Перечень специальных средств полиции. Право сотрудников полиции на применение специальных средств и огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.

3. В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие.

4. Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

6. Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск.

7. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

8. Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

9. Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

1. Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.

3. В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие.

4. Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

6. Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск.

7. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

8. Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

9. Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Консультации юриста по ст. 18 Закона О Полиции

    Зинаида Кузьмина

    а вы знаете в каких случаях сотрудники милиции могут применить физическую силу?. Применение сотрудниками милиции физической силыПрименение сотрудниками милиции к правонарушителю физической силы и специальных средств правомерно только в случае злостного неповиновения гражданина законным требованиям сотрудника милиции.Сотрудники милиции имеют право применять физическую силу для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления сопротивления.Если применение в отношении вас силы и специальных средств имеет реальную перспективу, необходимо знать правила и пределы осуществления подобных действий сотрудниками милиции.Применяя физическую силу и спецсредства, сотрудник милиции обязан: Предупредить правонарушителей о намерении применить против них указанные меры, предоставив им достаточно времени для выполнения его требований, за исключением случаев, когда промедление создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников милиции, может повлечь иные тяжелые последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке неуместно или невозможно; В зависимости от характера и степени общественной опасности правонарушения и лиц, его совершивших, силы оказываемого противодействия стремиться к тому, чтобы любой причинённый им ущерб был минимальным. Обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, предоставление доврачебной медицинской помощи и уведомление в возможно короткий срок их родственников. Подать рапорт начальнику городского районного линейного органа и командиру строевого подразделения о случаях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.Применение физической силы , специальных средств и огнестрельного оружия с превышением полномочий влечёт за собой ответственность, установленную законом. Поэтому, если к вам при задержании применили физическую силу, в протоколе это необходимо указать.

    • за тобой кто-то гонится....в погонах?)))))))))

    Павел Кривополенов

    На улице Меня останавливает милиционер в форме. , предъявляет удостоверение, просит предъявить документы. Я предъявляю. На мой вопрос чем вызвано его внимание к моей скромной персоне следует нецензурные выражения и требование стать лицом к стене и т. д. Не желая вступать в конфликт подчиняюсь. Меня обыскивают поворачивают спиной к стене. Все свои действия милиционер сопровождает грубостью и угрозами физической расправы. После замечания с моей стороны о не допустимости такого поведения он пытается нанести мне удар в корпус, но промахивается, не без моей помощи. После этого он полностью перешёл на мат и предпринял попытку ударить меня в лицо, за что был уложен на асфальт. После этого я вызвал милицию. Могут ли мои действия быть квалифицированы как необходимая самооборона. Есть свидетели что я ни как не провоцировал милиционера и подчинялся всем его требованиям до тех пор пока он не стал пытаться избить меня.

    • Ответ юриста:

      Срочно пишите в заяву в прокуратуру на мента, пока на Вас возбудили уголовное дело. У Вас необходимая оборона (ст. 37 УК РФ) . У мента - 286 УК РФ (превышение пономочий) . им были нарушены п. 2 ст. 11 и ст. 13 ФЗ "О милиции" Уголовный кодексСтатья 37. Необходимая оборона 1. Не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.2. Защита от посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, является правомерной, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, то есть умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства.2.1. Не являются превышением пределов необходимой обороны действия обороняющегося лица, если это лицо вследствие неожиданности посягательства не могло объективно оценить степень и характер опасности нападения.3. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на всех лиц независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения, а также независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I"О милиции"Статья 11. Права милиции Милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право:2) проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении;осуществлять в порядке, установленном в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей при наличии достаточных данных полагать, что граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества;Статья 12. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия Милиция имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом, а сотрудники изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел - Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".Сотрудники милиции обязаны проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.При применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник милиции обязан:предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения требований сотрудника милиции, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников милиции, может повлечь иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным;стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, и силы оказываемого противодействия, к тому, чтобы любой ущерб, причиняемый при этом, был минимальным;обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, предоставление доврачебной помощи и уведомление в возможно короткий срок их родственников;уведомить прокурора

    Степан Бобыкин

    А это оружие?. А ментовская резиновая дубинка оружие?А если у меня такая будет?А можно я ее с собой буду насить?А я могу ею воспользовать в целях самообороны?

    • Ответ юриста:

      Официальное название- ПР (палка резиновая) , является спец. средством со всеми вытекающими последствиями, а именно:1. Применять спец. средства имеют право ограниченное число людей (менты, частные охранники и пр.)2. На мента Вы не похожи:)), но если станете частным охранником, то сможете применять спец средства для:Статья 17. На частную детективную и охранную деятельность распространяются правила применения специальных средств, установленные Правительством Российской Федерации для органов внутренних дел Российской Федерации. Частные детективы и охранники имеют право применять специальные средства в следующих случаях: 1) для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью; 2) для пресечения преступления против охраняемой ими собственности, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление. Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному детективу (охраннику) , кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного детектива (охранника) или охраняемой собственности.И при этом: Охранник при применении специальных средств или огнестрельного оружия либо частный детектив при применении специальных средств обязан: предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия; стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным; обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, доврачебную помощь и уведомить о происшедшем в возможно короткий срок органы здравоохранения и внутренних дел; немедленно уведомить прокурора о всех случаях смерти или причинения телесных повреждений. Частные детективы и охранники, обладающие лицензией, обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и огнестрельного оружия. Такая проверка осуществляется в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации. Применение частным детективом или охранником специальных средств или огнестрельного оружия с превышением своих полномочий, крайней необходимости или необходимой обороны влечет за собой лишение лицензии, а также иную ответственность, установленную законом.А ещё резиновой дубинкой запрещено бить по голове, шее, спине, паховой области, по ключице ну ещё кой куда. Так что желаю успехов в этом нелёгком занятии:-)))

    Ксения Воробьева

    В каких ситуациях можно воспользоваться газовым баллончиком для самозащиты? И не будет ли это превышением самообороны?

    • Ответ юриста:

      Всё зависит от газа, находящегося в балоне. Если это всякие перцовые и прочие безобидные глупости, продающиеся в магазинах, то можете смело применять когда вздумается (естественно не нарушая УК) , если газ действительно слезоточивый (типа "Черёмуха"), то он относится к спец. средствам и применять его может ограниченное число людей (менты, охрана и т. д.) . Статья 17. Применение специальных средств На частную детективную и охранную деятельность распространяются правила применения специальных средств, установленные Правительством Российской Федерации для органов внутренних дел Российской Федерации.Частные детективы и охранники имеют право применять специальные средства в следующих случаях:1) для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью;2) для пресечения преступления против охраняемой ими собственности, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление.Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному детективу (охраннику) , кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного детектива (охранника) или охраняемой собственности.И при этом:Охранник при применении специальных средств или огнестрельного оружия либо частный детектив при применении специальных средств обязан:предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия;стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным;обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, доврачебную помощь и уведомить о происшедшем в возможно короткий срок органы здравоохранения и внутренних дел;немедленно уведомить прокурора о всех случаях смерти или причинения телесных повреждений.Частные детективы и охранники, обладающие лицензией, обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и огнестрельного оружия. Такая проверка осуществляется в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.Применение частным детективом или охранником специальных средств или огнестрельного оружия с превышением своих полномочий, крайней необходимости или необходимой обороны влечет за собой лишение лицензии, а также иную ответственность, установленную законом.Если же это боевые отравляющие вещества- бягите от них подальше.... здоровье и свобода дороже!!!

    Елена Романова

    Вопрос к милиционерам...

      • В чем суть вопроса?

    • Даниил Курысев

      Могут ли так поступать сотрудники милиции? {по закону}. 1. "Сотрудники милиции...вправе в служебных целях использовать транспортное средство законопослушного гражданина в исключительных случаях..." Ну вот взял господин полицейский например, мерин 600, раз****л его как следует, государство выделит компенсации? или водителю скажут ну вот ты помог и хрен с тобой, молочик чесслово! 2. Вот напали на тебя 2 бомжары, закатали, ты одному там "крапиву" сделал, они говорят ну все, доигрался и достают ксивы как же их отличить от маньяков, должны ли они удостверения показывать до применения силы?

      • Ответ юриста:

        В приказе значится: «Управление используемым транспортным средством осуществляется самим водителем при отсутствии необходимости его отстранения от управления» . А такой необходимостью, по мнению новоявленных полицейских, может стать преследование преступника или предотвращение преступления. Правда, перед тем, как воспользоваться автомобилем, им придется сообщить место и время возврата автомобиля владельцам и затем по требованию выдать справку, что сотрудник правоохранительного органа пользовался транспортом. Взявшему автомобиль полицейскому будет положено немедленно сообщить об этом в дежурную часть, а по окончании пользования оставить авто у дверей отделения внутренних дел, описать состояние машины и то, что в ней находилось. Обязанность возвратить машину водителю падет на дежурного отделения внутренних дел. При этом запрещается использовать автомобили дипломатов и сотрудников консульств, а также если в них находятся беременные женщины или несовершеннолетние. Если же авто будет повреждено, «документирование повреждений осуществляется в установленном порядке» с предоставлением копий документов владельцу. http://www.rg.ru/2011/08/18/police.html Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия 1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу) . http://www.consultant.ru/popular/police/115_5.html

      Ольга Богданова

      Какие полномочия у сотрудника ЧОП - сидит на вахте пишет кто ходит?. Имеет ли он вообще право требовать документы на входе? Может ли применять силу?

      • Ответ юриста:

        Имеет право даже применить силу

        Статья 12.1. Обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах охраны
        В соответствии с договором на оказание охранных услуг, заключенным охранной организацией с клиентом или заказчиком, частные охранники при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов в пределах объекта охраны, а также при транспортировке охраняемых грузов, денежных средств и иного имущества имеют право:
        1) требовать от персонала и посетителей объектов охраны соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов. Правила соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов, устанавливаемые клиентом или заказчиком, не должны противоречить законодательству Российской Федерации;
        2) осуществлять допуск лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной режим, при предъявлении ими документов, дающих право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос) , ввоз (вывоз) имущества на объекты охраны (с объектов охраны) ;
        3) производить в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, на объектах охраны, на которых установлен пропускной режим, осмотр въезжающих на объекты охраны (выезжающих с объектов охраны) транспортных средств, за исключением транспортных средств оперативных служб государственных военизированных организаций, в случае возникновения подозрения, что указанные транспортные средства используются в противоправных целях, а также осмотр вносимого на объекты охраны (выносимого с объектов охраны) имущества. Осмотр указанных транспортных средств и имущества должен производиться в присутствии водителей указанных транспортных средств и лиц, сопровождающих указанные транспортные средства и имущество;
        4) применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
        5) оказывать содействие правоохранительным органам в решении возложенных на них задач.
        Действия частных охранников на объектах охраны регламентируются должностной инструкцией частного охранника. Типовые требования к должностной инструкции частного охранника утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел. Экземпляр должностной инструкции частного охранника в обязательном порядке направляется в орган внутренних дел по месту нахождения соответствующего объекта охраны.
        Частные охранники при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов обязаны:
        1) руководствоваться должностной инструкцией частного охранника;
        2) соблюдать конституционные права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы физических и юридических лиц;
        3) обеспечивать защиту объектов охраны от противоправных посягательств;
        4) незамедлительно сообщать руководителю частной охранной организации и в соответствующие правоохранительные органы ставшую им известной информацию о готовящихся либо совершенных преступлениях, а также о действиях, об обстоятельствах, создающих на объектах охраны угрозу безопасности людей;
        5) предъявлять по требованию сотрудников правоохранительных органов, других граждан удостоверение частного охранника.
        Частным охранникам запрещается препятствовать законным действиям должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов при осуществлении указанными должностными лицами своей деятельности.

      Владислав Упоров

      Какие статьи каких законов запрещают направлять без необходимости огнестрельное оружие на людей? Какие карают за это?. Не ст. 119 УК РФ = Угроза убийством! вернее, не только она -- вроде бы есть отдельное правило, запрещающее без необходимости направлять огнестрельное оружие на людей, ДАЖЕ ЕСЛИ ТОЧНО ИЗВЕСТНО, ЧТО ОРУЖИЕ НЕ ЗАРЯЖЕНО.

      • Ответ юриста:
    • Никита Патриков

      Пожалуйста, помогите решить задачу по административному праву.. При освобождении заложников, захваченных тремя пьяными неизвестными, бал ранен 14 летний Иванов. Капитан Сидоров в отчете указал, что Иванов напал на него с ножом в руках, когда капитан пытался освободить беременную женщину из наручников. Можно ли привлечь капитана за превышение должностных полномочий, так как Иванов полностью соответствовал физически своему возрасту Мог ли капитан применять к нему огнестрельное оружие? Заранее спасибо.

      • Ответ юриста:

        Примечание. Запрещено применение огнестрельного оружия (ч. 5 - 6 ст. 23):
        - в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних (за исключением случаев оказания этими лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции) ;
        - при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

        Согласно ст. 23 Закона о полиции полицейский имеет право применять огнестрельное оружие:
        - для защиты другого лица либо себя от посягательств, сопряженных с насилием, опасным для жизни или здоровья;
        - пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством, специальной и боевой техникой полиции;
        - освобождения заложников;
        - задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
        - задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление или отказывающегося выполнить законное требование о сдаче оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
        - отражения группового или вооруженного нападения на здания и сооружения государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;
        - пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, осужденных к лишению свободы;
        - остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;
        - обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;
        - разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по определенным в законе основаниям;
        - производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

    • Антонина Александрова

      подскажите по закону о полиции!. какие требования предъявляются к претендентам на должность сотрудника полиции (написано, что п. 1-2 ст. 35 утратили силу)

      • Ответ юриста:

        Статья 35. Поступление на службу в полицию 1. На службу в полицию имеют право поступать граждане Российской Федерации не моложе 18 лет и не старше 35 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, владеющие государственным языком Российской Федерации, имеющие образование не ниже среднего (полного) общего, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника полиции. 2. В образовательные учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел могут приниматься граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет, имеющие среднее (полное) общее образование. 3. Гражданин Российской Федерации не может быть принят на службу в полицию в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 29 настоящего Федерального закона, а также в случаях, если он: 1) имеет вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; 2) является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу; 3) неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в полицию, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения; 4) не согласен соблюдать ограничения, запреты, выполнять обязанности и нести ответственность, установленные для сотрудников полиции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. 4. Граждане Российской Федерации , поступающие на службу в полицию, проходят психофизиологические исследования, тестирование на алкогольную, наркотическую и иную токсическую зависимость в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. 5. На гражданина Российской Федерации, поступающего на службу в полицию, оформляется личное поручительство, которое состоит в письменном обязательстве сотрудника органов внутренних дел, имеющего стаж службы не менее трех лет, о том, что он ручается за соблюдение указанным гражданином Российской Федерации ограничений и запретов, установленных для сотрудников полиции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Порядок оформления личного поручительства определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. 6. На сотрудника полиции оформляется личное дело. Порядок ведения личных дел сотрудников полиции и порядок централизованного учета персональных данных сотрудников полиции и граждан Российской Федерации, поступающих на службу в полицию, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. 7. Сотрудник полиции принимает Присягу сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. 8. Назначение на должности высшего начальствующего состава полиции и освобождение от этих должностей осуществляются Президентом Российской Федерации.

      Мария Маркова

      Действительно ли работники ФГУП "Охрана" ежегодно проходят медкомиссию? И какие анализы сдают?. Действительно ли работники ФГУП "Охрана" ежегодно проходят медкомиссию? И какие анализы сдают? В частности, на ВИЧ?

      • Ответ юриста:

        Сотрудники ФГУП "ОХРАНА" МВД России на данный момент являются сотрудниками полиции. Соответственно имеют специальные звания, форму и погоны.
        Во-первых, при поступлении на любую должность, в любую военизированную структуру, которая предусматривает присвоение специального звания, хранение и ношение огнестрельного оружия, кандидат в обязательном порядке проходит военно-врачебную комиссию в специализированном учреждении, и на основании заключения комиссии он признается годным для прохождения службы или не годным для прохождения службы по состоянию здоровья.

        Во-вторых, сотрудники полиции обязаны проходить военно-врачебную комиссию, а также периодическую проверку (не реже одного раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

        В-третьих, кандидат (сотрудник) сдает множество анализов крови на ВИЧ, Гепатит, Сифилис, Венерические заболевания и прочее прочее прочее

      Вадим Светушкин

      Могу ли я стать судебным приставом без службы в армии, но с высшим юридическим образованием?. военный билет есть категория В не взяли из за астмы

      • Ответ юриста:

        Обратимся к его Величеству ЗАКОНу!





        А вот для трудоустройства в качестве судебного пристава по ОУПДС, помимо данной справки, кандидат в обязательном порядке проходит военно-врачебную комиссию в специализированном учреждении, и на основании заключения комиссии он признается годным для прохождения службы или не годным для прохождения службы по состоянию здоровья. Тут всё строго. ОУПДСники раз в год проходят ВВК. Так как их обязывает специфика работы (приводы, задержания, охрана порядка в залах Суда, самих судей, организации пропускного режима в отделах судебных приставов) . Разумеется если вы не служили в армии, то вы не пройдете ВВК.

    • Назначение на должности судебных приставов осуществляется в порядке конкурса
      При этом согласно статье 11 того же закона
      Судебные приставы по ОУПДС обязаны проходить специальную подготовку, военно-врачебную экспертизу, а также периодическую проверку (не реже одного раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

      Таким образом, при поступлении на Федеральную государственную гражданскую службу в ФССП России судебным приставом-исполнителем, приставом-дознавателем или помощником судебного пристава необходимо предоставить справку установленной формы об отсутствии (наличии) заболевания, препятствующего поступлению на федеральную государственную гражданскую службу (нужна справка формы 001-ГС/у - заключение терапевта, невролога, психиатра-нарколога, психиатра) . Её можно получить в поликлинике по месту жительства.
      Судебные приставы-исполнители, приставы дознаватели, помощники судебных приставов раз в год должны проходить медкомиссию. Но как правило, проходят только флюорографию. Правда в прошлом году всех девочек заставили проходить гинеколога… столько криков и возмущений было, однако все дружно купили справку, ибо как шастать по поликлиникам да сидеть в очередях времени нет, дел в загланды хD

      А вот для трудоустройства в качестве судебного пристава по ОУПДС, помимо данной справки, кандидат в обязательном порядке проходит военно-врачебную комиссию в специализированном учреждении, и на основании заключения комиссии он признается годным для прохождения службы или не годным для прохождения службы по состоянию здоровья. Тут всё строго. ОУПДСники раз в год проходят ВВК. Так как их обязывает специфика работы (приводы, задержания, охрана порядка в залах Суда, самих судей, организации пропускного режима в отделах судебных приставов)

    Федор Горихвостков

    для работы в ФССП нужна срочная служба в армии? Слышал, что если устраиваться не в ОУПДС то срочка не нужна

    • Ответ юриста:

      Обратимся к действующему Законодательству.

      Согласно статье 4 Федерального закона «О Судебных приставах»
      Судебные приставы в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.
      Служба в ФССП России является видом Федеральной государственной гражданской службы. Таким образом, на всех работников ФССП России так же распространяется действие ФЗ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
      Назначение на должности судебных приставов осуществляется в порядке конкурса
      При этом согласно статье 11 того же закона
      Судебные приставы по ОУПДС обязаны проходить специальную подготовку, военно-врачебную экспертизу, а также периодическую проверку (не реже одного раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

      А вот для трудоустройства в качестве судебного пристава по ОУПДС, помимо данной справки, кандидат в обязательном порядке проходит военно-врачебную комиссию в специализированном учреждении (В нашем городе то МСЧ ГУВД) , и на основании заключения комиссии он признается годным для прохождения службы или не годным для прохождения службы по состоянию здоровья. Тут всё строго. ОУПДСники раз в год проходят ВВК. Так как их обязывает специфика работы (приводы, задержания, охрана порядка в залах Суда, самих судей, организации пропускного режима в отделах судебных приставов)

      Поэтому отбор в ОУПДС аналогичен отбору в МВД. Соответственно основной критерий отбора на конкурсе в ОУПДС - служба в армии. Второй критерий - хорошая физическая подготовка и высшее экономическое или юридическое образование.

      Поступление же на Федеральную государственную гражданскую службу в ФССП России судебным приставом-исполнителем, приставом-дознавателем или помощником судебного пристава необходимо предоставить справку установленной формы об отсутствии (наличии) заболевания, препятствующего поступлению на федеральную государственную гражданскую службу (нужна справка формы 001-ГС/у - заключение терапевта, невролога, психиатра-нарколога, психиатра) . Её можно получить в поликлинике по месту жительства.
      Судебные приставы-исполнители, приставы дознаватели, помощники судебных приставов являются федеральными государственными гражданскими служащими и не военизированы. Все сотрудники ФССП раз в год должны проходить медкомиссию. Но на практике, проходят только флюорографию. Правда в прошлом году всех девочек заставили проходить гинеколога… столько криков и возмущений было, однако все дружно купили справку, ибо как шастать по поликлиникам да сидеть в очередях времени нет, дел в загланды
      Назначение на должности судебных приставов осуществляется в порядке конкурса.

      Федеральным законом от 06.12.2011 № 410-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О судебных приставах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации.
      Внесенными поправками, в частности, установлены более жесткие требования к кандидату для замещения должности судебного пристава-исполнителя (наличие высшего юридического или экономического образования) При наличии среднего профессионального образования кандидат может претендовать только на должность помощника судебного пристава.

      Согласно статье 4 Федерального закона «О Судебных приставах»
      Судебные приставы в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.

      При этом согласно статье 11 того же закона
      Судебные приставы по ОУПДС обязаны проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку (не реже одного раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

      А вот при поступлении на Федеральную государственную гражданскую службу в ФССП России судебным приставом-исполнителем, приставом-дознавателем или помощником судебного пристава необходимо предоставить справку установленной формы об отсутствии (наличии) заболевания, препятствующего поступлению на федеральную государственную гражданскую службу (нужна справка формы 001-ГС/у - заключение терапевта, невролога, психиатра-нарколога, психиатра) . Её можно получить в поликлинике по месту жительства.

      Судебные приставы-исполнители, приставы дознаватели, помощники судебных приставов раз в год должны проходить медкомиссию. Но как правило, проходят только флюорографию. Правда в прошлом году всех девочек заставили проходить гинеколога… столько криков и возмущений было, однако все дружно купили справку, ибо как шастать по поликлиникам да сидеть в очередях времени нет, дел в загланды хD
      ст. 35 Закона о Полиции, поступить на службу в полицию имеют право граждане Российской Федерации не моложе 18 лет и не старше 35 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, владеющие государственным языком Российской Федерации, имеющие образование не ниже среднего (полного) общего, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника полиции. 2. В образовательные учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел могут приниматься граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет, имеющие среднее (полное) общее образование. 3. Гражданин Российской Федерации не может быть принят на службу в полицию в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 29 настоящего Федерального закона, а также в случаях, если он: 1) имеет вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; 2) является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу; 3) неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в полицию, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения; 4) не согласен соблюдать ограничения, запреты, выполнять обязанности и нести ответственность, установленные для сотрудников полиции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. 4. Граждане Российской Федерации , поступающие на службу в полицию, проходят психофизиологические исследования, тестирование на алкогольную, наркотическую и иную токсическую зависимость в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. 5. На гражданина Российской Федерации, поступающего на службу в полицию, оформляется личное поручительство которое состоит в письменном обязательстве сотрудника органов внутренних дел, имеющего стаж службы не менее трех лет, о том, что он ручается за соблюдение указанным гражданином Российской Федерации ограничений и запретов, установленных для сотрудников полиции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Порядок оформления личного поручительства определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. 6. На сотрудника полиции оформляется личное дело. Порядок ведения личных дел сотрудников полиции и порядок централизованного учета персональных данных сотрудников полиции и граждан Российской Федерации, поступающих на службу в полицию, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. 7. Сотрудник полиции принимает Присягу сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. 8. Назначение на должности высшего начальствующего состава полиции и освобождение от этих должностей осуществляются Президентом Российской Федерации. В случае если Вы соответсвуете всем оценочным данным и годны к службе согласно заключению врачебной комисии, то можете поступить на службу в полицию! В любом случае необходимо обращаться в орган полиции, где хотите проходить службу за конкретными разъяснениями по поводу прохождения службы! Наличие или отсутствия прохождения службы в армии не является причиной отказа в службе в полиции!

    Наталья Лебедева

    в каких случаях российский полицейский может применять оружие,только когда в него выстрелить первым?

    Виктор Серокващенко

    помогите пожалуйста срочно

    • даже мужу позвонила спросила, да обязан)) Нет, нужно дождаться пока не помрёт. Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охране" Глава IV. Применение физической силы , специальных средств и огнестрельного оружия...

Беликин В.В., д.ю.н., профессор,
начальник кафедры профессиональной, служебной и физической подготовки

Грищенко Л.Л., д.ю.н., профессор,
профессор кафедры профессиональной, служебной и физической подготовки
Академии управления МВД России

Косиковский А.Р., к.пед.н., член РАЮН,
преподаватель кафедры профессиональной, служебной и физической подготовки
Академии управления МВД России

Право сотрудников полиции на применение специальных средств и огнестрельного оружия.

Закон «О полиции» определяет основные положения применения специальных средств и огнестрельного оружия, применяемых сотрудниками органов внутренних дел для защиты личности, интересов общества и государства от противоправных посягательств.

Специальные средства - это состоящие на вооружении полиции и применяемые ею в случаях и порядке, предусмотренных Законом,технические изделия (устройства, предметы, вещества) и служебные животные, основным назначением которых является оказание прямого принудительного физического воздействия на человека или какие-либо материальные объекты.

Исторический опыт применения специальных средств в современной России свидетельствует о том, что впервые термин «специальные средства», стал использоваться в законодательных актах еще бывшего СССР в 1978 г .

Конкретный перечень специальных средств, состоящих на вооружении органов внутренних дел, определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 г. № 731. Этим же Постановлением утверждены Правила применения специальных средств сотрудниками органов внутренних дел .

Министерству внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Российской Федерации разрешено осуществлять опытную эксплуатацию не предусмотренных перечнем специальных средств, прошедших приемочные испытания либо состоящих на вооружении государственных военизированных организаций Российской Федерации или правоохранительных органов иностранных государств.

Обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации специальными средствами, порядок выдачи, применения, учета, хранения, транспортирования и уничтожения специальных средств, а также сроки проведения их опытной эксплуатации определяются министром внутренних дел Российской Федерации.

В настоящее время на вооружении органов внутренних дел состоят следующие специальные средства:

  • палки специальные резиновые (ПР-73, ПР-89, ПР-90, ПР-Тонфа, ПР-Таран и др.);
  • ручные газовые гранаты «Черемуха-6», «Черемуха-12» и их модификации, ручная аэрозольная граната, граната слезоточивого действия для подствольного гранатомета, патроны с газовыми гранатами «Черемуха-7», «Сирень-7», аэрозольная упаковка «Черемуха-10», ранцевый жидкостной аппарат, пистолет газовый с боеприпасами;
  • наручники (БР, БР-С, БКС-1, БОС);
  • светозвуковые средства отвлекающего воздействия (светошумовые гранаты «Заря», «Факел», изделие «Гном», светошумовое устройство «Пламя»);
  • средства разрушения преград (малогабаритные взрывные устройства «Ключ», «Импульс»);
  • электрошоковые устройства;
  • средства принудительной остановки транспорта («Еж», «Диана», «Гарпун»);
  • водометы («Лавина», автоцистерна пожарная АЦ-40);
  • бронемашины (боевая машина десанта (БМД-1), бронетранспортеры (БТР-60ПБ, БТР-80), боевая разведывательная дозорная машина (БРДМ-2), боевая машина пехоты (БМП);
  • специальные окрашивающие средства (спецчернила, люминесцентные карандаши, растворы риванола, фенолфталеина, тетрациклина);
  • сторожевые, караульные, розыскные и патрульные служебные собаки разных пород;
  • служебные лошади.

Огнестрельное оружие - это оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда .

Огнестрельное оружие в мире появилось более 600 лет назад. Уже в XIV в. первые стреляющие трубки использовались как вспомогательные средства, дополняющие лук и арбалет. На Руси создание и использование ручного огнестрельного оружия относится к началу XV в. .

Огнестрельное оружие, практически сразу с появлением его в армии, принималось на вооружение полицейских подразделений. При этом, в подразделениях полиции на вооружение принималось исключительно стрелковое оружие, которое активно применялось еще для поддержания внутреннего порядка во многих странах мира.

С развитием средств вооруженной борьбы развивались и средства для полицейских сил. В настоящее время можно говорить о разноплановом вооружении, специальных средствах и иных средствах обеспечения правоохранительной деятельности, находящихся на вооружении полиции всего мира и, в частности, в Российской Федерации. Его применение, так же как и применение физической силы, является важнейшей составляющей обеспечения оперативно-служебной деятельности современной полиции.

Огнестрельное оружие сочетает в себе средства непосредственного поражения (снаряд, пуля) и средства метания их к цели (пулемет, винтовка и др.). Кроме того, огнестрельное оружие может иметь механизмы запирания, ударный, выбрасывающий, подачи патронов и др., прицельное приспособление для наводки оружия в цель и приспособление для удобства пользования им и придания ему устойчивого положения во время стрельбы (приклад, сошка, станок). Оно подразделяется на две главные группы: артиллерийское и стрелковое оружие .

К артиллерийскому оружию относятся: пушки, гаубицы, минометы и др., которые предназначены для действия по противнику, находящемуся на дальних расстояниях или в укрытиях .

К стрелковому оружию относятся: автоматы, карабины, винтовки, пулеметы, пистолеты, пистолеты-пулеметы и др., предназначенные для поражения открыто расположенной живой силы противника .

Стрелковое оружие подразделяется на индивидуальное и групповое. Оно обладает большой скорострельностью, хорошей меткостью и кучностью стрельбы, достаточной убойной силой пули. Вес и размер этого оружия дают возможность успешно применять его в населенных пунктах, лесах, горах, траншеях .

Огнестрельным оружием является штатное огнестрельное оружие, находящееся на вооружении сотрудников полиции. К таковому относятся: травматическое оружие; огнестрельное оружие индивидуального пользования (пистолеты, автоматы, винтовки и т.д.); специальное огнестрельное оружие (пулеметы, минометы, вооружение на боевой технике) .

Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска. Перечень специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, определена в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1980 года, утвердившей Конвенцию о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие .

Упоминание о применении специальных средств и различного рода оружия для поддержания внутреннего порядка впервые встречаются в истории древнего Египта . В истории других государств мы так же находим немало примеров использования полицейскими структурами различных средств для поддержания порядка.

Современное применение сотрудником полиции специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) предусмотрено федеральными конституционными законами Российской Федерации: «О чрезвычайном положении», «О военном положении» и федеральными законами Российской Федерации: «О полиции», «О внутренних войсках МВД Российской Федерации», «О противодействии терроризму», «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и др.

Данные законы Российской Федерации базируются на основных нормативно-правовых установках международного гуманитарного права и, в частности, «Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка» , «Венской декларации о преступности и правосудии» и т.д.

Основные положения вышеназванных документов в самом обобщенном виде можно свести следующим образом:

  • угроза жизни и безопасности должностных лиц по поддержанию правопорядка должна рассматриваться как угроза стабильности общества;
  • должностные лица по поддержанию правопорядка играют исключительно важную роль в защите права человека на жизнь, свободу и безопасность;
  • должностные лица по поддержанию правопорядка могут применять силу только в случае крайней необходимости и в той мере, в какой это требуется для выполнения их обязанностей при надлежащем уважении прав человека.

Основанием для применения специальных средств и огнестрельного оружия, являются условия, при которых не силовые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, по противодействию преступности и для охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности. Применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение об этом лица, против которого применяется оружие, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь за собой иные тяжкие последствия. При этом применение оружия в состоянии необходимой обороны не должно причинить вред третьим лицам . Например, применение огнестрельного оружия при ликвидации преступников оказывающих вооруженное сопротивление.

Пределами применения специальных средств и огнестрельного оружия являются законодательно установленные границы применения силы и оружия, выход за которые влечет дисциплинарную либо уголовную ответственность сотрудников полиции .

П. 3 ст. 18 ФЗ «О полиции» позволяет сотрудникам полиции в ряде случаев, при отсутствии у них необходимых специальных средств или огнестрельного оружия, использовать любые подручные средства и даже оружие, не состоящее на вооружении полиции, например, спортивное, охотничье, наградное. В законе дается исчерпывающий перечень этих случаев. Это состояние необходимой обороны, крайней необходимости и задержание лица, совершившего преступление.

Согласно ст. 37 УК РФ не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.

Необходимая оборона - это правомерная защита личности и прав сотрудника полиции, а также охраняемых законом интересов общества и государства от общественно опасного посягательства, путём причинения вреда посягающему лицу.

Согласно ст. 39 УК РФ состояние крайней необходимости характеризуется тем, что для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, причиняется вред, если эта опасность не могла быть устранена иначе, если при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости.

Крайняя необходимость - это одно из правомерных средств предотвращения опасности, грозящей ущербом личности, ее правам и интересам, а также охраняемым законом интересам общества или государства.

Крайняя необходимость заключается в причинении вреда правоохраняемым интересам для предотвращения неотвратимого в данных условиях иными средствами большего вреда, угрожающего личности, обществу, государству.

В ч. 2 ст. 39 УК дано понятие превышения пределов крайней необходимости. Такое превышение имеет место, если умышленно причиняется вред, явно не соответствующий характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых она устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный. Характер опасности определяется ценностью общественных отношений, которым грозил вред, а степень опасности выражается в ее интенсивности, продолжительности воздействия. Так, здоровью людей, уцелевших после землетрясения, грозит отсутствие жилья, еды и питья. В такой ситуации вполне допустимо изъять со склада одеяла, воду и продукты питания.

Практика свидетельствует, что для осуществления профессиональных действий сотрудником полиции в состоянии необходимой обороны, условиях крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, он обязан квалифицированно выполнить свои функциональные обязанности в соответствии с требованиями руководящих документов по профессиональной подготовке. В этой связи сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Если сотрудник полиции превышает полномочия при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, то он несет ответственность за содеянное как частное лицо по ст. 105 «Убийство», ст. 111 «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью», ст. 112 «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью», ст. 115 «Умышленное причинение легкого вреда здоровью», ч. 3 ст. 213 «Хулиганство, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия» УК РФ. В зависимости от обстоятельств дела такие действия могут быть также квалифицированы по ст. 107 «Убийство, совершенное в состоянии аффекта», ст. 113 «Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта», ст. 117 «Истязание». Если указанные деяния имели место в ходе совершения иных преступлений против личности, собственности и т. п., то необходима квалификация по совокупности преступлений.

Умышленное нарушение установленных законом оснований и порядка применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в связи с возложенными на него обязанностями влечет уголовную ответственность за превышение должностных полномочий в соответствии с ч. 3 ст. 286 УК РФ.

Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении специальных средств или огнестрельного оружия, когда им применение специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке ст. 37 УК РФ «Необходимая оборона», ст. 38 УК РФ «Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление», ст. 39 УК РФ «Крайняя необходимость», ст. 40 УК РФ «Физическое или психическое принуждение», ст. 41 «Обоснованный риск», ст. 42 УК РФ «Исполнение приказа или распоряжения».

Список литературы.

1. О чрезвычайном положении: ФКЗ РФ от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ // Российская газета от 2 июня 2001 г., № 105 (2717); О военном положении: ФКЗ РФ от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ // Российская газета от 2 февраля 2002 г.; О полиции: ФЗ РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Российская газета от 10 февраля 2011 г., № 28; О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации: ФЗ РФ от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ (принят ГД РФ 25 декабря 1996 года) (с изм. на 5 апреля 2011 г.) // Российская газета, № 75, 8 апреля 2011; О противодействии терроризму: ФЗ РФ от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ // СЗ РФ, 2006, № 32; О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: ФЗ РФ от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ (принят ГД РФ 21 июня 1995 года) (с изм. на 5 апреля 2011 г.) // Об утвер-ждении наставления по физической подготовке сотрудников органов внут-ренних дел: Приказ МВД России от 29 июня 1996 г. № 412.

2. О полиции: ФЗ РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Российская газета от 10 февраля 2011 г., № 28.

3. Об оружии: ФЗ РФ от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ (принят ГД РФ 13 ноября 1996 года) (с изм. на 5 апреля 2011 г.) // Российская газета, от 8 ап-реля 2011 № 75.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации: ФЗ РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ РФ от 7 марта 2011 г. № 26-ФЗ) // «Российская газета», от 11.03.201 1 № 51.

5. Венская декларация о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI века: принята на Десятом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Вена, 10-17 апреля 2000 г.

6. Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 10 октября 1980 года № 3093, Женева.

7. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка: принят 17 декабря 1979 г. Резолюцией № 34/169 на 106-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. - М.: Юридическая литература, 1990.

8. Об утверждении перечня специальных средств, состоящих на вооружении органов внутренних дел Российской Федерации и Правил применения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации специальных средств: Постановление Правительства РФ от 15 октября 2001 г. № 731. // СЗ РФ, 2001, № 44.

9. Об утверждении Инструкции о порядке применения специальных световых и звуковых сигналов, установленных на автомобилях и мотоциклах МВД СССР: Приказ МВД СССР от 11сентября 1978 года № 260.

10. Брагин С.В., Мороз С.В. Специальные средства МВД России: Учебное пособие. - Калининград: КВИ ФПС РФ, 2009.

11. Оружие мира. / ред. Группа: Г. Лемигова, А. Русакова, С. Кузнецов. - М.: Мир энциклопедий Аванта +, Астрель, 2010.

12. Пистолеты и револьверы мира/ Ф.К. Бабак. - М.: АСТ; СПб.: Поли-гон, 2005. 640 с.: ил.

1. Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.

3. В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие.

4. Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

6. Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск.

7. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

8. Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

9. Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Положения статьи 18 закона №3-ФЗ используются в следующих статьях:
  • О признании утратившими силу отдельных законодательных актов рсфср и отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации
    37) статьи 1 и 18 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6235);

1) получивший в установленном порядке соответствующий допуск;

2) прошедший специальную подготовку;

3) назначенный руководителем территориального органа исполнительной власти.

9. Задержки при стрельбе из пистолета, осечка, причина задержки?

1) капсюль выше поверхности дна гильзы;

2) неисправлен капсюль;

3) ослаблено узкое перо боевой пружины.

10. Масса автомата АК-74М без штык ножа с неснаряженным магазином?

1) 3 кг; 2) 3,6 кг; 3) 3,8 кг;

11. Сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если:

1) есть достаточно оснований для его использования;

2) в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные ФЗ «О полиции»;

3) есть основания полагать, что сотруднику полиции угрожает опасность.

12. Имеется ли на рамке пистолета номер?

1) Имеется. 2) Не имеется.

13. Какую разборку пистолета необходимо произвести, если он попал под дождь?

1) Неполную. 2) Полную.

14. Какую разборку пистолета необходимо произвести при переходе на новый вид смазки?

1) Неполную. 2) Полную.

15. Каков вес пистолета Макарова с магазином без патронов?

16. Расстояние до цели при выполнении упражнения №4 ПМ?

1) 20 м. 2) 10 м. 3) 25 м. 4) 5 м.

17. Назначение затвора в ПМ:

18Убойное действие пули 9 мм пистолета Макарова сохраняется на растоянии до:

19. Какова высота 9 мм пистолета Макарова?

1) 126, 75 мм. 2) 93 мм. 3) 126 мм. 4) 155 мм.

5) 126, 57 мм. 6) 85 мм. 7) 161,75 мм. 8) 106 мм

20. В каком из ответов правильно перечислены детали, входящие в ударно-спусковой механизм 9 мм пистолета Макарова?

1) спусковoй крючок, курок, шептало с пружиной, затворная задержка, боевая пружина, задвижка боевой пружины;

2) курок, спусковой крючок, спусковая тяга с рычагом взвода, боевая пружина, шептало с пружиной, задвижка боевой пружины;

3) спусковая тяга с рычагом взвода, ударник, курок, шептало с пружиной, спусковой крючок, боевая пружина, задвижка боевой пружины.


БИЛЕТ №12

1. Для чего служит спусковая тяга с рычагом взвода УСМ ПМ?

1) для производства выстрела;

2) для спуска курка с боевого взвода;

3) для спуска курка с боевого взвода и взведение курка при нажиме на хвост спускового крючка;

4) для нанесения удара по ударнику.

2. Какое действие при неполной разборке производится вторым?

1) снять с предохранителя; 2) осмотреть патронник;

3) отделить затвор; 4) извлечь магазин.

3. Какая деталь входит в основные части ПМ?

1) шептало с пружиной; 2) ударник;

3) боевая пружина; 4) рукоятка с винтом.

4. Оценка «удовлетварительно» при выполнении норматива № 3 ПМ (в сек.)?

1) 11 2) 10 3) 12

5. С чего начинается неполная разборка 9 мм пистолета Макарова?

1) Проверить нет ли патрона в патроннике.

2) Извлечь магазин из основания рукоятки и проверить нет ли патрона в патроннике.

3) Отделить затвор от рамки.

4) Выключить предохранитель.

6. При проведении стрельб запрещается?

7. Не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже:

1) 0 С 2) + 5 С° 3) - 5 С°.

1) задиры в канале патронника;

3) загрязнение канала ударника.

9. Боевая скорострельность при стрельбе одиночными выстрелами из автомата АКС-74У?

1) 100; 2) 40; 3) 30

10. До какого расстояния пуля 9 мм пистолета Макарова, попадая в человека, может убить его?

1) 1000 м. 2) 810 м. 3) 315 м. 4) 300 м. 5) 350 м.

6) 1500 м. 7) 730 м. 8) 500 м. 9) 715 м. 10) 50 м.

11. Имеет ли право сотрудник полиции применить оружие против несовершеннолетнего, возраст которого ему заранее известен?

2) не имеет, независимо от обстоятельств;

3) имеет, в случае вооруженного нападения с его стороны;

4) имеет, стараясь нанести наименьший вред.

12. Кому обязан представить рапорт сотрудник полиции о применении огнестрельного оружия?

1) дежурному по УВД-ОВД;

3) сотруднику прокуратуры;

4) рапорт не предоставляется.

13. Назначение затвора в ПМ:

1) служит для подачи патрона из магазина в патронник, запирания канала ствола при выстреле, постановки курка на боевой взвод и недопущения автоматической стрельбы;

2) служит для подачи патрона из магазина в патронник, удержания гильзы (извлечения патрона), постановки курка на боевой взвод, и уменьшения отдачи во время выстрела;

3) служит для подачи патрона из магазина в патронник, запирания канала ствола при выстреле, удержания гильзы (извлечения патрона) и постановки курка на боевой взвод.

14. Имеется ли на рамке пистолета номер?

1) Имеется. 2) Не имеется.

15. Какая длина ствола 9 мм пистолета Макарова?

16. Какую разборку пистолета необходимо произвести, если он попал под дождь?

1) Неполную. 2) Полную.

17. На каком принципе основана работа автоматики 9 мм пистолета Макарова?

1) использование энергии пороховых газов при подвижном вперед стволе и неподвижном затворе;

2) использование отдачи при коротком ходе ствола;

3) использование отдачи свободного хода затвора;

4) использование отдачи при длинном ходе ствола;

5) использование энергии пороховых газов, отводимых из канала ствола.

18. Каков вес пистолета Макарова с магазином без патронов?

1) 820 г. 2) 710 г. 3) 830 г. 4) 730 г 5) 715 г.

19. Какова боевая скорострельность 9 мм пистолета Макарова?

1) 10 выстрелов в минуту; 2) 30 выстрелов в минуту;

3) 93 выстрела в минуту; 4) 20 выстрелов в минуту.

20. Можно ли присоединить затвор к рамке пистолета после его разборки, не оттягивая вниз спусковую скобу?

1) Можно. 2) Нельзя


БИЛЕТ №26

1) ударник; 2) предохранитель;

3) курок; 4) возвратная пружина.

2. Оценка «удовлетворительно» при выполнении норматива № 4 ПМ (в сек.)?

1) 23 2) 21 3) 20

3. Для чего служит шептало УСМ ПМ?

1) для удержание курка на боевом взводе;

2) для удержание курка на предохранительном взводе;

3) для удержания гильзы (патронов) до встречи с отражателем;

4) для удержания курка на предохранительном и боевом взводе.

4. Какое действие выполняется на исходном рубеже после доклада об осмотре патронов?

1) по команде руководителя стрельб снаряжается магазин и удерживается в руке, производиться роспись в установленной ведомости;

2) самостоятельно снаряжается магазин и помещается в основание рукоятки ПМ, убирается оружие в кобуру и застегивается крышка;

3) самостоятельно снаряжается магазин и удерживается в руке;

4) по команде руководителя стрельб снаряжается магазин и по команде помещается в основание рукоятки ПМ.

5. Высота пистолета Макарова в мм.?

1) 125,5 2)126,75 3) 127,25 4) 127,75

6. Ведение огня всеми стреляющими немедленно прекращается?

1) по команде руководителя стрельбы;

2) при поднятии красного флага на командном пункте;

3) при появлении в небе силуэта пассажирского самолета над районом стрельбы.

7. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2) для отражения нападения на граждан опасного для их жизни;

3) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление.

8. Задежка при стрельбе из пистолета, осечка, причина задержки?

1) задиры в канале патронника;

2) ослаблено узкое перо боевой пружины;

3) износ бойка ударника.

9. Каков вес пистолета Макарова с магазином без патронов?

1) 820 г. 2) 710 г. 3) 830 г. 4) 730 г 5) 715 г.

10. Назначение затвора автомата АК-74М?

1) служит для досылания патрона в патронник;

2) служит для досылания патрона в патронник, и взведения курка на боевой взвод, закрывания канала ствола, разбивания капсюля и извлечения из патронника гильзы (патрона);

3) служит для досылания патрона в патронник, закрывания канала ствола, разбивания капсюля и извлечения из патронника гильзы (патрона).

11. Против кого запрещается применять огнестрельное оружие в соответствии с законом РФ “О полиции”?

1) в отношении инвалидов;

2) в отношении лиц с явными признаками инвалидности;

3) в отношении инвалидов, оказывающих вооруженное сопротивление.

12. Имеется ли на магазине пистолета номер?

1) Имеется. 2) Не имеется

13. Какую разборку пистолета необходимо произвести при сильном его загрязнении?

1) Полную. 2) Неполную.

14. Можно ли присоединить затвор к рамке пистолета после его разборки, не оттягивая вниз спусковую скобу?

1) Можно. 2) Нельзя

15Прицельная дальность 9 мм пистолета Макарова составляет:

1) 350 м. 2) 100 м. 3) 500 м. 4) 25 м.

5) 50 м. 6) 315 м. 7) 70 м. 8) 90 м.

16. В каком из ответов правильно и полно перечислены действия, выполняемые при неполной разборке 9 мм пистолета Макарова?

1) Проверить, нет ли патрона в патроннике. Извлечь магазин из основания рукоятки. Отделить затвор от рамки. Снять со ствола возвратную пружину.

2) Извлечь магазин из основания рукоятки. Оттянуть спусковую скобу вниз, перекосить ее влево, уперев в рамку. Проверить, нет ли патрона в патроннике. Отделить затвор от рамки. Снять со ствола возвратную пружину.

3) Извлечь магазин из основания рукоятки. Проверить, нет ли патрона в патроннике. Отделить затвор от рамки. Снять со ствола возвратную пружину.

17. Кому обязан представить рапорт сотрудник полиции о применении огнестрельного оружия?

1) дежурному по УВД-ОВД;

2) непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции;

в) сотруднику прокуратуры;

4) рапорт не предоставляется.

18. Какая длина ствола 9 мм пистолета Макарова?

1) 93,75 мм. 2) 93 мм 3) 95 мм. 4) 126,75 мм.

5) 85,75 мм. 6) 85 мм. 7) 75 мм. 8) 161,75 мм.

19. Назначение затвора в ПМ:

1) служит для подачи патрона из магазина в патронник, запирания канала ствола при выстреле, постановки курка на боевой взвод и недопущения автоматической стрельбы;

2) служит для подачи патрона из магазина в патронник, удержания гильзы (извлечения патрона), постановки курка на боевой взвод, и уменьшения отдачи во время выстрела;

3) служит для подачи патрона из магазина в патронник, запирания канала ствола при выстреле, удержания гильзы (извлечения патрона) и постановки курка на боевой взвод.

20. Назначение боевой пружины в ПМ:

1) для удержания затвора пистолета в переднем положении;

2) для приведения в действие курка, рычага взвода и спусковой тяги;

3) для спуска курка с боевого взвода и взведения курка.


БИЛЕТ №18

1. Какая деталь входит в основные части ПМ?

1) предохранитель 2) боевая пружина

3) рукоятка с винтом 4) выбрасыватель

2. Для чего служит затвор ПМ?

1) для досылания патрона в патронник;

2) для удержания гильзы и постановки курка на боевой взвод;

3) для подачи патрона из магазина в патронник, запирания канала ствола при выстреле, удержания гильзы (извлечения патрона), постановки курка на боевой взвод;

4) для прицеливания.

3. Какое действие выполняется третьим после команды «Разряжай»?

1) снять пистолет с предохранителя;

2) извлечь магазин из основания рукоятки;

3) извлечь патрон из патронника;

4) извлечь патрон из магазина.

4. При проведении стрельб запрещается?

1) оставлять заряженное оружие на огневом рубеже или где бы то ни было, а также передавать его другим лицам;

2) оставлять оружие на огневом рубеже или где бы то ни было, а также передавать его другим лицам;

3) оставлять оружие,боеприпасы или гранаты на огневом рубеже или где бы то ни было, а также передавать их другим лицам без разрешения руководителя (помощника руководителя) стрельб;

5. Оценка «удовлетворительно» при выполнении норматива № 4 ПМ (в сек.)?

1) 23 2) 21 3) 20

6. Длина патрона ПМ?

1) 20 2) 26 3) 28 4) 25 5) 30

7. Какая длина ствола 9 мм пистолета Макарова?

1) 93,75 мм. 2) 93 мм 3) 95 мм. 4) 126,75 мм.

5) 85,75 мм. 6) 85 мм. 7) 75 мм. 8) 161,75 мм

8. Сотрудник полиции имеет право применять огнестрельное оружие:

1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные, законные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться;

2) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

3) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника милиции об остановке и пытается скрыться.

9. Задержка при стрельбе из ПМ, автоматическая стрельба, причина задержки?



Читайте также: