Период реформации. Реформация в европе, католическая реформация

Новые реальности окружающей действительности, формирование гуманистического взгляда на мир сказались на религиозных основах средневекового мировоззрения.

Родиной Реформации (от лат. «исправление») стала Германия. В 1517 г. профессор теологии Виттенбергского университета и монах ордена августинцев Мартин Лютер выступил со своими 95 тезисами против продажи индульгенций. Индульгенции, т.е. грамоты об отпущении грехов, были важным источником доходов католической церкви. Лютер доказывал, что продажа индульгенции лишает смысла покаяние, которое должно способствовать духовному очищению человека. Вслед за Германией реформация стала быстро распространяться по Европе, нашла своих приверженцев в Швейцарии, Нидерландах, Англии, Франции, скандинавских странах. В Швейцарии возник еще один крупный центр Реформации, где со своими взглядами о необходимости реформирования церкви выступил Жан Кальвин .

Реформация начиналась как попытка мирного исправления католической церкви, освобождения ее от злоупотреблений и заблуждений в доктрине, а обернулась мощным социальным и политическим движением, в результате которого рухнуло единство католической церкви, была разрушена концепция единой христианской империи, которая составляла одну из важнейших основ европейской цивилизации Средневековья. Во многом это было обусловлено происходящими в социальной и экономической сфере изменениями, состоянием переходного времени, которые порождали особое напряжение религиозности, усиливали чувство незащищенности. Кару за пренебрежение заповедями видели в неурожаях, войнах, росте цен, эпидемиях чумы (и новой болезни – сифилисе), боялись грядущего конца света. Расцвела вера в пророчество и астрологические предсказания, массовым явлением стала «охота на ведьм». Церковная проповедь собирала толпы людей, доходивших до экзальтации. Такое духовное состояние общества объясняет, почему проповедь церковной реформы встретила столь восторженный отклик у населения. Движение за обновление церкви стало катализатором политического противоборства – движения за независимость в Нидерландах, против сохранения раздробленности в Германии, усиления королевской власти в Англии, скандинавских странах.

Реформация разрушила представления о незыблемости духовной власти церкви, ее роли посредницы между Богом и человеком. Лютером были сформулированы ряд положений, общих для всех протестантских (от слова «протест») церквей. Между Богом и человеком нет посредников. На первый план выдвигаются не церковные таинства, а личная вера. Особая роль придавалась личности в ее индивидуальном общении с Богом (догмат о спасении одной лишь верой) . Лишенный посредничества церкви человек теперь сам должен был отвечать за свои поступки, т.е. на него возлагалась гораздо большая ответственность. В качестве единственного источника религиозной истины является только Библия (Священное Писание, т.е. Ветхий и Новый завет) и отвергаются т.н. Священные Предания – т.е. декреты римских пап, постановления церковных соборов, заявления отцов церкви. Лютер считал, что молитвы, поклонения иконам и святым мощам (т.е. церковные таинства) не имеют отношения к истинной вере. Требуя реформировать церковь, Лютер выступал за «дешевую церковь», роспуск монашеских орденов, секуляризацию церковного имущества. Швейцарский реформатор церкви Жан Кальвин учил, что в практической деятельности человека (удаче, успехах) раскрывается к нему Божье благоволение. Профессия человека – часть его религиозного долга, успех в профессии, богатстве, преуспеянии отражает Божественной призвание. Трудовая этика Реформации освящала практицизм и предпринимательство.

Имелись и различия в догматике протестантских церквей. Лютеранская церковь подчинялась руководству светской власти князей (Лютер считал необходимым подчиняться любым властям, даже нарушающим Божьи заповеди), кальвинистская, построенная на республиканских началах, оставалась автономной (Кальвин обосновывал право сопротивления тиранской власти). Лютер с ненавистью относился к ростовщикам и банкирам, взимающим проценты, Кальвин был убежден, что пренебрежение выгодами богатства есть грех, что собственность – это дар Божий, а мирской труд – главный долг верующих. К тому же Кальвин считал, что наряду с Божьим благоволением условие праведного поведения ведет к спасению человеческой души. Поэтому кальвинизм жестко регламентировал повседневную жизнь человека. В Женеве были запрещены развлечения, музыка, ношение модной одежды.

Реформация оказала огромное влияние на массовое сознание жителей Европы. Стали образовываться новые, протестантские (реформированные) церкви – лютеранская, кальвинистская, англиканская, не подчинявшиеся римско-католической. Возможность обогатиться за счет церковного землевладения сделала проповедь Лютера притягательной для светских князей раздробленной Германии, которые в 1529 г. выступили с протестом (отсюда название – протестантизм) против запрета лютеранства. В итоге борьбы в 1555 г. в между императором и германскими князьями был заключен религиозный мир, был принят принцип «чья власть, того и вера». В итоге в Северной и Центральной Германии победило лютеранство. Наряду со Швейцарией и Голландией, где утвердился кальвинизм, порвала с католической церковью Англия. Поводом к этому стал конфликт между римским папой и королем Генрихом VIII. Не добившись от папы разрешения на развод с первой женой, он добился от парламента принятия закона, по которому в Англии учреждалась новая, англиканская церковь. Во главе ее стал король, который назначал священников, проводил церковные преобразования. Были закрыты монастыри, конфискованы земли церкви, богослужение стало вестись на английском языке, отменялся культ святых, а также безбрачие церковнослужителей. В интересах королевской власти была проведена реформация в скандинавских странах. К кровопролитным гражданско-религиозным войнам привели попытки утверждения протестантизма во Франции («Варфоломеевская ночь», гугенотские войны второй половины XVI в.).

Реакция католической церкви, ее борьба с протестантскими вероучениями, выразилась в т.н. Контрреформации . Ее инструментом стал созданный орден иезуитов. Он строился на принципах жесткой дисциплины, безоговорочном послушании и повиновении воле римского папы. Любые действия считались оправданными, если они служат римско-католической церкви. Иезуиты проникали во власть, в протестантские общины с целью разрушение изнутри, создавали школы. Возросли масштабы деятельности инквизиции. Поднялась волна преследования ведьм, колдунов, людей, обвиненных в еретических взглядах.

Т.о., и Возрождение и Реформация поставили в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира, с ярко выраженным волевым началом. Несмотря на принципиальные отличия между ними (гуманизм сосредоточен на человеке - Реформация ищет знания Божественного, гуманизм рационалистичен – Реформация выше разума ставит веру, гуманизм отстаивает концепцию творческой активности человека – Реформация отрицает свободу человеческой воли), они порывали со Средневековьем, хотя и делали это по-разному.

22.Развитие политических отношений в Западной Европе в конце XV – XVII вв. Абсолютизм.

В эпоху перехода к новому времени изменилась расстановка политических сил между властью и обществом. Существенным направлением европейской государственности стало формирование абсолютизма (абсолютная монархия). Завершение процесса централизации, становление бюрократии (аппарата управления из числа чиновников), расширение функций государственного аппарата сделали неизбежным возвышение личности монарха, как центра власти, признания за ним значения носителя государственного суверенитета. Королевская власть получает самостоятельность по отношению к обществу. Сословно-представительные органы либо перестают созываться вообще, либо оказываются в полной зависимости от власти абсолютного монарха. Происходят сдвиги в соотношении сил и влияния отдельных сословий, острое соперничество, прежде всего, дворянства (в руках которого оставалась политическая власть, но утрачивается экономическое влияние) и буржуазии (которая захватывает в результате развития капиталистических отношений экономическую власть и стремиться к большему политическому влиянию, соучастию в управлении государством). Такая ситуация позволяла королевской власти выступать более независимо, проводить политику, которая не определялась интересами ни одной из сторон, лавировать между противоборствующими социальными слоями. Как правило, абсолютные монархи стремились поддерживать определенный баланс сил в обществе, равновесие феодальных и буржуазных сословий, оставаясь при этом формой политической власти дворянства.

Абсолютизму были присущи следующие черты:

· В руках наследственного монарха сосредотачивается законодательная, исполнительная и судебная власть;

· Власть короля по отношению к обществу становится неограниченной (абсолютной), жестко регламентируются служба и состояние сословий;

· Монарх единолично устанавливает налоги, государственными финансами;

· Складывается достаточно эффективная система управления, основанная на сформировавшейся бюрократии. Для такой системы характерно наличие профессионального управленческого слоя (чиновников), соподчинение органов власти в центре и на местах, регламентация деятельности бюрократии. Бюрократическая система приобретает безличный характер, исключает принципы личной преданности, знатности происхождения при продвижении по службе;

· Завершается централизация, происходит унификация и регламентирование управления, административно-территориального деления государства;

· Возникает регулярное войско, внедряется система постоянного налогообложения;

· Государство либо подчиняет церковь своему контролю, либо встает во главе ее;

· Разрабатываются теории, идеологически обосновывающие законность и необходимость абсолютизма.

В роли социальной опоры абсолютизма выступают дворянство, чиновничество, армия.

Классический вариант формирования абсолютизма представлен Францией (начало XVI – XVIII вв.: король Генрих IV (1589 – 1610 гг.), правительство кардинала Ришелье (1624 – 1642 гг.) и особенно Людовик XIV (1643 – 1715 гг.), отчасти Англией (конец XV – середина XVII вв.: стимулирование развития мануфактур и торговли здесь сочеталось с попытками сохранения экономического значения и благосостояния крестьянства . Существенные отличия были характерны для социальной основы складывания абсолютизма в Испании, Пруссии, Швеции, России, в основе которого лежало господство дворянского сословия, стимулирование развития промышленности и торговли было весьма слабо выражено, сохранялось господство феодальных отношений, весьма существенными причинами складывания абсолютизма выступали внешние причины.


Рента – часть прибавочного продукта, который производили крестьяне, присваиваемого землевладельцем.

Коммуна с лат. – «общий, всеобщий».

Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца ХХ в. 10 – 11 кл. Пособие для общеобразоват.учеб.заведений – 4-е изд. – М.: Дрофа, 2000. – С.147.


Похожая информация.


Реформация (от лат. reformatio - преобразование) - широкое религиозное и социально-политическое движение за коренное обновление церкви, развернувшееся в 16 в. в большинстве европейских стран. Расколов католическую церковь и порвав с ней, это движение положило начало новым религиозным течениям, церквам и сектам. Реформация вербовала своих сторонников во всех социальных слоях, и каждая из сил, принимавших в ней участие, истолковывала ее задачи в соответствии со своими интересами и чаяниями. Отсюда исключительное разнообразие понимания Реформации - то узкое, ограниченное религиозно-церковными переменами, то доходящее до идей всеобщего переустройства существующих порядков. Значительный отпечаток наложила на Реформацию и специфика тех стран, где она развивалась. В Германии, а позже в Нидерландах Реформация стала знаменем массовой антифеодальной борьбы; в Англии, Дании, Швеции она была детищем церковной политики королей и проводилась «сверху»; во Франции, Венгрии, Польше за Реформацию выступала дворянская оппозиция центральной власти; в Швейцарии ее поборниками были почти исключительно горожане. Всюду, где Реформация утверждала новые церковные порядки, во владение мирян переходили огромные земельные богатства и другое имущество католической церкви. Благодаря этому укреплялись позиции светской власти, дворянства, бюргерства. В целом, в европейском масштабе, Реформация нанесла сильный удар по римско-католической церкви как одному из главных устоев феодальной системы, сломила монополию католицизма в духовной жизни общества, оказала большое воздействие на развитие культуры, образования, политико-правовой мысли.

Основные причины Реформации были связаны с глубоким кризисом католической церкви и обострением целого комплекса общественных противоречий в эпоху начавшегося разложения феодального строя. Образование национальных государств с сильной королевской властью резко ограничило политическую роль папства. Развитие гуманизма, научных знаний, светской культуры подорвало духовный контроль церкви над обществом. Она, однако, не отказалась от своих претензий и привилегий, по-прежнему оставалась крупнейшим феодальным землевладельцем и в то же время умело усовершенствовала систему своих денежных поборов. Особое возмущение политика церкви вызывала в раздробленной Германии, где опорой папства были духовные княжества. Именно эта страна стала главным средоточием антиримского движения.

В октябре 1517 г. профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер (1483-1546) в 95 тезисах против индульгенций подверг резкой критике церковную торговлю «отпущением грехов» и ее догматические основы. Выступление Лютера получила широкий общественный отклик, стало началом Реформации. Важнейшую роль в развитии реформационного движения сыграло новое христианское вероучение, выдвинутое Лютером. Согласно католической догме, спасение души человека невозможно без посредничества церкви между ним и Богом; отсюда особый статус духовенства, отличный от положения мирян, и значение «добрых дел» человека, его «заслуг» перед Богом, к числу которых церковь относила послушное выполнение всех установленных ею обрядов. Главный принцип Лютера иной - «спасение верой», она же даруется человеку не по его «заслугам», а лишь милостью Божьей. Утверждая глубоко личное отношение человека к Богу, не требующее никаких посредников, Лютер отвергал тем самым существование всей гигантской иерархии католической церкви, равно как и ее пышный и дорогостоящий культ. Обосновывая свое учение о «спасении верой» текстами Священного писания, Лютер настаивал, что оно является единственным авторитетом в делах веры, и тем самым перечеркивал обязательный для католиков второй авторитет - «священного предания», т. е. многовековых установлений пап и соборов, на которых основывались привилегии церкви и особый вид права, регулировавшего ее деятельность.

Пересмотрев церковное учение о семи таинствах, Лютер признал отвечающими Писанию лишь два из них - крещение и причащение. Он развивал идеи секуляризации церковных имуществ, роспуска монашеских орденов, отказа от культа святых, икон, мощей и реликвий, от богослужения на непонятном народу латинском языке, от паломничеств к святым местам. Четко разграничивая внутреннюю, духовную жизнь христианина от внешнего ее порядка, Лютер считал последний сферой действия светской власти и требовал от верующих покорности ей.

Позиция Лютера, которая предполагала переустройство церкви на новых основаниях, не совместимых с ее прежними порядками, не затрагивала существующие политические и социальные структуры. Такая позиция отвечала интересам умеренного крыла Реформации, прежде всего большинства бюргерства. Представления наиболее радикальной части крестьянства и плебейских масс выразил другой деятель Реформации - крупнейший из немецких идеологов ее народного течения Томас Мюнцер (см. Крестьянская война в Германии 1524-1525 гг.). Он верил в возможность мирного преобразования существующих порядков в царство равенства и справедливости, но под влиянием событий Крестьянской войны и преследования властями инакомыслящих обратился к пропаганде свержения силой господ и тиранов, перехода полновластия к простому народу. Лютер, напротив, резко осудил повстанцев и Мюнцера как мятежников, закрепив свой союз с князьями и городскими магистратами.

К концу 1520-х гг. лютеранское учение утвердилось в ряде немецких княжеств и городов, особенно в Центральной и Северной Германии. Попытка императора Карла V в 1529 г. навязать восстановление католического порядка привела к сплочению и коллективному протесту сторонников реформированной церкви. За ними закрепилось название «протестанты», позже распространенное и на поборников других направлений Реформации. В 1555 г. в результате победы, одержанной немецкими протестантами в войне против императора, им удалось добиться по Аугсбургскому миру официального признания своих прав на основе принципа «чья власть, того и вера».

Второй крупный центр Реформации образовался в Швейцарии. Здесь выразителем еще одной разновидности бюргерской Реформации стал священник города Цюриха Ульрих Цвингли (1484-1531). В отличие от Лютера он был решительным сторонником республиканских идеалов, обличителем «тирании» монархов и князей. Цюрихская община стала сама выбирать своих пасторов так же, как и магистрат. Цвинглианство распространилось в ряде городских округов Швейцарии и до гибели Цвингли в военном конфликте с католиками успешно соперничало с лютеранством во влиянии на города Южной Германии.

Систематизацию опыта Реформации на основе собственного учения провел в своем главном труде «Наставление в христианской вере» француз Жан Кальвин (1509-1564), обосновавшийся в Женеве. Одно из главных мест в его теологии занимало учение «О двойном предопределении». Кальвин утверждал, что еще до сотворения мира Бог заранее предначертал каждому его участь: одним - вечное проклятие, другим, избранным, - вечное блаженство. Изменить приговор человек не в силах, но, если он добивается успеха в своих начинаниях, это Божий знак, что он верно исполняет свое «призвание». Кальвин, таким образом, обосновывал религиозно-нравственные стимулы активности человека, что способствовало развитию личности нового типа, готовой к энергичной жизненной борьбе, в том числе к предпринимательству. Труд, бережливость, расчет Кальвин считал добродетелями. Еще резче, чем Цвингли, он отстаивал право общины на сопротивление тирании, наилучшим строем считал олигархическую республику. Для судеб Реформации большое значение имело введенное Кальвином новое церковное устройство, принципиально отличное от католической иерархии. Община избирала и контролировала своих руководителей, обязанности которых - пастырские и хозяйственные - были четко обозначены Кальвином.

К этому времени Реформация уже добилась значительных успехов не только в Германии и Швейцарии. В 1536 г. Реформация на лютеранский лад, с конфискацией земель церкви и монастырей, была проведена в Дании королем, который стал главой реформированной церкви и назначил угодную ему новую церковную администрацию. Затем «Реформация по-датски» была проведена в Норвегии, где ее навязали населению, довершив подчинение страны датчанам. То же произошло и в Исландии. В 1527-1544 гг. Реформация победила в Швеции, где сохранились епископы, но высшим из них был объявлен король, остальные должны были давать отныне присягу ему, а не папе. В Финляндии, входившей в Шведское королевство, Реформация тоже была проведена «сверху».

Подчинение церкви верховенству короля произошло по специальному акту в 1534 г. в Англии. Монастырские земли были конфискованы в пользу казны, что обогатило короля и дало возможность получить новые земельные владения крупным придворным и чиновному дворянству. Культ и догматика в новой церкви, названной англиканской, остались прежними, но назначал епископов король, с зависимостью от папства было покончено. В дальнейшей истории страны все более важную роль играл кальвинизм в его различных разновидностях. Под его идейными знаменами в 17 в. свершилась Английская революция.

В Нидерландах кальвинизм вдохновлял сторонников независимости страны, восемь десятилетий сражавшихся против испанского ига и создавших республику Соединенных провинций, победившую в этой борьбе.

Реформационное движение сыграло также важную роль во Франции, особенно в период гражданских войн 16 в., в Чехии, Венгрии, Польше, даже в Италии, цитадели католицизма, но во всех этих странах в конечном счете восторжествовали силы контрреформации. Противоречия между государствами, принявшими протестантизм, и теми, которые сохраняли верность католицизму, стали одной из причин Тридцатилетней войны.

Как происходила реформация церкви в различных странах западной европы, кальвинизм во Франции, реформация в Англии, что такое Орден иезуитов и Тридентский собор, католическая реформация.

Широкое распространение в Европе получило также другое направление в протестантизме - кальвинизм, основоположником которого стал французский проповедник Жан Кальвин (1509-1564).

Жан Кальвин родился на севере Франции. Уже в годы своей учёбы в университете он остро ощутил наступление религиозного кризиса. «Я видел, что Евангелие заглушено суеверием, что Слово Божие намеренно утаивается от сынов церкви», - писал Кальвин. Поэтому он, «видя расстройство церкви, поднял старое знамя Иисуса Христа». Преследования протестантов во Франции вынудили его бежать в швейцарский город Базель, где в 1536 г. вышли в свет его «Наставления в христианской вере». Сформулированные в книге французского реформатора принципы представляли собой наиболее разработанную богословскую систему из всех созданных протестантскими мыслителями.

Кальвин учил, что никто не знает своего жизненного предназначения. Жизнь даётся человеку для того, чтобы выявить заложенные в нём Богом способности, а успех в земных делах представляет знак спасения. Он провозглашал новые моральные ценности - бережливость и расчётливость в сочетании с неустанным трудом, умеренность в быту, дух предпринимательства. Фактически провозглашалось новое отношение к труду: из наказания он превращался в высшую форму самовыражения человека. Кальвин был убеждён, что евангельское послание призывало к преобразованию не только церкви, но и всего общества и земного мира в целом.

Кальвин пошёл далее Лютера, не ограничиваясь лишь реформой церкви и стремясь преобразовать все общественные отношения. Именно поэтому французский реформатор считается одним из величайших деятелей в истории человечества.

Основная деятельность Жана Кальвина развернулась в Женеве - франкоязычном имперском городе, который незадолго до его появления там присоединился к Швейцарской конфедерации. Французский реформатор сумел не только обратить в свою веру жителей города, но и превратить Женеву в протестантскую столицу мира. Постепенно идеи Кальвина превзошли по влиянию па души людей лютеранское учение. Под его руководством в Женеве было установлено новое церковно-политическое устройство, которое изменило всю жизнь города.

Жизнь в Женеве совершенно преобразилась: торжественное духовное настроение заменило собою прежнюю шумную светскую жизнь, великолепие в одеждах исчезло, маскарады, танцы и увеселения были запрещены, трактиры и театры опустели, церкви же, напротив, заполнились людьми. Из церквей убрали все украшения, их посещение становилось обязательным. Нарушители установленного порядка жестоко наказывались. Это «Женевское Божье государство» представляло собой самоуправляющуюся религиозную общину, а за Кальвином как за её лидером утвердилось прозвище «Женевский папа».

За пределами Швейцарии кальвинизм прежде всего оказал воздействие на родину реформатора. Последователей Кальвина во Франции называли гугенотами. Они заняли влиятельное положение во французском обществе и во многом стали определять пути его развития.


Особенности Реформации в Англии

Англия вступила в эпоху Реформации в период правления короля Генриха VIII (1509-1547). Английский король, имевший богословское образование, откликнулся на выступление Лютера критическим памфлетом, за что удостоился от папы почётного титула «защитник веры».

Однако очень скоро Генрих превратился в одного из самых яростных противников папства. Объяснялось это семейными делами короля, который тщетно пытался добиться согласия Рима на расторжение своего брака с Екатериной Арагонской. Она была дочерью «католических королей» Фердинанда и Изабеллы и тётей Карла V, поэтому Папа Римский, находившийся тогда в сильной зависимости от германского императора, не решился дать согласие на развод. В конце концов Генрих развёлся с помощью главы английской церкви архиепископа Кентерберийского, но поскольку отношения с римским престолом были окончательно испорчены, он решил воспользоваться этим поводом для проведения церковных преобразований.

Заседавший с 1529 по 1536 г. «парламент Реформации» принял целый ряд законов, полностью преобразовавших английскую церковь и выводивших её из-под власти Рима. Важнейшее значение имел Акт о супрематии (верховенстве) 1534 г., объявлявший короля главой английской церкви. Жертвой этого закона стал великий английский гуманист Томас Мор, казнённый за отказ признать церковные полномочия короля.

Обновлённая церковь получила название англиканской. Она заняла промежуточное положение между католичеством и протестантизмом. Освободившись от подчинения Риму и перейдя с латыни на английский язык, англиканская церковь во многом сохранила католическую догматику и церковное устройство. Прежде всего была сохранена ведущая роль епископов в церковной организации.

Важнейшим следствием Реформации в Англии стало распространение грамотности. Библия была переведена на английский язык. У англичан того времени практически не было других книг, Библия представляла собой их главное чтение. В ходе Реформации было закрыто около трёх тысяч монастырей, которые владели почти 1/4 всех обрабатываемых земель в стране. Это был крупнейший передел собственности в новой истории Англии, имевший огромные социальные последствия. Реформация превратилась таким образом в один из самых мощных факторов преобразования английского общества.


Королева Мария Тюдор (1553-1558), убеждённая католичка, попыталась повернуть вспять английскую Реформацию. Церковное законодательство её отца Генриха VIII было отменено; начались массовые казни протестантов. Королева получила прозвище Марии Кровавой. Её брак с испанским королём Филиппом II сопровождался вовлечением Англии в войну с Францией, в ходе которой англичане потеряли свой последний оплот на континенте - г. Кале. Однако её кратковременное царствование не могло остановить распространение Реформации в Англии, что показало правление её сестры Елизаветы, убеждённой протестантки. В 1559 г., после восшествия на престол Елизаветы I, парламент подтвердил верховенство короны в делах церкви.


Поскольку англиканская церковь сохраняла многие элементы католичества, в Англии под влиянием кальвинизма зародилось движение пуритан. Их название произошло от английского слова, означающего «чистый», так как пуритане требовали полного очищения своей веры от католического наследия. Последователям этого религиозного направления суждено будет сыграть огромную роль как в судьбе своей страны, так и в истории английских колоний в Северной Америке.

Католическая реформация

В ходе острого противоборства с протестантизмом внутри католицизма произошло частичное обновление, которое позволило приостановить распространение нового вероучения. Этот процесс внутреннего обновления получил название католическая реформация, или «контрреформация».

Главным оплотом католической веры являлась Испания, где в ходе Реконкисты она превратилась в национальную религию, способствовавшую единению страны в борьбе с мусульманами. Основным орудием укрепления традиционной веры в Испании стал особый церковный суд - инквизиция, учреждённый в этой стране ещё в 1480 г. Мрачную память о себе оставил Великий инквизитор Торквемада, отправивший на костёр почти две тысячи последователей Христа, обвинённых в отступничестве от веры. Казни еретиков превратились в торжественные зрелища, проводившиеся при большом стечении народа. Они получили название аутодафе - буквально «акт веры». В период Реформации инквизиция резко активизировалась. В 1570 г. в Испании были сожжены последние протестанты.


С избранием папы Павла III (1534-1549 гг.) католическая реформация приобрела последовательный характер и общеевропейский размах. Им была издана булла о реорганизации инквизиции, которая превращалась в общий для всего католического мира институт, призванный бороться с ересью по всей Европе. Вслед за тем была введена предварительная цензура всей издававшейся литературы. Позднее появился Индекс запрещённых книг, в который были включены многие выдающиеся произведения эпохи Возрождения и Реформации.

Орден иезуитов и Тридентский собор

Важнейшим орудием католической реформации стал Орден иезуитов (названный по имени Иисуса Христа). Его основателем был дворянин из Испанской Наварры, участник Итальянских войн Игнатий Лойола (1491-1556).


Ранение, полученное при обороне Памплоны от французов, не позволило Лойоле продолжить службу, и он обратился к размышлениям на духовные темы. Паломничество в Святую Землю укрепило его в правильности избранного пути. В 1534 г. Лойола с группой единомышленников основал Общество Иисуса, имевшее целью всемерную защиту католической церкви от её врагов, а в 1540 г. Павел III утвердил устав Общества Иисуса. Постепенно в обиход вошло другое неофициальное его название, «Орден иезуитов».

Генерал Ордена подчинялся только Папе Римскому, а рядовые члены были обязаны беспрекословно повиноваться своему генералу. Железная внутренняя дисциплина, активная общественная и политическая деятельность, миссионерство в далёких странах позволили иезуитам в короткие сроки добиться впечатляющих успехов. К концу 1540-х гг. миссионеры-иезуиты добрались даже до Бразилии и Японии. Особое внимание они уделяли системе образования, создавая образцовые для того времени учебные заведения, где давались не только хорошие знания, но и вполне светское воспитание.


Центральное место в истории католической реформации занял Вселенский собор, проходивший в тирольском г. Тридент и заседавший с перерывами с 1545 до 1563 г. Первыми решениями Тридентского собора стали декреты о признании источником веры не только Священного Писания, но и Священного Предания, а также о толковании Писания. В Триденте был впервые выработан систематизированный свод предписаний, чётко регламентировавший религиозную жизнь католиков. Решения Тридентского собора положили начало настоящему возрождению католицизма.

Ради спасения своей репутации обновлённая церковь отказалась от продажи индульгенций. Подготовкой образованных священников занялись специальные учебные заведения - семинарии. Вся система воспитания в духе церкви была реорганизована на основе традиционных ценностей. Одновременно с религиозными реформами проводилось укрепление Папского государства, его администрации и финансов. По сравнению с эпохой Возрождения резко изменился образ жизни пап. В 1568 г. завершилось строительство крупнейшего католического храма в мире - римского собора Святого Петра, ставшего символом обновлённой церкви. В 1582 г. папа Григорий XIII осуществил реформу календаря, который мы теперь знаем под названием григорианский.



Итоги Реформации в Европе

Реформация представляла собой величайший переворот в духовной жизни европейцев, которая в ту эпоху почти полностью определялась религией. Она произвела настоящую революцию в сфере сознания, привела к полному перевороту в мыслях, убеждениях и религиозной практике миллионов людей.

Главным следствием Реформации стало возвращение к авторитету Священного Писания, прямое обращение верующих к Божественному откровению без посредников в виде многочисленной церковной иерархии. Принципиальные изменения произошли в отношении к человеческому труду. В противовес прежним взглядам на него, как на наказание, мирской профессиональный труд получил моральное оправдание и обрёл высокий религиозный смысл.

По признанию историков, «самый лучший плод, принесённый Реформацией, - это улучшение и размножение школ».

На развитии изобразительных искусств Реформация в целом отразилась отрицательно. В то же время она дала толчок развитию ряда новых направлений. В живописи это были пейзаж, натюрморт, изображение бытовых сцен. Появились также новые архитектурные формы, новые виды художественных ремёсел.

В результате Реформации произошло колоссальное, невиданное ранее в Европе перераспределение собственности, прежде всего земельной. Возникли целые категории новых собственников.

В эпоху Реформации в европейских странах создавались и укреплялись национальные церкви, происходило усиление светской власти и становление централизованных государств современного типа.

Важнейшим следствием Реформации стал раскол Европы по религиозному принципу. Это предопределило многие трагические события в её последующей истории. Религиозные войны, вызванные Реформацией, происходили во многих странах, а религиозные противоречия между ними сыграли важнейшую роль в происхождении крупнейшего общеевропейского конфликта - Тридцатилетней войны.

Из книги Игнатия Лойолы «Духовные упражнения»

«Если церковь утверждает, что то, что нам кажется белым, есть чёрное - мы должны немедленно признать это!»

«Хотя весьма похвально служить Богу из чистой любви, тем не менее нужно усердно рекомендовать также и страх перед божественным величеством, и не только тот страх, который мы зовём сыновним, но и тот страх, который называется рабским».

«Кто хочет посвятить себя Богу, тот должен отдать ему, кроме своей воли, свой разум; в этом заключается третья и самая возвышенная степень повиновения: нужно не только хотеть так, как хочет начальник, нужно чувствовать так же, как он, нужно подчинить ему своё суждение настолько, чтобы благочестивая воля могла покорить разум».

Использованная литература:
В.В. Носков, Т.П. Андреевская / История с конца XV до конца XVIII века

Вслед за началом эпохи культурного возрождения, Великих географических открытий и острого международного соперничества в Европе начался грандиозный переворот в духовной сфере, принявший форму религиозной Реформации.

Предпосылки Реформации

Понятие «Реформация» обозначает широкое движение за обновление католической церкви, развернувшееся по всей Европе, которое в итоге привело к образованию новых, так называемых «протестантских» церквей. Реформация происходила в самый разгар Итальянских войн, в которые были вовлечены практически все государства Европы, что сказалось на ходе и особенностях Реформации в разных странах.

Гуманизм эпохи Возрождения ставил в центр внимания человека с его земными, повседневными интересами, что проявилось даже в поведении первосвященников католической церкви. В конце XV - первой половине XVI в. римский престол один за другим занимали папы, отличавшиеся стремлением к роскоши, военной славе и другим далёким от служения Богу делам. Эти «ренессансные папы» славились беспринципностью и неразборчивостью в средствах, не останавливаясь перед убийством и другими преступлениями ради достижения своих целей. Понятно, что их поведение ослабляло авторитет церкви и усиливало стремление к её реформе.

Основной причиной Реформации стал внутренний кризис самой католической церкви. Протест против официальной церкви проистекал из глубины религиозного чувства. Необходимо учитывать, что религия имела первостепенное значение в духовной жизни средневекового человека, определяя всё его мировоззрение, а через него - повседневное поведение. Именно поэтому любые перемены в этой области имели большие последствия и оказывали влияние буквально на все стороны жизни.

На протяжении всего позднего Средневековья в европейском обществе, которое считалось единой «христианской республикой», распространялись религиозные течения, сторонники которых делали основной акцент не на соблюдении церковных обрядов и формальных проявлениях веры, а на внутреннем, индивидуальном общении человека с Богом. Реальная жизнь церкви, как им казалось, вступала в явное противоречие с христианским вероучением. Особое возмущение вызывало несоответствие образа жизни служителей церкви тому, что они проповедовали. Их поведение и политика, проводимая Римом, спровоцировали в итоге такую острую реакцию, которая привела к расколу католического мира. Реформационное движение, таким образом, носило не антирелигиозный, а антицерковный характер. Оно ставило целью укрепить истинную веру в противовес испорченной вере католического духовенства.

Неприятие вызывали, прежде всего, растущие материальные запросы римской церкви. Все верующие платили десятину - особый налог в размере 1/10 всех доходов. Велась открытая торговля церковными должностями, усилившаяся в начале XVI в. в связи с Итальянскими войнами. Умение верхушки католической церкви находить всё новые и новые источники богатств казалось неисчерпаемым. По всей Европе существовало огромное количество монастырей, имевших обширные земельные владения и иные богатства, с многочисленным населением, образ жизни которого давал повод для упрёков в праздности.

Важнейшую роль в успехе Реформации сыграло стремительное развитие книгопечатания, позволившее сделать Библию более доступной, что и создавало условия для широкого распространения новых религиозных идей.

Германия накануне Реформации

Родиной Реформации стала Германия, где все накопившиеся к началу XVI в. проблемы ощущались особенно остро. Большое значение имело и то, что на протяжении веков в Германии складывались своеобразные традиции религиозной мысли, которые отличали её от всей остальной Европы. Именно здесь возникло народное движение за «новое благочестие», участники которого пытались самостоятельно изучать Священное Писание. В это же время в Германии появились проповедники, призывавшие к простой жизни в евангельской нищете, они собирали вокруг себя многочисленных последователей.

Католическая церковь в Германии занимала исключительно привилегированное положение по сравнению с другими странами. Она владела почти третью всей германской земли и распоряжалась огромным количеством крестьян. Церковь в Германии больше, чем любая другая, зависела от Рима. Упадок императорской власти давал папам возможность практически бесконтрольно действовать на территории Священной Римской империи германской нации.


Самой распространённой формой извлечения доходов была продажа индульгенций - специальных свидетельств об «отпущении» грехов. В XVI в. торговля индульгенциями стала совсем уж беззастенчивой. За деньги церковь готова была простить не только прошлые прегрешения, но и будущие, гарантируя верующим безнаказанность и фактически поощряя их жить во грехе.

Начало Реформации в Германии

Продажа индульгенций, начатая для финансирования строительства собора Св. Петра в Риме, приобрела особенно широкий размах при папе Льве X (1513-1521 гг.). Человеком, бросившим ему вызов, стал саксонский монах Мартин Лютер (1483-1546).


Будущий реформатор родился в семье рудокопа, ставшего впоследствии владельцем небольшого медеплавильного предприятия. Он сумел получить университетское образование, несколько лет провёл в монастыре, а затем начал преподавать богословие в университете г. Виттенберга, расположенного во владениях герцога Саксонского. Хорошее знание церковной жизни и многолетние размышления над религиозными проблемами привели Лютера к мысли о необходимости очистить католическую церковь от пороков, вызывавших всеобщее возмущение. Средство к достижению этой цели он видел в возврате к идеалам раннего христианства, когда единственным авторитетом для христиан был текст Библии в его первозданной чистоте.

31 октября 1517 г. в соответствии с принятым в те времена обычаем Лютер прибил к дверям церкви в Виттенберге знаменитые «95 тезисов» - свои возражения против торговли индульгенциями. Это событие считается началом Реформации.

Переведённые с латыни на немецкий язык тезисы Лютера стремительно распространялись по всей Германии, заставляя миллионы его соотечественников задуматься над сложившимся в их стране положением. Попытка папы опровергнуть опасные мысли привела лишь к тому, что внимание народа ещё более сосредоточилось на Лютере.

В 1520 г. Лютер сделал следующий, ещё более решительный шаг, опубликовав обращение «К христианскому дворянству германской нации об исправлении христианства» и ряд других сочинений, в которых опровергал основные догматы католической церкви и осуждал господствовавшие в ней нравы. В доказательство серьёзности своих намерений Лютер демонстративно сжёг папскую буллу об отлучении его от церкви.

В 1521 г. Лютер был вызван на рейхстаг в Вормсе, где предстал перед судом императора Карла V. Согласно легенде, в ответ на предъявленные ему обвинения непреклонный реформатор решительно заявил: «На том стою и не могу иначе». Императору в тот момент было не до Германии. Назревала война с Францией, поэтому едва ли не в самую критическую минуту истории Германии он спешил оставить её для осуществления своих внешнеполитических замыслов. Карл V издал эдикт об осуждении Лютера, но тот вовремя скрылся во владениях герцога Саксонского Фридриха Мудрого, который первым из крупных германских князей встал на сторону Реформации.


Лютер подготовил перевод Библии на немецкий язык, который сыграл колоссальную роль в истории германской культуры, дав импульс к формированию немецкого литературного языка. Перевод Лютера лёг в основу всей системы немецкого образования, которой он всегда придавал большое значение.



Религиозное учение, основанное на идеях Лютера, получило название лютеранство. В настоящее время оно насчитывает десятки миллионов последователей во многих странах мира (их называют также евангельскими христианами, или евангелистами).

Основной смысл лютеранства сводится к идее об «оправдании верой», что означает отказ от внешних проявлений религиозности в пользу внутренних переживаний каждого человека. Спасение души провозглашалось индивидуальным делом верующего, не требующим вмешательства со стороны официальной церкви. Священное Писание объявлялось единственным авторитетом в вопросах веры, который не нуждался ни в каких толкованиях, а тем более - в формальных решениях церкви для своего подтверждения.

Лютеранство утверждало ненужность посредника между человеком и Богом - и, таким образом, ненужность церкви как особой организации. Новое учение предполагало отказ от монашества и церковного имущества. На место роскошных, богато декорированных католических храмов приходила «дешёвая церковь», лишённая ненужных украшений и пышных обрядов. От католичества сохранялось лишь то, что прямо не противоречило Писанию: крест, алтарь, орган. Важнейшее значение имело и то, что вместо латыни богослужение велось теперь на родном языке верующего. Религиозная жизнь сосредоточивалась теперь в церковных общинах, возглавляемых проповедниками - пасторами.

Крестьянская война

Реформация породила всеобщие надежды на преобразование германского общества. По всей стране распространялось убеждение, что мир находится накануне переворота, подготовленного всем ходом истории. Никогда ранее Германия не переживала такой поры надежд, энтузиазма, веры в быстрое обновление.

Ненависть к Риму на какое-то время заставила немцев забыть о различии интересов, но чем шире становился круг вовлечённых в движение социальных сил, тем явственнее давали знать о себе их противоречия и несхожие цели.

Первым на защиту своих интересов выступило германское рыцарство. Однако поднятое рыцарями восстание потерпело неудачу, что привело к его ослаблению как самостоятельной общественной силы и постепенному исчезновению с исторической арены.

Широкие народные массы по-своему истолковывали «христианскую свободу» и требовали решительным образом изменить условия своей жизни. Результатом стала «народная Реформация». К 1525 г. вся Германия была охвачена восстаниями, получившими название Крестьянской войны. Эти события заняли важное место в истории Германии в период перехода к Новому времени. Они стали следствием резкого ухудшения условий существования крестьянства, а Реформация подвела под требования крестьян идейную основу.



В важнейшем доку менте Крестьянской войны - «12 статьях» - подчеркивалось: «сущность всех крестьянских статей (как ясно видно дальше) направлена к тому, чтобы понять это Евангелие и жить согласно с ним».

Эти выступления наглядно показали, что события стали развиваться не так, как предполагал инициатор Реформации. Лютер осудил восставших, опубликовав воззвание «Против разбойных крестьянских орд».

Борьба носила крайне ожесточённый характер, в ходе подавления крестьянских восстаний погибло около 100 тыс. человек.

Княжеская реформация и итоги Реформации в Германии

После окончания Крестьянской войны дело Реформации взяли в свои руки князья, занявшие отныне ведущее положение в происходящих событиях. Начинался период Реформации, который получил название «княжеская» Реформация. Включение владетельных князей в реформационное движение поднимало его на новый уровень.

В Германской империи существовали две категории князей: князья светские и князья церковные. Между ними существовали серьёзные противоречия. Реформация открывала перед светскими князьями возможности для расширения своих владений за счёт владений церковных князей.

Стремительному распространению Реформации по всей империи способствовала также борьба за власть между императором и князьями. Реформация позволяла светским князьям укрепить своё положение в Империи за счёт ослабления власти монарха.

Главным содержанием «княжеской» Реформации стал захват монастырских земель и секуляризация церковных владений, то есть обращение церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Карл V не сразу вмешался в конфликт между князьями и церковью. Всё это время его отвлекали войны в Италии. В 1529 г., после подписания мира в Каморе, Карл V получил, наконец, возможность заняться германскими делами. Первым делом император запретил захваты монастырского и церковного имущества и восстановил императорский эдикт 1521 г. о запрете лютеранства. Эти решения вызвали знаменитый протест пяти князей и 14 имперских городов - сторонников Реформации. Отсюда происходят понятия протестантизм и протестант, которые стали общими названиями для всего реформационного движения и его последователей.

Попытка Карла V восстановить церковное единство Германии не удалась. Обстоятельства, связанные с внешней политикой, вынудили императора надолго отложить борьбу против протестантов. Только заключённый в 1544 г. мир с Францией развязал Карлу V руки для борьбы с протестантами. Первая религиозная война в Германии (1546-1547 гг.) завершилась решительной победой императора. Однако в ходе второй войны 1552 г. протестанты выступили в союзе с королём Франции и быстро добились победы.

Между тем Германия находилась в состоянии почти полного хаоса. В 1555 г. в Аугсбурге был созван рейхстаг, которому суждено было подвести черту под религиозными войнами в Германии. Заключённый в Аугсбурге религиозный мир был основан на принципе: «Чья страна, того и вера» (то есть в каждом княжестве правитель имел право установить вероисповедание, которое выбрал сам). В Империи отныне признавались два христианских вероисповедания, одинаково равных перед законом, - католическое и лютеранское.

Видя крушение своих идеалов, Карл V отрёкся от всех титулов, чтобы закончить свою жизнь в одном из испанских монастырей.

Итоги Реформации в Германии

В результате Реформации произошло полное преобразование Германии. Отныне Империя была расколота на две неравные части. Протестантизм победил преимущественно на севере. Юг Империи, включая наследственные владения Габсбургов и Баварию, остался по большей части католическим.

Каждый князь сам устанавливал веру своих подданных, что ещё более усилило раздробленность Германии и уничтожило какие-либо возможности для предотвращения её в централизованное государство по образцу других стран Европы.

Из воззвания Мартина Лютера «К христианскому дворянству германской нации об исправлении христианства», 24 июня 1520 г.

«Время молчания прошло, и время говорить настало». И «может быть, Бог все-таки захочет помочь Своей Церкви посредством мирян, поскольку духовенство, которому это более подобает, ни на что не обращает внимания». Ведь «все христианство пришло в ужасный упадок», а «деятельность папы противоречит Писанию». Глава христианской церкви «ведёт такой светский и пышный образ жизни, достичь и сравняться с которым не в состоянии никакой король, никакой император». В Риме - «купля, продажа, размен, обмен, суета, ложь, обман, грабёж, воровство, роскошь, блуд, подлость и пренебрежение Богом во всех видах, так что гнуснее не мог бы править и антихрист». Там никого «не беспокоит, что законно, а что незаконно, там думают лишь о том, что приносит деньги, а что - нет».

Поэтому «немецкая нация, епископы и князья должны сами позаботиться о христианстве и народе, который им вверен, чтобы управлять им и защищать его материальные и духовные блага». Германское «христианское дворянство должно выступить против папы как против всеобщего врага и разрушителя христианства». Оно должно «помочь немецкой нации вновь стать христианской и свободной от жалкого, языческого и нехристианского правления папы».

«И гораздо больше хочет Он, чтобы эта империя управлялась христианским немецким государем».

Использованная литература:
В.В. Носков, Т.П. Андреевская / История с конца XV до конца XVIII века

Под именем Реформации известно крупное оппозиционное движение против средневекового строя жизни, охватившее Западную Европу в начале Нового времени и выразившееся в стремлении к радикальным преобразованиям преимущественно в религиозной сфере, результатом чего было возникновение нового вероучения – протестантизма – в обеих его формах: лютеранской и реформатской . Так как средневековый католицизм был не только вероучением, но и целой системой, господствовавшей над всеми проявлениями исторической жизни западноевропейских народов, – эпоха Реформации сопровождалась движениями в пользу реформирования и других сторон общественной жизни: политической, социальной, экономической, умственной. Поэтому реформационное движение, обнимавшее собою весь XVI и первую половину XVII веков, было явлением очень сложным и обусловливалось, как общими для всех стран причинами, так и особыми историческими условиями каждого народа в отдельности. Все эти причины комбинировались в каждой стране самым разнообразным образом.

Жан Кальвин, основоположник кальвинистской Реформации

Волнения, возбужденные в эпоху Реформации, завершились на континенте религиозно-политической борьбой, известной под именем Тридцатилетней войны , окончившейся Вестфальским миром (1648 г.). Узаконенная этим миром религиозная реформа не отличалась уже первоначальным характером. При столкновении с действительностью последователи нового учения всё больше и больше впадали в противоречия, открыто порывая с первоначальным реформационными лозунгами свободы совести и светской культуры. Неудовлетворённость итогами религиозной реформы, выродившейся в свою противоположность, породила особое течение в Реформации – многочисленное сектантство (анабаптисты , индепенденты , левеллеры и др.), стремившееся к разрешению на религиозной почве преимущественно социальных вопросов.

Вождь немецких анабаптистов Томас Мюнцер

Эпоха Реформации дала всем сторонам европейской жизни новое, отличное от средневекового направление, и заложила основы современного строя западной цивилизации. Правильная оценка результатов эпохи Реформации возможна лишь с учётом не только её первоначальных словесных «свободолюбивых» лозунгов, но и недостатков утверждённых ею на практике новой протестантской общественно-церковной системы. Реформация разрушила религиозное единство Западной Европы, создала несколько новых влиятельных церквей и изменила – далеко не всегда в лучшую для народа сторону – политический и социальный строй затронутых ею стран. Секуляризация в эпоху Реформации церковных имуществ сплошь и рядом приводила к расхищению их могущественными аристократами, которые закабаляли крестьянство сильнее прежнего, а в Англии нередко и массово сгоняли его с земель путём огораживаний . Разрушенный авторитет папы заменился одержимой духовной нетерпимостью кальвинистских и лютеранских теоретиков. В XVI-XVII и даже в последующие века она своей узколобостью далеко превосходила так называемый «средневековый фанатизм». В большинстве католических государств этого времени постоянно или временно существовала (часто очень широкая) терпимость для сторонников Реформации, но её не было для католиков практически ни в одной протестантской стране. Яростное истребление реформаторами предметов католического «идолослужения» повело к гибели множества крупнейших произведений религиозного искусства, ценнейших монастырских библиотек. Эпоха Реформации сопровождалась и важнейшим переворотом в экономике . Старый христианский религиозный принцип «производство для человека» был заменён иным, по сути, атеистическим – «человек для производства». Личность утратила прежнюю самодовлеющую цену. Деятели эпохи Реформации (особенно кальвинисты) видели в ней всего лишь винтик грандиозного механизма, который работал на обогащение с такой энергией и безостановочностью, что материальные выгоды отнюдь не возмещали возникающие при этом душевные и духовные потери.

Литература об эпохе Реформации

Хаген. Литературные и религиозные условия Германии в эпоху Реформации

Ранке. История Германии в эпоху Реформации

Эгельхаф. История Германии в эпоху Реформации

Хойссер. История эпохи Реформации

В. Михайловский. О предвестниках и предшественниках Реформации в XIII и XIV веках

Фишер. Реформация

Соколов. Реформация в Англии

Мауренбрехер. Англия в эпоху Реформации

Лучицкий. Феодальная аристократия и кальвинисты во Франции

Эрбкам. История протестантских сект в эпоху Реформации



Читайте также: