Порядок работы врачебной комиссии сг. Цели деятельности врачебной комиссии

ВК создается для коллегиального обсуждения и принятия решения по вопросам диагностики, лечения, реабилитации, определения трудоспособности граждан, профессиональной пригодности некоторых категорий работников и иных медико-социальных вопросов, а также для осуществления контроля качества и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе оценки обоснованности и эффективности назначения лекарственных средств.

Порядок создания и деятельности врачебной комиссии регламентируют Федеральный Закон № 323-ФЗ от 21.11.2011.г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (статья 48 «Врачебная комиссия и консилиум врачей») и приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2012 г. № 502н “Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации”.

Врачебная комиссия создается на основании приказа руководителя МО.В зависимости от поставленных задач, особенностей деятельности МО по решению руководителя МО в составе ВК могут формироваться подкомиссии:

    лечебно-контрольная комиссия (рассмотрение случаев нарушения ведения врачебной деятельности);

    подкомиссия по изучению летальных исходов (ПИЛИ);

    подкомиссия по уничтожению использованных ампул (и т.п.) из под наркотических средств;

    подкомиссия по уничтожению наркотических и психотропных веществ, с включением представителей органов внутренних дел, органов охраны окружающей среды;

    подкомиссия по проверке целесообразности применения и оборота наркотических и психотропных веществ;

    подкомиссия по организации дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО):

    по санкционированию назначения лекарственных препаратов (ЛП);

    по контролю за назначением и выпиской ЛП;

    по контролю учета, хранения и расходования рецептурных бланков.

    подкомиссия по контролю санитарно-эпидемиологического режима и профилактики внутрибольничных инфекций (ВБИ).

Положение о ВК (подкомиссии ВК), регламентирующее цели, задачи и функции ВК (ее подкомиссий), порядок работы, учета и представления отчетности по итогам деятельности, и состав ВК (ее подкомиссий) утверждаются руководителем МО.

ВК (подкомиссия ВК) состоит из председателя, одного или двух заместителей председателя, секретаря и членов комиссии.

Председателем ВК назначается руководитель МО или заместитель руководителя (руководитель структурного подразделения), в должностные обязанности которого входит решение вопросов, отнесенных к компетенции комиссии.

В состав ВК и ее подкомиссий включаются заведующие структурными подразделениями, врачи-специалисты из числа работников МО. Обязанности по участию в работе ВК должны быть включены в функциональные обязанности сотрудников.

Лечащие врачи представляют больного на ВК, но не являются членами ВК

Председатель ВК (подкомиссии) несет ответственность за ее деятельность, своевременность, обоснованность и объективность принятых решений.

Секретарь ВК (подкомиссии ВК) составляет планы-графикизаседаний;подготавливает материалы для заседания;уведомляет членов ВК о дате и времени проведения заседания;оформляетрешениеВК (ее подкомиссии) и ведет специальный журнал, в который заносятся принятые ВКрешения;организует хранение материалов работы ВК и ее подкомиссий.

Заседания ВК и подкомиссий проводятся не реже одного раза в неделю на основании планов-графиков, утверждаемых руководителем МО.В случае необходимости по решению руководителя МО могут проводиться внеплановые заседания ВК (подкомиссии ВК).

Решение ВК (подкомиссии) считается принятым, если его поддержало две трети членовкомиссии.Решение оформляется в виде протокола.

Выписка из протокола решения ВК выдается на руки пациенту либо его законному представителю на основании письменного заявления.

Председатель ВК ежеквартально, а также по итогам года представляет руководителю МО письменный отчет о работе ВК и ее подкомиссий.

Контролирует работуВК и ее подкомиссий руководитель МО.

      Функции врачебной комиссии

    принятие решений по вопросам профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан в наиболее сложных и конфликтных ситуациях, требующих комиссионного рассмотрения;

    решение вопросов ЭВН в случаях, установленных законодательством РФ;

    проведение экспертизы профессиональной пригодности некоторых категорий работников;

    оценка качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения ЛП;

    оценка соблюдения в МО установленного порядка ведения медицинской документации;

    разработка мероприятий по устранению и предупреждению нарушений в процессе диагностики и лечения пациентов;

    изучение каждого случая смерти пациента в целях выявления причины смерти, а также выработки мероприятий по устранению нарушений в деятельности МО и медицинских работников в случае, если такие нарушения привели к смерти пациента;

    принятие решения по вопросам назначения и коррекции лечения(включая наркотические и психотропные ЛП) в целях учета данных пациентов при обеспечении ЛП в соответствии с законодательством РФ;

    проведение отбора пациентов для оказания высокотехнологичной медицинской помощи;

    вынесение медицинского заключения о наличии (отсутствии) медицинских показаний и медицинских противопоказаний для медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан;

    выдача заключения о нуждаемости ветерана в обеспечении протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями;

    проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

    выдача справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

    вынесение медицинского заключения о том, что при изъятии органов и тканей для трансплантации (пересадки) у живого донора его здоровью не будет причинен значительный вред;

    анализ заболеваемости, в том числе матерей и новорожденных, внутрибольничными инфекциями, разработка и реализация мероприятий по профилактике заболеваемости ВБИ;

    организация и проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (по решению руководителя МО);

    взаимодействие в работе по вопросам, относящимся к компетенции ВК, с территориальными фондами обязательного медицинского страхования, региональными отделениями ФСС РФ, территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, федеральными учреждениями МСЭ, со страховыми МО, иными органами и организациями;

    рассмотрение обращений (жалоб) по вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи граждан в МО;

    иные функции, предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

Врачебная комиссия - это особый орган, функционирующий на постоянной регулярной основе при каждой медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи гражданам, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации и др. Функции врачебной комиссии. в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05. № 502н Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации (далее – Приказ Минздравсоцразвития № 502н), крайне разнообразны. Так, например, на врачебную комиссию возлагается определение трудоспособности граждан;продление листков нетрудоспособности в случаях, установленных законодательством в сфере здравоохранения;оценка качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий и др. Кроме того, врачебная комиссия занимается оценкой соблюдения в медицинской организации установленного порядка ведения медицинской документации;разработкой мероприятий по устранению и предупреждению нарушений в процессе диагностики и лечения пациентов;изучением каждого случая смерти пациента в целях выявления причины смерти и др. В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития № 502н по решению руководителя медицинской организации на врачебную комиссию может также возлагаться функция по организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Немного об истории врачебных и иных внутренних комиссий

Врачебная комиссия медицинской организации

Состав врачебной комиссии

Юридическое сопровождение пациента

при оказании ему медицинских услуг

Председатель врачебной комиссии

Председателем врачебной комиссии назначается руководитель медицинской организации или один из его заместителей, в должностные обязанности которого входит решение вопросов, отнесенных к компетенции комиссии. Председателями подкомиссий же назначаются заместители руководителя медицинской организации или руководители ее структурных подразделений, в должностные обязанности которых входит решение вопросов, отнесенных к компетенции подкомиссий.

Должности, которые может занимать руководитель медицинской организации, утверждены Приказом Минздрава России от 20.12. № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников». Как видно из приказа не только главный врач может являться руководителем медицинской организации, а также, например, его заместитель или иные работники, занимающие соответствующие приказу должности. Дополнительные требования к руководителю медицинской организации содержаться в Постановлении Правительства РФ от 16.04. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности».

Ответственность председателя врачебной комиссии

Теперь согласно Приказу Минздравсоцразвития № 502н именно председатель врачебной комиссии (её подкомиссии) несет ответственность за деятельность врачебной комиссии. Все решения врачебной комиссии должны быть своевременны, обоснованы и объективны.

На председателя врачебной комиссии возлагается обязанность по представлению руководителю медицинской организации письменных отчетов о работе врачебной комиссии. Отчеты должны представляться один раз в три месяца, а также по итогам года.

Секретарь врачебной комиссии

Правовые и организационные основы деятельности врачебной комиссии (в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05. N 502н)

Врачебная комиссия как институт прошла в России (а ранее в Советском Союзе) значительный путь: как БВЭ - бюро врачебной экспертизы, ВКК - врачебно-контрольная комиссия, КЭК - клинико-экспертная комиссия и, в настоящее время, ВК - врачебная комиссия. Вместе с тем задачи, решаемые врачебной комиссией, всегда имели большое значение не только для лечебно-диагностического процесса, но и для важнейших сторон медицинской и социальной деятельности: реабилитации, санаторно-курортного дела, льготного лекарственного обеспечения и экспертизы трудоспособности и профпригодности.

Организация работы врачебных комиссий (далее - ВК) в медицинских организациях возложена на руководителя (директора или главного врача), который осуществляет контроль за деятельностью и надлежащим исполнением обязанностей председателем и членами ВК.

В настоящее время работа ВК регламентирована приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.05. N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации". который отменил действовавший ранее приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 сентября 2008 года N 513н "Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации".

Приказ включает порядок создания и деятельности ВК, что представлено 3 разделами: общие положения, функции ВК и порядок создания и деятельности ВК.

В общих положениях указана цель создания ВК в медицинской организации совершенствование организации оказания медицинской помощи гражданам. Для понимания цели следует обратиться к Федеральному закону от 21.11. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ". В статье 14 (пп.4 п.2) "Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья" указано, что к компетенции Министерства здравоохранения РФ относится "утверждение порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации", а также другие стороны работы ВК: порядка организации и проведения медицинских экспертиз;порядка организации направления граждан РФ на лечение за пределы территории РФ за счет средств федерального бюджета;порядка проведения медицинских осмотров;порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов и т.п. Статья 48 названного закона практически полностью посвящена ВК и называется "Врачебная комиссия и консилиум врачей". В п.1 этой статьи указано, что в состав ВК входят только врачи, а возглавляет ее главный врач или его заместители. В то же время пункт 8 Порядка (приложение к приказу N 502н) гласит: "Врачебная комиссия (подкомиссия врачебной комиссии) состоит из председателя, одного или двух заместителей председателя, секретаря и членов комиссии", а в пункте 9 указано, что "председателем врачебной комиссии назначается руководитель медицинской организации или заместитель руководителя (руководитель структурного подразделения) медицинской организации". Таким образом, можно сделать 2 интересных вывода: 1. что ВК может возглавлять либо руководитель (директор, главный врач), либо заместитель главного врача, либо руководитель структурного подразделения, но не заведующий отделением, а, например, заведующий поликлиникой в объединенной больнице;2. в состав ВК должен входить секретарь, но занимать его должность может только врач или иное лицо с высшим медицинским образованием. Оба этих вывода могут быть оспорены, так как для небольших медицинских организаций (ЦРБ или частные клиники) невозможно организовать работу комиссии с председателем из упомянутых лиц и на практике чаще всего эту должность занимают заведующие отделениями;а секретарем более рационально назначить медицинскую сестру или (там, где имеется возможность) медицинского работника с высшим сестринским образованием, что подтверждается функциями (п.13 Порядка) - оформить, составить график, известить о проведении комиссии. Но такое положение дел противоречит федеральному закону, который в этом случае имеет большую законную силу, следовательно, до появления новой редакции статьи 48 дело обстоит именно таким образом. Пункт 2 статьи 48 подтверждает, что ВК создается для совершенствования медицинской помощи, а также для принятия решения в наиболее сложных и конфликтных случаях по:

Вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации,

Определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников,

Осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами,

Трансплантации (пересадки) органов и тканей человека,

Медицинской реабилитации,

Принятия решения по иным медицинским вопросам.

Эти задачи получили развитие в других подзаконных актах федерального органа исполнительной власти, а также в приказе N 502н в п.4. Данный раздел гласит, что ВК осуществляет следующие функции:

4.1. принятие решений по вопросам профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан в наиболее сложных и конфликтных ситуациях, требующих комиссионного рассмотрения;

4.2. определение трудоспособности граждан;

4.3. продление листков нетрудоспособности в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

4.4. принятие решения по вопросу о направлении пациента на медико-социальную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4.5. проведение экспертизы профессиональной пригодности некоторых категорий работников;

4.6. оценку качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов;

4.7. оценку соблюдения в медицинской организации установленного порядка ведения медицинской документации;

4.8. разработку мероприятий по устранению и предупреждению нарушений в процессе диагностики и лечения пациентов;

4.9. изучение каждого случая смерти пациента в целях выявления причины смерти, а также выработки мероприятий по устранению нарушений в деятельности медицинской организации и медицинских работников в случае, если такие нарушения привели к смерти пациента;

4.10. принятие решения по вопросам назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4.11. принятие решения о назначении лекарственных препаратов в случаях и в порядке, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, а также лекарственных препаратов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;

4.12. проведение отбора пациентов, формирование и направление комплекта документов в Комиссию органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения по отбору пациентов для оказания высокотехнологичной медицинской помощи в соответствии с Порядком направления граждан Российской Федерации для оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, путем применения специализированной информационной системы, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 декабря года N 1689н;

Доступ к полной версии этого документа ограничен

ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТОВ

ПРИКАЗ О СОЗДАНИИ ПОСТОЯННОЙ КОМИССИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЛЕТАЛЬНЫХ

ИСХОДОВ (КИЛИ)

С целью осуществления постоянного, текущего контроля качества лечения, соблюдения прав граждан на оказание медицинской помощи, выработки эффективных методов лечения и на основании Федерального закона от 21 ноября г. № 323-ФЗ Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, приказа Минздравсоцразвития России от 5 мая г. № 502н Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, приказа МЗ РФ № 82 от 29 апреля 1994 г. О порядке проведения патологоанатомических вскрытий и приказа МЗ МО № 60 от 21 февраля 2006 г. О создании ЛКК для разбора обращений граждан и государственных организаций

Председатель Зам. гл. врача_

Члены: Зам. гл.врача _

Зав. патологоанатом. лаб. _

Гл. хирург, зав. 1 хирург. отд._

Система внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в многопрофильной клинике

Создание Положения о врачебной комиссии для небольшой многопрофильной медицинской клиники своими силами

Здесь мы подробнее остановимся на особенностях составления Положения о врачебной комиссии медицинской организации для клиник, обладающих ограниченными ресурсами.

В целях организации медицинской деятельности и управления небольшая клиника может использовать, как правило, только собственные силы. Усердие и время владельца, директора и главного врача, если это разные люди, что бывает не так часто. Во многих клиниках все документы приходится разрабатывать одному лицу, несущему на себе всё бремя ответственности, а, поскольку документов требуется огромное количество, процесс их подготовки растягивается на многие месяцы и даже годы. Всё это время медицинский бизнес рискует попасть под административный пресс с крайне негативными последствиями.

Для того, чтобы облегчить и ускорить процесс разработки локальной нормативно-правовой базы в небольших медицинских клиниках и центрах, и предназначена эта статья.

Приступим.

Положение о врачебной комиссии строится на основе приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая года № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации». Можно просто скопировать примерное положение («Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации»).

Далее, убираем из содержания примерного положения все оговорки насчёт подкомиссий, так как в малой клинике, не имеющей структурных подразделений, с небольшим штатом специалистов и с малой загрузкой создавать подкомиссии не имеет смысла. Также, не стоит создавать отдельных документов «Положение о врачебной комиссии» и «Порядок организации и деятельности врачебной комиссии». «Порядок» входит в «Положение», включая численный состав врачебной комиссии, а поимённый состав назначается отдельным приказом «О составе врачебной комиссии».

В третьем пункте «Общих положений» необходимо добавить опору на локальные нормативно-правовые акты медицинской организации, так как в своей работе врачебная комиссия будет использовать Положение о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности и другие локальные документы.

Далее, нужно адаптировать текст к особенностям своей медицинской организации. Так, не имея возможности проведения экспертизы трудоспособности, не стоит указывать, что врачебная комиссия будет этим заниматься. Но рассматривать вопросы, связанные с необходимостью проведения такой экспертизы, она обязана, как и решать их с соблюдением законных прав и интересов пациентов. Все содержащие подобные функции пункты должны быть переработаны соответствующим образом.

Пункты второго раздела, описывающие функции врачебной комиссии, которые медицинская организация может осуществлять самостоятельно, могут быть оставлены без изменений. Там, где своих возможностей недостаточно, врачебная комиссия оценивает потребности пациента и удовлетворяет их путём перенаправления нуждающихся в другие медицинские организации.

Третий раздел Положения, описывающий порядок работы врачебной комиссии, следует переработать с учетом системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности, действующей в медицинской организации или планируемой к запуску. Врачебная комиссия осуществляет третий уровень контроля, используя идеологию, методологию проведения экспертизы и оценочные критерии, описываемые в Положении о внутреннем контроле качества. На этот документ и следует опереться.

Приказ Минздрава РФ от 21 мая 2002 года № 154 «О введении формы учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях» установил форму Журнала клинико-экспертной работы, определил правила его использования и хранения. Также, этим приказом установлена подробная «Инструкция» заполнения граф этого Журнала.

Помимо Журнала КЭР, работа врачебной комиссии подразумевает оформление Протоколов заседаний и, соответственно, Журнала заседаний врачебной комиссии. Эти формы федеральным органом управления здравоохранением не установлены. Поэтому, их нужно установить локальными нормативными актами. Лучше всего, в виде приложений к Положению о врачебной комиссии медицинской организации.

Форму Журнала заседаний врачебной комиссии можно сгенерировать по адресу. (ссылка на форм-генератор http://zdrav.org/ps/form-generator/jurnal-zasedanij-vrach-komissii.html) и бесплатно получить его на указанный адрес электронной почты вместе с Формой для прошивки журналов.

В базовый пакет «Система контроля качества и безопасности медицинской деятельности» для малых многопрофильных медицинских центров включены Примерное положение о врачебной комиссии, шаблон Протокола заседания врачебной комиссии и другие необходимые макеты документов, формы и шаблоны.

С наилучшими пожеланиями, Андрей Таевский

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации


Документ с изменениями, внесенными:
(Российская газета, N 294, 27.12.2013) (вступил в силу с 1 января 2014 года).
____________________________________________________________________


В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст.6724)

приказываю:

1. Утвердить порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации согласно приложению.

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 сентября 2008 года N 513н "Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2008 года N 12993);

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 мая 2009 года N 269н "О внесении изменений в Порядок организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 сентября 2008 года N 513н "Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 июля 2009 года N 14233).

Министр
Т.Голикова

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
9 июня 2012 года,
регистрационный N 24516

Приложение. Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации

Приложение

I. Общие положения

1. Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации (далее - Порядок) определяет цели создания, правила деятельности и функции врачебной комиссии медицинской организации.

2. Врачебная комиссия медицинской организации (далее - врачебная комиссия) создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи гражданам.

3. В своей деятельности врачебная комиссия руководствуется Конституцией Российской Федерации , федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, включая Порядок, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

II. Функции врачебной комиссии

4. Врачебная комиссия осуществляет следующие функции:

4.1. принятие решений по вопросам профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан в наиболее сложных и конфликтных ситуациях, требующих комиссионного рассмотрения;

4.2. определение трудоспособности граждан;

4.3. продление листков нетрудоспособности в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

4.4. принятие решения по вопросу о направлении пациента на медико-социальную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4.5. проведение экспертизы профессиональной пригодности некоторых категорий работников;

4.6. оценка качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов;

4.7. принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям):

не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи;

по торговым наименованиям;
приказом Минздрава России от 2 декабря 2013 года N 886н)

4.8. направление сообщений в Федеральную службу по надзору сфере здравоохранения в целях осуществления мониторинга безопасности лекарственных препаратов о выявленных случаях побочных действий, не указанных в инструкции по применению лекарственного препарата, серьезных нежелательных реакций и непредвиденных нежелательных реакций при применении лекарственных препаратов, в том числе послуживших основанием для назначения лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом 4.7. настоящего Порядка;
(Подпункт дополнительно включен с 1 января 2014 года приказом Минздрава России от 2 декабря 2013 года N 886н)

____________________________________________________________________
Пункты 4.7.-4.23 предыдущей редакции с 1 января 2014 года считаются соответственно пунктами 4.9.-4.25 настоящей редакции - приказ Минтранса России от 23 сентября 2013 года N 299 .
____________________________________________________________________

4.9. оценка соблюдения в медицинской организации установленного порядка ведения медицинской документации;

4.10. разработка мероприятий по устранению и предупреждению нарушений в процессе диагностики и лечения пациентов;

4.11. изучение каждого случая смерти пациента в целях выявления причины смерти, а также выработки мероприятий по устранению нарушений в деятельности медицинской организации и медицинских работников в случае, если такие нарушения привели к смерти пациента;

4.12. принятие решения по вопросам назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4.13. принятие решения о назначении лекарственных препаратов в случаях и в порядке, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, а также лекарственных препаратов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;

4.14. проведение отбора пациентов, формирование и направление комплекта документов в Комиссию органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения по отбору пациентов для оказания высокотехнологичной медицинской помощи в соответствии с Порядком направления граждан Российской Федерации для оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, путем применения специализированной информационной системы , утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 декабря 2011 года N 1689н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2012 года N 23164);

4.15. вынесение медицинского заключения о наличии (отсутствии) медицинских показаний и медицинских противопоказаний для медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок направления граждан на медицинскую реабилитацию и санаторно-курортное лечение;

4.16. выдача заключения о нуждаемости ветерана в обеспечении протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями в соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями , утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 15, ст.1550; N 23, ст.2713; 2009, N 2, ст.244; N 3, ст.378; N 33, ст.4083; N 43, ст.5064; N 45, ст.5350; 2010, N 4, ст.394; N 11, ст.1225; N 25, ст.3167; 2011, N 2, ст.339);

4.17. осуществление медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, на предмет наличия у них тяжелого заболевания, включенного в перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений , утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2011 года N 3 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 4, ст.608);

4.18. проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

4.19. выдача справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

4.20. вынесение медицинского заключения о том, что при изъятии органов и тканей для трансплантации (пересадки) у живого донора его здоровью не будет причинен значительный вред;

4.21. анализ заболеваемости, в том числе матерей и новорожденных, внутрибольничными инфекциями, разработка и реализация мероприятий по профилактике заболеваемости внутрибольничными инфекциями;

4.22. организация и проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (по решению руководителя медицинской организации);

4.23. взаимодействие в работе по вопросам, относящимся к компетенции врачебной комиссии, с территориальными фондами обязательного медицинского страхования, региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации, территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, со страховыми медицинскими организациями, иными органами и организациями;

4.24. рассмотрение обращений (жалоб) по вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи граждан в медицинской организации;

4.25. иные функции, предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

III. Порядок создания и деятельности врачебной комиссии

5. Врачебная комиссия создается на основании приказа руководителя медицинской организации.

6. В зависимости от поставленных задач, особенностей деятельности медицинской организации по решению руководителя медицинской организации в составе врачебной комиссии могут формироваться подкомиссии.

7. Положение о врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии), регламентирующее цели, задачи и функции врачебной комиссии (ее подкомиссий), порядок работы, учета и представления отчетности по итогам деятельности, и состав врачебной комиссии (ее подкомиссий) утверждаются руководителем медицинской организации.

8. Врачебная комиссия (подкомиссия врачебной комиссии) состоит из председателя, одного или двух заместителей председателя, секретаря и членов комиссии.

9. Председателем врачебной комиссии назначается руководитель медицинской организации или заместитель руководителя (руководитель структурного подразделения) медицинской организации, в должностные обязанности которого входит решение вопросов, отнесенных к компетенции комиссии.

10. Председателями подкомиссий врачебной комиссии назначаются заместители руководителя (руководители структурных подразделений) медицинской организации, в должностные обязанности которых входит решение вопросов, отнесенных к компетенции подкомиссий.

11. Председатель врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) несет ответственность за деятельность врачебной комиссии (подкомиссии), своевременность, обоснованность и объективность принятых решений врачебной комиссии (подкомиссии).

12. В состав врачебной комиссии и ее подкомиссий включаются заведующие структурными подразделениями медицинской организации, врачи-специалисты из числа работников медицинской организации.

13. Секретарь врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) осуществляет следующие функции:

13.1. составление планов-графиков заседаний врачебной комиссии (ее подкомиссии);

13.2. подготовка материалов для заседания врачебной комиссии (ее подкомиссии);

13.3. уведомление членов врачебной комиссии (ее подкомиссии) о дате и времени проведения заседания врачебной комиссии (ее подкомиссии);

13.4. оформление решений врачебной комиссии (ее подкомиссии) и ведение специального журнала, в котором учитываются принятые решения врачебной комиссии (ее подкомиссии) (далее - журнал);

13.5. организация хранения материалов работы врачебной комиссии (ее подкомиссии).

14. Заседания врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) проводятся не реже одного раза в неделю на основании планов-графиков, утверждаемых руководителем медицинской организации.

В случае необходимости по решению руководителя медицинской организации могут проводиться внеплановые заседания врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии).

15. Решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) считается принятым, если его поддержало две трети членов врачебной комиссии (подкомиссии).

16. Решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) оформляется в виде протокола, который содержит следующие сведения:

16.1. дата проведения заседания врачебной комиссии (ее подкомиссии);

16.2. список членов врачебной комиссии (ее подкомиссии), присутствовавших на заседании;

16.3. перечень обсуждаемых вопросов;

16.4. решения врачебной комиссии (ее подкомиссии) и его обоснование.

17. Секретарь врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) вносит принятое решение в медицинскую документацию пациента, а также в журнал.

18. Выписка из протокола решения врачебной комиссии выдается на руки пациенту либо его законному представителю на основании письменного заявления.

19. Протоколы решений врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) подлежат хранению в течение 10 лет.

20. Председатель врачебной комиссии ежеквартально, а также по итогам года представляет руководителю медицинской организации письменный отчет о работе врачебной комиссии и ее подкомиссий.

21. Контроль за деятельностью врачебной комиссии и ее подкомиссий осуществляет руководитель медицинской организации.



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Вопрос:
В Приказе Минздравсоцразвития РФ № 513н «Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации» не сказано, что председатель комиссии или какой-то иной член комиссии должен иметь подготовку по вопросам экспертизы качества медицинской помощи и контролю качества медицинской помощи с удостоверением соответствующего образца. Но данное требование предъявляется Росздравнадзором при проведении проверок, насколько оно обосновано?

Ответ:

Внимание, вы пользуетесь открытым доступом к устаревшим консультациям. Актуальные консультации за последние 5 лет доступны только зарегистрированным клиентам оплатившим доступ к сайту.

Согласно пункту 5г утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 г. N 30 «Положения о лицензировании медицинской деятельности» (в ред. от 24.09.2010 г.) лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности является, в частности, наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг).
Согласно «Перечню работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности», утвержденному тем же Постановлением Правительства РФ, работы (услуги), выполняемые при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи включают работы (услуги), в том числе, по контролю качества медицинской помощи. Работы (услуги) по экспертизе качества медицинской помощи в указанный Перечень не входят.
Согласно подпунктам 8 и 11 пункта 12 утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.09.2008 г. N 513н «Порядка организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (в ред. от 22.05.2009 г.) функциями врачебной комиссии, связанными с контролем качества медицинской помощи, являются:
- оценка качества и эффективности лечебно-диагностических мероприятий;
- участие в рассмотрении обращений граждан по вопросам медико-социальной помощи, организации и качества лечебно-диагностических (профилактических, реабилитационных) мероприятий, лекарственного обеспечения.
Подчеркнем, что указанные выше функции выполняются не при оказании услуг (работ) гражданам и, соответственно, на выполнение указанных функций не распространяются лицензионные требования и условия, установленные «Положением о лицензировании медицинской деятельности». Следовательно, если в приложении к лицензии на медицинскую деятельность медицинской организации не заявлен вид услуг по контролю качества медицинской помощи, то медицинская организация не обязана иметь специалиста по данному виду услуг не только в составе врачебной комиссии, но и вообще в штате организации.
Требования к квалификации членов врачебной комиссии медицинской организации установлены разделом I указанного выше «Порядка организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации». Единственным квалификационным требованием к членам врачебной комиссии, установленным данным Порядком, является наличие высшего или среднего (для секретаря комиссии) медицинского образования.
Таким образом, требования чиновников из Росздравнадзора о наличии у председателя или иного члена врачебной комиссии специальной подготовки п вопросам экспертизы качества медицинской помощи и контролю качества медицинской помощи с удостоверением соответствующего образца является необоснованным.

06.12.11

Читайте также: