Предмет философии. Основные философские дисциплины и предмет их изучения

Философия — это наука о всеобщем, она — свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового. Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.

Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия.

Цель философии — увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Понимание предмета философского познания исторически менялось. Не существует единого определения философии и сегодня. Вместе с тем, на наш взгляд, наиболее точно выражает специфику философии трактовка ее предмета как всеобщего в системе отношений «мир-человек ». Данная система включает различные типы отношений человека к миру: познавательный, практический, ценностно-ориентирующий.

Представляется, что эти типы отношений весьма точно выявлены немецким философом Имманулом Кантом (1724 — 1804) в сформулированных им трех вопросах, аккумулирующих проблемное ядро философии.

  • Что я могу знать? — Или каковы познавательные возможности рода человеческого (познавательный тип отношения человека к миру).
  • Что я должен делать? — Иначе говоря, что я должен делать, чтобы быть человеком и жить достойно (практический тип отношения человека к миру).
  • На что я смею надеяться? — Это вопрос о ценностях и идеалах (Ценностный тип отношения человека к миру).

Ответив на эти три вопроса, мы получаем ответ на интегративный вопрос: «Что есть человек?»

— все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Структура философии

Сложное структурирование самого предмета философии определяет разветвленное внутреннее строение философского знания, которое состоит из следующих областей:

  • Онтология — учение о бытии (о первоначалах и первопричинах всего сущего).
  • Гносеология - учение о познании (философская теория познания), отвечающая на вопросы о том, что есть истинное и достоверное знание, каковы критерии и способы получения истинного знания, какова специфика различных форм познавательной деятельности.
  • Аксиология — учение о ценностях.
  • Философская антропология - учение о сущности человека, смысле человеческой жизни, необходимости и случайности, свободе и т.д.
  • Логика — учение о законах и формах человеческого мышления.
  • Этика — учение о законах и принципах морали.
  • Эстетика - учение, исследующее эстетические ценности (красота, безобразие, трагическое, комическое, низменное и т.д.) и искусство как особую художественную деятельность.

В XIX-XX веке формируются: философия религии, философия культуры, философия науки и техники и другие отрасли философского знания.

Философия включает в себя:

  • учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика);
  • о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории);
  • учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология);
  • теорию познания;
  • проблемы теории познания и творчества;
  • этику;
  • эстетику;
  • теорию культуры;
  • свою собственную историю, т. е. историю философии. История философии являет собой существенную составляющую предмета философии: она есть часть содержания самой философии.

Предмет Философии

Термин “философия ” возник из соединения двух греческих слов “phileo” — любовь и “sophia” — мудрость и означает любовь к мудрости.

Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в и , но классической формы достигла в . Для обозначения особой сферы знания термин “философия” впервые употреблен . Вначале философия включала в себя всю совокупность знаний о мире.

Рост потребности в получении знаний и расширение масштабов их применения на практике стимулировали увеличение их объема и многообразия и привели к дифференциации знаний, выражающейся в появлении разных наук. Разложение единого знания на отдельные науки, начавшееся еще в , не означало исчезновения философии. Наоборот, появилась потребность в особом разделе знания, способном выступить в качестве средства интеграции знания, и способа выработки наиболее общих принципов и норм познавательной и преобразовательной деятельности людей. Постепенно философия сконцентрировала свое внимание на теоретизировании вокруг наиболее общих мировоззренческих проблем природы, общества и мышления, стремясь дать ответы на вопросы о целях и смысле существования общества и личности . На эти вопросы, возникающие в исторически конкретных условиях жизни, невозможно дать ответы, пригодные для всех времен и всех народов. Люди, ставящие мировоззренческие вопросы, стремились получить такие ответы на них, которые соответствовали их потребностям и уровню интеллектуального развития. Причем в разных исторических условиях меняется не только набор мировоззренческих вопросов, но и преобразуется сама их иерархия, а также характер желаемых ответов на них. Это закладывает основу для специфики в понимании предмета философии и в его содержание.

Следует учесть, что долгое время предмет философии многими учеными отождествлялся с предметом науки вообще, а знания, содержащиеся в рамках отдельных наук, рассматривались как компоненты философии. Такая ситуация сохранялась вплоть до ХVIII в. Однако на передний план философствования разные мыслители выделяли те грани предмета философии, которые были для них объектом первоочередного интереса. Нередко отдельные мыслители ограничивали предмет философского исследования лишь некоторыми, казавшимися им наиболее существенными частями. Иными словами, надо иметь в виду, что предмет философии, как и представления о нем формируется с развитием научного знания, т. е. сведения о нем складываются в ходе преобразования самой философии. Например, из истории философии известно, что в качестве предмета философии для первых древнегреческих философов выступал природный мир, позднее для в этом качестве выступил весь мир. Для эпикурейцев и поздних стоиков предмет философии главным образом очерчен кругом проблем, относящихся к человеку в мире. Христианские философы средневековья предмет философии сводили к взаимосвязи между человеком и Богом. В Новое время на передний план в структуре предмета философии выдвигаются проблемы познания, методологии. В эпоху просвещения для многих европейских философов предметом размышлений снова становится человек со всем множеством его отношений. В ХIХ — ХХ вв. многообразию школ и представлений в мировой философии соответствует и богатство представлений о характере ее предмета. В наши дни в качестве предмета философских размышлений выступает природный и социальный мир, а также человек в нем как многомерная и многоуровневая система во всем изобилии связей. Философия изучает наиболее общие стороны, свойства, тенденции развития мира, выявляет всеобщие принципы самоорганизации, существования и развития природы общества, человека и его мышления, раскрывает цели и смысл существования человека в мире. При этом современная философия свои выводы основывает на обобщении данных частных наук.

В предмет философии включается и рассмотрение вопросов о том, как возникает, развивается и преобразуется сама философия, как она взаимодействует с разными формами общественного сознания и практики.

Иными словами, в качестве предмета философии рассматривается вся совокупность наиболее общих вопросов, касающихся взаимосвязи человека и мира, ответ на которые дает возможность человеку оптимизировать реализацию своих потребностей и интересов.

Цель Философии

Философия как система знаний о наиболее общих принципах, фиксирующих отношение человека к миру, возникает из потребности людей в выработке рациональных оснований, придающих мировоззрению целостность, а познавательным и практическим усилиям — направленность . Это означает, что философия, накапливая, соединяет в себе, c одной стороны, наиболее общие представления о мире в целом, а с другой стороны, сведения о наиболее масштабных принципах отношения к миру, применяемых в ходе познавательной и практической деятельности. Отталкиваясь от ранее сложившихся форм внефилософского, дофилософского и предфилософского миропонимания, подвергая их критическому переосмыслению, философия на основе рационального отношения к миру и теоретического синтезирования сведений о нем формирует обобщенный его образ применительно к потребностям обеспечения жизни людей. Для этого философии необходимо разрабатывать особый понятийный аппарат, составляющий основу ее языка, помогающего выразить философское отношение человека к миру. Однако формирование философского языка, приемов и методов философского познания выступает лишь компонентом цели философии. Сущность же цели философии заключается в том, чтобы научить человека мыслить и на этой основе определенным образом относиться к миру. Реализация философией этой цели превращает ее в основу для понимания человеком смысла и цели жизни, уяснения причастности к тому, что происходит в мире.

Такое понимание цели философии и ее назначения сложилось не сразу. С развитием философии оно изменялось в зависимости от представлений о том, что она собой представляет. Согласно Платону, философия — это любовь к мудрости и средство достижения совокупного знания, а также условие правильной организации личной и общественной жизни. Для Аристотеля философия — исследование причин и принципов существования вещей, т. е. ее целью выступает выявление и фиксация таких причин и принципов. Стоики рассматривали философию как средство организации должного отношения человека к миру, обществу и самому себе. Цель философии отсюда заключается в обеспечении следования долгу. Эпикурейцы видели в философии руководство к достижению счастья. Соответственно целью философии для них было обеспечение достижения счастья. Для Фомы Аквинского философия — это знание истины, относящейся к первому началу бытия. И, следовательно, цель ее — в раскрытии таких истин. В понимании Р. Декарта философия — не только условие благоразумия в делах, но и источник знания обо всем, что познает человек. Согласно Т. Гоббсу, философия есть познание, объясняющее действия из известных нам причин или производящих оснований. В понимании цели философии они были близки и видели ее в выполнении этой дисциплиной роли средства организации познания мира и руководства практикой. Для И. Канта философия является наукой о последних целях человеческого разума. Соответственно цель этой науки видится И. Кантом в их выявлении.
Г. В. Ф. Гегель считал философию мыслящим рассмотрением предметов, проникновением в разумное, постижением наличного и действительного . Иными словами, такое проникновение и постижение и есть цель философии. По мнению М. Хайдеггера, философия — это размышление, направленное на целое и предельнейшее. Следовательно, целью философии выступает прояснение сути целого и предельнейшего.

В отечественной философии наших дней отражены разные представления о ее целях , что находит выражение в разнообразии определений понятия “философия”. Одни представители этой науки определяют ее как высший вид миросозерцания. Другими она отождествляется с мировоззренческой рефлексией или деятельностью направленной на составление представлений о ценностях жизни. Для третьих данная дисциплина обозначает науку о наиболее общих законах движения и развития в природе, обществе и мышлении. Четвертые определяют ее как учение, особую систему взглядов, знаний о мире в целом и принципах отношения к нему человека. В имеющихся в учебной литературе определениях философии обращается внимание на такие существенные возможности философии, как возможность быть основой миропонимания, мировоззрения, выступать средством выявления наиболее общих законов и принципов движения и развития в природе, обществе и мышлении, с одной стороны, и быть основанием выработки и воплощения принципов организации оптимальной жизнедеятельности людей, с другой стороны. Множественность представленных в трудах философов смыслов понятия философии свидетельствует о многогранности ее содержания и сложности цели ее предназначения. Концентрированное содержание этой цели заключается в выработке основополагающих принципов практики жизнеобеспечения социальной общности.

Обобщение изложенного выше опыта определений философии предоставляет право определить ее следующим образом: философия — это форма духовной деятельности, вырабатывающая на основе развивающейся системы знаний о мире в целом, о наиболее общих законах природы, общества и мышления основополагающие принципы, ориентирующие человека в его практике.

Структура философии

Рассмотрение как реализации направлений ее назначения предоставляет основание для выделения в ней особых разделов или элементов ее структуры.

Философия по своей структуре делится на:
  • теорию познания;
  • метафизику (онтологию, философскую антропологию, космологию, теологию, философию существования);
  • логику (математику, логистику);
  • этику;
  • философию права;
  • эстетику и философию искусства;
  • натурфилософию;
  • философию истории и культуры;
  • социальную и экономическую философию;
  • религиозную философию;
  • психологию.
Основными частями теоретической философии выступают:
  • онтология — учение о бытии;
  • гносеология — учение о познании;
  • диалектика — учение о развитии
  • аксиология (теория ценностей);
  • герменевтику (теорию понимания и толкования знаний).

Особым разделом в философии, проблематика которого входит как в общетеоретическую (систематическую философию), так и в социальную философию, является философия науки. Социальная философия включает в себя социальную онтологию, т. е. учение о бытии и существовании общества, философскую антропологию, т. е. учение о человеке, и праксеологию, т. е. теорию человеческой деятельности. Социальная онтология наряду с изучением наиболее общих проблем существования и развития общества исследует философские проблемы экономики, политики, права, науки и религии.

Взаимовлияние философии и частных наук

А. Философия дает частным наукам:

Универсальную картину мира в его совокупности;

Универсальные законы, категории, методы исследования действительности;

Ценностные ориентации поведения человека (н-р, понимание единства природы и человека, понимания природы как партнера, а не просто как средства для обогащения).

Б. Частные науки дают философии:

конкретные научные данные (факты), частные законы разных сфер действительности. На их основе философия делает обобщения , формулирует общенаучные законы, категории, методы познания.

На основе интеграции этих знаний, философия строит универсальную картину мира . Частнонаучные знания связывают философию с конкретной действительностью.

3. Функции философии. Структура философии

Функции: есть основные ее направления

1. Мировоззренческая: философия

Дает обобщающую систему взглядов на мир в целом на основе имеющихся научных знаний;

Формирует представление об устройстве мира и месте человека в нем;

Раскрывает законы существования и развития мира;

Вырабатывает ценности и цели жизни человека.

2. Гносеологическая (познавательная):

Доказывает принципиальную возможность познания мира,

Изучает законы процесса познания;

3. Логическая:

изучает мышление человека, его законы, учит правильно строить свои рассуждения.

Знаменитый английский физик барон Кельвин (Уильям Томпсон, 1824-1907, один из авторов 2-го начала термодинамики, шкалы Кельвина) заявил сторонникам узкой специализации студентов: «Из-за незнания логики погибло больше кораблей, чем из-за незнания навигации».

Например, знание особенностей менталитета восточных народов (пуштуны, чеченцы).

4. Методологическая:

философия вырабатывает наиболее общие (т.е. универсальные, общенаучные):

- методы познания мира (диалектика, индукция, дедукция, анализ и др.);

Методологическая роль философии заключается также в том, что усвоенное определенное философское знание (принципы) определяет соответствующее поведение человека и ученого (например, материализм или идеализм).

Выделяют и ряд других функций:

- аксиологическая (ценностная),

- прогностическая,

- социальная и др.

В соответствии с функциями выделились и отдельные сферы философского знания, т.н. философские дисциплины (разделы философского учения).

В ходе развития философии, накопления объема знаний, в ней со временем выделились различные конкретные направления исследования мира, действительности (т.н. философские дисциплины ), каждая из которых изучает свой круг философских проблем.



Это разделение на дисциплины постепенно произошло в философии также как и в других науках. Так, скажем, единая прежде математика расчленилась на отдельные разделы (математические дисциплины): алгебра, геометрия, тригонометрия, высшая математика и т.д.

Философские дисциплины:

1. Отнология (греч. Относ – сущее, бытие) – учение о бытии , т.е. об основах всего существующего (природы, человека, мышления), о том, что является причиной возникновения и главной движущей силой).

2. Гноселогия (греч. Гносис – знание) – теория познания, т.е. наука о познании мира и способах его познания.

3. Логика (греч. логос – учение) – наука о мышлении человека, его законах и формах.

4. Этика – теория морали, наука о нравственности (о понятии добра и зла).

5. Эстетика – наука о прекрасном в жизни и в искусстве.

6. Социальная философия – философское учение об обществе.

7. Философская антропология (anthropos - человек) – философия человека (его сущности, смысле и целях жизни).

Есть и другие философские дисциплины :

8. аксиология (греч. аxiа-ценность) – учение о ценностях;

9. философия религии

10. философия политики

11. философия права

12. история философии - изучает зарождение, становление и развитие философской мысли.

Проблематика философии (ее содержание)

Предмет и функции философии.

Философские дисциплины.

Список источников.

§1. Предмет и функции философии.

Два основных определения предмета философия:

1. Философия – это теоретически разработанная мировоззренческая система самых общих взглядов на мир и на место в нём человека.

2. Философия – это форма деятельности человека направленная на осмысление основных проблем его бытия.

Термин "философия" древнегреческого происхождения. В буквальном переводе он означает "любовь к мудрости" ("фило"- любить, "софия” - мудрость).

Философия есть определенная способность думать о вечных вопросах, о человеческой жизни и смерти, о предназначении человека, и в таком своем качестве она возникла вместе с появлением человеческого рода, Философия имеет дело с предельными, вековечными вопросами. Наука, конечно, тоже пытается выстроить относительно целостную картину мира. Но она погружена в конкретности, решает множество частных задач. В этом смысле философия гораздо свободнее. Она задумывается, размышляет над универсальными проблемами.

Первым, кто объяснил слово «философ», был Пифагор. Согласно Пифагору, смысл философии - в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит. Однако совсем другого мнения придерживались софисты. Главная задача философа, считали они, - научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений. Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. По мнению Аристотеля, задача философии - постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия.

Таким образом одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие - в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к собственным интересам; одни устремляют свой взор к небу, другие - на землю; одни обращаются к богу, другие - к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее множественном характере.

Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление.

Современная философия - это прежде всего наука. Она играет стратегическую роль в формировании научной картины мира, методов познания и деятельности, содействует выработке осознанного, продуманного отношения человека к действительности. Философские представления во многом определяют восприятие и понимание происходящего в жизни человека и общества, влияют на выбор способов и средств решения возникающих проблем. Следует подчеркнуть, что в условиях новых реалий развития науки и общества присущее древним мыслителям связывание философии с мудростью до сих пор сохраняет свой фундаментальный смысл. Именно в нынешнее, переломное время с особой остротой выявляется главное назначение философии - дать человеку надежные ориентиры мудрости.

Истоком возникновения философии является мировоззрение.

Мировоззрение - система обобщенных взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношения человека к действительности, к другим людям, к самому себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, поведенческие установки. Основой мировоззрения являются знания, которые составляют его информационную сторону. Но чтобы знание обрело мировоззренческий смысл, оно должно быть освещено лучами нашей оценки, т.е. стать убеждением. Убеждение - идеи, воплощенные в действия, и действия, озаренные идеей. Убежденность является одной из наиболее важных составляющих мировоззрения сильной социально активной личности. Это не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка, непоколебимая уверенность в правоте своих идеалов, принципов, идей, взглядов, которые, овладев всем существом человека, подчиняют себе его чувства, совесть, волю и поступки.

Относя философию к мировоззренческим формам человеческой культуры, мы подчеркиваем одну из существенных ее особенностей. Мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный упорядоченный характер. Философия определяет характер и общую направленность мировоззрения. Например: в эпоху Возрождения, основной направленностью философии было осмысление места человека как центра вселенной. Кроме того, мировоззрение и философия решают проблемы человека в различных аспектах. Так мировоззрение включает в себя самые различные сведения о человеке, а философия решает проблемы в общей форме.

Функции философии:

а) Мировоззренческая функция, т.е. помогает сформировать целостную картину мира. Философское знание позволяет понимать глубинные основы бытия, проникать в сущность предметов и явлений, ориентироваться в потоке сложных и противоречивых событий. Философия выступает как духовное рационально - теоретическое освоение действительности. Несмотря на свою относительную абстрактность, философия изначально практична и гуманна, ее предназначение - научить человека самостоятельно и творчески мыслить, понимать смысл жизни, правильно оценивать свои возможности и роль в мире, определить направление деятельности не только в отношении ближайшей цели, но и свою причастность к тому, что происходит во Вселенной.

Философия формирует мировоззрение не только отдельных личностей, но и общества в целом, отражая в действиях, определенных социальных сил его идеалы, устремления, цели и задачи. За две с лишним тысячи лет она выступала во многих ипостасях: от заботы о смерти и средства уподобления богу у Платона до науки наук и орудия революционного переустройства мира у Гегеля и Маркса. В истории общества переход к новому уровню философского мышления всегда является подготовкой глубоких социальных и политических перемен.

б) Познавательная. Развитая всесторонность мышления - один из главных атрибутов мудрости. Именно односторонность подходов к явлениям, учет одних качеств и связей при игнорировании других ведет с неизбежностью к искажению действительности, ложным выводам в познании и провалам в практической деятельности. Поэтому одна из важнейших задач философии - показать человеку многомерность и сложность реальности, удержать от соблазна одномерных, простых решений, научить всестороннему подходу к исследуемым явлениям. Истинный философ невозмутим, ибо видит в одном и том же событии множество сторон, в том числе и противоположных (созидания и разрушения, добра и зла и т.п.). Не случайно философскому отношению к действительности присуща ориентация: "не смеяться, не плакать, а понимать" (Б.Спиноза).

в) Ценностно - ориентационная, т.е. анализирует существующие ценности, помогает ориентироваться, предлагает свои. "Познай самого себя" - этот афоризм древнего спартанского мудреца Хилона и в настоящее время является одной из главных путеводных идей философии, без которой невозможно мудрое понимание жизни и мудрое к ней отношение. Объективный самоанализ, самооценка, самокритика позволяют человеку глубже понять как свои сильные стороны, так и слабости, осознать причины своих неудач, найти наиболее выигрышное применение своим силам и способностям.

г) Интегративная. Изучение частных наук приобщает человека к опыту, накопленному человечеством в конкретных сферах познания и деятельности. Философия - это единственная, уникальная наука, которая стремится обобщить и осмыслить опыт человечества в целом на протяжении всей его истории. В этом обобщении она опирается на опыт всех наук, всех сфер человеческой деятельности, на опыт всей мировой истории и культуры. Достижения технических наук в области информационных процессов, микроэлектроники, кибернетики искусственного интеллекта, биотехнологии и других современных научных направлений отражают глубокую структурную революцию не только в технике и технологии, но и во всей системе материальной и духовной культуры. Научно - технический прогресс, определяя качественно новое состояние науки в целом, одновременно характеризует и становление новой формы философского мышления - современной философии. Овладение современной философской культурой повышает уровень профессиональных знаний, дает ориентир в научной деятельности, позволяет вырабатывать механизмы реализации деятельности общества в соответствии с требованиями времени.

д) Прогностическая. Как утверждает западный специалист в области теории управления Р. Акофф: “мудрость - это способность предвидеть отдаленные последствия совершаемых действий, готовность пожертвовать сиюминутной выгодой ради больших благ в будущем и умение управлять тем, что управляемо, не сокрушаясь из-за того, что неуправляемо”. Философия, формируя современную культуру продуктивного мышления, давая понимание универсальных законов, условий и причин развития, делает тем самым человека более зорким и дальновидным в предвидении будущего. А это дает возможность более уверенно планировать свои действия, избегать тупиковых вариантов и находить наиболее действенные.

§2. Философские дисциплины.

Онтология (греч. ontos - сущее, logos - учение) - учение о бытии, о сущем, о его формах и фундаментальных принципах, о наиболее общих определениях и категориях бытия. Термин "бытие" был введен Р. Гоклениусом только в 1613 г., уже в античности сформировались различные варианты онтологии как учения о бытии как таковом, которое связано с различением подлинного бытия и неподлинного сущего. В поздней схоластике делается поворот от метафизики бытия к региональным онтологиям, которые ставили вопрос о бытии объектов того или иного рода, например, универсалий, чисел и др. Центральная задача философии Нового времени - проблема онтологического статуса объектов научного знания. Исходная установка новой онтологии выражена Декартом в тезисе о том, что этот мир может быть создан лишь так, как это вообразил субъект. В философии Спинозы возрождается метафизика бытия, учение о бытии как таковом - бытию приписываются такие характеристики как самодетерминация, самодостаточность и всеблагость. Возражая Спинозе, Лейбниц создает вариант плюралистической онтологии, исходным принципом которой являются "монады" - "духовные атомы", дискретные идеальные первосущности. У Канта онтология переводится в иной план - в плоскость анализа основоположений рассудка, принципов описания явлений. По Канту, онтология как учение о бытии как таковом, вне его соотнесенности с теоретическим знанием, с поступком человека, со способностью оценки, вообще лишена смысла. В философии немецкого идеализма, вследствие отождествления мышления и бытия, онтология совпала с гносеологией. Это означает, что мышление, дух, абсолютный разум есть субстанция бытия. В XIX веке онтология подвергается критике со стороны позитивизма, в частности, за некритическое авансирование автономии понятиям науки. В XX веке делается важный поворот к утверждению онтологии как центральной части философии; происходит осознание историчности человеческого бытия, провозглашается необходимость "очищения" сознания от разного рода привнесений и отождествлений, с целью достижения чистоты, позволяющей непосредственно созерцать бытийственные сущности; тем самым, сознание понимается как средство прорыва к бытию.

Гносеология (греч. gnosis - знание, logos - учение) - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания, отношения знания к реальности, выявляются всеобщие предпосылки и условия истинности познавательного процесса. В каждом направлении современной философии есть своя гносеология.

Логика (греч. logos - учение; слово; понятие; рассуждение; разум) – в значении "формальная логика", основоположником которой был Аристотель, это наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания. К общезначимым формам мысли относят: понятия; суждения; умозаключения. К общезначимым средствам мысли относят: определения; правила (принципы) образования понятий, суждений и умозаключений; правила перехода от одних умозаключений к другим как следствиям из первых; законы мысли, обосновывающие такие феномены как системное мышление. Логика, в качестве основания корректного мышления, является наукой о мышлении. В этом амплуа, логика - лишь учение о мышлении в понятиях, но не о познании посредством понятий; она служит повышению формальной точности сознания и объективности его содержания. Задача формальной логики - каталогизация правильных способов рассуждений, позволяющих из истинных посылок получать истинные суждения. Логика в формальном ее выражении определяется дедуктивным и индуктивным процессами мысли. В настоящее время логика распадается на множество направлений: метафизическая; психологическая; теоретико-познавательная (трансцендентальная); семантическая; предметная; неосхоластическая; логика как методология и логистика.

Этика - философское учение о нравственности, морали. Термин впервые употреблен Аристотелем как обозначение "практической философии", стремящейся ответить на вопрос: что мы должны делать? Этика учит оценивать всякую ситуацию, чтобы выход из данной ситуации сделать нравственным. При этом, этическое поведение состоит в осуществлении этических ценностей. Эти ценности могут быть выявлены не только в ситуации, но в самой личности. Таким образом, этика способствует пробуждению оценивающего сознания в человеке. Мораль как объект изучения этики есть один из основных способов нормативной регуляции человека и доминирующая в конкретном обществе форма общественного сознания. В современной философии преобладают три основных типа этических систем: этика ценностей; социальная этика; христианская этика. При этом этика, основанная исключительно на позитивных ценностях (к примеру, христианских заповедях), представляет собой скорее моральную теологию, чем философскую этику.

Эстетика - философская дисциплина, изучающая два взаимосвязанных круга явлений: сферу эстетического как специфическое проявление ценностного отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей. Причем, данные сферы эстетического связаны настолько, что их невозможно развести как автономные, хотя они и обладают известной самостоятельностью. Так, эстетика как проявление ценностного отношения человека к миру рассматривает природу и своеобразие эстетического, закономерности дифференциации эстетических ценностей и т.п. В свою очередь, эстетика как сфера художественной деятельности людей изучает художественную деятельность, ее генезис и динамику, структуру и своеобразие художественного, место художественного в культуре и т.п. Однако эстетика все же не столь ограничена сферой эстетического и художественного освоения мира, чтобы данные элементы исчерпывали ее содержание. Эстетика, кроме всего прочего, еще вырабатывает и своеобразную программу становления эстетического как такового. Другими словами, эстетика это учение не только о прекрасном, но и эстетически важном. В зависимости от философских взглядов и методологических установок ученых, занимающихся эстетикой, различают: эмпирическую, психологическую, формальную, нормативную, спекулятивную эстетику.

Социальная философия – раздел философии, изучающий наиболее общие проблемы функционирования и развития общества. Философия формирует мировоззрение не только отдельных личностей, но и общества в целом, отражая в действиях, определенных социальных сил его идеалы, устремления, цели и задачи. В истории общества переход к новому уровню философского мышления всегда является подготовкой глубоких социальных и политических перемен. В общем плане философия призвана выполнить двуединую задачу - объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. В общественной жизни социальные изменения, эксперименты и реформы имеют особую ценность и значение. Поэтому прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить. И именно философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции и консолидации человеческого общества. Ее задача - помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению. При этом степень жизненности философской концепции определяется тем, насколько каждый индивид может ее понять и принять. Следовательно, несмотря на свой всеобъемлющий характер, философия должна быть адресована каждому человеку.

Социальная функция призвана объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречие, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества. Все функции философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные так или иначе включает их. Так с социальной функцией тесно связана гуманитарная функция философии.

Философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого человека, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Социально - гуманитарные функции призваны осуществлять функцию интеллектуальной терапии, которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не успевают сформироваться и завоевать авторитет; когда человеческое состояние находится на грани бытия и небытия, и каждый должен сделать свой нелегкий выбор.

Философская антропология – раздел философии, исследующий наиболее общие и существенные проблемы человека. Человек как мыслящая материя все глубже осознает себя активно действующим фактором социальной и окружающей его природной среды, всего бытия в масштабах мироздания. Это определяет представление о человеке как сознательном соучастнике мировой эволюции, делает ответственным за результаты своей деятельности, предъявляет повышенные требования к уровню субъективного фактора в целом, выдвигает на первый план профессиональные, нравственные и духовные качества личности. Возрастающее значение приобретают его самопознание и самосознание, определение механизмов регулирования и саморегулирования духовной сферы, овладение знаниями функционирования интеллекта, установление контроля за результатами своей деятельности.

Таким образом, даже краткая характеристика философии, показывает, что это уникальная, ничем не заменимая, необходимейшая современному человеку и обществу наука.

Список литературы:

1. Гуревич П. С. Основы философии. М. 2000

2. Добрынина В. И. Философия XX века. М. 1997.

3. Ясперс К. Введение в философию. Минск 2000.

4. Лавриненко В. Н. Философия. М. 2001.

5. Солонин Ю. Н. Основы современной философии. С.- Петербург 2001.

Диалектический метод

Диалектический метод обычно противопоставляют формаль­но-логическому, господствующему в естественно-научном позна­нии. Можно сказать, что диалектический метод ближе к жизни, формально-логический - к ее познанию в мысли. При диалекти­ческом методе мышление остается на конкретном уровне, при формально-логическом от конкретного восходит к абстрактному.

Необходимо использовать оба метода. Диалектика при отрица­нии формальной логики превращается в иррациональную проти­воположность познанию, отрицание возможности мира и позна­ния его. Формальная логика в крайних вариантах предстает как тавтологическое умствование, имеющее мало общего с жизнью. Тут как бы два полюса мировоззрения и миропознания. Ценность диалектического метода в том, что он очищает метафизику от ненужных мудрствований и тупика, в который заходит мысль. Но и сама диалектика не способна найти выход из противоречий, кото­рыми занимается, без привлечения аппарата" формальной логики.

Диалектический метод может дополнять конкретно-научные. По существу, он не опровергает и не отрицает научные методы в силу своей всеобщности (любые научные данные подводимы пол диалектику), но указывает на принципиальную неполноту науч­ного познания и способен помочь в выработке основополагаю­щих предпосылок научного познания.

Диалектика как метод есть рассмотрение явлений в их разви­тии. Поэтому диалектический метод противостоит любой за­мкнутой системе взглядов. Диалектический взгляд должен отри­цать и неподвижность платоновского царства идей, и гегелевскую Абсолютную Идею. Противоречие между методом и системой на­личествует у всех диалектиков - создателей систем.

Приблизившись к требованиям разума, став системой, диалек­тика удаляется от реальности. С помощью системы можно пред-

сказать какое-то количество явлений, но чем оно больше, тем менее точно отражены отдельные индивидуальные события. По­пытки найти субстанцию, «вечные законы» (в том числе диалек­тики) есть, по существу, формально-логическое стремление ра­зума к устойчивости. Во всем, что есть определенного в филосо­фии, налицо формально-логическое построение.

Диалектический метод хорош для опровержения противников, так как каждому положительному взгляду на вещи он противопо­лагает его отрицание. Поэтому диалектический метод широко распространен в качестве метода спора. Его отрицательное значе­ние, пожалуй, не меньше значения скептицизма; положительное значение заключается в ориентации на скрытые потенции бытия.

Диалектику как метод можно интерпретировать различным образом: или как учение о внешней борьбе, которая достигает своего крайнего обострения и революционного разрешения, или как учение о,внутренней борьбе, которую человек ведет с самим собой. Другими словами, диалектика как метод представляет ши­рокие возможности для использования.

Диалектика претендует на гносеологический синтез конкрет­ного и всеобщего. От индивидуального через изучение связи меж­ду индивидуальным и закономерным к закономерному и от него опять к индивидуальному - таков метод исследования, отвечаю­щий диалектике. Философ может начать с понятных всем обыч­ных вещей, затем перейти к понятийному анализу, уйти в мето­дологию науки и снова вернуться к действительности, давая ори­ентиры на будущее.

Прагматический метод

Среди методов, отражающих специфические черты предмета философии, одно из важных мест занимает прагматический (от греческого «прагма» - действие, практика). Он исходит из того, что синтез познания и преобразования составляет характерную черту философствования. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» 1 . Данное стремление философии поставлено на передний план прагматизмом.

Прагматизм и есть, по утверждению Джемса, не что иное, как метод. «Прагматический метод... пытается истолковать каждое мне­ние, указывая на его практические следствия... если мы не в со­стоянии найти никакой практической разницы, то оба противо­положных мнения означают, по существу, одно и то же» 2 . Все выводы проверяются экстраполяцией их на человека.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: В 50 т. - М., 1995. - Т. 2. - С. 4.

2 Джемс У. Прагматизм. - СПб., 1910. - С. 33.

Структурализм, системный подход, функциональный анализ, прагматизм, диалектика представляют собой методы исследова­ния, которые при их возникновении в какой-то степени имма­нентны предмету. Затем метод, достигший успеха в сфере его фор­мирования, начинает проникать в смежные области, действуя в них в качестве инструмента. В методологии тоже есть преемствен­ность, сдвиги методов аналогичны сдвигам проблем, и здесь ог­ромное поле деятельности для методологов.

Метод и принцип

По существу, основные методы философствования - скорее принципы, которые открывают в мире и мышлении и затем ре­комендуют применять везде. Результаты познания сами в какой-то мере определяются исходными принципами. У каждой стройной философской системы свой принцип: у Гегеля - Абсолютная Идея. у Ницше - воля к власти и т.д. О роли принципа в философии В. С. Соловьев сказал так: «Когда в умственном развитии должен проявляться какой-нибудь принцип, то для того, чтобы он всеце­ло был выражен и вполне развит, необходимо, чтобы носители этого принципа признавали его абсолютным и, следовательно, безусловно отрицали значение всякого другого принципа» 1 .

Значение имеют также личность философа и внешние условия его работы. Подчеркнем еще раз, что главное в философии не набор знаний, а способность думать. Философия имеет свои мето­ды: сократовскую майовтику, развившуюся в диалектику как ме­тод мышления; совокупность рациональных правил - универсаль­ный циркуль, которым измеряется бытие, и т.д. Использование этих методов необходимо, но недостаточно.

Здесь подходит аналогия с языком. Существуют фонетика, грам­матика, лексика, которые можно знать, но не уметь говорить на данном языке. Точно так же можно выучить 4>илософию, но не уметь думать. Навык и тренировка требуются как для овладения умением говорить, так и для овладения умением мыслить. Это второй уровень овладения дисциплиной. Наконец, наивысший, третий, уровень - творческий, когда удается сказать новое слово в буквальном и переносном смысле. Итак, три уровня: знание, умение, творчество.

Умение мыслить связано с критической оценкой происходя­щего, поскольку всякая самостоятельная мысль находится в про­тиворечии с существующими стереотипами; с целостностью от­ношения к миру, поскольку одна мысль неизбежно тянет за со­бой другую. Человек или умеет говорить на другом языке обо всем.

1 Соловьев B.C. Критика ответственных начал // Собр. соч.: В 10 т. - СПб.. 1911-1914.-Т. 1.-С.63.

или не знает языка вовсе. Так же он либо имеет целостный взгляд на мир, либо не дорос до философии.

Специальные философские дисциплины

В предыдущих главах мы рассматривали преимущественно «ствол» философии. Теперь обрисуем контуры всего древа как та­кового. Такой логикой ознакомления с материалом определяется то, что главы, раскрывающие основное содержание философии, идут после историко-философского рассмотрения систематиче­ской философии.

Во многих науках есть общая и специальные части. В филосо­фии есть систематическая философия и такие дисциплины, как этика - искусство жить, логика - умение мыслить, онтология - учение о бытии, гносеология - теория познания, эстетика - уче­ние о прекрасном, теология - учение о Боге. Систематическая философия имеет дело с единством истины, добра и красоты, а отдельные философские дисциплины - с истиной (теория по­знания), добром (этика), красотой (эстетика).

Древо философии

Если систематическая философия - учение об идеях как тако­вых, то этика - учение о нравственных идеях, эстетика - учение об идее прекрасного, гносеология - учение об идее истины. Hi различные разделы философии по-разному распределена нагруз­ка основных ее функций: мировоззренческой, познавательной, систематической, критической.

В недрах философии зародилась логика с аристотелевскими за­конами тождества (А = А), непротиворечия (А ≠не-А) и исключе­ния третьего (возможно А или не-А, третьего не дано), которую затем дополняли Лейбниц и Гегель.

Особенно важны взаимодействия философии с этикой. С поис­ков нравственных ценностей, общих для всех людей, началась философия Сократа. Понятие всеобщего блага было стимулом для создания мира идей Платона. С Аристотеля этика начала расхо­диться с философией, хотя Аристотель написал первый учебник «Этики», что, впрочем, и свидетельствовало о ее обособлении. Никогда больше этика не служила основанием для философских систем. Кантовский категорический императив есть только кон­статация «золотого правила» этики. Для Гегеля проблемы нрав­ственного не являются первичными.

Этика имеет самостоятельный смысл как дисциплина об об­щечеловеческих ценностях. Там, где она подчиняется классовым, национальным и каким-либо другим интересам, исчезает ее са­моценность. Как только историческая целесообразность (по Геге­лю и Марксу) ставится выше абсолютов, так этика теряет свое значение. Общечеловеческий (у Сократа) и даже метафизический (у Платона) смысл моральных принципов - условие развития этики. К закономерностям этики относится так называемое «зо­лотое правило», идущее от античной философии через христиан­ское «возлюби ближнего своего, как самого себя» к кантовскому категорическому императиву.

Развитие отдельных философских дисциплин определялось гос­подствовавшими в обществе культурными доминантами, которые представляли собой последовательность: мифология - религия - наука.

В более полной схеме (см. с. 159) можно выделить внутреннее ядро философии, или систематическую философию, сферу фи­лософских дисциплин и сферу человеческой деятельности и от­раслей культуры.

Контрольные вопросы

1. Как соотносятся предмет и метод исследования?

2. В чем суть диалектического метода?

Введение

1.1 Понятие философии

1.2 Функции философии

1.3 Формы философской деятельности

2.1 Предмет философии

2.2 Разделы философии

3. Современная философия

Заключение

Список литературы


Актуальность данной темы определяется дискуссией по проблемам востребованности в современной культуре философского знания. Наука ли философия, мировоззрение ли - что несет она современному человеку?

Объектом исследования является философия в современном мире.

Целью настоящей работы является исследование современной философии.

В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи исследования:

Сформулировать понятие философии, ее функций в современном мире и формах;

Рассмотреть предмет и разделы философии;

Выделить современные направления философии.

Структура данной работы соответствует поставленным целям и задачам. Работа состоит из 3 разделов. В первом сформулированы понятие, функции и формы философии, во втором – предмет и разделы философии, в третьем описываются особенности современной философии, основные философские направления, в заключении сделаны основные выводы по содержанию работы.

1. Понятие, функции философии и формы философской деятельности

1.1 Понятие философии

Традиционно философия определяется как исследование первопричин и начал всего мыслимого - универсальных принципов, в рамках которых существует и изменяется как бытие, так и мышление, как постигаемый Космос, так и постигающий его дух. Мыслимое в традиционной философии выступает в качестве бытия - одной из основных философских категорий. К бытию относятся не только реально происходящие процессы, но и умопостигаемые возможности. Поскольку мыслимое необозримо в своих частностях, философы, в основном, концентрируют своё внимание на первопричинах, предельно общих понятиях, категориях. В разные эпохи и для разных философских направлений эти категории.

Философия включает в себя такие различные дисциплины, как логика, метафизика, онтология, эпистемология, эстетика, этика и др., в которых задаются такие вопросы, как, например, "Существует ли Бог?", "Возможно ли объективное познание?", Фундаментальным методом философии является построение умозаключений, оценивающих те или иные аргументы, касающиеся подобных вопросов. Между тем, точных границ и единой методологии философии не существует. Споры идут и по поводу того, что считать философией, и само определение философии различно в многочисленных философских школах.

Сам термин "философия" всегда имел славу термина, с трудом поддающегося определению из-за подчас фундаментального разрыва между философскими дисциплинами и используемыми в философии идеями.

Гегель определял философию как науку о мышлении, которая имеет своей целью постижение истины посредством развёртывания понятий на основе развитого "субъективного мышления" и метода, который "в состоянии обуздывать мысль, вести её к предмету и удерживать в нём". В марксизме-ленинизме давалось несколько взаимосвязанных определений: философия есть "форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления". Хайдеггер в первой лекции своего курса "Основные понятия метафизики", последовательно рассмотрев взаимоотношения философии с наукой, мировоззренческой проповедью, искусством и религией, предложил при сущностном определении философии отталкиваться не от них, а от высказывания немецкого поэта Новалиса: "Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома". Тем самым, признав фактически не только возможность, но в данном случае и необходимость использования "взгляда со стороны" (поэзии) для философии.

1.2 Функции философии

По отношению к любой сфере человеческой жизни и деятельности философия может занимать три позиции.

1. Исследовательская позиция. Философия как наиболее общая наука исследует данную сферу.

2. Критическая и методологическая позиция. Критикует деятельность данной сферы и предписывает ей правила.

3. Позиция активного вмешательства. Претендует на то, чтобы заменить собой данную сферу деятельности (например, время от времени философия пытается подменить собой науку).

мировоззренческую,

методологическую,

мыслительно-теоретическую,

гносеологическую,

критическую,

аксиологическую,

социальную,

воспитательно-гуманитарную,

прогностическую функции философии.

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).

Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

1.3 Формы философской деятельности

Философия как мировоззрение

Философия является мировоззренческой дисциплиной (наукой), поскольку её задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы.

Мировоззрение - система наиболее общих взглядов на мир (природу и общество) и место человека в этом мире. В истории человечества выделяют ряд форм мировоззрения: мифологию, религию, философию и другие.

Есть мнение, что философия - это мировоззрение человека, то есть его суждение об окружающем его мире, о событиях происходящих в этом мире, комплекс понятий о культуре, идеологиях, его заблуждения и прозрения.

Мировоззрение формируется под воздействием личного жизненного опыта, школ и течений, существующих в умах людей в данную эпоху, на склад ума индивидуума. Часто индивидуум не высказывает свои мировоззренческие взгляды. Но это не значит, что их нет. Часто философ рассматривает явление через ту или иную призму предвзятости. Бердяев, например, в своей работе "Смысл творчества" прямо определяет эту свою предвзятость русским православием, причём, в своей собственной трактовке этого православия. Призма К. Маркса: бытие определяет сознание. Да, вполне вероятно, что у каждого индивидуума есть своя призма, может быть не сформулированная. Очень часто философы формулируют какой-никакой постулат, а потом на протяжении всей своей жизни строят натянутые схемы в поддержку этого постулата.

Философия как образ жизни

В античной, индийской и китайской философии сама философия рассматривалась не только как теория, но и как образ жизни (деятельность).

Философия и наука

Имеется, по крайней мере, три вопроса, касающихся соотношения философии и науки:

Является ли философия наукой?

Как соотносятся между собой философия и частные (конкретные) науки?

Как соотносятся между собой философия и вненаучное знание?

При рассмотрении первого вопроса о научности философии видно, что на протяжении всей своей истории философия - один из источников развития человеческого знания. Рассматривая её исторически, можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию, прежде всего с точки зрения "науки логики".

В то же время в истории человеческой мысли существуют целые пласты ненаучной философии, например, религиозной. Плотная связь философии и науки присуща в основном европейскому способу осмысления процессов познания. Возврат европейской мысли к ненаучному (и даже антинаучному) философствованию нередко проявляется во время кризисов (примером может служить Лев Шестов).

Отношения науки (частных наук) и философии являются предметом дискуссии. Философия нередко претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем наука, ее началом и итогом, методологией науки и её обобщением, теорией более высокого порядка, метанаукой (наукой о науке, наукой, обосновывающей науку). Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез, роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности. Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым, определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук. Однако даже при отсутствии возможности претендовать на роль науки наук, философия может рассматриваться как наука, имеющая дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения, воссоединяя частные науки. Первичный уровень обобщения приводит к формулированию законов конкретных наук, а задача второго - выявление более общих закономерностей и тенденций. Надо иметь в виду, что новые открытия в области частных наук могут приводить к утверждению как научно-философских выводов, так и философской ветви, представляющей иррационалистические спекуляции. Также сама философия может влиять на частные науки, как положительно, так и негативно. Нужно также отметить, что история философии - это гуманитарная наука, основной метод которой - толкование и сравнение текстов. Ответ на вопрос о соотношении ненаучного знания и философии связан с вопросом о соотношении философии и "заблуждающегося разума". Этот момент необходим с исторической точки зрения в силу самого характера процесса познания. Он свойственен любой науке. Философия также не может быть гарантирована от заблуждений. Отношение философии и паранауки. Многие приверженцы концепции постмодернизма и другие авторы призывают использовать любые учения вплоть до мистики, суеверий, магии, астрологии и т. д., лишь бы это оказывало терапевтическое действие на современное больное общество и индивидов. Однако подобная позиция абсолютной нейтральности научного мировоззрения к псевдонауке ведёт к интеллектуальному анархизму. Наиболее велико влияние паранауки становится именно в критические моменты развития общества, так как каждый индивид стремится свалить груз ответственности за принятие решений и уйти от необходимости делать свой выбор. Статус и общекультурное значение рационалистической и научной философии не совместимы с псевдонауками.

Философия и религия

Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог, Брахман), однако в религии делается упор на веру, культ, откровение, а в философии - на интеллектуальное постижение.

Тем самым философия дает дополнительную возможность постижения смысла и осмысления мудрости, заложенных в религии. В религии на первом плане вера, в философии - мысль и знание. Религия догматична, а философия антидогматична. В религии есть культ в отличие от философии.

Карл Ясперс писал: "Признаком философской веры, веры мыслящего человека, служит всегда то, что она существует лишь в союзе со знанием. Она хочет знать то, что доступно знанию, и понять самоё себя"

Философия и искусство

В философии немецкого романтизма был выдвинут тезис "философия как искусство".

2. Предмет и разделы философии

2.1 Предмет философии

Что именно является предметом философии, зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя. Споры, что такое предмет философии продолжаются. По словам Виндельбанда: "Только уяснив историю понятия философия, можно определить, что в будущем сможет притязать в большей или меньшей степени к ней".

Свои варианты ответа на вопрос о предмете философии предлагали разные школы. Один из наиболее значимых вариантов принадлежит Иммануилу Канту. В марксизме-ленинизме также предлагалась своя формулировка "основного вопроса философии".

Марксизм-ленинизм относил к числу важнейших вопросов два:

"Что первично: дух или материя?" Этот вопрос считался одним из главнейших вопросов философии, поскольку, утверждалось, что с самого начала развития философии произошло деление на идеализм и материализм, то есть суждение о главенстве духовного мира над материальным, и материального над духовным соответственно.

Вопрос о познаваемости мира, который был в нём главным вопросом эпистемологии.

Одним из фундаментальных вопросов философии является непосредственно вопрос: "Что такое философия?". Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет её основное содержание и сущность.

Философия отвечает на вопросы

"Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?"

Философия пытается ответить на вопросы, на которые пока не существует способа получения ответа, типа "Для чего?" (напр., "Для чего существует человек?". В то же время наука пытается ответить на вопросы, на которые существуют инструменты получения ответа, типа "Как?", "Каким образом?", "Почему?", "Что?" (напр., "Как появился человек?", "Почему человек не может дышать азотом?", "Каким образом возникла Земля? "Как направлена эволюция?", "Что будет с человеком (в конкретных условиях)?").

Соответственно этому происходило деление предмета философии, философского знания на основные разделы: онтологию (учение о бытии), эпистемологию (учение о познании), антропологию (учение о человеке), социальную философию (учение об обществе) и др.

2.2 Разделы философии

Методология. Поскольку философия есть поиск знания о последних вещах, одним из ее главных предметов была природа самого знания. В ходе его исследования встают четыре основных вопроса: 1) что является источником знания. 2) какова природа истины и в чем ее критерий. 3) каково отношение между восприятиями и вещами. 4) каковы формы правильного рассуждения. Первые три вопроса относятся к эпистемологии (теории познания), четвертый - к логике.

По вопросу об источнике знания философы разделились на две школы - рационалистов и эмпиристов. Ответ представителя эмпиризма заключается в том, что все знание имеет своим источником чувственный опыт; ответ рационалиста - что, по крайней мере, некоторые виды знания (например, самоочевидные суждения логики и математики) имеют своим источником свет самого разума. Многие философы, в частности Кант, пытались достичь компромисса между этими подходами.

Ответы на второй вопрос, касающийся природы истины, достаточно близки к ответам на первый вопрос. Эмпирик, скорее всего, сочтет, что истина состоит в соответствии между идеями и данными чувств. Рационалист склонен усматривать ее либо во внутренней необходимости и самоочевидности самого суждения, либо в его совместимости с другими суждениями, составляющими некое связное целое. Еще одним подходом, отличающимся от этих двух, является прагматизм, согласно которому истинность того или иного верования заключается в том, насколько успешно оно "работает" в практической деятельности.

На вопрос об отношении восприятий и вещей имеются три основных ответа, соответствующие позициям реализма, дуализма и идеализма. Последовательный реалист считает, что когда мы видим столы и стулья, камни и деревья, то ощущаем сами физические объекты, которые существуют "вне нас", независимо от того, воспринимаем мы их или нет. Дуалист, соглашаясь с реалистом, что физические вещи существуют независимо от нас, считает, что мы не ощущаем их непосредственно; воспринимаемое нами есть лишь совокупность изображений или символов вещей "вне нас". Идеалист полагает, что вообще нет вещей, независимых от опыта, все вещи можно свести к опыту без остатка.

На вопрос о природе и формах правильного рассуждения отвечает отдельная философская дисциплина - логика. Спорящими сторонами здесь также являются рационалисты и эмпирики. Первые считают, что рассуждение идет по пути, проложенному объективной необходимостью; оно следует за связью признаков и суждений, которая для разума самоочевидна. Вторые, вместе с Миллем, полагают, что эта необходимость есть не что иное, как установившаяся привычка, возникающая из наблюдения постоянного соединения признаков. Большинство логиков склонялись к рационалистической точке зрения.

Метафизика. Это - центральная философская дисциплина. Метафизика занимается природой и структурой реальности, ее основные проблемы - онтологическая и космологическая. Онтология - философская дисциплина, исследующая вопрос об общей основе, или субстанции, всех вещей. Те, кто полагает, что существует только одна такая субстанция, называются монистами. Те, кто полагает, что существует две или более субстанции, называются плюралистами. Наиболее глубоко различаются по своей природе материя и сознание, и монизм, как правило, занимался сведением одной из этих субстанций к другой. Тех, кто сводит сознание к физическому миру, называют материалистами; среди них - Демокрит, Гоббс, а в недалеком прошлом бихевиористы. Тех, кто сводит материю к сознанию или опыту, относят к идеалистам; примерами могут служить Беркли и Юм. Декарт и многие другие философы были убеждены, что эти две формы существования несводимы друг к другу и одинаково реальны; таких философов называют представителями онтологического дуализма.

Вторая основная проблема метафизики - космологическая проблема, или проблема устройства природы. Различные решения этой проблемы отражают различие взглядов в сфере онтологии. Материалисты, как правило, придерживаются механистических взглядов, т.е. полагают, что законы, "скрепляющие" Вселенную в единое целое, являются чисто механическими законами того типа, с которым мы встречаемся в физике. Идеалисты отвергают такое миропонимание, для них Вселенная - это совокупность духов или, по Гегелю, один всеобъемлющий дух (разум): мы могли бы увидеть, если бы обладали достаточным знанием, что его части образуют единую умопостигаемую систему. Дуалисты, как и следует ожидать, имеют не столь стройное мировоззрение. С их точки зрения, мир разделен на царство механических законов и царство целей. В одном из западных религиозных учений сочетаются представления о материальном царстве, управляемом физическими законами, и представления о том, что само это царство создано и контролируется духовным существом, которое упорядочивает все сущее в соответствии со своими собственными целями. Такое учение называется теизмом.

Метафизика не всегда ставит проблемы космического масштаба. Предметом ее анализа может стать какая-то конкретная структура или конкретное отношение в рамках целого. Например, одной из наиболее известных метафизических проблем является проблема причинности: что мы имеем в виду, когда говорим, что A - причина B. На этот вопрос давались самые разнообразные ответы: согласно Юму, представление о причине возникает вследствие единообразного повторения явлений; некоторые рационалисты вроде Спинозы видели в причинности логическую необходимость, подобную той, что мы находим в геометрии. Метафизиков также интересовали проблемы, связанные с пространством и временем. Бесконечны они или имеют пределы. В любом случае мы сталкиваемся с серьезными трудностями. Являются ли пространство и время структурами, принадлежащими внешнему миру, или это просто формы, в которые разум облекает наши представления. Реалисты считают верным первое, Кант - второе. Далее, каково место человеческого Я в мире. Может быть, Я - это просто приложение к телу, исчезающее вместе с его смертью. Или Я способно к собственной независимой жизни. Задавать такие вопросы - значит погружаться, через один-два шага, в проблемы отношения тела и души, свободы воли и бессмертия, обсуждавшиеся на протяжении всей истории метафизики.

Теория ценностей. Человечество традиционно признавало три фундаментальные ценности: истину, благо и красоту. Строго говоря, философия есть поиск истины; она оставляет стремление к благу морали, а постижение прекрасного - искусству. Когда философия начинает заниматься благом и красотой, то делает это только для того, чтобы найти истину, связанную с этими ценностями. Философы считали, что такая истина имеет первостепенное значение, поскольку неправильное ее понимание способно направить жизнь человека по ложному пути.

Раздел философии, разрабатывающий теорию благой жизни, называется этикой. Этика занимается исследованием двух главных проблем: 1) какова цель жизни, какого рода опыт имеет наивысшую ценность в жизни. 2) на каком основании мы считаем данное поведение правильным. Различные ответы на первый вопрос дают две главные школы. С точки зрения гедонизма, единственным подлинным благом, единственным свойством, придающим ценность всему остальному в жизни, является наслаждение. Этот взгляд пользовался популярностью со времен Древней Греции и до наших дней. Но среди этиков он не слишком распространен. Большинство из них считают, что существует множество подлинных ценностей; что знание, красота и любовь, например, обладают своей собственной ценностью, не сводимой к наслаждению, которое может их сопровождать. Некоторые философы стремились привести эти разнообразные блага к единому принципу, рассматривая их все как формы самореализации, способы развития или выражения данных человеку от природы сил.

На второй существенно важный этический вопрос - на каком основании мы считаем данное поведение правильным или ошибочным. - отвечают также две главные школы. С точки зрения утилитаризма, если имеется ответ на первый вопрос - что есть внутренне значимое благо. - то легко дать ответ и на второй вопрос: правильным является тот поступок, который, из всех возможных поступков, приносит наибольшее количество блага, как бы мы ни трактовали смысл самого блага. Этот взгляд пользовался наибольшей популярностью среди этиков 19 в. Однако наряду с ним существовал и совершенно другой взгляд, а именно, что правильность или ошибочность поведения заключается в чем-то, присущем самому поступку, а не в его последствиях. Эта точка зрения называется интуитивизмом. Ее разделял Кант, считавший, что правильность поступка обусловлена подчинением закону разума: "Поступай так, чтобы правило твоего поведения могло стать правилом поведения для всех". Это - иная формулировка этики Нового Завета, согласно которой праведность поведения заключается не столько в последствиях, сколько в мотиве или чувстве, лежащем в основе того или иного поступка.

Еще одним разделом теории ценностей является эстетика - дисциплина, не столь хорошо развитая, как этика. Главные ее темы, обсуждавшиеся в прошлом, - природа красоты и цель (назначение) искусства. Поскольку по тому и другому вопросу предлагалось великое множество теорий, мы здесь отметим лишь по одной современной тенденции в каждой из тем. Благодаря влиянию Б. Кроче красоту многие стали анализировать в терминах выразительности, так что отталкивающая или хаотическая сцена может все же, если в ней тонко выражены определенные чувства, быть названа прекрасной. С другой стороны, с точки зрения формалистов и их защитников, назначение искусства - творение форм или образцов, удовлетворяющих эстетическому чувству независимо от того, обладают ли они сходством с оригиналом и передают ли какой-то иной смысл.

3. Современная философия

Сциентизм (от лат. scientia - наука} - философско-мировоззренческая ориентация, связанная с обоснованием способности науки решить все социальные проблемы. Сциентизм лежит в основе многочисленных теорий и концепций технологического детерминизма ("революции ученых", "революции управляющих", "индустриального общества", "постиндустриального общества", "микроэлектронной революции", "технотронного общества", "информационного общества" и др.), концепций неопозитивизма (прежде всего философии науки).

Антисциентизм не отрицает силы воздействия науки на общественную жизнь и человека. Однако это влияние истолковывается им как негативное, разрушительное. Антисциентизм подвергает пересмотру такие понятия, как истина, рациональность, социальное согласие и др. На основе антисциентизма сближаются экзистенциализм, франкфуртская социально-философская школа, ряд течений Римского Клуба, идеология "зеленых", религиозно-философские учения. Антисциентизм требует ограничить социальную экспансию науки, уравнять ее с другими формами общественного сознания - религией, искусством, философией; взять под контроль ее открытия, не допуская негативных социальных последствий. В своих крайних формах антисциентизм предлагает вообще отказаться от дальнейшего развития науки и техники (концепции "нулевого роста", "пределов роста" и т.п.).

Эти два важнейших направления развития философии нашего столетия органически связаны с рационализмом и иррационализмом, антропологизмом и натурализмом, материализмом и идеализмом. Последние направления, интегрированные сциентизмом и антисциентизмом, получили в XX столетии свои особенности. Так, рациональность и иррациональность развиваются как научная рациональность (философия науки) и научная иррациональность (философия психоанализа). Антропологизм - как научный антропологизм (Г.Плеснер, М.Шелер. Э.Фромм) и как натурализм (современный интуитивизм, "научный материализм").

Рационализм и иррационализм в XX столетии предстают как философское осмысление важнейших средств познания мира, управления человеческой деятельностью и воздействия на развитие общества.

Рационализм XX в. представлен неогегельянством: английскими философами Ф.Г. Брэдли (1846-1924), Р.Дж. Коллингвудом (1889- 1943); американским философом Д.Ройсом (1855-1916); итальянскими философами Б.Кроче (1866- 1952) и Дж.Джентиле (1875-1944) и др.; неорационализмом: французским философом Г.Башляром (1884-1962); швейцарскими философами - математиком Ф.Гонсетиом (1890-1975) и психологом и логиком Ж.Пиаже (1896-1980); рациовитализмом: испанским философом Х.Ортега-и-Гассепюм (1883- 1955); лингвистической феноменологией: английским философом Дж.Остином(1911-1960); критическим рационализмом английского философа К.Поппера (1902-1994); философией техники в форме технологического детерминизма: американского философа, социолога Д.Белла (р. 1919), социолога, экономиста Дж.К. Гэлбрепта (р. 1908), политолога, социолога Г.Кана(1922-1984), философа, социолога, публициста О.Тоффлера (р. 1928); французского социолога, публициста Р.Арона (р. 1905), философа, социолога, юриста Ж.Эллюля (р. 1912) и др.; методологией науки: американскими историком, философом Т.К. Куном (р. 1922), философом П.К. Фейерабендом (р. 1924); английским философом, историком науки И.Лакатосом (1922-1974); французским философом, историком науки А.Койре (род. в России, 1892-1964) и др.

Неогегельянство - рационалистическое направление в философии идеалистического толка конца XIX - первой трети XX столетия. Оно представляет собой интерпретации философии Г.В.Ф. Гегеля в духе новых философских идей: разложения с помощью диалектики "чувственности" и "вещественности" для достижения некой "внеэмпирической" реальности; соединение гегелевского учения об абсолютной идее с рассмотрением индивидуальности и свободы личности, интерпретацией исторического процесса и др. Переосмысление гегелевской философии с точки зрения историзма осуществляют Б.Кроче, Дж.Джентиле, Дж.Коллигвуд. Для Робина Джорджа Коллингву-да кризис современной ему западной цивилизации есть следствие отказа от веры в разум как основы организации всей социальной жизни.

Неореализм - другое течение рационалистического направления философской мысли первой половины XX в. Для представителей этого течения реальность открывается в понятиях теоретического научного мышления. При этом математика - это высшее дедуктивное, интеграционное знание, содействующее творческому синтезу в науке.

Рациовитализм - появился как результат критики рационализма, прежде всего декартовского, философией Нового времени. Х.Ортега-и-Гассет не принимает рационализма Р.Декарта, ибо в философии последнего человек только познающий, но не живущий, а поэтому многие проявления бытия человека у Декарта остались за пределами исследования.

Ортега-и-Гассет претендует на открытие и обоснование новой роли разума, позволяющей понять единство человека с миром. И мир этот - не только внешний мир межиндивидуальных отношений, но и внутренний, личностный мир, в основе которого лежит свободный индивидуальный выбор.

Иррационализм XX в. представлен "философией жизни" Ф.Ницше (1844-1900), В.Дильтея (1833-1911), Г.Зиммеля (1858-1918), А.Бергсона (1859-1941); психоаналитической философией З.Фрейда (1856-1939), К.Г. Юнга (1875-1961), А.Адлера (1870- 1937), К.Хорни (1885-1952), Э.Фромма (1900-1980); экзистенциализмом, о котором речь пойдет ниже.

Немецкий философ Вильгельм Дильтей считал, что философия является "наукой наук" и поэтому не дает познания сверхчувственных сущностей. Науки делятся на "науки о природе" и "науки о духе". Предметом последних является общественная жизнь, которая постигается "описательной психологией". Человек, по Дильтею, сам есть история, которая постигается психологией как "понимающей" связи всей душевной жизни человека, ее мотивов, выбора, целесообразных действий. Проблемы, которые поставил философ, интересны и значительны. Например, связь индивидуального с социальным: как может чувственная индивидуальность сделаться предметом общезначимого объективного познания?

Французский философ, лауреат Нобелевской премии (получил премию за стиль своих философских сочинений) Анри Бергсон исследовал такие феномены, как длительность, жизненный порыв, поток сознания, воспоминание о настоящем, творческая эволюция. Каждое из опубликованных А.Бергсоном произведений - "Опыт о непосредственных данных сознания", "Материя и память", "Введение в метафизику", "Творческая эволюция", "Два источника морали и религии" - становилось событием европейской интеллектуальной жизни. Центральные понятия его философии - "чистая длительность" как истинное, конкретное время и "неинтеллектуальная интуиция" как подлинный философский метод. Длительность предполагает постоянное творчество новых форм, взаимопроникновение прошлого и настоящего, непредсказуемость будущих состояний, свободу. Познание длительности доступно лишь интуиции.

Последние полтора десятилетия исследователи культуры, в том числе философии, пишут о модернизме и постмодернизме. Модернизм (фр. moderne - новейший, современный) как феномен имел в истории культуры разные толкования: как новое в искусстве и литературе (кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, абстрактное искусство и т.п.); как направление в католицизме, стремящееся к обновлению вероучения на основе науки и философии; наконец, как осмысление качественно новых феноменов или качественно новой интерпретации уже известного в философии. Так, к модернизму в свое время относили позитивизм, марксизм, а еще раньше просвещение. Для модернизма, с точки зрения Хабермаса, характерна "открытость" того или иного учения другим учениям. Совсем недавно в англосаксонских странах, отмечает он, господствовала аналитическая философия, в то время как в Европе, в таких странах, как Франция и Германия (ФРГ), были свои философские кумиры: во Франции-Ж. П.Сартр, а в Германии- Т.Адорно. Однако последние 20 лет французы стали восприимчивы к философской мысли и США, и Германии, а немецкие философы опираются на идеи К.Леви-Строса. М.Фуко, Д.Лукача. Т.Парсонса. К модернистам Хабермас относит американского социолога, социального философа Толкотта Парсонса (1902-1979), автора теории дифференцированного, все усложняющегося общества, где складывается отчуждение структур деятельности в "жизненном мире" от структур социальной системы.

Одним из первых философов постмодернизма является французский философ Жан Франсуа Лиотар (р. 1924). Всвоей книге "Состояние постмодерна" (1979) он объясняет феномен постмодерна как не только философский, но в целом культурологический, как своего рода реакцию на универсалистское видение мира в модернистской философии, социологии, религиоведении, искусстве и т.д. Ж.Ф. Лиотар, так же как и Ю.Хабермас, видит отличие постмодернистской философии от марксистской в утверждении идеи выбора из нескольких альтернатив, представляемых не столько в познанном, сколько в исторической конфигурации жизненных практик, в социальной сфере. Постмодернизм представлен, таким образом, современным постструктурализмом (Ж.Деррида, Ж.Бордрийяр), прагматизмом (Р.Рорти).

Американский философ Ричард Рорти (р. 1931), профессор университета в Вирджинии, известен своим проектом "деструкции" всей предшествующей философии. По его мнению, вся до сих пор существовавшая философия искажала личностное бытие человека, ибо лишала его творчества. Прежней философии не хватало гуманитарности, считает Р.Рорти. Он в своем учении соединяет прагматизм с аналитической философией, утверждая, что предметом философского анализа должны быть социум и формы человеческого опыта. Рорти, таким образом, толкует философию как "голос в разговоре человечества", картину всеобщей связи, посредницу во взаимопонимании людей. Для него социум - общение людей и ничего больше... В социуме главное - интересы личности, "собеседника".

Можно сказать, что постмодернизм представляет собой реакцию на изменение места культуры в обществе: на сдвиги, происходящие в искусстве, религии, морали в связи с новейшей техникой постиндустриального общества. Постмодернизм настаивает на гуманитаризации, антропологизации философского знания.

Заключение

Сам термин "философия" всегда имел славу термина, с трудом поддающегося определению из-за подчас фундаментального разрыва между философскими дисциплинами и используемыми в философии идеями

Современные западные источники дают гораздо более осторожные определения, например: "философией является учение о наиболее фундаментальных и общих понятиях и принципах, относящихся к мышлению, действию и реальности".

Философия включает в себя такие различные дисциплины, как логика, метафизика, онтология, эпистемология, эстетика, этика и др.,

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять:

мировоззренческую, методологическую, мыслительно-теоретическую, гносеологическую, критическую, аксиологическую, социальную, воспитательно-гуманитарную, прогностическую функции философии.

Предметом философии называют круг вопросов, которые она изучает.

"Кто такой человек и зачем он пришел в этот мир?"

"Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?"

Существует три главных раздела философии: методология, метафизика и теория ценностей. Однако между этими дисциплинами не проведено четких границ. Существуют такие философские вопросы, которые одновременно относятся более чем к одной из этих дисциплин, и существуют такие, которые не относятся ни к одной.

Современная философия представляет собой сложное духовное образование. Ее плюрализм расширился и обогатился как за счет дальнейшего развития науки и практики, так и за счет развития самой философской мысли в предшествующие столетия.

Она предстает в различных направлениях. Среди них такие, как модернизм и постмодернизм, рационализм и иррационализм, сциентизм и антисциентизм.

Сегодня в нашей стране, да и в других странах рождается новый тип материалистической философии, ориентированный на материалистическое понимание истории, обращенное к личности, жизненному миру человека, решению проблем материального и духовного, природного и общественного, индивидуального и социального, объективного и субъективного, личностного и коллективного.


1. В.Н. Лавриненко. Философия: учебник. Современная философская мысль. Главные направления современной философии. – М., 2002.

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



Читайте также: