Отчет по экскурсии видовое разнообразие живых организмов. Экскурсия "биологическое разнообразие вокруг нас"

Тема: Урок - экскурсия Многообразие живых организмов, их основные свойства

Цель: Показать многообразие живого мира пришкольного участка, выявить основные свойства живых организмов.

Задачи:

I . Образовательные:

1. Конкретизировать знания учащихся о разнообразии живых организмов, деля их на группы. Рассмотреть сходства живых организмов разных систематических групп.

2. Изучить основные признаки живого организма.

II . Развивающие:

    Совершенствовать коммуникативные навыки.

    Способствовать развитию биологических умений: наблюдать, сравнивать, видеть нужные объекты.

III . Воспитывающие:

1. Воспитывать интерес к предмету через использование на уроке различных видов деятельности.

2. Привитие культуры поведения в природе.

Тип урока:

Изучение нового материала.

Планируемый результат.

Узнают о многообразии живых организмов пришкольного участка.

Ребята понимают особенности живых организмов и называют отличия от тел неживой природы.

Девиз урока.

Человек – частица прекрасного мира природы, и на нем лежит ответственность за его многообразие.

Метод обучения.

Частично поисковый. Все живые организмы такие разные. На какие группы их можно разделить? И есть ли черты, общие для всего живого?

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.

Оборудование: блокноты, простой карандаш, фотоаппарат.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

    Организация начала занятия.

    Приветствие. Наличие учащихся по группам (3 группы по 5 человек)

    Подготовка класса к уроку в не стен класса. Поведение во время экскурсии.

Правила о время экскурсии: не шуметь, не бегать, не лазать без нужды по деревьям, не причинять вреда растениям, не уходить от учителя без разрешения с участка.

В природе можно наблюдать много растений и животных. Как к ним относиться?

Внимательно слушают. Задают вопросы. Делятся по группам; каждая группа избирает старшего, который отвечает за дисциплину при выполнении задания.

Выяснив чем можно заниматься во время экскурсии они сами устанавливают какой вред можно принести окружающим организмам и формулируют правила поведения не только вовремя экскурсии, но и в природе.

    Подготовка к основному этапу занятия.

Введение форме рассказа по пути к назначенным участкам. Отмечается красота природы в осенний период. Характерные приметы осени.

Рассматриваем часто встречающиеся на участке деревья, кустарники, травы, животных. Дается название живых организмов.

Какой группе относится тот или иной живой организм (рябина обыкновенная, калина обыкновенная, барбарис обыкновенный, карагана, липа, яблоня, шиповник, мох, астра, очиток; лишайники; трутовик; воробей, сорока, голубь, кошка, собака, черви, насекомые и тд.д).

Все они такие разные, эти живые организмы. На какие группы их можно разделить? И есть ли черты, общие для всего живого? Вот над этими вопросами мы подумаем и найдем ответ.

Почему животные, грибы, растения могут считаться живыми организмами? Что отличает их всех от неживой природы.

- Летний зеленый наряд природы меняется на желтый, багряный, уменьшается световой день, становиться холодно, часто идут дожди, птицы улетают на юг.

Ребята слушают и записывают в блокнот название встречающихся живых организмов. Самостоятельно называют живых организмов, приводят свои примеры и приводят доказательства, почему они относят к определенной группе живых организмов

Отвечают на вопросы.

- Все живые организмы можно отнести по группам растений, животных, лишайники, грибы.

- Растения - рябина обыкновенная, калина обыкновенная, барбарис обыкновенный, карагана, липа, яблоня, шиповник, мох, астра.

- животные - воробей, сорока, голубь, кошка, собака, черви, насекомые.

- грибы – гриб трутовик.

- особая группа лишайники.

- Живые организмы могут расти, дышать, питаться, двигаться, размножаться.

    Усвоение новых знаний и способов действия.

Какие же представители живых организмов есть на нашем пришкольном участке (школьный сад), и каким группам их можно отнести.

Ребятам по группам предлагается самостоятельно выполнить задания. У каждой группы свой участок наблюдения. Группа, которая лучше выполнит задание, подметит все живые организмы (на ветке яблони гриб - трутовик)- получит дополнительный бал, правильно соотнесет их по группам. Перечислит свойства живых организмов.

Работают по группам с карточками. (см. приложение)

    Первичная проверка понимания.

Беседа с элементами фронтального опроса.

Какие живые организмы встречались на вашем участке. Наиболее встречаемые живые организмы?

По каким признакам вы определили, что живые организмы относятся к разным группам? Какими признаками они обладают.

Докажите, что представители живых организмов разных систематических групп не только имеют отличительные черты, но и черты сходства?

- Кто из живых организмов привлек ваше внимание? Чем он интересен? Какие правила вы соблюдали?

Ребята заполнив карточки – задания сдают.

Перечисляют живые организмы: яблоня, шиповник, астры, бархатцы, муха, муравьи, сорока, кошка, воробьи, у стены мхи, на стволе яблони гриб - трутовик. Наиболее встречаемые живые - организмы из группы растений. Они все обладают свойствами живых организмов дышат, питаются, выделяют, растут, передвигаются – животные.

Живые организмы по разному питаются, например животные пищу себе добывают,гриб – трутовик питается готовой пищей, которую высасывает из дерева. Растения сами для себя создают пищу. Животные – легко и быстро передвигаются. Все живые организмы дышат у животных легкие, у растений на листьях устьица.

- Растения и животные питаются разными способами, но имеют клеточное строение.

    Подведение итогов занятия.

- Хорошо Вы с такими сложными заданиями справились. А теперь подведем итог работы в группе.

Дается анализ работы ребят по группам. Оценивается работа каждого ученика.

Оценки в дневник выставляются в классе.

По возвращению в школу можно по беседовать по вопросу Какие осенние явления можно наблюдать в жизни деревьев? Что такое листопад?

Можно отвечать на интересующие вопросы ребят.

Ответственный в группе дает оценку работы каждого в группе. Ребята самостоятельно выставляют оценку за урок. Называют ребят, которые нарушали правила поведения. Называют ребят, которые заметили интересный живой организм. Ребят которые фотографировали.

    Информирование о домашнем задании.

Задание задается в спокойной обстановке в классе, чтобы ничего не отвлекало внимание. Оформить отчет по плану (приготовленный на инд. карточках), стр. 6-10 учебника.

Записывают задание в дневник, выставляют оценки.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Подготовка к экскурсии.

Экскурсия в природу – увлекательная форма работы учителя с классом.

Из - за нехватки времени можно экскурсию провести и по пришкольному участку. Потратить время урока и перемены. Можно экскурсию провести на последнем уроке.

Показать на сколько разнообразные живые организмы обитают вместе с нами и рядом с домом. Обращаю внимание на своеобразие и красоту природы в осенний период года

За несколько дней до экскурсия, я прохожу по пришкольному участку и подбираю нужные объекты для изучения, места для остановок для демонстрации объектов, для самостоятельных наблюдений ребят. Затем составляю план экскурсии, в котором отражаю следующие разделы: задачи экскурсии по этапам, основные вопросы содержания и методы проведения экскурсии, маршрут и объекты для наблюдений, вопросы для вводной и обобщающей бесед. После экскурсии ребята обрабатывают собранный материал.

Зачастую ученики часто отвлекаются и самостоятельная часть проходит не эффективно Нужно подобрать таким образом участки и рассказать о живых организмах, которые часто встречаются, чтобы ребята во время самостоятельной работы не отвлекались с вопросами «А что это за растение? А как, оно называется?».

В течении 15-20 минут обследуется определенная территория школьного сада. Раздаются карточки с отпечатанными заданиями, и предлагается ознакомиться с ними. Группы расходятся по разным направлениям. Это позволит наиболее полно выявить разнообразие организмов.

Карточка – заданий.

Заполни таблицу

1. Группы живых организмов

растения

животные

лишайники

2.Перечисли свойства наблюдаемых живых организмов .

3.Наиболее часто встречаемые группы

На оформление отчета выделяю 7-8 дней. Такой срок, по моему мнению, позволяет учащимся еще раз посетить место экскурсии, повторить наблюдения, красочно оформить отчет

План письменного отчета.

    Красота осенней природы.

    Многообразие живых организмов (составить список живых организмов по группам «Растения», «Животные», «Лишайники», «Грибы»).

    Свойства живых организмов

    Фотографии, рисунки живых организмов.

Технологическая карта урока – экскурсии по биологии

5- 6 класс. Раздел «Строение живых организмов». Тема «Многообразие живых организмов, их основные свойства».

Задачи на этап урока

Функции и виды деятельности преподавателя

Формы и виды деятельности учащихся

Промежуточ

ный контроль

Примечания

1.Организация начала занятий.

Подготовить учащихся к работе на уроке.

Проверяет готовность учащихся, настраивает на рабочий лад.

Выстраивание правил на природе.

Формулирование правил на природе

Помочь ребятам определится по группам.

2.Подготовка к основному этапу занятий

Вызвать интерес к окружающей среде. Развитие наблюдательности. Умение описывать и сравнивать живые организмы.

Рассказ с элементами фронтальной работа с классом.

Устные ответы на вопросы учителя. Умеют слушать и уважать мнение другого.

Выяснить какими знаниями обладают ребята по данной теме полученные в нач. школе и 5 классе.

3.Усвоение новых знаний и способов действия.

Вызвать интерес к новому предмету биология, определить задачи, которые необходимо решить в течение урока.

Индивидуальная работа с группами.

Самостоятельная работа по карточкам

Работа по карточке.

Помочь ребятам в определении живых организмов, с отличительными свойствами.

4.Первичная проверка понимания.

Познакомить с многообразием живых организмов пришкольного участка

Формировать умение видеть прекрасное и интересное. Умение работать в группах.

Развивать биологические умения: наблюдать, сравнивать, видеть нужные объекты

Воспитывать любовь к природе.

Создание проблемной ситуации; беседа

Устные ответы на вопросы учителя. Высказывают свое мнение. Используя имеющиеся знания, сравнивают, описывают

Фронтальный опрос

5.Подведение итогов занятия

Повторить рассмотренные на экскурсии живые организмы, обобщить понятия; создать мотивацию выполнения домашнего задания

Корректировка деятельности учащихся. Подведение итогов работы

нацеливание на продолжение работы дома.

Обсуждение работы каждой группы. Диалог учителя с ребятами

Устные ответы на вопросы.

6. Домашнее задание

Нацеливает учащихся на создание «Творческого отчета», разъясняет, дается план письменного отчета. образец выполнения задания.

План отчет

Демонстрация видов оформления отчетов.

Экскурсия № 1 . Многообразие видов в родной природе. Сезонные изменения (ритмы) в живой природе.

Задачи экскурсии:

1. ввести понятие многообразие видов как результата действия естественного отбора.

2. ввести понятия « критерии вида», « популяция», « изменчивость», « наследственность».

3. выявить различные взаимоотношения особей одного и того же вида, различных видов.

4. показать на конкретных примерах приспособленность организмов к перенесению неблагоприятных условий в осеннее время.

5. учить трудиться коллективно, формировать чувство бережного отношения к природе, чувства прекрасного, умение видеть красоту природы.

6. развивать интерес к биологии, умение наблюдать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, делать выводы.

План экскурсии:

    Организационный момент.

    Беседа, фронтальное наблюдение.

    Задания по группам.

    Подведение итогов. Заключительная беседа.

Ход экскурсии.

Задания по группам, состав групп определяется в классе, на предшествующем уроке. В начале экскурсии проверяю состав групп, провожу инструктаж по поведению на экскурсии. Во время движения обучающиеся называют виды деревьев первого яруса, второго яруса, травянистые растения, виды кустарников. Обращаю внимание на то, чтобы обучающиеся давали правильные (двойные) видовые названия. Обращаю внимание обучающихся, что на небольшом участке леса, произрастают растения разных видов. Формулирую главный вопрос: « Каковы причины многообразия видов?». Это основной вопрос нашей экскурсии. Затем предлагаю обучающимся выяснить, чем отличаются виды, например одного рода, (клён американский, клён татарский) друг от друга. Для раскрытия понятия « вид», используем растения близких видов, это хорошо получается на таких растениях, как лютик едкий, ползучий, кашубский. Сравниваем условия их произрастания и отмечаем, что особенности существования вида составляют экологический критерий. Далее изучаем их внешний вид. Определяем сходные признаки и их различия в строении цветка, листьев. Делаем выводы. Сообщаю обучающимся, что особенности строения составляют морфологический критерий вида. В ходе беседы выясняем, что у этих растений разные сроки цветения. Мы видим цветение лютика едкого. Лютик кашубский цветёт в конце мая, а лютик ползучий- в июле. . Делаем выводы, что растения разных видов различаются сроками цветения, скоростью роста и развития. Отмечаем, что особенности ответной реакции организмов одного вида на изменения условий жизни, составляют физиологический критерий вида. Вывод: все виды отличаются друг от друга морфологическими, экологическими, физиологическими признаками.

Движемся дальше. Вышли на полянку, где много лютика едкого. А в лесу встречался лютик едкий? Нет. А где мы ещё видели это растение? Вспоминаем, что когда входили в лес, на той полянке и видели это растение. Попадает ли пыльца лютика с одной поляны на другую? Молчание. В ходе беседы выясняем, что это маловероятно, ведь полянки расположены далеко друг от друга. Значит эти растения живут обособленно друг от друга. Вводим понятие « популяция». Группа особей одного вида, длительно существующая на определённой территории обособленно от других таких групп, называют популяцией. Берёза бородавчатая, клён татарский, дуб черешчатый, произрастающие в нашем лесу, также представляют собой популяции видов. Популяция – это форма существования вида. Популяция устойчива, если в ней имеются разные по возрасту особи. Задание: найдите в популяции клёна татарского особи разного возраста. Обучающиеся это делают с большим удовольствием. Далее предлагаю рассмотреть 2-3 особи берёзы бородавчатой. Найдите черты сходства. Общих признаков много. В чём причина их сходства? Они близкородственные, т.к. относятся к одной популяции. Совокупность основных признаков передаётся от родителей к потомству. Всем живым организмам свойственно сохранять и передавать свои признаки и свойства потомству. Это свойство – наследственность. Именно это свойство и обуславливает сходство близкородственных организмов. Затем предлагаю найти у этих особей черты различия. Вывод: все особи, даже в одной популяции, различаются между собой, значит, организмам свойственна изменчивость. Поясняю, что изменчивость проявляется в различной степени развития тех или иных признаков, например, интенсивности окраски, размеров тела и т.д. Изменение этих признаков происходит под действием условий окружающей среды. Обращаем внимание на различия в окраске листьев сныти обыкновенной, произрастающей на открытых местностях и в лесу. У второй листья темнее, в них больше образуется хлорофилла. Благодаря этой особенности у растений в лесу при пониженной освещённости синтез органических веществ происходит достаточно интенсивно. Но эти изменения не передаются по наследству. Это пример ненаследственной изменчивости. По наследству передаются только такие изменения признаков, развитие которых вызвано изменениями в наследственном материале. Именно наследственная изменчивость обуславливает возникновение новых признаков, которые являются материалом для естественного отбора и предпосылкой образования новых видов. Далее мы обращаем внимание на огромное разнообразие живых организмов, населяющих лес. Обучающиеся стараются установить какие взаимоотношения существуют между ними. Совокупность всех взаимоотношений Ч.Дарвин назвал борьбой за существование. По ходу экскурсии находим травянистые растения и подсчитываем количество семян (плодов) на нём. Вырастут ли из всех этих семян взрослые растения? Конечно, нет. Почему? Если все семена осыпятся на этом месте и прорастут, то в густых всходах между проростками будет идти острая борьба за существование – за влагу, питательные вещества, свет. Такую борьбу Ч.Дарвин назвал внутривидовой. Затем обращаем внимание на некоторые угнетённые растения тополя, берёзы бородавчатой, клёна татарского. Почему они такие? Ч.Дарвин утверждал, что сложные отношения устанавливаются и между организмами разных видов. Это межвидовая борьба за существование. А ещё растения вступают в борьбу с неблагоприятными условиями окружающей среды. Многие организмы погибают от сильных морозов, пожаров, сильного ливня, да и человек иногда виновен. В борьбе за существование в популяции растений (животных) происходит естественный отбор: одни особи погибают, а другие выживают, дают жизнеспособное потомство, характеризуются высокой приспособленностью к новым условиям внешней среды. Предлагаю обучающимся установить признаки приспособленности растений и животных к условиям обитания. Ребята работают. Далее изучаем, какие приспособления имеют растения к перенесению неблагоприятных условий в осенне-зимний период. Обращаю внимание на красоту осеннего леса. Затем обучающиеся работают в группах, выполняя задания.

Задания:

Виды деревьев

Виды кустарников

Виды трав

Название вида

Морфологические признаки

Физиологические признаки

Экологические признаки

Задания:

1. Составить характеристику участка: рельеф, освещённости, погодные условия.

2. Определить основные виды деревьев, кустарников, трав и выявить приспособленность их к совместному обитанию. Результаты занести в таблицу.

Виды деревьев

Виды кустарников

Виды трав

Черты приспособленности к совместному обитанию

3. Определить критерии одного вида деревьев (кустарников или трав). Данные занести в таблицу.

Название вида

Морфологические признаки

Физиологические признаки

Экологические признаки

4.Сделать вывод о причинах многообразия видов в природе.

Задания:

1. Составить характеристику участка: рельеф, освещённости, погодные условия.

2. Определить основные виды деревьев, кустарников, трав и выявить приспособленность их к совместному обитанию. Результаты занести в таблицу.

Виды деревьев

Виды кустарников

Виды трав

Черты приспособленности к совместному обитанию

3. Определить критерии одного вида деревьев (кустарников или трав). Данные занести в таблицу.

Название вида

Морфологические признаки

Физиологические признаки

Экологические признаки

4.Сделать вывод о причинах многообразия видов в природе.

Задания:

1. Составить характеристику участка: рельеф, освещённости, погодные условия.

2. Определить основные виды деревьев, кустарников, трав и выявить приспособленность их к совместному обитанию. Результаты занести в таблицу.

Виды деревьев

Виды кустарников

Виды трав

Черты приспособленности к совместному обитанию

3. Определить критерии одного вида деревьев (кустарников или трав). Данные занести в таблицу.

Название вида

Морфологические признаки

Физиологические признаки

Экологические признаки

4.Сделать вывод о причинах многообразия видов в природе.

МКОУ «Далматовская средняя общеобразовательная школа № 3»
Отчет по экскурсии
На тему: «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе
и приспособление к ним живых организмов»
Выполнил(а): ______________________,
учени___ 11 класса
учитель: Тропина О.С.
г. Далматово, _________год

Цель: _________________________________________________________

_
______________________________________________________________
Дата/температура воздуха: ______________________________________
Вид экскурсии: ________________________________________________
1. Изучение растительного мира
Ход экскурсии:
 Выясните, какие растения высажены в парке. Укажите их
видовое название и принадлежность к отделу.
Видовое название
Название отдела

п/п
 Сделайте вывод, ответив на вопрос – представители какого
отдела растений преобладают? Что позволило им занять
господствующее положение?
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
 Какие жизненные формы растений видны в зимнее время
года? ________________________________________________
 Перечислите черты приспособлений к низким температурам,
возникшие у растений.

_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
______________________________________________________________


_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
______________________________________________________________
2. Изучение животного мира
 Перечислите представителей царства животных,
встретившихся во время экскурсии
 Определите систематическое положение каждого.
Род
Отряд Класс Подтип
Тип Царство
Вид

п/
п
Семей­
ство

 Сделайте вывод, ответив на вопрос – представители
какого типа, класса животных встречаются зимой?
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
 Перечислите черты приспособления млекопитающих к
распределив их по
зимнему времени года,
соответствующим столбцам.
Ароморфозы
Идиоадаптации
 Предположите, каким образом произошло возникновение этих
приспособлений с позиции эволюционного учения.
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
3. Общий вывод

Данная экскурсия может быть проведена при изучении темы " Эволюционное учение". Она значительно повышает интерес обучающихся к учебному материалу темы, облегчает его усвоение, способствует пониманию учащимися основных положений эволюционного учения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экскурсия на тему: « Причины многообразия видов в природе».

В курсе общей биологии особое место занимает эволюционное учение. В КИМ единого государственного экзамена по биологии много вопросов по эволюционному учению Ч.Дарвина. Задача учителя – построить учебный процесс так, чтобы обеспечить прочное усвоение обучающимися этого учения. Я считаю, что большую роль в усвоении эволюционных знаний играет экскурсия в природу по изучению причин многообразия видов, на которой обучающиеся знакомятся с биологическими явлениями, устанавливают закономерности, овладевают умениями получать знания путём наблюдений в природе.

Данную экскурсию я провожу на Кумысную поляну. Это самое живописное место в нашем городе. Вместе с обучающимися получаем огромное удовольствие от общения с природой.

Задачи экскурсии:

1. ввести понятие многообразие видов как результата действия естественного отбора.

2. ввести понятия « критерии вида», « популяция», « изменчивость», « наследственность».

3. выявить различные взаимоотношения особей одного и того же вида, различных видов.

4. показать на конкретных примерах приспособленность организмов к перенесению неблагоприятных условий в осеннее и зимнее время.

5. учить трудиться коллективно, формировать чувство бережного отношения к природе, чувства прекрасного, умение видеть красоту природы.

6. развивать интерес к биологии, умение наблюдать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, делать выводы.

План экскурсии:

  1. Организационный момент.
  2. Беседа, фронтальное наблюдение.
  3. Задания по группам.
  4. Подведение итогов. Заключительная беседа.

Ход экскурсии.

Задания по группам, состав групп определяется в классе, на предшествующем уроке. В начале экскурсии проверяю состав групп, провожу инструктаж по поведению на экскурсии. Затем отправляемся через 5- Дачную мимо родника на Кумысную поляну. Во время движения обучающиеся называют виды деревьев первого яруса, второго яруса, травянистые растения, виды кустарников. Обращаю внимание на то, чтобы обучающиеся давали правильные (двойные) видовые названия. Обращаю внимание обучающихся, что на небольшом участке леса, произрастают растения разных видов. Формулирую главный вопрос: « Каковы причины многообразия видов?». Это основной вопрос нашей экскурсии. Затем предлагаю обучающимся выяснить, чем отличаются виды, например одного рода, (клён американский, клён татарский) друг от друга. Для раскрытия понятия « вид», используем растения близких видов, это хорошо получается на таких растениях, как лютик едкий, ползучий, кашубский. На этих же примерах рассматривается данная тема в учебнике. Сравниваем условия их произрастания и отмечаем, что особенности существования вида составляют экологический критерий. Далее изучаем их внешний вид. Определяем сходные признаки и их различия в строении цветка, листьев. Делаем выводы. Сообщаю обучающимся, что особенности строения составляют морфологический критерий вида. В ходе беседы выясняем, что у этих растений разные сроки цветения. Мы видим цветение лютика едкого. Лютик кашубский цветёт в конце мая, а лютик ползучий- в июле. (это мы знаем из прошлых экскурсий). Делаем выводы, что астения разных видов различаются сроками цветения, скоростью роста и развития. Отмечаем, что особенности ответной реакции организмов одного вида на изменения условий жизни, составляют физиологический критерий вида. Вывод: все виды отличаются друг от друга морфологическими, экологическими, физиологическими признаками.

Движемся дальше. Вышли на полянку, где много лютика едкого. А в лесу встречался лютик едкий? Нет. А где мы ещё видели это растение? Вспоминаем, что когда входили в лес, на той полянке и видели это растение. Попадает ли пыльца лютика с одной поляны на другую? Молчание. В ходе беседы выясняем, что это маловероятно, ведь полянки расположены далеко друг от друга. Значит эти растения живут обособленно друг от друга. Вводим понятие « популяция». Группа особей одного вида, длительно существующая на определённой территории обособленно от других таких групп, называют популяцией. Берёза бородавчатая, клён татарский, дуб черешчатый, произрастающие в нашем лесу, также представляют собой популяции видов. Популяция – это форма существования вида. Популяция устойчива, если в ней имеются разные по возрасту особи. Задание: найдите в популяции клёна татарского особи разного возраста. Обучающиеся это делают с большим удовольствием. Далее предлагаю рассмотреть 2-3 особи берёзы бородавчатой. Найдите черты сходства. Общих признаков много. В чём причина их сходства? Они близкородственные, т.к. относятся к одной популяции. Совокупность основных признаков передаётся от родителей к потомству. Всем живым организмам свойственно сохранять и передавать свои признаки и свойства потомству. Это свойство – наследственность. Именно это свойство и обуславливает сходство близкородственных организмов. Затем предлагаю найти у этих особей черты различия. Вывод: все особи, даже в одной популяции, различаются между собой, значит, организмам свойственна изменчивость. Поясняю, что изменчивость проявляется в различной степени развития тех или иных признаков, например, интенсивности окраски, размеров тела и т.д. Изменение этих признаков происходит под действием условий окружающей среды. Обращаем внимание на различия в окраске листьев сныти обыкновенной, произрастающей на открытых местностях и в лесу. У второй листья темнее, в них больше образуется хлорофилла. Благодаря этой особенности у растений в лесу при пониженной освещённости синтез органических веществ происходит достаточно интенсивно. Но эти изменения не передаются по наследству. Это пример ненаследственной изменчивости. По наследству передаются только такие изменения признаков, развитие которых вызвано изменениями в наследственном материале. Именно наследственная изменчивость обуславливает возникновение новых признаков, которые являются материалом для естественного отбора и предпосылкой образования новых видов. Далее мы обращаем внимание на огромное разнообразие живых организмов, населяющих лес. Обучающиеся стараются установить какие взаимоотношения существуют между ними. Совокупность всех взаимоотношений Ч.Дарвин назвал борьбой за существование. По ходу экскурсии находим травянистые растения и подсчитываем количество семян (плодов) на нём. Вырастут ли из всех этих семян взрослые растения? Конечно, нет. Почему? Если все семена осыпятся на этом месте и прорастут, то в густых всходах между проростками будет идти острая борьба за существование – за влагу, питательные вещества, свет. Такую борьбу Ч.Дарвин назвал внутривидовой. Затем обращаем внимание на некоторые угнетённые растения тополя, берёзы бородавчатой, клёна татарского. Почему они такие? Ч.Дарвин утверждал, что сложные отношения устанавливаются и между организмами разных видов. Это межвидовая борьба за существование. А ещё растения вступают в борьбу с неблагоприятными условиями окружающей среды. Многие организмы погибают от сильных морозов, пожаров, сильного ливня, да и человек иногда виновен. В борьбе за существование в популяции растений (животных) происходит естественный отбор: одни особи погибают, а другие выживают, дают жизнеспособное потомство, характеризуются высокой приспособленностью к новым условиям внешней среды. Предлагаю обучающимся установить признаки приспособленности растений и животных к условиям обитания. Ребята работают. Далее изучаем, какие приспособления имеют растения к перенесению неблагоприятных условий в осенне-зимний период. Обращаю внимание на красоту осеннего леса. Затем обучающиеся работают в группах, выполняя задания.

Задания:

1. Составить план участка и дать характеристику его рельефа, влажности, освещённости, вида почв.

2. Определить основные виды деревьев, кустарников, трав и выявить приспособленность их к совместному обитанию и к факторам неживой природы. Результаты занести в таблицу.

Виды деревьев.

Виды кустарников.

Виды трав.

Черты приспособленности к совместному обитанию.

Черты приспособленности к абиотическим факторам.

3. определить критерии одного вида деревьев (кустарников или трав). Данные занести в таблицу.

Название вида:

Морфологические признаки:

Физиологические признаки

Экологические признаки.

4. Сравнить 2-3 особи одного вида растения, произрастающих на одном месте. Признаки сходства, признаки различия.

5. Сравнить 2-3 особи одного вида растения, произрастающих в различных условиях.

6. Какое воздействие на природу вы наблюдали в лесу? Задания для учащихся одинаковые, но каждая группа работает на своём участке.

Такие экскурсии очень познавательны и увлекательны. Во время экскурсии замечаем сломанные ветви деревьев, вырезанные надписи на коре деревьев. Мы обязательно поясняем какие могут быть последствия этих действий, как они влияют на природу. Беседуем о бережном отношении человека к природе.


В курсе общей биологии особое место занимает эволюционное учение. В КИМ единого государственного экзамена по биологии много вопросов по эволюционному учению Ч.Дарвина. Я считаю, что большую роль в усвоении эволюционных знаний играет экскурсия в природу по изучению причин многообразия видов, на которой обучающиеся знакомятся с биологическими явлениями, устанавливают закономерности, овладевают умениями получать знания путём наблюдений в природе. Данную экскурсию я провожу на школьную поляну. Это самое живописное место в нашей школе.. Вместе с обучающимися получаем огромное удовольствие от общения с природой.

Просмотр содержимого документа
«Отчет по экскурсии:« Причины многообразия видов в природе»»

МАОУ СОШ №138

Экскурсия на тему:

« Причины многообразия видов в природе»

Выполнили: Сенников Павел, Нестерова Татьяна
Проверила: Иванова Любовь Ивановна

г.Челябинск

Причины многообразия видов в природе.

Задачи экскурсии:

1. ввести понятие многообразие видов как результата действия естественного отбора.

2. ввести понятия « критерии вида», « популяция», « изменчивость», « наследственность».

3. выявить различные взаимоотношения особей одного и того же вида, различных видов.

4. показать на конкретных примерах приспособленность организмов к перенесению неблагоприятных условий в осеннее и зимнее время.

5. учить трудиться коллективно, формировать чувство бережного отношения к природе, чувства прекрасного, умение видеть красоту природы.

6. развивать интерес к биологии, умение наблюдать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, делать выводы.

Ход экскурсии

На школьной поляне мы наблюдаем разнообразие видов растений, на ярусность. Каковы же причины такого разнообразия видов на столь малой территории? Виды одного рода отличаются физиологическими и морфологическими критериями. Для раскрытия понятия вида нужно сравнивать растения близких видов таких как лютик едкий, ползучий, кашубский. Сравниваем условия их произрастания и отмечаем, что особенности существования вида составляют экологический критерий вида. Рассматривая их строение мы можем увидеть как сходства так и различия.

Особенности строения составляют морфологические критерии вида. В ходе экскурсии мы выясняем, что у этих растений разная природа цветения. Например сейчас цвете лютик едкий, а Лютик кашубский цветет в конце мая, лютик ползучий - в июле, это мы знаем из научной литературы. Отметим что особенности ответной реакции организмов одного вида на изменения условий жизни, составляют экологические критерии вида.

Вывод: все виды отличаются друг от друга Экологическими, морфологическими, физиологическими критериями вида.

На поляне мы можем увидеть много тысячелистника обыкновенного. Это растение находиться повсеместно, но она не может переопыляются с других полян, так как между ними достаточно большое расстояние. Мы можем сделать вывод, что растения живут обособленно друг от друга.

Популяция - это совокупность организмов одного вида, длительное время обитающих на одной территории (занимающих определённый ареал) и частично или полностью изолированных от особей других таких же групп.

Клен татарский, дуб черешчатый, произрастающий в нашем саду, так же представляют собой популяции видов. Популяция - форма существования вида. Популяция устойчива, если в ней имеются разные по возрасту особи.

На поляне мы увидели особи разного возраста карагача татарского, это можно увидеть по коре, веткам, корням деревьев. Но все деревья схожи, так как они относятся к одной популяции. Совокупность основных признаков передается от родителей к потомству. Всем живым организмам свойственно передавать свои признаки и свойства потомству. Это свойство - наследственность. Именно эти свойства и обуславливает сходство близкородственных организмов. Все особи, даже в одной популяции, различаются между собой, значит, организмам свойственна изменчивость. Изменчивость проявляется в различной степени развития тех или иных признаков, например, интенсивность окраски, размеров тела. Изменение этих признаков зависит от условий окружающей среды.

Обратим внимание на различие в окраске листьев, вьюнка полевого произрастающих на открытых места и в тени. У второго листья темнее, в них образуется хлорофилл. Благодаря этой особенности у растений в тени при пониженной освещенности синтез органических веществ происходит достаточно интенсивно. Но эти изменения передаются по наследству. Это пример модификационой изменчивости. По наследству предаются только такие изменения признаков, которые являются материалом для естественного отбора и предпосылкой образования новых видов.

Огромное разнообразие живых организмов, населяющих пришкольный участок. Ч. Дарвин назвал совокупность этих взаимоотношения назвал борьбой за существования.

Травянистые растения имеют по 30-32 семени на нем. Из них вырастут не все семена, многие погибнут из-за неблагоприятных условий. Так как если все семена густо прорастут в одном месте, то между ними будет идти жесткая борьба за влагу, питательные вещества, свет. Такую борьбу Ч.Дарвин назвал борьбой за существование. Дарвин утверждал, что между организмами разных видов идет жесткая борьба. Он назвал ее межвидовая, так же помимо межвидовой, существует борьба с условиями окружающей среды. Многие организмы погибают от сильных морозов, пожаров, сильных дождей. Так происходит естественный отбор.

Пришкольный участок имеет равнинный рельеф и черноземную почву, есть как теневые участки, так и освещенные участки.

Виды деревьев

Виды кустарников

Виды трав

Черты приспособленности к совместному обитанию

Черты приспособленности к абиотическим факторам

Клен татарский

Шиповник коричневый

Тысячелистник обыкновенный

Ярустность

Листопад

Дуб черешчатый

Лютик кашубский

Лютик едкий

1) Если растения произрастают на одном месте, то их черты одинаковы, так как они произрастают в одинаковых условиях.

2)Если растения одного вида произрастают в разных местах, то у них происходит модификационная изменчивость, размер листа, окраска, все это вызвано различными условиями окружающей среды.

3) На пришкольном участке за растениями ведется уход, и условия их среды обитания искусственно улучшены, в следствии чего, они становятся более жизнеспособны, чем растения того же вида в лесу

Вывод

Так мы доказали о сходствах и различиях растений одного вида. Посмотрели отношения особей одного вида. Раскрыли понятия популяции, изменчивости, наследственности на наглядных примерах. Многообразие видов в природе объясняется различными условиями обитания. Условия обитание не однородны, и из-за приспособления видов, они отличаются друг от друга, размерами или окраской.



Читайте также: