Публицистический стиль речи. Стилистические особенности публицистического стиля Υ

Публицистический стиль – это стиль общественно-политической литературы, периодической печати, ораторской речи и т.д., который определяется содержанием текстов и основными целями – воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщать информацию и т.п.

Зарождение публицистического стиля относится к XVI веку, в России оно связано с памфлетами Ивана Пересветова, перепиской царя Ивана IV с князем Курбским. Дальнейшее развитие он получил в XVIII веке в творчестве И.А. Крылова, Н.И. Новикова, А.П. Сумарокова, Д.И. Фонвизина и др. Окончательно сформировался стиль в России в XIX веке, и немалую роль в этом сыграли В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов.

Основные стилевые черты публицистического стиля:

– лаконичность изложения при информативной насыщенности;

– доходчивость изложения (газета – наиболее распространенный вид массовой информации);

– эмоциональность, обобщенность, непринужденность высказывания.

Характерные особенности публицистического стиля:

– общественно-политическая лексика и фразеология;

– использование речевых штампов, их легкая воспроизводимость (труженики полей, работники прилавка, дружеская атмосфера );

– употребление коротких предложений – рубленая проза;

– эллиптические предложения (безглагольные фразы) – (приватизационный чек каждому; банки не только для банкиров );

– совмещение черт публицистического стиля с чертами других стилей;

– использование изобразительно-выразительных средств языка (риторические вопросы, повторы, инверсия и др.).

Широкое распространение получилагазетно-журнальная разновидность публицистического стиля.

Литературно-художественный стиль – это стиль художественной литературы, который определяется ее содержанием и основными целями – передать свое отношение к окружающему, изображаемому, нарисовать словами картину, описать событие и т.п.

Основные стилевые черты литературно-художественного стиля:

– образность, эмоциональность;

– единство коммуникативной и эстетической функций.

Характерные особенности литературно-художественного стиля:

– широкое использование лексики и фразеологии других стилей; использование изобразительно-выразительных средств;

– проявление творческой индивидуальности автора (авторский стиль).

Разговорный стиль

Разговорный стиль противопоставлен книжным стилям, он один выполняет функцию общения.

Основные стилевые черты разговорной стиля:

– экспрессивность, отсутствие предварительного обдумывания высказывания;

– эмоциональность, непринужденность, обобщенность.

Характерные особенности разговорного стиля:

– широкое употребление обиходно-бытовой лексики и фразеологии;

– использование внелексических средств (интонация, ударение, паузы, темп речи и т.п.);

– диалоговая форма высказывания, реже монолог;

– включение в речь частиц, междометий, вводных слов, обращений;

– преобладание простых предложений над сложными;

– использование вставных и присоединительных конструкций;

– лексические повторы, инверсии (обратный порядок слов).

Ошибки, связанные с нарушением стилистических норм

Ι. Неоправданное использование книжных слов

В письменной речи

Часто слова, необходимые в одной речевой ситуации, бывают неуместны в другой. Это является одной из причин стилистических ошибок.

В публицистическом стиле нередко возникают стилистические ошибки из-за немотивированного использования высокой книжной лексики. Обращение к ней не оправдано в таких, например, предложениях: «Коллектив магазина, как все прогрессивное человечество, встал на трудовую вахту в честь ознаменования великого праздника ».

В научном стиле ошибки возникают из-за неумения автора профессионально и грамотно использовать термины. (Например: «Движения водителя должны быть ограничены привязным ремнем». Надо: ремнем безопасности. )

Увлечение терминами и книжной лексикой в текстах, не относящихся к научному стилю, может стать причиной псевдонаучности изложения. (Например: «Встречаются певцы, которые исполняют исконно русские песни с элементами подражательства иностранной манере звукоизвлечения ».)

ΙΙ. Неоправданное использование в письменной речи разговорных

И просторечных слов

Причиной ошибок может стать неуместное употребление разговорных и просторечных слов. Их использование недопустимо в официально-деловом стиле. (Например: «Осуществлять действенный контроль за рачительным расходованием кормов на ферме ». Правка: «Необходимо строго контролировать расходование кормов на ферме ».)

Использование просторечной лексики приводит к нарушению стилистических норм публицистического стиля. (Например: «Ниже своих возможностей сработали строительные организации». Или: «Уборку ячменя завалили ».)

Просторечные слова в этих случаях придают предложениям фамильярный, грубый оттенок.

Стилистические ошибки возникают при смешении разностилевой лексики. Совершенно неприемлемо сочетание книжных и разговорных слов. (Например: «Руководство управления сразу же уцепилось за ценное предложение ». Или: «Чтобы вооружиться неопровержимыми фактами, прихватили с собой фотокорреспондента ».)

ΙΙΙ. Употребление историзмов и архаизмов

Язык постоянно развивается. В нем функционирует активный и пассивный запас лексики одновременно. К пассивному относятся устаревшие слова, которые понятны говорящим. Такие слова приводятся в толковых словарях с пометой «устар.».

Историзмы – слова, представляющие названия исчезнувших предметов, явлений, понятий. (Например: кольчуга, гусар .)

Архаизмы – названия существующих предметов и явлений, по каким-либо причинам вытесненные другими словами. (Ср. комедиант актер, злато золото, вседневно всегда .)

Употребление устаревших слов без учета их экспрессивной окраски становится причиной грубых стилистических ошибок. (Например: «Новоселы привечали строителей как самых дорогих гостей ».)

ΙΥ. Употребление неологизмов

Каждая эпоха обогащает язык новыми словами. Освоение языком новых слов происходит по-разному: одни из них быстро получают широкое распространение, другие – нет.

Неологизмы – слова, принадлежащие к пассивной лексике, но сохраняющие оттенок новизны.

Советизмы – новые слова, пришедшие в язык в советскую эпоху.

Использование неологизмов в речи вызывает большие трудности. Обращение к ним всегда должно быть стилистически мотивированно. Неудачными считаются неологизмы, в которых нарушены требования благозвучия речи. (Например: халтураж, жонгляж .)

Звуковая форма неологизма совершенно не приемлема, если она вызывает нежелательные ассоциации из-за сходства с уже известными словами. Неожиданный комический эффект придают речи предложения типа:

«Важной задачей является значительное облесение пейзажа » (ср. облысение ).

Сравним варианты стилистической правки текста, в котором употребление неологизмов не оправдано:

Υ. Фразеологизмы. Стилистические ошибки,

Публицистический стиль называют официальным стилем СМИ (средств массовой информации), в том числе – , репортажей, заметок, интервью и т. п. Данный стиль чаще используется в письменной речи, реже – в устных формах тех же репортажей или публичных выступлений политических и общественных деятелей.

Примеры публицистического стиля: , .

Общими чертами этого стиля можно назвать:

  • эмоциональность и образность речи – для создания необходимой атмосферы;
  • оценочность и уверенность – для заинтересованности;
  • логика изложения с опорой на неопровержимые факты – для придания речи достоверности и информативности;
  • призыв читателей (слушателей) к действию и общедоступность;
  • легкое и внятное изложение.

О том, какие языковые средства не стоит использовать при работе над книгой, мы поговорим в соответствующей статье.

Следите за обновлениями!

Все материалы, размещенные на сайте, предназначены для некоммерческого использования и защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).
Копирование запрещено.
Частичное цитирование статей и обучающих материалов возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

спортивный статья публицистический стиль

Публицистический стиль, одну из разновидностей которого и составляет газетная речь (газетный подстиль), оказывается весьма сложным явлением из-за неоднородности его задач и условий общения.[Розенталь, 1997:154] Мы будем говорить прежде всего об особенностях газетной речи, поскольку она более исследована в современной стилистике. Термин "публицистический стиль" употреблен сознательно ради сохранения единства терминологии (общепринятых названий функциональных стилей).

Одной из важных функций публицистики (в частности ее газетно-журнальной разновидности) является информационная. Стремление в кратчайший срок сообщить о свежих новостях не могло не найти отражения и в характере коммуникативных задач, и в речевом их воплощении. Однако эта исторически изначальная функция газеты постепенно оттеснялась другой - агитационно-пропагандистской - или иначе - воздействующей. "Чистая" информативность оставалась лишь в некоторых жанрах, да и там благодаря отбору самих фактов и характеру подачи их оказывалась подчиненной главной, а именно агитационно-пропагандистской, функции. В силу этого публицистике, в особенности газетной, была свойственна ярко и непосредственно выраженная функция воздействия, или экспрессивная. Эти две основные функции, как и лингвостилистические особенности, реализующие их, и сегодня не расчленены в газетной речи.

Многообразен и жанровый репертуар современной публицистики, не уступающий художественной литературе. Здесь и репортаж, и заметки, и хроникальная информация, и интервью, и передовая статья, и отчет, и очерк, и фельетон, и рецензия, и другие жанры.

Богата публицистика и выразительными ресурсами. Как и художественная литература, она обладает значительной силой воздействия, использует самые разнообразные тропы, риторические фигуры, многообразные лексические и грамматические средства.

Другой основной стилевой чертой публицистической речи является наличие стандарта.

Следует учитывать, что газета (отчасти и другие виды публицистики) отличается существенным своеобразием условий языкового творчества: она создается в кратчайшие сроки, порой не дающие возможности довести до идеала обработку языкового материала. В то же время она создается не одним лицом, а множеством корреспондентов, которые готовят свои материалы часто в отрыве один от другого.

Основной стилистический принцип публицистики В.Г. Костомаров определяет как единство, сопряжение экспрессии и стандарта, составляющее специфику газетной речи. Конечно, в известном смысле сопряжение экспрессии и стандарта (в тех или иных "дозах") свойственно всякой речи вообще. Однако важно, что именно в газетной публицистике, в отличие от других речевых разновидностей, это единство становится стилистическим принципом организации высказывания. В этом главный смысл и, несомненно, ценность концепции В.Г. Костомарова. Между тем, приоритет в этом единстве имеет все же первый компонент.

Доминантой публицистического стиля является, по определению М. Кожиной, «социальная оценочность».

В связи с этим для публицистического стиля характерны также поиски хлестких и метких оценок, требующих необычных лексических сочетаний, особенно при полемике: гигантский трест обмана; заподозрили в любви к свободе.

Экспрессия оценки выражается формами превосходной степени в элятивном значении: самые решительные (меры), жесточайший (кризис), острейшие (противоречия); отличнейше, строжайше, наивыгоднейше.

Таковы в общих чертах основные особенности газетного стиля и языковые средства их реализации.

Материалом для создания оценочной газетно-публицистической лексики служит весь словарь литературного языка, хотя некоторые его разряды особенно продуктивны в публицистике.

Воздействующая функция газетно-публицистического стиля особенно ярко проявляется в синтаксисе. Из разнообразного синтаксического репертуара публицистика отбирает конструкции, обладающие значительным потенциалом воздействия. Именно выразительностью привлекают публицистику конструкции разговорной речи. Они, как правило, сжаты, емки, лаконичны. Другое важное их качество - массовость, демократичность, доступность. На фоне книжного в целом синтаксиса публицистики разговорные конструкции выделяются стилистической новизной.

Функция воздействия (экспрессивная функция), важнейшая для газетно-публицистического стиля, обусловливает острую потребность публицистики в оценочных средствах выражения. И публицистика берет из литературного языка практически все средства, обладающие свойством оценочности. Интересно, что некоторые толковые словари русского языка, в первую очередь словарь под редакцией Д.Н. Ушакова, дают к некоторым словам стилистические пометы "газетное", "публицистическое". Это означает, что данные слова характерны для газеты, публицистики, закреплены за ними. Оказалось, что почти все эти слова имеют яркую оценочную окраску: агентура, акробаты благотворительности, активизация, акция, болячка, бомбист, бутербродный писака, верхушка, веха и др.

Однако публицистика не только использует готовый материал. Под влиянием воздействующей функции публицистика преобразует, трансформирует слова из разных сфер языка, придавая им оценочное звучание. Для этой цели используется специальная лексика в переносном значении: инкубатор преступности, конвейер милитаризма, маршруты технического прогресса; лексика спорта: раунд, тур (переговоров), предвыборный марафон, объявить шах правительству; наименования литературных жанров, лексика театра: драма народа, кровавая трагедия, политический фарс, пародия на демократию и др.

Для публицистического стиля характерно использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской, например: позитивные перемены, энергичный старт, безответственное заявление, твёрдая позиция, подковёрная борьба, прорыв на переговорах, грязные избирательные технологии, злодейское убийство, гнусные измышления, тяжелейший кризис, небывалое наводнение, безумная авантюра, наглый налёт, политический спектакль, ангажированная пресса, галопирующая инфляция, казарменный коммунизм, идеологический бульдозер, нравственная холера.

Газета рождает и культивирует и свою фразеологию. Устойчивые сочетания являются готовым арсеналом газетных стандартов и нередко переходят в штамп. Примеры: эстафета поколений, шагать в ногу с веком, пустить утку и др. Это могут быть и общеязыковые фразеологизмы, но наполненные новым содержанием и опять-таки высокочастотные в газете:

  • а) с негативной оценкой: загребать жар чужими руками, петь с чужого голоса, погреть руки;
  • б) с положительной оценкой: трудиться не покладая рук, золотые руки и др.

Публицистический стиль (= газетно-публицистический)

Стиль представлен в газетах, в журналах, адресованных массовому читателю, в выступлениях журналистов на радио и телевидении, в речах общественно-политических деятелей митингах, съездах, собраниях и т. д. Стиль реализуется в устной и письменной форме.

Тематика публицистических текстов практически ничем не ограничена: освещаются политические, социальные, бытовые, философские, экономические, морально-этические темы, вопросы искусства и культуры, вопросы воспитания и т. д. Публицистику называют «летописью современности»: в ней отражается живая история нашего общества. Характерная особенность: в публицистическом стиле, как правило, говорят о самых современных, актуальных для общества событиях.

Жанры публицистики:

    Информационные - сообщают информацию. Это:

Информационная заметка (хроникальная заметка), или хроника . Это подборка сообщений-новостей: указывается время, место, событие, описывающееся с помощью разных форм глагола (состоится, открыт, продолжается, соберется и т. п.) (напр.: Вчера в Эрмитаже открылась выставка. Сегодня в Париже обсуждаются вопросы, связанные с … Завтра саммит продолжит работу).

Репортаж. Это жанр, в котором рассказ о событии ведется как бы одновременно с развертыванием действия. Характерны: настоящее время глагола, местоимение «я» или «мы» (в значении «я и мои спутники»), включение в текст более или менее развернутого авторского комментария, тогда текст представляет собой чередование фрагментов, рассказывающих о событии, и вставки, рассуждения автора; иногда текст предваряется комментарием от редакции (напр.: Мы находимся в актовом зале. Я вижу, что спасатели уже появились. Сейчас спасатель прикрепляет лестницу).

Интервью (информационное). Жанр, существующий в диалогической форме - устной или письменной (записанная беседа; при этом письменный текст передает некоторые признаки спонтанной устной речи, о чем свидетельствуют, в частности, междометия, разговорная лексика, неполные предложения, подхват реплик, переспросы и т. д.). Журналист ведет диалог с лицом, отвечающим на его вопросы. Жанр позволяет познакомить читателя с жизнью и взглядами интересующего его лица, живо и интересно изложить материал. Диалогическая форма облегчает восприятие материала. В информационном интервью в форме ответов на вопросы сообщается о подробностях события. Популярны также интервью, в которых характеристика лица дается параллельно с обсуждением различных значимых проблем. Часто интервью предваряется вводной частью, кратко обрисовывающей ситуацию, в которой берется интервью; сообщается информация об интервьюируемом лице.

Отчет.

Обозрение. Журналист выступает от коллектива, организации, партии и т. д.

    Аналитические - дают анализ. Это жанры:

Аналитическое интервью. Содержит развернутый диалог о проблеме : журналист задает вопросы о существе проблемы , собеседник - отвечает.

Статья. Жанр, в котором представлены результаты достаточно серьезного исследования события или проблемы. Главный признак жанра - логичность изложения материала, рассуждение: от какого-либо утверждения - к его обоснованию. Синтаксические особенности: используются союзы и вводные слова, обозначающие логическую связь. Лексические особенности: встречаются термины, слова с отвлеченным значением. Но рассуждение может эмоционально окрашиваться. Для этого жанра характерно сочетание книжной и разговорной оценочной лексики, использование предложений небольшой длины и т. д. Статья может включать разные вставки: характеристика ярких событий, мини-интервью и т. п.

Рецензия - отзыв о произведении искусства, о фильме и т. п.

Комментарий.

Обзор.

Корреспонденция. Жанр, в котором говорится не о единичном факте, как в хроникальной заметке, а о ряде фактов, которые анализируются, выясняются их причины, дается их оценка, делаются выводы. По сравнению с хроникальной заметкой, в корреспонденции расширяется объем сообщаемого материала, меняется характер изложения: привлекаются более разнообразные языковые средства, появляется индивидуальная манера письма.

    Художественно-публицистические жанры. Это своего рода гибридные жанры, совмещающие черты публицистического и литературно-художественного стиля:

Очерк. Жанр, требующий образного, конкретного представления факта или проблемы. Очерки могут быть:

- проблемными (события включаются в изложение как повод для рассуждения);

- портретными;

- путевым (описание путешествия);

- событийными (рассказ о событии).

В очерке должны убедительно сочетаться выразительно переданные события, убедительные образы героев, доказательные рассуждения. Люди, события и проблемы предстают в свете эмоциональной авторской оценки.

Фельетон - газетная или журнальная статья на злободневную тему, высмеивающая или осуждающая какие-либо недостатки, уродливые явления (напр.: «Письма к тетеньке» М. Е. Салтыкова-Щедрина, стихотворение-фельетон Н. А. Некрасова «Газетная» и др.).

Памфлет - злободневное публицистическое произведение остросатирического характера, создаваемое с целью социально-политического обличения кого-либо или чего-либо (напр.: отдельные главы «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, «Письмо к Гоголю» В. Г. Белинского, «Не могу молчать» Л. Н. Толстого). И т. д.

Подстили публицистического стиля:

    официально-аналитический;

    информационно-аналитический;

    репортажный;

    фельетонный;

    митинговый и др.

Общие особенности публицистического стиля:

    Важнейшая особенность - сочетание двух функций языка: функции сообщения (= информационной функции) и функции воздействия. Говорящий прибегает к публицистическому стилю тогда, когда ему необходимо не только передать информацию, но и произвести воздействие на адресата (часто массового). Адресант передает факты и выражает свое отношение к ним. Адресат чувствует, что журналист не равнодушный регистратор событий, а их активный участник, самоотверженно отстаивающий свои убеждения. Публицистика призвана активно вмешиваться в происходящее, создавать общественное мнение, убеждать, агитировать.

    Важнейшие стилеобразующие черты публицистического стиля - оценочность и эмоциональность. Поскольку вопросы, которые поднимает журналист (этические конфликты, права человека, экономическая политика государства и т. д.), волнуют миллионы людей, писать об этих вопросах сухим языком невозможно. Оценочные средства публицистика заимствует из других стилей (преимущественно разговорного и художественного).

Но если для максимального воздействия на адресата публицистическому стилю нужна экспрессивность, то для быстроты и точности передачи информации ему необходимы точность, логичность, официальность, стандартизированность. Стандартизированность речи в данном случае состоит в том, что журналист использует частотные языковые средства, устойчивые речевые обороты (клише) (напр.: горячая поддержка, живой отклик, резкая критика, плюрализм мнений, активная жизненная позиция, радикальные изменения, по ту сторону баррикад).

Стандартизация речи обеспечивает:

 адресанту (журналисту) - быстроту в подготовке информации (адресат проявляет особенный интерес к самым свежим событиям, так что готовить материал необходимо очень быстро);

 адресату - более легкое и быстрое усвоение информации (пробегая глазами публикацию, пестрящую очень привычными выражениями, читатель может без лишних затрат времени и сил уловить смысл).

Таким образом, сочетание экспрессии и стандарта - важнейшая черта публицистического стиля.

В зависимости от жанра, на первый план выступают то экспрессия (напр.: памфлет, фельетон) , то стандарт (напр.: газетная статья, хроникальная заметка) .

    Поскольку произведения публицистического стиля адресованы широкому кругу читателей, главный критерий отбора языковых средств в них - общедоступность этих средств. Публицисты не должны использовать непонятные читателям узкоспециальные термины, диалекты, жаргонные слова, усложненные синтаксические конструкции, не должны прибегать к слишком отвлеченной образности и т. д.

    Публицистический стиль - это не замкнутая, а открытая система языковых средств , так что журналисты могут свободно обращаться к элементам других стилей: к разговорному, художественному, научному. Таким образом, в публицистическом стиле достаточно свободно взаимодействуют элементы разных стилей.

    В публицистических произведениях большое значение имеет авторский стиль - свойственная тому или иному журналисту манера письма.

    В газетно-публицистическом стиле повествование всегда ведется от первого лица. Для публицистики характерно совпадение автора и рассказчика , который непосредственно обращается к читателю со своими мыслями, чувствами, оценками. В этом сила воздействия публицистики.

В то же время в каждом конкретном тексте журналист создает образ автора , через который выражает свое отношение к действительности. Образ автора как композиционно-речевая категория может варьироваться, изменять свою форму применительно к жанру, например:

В обозрении журналист выступает от имени коллектива, организации, партии, конструируя «коллективный образ» рассказчика;

В фельетоне, памфлете это условный образ ироничного, непримиримого, практически настроенного повествователя.

Но, о каком бы жанре ни шла речь, авторская позиция, в целом, всегда совпадает со взглядами и оценками реального журналиста, представляющего читателям добытый им материал. Это, в частности, вызывает доверие читателя к журналисту и его материалу, уважение к журналисту за его личную позицию, за его искренность и неравнодушие.

    В публицистическом стиле используются: монологическая речь (преимущественно в аналитических жанрах), диалог (напр., в интервью), прямая речь.

Публицистический стиль занимает особое место в системе стилей литературного языка, поскольку во многих случаях он должен перерабатывать тексты, созданные в рамках других стилей. Научная и деловая речь ориентированы на интеллектуальное отражение действительности, художественная речь - на её эмоциональное отражение. Публицистика играет особую роль - она стремится удовлетворить как интеллектуальные, так и эстетические потребности. Выдающийся французский лингвист Ш. Балли писал, что "научный язык - это язык идей, а художественная речь - язык чувств". К этому можно добавить, что публицистика - язык и мыслей, и чувств. Важность тем, освещаемых средствами массовой информации требует основательных размышлений и соответствующих средств логического изложения мысли, а выражение авторского отношения к событиям невозможно без использования эмоциональных средств языка.

Особенностью публицистического стиля является широкий охват лексики литературного языка: от научных и технических терминов до слов обыденной разговорной речи. Иногда публицист выходит за рамки литературного языка, используя в своей речи жаргонные слова, этого, однако, следует избегать.

Одной из важных функций публицистики (в частности ее газетно-журнальной разновидности) является информационная. Стремление в кратчайший срок сообщить о свежих новостях не могло не найти отражения и в характере коммуникативных задач, и в речевом их воплощении. Однако эта исторически изначальная функция газеты постепенно оттеснялась другой - агитационно-пропагандистской - или иначе - воздействующей. "Чистая" информативность оставалась лишь в некоторых жанрах, да и там благодаря отбору самих фактов и характеру подачи их оказывалась подчиненной главной, а именно агитационно-пропагандистской, функции. В силу этого публицистике, в особенности газетной, была свойственна ярко и непосредственно выраженная функция воздействия, или экспрессивная. Эти две основные функции, как и лингвостилистические особенности, реализующие их, и сегодня не расчленены в газетной речи.

Многообразен и жанровый репертуар современной публицистики, не уступающий художественной литературе. Здесь и репортаж, и заметки, и хроникальная информация, и интервью, и передовая статья, и отчет, и очерк, и фельетон, и рецензия, и другие жанры.

Богата публицистика и выразительными ресурсами. Как и художественная литература, она обладает значительной силой воздействия, использует самые разнообразные тропы, риторические фигуры, многообразные лексические и грамматические средства.

Другой основной стилевой чертой публицистической речи является наличие стандарта.

Следует учитывать, что газета (отчасти и другие виды публицистики) отличается существенным своеобразием условий языкового творчества: она создается в кратчайшие сроки, порой не дающие возможности довести до идеала обработку языкового материала. В то же время она создается не одним лицом, а множеством корреспондентов, которые готовят свои материалы часто в отрыве один от другого.

Основной стилистический принцип публицистики В.Г. Костомаров определяет как единство, сопряжение экспрессии и стандарта, составляющее специфику газетной речи. Конечно, в известном смысле сопряжение экспрессии и стандарта (в тех или иных "дозах") свойственно всякой речи вообще. Однако важно, что именно в газетной публицистике, в отличие от других речевых разновидностей, это единство становится стилистическим принципом организации высказывания. В этом главный смысл и, несомненно, ценность концепции В.Г. Костомарова. Между тем, приоритет в этом единстве имеет все же первый компонент.

На стилистику публицистической, прежде всего газетной, речи сильное влияние оказывает массовый характер коммуникации. Газета - одно из наиболее типичных средств массовой информации и пропаганды. Здесь массовым оказывается и адресат, и автор. Собственно, газета и конкретный корреспондент выступают не от имени какого-то одного лица или узкой группы лиц, но, как правило, выражают позицию миллионов единомышленников. В связи с этим одной из характерных стилистических черт публицистической, особенно газетной, речи является своеобразная собирательность, находящая свое выражение в особенностях значений и функционировании языковых единиц. Собирательность как лингвистический признак газетного стиля находит воплощение и в своеобразии категории лица (использование 1-го и 3-го лица в обобщенном значении), и в сравнительно повышенной частотности местоимений мы, вы, наш, ваш и в особенностях их употребления.

Другая сторона указанного выше стилеобразующего единства - информационная функция - воплощается в таких особенностях публицистического стиля, которые связаны с проявлением интеллектуальности речи. Такими стилевыми чертами являются:

1) документализм, проявляющийся в объективности и проверенной фактологичности изложения, что в терминах стилистики можно определить как подчеркнутую документально-фактологическую точность выражения; документально-фактологическая точность проявляется в терминированности речи, ограниченности метафоризации терминов (кроме общепринятой), широком употреблении профессионализмов;

2) сдержанность, официальность, подчеркивающие значимость фактов, информации; эти черты реализуются в именном характере речи, своеобразии фразеологии (клише) и т. д.;

3) известная обобщенность, абстрагированность и понятийность изложения как итог аналитичности и фактографичное (нередко в единстве с образной конкретностью выражения).

Для газеты характерны также поиски хлестких и метких оценок, требующих необычных лексических сочетаний, особенно при полемике: гигантский трест обмана; заподозрили в любви к свободе.

Свойственно публицистике и образное употребление слов: метафоры, метонимии, особенно олицетворения. Вот пример метафоры: «И вдруг грохот орудий расколол тишину, забушевала палата лордов»; олицетворения: «Недаром клевета и лицемерие всю жизнь ходят в обнимку»; «Новости спешат, набегая друг на друга». Для публицистической речи характерно метафорическое использование терминологии: атмосфера, климат, пульс (времени), ритм (времени), диалог и т. д.

Публицистический стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка и широко применяется в различных сферах общественной жизни: в газетах и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений. Сюда же следует добавить политическую литературу для массового читателя и документальное кино. В различных учебниках по стилистике публицистический стиль именовался также газетно-публицистическим, газетным стилем, общественно-политическим стилем. Название "публицистический стиль" представляется более точным, поскольку иные варианты названия более узко определяют сферу его функционирования. Название "газетный стиль" объясняется историей становления данного стиля: его речевые особенности оформились именно в периодических печатных изданиях, и прежде всего в газетах.

Однако сегодня этот стиль функционирует не только в печатных, но и в электронных средствах массовой информации: его было бы также справедливо назвать "телевизионным" стилем. Другое название - общественно-политический стиль - точнее указывает на тесную связь обсуждаемого стиля с общественной и политической жизнью, но здесь стоит вспомнить, что данный стиль обслуживает и неполитические сферы общения: культуру, спорт, деятельность общественных организаций (экологических, правозащитных и др.). Название публицистического стиля тесно связано с понятием публицистики, которое является уже не лингвистическим, а литературным, поскольку характеризует содержательные особенности относимых к ней произведений.

Публицистика - род литературы и журналистики; рассматривает актуальные политические, экономические, литературные, правовые, философские и другие проблемы современной жизни с целью повлиять на общественное мнение и существующие политические институты, укрепить или изменить их в соответствии с определенным классовым интересом (в классовом обществе) или социальным и нравственным идеалом. Предмет публициста - вся современная жизнь в ее величии и малости, частная и общественная, реальная или отраженная в прессе, искусстве, документе. Такое определение дано в "Краткой литературной энциклопедии" . Если опустить упоминание о классовом интересе, то данное определение довольно точно отражает место и роль публицистики среди произведений литературы и журналистики, а также позволит нам в дальнейшем понять стилистические особенности публицистических произведений.

В другом энциклопедическом издании мы находим следующее определение. Публицистика - род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Играет важную политическую и идеологическую роль, влияет на деятельность социальных институтов, служит средством общественного воспитания, агитации и пропаганды, способом организации и передачи социальной информации. Публицистика существует в следующих формах:

Ш в словесной (письменной и устной),

Ш графически изобразительной (плакат, карикатура),

Ш фото- и кинематографической (документальное кино, телевидение),

Ш театрально-драматургической,

Ш словесно-музыкальной.

Публицистика нередко используется в художественных и научных произведениях. Понятия публицистики и публицистического стиля, как видно из этих определений, совпадают не полностью. Публицистика - это род литературы, публицистический стиль - функциональная разновидность языка. Произведения иных стилей могут отличаться публицистической направленностью, например научные статьи, посвященные актуальным экономическим проблемам. С другой стороны, текст, публицистический по стилю, может оказаться не принадлежащим к данному роду литературы вследствие сугубо информационного характера или неактуальности обсуждаемых проблем.



Читайте также: