Профессиональная самореализация. Профессиональная самореализация личности

Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не, только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации. З. Фрейд был одним из первых, кто попытался увидеть в доминантных инстинктах человека потребность в самореализации. Самореализация, по З.Фрейду, локализуется в бессознательном слое человеческой психики и проявляется в "стремлении к удовольствию", присущем человеку с рождения. Этой инстинктивной потребности в самореализации противостоят навязанные обществом императивные требования культуры (нормы, традиции, правила и т.д.), основная функция которых состоит в цензуре за бессознательным, в подавлении инстинкту подобных потребностей.

Немало страниц посвящает характеристике потребности в самореализации Э. Фромм. Он связывает её с потребностями человека в идентификации и целостности. Человек, отмечает Фрейд, отличается от животного тем, что он стремится выйти за пределы непосредственных утилитарных запросов, хочет знать не только то, что необходимо ему для выживания, но и стремится познать смысл жизни и сущность своего "Я". Эта самореализация достигается индивидом с помощью вырабатываемой им системы ориентаций в общении с другими людьми. Идентификация и есть то "ощущение", которое позволяет индивиду с полным основанием сказать о себе как о "Я", и социальная среда активно влияет на эту потребность. Потребность в самореализации, по Фромму, есть экзистенциальная потребность - психическое состояние, вечное и неизменное в своей основе. Социальные условия способны изменить лишь способы её удовлетворения: она может найти выход в творчестве и в разрушении, в любви и в преступлении и т.д.

Для мыслителей материалистов, не подлежит сомнению, что стремление человека к самореализации имеет не инстинктивное, а филогенетическое происхождение и, обязано своим существованием "второй человеческой природе", которая включает в себя:

а) трудовой способ существования;

б) наличие сознания;

в) специфический человеческий вид взаимоотношений между людьми - общение с помощью второй сигнальной системы. Благодаря этому человек стал "общественным животным". Но социальное становление человека сопровождалось формированием и такой фундаментальной, сугубо человеческой потребности, каковой явилось стремление к обособлению. Именно стремление к обособлению, ставшее возможным на определенной исторической ступени развития общества, явилось предпосылкой развития человеческой индивидуальности, а, следовательно, и потребности в самореализации. Таким образом, отсюда следует, что потребность, стремление к самореализации - родовая потребность человека.

Особенность потребности в самореализации состоит в том, что удовлетворяя её в единичных актах деятельности (например, написание романа, создание художественного произведения) личность никогда не может удовлетворить её полностью.

Удовлетворяя базовую потребность в самореализации в различных видах деятельности, личность преследует свои жизненные цели, находит свое место в системе общественных связей и отношений. Было бы грубой утопией конструировать единую модель самореализации "вообще".

Вот почему, говоря о всесторонней и гармонически развитой личности, нужно подчеркивать не только богатство и всесторонность её способностей, но и (что не менее, важно) богатство и многообразие потребностей, в удовлетворении которых осуществляется всесторонняя самореализация человека.

Творчество является производной реализации индивидом уникальных потенций в определенной области. Поэтому между процессом творчества и реализацией способностей человека в общественно значимой деятельности, которая приобретает характер самореализации, существует прямая связь.

Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причем важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не, только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации. Таким образом, творческая деятельность - это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, которая способствует расширению пределов человеческих возможностей.

Также следует заметить, что не так важно, в чем именно проявляется творческий подход, в умении "играть" на ткацком станке, как на музыкальном инструменте, или же в оперном пении, в способности решать изобретательские или организационные задачи. Ни одному виду человеческой деятельности не чужд творческий подход.

Не обязательно чтобы все члены общества писали стихи или пели песни, были свободными художниками или играли роль в театре. Тот вид деятельности, в котором лучше всего, свободнее всего проявляется творческий подход, и тот объём, в каком человек может его проявить, зависит от склада личности, от привычек, от особенностей жизненного пути. Объединение всех сущностных сил человека, проявление всех его личностных особенностей в деле способствуют развитию индивидуальности, подчеркивают, наряду с общими для многих признаками, его уникальные и неповторимые черты. Если человек освоил творчество в полной мере - и по процессу его течения и по результатам - значит, он вышел на уровень духовного развития. Ему доступно переживание моментов единения всех внутренних сил. Если человек вышел на уровень духовного развития, какой бы он деятельность не занимался, остается одно - пожелать ему счастливого пути. И присматриваться к нему хотя бы иногда. Ведь, несомненно, чему-нибудь хорошему он да научит.

Самореализация личности: взгляд с позиций христианской психологии Христианская психология - это учение о человеке в его духовной динамике, в "духовной брани", в его отношении к господу.

В центре самореализации личности, как ее понимает гуманистическая психология, лежат понятия, так или иначе связанные с самосознанием. Самосознание может определяться через познание себя, познание своей самости. Самость - гипотетическое понятие, введенное в психологию К. Юнгом, это есть "центр тотальной, беспредельной и не поддающейся определению психической личности". Сознательное ego подчинено или включено в самость, наделенную своим голосом, слышимым иногда в моменты интуиции и сновидений. Самоактуализация в этой концепции есть по существу эволюция самости, происходящая в направлении от бессознательного, к нравственным идеалам.

Потребность в самореализации - высшая в иерархии потребностей. В результате ее удовлетворения личность становится тем, кем она может и должна стать в этом мире главное профессиональное предназначение, дело человека совершается вместе с сотворением его личности. Но как человек узнает о своем предназначении"".

Это происходит при открытости человека внутреннему и внешнему опыту, при осознавании всех его сторон. Из множества полу- сформировавшихся возможностей организм, как мощный компьютер, выбирает ту, которая наиболее точно удовлетворяет внутреннюю потребность, или ту, которая устанавливает более эффективные отношения с окружающим миром, или же другую, которая открывает более простой и удовлетворяющий человека способ восприятия жизни. В этом метафорическом представлении возможности не иерархинизированы, акцент делается на свободном выборе среди потенциально равноценных предложений, которые отсеиваются мудрым организмом на основе собственных субъективных критериев.

Взглядам Понамарёва близка позиция А. Маслоу. Однако последний ощущает недостаточность понятий приспособляемости, адаптации применительно к конструированию личности он пишет по этому поводу об автономности реализующего себя человека, "наблюдаемые мной здоровые индивиды внешне соглашались с принятыми в обществе нормами, но в душе не придавали им значения. Практически у всех из них я заметил спокойное, добродушное восприятие несовершенств нашей цивилизации в сочетании с более или менее активным, стремлением их исправить. Сейчас я хочу подчеркнуть отстраненность, независимость, самостоятельность характера этих людей, их склонность жить в соответствии с ценностями и правилами, установленными ими самими" здесь есть даже признание важности не только отстраненности от мира, но и духовного созерцания в этом одиночестве. Однако цель этого созерцания без бога - снова проникновение в самость, прислушивание к "истинному голосу самости". Предполагается, что в основе в "первичных процессах познания", близких к "здоровому бессознательному" (а. Маслоу), - нормальная, здоровая человеческая природа. Осознание ее потребностей, осознание своей биологической индивидуальности - залог здорового развития. Снова, концепция мудрого тела, лучше знающего, в чем нуждается душа.

Самость, самостояние человека - это реализация его суверенного права на выбор, выбор направления развития, жизненных целей и ценностей. Сама по себе реализация этой человеческой прерогативы при осознании всех возможностей, выслушивании звучащих на разные лады голосов, согласно представлениям гуманистической психологии, - залог творческой реализации. В течение жизни свободный выбор есть основное сущностное отношение человека к миру.

Накопление ценностей души происходит в духе неуклонно-поступательного развития, перенесенного в сферу индивидуальной психики, хотя возможность отступления - отрицательного духовного движения - также предусмотрена. Слабое место гуманистической концепции творческой самореализации человека, очевидно, и состоит в предположении о скрытой мудрости организма и личности, определяющих совершение человеком оптимального выбора при открытости сознания всем слоям опыта. Человек, как мощный компьютер, выбирает возможности, точно удовлетворяющие внутренние потребности. Предполагается, что точное удовлетворение потребностей - благо для личности и ее социального окружения. Источник добра, имманентный человеческой природе, подсказывает верный выбор. Если самость, высшая и последняя инстанция психики, разумна, то ее голос безошибочен. Важно уметь услышать его подсказку среди других голосов.

Что такое самореализация человека?

Самореализация - активная жизненная позиция личности по воплощению в деятельности или отношениях своих потенциальных возможностей.

Процесс самореализации личности предполагает претворение в жизнь своих внутренних ресурсов и способностей врождённых и/или приобретённых безотносительно к тому, про или антисоциальными являются эти способности.

Потребность человека в самореализации

Желание человека проявить себя в обществе, отразив свои личностные качества, его стремление к наиболее полному раскрытию себя, использованию своих знаний и умений, осуществлению собственных замыслов, реализации индивидуальных талантов и способностей в достижении всего желаемого, стремление быть лучшим и чувствовать удовлетворенность своим положением. Потребность человека в самореализации и самовыражении является самой высокой из всех человеческих потребностей.

Самореализация = признание + самоутверждение

Потребность в самореализации состоит из потребности в признании и потребности в самоутверждении. Личности важно не только уметь проявить себя. Чтобы потребность в самореализации полностью удовлетворить человеку ещё необходимо получить и высокую оценку от окружающих. То есть, чтобы самореализоваться личности важно не только получать результат от своей деятельности, но и ощущать отдачу от окружающих.

Чтобы оценить, насколько вы самореализовались, должен быть критерий оценки. Например, вы хотите самореализоваться, как врач. Тогда критерием оценки может быть количество пациентов, которым вы помогли выздороветь. При этом признание - это признание пациентов (а не коллег), а самоутверждение - это ваш уровень профессионализма.

Человека, который смог развить и применить на практике свои внутренние врожденные и приобретенные способности, общество оценивает как состоявшуюся личность.

Процесс самореализации требует от личности, в первую очередь, активного приложения волевых усилий в условиях конкретной деятельности.

Способы самореализации личности

Какими инструментами пользуется человек, чтобы достичь самореализации, общественного признания и занять свое место в жизни?

Ежедневно мы раскрываем себя в профессиональной деятельности, в своих увлечениях, а недавно появился и новый способ самореализации – глобальная виртуальная сеть и мировое информационное пространство. Однако все же главным и основным средством самореализации человека является творчество.

Творческая самореализация

Творческая самореализация включает в себя раскрытие талантов не только в сфере искусства, а также применение своих способностей и знаний в научной деятельности. Однако, не стоит отрицать возможность творческой самореализации, если вам кажется, что у вас нет способностей к искусству или к науке.

Творческая самореализация возможна также в процессе решения определенных профессиональных и жизненных задач, в поиске способов самовыражения в любой сфере жизнедеятельности.

Безусловно творческий подход открывает перед личностью наибольшие возможности для самореализации. Именно творческая самореализация способствует и саморазвитию личности, и достижению многих других целей.

Профессиональная самореализация

Профессиональная самореализация в первую очередь означает достижение значимых успехов в выбранной и интересующей личность сфере трудовой деятельности. Такая профессиональная самореализация может выражаться в занимании желаемой престижной должности, выполнении приносящих удовольствие профессиональных обязанностей, в повышении уровня заработной платы и т. п.

Так что профессиональная деятельность, особенно в сочетании с личными мотивами и целями, дает самую плодородную почву для эффективной самореализации. Ведь именно в общественно полезной и актуальной деятельности возможно полное раскрытие потенциала и способностей личности.

Сама по себе деятельность в сфере выбранной профессии играет в жизни человека едва ли не главенствующую роль. Многие из нас отдают своей работе практически все свободное время. Именно в условиях работы формируется определенный опыт, навыки, умения и знания, происходит личностный и карьерный рост. Профессиональная самореализация также оказывает значимое влияние на социальный статус человека, что в свою очередь связано с его социальной самореализацией.

Социальная самореализация

Социальная самореализация – это достижение успешности во межличностных отношениях, в обществе, причем именно в таком количестве и качестве, которые приносят удовлетворение и ощущение счастья человеку, а не ограничиваются шаблонами и стереотипами, устанавливаемыми социумом.

В отличие от других сфер самореализации и областей жизнедеятельности, социальная самореализация основывается на сугубо личных целях личности. Социальная самореализация заключается в достижении человеком того уровня социального статуса и удовлетворенностью своей жизни, который конкретно для него кажется идеальным.

Социальная самореализация личности во многом связана с теми социальными ролями, которые заключают в себе любую из возможных социальной деятельности, например, педагогическую, политическую, гуманитарную и др.

Например, социальная самореализация для женщин часто трактуется как истинным, природно заложенным предназначением представительниц слабого пола. Успешная социальная самореализация в нашем обществе заключается в осуществлении женщиной потенциала: встретить свою любовь, создать семью, состояться как мать. И для большинства женщин такая самореализация – необходимый компонент для ощущения себя счастливым человеком.

Условия самореализации личности

Существует ряд факторов, при отсутствии которых процесс самореализации в принципе невозможен, то есть имеются в виду условия самореализации личности.

В первую очередь к ним относится воспитание и культура индивида. К тому же, каждый социум, каждая отдельная социальная группа, определенная система семьи, вырабатывает свои стандарты и уровни развития личности. Это отражается и на воспитательных процессах, поскольку каждая отдельная общность будет оказывать на ребенка, то есть будущего полноценного индивида, определенное влияние, прививать ему свою культуру поведения, обособлять черты характера, принципы, и даже мотивацию поведения.

Также отдельным влиянием на возможность самореализации для индивида, которое нередко оказывается наиболее сильным, обладают принятые в социальной среде традиции, устои, даже стереотипы.

Факторы самореализации личности

Важными факторами самореализации выступают и определенные врожденные характеристики личности. Так например, психологи описывают личность, способную на эффективную самореализацию как особу:
обладающую свободой действий в любых жизненных ситуациях;
ощущающую самостоятельный контроль над жизнью;
подвижную, имеющую высокие адаптационные ресурсы;
действующую спонтанно в принятии решений;
имеющую творческий потенциал.

Но не все психологи однозначно трактуют вышеуказанные характеристики человека как необходимые черты, качества, условия для самореализации личности. Очевидно, что для достижения эффективной самореализации необходима не столько врожденная одаренность, а сколько приобретенные свойства личности такие как целеустремленность, уверенность в себе, понимание цели, инициативность, решительность, трудолюбие, жизненная активность и энергичность.

Самореализация возможна на том уровне развития человека, когда личность открывает и развивает свои способности, осознает приоритеты в своих интересах и потребностях, имеет определенный набор качеств характера, готова прикладывать определенные волевые усилия. Поэтому главным условием эффективной самореализации является также кропотливая внутренняя работа над собой, постоянное саморазвитие и самовоспитание.

Ваш самый главный актив – это вы
сами. Вложите своё время, свои
усилия и деньги в обучение,
подготовку и поддержку вашего
самого главного актива.
Том Хопкинс.

Каким образом я могу реализовать себя? В чём моё призвание и смысл жизни? Каковы способы моей самореализации? Для чего я живу?

Каждый здравомыслящий и духовно мыслящий человек задаёт себе подобные вопросы. Такие вопросы возникают от того, что человек стремится к удовлетворению в своей жизни, к ощущению полноты и счастья. Если себе не ставить вопросы о способах своей самореализации, о смысле жизни, то человек проживёт свою жизнь впустую, это будет не жизнь, а существование, при котором поддерживается только физическое тело (накормить едой, обеспечить сном и т.д.). Счастье открывается именно тогда, когда человек реализовывает себя, живёт по своему призванию, открывает себе смысл жизни.

1) Чтобы осознать способы самореализации и понять, как именно, в какой области я могу себя раскрыть и реализовать, в первую очередь, нужно понять себя. Как понять себя? Только через взаимоотношения с другими людьми, только во взаимодействии с людьми, только в деятельности.

2) Понимая себя, раскрывая свои таланты, осознавая все ваши сильные и слабые стороны, нужно принять и полюбить себя такого, какой вы есть.

3) Следующим шагом по самореализации является усиленная работа над собой и своими внутренними позитивными качествами, свои таланты, которые необходимо развивать. Определите свои ценности в жизни, что для вас является главным, а что – второстепенным. Ответить на вопросы, кто я и какой я в 30 лет, 40 лет, 50 лет и т.д.

4) Необходимо определить область деятельности, в которой вы любите заниматься.

5) Постановка своей цели является основополагающим пунктом при реализации своего потенциала. Ответьте себе на вопросы: «Что именно я хочу?», «Когда именно я хочу этого достичь?»

6) Вера в себя. Если нет, развивать через действия.

7) Как только определена цель, необходимо сразу приступать к действиям по реализации своей цели, не медлить, выполняя свою работу самым лучшим образом, с максимальной отдачей.

8) Быть преданным своей мечте, не останавливаться на достигнутом, всегда стремиться вперёд.

9) Сильное желание и потребность заниматься своим любимым делом. Когда вы считаете, что будете заниматься своим любимым делом несмотря ни на что, знайте, что вы близки к самореализации.

10) «Делай как можно больше ошибок, только помни одно: не совершай одну и ту же ошибку дважды. И ты будешь расти». Ошо

Говоря о способах самореализации, стремясь достичь своих целей, не забывайте при этом быть просто человеком. «Когда я говорю о вашей самореализации, я не имею в виду, что вы должны стать великим поэтом или великим музыкантом. Я имею в виду, что вы должны стать тотальным, полным человеком. Я не говорю великим человеком, потому что великий человек всегда частичен. Величие в чем угодно всегда является частичным. Человек все движется и движется в одном направлении, а во всех других измерениях, во всех других направлениях он остается тем же самым – он становится односторонним.…

Когда я говорю о том, что нужно стать тотальным человеком…я имею в виду, что надо создать равновесие …что надо быть реализованным в качестве человека, а не в качестве поэта, музыканта, артиста – нужно быть реализованным в качестве человека». Эти слова принадлежат Бхагавану Шри Раджнишу, который более всем знаком под именем Ошо.

Помимо приведённых выше способов самореализации существует множество других путей и указателей. К своей самореализации каждый идёт по своему пути, в соответствии со своими внутренними ощущениями. Ваше страстное желание – заниматься определённым видом деятельности, будет являться вашей подсказкой в определении именно вашего способа самореализации. Об этом притча «Как достичь самореализации (просветления)»:

Однажды ученик пришел к своему учителю и сказал: «Учитель, как мне достичь просветления?». Старый мудрый гуру в ответ на это отправил ученика на берег реки Ганг и велел ему встать на колени в воде так, чтобы его голова была над водой. Потом учитель положил руку на шею ученика и погрузил его голову в воду. Через полторы минуты ученик стал задыхаться, он пытался вырваться, но рука гуру казалась стальной, и ученик никак не мог освободиться. Через 2 минуты, когда ученику стало казаться, что его лёгкие сейчас разорвутся, гуру отпустил его. Ученик поднял голову над водой и жадно вдохнул свежий воздух. Гуру улыбался.

Скажи мне, – мягко произнёс он, – чего тебе сейчас хотелось больше всего?

Дышать, – ответил ученик, который всё ещё не мог отдышаться.

Вот, – продолжал гуру, – когда твоё желание получить просветление будет таким же сильным, тогда ты и получишь его.

Итак, если ваше желание достичь самореализации и просветления велико, то вряд ли что-нибудь сможет удержать вас от действия, направленного на достижение желаемого.

Я желаю вам самореализации уже в этом воплощении.

Зуева С. П. Самореализация человека в профессиональной деятельности // Концепт. -2013.- № 02 (февраль). - ART 13027. - 0,4 п. л. -URL: . - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

Зуева Светлана Петровна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Кемерово zueva [email protected]

Аннотация. Статья посвящена проблеме успешности самореализации личности, которая определяется осознанием человеком собственных возможностей и потенциалов в различных видах его активности. В адекватной профессиональной деятельности сочетаются инструментальный и социальный аспекты самореализации, что позволяет ее рассматривать как наиболее благоприятное пространство сознательной самореализации человека.

Ключевые слова: самореализация, сознание, деятельность, личность, профессиональная деятельность, целеполагание, целедостижение.

В настоящее время российское общество ориентировано на модернизацию и развитие как в социально-экономическом плане, так и в отношении личности человека. В связи с этим востребованными являются исследования психических феноменов и механизмов самореализация личности. Сокращение производства в стране, изменение профессиональной структуры общества привели к необходимости исследовать взаимосвязь характеристик профессиональной деятельности и процесса самореализации человека.

Самореализация человека проявляется в исполнении желаний, надежд, достижении целей личности. С. И. Кудинов указывает, что термин «самореализация» (self-realisation) впервые был приведен в «Словаре по философии и психологии». В современных исследованиях понятие «самореализация» преимущественно трактуется как «реализация собственного потенциала». С. И. Кудинов отмечает, что еще в 1940 году украинский психолог Г. С. Костюк, рассматривая идею саморазвития, отмечал «сознательную целеустремленность» в качестве существенной характеристики процесса. «При наличии такой целеустремленности личность до некоторой степени сама начинает руководить своим собственным психическим развитием».

Проблема самореализации личности исследуется с использованием основ различных психологических направлений. Вместе с тем не представляется возможным выделить единую концепцию самореализации. Следует отметить, что существование большого числа теоретических изысканий не привело к разработке сбалансированной по точкам зрения теории самореализации. Сложность представляет также выработка единого определения данного понятия. Предпринимаются попытки рассмотреть самореализацию через близкие по смыслу понятия - такие как, стратегия жизни в отечественной психологической теории , идентичность в теории Э. Эриксона , самоактуализация в теории А. Маслоу . В гуманистической психологии самореализацию рассматривается как смысл жизни человека, отмечается взаимосвязь самореализации с общественным вкладом человека, как по отношению к близким людям, так и ко всему человечеству, в зависимости от масштабов личности человека.

Методологической проблемой является неопределенность понятийного статуса самореализации. Требует уточнения соотнесенность феномена самореализации с тремя модусами психического - следует ли рассматривать ее в качестве процесса, состояния (потребности) или свойства личности.

Ряд исследователей определяют самореализацию как явление, обусловленное стремлением к самоактуализации, присущим природе человека. В исследованиях

Самореализация человека в профессиональной деятельности

http://e-koncept.ru/2013/13027.htm

научно-методический электронный журнал

также представлена точка зрения, рассматривающая возможность процессуальной детерминации явления самореализации .

Невозможность непосредственного наблюдения явления самореализации и в силу данного обстоятельства необходимость довольствоваться фиксированием элементов ее проявления в поведении субъектов осложняют как теоретическое описание явления самореализации, так и её эмпирическое исследование. Трудность измерения самореализации обусловлена высокой степенью ее субъективности. Требуется разработка специфических приемов и способов отслеживания и контроля в ходе эксперимента эффектов самореализации, так как необходимо учитывать влияние значительного числа факторов.

Различные подходы обнаруживаются как при рассмотрении природы самореализации и механизмов ее осуществления, так и в анализе и описании условий и факторов, оказывающих воздействие на ее протекание и успешность.

Предлагается рассматривать (Р. А. Зобов, В. Н. Келасьев, Л. А. Коростылева) субъективные и объективные факторы, влияющие на содержание и динамику процесса самореализации.

1. Зависящие от человека (субъективные) - ценностные ориентации, желание и возможность человека работать с собой, рефлексивность, нравственные качества, воля и др.

2. Не зависящие от человека объективные) - социально-экономическая ситуация в стране, уровень жизни, материальная обеспеченность, влияние на человека средств массовой информации, экологический статус жизни человека).

Ряд исследователей (И. П. Смирнов, Е. В. Селезнева) отмечают значимость для процесса самореализации влияний внешней среды на психику человека в виде результатов образования, социализации, обучения труду, межличностного взаимодействия, общения с другими людьми.

Следует полагать так же, что собственно психологический аспект самореализации заключается в развертывании всех личностных потенциалов человека в каком-либо виде деятельности или сфере жизни. В переводе с санскрита слово «самореализация» дословно переводится как «проявление своего духа». Можно предположить, что сознание человека и есть тот самый дух, проявлением активности которого и является процесс самореализации. Вероятно, будет недостаточным рассматривать процесс самореализации как простое проявление человеческих возможностей, способностей, знаний, умений.

Встает вопрос - действительно ли наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности? Всегда ли самореализация есть процесс со знаком плюс, позитивное явление, социально приемлемое? В контексте проблемы свободы выбора человека можно сделать вывод, что этический, нравственный, социальный параметры самореализации личности не является существенными или сущностными. Однако обращение к нравственным категориям при рассмотрении проблемы самореализации находим в утверждении Т. В. Скороду-мовой , утверждающей, что самореализация личности - это процесс реализации личностью в себе и в обществе идеи добра и истины в их онтологическом единстве. Такой подход означает тот факт, что самореализация личности должна рассматриваться как положительное, соответствующее природе человека и способствующее его восхождению к вершинам духа и развитию, явление.

Самореализация личности возможна при условии, что человек осознает необходимость для него жизненной самореализации, верит в свое индивидуальное предназначение, видит в нем высший смысл своей жизни. Без осознания человеком своих способ-

http://e-koncept.ru/2013/13027.htm

научно-методический электронный журнал

Зуева С. П. Самореализация человека в профессиональной деятельности // Концепт. -2013.- № 02 (февраль). - ART 13027. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2013/13027.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

ностей, интересов, жизненных предпочтений самореализация не может осуществиться. Вероятно, не менее важным условием самореализации личности выступает осознание человеком своей интегрированности в окружающий мир, его способности к гармоничному и конструктивному взаимодействию с другими людьми и природой.

Д. А. Леонтьев предлагает рассматривать процесс самореализации с позиции личностного роста, отмечая ее социальную направленность на других людей, общество в форме создания для них духовного, культурного содержания или материального объекта.

Инструментальный аспект самореализации личности связан с имеющимися у человека знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему выполнять конкретную трудовую деятельность и выстраивать системы отношений с людьми и социумом.

Среди факторов, затрудняющих самореализацию личности, следует отметить атомарность, уединенность бытия человека, его невключенность в активную жизнь, духовную и культурную ограниченность, неразвитость сознания, неадекватный профессиональный выбор. Неконструктивное влияние на процесс самореализации личности оказывают такие явления как приоритет материальных и узко прагматических ценностей, уход в криминальные структуры, наркомания, алкоголизм и т. д.

Если в сообществе, социокультурном и социально-экономическом пространстве бытия человека недостаточно условий для его самореализации, могут возникать застойные явления, создаваться социально-психологические основания для социального и экономического кризиса. Е. Е. Вахромов отмечает: «Проведение властными элитами политики, направленной на воспрепятствование процессам самоактуализации, чревато антисоциальными проявлениями экстремизма, терроризма. Нарастание инволюционных тенденций, вовлечение в процессы инволюции больших групп людей, маргинализация отдельных регионов и стран чреваты серьезной угрозой для развития цивилизации и культуры в целом» . Внешняя форма самореализации личности представлена активностью индивида в профессии, творчестве, спорте, искусстве, учебе, политической и общественной деятельности и др. Внутренняя же форма представляет собой самосовершенствование человека в различных аспектах: нравственном, духовном, физическом, интеллектуальном, эстетическом .

Таким образом, профессиональная деятельность человека является одним из существенных необходимых условий развертывания процесса самореализации личности. С учетом требований деятельностного подхода следует полагать наличие в анализе такого рода психологической реальности категории сознания. Именно сознание детерминирует характер взаимосвязи профессиональной деятельности и процесса самореализации личности.

В. В. Давыдов определял сознание как «воспроизведение человеком идеального плана своей целеполагающей деятельности и идеального представительства в ней позиций других людей» .

Сознательное поведение человека предполагает отражение и учёт потребностей, интересов и позиций других индивидов. Вероятно, следует предположить взаимосвязь процесса самореализации личности с отражением, представленностью, активностью социума, других людей.

«Кто бы и когда бы ни действовал, - отмечал Г. П. Щедровицкий, - он всегда должен фиксировать свое сознание, во-первых, на объектах своей деятельности - он видит и знает эти объекты, а во-вторых, на самой деятельности - он видит и знает себя действующим, он видит свои действия, свои операции, свои средства и даже свои цели и задачи» .

http://e-koncept.ru/2013/13027.htm

научно-методический электронный журнал

Зуева С. П. Самореализация человека в профессиональной деятельности // Концепт. -2013.- № 02 (февраль). - ART 13027. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2013/13027.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

Рассматривая систему функций сознания в контексте профессиональной деятельности как деятельностного пространства самореализации человека, можно выделить в структуре профессионального сознания профессиональные цели, профессиональные знания, профессиональное отношение, профессиональные планы и программы, профессиональное самосознание и др.

Среди основных условий самореализации личности А. И. Катаев отмечает наличие у человека таких производных сознания как развитое самосознание и рефлексия с актуализированной способностью познавать и осознавать себя и окружающий мир, реальные и потенциальные способности и возможности, интересы и ценности, перспективы личностного и профессионального роста.

Для анализа феномена самореализации необходимо предусмотреть параметр целеполагания и целедостижения. Самореализация есть не только проявление себя, но и осуществление человеком, достижение им каких-либо результатов в реализуемой им активности. Степень осознания человеком себя, своих целей, возможностей, потенциалов и ресурсов может выступать регулятивным началом, механизмом процесса самореализации.

Профессиональная деятельность, отражаемая в сознании человека как пространство самореализации, может обеспечить три аспекта самореализации: собственно психологический, социокультурный и инструментальный. Психологический аспект самореализации, как отмечалось выше, выступает как осознание и выражение личностных потенциалов в профессиональной деятельности. Инструментальный аспект самореализации предполагает востребованность и использование потенциалов, ресурсов, опыта в форме знаний, умений, навыков, способностей человека. Социокультурный аспект проявляется в осознании и выполнение человеком индивидуальной миссии через свою профессиональную деятельность по отношению к другим людям, социуму, человечеству. Вероятно, именно такой конструкт относительно профессиональной деятельности, формирующийся в сознании человека, способствует успешной самореализации личности.

Действенность такого конструкта определяется ценностным позитивным отношением человека к своей профессиональной деятельности, адекватностью профессионального выбора, оптимальностью профессионального самоопределения. Цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании внутренней готовности человека к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного). Принимая во внимание динамизм, изменчивость в современных условиях структуры профессиональной занятости в обществе, следует отметить открытость, незавершенность, а, следовательно, и актуальность для личности процесса профессионального самоопределения во взаимосвязи с ее самореализацией.

Готовность человека рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности во многом определяет эффективность процесса самореализации. Н. Р. Хакимова отмечает, что в современных психологических исследованиях профессиональное самоопределение рассматривается как «выбор себя» в профессии, выбор способа самореализации. Данные эмпирических исследований подтверждают значимость для оптантов такого мотива выбора профессии как мотив «возможность самореализации».

Вместе с этим встает вопрос о соотношении содержательных (цель и смысл профессиональной деятельности как миссии личности в обществе) и прагматических материальных аспектах (профессия как источник дохода) профессиональной дея-

http://e-koncept.ru/2013/13027.htm

научно-методический электронный журнал

Зуева С. П. Самореализация человека в профессиональной деятельности // Концепт. -2013.- № 02 (февраль). - ART 13027. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2013/13027.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

тельности, осознаваемых человеком. Преобладание в сознании человека конструктов, связанных с прагматизмом профессиональной деятельности для него, затрудняет его самореализацию в профессии.

Содержательный аспект профессии отражается в сознании человека совокупностью представлений об объектах, целях, результатах и смыслах профессиональной деятельности. Востребованность и значимость для общества результатов профессиональной деятельность, а также собственные представления человека об этом выступают как осознаваемые предпосылки формирования отношения человека к своей профессии как миссии в обществе и собственном бытие.

Возможность человека полностью реализовать себя через профессию определяется адекватностью профессионального выбора. Вместе с этим, теоретически следует допустить вероятность существования фрагментарной, частичной самореализации личности в профессии.

Таким образом, можно выделить ряд параметров, определяющих условия самореализации человека в профессиональной деятельности: степень осознания человеком своего личностного потенциала и инструментальных ресурсов; степень адекватности профессионального выбора; уровень развития общества и общественного производства, способный обеспечить доступность для человека профессионального выбора; сформированность у человека представлений о самореализации как о миссии по отношению к другим людям и обществу.

1. Кудинов С. И. Экспериментально-теоретические аспекты исследования базовых свойств личности // Личностное развитие специалиста в условиях вузовского обучения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Тольятти: ТГУ, 2005. - С. 95-98.

3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.

4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1997. - 340 с.

5. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - С.108-117.

6. Галажинский Э. В. Системная детерминация самореализации личности. - Томск: Издательство Томского государственного университета, 2002. - 212 с.

7. Коростылева Л. А. Проблемы самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности. - С. Петербург, 1997. - С. 3-19.

9. Вахромов Е. Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. - М.: Международная педагогическая академия, 2001. - 180 с.

10. Там же.

11. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1996. - 240 с.

12. Щедровицкий Г. П. Избранные труды. - М., 1995. - 800 с.

13. Кудинов С. И. Указ. соч.

Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor at the chair of general psychology and psychology of development of Federal State Budget educational institution “Kemerovo State University" zueva [email protected]

Self-realization of man in professional activities

Abstract. The successfulness of person’s self-realization is defined by man’s realizing of his own possibilities and potentials in different kinds of his activity. In an adequate professional activity instrumental and social aspects of self-realization are combined and it allows to examine it as the most favourable are of man’s conscious self-realization.

Keywords: self-realization, consciousens, professional activity, aim relief, aim achievement.

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

http://e-koncept.ru/2013/13027.htm

Желание самореализоваться заложено в людях с самого рождения. Она играет очень важную роль в жизни человека, ведь с помощью самореализации человек может узнать о неизвестных гранях своей личности, скрытых талантах, способных полностью изменить его судьбу и обеспечить счастливое будущее. Однако, у большинства начинаются проблемы с подобным явлением еще в раннем детстве. Они могут стать большим препятствием на пути к счастливой жизни. Подобные проблемы необходимо решать по мере их появления. Только тогда возможен успешный рост личности.

В первую очередь, нужно избавиться от общественных стереотипов. Многие из них мешают самореализации и самовыражению. Люди боятся почувствовать общественное осуждение и стать объектом для насмешек. Именно поэтому стоит забыть о мнении окружающих и постараться подумать о собственных желаниях.

Что это такое?

Каждая личность индивидуальна. Человек обладает собственными желаниями и мечтами. Они могут не сходиться с общепринятыми, однако имеют право на существование, если конечно не нарушают рамки закона. Зачастую успехов добивается человек, твердо идущий к своей цели. Он преодолевает трудности и продолжает нелегкий путь к заветной мечте. Только в этом случае можно добиться успеха. Человек, поддающийся мнению социума и забывающий о своих собственных желаниях никогда не добьется успеха.

Самореализация личности заключается в попытках человека достичь желаемых целей более эффективным и действенным путем. Зачастую возможность самореализоваться появляется не в одном, а нескольких видах деятельности. К примеру, в жизни человека помимо профессиональной деятельности есть и множество других. Туда можно включить семейные отношения, личные отношения, друзей или различные хобби. Человек ставит себе дальнейшие цели, связанные с каждой из этих деятельностей и пытается достичь успеха в каждом из них. Таким образом строится некая стратегия на дальнейшую жизнь, при помощи которого и осуществляются действия человека. Стратегии можно поделить на следующие виды:

  • Первый тип – связан с личным благополучием. В этом случае человек пытается обеспечить себе комфортное существование и благоприятные условия.
  • Второй тип – связан с личными успехами. Относится к карьерному росту, когда человек стремится достичь определенных высот и добиться успеха на работе.
  • Третий тип – связан с жизненной самореализацией. Человек пытается освоить навыки и умения, которые помогут достичь ему определенных успехов в жизни.

Выбор той или иной стратегии может быть обусловлен несколькими факторами:

  • От условий, предложенных социумом и общественностью. В некоторых случаях они играют очень большую роль.
  • От социального слоя и религиозного вероисповедания, к которым относится человек.
  • От личностных и психологических особенностей человека.

Иногда условия вынуждают человека отказаться от собственных предпочтений и встать на иной путь. К примеру, в современных условиях мирового кризиса, человек зачастую выбирает стратегию благополучия. Таким образом он пытается выжить в непростых условиях. В странах, с более благоприятными условиями люди могут выбрать и стратегию успеха.

Процесс самореализации зависит от определенных условий, в которых находится человек. Факторы, оказывающие влияние на взросление человека, также становятся катализаторами дальнейшего сценария жизненного пути.

Что же такое самореализация? Это внутреннее желание личности исполнить все свои желания и стремления, путем преодоления неприятностей и трудностей. Мировая практика подтверждает, что человек, который стремится осуществить свои стремления, всегда добивается желанного успеха. В то же время тот, кто не пытается достичь чего-то, оказывается в незавидном положении. Вместо того, что воспользоваться возможностями, предоставленными ему жизнью, он попросту тратит свое время.

Каждая личность индивидуальна. Человек обладает собственными желаниями, зачастую они могут не сходиться с мнением большинства. Важно не забыть о своих целях, а стремиться привести их в жизнь, даже если вы чувствуете осуждение общества.

Основные цели

Самореализация – это процесс, который длится в течении всей жизни человека, начиная с рождения и заканчивая смертью. Она начинается с ранних лет, и меняется в течении жизни, в зависимости от условий, в которых находится человек. Попробуем рассмотреть изменение основных целей и стремлений человека, с течением времени.


Пора детства – зарождение основных целей и стремлений. В этот период начинается раскрытие интеллектуального и духовного потенциала личности. В текущее время выделяется несколько основных целей:

  • Интеллектуальное развитие человека, изучение различных предметов, а также становление характера.
  • Общение с ровесниками, начало дружеских отношений и появление особенностей личности.
  • Интерес различными видами творчества, возникновение талантов, появление личных предпочтений и вкусов.

Пора юности – выбор будущей профессии, появление личных отношений и последующий выбор, определяющий дальнейшую жизнь. В этот период возможны следующие цели:

  • Продолжение интеллектуального развития.
  • Духовные и физические изменения.
  • Постижение личных отношений и взаимоотношений с окружающими.
  • Попытки преодолеть общепринятые предрассудки и основные стереотипы.

Пора зрелости – самоутверждение в жизни, успехи в профессиональной сфере и личной жизни. В текущий период возможно выделить следующие цели:

  • Улучшение деятельности в профессиональной сфере, оттачивание навыков.
  • Появление особого авторитета среди коллег.
  • Успех в семейных отношениях.
  • Высокий социальный статус в обществе.

Творческая самореализация

Встречается у творческих людей, стремящихся познать мир и достичь максимального успеха в творческой сфере. Зачастую у таких людей вырабатывается нестандартный взгляд на общепринятые вещи, который может быть непонятен окружающим. Они способны на смелые мысли, и не поддаются общественным стереотипам. Эти люди обладают уникальным мышлением и чувством вкуса.

Творческие личности пытаются улучшить свои эмоциональные и физические качества. Такие люди приходят в восторг, если достигают творческих успехов. Они также могут быстро справляться с трудностями и находить выход из непростых ситуаций.

Профессиональная самореализация

Выбор будущей профессии определяет всю дальнейшую жизнь человека. От правильности этого шага зависит вся дальнейшая жизнь и судьба человека. Для того, чтобы достичь успеха в карьере, необходимо мастерски освоить несколько навыков. Трудовые победы, а также самосовершенствование путем преодоления трудностей, являются основными критериями профессиональной самореализации.

Профессиональная самореализация невозможна без усилий и преодоления препятствий. Необходимо, чтобы выбранное дело вызывало у человека сильный интерес и приносило ему радость. В противном случае, добиться успехов будет очень нелегко.

Социальная самореализация определяется умением найти общий язык с окружающими и преодолением возникающих конфликтов. Такая самореализация должна приносить человеку удовольствие. Социальная самореализация напрямую зависит от самого человека. Кому-то может приносить волонтерская работа, в то время как кто-то просто получает удовольствие от того, что находится в центре внимания.

В современном мире есть множество возможностей достичь социальной самореализации. Все зависит от личных желаний самого человека, и его жизненных стремлениях.


Подводя итоги

Безусловно самореализация – это единственный путь к счастью. Человек, сумевший реализовать себя может по праву называться счастливым. В современном мире, не стоит бояться реализовать собственные желания. Окружающий мир предоставляет нам массу возможностей воплотить свои мечты в реальность. Единственное, что может встать на пути человека – это общественные стереотипы, подкрепленные страхом быть осмеянным.

Сумев отбросить сомнения, можно добиться больших успехов и осуществить все свои начинания. Главное не бояться, а твердо идти к намеченной цели, преодолевая трудности. Очень важно поддерживать близких во всех начинаниях, и не думать о навязанных обществом стереотипах.



Читайте также: