Положениями вто определены. Типичные заблуждения относительно вто

22 августа 2012 года Россия стала членом Всемирной Торговой Орга низации (В ТО ) . Переговоры о присоединении России к ВТО длились почти 20 лет: с 1993 года по 2011 год. 18 лет – это абсолютный рекорд длительности переговоров. Даже Китайская Народная Республика добивалась членства в ВТО меньше - 15 лет.

Суть Всемирной торговой организации (ВТО)

Всемирная торговая организация (ВТО) - международное некоммерческое объединение, регулирующее стран-участниц. Действует с 1 января 1995 года и является правопреемницей функционировавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Создание ВТО было определено многосторонним соглашением в ходе Уругвайского раунда ГАТТ (1986-1994 годы). Выполняет следующие функции:

    контроль за исполнением торговых соглашений стран-членов;

    организация и обеспечение переговоров стран-членов;

    наблюдение за торговой политикой стран-членов;

    разрешение торговых споров между странами-членами.

Вступление России в ВТО

История присоединения России к ВТО

Россия подала заявку на присоединение к ВТО еще в1993 году. Переговорный процесс начался в 1995 году, но первые три года он носил консультационный характер и сводился к предоставлению Россией данных о своей экономике и внешнеторговом режиме, то есть в областях, регулируемых ВТО. На этом этапе российские представители ответили более чем на 3 тыс. вопросов Рабочей группы и представили на рассмотрение сотни документов.

Наиболее трудные переговоры велись с США, и Китаем. Разногласия с Евросоюзом удалось урегулировать после того, как Россия поддержала Киотский протокол . Самыми сложными были переговоры с США, которые велись в течение шести лет. Основные разногласия касались вопросов финансовых рынков, поставок в РФ сельскохозяйственной продукции и защиты прав интеллектуальной собственности. Россия и США подписали протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 года. Подписание произошло в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам).

Сроки вступления переносились неоднократно: 2003 год, 2006 год, затем окончательным сроком указывали 2007 год. После успехов 2010 года, когда были устранены разногласия с США и Евросоюзом, было объявлено, что Россия станет членом ВТО в 2011 году.

Условия присоединения России к ВТО

В декабре 2006 года была опубликована подробная предварительная информация об основных результатах переговоров, где приведены как сведения по важнейшим товарным позициям, так и консолидированные данные по остальным. Результаты на ноябрь 2011 года по всем тысячам позиций опубликованы на английском языке на сайте Миниэкономразвития . До этого переговоры велись в закрытом режиме, что, как утверждают, является обычной практикой для переговоров по экономическим вопросам, включая ВТО. Согласно этим данным, в течение первого года после вступления ни одна внешнеторговая пошлина не будет снижена. По разным группам товаров предусмотрены переходные периоды от 1 года до 7 лет; в течение 7 лет пошлины на промышленные товары снизятся в среднем с 11,1 % до 8,2 %. Таможенные пошлины на потребительские товары, массово производящиеся в России, практически не снизятся (за исключением автомобилей и обуви). В то же время, будут отменены пошлины на компьютеры и элементную базу, снижены пошлины на бытовую электронику и электротехнику, лекарства, технологическое и научное оборудование. Государство сможет оказывать сельскому хозяйству помощь на сумму не более 9 млрд долларов в год (сейчас объем помощи составляет 4,5 млрд долларов в год, однако размер субсидий ещё будет обсуждаться на многосторонних переговорах).

Непосредственной частью Протокола, которая и определяет условия, на которых Россия вступила в ВТО, являются Перечень обязательств по товарам и Перечень обязательств по услугам. Перечень обязательств по услугам содержит определенные ограничения по доступу иностранных лиц из членов ВТО на тот или иной российский рынок услуг (деловые, финансовые, транспортные услуги и т. д.). Если же такие ограничения Россией не оговорены или если они оговорены в этом перечне, но не закреплены в российском праве, то согласно правилам ВТО должны будут действовать два принципа: 1) принцип «национального режима», то есть для иностранных лиц будут действовать те же правила (часто-правовые, налоговые, процессуальные и т. д.), что и для российских лиц (если иное не будет следовать из российского федерального закона, который не противоречит правилам ВТО и обязательствам России как её члена); 2) принцип «наиболее благоприятствуемой нации», означающий, что если Россия предоставит какой-то благоприятный правовой режим для иностранных лиц из одного члена ВТО (но не для российских лиц), то он должен автоматически действовать и для иностранных лиц из любого другого члена ВТО. Наиболее существенные изменения правового режима доступа и работы иностранных лиц на российском рынке произошли в сфере страховых, финансовых, телекоммуникационныхуслуг. Подписав Протокол, Россия также выразила свое согласие на присоединение к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО со всеми приложениями к нему, текст которых на английском языке размещен на официальном сайте ВТО. Россия стала членом ВТО 22 августа 2012 года.

Уступки России при вступлении в ВТО

Сельское хозяйство

В 2010 году Россия пошла на значительные уступки в вопросах регулирования в своем сельском хозяйстве. 27 сентября министр сельского хозяйства встречалась с представителями 20 государств, и объявила, что до 2012 года объем господдержки национального агропромышленного комплекса останется на прежнем уровне, а в 2013-2017 годах будет сокращен вдвое - с 9 млрд долларов в год до 4,4 млрд долларов. Согласно данным, опубликованным в 2008 году РИА «Новости», уровень господдержки сельского хозяйства России и без того значительно ниже, чем в других государствах: в США на рубль произведённой продукции господдержка составляет 16 копеек, в странах Евросоюза 32 копейки, в РФ - 6 копеек.

По мнению предыдущего министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, принимая условия ВТО, Россия рискует сокращением доли экспорта с 1,3 % до 1 %, а доля иностранных агропромышленных товаров увеличится с 1,9 до 2,3 %. Издержки составят 4 млрд долларов.

Доступ на рынок

В результате переговоров Россия согласилась дать зарубежным страховым компаниям возможность открывать прямые филиалы на территории страны. В сфере бизнес-услуг, дистрибуции товаров и производства компьютерной техники разрешено появление компаний со 100-процентным иностранным капиталом.

Россия проявила настойчивость в вопросах неприкосновенности банковского сектора и не поддержала предложение американцев допустить на российский рынок прямые филиалы иностранных банков. Необходимость зафиксировать это условие законодательно изложена в проекте «Стратегии развития банковского сектора до 2015 года». Вместе с тем, российская сторона пошла на определенные уступки, повысив долю иностранного капитала с 25 % до 50 % и разрешив 100-процентную иностранную собственность на банки, брокерские и инвестиционные компании.

Авиасборы

Россия согласилась на отмену авиасборов за транссибирские перелёты пассажирских самолётов иностранных авиаперевозчиков через свою территорию. Наибольшие претензии тот факт, что пролетающие над Сибирью самолёты платили России до $400 млн в год, вызывали у Евросоюза. К примеру, размер пошлин для Boeing-757 составлял $87 за 100 км.

Пошлины

В 2006 году, незадолго до завершения консультаций с США, министр экономического развития и торговли говорил, что после вступления в ВТО таможенные пошлины на импортные товары снизятся в среднем с 10,2 % до 6,9 %, в том числе на сельхозпродукцию - с 21,5 % до 18,9 %. Будут ликвидированы пошлины на компьютеры и комплектующие для них (в 2005 году они составляли 5-10 %), обнулятся на медь на металлолом будут снижены.

Импортные пошлины на фрукты снизятся до 2-5 %; на вино - с 20 до 12,5 %; на некоторые категории лекарственных препаратов до 3-5 %; на импортную одежду на 2,5-5 %; на новые автомобили-иномарки - до 15 %, на самолёты - до 12,5 %. На спирт сохранится запретительная пошлина - 100 %, но не менее 2 евро.

В 2005 году Россия взяла на себя обязательство заморозить экспортные пошлины на нефть и газ.

С 2006 года Россия планировала постепенно увеличить экспортные пошлины на необработанную древесину до заградительного уровня. В июле 2007 года ставка возросла с 6,5 % до 20 % таможенной стоимости, и за каждый кубометр круглого леса государство получало 10 евро. А в 2010 году должны были достигнуть 80% (50 евро за кубометр).

В 2007 году в связи с неготовностью отечественных промышленных предприятий стремительно нарастить объёмы переработки древесины был введён мораторий на ограничение экспорта, зафиксировавший пошлины на уровне 25 %.

С 2006 года Россия планировала постепенно увеличить экспортные пошлины на необработанную древесину до заградительного уровня. В июле 2007 года ставка возросла с 6,5 % до 20 % таможенной стоимости, и за каждый кубометр круглого леса государство получало 10 евро. А в 2010 году должны были достигнуть 80 % (50 евро за кубометр).

В 2007 году в связи с неготовностью отечественных промышленных предприятий стремительно нарастить объёмы переработки древесины был введен мораторий на ограничение экспорта, зафиксировавший пошлины на уровне 25 %.

Перспектива отказа от российской древесины вызвали выраженный протест со стороны Финляндии и Швеции, что в очередной раз осложнило отношения с Евросоюзом. В 2010 году этот вопрос, по мнению еврокомиссара по торговле Карела де Гюхта, ставил под сомнение скорейшую интеграцию России в ВТО.

Россия в конечном счете пошла на компромисс: пошлины сохранятся, но будут значительно снижены. В зависимости от вида древесины они составят 5-15 % от таможенной стоимости. Оговорена максимальная пошлина на берёзу в 7 %, на осину - 5 %. Экономическое издание BFM.ru писало, что, соглашаясь на такие уступки, Россия не понесёт значимых финансовых потерь, но рискует осложнить развитие собственной деревообрабатывающей отрасли.

Поддержка бизнеса в условиях ВТО обойдется в 75 млрд рублей за три года

Вступление в ВТО обойдется бюджету РФ минимум в 75 млрд рублей в ближайшие три года: в настоящее время из них потрачено 60 млрд рублей. Эти деньги нужны для поддержки отраслей российского бизнеса, который оказался в непростых условиях Всемирной торговой организации. В Госдуме полагают, что объем поддержки можно дополнительно увеличить.

После вступления России в ВТО таможенные пошлины на многие импортные товары упали, после чего отечественные производители оказались не в выигрышном положении. Например, для продукции предприятий легкой промышленности ввозные пошлины упали с 40 до 5% от стоимости товара, при этом на долю импорта приходится 80% российского рынка. Именно на поддержку этой отрасли выделяются самые значительные суммы.

Помимо выделения дополнительных средств депутаты также предлагают освободить отрасль от налога на прибыль (на пять-десять лет). Поступления в бюджет от предприятий легкой промышленности составляют около 2,4 млрд рублей в год, из них 2,1 млрд поступает в региональные бюджеты, 300 млн - в федеральную казну. Глава комитета Госдумы по экономической политике Игорь Руденский сообщил, что сейчас рассматривается предложение возместить регионам выпадающие доходы.

По его словам, сейчас правительство также рассматривает вариант помощи и агропромышленному комплексу в размере 15 млрд рублей. В число отраслей, могущих пострадать от вступления в ВТО и нуждающихся в поддержке, вошли также лесопромышленный и рыбохозяйственный комплексы, производство самолетов, вертолетов и авиационных двигателей, а также композитных материалов и редкоземельных металлов.

Пока что все «вливания» в российское производство недотягивают до сумм, разрешенных правилами ВТО. Так, только на поддержку сельского хозяйства по так называемой желтой корзине (меры, которые влияют на конечную цену продукции, - субсидирование процентной ставки по кредитам, субсидии на удобрения и др.) российский лимит на 2012 год составляет около 9 млрд долларов. «А у нас в бюджете на середину года только 3,6 млрд долларов по «желтой корзине». Проблема в том, что денег в бюджете не хватает», - говорит профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Алексей Портанский.

Преимущества для России от вступления в ВТО

Согласно экспертным прогнозам, членство в ВТО обеспечит России ежегодный прирост ее на уровне 1,2 %, а по оценкам - до 11 % ВВП в долгосрочной перспективе. Оно откроет российской продукции доступ к мировым рынкам, даст стране эффективный механизм взаимодействия с иностранными партнерами, повысит инвестиционную привлекательность российского бизнеса и гарантирует рост объемов внешней торговли.

Российские экспортеры получат равные права с другими участниками мирового рынка, отчего выиграют конкурентоспособные игроки, ориентированные на внешний рынок, в первую очередь - крупные экспортёры сталелитейной и сельскохозяйственной продукции, минеральных удобрений, зерна и древесины, нефтегазовая промышленность.

Членство в ВТО позволит российской продукции преодолеть торговые барьеры в виде пошлин, квот и ограничений, ежегодные издержки от которых в оцениваются в 2 млрд долларов. К примеру, в отношении товаров российской металлургической, химической и лёгкой промышленности в настоящее время действует более 120 различных ограничений. По мнению газеты «Ведомости», это позволит диверсифицировать экспорт за счет несырьевых товаров.

По мнению сторонников идеи, для рядового потребителя интеграция России в ВТО обернется снижением цен вследствие притока иностранных товаров и роста конкуренции и дешевыми потребительскими кредитами.

Итоги первого года России в ВТО

В декабре 2013 года «Российская газета» приводила официальную статистику по экспорту. С января по сентябрь 2013 года Россия на 9,6 % больше поставляет на мировой рынок нефтепродуктов, на 5,6 % - обработанных лесоматериалов. Легковых автомобилей отправлено на экспорт больше на 14,2 %, чем за тот же период прошлого года (в статистике учитывается экспорт в Белоруссию и Казахстан). Однако, сделать выводы о негативном или позитивном опыте от вступления РФ в ВТО эта статистика не поможет. Заместитель министра экономразвития Андрей Клепач объясняет, что "с момента вступления в ВТО прошло довольно мало времени. Для каких-то серьезных подвижек нужен срок не меньше, чем несколько лет".

"Конкурировать на внутреннем рынке с иностранными "тяжеловесами" в перспективе будет все сложней, поскольку у нас гигантский износ основных фондов 70-75 процентов. Сложно покупать российское, когда его почти не осталось", - говорит президент Всероссийской организации качества Геннадий Воронин. Сегодня россияне на 90 % одеты в импортные вещи, на их столах почти 60 % иностранной еды, 70 % - иностранных лекарств. В этой ситуации может помочь только более эффективные практические меры государственной поддержки российских товаров на рынке.

«Всемирная торговая организация (ВТО)» в публикациях сайт

  • РОССИЯ
  • Екатеринбург
  • Челябинск
  • Ростов-на-Дону
  • Красноярск
  • Нижний Новгород
  • Новосибирск
  • Казань

Всемирная торговая организация (ВТО; англ. World Trade Organization (WTO), фр. Organisation mondiale du commerce (OMC), исп. Organización Mundial del Comercio) - международная организация, созданная 1 января 1995 г. с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО образована на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 г. и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации, но не являвшегося, тем не менее, международной организацией в юридическом смысле.

ВТО отвечает за внедрение новых деталей, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986-1994 гг. в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ .

Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды). К настоящему времени проведено 8 раундов таких переговоров, включая Уругвайский, а в 2001 г. стартовал девятый в Дохе, Катар. Организация пытается завершить переговоры по Дохийскому раунду переговоров, который был начат с явным акцентом на удовлетворение потребностей развивающихся стран.

Всемирная торговая организация (ВТО), созданная в 1995 г., заменила собой Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) в качестве единственного международного органа, занимающегося глобальными правилами торговли между государствами. Она не является специализированным учреждением, но у нее существуют механизмы и практика сотрудничества с Организацией Объединенных Наций.

Задачи ВТО состоят в оказании помощи в упорядочении процесса торговли в рамках системы, основанной на определенных правилах; объективном урегулировании торговых споров между правительствами; организации торговых переговоров. В основе этой деятельности лежат 60 соглашений ВТО - основные правовые нормы политики международной коммерции и торговли.

Принципы, на которых основаны эти соглашения, включают отсутствие дискриминации (режим наиболее благоприятствуемой нации и положение о национальном режиме), более свободные условия торговли, поощрение конкуренции и дополнительные положения для наименее развитых стран. Одной из целей ВТО является борьба с протекционизмом. Задачей ВТО провозглашено не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной торговли.

Согласно декларации, работа ВТО, как и ГАТТ до него, опирается на основные принципы, среди которых:


Равные права . Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ). Принцип РНБ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации в любом случае.

Взаимность . Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными, устранение «проблемы безбилетника».

Прозрачность . Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.

Создание действующих обязательств . Обязательства по торговым тарифам стран регулируются в основном органами ВТО, а не взаимоотношениями между странами. А в случае ухудшения условий торговли в какой-нибудь стране в конкретном секторе, ущемленная сторона может требовать компенсаций в других секторах.

Защитные клапаны . В некоторых случаях, правительство в состоянии вводить торговые ограничения. Соглашение ВТО позволяет членам принимать меры не только для защиты окружающей среды, но и для поддержки здравоохранения, здоровья животных и растений.

Есть три типа деятельности в этом направлении:

Статьи, позволяющие использовать торговые меры для достижения неэкономических целей;

Статьи, направленные на обеспечение «справедливой конкуренции»;. Члены не должны использовать природоохранные мероприятия в качестве средства маскировки протекционистской политики;

Положения, допускающие вмешательство в торговлю по экономическим причинам.

Исключения из принципа РНБ также составляют Развивающиеся и Наименее развитые страны, имеющие льготный режим в ВТО, региональные зоны свободной торговли и Таможенные союзы.

Всемирная торговая организация (ВТО) была создана в результате многолетних переговоров в рамках Уругвайского раунда, который завершился в декабре 1993 г.

Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в апреле 1994 г. Соглашением об учреждении ВТО, известным также как Марракешское соглашение.

Помимо основного текста документ содержит 4 приложения:

Приложение 1А :

Многосторонние соглашения по торговле товарами :

Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1994 г., которое определяет основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере.

Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1947 г., которое определяет основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере.

Соглашение по сельскому хозяйству, которое определяет особенности регулирования торговли сельскохозяйственными товарами и механизмы применения мер государственной поддержки производства и торговли в этом секторе.

Соглашение по текстилю и одежде, которое определяет особенности регулирования торговли текстилем и одеждой.

Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм, которое определяет условия применения мер санитарного и фитосанитарного контроля.

Соглашение по техническим барьерам в торговле, которое определяет условия применения стандартов, технических регламентов, процедур сертификации.

Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей, которое запрещает использовать ограниченный круг мер торговой политики, которые могут влиять на иностранные инвестиции и быть квалифицированы как противоречащие Ст.III ГАТТ (Национальный режим) и Ст.XI (Запрет количественных ограничений).

Соглашение по применению статьи VII ГАТТ 1994 (таможенная оценка товаров), которое определяет правила оценки таможенной стоимости товаров.

Соглашение по предотгрузочной инспекции, которое определяет условия проведения предотгрузочных инспекций.

Соглашение по правилам происхождения, которое определяет, что под правилами происхождения понимается совокупность законов, нормативных актов и правил для определения страны происхождения товаров.

Соглашение по процедурам импортного лицензирования, которое устанавливает процедуры и формы лицензирования импорта.

Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам, которое определяет условия и процедуры применения субсидий и мер, направленных на борьбу с субсидированием.

Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ 1994 (антидемпинг), которое определяет условия и процедуры применения мер для противодействия демпингу.

Соглашение по защитным мерам, которое определяет условия и процедуры применения мер для противодействия растущему импорту.

Приложение 1В:

Генеральное соглашение по торговле услугами, которое определяет основы режима торговли услугами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере.

Приложение 1С:

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, которое определяет права и обязательства членов ВТО в области защиты интеллектуальной собственности.

Приложение 2:

Понимание в отношении правил и процедур разрешения споров, которое устанавливает условия и процедуры разрешения споров между членами ВТО в связи с выполнением ими обязательство по всем соглашениям ВТО.

Приложение 3:

Механизм обзоров торговой политики, которое определяет условия и общие параметры обзоров торговой политики членов ВТО.

Приложение 4:

Необязательные для участия всех членов ВТО многосторонние торговые соглашения:

Соглашение по торговле гражданской авиатехникой, которое определяет обязательства сторон по либерализации торговли в этом секторе.

Соглашение по правительственным закупкам, которое устанавливает процедуры допуска иностранных компаний к национальным системам закупок для государственных нужд.

Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве, Швейцария.

Организационная структура ВТО.

Официальным высшим органом организации является Министерская Конференция ВТО, которая собирается не реже, чем один раз в два года. За время существования ВТО было проведено восемь таких конференций, практически каждая из которых сопровождалась активными протестами со стороны противников глобализации.

Конференция министров - высший орган ВТО, состоящий из представителей государств-членов. Заседания министерской конференции проводятся в соответствии со статьей 4 «Марракешского соглашения о создании Всемирной торговой организации» от 15 апреля 1994 года раз в два года или чаще.

На настоящий момент было проведено 9 конференций:

1. Первая конференция - Сингапур (декабрь 1996 г.). Были созданы 4 рабочие группы - по прозрачности гос. закупок; содействия развитию торговли (таможенные вопросы), торговли и инвестиций; торговли и конкуренции. Эти группы также известны как Singapore issues;

2. Вторая конференция - Женева (май 1998 г.);

3. Третья конференция - Сиэтл (ноябрь 1999 г.). За неделю до начала конференции не было согласия о перечне вопросов, подлежащих обсуждению, а также были очевидны нарастающие разногласия между развитыми и развивающимися странами (с/х). Предполагалось, что конференция станет началом нового раунда переговоров, но планы были сорваны плохой организацией и уличными протестами. Переговоры были сорваны и перенесены в Доху (2001 г.);

4. Четвертая конференция - Доха (ноябрь 2001 г.). Было одобрено вступление КНР в ВТО;

5. Пятая конференция - Канкун (сентябрь 2003 г.). 20 развивающихся стран во главе с КНР, Индией и Бразилией выступили против требования развитых стран принять «Singapore issues» и призвали их отказаться от субсидирования национальных с/х производителей (в первую очередь в ЕС и США). Переговоры к успеху не привели;

6. Шестая конференция - Гонконг (декабрь 2005 г.). Конференция отметилась многочисленными акциями протеста южнокорейских фермеров. На конференции предполагалось завершить Дохийский раунд по субсидированию сельского хозяйства к 2006 г. Повестка конференции: Дальнейшее снижение таможенных пошлин; Требование прекратить прямое субсидирование с/х; Отдельное требование к ЕС относительно ЕСХП; Singapore issues - требование к развитым странам ввести более прозрачное законодательство в сфере инвестиций , конкуренции, гос. закупок и содействия развитию торговли;

7. Седьмая конференция - Женева (ноябрь 2009 г.). На данной конференции министры ретроспективно рассмотрели проделанную ВТО работу. Согласно распорядку, на конференции не проводились переговоры по Дохийскому раунду переговоров;

8. Восьмая конференция - Женева (декабрь 2011 г.). Параллельно пленарной сессии были проведены три рабочих заседания «Важность многосторонней торговой системы и ВТО», «Торговля и развитие» и «Дохинская повестка дня в области развития». Конференция одобрила присоединение России, Самоа и Черногории;

9. Девятая конфрернция - Бали (декабрь 2013 г.). Одобрено присоединение Йемена.

Во главе организации стоит Генеральный Директор с соответствующим подчиненным ему секретариатом. В подчинении Совета состоит специальная комиссия по торговой политике стран-участниц, призванная следить за выполнением ими своих обязательств в рамках ВТО. Кроме общих исполнительных функций, Генеральный Совет руководит ещё несколькими комиссиями, созданными на основании заключенных в рамках ВТО соглашений.

Самыми важными из них являются: Совет по товарной торговле (так называемый Совет-ГАТТ), Совет по торговле услугами и Совет по вопросам торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Кроме того, в подчинении Генерального Совета состоит множество других комитетов и рабочих групп, призванных снабжать высшие органы ВТО информацией о развивающихся странах, бюджетной политике, финансово-бюджетных вопросах и т. д.

В соответствии с принятой «Договорённостью о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров», возникающих между государствами-участниками ВТО, урегулированием разногласий занимается Орган по разрешению споров (ОРС). Этот квазисудебный институт призван беспристрастно и эффективно разрешать противоречия между сторонами. Де-факто его функции выполняет Генеральный совет ВТО, который принимает решения на основе докладов третейских групп, занимающихся тем или иным спором. За истекшие после основания ВТО годы ОРС был вынужден много раз решать сложные, нередко достаточно политизированные торговые проблемы между влиятельными государствами-участниками ВТО. Многие решения ОРС за истекшие годы воспринимаются неоднозначно.

В ВТО входят 159 членов, в том числе: 155 международно признанных государства-члена ООН, 1 частично признанное государство - Китайская Республика (Тайвань), 2 зависимые территории - Гонконг и Макао, а также Европейский Союз (ЕС). Для вступления в ВТО государство должно подать меморандум, посредством которого ВТО рассматривает торговую и экономическую политику касающейся организации.

Государства - члены Всемирной торговой организации: Австралия, Австрия, Албания, Ангола, Антигуа и Барбуда, Аргентина, Армения, Бангладеш, Барбадос, Бахрейн, Белиз, Бельгия, Бенин, Болгария, Боливия, Ботсвана, Бразилия, Бруней, Буркина-Фасо, Бурунди, Вануату, Великобритания, Венгрия, Венесуэла, Вьетнам, Габон, Гаити, Гайана, Гамбия, Гана, Гватемала, Гвинея, Гвинея-Бисау, Германия, Гондурас, Гонконг, Гренада, Греция, Грузия, Дания, Джибути, Доминика, Доминиканская Республика, ДРК, Европейское сообщество, Египет, Замбия, Зимбабве, Израиль, Индия, Индонезия, Иордания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кабо-Верде, Камбоджа, Камерун, Канада, Катар, Кения, Кипр, Киргизия, Китай, Колумбия, Конго, Республика Корея, Коста-Рика, Кот-д’Ивуар, Куба, Кувейт, Латвия, Лесото, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Маврикий, Мавритания, Мадагаскар, Макао, Республика Македония, Малави, Малайзия, Мали, Мальдивы, Мальта, Марокко, Мексика, Мозамбик, Молдавия, Монголия, Мьянма, Намибия, Непал, Нигер, Нигерия, Нидерланды, Никарагуа, Новая Зеландия, Норвегия, ОАЭ, Оман, Пакистан, Панама, Папуа — Новая Гвинея, Парагвай, Перу, Польша, Португалия, Россия, Руанда, Румыния, Сальвадор, Самоа, Саудовская Аравия, Свазиленд, Сенегал, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сингапур, Словакия, Словения, Соломоновы Острова, Суринам, США, Сьерра-Леоне, Таиланд, Тайвань, Танзания, Того, Тринидад и Тобаго, Тунис, Турция, Уганда, Украина, Уругвай, Фиджи, Филиппины, Финляндия, Франция, Хорватия, ЦАР, Чад, Черногория, Чехия, Чили, Швейцария, Швеция, Шри-Ланка, Эквадор, Эстония, ЮАР, Ямайка, Япония.

Наблюдателями при ВТО являются : Афганистан, Алжир, Андорра, Азербайджан, Багамы, Белоруссия, Бутан, Босния и Герцеговина, Ватикан, Иран, Ирак, Казахстан, Коморы, Ливан, Либерия, Ливия, Сан-Томе и Принсипи, Сербия, Сейшельские Острова, Судан, Сирия, Узбекистан, Экваториальная Гвинея, Эфиопия.

Страны не являющиеся ни членами, ни наблюдателями при ВТО : Абхазия, Ангилья, Аруба, Восточный Тимор, Джерси, Фолклендские острова, Гибралтар, Гернси, Западная Сахара, Каймановы острова, Кирибати, Корейская Народно-Демократическая Республика, Республика Косово, Острова Кука, Кюрасао, Монако, Монтсеррат, Науру, Ниуэ, Палау, Сан-Марино, Острова Святой Елены, Вознесения и Тристан-да-Кунья, Синт-Мартен, Сомали, Токелау, Тёркс и Кайкос, Тувалу, Туркмения, Федеративные Штаты Микронезии, Эритрея, Южная Осетия, Южный Судан.

Главами ВТО являлись:

Роберту Азеведу, с 2013 г.

Паскаль Лами, 2005-2013 гг.

Супачаи Панитчпакди, 2002-2005 гг.

Майк Мур, 1999-2002 гг.

Ренато Руджеро, 1995-1999 гг.

Питер Сазерленд, 1995 гг.

Главами предшественницы ВТО, ГАТТ, были:

Питер Сазерленд, 1993-1995 гг.

Артур Данкел, 1980-1993 гг.

Оливер Лонг, 1968-1980 гг.

Эрик Уиндхем Уайт, 1948-1968 гг.

Всеми́рная торго́вая организа́ция (ВТО ; англ. World Trade Organization (WTO ), фр. Organisation mondiale du commerce (OMC ), исп. Organización Mundial del Comercio ) - международная организация , созданная 1 января 1995 года с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО образована на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации, но не являвшегося, тем не менее, международной организацией в юридическом смысле.

ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность, исходя из решений, принятых в 1986-1994 годах в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды). К настоящему времени проведено 8 раундов таких переговоров, включая Уругвайский, а в 2001 году стартовал девятый в Дохе , Катар . Организация пытается завершить переговоры по Дохийскому раунду переговоров, который был начат с явным акцентом на удовлетворение потребностей развивающихся стран. По состоянию на декабрь 2012 будущее раунда переговоров в Дохе остаётся неопределённым: программа работы состоит из 21 части, а первоначально установленный окончательный срок 1 января 2005 года был давно пропущен . В ходе переговоров возник конфликт между стремлением к свободной торговле и стремлением множества стран к протекционизму , особенно в плане сельскохозяйственных субсидий. До сих пор эти препятствия остаются главными и мешают любому прогрессу для запуска новых переговоров в рамках Дохийского раунда. По состоянию на июль 2012 года, существуют различные группы переговоров в системе ВТО для решения текущих вопросов в плане сельского хозяйства, что приводит к застою в самих переговорах .

Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве , Швейцария . Глава ВТО (генеральный директор) - Роберту Карвалью ди Азеведу , в штате самой организации около 600 человек .

Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны - члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции из развивающихся стран серьёзно ограничен .

Правила ВТО регулируют только торгово-экономические вопросы. Попытки США и ряда европейских стран начать дискуссию об условиях труда (что позволило бы считать недостаточную законодательную защиту работников конкурентным преимуществом) были отвергнуты из-за протестов развивающихся стран, которые утверждали, что такие меры только ухудшат благосостояние работников в связи с сокращением числа рабочих мест, снижением доходов и уровня конкурентоспособности .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Всемирная Торговая Организация (ВТО)

    ✪ Марракешское соглашение ВТО (герменевтический анализ)

Субтитры

История ВТО

Возрастающая роль мировой торговли заставила индустриальные страны уже в XIX веке поддерживать на международном уровне ограниченную кооперацию по вопросам таможенных пошлин. Разразившийся в 1929 году глобальный экономический кризис и попытки его преодоления в отдельных развитых странах путём прямой защиты внутреннего рынка высокими таможенными пошлинами от иностранного импорта показали, что при возрастающих объёмах внешней торговли необходима её институционализация и наднациональное регулирование в признанных международно-правовых рамках.

Экономическим фундаментом требований либерализации внешней торговли служит экономическая теория сравнительного преимущества , разработанная в начале XIX века Давидом Рикардо .

Идея создания международной организации, призванной регулировать международную торговлю, возникла ещё до окончания Второй мировой войны. В основном усилиями США и Великобритании в 1944 году на Бреттон-Вудской конференции были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития . Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО). Для этого в 1946 году в Гаване была созвана международная конференция по торговле и занятости, которая и должна была выработать материально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, предложить заинтересованным странам устав этой организации, взять на себя координирующую роль в вопросах упрощения внешней торговли и снижения таможенного бремени на пути товаров из страны в страну. Уже в октябре 1947 года было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации. Это соглашение, рассматриваемое как временное, вступило в силу 1 января 1948 года.

СССР не был приглашён к участию в Гаванской конференции, так как отказался быть участником МВФ и МБРР. Советское правительство опасалось того, что большое влияние, которое имели США в этих организациях, и начало противостояния между идеологическими блоками (Холодная война) не позволят в должной степени учитывать интересы СССР в рамках этих организаций.

Конгресс США, однако, неожиданно отказался от ратификации Устава МТО, несмотря на то, что Соединённые Штаты были главной движущей силой организации МТО, и ГАТТ , первоначально временное соглашение, продолжало действовать без всякой организационной структуры, которой должна была стать МТО.

В последующие годы ГАТТ, хотя и в урезанном от первоначально задуманного виде, оказался достаточно эффективной системой, в рамках которой средняя таможенная пошлина снизилась с 40 % к моменту подписания соглашения в середине сороковых годов до 4 % в середине девяностых. С целью снижения прямых таможенных пошлин и скрытых, так называемых нетарифных, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа в рамках ГАТТ регулярно проводились раунды переговоров между странами-участницами.

Так называемый Уругвайский раунд переговоров, длившийся с 1986 по 1994 год, был наиболее успешным. В результате долгих переговоров в 1994 году в Марракеше было подписано соглашение о создании ВТО, вступившее в силу 1 января 1995 года. Страны-участницы достигли согласия о том, что в рамках этой организации будет не только регулироваться торговля товарами (что являлось предметом ГАТТ уже с 1948 года), но и в связи со все возрастающей ролью услуг в постиндустриальном обществе и их растущей долей в мировой торговле (на начало XXI века - около 20 %) принято Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS), регулирующее эту область внешней торговли. Также в рамках Марракешского соглашения было принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPs), регулирующее торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО.

Таким образом, спустя почти 50 лет после неудачных попыток создания международной организации и существования временной конструкции ГАТТ, регулирующей вопросы внешней торговли, с 1 января 1995 года ВТО приступила к работе.

Осенью 2001 года в столице Катара был начат Дохийский раунд переговоров ВТО о дальнейшей либерализации мировой торговли. Среди включённых в него вопросов - либерализация мировой торговли аграрной продукцией, в том числе снижение тарифов и отмена субсидий, финансовые услуги и защита интеллектуальной собственности. Однако переговоры затягиваются, во многом из-за проблемы доступа к несельскохозяйственным рынкам. Развитые страны хотят получить больше доступа к промышленному сектору развивающихся стран, последние, в свою очередь, опасаются, что это может привести к снижению темпов экономического роста. Россия вступила во Всемирную торговую организацию и стала её 156-м членом 22 августа 2012 года .

Цели и принципы ВТО

Задачей ВТО провозглашено не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной торговли . Согласно декларации, работа ВТО, как и ГАТТ до него, опирается на основные принципы, среди которых:

Есть три типа деятельности в этом направлении:

Статьи, позволяющие использовать торговые меры для достижения неэкономических целей; - Статьи, направленные на обеспечение «справедливой конкуренции»;. Члены не должны использовать природоохранные мероприятия в качестве средства маскировки протекционистской политики - Положения, допускающие вмешательство в торговлю по экономическим причинам. Исключения из принципа РНБ также составляют Развивающиеся и Наименее развитые страны, имеющие льготный режим в ВТО, региональные зоны свободной торговли и Таможенные союзы

Организационная структура ВТО

Официальным высшим органом организации является Министерская Конференция ВТО , которая собирается не реже, чем один раз в два года. За время существования ВТО было проведено десять таких конференций, практически каждая из которых сопровождалась активными протестами со стороны противников глобализации .

Во главе организации стоит Генеральный Директор с соответствующим подчиненным ему советом. В подчинении Совета состоит специальная комиссия по торговой политике стран-участниц, призванная следить за выполнением ими своих обязательств в рамках ВТО. Кроме общих исполнительных функций, Генеральный Совет руководит ещё несколькими комиссиями, созданными на основании заключенных в рамках ВТО соглашений. Самыми важными из них являются: Совет по товарной торговле (так называемый Совет-ГАТТ), Совет по торговле услугами и Совет по вопросам торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Кроме того, в подчинении Генерального Совета состоит множество других комитетов и рабочих групп, призванных снабжать высшие органы ВТО информацией о развивающихся странах, бюджетной политике, финансово-бюджетных вопросах и т. д.

Орган по разрешению споров

В соответствии с принятой «Договорённостью о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров», возникающих между государствами-участниками ВТО, урегулированием разногласий занимается Орган по разрешению споров (ОРС). Этот квазисудебный институт призван беспристрастно и эффективно разрешать противоречия между сторонами. Де-факто его функции выполняет Генеральный совет ВТО, который принимает решения на основе докладов третейских групп, занимающихся тем или иным спором. За истекшие после основания ВТО годы ОРС был вынужден много раз решать сложные, нередко достаточно политизированные торговые проблемы между влиятельными государствами-участниками ВТО. Многие решения ОРС за истекшие годы воспринимаются неоднозначно.

Отдельные решения

Некоторые решения Комиссии по Урегулированию Споров Всемирной Торговой Организации, вызвавшие большой общественный резонанс:

  • Решение 1992 года в рамках ГАТТ в отношении закона США, регулирующего импорт тунца. Американский закон о защите морских млекопитающих запрещал импорт рыбы, выловленной с применением определенного вида сетей, при применении которого гибли дельфины. Закон применялся как к американским, так и к иностранным продавцам рыбы и по мнению правительства США ставил перед собой «легитимную цель» защиты окружающей среды. Мексика, как страна, в которой применялся этот способ ловли тунца, подала жалобу на этот закон, аргументируя тем, что он нарушает соглашения о свободной торговле и представляет собой запрещённое в рамках ГАТТ нетарифное ограничение. Предшественник Комиссии действительно признал этот закон не соответствующим нормам свободной торговли и указал на то, что американское правительство хотя и преследовало оспариваемым запретом легитимную цель защиты дельфинов, однако эта цель могла быть достигнута иными, не ущемляющими другие страны методами. Tuna/Dolphin Case I (англ.)
  • Похожий спор по отношению к закону, запрещавшему импорт креветок в США, выловленных методом, опасным для морских черепах, был вынесен на рассмотрение Комиссии уже в рамках ВТО в 2000 году. Азиатские страны (Индия, Пакистан, Малайзия и Таиланд), использовавшие этот метод ловли, придерживались мнения о том, что подобные ограничения импорта в США являются ничем иным как «зелёным протекционизмом», за которым на самом деле стоит желание развитых стран ограничить ввоз дешёвого импорта, а экологические обоснования являются всего лишь предлогом. Рассматривая это дело, Комиссия хотя и признала в мотивировочной части своего решения возможность того, что меры по охране окружающей среды могут теоретически являться легитимной причиной для ограничения импорта определённых товаров, однако в конкретном случае закон о запрете ввоза креветок, по её мнению, не соответствует нормам ВТО, и США предписывается его отменить. Shrimp/Turtle Case (англ.)
  • Основную часть торговых споров в рамках ВТО составляют споры между крупнейшими субъектами международной торговли - Европейским союзом и США . Так, например, получил широкую огласку конфликт относительно введённых США в марте 2002 года высоких пошлин на импорт европейской стали с целью поддержки американской сталелитейной отрасли. Европейский союз расценил это как запрещённую нормами ВТО дискриминацию и оспорил эти меры жалобой в Комиссию, которая признала меры по защите американского рынка нарушающими правила ВТО. США вынуждены были отменить дискриминационные пошлины.

Вступление и членство в ВТО

В ВТО 162 участника, в том числе: 158 международно признанных государств-членов ООН, частично признанный Тайвань , 2 зависимые территории (Гонконг и Макао) и Европейский союз . Для вступления в ВТО государство должно подать меморандум, посредством которого ВТО рассматривает торговую и экономическую политику касающейся организации.

Постсоветские страны таким образом присоединялись к ВТО:

За рамками ВТО остаются четыре постсоветских страны: Азербайджан, Белоруссия, Туркменистан и Узбекистан. В 2013 году Туркменистан выступил с инициативой о вступлении в ВТО . В 2016 году Белоруссия начала активные переговоры по вступлению в ВТО.

Переговоры о присоединении России к ВТО

Переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию велись 18 лет, с 1993 года по 2011 год.

По итогам переговоров подготовлен Доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации от 16 ноября 2011 года № WT/ACC/ RUS/70, WT/MIN(11)/2.

Акт о присоединении России к ВТО

16 декабря 2011 года - в Женеве подписан Протокол «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.»

7 июня 2012 года - зарегистрирован в ГосДуме РФ Законопроект № 89689-6 «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.»

23 июля 2012 года - Федеральный закон от 21 июля 2012 года № 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» опубликован в «Российской газете» N 166, на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), в Собрании законодательства Российской Федерации N 30 ст. 4177.

3 августа 2012 года - Федеральный закон от 21 июля 2012 года № 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» вступил в силу (по истечении 10 дней после дня его официального опубликования).

22 августа 2012 года - согласно сообщению Паскаля Лами - Генерального директора ВТО, Россия с порядковым номером 156 включена в официальный список стран-участниц ВТО.

Официальные отчеты о результатах присоединения России к ВТО

Критики также полагают, что небольшие страны имеют очень малое влияние на ВТО, и, несмотря на заявленную цель - помощь развивающимся странам, - развитые страны концентрируются, прежде всего, на своих коммерческих интересах. Также, по их утверждениям, вопросы здравоохранения, безопасности и защиты окружающей среды постоянно игнорируются в пользу дополнительных льгот для бизнеса, что, однако, напрямую противоречит целям и уставу ВТО. [ ]

В частности, деятельность ВТО часто подвергается критике и осуждению со стороны антиглобалистов .

Вопреки заявленным целям, членство в ВТО не защищает страны-участники от наложения политически мотивированных односторонних экономических санкций.

Долгие 18 лет Российская Федерация добивалась вступления во Всемирную торговую организацию. В 2012 году наша страна все же вошла в этот союз. Столь грандиозное событие породило множество споров между политиками и общественными деятелями. И вот в 2018 году появились известия о возможном выходе России из организации. Что же могло произойти? Зачем и когда Россия вступила в ВТО? Постараемся во всем разобраться в нашей статье.

Роль ВТО на мировой арене

Прежде чем разбирать вопрос о том, зачем Россия вступила в ВТО, необходимо дать краткую характеристику самой организации. Всемирный торговый союз (или организация) был создан 1 января 1995 года. Он имел своей целью либерализацию межгосударственной торговли и регулирование политических отношений его стран-членов. ВТО сформирована на основе ГАТТ - Генерального соглашения по тарифам и торговле.

Штаб торгового союза находится в столице Швейцарии. Всего в союзе состоят 164 государства. ВТО отвечает за формирование и внедрение новых торговых договоров. Она контролирует соблюдение ее членами всех ратифицированных норм. Страны-члены союза обладают относительно высоким уровнем таможенно-тарифной защиты. Основными принципами организации является взаимность, равенство и прозрачность.

Вступление России в ВТО

Датой начала переговоров можно назвать 1986 год. Уже тогда руководство Советского Союза заявило о намерении заключить соглашение с ГАТТ. Заявка была отклонена по настоянию США. Штаты мотивировали это тем, что в СССР проводится несовместимая со свободным рынком плановая экономика. Однако спустя 4 года Советский Союз все же получил статус наблюдателя.

СССР распался, появилось новое государство - Российская Федерация. В 1993 году была принята Конституция. В это же время начались официальные переговоры о вступлении в ВТО. Они велись невероятно долго. Большую часть проблем для РФ создавали Евросоюз и США.

Вопрос о том, когда Россия вступит в ВТО, был осложнен самой же российской властью. 208 человек из 446 голосовавших выступили резко против участия РФ в международном торговом союзе. Закон, однако, все же ратифицировали. Его одобрил Совет Федерации и президент. В начале 2012 года России был предъявлен ряд условий, при соблюдении которых страна смогла бы войти в союз.

Условия вступления в ВТО

Полный текст требований, выдвинутых членами ВТО к России, можно найти на сайте Министерства экономического развития РФ. Большая часть изменений коснулась таможенных пошлин. Были представлены два перечня обязательств - по товарам и услугам. Россия временно ограничивалась в принятии иностранных лиц из членов ВТО на отечественный рынок.

Вступили в силу два важных принципа. Первый - "о национальном режиме". Он означает, что налоговые, процессуальные и частно-правовые правила равнозначны как для россиян, так и для иностранных лиц. Второй принцип - "о благоприятствуемой нации". Если Россия предоставит благоприятный режим для некоторых персон одной страны-члена ВТО, то такой режим автоматически подействует для всех остальных лиц любого другого члена организации.

Когда Россия вступила в ВТО? 21 июля 2012 года российский президент подписал Федеральный закон "О присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирного торгового союза".

Почему Россия вступила в ВТО?

"Страна уверено шагнула навстречу Западу, и отразится это, в первую очередь, на качестве жизни самих россиян". Именно такие речи можно было услышать от отечественных СМИ, когда Россия вступила в ВТО. Власти тоже стали уверять народ в важности и эпохальности произошедшего события. Было ли все это правдой? Мнения по данному вопросу рознятся. Можно самостоятельно сформировать для себя вывод, взглянув на основные цели, которые Россия пожелала достичь в ВТО

Первостепенной задачей государства при вступлении в торговый союз являлась модернизация отношений с Западом в виде открытия внутренних рынков и снижения тарифов. Цели России в ВТО следующие:

  • участие в формировании правил межгосударственной торговли с учетом национальных интересов;
  • улучшение имиджа России на мировой арене;
  • доступ к межгосударственному механизму разрешения торговых конфликтов;
  • получение лучших условий доступа отечественной продукции на мировой рынок;
  • расширение возможностей российских инвесторов в государствах-членах ВТО.

Преследуя обозначенные цели, российские власти выработали для себя важный принцип: права и обязательства страны в ВТО должны способствовать экономическому росту, но не наоборот.

Россия в ВТО: основные преимущества

Какие положительные моменты должны были последовать за вступлением России в ВТО? Первое неоспоримое преимущество, которое сразу приходит на ум, - это улучшение имиджа страны на мировой арене. Вряд ли кто-то осмелится игнорировать тот факт, что Россия - страна для многих непонятная и во многом даже опасная. Это далеко не европейское государство, но и восточных элементов в нем не так много. Российские власти должны очень хорошо постараться, чтобы показать, как наша страна может быть полезной на мировой арене. Долгожданный доступ в ВТО - это однозначное улучшение имиджа для Российской Федерации.

Когда Россия вступила в ВТО, российские СМИ без устали сообщали о скорейшем понижении цен на большую часть продукции. Якобы стоимость товаров упадет уже через пару лет после вступления в торговый союз. Цены действительно упали. Но понижение было незначительным и коснулось оно далеко не всех товаров. Свободный доступ к сложившимся торговым схемам принес свои плоды, что явилось, несомненно, большим преимуществом для России того времени. Однако радоваться пришлось недолго. Уже через два года США и Евросоюз применили первый пакет санкций в отношении нашей страны.

Рост экономики

Россия вступила в ВТО в год оптимального экономического развития. 2012 год ознаменовался выборами президента и новыми реформами. Многочисленные санкции пока еще не очерняли экономическое и политическое положение дел в стране. Благодаря союзу с ВТО в России увеличилась конкуренция. Результатом стала модернизация отечественной экономики.

Была понижена кредитная ставка - как для простого населения, так и для предприятий малого и крупного бизнеса. Некоторые отечественные производители смогли выйти на мировой рынок. Это заставило их обратить внимание на качество производимой продукции. Следствием этого стало повышение конкуренции.

Некоторые импортные пошлины были значительно снижены. Лекарства, одежда, IT-продукция и прочие товары стали более доступными для населения. Наконец, принцип прозрачности торгового законодательства ВТО позволил выстраивать сложные и качественные отношения между сторонами.

Так почему же Россия вступила в ВТО? Глядя на перечисленные преимущества, ответить на этот вопрос становится совсем не сложно. Страна могла бы пережить настоящий экономический подъем. К сожалению, этого не случилось из-за украинского конфликта, в который вмешалась Россия. На страну были наложены санкции, а некоторые депутаты всерьез задумались о выходе из ВТО. В своем законопроекте они привели перечень недостатков, которые дает России членство в торговом союзе.

Россия в ВТО: основные недостатки

Возможность появления безработицы на отечественном рынке является первым и основным недостатком. Российские предприятия могут попросту не выдержать конкуренции с иностранными производителями. Ситуация может обостриться в так называемых "заводских" городах - где большая часть населения задействована на производстве.

Импортные пошлины были понижены. Это привело к тому, что целый ряд товаров стало невыгодно производить в России. Это продукты сельского хозяйства, а главное - автопром. Так, таможенная пошлина на ввоз поддержанных автомобилей упала в 4 раза. Власть уже активно борется с этим явлением. Она старательно, хоть и не очень успешно продвигает политику "импортозамещения".

Помимо импортных, могут быть понижены и экспортные пошлины. Из-за этого в убытке может оказаться бюджет страны. Однако увеличения государственного долга пока можно не бояться: власть создала себе множество других проблем.

Последствия вступления России в ВТО

Эксперты уверены, что вступление в торговый союз повлечет за собой снижение пошлины на многие товары. Так, к 2019 году пошлина на автомобили должна упасть с 30 до 15 процентов. Вслед за автопромом подешевеет алкоголь, бытовая техника, одежда и многое другое.

Ожидается, что участие России в ВТО даст дополнительных 2 млрд долларов в год. Российская же экономика станет расти за счет зарубежных инвестиций. Изменится внешняя среда. Пойдет вверх конкуренция, снизятся тарифные барьеры, государство сократит ряд протекционистских мер.

Критика участия России в ВТО

Вопрос о том, вступила ли Россия в ВТО, волновал многих политологов и экономистов. Эксперты волновались, что потери от вступления в союз будут гораздо выше, чем возможная выгода. Еще в 2006 году специалисты подсчитали, что выгода отечественных предприятий после вступления в ВТО составит 23 млрд долларов, а потери - 90 млрд долларов. Однако все вышло несколько иначе. Россия вошла в союз на льготных условиях, что позволило ей в течение первых трех лет вообще не менять таможенную политику.

В 2012 году Владимир Путин не встал на сторону критиков ВТО. Он заявил, что модернизация российской экономики будет попросту невозможной, если власть решит проигнорировать вопрос о вступлении в союз. Когда Россия вступила в ВТО (дата и год указаны выше), основными критиками этого шага стали члены фракции КПРФ.

Вопрос о выходе России из ВТО

Депутаты из фракции КПРФ уже разработали законопроект, направленный на планомерный выход Российской Федерации из Всемирного торгового союза. В документе говорится о том, в каком году Россия вступила в ВТО и что за этим последовало. 900 млрд рублей за пять лет членства были утеряны, а к 2020 году сумма ущерба составит 12-14 трлн рублей

Чем грозит выход России из ВТО? К сожалению, никто не знает. По международному соглашению право выхода имеется, но его никто не применял. Россия может создать прецедент. С большой долей вероятности, он повлечет за собой наложение жестких санкций на провинившуюся сторону.

Каждый из нас регулярно слышит в новостях о ВТО. Информацию об этой организации можно встретить и в учебниках по географии и экономике. Ее деятельность очень важна для европейских стран, но наши соотечественники знают о ней немного. В последнее время очень активно обсуждается такая тема, как «Россия и ВТО». И на волне возросшего интереса давайте попробуем разобраться в этом сложном экономико-политическом вопросе.

Структура и организация

Итак, ВТО - что это? как «всемирная торговая организация». Она была основана в 1995 году для расширения свободы торговых отношений во всём мире, а также между государствами, вступившими в ВТО. В основу легло Генеральное соглашение по торговле и тарифам, созданное в 1947 году.

Штаб-квартира организации расположена в Швейцарии (Женева). В настоящий момент генеральным директором структуры является Паскаль Лами, а на середину 2013 года в ее состав входило 159 стран. Генеральному директору подчиняется Генеральный совет или секретариат, который в свою очередь руководит несколькими комиссиями.

Главный официальный орган ВТО - Министерская конференция. Она собирается не реже одного раза в двухлетний период. За всю историю существования структуры было организовано шесть таких конференций, и почти каждая из них сопровождалась рядом протестных акций со стороны врагов глобализации. Думаем, мы ответили на вопрос: «ВТО, что это?». Теперь перейдем к рассмотрению целей этой организации.

Три главные цели

1. Беспрепятственное содействие международной торговле и устранение барьеров, мешающих этому. Организация ВТО не допускает при этом отрицательных последствий и различных злоупотреблений. Для отдельных предпринимателей, предприятий и ведомственных организаций нормы международной торговли не изменяются без предупреждений. Их смысл ясен и понятен, а применение - последовательно.

2. Поскольку в подписании текстов соглашений участвует много стран, между ними постоянно возникают дебаты. ВТО выступает посредником в переговорах, вводя ряд нормативных ограничений и создавая надежность, что помогает избежать конфликтов.

3. Третий важный аспект работы организации - урегулирование споров. Ведь у участвующих в переговорах сторон, как правило, разные цели. Контрактам и соглашениям, заключенным при посредничестве ВТО, часто необходимо последующее толкование. Все спорные моменты лучше решать в установленном организацией порядке, основанном на взаимно согласованных юридических аспектах, обеспечивающих сторонам равные возможности и права. Именно поэтому все соглашения, подписанные в рамках организации, включают пункт об условиях урегулирования споров.

Пять принципов

В настоящее время выделяют пять принципов, которым должна соответствовать мировая торговая система.

1. Отсутствие дискриминации

Ни одно государство не имеет права ущемлять другое путём наложения ограничений на товаров. В идеальном варианте национальная и иностранная продукция должна продаваться на внутреннем рынке страны в одинаковых условиях.

2. Снижение протекционистских (торговых) барьеров

Торговые барьеры - это факторы, препятствующие появлению иностранных товаров на внутреннем рынке какого-либо государства. Прежде всего к ним относятся и таможенные пошлины. Также на оказывает влияние политика установления обменных курсов валют и административные препоны.

3. Предсказуемость и стабильность торговых условий

У правительств, инвесторов и иностранных компаний должна быть уверенность в неизменности торговых условий (тарифных и нетарифных барьеров) внезапным и произвольным образом.

4. Стимулирование соревновательной составляющей

Чтобы конкуренция между фирмами разных стран была равноправной, необходимо пресекать нечестные способы борьбы - экспортные субсидии (государственная поддержка фирм-экспортеров) и применение демпинговых (специально заниженных) цен для выхода на новые экспортные рынки.

5. Льготы для государств с низким уровнем развития

Как правило, страны ВТО имеют сильную экономику, но есть и слаборазвитые государства, которым организация предоставляет особые привилегии. Этот принцип вступает в противоречие с другими, но он нужен для втягивания в международную торговлю государств с низким уровнем развития.

Функции

  • контроль соблюдения условий базовых соглашений ВТО;
  • урегулирование споров по проблемам внешнеэкономической торговли;
  • помощь как развивающимся, так и низкоразвитым странам;
  • сотрудничество с различными ;
  • создание благоприятных условий для переговоров между членами ВТО;
  • контроль политики стран в сфере международной торговли.

Процедура присоединения

Мы практически раскрыли вопрос «ВТО - что это?». Осталось рассмотреть наиболее важную его часть - процедуру присоединения, отработанную за долгие годы существования организации. Судя по опыту стран-соискателей, процесс занимает примерно 5-7 лет.

На первом этапе специальные рабочие группы проводят многосторонний анализ торгово-политического режима и экономического механизма присоединяющегося государства на предмет их соответствия правилам и нормам ВТО. Затем начинаются переговоры по условиям вступления в организацию страны-кандидата. Причём в них могут участвовать и заинтересованные государства, входящие в рабочие группы.

Главная тема переговоров - «коммерчески значимые» уступки, которые получат страны ВТО по доступу на ее рынки после официального вступления государства-кандидата в организацию. Не менее важный для обсуждения вопрос - сроки принятия на себя обязательств, вытекающих из членства.

В свою очередь присоединившееся государство получит права, которые есть у других членов ВТО. Это прекратит ее дискриминацию на внешних рынках. Если какой-либо член организации совершает противоправные действия, любая страна может обратиться с жалобой в ОРС (Орган по разрешению споров). На национальном уровне его решения обязан исполнять каждый участник ВТО.

Заключительный этап состоит в ратификации законодательным органом государства-кандидата всех документов, согласованных Рабочей группой и утверждённых Генеральным советом. После этой процедуры страна-кандидат получает соответствующий статус.

Россия и ВТО

Так как экономика нашей страны (ещё со времен распада СССР) всё больше интегрировалась в международную торговлю, стала возникать необходимость в выходе на мировую арену. Впервые вступление в ВТО обсуждалось российским руководством ещё в 1995 году, тогда же были проведены переговоры. Присоединение страны к этой организации предоставит множество преимуществ. А учитывая темпы развития глобализации, их получение становится стратегическим приоритетом. Бонусы, которые получит Россия после вступления в ВТО:


В 2012 году завершился 16-летний переговорный процесс по вступлению РФ в ВТО. В Конституционный суд был отправлен международный договор на предмет проверки его соответствия российскому законодательству. В июле 2012 года суд признал прописанные в договоре условия ВТО законными, как и всё соглашение в целом. Спустя 11 дней президент Путин В.В. подписал соответствующий указ о вступлении России в эту организацию.

Критика

Надеемся, мы достаточно подробно рассказали об этой организации, и у вас больше не возникнет вопроса: «ВТО - что это?». В заключение пару слов о критике.

Многие люди не согласны с принципами ВТО о Они полагают, что данные принципы не способствуют созданию более процветающей жизни для большинства граждан, а лишь приводят к обогащению и без того состоятельных стран (и отдельных личностей). Также договоры ВТО обвиняются в несправедливом приоритете богатым государствам и мультинациональным корпорациям.

Критики считают, что небольшие страны-члены ВТО не имеют влияния в организации, а развитые - концентрируются исключительно на собственных коммерческих интересах. Также, по мнению экспертов, вопросы защиты окружающей среди и здравоохранения всегда задвигаются на второй план в угоду дополнительным льготам для бизнеса.



Читайте также: