Преподобный Серафим Саровский. Чудеса батюшки

ВРЕМЯ ДАВАТЬ ОТВЕТЫ

Есть множество доказательств того, что мощи преподобного Серафима Саровского, вскрытые большевиками 17 декабря 1920 года, были тайно подменены до этого на останки другого саровского иеромонаха. И после закрытия мощей, состоявшегося 16 августа 1921 года, были снова положены в свой гроб. А мощи подмены, в том самом виде, в котором они лежали в раке преподобного, были возвращены на свое прежнее место.

И после пропажи, увезенных в 1927 году в Москву мощей батюшки Серафима, они были обнаружены сотрудниками Краснослободского ОГПУ и перевезены в Ленинградский музей религии и атеизма. Где были обретены в 1990 г. и перенесены в Дивеево в 1991 году как "подлинные" мощи Серафима Саровского.

Для наилучшего понимания событий всех тех лет приведем слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II:

«В 1920 году в городе Темникове (это ошибка, не в Темникове, а в Сарове - ред.) Тамбовской губернии атеистами было совершено вскрытие вывезенных из Сарова святых мощей прп. Серафима. В составленном при вскрытии акте очень подробно описывались как сами мощи, так и то, во что они были облачены и на чем покоились…

Во время инвентаризации, проводимой в связи с решением о возвращении Русской Православной Церкви Казанского собора и выездом из него музея, святые мощи были найдены. Зашитые в рогожу, они лежали в запасниках музея, в одной из комнат бывшей ризницы, где хранились гобелены. Когда рогожу развернули, увидели мощи, надетые на руки рукавички, на одной из которых было вышито “Преподобне отче Серафиме”, а на другой — “Моли Бога о нас”. Утверждать, что это мощи Саровского чудотворца, основываясь только на этой надписи, было нельзя. Поэтому мы нашли акт и документы вскрытия мощей в 1920 году.

В одном из этих документов говорится, что мощи изъяты из монастыря для их уничтожения или экспозиции в музее. То есть угроза уничтожения святых мощей преподобного Серафима была вполне реальна. Но Промыслом Божиим зло было обращено во благо, и все устроилось так, что руками безбожников был составлен документ, очень подробно описывающий мощи преподобного после их вскрытия в двадцатом году.

Специальной комиссией было установлено, что мощи, обретенные в Казанском соборе, полностью соответствовали описанию мощей прп. Серафима Саровского». («Московский церковный вестник», 1991г., №14(59)).

Но почему мы не можем признать их за подлинные мощи преподобного Серафима Саровского?

1. На мощах, находящихся в Дивеево, полностью отсутствуют следы дубильных веществ от сорокалетнего нахождения в дубовом гробу, наполненном водою. Свидетельство о чем имеется в воспоминаниях участника торжеств 1903 года протоиерея Димитрия Троицкого: «Отец Серафим лежал в гробу на дубовых стружках. Все содержимое гроба, ввиду дубильных свойств стружки, и самые честные останки, и седые волосы на голове, бороде и усах, и все одеяние преподобного - белье, холщевый подрясник, мантия, епитрахиль и куколь - все окрасилось в один цвет, напоминающий корку черного ржаного хлеба» . (Протоиерей Димитрий Троицкий. «Прославление преподобного Серафима Саровского». ).

Если кто-нибудь из читателей видел этот цвет, то скажет, что он темно-коричневый.

Что подтверждает еще одно свидетельство из того времени: «Для прикладывания на лбу было оставлено отверстие, в которое видно темно-коричневую часть лба». (В.П.Шнейдер. «К Батюшке Серафиму. Воспоминания паломников». Саровские торжества).

Этих следов на сегодняшних мощах нет и их цвет примерно в два раза светлее того, который имели мощи преподобного в 1903 году, что особенно четко видно по частичкам мощей в новых и дореволюционных мощевиках!

2. Доказательством их подмены служит и акт о закрытии мощей от 16 августа 1921 года, согласно которому цвет их стал «...темнее, чем был при вскрытии 17 декабря 1920 года» . (С.Фомин. «В гости к Батюшке Серафиму». Документы о вскрытии мощей).

То есть, только что извлеченные из могилы, они и в самом деле могли потемнеть на свету и свежем воздухе. Но как могут заметно потемнеть мощи имеющие цвет «корочки черного ржаного хлеба»?!

3. Доказательством их подмены является и «акт вскрытия останков Серафима Саровского от 17 декабря 1921 года», ясно показывающий, что торопившиеся с подменой саровские монахи явным-преявным образом перепутали расположение отдельных костей, которые при обретении подлинных мощей в 1903 году «были расположены в анатомическом порядке... Все кости были завернуты в монашеское одеяние... Кости ножные были собраны в особые туфли, кости ручные - в перчаточки... Те и другие положены на своих местах...» (Письмо архимандрита Сергия Тихомирова от 18 июля 1903 года).

«Берется одна из отложенных в сторону рук из ваты, вата развертывается, в которой оказываются локтевая и лучевая кости небольшого человека, то же самое и во второй руке. Развертывается вата кисти. В числе костей кисти имеется один зуб и одна часть позвонка. Всего в кисти имеется костей пястных четыре, запястных пять, фаланговых больших пять, вторых фаланговых две, локтевых тоже 2. Это все в левой руке, причем в числе запястных костей имеется одна кость другой руки. Развертывается кисть правой руки, в числе костей кисти есть часть позвонка. Всего костей запястных 5, пястных 4, первофаланговых 3, вторых три и ногтевых 3. Берется туфля и разбирается. Левая туфля, в числе костей ступни имеется кость руки.(!)». (Архив МБ МССР. Д. 29. Л. 249 об.-250) (С.Фомин. «В гости к Батюшке Серафиму». Кощунство).

Это же настоящая чехарда с костями, совершенно недопустимая для мощей столь Великого Святого! Но, что интересно, ни те, что вскрывали их в 1920-м, ни те, что обретали их в 1990 году, ровным счетом так ни о чем и не догадались!

Между тем, как перепутать их в момент обретения в 1903 году не было никакой физической возможности, потому что согласно воспоминанием того же протоиерея Димитрия Троицкого: «Верхние кожные покровы тоже частично хорошо сохранились и плотно облегали скелет, как бы к нему присохли, вследствие чего кисти рук в запястьях и ступни в щиколотках остались на своих местах не отделенными, а лик преподобного сохранил следы сходства с иконографическим его изображением » . (Библиотека прп. Серафима Саровского).

А вот перепутать их в случае отсутствия скрепляющих их покровов довольно легко. Потому что сложенные на животе кости кистей легко смешиваются не только между собой, но и с лежащими под ними позвонками.

4. Доказательством их подмены является и свидетельство о новом материале для мантии в том же акте от 1920 года: «Затем снимается золотая парчовая епитрахиль, для чего поднимается голова фигуры. Видна также фигура в черной мантии, сшитая из черной материи и совершенно новой .
5. Доказательством подмены мощей является и то, что указанные выше остатки кожных покровов на мощах, лежащих сегодня в Дивеево, полностью отсутствуют!

Вот свидетельство об этом владыки Арсения, архиепископа Истринского, рассказанные им на радио Радонеж 24.07.2003 года: «Чтобы все было понятным, расскажу предысторию событий. В вопросе обретения мощей преподобного Серафима очень помог покойный ныне архиепископ Тамбовский Евгений (Ждан). Именно с его назначением в 1987 году на Тамбовскую кафедру стали предприниматься большие усилия по возрождению духовной жизни на Тамбовщине. Попутно владыка изучил массу документов и случайно наткнулся на те, которые содержали описание вскрытия сотрудниками НКВД раки мощей преподобного Серафима Саровского. Конечно, это жуткая бумага - в отношении святого угодника Божия было проявлено мародерство - но она ценна буквальным, детальным описанием каждой косточки , каждого позвонка, обнаруженного в раке преподобного...

В 1990 году... мне позвонил директор Музея истории религии Ленинграда Станислав Алексеевич Кучинский: «Владыка, я не могу утверждать точно, но нами обнаружены мощи какого-то угодника Божия. Мощи скелетного состава, никаких покровов . Сохранилась только одна рукавичка на мощах, на которой - такая надпись: «Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!» По описи эти мощи у нас не проходят, нашли мы их случайно, завернутыми в один из гобеленов...»

...И вот, мы приехали в Петербург (тогда еще Ленинград), и в присутствии директора, его заместителей и сотрудников музея поднялись в ту комнату, где лежала «находка». Разумеется, мы привыкли всегда доверять только документам - здесь же никаких документов не было. Но я уже говорил вначале, что еще в 1988 году владыке Евгению удалось обнаружить акт вскрытия мощей преподобного Серафима Саровского с подробным описанием. По этому-то акту мы и стали сличать найденные мощи с описанием. Все найденное досконально сходилось с останками преподобного Серафима Саровского! Даже такой факт: помните из жития преподобного, как его до полусмерти избили разбойники, искавшие у него деньги? И вот даже это сходится: у найденных мощей заметна довольно сильная вмятина на грудной кости (Библиотека прп. Серафима Саровского).

6. Доказательством их подмены является и определенный на глаз «небольшой» рост усопшего, в то время как рост преподобного Серафима (2 аршина и 8 вершков или 1м 78 см) был довольно высоким. Вот отрывок из того же акта: «Берется одна из отложенных в сторону рук из ваты, вата развертывается, в которой оказываются локтевая и лучевая кости небольшого человека». (Архив МБ МССР. Д. 27. Л 249-249 об).
7. Доказательством подмены служат и слова последней дивеевской матушки схимонахини Маргариты Лахтионовой, сказанные ею о том периоде времени: «Кто знает, может быть еще и тогда монахи нас просто успокоили, а мощи спрятали. Тут, конечно, кто-то тихо работал» .
8. Доказательством подмены мощей служит и телефонограмма, обнаруженная в 2001 году в партийных архивах Мордовии, которая была посланна в Пензу в июле 1927 года начальником Краснослободского ОГПУ Матвеевым: «Настоящим сообщаю: что подлинные останки Серафима Саровского мною лично будут доставлены со всеми имеющимися по этому вопросу документами по получении разрешения на выезд» .

То есть, через три месяца после увоза в Москву и пропажи по дороге туда мощей преподобного обнаружились и другие, но уже «подлинные останки Серафима Саровского»!

Вот одно из свидетельств исчезновения мощей преподобного Серафима монахини Серафимы (Булгаковой): «Мощи везли прямо в Москву. Там их принимала научная комиссия. К этой комиссии сумел присоединиться священник Владимир Богданов. Когда вскрыли ящик, то, по свидетельству о. Владимира, мощей в нем не оказалось. Я слышала это от его духовных детей. Это же говорил и покойный владыка Афанасий, бывший после в ссылке с о. Владимиром в Котласе». (С.Фомин. «В гости к Батюшке Серафиму»).

9. Но самым явным-преявным доказательством подмены мощей, не требующим проведения каких-либо криминалистических или генетических экспертиз, является полное отсутствие следов прижизненных травм, четко зафиксированных при обретении мощей преподобного Серафима Саровского в 1903 году. Вот свидетельство об этом архимандрита Сергия (Тихомирова) от 18 июля 1903 года: «На одной реберной кости следы того, что она была когда-то сломана и снова срослась. То же самое и на одной кости ножной».

Этих следов (костных мозолей) на останках лежащих сегодня в дивеевской раке нет! http://diveevo-tsarskoe.info

Валентина Афанасьевна о мощах преп.Серафима Саровского

В том чудотворном месте, где находятся мощи Серафима Саровского, верующие прихожане обретают успокоение и надежду на благополучие. Останки преподобного совершают те же чудеса, что творил и сам святой еще при жизни. Сегодня православный человек может помолиться мощам Серафима в мужском Саровском монастыре, построенном в Нижегородской области.

Обретение мощей преподобного Серафима Саровского

Краткая биография преподобного

Имя этого святого прославлено на всей территории православного мира. Он увидел свет в середине июля 1759 г. В Курске.

  • В 1786 г. Серафим принял монашество и поклялся в вечной верности Всевышнему Отцу. Шесть лет он провел в ежедневных молитвах, часто забывая о сне и пище.
  • Когда Серафиму исполнилось 39, его рукоположили в почетный сан иеромонаха. А через год он оставил обитель и уединенно молился Богу о спасении заблудших душ.
  • В 1807 г. преподобный принял обет молчания, старался ни с кем не вступать в диалог. Такую аскезу он совершал десять лет, после чего возвратился из уединения в родной монастырь.
  • Святой старец покинул бренный мир в 1833 г., находясь в молитвенной позе перед аналоем.

Читайте о святом:

Мощи Серафима Саровского более недели простояли в храме, но не испустили и малейшего запаха гниения. После ритуала отпевания тело святого предали земле рядом с собором, оно находилось здесь 70 лет, до 1903 г.

На заметку! Преподобный наставлял: чем чаще причащаешься перед святыми образами, тем ближе становишься к спасению. Даже самый закоренелый в грехах человек постепенно избавится от тьмы невежества и искупит все пороки, если станет каждодневно молить Господа о даровании исцеления.

Месторасположение и помощь останков

Святой лично предсказал нахождение его останков. Он добавил, что христианская община утратит их.

В первой половине XX века все святые мощи вскрывались во времена большевистских гонений на религию. Множество останков предали поруганию, поэтому священство прятало их в своих квартирах. Мощам Серафима Саровского удалось избежать плачевной участи. В благоприятное время их разместили в московском Страстном храме.

Знаменитая келья 1867 года постройки, в которой провел последние мгновения жизни преподобный старец, вошла в состав храма Пресвятой Троицы. В этой монашеской обители хранятся личные вещи Серафима Саровского: мантия, суконная шапочка, крест, лестовки из кожи, Евангелие, часть камня и скамейка.

Рака с мощами Серафима Саровского. Дивеевская обитель

Как добраться

Сегодня мощи святого Серафима располагаются на территории Саровского монастыря, находящемуся в Нижегородской области. Часть останков преподобного хранится в церкви Георгия Победоносца и внутри Спасо-Преображенской обители.

Мощную энергетику святых мощей православный подвижник ощутит в монастыре, в котором похоронили преподобного старца.

Множество людей утверждает, что настоящее исцеление приходит только здесь, в Дивеево . Добраться сюда из Москвы можно за шесть часов, если использовать личный транспорт. Часто на место погребения собираются православные паломники , которые берут с собою всех желающих.

Святые мощи преподобного старца, находящиеся в Дивеево и Москве, привлекают колоссальное количество людей, стремящихся найти духовное просвещение и исцеление от болезней.

Важно! Останки Серафима Саровского обладают огромной силой и оказывают поддержку любому человеку, искренне желающему найти спасение.

Такое могущество обретается только людьми, жизнь отдавшими молитвам и бескорыстному служению Всемогущему Творцу.

О перенесении мощей Серафима Саровского

Батюшку Серафима уже при жизни народ почитал святым, к нему можно обращаться с молитвами по любым вопросам.
Перед его иконой очень полезно молиться о духовной помощи в моменты отчаяния или упадка сил из-за обрушившихся на вас бед. Святой считал, что самые тяжкие христианские грехи – скорбь и уныние, поэтому искренние молитвы ему могут помочь вам преодолеть эти напасти и обрести силу.
Еще при жизни преподобного Серафима, к нему приходило большое количество людей за помощью в защите от искушений, и батюшка помогал им, давал оступившимся людям утешение и надежду на разрешение проблем. До сих пор он слышит нас, грешных, и святыми молитвами перед Господом помогает всем кающимся.
Масло, которое освящено его святыми мощами, часто помогает больным.
Существует мнение о Серафиме Саровском, что его помощь может проявляться в торговых делах. Он помогает тем людям, которые стремятся не только к личному обогащению, но в первую очередь занимаются благотворительностью, помогают ближним, неимущим, больным людям, жертвуют средства на святую Православную Церковь.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО

Преподобный Серафим Саровский был рожден 19-го июля 1759 года в городе Курске в купеческой семье. При крещении он получил имя Прохор.
В возрасте трех лет умер отец Прохора, который незадолго до смерти взял подряд на строительство храма преподобного Сергия, все труды по продолжению работ взяла его супруга Агафья. Как-то раз она пошла на стройку вместе с маленьким Прохором, который во время осмотра оступился и упал с высокой колокольни. Мать очень испугалась, но спустившись вниз, увидела сына здорового и невредимого, в чем усмотрела особое попечение Бога.
Около десятилетнего возраста, Прохор очень сильно заболел, его жизнь даже оказалась под угрозой, но во сне ему было видение — к нему явилась Царица Небесная и пообещала исцелить отрока. Тогда по Курску несли крестным ходом чудотворную икону Знамения Божией Матери. Агафья вынесла своего больного сына, он приложился к иконеи с того момента начал быстро поправляться.
Его старший брат торговал и стал приучать к этому занятию и Прохора, но душа мальчика стремилась к Богу, он каждый день посещал храм, утром рано просыпался, чтобы пойти и послушать утреню. Прохор рано выучился грамоте, с самого детства любимым занятием его было читать Священное Писание и Жития святых. Его мать видела, чем занимается ее сын и была этому очень рада.

Когда юноша достиг семнадцатилетнего возраста, он точно решил, что оставит мир, попросил благословения у своей матери и посвятил себя иноческой жизни.
Сначала преподобный отправился в Киево-Печерскую лавру, в которой познакомился с одним прозорливым затворником Досифеем, который разглядел в Прохоре верного слугу Христова. Затворник сказал, что его место в Саровской пустыни и благословил юношу идти в нее за спасением.
По этому совету девятнадцатилетний Прохор Мошнин 20-го ноября 1778 года оказался, в Сарове, где был принят старцем Пахомием, который был настоятелем пустыни.
Постоянно пребывая в молитвах, Прохор был усердным исполнителем всех послушаний, которые возлагались на него, он оказывался в числе первых, кто приходил на службы, в келье внимательно читал святые духовные книги, особенно любил Евангелие, Апостольские послания и Псалтырь. Спал он немного. Но его душа жаждала еше более строгой жизни и однажды, получив благословение от старцев, Божий избранник начал уходить в лес для молитв. Братия удивлялась той силе святых подвигов, которую показывал Прохор.
Прохор очень долго, почти три года болел, но всякий раз, когда монахи предлагали ему лечиться, отклонял их предложение, уповая на Божию милость. И вот, когда состояние Прохора стало критическим, к нему явилась Сама Божия Матерь и снова, как в детстве, исцелила его. По истечении некоторого времени, келью, в которой случилось это чудесное посещение, снесли, а на ее месте поставили храм и больничный корпус.
13-го августа 1786 года, в свои 28 лет, Прохор был подстрижен в иноки с наречением имени Серафим . В декабре 1787 года Серафим был посвящен в сан иеродиакона. 6 лет он, практически без перерывов, находился в служении. Он почти не отдыхал, часто забывал поесть, но Бог давал ему особые силы.
Однажды во время Божественной литургии Серафимом было получено необычайное видение: святой узрел Господа Иисуса Христа во славе, сияющего неизреченным светом. Он был в окружении ангелов, архангелов, вокруг были также херувимы и серафимы. Он прошел по воздуху от церковных ворот, остановился возле амвона и благословил всех Своими святыми руками.
В 1793-м году будущего святого рукоположили в сан иеромонаха.
После кончины старца Пахомия, преподобный Серафим по благословению своего духовного отца старца Исаии, оставил обитель.

20-го ноября 1794года он ушел жить в уединенную келью, которая была на расстоянии 5-6 километров от монастыря в лесу на берегу реки Саровки. В келье было всего одно помещение с печкой. Около своего жилья преподобный сделал огород, а позже стал разводить и пчел. Одежда Серафима была очень простая, даже убогая- поношенная камилавка, балахон из белой ткани, кожаные рукавицы, чулки и лапти на ногах. На груди его всегда висел крест, которым его благословила мать, а за плечами находилась котомка, в которой всегда находилось святое Евангелие.

Все время ревностный Христов подвижник проводил в молитве и чтении святых книг. Во время холодов он заготавливал дрова, чтобы топить свою келью, летом работал на земле, выращивая на огороде овощи, которыми и питался.
Перед воскресными и праздничными днями преподобный Серафим Саровский шел в обитель, где слушал вечерню, всенощное бдение или утреню и причащался святых Тайн. Потом общался с иноками, затем брал хлеб на неделю и снова возвращался в свою одинокую лесную келью. Сначала он питался сухим хлебом, а позже, святой отец Серафим еще больше усилил пост и отказался даже от хлеба. Питался преподобный только овощами, которые выращивал на своем огороде.
Разные искушения выпадали ему в испытание. Однажды преподобный Серафим Саровский, подвергся нападению злых людей, потребовавших денег, которые тот якобы получал от мирян. У старца денег конечно же не было, он покорно сложил крестом руки на груди и сказал: «Делайте, что вам надобно.» Грабители набросились на подвижника, связали и сильно избили его. После этого они ворвались в келью, где нашли немного картофелин и одну икону. Подумав о преподобном Серафиме, что Саровский отшельник убит, злодеи сильно испугались и убежали. Когда святой пришел в сознание, он сразу же поблагодарил Господа Бога за это страдание и помолился о прощении нападавших, кое-как освободился от пут и утром окровавленный добрался до обители. Врачи осмотрели раны и сильно удивились тому, что старец оказался жив – голова его была проломлена, ребра сломаны, долго он лежал обессиленный, отказываясь даже от принятия пищи.

И снова у отца Серафима было видение: Пресвятая Богородица с апостолами Петром и Иоаном Богословом подошла к нему и сказала в сторону врачей:

«Что вы трудитесь?» а преподобному: «Сей от рода моего!»

После этих слов отец Серафим отказался от врачей и предоставил свою жизнь в Божьи руки. На девятый день к нему начали возвращаться силы и старец смог встать с постели. Но целых пять месяцев он еще находился в обители, восстанавливая силы, после чего снова возвратился к своей келье.
Люди узнавали о преподобном отце, к нему начали приходить за помощью. От некоторых людей старец старался уклоняться потому, что к тому времени уже умел узнавать нужды, а тех, кто действительно нуждался, принимал и давал советы и наставления. Много людей видело, как старец кормил из рук большого медведя – об отшельнике Серафиме знали даже дикие звери и любили его.
Диавол очень старался, что прекратить подвижнический подвиг Серафима, искушая и строя ему козни. Так он устраивал громогласные звериные рыки возле кельи, или делал так, что святому представлялось, как будто за дверями его жилища большое количество людей пытаются вломиться к нему или развалить хижину. Спасался Серафим только молитвою и силой Животворящего Креста Господня.
Не единожды батюшку искушали духом честолюбия, предлагая ему стать игуменом или архимандритом какого-нибудь монастыря, но он стремился к настоящему подвижничеству и всякий раз отклонял такие предложения.
Три года святой преподобный не разговаривал, храня обет совершенного молчания. Тысячу дней и ночей он, подобно св. Семиону столпнику, стоял на камне и молился Богу словами мытаря:

«Боже, милостив буди мне, грешному!».

С мужеством отцом Серафимом переносились зимняя стужа, летний зной, дожди, комаров и мухи. Сходил он с него только для того, чтобы принять пищу.
Об этом подвиге никто не знал до той самой поры, пока об этом не было рассказано самим Преподобным.
Святой до такой степени ослабел в этих подвигах, что уже не мог сам приходить в монастырь. Поэтому 8 мая 1810 года, после шестнадцати лет пребывания в лесу, он навсегда оставил пустыньку и возвратился в монастырь, где начал новый подвиг затворничества.

В течении первых пяти лет пребывания в обители, он вообще никуда не выходил, никто не видел даже, как старец брал пищу, которую ему приносили. Потом он открыл дверь своей кельи, но все равно не разговаривал с людьми, приняв обет молчания.
В его келье находилась икона Божией Матери, с горевшей лампадой перед нею, обрубок пня был ему вместо стула. И в сенях стоял дубовый гроб, возле которого старец молился, готовясь к переходу к вечной жизни.
Когда прошло 10 лет такого безмолвного затворничества, преподобный Серафим Саровский отверз свои уста снова, чтобы послужить миру и двери его кельи открылись для людей. Его посещали многие знатные лица, государственные мужи, которым он давал наставления и учил, как жить с верностью Церкви и отечеству.
В ноябре 1825-го года, Серафиму во сне было явление Богоматери, которая разрешила выйти из затвора. После чего он стал посещать монастырь и кроме этого, помогал поднимать женскую иноческую Дивеевскую общину, которую в 1780 году основала помещица Мельгунова.
За год и десять месяцев до окончания своей земной жизни, Серафим Саровский удостоился двенадцатого в его жизни праздника — явления Божией Матери, которое было как предзнаменование его блаженной кончины и нетленной славы.
Второго января 1833 года келейник преподобного старца, отец Павел, почувствовал запах гари, который шел из кельи святого Серафима. У него всегда были зажжены свечи, он говорил:

«Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром».

Когда были открыты двери, все увидели бездыханное тело преподобного Серафима, которое было в молитвенном положении, а книги и другие вещи в комнате тлели.
Тело преподобного положили в приготовленный при жизни дубовый гроб, погребение состоялось по правую сторону соборного алтаря.

В течение многих лет со дня смерти святого к месту его захоронения приходили люди, и по молитвам преподобному Серафиму Саровскому, получали исцеления от различных душевных и телесных болезней.

ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТОГО СЕРАФИМА

В 1903 г. 1 августа состоялась канонизация преподобного преподобного Серафима Саровского. В день его рождения торжественно были открыты его мощи и перенесены в приготовленную раку.

В Сарове на этот праздник тогда собралось больше трехсот тысяч человек.
16/29 июля 1903 г. в Саровской пустыни были совершены заупокойные Всенощные бдения - Парастасы, о приснопамятном иеромонахе Серафиме.
17/30 июля был совершен крестный ход из Дивеевского монастыря в Саровскую обитель. Весь путь участники крестного хода исполняли канон Богоматери и священные песнопения. В часовнях, находившихся по пути, совершались литии.
Навстречу крестному ходу из Дивеева вышел крестный ход к мощам Серафима Саровского. Когда они встретились, епископ Тамбовский Иннокентий осенил на четыре стороны людей чудотворной иконой Божией Матери «Умиление» при пении «Пресвятая Богородице, спаси нас ».
После этого объединенный крестный ход направился в Саров.
Вечером 18/31 июля на Всенощном бдении преподобный Серафим был прославлен в лике святых. Когда открыли гроб, все, включая присутствовавшего Государя Императора опустились на колени. Зазвучало величание

«Ублажаем тя преподобне отче Серафиме…».

Историки утверждают, что таких праздников до этого дня в России еще не было.
Миру были оставлены наставления Серафима Саровского, часть которых была записана им самим, а часть теми, кто слышал их из его уст.
В 1903 году была издана «Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни », которая состоялась в ноябре 1831 г., незадолго до его преставления.
Кроме учения о христианстве, в ней есть новое изъяснение святейшего многих важных мест Священного Писания.

НЕКОТОРЫЕ ЧУДЕСА ПО МОЛИТВАМ СЕРАФИМА САРОВСКОГО

Никто не знает сколько настоящих чудес Господь Бог совершил через Серафима Саровского и сколько еще будет совершено в будущем.

Первое чудо случилось, когда Прохор (такое имя носил Серафим Саровский по рождению) случайно он упал с высокой колокольни храма, но как ни в чем не бывало встал на ноги без всяких повреждений. В десять лет к заболевшему Прохору во сне явилась Божия Матерь и исцелила его от смертельной болезни.

В монастыре Прохор заболел водянкою, весь распух, но после Святого Причастия к нему в свете явилась в свете Пречистая Богородица и снова исцелила его, коснувшись своим жезлом его бедра.

У преподобного Серафима Саровского был брат Алексей, которому он за 48 лет предсказал точную дату его смерти.

Однажды из Спасска в Саров приехал диакон, который ложно обвинял другого священника. Когда он пришел к святому, он узрел его обман и прогнал его, сказав:

« Поди, клятвопреступник, и не служи».

После этих слов диакон целых три года не мог проводить службы в церкви (у него немел язык) до тех пор, пока не сознался во лжи.

Серафима Саровского слушались животные. Саровский инок Петр рассказывал: «Подходя к келье, я увидел, что отец Серафим сидит на колоде и кормит стоящего перед ним медведя сухариками. Пораженный я остановился в страхе за большим деревом. Тот час же увидел, что медведь пошел от старца в лес. Преподобный Серафим с радостью увидел меня и просил молчать о медведе до его успения»

Чудо появления источника«Серафимова» .
25 ноября 1825 года преподобный Серафим увидел на берегу реки Саровки Божию Матерь с апостолами Петром и Иоанном. Богоматерь жезлом ударила в землю и из-под земли выбился фонтан воды, а потом Она дала указание об устроении Дивеевской обители.
Взяв инструменты из монастыря, батюшка Серафим сам две недели копал колодец, от воды которого происходили и до сих пор происходят чудесные исцеления.

У преподобного Серафима Саровского был дар прозорливости. Он неоднократно отвечал на письма даже не раскрывая их. После его кончины было обнаружено много таких запечатанных писем.

Люди не раз видели , как отец Серафим, начинал молиться, а потом, вдруг, поднимался над землей. Дарья Трофимовна, сестра из Дивеево, однажды удостоилась увидеть этого чуда, но по наказу, данным отцом Серафимом, молчала об этом до его смерти.

Есть свидетельства, когда по молитвам преподобного Серафима Саровского возвращалась жизнь у неизлечимых больных.

«Укоряют — не укоряй. Гонят — терпи. Хулят — хвали. Осуждай сам себя — так Бог не осудит. Покоряй волю свою воле Господней. Никогда не льсти. Познавай в себе добро и зло: блажен человек, который знает это. Люби ближнего твоего — ближний твой плоть твоя. Если по плоти поживешь, то и душу и плоть погубишь. А если по-Божьему, то обоих спасешь»

прп. Серафим Саровский

ВЕЛИЧАНИЕ

Ублажаем тя, преподобне отче Серафиме, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

ВИДЕОФИЛЬМ

Великий Святой Серафим Саровский при жизни помогал многим людям, наставлял на истинный путь, исцелял недуги и после своего упокоения «собирает» возле себя множество верующих, паломников со всего мира.

Люди стремятся посетить Саров — райский уголок, где находятся мощи Серафима Саровского, чтобы приложиться к ним и получить божественную благодать.

Перед тем как отправиться к великой Святыне, желательно сначала познакомиться с жизнью Святого, узнать, почему Преподобный Серафим Саровский так почитаем народом.

Родился мальчик Прохор, так звали его родители, летом 1754 года в Курске, в купеческой семье Исидора и Агафьи Мошниных.

Отец мальчика строил каменные церкви, дома, но, к сожалению, скончался, когда дети были совсем маленькими. Мать, истинная христианка, воспитала обоих сыновей в православной вере.

Агафья учила детей уважать людей, исполнять заповеди, жить в страхе Господнем. И если старший Алексей избрал для себя в качестве сферы деятельности торговлю, то младший Прохор решил свою жизнь посвятить служению Богу. Этому во многом способствовали случаи, происходившие с мальчиком.

Как-то раз, семилетний Прохор, забравшись на купол строящегося храма, упал. Его мать, присутствующая при происходящем, стремительно сбежала вниз, ожидая самого худшего исхода.

Велико было ее удивление, когда она увидела сына, оставшегося целым и невредимым. В таком чудесном спасении мать увидела особую заботу Богородицы о ее сыне.

Второй случай произошел с мальчиком, когда ему исполнилось десять лет. Серьезно заболев, он очень долго не выздоравливал. Однако вскоре увидел во сне Божью Матерь, которая обещала ему даровать исцеление.

Через некоторое время по городу проходил крестный ход с Курской Коренной иконой. Из-за дождя люди вынуждены были пойти через проходной двор Мошниных. Мать вынесла и приложила сына к иконе, и с этого момента он стал поправляться.

В семнадцатилетнем возрасте Прохор окончательно решил посвятить свою жизнь Богу. Получив благословение от матери, отрок отправился в Киево-Печерскую лавру. Встреча со старцем была решающей, тот указал ему место последующего пребывания – Саровскую пустынь.

Добравшись до Саровского монастыря, он стал его послушником надолго. Это именно то место, где хранятся мощи преподобного Серафима Саровского и сейчас.

Молодой Серафим выполнял разную работу: исполнял обязанности плотника, пономаря, келейника, кормил скот, однако истинным его предназначением была молитва, для которой он уединялся между вековыми деревьями.

Страшные болезни, испытания, борьба с дьяволом, побои бандитов никогда не вызывали негодования у преподобного Серафима. Его доброта не имела границ: он не только отказался наказывать людей, нанесших ему тяжелые увечья, но и горячо молился за них.

О подвигах молчальничества и столпничества на протяжении долгих лет, наверное, знает каждый православный. 1000 дней и 1000 ночей провел Преподобный Серафим на камне в молитвах, которые сочетал с тяжелым изнуряющим физическим трудом.

За это Господь наградил Преподобного великим даром провидца, который он по Божьему повелению использовал для наставления пришедших к нему людей.

Исцеления

Духовный наставник многих православных — Преподобный Серафим — помогал исцелять духовные, телесные раны. Искренне молился перед Богом и незамедлительно получал помощь. Любовь, с которой Святой обращался к людям, не имеет границ. Ласковые слова (обращался ко всем приходящим: «Радость моя!»), забота – все это привлекало паломников.

Будучи провидцем, он видел мысли, жизненные обстоятельства любого человека, поэтому принимал не каждого. Гвардейца, пришедшего за благословением незадолго до восстания декабристов, батюшка просто выгнал, так как знал цель его визита.

Его матери Святой предсказал, что тот мог бы умереть еще ребенком, но окончит свою жизнь на виселице.

Практически всю свою земную жизнь провидец заботился об устроении Дивеевской женской обители. Сестры приходили к нему за помощью, при житейских затруднениях или духовных сомнениях.

Постоянными собеседниками батюшки Серафима были Мантуров и Мотовилов, которых излечил от страшных болезней. Оба были очень благодарны преподобному за это чудесное исцеление, на протяжении всей жизни помогали ему и монастырю, отказываясь от жизненных благ на пользу обители.

Как свидетельствуют рукописи, старца Серафима нередко видели во время молитвы, висящим в воздухе, однако он запрещал об этом говорить до его смерти.

Важно! Что такое покойника: как правильно заказать

Скончался Блаженный муж зимой в возрасте 70 лет. Пожар, случившийся внутри кельи, ознаменовал эту потерю, ведь сам Преподобный предсказал это событие. Похоронили старца Серафима в дубовом гробу, который он самостоятельно при жизни изготовил, и на том месте, где батюшка Серафим указал.

Как добраться


Хранятся мощи Серафима Саровского в Дивеевском мужском монастыре Нижегородской области.
Часть их находится в Храме Георгия Победоносца – Ендов. Еще одним местом, где находятся мощи Серафима Саровского, является Спасо-Преображенский Саловецкий монастырь.

После первого обретения мощи Серафима Саровского (на фото можно увидеть эти эпизоды) хранились в Дивеевском монастыре. Однако вскоре, во время октябрьской революции, началось гонение на православие.

Специальные комиссии открывали раки с мощами святых и увозили их в неизвестном направлении. Мощи Серафима Саровского в Дивеево постигла та же участь, однако они не были преданы забвению.

Через некоторое время были обнаружены в Москве в Страстном монастыре. Тогда это был антирелигиозный музей. Вскоре здание было взорвано, и никто не знал, сохранились ли мощи Преподобного Серафима Саровского в Москве или нет.

Очень долго считались пропавшими, только к концу двадцатого столетия, случайно, при проверке, святыня обнаружилась. Длительные исследования ученых доказали, что это действительно Преподобный Серафим Саровский, на фото можно увидеть, как выглядит эта святыня.

Важно! Верующие в течение всего года чтят память Святого, особенно имя Серафима поминается по праздникам — 15 января и 1 августа.

Люди обращаются к Преподобному Серафиму Саровскому в надежде получить помощь при:

  • тяжелых заболеваниях;
  • невозможности иметь детей;
  • необходимости духовного наставления и поиска жизненного пути;
  • тяжелых жизненных обстоятельствах.

Где находятся сейчас мощи Серафима Саровского сказано выше, а как туда добраться знает не каждый. Дорога из Москвы к месту паломничества на автомобиле занимает около 6 часов. Можно долететь до Нижнего Новгорода на самолете, а затем пересесть на автобус, который довезет до места назначения.

Путешествие на поезде – это самый дешевый и надежный способ, но занимающий больше времени. Еще одним способом как доехать к месту, где находятся мощи Серафима Саровского, является заказ экскурсионного тура.

Сейчас без проблем можно это сделать, обратившись к сотрудникам туристической компании. Преподобный, несомненно, услышит искреннюю молитву каждого и поможет скорбящим.

Как правильно приложиться

На этот случай при жизни старец Серафим заповедовал не просто стоять в очереди к святым мощам, а непременно молиться. Говорить с ним, как с живым.

Важно! Обязательно помянуть всех усопших родственников, попросить здравия ближним и близким людям.

Не забывать также помянуть тех, кто постоянно молится о нас, трудится в этой святой обители. Молиться нужно о своей стране, об исправлении, оставлении грехов, устроении жизненного уклада по православным правилам.

Как правильно приложиться к святыне:

  1. Подходя к мощам преподобного Серафима Саровского, сделать два поклона перед каждым осенением себя крестным знамением. Желательно сделать их заранее, чтобы не задерживать других людей.
  2. Аккуратно приложиться губами к святыне (не целовать) и прикоснуться лбом.
  3. Если нужно освятить крестики, икону, четки, тогда молча подать их сестре, стоящей у изголовья мощей, которая приложит их к раке.
  4. Покинув ограду, еще раз положить крестное знамение, поклониться.

Храм Преподобного

Отправляясь впервые к святыне, многие паломники желают знать, где находится Храм Серафима Саровского. На самом деле, такого названия не существует, под этим часто подразумевается храм, где хранятся его святые мощи.

Это Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, на фото можно разглядеть, как выглядит это чудо.

В честь Преподобного Серафима, так много сделавшего для Дивеевской обители, сооружена часовня. Строение располагалось на месте мельницы, которую впоследствии перенесли чуть ближе к хозяйственным построениям. Мельница выстраивалась по благословению батюшки, благодаря ей выживала вся женская община, когда было особенно тяжело.

К 1895 году на ее месте основалась часовенка, здесь вместе с послушницами молились паломники, миряне. Также здесь хранятся жернова, посредством которых сестры мололи муку. Ее раздавали все паломникам, пришедшим в святую обитель.

Ширина и высота часовенки весьма скромные – 3,59 на 5,75 м. Для ее возведения использовались рубленые бревна, которые вытесывались, а затем на них наносилась масляная краска. Постройка оборудована небольшими дверками, шестью окошками.

После революции часовенку варварски растащили, а то, что осталось, было разрушено. Только сейчас ее удалось отреставрировать по старинным описаниям и фотографиям, изученным с высочайшей точностью. Сегодня часовня выглядит точно так же, как и древний прообраз.

Храмом Преподобного Серафима Саровского, несомненно, является все богатство, которое святой Серафим оставил потомкам. Эту святыню оберегает Небесная Владычица. По словам старцев, даже в смутные времена к обители не сможет проникнуть антихрист.

Полезное видео

Подведем итоги

Все паломники, приезжающие и припадающие к святым мощам, ощущают легкость души и тела, освобождение от мирской скверны, исцеление, очищение. При посещении Саровского монастыря чувствуется незримое присутствие старца Серафима, который наставляет на путь истинный, дарует просветление и покой.

В передаче на радио Радонеж архиепископ Истринский Арсений так вспоминал об обретении мощей Серафима Саровского:
"В конце 1990 года мне позвонил директор Музея истории религии Ленинграда Станислав Алексеевич Кучинский: «Владыка, я не могу утверждать точно, но нами обнаружены мощи какого-то угодника Божия. Мощи скелетного состава, никаких покровов. Сохранилась только одна рукавичка на мощах, на которой - такая надпись: «Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!» По описи эти мощи у нас не проходят, нашли мы их случайно, завернутыми в один из гобеленов...»
Конечно, я сразу же поставил в известность Святейшего Патриарха. Святейший переговорил со Станиславом Алексеевичем, и тогда же, в декабре, под председательством владыки Евгения была создана специальная комиссия. Я тоже входил в нее, а также и некоторые священнослужители Санкт-Петербургской епархии.
И вот, мы приехали в Петербург (тогда еще Ленинград), и в присутствии директора, его заместителей и сотрудников музея поднялись в ту комнату, где лежала «находка». Разумеется, мы привыкли всегда доверять только документам - здесь же никаких документов не было. Но я уже говорил вначале, что еще в 1988 году владыке Евгению удалось обнаружить акт вскрытия мощей преподобного Серафима Саровского с подробным описанием (собственно, поэтому владыка Евгений и стал председателем комиссии). По этому-то акту мы и стали сличать найденные мощи с описанием. Все найденное досконально сходилось с останками преподобного Серафима Саровского! Даже такой факт: помните из жития преподобного, как его до полусмерти избили разбойники, искавшие у него деньги? И вот даже это сходится: у найденных мощей заметна довольно сильная вмятина на грудной кости!
Что меня тогда поразило больше всего? Голова преподобного Серафима была в скуфейке с круглым отверстием на лбу. По-видимому, на это отверстие раньше была наклеена какая-то круглая металлическая пластинка, чтобы люди к ней прикладывались. Так вот, кости черепа преподобного - темного цвета, а это место - светлое-светлое, настолько оно зацеловано. От этого возникло какое-то радостное чувство…
После освидетельствования мощей Святейший Патриарх дал распоряжение директору Софринского завода изготовить раку для преподобного Серафима. Потом вызвал митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая и сообщил ему об обретении мощей преподобного Серафима.
Церковный народ узнал об этом событии немного позже. На Рождественском Патриаршем поздравлении в Богоявленском Елоховском соборе Святейший Патриарх, в ответ на приветствие митрополита Ювеналия, обращаясь к молящимся, сказал: «А еще хочу, дорогие мои, сообщить об одном необычном явлении, которое Господь даровал нам в эти дни: обретены мощи преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца!» Меня поразило, как весь собор буквально вздохнул: настолько это глубинное переживание было в людях!
В середине января 1991 года Святейший Патриарх отбыл в Петербург (тогда еще Ленинград), там мощи преподобного с торжественным пением были вынесены из хранилища в Казанский собор (он еще не был передан Церкви), где было совершено краткое молитвословие. Затем мощи перенесли в Александро-Невскую Лавру, в святых воротах которой дорогую святыню встречали клир и паства Ленинградской епархии.
Несколько недель мощи преподобного Серафима находились на поклонении в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. В праздник Блаженной Ксении Петербургской Святейший опять посетил Северную столицу, а вечером 6 февраля мощи преподобного Серафима при пении множества собравшегося на улицах народа - «Преподобне отче наш Серафиме, моли Бога о нас!», «Величаем ты, преподобне отче наш Серафиме!» - крестным ходом были перенесены из Александро-Невской Лавры на Московский вокзал. Проходя по Старо-Невскому, по другим улицам, которые были определены для крестного хода, как было умилительно видеть множество народа со свечами, слышать это тихое молитвенное пение! Не было ни крика, ни гомона, ни какого-то ажиотажа... Не было той сумятицы, какая сопутствует обычно митингам, собраниям… Все пронизывало особенное, духовное радование!
Для доставки мощей преподобного в Москву был выделен специальный вагон поезда. Когда процессия с крестным ходом подошла на вокзал, мы увидели, что все перроны и подходы к зданию вокзала были сплошь заняты народом! В этот момент, мне кажется, работа вокзала вообще была парализована…
Когда отъезжали, такое было чувство, без слез не передашь! Вагон с мощами преподобного Серафима был в поезде последним, в нем также находился Святейший Патриарх. Когда поезд тронулся, все люди, стоявшие на перронах или у входа в вокзал, опустились на колени. Этот момент - поклон жителей Петербурга, прощавшихся с Преподобным - настолько запечатлелся в памяти, что его трудно забыть. Это был единый душевный порыв…
По пути в Москву духовенством всю ночь читались акафисты, служились молебны. Утром прибыли на Ленинградский вокзал столицы.
От Ленинградского вокзала к Богоявленскому кафедральному собору состоялся большой крестный ход с мощами преподобного Серафима. Помню, это случилось на праздник иконы Божией Матери «Утоли моя печали»: морозный день, поземка, но погода никак не сказывалась на настроении собравшихся, радость переполняла всех!
Когда мощи преподобного внесли в Богоявленский собор, сразу спонтанно начался благодарственный молебен: ни чиновников, ни последования, - все наизусть, по вдохновению, такое воодушевление было!
С февраля до июля 1991 года мощи преподобного пребывали в Богоявленском кафедральном соборе. Летом состоялся грандиозный крестный ход - уже на автомобилях - во главе со Святейшим Патриархом, иерархами и священнослужителями Русской Православной Церкви, для переноса мощей преподобного Серафима Саровского в Дивеево, во вновь открытую Дивеевскую женскую обитель.
Этот крестный ход прошел буквально по всей России: по городам и Московской, и Владимирской, и Нижегородской областей, и дальше - через Арзамас - в Дивеево. Конечно, запомнилось многое: множество людей разного звания и положения, стремившихся приобщиться к святыне. Повсюду крестный ход сопровождала масса людей, особенно поразили меня встречающие в Лакинске. Поскольку в этом городе не было предусмотрено остановки, а, кроме того, уже на подъезде к Лакинску начался проливной ливень, мы хотели ехать, не останавливаясь. Но что мы увидели? На дорогу вышло много людей - с хоругвями, крестами, цветами и иконами. Они вышли поприветствовать преподобного Серафима! А тут - ливень! И вдруг, увидев наш кортеж, все эти люди, несмотря на проливной дождь, становятся на колени! Трудно передать, какие тобой овладевают чувства, когда видишь такое благоговение перед святыней!
И так было по всему пути следования: повсюду люди выходили на обочину, встречали мощи преподобного, каждый по-своему выражал радость от встречи со святыней".

Мудрые советы Серафима Саровского
Отведи грех, и болезни отойдут, ибо они нам даются за грехи.

От радости человек может что угодно совершить, от внутренней натуги - ничего.

Мир лежит во зле, мы должны знать об этом, помнить это, преодолевать насколько возможно.

Если разрушится семья, то низвергнутся государства и извратятся народы.

Спасайся сам, возле тебя спасутся тысячи …
Пей там, где конь пьет. Конь плохой воды не будет пить никогда.
Стели постель, там где кошка укладывается.
Ешь фрукт, которого червяк коснулся.
Смело бери грибы на которые мошкара садится.
Сади дерево там, где крот роет.
Дом строй на том месте, где змея греется.
Колодец копай там, где птицы гнездятся в жару.
Ложись и вставай с курами- будешь иметь золотое зерно дня.
Ешь больше зеленого и будешь иметь сильные ноги и выносливое сердце как у зверя.
Плавай чаще и будешь себя чувствовать на земле как рыба в воде.
Чаще смотри на небо, а не под ноги — и будут твои мысли ясные и легкие.
Больше молчи, чем говори — и в душе твоей поселится тишина, а дух будет мирным и спокойным.

Сергей Турченко



Читайте также: