Платформа «Армата»: небывалый уровень унификации. Гусеничное шасси «Армата», неуязвимая основа российской бронетехники

МОСКВА. 4 сен — РИА Новости, Андрей Коц. Министерство обороны России подписало контракт с ЦНИИ "Буревестник" на поставку опытной партии новейших самоходных артиллерийских установок (САУ) "Коалиция-СВ", сообщает в понедельник официальный сайт военного ведомства . В пресс-релизе подчеркивается, что серийные поставки этого оружия начнутся с 2020 года. В перспективе "Коалиция" должна будет заменить самоходные 152-миллиметровые установки дивизионного звена "Мста-С" и буксируемые "Мста-Б" — основу боевой мощи артиллерии Сухопутных войск. Новая САУ, впервые представленная широкой общественности на параде Победы в 2015 году, в настоящий момент проходит государственные испытания. Но уже сейчас ясно, что по своим тактико-техническим характеристикам "Коалиция-СВ" превосходит лучшие образцы артиллерийского вооружения стран НАТО. О сильных сторонах лучшей российской самоходки — в материале РИА Новости.

После "Мсты"

Будущее артиллерии: самоходная гаубица "Коалиция-СВ" Заместитель министра обороны России Юрий Борисов надеется, что уникальные самоходные гаубицы "Коалиция-СВ" после начала серийных поставок в российскую армию будут иметь большой экспортный потенциал.

Предшественником "Коалиции" считается самоходная артиллерийская установка "Мста-С", принятая на вооружение в 1989 году. Эти две оружейные системы даже внешне очень похожи. Однако "Мста-С" хоть и соответствовала по своим боевым показателям самоходкам вероятного противника, со временем начала серьезно отставать. В 1998 году на вооружение германской армии была принята САУ PzH 2000, которую многие военные аналитики до сих пор считают лучшей в мире. Дальность стрельбы до 40-50 километров, автомат заряжания, обеспечивающий высокую скорострельность (до десяти выстрелов в минуту), тысячесильный двигатель, позволяющий 55-тонной гусеничной машине развивать скорость до 65 километров в час — в блоке НАТО эти показатели было принято считать эталонными.

Разработка российского ответа на лучшие западные гаубицы началась в 2002 году. Сотрудники нижегородского ЦНИИ "Буревестник" спроектировали модель многофункционального перспективного боевого модуля с двуствольной артиллерийской системой. Первый натурный образец самоходки был изготовлен в 2004 году на Уральском заводе транспортного машиностроения на основе "Мсты-С", но с орудием-"двустволкой". Параллельно был собран образец с одним стволом, который по результатам тестов и был выбран для дальнейшего развития. Традиционную схему признали более надежной и дешевой. От двуствольной системы новое оружие унаследовало только имя — "Коалиция".

Самоходка фактически выстроена вокруг 152-миллиметрового нарезного ствола длиной в 52 калибра. На дульном срезе установлен тормоз-компенсатор, снижающий колоссальную отдачу орудия. Механизм заряжания автоматический и обеспечивает подачу снарядов при любых углах вертикального наведения пушки. По данным из открытых источников, орудие "Коалиции" может выпустить по цели аж 16 снарядов за минуту. Это вдвое больше, чем могут отстрелять за 60 секунд современные основные боевые танки. Основной боекомплект гаубицы — 152-миллиметровые осколочно-фугасные снаряды, однако "Коалиция" может стрелять и управляемыми боеприпасами хорошо проверенного в боевых условиях семейства "Краснополь". Они наводятся на цель при помощи спутниковой навигации или лазерного целеуказателя-дальномера.

"Беспилотное" будущее

"Коалиция" способна вести прицельный огонь на рекордную дистанцию в 70 километров. Такими показателями не может похвастаться ни одна западная самоходка. К примеру, американская M109 Paladin бьет максимум на 30 километров активно-реактивным снарядом. Предельная дальность стрельбы британской САУ A S90 Braveheart — 40 километров, а французской AMX AuF1T — 35 километров. Таким образом, "Коалиция" по своему функционалу приближается к тактическим ракетным комплексам и может уничтожать цели далеко за линией фронта. Она может поражать командные пункты противника, средства ПВО и ПРО, линии снабжения, рокадные дороги, а также вести контрбатарейную борьбу, оставаясь неуязвимой для артиллерии противника.

"САУ "Коалиция-СВ" существенно усилят артиллерийскую мощь Сухопутных войск России. Между тем в американской армии по-прежнему будут использоваться модернизированная версия САУ М-109 "Паладин" (Paladin) образца 1960-х годов, — пишет о новой российской самоходке американское издание The National Interest. — Они во многом превосходят западные аналоги. У них новая система наведения, более современное орудие и механизм заряжания".

Отличительной особенностью гаубицы является способность устроить противнику так называемый одновременный огневой налет. "Коалиция-СВ" способна поразить цель одновременно несколькими снарядами, выпущенными по разным траекториям полета. Ранее такой функцией могла похвастаться только немецкая PzH 2000. Как и в новейших танках Т-14 на платформе "Армата", башня "Коалиции" сделана необитаемой, а экипаж располагается внутри бронированной капсулы в корпусе самоходки. Это значительно повышает его выживаемость. Для боя на ближней дистанции САУ оснащена 12,7-миллиметровым пулеметом "Корд", а также гранатометами для постановки дымовой завесы.

Стоит отметить, что "Коалиция-СВ" по уровню своей автоматизации вплотную приблизилась к роботизированной артиллерии. В будущем на ее основе будет построена новая "беспилотная" гаубица, самостоятельно решающая боевые задачи, поставленные человеком.

"Роботизация является одним из приоритетных направлений развития рода войск. Уже сегодня завершается разработка межвидового артиллерийского комплекса "Коалиция-СВ". Данный образец является первым шагом на пути роботизации артиллерийских систем, — сообщил журналистам в ноябре прошлого года начальник Ракетных войск и артиллерии Вооруженных сил России генерал-лейтенант Михаил Матвеевский. — В перспективе можно говорить о создании полностью роботизированных артиллерийских комплексов, выполняющих задачи без участия человека".

Это гусеничное шасси одержало убедительную победу над американской программой Future Combat Systems еще на стадии проектирования, предоставив отечественному ОПК неограниченные возможности по созданию 28 типов тяжелой бронетехники, включая уникальный танк Т-14 и сверхдальнобойную самоходную установку «Коалиция-СВ».

В 2013 году конструкторы Уралвагонзавода продемонстрировали широкой публике универсальную гусеничную платформу «Армата», обладающую уникальной компоновкой и ходовыми возможностями.

Вместо «бла-бла-бла» – результат

Начавшееся еще в конце 1980-х годов противостояние российских и американских конструкторов бронетанковой техники, пытавшихся изменить сложившийся паритет, долгие годы шло с переменным успехом. Новые модели наших танков и БМП по конструктивным особенностям особо не отличались от «Абрамсов» и Т-90, которые постоянно увеличивали свою броневую защиту и мощь устанавливаемых на них вооружений.

В 2003 году Пентагон распространил информацию о якобы успешной разработке проекта Future Combat Systems, итогом которой должно было стать создание серии бронемашин, способных заменить безальтернативный «Абрамс». Но уже в 2009 году программа, на которую американское военное ведомство требовало 300 миллиардов долларов, была благополучно свернута, как то незаметно проглотив 18 миллиардов долларов из кармана американских налогоплательщиков.

Конструкторы из Нижнего Тагила, не обладавшие и малой толикой подобного бюджета, не спешили афишировать свою разработку, лишь в 2013 году сообщив о том, что ими уже завершены (!!!) испытания не имеющего аналогов в мире обитаемого гусеничного шасси «Армата».

Главной особенностью отечественной разработки стало то, что абсолютно все технологии и конструкции были созданы на предприятиях российского ОПК. Производство боевого шасси «Армата» не зависело от прихотей западных и восточных поставщиков, способных ввести неожиданные экономические санкции (нужно отдать должное их прозорливости).

Скромная эффективность платформы

Уникальность «Арматы», которую сразу же оценили военные эксперты, стало то, что обитаемой гусеничной платформой спокойно управляют 3 члена экипажа, находящиеся в специальных броневых капсулах за надежным слоем динамической брони и системой активной защиты «Афганит».

Шасси «Армата» имеет противоминное бронированное днище, автоматические дистанционные миноискатели и систему уничтожения мин. Стелс-технологии не позволяют управляемым ракетам противника идентифицировать эту боевую технику, и большая их часть взрывается в стороне от «Арматы»

Даже наиболее эффективный американский противотанковый ракетный комплекс «Джавелин» не способен пробить бронезащиту российских танкистов, делая тех практически «бессмертными».

Активная подвеска позволяет экипажу чувствовать себя комфортно во время движения, а двигатель А-85-3А мощностью полторы тысячи лошадиных сил дает возможность разгонять шасси до скорости 90 км в час, буквально «перелетая» через препятствия.

Уникальный «конструктор» бронетехники

Разработчики предложили устанавливать на стандартную платформу «Армата» необитаемые башни с различными системами вооружений, которые смогут управляться дистанционно с помощью системы компьютерной коммуникации. (также чисто российская разработка).

Фактически это своего рода конструктор, позволяющий с минимальными затратами собрать 28 единиц боевой и саперной техники, включая основной танк Т-14, БМП Т-15, бронированную ремонтно-эвакуационную машину Т-16, САУ «Коалиция-СВ» и другие.

Уже в 2013 году первые два образца самоходной артиллерийской установки «Коалиция-СВ» повергла в шок иностранных наблюдателей, поразив расположенную на расстоянии 70 км цель снарядом 152 калибра.

На Параде Победы 2015 года по Красной площади прошли первые танки Т-14 «Армата», которые уже в 2017 году пошли в серийное производство. Танк оснащается 125- или 152-миллиметровой пушкой, а динамическая броня «Малахит» позволяет поддерживать живучесть механизмов необитаемой башни даже после десятка прямых попаданий вражеских снарядов и ракет.


В одном парадном строю с Т-14 прошла и принципиально новая боевая машина пехоты Т-15 «Армата», способная перевозить в своей броневой капсуле до 9 бойцов. Ее четыре противотанковых ракетных комплекса «Корнет-ЭМ» справятся с броней танков «Абрамс» и «Мохаве», а автоматическая 30-миллиметровая пушка способна вдребезги разнести временные защитные сооружения противника.

В 2016 году была создана бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ Т-16, отличающаяся отличными рабочими характеристиками и высоким уровнем защиты экипажа. На гусеничную платформу «Армата» конструкторы установили 30-тонный поворотный кран с гидравлическим приводом, бульдозерный отвал, позволяющий срывать препятствия, расчищая дорогу для танков и БТР. Специальный манипулятор может захватывать и перемещать грузы массой до 3 тонн, а специальная сцепка дает возможность доставлять в ремонтные базы военную технику, получившую повреждения в бою.

Боевая машина огневой поддержки «Терминатор-3» способна поддержать танковую атаку, своевременно выявляя и уничтожая противотанковые средства противника. Уже заканчивается разработка боевой машины огнеметчиков БМО-2, минного заградителя УМЗ-А, мостоукладчика МТ-А и плавающего бронетранспортера ПТС-А.

Планируется создать гусеничный бронетранспортер с башенной надстройкой типа «Бумеранг», появятся передвижные радиолокационные станции и мобильные системы глушения радиосигналов противника, многоствольные САУ и ракетные системы противопехотной, противотанковой, противоракетной направленности.

Производственные мощности Уралвагонзавода позволяют выпускать до 500 танков и другой бронетехники «Армата», что позволит уже в течение нескольких лет провести переоснащение российских бронетанковых сил новейшей техникой, не имеющей аналогов в мире. Ни по своей боевой мощи, ни по уровню защищенности экипажа.

К сожалению, очень много игроков считают артиллерию лишней в компьютерных танковых баталиях, но развеет этот миф. Неважно, заядлый ли вы танкист или же новичок, геймплей на артиллерии сделан совершенно по-новому, без унылого выжидания и использования одной мышки.

Я опущу всё предисловие и объяснение, почему так произошло, а сразу приступлю к описанию артиллерии именно в нашей игре, а также расскажу, какие ошибки совершают новые игроки, играя на САУ. Прежде чем начать, я настоятельно рекомендую вам ознакомиться со всеми типами техники AW в .


Возможно, самым важным при освоении артиллерии является геймплей, о котором я и расскажу. Безусловно, игрок должен знать каждую тонкость и особенность определенной машины, чтобы быть максимально полезным в бою. После выбора нужной артиллерии вы начинаете свой бой, но не стоит спешить, вы должны найти себе определенное укрытие, желательно немного в стороне от вашей точки появления. А делается это для того, чтобы в будущем, уже непосредственно во время баталии, вы не утратили хватку и не попались в лапы вражеской артиллерии.

В зависимости от выбранной САУ, у вас может быть различное орудие: барабанного питания либо самое обычное, знакомое нам. От этого у нас изменится не только время перезарядки, еще появится некое время ожидания между выстрелами с САУ барабанного питания, отчего также будет изменен игровой процесс.


После первого выстрела артиллерии на карте появляется радиус, в котором находится вражеская или союзная САУ, если туда навести мышь, то на несколько секунд вы сможете ее увидеть и произвести выстрел. Запомните, артиллерию может увидеть только артиллерия , например, если вы играете на САУ, то вы сможете увидеть вражескую, а если на танке, то нет.

Если выстрелить весь барабан за короткий промежуток времени, то на карте уже будет видно не радиус, а конкретную точку, где находится артиллерия. Вот поэтому нам и нужно будет найти определенное укрытие. На сегодняшнее число игроки уже придумали множество тактик, связанных с разнообразными укрытиями, будь то дома, горбы, скалы или обычные камни.

Далее, что несомненно должно порадовать абсолютно всех - балансировка урона . Здесь вы практически не увидите людей, которые будут столь сильно жаловаться на игроков САУ, просто потому, что разработчики очень тщательно подошли к вопросу об уроне на артиллерии. В очень точно сбалансирована артиллерия, она не сможет нанести большой урон, но и не останется в аутсайдерах. Высокий урон был убран для того, чтобы хоть немного выровнять шансы между САУ и иной техникой.

Артиллерия, в основном, сделана с упором на помощь союзникам, она может как помочь в уничтожении вражеского танка, так и в отступлении союзного, но как, я расскажу дальше.

В игре у всей артиллерии присутствуют 4 различных типа снарядов , которые я разделю на 2 категории:

  1. Осколочно-Фугасный Снаряд (ОФС) и Активно-Реактивный Снаряд (АРС) - предназначены, непосредственно, для нанесения прямого и косвенного (сплеша) урона. Наружные модули повреждаются с большей вероятностью, что затрудняет жизнь вражеской технике. В игре отлично реализован Сплеш - урон при непрямом попадании снаряда, хоть он будет и намного меньше.

    К счастью, сплеш в этой игре достаточно неплохо реализован, что позволяет задевать несколько целей за один выстрел. Активно-Реактивный Снаряд (АРС) отличается лишь повышенной скоростью полета, что позволяет намного легче бомбить вражескую технику на ходу.

  2. Дымовой и осветительный снаряд - зарядка происходит отдельно от других снарядов, что позволяет с минимальной затратой времени менять их. При попадании в определенную область позволяет скрыть союзников от засвета, но нужно всегда понимать куда и когда стоит стрелять.

    Осветительные снаряды обнаруживают всех противников в определенной области. Ее радиус также составляет 30 метров, время действия снаряда - 10 секунд. За обнаружение противника и за урон, который союзники наносят найденным целям, вы получите бонус.



В нашем распоряжении на данный момент есть 7 уникальных самоходных артиллерийских установок (САУ), некоторые из которых оснащены довольно новым и инновационным оборудованием и оснащением. Подробности о каждой машине написаны ниже.

Марат Шишкин (считаю его ветку САУ лучшей) :

  • Abbot - техника III уровня, которая имеет барабанное питание. В итоге у нас получается 3 снаряда с минимальным временем ожидания между выстрелами. Отличная артиллерия за небольшие деньги.
  • M109 - техника IV уровня, имеет обычное питание с отличным разовым уроном, но довольно не поворотливый корпус, отчего кажется, что медленнее Abbot"a.
  • Palmaria - техника VI уровня, имеет в наличии есть осветительные снаряды и барабанное питание на 3 снаряда. Довольно громадная машина.
  • Paladin - техника VIII уровня с меньшим уроном, чем у одноклассников, однако с большей мобильностью и скорострельностью. Также имеет осветительный снаряд.

  • Софи Вёльфли :
  • Гвоздика - техника IV уровня, имеет урон поменьше М109, однако с большей скорострельностью, маневренностью и временем прицеливания.
  • Акация - техника VI уровня, имеет неплохой урон и неплохую скорость передвижения, но все-таки ничем примечательным для меня не выделилась.
  • PzH 2000 - техника VIII уровня, пример отличной барабанной артиллерии с неплохим уроном. Но требуется неплохое знание игры, так как у нее большой корпус, придется очень много ездить.
  • Надеюсь, все основные моменты по игре за столь уникальный класс мне удалось до вас донести! Корректировки или свои мысли пишите в комментарии.

    «Пушки с высшим образованием» - именно так называл тяжелые самоходные орудия маршал бронетанковых войск М. Е. Катуков. Но что же особенного в этом типе военной техники? И каковы ее возможности в Armored Warfare: Проект Армата?

    Если вы являетесь сторонником размеренной, расслабленной и небыстрой игры, но при этом хотите помогать своей команде побеждать - обратите внимание на такой игровой класс, как САУ.

    Артиллерия в Armored Warfare: Проект Армата - это «саппорт», это поддержка, которая способна заметно усилить огневую мощь своей команды при прорыве того или иного направления на карте; которая может помочь в обнаружении противника, или же, наоборот, скрыть своих товарищей по команде от излишне любопытных глаз, триплексов и прицелов.

    Пусть САУ и не входят в близкий огневой контакт с противником, но они тем не менее способны оказывать большое влияние на исход боя.

    САУ в игре

    На данный момент в Armored Warfare: Проект Армата представлено семь САУ: «Гвоздика», «Акация», PzH 2000, М109, Palmaria, М109А6 Paladin и премиум-артиллерия FV433 Abbot.

    Выбирая любую из них, игрок должен понимать, что основная его роль - поддержка, а его основная задача - поддать огневой мощи там, где решается исход боя.

    Именно по этому принципу и должен происходить выбор целей. Игрок должен стрелять не просто по первому попавшемуся танку вне укрытия - он должен вести огонь там, где это важно для команды.

    «Синие» наступают большим количеством машин по одному направлению?

    Поддержите их там, стреляйте по обороняющимся силам противника, старайтесь выцеливать машины с высокой огневой мощью и представляющие наибольшую угрозу для команды.

    Ситуация складывается ровно наоборот, и «красные» теснят товарищей по команде?

    Обрушьте на наступающих противников снаряды, замедлите их продвижение, либо же сорвите атаку. Мыслите стратегически и старайтесь понять, где и в каком месте нужна ваша помощь.

    Также помните, что вы имеете возможность наносить урон навесным огнем. Другие классы этого умения лишены, а потому САУ имеют преимущество при обстреле противника, который решил обосноваться за укрытием на удобной позиции и делать из танков ваших союзников горящие остовы.

    Старайтесь не допускать этого, ведите огонь по ИТ и ББМ, запускающим ПТУРы. Даже если ваш противник уйдет из-под огня с минимальным уроном, вы спугнете его с насиженной позиции и тем самым поможете своей команде.

    Не забывайте и про ОБТ и ЛТ, которые при наличии удобной позиции также очень опасны для вашей команды.

    Контрбатарейная стрельба

    Еще один важный аспект игры на САУ - контрбатарейная борьба. Ваши союзники будут вам благодарны за то, что вы избавите их от необходимости прятаться по укрытиям, получая предупреждение об артобстреле.

    Но помните: борьбу с артиллерией противоположной команды может вести и противник, потому будьте всегда начеку.

    Несколько советов ниже помогут вам успешно бороться с вражескими САУ и, наоборот, уходить от их выстрелов и не давать себя победить в артиллерийской дуэли.

    1. После выстрела САУ на мини-карте появляется круг, показывающий примерное расположение артиллерии. Поначалу это круг большого диаметра, но если машина продолжает вести огонь с той же позиции - он сужается, и к третьему выстрелу круг покажет точное местонахождение артиллерии. Потому, играя на САУ, всегда следите за мини-картой.
    2. Выстрелив, самоходная гаубица становится видимой в течение 10 секунд, но без контуров и каких-либо маркеров. Это, в сочетании с кругами, упомянутыми выше, дает возможность быстро обнаружить САУ противника и выстрелить по ней. В полной мере это относится и к вам, потому не ведите огонь с одной позиции - после выстрела желательно искать достаточно высокое укрытие (камень, здание или складки местности), которое спрячет вас от артиллерии противоположной команды.
    3. САУ не получают предупреждения об артобстреле. Потому, не видя над своей машиной знакомый маркер, не стоит думать, что по вам никто не ведет огонь. И если выстрелив и не отъехав с позиции, вы видите на мини-карте красный круг, то, скорее всего, это стреляют по вам.
    4. Большинство игроков на артиллерии после выстрела предпочитают менять позицию. Потому, стреляя по обнаруженной САУ, рассчитывайте упреждение, либо же дожидайтесь момента, когда игрок на артиллерии противника остановится и решит, что он отъехал достаточно далеко.

    Играя на САУ, не забывайте, что помимо осколочно-фугасных снарядов вы вооружены дымовыми и осветительными боеприпасами.

    Дымовые боеприпасы необходимы, чтобы спрятать союзников от «засвета», что может пригодиться как в обороне, так и в наступлении (особенно если вы играете во взводе).

    Осветительные же боеприпасы предназначены для обнаружения техники врага в некоторых областях.

    Используйте их на старте игры для понимания, как разъезжается техника противника, стреляйте ими в стандартные позиции для ББМ и ИТ, чтобы помешать этим машинам выполнять разведку и стрельбу, применяйте осветительные снаряды для обнаружения САУ противника.

    Напоследок еще несколько советов, полезных при игре на артиллерии.

    • Если из-за рельефа карты вы не можете достать до противника - попробуйте поменять позицию. Не стойте на одном месте, старайтесь найти точку, откуда можно эффективно вести огонь.
    • Выбирая место для стрельбы, оценивайте, сможете ли вы после выстрела быстро доехать до укрытия и не получить урон от САУ противника.
    • Когда вы стреляете по кому-то, у него загорается предупреждение об артобстреле. В большинстве таких ситуаций танки начинают сдавать назад. Потому, прицеливаясь, выбирайте точку немного позади машины противника, чтобы, отъезжая, он попал под ваш снаряд. Если же он не едет никуда или движется вперед - корректируйте стрельбу, подстраивайтесь под манеру противника.
    • Если вы выехали в бой на САУ, где снаряды заряжены в «барабан», - старайтесь отстрелять его сразу и после этого немедленно отойти за укрытие. В этом случае вы снизите риск получить фугасный снаряд от артиллерии противоположной команды.
    • Не увлекайтесь чрезмерно контрбатарейной борьбой. Иногда время, потраченное на борьбу с САУ «красных», лучше было бы потратить на нанесение урона другим классам техники противника. Но и не забывайте о ней и не пренебрегайте борьбой с артиллерией противоположной команды тогда, когда это необходимо.
    • Если с противником, по которому вы хотели выстрелить, входит в «клинч» танк союзника - не ведите огонь, так как всегда существует риск задеть своего, что очень нежелательно.

    Видео

    Видеоруководство, посвященное самоходным артиллерийским установкам - одному из пяти классов техники в игре Armored Warfare: Проект Армата.

    Из этого видео вы узнаете о сильных и слабых сторонах САУ, особенностях и тактиках их использования.

    Историческая справка

    Давайте узнаем, что представляет собой самоходная артиллерия в реальности и как она развивалась от «грузовика с пушкой» до современных артиллерийских систем, способных наносить противнику колоссальный ущерб.

    Артиллерия переходит на гусеницы

    В первую очередь стоит сказать, что из всего многообразия самоходных артиллерийских установок (а это истребители танков, штурмовые орудия, зенитки и так далее) в игре Armored Warfare: Проект Армата под классом САУ подразумеваются самоходные гаубицы и дальнобойные пушки - орудия на колесном или гусеничном шасси, предназначенные для ведения огня с закрытых огневых позиций (то есть стрельбы по целям, которые не находятся в прямой видимости САУ), в том числе с очень больших дистанций.

    По сути, это та же артиллерия, но которую не надо буксировать с помощью тягачей, грузовиков или лошадей - она сама доедет до нужной позиции, приготовится к ведению огня, постреляет куда необходимо и сама же в кратчайшие сроки покинет эту позицию.

    Остается только вовремя подвозить боеприпасы и обеспечивать корректировку и управление артиллерийским огнем.

    Впервые САУ вышли на сцену во время Первой мировой войны. В то время сложилась тупиковая ситуация - преодолеть хорошо укрепленные позиции силами пехоты, кавалерии и артиллерии без колоссальных потерь не представлялось возможным.

    Проблему решили первые танки - пусть неуклюжие, медленные и недостаточно надежные, но они оказались способными к прорыву укрепленных линий обороны.

    Но дальше возникала новая проблема: классическая буксируемая артиллерия не поспевала за танками, а потому не могла поддержать их своим огнем или обеспечить контрбатарейную борьбу. Решение было достаточно очевидным - добавить к пушке самоходное шасси.

    Первые САУ создавались как на базе тракторов и грузовиков, так и на шасси первых танков - в 1917 году в британскую армию начали отправлять самоходки Gun Carrier Mark I, созданные на базе танка Mark I и вооруженные 60-фунтовыми орудиями.

    Французы же создали Renault FT BS, самоходку с 75-мм орудием на базе танка ReanultFT-17.

    В период между мировыми войнами, также называемый интербеллумом, особо активной разработки самоходных гаубиц не шло, хотя некоторые экземпляры все же создавались.

    Вторым толчком к развитию САУ стала Вторая мировая война, где вопрос мобильности артиллерии встал еще острее.

    Поэтому все стороны конфликта к тому или иному времени обзавелись машинами, которые были способны самостоятельно передвигаться (и довольно быстро) и обеспечивать артиллерийскую поддержку.

    У Третьего рейха это были, например, SturmpanzerI и II, Hummel, Wespeи Grille, у США и Великобритании - М7 Priest, Bishopи Sexton, а у Советского Союза роль самоходных гаубиц возлагалась на штурмовые САУ СУ-122, СУ-152 и ИСУ-152, которые были способны вести огонь с закрытых позиций.

    Отгремела Вторая мировая война, но вскоре после ее окончания началось новое противостояние, получившее название «холодная война» и сопровождавшееся множеством локальных конфликтов по всему миру и постоянной угрозой начала крупномасштабного столкновения сил НАТО и ОВД.

    И крупные страны постоянно разрабатывали, ставили на вооружение и улучшали свою боевую технику, чтобы всегда быть готовым к началу противостояния. В полной мере это касалось и самоходных гаубиц.

    Советский Союз вооружался «Гвоздиками», «Акациями», «Пионами» и другими представителями «цветочной» серии самоходных орудий. США же в качестве основной САУ использовали М109, которая во множестве своих модификаций несет службу с 1963 года и до сих пор.

    Кроме нее американцы создавали 175-мм М107 и 203-мм М110. Другие страны также не отставали и создавали свои САУ, такие как известные игрокам Armored Warfare британская Abbot или итальянская Palmaria.

    И именно в период холодной войны была определена оптимальная концепция САУ, на основе которой сегодня построена большая их часть.

    Стандартная самоходная гаубица имела следующую компоновку: спереди отделение управления с механиком-водителем и моторно-трансмиссионное отделение с двигателем и трансмиссией, в задней же части боевой машины - боевое отделение с орудием во вращающейся башне.

    Некоторые отличия от такой конструкции имеют российские САУ 2С19 «Мста-С» и 2С35 «Коалиция-СВ», где двигатель и трансмиссия размещены в корме машины, и тяжелые САУ с орудиями калибра 175-203 мм (М107, М110 и «Пион»), где боевое отделение открыто и башни не имеет, а орудие размещается в установке, обеспечивающей горизонтальное наведение орудия на относительно малый угол.

    Что могут САУ сейчас?

    Развитие и совершенствование самоходных гаубиц не останавливается и сейчас. Современные образцы самоходных гаубиц, такие как российские «Мста-С» и «Коалиция-СВ», немецкая PzH-2000 или американская М109А6 «Паладин», перед своими предшественниками могут похвастаться многими улучшениями и усовершенствованиями:

    • применением мощных метательных зарядов, активно реактивных снарядов и достаточно длинных стволов позволило современным самоходкам довести дальность стрельбы до 30, 40, и даже 50 и более километров. Это дает возможность поражать цели как на ближнем рубеже, так и за основной линией фронта;
    • автоматизированным заряжанием снаряда и механизированным - метательных зарядов в сочетании с достаточно прочным каналом ствола. Это помогает достичь рекордных значений темпа стрельбы - от 8 до 12 выстрелов в минуту, что позволяет совершить быстрый, но очень разрушительный огневой налет и уйти с позиции до того, как по ней начнет вестись ответный огонь;
    • современными СУО (системами управления огнем) и системами связи, позволяющими автоматически рассчитывать необходимый угол возвышения ствола, автоматически открывать огонь всей батареей или одной САУ, быстро переносить огонь с одной цели на другую и обеспечивать чрезвычайно высокий уровень взаимодействия с остальными родами войск;
    • быстрым временем развертывания в боевое положение современных самоходных гаубиц, что позволяет в кратчайшие сроки приготовить батарею САУ к стрельбе, отстрелять положенное количество снарядов и столь же быстро покинуть позицию, что чрезвычайно важно в условиях контрбатарейной борьбы.

    Все вышеперечисленные возможности современных самоходных орудий дополняются огромным количеством доступных боеприпасов, таких как активно-реактивые снаряды, корректируемые и управляемые снаряды, кассетные боеприпасы с кумулятивными боевыми элементами, дымовые и осветительные снаряды, постановщики помех и многое другое.

    Это позволяет существенно расширить сферу применения самоходных орудий в бою и подстраиваться под борьбу с тем или иным типом противника.

    Теперь вы знаете, как САУ развивались с самого начала и что они могут сейчас. Также вы можете увидеть как данный класс техники представлен в игре.



    Читайте также: