Ракета с самой большой грузоподъемностью. Россия похоронила надежду догнать сша, но все еще мечтает о сверхтяжелой ракете

на интересный выпуск Вестника НПО им Лавочкина от февраля 2014 года. В самом его конце очень понравилась статья коллектива авторов (А.Ю.Данилюка, В.Ю.Клюшникова, И.И. Кузнецова и А.С.Осадченко ) об истории развития сверхтяжелых ракето-носителей. Сверхтяжелыми ракетами-носителями обычно называют такие носители, которые способны вывести на околоземную орбиту, как минимум 100 тонн полезной нагрузки. Конечно, обычно такие мощные ракеты создают для пилотируемых полетов к Луне или Марсу , но и конечно, очевидна важность их создания для запусков зондов во внешние области Солнечной Системы или для вывода очень тяжелых космических обсерваторий . Поэтому в этой заметке, я решил резюмировать текущее состояние в этой области в разных странах мира.

В настоящее время не проводятся запуски таких ракет. С некоторой натяжкой, последним запуском такого носителя можно назвать 8 июля 2011 года , когда был совершен последний запуск по программе Спейс Шаттл . С некоторой натяжкой, потому что в таких полетах, орбитальный челнок фактически выполняет роль последней ступени ракеты-носителя и масса выводимой полезной нагрузки на околоземную орбиту при этом ограничена всего 20-30 тоннами. В связи с этим можно сказать, что последний запуск такого типа носителей был фактически производен 15 мая 1987 года , когда с помощью советского ракеты-носителя Энергия , была произведена неудачная попытка вывода на орбиту макета боевой лазерной станции , общим весом 80 тонн.

3 D- модель ракета-носителя Энергия с пристыкованной станцией Полюс или . .

В США же последний подобный запуск был произведен 41 год назад — 14 мая 1973 года . Тогда в последнем запуске Сатурна-5 была запущена орбитальная станция Скайлэб , массой в 77 тонн. Тот запуск тоже был фактически частично неудачным — при запуске станция потеряла теплоизолирующий экран и одну из двух солнечных батарей. После того запуска, космические державы перешли к модульному созданию орбитальных станций. С другой стороны, в настоящее время, целых три страны разрабатывают сверхтяжелые ракеты-носители — Россия , США и Китай .

В России такой проект связан с планами пилотируемых полетов к Луне и Марсу . Для Луны планируется создать до 2030 года носитель, выводящий на околоземную орбиту до 80-90 тонн. Для Марса планируется создать, уже после 2030 года, носитель выводящий на околоземную орбиту до 160-190 тонн. В уже упомянутом Вестнике НПО им Лавочкина приводится несколько вариантов таких носителей. К примеру таких:


Для запусков подобных носителей планируется использовать новый космодром Восточный . Первый запуск с этого космодрома (носителя Союз-2 ) должен произойти в конце 2015 года. С другой стороны, выбор Восточного означает, что всю космическую инфраструктуру под сверхтяжелые носители, там придется создавать с нуля. Это достаточно обидно, учитывая, что на Байконуре в советские годы был создан огромный задел по прошлым подобным носителям, таким как Н1 и Энергия-Буран . Недавно я видел сообщение , что бывший огромный ангар на Байконуре , где готовили к запуску Н1 и Энергию, по прежнему в том же состояние, в котором он был в 2002 году, после обрушения кровли.

Планируемые траектории выведения с космодрома Восточный . .

Теперь перейдем к США . В настоящее время там разрабатывается фактически два разных сверхтяжелых носителя: государственный от NASA и частный от SpaceX . В первом случае носитель появился, как замена программы Спейс Шаттл . Сначала он назывался Арес-5 и разрабатывался для программы Созвездие с целью пилотируемых полетов на Луну . В 2010 году произошел фактически отказ от лунных планов, хотя от разработки сверхтяжелого носителя NASA не отказалось. Проект носителя был существенно изменен и получил название SLS (Space Lauch System ) . Теперь уже предлагается его использовать не для пилотируемых полетов к Луне , а для пилотируемых полетов к астероидами или Марсу . Первый запуск этого носителя ожидается в 2017 году. Существует в разработке два варианта SLS : пилотируемый и грузовой. Первый выводит до 70 тонн на орбиту, второй до 130 тонн.

Крайний справа это грузовой вариант SLS . Слева от него пилотируемый вариант SLS. .

SLS очень широко использует и инфраструктуру, и технологии оставшиеся после программы Спейс Шаттл . К примеру, для сборки будет использоваться тоже здание вертикальной сборки и те же пусковые площадки на мысе Канаверел , что применялись для программы Сатурн-5 и Спейс Шаттл . Ожидается, что первый запуск SLS будет произведен к 2017-2018 году.


Здание вертикальной сборки на мысе Канаверел , в которое с начала этого года перестали пускать туристов, по причине начала подготовки его использования для программы SLS . .

Другим планируемым американским супертяжем является носитель Falcon Heavy от частной компании SpaceX . Его возможности будут скромнее, чем у SLS — только 53 тонны на околоземную и 5 метровый головной обтекатель, в тоже время, он планируется в значительной мере многоразовым. Для запусков на первых порах решено использовать стартовую площадку SLC-4E на космодроме Ванденберг в Калифорнии . Эту площадку до 2005 года использовали военные с целью запусков секретных спутников на полярные орбиты. Ожидается, первый запуск Falcon Heavy случится уже в этом году, но учитывая хронические переносы SpaceX , вероятнее всего его стоит ждать в 2015 году. С другой стороны, скорее всего Falcon Heavy в ближайшие годы станет самым мощным ракета-носителем из существующих, в связи с тем, что реализация всех остальных супертяжей проходит на значительно более ранних этапах развития. И конечно, собственный частный капитал миллиардера Элона Маска позволяет SpaceX меньше зависеть от политических капризов, которые являются бичом государственных космических агентств. Если запуски пройдут успешно, то в будущем NASA обещает разрешить использовать Falcon Heavy для запусков стартовый комплекс на мысе Канаверел под номером 39 , на пару с SLS . В более далекой перспективе у SpaceX существует проект носителя Falcon XX , грузоподъемностью до 130 тонн.


Различные ракеты-носители SpaceX в сравнение с Сатурн-5 . .

И наконец перейдем к Китаю . Как выяснилось в прошлые годы, там тоже разрабатывают сверхтяжелый носитель под названием Великий поход-9 , скорее всего для пилотируемого полета к Луне . Его грузоподъемность оценивается в 130 тонн. Очевидно, что его запуски будут производиться с нового космодрома Вэньчан на острове Хайнань . Прошлые китайские космодромы имели большие проблемы с зонами падения отработанных ступеней в густонаселенных районах. При каждом запуске часто происходят эвакуации многих тысяч местных жителей. Сооружение стартовых комплексов на новом космодроме ведется с 2007 года, первые запуски с него в космос ожидаются в ближайшее время (это будет новая ракета Великий поход-5, которая немного мощнее нашего Протона ).


Будущие китайские ракеты-носители. .

За несколько дней до исторического запуска сверхтяжелой американской космической ракеты , которая вывела в космос автомобиль Tesla, Президент России Владимир Путин дал зеленый свет на разработку новой сверхтяжелой ракеты , запуск которой должен состояться в 2028 году. Роскосмос долго ждал этого решения главы государства, поскольку наша страна уже давно нуждалась в этом классе космических аппаратов.

Далее, с распадом СССР, разработки «Энергии» были остановлены. В итоге эта сверхтяжелая ракета стала окончательным достижением советской космической программы, которая заметно сократилась где-то с 1991 года, когда СССР прекратил свое существование.


С тех пор российские космические инженеры мечтали возродить могучую ракету «Энергия», а также создать на ее базе новое поколение сверхтяжелых ракет. И лишь только в 2014 году у них появилась надежда, что Президент РФ возродит проект, обеспечив долгосрочное финансирование в рамках новой амбициозной программы исследования Луны.

Эта программа должна была стать очередной национальной идеей. Но после начался конфликт на Востоке Украины и события в Крыму. Далее наша страна столкнулась с серьезным экономическим кризисом в связи с падением цен на нефть, а также существенным ослаблением национальной валюты. Затем — западные санкции, которые, по сути, отодвинули мечту России о новой космической технике в рамках новой программы освоения космоса.

Новая эра космических гонок


К сожалению, наша страна долгое время не могла позволить себе сверхдорогие космические проекты и суперсовременные ракеты. Но постепенно власти находят средства для этого. В итоге пока мы только мечтали о новых космических носителях, мир продолжал проектировать и разрабатывать новые ракеты.

Например, компания SpaceX разработала сверхтяжелую ракету Falcon Heavy, которая недавно . Также SpaceX планирует запустить в будущем еще более тяжелую ракету BFR. НАСА продолжает работать над созданием ракеты SLS. Китай также недавно стал проявлять интерес к ракетам сверхтяжелого класса. Так что пришло время дать ответ и нашей стране, чтобы не только заявить заново о себе на весь мир, но и пересмотреть свои космические амбиции.

На фоне последних неудач в области космических программ (падение спутника и т. п.) новый проект должен дать нашей космической отрасли хороший толчок и переключить внимание на более амбициозные задачи. Ясно, что мир опять включился в космическую гонку. И мы не вправе оставаться в стороне.


Также стоит отметить, что новый проект, финансируемый государством, будет стимулировать нашу космическую отрасль, где, к сожалению, очень много проблем. Надеемся, этот проект завершится грандиозным успехом и наша страна снова станет лидером в космической сфере.

И знаете, у нас есть уверенность, что все получится, поскольку мы начинаем делать невероятные вещи только тогда, когда вокруг одни проблемы и т. п. Сегодня в космической отрасли именно такое время. Так что пришла пора удивить весь мир.

Не все сразу

Чтобы реально создать успешную сверхтяжелую ракету, нужно основательно подойти к проекту, где без других ракет не обойтись. Во-первых, придется сделать дорожную карту, в рамках которой и будут реализовываться поэтапные проекты. Например, такие как создание запланированной ракеты среднего класса «Союз-5», которая должна быть разработана к 2022 году.

Известно, что ракета получит двигатели нового поколения. Кроме того она станет основой для дальнейшей разработки еще большей ракеты. Если все пойдет по плану, сверхтяжелая российская ракета взлетит, по словам представителей Роскосмоса, предположительно в 2028 году.

Этот российский космический левиафан, по планам, должен будет поднимать на орбиту Земли 90 тонн груза, а также будет способен доставлять на лунную орбиту до 20 тонн груза. При чем здесь Луна? Судя по всему, наша страна начнет финансирование Лунной программы, которая была приостановлена в связи с экономическим кризисом.

Если действительно нашей стране удастся создать подобного космического монстра, то сверхтяжелая ракета может стать самой мощной и сверхтяжелой в мире. Для примера: разрабатываемая НАСА ракета SLS должна будет поднимать 70 тонн груза.


Также, если проект сверхтяжелой ракеты будет успешным, в планах у Роскосмоса — начать разработку ракеты, способной отправлять на орбиту Земли до 130 тонн груза.

Единственно пока непонятно, для каких именно целей нам нужна эта супердорогая тяжелая ракета? Дело в том, что ракета сверхтяжелого класса (КРК СТК) будет слишком большой и дорогой. В итоге нет смысла ее использования в коммерческих и военных целях. Соответственно, без амбициозных задач теряется смысл создания этой ракеты. Ведь бред же — тратить миллиарды долларов для того, чтобы просто доказать всему миру, что мы до сих пор можем реализовывать подобные космические проекты.

Понятно, что ракета пригодится для Лунной программы. Но, как нам кажется, ее реализация пока на данном этапе туманна. Поэтому, к сожалению, существует риск, что новая сверхтяжелая ракета к моменту своего запуска может быть никому не нужна.

Надеемся, в правительстве и Роскосмосе знают что делают. Мы не отрицаем, что у нас просто нет детальной информации.

После того как Валентин Глушко возглавил ЦКБЭМ (бывший ОКБ-1), сменив опального Василия Мишина, он в течение 20 месяцев работал над созданием лунной базы, основанной на модификации ракеты «Протон» конструкции Владимира Челомея, в которой использовались самовоспламеняющиеся двигатели Глушко.

Академик Валентин Глушко

Биографическая справка

Валентин Петрович Глушко (укр. Валентин Петрович Глушко; 20 августа (2 сентября) 1908, Одесса - 10 января 1989, Москва) - советский инженер и учёный в области ракетно-космической техники. Один из пионеров ракетно-космической техники, основоположник советского жидкостного ракетного двигателестроения. Главный конструктор космических систем (с 1974), генеральный конструктор многоразового ракетно-космического комплекса «Энергия - Буран», академик АН СССР (1958; член-корреспондент с 1953), лауреат Ленинской премии, дважды лауреат Государственной премии СССР, дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961). Член ЦК КПСС (1976-1989).

К началу 1976 года, однако, руководство СССР решило остановить лунную программу и сосредоточиться на советском космическом корабле многоразового использования, так как американский челнок рассматривался как военная угроза со стороны США. Хотя в конечном итоге «Буран» будет сильно похож на конкурента, В. Глушко внес одно существенное изменение, которое позволило ему сохранить свою лунную программу.


Ракета носитель «Энергия» и МТКК «Буран». Советский челнок

В американском челноке «Спейс шаттл» два твердотопливных ракетных ускорителя две минуты разгоняли корабль до высоты 46 км. После их отделения корабль использовал двигатели, расположенные в его кормовой части. Другими словами, шаттл, по крайней мере, частично, обладал своей собственной ракетной установкой, а большой внешний топливный бак, к которому он крепился, ракетой не являлся. Он лишь предназначался для перевозки топлива для главных двигателей космического корабля многоразового использования.

В. Глушко же решил строить «Буран» вообще без каких-либо двигателей. Это был планер, предназначенный для возвращения на Землю, который выводился на орбиту двигателями, внешне напоминавшими топливный бак американского шаттла. На самом деле это была ракета-носитель «Энергия». Другими словами, главный конструктор Советского Союза спрятал в системе космического корабля многоразового использования разгонный модуль класса «Сатурн V», который потенциально мог стать основой для его любимой лунной базы.





«Буран» и «Шаттл»: такие разные близнецы

Третье поколение

Что из себя представляет ракета-носитель «Энергия»? Ее разработка началась, когда Глушко возглавил ЦКБМ (на самом деле название «Энергия» использовалось в наименовании недавно реорганизованного отдела НПО задолго до создания ракеты) и принес с собой новую конструкцию ракетного летательного аппарата (РЛА). В начале 1970 годов Советский Союз имел не менее трех ракет – модификации Н-1, Р-7, «Циклон» и «Протон». Все они конструктивно отличались друг от друга, поэтому стоимость их обслуживания была относительно высокая. Для третьего поколения советских космических летательных аппаратов требовалось создать легкие, средние, тяжелые и сверхтяжелые ракеты-носители, состоящие из одного общего набора компонентов, и РЛА В. Глушко подходил на эту роль.

Серия РЛА уступила «Зенитам» ОКБ Янгеля, но у этого бюро тяжелые ракеты-носители отсутствовали, что давало возможность продвижению «Энергии». Глушко взял свою конструкцию РЛА-135, которая состояла из большого основного разгонного модуля и отделяемых ускорителей, и снова предложил ее вместе с модульной версией «Зенита» в качестве ускорителей и основной новой ракетой, разработанной в его бюро. Предложение было принято - так родилась ракета-носитель «Энергия».

Королев был прав

Но В. Глушко должен был принять еще удар по своему самолюбию. На протяжении многих лет советская космическая программа тормозилась по той причине, что он не соглашался с Сергеем Королевым, который считал, что для большой ракеты жидкий кислород и водород являются лучшими видами топлива. Поэтому в Н-1 были двигатели, построенные гораздо менее опытным конструктором Николаем Кузнецовым, а Глушко сосредоточился на азотной кислоте и диметилгидразине.

Хотя это топливо и обладало такими преимуществами, как плотность и пригодность к хранению, но оно было менее энергоемким и более токсичным, что представляло большую проблему в случае аварии. Кроме того, советское руководство было заинтересовано в том, чтобы догнать Соединенные Штаты – у СССР не было больших двигателей на жидком кислороде и водороде, в то время как во второй и третьей ступенях «Сатурна V» они использовались, как и в главном двигателе «Спейс шаттл». Отчасти добровольно, отчасти из-за этого политического давления, но Глушко пришлось уступить в его споре с Королевым, которого уже восемь лет как не было в живых.


Тяжелые ракеты носители

10 лет разработок

В течение следующих десяти лет (это долго, но не слишком: на разработку «Сатурна V» ушло семь лет) НПО «Энергия» разработала массивную основную ступень. Боковые ускорители были относительно легче, меньше и использовали двигатели на жидком кислороде и керосине, в создании которых СССР имел большой опыт, так что вся ракета была готова к первому полету в октябре 1986 года.

Конструкция 15 июня 1988 года с космодрома Байконур успешно стартовала в космос самая мощная в мире ракета-носитель "Энергия". Она была разработана в одноименном подлипкинском КБ под руководством Генерального конструктора В. Глушко. Энергия могла выводить в космос полезную нагрузку весом в 100 тонн - 2 железнодорожных вагона! И, хотя по решению Правительства СССР, она предназначалась для вывода на орбиту нашего корабля многоразового использования Буран, эта ракета была универсальной и могла использоваться для полетов на Луну и к другим планетам.

Ракета выполнена по двухступенчатой пакетной схеме на базе центрального блока «Ц» второй ступени в котором установлены 4 кислородно-водородных маршевых двигателя РД-0120. Первую ступень составляют четыре боковых блока «А» с одним кислородно-керосиновым четырёхкамерным двигателем РД-170 в каждом. Блоки «А» унифицированы с первой ступенью ракеты-носителя среднего класса «Зенит». Двигатели обеих ступеней имеют замкнутый цикл с дожиганием отработанного турбинного газа в основной камере сгорания. Полезный груз ракеты-носителя (орбитальный корабль или транспортный контейнер) при помощи узлов силовой связи крепится асимметрично на боковой поверхности центрального блока Ц.

Сборка ракеты на космодроме, её транспортировка, установка на стартовый стол и запуск осуществляется с помощью переходного стартово-стыковочного блока «Я», который представляет собой силовую конструкцию обеспечивающую механические, пневмогидравлические и электрические связи с пусковым устройством. Применение блока Я позволило осуществлять стыковку ракеты со стартовым комплексом в сложных метеоусловиях при воздействии ветра, дождя, снега и пыли. В предстартовом положении блок является нижней плитой на которую ракета опирается поверхностями блоков А 1-й ступени, он же защищает ракету от воздействия потоков ракетных двигателей при старте. Блок Я после пуска ракеты остается на стартовом комплексе и может использоваться повторно.

Для реализации ресурса двигателей РД-170, рассчитанных на 10 полётов, предусматривалась система возвращения и многократного использования блоков A первой ступени. Система состояла из парашютов, ТТРД мягкой посадки и амортизирующих стоек, которые размещались в специальных контейнерах на поверхности блоков А, однако в ходе конструкторских работ выяснилось, что предложенная схема чрезмерно сложна, недостаточная надёжна и сопряжена с рядом нерешённых технических проблем. К началу лётных испытаний система возвращения не была реализована, хотя на лётных экземплярах ракеты имелись контейнеры для парашютов и посадочных стоек в которых находилась измерительная аппаратура. Центральный блок оснащён 4 кислородно-водородными двигателями РД-0120 и является несущей конструкцией. Используется боковое крепление груза и ускорителей.

Работа двигателей первой ступени начиналась со старта и, в случае двух выполненных полётов, завершалась до момента достижения первой космической скорости. Другими словами, на практике «Энергия» представляла собой не двух-, а трехступенчатую ракету, поскольку вторая ступень в момент завершения работы придавала полезному грузу только суборбитальную скорость (6 км/с), а доразгон осуществлялся либо дополнительным разгонным блоком (по сути, третьей ступенью ракеты), либо собственными двигателями полезного груза - как в случае с «Бураном»: его объединенная двигательная установка (ОДУ) помогала ему после разделения с носителем достичь первой космической скорости.

Стартовая масса «Энергии» - около 2400 тонн. Ракета (в варианте с 4 боковыми блоками) способна вывести на орбиту около 100 тонн полезного груза - в 5 раз больше, чем эксплуатируемый носитель «Протон». Также возможны, но не были испытаны, варианты компоновки с двумя («Энергия-М»), с шестью и с восемью («Вулкан») боковыми блоками, последний - с рекордной грузоподъёмностью до 200 тонн.

Проектировавшиеся варианты

В дополнение к базовому варианту ракеты проектировались 3 основных модификации, рассчитанные на вывод полезной нагрузки различной массы.

Энергия-М

«Энергия-М» (изделие 217ГК «Нейтрон») была наименьшей ракетой в семействе, с уменьшенной примерно в 3 раза грузоподъёмностью относительно РН «Энергия», то есть с грузоподъёмностью 30-35 тонн на НОО.



Число боковых блоков было уменьшено с 4 до 2, вместо 4 двигателей РД-0120 на центральном блоке был установлен только один. В 1989-1991 гг. проходила комплексные испытания, планировался запуск в 1994 году. Однако в 1993 году «Энергия-М» проиграла государственный конкурс (тендер) на создание новой тяжёлой ракеты-носителя; по итогам конкурса было отдано предпочтение ракете-носителю «Ангара» (первый запуск состоялся 9 июля 2014 года). Полноразмерный, со всеми составляющими компонентами макет ракеты хранился на Байконуре.

Энергия II (Ураган)

«Энергия II» (также называемая «Ураган») проектировалась как полностью многоразовая. В отличие от базовой модификации «Энергии», которая была частично многоразовой (как американский Спейс шаттл), конструкция «Урагана» позволяла возвращать все элементы системы «Энергия» - «Буран», аналогично концепции Space Shuttle.



«Энергия II» (также называемая «Ураган»)

Центральный блок «Урагана» должен был входить в атмосферу, планировать и садиться на обычный аэродром.

Вулкан (Геркулес)

Наиболее тяжёлая модификация: её стартовая масса составляла 4747 т. Используя 8 боковых блоков и центральный блок «Энергии-М» в качестве последней ступени, ракета «Вулкан» (кстати, это название совпадало с названием другой советской тяжёлой ракеты, разработка которой была отменена за несколько лет до этого) или «Геркулес» (что совпадает с проектным именем тяжёлой ракеты-носителя РН Н-1) должна была выводить до 175-200 тонн на низкую околоземную орбиту.


Модификация ракеты «Энергия» РН «Вулкан» («Геркулес»)

С помощью этой колоссальной ракеты планировалось осуществлять наиболее грандиозные проекты: заселение Луны, строительство космических городов, пилотируемый полет на Марс и т. д.

Оценка проекта Дмитрием Ильичем Козловым, советским и российским конструктором ракетно-космической техники.

Дмитрий Козлов дважды Герой Социалистического Труда, генеральный конструктор Центрального специализированного конструкторского бюро («ЦСКБ-Прогресс»), член-корреспондент Российской академии наук (1991; член-корреспондент АН СССР с 1984 года)


Дмитрий Козлов

Слова Дмитря Козлова по поводу проекта «Энергия-Буран»:

«Через несколько месяцев после того, как В. П. Глушко был назначен на место главного конструктора, возглавляемому им НПО «Энергия» было поручено проектирование новой мощной ракеты-носителя, а заказ на её изготовление министерство передало Куйбышевскому заводу «Прогресс». Вскоре после этого у меня с Глушко произошёл долгий и очень тяжёлый разговор о путях дальнейшего развития советской ракетно-космической отрасли, о перспективах работы куйбышевского филиала № 3, а также о комплексе «Энергия-Буран». Я тогда ему предлагал вместо этого проекта продолжить работу по ракете Н1. Глушко же настаивал на создании «с нуля» нового мощного носителя, а Н1 называл вчерашним днём космонавтики, уже никому больше не нужным. К единому мнению мы с ним тогда так и не пришли. В итоге мы решили, что возглавляемому мной предприятию и НПО «Энергия» больше не по дороге, поскольку мы расходимся во взглядах на стратегическую линию развития отечественной космонавтики. Это наше решение нашло понимание на самом верху тогдашнего правительства страны, и уже вскоре филиал № 3 был выведен из подчинения НПО «Энергия» и преобразован в самостоятельное предприятие. С 30 июля 1974 г. оно именуется Центральным специализированным конструкторским бюро (ЦСКБ). Как известно, проект «Энергия-Буран» в 80-х годах всё же был реализован, причём это снова потребовало от страны больших финансовых затрат. Именно поэтому Министерство общего машиностроения СССР, в структуру которого входило и наше предприятие, было вынуждено неоднократно изымать из бюджетов завода «ЦСКБ-Прогресс» и ЦСКБ немалую часть ранее выделенных нам средств. Поэтому ряд проектов ЦСКБ из-за недофинансирования тогда не был выполнен в полном объёме, а некоторые из них вообще являются нереализованными. Ракета «Энергия» в первый раз взлетела с габаритно-весовым макетом на борту (объект «Полюс»), второй раз - с кораблём многоразового использования «Буран». Больше ни одного пуска «Энергии» произведено не было, и в первую очередь по достаточно прозаичной причине: в настоящее время в космическом пространстве просто нет объектов, для обслуживания которых понадобились бы полёты (кстати, очень дорогие) этой огромной ракеты грузоподъёмностью свыше 100 тонн.»

Две чёрные «шашечки» на борту ракеты - точки лазерной телеметрии и коррекции. Предстартовая подготовка РН «Энергия» с ОК «Буран» была прекращена примерно за 50 сек до старта, прошла команда АПП («аварийное прекращение пуска») из-за нештатного отхода платы прицеливания (под чёрными шашечками). В журнале «Техника - молодёжи», посвящённом пуску, на обложке была нарисована «Энергия» в полёте с неотстыкованной платой прицеливания.

Поскольку конструкция ракеты не обладала достаточной прочностью для транспортировки пустых баков в горизонтальном положении, во всех случаях подобной транспортировки, в том числе и воздушной, баки находились под давлением. На самолёте-транспортировщике также была установлена система наддува.

В то же время прочностные характеристики ракеты, её система управления позволили вывести ОК «Буран» в штормовых условиях. На момент старта скорость приземного ветра была 20 м/сек, а на высоте 20 км не менее 50 м/сек.

По состоянию на 2012 год, РН «Энергия» является единственной советской и российской ракетно-космической системой, которая принципиально могла использовать в качестве топлива жидкий водород на всех этапах выведения полезной нагрузки на околоземную орбиту.




P.S.: Для внимательных читателей: Спасибо. Вроде, удалось сделать ВСЕГО из двух частей...: -))

Но, честно говоря, такое впечатление, что креаклы одолевают и маразм на ресурсе, всё-таки, крепчает...

23 ноября 1972 года был произведён ставший последним четвёртый пуск сверхтяжелой ракеты-носителя Н-1. Все четыре запуска были неуспешными и через четыре года работы по Н-1 были свернуты. Стартовая масса этой ракеты составляла 2 735 т. Мы решили рассказать о пяти самых тяжелых космических ракетах в мире.

Советская ракета-носитель сверхтяжёлого класса H-1 разрабатывалась с середины 1960-х годов в ОКБ-1 под руководством Сергея Королёва. Масса ракеты составляла 2735 тонн. Первоначально она предназначалась для вывода на околоземную орбиту тяжёлой орбитальной станции с перспективой обеспечения сборки тяжелого межпланетного корабля для полётов к Венере и Марсу. Поскольку СССР включился в «лунную гонку» с США программа Н1 была форсирована и переориентирована для полета на Луну.

Однако все четыре испытательных запуска Н-1 были неуспешными на этапе работы первой ступени. В 1974 году советская лунно-посадочная пилотируемая лунная программа была фактически закрыта до достижения целевого результата, а в 1976 году также официально закрыты и работы по Н-1.

«Сатурн-5»

Американская ракета-носитель «Сатурн-5» остаётся самой грузоподъемной, наиболее мощной, самой тяжелой (2965 тонн) и самой большой из существующих ракет, выводивших полезную нагрузку на орбиту. Она была создана конструктором ракетной техники Вернером фон Брауном. Ракета могла вывести на низкую околоземную орбиту 141 т и на траекторию к Луне 47 т полезного груза.

«Сатурн-5» использовалась для реализации программы американских лунных миссий, в том числе с её помощью была осуществлена первая высадка человека на Луну 20 июля 1969 года, а также для выведения на околоземную орбиту орбитальной станции «Скайлэб».

«Энергия»

«Энергия» - советская ракета-носитель сверхтяжёлого класса (2400 т), разработанная НПО «Энергия». Она являлась одной из самых мощных ракет в мире.

Была создана как универсальная перспективная ракета для выполнения различных задач: носитель для МТКК «Буран», носитель для обеспечения пилотируемых и автоматических экспедиций на Луну и Марс, для запуска орбитальных станций нового поколения и т.д. Первый запуск ракеты состоялся в 1987 году, последний - в 1988 году.

«Ариан 5»

«Ариан 5» - европейская ракета-носитель семейства «Ариан», предназначенная для выведения полезной нагрузки на низкую опорную орбиту (НОО) или геопереходную орбиту (ГПО). Масса ракеты по сравнению с советскими и американскими не столь велика - 777 т. Производится Европейским космическим агентством. РН «Ариан 5» является основной ракетой-носителем ЕКА и останется таковой по крайней мере до 2015 года. За период 1995–2007 гг. было произведено 43 запуска, из которых 39 успешных.

«Протон»

«Протон» (УР-500, «Протон-К», «Протон-М») - ракета-носитель тяжёлого класса (705 т), предназначенная для выведения автоматических космических аппаратов на орбиту Земли и далее в космическое пространство. Разработана в 1961–1967 годах в подразделении ОКБ-23 (ныне ГКНПЦ им. М. В. Хруничева).

«Протон» явилась средством выведения всех советских и российских орбитальных станций «Салют-ДОС» и «Алмаз», модулей станций «Мир» и МКС, планировавшихся пилотируемых космических кораблей ТКС и Л-1/«Зонд» (советской лунно-облётной программы), а также тяжёлых ИСЗ различного назначения и межпланетных станций.

Инфографика NASA

Тяжелая ракета-носитель Space Launch System с кораблем Orion в рамках миссии Exploration Mission 1 (EM-1) не полетит в космос до июня 2020 года. Об этом сообщило NASA, пишет The Verge .

Как сообщили в космическом агентстве, выбор новой даты связан с тем, чтобы избежать рисков, которые могут возникнуть при производстве ракеты. Также планируется провести испытания аварийной системы корабля, которая должна защитить экипаж, если во время запуска что-то произойдет с ракетой. Речь идет о так называемой системе прерывания запуска, которая состоит из маленькой ракеты, способной отделить Orion от ракеты-носителя.

Весной NASA уже перенесло дату первого запуска SLS на 2019 год. Тогда же было решено провести испытательный полет без экипажа на борту Orion. Космическое агентство предполагало сделать миссию пилотируемой. В апреле NASA пришлось признать, что запуск, назначенный на ноябрь 2018 года, просто невозможно провести из-за технических проблем и ограниченного бюджета.

В NASA также опубликовали анимацию , которая показывает прототип ракеты SLS, которая сможет доставить человека на Марс. Как сообщается на сайте агентства, ракета SLS EM-1 станет «самой мощной ракетой в мире и ознаменует новую эру» в изучении космического пространства вокруг Земли. Предполагается, что первые исследователи будут доставлены на Красную планету в 2030 году.

Украинское издание «Диалог » пишет, что «американская новинка» — сверхтяжелая ракета SLS - «окончательно добьет Россию как космическую державу».

На днях исполнительный секретарь Национального совета по космосу при президенте США Скотт Пейс рассказал Scientific American о стратегии страны по сохранению лидерства в космосе. По его словам, США могут стать мировым лидером в области освоения космоса благодаря сложным и реалистичным проектам. Они предполагают и международное партнерство, и участие частного сектора. С.Пейс отметил, что эта стратегия отличается от действий США и СССР в 1960-х годах, когда лидером становилась страна, которая создавала то, что не могло государство-конкурент.

В России тем временем отчитались о запуске 55 космических аппаратов военного назначения за последние пять лет, что позволило усилить контроль над районами стартов американских баллистических ракет. Об этом на прошедшей заседании Коллегии Минобороны рассказал начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов, передает ТАСС . В частности, был создан новый космический ракетный комплекс «Ангара», который позволяет вывести полезные нагрузки на все типы околоземных орбит с территории России. В.Герасимов также рассказал, что в России разрабатывают новую тяжелую межконтинентальную баллистическую ракету. Он отметил, что за пять лет 12 российских ракетных полков были перевооружены на комплексы нового поколения «Ярс» и РВСН получили свыше 80 межконтинентальных баллистических ракет.



Читайте также: