Поселок инзер башкирия. Река большой инзер

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Инзер (Большой Инзер)

Река Инзер около дер. Габдюково , ж.д станция «71-й километр»
Характеристика
Длина
Бассейн
Расход воды

67,7 м³/с (в устье)

Исток
- Местоположение

Южный Урал

- Высота
- Координаты
Устье
- Местоположение
- Высота
- Координаты
Страна

Россия Россия

Регион
К:Реки по алфавиту К:Водные объекты по алфавиту К:Реки до 500 км в длину Инзер Инзер

Берёт начало на западных склонах Южного Урала .

Гидрология

В верховьях имеет характер горной реки, ниже долина реки расширяется и течение становится более спокойным.

Происхождение названия

От инйәр/ингәр , в тюрк. и монг. ангар `расщелина, ущелье, долина` (Русско-башкирский словарь водных объектов РБ / Составители: ХисаметдиноваиФ.Г., Шакуров Р.З. – Уфа, 2005.).

Притоки

Основные притоки по данным государственного водного реестра:

Галерея

    Inzer river 2.jpg

    Bashkir village Inzer river.jpg

    Inzer river near Assy.jpg

Напишите отзыв о статье "Инзер"

Примечания

Литература

  • Балков В. А. Водные ресурсы Башкирской АССР. Уфа, 1978.

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Источники

  • Инзер (река в Башкирской АССР) // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.

Отрывок, характеризующий Инзер

– Законы, религия… На что бы они были выдуманы, ежели бы они не могли сделать этого! – сказала Элен.
Важное лицо было удивлено тем, что такое простое рассуждение могло не приходить ему в голову, и обратилось за советом к святым братьям Общества Иисусова, с которыми оно находилось в близких отношениях.
Через несколько дней после этого, на одном из обворожительных праздников, который давала Элен на своей даче на Каменном острову, ей был представлен немолодой, с белыми как снег волосами и черными блестящими глазами, обворожительный m r de Jobert, un jesuite a robe courte, [г н Жобер, иезуит в коротком платье,] который долго в саду, при свете иллюминации и при звуках музыки, беседовал с Элен о любви к богу, к Христу, к сердцу божьей матери и об утешениях, доставляемых в этой и в будущей жизни единою истинною католическою религией. Элен была тронута, и несколько раз у нее и у m r Jobert в глазах стояли слезы и дрожал голос. Танец, на который кавалер пришел звать Элен, расстроил ее беседу с ее будущим directeur de conscience [блюстителем совести]; но на другой день m r de Jobert пришел один вечером к Элен и с того времени часто стал бывать у нее.
В один день он сводил графиню в католический храм, где она стала на колени перед алтарем, к которому она была подведена. Немолодой обворожительный француз положил ей на голову руки, и, как она сама потом рассказывала, она почувствовала что то вроде дуновения свежего ветра, которое сошло ей в душу. Ей объяснили, что это была la grace [благодать].
Потом ей привели аббата a robe longue [в длинном платье], он исповедовал ее и отпустил ей грехи ее. На другой день ей принесли ящик, в котором было причастие, и оставили ей на дому для употребления. После нескольких дней Элен, к удовольствию своему, узнала, что она теперь вступила в истинную католическую церковь и что на днях сам папа узнает о ней и пришлет ей какую то бумагу.
Все, что делалось за это время вокруг нее и с нею, все это внимание, обращенное на нее столькими умными людьми и выражающееся в таких приятных, утонченных формах, и голубиная чистота, в которой она теперь находилась (она носила все это время белые платья с белыми лентами), – все это доставляло ей удовольствие; но из за этого удовольствия она ни на минуту не упускала своей цели. И как всегда бывает, что в деле хитрости глупый человек проводит более умных, она, поняв, что цель всех этих слов и хлопот состояла преимущественно в том, чтобы, обратив ее в католичество, взять с нее денег в пользу иезуитских учреждений {о чем ей делали намеки), Элен, прежде чем давать деньги, настаивала на том, чтобы над нею произвели те различные операции, которые бы освободили ее от мужа. В ее понятиях значение всякой религии состояло только в том, чтобы при удовлетворении человеческих желаний соблюдать известные приличия. И с этою целью она в одной из своих бесед с духовником настоятельно потребовала от него ответа на вопрос о том, в какой мере ее брак связывает ее.
Они сидели в гостиной у окна. Были сумерки. Из окна пахло цветами. Элен была в белом платье, просвечивающем на плечах и груди. Аббат, хорошо откормленный, а пухлой, гладко бритой бородой, приятным крепким ртом и белыми руками, сложенными кротко на коленях, сидел близко к Элен и с тонкой улыбкой на губах, мирно – восхищенным ее красотою взглядом смотрел изредка на ее лицо и излагал свой взгляд на занимавший их вопрос. Элен беспокойно улыбалась, глядела на его вьющиеся волоса, гладко выбритые чернеющие полные щеки и всякую минуту ждала нового оборота разговора. Но аббат, хотя, очевидно, и наслаждаясь красотой и близостью своей собеседницы, был увлечен мастерством своего дела.
Ход рассуждения руководителя совести был следующий. В неведении значения того, что вы предпринимали, вы дали обет брачной верности человеку, который, с своей стороны, вступив в брак и не веря в религиозное значение брака, совершил кощунство. Брак этот не имел двоякого значения, которое должен он иметь. Но несмотря на то, обет ваш связывал вас. Вы отступили от него. Что вы совершили этим? Peche veniel или peche mortel? [Грех простительный или грех смертный?] Peche veniel, потому что вы без дурного умысла совершили поступок. Ежели вы теперь, с целью иметь детей, вступили бы в новый брак, то грех ваш мог бы быть прощен. Но вопрос опять распадается надвое: первое…
– Но я думаю, – сказала вдруг соскучившаяся Элен с своей обворожительной улыбкой, – что я, вступив в истинную религию, не могу быть связана тем, что наложила на меня ложная религия.

Маршрут: Уфа- п.Инзер - ост.169км. - р.Б.Инзер - д.Ассы - Уфа. 158км, 56ч (из них 17ч активных)

Участники: Тулупов Алексей, Мингазов Артур

Выезд утренней электричкой из Уфы. Учитывая, что в момент наших скромных потугов увидеть серые воды Б.Инзера центром туристического мира стал порог Айгир, куда и поехало 10 вагонов разношерстного турья (хотя электричка состояла всего из 8 ;-), было принято решение садиться на станции Спортивная, где электричка проходит в 7.20 (здесь и далее - время уфимское). Можно сесть на ст.Черниковская - 7.25. На ст.1629км, где она проходит в 7.35 шансы значительно падают, а на вокзале было просто страшно смотреть в окно. Проезд до п.Инзер стоил 25 руб.

От п.Инзер до Белорецка идет "кукушка". Чтобы попасть в "кукушку", состоящую ВСЕГО ИЗ 2 ВАГОНОВ!!, был разработан хитрейший план, на зависть воюющим в Ираке. За 4 станции до п.Инзер мы перебрались во второй вагон, за одну станцию мы стояли с рюкзаками у дверей и никого к ним не пускали. И как только двери открылись, вынесенные мощным напором толпы, нежелающей идти пешком на Айгир, а также, кажется, чьим то мстительным пинком (наверное, одного из тех, кого не пустили к дверям:), мы как олимпийские спринтеры, неся лодку над головой как факел, понеслись к дверям "кукушки". Добежав почти первыми и встав у самых дверей, мы узнали, что такое тысячекилограммовый пресс, взятие Бастилии штурмом и раздача хлеба в голодном Ташкенте.

Вход в "кукушку" стоил 10руб., и зажав деньги в зубах, вместе с лодкой я забрался в вагон, попутно заехав лодкой тому, кто кажется "помог" мне выйти из электрички. Усевшись у окна, я смотрел как в течении 40 минут палестинцы штурмова… тьфу, туристы организованно производили посадку в поезд. После того, как вагон стал напоминать игру "Тетрис", мы наконец-то тронулись. Было обидно смотреть, как настоящие туристы и друзья идут пешком, а отдающие дань памяти индейцев начали спрашивать друг у друга что такое огненная вода.

Через 10 минут "кукушка" остановилась прямо на пороге Айгир и еще 30 минут мы наблюдали как "спортсмены" выходили из вагона, осторожно звеня рюкзаки, набитыми "катамаранами" и "байдарками". После этого мы продолжали свой путь в гордом одиночестве, лишь один раз отвлекшись от созерцания гор, чтобы отдать еще по 10руб. проводнице.

Вышли на ст.169км., помахали рукой поезду, и объяснив вылезшим тут же туристам что Инзер дальше по "железке", зашлепали по шпалам. Туристы, решив облегчить себе путь, решили идти по проходившей тут же автодороге. Больше мы их не видели, так как дорога выходит на берег, кажется километров через 8. Граждане туристы, знайте, что до реки нужно пройти около 100 метров от остановки поезда, поэтому не облегчайте себе путь, идя по автодороге!

Накачав лодку мы погрузились и оттолкнулись от берега ровно в 15.16. При этом из спасательных средств у нас был только свисток и почему-то порванная камера, которую мы благополучно сожгли в костре этим же вечером. Свисток мы потом тоже потеряли, но Артурик сказал что им можно только акул отпугивать, и поэтому мы не расстроились.

Скорость реки была очень даже ничего, и в 15.40 мы уже проплывали д.Картали. В 15.55 прошли р.Сюрезняк. На берегу два мужика строили офигеннийший плот из надувнух камер от очень большой машины.

16.17 мост через узкоколейку.
16.30 Карталинская запань
18.30 не знаю где, но 15 км уже прошли точно.
19.10 поворот после Рыбаковых гор. В этом месте Инзер резко меняет направление и течет уже в основном на СЗ и С.
21.05 бивак у г.Ерматау

Итоги дня: Шли 5,5 часов, пройдя за это время 35км. Средняя скорость реки составила планируемые 7 км/ч. Обошли 6 групп на катамаранах и равтах. Отснято 52 фотографии и 7 роликов, что дало среднюю фотоскорость в 1 фото за 5,6 минут. Поразил один факт: абсолютно все в шлемах и спасжилетах. Чувствовали себя как-то неудобно в кепках и куртках.

Наступило 2 мая - второй день великого майского праздника - соревнования по литрбо…. звиняйте, по туристическому многоборью на п.Айгир. Но так как у нас нет ни байдарки, ни спасжилета, то на Айгир нас не взяли, хотя я и показывал им свисток для отпугивания акул. Поэтому мы и проснулись в 8.20 под горой Ерматау, что на реке Б.Инзер. Позавтракав вчерашним кашесупом, в 10.17 преисполненные решимости и продукцией бумажных комбинатов, мы взяли в руки весла и отправились покорять порог Сарышта.

11.07 Устье реки Калышта
11.25 Остров 42км?? перед Сарыштой
11.48 р.Сарышта.

Столь замечательно место заслуживает отдельного описания. Данный участок реки практически не зажат в скалах, в отличии от последующего участка и того, что видно на карте. Берега обрывисты, скорость увеличивается и достигает 9-11км. Порог хорошо заметен - сначала бурное (и серое, а не сине-зеленое как в многих описаниях) устье р.Сарышта по левую руку, поворот - и вы уже на чувствуете, как порог несет Вас на первую же скалу, желая размазать Ваши сушки и халву из рюкзака по великолепному отвесу. Большая вода скрывает все прелести шивер, однако волна высокая, и иногда хочется достать из рюкзака то, что не стало ученическими тетрадями. Лодку кидает сильно, всегда необходимо держать ее носом по волне - в противном случае просто перевернет. Дабы не устанавливать равновесие воды за бортом и в лодке путем перехлестывания ее через нос лодки, последнюю можно немного ставить углом к набегающей волне, чтобы она накатывалась на нее, а не плюхалась с высоты предыдущей. Однако, должен заметить, что этот прием немного опасен, т.к. если вы не удержите угол, что на следующей волне вы уже будете принимать процедуры, связанные с намачиванием одежды и активном махании руками. Сарышта тянется около 6-7 км, где наиболее сложны первые километра 3-4. Дальше мы уже могли позволить себе нарезание колбасы, чем вызвали падение котелка из рук туриста, моющего на берегу посуду. На перекате следует быть очень осторожным - при нас перевернулся равт и катамаран.

12.34 река Куяш.
12.45 река Казмаш.
13.15 д.Кызыл-Ярово. Здесь до 14.30 мы организовывали привал, дабы просушить обувь, т.к. подлая инзерская вода все таки намочила мои нежные и новые ботинки.
14.40 Пещера Кызыл-Яр. В пещеру мы не полезли, ограничившись фотографированием это замечательного отверстия в земле. В 14.50 уже плыли дальше.
15.37 Река Ремашта.
18.30 река Манаир.
19.30 д.Усмангали
19.38 п.Инзер. Вообще то, мы планировали плыть до Инзера, но т.к. было еще светло мы пошли дальше.
19.55 Ж/д мост через р.Инзер.
20.43 Мост у д.Манышта
20.55 Навесной мост у д.Тюльма
21.37 Ж/д мост
22.30 бивак за 400м до д.Ассы.

Итоги дня: шли 12 часов, пройдя за это время 83 км. Средняя скорость реки составила планируемые 7 км/ч. Обошли 5 групп на катамаранах и равтах. Отснято 165 фотографии и 16 роликов, что дало среднюю фотоскорость в 1 фото за 3,9 минут. Поражающих душу фактов встречено не было.

3 мая мы встали в 6.40, выплыли в 07.35 и в 08.10 вышли на берег в д.Ассы за 100м от платформы. Лучше всего, ИМХО, идти вдоль насыпи автодороги, заплыть под мост через какой-то ручей и там на полянке спокойненько уложиться, после чего пройти 100 метров и поставить мокрый и грязный рюкзак на белый бетон платформы. Электричка выходит из п.Инзер в 9.10 и 9.45 мы плюхнулись на потертое деревянное сидение любимого вагона. В 14.40 я вышел на перрон ст.Черниковская, сходил на стоянку, забрал ненаглядную "Нивку" и в 15.00 залез в душ.

P.S. Некоторые советы, которые ИМХО, могут кому-то помочь.

1. Постарайтесь найти лодку с высоким носом и желательно, надувным дном, типа "Турист-3". Нос спасет Вас от захлестываний, а дно будет держать высоко над водой. К тому же лодки такого типа имеют как бы две гондолы и прошитое вдоль дно, что очень сильно повышает их курсовую устойчивость. Такие лодки немного режут волну, что позволяет быстрее набирать скорость, сохранять ее, и идти поперек волны. Обычная же лодка, в принципе, не предназначена для сплава, т.к. имеет плоское дно, что превращает ее просто в тазик, вращающийся на воде.

2. Если такой лодки не нашли, то можно сделать из полиэтилена "волноотбойник". Клеется утюгом, на изготовление уходит около часа. Суть в том, что Вы одеваете на нос лодки треугольную пирамиду, верхний угол которой цепляется или за грудь сидящего на носу, или на небольшой шест, упирающийся в нос лодки. Боковины пирамиды цепляются ближе с 1/3 или середине лодки. При накатывании волны на нос, она просто стекает с этого полиэтилена. Если лодка держится носом по курсу, то боковые захлестывания исключены, а если волна выше пирамидки - вам поможет только свисток для отпугивания акул.

3. Рюкзаки ОБЯЗАТЕЛЬНО привязывать к лодке хорошей, прочной веревкой, чтобы в случае принятия лодкой не традиционного положения Вам не пришлось ехать домой за аквалангическим костюмом. Про полиэтиленовый мешок внутри я молчу.

4. Если Вы чувствуете, что лодку разворачивает боком на волну и Вы уже не успеваете веслом, можно маневрировать своим весом. Просто перекиньте его на поднимающийся по волне борт и надавите вниз. Да, в этом случае Вы черпанете воды, но в 99% останетесь в лодке.

5. Всегда берите с собой 2-х метровый шест и держите его под рукой. При такой скорости воды будут ситуации, когда нужно будет отталкиваться от скал или берега. Лучше делать это шестом - как подтверждение этому по Б.Инзеру плывет много обломков весел. В крайнем случае, если все-таки сломаете весло, Вам хотя бы будет чем домахать-догрести-дотолкаться до берега.

Попутного Вам ветра в … кому куда.

P.S.S. Мне он весь Б.Инзер дул в морду лица.

18.03.2013

РЕКА МАЛЫЙ ИНЗЕР

Поселок Инзер относится к числу крупных заводских поселков Башкирии. Тут есть леспромхоз, лесозавод. До 1950 г. работали углевыжигательные печи, в которых готовили древесный уголь. В поселке есть дом приезжих, магазин, почтовое отделение. В большую воду от поселка начинается молевой сплав леса, который создает дополнительные трудности при сплаве весной. Завалы, боны, запани, встречающиеся на реке, заставляют быть начеку даже на спокойных участках реки.

Ниже поселка справа впадает р. Малый Инзер. Здесь, на одном из пляжей, можно сделать дневку и совершить экскурсию к прорыву р. Малый Инзер между хребтами Караташ и Малый Ямантау (Агирский перекат), расположенный в 15 км от устья Малого Инзера. Дорога идет вверх по течению реки по узкоколейной железной дороге до хутора Айгир.

С висячего моста, переброшенного через Малый Инзер, можно полюбоваться узким ущельем, по дну которого мчится река, перепрыгивая через каменные глыбы и валуны.

Ниже прорыва с правого берега круто обрывается к реке скала Айгир, что в переводе с башкирского означает «Конь-скакун». Со скалой связана интересная легенда. В годы гражданской войны из Верхнеуральска в район бывшего Инзерского завода прорвался отряд белоказаков. Атаману понравился златогривый конь- вожак в табуне башкирских скакунов. Казачий атаман решил завладеть прекрасным конем. Началась погоня. Конь, почуяв недоброе, стрелой поскакал прочь от преследователей. Но силы были неравными. Круг преследователей замкнулся у крутого обрыва. Однако конь предпочел позорному плену гибель на порогах реки, бросившись вниз на острые камни.

Многочисленные пляжи с чистым песком тянутся на многие километры вниз по Инзеру. Летом в жаркие воскресные дни на пляжи приезжают жители из пос. Инзер и гор. Белорецка.

Проплыв устье Малого Инзера, плоты и байдарки уже плывут по Инзеру. Последняя часть маршрута в отличие то предыдущих сильно населена. По обоим берегам реки в среднем через каждые 7-8 км попадаются деревни. Меняется и характер долины. Горы отступают, уступая место более низким берегам. Ширина реки достигает 70-80 м, и на небыстрых перекатах лодки касаются дна реки.

На первых километрах пути встречаются несколько деревень: Новохасаново, Сафаргилово, Манышта, Алек сандровка, Карпуста. На всем участке длиной 16 км встречается всего два каменистых переката - у дер. Манышта и дер. Карпуста. Инзер принимает ряд притоков, берущих начало с близрасположенных хребтов: Сухие Горы, Белягуш, Карязы, Зильмердак, Бирьян.

На 20-м километре пути на реке расположено с. Ассы. Оно находится в устье р. Таз. В переводе с башкирского Ассы означает «горькое», а Таз - «соль». И действительно, в долине речки у подножия высокой горы выходят на поверхность минеральные родники с горько-соленым вкусом воды. Воды источников растекаются по пойме р. Таз, образуя своеобразную минерализованную грязь на заболоченных участках. Здесь можно видеть лужи охристо-ржавой воды или белые налеты солонцов на кочках. Самый большой по мощности источник оборудован срубом. Минеральные воды Ассинского источника целебны и пользуются известностью. В местную больницу, где врачи применяют Ассинские воды для лечения различных желудочных заболеваний и нервной системы, едут люди из разных уголков страны 1.

Долина реки постепенно поворачивает на запад, но русло реки очень часто меняет свое направление с западного на южное или северное, огибая глубоко вдающиеся в долину отроги хребтов Бирьян, Зильмердак и Карязы. Один из таких отрогов встречается в 2 км от с. Ассы. В отвесных скалах отрога, узким гребнем вдающимся в долину реки, можно обнаружить несколько пещер. Из одной пещеры каскадами стекает по скале родни к.

Вскоре река приводит туристов к большому пос. Бриштамак. Недалеко от поселка долина Инзера прорезает стык между хребтами Зильмердак и Бирьян. Уклон реки заметно увеличивается. Начинают попадаться быстрины и перекаты. Наиболее бурный каменистый перекат расположен в трех километрах от поселка. Здесь, в прорыве между хребтами, можно в последний раз половить хариусов, последний раз наблюдать необузданную мощь горного потока. Вырвавшись из окружения хребтов, Инзер принимает слева ручей Сели-Бургу, а через 2,5 км приводит туристов к селу Зуяково. Долина реки опять расширяется и достигает уже 2-3 км. В русле появляются многочисленные острова. Постепенно река утрачивает горный характер, и только галечное дно и каменистые берега напоминают, что Инзер - горная река.

Следующая деревня - Габдюково - расположена в 10 км от дер. Зуяково. В 8 км ниже Инзер круто поворачивает на запад. В повороте расположены четыре острова, на которых весной во время молевогр сплава леса образуются завалы и заторы. Базопасней всего за первым островом уйти влево, оставив по правую руку три небольших острова. В межень нужно плыть вдоль правого берега, так как здесь река глубже. На последующих 10 км река спокойно течет прямо на запад. В конце этого участка, на правом берегу реки, туристы могут посмотреть старые отвалы шлака. Здесь в конце XIX в. стоял Лемезский чугуноплавильный завод. Отсюда по лесной дороге проходит наиболее короткий путь в долину р. Лемеза. Дорога идет через небольшую седловину западнее горы Ялан-Гас (543 м) и через 9 км выходит на берег р. Лемезы. Здесь можно посетить пещеру Атыш и вернуться на Инзер.

Ниже река круто поворачивает на юг и через 8 км подходит к с. Карагаево. Село имеет автобусную связь с промышленными городами республики через с. Архангельское.

На протяжении 7 км до дер. Азово река плавно меандрирует вдоль берегов, поросших густыми зарослями орешника, черемухи и ивы.

Водное путешествие по горной р. Инзер можно закончить в дер. Тавокачево. В 8 км от деревни расположено большое с. Архангельское, имеющее автобусное сообщение с гор. Уфой. Но и в самом селе есть сельская гостиница. Забронировать гостиницу, бронировать отель правда нужно заранее. Ведь водных туристов не мало и места в гостинице очень часто все заняты. Недалеко от села (30 км) находится и железнодорожная станция Карламан. Если у туристов есть еще два дня, можно продолжить путешествие по Инзеру до с. Охлебинино, расположенного на р. Белой (55-60 км). Отсюда машиной, катером или поездом (5 км) можно выехать в гор. Уфу.

В этом году мы наконец-то сменили формат и условное «открытие сезона» провели на освежающем весеннем сплаве на моей любимой горной реке Южного Урала – Большом Инзере! Принять участие в сплаве предложила наша казанская подруга Лиля. Сплав прошёл в компании тур. клуба «След Туриста» из Казани.

Нитка маршрута: Уфа – о.п. 169 км (Карталы) – дер. Кызыл-Яр – Усмангали – пос. Инзер – Уфа. Водная часть: примерно 100-113 км. 28 апреля – 1 мая 2017 года.

Издалека-долго течёт река…

Собраться на такой сплав было непросто. Для начала пришлось искать сплав-средство. Желающих присоединиться к нашей «двойке» и сплавиться на 4-х местном катамаране не нашлось, и мы не придумали ничего лучше, чем взять обычную лодку на двоих. Лодку нам одолжил один очень хороший человек – большое ему спасибо. Итак, нам досталась «Аква-2800» – двушка под мотор, весом 20 кг.

Лоция сплава Карталы-Усмангали ч.1

Сплав было бы очень проблематично провести, не будь он привязан к железной дороге. А так, мы смогли спокойно погрузиться в пятничную электричку на Инзер, в которой ехали студенты, несколько сплавщиков в Тюльму, да праздные туристы в ассортименте на Айгир. Компании, не стесняясь, выпивали всю дорогу и шумно гудели.

Смеркалось. Мы пересели с шумной компанией в «кукушку» на Белорецк. Было смешно наблюдать, как они просят машиниста высадить их прямо у подъема на Айгир. Ну да, пройти 2 км от станции трудно. Мы ехали дальше, в ночь и неизвестность.

Лоция сплава Карталы-Усмангали ч.2

Карталы

На станции 169 км, она же деревня Карталы, она же Картали (так и не поняла, почему, но нас упорно поправляли на «и») было темно. Мы должны были переночевать у реки и утром встретится с Лилей и Co. Я, увидев человека на станции, тут же пошла спрашивать дорогу к воде. Дядька, местный житель, предложил нас подвезти (спасибо!), и уже через 15 минут мы обустраивались на ночлег недалеко от стапеля.

Утром повалил народ из Уфы, Екатеринбурга, а последними приехали измученные долгой дорогой наши казанские туристы.

Милые карталинские козочки

На старте

На сплаве перед нами стояла задача: приручить лодку, не совсем предназначенную для бурной весенней воды. Тем более, нас ждала шивера Сарышта, которой присвоена 2-я категория сложности. На подготовку к этой части у нас был целый сплавной день.

Уже на старте у нас начались смешные и не очень проблемы: слабо накачанная лодка резко уменьшилась в объёме при спуске на воду и тут же вывалились обе сидушки; начало сплава было узкое и извилистое, поэтому мы сразу увязли в кустах и отстали от наших. Хорошо, что вскоре мы причалили на стоянку и подкачали лодку.

Целый день мы привыкали к лодке, учились рулить, придумывали, как лучше разместить вещи и как качать лодку, чтобы она хорошо шла. Пейзаж в этой части был равнинный, деревья скорее ноябрьского, чем майского вида. За первый день прошли 30 км и вскоре встали на ночлег.

Место было живописное: высокая скала усыпана мелконабитым курумником у подножия, красивый и уютный сосновый лес с шишками. Вечером были шикарные песни под гитару, крепкий чай на бог знает каких чудесных травах и душевные разговоры. Мы были рады увидеть наших друзей, познакомиться с новыми людьми. Атмосфера была дружеская и расслабленная, а закат на Инзере только добавил красок в этот день

Где-то на маршруте

Вечерний Инзер

Наша первая стоянка в живописном месте

День второй. На всех парусах

Утром, ещё до завтрака, мы поднялись на скалу. С неё, конечно же, было ни черта не видно, как это часто бывает. Но размяться прогулкой перед активный сплавным днем тоже хорошо. Погода стояла отличная, а на берегах уже совсем не было снега. Во время завтрака мы наблюдали вереницы сплавщиков, проходящих мимо, и собирались в дальнейший путь.

Во время нашего путешествия нам попадались интересные люди: банда каякеров, для которых сплав был скорее тренировкой (спортсмены гребли против течения и делали "перевороты"); дядька из Нефтекамска на одноместной моднейшей лодке, сплавляющийся аж до самой Уфы. В общем, компания на сплаве была разнообразная. Мы немного смущались, что идём на лодке, но оказалось, таких как мы много.

Утренняя прогулка на скалы

Всё вроде идёт отлично

Немного о лодке. Нам попался отличный экземпляр, но всё-таки на бурной и быстрой воде в такой лодке значительно тяжелее, чем на катамаране. Мы дрифтовали на поворотах, чтобы не попасть в сильный поток и не прижиматься к скалам, больше гребли (отчасти потому что нас было двое), заранее планировали манёвры. И, хоть скорость течения была высокая, нам приходилось прикладывать усилия, чтобы идти стабильно и ровно. Огрести от береговых веток, кильнуться и искупаться в ледяном Инзере на маршруте не слишком хотелось.

Вчерашнее обуздание нашего «коня» из ПВХ дало результаты – сегодня нам удалось выйти в авангарде и даже сильно оторваться от казанцев. Так что пришлось их поджидать в некоторых местах. Через два часа мы уже стояли перед шиверой, чтобы сделать беглый осмотр препятствия и пообедать.

Горной реке- скальные пейзажи

Шивера Сарышта – длинный участок, бывший порог. Сейчас имеет сложность 2-й категории. Хотя по весенней воде это только сильные волны, прижимы к скале и небольшие валы.

Мандраж был, конечно, но скорее из-за неопытности в водном туризме. Шивера начинается с места впадения одноименной реки в Инзер: хрустальная серебряная вода с диким рёвом нёсется к Инзеру, и еще больше закручивает и без того крутой поворот. Вода в Сарыште настолько чистая, что я с удовольствием её пью, умываюсь и разговариваю с речкой.

река Сарышта бежит с гор

Кое-где лежит довольно глубокий снег.

После перекуса сразу выходим за своей группой. Качаясь на сильных волнах, стараемся идти по краю потока, зная, как легко можно опрокинуть лодку или пробить её о скалы. Окружающий народ встречает возгласами очередной вал и потихоньку этот участок заканчивается. Впереди деревня Кызыл-Яр. Нежилая, но стоит домик, где можно купить, к сожалению, только алкоголь. Сплавляемся дальше. Идём очень быстро и не попадаем в пещеру Максимовича, которая условно была в плане посещения. Но это и к лучшему.

Со второго дня Инзер меняет свой характер: начались высокие и грозные скалы, ничуть не уступающие в красоте Айским Притёсам. С гор бежит вода, тут и там сияют снежные пятна, а скальники раскрашены во всевозможные краски. Это мох, который захватил тут всё пространство. Почти до 7 вечера мы на вёслах. Прошли порядка 50 километров

Волны есть, но не сильные

Сотни горных родников и ручьёв питают Инзер

Устали и ждём, пока начнём чалиться. Никак не удаётся найти стоянку. И вот, внезапно, из-за крутого поворота видим наши каты, у берега. Не успеваем совершить манёвр (река нёсет на повороте) и метров через 30 встаём в мордохлысте. Лодку заносим на берег и идём к общему лагерю.

Жаль, что не удалось оценить всю прелесть шиверы и пройти её на катамаране. Хотя не для всех это вышло удачно: видели перевернувшийся катамаран и лодку. После ужина нас достаточно быстро разморило, и мы ушли спать, а наши спутники тем временем топили баньку и обсуждали сегодняшний день.

Заключительный день и выезд домой

До Инзера оставалось часа 2 хода. Мы торопились к электричке (в 6 вечера), поэтому этим утром стартовали в одиночестве. Нам вручили распечатанную лоцию, по которой мы решили причалить дальше села Усмангали, у ж/д насыпи в километре от станции. Сегодня мы поддались Инзеру и спокойно дрейфовали по реке, лишь изредка подгребая в нужную сторону. Солнце и спокойная река расслабляли.

Залегания горных пород на Урале

Минут за 15 до Усмангали стали попадаться жилые домики и вдалеке показался посёлок. Увидеть обжитые места было приятно, так как весь сплав проходил по дикой безлюдной местности. В Усмангали уже толпились сплавщики, собираясь ехать домой, а мы пошли дальше. Увидели небольшой водопадик, стекающий с горы. В нашей лоции это место отмечено как «пейзаж в японском стиле с водопадиком». Впереди показалась железная дорога. По берегам грустно и лениво гуляли одинокие коровы.

До электрички оставалось часа три, поэтому мы устроили полноценный спокойный обед, высушили лодку, умылись и привели себя в порядок, и спокойно и аккуратно упаковали вещи. Жаркое полуденное солнце беспощадно светило. Наш первый самостоятельный водный поход был окончен.

В инзерской электричке пьяно гудел и невкусно пах третий вагон, а мы ушли подальше в пустой сидячий вагон, где удобно устроились и в тишине поехали домой.



Читайте также: