Приполярный урал: плато маньпупунёр. Плато маньпупунер - путешествия, туры и вертолетные экскурсии зимой и летом

Желание странствовать - не профессия, а склонность души. Она или есть или нет. У кого есть, тот уже ничего изменить не может. У кого нет, тому и незачем.
Любое путешествие начинается с мечты….
Мань-пупу-нёр (Гора каменных идолов) - уникальное чудо природы, гигантские каменные истуканы, находящиеся в труднодоступном районе Северного Урала, на территории Республики Коми. Они возвышаются над плато на высоту от 30 до 42 метров, в большинстве своем чуть расширяясь кверху. Их 7 штук.

Около 200 млн. лет назад на месте каменных столбов были высокие горы. Проходили тысячелетия и …
В прошлые времена у манси подниматься на Мань-пупу-нёр было величайшим грехом, туда имели доступ лишь шаманы. В 2008 году столбы выветривания на плато Мань-пупу-нёр заняли 5 место в финале конкурса «7 чудес России».

14.07.09
Итак, рюкзаки собраны. Из Соликамска выехали в отличном настроении. К походу подготовились основательно, вес рюкзаков около 50кг, каждый.

16.07.09
8 утра. Прибыли в г. Ивдель. До начала маршрута (река Ауспия) можно добраться только «Уралом», т.к. все мосты через крупные реки Вижай, Тошемку, Ушму сожжены. Ехали 8 часов, а это 160 км бездорожья. Дорога разбитая, особенно после Ушмы. По пути заехали в МЧС, зарегистрировались. Там записали маршрут и дату выхода. Сказали, что в прошлом году, потерлось трое одиночек. Двоих нашли, и один пропал. Был один летальный случай. Погода солнечная, прибыли на место в 18.00. Вода в Ауспии упала, перешли вброд. Прошли 5 км до первой стоянки.

17.07.09
Погода жаркая, идем тропой вдоль Ауспии. Тропа не совпадает с той, что на карте. Уходит от нее до 300м и сильно петляет (на карте - прямая). Много заболоченных мест. Дошли до стоянки с «ложкой». Дров мало, устали много. Первый день идти пешком очень тяжело.

18.07.09
Встали еле-еле, все тело болит. Погода теплая, идем сильно заболоченной тропой. К 10.00 тропа пошла вверх. Склон на перевал Дятлова весь зарос аконитом с человеческий рост, очень красиво. И вот, к 12.00 мы на печально известном перевале Дятлова, где в ночь с 1 на 2 февраля 1959 года погибла группа из 9 студентов УПИ.

Существует множество версий их гибели - от падения ракеты, прилета НЛО, схода лавины и прихода снежного человека. Факты гибели противоречивы. Какая-то причина заставила туристов среди ночи разрезать изнутри палатку и бежать вниз по склону (почти раздетыми, босиком), в конце которого были обнаружены их тела. У всех погибших красновато-багряный цвет кожи, у некоторых множественные переломы, у одного нет языка. Следствие, открытое по факту их гибели было прекращено, и все материалы канули в секретных архивах. Светлая память…..

Снегоходный тур на перевал Дятлова (рядом с Маньпупунером). 8 дней, 460 км, от 15000 рублей на человека!!!

Места вокруг перевала жутковатые. В каменных останцах воет ветер, скалы на перевале словно детали зловещего музыкального инструмента создают странные звуковые эффекты. А рядом возвышается хмурый купол горы Холатчахль (манси «гора мертвецов»). У горы недобрая репутация - здесь нередко гибли люди. Согласно легенде на вершине погибло 9 манси. В 1961 году, на горе, в авиакатастрофе погибли геологи, с членами экипажа -9 человек! А спустя почти 10 лет в районе того же Холатчахля погибла ещё одна группа из Питера из 9 человек! Многие называют ее самым мрачным местом Урала.

С перевала видна гора Отортен (манси «Не ходи туда») с останцами и гора Моттевчахль.

Кажется рукой подать, но одеваешь рюкзак и расстояние увеличивается вдвое.

Накрыл сильный дождь, холодный северо-западный ветер сносит вместе с рюкзаком.

Спустились на ночлег в урочище Поритайтсори. Это очень живописное ущелье со снежником, с водопадами разной высоты до 7 м. Русло истока Лозьвы проходя под снежником образует арки и гроты. Чувствуешь все мышцы.

19.07.09 Утром встали легче, видимо начинаем врабатываться. Всё затянуто туманом. Немного поспорили куда идти, мнения разделились. Так некоторые туристы и теряются. Завтракаем и ждём погоду. Ветер сильный, похолодало до +5, зато нет комаров. Из урочища к г.Отортен траверсом по вершинам. К обеду вышли к г.Отортен, гора увенчана каменным хребтом, из камней до 5 м высотой. Отортен решили обходить справа, спустились к истоку Лозьвы. Накрыл дождь, есть готовили на куруме, вымокли. Скользкие камни, идти трудно. Горные хребты в этом районе не превышают 1200 м, но из-за постоянных ветров и сурового климата тайга не поднимается выше 700 м, поэтому взяли с собой газовую горелку. На перевал к г.Моттевчахль поднялись за 2 часа, к 23.00. Холодно, ветер не стихал весь день. Ужин на газе.

20.07.09
Утром туман, сильный ветер, темп.+3, ждём погоду. На завтрак какао со сгущёнкой. Дров нет, влажную одежду сушим на себе. Грандиозная панорама синих гор тянется до горизонта. Вышли в 10.00. Ветер сменился на северный, дует целый день. На перевале за г.Моттевчахль накрыл град, шел 30 мин. Моттевчахль обходили слева, подъём 60 градусов. Дошли до г.Яныгхачечахль. Ночёвка на истоке Сульпы, ужин на дровах.
21.07.09
Ночью сильно похолодало, темп. 0+1, очень замёрзли. Утро безоблачное. Поднялись на склон высоты 917.2, проваливаемся по колено в мох, идти сложно. Вышли на старую мансийскую тропу, скорость удвоилась. Недаром говорят, что тропы - это дороги гор. Стоянка в лесу. Со стоянки хорошо видна гора Койп (барабан).
22.07.09
Циклон бушевал 3 дня. Пасмурно, идти комфортно. Тропа совпадает с ручьём, местами проваливаешься по колено. На вершине горы Печерья-Таляхчахль тропа раздваивается, нам надо по левой, но она не натоптана, разросшаяся - это нас сбило. Пошли по правой, плутанули и ушли на исток Печоры . Поняли, что надо назад, но потеряли силы и время часа 4. Идём уже 13 часов. Сделали ночёвку в долине Печоры, у стелы Европа-Азия. Чай из болотной воды и спать.

23.07.09
Подъём в 6.00, выход в 7.00. Вернулись на г.Печерья-Таляхчахль, свернули на левый отворот. После вершины 758.4 тропа пропала, свалили сильно влево. Продираемся сквозь густые заросли. Глушь. Замшелые пни, дремучий лес, кругом поваленные, гигантские деревья. Бурелом. Обиталище Бабы-яги. Везде медвежьи следы, лёжки. За 2 часа вышли на левый приток Печоры. Жуткий переход. Обед на газе. Безоблачно, жарко, загораем на красивом, каменистом берегу. Исток у великой Печоры мягкий и живописный. И вот мы у подножья хребта Мань-пупу-нёр,подъём за 1,5 часа. Весь восточный склон зарос краснокнижными цветами. Целые поляны лилового ятрышника и белоснежной любки.

И вот в 16.00 мы на плато. Идолы поражают воображение. Фантастическое место. Оказавшись на плато, ощущаешь необыкновенную энергетику. Вспомнилась древняя мансийская легенда, что столбы некогда были великанами-самоедами, которые шли через горы в Сибирь, уничтожить вогульский народ. Но на вершине Мань-пупу-нёра их шаман увидел перед собой священную вогульскую гору Ялпинг-нёр. В ужасе он бросил свой бубен и все его спутники окаменели от страха. А бубен превратился в гору Койп.

До идолов дошли на гране сил. Но, отдохнув, решили возвращаться на Печору и сделать хорошую стоянку. Очень трудно уходить, Столбы почти физически тянут к себе, не желая нас отпускать. Постоянно оборачиваемся.

Домой вышли с прекрасным настроением. Туры на Вологодскую грань не вывели, пришлось спускаться по бурелому почти 2 часа. Стемнело. Шли по тропе, оказалась медвежья. Испытываешь ощущение холода в затылке от взгляда притаившегося где-то медведя.

К 23.00 вышли к Печоре. Сегодня самый трудный день.

24.07.09

Днёвка- это маленькое счастье. Не надо никуда идти, не надо одевать рюкзак. Моемся, стираемся, чиним снаряжение. Загораем, незаметно обгорели.

25.07.09
Проснулись в 8.00 от духоты. Зной. Подъём на высоту 758.4 без тропы. Продираемся сквозь заросли коим нет конца. Подъём тяжёлый, за 3 часа. Одежда промокла насквозь. В день прошли 10 часов.

26.07.09
Зной, +34. Еле встали, болят ноги. Экономим воду. Шли 14 часов. Дошли до г.Яныгхачечахль и неожиданно наткнулись на стадо оленей. Испытываешь восторг, глядя на животных, на лоне дикой природы. Они у себя дома. Стемнело быстро, в сумраке искали воду и дрова. Палатку ставили под свет костра в 24.00.

27.07.09
Зной, +35. Горы на горизонте завораживают своей красотой. На завтрак шоколад. Сегодня надо дойти до г.Отортен. Вчера на куруме отбили ноги, еле вылезли из палатки.

Встретили странную девушку Дашу из С.-Петербурга, путешествует одна, студентка. Компасом пользоваться не умеет. На шее карты и свисток. Идет на Мань-пупу-нер, обгорела, идет еле-еле, а туда еще почти 100 км. Бог ей навстречу.

Дошли до озера Лунтхусаптур (манси «озеро гусиного гнезда») к 23.00. По мансийскому преданию во время всемирного потопа на этом озере спасся один- единственный гусь.
Палатку поставили на берегу озера. Дров нет. Обычно на газе вода закипает за 10-15 минут, а тут безветрие, и за 40 мин в котле появились только мелкие пузыри, вода еле теплая. Посмеялись, что она заколдованная, попили воды и легли спать.

28.07.09
Тихое, сказочное утро на озере Лунтхусаптур. Вчерашнюю усталость словно унесло ветром. Безоблачно. Зной. Горное озеро небольшое, но очень гармонично сочетается с окружающим ландшафтом, с каром, снежником, с видом на г. Холатчахль. Вода ледяная, на берегу много морошки.

Обошли озеро, подъем на высоту 1073.7 , очень крутой и длинный. Траверс по вершинам к г. Холатчахль по мху. Ноги вязнут по колено, идти сложно. Ночевка на северном склоне г.Холатчахль. Из ручья на склоне попили « мертвой» воды. Ужин на газе.

29.07.09
Утром дождь, все затянуто туманом. Видимость 50 м, ждем погоду. К обеду дошли до перевала Дятлова. На перевале встретили экстрималов на квадрациклах. Говорят, что были на хр. Чистоп. Спуск от перевала к истоку Ауспии за 1,5 часа.

На истоке отличная стоянка. На ужин рис с тушенкой из закладки.

30.07.09
Весь день шли тропой, местами совпадает с ручьями, местами заболоченной.

31.07.09
Дошли до брода через Ауспию, ждем машину. Погода солнечная, стоянка на отличной поляне. Вода в Ауспии значительно поднялась. Моемся, стираемся.

Сижу после сытного обеда, отдохнувший, и, кажется, что все было очень просто, а время пролетело, как миг. Забылись и боль, и дождь, и холод, и пройденные километры, а за наше путешествие мы прошли около 240 км.

Мы увидели не только великолепие уральской природы, но может не менее важно - это проверили силу характера и ощутили плечо друга.

При достижении мечты, жизнь теряет некоторый смысл, пока не начинается путь к новой мечте. Эти мысли вертятся в голове и связаны с концом нашего похода.

Любителям экзотических стран и путешествий хочу сказать, что стремясь к дальним красотам, мы порой не замечаем фиалок под ногами.

И если идолы Мань-пупу-нёра не чудо света, то уж одно из чудес России - это точно!

April 10th, 2017

Кто то подумал, что это инопланетный пейзаж или рисованная графика? Совсем нет. Когда я вижу эти реальные природные объекты, я понимаю - сколько же я еще не знаю и тем более не видел на нашей планете Земля. Давном мечтаю побывать именно там и прикоснуться к ним рукой.

Ведь мы привычно полагаем, что в поисках чудес света нужно непременно отправляться куда-нибудь за тридевять земель в далекие страны.

А это же вот тут, рядом.


Эпоха Великих географических открытий, говорим мы, давно позади. Тем удивительнее, что даже в XXI веке, когда, казалось бы, все дороги-пути исхожены, можно открыть прямо под боком невероятные вещи, о которых до сей поры знали немногие.

Из числа таких чудес света — уникальное плато Маньпупунер, которое притаилось в Коми среди горных темнохвойных лесов Печоро-Илычского заповедника. «Малая гора идолов» — именно так с языка народа манси и переводится «Маньпупунер».

Охотники-коми еще именуют это место Ичет Болваноиз, или Малые Болваны. Идолы — это семь отдельно стоящих на высоте 700 метров над уровнем моря каменных столбов. Самый низкий — 22-метровый, а самый рослый уходит ввысь на 50 метров — как 12-этажный дом. Территория эта труднодоступна. Возможно, этим и объясняется тот факт, что о плато мало кто слышал. Хотя оно носит звание одного из семи чудес России.


Ступив на плато, попадаешь в какой-то другой мир. И каждый чувствует его по-своему: кто-то испытывает невероятное чувство свободы, кто-то, растянувшись на мягком и слегка хрустящем белом мхе, заряжается энергией, но некоторых охватывает странный психологический дискомфорт, чувство тревоги. Это от того, что невозможно избавиться от ощущения, что идолы наблюдают за гостями.

Семь великанов, выстроившихся в ряд на фоне неба прозрачной голубизны и бескрайней тайги, при ближайшем рассмотрении вдруг приобретают явные человеческие черты. Впереди всех — самый настоящий шаман с поднятой рукой. А вот старичок со сморщенным лицом. По соседству с ним — типичный индеец с орлиным носом. При определенном ракурсе и некоей доле фантазии у наблюдателя тот или иной образ проявляется у каждого из истуканов. Они стоят, повернув свои лица в одну сторону, словно держа — в полном смысле слова — носы по ветру. И когда смотришь на эти застывшие фигуры, невольно возникает вопрос: а как они появились здесь?

Название Маньпупунер перекочевало на географические карты из языка манси, а в язык этого народа вошло, по всей вероятности, несколько веков назад, тогда, когда люди всему необычному пытались найти объяснение, создавая легенды и мифы. Манси объясняли появление каменных столбов так: мол, в истуканов превратились семь великанов-самоедов, направлявшихся через горы в Сибирь, чтобы уничтожить вогульский народ. Самоеды — это старое название народов, говорящих на самодийских языках, то есть ненцев, нганасан, селькупов.

А вогулами вплоть до 30-х годов XX века именовали манси. И вот якобы когда самоеды поднялись на ту гору, что сегодня именуется Маньпупунер, их вожак-шаман увидел перед собой вершину другой горы — Ялпингнер, священной для вогулов. Он в ужасе бросил свой бубен, и все его спутники следом тут же окаменели. Когда точно появилась на свет эта легенда, достоверно неизвестно, однако, вероятно, с тех самых пор Маньпупунер превратилась в объект культа и фактически почиталась местными племенами, как гора-защитница, охраняющая их покой, оберегающая от нашествия враждебных племен. А если учесть, что посещать район горы могли лишь единицы, поскольку дорогу к ней тщательно скрывали, то неудивительно, что Маньпупунер слыла в народе как сакральное место.


В то же время эти земли могли быть известны не только мансийским охотникам и кочевникам, перегонявшим бесчисленные стада оленей. По соседству с манси традиционно обитали коми, у которых, что интересно, сохранилась несколько иная мифическая трактовка происхождения каменных идолов. Согласно их верованиям, это семеро окаменевших братьев, которые не захотели выдать замуж за злого шамана свою красавицу сестру, за что и поплатились жизнями. Таким образом, народ коми придает Маньпупунеру несколько иной сакральный смысл, выводя на первый план и жестокость, и великую силу шаманизма. Коми полагали, что любой, чья нога ступит во владения каменных болванов, понесет кару. И, по всей видимости, шаманы, пользуясь в собственных интересах этими легендами, превратили урочище в запретную территорию, своего рода «место силы».

«И манси, и коми однозначно обожествляли грандиозных каменных истуканов, поклонялись им, но подъем на Маньпупунер при этом считался нежелательным, а для кого-то и вовсе был запрещен, — рассказывает фольклорист Олег Уляшев. — Женщинам категорически запрещалось приближаться к болванам, символизирующим мужские божества. Запрет не распространялся только на шаманов. До жертвоприношений дело здесь вряд ли доходило, а если и доходило, то крайне редко и нерегулярно. Есть места на Севере, где обряды жертвоприношений совершались, например, раз в год или даже раз в 50 лет. А Маньпупунер — особый случай, местные племена не стремились лишний раз тревожить истуканов».


Вершина идолов почиталась сакральной до 20—30-х годов XX века, пока на эту территорию не пришли первые исследователи. В 1930 году для сохранения уникального природного комплекса было принято решение о создании заповедника. С тех пор сюда хоть и редко, но добираются исследователи и путешественники, а потому версий происхождения идолов прибавилось.

Свои сторонники имеются у рукотворной версии появления болванов. Они считают, что мы видим сделанные давным-давно мастерами фигуры, которые под действием ветра и воды утратили четкие черты. Но кто высек их и зачем? Если отбросить инопланетную версию, остается подозревать в этом древних шаманов, которым истуканы требовались для совершения обрядов. Однако большинство исследователей уверены — о рукотворности истуканов говорить не приходится. Над их созданием от начала до конца работал самый искусный мастер — природа. Геологи уверяют, что в происхождении каменных исполинов нет ничего мистического.

Они сложены из серицито-кварцитовых сланцев, а своей оригинальной формой обязаны воздействию воды и ветра, а также перепаду температур, присущему резко континентальному климату. Тысячелетия, а может, и миллионы лет эти факторы обрабатывали гору, разрушая более мягкую породу, вычленив из нее сначала стенообразную скалу, которая становилась все уже и уже, а затем разрезав ее на отдельные столбы. Способствовало процессу и таяние ледников, которые сплошным панцирем покрывали в древности эту часть Уральских гор. По сути своей истуканы — это уникальные останцы горы, позвонки ее скелета. «В принципе в Уральских горах немало подобных формирований, — говорит сотрудник Геологического музея им. А. А. Чернова Института геологии Коми Научного центра УрО РАН Алексей Иевлев. — Но эти действительно поражают своими размерами. Удивляет и то, что, когда окружающие породы за счет различных факторов, в том числе и тектонических подвижек, разрушились, эти выстояли. Их феномен — в их стойкости».

Если подойти к останцам совсем близко, не убоявшись нависающей каменной громады, то разглядишь в породе множество глубоких, почти горизонтальных и менее выраженных вертикальных мелких трещин. Это свидетельство того, что природа продолжает свою кропотливую работу и сегодня. Свежие обвалы каменных глыб у подножия идолов — лишнее тому подтверждение. Постепенное разрушительное воздействие на породу оказывают и лишайники, которые, по наблюдениям работников заповедника, с каждым годом отвоевывают все больше места на телах истуканов. «Все это лишь означает, — говорит и. о. директора Печоро-Илычского заповедника Доминика Кудрявцева, — что к категории вечных истуканы, увы, не принадлежат. Впрочем, их век вовсе не короток — еще несколько тысячелетий они наверняка будут возвышаться на плато, поражая своим величием путешественников».

Евгений Калинин, кандидат геолого-минералогических наук, ведущий научный сотрудник Института геологии Коми Научного центра Уральского отделения РАН:

— Похожие останцы можно увидеть в красноярском заповеднике «Столбы», но там они состоят из гранита. А останцы плато Маньпупунер сложены из кварцито-песчаников и кристаллических сланцев. Но, как ни странно, они едва ли не тверже, чем гранитные скалы. Я лично с молотком подходил к болванам, чтобы отбить часть породы, и мне это удалось с трудом. Представляете, какая прочность! Ну и возраст этих истуканов соответственно не менее солидный. По нашим оценкам, он составляет 490 миллионов лет. Не случайно, наверное, этот объект в прежние века наделили неким мистическим значением, но современных верований, связанных с ним, мы с коллегами не нашли.

Юрий Пиотровский, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, заместитель заведующего по науке отдела археологии Восточной Европы и Сибири:

— Мегалиты для ученых представляют огромное поле деятельности. Например, были попытки определить единый центр возникновения подобных памятников. Сейчас мы понимаем, что это очень сложно. Есть также теория, что все мегалиты могут быть сооружениями одного народа. Спорная мысль, и подтвердить ее пока невозможно. Мегалиты — это явления человеческой культуры, и связаны они с поклонением. Но с поклонением не камням, а тому, что, как всегда верили люди, находится внутри камней. Однако есть условие: мегалиты — это рукотворные объекты, а останцы плато Маньпупунер не являются таковыми, это геологические памятники. Хотя и это не мешало поклоняться им в прошлом.


У вогулов — местного населения Урала — есть другие точки зрения. Существует как минимум три легенды, объясняющие происхождение Малых Болванов (именно так звучит в переводе Маньпупунер с языка манси).

По одной из версий, за Младшими Братьями, т.е. вогулами гнались шесть великанов самоедов, в то время, когда они пытались уйти за Каменный пояс. Великаны уже почти нагнали вогуличей, как вдруг, перед ними появился шаман с белым лицом Ялпингнер. Он поднял вверх руку и успел произнести одно заклинание, после которого все великаны окаменели. К сожалению, сам Ялпингнер тоже окаменел. С тех пор, так они и стоят друг против друга.

Другая легенда гласит, что семь шаманов-великанов шли за Рифей уничтожить вогулов и манси. Когда они поднялись на Койп, то увидели священную гору вогулов Ялпынгнер (самое святое место для вогулов) и поняли величие и силу вогульских богов. От ужаса они окаменели, лишь предводитель великанов, главный шаман, успел поднять руку, чтобы прикрыть глаза от Ялпынгнера. Но и это его не спасло — он тоже превратился в камень.

Напоследок мы оставили самую романтичную легенду о происхождении Маньпупунера . Как гласит миф, жило одно племя югров (вогулы, манси и др. родственные им племена назывались общим именем — югры). Оно было настолько богато и счастливо, что о нем ходили легенды далеко за пределами Каменного пояса. Жило племя под покровительством Ялпынгнера, и вождем у них был могучий и мудрый Куущай. У вождя была дочь, красавица Айюм. Красивее нее не было никого на свете. О ее красоте прознал Торев (медведь), что жил на другой стороне Уральских гор. И вот, однажды, Торев пришел к

Куущай и потребовал у него Айюм себе в жены, на что получил отказ от самой Айюм. Торев очень рассердился, позвал своих братьев-великанов и решил уничтожить югров, а Айюм силой взять себе в жены. Подойдя к каменному городу, где была Айюм, братья великаны начали осаждать его. Завязалась великая битва и сила была на стороне великанов. Тогда Айюм попросила добрых духов Ялпынгнера донести весть о нападении на город до ее брата Пыгрычума, который в это время был на охоте. Но Пыгрычум был далеко. Великаны ворвались в город, разрушили хрустальный дворец, осколки которого разлетелись по Рифейским горам (с тех пор здесь находят горный хрусталь). Племя югров-вогулов вынуждено было обратиться в бегство. И вот, когда великаны уже почти догнали Айюм и ее соплеменников, неожиданно появился Пыгрычум с золотым щитом и сияющим мечом, которые ему дали духи Ялпынгнера. Пыгрычум направил луч света, отраженный от его щита, в глаза Тореву и тот окаменел. Точно так же окаменели и его братья. Так и возник Маньпупунер.

Как видите, во всех легендах постоянным мотивом остается одно — наличие великанов, которые хотели погубить вогульское племя и волшебная помощь Ялпынгнера. Надо сказать, что Мань-Пупу-Нер всегда был священным местом для вогулов, но его сила носила несколько отрицательный характер. Подниматься на плато Маньпупунер рядовому человеку запрещалось категорически, туда имели доступ лишь шаманы, для подзарядки своих магических сил. Совсем недалеко от плато Маньпупунер находятся еще несколько вогульских святилищ — Торе-Порре-Из, Солат-Чахль (Мертвая гора), где по преданию погибли девять охотников манси, и где погибла легендарная группа Игоря Дятлова (уже в наши времена).

Кстати, группа Дятлова тоже состояла из девяти человек. Также недалеко стоит сам Ялпынгнер, относительно недалеко находится Молебный камень (на территории Вишерского заповедника), где также находилось капище и священная пещера вогулов и манси. Как видите, не один Маньпупунер заслуживает эпитета волшебный и магический, но несомненно, он самый красивый и впечатляющий.


Ну и еще о легендах …


Легенда о Золотой Бабе.

С давних времен существует легенда о Золотой Бабе , которую охраняют мансийские шаманы. Люди привыкли думать, что это некая материальная фигура или скульптура, и пытались ее найти. Это на самом деле сокровище, но не драгметалл, а сокровище духовное — так считает художник Александр Каминский. Он не раз в течении месяца видел светящуюся золотую женскую фигуру на фоне темной вершины. «Считаю, что это один из образов Матери Мира». (А может это Хозяйка Медной горы Павла Бажова?)


Мансийские предания.


Однако наиболее интересны мансийские предания. МаньПупуНер по-мансийски означает «Малая гора идолов», а сами болваны-ерн пупыгыт-»ненецкие идолы». По легенде, отражающей древние столкновения манси и ненцев, великаны-самоеды решили пойти на манси войной. Поднялись они на гору и увидели невдалеке страшного в своем гневе Тагт-Талях-Ялпынг-Нер-Ойку. Это — «Святой старик Урал в вершине Северной Сосьвы», и превратились великаны в каменные столбы. Так они и стоят. А их вождь-шаман уронил свой бубен. Покатился бубен и превратился в громадную гору Койп.

Рядом находится гора Печерья-Талях-Чахль — гора в вершине Печоры. Эти горы- священные у народа манси.

Старожильческое русское население и былины.

Болван — здесь означает истукан, идол. Интересно, что старожильческое русское население в деревнях по верховьям Печоры называет каменных идолов богатырями, перенося на Северный Урал былинные образы. Однако, есть еще одно название — Мужской Камень с интересным комментарием, записанным в середине 19 века: «Наблюдая издали столбы, которыми увенчаны вершины Мужского Камня, можно подумать, что гора эта населена людьми-гигантами. В рассказах суеверных крестьян существует предание, что будто бы остяки, совершая жертвоприношение на ее вершинах, были обращены в камень властью Всевышнего в наказание за идолопоклонство». Коми же рассказывают, что это 7 разбойников, окаменевших по слову божию до дня страшного суда.

Урал — место зарождения цивилизации?

По одной из теорий Урал был эпицентром зарождения современной цивилизации. Была здесь страна Гиперборея — праматерь мировой цивилизации, от которой остались священные города Света, в которых жили гиперборейцы — арии. Только в Челябинской области археологи нашли 23 таких города, самый известный из них — Аркаим. А недавно в Башкирии найден еще один город, названный Бакшай, который старше Аркаима на 1000 лет. Все эти города связаны между собой энергетическими каналами.

















Координаты : 62°15′00″ с. ш. 59°20′00″ в. д.  /  62.25° с. ш. 59.333333° в. д. (G) 62.25 , 59.333333

Столбы́ выве́тривания (мансийские болваны) - уникальный геологический памятник в Троицко-Печорском районе Республики Коми России на горе Мань-Пупу-нёр (что на языке манси означает «Малая гора идолов»), в междуречье рр. Ичотляга и Печоры . Останцев 7, высота от 30 до 42 м. С ним связаны многочисленные легенды, прежде Столбы Выветривания являлись объектами культа манси .

Находится довольно далеко от обитаемых мест. Добраться до столбов могут только подготовленные туристы. Со стороны Свердловской области и Пермского края есть пеший маршрут. Столбы считаются одним из семи чудес России .

Около 200 миллионов лет назад на месте каменных столбов были высокие горы. Проходили тысячелетия. Дождь, снег, ветер, мороз и жара постепенно разрушали горы, и в первую очередь слабые породы. Твёрдые серицитокварцитовые сланцы, из которых сложены останцы, разрушались меньше и сохранились до наших дней, а мягкие породы были разрушены выветриванием и снесены водой и ветром в понижения рельефа.

Чем ближе подходишь к ним, тем необычней становится их вид. Один столб, высотой 34 м, стоит несколько в стороне от других; он напоминает огромную бутылку, перевёрнутую вверх дном. Шесть других выстроились в ряд у края обрыва. Столбы имеют причудливые очертания и в зависимости от места осмотра напоминают то фигуру огромного человека, то голову лошади или барана. Неудивительно, что в прошлые времена манси обожествляли грандиозные каменные изваяния, поклонялись им, но подниматься на Маньпупунёр было величайшим грехом.

Меняется время года, меняется и вид местности. Очень впечатляет местность в зимний период, когда останцы совершенно белые, словно хрустальные. Осенью там бывают туманы, и Столбы вырисовываются сквозь дымку - есть что-то божественное в этом зрелище. Они созданы природой, но, глядя на них, не верится, что нечто подобное мог бы повторить человек.

Древняя мансийская легенда

«В далекие времена в густых лесах, подступивших к самым Уральским горам, жило могущественное племя манси. Мужчины племени были так сильны, что один на один побеждали медведя, и так быстры, что могли догнать бегущего оленя.

В юртах манси было много мехов и шкур убитых животных. Из них женщины делали красивые меховые одежды. Добрые духи, жившие на священной горе Ялпинг-Ньер, помогали манси, потому, что во главе племени стоял мудрый вождь Куущай, который был в большой дружбе с ними. Были у вождя дочь - красавица Аим и сын Пыгрычум. Далеко за хребет разнеслась весть о красоте юной Аим. Она была стройна, как сосна, выросшая в густом лесу, а пела так хорошо, что послушать ее сбегались олени из долины Ыджид-Ляги.

Услышал о красоте дочери вождя манси и великан Торев (Медведь), чей род охотился на горах Хараиз. Потребовал он, чтобы Куущай отдал ему свою дочь Аим. Но отказалась, смеясь Аим и от этого предложения. Разгневанный Торев позвал своих братьев великанов и двинулся к вершине Торре-Порре-Из, чтобы силой схватить Аим. Неожиданно, когда Пыгрычум с частью воинов был на охоте, появились великаны перед воротами каменного города. Целый день шла жаркая битва у крепостных стен.

Под тучами стрел поднялась Аим на высокую башню и крикнула: - О, добрые духи, спасите нас от гибели! Пошлите домой Пыгрычума! В тот же миг в горах засверкали молнии, грянул гром, и черные тучи густой пеленой закрыли город. - Коварная, - зарычал Торев, увидав на башне Аим. Он ринулся вперед, сокрушая все на своем пути. И только Аим успела спуститься с башни, как та рухнула под страшным ударом дубины великана. Затем Торев вновь поднял свою огромную палицу и ударил по хрустальному замку. Замок рассыпался на мелкие кусочки, которые подхватил ветер и разнес по всему Уралу. С тех пор и находят в Уральских горах прозрачные осколки горного хрусталя.

Аим с горсткой воинов скрылась под покровом темноты в горах. Под утро услышали шум погони. И вдруг, когда уже великаны готовы были схватить их, в лучах восходящего солнца появился Пыгрычум с блестящим щитом и острым мечом в руках, которые дали ему добрые духи. Пыгрычум повернул щит в сторону солнца, и огненный сноп света ударил в глаза великану, который отбросил в сторону бубен. На глазах изумленных братьев великан и отброшенный в сторону бубен стали медленно каменеть. В ужасе бросились братья назад, но, попав под луч щита Пыгрычума, сами превратились в камни.

С тех пор тысячи лет стоят они на горе, которую народ назвал Мань-Пупу-Ньер (Гора каменных идолов), а недалеко от нее возвышается величественная вершина Койп (Барабан).»

Ссылки

  • Владимир Китаев - Вдвоем к каменным идолам.. в августе 2008 года
  • Сочинение ученика 41-го класса, школы № 715 г. Москвы, Корыстова Серёжи - Как я провёл лето на Маньпупунёре
  • Отчёт о лыжном маршруте третьей категории сложности совершенном в районе Северного Урала в ноябре 2001 г.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Столбы выветривания" в других словарях:

    Заповедник в России, вблизи Красноярска, на правом берегу Енисея. Основан в 1925. Площадь 47154 га. Уникальные гранитно сиенитовые останцы «столбы», высота до 100 м. Преобладает темнохвойная (пихтовая) тайга; кедрачи. Бурый медведь, рысь, косуля … Энциклопедический словарь

    Назв. в Сибири и на Урале скал или утесов, образовавшихся в результате выветривания и денудации. Геологический словарь: в 2 х томах. М.: Недра. Под редакцией К. Н. Паффенгольца и др.. 1978 … Геологическая энциклопедия

    столбы - скалистые вершины, останцы, гряды обнажений, часто очень красивые и живописные, столбовидной формы, образованные в результате выветривания кристаллических пород (Нижнеудинские Столбы, Ленские столбы, Красноярские столбы и другие) … Географические названия Восточной Сибири

    столбы - скалистые вершины, останцы, гряды обнажений, часто очень красивые и живописные, столбовидной формы, образованные в результате выветривания кристаллических пород (Михайловские столбы в Благовещенском районе) … Топонимический словарь Амурской области

Маньпупунёр - одно из семи чудес России. Это геологический феномен, представляющий собой каменные столбы выветривания - их еще иногда называют мансийскими болванами. Миллионы лет назад на их месте возвышались горы.
Столбы Манпупунёра обладают причудливыми очертаниями. В зависимости от точки осмотра они напоминают женщину в кокошнике и длинном платье, или старика со сморщенным носом, или ненца в малице - шубе из оленьих шкур. Стоит сменить место осмотра - и это уже совсем другие персонажи…
Маньпупунёр - обобщенное название столбов выветривания на хребте Маньпупунёр. Название горы (Мань-Пупу-нёр) в переводе с языка манси означает «малая гора идолов». Название «мансийские болваны» разговорное, неофициальное: в старину «болванами» именовали каменных идолов, изображавших языческих богов. Часто их именуют Семью Богатырями.
Геологический феномен Маньпупунёр можно увидеть на территории Печоро-Илычского заповедника, созданного для охраны уникальных таежных ландшафтов Приуралья. С 1995 г. заповедник вошел в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе области «Девственные леса Коми». Здесь обитают редкие промысловые животные: соболь, выдра, норка, ондатра. В этих краях много лосей и диких оленей. В последние годы увеличилась численность медведей, из-за которых посещение Маньпупунёра становится небезопасным. Манси находят свое объяснение тому, что медведей здесь больше, чем в других местах Карелии: медведь сторожит каменных идолов, не подпуская «плохих людей» к местам, где живут духи предков манси.
Примерно 200 млн лет назад на месте каменных столбов высились горы. Это было время вулканизма и землетрясений. По пустотам горных пород снизу поступала расплавленная магма. Впоследствии она застывала, образуя продолговатое тело внутри горы. Состав мансийских болванов известен точно: кварц-серицитовые и кварц-хлоритовые сланцы. Известна и главная причина устойчивости столбов в вертикальном положении: блоки невыветренных пород сильно окварцевались, поэтому столбы затвердели и остались стоять.
На протяжении миллионов лет дождь, снег, ветер, мороз и жара разрушали относительно мягкие горные породы, скопившиеся с наружной стороны гор. Под напором эрозии и времени устояли твердые кварцитовые сланцы, из которых и сложены останцы Маньпупунёра. Мягкие породы были снесены, вертикальные камни остались, образовав кекуры - столбообразные скалы, стоящие особняком.
Всего каменных столбов-останцов семь. Их высота колеблется от 30 до 42 м, они обладают крайне причудливой формой. Один столб высотой 34 м, именуемый Койп (Барабан), стоит на некотором расстоянии от других, выстроившихся в ряд у края обрыва. Многие исследователи отмечают внешнюю схожесть местонахождения каменных столбов Маньпупунёра со статуями-моаи на тихоокеанском . Они также расположены вдоль океанского побережья. Однако все попытки доказать искусственное происхождение камней Маньпупунёра не увенчались успехом.
Эти места долгое время оставались совершенно неизученными, хотя еще в первом тысячелетии здесь сложилась этническая общность манси. В русских летописях они известны с конца XI в. как «югра», а с XIV в. как «вогуличи». Традиционно манси занимались охотой, рыболовством, оленеводством и в меньшей степени - земледелием и скотоводством.
Манси упорно сопротивлялись христианизации, сбегали в недоступные места вроде Маньпупунёра, потому и сохранили языческую веру и старые легенды о духах предков, живущих в каменных телах столбов.
Манси осталось совсем немного, численность этого народа составляет не более 10 тыс. человек.
Геологический памятник Маньпупунёр находится на Севере России, в междуречье рек Ичотляга и . Всего камней семь, с ними связаны многочисленные легенды, а мистическое отношение к этому месту усиливает соседство с печально знаменитым перевалом Дятлова.
Научная версия происхождения гигантских камней не устраивает впечатлительных исследователей. Они уверяют, что стоянка идолов обладает мощным энергетическим полем, а в районе Маньпупунёра неоднократно фиксировались магнитные аномалии и были замечены миражи.
Семь столбов с древних времен являлись и до сих пор остаются объектами поклонения в языческом культе манси. Однако в культуре манси не принято лишний раз тревожить истуканов: подъем на плато с давних времен считался нежелательным для всех, кроме шаманов. Смельчаки, решившиеся нарушить запрет, прежде жестоко наказывались: соплеменников изгоняли, что означало неминуемую гибель среди дикой природы, посторонним доставалось еще хуже. Женщинам категорически запрещалось приближаться к камням-идолам, так как они в представлении манси символизируют мужские божества.
В культуре манси существует немало легенд, связанных со столбами выветривания.
Одна из них рассказывает, что когда-то каменные столбы были семью великанами-самодийцами, пожелавшими извести манси. Но когда злодеи поднялись на Маньпупунёр, они увидели священную гору Ялпингнёр, их обуял ужас и все они от страха окаменели.
Еще одна легенда повествует о шестерке других великанов, также собравшихся погубить манси, но просчитавшихся: шаман племени бил в священный бубен и превратил великанов в шесть каменных столбов, после чего сам окаменел и с тех пор стоит несколько в отдалении. Потому этот столб и зовется Барабан, или Бубен.
О происхождении камня Барабан рассказывается и в легенде о том, как некий злой великан захотел взять в жены девушку-манси, но она отказала ему и сбежала. Великан разозлился, позвал товарищей, и вместе они бросились в погоню за своенравной девушкой. Но духи предков обратили их в камни, а отдельно стоящий камень и есть тот самый неудачливый кандидат в женихи.
Свой вклад в создание легенд о Маньпупунёре внесло и русское население деревень верховьев Печоры. Местные предания утверждают, что манси, совершая жертвоприношение на вершине плато, были обращены в камень властью Всевышнего в наказание за язычество. Принявшие православие манси переиначили древние легенды своего народа и сегодня рассказывают о семи разбойниках, окаменевших по слову Божию до дня Страшного суда.
Атмосфера, царящая близ столбов выветривания, действительно вдохновляет на размышления об их волшебном происхождении. Иногда каменные великаны издают гулкие звуки, будто беседуют между собой. В то же время общее впечатление того, что камни рукотворны, создают гряды валунов, окружающих столбы и образующих нечто похожее на стену, ограничивающую плато с кекурами.
Совсем рядом с плато Маньпупунёр находятся еще несколько вогульских святилищ, самые известные из которых - Торе-Порре-Из и Солат-Чахль (Мертвая гора). В последнем погибли девять охотников манси, а позднее, в 1959 г. - легендарная группа Игоря Дятлова.
В настоящее время процесс эрозии продолжается, что подтверждают свежие обвалы каменных глыб у подножия идолов. Кроме ветра и воды свою лепту в разрушение столбов вносят лишайники, которых по наблюдениям работников заповедника с каждым годом все больше на телах каменных идолов.

Общая информация

Местонахождение : север Российской Федерации.

Крупный населенный пункт : поселок Троицко-Печорск - 6611 чел. (2014 г.).

Языки : русский, манси.

Этнический состав : русские, манси.

Религии : православие, шаманизм.
Денежная единица : российский рубль.
Крупные реки : Печора, Ичотляга, Унья, Илыч, Большая Шайтановка.

Цифры

Количество каменных столбов : 7.

Высота столбов : от 30 до 42 м.
Удаленность : до города Сыктывкар - 515 км.

Климат и погода

Умеренно-континентальный.

Средняя температура января : -17,5°С.

Средняя температура июля : +16,5°С.

Среднегодовое количество осадков : 550 мм.

Относительная влажность воздуха : 70%.

Достопримечательности

Природные : Печоро-Илычский заповедник, Мунинг-Тумп (Гора Останцов), пещеры Уньинская, Медвежья, Канинская, Шежимская, Ледяная и Туфовая, лог Иорданского, скалы Лек-Иэ и Татарское Вичко, исток реки Печоры, каскад водопадов (Тумбал-Изе), каньон (ручей Кожимель).
Исторические : стоянка древнего человека (пещеры Медвежья и Уньинская), Медвежий Камень.
Поселок Троицко-Печорск (основан в 1674 г.): Историко-краеведческий музей им. А.Н. Попова.

Любопытные факты

■ Столбы Маньпупунёра считаются одним из семи чудес России. Прочие чудеса: озеро Байкал (Иркутская область, Бурятия), долина Гейзеров (), Мамаев курган и комплекс памятников «Родина-мать» (Волгоград), дворцово-парковый ансамбль Петергоф (Санкт-Петербург), собор Василия Блаженного (Москва), гора Эльбрус (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия).
■ Последние геологические исследования показали, что столбов на самом деле восемь, два из них - сближенные, между которыми зияет заметная трещина. Предполагается, что чудо России простоит еще как минимум тысячу лет.
■ Похожие на Маньпупунёр скалы-столбы есть еще в Таиланде, в заливе Пхангнга Андаманского моря, где они поднимаются прямо из воды на высоту до 20 м.
■ В поселке Якша Троицко-Печорского района расположена одна из первых в мире лосеферм, где ведется работа по одомашниванию дикого лося. Ученые предполагают, что в далекой древности начиная с каменного века жители Сибири занимались лосеводством.
■ Сибиряковский тракт, проложенный в 1888 г., предназначался для перевозки сибирской пшеницы и других товаров из Сибири в Печорский край и далее в Западную Европу. По тракту ездили только в зимний период, и тысячи оленей пригоняли специально для протаптывания дороги.
■ Канинская пещера служила местом жертвоприношений у жителей Верхней Печоры с глубокой древности: в ней находили груды костей медведей, оленей, пушных зверей. Медведь играл особую роль в верованиях жителей окрестностей Маньпупунёра.
■ Лог Иорданского - природный музей, в котором собраны различные формы карстового рельефа. Лог назван в честь геолога Николая Иорданского (1900-1940 гг.), впервые описавшего его в 1920-е гг.

Столбы́ выве́тривания или Маньпупунёр или мансийские болваны - геологический памятник в Троицко-Печорском районе Республики Коми России.

Столбы выветривания находятся на территории Печоро-Илычского заповедника на горе Мань-Пупу-нёр (на языке манси - «малая гора идолов»), в междуречье рек Илыч и Печоры. Второе название - «Болвано-из», что с языка Коми переводится, как «Гора идолов». Отсюда и произошло народное упрощённое название останцев — «Болваны».

Останцев - 7, высота от 30 до 42 м. С Маньпупунёром связаны многочисленные легенды, прежде он являлся объектом культа манси.

Столбы выветривания Маньпупунёр считаются одним из семи чудес России.

Около 200 миллионов лет назад на месте каменных столбов были высокие горы. Дождь, снег, ветер, мороз и жара постепенно разрушали горы и в первую очередь слабые породы. Твёрдые серицито-кварцитовые сланцы, из которых сложены останцы, разрушались меньше и сохранились до наших дней, а мягкие породы были разрушены выветриванием и снесены водой и ветром в понижения рельефа.

Один столб, высотой 34 метра, стоит несколько в стороне от других; он напоминает огромную бутылку, перевёрнутую вверх дном. Шесть других выстроились в ряд у края обрыва. Столбы имеют причудливые очертания и в зависимости от места осмотра напоминают то фигуру огромного человека, то голову лошади или барана. В прошлые времена манси обожествляли грандиозные каменные изваяния, поклонялись им, но подниматься на Маньпупунёр было величайшим грехом.

Находятся довольно далеко от обитаемых мест. Добраться до столбов могут только подготовленные туристы. Для этого необходимо получить пропуск у администрации заповедника. Со стороны Свердловской области и Пермского края есть пеший маршрут, со стороны Республики Коми - смешанный маршрут - автомобильный, водный, пеший маршрут.

Древняя мансийская легенда

«В далекие времена в густых лесах, подступивших к самым Уральским горам, жило могущественное племя манси. Мужчины племени были так сильны, что один на один побеждали медведя, и так быстры, что могли догнать бегущего оленя.

В юртах манси было много мехов и шкур убитых животных. Из них женщины делали красивые меховые одежды. Добрые духи, жившие на священной горе Ялпинг-Ньер, помогали манси, потому, что во главе племени стоял мудрый вождь Куущай, который был в большой дружбе с ними. Были у вождя дочь - красавица Аим и сын Пыгрычум. Далеко за хребет разнеслась весть о красоте юной Аим. Она была стройна, как сосна, выросшая в густом лесу, а пела так хорошо, что послушать её сбегались олени из долины Ыджыд-Ляги.

Услышал о красоте дочери вождя манси и великан Торев (Медведь), чей род охотился на горах Хараиз. Потребовал он, чтобы Куущай отдал ему свою дочь Аим. Но отказалась, смеясь Аим и от этого предложения. Разгневанный Торев позвал своих братьев великанов и двинулся к вершине Торре-Порре-Из, чтобы силой схватить Аим. Неожиданно, когда Пыгрычум с частью воинов был на охоте, появились великаны перед воротами каменного города. Целый день шла жаркая битва у крепостных стен.

Под тучами стрел поднялась Аим на высокую башню и крикнула: - О, добрые духи, спасите нас от гибели! Пошлите домой Пыгрычума! В тот же миг в горах засверкали молнии, грянул гром, и черные тучи густой пеленой закрыли город. - Коварная, - зарычал Торев, увидав на башне Аим. Он ринулся вперед, сокрушая все на своем пути. И только Аим успела спуститься с башни, как та рухнула под страшным ударом дубины великана. Затем Торев вновь поднял свою огромную палицу и ударил по хрустальному замку. Замок рассыпался на мелкие кусочки, которые подхватил ветер и разнес по всему Уралу. С тех пор и находят в Уральских горах прозрачные осколки горного хрусталя.

Аим с горсткой воинов скрылась под покровом темноты в горах. Под утро услышали шум погони. И вдруг, когда уже великаны готовы были схватить их, в лучах восходящего солнца появился Пыгрычум с блестящим щитом и острым мечом в руках, которые дали ему добрые духи. Пыгрычум повернул щит в сторону солнца, и огненный сноп света ударил в глаза великану, который отбросил в сторону бубен. На глазах изумленных братьев великан и отброшенный в сторону бубен стали медленно каменеть. В ужасе бросились братья назад, но, попав под луч щита Пыгрычума, сами превратились в камни.

С тех пор тысячи лет стоят они на горе, которую народ назвал Мань-Пупу-Ньер (Гора каменных идолов), а недалеко от неё возвышается величественная вершина Койп (Барабан)».

Другая древняя мансийская легенда рассказывает о семи великанах, которые шли через плато с целью уничтожить вогульский народ. Но когда они достигли вершины Мань-Пупу-Нера, то увидели перед собой священную вогульскую гору Ялпинг-нер. Вид её поверг великанов в ужас, и они окаменели, а барабан, отброшенный их вожаком-шаманом в сторону, превратился в горную вершину южнее Маньпупунера - Койп, по-вогульски - и есть название ударного музыкального инструмента.

Экскурсии к Столбам выветривания

В 2016 году заповедник был закрыт для пеших посещений. Ппередвижение на технике также запрещено. Альтернативой стали вертолетные экскурсии, ведется подготовка вертолетной площадки.

Маньпупунёр труднодоступный, необитаемый объект природы, но в совокупности с незабываемой красотой - его отдаленность от инфраструктуры создает необыкновенный эгрегор вокруг каменных валунов.

Окружающие заповедник девственные леса, витающие в воздухе легенды о том, что столбы - это идолы и место обитания разных духов - оставляют по истине сказочное, необъяснимое словами впечатление величия этого места.

Плато Мань-Пупу-Нер называют уральским Стоунхэнджем. И действительно, увидев столбы выветривания, именно это слово приходит на ум. Существуют поверья, что плато является прибежищем духов.

Достопримечательности в окрестностях Маньпупунер

Печоро-Илычский заповедник

Один из старейших заповедников Урала основан в 1930 году для охраны девственных лесов, занесённых сегодня в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Объектами охраны на заповедной территории Республики Коми, охватывающей свыше 720 тыс. га.

Флора заповедника представлена почти 660 видами растений. Животный мир включает свыше 230 видов птиц и почти 50 - млекопитающих - бурых медведей, горностаев, выдр, росомах, бобров, лосей. Птицы особенно численно представлены семейством тетеревиных - рябчиками, глухарями, тетеревами. Среди обитателей водных глубин ценность представляют сёмга, хариус, таймень.

Лосеферма

С первых лет основания Печоро-Илычского заповедника создана первая в мире ферма по одомашниванию лосей. Животные оказались довольно легко приручаемы. Изначально их планировалось использовать в качестве ездовых животных в упряжках. За время существования лосефермы выращено свыше 300 животных, проведено значительную исследовательскую работу по изучению зверя, увеличено популяцию лосей в заповеднике. Умные животные, обитающие в лесу, перед появлением потомства приходят на ферму. Увидеть красивых великанов и маленьких лосят можно круглогодично.

Медвежья пещера

О месте расположения природного и археологического памятника недалеко от устья Иорданского лога на территории заповедника известно с 1960 года. Следы верхнепалеолитической стоянки древнего человека обнаружены в пещере на глубине 2-2,5 м. Люди обитали в укрытии примерно 30 тыс. лет назад. Учёными найдены множественные костяные и каменные артефакты, а также кости ископаемых животных - тигрольва, копытного лемминга, овцебыка, шерстистого носорога, мамонта.



Читайте также: