Портал образования. "невидимые нити в весеннем лесу" Открытый урок невидимые нити в весеннем лесу

    Невидимых нитей в весеннем лесу достаточно много.

    Основные - это: живая и неживая природа; животные и растения; птицы и насекомые; человек и природа в целом и др. Здесь также не следует забывать о других факторах, таких как солнце, воду, воздух и земля.

    Можно составить такие примеры невидимых нитей в весеннем лесу:

    дуб - личинки - дятел;

    листья - гусеница - птичка;

    солнце - трава - заяц - волк - человек.

    Часто различного рода связи, которые существуют в природе между живыми существами, между живым и неживым, между человеком и окружающим миром, называют невидимыми связями. Связи эти есть везде и надо только уметь их отыскать. Например для весеннего леса можно найти такие связи: Солнце сильнее нагревает воздух, землю, снег стаивает, пробивается первая трава и цветы, распускаются листья на деревьях, оживают насекомые, которых привлекают первые цветы, пыльцой которых они питаются, одновременно опыляя растения. Птицы прилетают из теплых краев, потому что появляются насекомые и растения и теперь им можно не волноваться за свое пропитание. Просыпаются от зимней спячки животные, которым также будет что поесть в весеннем лесу. Реки освобождаются ото льда и начинается нерест рыбы, которую в этот момент стараются поймать лесные хищники.

    Ну а схематично изобразить некоторые виды невидимых нитей можно например так:

    Вся природа взаимосвязана, благодаря невидимым нитям.

    Если рассматривать отдельно природу весеннего леса, то можно обратиться к следующим схемам невидимых нитей:

    Как видим, пищевые цепочки в лесу достаточно длинные и перекликаются друг с другом.

    Например, птицы поедают мелких букашек, которые питаются листвой, корой деревьев. Пчлы собирают нектар в цветков, которые не могут существовать без солнца, плодородной земли, кислорода.

    Невидимые нити - так называют связи, которые есть повсюду, например, между живой и неживой природой, растениями и животными, насекомыми и птицами, человеком и природой.

    Если говорить про связь растения - животные, то можно сделать такой вывод: растения являются для животных, во-первых, пищей, во вторых, укрытием, в третьих материалом для их жилища. А животные распространяют семена растений, уничтожают вредителей.

    А вот наглядный пример связи между человеком и природой:

    вот связь между живой и неживой природой:

    Невидимые нити очень четко прослеживаются в лесу. Вс живое и неживое в той или иной степени взаимосвязанно, что-то в большей степени, что-то в меньшей.

    Приведу следующий довольно простой и наглядный пример:

    Насекомые едят растения, насекомых едят птицы, птиц едят хищники. Все отходы жизнидеятельности всего и всех перечисленных, питают, насыщают землю. В этом всем участвует не только земля, но и вода, воздух, солнце. Вс взаимосвязанно, оборвется одна такая невидимая нить, нарушится баланс.

    С первыми лучами солнца весенний лес преображается: там где была стылая, безжизненная земля, уже пробиваются первые ростки, откуда ни возьмись появляются личинки, червячки, насекомые: одни рыхлят землю, вторые опыляют, третьи - поедают появившиеся молодые побеги, четвертые - сами становятся пищей. Все эти процессы связаны между собой незримыми, но очень крепкими нитями.

    Насекомые - пища для птиц, часть их - пережила суровую зиму, другая часть - вернулась из дальних странствий, и те, и другие - голодны, но полны решимости выжить, найти себе пару, создать потомство и... быть когда-нибудь съеденными хищниками или насекомыми.

    На самом деле весь окружающий нас мир находится в балансе за счт тех самых невидимых нитей.

    Каждое явление, либо объект природы оказывает влияние на какой-то другой объект, который в свою очередь оказывает влияние на третий объект.

    Схематично данная взаимосвязь именно в лесу выглядит следующим образом.

    К примеру, листья на деревьях растут благодаря питательным элементам из почвы, воздуху и солнцу. Гусеница поедает листья на деревьях. В то же самое время, гусеницами питаются птицы.

    Сначала надо понять, что же этот такое невидимые нити, или как их еще называют, невидимые связи. Это определенная связь между событиями и вообще происходящим в лесу. Простейшими примерами являются растения, которые переопыляются и насекомые, которые этой самой пыльцой питаются, заодно и помогают опылиться. НАверное, к нитям можно отнести и такую связь: листья на деревьях едят гусеницы, самими же гусеницами питаются птицы, некоторые птицы могут стать добычей хищных животных.

    Невидимые нити в весеннем лесу складываются из цепочки

    Животные - животные

    Живая природа - неживая природа

    Растения - животные человек

    На основе приведенной цепочки примеры

    Весенние нити в лесу

    Ель - белка - куница.

    Ель дает пищу жуку-усача, а тот в свою очередь служит пищей для дятла, а дятлу необходимо опасаться ястреба.

    Невидимые нити в лесу связаны друг с другом, например, цепью питания, кто кого ест. Так насекомые связаны с цветком, переносят пыльцу с цветка на цветок. Белка переносит шишки с ели и роняет шишки по дороге, вырастает новая елочка. Солнце светит и распускаются лесные цветы.

    Можно взять любого обитателя леса и провести линию, связывающую его с другим представителем флоры и фауны и получится невидимая цепь.

    И на картинке посмотрите длинные невидимые цепи в весеннем лесу из нескольких звеньев. Кстати, составляя невидимые цепи можно добавить убежище лесных обитателей.

    Во-первых, давайте разбермся с самим понятием невидимых нитей. Вообще невидимые нити присутствуют повсюду, они характеризуют взаимодействия в природе между живой и неживой природой, между животными, между растениями, между растениями и животными, между человеком и животными, между человеком и растениями.

личностных результатов обучения:

    формирование уважительного отношения к иному мнению;

    формирование ценностного отношения к природе родного края, понимания необходимости сохранения живой и неживой природы

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

    освоение знаний по теме «Невидимые нити».

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

    формирование умения работать с новой информацией по теме «Невидимые нити» (отбирать, выделять, выстраивать логическую цепочку, делать выводы) (познавательные УУД).

    формирование умения устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении или сохранении их (познавательные УУД).

    формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД).

    формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД).

    формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).

    формирование творческих способностей учащихся в процессе создания моделей взаимосвязей в природе (личностные, познавательные УУД).

Ресурсы:

1 Оргмомент. Эмоциональный настрой.

Добрый день, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом и наш урок пройдет успешно.

Посмотрите внимательно, что у меня в руках? Что вам это напоминает?

Ребята, земля это наш с вами дом. Сейчас мы с вами продолжим предложения. (передавая друг другу мяч)

Я хотел чтобы на нашей планете — Земля всегда было:

(чисто, красиво, зелено, было огромное множество животных, журчали чистые ручьи,

чтобы все дышали чистым воздухом и пили полезную ключевую воду, чтобы всегда светило солнышко, чтобы на планете был мир)

Ребята, а для того, чтобы наши желания сбылись, от кого это зависит, как вы думаете.

2. Актуализация знаний

— Желаю вам сегодня на уроке глубже познать тайны окружающего мира!
— Возьмите цветной карандаш и закрасьте на «Шкале успеха» ту часть делений, которая соответствует вашему прогнозу работы на уроке. (Приложение 1 )

Обсуждение проблемной ситуации .

А теперь разрешите спор двух школьников.

Марина говорит: животные – это только дикие звери, галка – это птица, а не животное. Да и бабочка – насекомое. А не животное.

Егор не согласен с Мариной. Он считает. Что все. Кто движется. Питается. Растет. Дает потомство, то есть живет. Относится к животным.

Кто из детей прав?

Сейчас мы с вами вспомним, какие группы животных населяют нашу землю

Для этого вы должны отгадать загадки

Отгадайте загадки и назовите группу, к которой относится это животное

Назовите важнейшие признаки этих животных

(тело покрыто шерстью)

Насекомые

Любит мух и комаров

Да имеет громкий зов

Вся зеленая скажу

Дом на речке и в пруду (лягушка)

Что за весенняя черная птица

Любит за плугом ходить и кормиться Птицы (тело покрыто оперением)

Что за весенняя черная птица

Прямо на трактор чуть не садится?

С хвостом, а не конь Рыба

С перьями, а не птица

Какой группы у нас не хватает? (Пресмыкающиеся)

Кто относится к пресмыкающимся?

Сообщение детей, которые выступают в роли ученых исследователей

а) о бобре г) синицы

в) стрекозе

Ребята! Внимание! На нашей речке появились бобры!

И мы люди должны не спугнуть их, А создать все условия, чтобы они у нас жили и размножались. И если у вас появиться желание пойти и посмотреть, понаблюдать за жизнью бобров на реке. Обязательно пригласите взрослых и с ними понаблюдайте. И не забудьте, как надо вести себя, чтобы не навредить нашим новым жильцам.

3.Самоопределение к деятельности

(Полный и верный ответ приветствуется другими учениками апплодисментами. Сформированные группы садятся вместе за стол. На экране появляются изображения осины, зайца, лисы.)

Подумайте, как связаны между собой осина, заяц и лиса? (Заяц питается корой и ветками осины, а лиса питается зайцем.) Проверим, верно ли вы ответили.

На экране появляются стрелки, показывающие связь между изображениями осины, зайца, лисы.

Что произошло бы в природе, если бы исчезли осины? Зайцы? Лисы?
Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. (О том, как связаны растения и животные.)

На экране появляется тема урока: «Невидимые нити».

Прочитайте тему урока. Понятна ли она вам?
Какая учебная задача стоит перед нами на уроке? (Выяснить, что называют НЕВИДИМЫМИ НИТЯМИ.

А что говорит Муравьишка? Прочитаем.

Работа по теме урока

Что такое МОДЕЛЬ? (Выслушиваются ответы детей. На слайде появляется толкование слова МОДЕЛЬ из энциклопедического словаря.)

МОДЕЛЬ – любой образ, изображение, схема какого-либо объекта, процесса или явления.

С помощью чего вы могли бы создать модель? (С помощью стрелок, картинок, клея, степлера.

3. Работа над темой урока

а) Чтение текста на с. 64-65 учебника сильными учащимися.

О каких невидимых нитях говорится в тексте? (О нитях между растениями и животными, между человеком и живой природой.)
– Как бы вы озаглавили этот текст? (Лес и человек)
– Восстановим события, происходившие в тексте, в виде словесной цепочки.

Человек вырубил кустарники. ––> Исчезли птицы, которые гнездились в них. ––> Расплодились насекомые, стали есть листья и грызть корни деревьев. ––> Деревья высохли.

Как вы думаете, чем всё закончилось? (Ушли животные, так как им негде стало прятаться и нечем питаться. Лес умер.)
– Кто виноват в этом? (Человек – лесничий.)

б) Закрепление изученного

Работа в парах.

(на с.65 по рисункам дети прослеживают взаимосвязь в природе)

Какие связи вы увидели?

Примерные ответы: (божьи коровки питаются тлей, если не станет божьих коровок разведется большое количество тли, которая погубит растения)

(пчела собирает с цветов нектар, синица питается гусеницами, если не будет синиц, разведется много гусениц, которые погубят деревья.

А можем, мы люди нарушить эти связи?

Действительно, божья коровка – это отличная помощница человеку в борьбе за урожай Ученые подсчитали, что только один жук за свою жизнь может съесть до 4000тлей.

Почему нити называют невидимыми?

В природе все действительно связано друг с другом, словно нитью. Но эта нить рвется, когда в природе что-то нарушается. И очень часто эти связи нарушает человек.

в)Физкультминутка (о лягушке)

Ребята, внимание! Послушайте. Лягушка звенит в колокольчик. Она хочет привлечь к себе внимание. Не секрет, что многие люди не любят лягушек и порой беспощадно их убивают. Давайте подумаем и скажем, а действительно нужны нам лягушки.

г)Работа в группах. Моделирование

Класс делится на несколько групп, каждая составляет цепь питания, используя картинки и стрелки

Результаты работы обсуждаются всем классом

д)Выполнение заданий №1,2 с 24 в рабочей тетради Самостоятельная работа.

е) Проверка самостоятельной работы.

Просмотр мультильма «Сова» Бианки

Вопрос после просмотра .

Какую взаимосвязь в природе вы проследили в этой сказке?

Д.З. Составить (при помощи рисунков и стрелок) схему взаимосвязи в живой и неживой природе в сказке «Сова»

4 Рефлексия. Вывод на с.67,


– Какие перед нами стояли учебные задачи? (На экране по мере ответов учеников появляется слайд «Итог урока».)
– Справились мы с ними? (Справились. Узнали, что такое НЕВИДИМЫЕ НИТИ, научились находить связи в природе, между природой и человеком, научились изображать изученные связи с помощью моделей.)
– Оцените свою работу на уроке по « Шкале Успеха». Совпадает ли ваш прогноз в начале урока с результатом в конце урока?

б). Чтение наизусть заранее подготовленными учениками стихотворения Б. Заходера «Все-все, все на свете, на свете нужны!»,

Ответы на вопросы

(После прослушивания стихотворений каждая группа отвечает на вопрос

1.Докажите, что на Земле нужны мошки?

2.Докажите, что нельзя обойтись без свирепых хищников

3. Почему без мышки, у кошки не лучшие делишки?

4. Почему ошибкой окажется, если кто — нибудь лишним окажется

Урок подходит к концу. Спасибо за плодотворную и активную работу на у

Окончен урок и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам,

За то, что упорно и дружно трудились,

Что мне и друг другу вы так пригодились .

Урок окружающего мира во 2-м классе по теме

"Невидимые нити в весеннем лесу"

педагог дополнительного образования Гонзина С.А.

Цель: формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных, рефлексивных УУД обучающихся 2 класса в предметной области «Окружающий мир» по теме «Невидимые нити».

Планируемые результаты:

    учащиеся осознают необходимость сохранения живой и неживой природы;

    научатся устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении этих взаимосвязей или сохранении их;

Учебные задачи , направленные на достижение личностных результатов обучения:

    формирование уважительного отношения к иному мнению;

    формирование ценностного отношения к природе родного края, понимания необходимости сохранения живой и неживой природы, готовности следовать нормам природоохранного поведения.

Учебные задачи , направленные на достижение предметных результатов обучения:

    освоение знаний по теме «Невидимые нити в лесу».

    научатся объяснять взаимосвязи между растениями и животными в весеннем лесу

    научатся составлять схемы взаимосвязей в природе

Учебные задачи , направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

    формирование умения устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении или сохранении их (познавательные УУД).

    формировать навыки работы с ПК (познавательные УУД).

    формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД).

    формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД).

    формирование начальных форм рефлексии, самооценки (регулятивные УУД).

    формирование творческих способностей учащихся в процессе создания моделей взаимосвязей в природе (личностные, познавательные УУД).

Оборудование: учебник 2 класс, 2 часть А.А. Плешаков, М.Ю.Новицкая, АРМ учителя, 4 ПК на каждую группу детей, программа “Окружающий мир” 2 класс (Кирилл и Мефодий), smart-доска, карточки для фронтальной работы.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности, определить содержательные рамки урока.

Музыкальный момент: звуки леса.

Стихотворение

Когда ты идешь про тропинке лесной

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится.

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое - пчелою забралось в цветок,

А третье - лягушкою - скок в ручеек.

«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,

«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох.

Сидит «отчего» на зеленом листке,

«Куда» полетело верхом на жуке.

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень.

Вопрос за вопросом, и так целый день.

Мы с вами друзья, по тропинке идем,

Ответы искать под зеленым шатром.

Как вы думаете, куда мы сегодня отправимся, где мы услышим эти звуки?

Ответы детей: в лес.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

Сегодня мы отправляемся с вами в путешествие в весенний лес.

А что каждый путешественник берет с собой в дорогу?

Правильно. В рюкзаке у него находятся все необходимые вещи.

А как вы думаете, что будет лежать в нашем рюкзаке? Да, верно.

Тогда с чего мы начнем наш урок?

На какие группы делится природа? (Схема в презентации)

Что относится к неживой природе?

На какие две группы делится живая природа?


– На какие группы мы можем разделить животных?

На какие группы мы можем разделить растения?

Как вы думаете, есть ли связи между живой и неживой природой и этими представителями животного и растительного мира?

Как называются эти связи в природе?
– Итак, тема сегодняшнего урока
«Невидимые нити в весеннем лесу» .

Какое задание я вам предложу? – Верно.

Сейчас вы поработаете в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.

На слайде презентации показаны элементы данной схемы. Необходимо установить связи между элементами. Составить схему. (Группам раздаются конверты с заданием).

Поднимите руки капитаны тех групп, которые считают, что справились с заданием и смогут обосновать свой ответ.

С чем вы столкнулись при выполнении этого задания?

В чем оно заключается?

Рюкзак!

Знания, правила поведения в лесу и т.д.

С повторения необходимых знаний.

Живая и неживая.

Солнце, река, камни и т.д.

Животные и растения.

Звери, птицы, насекомые.

Деревья, кустарники, травы.

Есть.

Невидимые нити.

Задание на пробное действие.

С затруднением.

Мы не знаем, как составить схему.

3. Построение проекта выхода из затруднения

Итак, вы поняли причину своего затруднения. Что вы будете делать дальше?

Какую цель вы перед собой поставите?

Наш план: 1) поработать с учебником 2) поработать в группах или в парах 3) сделать выводы

Необходимо поставить цель.

4. Реализация построенного проекта

У каждой команды на столах лежит маршрутный лист с теми заданиями, которые нам сегодня предстоит выполнить. За каждое правильно выполненное задание команда ставит себе один балл после каждого выполненного задания.

Чтение параграфа учебника стр. 90 с попыткой ответить на вопрос, о каких связях здесь идет речь?
– Давайте убедимся в правильности предположений и прочитаем вывод в тексте учебника.

А теперь давайте отметим на листе пробного задания эту связь. (Отмечают связь в пробном задании Растения – Животные).

Что вы можете сказать еще об этой невидимой нити? Что можно сказать о растениях и животных в этой связи?

Теперь вы самостоятельно на своих компьютерах протянете невидимые нити в виртуальном лесу. Для этого выполним интерактивное задание урока 8 задание № 5 (эл.приложение Кирилл и Мефодий) для того чтобы установить следующий вид связи. Проверьте себя, нажав на желтый рычажок. О каких связях здесь идет речь? Отметьте на листе пробного задания эту связь (Отмечают связь в пробном задании Животные – Животные).

Физкультминутка. Давайте сделаем небольшой привал и отдохнем.

Следующее задание, которое мы выполним Урок 7, задание № 7 . Проверьте себя, нажав на желтый рычажок. О каких связях здесь идет речь? Отметьте на листе пробного задания эту связь (Отмечают связь в пробном задании Живая природа – Неживая природа).

Переходим к следующему интерактивному заданию в приложении Кирилла и Мефодия. Урок 10, задание № 7 . Необходимо построить цепь питания человека. Проверьте себя, нажав на желтый рычажок. О какой связи речь идет в этом задании? (Отмечают связь в пробном задании Человек – Природа)

Чтение параграфа вслух хорошо читающими учениками. Чтение вывода.

Предположения детей.

О взаимосвязях растений и животных.

Это звенья цепи питания .
Дети на компьютерах выполняют интерактивные задания. Нажимают клавишу самопроверки, сигналят о выполненной работе.

О взаимосвязях растений и животных. О взаимосвязях животных и животных.

О взаимосвязях Живой природы и Неживой природы.

О взаимосвязи Человека с Природой.

5. Первичное закрепление во внешней речи

Итак, посмотрите на пробное задание, давайте проговорим вместе, какие эталоны у нас получились. Протянем нити в лесу и сделаем их видимыми.

Какой ваш следующий шаг на уроке?

Дети выходят к доске по одному и проводят линии связей между элементами схемы.

Научиться применять новые эталоны.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Как убедиться в том, что вы хорошо усвоили новые знания?

Верно. Сейчас вы разобьетесь по парам и получите задание. Давайте повторим правила работы в парах. Подумайте, между какими представителями Живой природы вы сможете протянуть нити. Составьте схему. (Учащимся раздаются листы с изображениями растений и животных).
Проверка по образцу на экране. (Два стола проверяют по одному эталону, два стола по другому эталону).

У кого есть ошибки? В чем они состоят? Сделайте вывод.

Где вы можете это сделать?

У кого нет ошибок? Сделайте вывод.

Вот такие связи в природе между растениями и животными, живой и неживой природой называют невидимыми нитями. Они на первый взгляд не видны, но существуют, есть в природе повсюду. Эта нить рвется, когда в природе что-то нарушается. И очень часто САМ ЧЕЛОВЕК нарушает эти связи.

Чтобы узнать, что человек может сделать, чтобы невидимые нити сохранялись, выполним задание Урока 10, № 9 . Как человек помогает природе?

Возврат в исходное задание № 9, какие действия человека вредят природе?

2017 Год в Росси указом президента назван годом Экологии.

Послушайте замечательные слова поэта Е.Евтушенко:

«Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!»

Как вы думаете, о каких зверях внутри себя говорит поэт?

Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить природу, невидимые нити в ней?

Выполним самостоятельную работу.

Оценивание в парах.

Нам необходимо тренироваться в составлении схем взаимосвязей в природе.

При выполнении д/з.

Мы хорошо усвоили новую тему.

Ответы детей.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Давайте подведем итоги. Какую цель вы ставили перед собой? Достигли ли вы сегодня поставленной цели? (Демонстрация слайда с темой и целями урока.)

Удалось ли сделать открытие самим?
– Оцените свою работу на уроке, возьмите ваши маршрутные листы, переведите баллы в отметки.
На экране перед вами начало фраз, давайте их продолжим.

Я узнал…

Я научился…

Я остался не доволен…

Я остался доволен…

Молодцы, сегодня вы хорошо поработали.

Домашнее задание: составить схему любой из связей.

Узнать, как составлять схему о связях в природе.

Достигли.

Да.

Приложение №1

Задания

Баллы

Работа с учебником

Интерактивное задание.Урок 8 ,задание 5

Интерактивное задание.Урок 7 ,задание 7

Интерактивное задание.Урок 10,задание 7

Интерактивное задание.Урок 10 ,задание 9

Отметка:

Природа представляет собой необычайно сложную систему. В этой системе задействованы деревья, кустарники, насекомые, животные, птицы и так далее. Выживание всей системы является залогом благополучия каждого из ее элементов.

Что такое невидимые нити в весеннем лесу

Данная взаимосвязь элементов природы называется невидимыми нитями. Они пронизывают жизнь все животных и растений. Эти нити связывают все живое, создавая единую систему. Они протянуты от каждого растения к каждому животному, кустарнику или дереву.

Поэтому, любое, даже самое маленькое насекомое связано множеством нитей с другими обитателями леса или степи.

Эти нити невидимые, но они очень важны и нарушать созданный природой баланс, опасно. Даже незначительное его нарушение может привести к катастрофическим последствиям – гибели отдельных видов или целый экосистем.

Пример нитей в весеннем лесу

Весной сильно повышается уровень влаги в почве и воздухе. Это связано с таянием снега и повышением температуры воздуха. Природа оживает именно весной. В это время невидимые нити наиболее заметны:

  • Влажность почвы, прогретый воздух приводит к росту травы, кустарников и деревьев. Появляются новые ростки, укрепляются и активно растут взрослые деревья;
  • Травой, листвой питаются насекомые. Они становятся удобрением для тех же кустарников или деревьев;
  • Корме того насекомыми питаются птицы и животные. Продукты их жизнедеятельности опять же становятся удобрением, которое обеспечивает рост деревьев;
  • Травоядными животными, птицами питаются хищники. Наличие травоядных является залогом существования хищников, находящихся на вершине пищевой цепи;
  • Погибая, хищники удобряют грунт, способствуя произрастанию новых растений.

Таким образом, в весеннем лесу ничего не пропадает. Все, что происходит служит для общей пользы. Даже гибель животного нужна. Она имеет важное значение для выживания всех остальных. Поэтому, естественный ход вещей не приводит к исчезновению целых видов живых существ.

Подобные взаимосвязи и являются нитями весеннего леса.

Тип урока: комбинированный

Цель:

— формирование целостной картины мира и осознание ме-ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления обучающего личного опыта общения с людьми и природой;

Задачи:

Предметные

Научатся находить связи в природе, между природой и человеком; изображать полученные связи с помощью моделей.

Получат возможность научиться осознавать необходимость сохранения живой и неживой природы.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Строить речевое высказывание; проводить сравнение; обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков.

Коммуникативные УУД:

Строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы.

формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Основные виды деятельности обучающихся

Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;

Классифицировать объекты природы по существенным признакам;

Различать объекты неживой и живой природы;

Устанавливать связи м/у живой и неживой природой;

неживой и живой природы, сезонных явлений;

приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений;

Рассказывать (по наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева.

Основные понятия

1.неживой и живой природой 2) растениями и животными

3) различными животными 4) природой и человеком

Изучение нового материала

Во-первых, давайте разберёмся с самим понятием невидимых нитей. Вообще невидимые нити присутствуют повсюду, они характеризуют взаимодействия в природе между живой и неживой природой, между животными, между растениями, между растениями и животными, между человеком и животными, между человеком и растениями.

Относительно невидимых нитей в весеннем лесу можно сказать следующее. Трава может являться домом для для животных, едой, укрытием, а также материалом для жилища. Животные же в свою очередь опыляют растения, уничтожают вредоносных для растений насекомых и распрастраняют семена растений.

Осмысление и понимание полученных знаний

1. Определи связи по рисункам.

а) неживой и живой природой
б) растениями и животными
в) различными животными
г) природой и человеком



Читайте также: