Основы боевого применения отделения (продолжение). Команды, сигналы и действия по ним Сигналы управления и оповещения в армии

Командир взвода (отделения) управляет подразделениями (личным составом, экипажами) по радио, командами, подаваемыми голосом, сигнальными средствами, и личным примером. Внутри боевой машины командир управляет действиями подчиненных командами, подаваемыми по переговорному устройству, голосом или установленными сигналами.

В обороне в мотострелковом (гранатометном, противотанковом) взводе создается командно-наблюдательный пункт, который развертывается в боевом порядке подразделения так, чтобы обеспечить его защиту от огня стрелкового оружия и минометов, наилучшее наблюдение за противником, действиями своих подчиненных, соседей и местностью, а также непрерывное управление взводом.

В наступлении при действиях мотострелкового взвода в пешем порядке командир взвода (отделения) располагается в месте, обеспечивающем эффективное управление подразделениями (подчиненными) и огнем.

Для управления подразделениями и огнем старший начальник устанавливает единые сигналы управления.

2.1. Порядок передачи сигналов, команд и постановки задач по радио

При работе на радиостанциях строго соблюдаются правила ведения переговоров. В бою все команды передаются по радио с использованием маскиратора речи или открытым текстом. При передаче команд открытым текстом командиры отделений (танков) вызываются позывными, пункты местности указываются от ориентиров и условными наименованиями, а исполнительные команды - установленными сигналами. При создании противником радиопомех радиостанции по команде командира роты (взвода) перестраиваются на запасные частоты.

2. Порядок передачи сигналов, команд и постановки задач сигнальными средствами

Для передачи заранее установленных сигналов применяются сигнальные средства: сигнальные ракеты, флажки, электрические фонари, прожекторы боевых машин, трассирующие пули (снаряды) и различные звуковые средства (электро- и пневмосигналы, свистки и другие). Сигналы могут подаваться с помощью оружия, головного убора и руками.

Подразделения должны выполнять сигналы только своего непосредственного командира и циркулярные сигналы оповещения. Они подаются до получения ответа (отзыва) или начала исполнения команды (сигнала).

Передача команд световые сигналы

Для указания позиций противника могут использоваться как малогабаритные стреляющие приспособления, так и обычные сигнальные ракеты. Но при этом необходимо помнить, что это также выдает противнику положение командира, который для него является главной целью. Подавать сигнал должен назначенный солдат. Указанные сигналы могут использоваться для подачи команды на прекращение огня.

Передача команд свистком

Это наиболее важное средство для подачи и выполнения команд. Свисток используется для подачи сигнала о следовании команды, о начале ее выполнения или о прекращении предыдущего действия и выполнения новой команды, а также для привлечения к себе внимания подчиненных. Свисток и голос являются наиболее важными способами управления и единственными, которые эффективны в бою.


Управление машинами осуществляется командами, которые подаются голосом, сигналами и личным примером, а также передаются с помощью технических и подвижных средств.

Команды могут передаваться по колонне через командиров подразделений (старших машин) и назначенных наблюдателей. Кроме того, существует таблица сигналов для управления машиной, установленная Строевым Уставом ВС РФ.

Сигналы управления машиной немедленно исполняются всеми старшими машин и водителями.

Перед началом движения подразделения предварительно подается команда «ЗАВОДИ» , по которой производятся пуск и прогрев двигателей машин.

По команде «МАРШ» все машины начинают движение одновременно в том строю, в котором они находились на месте, или перестраиваются по команде командира, принимая на ходу установленные дистанции и интервалы. Если дистанции между машинами в колонне были не больше 10 м, машины начинают движение поочередно, набирая установленные дистанции.

Дистанции между машинами зависят от скорости и условий движения и в среднем могут быть 25–50 м.

Для изменения дистанций подаются команды: «УВЕЛИЧИТЬ ДИСТАНЦИИ», «УМЕНЬШИТЬ ДИСТАНЦИИ» .

Повороты в движении могут производиться последовательно за направляющей машиной (заездом) или одновременно всеми машинами (подразделениями).

Для последовательного поворота кругом по команде «ВНИМАНИЕ, ДЕЛАЙ, ЧТО Я» головная машина на пониженной скорости разворачивается кругом и продолжает движение в обратном направлении параллельно колонне. Остальные машины, дойдя до места поворота головной, также разворачиваются и продолжают движение.

Для одновременного поворота направо (налево, кругом) подается команда «ВСЕ НАПРАВО (ВСЕ НАЛЕВО, ВСЕ КРУГОМ)» . По команде «ВСЕ НАПРАВО (ВСЕ НАЛЕВО)» машины на ходу одновременно разворачиваются в указанную сторону и продолжают движение в новом направлении. По команде «ВСЕ КРУГОМ» каждая машина останавливается, не сокращая дистанции, поворотом налево разворачивается кругом и продолжает движение в обратном направлении.

При необходимости освобождения дороги колонной в движении подается команда «ПРИНЯТЬ ВПРАВО» . По этой команде все машины в колонне одновременно отводятся с проезжей части дороги и продолжают движение по правой обочине или справа от дороги.

Остановка машин производится по команде «СТОЙ» , по которой машины подходят к остановившейся впереди машине и поочередно останавливаются на дистанциях не ближе 10 м или на дистанциях, установленных командиром.

Перед остановкой колонны машины отводятся на правую обочину или вправо от дороги. Перекрестки, развилки дорог, мосты, теснины, железнодорожные переезды, подъезды домов и въезды во дворы должны оставаться свободными, если при этом и нарушаются дистанции.

Если необходимо, после остановки подается команда «ГЛУШИ ДВИГАТЕЛЬ».

ПЛАН

по учебной дисциплине «тактическая подготовка».

Занятие 1: Обязанности солдата в бою. Предназначение и боевые задачи мотострелкового отделения. Огневые средства отделения. Походный и боевой порядки отделения.

Обсуждено на заседании

предметно-методической комиссии

«___» ________2011 года

Протокол №_____


«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник военной кафедры

полковник В.ТРУСОВ

«____»_________ 2011г.

ПЛАН

ПРОВЕДЕНИЯ ТАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

по учебной дисциплине «тактическая подготовка».

Тема 4: «Действия солдата в бою».

Занятие 1:

I. Учебные цели:

Изучить обязанности солдата в бою, боевые задачи, походный и боевой порядки мотострелкового отделения

Ознакомиться со способами управления военнослужащими в бою, командами и сигналами и порядком действий по ним.

Учебные вопросы:

Первый учебный вопрос : Обязанности солдата в бою.

Второй учебный вопрос

Третий учебный вопрос: Управление одиночными военнослужащими в бою. Способы управления военнослужащими в бою. Команды, сигналы и действия по ним.

II. Учебно-материальное обеспечение:

1. Литература

а) основная:

Боевой устав по подготовке и ведению общевойскового боя, ч.III (взвод, отделение, танк), М.: Воениздат, 2005.

Тактика, ч.I (взвод, отделение, танк): Учебник, - М.: Воениздат, 1992.

Андрусенко Н.Н. Мотострелковый (танковый) взвод в бою: Учебник, - М.: Воениздат, 1989.

Моисеенко Н.П. Организация, вооружение и тактика действий соединений, частей и подразделений армий иностранных государств: Учебное пособие, - М.: Воениздат, 2001.



Справочный материал (печатный).

б) Наглядные пособия :

схемы (слайды).

в)Технические средства обучения :

мультимедийный проектор – 1 ед.;

классная доска; экран; указка.

Вступительная часть - 5 мин.

Принимаю доклад о готовности взвода к занятию. Проверяю наличие, внешний вид студентов и их готовность к занятию. При выявлении недостатков даю указания по их устранению. При наличии отсутствующих студентов убеждаюсь в законности причин их отсутствия.

Объявляю тему, учебные цели, порядок проведения занятия.

Во вступительном слове подчеркиваю актуальность темы занятия, ее значение для дальнейшего обучения студентов, а также значение тактического занятия в изучении дисциплины.

После краткого вступления перехожу к отработке учебных вопросов занятия.

Первый учебный вопрос : Обязанности солдата в бою.

Объявляю учебный вопрос и порядок его отработки. После этого перехожу к рассмотрению обязанностей солдата в бою. Голосом довожу до студентов обязанности солдата в бою, демонстрируя слайды, раскрывающие основные положения рассматриваемого материала. Обучаемые внимательно слушают и по ходу изложения материала делают записи в свои рабочие тетради.



По окончании изложения первого учебного вопроса определяю степень усвоения обучаемыми учебного материала методом краткого устного опроса 2-3 студентов.

Каждый военнослужащий должен в совершенстве знать и содержать в постоянной боевой готовности свое оружие и боевую технику, мастерски владеть ими и умело применять, быть в готовности заменить выбывшего из строя товарища.

Каждый военнослужащий обязан:

Знать способы и приемы действий в бою, иметь отработанные до автоматизма навыки действий с оружием (при вооружении боевой машины) на поле боя в различных условиях обстановки;

Знать и понимать полученную задачу;

Знать сигналы управления, взаимодействия, оповещения и порядок действий по ним;

Уметь вести разведку противника и местности, при выполнении боевой задачи постоянно вести наблюдение, эффективно применять оружие (вооружение боевой машины), своевременно обнаруживать и поражать противника;

Уметь правильно выбирать и оборудовать огневую позицию (место для стрельбы), использовать защитные и маскирующие свойства местности и боевых машин для противодействия огню противника;

Знать размеры, объем, последовательность и сроки оборудования фортификационных сооружений; уметь быстро оборудовать окопы и укрытия, в том числе с применением взрывчатых веществ, осуществлять маскировку;

Стойко и упорно действовать в обороне, смело и решительно - в наступлении; проявлять храбрость, инициативу и находчивость в бою; оказывать помощь товарищу;

Уметь вести огонь по низколетящим самолетам, вертолетам и другим воздушным целям противника из стрелкового оружия;

Знать способы защиты от оружия массового поражения и высокоточного оружия противника;

Умело использовать местность, средства индивидуальной защиты и защитные свойства боевых машин;

Преодолевать заграждения, препятствия и зоны заражения; устанавливать и обезвреживать противотанковые и противопехотные мины; проводить специальную обработку;

Не оставлять без разрешения командира своего места в бою;

При ранении или поражении радиоактивными, отравляющими веществами, биологическими средствами, а также зажигательным оружием принимать необходимые меры само- и взаимопомощи и продолжать выполнение полученной задачи;

Уметь готовить вооружение и боеприпасы к боевому применению, быстро снаряжать патронами обоймы, магазины, ленты;

Следить за расходом боеприпасов и заправкой боевой машины горючим, своевременно докладывать своему командиру об израсходывании 0,5 и 0,75 запаса ракет (боеприпасов) и заправки горючего;

При повреждении боевой машины принимать меры по ее восстановлению.

Каждый сержант и солдат обязаны защищать командира в бою, в случае его ранения или гибели смело брать командование подразделением на себя.

Второй учебный вопрос : Предназначение и боевые задачи мотострелкового отделения. Огневые средства отделения. Походный и боевой порядки отделения.

Излагая учебный материал, слежу за дисциплиной студентов на занятии и контролирую их работу, убеждаясь успевают ли они производить записи в своих тетрадях.

Мотострелковые отделения предназ­начены для решения основных задач:

В оборо­не - для уничтожения противника огнем при его переходе в атаку, ее отражения, прочного удержания занимаемых позиций и объектов;

В наступлении - для уничтожения живой силы и боевой техники противника и захвата указан­ных объектов.

Боевой порядок мотострелкового отделения может строиться на основе боевых групп: ма­невренной и огневой . Состав боевых групп определяет командир отделения. Кроме того, в боевой порядок отделения может входить бое­вая машина.

Маневренная группа предназначена для выполнения задач по уничтожению про­тивника, прочному удержанию занимаемых по­зиций и объектов, захвату его объектов, воору­жения и техники. В состав маневренной груп­пы, как правило, назначаются старший стрелок и один-два стрелка.

Огневая группа предназначена для под­держки огнем действий маневренной группы и выполнения вместе с ней задач по уничтоже­нию противника, прочному удержанию зани­маемых позиций и объектов и захвату его объ­ектов, вооружения и техники. В состав огневой группы, как правило, входят командир отделе­ния, гранатометчик, стрелок-помощник гра­натометчика и пулеметчик. В зависимости от поставленной задачи и условий обстановки состав боевых групп может быть иным.

Боевая машина предназначена для под­держки огнем действий боевых групп, уничто­жения бронированных, небронированных объ­ектов и живой силы противника, а также для перевозки личного состава отделения.

Мотострелковое отделение может действовать в пешем порядке (зимой - на лы­жах), на боевых машинах пехоты (бронетранс­портерах, автомобилях и десантом на танках.

При выполнении боевых задач отде­ление ведет огонь из вооружения бое­вых машин пехоты (бронетранспортеров), из автоматов, пулеметов, снайперских винтовок, гранатометов, применяет ручные гранаты, а в рукопашном бою - удары шты­ком, прикладом и пехотной лопатой.

Огнем вооружения боевых машин пехоты уничтожаются танки, другие брониро­ванные машины, огневые средства и живая си­ла противника, разрушаются его фортификаци­онные сооружения, поражаются низколетящие самолеты, вертолеты и другие воздушные цели. Огнем вооружения бронетранспортеров (МТЛБ) унич­тожаются живая сила, огневые средства и дру­гие цели.

Автоматы и пулеметы применяются для унич­тожения живой силы и огневых средств против­ника. Кроме того, они могут применяться для поражения низколетящих воздушных целей.

Снайперская винтовка применяется для уничтожения важных одиночных целей (офи­церов, наблюдателей, снайперов, расчетов ог­невых средств, низколетящих вертолетов) про­тивника.

Противотанковые ракетные комплексы, противотанковые гранатометы и реактивные противотанковые гранаты применяются для уничто­жения танков и других бронированных машин, а другие гранатометы и ручные гранаты - для поражения живой силы и огневых средств про­тивника, расположенных вне укрытий, в откры­тых окопах, траншеях и за укрытиями (в лощи­нах, оврагах и на обратных скатах высот).

Огневая позиция (место для стрельбы) дол­жна быть удобной, обеспечивать широкий об­зор и обстрел, укрывать огневое средство (стрелка) от наблюдения противника, исклю­чать наличие в секторе стрельбы мертвых про­странств и обеспечивать проведение маневра. После производства нескольких выстрелов (очередей) с одной огневой позиции (места для стрельбы) в целях воспрещения ведения про­тивником прицельного огня и его обмана про­изводится ее смена.

Запрещается выбирать и занимать огневую по­зицию (место для стрельбы) на гребнях высот (пригорков, холмов), перед местными предмета­ми, на фоне которых будет отчетливо виден силу­эт стреляющего.

Третий учебный вопрос: Управление одиночными военнослужащими в бою. Способы управления военнослужащими в бою. Команды, сигналы и действия по ним.

Объявляю учебный вопрос и порядок его отработки. Голосом довожу до студентов изучаемый материал вопроса, демонстрируя слайды, раскрывающие основные положения рассматриваемого материала. Обучаемые внимательно слушают и по ходу изложения материала делают записи в свои рабочие тетради.

Излагая учебный материал, слежу за дисциплиной студентов на занятии и контролирую их работу, убеждаясь успевают ли они производить записи в своих тетрадях.

По окончании изложения учебного вопроса определяю степень усвоения обучаемыми учебного материала методом краткого устного опроса 2-3 студентов.

Управление подразделениями (личным составом) заключается в целенаправленной де­ятельности командира по поддержанию их в постоянной боевой готовности, подготовке подразделений (личного состава, вооружения и военной техники) к бою (выполнению полу­ченной задачи) и руководству ими при выпол­нении задач.

Управление должно быть устойчивым, непре­рывным, оперативным и скрытым, обеспечивать постоянную боевую готовность подразделений, эффективное использование их боевых воз­можностей и успешное выполнение поставленных задач в установленные сроки и в любых условиях обстановки.

Устойчивость управления достигается: прави­льным уяснением задачи, поставленной стар­шим начальником; настойчивым проведением в жизнь принятых решений; умелой организа­цией работы на средствах связи; поддержанием устойчивой связи со старшим начальником, с подчиненными и взаимодействующими под­разделениями.

Непрерывность управления достигается: по­стоянным знанием и всесторонней оценкой складывающейся обстановки; своевременным принятием решений и четкой постановкой за­дач подчиненным; умелым использованием средств связи; восстановлением нарушенного управления в кратчайшие сроки.

Оперативность управления достигается: бы­стрым реагированием на изменение обстанов­ки; своевременным влиянием на действия под­разделений в интересах выполнения постав­ленных задач.

Скрытность управления достигается: скрыт­ным размещением и перемещением коман­дно-наблюдательного пункта (командира в бо­евом порядке); строгим соблюдением правил и порядка использования средств связи, установ­ленных режимов их работы и мер радиомаски­ровки; воспитанием личного состава в духе вы­сокой бдительности.

Управление подразделениями (огневыми сред­ствами, личным составом) организуется и осуще­ствляется на основе решения командира.

Командир отделения управляет личным составом, экипажа­ми по радио, командами, подаваемыми голо­сом, сигнальными средствами, и личным при­мером. Внутри боевой машины командир управляет действиями подчиненных команда­ми, подаваемыми по переговорному устройст­ву, голосом или установленными сигналами.

В наступлении при действиях мотострелко­вого взвода в пешем порядке командир отделения располагается в месте, обеспечива­ющем эффективное управление подразделени­ями (подчиненными) и огнем.

Для управления подразделениями и огнем старший начальник устанавливает единые сиг­налы управления.

При работе на радиостанциях строго со­блюдаются правила ведения переговоров. В бою все команды передаются по радио с использова­нием маскиратора речи или открытым текстом. При передаче команд открытым текстом командиры отделений (танков) вызываются позывными, пункты местности указываются от ориентиров и условными наименованиями, а

исполнительные команды - установленными сигналами. При создании противником радиопо­мех радиостанции по команде командира роты (взвода) перестраиваются на запасные частоты.

Для передачи заранее установленных сигна­лов применяются сигнальные средства: сигна­льные ракеты, флажки, электрические фонари, прожекторы боевых машин, трассирующие пу­ли (снаряды) и различные звуковые средства (электро- и пневмосигналы, свистки и другие). Сигналы могут подаваться с помощью оружия, головного убора и руками.

Подразделения должны выполнять сигналы только своего непосредственного командира и циркулярные сигналы оповещения. Они пода­ются до получения ответа (отзыва) или начала исполнения команды (сигнала).

При управлении подразделениями (подчинен­ными) сигналами необходимо помнить, что сиг­нальные средства демаскируют местонахождение командира.

Оповещение личного состава о воздушном противнике, непосредственной угрозе и начале применения противником оружия массового поражения, а также о радиоактивном, химиче­ском и биологическом заражении осуществля­ется едиными и постоянно действующими сиг­налами.

Управление огнем является важнейшей обязанностью командира отделения. Оно включает: разведку наземных и воздушных целей, оценку их важности и опре­деление очередности поражения; выбор вида оружия и боеприпасов, вида и способа ведения огня (стрельбы);целеуказание, подачу команд на открытие огня или постановку огневых задач; наблюдение за результатами огня и его корректирование; контроль за расходом боеприпасов.

Для управления огнем старший начальник назначает единые ориентиры и сигналы, заменять их запрещается. При необходимости командир взвода может назначить дополнительного свои ориентиры из расчета не более пяти на направлении действий отделений, границах полосы и дополнительного сектора обстрела). При докладах старшему начальнику и поддержании взаимодействия используются только указанные им ориентиры.

В качестве ориентиров выбираются хорошо видимые местные предметы. При использовании ночных прицелов в качестве ориентиров выбираются местные предметы с большой отражающей способностью в пределах дальности действия прицелов. Ориентиры нумеруются справа налево и по рубежам от себя в сторону противника, а при организации обороны в укрепленном районе могут нумероваться от себя по спирали по ходу часовой стрелки. Один из них назначается основным. Кроме ориентиров для управления огнем могут использоваться хорошо видимые местные предметы.

Разведка наземных и воздушных целей должна обеспечить обнаружение противника перед фронтом и на флангах отделения, танка, огневого средства), а при выполнении задач самостоятельно - в круговом секторе. Разведка целей ведется всем личным составом взвода (отделения, танка, расчета) в назначенных секторах.

Оценка важности целей заключается в определении объектов противника, способных оказать наибольшее влияние на ход выполне­ния боевой задачи подразделением. Очеред­ность их поражения определяет командир под­разделения, исходя из оценки важности целей. В первую очередь уничтожаются противотан­ковые средства, расчеты пулеметов и миноме­тов, снайперы, артиллерийские корректиров­щики, авиационные наводчики, машины управления и командиры подразделений про­тивника. Выбор средств поражения должен обеспечить уничтожение разведанных целей.

При постановке (уточнении) огневых за­дач командиры указывают: кому (какому под­разделению), где (целеуказание), что (наимено­вание цели) и огневую задачу (уничтожение, подавление, разрушение или другое).

Целеуказание может осуществляться от ори­ентиров (местных предметов) и от направления движения (атаки), по азимутальному указате­лю, трассирующими пулями и снарядами, от разрывов снарядов, сигнальными средствами, а также наведением приборов и оружия в цель.

Корректирование огня осуществляется от местоположения цели, ориентиров (местных предметов) и разрывов снарядов с указанием величины отклонения по дальности и направ­лению.

Вызов и корректирование огня поддер­живающей артиллерии осуществляются, как правило, через артиллерийских командиров (корректировщиков), а при их отсутствии - лично командиром взвода. При вызове огня командир взвода указывает: характер и место­положение (номер) цели; задачу стрельбы (по­давить, уничтожить, разрушить, осветить, за­дымить); сроки выполнения огневой задачи, а при корректировании огня - характер и место­положение (номер) цели; величину отклонения по дальности и направлению.

Целеуказание экипажам вертолетов (самоле­тов) осуществляется обычно по распоряжению старшего командира обозначением места цели огнем стрелкового оружия, вооружения боевых машин, трассирующими пулями (снарядами), а также сигнальными ракетами. Задача на обозна­чение места цели ставится так же, как и огневая задача с указанием времени открытия огня.

При поддержке боя взвода (отделения, танка) огнем артиллерии, ударами авиации или других средств поражения командир обязан указать ру­беж безопасного удаления от разрывов своих сна­рядов (ракет, мин).

ТАБЛИЦА СИГНАЛОВ, ПОДАВАЕМЫХ ФЛАЖКАМИ, РУКОЙ

И ФОНАРЕМ

н/п Сигнал Условные знаки
рукой флажками фонарем
Внимание(внимание, делай, что я; отзыв) Поднять правую руку вверх и держать до отзыва (до повторения сигнала «Внимание») Поднять правой рукой вверх желтый флажок и держать до отзыва (до повторения сигнала «Внимание») Фонарем с белым светом – серия точек
Сбор командиро(начальников) Поднять правую руку вверх и кружить ею над головой, после чего руку резко отпустить То же, с красным и желтым флажками в правой руке Фонарем с белым светом размахивать над головой вправо и влево, описывая полукруг
К машинам Поднять обе руки вверх и держать до исполнения Фонарем с белым светом размахивать перед собой вправо и влево на уровне плеча
По местам Поднять обе руки вверх и резко опустить вниз через стороны То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок Фонарем с белым светом размахивать по вертикали вверх и вниз
Заводи Правой рукой вращать впереди себя То же, имея в правой руке желтый флажок Фонарем с белым светом вращать впереди себя
Глуши двигатель Размахивать перед собой обеими опущенными руками То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок Фонарем с красным светом, опущенным вниз, размахивать перед собой, описывая полукруг
Марш (вперед, продолжать движение в прежнем или новом направлении, путь свободен) Поднять правую руку вверх, повернуться в сторону движения и опустить руку в направлении движения на уровне плеча Фонарем с зеленым светом размахивать по вертикали вверх и вниз
Увеличить дистанцию Поднять левую руку вверх, а правую вытянуть горизонтально в сторону и размахивать ею вниз и вверх до уровня плеча То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок Фонарем с зеленым светом размахивать в вертикальной плоскости, описывая восьмерку
Стой (стоп) Поднять левую руку вверх и быстро опустить вниз перед собой, повторяя до исполнения То же, с красным флажком в левой руке Фонарем с красным светом размахивать по вертикали вверх и вниз
Уменьшить дистанцию Поднять правую руку вверх, а левую вытянуть горизонтально в сторону и размахивать ею вниз и вверх до уровня плеча То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок Фонарем с красным светом размахивать в вертикальной плоскости, описывая восьмерку
В линию машин Вытянуть обе руки горизонтально в стороны и держать до отзыва То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок Фонарем с зеленым светом размахивать перед собой вправо и влево на уровне плеча
В линию колонн В линию взводных колонн:Поднять обе руки вверх и размахивать ими накрест над головой В линию ротных колонн:Поднять обе руки вверх, сложить их накрест над головой и держать неподвижно То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок Фонарем с зеленым светом размахивать над головой вправо и влево, описывая полукруг Фонарем с зеленым светом размахивать над головой вправо, описывая полукруг. Возвращение фонаря в первоначальное положение производить при полупотушенном или скрытом от принимающего свете
В колонну Поднять правую руку вверх и опустить ее, держа предплечье вертикально (повторять до отзыва) То же, с желтым флажком в правой руке Фонарь с зеленым светом вначале держать неподвижно, а затем сигнал «Марш» повторять до отзыва
Все кругом Вытянуть левую руку горизонтально в сторону, а правую поднять вверх и кружить над головой То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок Фонарем с зеленым светом вращать впереди себя
Все направо (налево) Вытянуть левую руку горизонтально в сторону, а правую руку поднять вверх, повернуться в сторону поворота и размахивать правой рукой вверх и вниз до уровня плеча (повторять до отзыва) То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок Фонарем с зеленым светом размахивать по вертикали сверху вниз и в сторону поворота
Авария(вынужденная остановка) Вытянуть правую руку горизонтально в сторону, а левую поднять вверх и размахивать ею над головой вправо и влево То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок. После подачи сигнала красный флажок устанавливается на машине под углом 45 градусов Фонарем с красным светом размахивать перед собой вправо и влево на уровне плеча

Примечание: Сигнальный флажок состоит из прямоугольного по-

лотнища размером 32 х 22 см, прикрепленного к древку длиной 40 см. Вместо флажка желтого цвета может применяться флажок белого цвета.

Заключительная часть.

Напоминаю тему, учебные цели занятия и в какой степени они достигнуты. Указываю на наиболее характерные недостатки, выявленные в ходе контроля за работой студентов, и ставлю задачу по их устранению. Довожу задание на самостоятельную подготовку. После этого отвечаю на возникшие у студентов вопросы.

РАЗРАБОТАЛ: НАЧАЛЬНИК ЦИКЛА-

СТАРШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

генерал-майор запаса В.ГЛИНИН

Важное значение в успешном выполнении поставленной боевой задачи имеет правильное управление подчиненными, своевременная постановка задач каждому военнослужащему в тех или иных видах общевойскового боя.

Командир отделения управляет отделением, отдельными солдатами командами, подаваемыми голосом, сигнальными средствами и личным примером.

Команда - устное приказание командира, выраженное в лаконичной форме, точно определяемой воинскими уставами и наставлениями. Команда разделяется на предварительную и исполнительную. Предварительная подается громко, отчётливо и протяжно, чтобы подчиненные поняли, каких действий от них требует командир.

Исполнительная команда подается после паузы, отрывисто и энергично, по этой команде производится ее исполнение.

Например: « Противник справа – К БОЮ».

Сигналы делятся на:

1. Сигналы управления;

2. Оповещения;

3. Взаимодействия;

4. Целеуказания.

1. Сигналы управления подразделяются на уставные или устанавливаются командиром. По способам передачи сигналы могут быть зрительными, звуковыми и передаваемыми с помощью радиотехнических средств. Все сигналы доводятся при подготовке к бою.

В команде управления одиночными военнослужащими указывается:

Звание и фамилия;

Какое действие произвести;

Исполнительная часть команды.

«Студент Маханов, на рубеж кустарника – К БОЮ».

«Студент Иванов, на рубеж дороги, ползком – ВПЕРЕД».

«Студент Шпак, на рубеж яма – камень, ускоренным шагом – ВПЕРЕД».

«Студент Ботбаев, на рубеж деревьев, перебежками – ВПЕРЕД».

«Студент Петров, в направлении дома, в атаку – ВПЕРЕД».

2. Сигналы оповещения применяются для оповещения о воздушном противнике, о радиоактивном заражении, о химическом и бактериологическом (биологическом) заражении.

3. Сигналы взаимодействия применяются для начала атаки противника, об изменении направления наступления, о переносе огня, для совместных действий подразделений и т.д.

4. Сигналы целеуказания подаются осветительными сигнальными патронами трассирующими пулями и снарядами в направлении целей.

Передвижение на поле боя при действиях в пешем порядке может осуществляться:

Ускоренным шагом или бегом (в полный рост или пригнувшись);

Перебежками (20-40 шагов);

Переползанием: - по-пластунски,

На получетвереньках,

На боку.

Атака проводится ускоренным шагом или бегом. Перебежки и переползанием применяются для скрытного сближения с противником.

Перед началом передвижения личный состав ставит оружие на предохранитель по команде «Предохранитель – СТАВЬ» или самостоятельно.

ТАБЛИЦА СИГНАЛОВ УПРАВЛЕНИЯ СТРОЕМ

Сигнал Условный знак
Рукой Флажками
1. Внимание (внимание, делай, что и я, отзыв) Поднять правую руку вверх и держать до отзыва Поднять правой рукой вверх желтый флажок и держать до отзыва.
2. Сбор командиров (начальников) Поднять правую руку вверх и кружить ею над головой, после чего руку резко опустить То же, с красным и желтым флажками в правой руке
3. К машинам Поднять обе руки вверх и держать до исполнения
4. По местам Поднять обе руки вверх и резко опустить вниз через стороны То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок
5.Заводи Правой рукой вращать впереди себя Тоже, имея в правой руке желтый флажок
6. Глуши двигатель Размахивать перед собой обеими опущенными руками То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок
7. Марш (вперед продолжать движе-ние в прежнем или новом направлении, путь свободен) Поднять правую руку вверх, повернутые в сторону движения и опустить руку в направлении движения на уровне плеча То же, с желтым флажком в правой руке.
8. Стой (стоп) Поднять левую руку вверх и быстро опустить вниз перед собой, повторяя до исполнения То же, с красным флажком в левой руке
9.Увеличить дистанцию Поднять левую руку вверх, а правую вытянуть горизонтально в сторону и размахивать вниз и вверх до уровня плеча То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок
10.Уменьшить дистанцию Поднять правую руку вверх, левую вытянуть горизонтально в сторону и размахивать ею вниз и вверх до уровня плеча То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок
11. В линию машин Вытянуть обе руки горизонтально в стороны и держать до отзыва То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок
Сигнал Рукой Флажками
12. В линию колонн:
- в линию взводных колонн Поднять обе руки вверх и размахивать ими накрест над головой То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок
- в линию ротных колонн Поднять обе руки вверх, сложить их накрест над головой и держать неподвижно То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок
13. В колонну Поднять правую руку вверх и опустить ее, держа предплечье вертикально (повторять до отзыва) То же, с желтым флажком в правой руке
14. Все кругом Вытянуть левую руку горизонтально в сторону, а правую поднять вверх и кружить над головой То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок
15. Все направо (налево) Вытянуть левую руку горизонтально в сторону, в правую поднять вверх повернуться в сторону поворота и размахивать правой рукой вверх и вниз до уровня плеча (повторять до отзыва) То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок
16. Авария (вынужденная остановка) Вытянуть правую руку горизонтально в сторону, а левую поднять вверх и размахивать ею над головой вправо и влево То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок. После подачи сигнала красный флажок устанавливается на машине под углом 45º

Заключительная часть

Разбор занятия:

Напомнить тему и цель занятия, и как она достигнута;

Отметить положительные действия студентов и их недостатки в ходе занятия;

Объявить оценки студентам;

Дать задание на самоподготовку – изучить сущность управления и требования предъявляемые к солдату. Правила боевого применения сухопутных войск ВС РК, ч. 1 стр. 83-125; г Астана 2009.


Занятие №2 «Действие военнослужащего при наблюдении за противником и местностью»

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ



Читайте также: