Польский писатель концлагерь. Биография Януша Корчака: Старый доктор и его дети

Если об одном человеке можно прочитать, что он был врачом-педиатром, писателем, публицистом, общественным деятелем, ученым, дидактиком, воспитателем, борцом за права детей, и каждое из этих званий сопровождается положительными определениями, такими как пылкий, смелый, выдающийся или неутомимый, то становится понятно, что это была феноменально всесторонняя личность.

Речь идет о Хенрике Гольдшмите, который в 20 лет придумал себе псевдоним Януш Корчак. «Как любить ребенка» и «Правила жизни» являются наиболее известными из более чем 20 произведений теоретика и практика педагогики. Он увлеченно следил за миром детей и стал пионером в области защиты их прав и воспитательной диагностики. Наиболее известные книги для юных читателей, которые написал Януш Корчак, - «Король Матиуш Первый», «Правила жизни», «Кайтусь-чародей» и др.

После многолетней работы директором приюта в Варшаве он неоднократно отказывался от убежища и остался со своими воспитанниками, когда все они были отправлены в газовые камеры концлагеря в Треблинке.

Януш Корчак: биография раннего периода

Хенрик Гольдшмит родился 22.07.1878 или 1879 г. в Варшаве. Точная дата неизвестна. Отец Корчака Иосиф Гольдшмит, известный варшавский адвокат, не позаботился о быстром оформлении метрики сына и большого участия в семейной жизни тоже не принимал. Его брак с Цецилей Гембицкой не был удачным. Высокие доходы и родственные связи позволяли родителям Корчака входить в число богатых и уважаемых еврейских семей Варшавы. Гольдшмиты могли себе позволить нанять кухарку и няню, которая и занималась детьми. Сын рос в достатке.

Семилетний Хенрик не начинал с домашнего обучения, как это было принято в те времена. Он попал в частное подготовительное заведение, в котором царили железная дисциплина и розги. Это была школа Августина Шмурлы. В памяти Корчака она осталась символом страха и насилия, одиночества и беспомощности ученика перед господством учителя. Позже он поступил в 8-летнюю Пражскую гимназию на улице Бруковой, в которой обучение происходило на русском языке. Хенрик не очень любил школу и учился посредственно. Но ему очень нравилась литература. Януш Корчак книги читал все свое свободное время. Об этом периоде своей жизни он позже писал в своем дневнике: «В 15 лет я начал безумно, бешено читать. Мир исчез, существовала только книга...».

Взрослая жизнь

Из-за многолетней душевной болезни отца и его смерти в 1896 году семья Гольдшмитов столкнулась с финансовыми трудностями. Молодой Корчак взял на себя труд содержания матери и сестры. Еще учась в мужской гимназии он подрабатывал репетиторством и написанием статей для газет. В 1896 году он дебютировал на страницах сатирического еженедельника. Юмореску о воспитании детей под названием «Гордиев узел» автор подписал псевдонимом Хен. Произведение заинтересовало редакцию и читателей.

В 1898 году он сдал выпускные экзамены и начал учебу на медицинском факультете Императорского варшавского университета, преодолел ограничения, связанные с его еврейским и польским происхождением. Спустя годы Корчак объединил все эти национальные темы, сказав о себе, что он является «польским евреем, родившимся при российском разделе».

История псевдонима

В дальнейшем он совершенствовал свое литературное мастерство. В 1898 г. Хенрик принял участие в театральном конкурсе, объявленном Игнацием Падеревским на страницах журнала «Музыкальное, театральное и художественное эхо». Он послал два произведения, в том числе пьесу в 4 актах «Куда?». В соответствии с правилами конкурса автор подписался как Янаш Корчак. Это литературное имя он позаимствовал из «Истории о Янаше Корчаке и прекрасной дочери меченосца» Крашевского. C 1900 г. публиковал в Wędrowiec цикл фельетонов под названием «Дети и воспитание», где начал использовать широко известный псевдоним «Януш Корчак». Произведения свои в дальнейшем он подписывал только этим именем, и под ним вошел в историю.

Литературное творчество

В период обучения была написана книга «Дети улицы», первый роман Корчака, опубликованный в 1901 г. Тогда он работал в бесплатной библиотеке для детей. В 1900-1915 гг. он был активным членом Общества летних лагерей (позже участвовал в Обществе польской культуры, Варшавском гигиеническом обществе и др.). На заключительном этапе получения медицинского образования в 1904 и 1907 гг. был воспитателем еврейских детей на базе отдыха «Михаловка». Это помогло в педагогической работе, которую в дальнейшем проводил Януш Корчак. Книги Mośki, Joski, Srule (1910) и Józki, Jaśki i Franki (1911) написаны на основе полученного в летнем лагере опыта.

Со временем он писал для детей все больше и больше. После небольших произведений он перешел к более объемным. Наиболее популярные детские книги, которые написал Януш Корчак: «Король Матиуш Первый» (1923), «Кайтусь-чародей» (1935) и «Банкротство маленького Джека» (1924).

Работа врачом

В марте 1905 г. Хенрик Гольдшмит получил диплом медика и устроился в Варшаве в еврейскую детскую больницу имени Берсонов и Бауманов. В качестве т. н. местного врача он обязан был круглосуточно ухаживать за больными и давать консультации в больничной амбулатории (без различия в вероисповедании), а также делал визиты к больным на дом. С бедных пациентов Корчак плату не брал, а у богатых не стеснялся требовать высоких гонораров. Слава, приобретенная им благодаря роману «Дитя гостиной» (1906), сделала его известным и востребованным педиатром.

Януш Корчак, биография которого в 1905 и 1906 годах отмечена пребыванием на фронтах русско-японской войны, приобрел там опыт военного врача.

Зарубежные поездки

Для углубления медицинских знаний он уехал на год в Берлин (1907-1908) и на полгода в Париж (1910). Там он слушал лекции по педиатрии и педагогике. При случае осматривал больницы и учреждения, занимающиеся лечением и образованием детей. В 1910-1911 гг. провел месяц в Лондоне, посещая деревенской школы и дома престарелых. Здесь он отказался от создания собственной семьи и решил бесповоротно посвятить себя исключительно работе с детьми. Вместе с тем он считал, что семья является лучшим местом для воспитания ребенка.

Януш Корчак: биография педагога

В 1912 г. он навсегда расстался с работой в больнице, поселился на улице Крахмальной, 92 и занял пост директора вновь открытого «Дома сирот», опекаемого обществом «Помощь сиротам». Там Корчак сотрудничал со Стефанией Вильчинской, помогавшей ему претворять в жизнь его педагогические концепции, и сама творчески участвовала в деятельности учреждения. «Дом сирот» стал для него местом повседневного углубленного наблюдения за психическим и физическим развитием воспитанников. Там же родились передовые идеи Януша Корчака о детском самоуправлении, товарищеском суде, школьной газете и специальных дежурствах.

В 1914 г. он был призван в армию, сначала в качестве руководителя отделения полевого дивизионного госпиталя, а затем под Киевом работал педиатром в приюте для украинских сирот. В Киеве он встретил Марию (Марину) Фальскую, с которой позже сотрудничал.

Януш Корчак «Как любить ребенка» начал писать во время войны. Первая часть тетралогии под названием «Ребенок в семье» вышла в 1919 г. (полностью - в 1920 г.). Книга официально стала педагогическим кредо, в котором Корчак провозгласил право детей на смерть, право на сегодняшний день и право быть самими собой. Борьбе за них автор посвятил свои дальнейшие жизненные и профессиональные планы. Он стал защитником, адвокатом и представителем детей. Поддерживал их на разных уровнях: как врач, педагог, писатель и публицист.

Педагогические идеи

Корчак утверждал, что наиболее подходящим местом для воспитания ребенка является семья, а в случае ее отсутствия - общество сверстников. Он стремился к тому, чтобы дети стирали свои убеждения и формирующиеся представления в процессе социализации (по взаимному согласию) и готовились к взрослой жизни в условиях ни идилличных, ни близких к «тихому семейному уголку». Корчак старался дать детям беззаботное, но не лишенное обязанностей детство. Воспринимал их всерьез и, несмотря на большую разницу в возрасте, проводил с ними открытые дискуссии. Он был убежден, что ребенок должен самостоятельно понять и эмоционально пережить ситуацию, прочувствовать ее, сделать выводы и, возможно, отвечать за последствия и не допускать их, а не просто быть сухо проинформированным воспитателем.

Межвоенный период

В 1918 году по возвращении в Варшаву он снова устроился в «Дом сирот». С осени 1919 г. Корчак был близко связан с открывшемся тогда приютом «Наш дом», возглавляемым Фальской. Гольдшмит регулярно бывал там в качестве врача и педагога, даже после переезда учреждения в Варшаву в 1928 г. В «Доме сирот», а также в «Нашем доме» были реализованы три концепции Корчака: забота о детях, воспитание самостоятельности и права ребенка.

В 1926 г. он инициировал выпуск экспериментального детского и молодежного еженедельника «Малый обзор», как дополнение к журналу «Наш обзор». Издание практически полностью выпускалось детьми и для детей и состояло из подлинных писем и материалов, присылаемых ими. Корчак был его редактором до 1930 г., позже он передал эту функцию Игорю Неверлему. Последний номер журнала «Малый обзор» вышел 01.09.39, в день начала Второй мировой войны.

В 1932-м Корчак из приюта переехал жить к сестре. Также он работал в окружном суде судебным экспертом по делам детей и был референтом «Кассы помощи больным».

С конца 1934-го Корчак под именем Старый Доктор сотрудничал с Польским радио, читая детям оригинальные лекции. Передачи, пользовавшиеся популярностью среди слушателей, были сняты с эфира в марте 1936 г. Он снова вернулся на Польское радио в марте 1938-го. Писатель Януш Корчак сотрудничал со многими изданиями (например, Robotnik, Opieka Społeczna, выходящими также на иврите и идише (в т. ч. Olami, Hechaluc Hacair, Olami Hakatan, Dos Kind), в которых переводились его тексты.

Он дважды посетил Палестину (1934, 1936), где много путешествовал. Но педагогика Януша Корчака интересовала больше всего - он присматривался к ней в кибуцах и исследовал возможности развития еврейской жизни.

Оккупация

Вначале Второй мировой войны сотрудники «Дома сирот» дежурили днем и ночью, а вместе сними и Януш Корчак. Биография его этого периода исполнена каждодневного героизма. В сентябре Корчак в последний раз выступил на радио, призывая к сохранению спокойствия. С начала вторжения Германии он искал средства для своей организации. Летом следующего года ему еще удалось уехать с детьми в летний лагерь Różyczki в Вавере. Осенью 1940-го приют как еврейское учреждение по приказу оккупационных властей был выселен в гетто в гимназию им. Марии и Иосифа Розлеров, а Корчак на некоторое время был арестован за отсутствие обязательной для евреев повязки со звездой Давида.

Осенью 41-го приют был переселен в здание Общества работников торговли. Януш Корчак все время боролся за финансирование содержания детей и, несмотря на безвыходное положение, старался, чтобы жизнь детей протекала в довоенном ритме. По мере возможности сохранялись прежние принципы функционирования и внутренние обычаи.

В начале 1942 г. Корчак официально принял на себя руководство находившимся в бедственном положении учреждением для детей-сирот «Главный дом прибежища», а с мая этого года начал писать «Дневник», в котором передал трагическую хронику гитлеровской оккупации.

Смерть в Треблинке

Корчак сознательно отказывался от предложения личного спасения: не принял предложения друзей покинуть гетто и спрятаться подполье, а в день депортации, утром 5 августа 1942 г., во время т. н. «великой акции» (основного этапа уничтожения населения варшавского гетто), он отказался оставить детей и сотрудников «Дома сирот».

Жизнь Януша Корчака прервалась 05-06.08.1942 в концлагере в Треблинке вместе со всеми воспитанниками, которых он сопровождал.

Наследие

После войны жизнь и труд Корчака не были забыты. Наоборот, его новаторские идеи, педагогические решения и визионерская концепция прав ребенка навсегда вошли в канон культуры Польши и всего мира. Память о нем, его наработки и методы заботы о детях сегодня живы в многочисленных центрах науки, культуры и образования, ассоциациях и комитетах. ЮНЕСКО объявила 1978-й годом Януша Корчака. Так он вошел в число высочайших авторитетов мировой культуры. Сейм Республики Польша провозгласил 2012-й годом этого выдающегося педагога и писателя.

Таким был Януш Корчак, врач, педиатр, одетый в зеленый халат, символ надежды.

«Старый Доктор из радио» — так называли еще одного ученого мужа, Януша Корчака (настоящее имя и фамилия — Гольдшмит Генрик), польского писателя, педагога-реформатора, врача.

Отличительной его особенностью было то, что он очень любил детей.

Это был необыкновенный человек, переживший в возрасте 11-ти лет сначала банкротство своего любимого отца, с которым у мальчика была внутренняя душевная связь (он был успешным юристом в Варшаве), а затем его тяжелую болезнь и смерть.

После этого мальчик Януш продолжает учиться в гимназии, а чтобы добыть денег на обучение, становится гувернером в богатых домах. Генрик знал несколько языков: польский, еврейский и русский — ими он свободно владел, на немецком и французском читал.

В 1898 году молодой человек оканчивает русскую гимназию и поступает в Варшавский университет, на медицинский факультет. В этом же году он начинает активную журналистскую деятельность под псевдонимом Януша Корчака .

Впоследствии он неоднократно отмечал, что писателем ему помогла стать любовь к русской литературе XIX века, особенно Корчак выделял среди созвездия талантливых писателей Антона Павловича Чехова. В 1905 году выходит первая повесть Корчака «Дитя гостиной», которую сразу же отметила читающая публика. В это время он работает врачом в детской клинике и на протяжении семи лет лечит не только детские тела, но и души. Он делает всё возможное, что-бы защитить их от боли, одиночества и отчаяния.

Януш Корчак попытался сам встать на место ребенка и показать взрослым людям, насколько они не понимают маленького человека. В 1907-1908 гг. он работал воспитателем в детских летних колониях, где основной контингент составляли дети из малоимущих еврейских семей. В 1912 году становится директором «Дома сирот», которым будет руководить до конца жизни и погибнет в один день со своими воспитанниками. Но об этом чуть позже.

Во время Первой мировой войны Януш Корчак служит ординатором полевого госпиталя русской армии. Весной 1917 года его командируют для работы врачом в польских и украинских детских приютах. Год живет он в Киеве и там знакомится с польской энтузиасткой Марией Фальской, с которой они после войны организуют Варшавский детский приют «Наш дом».

На снимке: на обложке книги о Януше Корчаке документальный кадр, запечатлевший трагический эпизод, как фашисты загоняли детей в товарный вагон...

Корчак вступает на путь реформаторства неустроенного мира, он считает, что «реформировать мир — это значит реформировать воспитание».

В 1918 году зарождается одна из лучших его педагогических книг «Как любить ребенка». Это произведение часто называют жизненным кредо автора, в частности, он в нем писал: «Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств».

Педагог решительно выступал за пересмотр методологии воспитания. Януш Корчак писал: «Одна из грубейших ошибок — считать, что считается наукой о ребенке, а не о человеке... В области чувств ребенок превосходит взрослых силой, ибо не отработано торможение... В области интеллекта, по крайней мере, равен им, недостает лишь опыта».

В 1918 году врач и педагог возвращается в Варшаву. Он преподает в Институте специальной педагогики и в Свободном польском университете. В этом же году начинает работать на польском радио и становится советчиком в деле воспитания детей для десятков тысяч радиослушателей. Сначала его называли просто «Доктор из радио».

Работая в «Доме сирот», Януш Корчак создал свою систему воспитания, которая основывалась на долгом процессе пробуждения и развития в ребенке потребности к самосознанию, самоконтролю и воле к самосовершенствованию.

На снимке: Дом сирот, который с 1911 г. и до конца жизни Януша Корчака был его собственным домом

Откуда же черпал материал «Доктор из радио»? Откуда брал силы на то, чтобы любить каждого, — подчеркивается, — каждого ребенка, даже того, который пока ещё не умел любить никого и был обозлен на весь белый свет? «Из молитвенника и из «Советов по укрощению диких зверей», — отвечал Корчак.

В «Доме сирот» этим необыкновенным человеком была создана система самоуправления, которой руководил выборный детский сейм, товарищеский и судебный совет, выносивший в 90 из 100 случаев оправдательные приговоры. Понять и простить — вот основной лейтмотив детского суда. Этому надо было детей научить, самому пройдя через массу унижений и преломлений.

В «Доме сирот» не должно было быть никакого насилия, тирании, неограниченной власти — никого, даже воспитателей. «Нет ничего хуже, когда многое зависит от одного», — пишет «Школьная газета» («Малый пшегленд» — «Маленькое обозрение»), — когда кто-либо знает, что он незаменим, он начинает себе слишком много позволять...»

"Добра в тысячураз больше, чем зла.

Добро сильно и несокрушимо.

Неправда, что легче испортить, чем исправить "

В книге «Как любить ребенка» Корчак рассказывает о мальчике подросткового возраста, который не любил «Доктора из радио» и всем своим видом показывал это перед другими детьми, он часто бравировал этим, внутренне осознавая свою безнаказанность. «И вдруг,— пишет Януш Корчак, — что-то произошло с этим строптивым маленьким человеком — он стал заискивать перед воспитателем, заглядывать в глаза, первым смеяться шуткам...» Педагог ничего не говорил две недели, он не подавал виду, что видит, как трудно дается такое поведение не очень уже маленькому человеку; он ждал... И вот прошло 14 дней, и этот мальчик подошел к воспитателю.

Януш Корчак первый раз услышал его настоящий, серьезный голос, казалось, в любую минуту готовый сорваться на слезы, он услышал просьбу взять в «Дом сирот» своего младшего братишку. Педагог заплакал и согласился. После они плакали вместе. Этот взрослый человек имел право сказать, что «добра в жизни в тысячу раз больше, чем зла», и что «добро сильно и несокрушимо, и что неправда, что легче испортить, чем исправить».

Исправить, на самом деле, можно, только нужно долго ожидать, потому что человек — это, по словам «Доктора из радио», — «растение долгорастущее, которое плод свой дает не сразу и не каждому его показывает».

В своей книге «Как любить ребенка» Януш Корчак говорит о разных этапах жизни маленького человека, начиная с момента его зачатия. Он подтверждает мысль Каменского о том, что для Бога равную цену имеет и завязь, и цветок, и созревший плод.

Можно сказать, что всякнига Януша Корчакас таким говорящим названием «Как любить ребенка» построена на небольших научающих педагогических миниатюрах, которые в наше время не только не состарились и «не утратили своего цвета и запаха», а наоборот, подобно старому рисунку на ковре, цвета их изменились и приобрели другое звучание.

Врач и педагог описывает один из вызовов его в качестве детского врача к грудному ребенку. Мать жаловалась на некоторые симптомы, которые она, якобы, заметила в малыше: он не так плакал, не так брал грудь, не так посапывал во сне. Доктор нашел ребенка абсолютно здоровым, но через два дня у малыша действительно подскочила температура, и он заболел. «Что это — спрашивает Корчак, — как не внутреннее материнское чутье, способное увидеть внутренне то, что не доступно внешнему взгляду?»

В 1933 году, в годы голода и войны, «Старый Доктор из радио» обратился в воззвании «К евреям!» с просьбой о пожертвовании для сирот. Он предупреждал: «Кто бежит от истории, того история догонит. Мы несем общую ответственность не за «Дом сирот», а за традицию помощи детям. Мы подлецы, если откажемся, мы ничтожества, если отвернемся, мы грязны, если испоганим ее — традицию лет. Сохраним благородство в несчастии!»

Следующее обращение прозвучало в феврале 1940 года: «С радостью подтверждаю, что за малыми исключениями человек — существо и разумное и доброе. Уже не сто, а сто пятьдесят детей живет в «Доме сирот».

Вскоре детей вместе с их воспитателями переместили на территорию еврейского гетто и готовили к участи в газовой камере. Януш Корчак об этом знал. Он по ночам приводил в порядок свои бумаги и писал дневник. Бумаги и дневник представляли из себя бесценные тридцатилетние наблюдения за детьми...

Разрывается сердце, когда читаешь строки о том, как «Старому Доктору из радио» предлагали по причине старости (ему к тому времени было за 60) и заслуг уйти с территории гетто и как он остался и пошел во главе одной из колонн на смерть. «Что это? — спрашивает думающий читатель. — Это героизм или пафос?»

Да это не то и не другое, просто этот мужчина выбрал своим сыном в 29 лет от роду «Дом сирот» и погиб вместе с «ним», нисколько не играя, просто он так жил, любя всем сердцем отверженных всеми. В Священном Писании сказано: «Мы умрем, и будем как вода, вылитая на землю, которую нельзя собрать; но Бог не желает погубить душу, и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного» (2-е Царств, 14 гл., 14 ст.).

И Януш Корчак жили и служили людям, опираясь на эти Слова, и старались из «отверженных» малышей воспитать полноценные личности, которые впоследствии бы переняли у них эстафету: «мужчины в служении детям (следует читать — людям)».

Память

Каждый год 23 марта в Польше и Белоруссии в воздух запускается воздушный змей в память о Януше Корчаке и детях, убитых в гетто.

В начале августа 2011 г. в иерусалимском мемориале Холокоста «Яд ва-Шем» отметили 69-летие трагической даты депортации Корчака и детей в лагерь смерти. В мемориальной церемонии принял участие и бывший воспитанник Дома сирот, ставший художником и посвятивший своё творчество памяти Корчака, 88-летний Ицхак Бельфер, поделившийся своими воспоминаниями .

5 августа 2012 года в «Яд ва-Шем» прошла церемония памяти в связи 70-летием гибели воспитателей и детей Дома Сирот. На ней присутствовали трое бывших воспитанников Корчака.

С 2004 года в России ежегодно проводится конкурс «Педагогические инновации», лауреатам которого вручаются медали имени Януша Корчака .

Педагогическая деятельность

В «Доме сирот» Корчак ввёл новаторскую для тех лет систему широкого детского самоуправления, детский товарищеский суд, решения которого были обязательны и для руководства, плебисцит и т. д.

Корчак читал лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педагогических курсах, вёл работу в суде по делам малолетних преступников, выступал под псевдонимом «Старый Доктор» с воспитательными беседами по радио.

Отвлечённо веря в Бога («Один на один с Богом», 1922; содержит 18 молитв «для тех, кто не молится») , Корчак отличался широкой веротерпимостью и видел в вере источник морального очищения.

Из БСЭ (1969-1978): «Педагогическая деятельность К[орчака] основана на формировании в детском коллективе и у отдельных воспитанников навыков самопознания, самоконтроля, самоуправления».

Работы Корчака оказали значительное влияние на известного советского педагога В. А. Сухомлинского .

Педагогические идеи

  • Принцип любви к ребёнку
Идея Януша Корчака была, по сути, одна, и такого она свойства, что, например, в последовательном курсе истории педагогики точное место Янушу Корчаку найдешь не сразу: о нем можно с одинаковым правом рассказывать до Руссо и после Песталоцци, между Ушинским и Макаренко, сразу после Марии Монтессори и вместе с Сухомлинским. С него можно начинать курс, а можно и заканчивать им, ибо идея Януша Корчака известна человечеству с тех пор, как оно стало человечеством: воспитатель должен любить детей… .
  • Педагогика - наука о человеке
Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке. Вспыльчивый ребёнок, не помня себя, ударил; взрослый, не помня себя, убил. У простодушного ребёнка выманили игрушку; у взрослого - подпись на векселе. Легкомысленный ребёнок за десятку, данную ему на тетрадь, купил конфет; взрослый проиграл в карты все своё состояние. Детей нет - есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств…» (Корчак, Как любить ребёнка: Интернат.) .

Литературное творчество

Печататься Корчак начал в 18 лет, в 1898 году он взял свой псевдоним. Его повести для взрослых и детей «Дети улицы» (1901), «Дитя гостиной» (1906), «Моськи, Иоськи и Срули» (1910; в русском переводе - «Лето в Михалувке», 1961), «Король Матиуш Первый» (1923) и другие; новеллы, беседы, статьи и дневник 1942 г. вводят читателя в сложный мир детской психологии, содержат наблюдения над жизнью Польши 1900-1942 гг., отражают богатый опыт врача и педагога.

Корчаку принадлежит также свыше 20 книг о воспитании (главные из них - «Как любить ребёнка», 1914, и «Право ребёнка на уважение», 1929).

Сочинения

Художественные произведения

Прижизненные книжные издания на русском языке
  • Весенняя песня; Невеста; Без доказательств; Воспитание; Я разорен; Долой опрятность; Оценщик; Зачем?: [Рассказы]. - СПб.: Изд. М. Г. Корнфельд, 1911. - 64 с. - (Дешевая юморист. б-ка «Сатирикон»; Вып.17.)
  • Мошки, Иоськи и Срули /Пер. с пол. Е.Шведера. - Петроград: Изд. М. И. Семенова, 1915. - 95 с.
  • Рыцари чести: (Слава): Повесть /Пер. с пол. М.Щавинской. - М.: Типо-литогр. Товарищества И. Н. Кушнарев и К°, 1918. - 37 с.
  • Приключение Короля Матюша: Повесть /Пер. с пол. Ю. Н. Райтлер; рис. Б. В. Покровского. - Ленинград: Сектор «Юный Пролетарий» Рабочего Изд-ва «Прибой», 1924. - 250 с.
  • Джек-кооператор. Пер. с польск. и обработала Райтлер Юдифь Наумовна. - М., 1929.

Педагогические произведения

Другие книги

С 1992 г. в Польше издаётся собрание сочинений Корчака в 16 томах (вышло 14 (?)).

Произведения, посвящённые Янушу Корчаку

Памятник Янушу Корчаку в Варшаве

Детский дом Корчака. Продолжает действовать по сей день

Героизм и мученичество Корчака вошли в легенду. Его жизни и гибели посвящены многочисленные исследования и произведения: мемуары сотрудника Корчака И. Неверли (1903-1987), прошедшего, несмотря на своё нееврейское происхождение, через концлагеря-Майданек, Освенцим и др. - «Живые связи» (1966, польский язык), воспоминания участника польского Сопротивления Казимежа Дебницкого «Корчак вблизи» (есть русский перевод), поэма А. Цейтлина (1898-1973) «Последний путь Януша Корчака» («Януш Корчакс лецтер ганг», 1970?, идиш), драма Э. Сильваниуса «Корчак и дети» (1958, немецкий язык) и другие.

  • Памятник Б. Сакциера (родился в 1942 г.) «Я. Корчак с детьми» (1978) установлен в Иерусалиме на территории Яд ва-Шем .
  • Галерея рисунков, живописи, скульптуры И. Бельфера о Холокосте и о Корчаке .
  • Классические иллюстрации польского художника Ежи Сроковского к книге «Король Матиуш Первый» .

Литературные произведения на русском языке

  • Неверли И. Живая связь: Отрывки из кн. Пер. с пол. Э.Гессен //Иностр. лит. - 1978. - № 3. - С.231 - 239.
  • Игорь Неверли. Такой была эта детская газета. Слово о «Малом пшеглёнде» .
  • В 1970 году Александр Галич написал одну из своих лучших поэм «Кадиш » , посвящённую Янушу Корчаку. В качестве эпиграфа к ней Галич взял (немного изменив текст) слова из Дневника Корчака: «Я никому не желаю зла. Не умею. Не знаю, как это делается».
  • Лифтон Б. Дж., «Король детей. Жизнь и смерть Януша Корчака» . М.: Рудомино: Текст , 2004. ISBN 5-7516-0479-2
  • Педагогика Януша Корчака и еврейское воспитание , Жерар Кан
  • Памяти Корчака: Сб. ст.: (О враче, педагоге и писателе Я. Корчаке, 1878-1942) / [Отв. ред. О. Р. Медведева]. М.: Рос. о-во Януша Корчака, 1992. ISBN 5-900365-01-8

Фильмы

  • «Корчак » (Korczak), режиссёр А. Вайда , сценарий - А. Холланд . Польша-ФРГ-Великобритания. 1990.
  • «Януш Корчак» (Yanush Korchak) , режиссёр С. Винокур , сценарий-Авраам Коэн. Израиль. 2004.

Мультфильмы

  • «„Расскажите сказку, доктор“» - советский мультфильм, © ЭКРАН, 1988 г.

Режиссёр: Аида Зябликова. В мультфильме две сюжетных линии, одна построена по мотивам повести Януша Корчака «Король Матиуш Первый», другая рассказывает о реальных событиях во время Второй Мировой войны. Януш Корчак добровольно остался со своими воспитанниками и погиб вместе с ними в немецком концлагере. Мультфильм состоит из 3 частей.

Театр

  • Пьеса Джефри Хатчера (Jeffrey Hatcher) «Дети Корчака» (Korczak’s Children )
  • Спектакль «Дорога в небо» (The Road to the Heaven ) - документальная мистерия о доме сирот Януша Корчака.

Автор пьесы и режиссёр - Фёдор Сухов. Премьера состоялась в Театре на набережной в Москве, в 1998 году. Спектакль восстановлен 14 апреля 2012 года к 70-летию со дня депортации Варшавского гетто в августе 1942 года.

Опера

  • Детская опера-мюзикл «Король Матиуш I» Льва Конова по сказке Януша Корчака. Премьера состоялась в Москве, 1988 г. Звукозапись оперы произведена в 1992 году.
  • Опера «Король Матиуш Первый» в новой редакции 2009 года.
  • Опера «Сироты Корчака» (Korczak’s Orphans). Музыка - Адам Сильверман (Adam Silverman), либретто Сьюзан Губернат (Susan Gubernat)

Песни

  • Песня в исполнении Алексея Терехова «памяти Януша Корчака»
  • Песня-поэма А. Галича «Кадиш» - см. выше, подраздел «Литературные произведения на русском языке».

Примечания

  1. Его отец не сразу оформил метрику, поэтому точный год рождения Корчака неизвестен (1878 или 1879).
  2. Betty Jean Lifton, The King of Children: The Life and Death of Janusz Korczak, St. Martin’s Press, 1997, p. 35 - 40 ISBN 0-312-15560-3
  3. ул. Слиская 51/Сенная 60
  4. во время войны он был переведён в гетто на ул. Хлодну, 33, а позже на ул. Сенную, 16/Слиска, 9
  5. 22 июля 1878 года в Варшаве родился Януш КОРЧАК (настоящее имя Генрик Гольдшмит). Киевский календарь
  6. Слово „э́рец“ буквально означает „земля“, „страна“; здесь: сокращение от „Э́рец-Исраэ́ль“, что означает „Земля Израиля “.
  7. По другим данным - месяц. См.: Бетти Джин Лифтон. Король детей. Гл. 28. - См. Произведения, посвящённые Янушу Корчаку.
  8. работала с Корчаком с 1911 г., в 1914-18 гг. руководила Домом Сирот
  9. Помимо Корчака и Вильчинской, называют ещё 10 имён, иногда добавляя: «и, возможно, другие»; многие из этих воспитателей сами в прошлом были воспитанниками Дома сирот.
  10. Корчак Януш - статья из Электронной еврейской энциклопедии
  11. Александр ШАРОВ. ЯНУШ КОРЧАК. Послесловие к сборнику «Король Матиуш Первый»
  12. Корчак и его дети
  13. См.: 70 Years Since the Murder of Janusz Korczak and the Children
  14. Всероссийский открытый конкурс «Педагогические инновации»
  15. Марина Аромштам. Благая весть Януша Корчака .
  16. На русском языке: Наедине с Господом Богом: Молитвы тех, кто не молится. /Пер. с пол. и послесл. О.Медведевой; ред. А.Верглинский; предисл. И.Гальперина; худож. оформ. В.Романова. Рос. О-во Януша Корчака. - М., 1994. - 80 с.
  17. Симон Соловейчик
  18. Подробнее об этом можно прочитать в 15-й главе книги Бетти Джин Лифтон «Король детей». См. Произведения, посвящённые Янушу Корчаку.
  19. Подробно на эту непростую тему размышляет (в определённом аспекте) С. Л. Соловейчик в своей „Последней книге“, гл. 53 . Об этом же пишет Жерар Кан в гл. 5 книги «Педагогика Януша Корчака и еврейское воспитание». См. Произведения, посвящённые Янушу Корчаку.
  20. Об этом можно прочесть также в: С. Л. Соловейчик. Последняя книга, гл. 53 .
  21. Об этом, как и об упомянутом выше «праве ребёнка на сегодняшний день», можно прочитать в 5-й главе книги Жерара Кана «Педагогика Януша Корчака и еврейское воспитание». См. Произведения, посвящённые Янушу Корчаку.
  22. О том, что взрослые и дети говорят на разных языках и «только делают вид, будто понимают друг друга» пишет (в связи с Корчаком) Бетти Джин Лифтон в 10-й главе книги «Король детей».
  23. О трудностях, с которыми могут столкнуться молодые люди в реальной жизни, если они выросли в «тепличных условиях», пишет (правда, в несколько ином контексте) Бетти Джин Лифтон в 16-й главе книги «Король детей».
  24. См., например: Максакова В. И. Педагогическая антропология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Лекция пятая. ВОСПИТАНИЕ КАК АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  25. Об этом можно прочитать в: Александр Левин. Януш Корчак - мыслитель и педагог .
  26. Об этом также пишет Бетти Джин Лифтон в 10-й главе своей книги «Король детей». См. Произведения, посвящённые Янушу Корчаку.
  27. Об этом же (со ссылкой на Корчака) пишет доктор педагогических наук, профессор И. П. Подласый в гл. 1 учебного пособия «Педагогика начальной школы», издательство Владос, 2008.
  28. На русском языке повесть опубликована в петербургском журнале «Образование» в 1908 году под названием «Дитя света».
  29. На русском языке рассказ опубликован под названием «Боба» в сборнике: Януш Корчак. Воспитание личности. М. : Просвещение, 1992. - 287 с. - ISBN 5-09-003083-9 .
  30. Русский перевод в нашей стране впервые опубликован в книге: Я. Корчак. Педагогическое наследие. М., 1990.
  31. Полный русский перевод двух повестей о Матиуше в нашей стране впервые опубликован в книге: Януш Корчак. Король Матиуш. Перевод М. Павловой. М., 1992
  32. Издание в нашей стране: Корчак Я. Маленький бизнесмен. М., 1992
  33. На русском языке впервые издано в сборнике: [Януш Корчак.] Избранное /Сост. и ред. М.Шкловская. - Иерусалим: Б-ка-Алия, 1988. - 324 с.
  34. Русский перевод: Януш Корчак. Кайтусь-чародей. СПб., 1992
  35. Первый и четвёртый разделы на русском языке изданы в: Корчак Я. Избранные педагогические произведения. М., 1979
  36. На русском языке в 1922 году был издан второй раздел книги - «Интернат»: Как любить детей: (Интернат). /Пер. с пол. Л.Кон; предисл. Н. К. Крупской . - М.: Госиздат, 1922. - VI, 116 с. Весь цикл представлен в издании: Корчак Я. Избранные педагогические произведения. М., 1979 (первый раздел - в сокращении, полный его текст можно найти в: см. ссылку).
  37. Полный перевод на русский язык опубликован в издании: Януш Корчак . ИЗБРАННОЕ. - Библиотека-Алия. 1988. ISBN 965-320-019-4 . - C. 42 - 170. Пер. с польского Ю. Зимана.

Литература

  • Академія педагогічних наук України. Державна науково-педагогічна бібліотека України імені В. О. Сухомлинського. Серія «Видатні педагоги світу». Випуск 2. Польський педагог-гуманіст Януш Корчак (1878-1942). До 125-річчя з дня народження. Біобібліографічний покажчик. - Київ, 2003.
  • Валеева Р. А. Гуманистическая педагогика Януша Корчака: Учебное пособие. Казань: КГПИ, 1994.
  • Кочнов В. Ф. Януш Корчак: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.

Ссылки

  • Ребенок в семье - первый раздел (из четырёх) книги «Как любить ребёнка» (в электронной версии текста присутствует любопытная ошибка: над заголовком «Ребенок в семье» значится: "«АНГЕЛ ЛИ»", то есть, видимо, или "«Ангел Ли»" - с учётом того, что выше говорится о воскресении мёртвых, такое предположение не представляется совсем уж неправдоподобным, или - "«Ангел ли(?)»" - в последнем случае речь, видимо, идет о ребёнке; у Корчака, однако-ни то ни другое, а "«АНГЕЛЛИ»" - название произведения польского поэта-романтика Юлиуша Словацкого , откуда взят эпиграф)
  • Интернат - второй раздел книги «Как любить ребёнка»
  • Дом сирот - четвёртый раздел книги «Как любить ребёнка» (в сокращении)
  • Товарищеский суд - из четвёртого раздела книги «Как любить ребёнка»: «Дом сирот»
  • Наедине с Богом (избранные молитвы)
  • Король Матиуш Первый (сокращённый перевод)

6 августа 2013 года исполнился 71 год трагической гибели известного польского писателя, врача и педагога Януша Корчака, добровольно ушедшего в лагерь уничтожения Треблинка со своими воспитанниками из школы-интерната «Дом сирот» в Варшаве.

В основе педагогики Корчака лежит доверие к ребёнку, уважение его мечты, формирование в детских коллективах и у отдельных воспитанников навыков самопознания, самоконтроля, самоуправления. В годы оккупации Польши фашистской Германией Корчак героически боролся за жизнь детей в варшавском гетто и погиб в газовых камерах Треблинки вместе с 200 своими воспитанниками, не исключено, что от рук украинских травников, таких как "Иван Грозный" - Марченко или Иван Демьянюк, как раз в те годы зверствовавших в концлагере Треблинка.

В 1940 году вместе с воспитанниками «Дома сирот» был перемещён в Варшавское гетто. Он отклонил все предложения неевреев-почитателей своего таланта вывести его из гетто и спрятать на «арийской» стороне.

Януш Корчак с учениками в гетто

Корчак с детьми

Януш Корчак со студентами

Януш Корчак с учениками в Мерезине, 1935

Корчак с детьми и учителями

Корчак с детьми

Корчак, 1935

Корчака казнили в Треблинке 6 августа 1942 г. Не исключено, что украинскими травниками, такими, как "Иван Грозный" - Марченко или Иван Демьянюк, как раз в то время зверствовавшими в концлагере Треблинка:

Марченко - "Иван Грозный" и Ткачук


Зоопарк в Треблинке возле бараков украинцев
Отсюда

Когда немцы оккупируют Польшу, у всемирно известного писателя, врача, педагога Корчака появляется возможность уехать… Но он возвращается в «Дом Сирот», который уже находился на территории Варшавского гетто.

Несмотря на творящиеся вокруг ужасы, Корчак не теряет веру в человека: «С радостью подтверждаю, что за малыми исключениями человек - существо и разумное и доброе».

Когда «Дом Сирот» в полном составе немцы отправляли в концлагерь Треблинка, Корчаку снова было предложено спастись. Но он принял решение до конца оставаться со своими детьми… В августе 1942 года он погибает вместе с воспитанниками и несколькими воспитателями в газовых камерах концлагеря Треблинка.

За три месяца до гибели, в мае 1942 года, Корчак начал вести Дневник. Одна из последних записей в Дневнике: «Я никому не желаю зла. Не умею. Не знаю, как это делается…»

Когда незадолго до гибели кто-то спросил Корчака, что бы он сделал после освобождения, - если дождется, конечно, - доктор ответил, что хотел бы воспитывать осиротевших немецких детей.

Зная, что ожидает его воспитанников Корчак писал: «Если бы можно было остановить солнце, то это надо было сделать именно сейчас» (имея в виду, что только чудо может спасти детей). Но Чуда не произошло. Корчак не мог спасти детей, он лишь мог разделить с ними их судьбу. Он не мог поступить иначе, ведь он учил их «Добру, Красоте и Свободе».

На месте смерти Корчака, в Треблинке стоит большой камень. На нем короткая надпись: «Януш Корчак и дети».

В современном мире многим людям знакомо это имя - Януш Корчак. Биография знаменитого польского врача, писателя и педагога поражает своей удивительной любовью к жизни и детям. Его трагичная судьба и человеческий подвиг стоят того, чтобы ознакомиться с ними более подробно.

Годы детства и учебы в гимназии

Настоящее имя Корчака - Хирш (на польский манер Хенрик) Гольдшмидт. Родился он в еврейской семье в Царстве Польском, которое тогда входило в состав Российской империи, в 1878 году.

Несмотря на то что так и не дожил до глубокой старости, много успел увидеть на своем веку Я. Корчак. Биография кратко не может передать все события его жизни.

Хенрик происходил из образованной семьи: его дед был врачом, а отец - адвокатом. Для того чтобы чувствовать себя более комфортно в польском обществе, семья Гольдшмидтов ассимилировалась с поляками, особо не подчеркивая еврейских традиций своего рода.

Будущий писатель Януш Корчак (биография, фотографии которого, сделанные в детстве, говорят нам о нем как о способном и любознательном мальчике) не отличался особым здоровьем. Однако благодаря своим знаниям он поступил в престижную русскую гимназию. Преподавание там велось на русском языке, а затем изучались все основные мёртвые и современные европейские языки. Несмотря на высокий уровень подготовки, преподаватели не проявляли интереса к своим воспитанникам. В гимназии царили суровые порядки, процветали физические наказания и доносительство.

Гораздо позже Януш Корчак (биография для детей будет изложена доступно и станет широко известной) отмечал, что именно испытания в гимназии побудили его к созданию новой гуманистической педагогики.

Первые трудности

Многое пережил Корчак Януш. Автобиография этого великого человека повествует нам о первом испытании в его жизни. Таковым стала тяжелая душевная болезнь отца, которая настигла его, когда Хенрику было всего 11 лет. Все средства семьи уходили на лечение больного, поэтому юный Хенрик вынужден был заняться репетиторством, чтобы поддержать материально своих близких.

Тогда и открылся удивительный педагогический талан юного учителя, Хенрик как никто другой умел находить со своими воспитанниками общий язык, спокойно и внимательно их выслушивать и добиваться лаской большего, чем иные педагоги с помощью розги.

Януш Корчак: биография кратко. Призвание и педагога

В 1898 году по примеру деда, в честь которого был назван, Хенрик поступает на медицинский факультет Однако молодой человек живо интересуется не только вопросами медицины, но и проблемами современной педагогики. Еще в 18 лет он публикует свой первый педагогический труд под названием «Гордиев узел». В этой статье автор упрекает современных ему родителей в том, что они занимаются в своей жизни чем угодно, только не воспитанием своих детей. Самое важное дело в своей жизни они перекладывают на плечи нянек и гувернеров, которые часто со своими обязанностями просто не справляются.

Отзывы на эту публикацию в газете были столь положительными, что главный редактор этого издания поручил юному Хенрику вести целую рубрику под аналогичным названием.

Позже Корчак (биография кратко этого человека излагается нами в данной статье) напишет 22 тома сочинений, посвященных вопросам воспитания детей.

К практической педагогической деятельности Хенрик приступил в тот же период. В 1903 году он, досконально изучив опыт Песталоцци, стал работать врачом и воспитателем в одной из детских еврейских больниц, вступил в еврейское общество помощи детям-сиротам.

Становление профессионального мастерства и открытие «Дома сирот»

Получив в 1905 году диплом, подтверждающий право заниматься врачебной практикой, Януш Корчак, биография которого навсегда связала его и с медициной, и с педагогикой, не стал искать себе доходного места.

На некоторое время он становится военным врачом (в это время шла тяжелая Русско-японская война, поэтому медицинские кадры Российской империи были очень нужны), а затем уезжает в Европу, чтобы познакомиться с передовыми идеями в области воспитания и педиатрии.

Он еще малоизвестен, однако пишет и публикуется достаточно активно, используя для этого свой псевдоним - Януш Корчак.

Вернувшись на Родину, Корчак Януш, биография которого навсегда связала его с детьми, отходит от профессии врача и открывает благотворительное учреждение под названием «Дом сирот». С 1911 года до своей трагической гибели Корчак будет руководить этим учреждением и отдаст все свои силы воспитанию детей, оставленных без попечения родителей.

Педагогическая деятельность

Активную педагогическую работу Януш Корчак, биография которого дает нам образец настоящей преданности своему делу, совмещает с активным писательским трудом. Постепенно его имя становится широко известным, появляются меценаты, которые поддерживают его начинания материально.

В первые годы своей напряжённой работы Корчак и его коллега Стефания Вельчинская работают по 16 часов в сутки, им не так-то просто справиться с большим количеством детей с изломанными судьбами, потерявшими веру в людей.

В основу своего педагогического метода Корчак закладывает нравственное воспитание. В те же годы он издает книгу для педагогов и родителей под названием «Как любить детей?», в этой книге автор рассказывает об основных принципах своей гуманистической педагогики, основанной на любви к ребенку, принятию его личности, склонностей и интересов, удовлетворении его потребностей и развитии его эмоционально-волевой сферы.

Активным сторонником такой гуманистической педагогики в России становится А. С. Макаренко. Известно, что Я. Корчак, биография которого связана с Россией, читал опубликованные работы Макаренко и высоко оценивал его методы работы с детьми.

Период после распада империи

После крушения Российской империи Польша провозглашает свою независимость. Я. Корчак в это время служит на фронте в качестве военного врача. Однако правительство молодой Польской республики не дает писателю вернуться к своим детям, его вновь призывают, теперь уже в польские войска, где он переживает тяжелый тиф, после которого чудом остается жив.

Когда же кровопролитная советско-польская война затихает, Корчак возвращается к своим сиротам, чтобы больше никогда уже с ними не расставаться.

Он отдает все свои силы педагогической работе. Организовывает издает вместе с детьми газету (причем журналистами становятся сами дети), много пишет и издает свои работы.

Он ведет радиопередачи, выступает с лекциями перед студентами. Наконец, в 1934 году формулирует свои знаменитые 5 заповедей воспитания, которые основывались на необходимости любви к ребенку, наблюдении за его поведением, отсутствии насилия в воспитании, педагогической честности и бесконечном процессе самопознания.

Трагические страницы биографии

Много увидел и пережил Януш Корчак, биография его - тому подтверждение. Но, наверное, самым сильным испытанием в его жизни стала Вторая мировая война. Это была уже четвертая тяжелая война в жизни педагога. Корчак просил допустить его на фронт в качестве врача, однако из-за возраста его оставили в Варшаве.

Немецкие войска наступали стремительно, и город скоро оказался под оккупацией.

Старый врач и педагог делал все, чтобы его дети не почувствовали тягот военного времени, однако это было не в его силах. Еды катастрофически не хватало, не было одежды и теплых вещей. Еврейские дети-сироты для немцев представляли собой объект прямого уничтожения, поэтому их вскоре переселили в Варшавское гетто. Корчак пытался всеми силами воспротивиться этому, но его заключили в тюрьму. Выйдя из нее, он отправился к своим детям в гетто, где и ждала его смерть.

Жизненный подвиг

В нечеловеческих условиях жизни в гетто Корчак старался не падать духом и всеми силами поддерживал тех, кто там оказался. Однако участь его детей была предрешена. В 1942 году поступило распоряжение об их отправке в лагерь смерти. Вместе с детьми должны были ехать и все педагоги, в том числе и Корчак.

Доподлинно известно, что гитлеровское правительство в последний момент приостановило отправку Корчака в лагерь, желая сохранить жизнь известному педагогу. Однако сам старый доктор отказался от такого милостивого решения и разделил участь своих детей. Погиб Януш Корчак в 1942 году в немецком специальном



Читайте также: