождение из военных доспехов, книг, скульптур и музыкальных инструментов, мы гадаем, по какой же логике объединены эти предметы и где они могли оказаться сразу все вместе: в мастерской художника? в лавке антиквара? в богатом бюргерском доме? И совсем озадачивает зрелище группы предметов, увенчанных черепом.

Ян Давидс де Хем. Фрукты и ветчина на столе. 1646. Музей искусств, Толедо

Усилиями искусствоведов многих стран в 1950–1970-е гг удалось убедительно раскрыть те идеи и аллюзии, тот утраченный для современного зрителя смысл, что содержат голландские натюрморты.

Теологический принцип Средневековья, на котором основывался «скрытый символизм» нидерландских картин XV в., гласит: «всякое творение мира подобно книге и картине» (Omnis mundi creatura \ Quasi liber et pictura), и в нем содержится божественное откровение. В светской культуре Возрождения и XVII в. этот принцип не исчез, но распространился на другой круг предметов и понятий и усложнился. Реальность - при мастерском и полнокровном ее воплощении в живописи - воспринималась сквозь призму иносказаний и всевозможных символических ассоциаций. Однако принципиальное отличие от Средневековья и XV столетия заключалось в неизмеримо возросшей свободе художника и зрителя индивидуально выбирать и комбинировать толкования. Одним из ярких и характерных проявлений такой игры ума были сборники эмблем, получившие в XVI – XVII вв. необычайно широкое распространение в европейских странах, что дало основание одному из историков искусства назвать их ранней формой массовой культуры.

Герард Доу. Натюрморт в нише. 1660. Картинная галерея, Дрезден

Эмблема представляет собой своеобразный синтез искусства и литературы и имеет трехчастное строение. Во-первых, это гравированное изображение, и в качестве такового может быть выбран любой объект из окружающего мира: он призван воплотить некое высшее, сверхчувственное понятие. Во-вторых, эмблема включает краткую надпись, наподобие девиза, связанную с изображением и подающую предмет с неожиданной стороны. И в-третьих, под изображением помещается более или менее пространное пояснение, прозаическое или стихотворное; оно часто включает цитаты из античных авторов (Цицерона, Вергилия, Овидия, Горация) и из Библии.

Сборники эмблем - эмблематы - были распространенным чтением образованных горожан в Голландии. Эмблематическим мышлением были пронизаны литература, поэтическое творчество - в частности, любимого поэта голландцев Якоба Катса, чьи книги также находились в каждом доме. Определение эмблемы и ее назначения, данные Катсом в предисловии к его сочинениям, помогают понять, как воспринимали эмблемы сами голландцы в XVII в.: «эмблема… это немая картина, но тем не менее способная говорить; пустяковые вещи обретают в ней немалую важность, смешные предметы оказываются при ближайшем рассмотрении не лишенными глубокой мудрости… Также скажу, что в них удается больше прочитать, чем разглядеть. И более того - больше домыслить, чем прочитать дословно. Это полезное средство для воспитания наших чувств».

Ян Ливенс. Книга, скрипка, череп и песочные часы. 1627

Следствием распространенности эмблематического мышления явилось то обстоятельство, что не только литература, но и живопись, в частности натюрмортная, стала эмблематичной. Картина могла быть прочитана, как текст. В одном из натюрмортов Питера Класа («Натюрморт с черепом», 1630–1640-е) на столе изображены погасший светильник, опрокинутый пустой стакан, открытые карманные часы, книги и лежащий на них череп. На обращенном к зрителю краю каменной столешницы вырезана стихотворная строка: Het glas is legh . De tyd is om . De keers is uyt . Den Mensch is stom , в переводе с нидерландского означающая: «Стакан опустел. Время прошло. Свеча сгорела. Человек онемел». Натюрморт предстает великолепной живописной эмблемой, говорящей о бренности жизни таким образом, что предметы буквально повторяют надпись!

Питер Клас. Натюрморт с черепом. 1630-1640- е Королевская художественная галерея, Гаага

Включение надписей в изображение - распространенный прием в голландском натюрморте, имеющий давнюю традицию: мы встречались с ним в ранненидерландских картинах, где рукописные Библии были раскрыты на страницах с повествованием об изображаемых событиях или с аллюзиями на них. Теперь тексты становятся разнообразнее, в круг цитируемых попадают современные авторы. Надписи сочиняют и сами художники и находят изобретательные приемы включения их в картину.

Яна Давидс де Хем. Натюрморт с букетом цветов и распятием. 1630-е. Старая Пинакотека, Мюнхен

В натюрморте Яна Давидса де Хема («Натюрморт с букетом цветов и распятием», 1630-е) мы долго любуемся пышным букетом в вазе, затем видим помещенное рядом бронзовое настольное распятие и замечаем прижатый им листок бумаги, на котором гусиным пером, оставленным на бумаге, кажется, только что выведена надпись: «Но на самый прекрасный цветок никто не смотрит» (Maer naer d ’ alderschoonste Bloem - daer en siet men niet naer om). В ней - укор и предостережение от забвения жизни во Христе за мирскими соблазнами. Под «самым прекрасным цветком» подразумевается Христос; букет является символом бренности, скоротечности человеческой жизни (воплощением библейских цитат, уподобляющих жизнь человека хрупкому, быстро увядающему цветку: «Как цветок, он выходит, и опадает; убегает, как тень...» (Кн. Иова, 14: 2); «Всякая плоть - трава» (Кн. Исайи, 40:6). Незаконченная строчка на будто случайно забытом листке бумаги подтверждает содержание изображения как аллегории суетности.

Наиболее явно аллегорическое значение выступает в натюрмортах « vanitas ». В композиции Юриана ван Стрека в центре стола высится шлем, увенчанный эффектным плюмажем, из-под него выглядывает рукоять сабли, вместе они символизируют воинскую доблесть и славу. В глубине свет выхватывает страницу раскрытой книги - это перевод трагедии Софокла «Электра», сделанный самым известным голландским поэтом XVII века Йостом ван ден Вонделом. Книга - символ поэтического искусства, мудрости, интеллектуальных достижений. Слева со стола соскальзывает лист бумаги с рисунком (средствами живописи великолепно сымитирован рисунок сангиной): голова юноши в профиль - возможно, просто подготовительная штудия, возможно, подразумевается автопортрет художника в юности. Этот листок придерживает лежащий на нем череп, обвитый хлебным колосом. Он - ключ к расшифровке смысла натюрморта.

Череп - символ смерти, бренности земной жизни. Его присутствие обесценивает все достижения земной славы, приводя на память слова Екклесиаста, познавшего, что в мире без Бога - «суета сует, все - суета!». Суета - по-латыни « vanitas »; слова библейского проповедника и дали название натюрморту этого вида. Однако окруженный колосом череп, или кости, через которые прорастают колосья, есть эмблема «Надежды на другую жизнь», то есть на воскресение из мертвых. Таким образом, натюрморт не только говорит зрителю о тщете земной славы, но и указывает путь спасения - грядущую вечную жизнь души во Христе.

Тема бренности и скоротечности жизни была одной из самых распространенных в голландском натюрморте и воплощалась в разнообразных, часто неожиданных обличьях. Так, в сдержанном и лаконичном «Натюрморте с бокалом и курительными трубками» Питера Класа (1638) символами бренности плоти выступают курительные принадлежности.

Питер Клас. Натюрморте с бокалом и курительными трубками. 1638. Частная коллекция

Аналогичный образ встречается и в голландской поэзии. В «Эпитафии» В.Г. Фоккенброха мы читаем:

Да, как дымок, его душа взлетела.
Но на земле лежать осталось тело,
Как отгоревший пепел табака.

В противоположность им бокал с виноградным вином (виноградная лоза - символ Христа) - намек на таинство причастия, приобщающее христианина к вечной жизни. Помимо антитезы «земное - небесное», «суетное - вечное», один и тот же натюрморт мог прочитываться в морально-назидательном контексте. В таком ракурсе натюрморт Класа предстает эмблемой двух социальных пороков - курения и пьянства, сурово осуждавшихся протестантской моралью. Кроме того. предметы в натюрморте могут расшифровываться как знаки четырех стихий или первоэлементов, из которых состоит мир, то есть в контексте научных знаний того времени. Угли означают огонь, табачный дым - воздушную стихию, вино - принадлежность к стихии воды, а камень столешницы и глина, из которой сделаны переносная жаровня и изящные модные табачные трубки, производившиеся в Гоуде, символизируют землю.

Помимо символики первоэлементов предметы в натюрморте, (например, в больших композициях «банкетов» или « vanitas ») могли расшифровываться как аллегория пяти чувств, где музыкальные инструменты воплощали слух, цветы - обоняние, сочные фрукты - вкус (иногда их ест обезьяна или попугай), драгоценные сосуды - зрение, скульптурные фигуры или бюсты - осязание. Сочетание в картине изображений жаровни с огнем, цветов, плодов и колосьев могло означать четыре времени года - зиму, весну, лето и осень. При этом один и тот же предмет в разных смысловых контекстах часто имел различное и даже прямо противоположное значение.

Одна из характерных примет голландского натюрморта - изображение наполовину очищенного лимона с кожурой, завитками свисающей со стола. Он очищен не случайно, а чтобы мы видели, что он «приятный со всех сторон», как толкует его одна из эмблематических книг, уподобляя истинному христианину. Однако в другой книжке лимон означает «ложный друг» (радующий глаз снаружи и горько-кислый на вкус); в этом значении фрукт присутствует в композициях на тему «суета сует».

Эта система иносказаний, сложных смысловых отношений между предметами может показаться современному зрителю искусственной, но в XVII столетии разгадывание ребусов и шарад, зашифрованных в произведениях искусства, было обычным заполнением досуга в образованных кругах и рекомендовалось в воспитательных трактатах. При этом очень ценилось собственное творчество в том же направлении - подбор сравнений и цитат, добавление новых значений, расцвечивающих первообраз новыми оттенками смысла.

Ванитас (лат. vanitas, букв. — «суета, тщеславие») — жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Подобные картины, ранняя стадия развития натюрморта, предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Наибольшее распространение получил во Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках, отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании.

Pieter Claesz. (1596-1661). Натюрморт Vanitas (суета сует) с музыкальными инструментами (1628) (Амстердам, Гос.музей)

Термин восходит к библейскому стиху (Еккл. 1:2) Vanitas vanitatum et omnia vanitas («Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!»).

Неизвестный художник. Натюрморт Vanitas (суета сует) с книгами (1633) (Амстердам, Гос.музей)

Символы, встречающиеся на полотнах, были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о преходящести удовольствий и достижений:


  • Череп — напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Зритель должен воспринимать его как «отражение», он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни.

  • Гнилые фрукты — символ старения. Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние. Ряд плодов имеет свое значение: грехопадение обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики.

  • Цветы (увядающие); роза — цветок Венеры, символ любви и секса, которая тщеславна, как всё, присущее человеку. Мак — успокоительное средство, из которого изготавливают опиум, символ смертного греха лености. Тюльпан — объект коллекционирования в Нидерландах XVII века, символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием.

  • Ростки зерна, ветви плюща или лавра (редко) — символ возрождения и круговорота жизни.

  • Морские раковины, иногда живые улитки — раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она обозначает смерть и бренность. Ползучая улитка — олицетворение смертного греха лености. Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, ещё одного из смертных грехов.

  • Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь».

  • Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа; колпачок для гашения свечей — горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.

  • Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность.

  • Курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.

  • Карнавальная маска — является знаком отсутствия человека внутри неё. Также предназначена для праздничного маскарада, безответственного удовольствия.

  • Зеркала, стеклянные (зеркальные) шары — зеркало является символом тщеславия, кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления.

  • Разбитая посуда, обычно стеклянные бокалы. Пустой стакан, противопоставленный полному, символизирует смерть. Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор — чистоту. Ступка и пестик — символы мужской и женской сексуальности. Бутылка — символ греха пьянства.

  • Нож — напоминает об уязвимости человека и о его смертности. Кроме того, это фаллический символ и скрытое изображение мужской сексуальности.

  • Песочные и механические часы — быстротечность времени.

  • Музыкальные инструменты, ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.

  • Книги и географические карты (mappa mundi), писчее перо — символ наук.

  • Глобус, как земли, так и звездного неба.

  • Палитра с кистями, лавровый венок (обычно на голове черепа) — символы живописи и поэзии.

  • Портреты красивых женщин, анатомические рисунки. Письма символизируют человеческие отношения.

  • Красные сургучные печати.

  • Медицинские инструменты — напоминание о болезнях и бренности человеческого тела.

  • Кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями — драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия. Также они сигнализируют об отсутствии на полотне своих обладателей.

  • Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.

  • Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.

  • Ключи — символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами.

  • Руины — символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то.

  • Лист бумаги с нравоучительным (пессимистическим) изречением, например:

Vanitas vanitatum; Ars longa vita brevis; Hodie mihi cras tibi (сегодня мне, завтра тебе); Finis gloria mundi; Memento mori; Homo bulla; In ictu oculi (в мгновение ока); Aeterne pungit cito volat et occidit (слава о геройских поступках развеется точно также, как и сон); Omnia morte cadunt mors ultima linia rerum (всё разрушается смертью, смерть — последняя граница всех вещей); Nil omne (всё — это ничего)

Якоб де Гейн I. Натюрморт с черепом (1603) (82,6 х 54) (Нью-Йорк, Метрополитен)

Очень редко натюрморты этого жанра включают человеческие фигуры, иногда скелет — персонификацию смерти. Объекты часто изображаются в беспорядке, символизируя ниспровержение достижений, которые они обозначают.

Aelbert Jansz. van der Schoor. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1640-1672) (Амстердам, Гос.музей)

Натюрморты vanitas в начальной форме представляли из себя фронтальные изображения черепов (обычно в нишах со свечой) или других символов смерти и бренности, которые писались на реверсах портретов в эпоху Ренессанса. Эти vanitas, а также цветы, которые также рисовали на оборотах — самые ранние примеры жанра натюрморта в европейском искусстве Нового Времени (например, первый голландский натюрморт — именно «Vanitas» кисти Якоба де Гейна).

Edwaert Collier (ок.1640 - после 1707). Натюрморт Vanitas (суета сует) (1662) (Амстердам, Гос.музей)

Эти черепа на оборотах портретов символизировали смертность человеческой натуры (mors absconditus) и противопоставлялись живому состоянию модели на обороте картины. Самые ранние vanitas — обычно самые скромные и мрачные, зачастую чуть ли не монохромные. Натюрморты vanitas выделились в независимый жанр около 1550 года.

B. Schaak. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1675-1700) (Амстердам, Гос.музей)

Художники XVII века перестали изображать череп строго фронтально в композиции и обычно «клали» его в стороне. По мере развития эпохи барокко эти натюрморты становились все более пышными и изобильными.

Franciscus Gysbrechts (до 1630 - после 1676)). Натюрморт Vanitas (суета сует) (115 х 134) (Антверпен, Корол.музей изящ.искусств)

Они приобрели популярность к 1620-м годам. Развитие жанра вплоть до спада его популярности примерно в 1650-х гг. сосредотачивалось в Лейдене, нидерландском городе, который Бергстром в своем исследовании на тему нидерландского натюрморта объявил «центром создания vanitas в 17-м веке». Лейден являлся важным центром кальвинизма, течения, которое осуждало моральную развращенность человечества и стремилось к твердому моральному кодексу. Бергстром считал что для кальвинистских художников эти натюрморты являлись предупреждением против тщеславия и бренности и были иллюстрацией кальвинистской морали того времени. Также на сложение жанра вероятно повлияли гуманистские воззрения и наследие жанра memento mori.

Harmen Steenwyck. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1640)

Jacques de Claeuw. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1650) (Амстердам, Гос.музей)

Jan Jansz. Treck (ок.1606 - 1652). Натюрморт Vanitas (Суета сует) (1648) (Лондон, Нац. галерея)

Jan Pauwel Gillemans the Elder (1618-1675). Натюрморт Vanitas (суета сует) (1654) (96 x 140) (С-Петербург, Эрмитаж)

Jan van Kessel (1626-1679). Натюрморт Vanitas (суета сует) (1665-1670) (20.3 x 15.2) (Вашингтон, Нац. галерея)

Joris van Son (1622-1667). Аллегория человеческой жизни (1658-1660) (124.7 х 92.7) (Балтимор, Музей Уолтерса)

N. L. Peschier. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1659-166) (Филадельфия, Музей искусств)

N.L. Peschier. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1660) (Амстердам, Гос.музей)

Peeter Sion the Elder. Натюрморт Vanitas (суета сует) (частная коллекция)

Pieter Claesz. (1596-1661). Натюрморт Vanitas (суета сует) (1628) (24,1 х 35,9) (Нью-Йорк, Метрополитен)

Pieter Claesz. (1596-1661). Натюрморт Vanitas (суета сует) (1630) (39.5 х 56) (Гаага, Королевская галерея Маурицхёйс)

Pieter Claesz. (1596-1661). Натюрморт Vanitas (суета сует) (ок.1628) (36 х 59) (Нюрнберг, Нац. музей Германии)

Franciscus Gysbrechts (до 1630 - после 1676)). Натюрморт Vanitas (суета сует) (85.7 х 59)

Pieter Claesz. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1636) (47 х 61) (Мюнстер, Вестфальский Гос. музей истории культуры и искусства)

Pieter Symonsz. Potter. Натюрморт Vanitas (1646) (Амстердам, Гос.музей)

Stevers. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1630-1660) (Амстердам, Гос.музей)

Бартоломеус Брейн Старший, 1-я пол. XVI в.

Филипп де Шампань, 2-я пол. XVII в.

Питер Боель, 1663

Симон Ренар де Сен-Андре, ок. 1650

Юриан ван Стрек, ок. 1670

Ванитас (лат. vanitas, букв. — «суета, тщеславие»)
Термин восходит к библейскому стиху (Еккл.1:2) Vanitas vanitatum omnia vanitas («Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!»).


Pieter van Steenwyck

Ванитас - это тип философского натюрморта, в котором предметы, символизирующие богатство природы и человеческой деятельности, противопоставлены элементам, напоминающим о смерти. Этот жанр сформировался в интеллектуальном центре Голландии - Лейдене - около 1620; он распространился, в частности, во Франции и Голландии, в основном в XVII в.

Claesz Pieter

Элементы, изображенные на таких натюрмортах, можно разделить на три категории:

  • предметы, связанные с земной жизнью, созерцательной (науки, литература, искусство) и сладострастной (пять чувств), богатством (деньги) и силой (оружие);
  • предметы, олицетворяющие бренность жизни, быстрое течение времени (песочные часы), разложение (цветы с упавшими лепестками, испорченные фрукты, потрескавшиеся камни);
  • надписи (например, "Vanitas vanitatis et omnia vanitas").

Bartolomeo Bettera

Наверное, вы заметили, что все предметы на натюрмортах находятся в полнейшем беспорядке, кажется, что эти горы вот-вот рассыпятся. Это не случайно: беспорядок символизирует ниспровержение достижений, которые обозначают изображённые предметы.
Символы , встречающиеся на полотнах, были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о преходящести удовольствий и достижений:
--Музыка в ряду символов Vanitas занимает одно из главных мест (хотя и не является обязательным атрибутом натюрморта в стиле ванитас), и это понятно... Ещё Леонардо да Винчи говорил: "музыка умирает, как только рождается".
--Череп — напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Зритель должен воспринимать его как «отражение», он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни.

Cornelis Norbertus Gijsbrechts

Зеркала, стеклянные (зеркальные) шары — зеркало является символом тщеславия, кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления.
--Песочные и механические часы — быстротечность времени.
--Книги и географические карты (mappa mundi), писчее перо — символ наук.

Claesz, Pieter

Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь».

David Bailly

Палитра с кистями, лавровый венок (обычно на голове черепа) — символы живописи и поэзии.
--Портреты красивых женщин, анатомические рисунки. Письма символизируют человеческие отношения.

Claesz Pieter

Гнилые фрукты — символ старения. Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние. Ряд плодов имеет свое значение: грехопадение обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики.

Цветы (увядающие); роза — цветок Венеры, символ любви и секса, которая тщеславна, как всё, присущее человеку. Мак — успокоительное средство, из которого изготавливают опиум, символ смертного греха лености. Тюльпан — объект коллекционирования в Нидерландах XVII века, символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием.

Ростки зерна, ветви плюща или лавра (редко) — символ возрождения и круговорота жизни.

Cornelis van Harlem


Cristoforo Munari

Evaristo Baschenis

Franciscus Gysbrechts

Jean-Baptiste Oudry



Pieter Roestraeten

Морские раковины, иногда живые улитки — раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она обозначает смерть и бренность. Ползучая улитка — олицетворение смертного греха лености. Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, ещё одного из смертных грехов.

Silbernagl Montenapoleone

Simon Renard de Saint-André

Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа; колпачок для гашения свечей — горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.
--Лист бумаги обычно содержит нравоучительное (и, как правило,пессимистическое) изречение, например:

Vanitas vanitatum; Ars longa vita brevis; Hodie mihi cras tibi (сегодня мне, завтра тебе); Finis gloria mundi; Memento mori; Homo bulla; In ictu oculi (в мгновение ока); Aeterne pungit cito volat et occidit (слава о геройских поступках развеется точно также, как и сон); Omnia morte cadunt mors ultima linia rerum (всё разрушается смертью, смерть — последняя граница всех вещей); Nil omne (всё — это ничего)

Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.
Vincent Laurensz van der Vinne.

Jan Lievens

Ванитас (Vanitas) – направление живописи, о котором просто нельзя не упомянуть. Также его называют «Суета сует». Столь необычное название пошло от латинского vanus, что переводится как «бренный, пустой». Развитие этого направления началось в семнадцатом веке. Европейская культура на тот момент переживала не самый счастливый период: в обществе царило чувство неуверенности в завтрашнем дне, что и нашло своё отражение в изобразительном искусстве.

«Суета сует» - трудно представить более подходящее название для жанра, специфика которого позволяет подчеркнуть хрупкость человеческой жизни, которая может оборваться в любой момент. С помощью изобразительных средств, характерных для этого жанра, показывается бренность бытия - через разнообразные символы, которые безотчетно влияют на сознание человека. И перед лицом неотвратимой смерти такими бессмысленными начинают казаться все политические и религиозные проблемы!

Как и любой другой жанр , ванитас имеет целый ряд атрибутов, свойственных только ему, которые несут определенную смысловую нагрузку и позволяют передать всю тщетность каких-либо действий.

Очень часто встречается такой символ, как череп. Он должен наталкивать на мысль о неизбежности смерти. Скелет – это всё, что остается от нашей телесной оболочки, именно поэтому череп здесь - словно бы зеркальное отражение нашего будущего.

Ну а гнилые фрукты в этом жанре изображаются как символ старения. Если же на полотне спелые плоды, они означают плодородие, изобилие или богатство. Причем у каждого фрукта свое значение. Нередко на картинах ванитас можно увидеть цветы, чаще всего увядающие. Каждый цветок тоже несет свою информацию, к примеру, роза – символ секса и любви, она тщеславна, как и человек.

Довольно любопытно то, что на изображениях в стиле ванитас встречаются мыльные пузыри, казалось бы (в нашем привычном восприятии), символ радости жизни. Но здесь всё сложнее: на этих картинах мыльный пузырь означает краткосрочность существования. А то, как легко он может лопнуть, указывает на внезапность смерти. Среди других знаковых атрибутов этого жанра следует назвать также свечи (тлеющие или гаснущие), наполненные кубки, игральные карты, курительные трубки, карнавальные маски, зеркала и разбитая посуда…

Можно еще долго перечислять предметы, встречающиеся на картинах в жанре ванитас, а еще дольше - пытаться истолковать их значение. Но важнее будет сказать главное: vanitas – это искусство, которое заставляет нас задуматься и многое переосмыслить.



Читайте также: