Особняк Замятина-Третьякова-Рябушинского: история и интерьеры. Собственный особняк Шехтеля на Большой Садовой, встреча с почетным реставратором Г.В

Главный дом усадьбы (Гоголевский бул., д. 6, стр. 1) датируется второй половиной XVIII века, когда её владельцем являлся князь Пётр Александрович Меншиков. При следующем хозяине, полковнике Андрее Егоровиче Замятине, в 1806 году к дому были симметрично добавлены две пристройки. Дом пострадал во время Московского пожара 1812 года, во время восстановления он был расширен и перестроен в стиле ампир. Выходящий на бульвар главный фасад обновлённого здания был украшен характерным для архитектуры того периода шестиколонным портиком с фронтоном.
Затем усадьба принадлежала военному и государственному деятелю Дмитрию Михайловичу Львову, далее ей владела почетная гражданка, купчиха Ольга Андреевна Мазурина. В 1854 году по соседству с усадьбой на деньги Мазуриной была выстроена богадельня при церкви Ржевской Богоматери (Большой Знаменский переулок 5 стр.1). После смерти владелицы в 1871 году имение согласно завещанию досталось церкви. В том же году усадьбу приобрёл купец, меценат и коллекционер Сергей Михайлович Третьяков, участок с богадельней церковь оставила себе. Архитектор Александр Степанович Каминский, приходившийся Третьякову зятем, стал автором проекта перестройки усадьбы, завершившейся в 1873 году. Декор фасадов был выполнен в русско-византийском стиле. Композиция парадного фасада здания симметрична, вдоль него идёт ряд равномерно расположенных больших окон с полукруглыми арками, края здания выделяются похожими на башни ризалитами, которые венчает крыша в форме палаток. Карниз выполнен в форме полосы небольших арочек, ещё больше элементов древнерусского зодчества архитектор использовал при оформлении ризалитов: колонки с кубовидными капителями, кубышки, опирающиеся на консоли вставки с поребриком, кокошники. Парадные залы дома были оформлены в разных исторических стилях: готическом, рокайльном и классическом.

Для размещения художественной коллекции владельца усадьбы Каминский возвёл двухэтажный флигель. Здание стоит с небольшим отступом от главного дома и соединено с ним двумя переходами-галереями.

Третьяков скончался в 1894 году, после чего его дом был продан предпринимателю Павлу Павловичу Рябушинскому, который владел им до революции 1917 года. С приходом новой власти усадьба была национализирована. Первоначально в 1917 году здание занял Революционный трибунал, затем здесь разместилась Военная прокуратура, а после Великой Отечественной войны - отдел внешних сношений Министерства обороны СССР.

В 1987 году дом перешёл в ведение только что созданного Советского фонда культуры. В феврале 1994 года здание сильно пострадало в результате пожара. Во время реставрационных работ 1994-96 годов был восстановлен лепной декор и роспись плафонов перекрытия второго этажа, элементов ограждений лестниц. В центральной части дома со стороны двора была сделана мансарда. Восстановление затронуло и флигель, были отремонтированы стропильные конструкции и кладка стен перехода между ним и главным домом. Проект работ был выполнен институтом «Спецпроектреставрация» (научный руководитель Н. И. Сафонцева, автор проекта Т. В. Башкина) и был удостоен диплома как лучший объект реставрации за 1997 год по Москве. В главном доме бывшей усадьбы располагается Российский фонд культуры, правопреемник советского фонда[.

Гоголевский бульвар в Москве – это одно из самых красивых и исторически ценных мест столицы России. Этот бульвар входит в знаменитое Бульварное кольцо Москвы, состоящее из 10 бульваров. Площади, также входящие в Бульварное кольцо, в названиях которых есть слово "ворота", являются своеобразным напоминанием об оборонительной стене Белого города, на месте которой и было заложено Бульварное кольцо. Именно задумки архитектора В. Долганова, с успехом воплотившиеся в жизнь, придали каждому бульвару Бульварного кольца Москвы индивидуальность. В 1978 году Бульварное кольцо объявлено памятником садово-паркового искусства.

Гоголевский бульвар начинается от площади Пречистенские ворота и доходит до площади Арбатские ворота. С площади Пречистенские ворота и с Гоголевского бульвара начинается Бульварное кольцо Москвы. Со стороны бульвара на площадь Пречистенские ворота выходит станция метро Кропоткинская, названная так в честь князя Петра Алексеевича Кропоткина, бывшего ярым революционером, теоретиком анархизма, знаменитым ученым, посвятившим свою жизнь изучению Восточной Азии.

История Гоголевского бульвара весьма интересна. До 1924 года он именовался Пречистенский из-за той самой тщательно отштукатуренной стены Белого города, которая тогда стояла на месте бульвара. Сам город располагался на крутом берегу ручья Черторой, который позже был взят в подземную трубу. От Арбатской площади до Кропоткинской площади можно добраться на троллейбусе. Необходимо также отметить, что там, где на сегодняшний день пересекаются Гоголевский бульвар и переулок Сивцев Вражек, раньше в ручей Черторой впадал его приток ручей Сивец. Сам Черторой отличался тем, что один берег его был высоким, другой низким. В прошлом веке здесь любили бывать многие знаменитые личности: Гоголь, Герцен, Тургенев.

Известный пожар 1812 года не обошел стороной и Пречистенский бульвар. Многие строения были разрушены, поэтому бульвар утратил свой первоначальный облик, но в скором времени он был почти полностью восстановлен. В 1880 году здесь была проложена конно-железная дорога, которая проходила через все Бульварное кольцо. В 1911 году на месте этой дороги был введен в строй трамвай "А", т.е. Аннушка, долгое время бывший единственным видом транспорта на Бульварном кольце. Станция метро на бульваре открылась в 1935 году. На тот момент она называлась Дворец Советов и только с 1957 года стала именоваться Кропоткинская.

Нынешнее название бульвар получил в 1924 году в период празднований 125-летия известного русского писателя Н.В. Гоголя. Если сравнить Гоголевский бульвар со всеми остальными бульварами Москвы, то оказывается, что он занимает второе место по протяженности. Не менее примечателен тот факт, что Гоголевский бульвар является трехступенчатым, так как его внутренний проезд находится на верхней ступени, непосредственно бульвар - на средней, а внешний проезд - на нижней. Такой рельеф бульвара сформировался благодаря тому, что ручей Черторой имел неодинаковые по высоте берега.

Сам Гоголевский бульвар таит в себе немало секретов, в частности касаемо архитектуры. Каждая сторона бульвара имеет свою эстетику, свой характер, свою индивидуальность. Привлекает взор старинный особняк №5, возведенный для статского советника Секретарева. Позже дом занимал архитектор Тон, руководивший строительством храма Христа Спасителя. В 40-е годы 20 века в этом доме жила семья Василия Сталина. Весьма примечателен дом № 23, он привлекает туристов витражными лопатками, расположенными между окнами пятого этажа. Летом в ясный погожий день нельзя не заметить, насколько цвет керамических вставок близок к цвету неба. Немного поодаль в одном из дворов виднеется небольшая церквушка Апостола Филиппа, построенная в 17 веке.

Четная сторона Гоголевского бульвара знаменита тем, что практически в каждом доме здесь либо жили, либо останавливались известные люди. Так, в доме №2 часто проводил время А.С. Пушкин, а дом №6 был построен специально для городского головы С.М. Третьякова, брата знаменитого мецената П.М. Третьякова. В 1929-1930 годах здесь был возведен Дом Художников, над проектом которого работала группа архитекторов, среди которых И. Леонидов, В. Владимиров, М. Барщ и другие. Ярким образцом московского классицизма является особняк №10 на Гоголевском бульваре. Изначально в нем жил и впоследствии был арестован известный декабрист М. Нарышкин. На сегодняшний день, гуляя по Гоголевскому бульвару, на этом доме можно увидеть мраморную доску с изображением кандалов, переплетенных веткой лавра, которая была установлена в память о собиравшихся здесь декабристах. Пройдя чуть дальше, оказываемся возле дома №14, где сейчас разместился Центральный шахматный клуб. А в 19 веке это здание было своеобразным центром музыкальной жизни Москвы. В доме бывали Шаляпин, Рахманинов, Глазунов.

Символом Гоголевского бульвара является памятник Н.В. Гоголю, который имеет долгую и неоднозначную историю.

Практически в конце Гоголевского бульвара находится памятник М.Шолохову, проект которого был разработан скульптором А. Рукавишниковым. Пока еще основная идея автора не просматривается полностью, так как памятник находится в стадии установки. Перейдя через дорогу от Гоголевского бульвара, мы попадаем в тихое, спокойное место. Здесь красуется Храм Христа Спасителя, построенный как своеобразная благодарность Господу Богу за заступничество в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года. Если пройти по Гоголевскому бульвару назад до Пречистенских ворот, то вас ожидает еще один сюрприз: подходя к арке у входа на бульвар, вы с удивлением обнаружите, что прямо за ней начинается небо.

Гоголевский бульвар фигурирует и в литературе, и в кино. Он описан в Москве будущего Кира Булычева, именно здесь происходит действие двух сцен фильма "Москва слезам не верит" режиссёра Владимира Меньшова. Сам Гоголевский бульвар представляет собой символ слияния природы и цивилизации, поскольку рядом с лесистыми участками, где даже можно собирать грибы, проходят дороги. Можно с уверенностью заявлять, что туристы останутся довольны прогулкой по Гоголевскому бульвару, ведь здесь максимально сконцентрирован дух истории, отраженный в старинной архитектуре.

Наше путешествие-прогулка начнется от павильона станции метро Кропоткинская.

Маршрут подготовлен по материалам проекта

Садитесь по удобнее я расскажу вам сказку:))) В этом особняке я провела два дня культурного наследия. Так что историю его копала основательно.

Усадьба, которая теперь украшает бровку высокого "берега" Гоголевского бульвара, сформировалась тут еще в 18 веке. Главный дом усадьбы был построен во 2-й половине XVIII столетия при князе Петре Александровиче Меншикове и представлял собой каменные палаты.
К стене Белого Города он стоял как и положено задом, а красивым фасадом и въездом с пилонами ворот он выходил к Большому Знаменскому переулку. По сторонам пилон стояли службы образуя парадный двор.

картинки кстати большей частью не мои. Я снимала на телефон. не умею делать два этих дела одновременно - снимать и вести экскурсию):


В 1806-м году у усадьбы новый владелец полковник Андрей Егорович Замятин. Он расширил палаты двумя симметричными пристройками. Усадьба пострадала в пожаре 1812-го года. Замятнин перестроил дом, развернув его на 180 градусов.


Парадная анфилада с красивым шестиколонным портиком под треугольным фронтоном смотрела теперь свысока на новый Пречистенский бульвар, появившийся на месте снесённой стены Белого города.
Усадьба видна на этом снимке 1867 года она крайняя справа на фотографии.
Дом в плане имеет букву П.
Далее усадьбой владели статский советники камергер Дмитрий Михайлович Львов и почётная гражданка купчиха Ольга Андреевна Мазурина. Фамилия Мазуриных до 1917 года была накрепко связана с этим особняком. И возникает при всех последующих владельцах.
В 1854 году Ольга Андреевна на части своей территории слева от дома, которая граничила с территорией церкви Ржевской Божьей Матери строит здание Богадельни при церкви, которую содержит до своей смерти.
В 1871 году Мазурина умерла. Усадьба согласно её завещанию отошла во владение церкви и в том же году была проданы также купцу Сергею Михайловичу Третьякову (31 января 1834-6 августа 1892)(мы с ним кстати в один день родились).

Сергей Михайлович младший любимый брат Павла Михайловича Третьякова. Братья продолжали дело своего отца Михаила Захарьевича Третьякова сначала торговое, потом промышленное. Они были «льнянщики». А лен в России всегда считался коренным русским товаром. Поставщиком отечественного льняного полотна, пряжи и ниток была Кострома. Здесь Третьяковы вместе со своим зятем В.Д. Коншиным учредили в 1866 году большую льняную мануфактуру(льнопрядильную и льняноткацкую фабрику на Волге) - Большую Костромскую Мануфактуру.

Сергей Михайлович женился рано, 24 октября 1856 г., на дочери купца Сергея Алексеевича Мазурина Елизавете Сергеевне(1837-1860). Так Третьяковы породнились не только с Мазуриными, но и Боткиными. Софья Сергеевна Мазурина (сестра Лизы) была женой Дмитрия Петровича Боткина.
"Красивые и молодые, они любили веселые балы, которые во время жениховства постоянно проходили в Толмачах, где жили Третьяковы. Съезжались известные артисты, художники, музыканты. С последними особенно был дружен Сергей Михайлович, среди которых выделял Рубинштейна и Булахова. «Танцевали до упаду, до зари», – пишет В.П. Зилоти. "Молодая его жена во время бала раза три переодевалась: то вишневое платье с бриллиантами, то белое атласное с золотыми колосьями на фижмах, то палевое «тюль-иллюзион». И весь вечер личный парикмахер укладывал ее прическу после каждого переодевания. Всех пленяла юная красота жениха и невесты."
6 декабря 1857 года у них родился сын Николай (1857-1896). Но счастье длилось недолго.
В 1860 году родами дочери Марии Елизавета Сергеевна умерла. На Даниловском кладбище в семейной усыпальнице появились две дорогие сердцу Сергея Михайловича могилы.

Оставшись рано вдовцом, Сергей Михайлович возглавил парижское отделение фирмы и много времени проводил в Париже. Сын Николай воспитывался у бабушки Александра Даниловны и младшей сестры Надежды Михайловны Гартунг в Обыденском пер.

В отличие от старшего брата, Сергей Михайлович был человеком светским, и некоторым мог показаться даже несколько легкомысленным, о чем имеются свидетельства его современников. Но это при не слишком близком с ним знакомстве. Ценитель музыки и французской живописи XIX века, он был всегда на виду.

В 1868 году он вновь женится. Избранницей его становится Елена Андреевна Матвеева. Дочь дворянина, вышедшего из купеческой среды. Своим дворянством Елена Андреевна очень гордилась и все время его подчеркивала. Характер имела вздорный и тяжелый. Семьи братьев не дружили. Вера Николаевна с трудом переносила новую невестку.

Вот для блестящей светской жизни, к которой стремилась жена и был куплен новый дом.
Для коренной перестройки особняка приглашен был конечно зять архитектор Александр Степанович Каминский.


Ансамбль со стороны бульвара представляет собой двухэтажный главный дом на подвалах. Его оштукатуренный фасад имеет симметричную композицию с равномерно расчленённой окнами поверхностью стены в протяжённой центральной части, и с двумя массивными башнеподобными ризалитами, завершёнными палатками, по краям. Дом выстроен в неорусском стиле. Декор арочек, консолей придают зданию сходный с постройками древнерусского зодчества облик.

В боковых частях зодчий широко использует характерные формы древнерусской архитектуры: колонки с кубовидными капителями, кубышки, опирающиеся на консоли вставки с поребриком, кокошники и другие элементы.Крыша в виде палатки усложнена с каждой из четырёх сторон окнами-люкарнами.

Главный вход в здание смещен в право и выделен красивого узора металлическим козырьком на тонких чугунных колоннах - любимой и часто используемой Каминским в своих проектах деталью.

Нижний этаж, где размещались людские комнаты, кладовые, кухня и прислуга, был оформлен весьма просто.
Первоначальные каменные своды в ходе перестройки Каминским были заменены железобетонными сводами «монье». Это одно из первых применений этой конструкции в Москве. да еще в таком масштабе. Во втором этаже во всю длину особняка была оформлена парадная анфилада залов.
Ососбняк сразу был расчитан на парадную, шумную толпу гостей, многочисленные приемы, банкеты и так далее.

Вестибюль бал оформлен весьма скромно. Из него посетители попадают на парадную лестницу оформленную в классическом стиле с греческими меандрами и пальметами

над зеркалом в классическом портике гостей встречал портрет хозяйки кисти художника А.А. Харламова

Особенно богато отделаны парадные залы, до сих пор сохранившие разнообразную отделку. Все они отделаны в разных стилях. В 1871 году это еще было в диковинку - стиль историзма. Но потом это вошло в моду и каждый дом имел готические, романские, рокайльные, барочные комнаты.

с верхней площадки лестницы гости попадали в бальный амурный зал.
(хорошие фотографии мне любезно представлены для поста уважаемой mirandalina )
Он отделан очень пышно лепниной с большим количеством амуров, поэтому его теперь называют амурным.

Сергей Михайлович с детства дружил с Николаем Григорьевичем Рубинштейном. Его очень любила даже Елена Андреевна. Именно на ее руках он скончался в Париже в 1881 году.

И в этом зале великий пианист и композитор играл очень часто.
Третьяков с зятем Николаем Александровичем Алексеевым (он был женат на родной племяннице Сергея и Павла) и Рубинштейном были Директорами Московского отделения Императорского Музыкального Общества и в этом зале можно сказать создавалась московская консерватория.
Здесь выступали самые выдающиеся музыканты того времени.
Жена и дочери Павла Михайловича только ради них терпели общение с высокомерной и вздорной родственницей:)))

Двери в зале отделаны шпоном карельской березы и обильной позолотой (вот не думаю чтот позолоты столько было при Сергее Михайловиче)

С 1877 по 1881 года Сергей Михайлович был Московским Городским Головой. Именно на его срок выпало создание и установка в Москве памятника А.С. Пушкину на Тверском бульваре.
В это время его жена пишет: «Общее настроение – жизнь только с Пушкиным». «Приняв памятник этот в свое владение, – сказал С.М. Третьяков, – Москва будет хранить его как драгоценнейшее народное достояние."
Многочисленные торжества в июне 1880 года, которые были связаны с этим событием во многом проходили именно в этом зале. А тожественный обед в соседней столовой

Этот одна из первых столовых, выполненных в готическом стиле. Каминский мастерски использовал детали старых готических построек в декоре и убранстве.

Главным в зале становится огромный средневековый камин.

В стенах спрятались шкафы и двери в буфетную. Куда вела чугунная лестница для прислуги, которая по ней снизу из кухни подавала кушанья наверх господам...

В 1873 году к основному зданию справа Каминский пристраивает здание галереи в два больших этажа.

Сергей Михайлович собирать картины начал чуть позже брата.
Как и старший брат, он мог часами ходить по выставкам, безошибочно угадывать в картинах их настоящую ценностью, открывать новые таланты. Бывая часто за границей по торговым делам, он, создал уникальную коллекцию западноевропейской живописи. Собирал он в основном художников французской школы сначала это были барбизонцы, которых ы то время в России почти никто не собирал. Кстати учителем его в этом деле был Дмитрий Петрович Боткин и Иван Иванович Щукин.
В общей сложности, в коллекции насчитывалось 84 полотна западноевропейских живописцев.
Шедеврами коллекции были «Деревенская любовь» Ж. Бастьена-Лепажа


«Купание Дианы» Коро,

Составление букета Михая Мункачи
и мн. другие, что етперь составляют коллекцию ГМИИ им. А.С. Пушкина

Но нельзя сказать, что С.М. Третьяков собирал только заграничных художников. У него была собрана неплохая галерея русских художников. Но они чаще всего висели в галерее брата.
А вот в этом особняке всегда были

«Птицелов» Перова,

«Бабушкин сад» Поленова,

«Лунная ночь» Крамского.
это портрет хозяйки особняка.

А также тут находились сульптуры

Мраморный "Иван Грозный" М. Антокольского.

В 1880-е годы сбылась мечта Елены Андреевны - мж получил дворянство и звание статского советника. В 1889 году она все таки уговорила мужа больше жить в Петербурге, поближе к высшему обществу и царю.
Там в на даче в Петергофе в августе 1892 года он скончался неожиданно от разрыва аорты. Был перевезен в Москву и похоронен на Даниловском кладбище.

Смерть младшего брата и единомышленника оказалась большим ударом для Павла Михайловича Третьякова. Завещание бывшего московского головы читается как признание в любви к старшему брату и родному городу: «Так как брат мой Павел Михайлович Третьяков выразил мне свое намерение пожертвовать городу Москве свою художественную коллекцию и ввиду сего представить в собственность московской городской думе свою часть дома, обще нам принадлежащего, состоящего Якиманской части, в приходе Св. Николая, что в Толмачах, где помещена его художественная коллекция, то и я часть этого дома, мне принадлежащего, предоставляю в собственность московской городской думе, но с тем, чтобы дума приняла те условия, на которых брат мой будет предоставлять ей свое пожертвование. Из художественных произведений, находившихся в моем доме на Пречистенском бульваре, прошу брата моего Павла Михайловича Третьякова взять для присоединения к своей коллекции, что найдет нужным, дабы в ней были образцы произведений и иностранных художников». (вот откуда байка что С.М. собирал только западную живопись. Просто русская его коллекция давно уже висела в Толмачах.)

Кстати ее мечта быть представленной ко двору и лично государю свершилась. С 1893 году она проживала в Петербурге на Английской набережной.
В 1911 году вдова Сергея Михайловича Третьякова, подарила императору Николаю II собрание изобразительных материалов и документов по истории русских войн, а также военных трофеев.
Император распорядился на основе этой коллекции создать музей, для размещения которого в Царском Селе была построена «Государева Ратная палата».
Здание воздвигалось на средства Е.А. Третьяковой в размере 300 000 рублей процентными бумагами государственной 4% ренты. Она же на собственные средства занималась сбором для будущего музея «предметов древностей и редкостей», которые затем выставлялись в залах Александровского дворца.
В 1914 году Ратная палата превратилась в музей Великой войны. Потом была закрыта и почти разрушена. В 2008 году здание Ратной палаты было передано ГМЗ «Царское Село» для создания музея Первой мировой войны.
Вот так вот.
Ну это лирическое отступление...

В 1893 году Елена Андреевна продает особняк Павлу Павловичу Рябушинскому(1871-1924).

Старший из девяти сыновей Павла Михайловича Рябушинского и Александры Степановны Овсянниковой Павел Павлович в это время стал заместителем отца во всех делах.

На переломе веков Рябушинские считались одной из самых известных купеческих фамилий. Они владели текстильными фабриками, создали банкирский дом, на основе которого появился Московский коммерческий банк. Перед революцией Рябушинские начинают строительство автомобильного завода (знаменитого АМО). Очень интересную характеристику Рябушинским в книге «Купеческая Москва» дает Павел Афанасьевич Бурышкин: “Меня всегда поражала одна особенность, пожалуй, характерная черта всей семьи Рябушинских, – это внутренняя семейная дисциплина. Не только в делах банковских и торговых, но и в общественных каждому было отведено свое место по установленному рангу, и на первом месте был старший брат.”

В 1893 году П. П. Рябушинский женился на Александре Ивановне Бутиковой, дочери суконного фабриканта Ивана Ивановича Бутикова, в 1896 году у супругов родился сын Павел. Два купца-старообрядца породнились, связав судьбы детей, но брак получился несчастливым. В 17 лет Александра получила часть семейного состояния в наследство после смерти отца, потом - еще долю после смерти матери, и через несколько лет - после умершего бездетного брата.
Она тут же развелась с нелюбимым мужем и вышла замуж за дворянина, блестящего гвардейского офицера Владимира Дерожинского. А в 1910 году ушла от него к Ивану Ивановичу Зимину...

А Павел Павлович в 1901 году женился на Елизавете Григорьевне Мазуриной (из купеческой семьи Голиковых), имевшей троих детей (две дочери и сына Константина) от первого брака с Константином Митрофановичем Мазуриным (опять Мазурины уже в третьем владельце!))).
Во втором браке у П. П. Рябушинского было двое детей, Анна и Сергей (умер в детстве).

В 1902-м году пространство северного зала парадной анфилады было усложнено эркером,

тогда же появился этот камин и зеркало в эркере

а гостиные получили новую отделку в духе неоклассики.


Павел Павлович на свои средства издавал журнал «Слово церкви» и еженедельник «Голос старообрядчества». Один из известнейших политиков начала XX века, П. П. Рябушинский оказывал финансовую поддержку «Совету съездов представителей промышленности и торговли», издавал газету «Утро России». В его доме на Пречистенском бульваре проходили экономические чтения, собирались виднейшие российские экономисты, намечались планы экономического переустройства России. Но этим планам не суждено было воплотиться в жизнь: помешали сначала война, потом революция.
Именно в этих стенах в период с 1905 по 1917 годы собирались богатейшие российские промышленники и обсуждали планы предотвращения в империи разного рода революций.
Революцию он встретил в Крыму. У него к тому времени развилась астма.
В 1918 году все братья уехали в эмиграцию.
Умер он в совершенной нищете в 1924 году в Париже.

После прихода к власти большевиков в 1917 году именно в этом доме разместился Революционный трибунал.
Позднее особняк находился в ведении Народного комиссариата по военным и морским делам, продолжительное время его занимали службы Министерства обороны СССР.

В 1986-87 году усадьба была передана Российскому (в ту пору Советскому) Фонду Культуры, во главе которого были Раиса Максимовна Горбачева и Дмитрий Сергеевич Лихачев.

В 1993 году Российский Фонд Культуры возглавил Никита Сергеевич Михалков. В феврале 1994 года в здании Фонда произошел пожар, нанесший уникальному зданию огромный ущерб. Только благодаря авторитету и настойчивости Михалкова средства на реконструкцию и реставрацию здания были выделены Правительством Российской Федерации. Российский Фонд Культуры удостоен диплома как лучший объект реставрации за 1997 год по Москве.

Уже много лет в особняке идет еще одна реставрация, которая убрала все перестройки Минобороны. Например залы галереи были разбиты на этажи и теперь они воссозданы.
Внутренний дворик между зданиями перекрыт и создано еще одно пространство, в которое просится зимний сад, который будет украшен вот таким сохранившимся чугунным балкончиком

Люстра украшает лестницу

Ух я устала. Всем спасибо, кто дочитал до конца)))

homaaxel wrote in May 13th, 2010

Продолжаем рассматривать начало Гоголевского бульвара.
До 1870-х гг. по нечётной стороне, на месте транспортного проезда протекал ручей Черторый. Поэтому бульвар, устроенный после 1812, имеет ступенчатый рельеф из-за перепада высот берега ручья и его бывшего русла. Гранитную стенку с внутренней стороны бульвара установили в 1950. На бульваре высажено много самых разных деревьев и кустарников. В основном это липа, тополь, клён.
В начале бульвара, слева, бежевое трехэтажное здание. В начале 19 в. здесь располагался дом княжны Волконской, в конце 19 в. дом был выкуплен известным булочником Филипповым, поставщиком Двора Его Императорского Величества, и надстроен для магазина. Новый владелец устроил во дворе пекарню, а на углу открыл булочную.

Окна дома крупнее. Здесь можно рассмотреть строгое и вместе с тем красивое оформление наличников.

В угловом здании напротив (светло-серого цвета, довольно скромной архитектуры) располагалась первая мужская гимназия. Потом здесь располагались женские курсы Герье - первое в Москве учебное заведение для женщин. Большая часть здания располагается на Волхонке.

Ну вот, прошли через стройный ряд магазинов и теперь перед нами открывается сам бульвар. Здесь хорошо видно, что бульвар устроен под сильным наклоном - русло ручья никуда не делось. Чтобы рассмотреть следующий дом нам придется даже забраться по лестнице.

Перед нами великолепный светло-розовый дом в русско-византийском стиле. Здание было построено в первой половине 19 в., тогда это был городской дом усадьбы Третьякова - брата того самого Третьякова, который подарил городу знаменитую картинную галерею. Некоторое время в доме Сергея Третьякова хранилась его коллекция отечественных и европейских мастеров живописи, которую Сергей Михайлович впоследствии завещал брату Павлу, и которая стала частью коллекции живописи Третьяковской галереи.
В конце 19 в., после смерти Третьякова здание приобрел крупный банкир и фабрикант Павел Рябушинский. Вскоре оно было перестроено. Дом приобрел модные тогда русско-византийские черты - арки окон, машикули, кубышки, поребрики, капители. Здесь часто бывали представители московской интеллигенции, известные художники и музыканты, в их числе Репин, Чайковский. После 1917 года здесь некоторое время находился Революционный трибунал. Сейчас здесь Российский фонд культуры.

До наших дней дошли оригинальные ворота, роскошная металлическая ограда, солидная отделка помещений.

Теперь мы спускаемся обратно вниз по лестнице и идем на противоположную сторону бульвара, где опять спускаемся по лестнице на самый край проезжей части. Здесь открывается великолепный вид на двухэтажное красно-белое здание. Изящный особняк был построен в середине 19 в. для статского советника. Позднее здесь проживал архитектор Тон, который наблюдал за строительством работ Храма Христа Спасителя неподалеку.

Вид на боковой фасад:

В соседнем с ним двухэтажном бежевом здании проживал со своей семьей не менее известный житель нашего города - Василий Сталин. В этом доме ранее жил Власик, начальник особого управления охраны, главный телохранитель Сталина. В 1949 году у него дом отобрали, там поселился сын Сталина, молодой командующий Военно-воздушными силами Московского военного округа. К этому дому часто подъезжали лимузины, особняк освещался, устраивались пышные приемы, приезжали его друзья, спортсмены.

Личная жизнь Василия шла наперекосяк. Его привычка к спиртному раздражала одну жену за другой, к детям он проявлял мало внимания. Детей могли даже днями держать в запертой комнате, без еды. Генерал-майор Сталин домом не интересовался, бывал там все реже. Вся его деятельность была направлена вне дома. Он с энтузиазмом взялся за развитие спорта. О командах ВВС ходили легенды. Василий сумел заполучить лучших спортсменов: Боброва, Тарасова, Реву... Он выбивал для них квартиры, хорошие должности, высокие оклады.
Грустно сложились судьбы этих двух знаменитых жильцов дома. Они въезжали сюда при параде, на взлете своей карьеры, а потом их отсюда выставляли, обращаясь с ними, как с самыми злостными врагами народа.

Этот особняк за высоким забором контрастирует с соседним с ним бежевым особняком конца 19 в. Фасад дома Иевлева довольно простой, но его выгодно подчеркивают эркеры - симметрично выступающие части дома на втором этаже.

Окна раздроблены по моде того времени. Мы часто встретим такие у домов, построенных в стиле модерн.

Оставляем левую часть бульвара, переходим на другую сторону, где нас ждет культурный контраст. Светло-розовый дом в стиле конструктивизма был построен в конце 20-х годов как экспериментальный общественно-жилой комплекс НИИ «Стальпроект». Архитекторы этого дома стали и первыми его жильцами. Этот же творческий коллектив работал над проектом дома Наркомфина.

Дом Наркомфина на Новинском бульваре, 25

Фото с сайта Турометр . Там же можно посмотреть интересную фото-прогулку по зданиям в стиле конструктивизма в центре Москвы.

Комплекс состоит из трех корпусов: для одиноких, семейных и общественного одноэтажного блока со столовой и клубом. Столовая, прачечная, детский сад и игровые отселены в отдельный корпус. В многоуровневых квартирах-сотах («ячейках») уникальная планировка - лишь спальня, гостиная, холл и туалет. На полу - оригинальный ксилолит, по которому можно ходить босиком. Ксилолит изготавливается из древесных стружек. Полы из него становятся теплыми, бесшумными и не пылящимися. Стены облицованы фибролитом, что было новым для времени его строительства. Фибролит - искусственный теплоизоляционный материал. Получают путем смешивания древесных стружек, опилок с вяжущим веществом, благодаря которому дерево не гниет. Полученный материал легкий и обладает хорошей звуко- и теплоизоляцией. Отличительная черта постройки - плоская кровля, где был устроен солярий.

Дом надстроен над подвалами Церкви Ржевской Божьей Матери, построенной в честь перенесения из Ржева в Москву в 1540 году чудотворных икон. Закрыта и снесена в 1929 году.
Комплекс домов является объектом культурного наследия.

Поворачиваемся спиной к этой советской громадине и перед нами возникает еще один высокий дом. Когда-то это был доходный дом, изначально 5-этажный. В наше время он перестроен и сейчас в нем бизнес-центр «Гоголевский».

Строгий фасад украшают маленькие балконы и линии фриза, на нижней из которых изображена женщина с ребенком, плывущие на дельфине.

Проходим дом до конца и его относительно классический вид сменяется настоящим безликим современным:

Чуть в глубине площади стоит голубой трехэтажный дом. Во дворе этого дома снимался фильм "Покровские ворота".

Людмила Кусакова, художник-постановщик фильма: "Дворик, в котором мы снимали, вот как бы дворик перед этой квартирой - около метро «Кропоткинская». И там был такой - удивительно по-московски - настоящий русский ампир. А пионер, между прочим, из моего двора. Потому что нужно было поставить нам… мне захотелось поставить там вот такую скульптуру характерную тех времен. Мы жили в районе Песчаной, и там у нас в каждом дворе было по 4, по 5 совершенно нелепейших, так сказать, скульптур. Ни у кого не спрашивая разрешения, просто взяли его краном, погрузили и увезли, и никто ничего не заметил. И туда приехали, поставили - и там тоже никто ничего не заметил. Сейчас этот дворик узнать невозможно. Потому что он весь в каких-то мертвых балконах, там какие-то бесконечные офисы.
Секрет того, что эта картина и сегодня замечательно смотрится, в том, что удалось как-то поймать вот ту, я бы сказала, даже коммунальную атмосферу, которая была в те годы. Она была и в хорошем смысле коммунальная. Потому что дело не в том, что все жили в коммунальных квартирах, или большинство жило, а было общение человеческое. Люди жили и в отдельных квартирах, но они ходили друг к другу в гости, угощали друг друга первым куском пирога... И, конечно, вот по этому человеческому общению есть у всех людей сегодня, наверное, какая-то ностальгия."

Яркую историю съемок "Покровских ворот" можно прочитать . Запись передачи "Пестрая лента", 2002 г.

Есть интересная кино- и фото-прогулка по кадрам фильма "покровские ворота".

Гоголевский бульвар связан с еще одним известным фильмом - "Москва слезам не верит" . Именно здесь, на скамейке бульвара встречались Катя и Рудольф (Родион). Она просила его найти врача, он не помог. Второй раз они встретились здесь же, двадцать лет спустя, когда она запретила ему видеться с дочерью.

В соседнем доме, желтом особняке до середины 19 в. более 10 лет жил генерал Ермолов. Позднее он переехал на соседнюю Пречистенку.
Ермолов отличился в сражениях под Малоярославцем и при Бородине, где лично водил солдат в атаку и отбил у французов «батарею Раевского». Участвовал в военном совете в Филях. Оставил Москву последним в основной колонне войск. После отставки с должности главнокомандующего гражданской частью в Грузии и командира Отдельного Кавказского корпуса (1827) жил в Орле и селе Лукьянчиково Орловской губернии, каждый год приезжал в Москву. С 1839 г. зимой жил в этом особняке. В своих московских домах Ермолов собрал богатейшую библиотеку, насчитывавшую более 9 тыс. томов, сам переплетал книги и написал руководство по переплётному делу.

Ермолов был избран почетным членом Московского университета «в уважение отличных заслуг на пользу Отечества». В 1855 к столетию университета передал в его библиотеку за символическую плату свыше 8 тыс. книг (собрание Ермолова составляет отдельный фонд Научной библиотеки МГУ). Ермолов пользовался огромной популярностью и уважением у москвичей.
Именем Ермолова названа улица в районе Бородинской панорамы (улица Генерала Ермолова), оно также увековечено на мемориальных досках Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца.

Маленький особняк Ермолова соседствует с громадным доходным домом Павлова, построенным в 1900 г. Пятиэтажное серое здание стоит углом и своими формами повторяет округлую линию бульвара.

Дом выполнен в стиле эклектики. Этот стиль подразумевает смешение других стилей, выбор из них того, что нравится. Можно рассмотреть центральное окно крупнее:

Около дома Павлова мы выходим на большую открытую площадку, где установлен памятник Шолохову.

Продолжение следует...

Помните, я вам рассказывал про то, что на прошедшей неделе я посетил два возрожденных объекта историко-архитектурного наследия Москвы? Это стало возможным благодаря проекту Департамента культурного наследия. Пост с интерьерами и историей восстановленного я уже опубликовал.

Сегодня мы переместимся в дом известного русского архитектора Федора Шехтеля на Большой Садовой улице. Наверняка, вы обращали внимание на этот красивый старинный особняк. Но попасть в него можно только во время различных мероприятий. Так давайте же совершим виртуальную экскурсию по Дому Шехтеля и, параллельно, перенесемся на лекцию-встречу из цикла «Линия жизни» с почетным реставратором города Москвы Григорием Валерьевичем Мудровым.

Чем был дорог этот особняк для архитектора Федора Осиповича Шехтеля? Элементы какого более «раннего» архитектурного стиля он воспроизвел в элементах фасада своего дома на Большой Садовой? Как история особняка Шехтеля связана с драматическими событиями из жизни архитектора? И кто чуть не уничтожил старинный особняк в наши дни?

Внимательные москвичи знают, что в столице есть несколько особняков Шехтеля. И это действительно так. Особняк на Большой Садовой - это третий дом, который прославленный архитектор построил для себя и своей семьи.

2.

29 мая 2018 года в рамках проекта Департамента культурного наследия города Москвы была организована лекция-встреча из цикла «Линия жизни» с почетным реставратором города Москвы Григорием Валерьевичем Мудровым.

4. Дом был возведен в 1910 году.

Начал архитектор-реставратор с небольшого рассказа о себе, а основную часть лекции посвятил, конечно, своему творческому пути. Григорий Валерьевич занимается реставрацией более 30 лет, за эти годы он отреставрировал свыше 60 памятников культурного наследия. На встрече со слушателями он рассказал о наиболее значимых для него проектах, о тех работах, которые ему особенно полюбились и подарили богатый опыт. Посетители услышали рассказ о реставрации дома Лобанова-Ростовского, Петровского путевого дворца и усадьбы Замятиных-Третьякова на Гоголевском бульваре. Реставратор не только поведал о том, как восстанавливались эти памятники, но и показал собравшимся уникальные макеты и фотографии из своего архива.

6. Декор фасада дома относит нас к архитектурным канонам эпохи ампир, который был популярен в начале XIX века.

Григорий Валерьевич - талантливый реставратор и прекрасный рассказчик. Он сумел вовлечь в историю о своей профессии гостей, далеких от этой сферы. Реставратор рассказывал простыми словами о сложных аспектах и деталях своего ремесла. На примере красивых образов объяснил собравшимся разницу между работой архитектора и реставратора: архитектор - словно композитор, а реставратор - исполнитель музыкального произведения.

8. Центральным помещением особняка был большой холл высотой в два этажа. Здесь находилась парадная лестница.

9. Библиотека над балконе парадного зала.

Гости с огромным интересом слушали Григория Валерьевича и задавали в ходе лекции уточняющие вопросы. В конце лекции слушатели горячо благодарили реставратора за то, что полученные знания позволяют им по-новому оценивать архитектурные памятники - те, что они уже видели и те, с которыми еще не знакомы. Встреча прошла в стенах особняка Шехтеля на Большой Садовой, что придало мероприятию особое очарование. После окончания встречи гости не спешили расходиться и с удовольствием прогулялись по залам старинного особняка, осматривая интерьеры усадьбы новым взглядом.

10. Наш замечательный лектор, почетный реставратор Москвы Григорий Валарьевич Мудров. И сегодня кстати день рождения у А.С. Пушкина.

11. Вид на парадный зал с балкона.


12. Федор Шехтель очень любил свой дом, и, по воспоминаниям современников, обрел в нем полную гармонию.

Григорий Валерьевич Мудров - титулованный специалист, архитектор-реставратор высшей категории, обладатель премии «Московская реставрация-2014» за блестяще выполненную работу над объектом "Усадьба Замятина-Третьякова, XIX в.". Он является членом Научно-методического совета при Департаменте культурного наследия города Москвы, а также конкурсной комиссии премии «Московская реставрация».

14. К сожалению, семье архитектора было отпущено мало времени на жизнь в своем идеальном особняке.

15. Вид с крыши особняка. Семья Шехтеля вечерами пила здесь чай и любовалась Патриаршими прудами.

Среди других известных работ архитектора-реставратора такие, как "Городская усадьба А.Л.Кнопа, 1-я пол. XX в., техник архитектуры К.Г. Трейман" (Колпачный пер., д. 5; Главный дом), Городская усадьба Н.Я. Аршеневского, сер. XVIII в. - нач. XIX в., XX в. (Главный дом, флигель, Таганская ул., д. 13). В 1998-2005 гг. под руководством Г.В. Мудрова завершена реставрация Петровского путевого дворца (Дом приемов Правительства Москвы, Ленинградский проспект, д.40).

16. Федор Шехтель тяжело переживал революционные события и утрату собственных домов, к которым он был очень глубоко привязан. Архитектор долго болел и умер в 1926 году.

17. Вид на Большу Садовую с кры В советские годы в доме некоторое время жил известный военный деятель Роберт Эйдеман.

18. Девяностые годы прошлого века особняк встретил в удручающем виде. В нем стали жить маргиналы, которые разводили в особняке костры, жгли остатки мебели и рушили декор посещений.

19. В 1993 году особняк взял под опеку Фонд «Стратегия». Дом приспособлен под общественный культурный центр.

20. За несколько лет особняк был постепенно восстановлен.



Читайте также: