Проверь себя раздел эта удивительная природа. Окружающий мир

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание ме-ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Проблема:

какие бывают растения?

Задачи:

познакомить с основной классификацией растений, дать понятие о «видах растений»; научить определять растения с помощью атласа-определителя; воспитывать бережное отношение к растениям.

Предметные результаты

Научатся классифицировать растения по группам, приводить примеры различных видов растений

Универсально учебные действия (УУД)

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную: изучение групп и видов растений.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения определенных задач.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решении.

Личностные результаты

Формирование целостного взгляда на мир в его разнообразии природы, эстетических потребностей и чувств. Развитие мотивов учебной деятельности.

Основные понятия и определения

Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Виды растений. Ботаника-наука о растениях.

Проверка готовности к усвоению нового материала

Вспомни, чем отличаются друг от друга де-ревья, кустарники и травы. Назови несколько лиственных и хвойных деревьев. Какие растения называют дикорастущими, а какие — культурными?

На какие группы учёные делят царство растений. Будем учиться классифицировать растения, определять их с помощью атласа-определителя.

Наверное, тебе приходилось слышать выра-жение: «Растения — зелёная одежда Земли». И действительно, на Земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Зелёный наряд делает нашу планету удивитель-но красивой!

Используя свои знания и рисунок учебника, докажи, что растения очень разнообразны.

Изучение нового материала

Наука о растениях называется ботаникой. Это один из разделов биологии.

Учёные-ботаники делят царство растений на несколько групп. Познакомимся с группами рас-тений и найдём их представителей на рисунках.

Водоросли — жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в мик-роскоп. Другие имеют вид тонких шелковистых нитей зелёного цвета. Третьи (например, морская капуста) похожи на длинные бурые ленты.

Мхи растут во влажных местах. Они имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами.

Папоротники легко узнать по красивым листь-ям, похожим на большие перья. Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает.

Хвойные растения — это сосна, ель, можже-вельник и др. Хвоинки — это их листья! У хвойных не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых и созревают семена.

Цветковые растения — такие растения, у ко-торых есть цветки и плоды. Они имеют и все другие части: корни, стебли, листья. Эти расте-ния наиболее разнообразны.

1.К каким группам растений относятся: роза, лиственница, морская капуста, клён, кедр?

2.В каждой группе растений много видов. Что же такое виды растений?

Учёным сейчас известно около 500 тысяч ви-дов растений. Из них почти 250 тысяч — цветко-вые. Мхов на свете около 27 тысяч видов, па-поротников — более 10 тысяч. А вот хвойных всего около 600 видов.

Осмысление и понимание полученных знаний

Рассмотрите рисунок. На нём показаны расте-ния следующих видов: одуванчик лекарственный, подорожник большой, клевер красный. Обратите внимание на то, что каждый вид имеет назва-ние, состоящее из двух слов. Такие названия им дают учёные, а мы обычно называем расте-ния просто: одуванчик, подорожник, клевер. Растения разных видов непохожи друг на друга. Зато все растения одного вида очень сходны.

Посчитайте, сколько на рисунке растений каж-дого вида. А сколько всего растений показа-но? Проверьте себя на «Страничках для само-проверки».

Определите с помощью атласа-определи-теля 2—3 растения в классе, в других поме-щениях школы или возле школы (по вашему выбору). Проверьте, правильно ли определили растения другие ребята.

Вывод

Царство растений очень разнообразно. Учё-ные делят его на несколько групп. Среди них водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. В каждой группе расте-ний много видов.

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя 1. Перечисли группы растений, изученные на уроке. 2. Приведи примеры различных видов растений.

Задания для домашней работы

1.Запиши в словарик: ботаника.

2.С помощью атласа-определителя опреде-ли несколько комнатных растений у себя дома, а также несколько растений во дворе. Запиши их названия в рабочую тетрадь.

Царство Растений

Высшие и нисшие растения

Проверка и оценка своих достижений по окружающему миру в 3 классе по разделу «Эта удивительная природа» Вастьянова Л.Л., учитель начальных классов МБОУ «Мамонтовская СОШ» Мамонтовского района Алтайского края 2016 год 1. Учительница спросила, что изображено на рисунке. Кто ответил верно?

А. ВИТЯ: «ТЕЛА».

Б. ТАНЯ: «ВЕЩЕСТВА».

В. АНЯ: «ЧАСТИЦЫ».

А. Соль исчезла.

Б. Соль превратилась в воду.

В. Вода превратилась в соль.

А. СЕРЁЖА

1, 2 – птицы

3, 4 - пресмыкающиеся

5, 6 - звери

1, 2 – птицы

3, 4 - земноводные

5, 6 - животные

1, 2 – птицы

3, 4 - земноводные

5, 6 - звери

А. ВИТЯ: купальница

Б. СЕРЁЖА: ежеголовник

В. ПОЛИНА: водокрас

10. Какие из этих животных занесены в Красную книгу России? А. СКВОРЕЦ Б. ФЛАМИНГО В. КРАПИВНИЦА Г. ЖУК - КРАСОТЕЛ Д. ОСЬМИНОГ Е. МОРЖ Проверяем свои достижения по разделу «Эта удивительная природа» 1. Учительница спросила, что изображено на рисунке. Кто ответил верно?

А. ВИТЯ: «ТЕЛА».

Б. ТАНЯ: «ВЕЩЕСТВА».

В. АНЯ: «ЧАСТИЦЫ».

2. Ученики получили задание: дать описание поваренной соли. Кто из ребят справился с заданием?

А. СЕРЁЖА: «Это вещество имеет вид белых крупинок. Оно солёное на вкус. В природе встречается под землёй, содержится в воде морей и некоторых озёр. Человек использует его в пищу».

Б. ВАСЯ: «Это вещество имеет вид белых крупинок. Оно сладкое на вкус. В природе содержится в растениях. Человек использует его в пищу».

3. На уроке ребята решили узнать, что произойдёт с поваренной солью, если её поместить в воду. В стакан налили воды, насыпали щепотку соли, помешали стеклянной палочкой. Сначала соль была хорошо видна, но постепенно стала невидимой. Попробовав жидкость на вкус, дети убедились, что она солёная. Какой вывод можно сделать из этого опыта?

А. Соль исчезла.

Б. Соль превратилась в воду.

В. Вода превратилась в соль.

Г. Соль растворилась в воде, то есть частицы соли перемешались с частицами воды.

4. Учащиеся исследовали свойства воды. О каком свойстве воды говорит данная иллюстрация? А. Вода прозрачна Б. Вода имеет белый цвет В. Вода не имеет запаха Г. Вода для организмов - дом 5. Детям нужно разделить карточки по группам животных. Кто выполнил задание верно?

А. СЕРЁЖА

1, 2 – птицы

3, 4 - пресмыкающиеся

5, 6 - звери

1, 2 – птицы

3, 4 - земноводные

5, 6 - животные

1, 2 – птицы

3, 4 - земноводные

5, 6 - звери

6. Детям предложили выбрать правильную модель цепи питания. Какой выбор надо сделать?

7. На экскурсии ребята встретили вот такое растение. По статье атласа – определителя проверьте, кто из ребят прав? Водное растение с коротким корневищем и многочисленными не достигающими дна придаточными корнями, мясистыми, длинными, с тонкими волосками и воздушными полостями, за счет которых водокрас держится на воде. Питательные вещества извлекает прямо из воды.

А. ВИТЯ: купальница

Б. СЕРЁЖА: ежеголовник

В. ПОЛИНА: водокрас

8. О чём можно узнать с помощью этих иллюстраций? А. о способах питания животных Б. о развитии животных В. о цепях питания Г. о классификации животных 9. Какое животное пропущено в этой цепи питания?

10. Какие из этих животных занесены в Красную книгу России? А. СКВОРЕЦ Б. ФЛАМИНГО В. КРАПИВНИЦА Г. ЖУК - КРАСОТЕЛ Д. ОСЬМИНОГ Е. МОРЖ Оцениваем себя! 5 – нет ошибок 4 – 1 – 2 ошибки 3 - 3 ошибки 2 - более трёх ошибок Благодарю за работу! Интернет ресурсы

  • www.rus-edu.bg
  • imgplusdb.com
  • mimi-gallery.ru
  • see2me.ru
  • fast-images.ru
  • redbookrf.ru
  • www.nyaski.ru
Использованная литература Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2012

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА по теме

«Эта удивительная природа»

Учащийся ____________________________________________
1.Что называют телом?

  • всё то, что сделано руками человека;
  • любой предмет, любое живое существо;
  • любое растение, насекомое, птицу или животное.
2.В какой строчке указаны только тела?
  • кастрюля, сковорода, чайник, кран, вода;
  • парта, доска, стол, стул, лампа;
  • карандаш, ручка, чернила, пенал, сахар.
3.В какой строчке указаны только вещества?
  • алюминий, железо, медь;
  • алюминиевая кастрюля, железная кочерга, медный таз;
  • кусок сахара, капля росы, кристалл соли.
4.В какой строчке указаны только газообразные вещества?
  • вода, крахмал, соль, перец;
  • кефир, ряженка, хлор, фтор;
  • азот, кислород, углекислый газ.
5.В каких телах промежутки между частицами наибольшие?
  • в твёрдых;
  • в жидких;
  • в газообразных.
6.Какие вещества входят в состав воздуха?
  • водород, медь, цинк;
  • кислород, азот, углекислый газ;
  • хлор, фтор, йод.
7.Какой газ, входящий в состав воздуха, необходим для дыхания?
  • азот;
  • кислород;
  • углекислый газ.
8.Какими свойствами обладает воздух?
  • голубого цвета, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха;
  • прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло;
  • с ветром по воздуху проносится пыль, запах зависит от окружающих предметов, при резком изменении границы тепла и холода образуются ветры.
9.В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство воздуха используется?
  • при нагревании воздух расширяется;
  • при охлаждении воздух сжимается;
  • воздух плохо проводит тепло.
10.Как нужно охранять воздух от загрязнения?
  • остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины, запретить пользоваться транспортом, превратить Землю в один огромный заповедник;
  • фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ, транспорт необходимо сделать экологически безопасным, в городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.
11.За счёт чего зимой могут лопаться водопроводные трубы?
  • вода, превращаясь в лёд, расширяется;
  • вода, превращаясь в лёд, сжимается;
  • повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано.
12.Вы вымыли пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?
  • вода с поверхности пола испарилась;
  • вода впиталась в поверхность пола;
  • вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу.
13.Проследите движение капельки воды, выпавшей из облаков. Как она вновь окажется в облаках? Какая из цепочек превращений верна? испарение воды водяной пар облако; водяной пар облако;

14.Из чего состоит почва?

    из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве;

    из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей;

    из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а так же микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве.

15.Что растения получают из почвы?

    перегной, песок, глину;

    воздух, воду, соли;

    остатки растений и животных.

16.Как называется наука о растениях?

    ботаника;

    зоология;

    астрономия.

17.Подчеркните названия хвойных растений одной чертой, цветковых - двумя чертами:

Яблоня, ель, смородина, сосна, одуванчик, можжевельник.

18.Какие условия требуются растению, чтобы образовать сахар и крахмал?

    наличие воды и углекислого газа;

    наличие почвы и воздуха;

    наличие света, воды и углекислого газа.

19.Какое важное вещество образуется в листе вместе с питательными веществами?

    углекислый газ;

    кислород.

20.Как называется наука о животных?

    ботаника;

    зоология;

    астрономия.

21.Какое из указанных животных относится к рыбам?

22.Какие из указанных животных относятся к растительноядным?

    коровы, бегемоты, жирафы;

    волки, лисы, кабаны;

    лоси, тюлени, киты.

23.Какая из цепей питания указана правильно?

24.Кто рождает живых детёнышей и выкармливает их молоком?

25.Какое слово пропущено: икринка - … - взрослая рыба?

  • головастик.

26.Какое слово пропущено: яйцо - личинка - … - бабочка?

27.Кузнечик - насекомое. Проходит ли он в своём развитии стадию куколки?

    у всех насекомых бывает куколки;

    у кузнечиков нет стадии куколки;

    из яйца у кузнечика вылупляется взрослое насекомое.

28.В какое время года охота и рыбная ловля бывают запрещены?

29.Какие растения применяются в медицине?

    красивые;

    лекарственные;

30.Редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся:

    в заповедниках;

    на приусадебном участке;

    на бульварах и в скверах.

31.Где выращивают редкие растения, привезённые со всего мира?

    в парках;

    в скверах;

    в ботанических садах.

32.Какие животные занесены в Красную книгу?

    тигр, морж, фламинго, орёл-беркут;

    корова, лошадь, гусь, петух;

    свинья, овца, утка, индюк.

33.Некоторые виды животных уже спасены. Назовите их.

    белка, заяц, кабан;

    бобр, соболь, куница;

    лось, лиса, волк.

34.Дополни цепи питания:

35. Напишите из каких частей состоит гриб?

36. В круговороте веществ участвуют производители, …, …, …

37. Организмами - разрушителями учёные называют …

38. Без чего могут развиваться грибы?

39.Приведите по два примера из каждого царства природы.

Тест по разделу: Эта удивительная природа

Ф.И. ученика___________________________

1. Соедини название животного и подходящее по смыслу слово.

Волк всеядный

Медведь зерноядный

Хомяк травоядный

Заяц хищный.

2. Напиши название группы животных:

Шесть ног, летают или ползают - …………………………………

Тело покрыто чешуёй, живут в воде, плавают - …………………….

Тело покрыто перьями, две ноги, большинство летают - ………………………….

Тело покрыто шерстью, четыре ноги - ……………………………………………….

3. Напиши название группы животных по названию пищи, которую они употребляют.

Питаются только растениями - …………………………………………

Питаются только другими животными - ………………………………

Питаются животной и растительной пищей - …………………………….

В питании преобладают семена растений - ……………………………….

Слова для справок : всеядные, зерноядный, травоядный, хищный.

4. Перечисли названия частей гриба:

………………………………

………………………………

………………………………

5. Отметь правильный ответ:

Все бактерии вредные

Бактерии бывают полезные и вредные для человека.

Грибы - это растения, потому что они не похожи на животных

Грибы – особое царство природы/

6. Подчеркни «лишнее» слово.

Заяц, ёж, лиса, шмель.

Трясогузка, паук, скворец, сорока.

Бабочка, стрекоза, енот, пчела.

Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук.

Пчела, стрекоза, пеликан, оса.

Кузнечик, божья коровка, синица, комар.

Таракан, муха, пчела, майский жук.

Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка.

7. Животные - это

и птицы, и звери, и насекомые, и рыбы, и ящерицы, и змеи, и черепахи, и лягушки, и черви.

и птицы, и звери, и насекомые, и рыбы, и ящерицы, и змеи, и черепахи, и лягушки, и растения, и грибы, и микробы

и человек, и птицы, и звери, и насекомые, и рыбы, и растения, и грибы, и микробы

8. Распредели животных по группам в таблице:

Стрекоза, муха, журавль, крот, заяц, рысь, орёл, муравей, бабочка, лось, синица, осетр, сом, щука, медведь, бобр, страус, карась.

9. Найди вещество.

1) Чашка

2) Ложка

3) Сахар

4) Сахарница

10. Какое свойство воды названо неверно?

1) Вода прозрачна.

2) Вода имеет белый цвет.

3) Вода не имеет запаха.

4)Вода растворяет многие вещества.

11. Водяной пар - это …

1) Вода в газообразном состоянии.

2) Белый туман.

3) Сиреневый туман.

4)Облака и тучи.

12. Что способствует разрушению горных пород в природе?

1) Солнце, ветер, человек.

2) Изменения температуры, действия воды и ветра, растения.

3) Птицы, дожди, снег.

4)Растения, ветер, животные.

13. Что такое почва?

1) Почва – это верхний плодородный слой земли.

2) Почва – это земля.

3) Почва – это то, что у нас под ногами.

4)Почва – это часть земли.

14. Что не входит в состав почвы?

1) Воздух.

2) Песок.

3) Минеральные соли.

4)Гранит.

15. Вода превращается в лед при температуре…

1) +5°

2) – 5°

3) 0°

4) -10°

16. Какие животные не живут в почве?

1) Крот и медведка.

2) Дождевой червь и мышь.

3) Многоножка и крот.

4) Муравей и таракан.



Читайте также: