Организация по борьбе с международным терроризмом. Основные направления борьбы с международным терроризмом в современных условиях глобализации

Основные этапы борьбы с международным терроризмом. Терроризм, в том числе в его трансграничных формах,- одна из наиболее опасных форм преступности. На современном этапе это явление превратилось в фактор, серьезно дестабилизирующий нормальное развитие международных отношений. Особую опасность могут представлять террористические посягательства с использованием ядерных и иных средств массового поражения.

Процесс становления международного сотрудничества в противодействии терроризму, формирования его основополагающих принципов и норм прошел через определенные исторические этапы. Первые многосторонние усилия государств на этом направлении восходят к концу 20-х - второй половине 30-х годов нашего столетия. В ходе международных конференций по унификации уголовного законодательства удалось сформулировать и принять (в форме рекомендаций государствам-участникам) определение терроризма, под которым понималось применение какого-либо средства, способного терроризировать население, в целях уничтожения всякой социальной организации. На конференциях шла также работа над созданием механизмов, которые позволяли бы осуществлять уголовное преследование террористов за пределами национальных границ. "Унификаторы" подошли вплотную к признанию объективной необходимости подкрепления мер, принимаемых на национальном уровне, разработкой соответствующих международно-правовых норм.

Новым этапом международного сотрудничества государств в этой области стала завершенная в 1937 году разработка под эгидой Лиги Наций Конвенции о предупреждении терроризма и наказании за него, а также Конвенции о создании международного уголовного суда. Хотя обе конвенции так и не вступили в силу, многие их положения легли в основу становления таких действующих принципов и норм международного сотрудничества в борьбе с терроризмом, как неотвратимость наказания преступников, универсальная юрисдикция, обязательство либо выдавать предполагаемого преступника, либо преследовать его в уголовно-процессуальном порядке, положения о взаимном обмене соответствующей информацией и др.

Определение терроризма. Современные параметры международного сотрудничества государств по борьбе с терроризмом в основном сложились в послевоенный период. До сих пор международному сообществу не удалось (главным образом из-за доминировавшей до последнего времени чрезмерной идеологической отягощенности данной проблематики) выработать общепризнанное определение терроризма, хотя в целом и сложилось общее понимание в отношении основных составляющих этого явления. Прежде всего речь идет о противозаконном насилии, как правило, с применением оружия, стремлении запугать широкие слои населения, о невинных жертвах, а применительно к террористическим актам, затрагивающим интересы более чем одного государства, присутствует и международный элемент. Что касается политической направленности, то международное сообщество не рассматривает ее в качестве определяющей черты международного терроризма, акты которого могут совершаться и по иным мотивам. В последние годы в VI Комитете Генеральной Ассамблеи ООН предпринимаются шаги с целью придать новый импульс работе над определением международного терроризма*.[

* Что касается терроризма голударственного, то есть действий, предпринимаемых на государственном уровне, с целью подрыва суверенитета и независимости других государств, а также воспрепятствования осуществлению права народов на самоопределение, то после принятия в 1984 году Генеральной Ассамблеей ООН резолюции 39/159, осудившей такую политику и практику в качестве метода ведения дел с другими государствами и народами, концепция государственного терроризма на универсальном уровне развития не получила.

От терроризма государственного следует отличать проблему поддержки со стороны государств действий террористических групп и отдельных террористов. Такая поддержка осуждается в раде деклараций и резолюций ООН.]

Ввиду отсутствия общепризнанного всеобъемлющего определения терроризма формирование правовых основ сотрудничества государств в борьбе с ним концентрируется на тех направлениях, где его проявления представляют наибольшую опасность интересам международного сообщества.

К настоящему времени сформировалась система международного противодействия терроризму, которая включает в себя сотрудничество на глобальном и региональном уровнях, а также на двусторонней основе.

Система международного сотрудничества в борьбе с терроризмом . На глобальном уровне такое взаимодействие концентрируется в рамках ООН, ее специализированных учреждений, прежде всего ИКАО, ИМО, МАГАТЭ. Под их эгидой создана и действует международно-правовая база такого сотрудничества, включающая в себя целый ряд универсальных соглашений, таких как: Токийская конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, 1963 года; Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года; Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 года; Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 года; Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 года; Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 года; дополняющий Монреальскую конвенцию Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, 1988 года; Римская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 года и Римский протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 1988 года. В 1991 году была принята Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения*.[

* Что касается запрещения актов террористического характера во время вооруженных конфликтов, то оно предусматривается нормами международного гуманитарного права, в частности положениями Дополнительных протоколов 1977 года к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 года.]

На региональном уровне вопросы сотрудничества в борьбе с терроризмом рассматриваются в рамках СБСЕ, ЕС, Совета Европы, Организации американских государств (ОАГ), Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК) и др. Разработан и действует ряд международных инструментов, регламентирующих сотрудничество на этом уровне: итоговые документы совещаний СБСЕ в Хельсинки, Мадриде, Вене, Париже; резолюции и решения, принятые органами ЕС; подготовленная ОАГ Конвенция о предупреждении и наказании за совершение актов терроризма, принимающих форму преступлений против лиц и связанного с этим вымогательства, когда такие акты носят международный характер, 1971 года; разработанная Советом Европы Европейская конвенция о пресечении терроризма 1977 года; Региональная конвенция СААРК о пресечении терроризма 1987 года.

Сотрудничество на двусторонней основе протекает в форме диалога на различных уровнях, а также на базе двусторонних договоренностей. Так, обязательства о взаимодействии в борьбе с международным терроризмом содержатся в заключенных Россией в 1992 году межгосударственных договорах с Францией и Великобританией о принципах взаимоотношений, а также в заключенных бывшим СССР в 1990 году Договоре о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве с ФРГ, Договоре о дружбе и сотрудничестве с Италией. Россия является государством - продолжателем СССР по заключенным в 70-х годах двусторонним межправительственным соглашениям о сотрудничестве в предотвращении угона гражданских воздушных судов с Афганистаном, Ираном, Финляндией и Турцией (последнее в силу не вступило, поскольку не было одобрено турецкой стороной). В 1991 году заключен двусторонний Меморандум о взаимопонимании с правительством США о сотрудничестве в области гражданской авиации, который предусматривает модель российско-американского оперативного взаимодействия в кризисных ситуациях, вызванных акциями террористов на гражданских авиалиниях между двумя странами. Двусторонние соглашения в области борьбы с терроризмом, в том числе и на межведомственном уровне, заключены, например, между Италией и Турцией, Францией и Испанией, Францией и Венесуэлой, США и Италией.

Одна из отличительных черт современного терроризма - динамика его проявлений и методов, к которым прибегают террористы для достижения своих целей. Соответственно не имеют застывших форм принципы и нормы, регулирующие сотрудничество по борьбе с актами международного терроризма; многие из них находятся в процессе становления.

Принципы международного сотрудничества в борьбе с терроризмом. Среди основополагающих принципов такого сотрудничества, составляющих костяк вышеупомянутых универсальных, а также ряда региональных и двусторонних соглашений, соответствующих резолюций ООН, решений других международных органов,- всеобщее осуждение и признание противоправности терроризма во всех его проявлениях, где бы и кем бы ни совершались террористические акты. Если первая часть этого принципа еще обретает свое утверждение в международных соглашениях, то признание противоправности терроризма без каких-либо изъятий уже закреплено практически во всех действующих в этой области универсальных соглашениях.

Центральным положением всех договоров о борьбе с терроризмом, многочисленных резолюций ООН и других международных организаций является принцип международного сотрудничества в борьбе с терроризмом, последовательное воплощение которого в жизнь открывает магистральный путь эффективного противодействия этому явлению.

Важнейшее направление сотрудничества - активное содействие устранению причин, лежащих в основе международного терроризма. Особое значение в этой области приобретают скоординированные усилия государств по устранению очагов международной напряженности, региональных кризисов и конфликтов, являющихся питательной почвой террористических актов и других проявлений насилия. Долг каждого государства - вносить свой вклад в международные усилия по ликвидации коренных причин этого явления. К таким причинам Специальным комитетом ООН по международному терроризму отнесены, в частности, противоречащие Уставу ООН применение силы, агрессия, нарушение политической независимости, суверенитета и территориальной целостности государств, расизм, политика геноцида, фашизм и неофашизм, политическая, социальная и экономическая несправедливость, нарушение прав человека, бедность, голод, нищета, страдания и др. Приняв к сведению исследование, проведенное по этому вопросу Специальным комитетом, Генеральная Ассамблея ООН неоднократно (в частности, в своих резолюциях 42/159 от 7 декабря 1987 г., 44/29 от 4 декабря 1989 г., 46/51 от 9 декабря 1991 г.) обращалась с призывом к государствам и органам ООН содействовать постепенной ликвидации коренных причин международного терроризма, уделяя при этом "особое внимание всем ситуациям, включая колониализм, расизм и ситуации, связанные с массовыми и грубыми нарушениями прав человека и основных свобод, а также ситуации, сложившиеся в результате иностранного господства и оккупации, которые могут вызвать международный терроризм и поставить под угрозу международный мир и безопасность".

Принцип сотрудничества охватывает также такие конкретные направления, как: взаимодействие государств в рамках международных соглашений и организаций; разработка новых договоренностей; принятие практических мер по предотвращению террористических пося гательств, включая обмен информацией и координацию необходимых мер; оказание государствами друг другу уголовно-процессуальной помощи; сотрудничество в целях мирного урегулирования споров, касающихся толкования и применения конвенций в области борьбы с терроризмом.

Действенность сотрудничества в борьбе с терроризмом напрямую связана с обеспечением неотвратимости наказания лиц, совершивших преступление. Во всех действующих в этой области глобальных соглашениях (за исключением Токийской конвенции 1963 г.) закрепляется принцип универсальной юрисдикции, который позволяет установить юрисдикцию над преступлением, а следовательно, обеспечить неотвратимость наказания преступника независимо от места его нахождения и совершения преступления. Этот принцип основывается на действии механизма "либо выдай, либо суди", когда государство-участник, если оно не подвергло уголовному преследованию находящегося на его территории преступника, обязано выдать его другому участнику (разумеется, если последний обратится с соответствующей просьбой) для целей такого преследования. Эффективность функционирования данного принципа во многом зависит от уровня доверия между государствами, от их политической воли и готовности сотрудничать, с тем чтобы террористы понесли заслуженное наказание.

Вести борьбу с терроризмом можно только "чистыми руками", опираясь на общие для человечества ценности. Требование о неуклонном следовании международному праву в борьбе с терроризмом нашло отражение в соответствующих резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, в преамбуле Римской конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 года.

Россия последовательно выступает за устранение любых преград (будь то политические, идеологические, религиозные или иные) на пути объединения усилий всего международного сообщества в целях организации эффективного отпора терроризму. Россия как государство - продолжатель СССР - участник действующих универсальных соглашений по вопросам борьбы с терроризмом. Ее представители вносят конструктивный вклад в разработку новых договоренностей,

в развитие практических контактов по формированию общего международного антитеррористического фронта.

Российское законодательство приводится в соответствие с международными обязательствами, ведется работа по его совершенствованию. В последние годы приняты законодательные акты, регламентирующие вопросы уголовной ответственности за захват заложников, незаконные действия с радиоактивными материалами, блокирование транспортных коммуникаций и иные незаконные действия, посягающие на нормальную и безопасную работу транспорта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Международные усилия по борьбе с терроризмом

Безкади Фади

Анотация

В данной статье рассматриваются международные усилия по борьбе с терроризмом. Описываются меры по борьбе с терроризмом международных организаций, а именно: Европейский Союз, НАТО, Лига Арабских Государств, Организация американских государств, Организация Объединенных Наций. Объяснено для каждой организации отдельно от других ее способы борьбы с глобальной угрозой терроризма вообще и в частности на Ближнем Востоке.

Ключевые слова и фразы: борьба с терроризмом, Европейский Союз, НАТО, Лига Арабских Государств, Организация американских государств, Ближний Восток, Организация Объединенных Наций.

Европейский союз, НАТО и Организация американских государств и Лига арабских государств, играют активную роль в решении основных причин для возникновения феномена терроризма, в дополнение к важнейшим мерам по снижению риска от этого явления и его последствий для глобальной стабильности.

Европейский союз

События 11 сентября 2001 года, повлияли на реализацию ЕС резолюций Совета Безопасности, касающихся членов террористических групп, входящих в Аль-Каиду и Талибан, введя санкции против них. 28 сентября 2001 года, Европейский союз принял план действий по борьбе с терроризмом, в том числе широкий спектр мер, которые будут приняты в различных секторах (судебное сотрудничество, сотрудничество полиции, транспортной безопасности, пограничного контроля и защиты документов от подделки, борьба с финансированием терроризма, политический диалог и налаживание внешних связей, обеспечить защиту от биологического, химического и ядерного оружия). Теракты в Мадриде в марте 2004 года и в Лондоне в июле 2005 года привели к активизации сотрудничества в борьбе с терроризмом в Европейском Союзе, и доработке плана действий, добавляя больше действий по ужесточению мер в борьбе с терроризмом. Совет Европы, который проходил 25 марта 2004 года, принял декларацию о солидарности против терроризма, который в свою очередь накладывает обязанность поддерживать все доступные инструменты, в том числе военные ресурсы государств-членов Союза, подверженных террористическим атакам.

В рамках европейских усилий по борьбе с терроризмом, Совет Европы принял 16 и 17 декабря 2004 ряд процедур, которые повышают возможности разведки на национальном и региональном уровне, а также на уровне международных организаций . Европейский Совет также утвердил в декабре 2005 года стратегию ЕС по борьбе с терроризмом, которая основана на четырех основных принципах:

1. Предотвращение явления терроризма;

2. Защита граждан, инфраструктуры и транспорта, поддерживая структуры безопасности;

3. Выследить террористов, разорвать связь и общение между ними, прекратить их свободное передвижение, демонтаж сетей, которые предоставляют им поддержку и финансирование;

4. Получить способность управлять эффектами возможных террористических операций, для смягчения их последствий .

Совет ЕС принял конкретный план действий по борьбе с боевиками и с терроризмом, в 2005 году, обращая внимание на вопрос о профилактике, уделяя особое место прогнозированию и наблюдению развитию условий, которые могут способствовать распространению экстремизма или радикализма и вербовке, посредством сотрудничества между государствами-членами и федеральными учреждениями, а также с другими странами и международными организациями.

Кроме того, растущее признание важности принятия превентивных мер и диалога на широкой основе между культурами и религиями, для продвижения знаний и взаимопонимания, для того чтобы сократить зону, активной пропаганды и вербовки террористов. Европейский союз сделал борьбу с терроризмом, один из краеугольных элементов в политическом диалоге с региональными группами и другими странами. И это играет ведущую роль в установлении европейского и западного сотрудничества с умеренным исламом, как в странах происхождения ислама, так и с мусульманскими общинами стран-резидентов ЕС. В рамках общей внешней политики и политики безопасности, был проведен диалог с Советом сотрудничества стран Персидского залива о финансировании терроризма. На фронте борьбы с финансированием терроризма, Европейский союз, активировал деятельность в различных секторах, в дополнение ко всему поощряет сотрудничество с другими странами. ЕС также определили ряд мероприятий, связанных с пограничным контролем и обменом информацией, а также учредил судебное и полицейское сотрудничества. В связи с этим, можно отметить, соглашение о создании Евроюст, работа которого связана с расследованием отмывания денег, конфискацией, а также соглашение между странами о взаимной выдаче преступников .

НАТО

Совет североатлантического сотрудничества был создан в 1991 году, который разработал в 1997 году Совет партнерства Евро-Атлантике, чтобы распределить тяготы и обязанности между Европой и Атлантикой, а также для регулировки вероятности конфликтов и споров и их сдерживание путем развития сотрудничества во всех областях, будь то для безопасности или политики, военной или экономической сферы. Были введены и другие политические институты в структуру НАТО, это Партнерство во имя мира, а также Совместный постоянный совет НАТО и России и НАТО - Украина.

Новая структура и функции НАТО показывают, что идет реализация стратегии по расширению в восточном направлении, путем возрастающего интереса к сотрудничеству с военными и политическими институтами за пределами ее рамок, например, с некоторыми странами из Европейского союза, и с некоторыми международными организациями, такими как Организация Объединенных Наций. Акцент на новой стратегической концепции был сделан НАТО во время саммита альянса в Вашингтоне, прошедшего в 1999 году по случаю пятидесятой годовщины ее основания. Это было расширение миссии НАТО в плане источников угрозы, то есть предотвратить угрозы под любыми предлогами будь то борьба с терроризмом, нераспространение оружия массового уничтожения и защита прав меньшинств. терроризм международный арабский

После событий 11 сентября, Афганистан стал первой страной, где мы увидели отход НАТО от своей конкретной роли и задач, когда Североатлантический альянс взял на себя роль больше, чем у него была, после окончания Второй мировой войны. В контексте новых миссий НАТО, была принята декларация о борьбе с терроризмом утвержденная от 2 апреля 2004 года, включающая серию процедур и практических мер, направленных на улучшение работы по обмену информацией между спецслужбами. По случаю саммита НАТО в Риге в декабре 2006 года, альянс подтвердил свою приверженность к борьбе с терроризмом, в соответствии с нормами международного права и принципам Организации Объединенных Наций . Он также подчеркнул свое намерение продолжать работу в этой области. В этом контексте, военно-морские патрули НАТО представляют собой важный и существенный вклад в совместную деятельность. Кроме того, после началась работа по подготовке пакета мер под названием "Защита от терроризма", для развития передовых технологий, предназначенных для борьбы с угрозой терроризма, таких, как защита союзных войск, защита портов и др. Страны НАТО предложили развивать свои способности в борьбе с терроризмом, и особенно активизировать распространение информации в рамках альянса.

Организация американских государств

На внеочередном заседании Контртеррористического комитета в Нью-Йорке 6 марта 2003 года, региональные организации обязались во всех регионах, в частности, Организации американских государств, обмениваться опытом в рамках регионального сотрудничества по борьбе с террористической деятельностью. Также признано, данная организация играет уникальную роль, в помощи своим членам по осуществлению резолюции № 1373, таким образом, повышая информированность в борьбе с терроризмом на региональном уровне, и в сотрудничестве с Международной организацией гражданской авиации, Международной организацией уголовной полиции (Интерпол), Международной морской организацией, Верховным комиссаром Организации Объединенных Наций по делам беженцев и Всемирной таможенной организацией. В ходе контртеррористического комитета и Организации американских / Межамериканской комиссии по борьбе с терроризмом, государства-члены на закрытом заседании, состоявшемся в Вашингтоне 7 октября 2003 года, обязались о региональном сотрудничестве и солидарности .

В контексте борьбы с финансированием террористических групп внутри и за пределами Америки, Соединенные Штаты обязались оказать техническую поддержку Организации американских государств, и контролировать финансовую деятельность террористических организаций внутри и за пределами Америки, а также замораживание их активов и основных средств. Также они по борьбе с финансированием терроризма добавили девять специальных рекомендаций по противодействию финансированию терроризма к уже существующим 40 рекомендациям по борьбе с отмыванием денег, в рамках Международной группы по финансовым мероприятиям (GAFI) и Рабочей группы по финансовым вопросам (FATF). Сотрудничество, созданное рабочей группой GAFI, расширилось в последние годы. В итоге, это создало несколько региональных центров в Соединенных Штатах для подготовки, обучения людей и обмена опытом, для того, чтобы укрепить узы солидарности в борьбе с терроризмом.

Лига арабских государств

Лига арабских государств приняла бой против терроризма, который угрожает безопасности и стабильности арабских государств, а также представляет угрозу для жизненно важных интересов на арабском и международном уровнях. ЛАГ выражает свою приверженность Уставу Организации Объединенных Наций, и всех других международных конвенций. Результатом усилий арабских стран стала Арабская конвенция о борьбе с терроризмом. Она была принята на встрече министров внутренних дел и юстиции, состоявшаяся в Генеральном секретариате в штаб-квартире Лиги арабских государств в Каире 22 апреля 1998 года. Конвенция основана на арабском сотрудничестве по борьбе против терроризма в области безопасности, также она охватывает ряд мер по предотвращению и борьбе с террористическими преступлениями. Государства пообещали не способствовать организации террористических актов или финансированию, а также участию в нем, в дополнение к этому производить арест лиц, совершивших террористические преступления и судить их в соответствии с законами государства или выдавать их другим странам для судебных разбирательств, а также еще обеспечивать защиту работников уголовного правосудия и свидетелей .

Лига арабских государств до событий 11 сентября 2001 года и после стремилась следить за реализацией резолюций Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. И это подтверждается ее поддержкой в подготовке всеобъемлющей Конвенции Организации Объединенных Наций в отношении международного терроризма, которая будет включать в себя конкретное определение терроризма, согласованное на международном уровне, где определены различия между терроризмом и законным правом народов на сопротивление оккупации территории, и также продолжать усилия по созданию международного центра по борьбе с терроризмом, способствующего укреплению международного сотрудничества в этой области. Однако, Лига арабских государств продолжает свои усилия по подготовке проекта соглашения о предотвращении компьютерной преступности, которая включает в себя положения о борьбе с использованием Интернета в террористических целях. Секретариат также подготовил проект Арабской конвенции против отмывания денег и финансирования терроризма, и приобретения оружия массового уничтожения, в рамках осуществления резолюций Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций . Исходя и этого усилия ЛАГ не должны останавливаться на границах этих мер, но должны быть расширены до арабского и международного сотрудничества для устранения причин терроризма, что послужит распространению демократии и прав человека в арабском мире.

Из выше написанного мы можем сделать несколько выводов:

Во-первых, совместные усилия международных организаций и стран вместе могут дать очень эффективные результаты в борьбе против терроризма.

Во-вторых, международное сообщество должно определить различия между терроризмом и законным правом народов на сопротивление оккупации территории.

В-третьих, не допустить использование вмешательства одной страны во внутренние дела других стран под предлогом поддержки терроризма этой страной.

Список литературы

1. Беблер А. НАТО и транснациональный терроризм // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 10, 15-23 с.

2. Карпенко Е.А., Законодательные основы сотрудничества арабских государств в области борьбы с терроризмом, Институт Ближнего Востока, [Электронный ресурс]: URL: http://www.umes. т/гщ^а^2005/11-11-05ЬЛШ (дата обращения: 01.07.2015)

3. Мурадян С., Институциональные основы борьбы с финансированием терроризма в Европейском союзе, Полицейская и следственная деятельность, № 02, 2013, 77-90 с.

4. Робертсон Джордж. Ядро коалиции составляют НАТО и Россия // Международная жизнь. 2003. № 1., 34-40 с.

5. Сообщение МИД России. 9 июля 2003 г. О вступлении в силу Межамериканской конвенции по борьбе с терроризмом // Дипломатический вестник. 2003. № 8. С. 107.

6. Хлебников А., Особенности борьбы арабских стран с терроризмом, исламский информационный портал Islam.ru, [Электронный ресурс]: URL: http://www.islam.ru/content/avtor/1118 (дата обращения: 02.07.2015)

7. "La Lutte Contre le Terrorisme au sein de l"Union Europйenne" wwwdiplomatie.gouv.fr/.../terrorisme...contre-terrorisme...union-europeenne .../, fйvrier 2010

8. "Stratйgie de l"Union Europйenne visant а lutter contre le terrorisme", Le Monde, 5 dйcembre 2005

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика понятия терроризма. Изучение видов и форм международного противодействия террористическому движению. Международное контртеррористическое сотрудничество государств и международных организаций. Сотрудничество стран СНГ в борьбе с терроризмом.

    дипломная работа , добавлен 05.06.2010

    Деятельность Узбекистана в области борьбы с международным терроризмом. Комитет по борьбе с терроризмом. Конвенции и протоколы ООН по вопросам борьбы с терроризмом. Хроника антитеррористической деятельности. Международные террористические организации.

    реферат , добавлен 04.03.2010

    История создания, состав и функции Организации Объединенных Наций (ООН). Роль ООН в мирном урегулировании международных споров и конфликтов, а также в борьбе с терроризмом. Усиление эффективности принципа неприменения силы в международных отношениях.

    реферат , добавлен 15.10.2013

    Понятие и виды международного терроризма. Роль ООН и РФ в борьбе с международным терроризмом. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации. Международная Конвенция о борьбе с финансированием терроризма.

    реферат , добавлен 20.05.2014

    Роль региональных организаций постконфронтационной системы международных отношений в поддержании глобальной и региональной безопасности. Анализ позиций Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива в поддержании мира на Ближнем Востоке.

    реферат , добавлен 23.03.2011

    История формирования понятия "международный терроризм". Виды террористических организаций. Международно-правовые методы борьбы с международным терроризмом на Ближнем Востоке. Угроза терроризма и методы борьбы с ним. Деятельность исламских террористов.

    дипломная работа , добавлен 18.07.2014

    Понятие и источники права международных организаций. Организация Объединенных Наций: устав, цели, принципы, членство. Система органов ООН. Региональные международные организации: Содружество Независимых Государств, Совет Европы, ЕС.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2007

    Организация американских государств как международная организация, созданная в 1948 году на 9-й Межамериканской конференции в Боготе. Значение Организации африканского единства для африканских стран. Лига арабских государств как высший орган организации.

    презентация , добавлен 08.04.2011

    Становление и развитие нормативного запрещения терроризма. Значение международных договоров в области борьбы с международным терроризмом. Сотрудничество Республики Казахстан с международными организациями по вопросам борьбы с международным терроризмом.

    курсовая работа , добавлен 09.07.2015

    Рассмотрение типов, функций, видов и признаков международных организаций. Проведение анализа структуры и функционирования Североатлантического оборонного союза, Организации Объединенных наций, Европейского союза, Организации Исламской конференции.

Терроризм как социальное явление в последние 5-10 лет превратился в острейшую глобальную проблему, требующую не только адекватного и оперативного государственного и общественного контроля, но и объединения на платформе антитеррористической деятельности усилий ученых и практиков. Обращая на это внимание, специалисты подчеркивают: терроризм - это именно та угроза, против которой еще не найдены серьезные защитные механизмы. Россия в этом смысле не исключение. Более того, именно Россия испытывает на себе такие террористические акты, которые наносят обществу серьезный вред. Надо иметь в виду еще и их далеко идущие социальные последствия.

Террористический акт - особый вид чрезвычайного события. Научный и практический интерес к особенностям терроризма неуклонно продолжает расти. Их содержание, кроме нормативных актов, включает сложные в данный момент проблемы борьбы с терроризмом, и в первую очередь это касается механизмов защиты жертв террора, проблем, связанных с проведением контртеррористических операций.

Высокая степень общественной опасности терроризма обусловливается тем, что он выполняет социально-деструктивную функцию, связан с культом насилия, порождает в обществе атмосферу страха, беспокойства граждан за свою безопасность и безопасность близких лиц. В современных условиях опасность терроризма возрастает не только вследствие его более широкой распространенности, но также и потому, что человечество получило доступ к оружию массового поражения: ядерному, химическому, биологическому, лазерному и т. д., которое обладает огромной разрушительной силой. Именно поэтому международное сообщество прилагает все усилия для скоординированной борьбы с терроризмом. Начиная с 30-х гг. был заключен ряд международных соглашений по объединению усилий различных государств в выработке мер противодействия этой социальной болезни XX в. (Мадридская конвенция 1934 г., Международная конвенция по предотвращению и наказанию актов терроризма 1937 г., Европейская конвенция по борьбе с терроризмом 1977 г., Конвенция 1987 г. по пресечению терроризма и др.). Советский Союз и впоследствии Российская Федерация как его правопреемница также являются участниками этих международных соглашений, в связи с чем в Уголовном кодексе и предусматривается соответствующая норма.

Существует целый ряд подходов к пониманию терроризма. Дискуссии на этот счет не прекращаются, а сегодня они стали еще более активны, чем 10-15 лет назад, и более актуальны. В литературе говорится о террористической преступности как виде преступности. Используются такие понятия, как террористические преступления и преступления террористического характера, деяния с признаками терроризма. Термин «преступления террористического характера» закреплен в Уголовном кодексе России. Некоторые авторы ведут речь даже о таком понятии, как «акт (или действия) террористической направленности». Как отмечает А.Г. Кибальник, «к актам терроризма относятся самые разные преступления, но их объединяет то, что все они посягают на общую безопасность и мирное сосуществование» 1 . По мнению В.А. Середина, «понятие «преступления террористического характера» является собирательным, объединяющим обширную категорию преступлений» 2 . При самых разнообразных определениях большинство авторов считают, что ряд преступлений может отражать совокупность действий, причинно связанных с терроризмом (террором), или иметь самостоятельное значение при приготовлении или покушении на преступления террористического характера.

В большинстве случаев терроризм по существу представляет собой политический акт. Он предназначен для неожиданного причинения смертоносных увечий мирным жителям и создания атмосферы страха в целом ради достижения какой – политической или идеологической (то религиозной или нерелигиозной) цели. Терроризм является преступным актом, однако нечто большим, чем простое уголовное деяние.

В международном уголовном праве отсутствует единый конвенциональный дефиниций понятия «терроризм». Вместо него в договорных нормах устанавливаются положения о преступлениях, являющихся проявлениями международного терроризма. Согласно статьи 24 проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, состав данного преступления определяется как совершение любого из следующих деяний: совершение, организация, содействие осуществлению или поощрение актов против другого государства или попустительство совершению таких актов, которые направлены «против лиц или собственности и которые по своему характеру имеют целью вызвать страх у государственных деятелей, групп лиц, или населению в целом».

Так, Европейская конвенция по борьбе с терроризмом от 27 января 1977 г. называет в качестве террористических следующие преступления:

а) правонарушения, относящиеся к применению Гаагской конвенции по борьбе с преступным захватом летательных аппаратов от 16 декабря 1970 г.;

б) правонарушения, относящиеся к применению Монреальской конвенции по борьбе с преступными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, от 23 сентября 1971 г.;

в) тяжелые правонарушения, заключающиеся в покушении на жизнь, телесную целостность или свободу людей, имеющих право международной защиты, включая дипломатических представителей;

г) правонарушения, содержащие захват или незаконное лишение свободы;

д) правонарушения, содержащие использование бомб, гранат, ракет, автоматического огнестрельного оружия, бандеролей или посылок с опасными вложениями, соразмерны с тем, насколько подобное использование представляет опасность для людей.

В Преамбуле Декларации о мерах по ликвидации международного терроризма от 9 декабря 1994 г. проявлениями терроризма по международному праву являются деяния, которые «угрожают жизни ни в чем не повинных людей или приводят к их гибели, имеют пагубные последствия для международных отношений и могут поставить под угрозу безопасность государств».

Терроризм рассматривается с различных точек зрения: политической, социальной, экономической, правовой, религиозной, национальной и т.д. Пишется о различных его видах: информационный терроризм, телефонный, бытовой. Но как верно отмечается в литературе, исходной является уголовно-правовая позиция, которая изначально определяет понятие терроризма и ответственность за него. Отсюда берут свое начало криминологическое изучение терроризма, уголовно-процессуальное, криминалистическое, анализ данного явления с позиций оперативно-розыскной деятельности. Особую же роль в исследовании терроризма играет криминология.

Однако юридическому оформлению понятия «терроризм» в современных условиях препятствуют как минимум два обстоятельства: во-первых, крайняя политизированность оценок терроризма и, во-вторых, стремление придать такому определению всеобъемлющий характер. Оба эти обстоятельства отчетливо прослеживаются начиная с резолюции IV Конференции по унификации уголовного законодательства (Париж, 1931 г.) 1 .

Основой и главной сущностной характеристикой понятия терроризм является термин «террор».

В словарях «террор» определяется как «физическое насилие, вплоть до физического уничтожения, по отношению к политическим противникам» 2 . В Толковом словаре В.И. Даля подчеркивается основной смысл, нацеленность терроризма – страшать смертью, казнью, насилием 3 . Трактовка В.И. Далем слова «терроризм» ближе к современному понятию «терроризировать»:

1) устрашать, запугивать, держать в повиновении угрозами насилия и физического уничтожения;

2) творить расправу жестокими карательными мерами и истязаниями, расстрелами и т.п.

Такие определения также не позволяют четко разграничить такие понятия как «террор» и «терроризм». Многие российские ученые пытались внести ясность в этот вопрос. С.А. Эфиров считает, что понятие терроризма в широком смысле можно употреблять как объединяющее нелегальную подрывную деятельность, все виды государственного террора, террористической политики и геноцида, а в узком смысле – в отношении нелегальных террористических актов 1 .

Известный криминолог Ю.М. Антонян также предлагает понимать под терроризмом как все явление в целом, так и отдельные террористические акты. Кроме того, он настаивает на различении криминологического (более широкого) и уголовно-правового понятий терроризма 2 . С этой точки зрения автору представляется возможным выделить такие виды терроризма как политический, государственный, религиозный, националистический, военный, криминальный, корыстный и т.д.

Под террором Ю.М. Антонян предлагает понимать реализацию терроризма в течение достаточно длительного времени, на значительной территории и в отношении большого количества людей 3 .

В.И. Замковой и М.З. Ильчиков предлагают различать терроризм и террор по признакам субъекта, совершающего террористический акт, и по «адресату» такого террористического акта. С этой точки зрения более правомерным и логичным будет относить понятие террора к политическим силам, находящимся во власти, опирающимся на властные структуры и репрессивный аппарат подавления (армию, контрразведку, различные спецслужбы), то есть объективно являющимся более сильной стороной в противоборстве. Понятие же терроризм данные исследователи относят к оппозиционным силам, выступающим против официальной власти и объективно являющимся более слабой стороной в конфликте.

Кроме того, Замковой и Ильчиков, отмечают открытый и легальный характер осуществления террора, тогда как терроризму, по их мнению, присуща конспиративная и нелегальная форма реализации 4 .

Как справедливо отмечает В.П. Емельянов, существуют значительные трудности создания универсального определения терроризма, ибо это преступление и его признаки весьма разнообразны. 1 Он называет четыре отличительных признака: создание реальной опасности, угрожающей неопределенному кругу лиц; публичный характер его совершения; преднамеренное создание обстановки страха, подавленности, напряженности не ради самого страха, а ради других целей; наконец то, что «при его совершении общественно опасное насилие применяется в отношении одних лиц или имущества, а психологическое воздействие в целях склонения к определенному поведению сказывается на других лицах».

К тому же наличие организации или сговора с целью совершения террористического акта является квалифицирующим признаком данного преступления, ибо оно повышает общественную опасность как преступного деяния, так и лиц, причастных к его подготовке или исполнению. 2
Сводя эти признаки, В.П. Емельянов предлагает следующее определение: «Терроризм - это публично совершаемые общественно опасные действия или угрозы таковыми, направленные на устрашение населения или социальных групп в целях прямого или косвенного воздействия на принятие какого-либо решения или отказ от него в целях террористов».

Было бы не менее важным обратить внимание на позицию И. Карпеца относительно определения терроризма в международном праве. По его мнению, международный терроризм есть преступный акт, охватывающий два или более государств и представляющий собой организационную или иную деятельность, направленную на создание специальных организаций и групп для совершения убийств и покушения на убийство, нанесения телесных повреждений, применения насилия и захвата людей в качестве заложников с целью получения выкупа, насильственного лишения человека свободы, сопряженного с надругательством над личностью, применением пыток, шантажа и т.д., сопровождающийся разрешением и ограблением зданий, жилых помещений и иных объектов. 1

Как полагает Р. Адельханян, понятие «международный терроризм» является более частным по отношению к определению «терроризм по международному праву» и применением в случаях, когда субъектами террористической деятельности является субъект международного публичного права. 2 В противном случае, как он отмечает, вряд ли можно говорит о «международном терроризме» как таковом, а вот о терроризме по международному праву – вполне. Причинение вреда или угроза такого причинения интересам общественной безопасности двух или более государств является основным признаком любого террористического преступления по международному уголовному праву. При этом такое деяние должно иметь место в мирное время, т.е. при отсутствии состояния войны между государствами. В противном случае деяния, содержащие признаки актов терроризма, должны быть квалифицированы как соответствующие военные преступления.

Р.Адельханян выделяет следующие признаки террористического преступления по международному праву.

Деяние должно изначально посягать на основы общественной безопасности двух или более государств, т.е. угрожать жизненно важным интересам неопределенного круга лиц, проживающих на территории этих государств.

В силу принципа «nullum crimen sine lege» такое деяние должно быть противоправным по международному уголовному праву, т.е. запрет на его совершение должен быть непосредственно установлен в международно-правовом документе.

Деяние, подпадающее под признаки террористического акта по международному уголовному праву, должно быть совершено в мирное время, по крайней мере вне рамок вооруженного конфликта. В противном случае оно должно расцениваться как военное преступление в соответствие с Женевскими конвенциями 1949 г. и Дополнительными протоколами к ним 1977 г.

Неотъемлемой чертой терроризма как уголовно-правовой категории является насильственный характер действий террористов. Именно применение насилия (причем насилия публичного, рассчитанного на устрашение населения) является обязательным признаком террористического преступления. 1

Анализ научной литературы, международных документов и уголовного законодательства ряда стран позволяет сделать вывод, что дать определение терроризма путем перечисления каких-то деяний, в которых он выражается, или путем перечисления альтернативных признаков общего характера не представляется возможным. Это возможно лишь в результате выработки системы взаимосвязанных признаков, определяющих основные сущностные характеристики данного деяния и позволяющих отграничить его от смежных деяний. Таковыми взаимосвязанными признаками терроризма являются:

    совершение общеопасных (именно общеопасных, а не любых общественно опасных) деяний или угрозы таковыми, что порождает общую опасность;

    публичный характер исполнения с претензией на широкую огласку. Другие преступления обычно совершаются без претензий на огласку, а при информировании лишь тех лиц, в действиях которых имеется заинтересованность у виновных. Терроризм же без широкой огласки, без открытого предъявления требований не существует. Терроризм – это бесспорно форма насилия, рассчитанная на массовое восприятие;

    преднамеренное создание обстановки страха, напряженности на социальном уровне, направленное на устрашение населения или какой-то его части;

    применение общеопасного насилия в отношении одних лиц (невинных жертв) или имущества в целях склонения к определенному поведению других лиц.

    В свете высказанных утверждений можно отметить следующие отличительные особенности современного терроризма:

    — формирование глобальных и региональных руководящих центров, осуществляющих подготовку операций и организацию взаимодействия между отдельными группами и исполнителями, привлекаемыми к той или иной акции, при этом национальная и религиозная принадлежность исполнителей не является свидетельством принадлежности к конкретному государству или религиозному движению;

    — использование права на политическое убежище для закрепления присутствия террористов в некоторых государствах;

    Осуществление проникновения в общественные и государственные политические, экономические и силовые структуры; создание под прикрытием своих агентов в органах власти разветвленных сетей центров и баз по подготовке боевиков, складов оружия и боеприпасов, фирм, компаний, банков, фондов, используемых для финансирования проводимых операций;

    Широкое использование наркобизнеса и торговли оружием для пополнения финансовых средств;

    Появление тенденции перехода от осуществления отдельных террористических актов к масштабным акциям, приобретающим характер диверсионно-террористической войны, в ходе которой широко применяются методы информационно-психологического воздействия, в том числе для создания атмосферы всеобщего страха, возбуждения антиправительственных настроений в обществе в целях успешной борьбы за влияние и власть. 1

    Ныне известны следующие случаи проявления международного терроризма: 1) как террорист, так и жертвы терроризма являются гражданами одного и того же государства или разных государств, но преступление совершено за пределами этих государств; 2) террористический акт направлен против лиц, пользующихся международной защитой; 3) подготовка к террористическому акту ведется в одном государстве, а осуществляется в другом; 4) совершив террористический акт в одном государстве, террорист укрывается в другом и встает вопрос о его выдаче. 2

    Терроризм относится к чисто уголовным деяниям как во внутреннем законодательстве государств, так и в международных конвенциях. В частности, в соответствии со ст 1. Европейской Конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом, открытой для подписания в Нью-Йорке 12 января 1998 г., ни одно из указанных в настоящих конвенциях преступлений не рассматривается для выдачи или взаимной правовой помощи как политическое преступление или преступление, связанное с политическим преступлением, или преступление, вызванное политическими побуждениями. Другое дело, что сам уголовно наказуемый терроризм может иметь подразделение по мотивации (политическая, религиозная, националистическая, экономическая, корыстная и т.д.) и по субъекту преступления (совершенный гражданином своей страны; иностранцем или лицом без гражданства; лицом, не обладающим какими-либо полномочиями либо представителем каких-то государственных структур).

    Ответственность за терроризм, будь то акты терроризма, совершенные в пределах своей страны либо имеющие международный характер, представляется возможной лишь как уголовная ответственность лиц, обладающих признаками субъекта преступления.

    Субъектами же преступления может быть признано лишь физическое вменяемое лицо, достигшее возраста, с которого наступает ответственность за содеянное согласно уголовному законодательству.

    В качестве субъекта преступления международный террорист рассматривается в Проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества 1991г. как «любое лицо, которое как агент или представитель государства совершает или отдает приказ о совершении любого из следующего: совершение, организация, содействие осуществлению, финансирование или поощрение актов против другого государства или попустительство совершению таких актов, которые направлены против лиц или собственности и которые по своему характеру имеют целью вызвать страх у государственных деятелей, групп лиц или населения в целом в случае признания его виновным».

    Не могут быть субъектами преступлений юридические лица (предприятия, учреждения, государственные и общественные органы и организации и т.д.).

    Когда речь идет о международно-правовой ответственности государств как суверенных субъектов международного права, то понятиями, адекватными сущности допущенных ими нарушений международного права, могут выступать такие понятия, как «правонарушение» или «деликт», но не понятие «преступление», которое отражает явления, существующие в совершенно иной сфере общественной жизни. Инкриминировать преступление государству невозможно, так как оно не является субъектом преступления, не может быть привлечено к уголовной ответственности в порядке уголовного судопроизводства и не может отбывать назначаемого судом уголовного наказания. К государству можно лишь применить санкции за действия, нарушающие международный правопорядок, но эти действия несопоставимы с преступлениями как явлениями совершенно иного порядка, а санкции несопоставимы с уголовным наказанием.

    Таким образом, резюмируя существующие научные положения, представляется возможным остановиться на следующем обобщающем определении терроризма как явления, выраженного в деянии: Терроризм – это публично совершаемые общеопасные действия или угрозы таковыми, направленные на устрашение населения или социальных групп, в целях прямого или косвенного воздействия на принятие какого–либо решения или отказ от него в интересах террористов 1 .

    Какое бы то ни было юридическое определение понятия «терроризм», внутреннее законодательство большинства государств относит терроризм к уголовным деяниям, как и Европейская конвенция по борьбе с терроризмом, принятая в Страсбурге (27.01.1977г.), и ст. 1 и 11 Международной конвенции о борьбе с терроризмом. При этом и мотивация преступления и субъект преступления могут быть различными. Что касается ответственности за терроризм, то, как уже указывалось, она может быть только уголовной. Субъектом ответственности может быть, считает большинство правоведов, только физическое, вменяемое лицо, достигшее возраста ответственности. Уголовная ответственность юридических лиц допускается только англо-американской системой права.

    2. УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ БОРЬБЫ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ

    Большинство террористических актов совершаются конкретными преступными группами с определенными политически мотивированными целями. В нынешние дни транснациональные террористические группировки, например «Аль Каида», Исламское движение Узбекистана, способны осуществлять террористические нападения через одну границу, получать средства из частных источников или от правительства, находящихся за границей, а оружие добывать из целого ряда источников.

    Все международные террористические организации обосновывают свою программу действий определенной национально-этнической или религиозной идеологией. Например, следует упомянуть «Ирландскую республиканскую армию» (Великобритания), которая является католической организацией, основанной в 1914 г. и активно действующей с 1969 г. под лозунгом воссоединения британской провинции Ольстер с Ирландией. Другие же террористические организации, например протестантские группировки «Борцы за освобождение Ольстера», «Добровольческие силы Ольстера», «Команда малой руки», иначе и очень по-разному смотрели на решение этой проблемы

    Международное сотрудничество в борьбе с международным терроризмом начало складываться еще в 30-х годах XX столетия. В 1937 г. более 20 государств подписали конвенцию о предупреждении и наказании терроризма, одновременно для уголовного преследования террористов 13 государств подписали конвенцию «О создании международного уголовного суда». В этих конвенциях не предусматривалась обязательная выдача международных террористов, а определение терроризма было слишком широким. По этим причинам конвенции не собрали необходимого количества ратификаций и в силу не вступили. Однако их положительное воздействие на международное сотрудничество государств в этой области несомненно. Основные нормы этих конвенций были использованы для совершенствования законодательства о борьбе с терроризмом.

    Ввиду актуальности борьбы с терроризмом в международном праве был разработан ряд международных договоров. Их можно классифицировать по двум категориям:

    договоры направленные на защиту жертв террористических посягательств. В числе подобных международных актов находятся Конвенция ООН о предупреждении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, включая дипломатических агентов (1973г., Нью-Йорк); Конвенция о борьбе с захватом заложников (1979г., Нью-Йорк); Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников (1986г., Нью-Йорк); Конвенция о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала (1994г., Нью-Йорк).

    Антитеррористические Конвенции, имеющие целью пересечение террористических посягательств, совершаемых с применением специфических средств. Такого рода международными договорами следует считать Конвенцию о маркировании пластических взрывчатых веществ для целей их идентификации (1991г., Нью-Йорк); Международная конвенция о пересечении бомбового терроризма (1998г., Нью-Йорк); Конвенция ООН о борьбе с финансированием терроризма (1999г., Нью-Йорк).

    Представляется целесообразным особо указать на Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятую 25-й сессией Генеральной Ассамблеи 24 октября 1970 г. Этот акт содержит указание о том, что «каждое государство обязано воздерживаться от организации подстрекательства, оказания помощи или участия… в террористических актах». 1

    9 декабря 1994 г. 49-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма.
    2

    Эта Декларация имеет наиболее важное значение для борьбы с международным терроризмом, ибо содержит перечень основополагающих международно-правовых документов, из которых прямо или косвенно следует классификация терроризма как преступления против человечества «во всех его формах и проявлениях», в ней указывается на его связь с наркобизнесом и полувоенными бандами. Последнее обстоятельство наглядно демонстрируют приведенные выше примеры терактов.

    Межгосударственные акты, разработанные под эгидой ООН, создали определенную правовую базу для создания механизмов, ориентированных в борьбе с терроризмом на практическое взаимодействие, разумеется, при готовности участников к сотрудничеству. Они содержат, в частности, обязательства пресекать террористические акты, задерживать и в предусмотренных случаях выдавать, а также и наказывать лиц, виновных в их совершении, обмениваться необходимой информацией, оказывать друг другу максимальную правовую помощь.

    Многие региональные организации приняли конвенции, непосредственно посвященные проблеме терроризма, дополнив тем самым на региональном уровне 12 международных конвенций по терроризму. В большинстве из них устанавливаются общие процедуры выдачи, определяется цель сотрудничества и содержится призыв осуществлять обмен информацией. Ведущую роль в области полицейского и судебного сотрудничества взял на себя Европейский союз, во многом благодаря высокой степени интеграции этой Организации. К числу мер относятся: общий ордер на арест; общий перечень террористических организаций; постоянный обмен информацией между государствами – и Европейским управлением полиции; создание Евроюста (орган, состоящий из магистратов, прокуроров и офицеров полиции); совместные следственные бригады полиции и магистратов, совершающие трансграничные действия и прилагающие усилия по выработке общего определения террористической деятельности для целей уголовного правосудия. В более широком плане Интерпол осуществляет важную работу, на которую могут опираться региональные организации. Интерпол, членами которого являются 179 государств, собирает, хранит, анализирует и распространяет разведывательную информацию о подозрительных лицах и группах и их деятельности.

    Ряд организаций приняли меры для пресечения финансирования терроризма. Целевая группа по финансовым мероприятиям, касающимся отмывания денег, созданная семью промышленно развитыми странами, а в настоящее время насчитывающая 28 государств – играет ведущую роль в установлении стандартов и осуществлении необходимых изменений в национальном законодательстве в связи с финансированием терроризма. 3 октября 200 года эта Целевая группа опубликовала восемь специальных рекомендаций в отношении отмывания денег для терроризма, которые обязывают государства – принять широкий круг законов и постановлений. Организация Объединенных Наций работает в этой области посредством деятельности в рамках осуществляемой Управлением по контролю над наркотиками и предупреждению преступности Глобальной программы борьбы с отмыванием денег, которая функционирует в тесной координации с Целевой группой.

    Общеизвестно, и практика это подтверждает, что существует немало юридических, политических, идеологических и морально–нравственных препятствий для осуществления международных и национальных методов и средств борьбы с терроризмом. Антитеррористические конвенции очерчивают только общие правовые рамки, необходимые для действенного отпора международному терроризму. Так, например, в 1979 г. была принята Международная конвенция о борьбе с захватом заложников с четкими обязательствами государств–участников. Переговоры с террористами по урегулированию кризисных ситуаций не регламентируются международным правом. К ним рекомендуется привлекать профессионально подготовленных к такому диалогу людей. При этом исключается возможность обсуждения императивных требований – безнаказанность террористов и пренебрежение жизнью людей. Однако в конвенциях по антитеррористическому взаимодействию участвуют далеко не все государства и существует целый ряд пробелов, связанных с отсутствием международно–правовых норм, как всегда отстающих от некоторых современных проявлений террористической практики.

    Важнейший шаг в утверждении принципа всеобщего осуждения и признания противоправности терроризма был сделан в резолюции 40/61 Генеральной Ассамблеи ООН 9 декабря 1985 г., в которой она «безоговорочно осуждает, как преступные все акты, методы и практику терроризма, где бы и кем бы они не совершались’«. Это положение получило договорно–правовое закрепление в преамбуле Римской конвенции 1988 г. Принцип противоправности террора конкретизирован в ряде документов ООН, особенно в Декларации о мерах по ликвидации международного терроризма (1994 г.).

    Задачи борьбы с терроризмом поставлены перед учреждающимся в настоящее время европейским полицейским агентством «Европол». Возможности антитеррористического сотрудничества заложены в итоговых документах совещаний Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в Хельсинки, Мадриде, Вене.

    Особо следует подчеркнуть значение для борьбы с терроризмом выработки форм конкретных совместных действий стран, наиболее развитых в промышленном отношении. Решения по вопросам противодействия терроризму принимались ими на совещаниях в Оттаве, Лионе, Париже, Денвере, Москве (октябрь 1999 г.).

    Конвенционное закрепление сотрудничества в борьбе с терроризмом произошло в рамках совместных действий стран Евросоюза («Группа Треви»), в итоговых документах ОБСЕ, в рамках Южноазиатской ассоциации регионального сотрудничества (СААРК) и Организации американских государств (ОАГ). Галифакский саммит «восьмерки» (июнь 1995г.) и совещание в Оттаве руководителей внешнеполитических и правоохранительных ведомств определили политические обязательства стран – участниц по приоритетным направлениям их антитеррористического взаимодействия. Уже существует и развивается система двухсторонних соглашений об оперативном взаимодействии в кризисных ситуациях, связанных с акциями террористов, между рядом стран. Уголовные кодексы разных стран предусматривают ответственность за совершение террористических актов.

    9 декабря 1999 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила Конвенцию о борьбе с финансированием терроризма. Ее основной целью является прекращение финансовой поддержки терроризма и привлечение к ответственности виновных в предоставлении денежных средств преступным организациям (Конвенция предусматривает уголовное, гражданское и административное наказание).

    Необходима работа по оптимизации уголовно-правового урегулирования и полному отражению международно-правовых документов и установленных ими стандартов антитеррористической деятельности (Европейская конвенция по борьбе с терроризмом, Резолюция ООН 40/61, Конвенция против захвата заложников, захвата ядерных материалов, захвата авиалайнеров и т.д.). Генеральным ориентиром должна стать идея о том, что цель не оправдывает средства и что любой теракт должен рассматриваться как уголовное преступление, независимо от целей и мотивов.

    Как свидетельствует международно-правовой режим работы борьбы с данным преступлением, предупреждение и наказание любых форм терроризма надлежит осуществить на основе политической целесообразности международного сотрудничества под эгидой ООН. В этом смысле, как указывается в Резолюции 53/108 ГА ООН, «меры по искоренению международного терроризма» должны способствовать юридическому обеспечению того, чтобы сложились «правовые рамки, охватывающие все аспекты вопроса».

    Меры по предупреждению международного терроризма и усилению борьбы с ним предусмотрены также в решении VIII Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями «Меры по борьбе с международным терроризмом» 1990 г. и Конвенции о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала 1994 г.

    Определенную роль в деле предупреждения актов международного терроризма сыграла Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ (ВВ) 1991 г. Государства взяли на себя обязательства подвергать производимые пластические взрывчатые вещества специальной маркировки для их обнаружения в случае использования при терактах. В течение трех лет их запасы должны быть уничтожены, использованы или приведены в негодность.

    Политические установки по борьбе с рассматриваемыми деяниями включены в итоговые документы встреч участников Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в Хельсинки, Мадриде, Вене и Париже. Введены в действие три региональных соглашения: Конвенция 1971 г. Организации американских государств о предупреждении и наказании за совершение актов терроризма, принимающих форму преступлений против лиц, и связанного с этим вымогательства, когда такие акты носят международный характер; Европейская конвенция 1977 г. о борьбе с терроризмом; одобренная Ассоциацией регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК) Конвенция 1987 г. по пересечению терроризма. В рамках Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) действует Комитет министров иностранных дел по терроризму.

    Несмотря на угрозу против мира и безопасности человечества со стороны террористических организаций, некоторые международные организации стремятся, чтобы в процессе борьбы с терроризмом не нарушались права человека. Парламентская ассамблея Совета Европы является одной из организаций, поддерживающих такую позицию. Она постоянно призывает стран-участниц Совета Европы не выдавать преступников, обвиняемых в терактах, если им будет грозить смертная казнь или суд без соблюдения правовых норм. В этих целях европарламентарии в Страсбурге обращают особое внимание 14 на совместные действия правоохранительных, таможенных, финансовых органов, специальных служб различных стран, координация их информационной политики.

    Несмотря на то, что к борьбе с терроризмом подключены огромные внутренние и внешние ресурсы, к сожалению, в большинстве случаев, политика антитеррора имеет узкий характер и сводится к примитивному набору карательных мер. Согласно отчету Международной Хельсинкской Федерации по правам человека (МХФ) от 10 декабря 2001 года, «такие меры включают усиление полномочий полиции; уменьшение прав подозреваемых террористов, арестованных полицией, и создание специальных судов для рассмотрения их дел; подавление ненасильственных политических и религиозных течений; введение еще более ограничительной политики по отношению к беженцам и эмигрантам, а также депортация лиц, хоть немного подозреваемых в участии в террористических организациях».
    1

    Неслучайно, эксперты из Хельсинской Федерации предупреждают, что «тенденция к быстрому принятию новых «анти-террористических» законов и правил, которые ставят под угрозу или явно нарушают международные нормы прав человека в странах установившейся демократии Западной Европы и Северной Америки, являются опасным примером для стран переходного периода, и предлагает новое чувство безнаказанности».
    2

    Правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в России определяются не только ратифицированными международными документами, но также и Законом о борьбе с терроризмом. Согласно ст. 3 Федерального закона от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» 3 под терроризмом понимается: «Насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций; а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений». К преступлениям террористического характера в данной статье отнесены преступления, предусмотренные ст. 205-208, 277 и 360 УК РФ. Как видно, данное определение строится по методу перечисления конкретных деяний, в которых терроризм может выражаться, что вряд ли следует признать удачным. Более того, по мысли законодателя преступлениями террористического характера могут быть признаны и другие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, если они совершены в террористических целях. Ответственность за совершение таких преступлений наступает в соответствии с Уголовным кодексом РФ. Таким образом, практически любое преступление (убийство, уничтожение имущества, разбой и т. д.) может быть сочтено террористическим, что не только безгранично расширяет пределы данного понятия, но и делает невозможным построение какой-либо системы противодействия терроризму.

    Борьба с терроризмом - определенный замысел, политическая позиция, точка зрения на самое важное из системы преодоления и минимизации террористических актов. В этом смысле, можно говорить о теории борьбы с терроризмом, которая определяет направления соответствующей политики и обогащает практику. Здесь следует видеть тесную связь с концепцией борьбы с терроризмом, стратегией и тактикой этой борьбы. Именно данная концепция представляет большой творческий вклад в теорию и практику борьбы с терроризмом. Она ориентирована на положительные результаты и эффективность этой борьбы.

Борьба с терроризмом ведется во всем мире. Во многих странах, таких как Израиль и Великобритания - на протяжении десятилетий. За долгие годы антитеррористической деятельности спецслужбы этих стран сумели накопить большой опыт, который могли бы взять на вооружение российские спецслужбы.

Израиль вот уже более 50 лет является объектом экстремистских действий. Теракты в отношении израильтян совершают в основном активисты палестинского движения «ХАМАС» и «Исламский джихад». Именно на их счет отнесены четыре взрыва, совершенные в стране в период с 25 февраля по 4 марта 1996 г. В результате терактов погибли 59 человек, еще 100 были ранены. Современный этап борьбы с терроризмом начался в Израиле в 1972 г., когда группа арабских экстремистов из организации «Черный сентябрь» захватила в олимпийской деревне в Мюнхене нескольких израильских спортсменов. Операция по освобождению заложников, проводившаяся западногерманской полицией, закончилась неудачей: несколько спортсменов погибло, часть террористов скрылась. С этого момента, как в Израиле, так и в ряде других стран начали создаваться специальные антитеррористические подразделения. Правительство Израиля, возглавляемое Голдой Меир, приняло принципиально важное решение, которое со временем стало основным принципом антитеррористической деятельности - ни в коем случае не идти на уступки террористам. В 70-е годы израильские подразделения по борьбе с терроризмом проводят ряд успешных операций. В течение нескольких лет от рук членов израильских антитеррористических подразделения «Божья Кара» гибнут все участники мюнхенских событий. См.: Белая книга российских спецслужб. - М., 1995. - C. 112. В настоящее время борьбу с терроризмом в Израиле возглавляет оперативный штаб, в который включены представители вооруженных сил, полиции и спецслужб, включая представителей разведки «Моссад».

В США толчком к активизации антитеррористической деятельности послужили события 1997 г., когда 69-летний палестинец Али Абу Камаль открыл стрельбу на смотровой площадке манхэттенского Эмпайр-Стейт-Билдинг. От пуль палестинца погибли 8 человек, в том числе он сам. За этим терактом вскоре последовали новые. В течение трех лет арабские террористы устроили взрыв в подземном гараже Всемирного торгового центра, эмигрант из Ливана Рашад Баз расстрелял из автоматического оружия автобус с еврейскими детьми, было взорвано административное здание в Оклахома-Сити, американские посольства в Кении и Танзании. В ответ на усилившуюся активность террористов активизировали свою деятельность и соответствующие структуры безопасности. В каждом из 59 управлений ФБР было создано по крайней мере одно боевое подразделение по борьбе с терроризмом (SWAT), созданы многочисленные группы по исследованию и предотвращению террористических взрывов. В 1988 г. была подписана «Международная конвенция по борьбе с террористическими взрывами». Государства - участники Конвенции взяли на себя обязанность рассматривать акты терроризма, совершенные на территории других стран в качестве преступлений, влекущих за собой выдачу преступников стране, на территории которой было совершено преступление. Подр. см.: Панов В.П. Международное уголовное право. - М., 1997.

В Великобритании многочисленные террористические группировки, базирующиеся в основном в Северной Ирландии, уже три десятилетия ведут войну против Лондона за независимость Ольстера от Великобритании. Первенство по числу учиненных терактов являются экстремисты из Ирландской республиканской армии.

Французское правительство вынуждено тратить много сил и средств на борьбу с террористами, главным образом алжирскими экстремистами. Созданная в 1991 г. правительственная антитеррористическая программа Vigipirate действует и по сей день. Летом 1995 года этот план был эффективно использован против исламских террористов, которые совершили серию взрывов в Париже и других городах Франции. План Vigipirate входит в список 40 возможных мер, предусмотренных французским правительством на случай различного рода критических ситуаций. Каждая из мер определяется степенью опасности, которую представляет террористическая группа.

С середины века в вооруженных силах разных стран стали появляться специальные антитеррористические подразделения особого назначения. Сегодня они существуют более чем в 50 странах. Рассмотрим некоторые из них:

В Великобритании во время второй мировой войны была образована «22-я специальная воздушная служба» (SAS-22). По боевой подготовке этот отряд сравним лишь с израильскими контртеррористическими отрядами, но превосходит их по вооружению. Пленных английские боевики не берут. По некоторым данным в рамках подразделения служит 500 человек. Самые успешные операции - акции против ИРА в Ирландии, Голландии, Германии. Участвовала в тысячах операций от Сахары до Малайзии. Самая известная операция - освобождение заложников в иранском посольстве в Лондоне.

В Германии после мюнхенской трагедии во время Олимпиады в 1976 г. была создана «Федеральная группа по защите границы» (GSG-9). Это была первая операция группы. Сегодня эта группа не только борется с террористами, но и обеспечивает охрану немецких дипломатов во время поездок по Ближнему и Среднему Востоку. Помогает немецкой контрразведке, организуя слежку за террористами. За все время существования проведено более 5 тыс. операций.

Во Франции существует так называемая «Группа вмешательства национальной жандармерии» (GIGN),которая была создана в марте 1974 г. для борьбы с арабским терроризмом во Франции.

В Израиле в 1957 г. была создана «Разведывательная группа генерального штаба министерства обороны» («Саерет МатКал»). Создана как разведывательное специальное подразделение, с 1968 г. переключилось на антитеррористическую деятельность.

Так же известны «Летающие леопарды» («Саерет Голани»). Подразделение пехоты, которое из-за своих опознавательных знаков называют еще «Летающими леопардами». Было сформировано в 1959 г. из лучших солдат элитной пехотной бригады «Голани».

«ЯМАМ» (YAMAM) - подразделение полиции Израиля. Ежегодно проводит до 200 операций. Создано в 1974 г., как спецслужба, отвечающая за антитеррористические действия исключительно внутри Израиля.

В США существует Отряд «Дельта». Оперативный отряд спецсил американской армии, который был создан в 1976 г. Причем, сначала предполагалось создавать антитеррористические группы в США на базе «Зеленых беретов», но высшее командование ВС США решило создать новые силы. Базируется в Форт Брэгг (Северная Каролина).

Главное антитеррористическое подразделение США, созданное в середине 70-х гг. Занимается освобождением американских заложников за рубежом.

Кроме этого, существует «Отряд чрезвычайной службы нью-йоркской полиции» (ESU). Оснащены тяжелым оружием, имеют группы прикрытия. Эта структура, напоминающая маленькую армию, участвует в среднем в 2,5 тыс. операциях в год

«Отряд полиции Лос-Анджелеса» (SWAT). Отряд создан после молодежных волнений в США в 1965 г. Элитное подразделение, использующееся как внутри страны, так и за ее пределами. Известны своей борьбой с террористической организацией США «Черные пантеры».

Военно-морская Специальная Группа (Naval Special Warfare Development Group (NSWDG)). Служба основана в 1980 г. Военно-морская Специальная Группа, дислоцирующаяся в Вирджинии, отвечает за антитеррористические действия США на воде. Группа состоит из двенадцати взводов. Обучение этих солдат проводится на территории всех США.

В России было создано Управление «А» Департамента по борьбе с терроризмом ФСБ (Бывшая группа «Альфа»). Идея создания спецподразделения по борьбе с терроризмом внутри СССР принадлежит Юрию Андропову. За 25 лет своей работы бойцы «Альфы» освободили в общей сложности более тысячи заложников, захваченных террористами в Тбилиси, Минеральных водах, Сухуми, Сарапуле.

Так же было создано Управление «В» Центра спецназначения ФСБ (Бывшая группа «Вымпел»). В 1981 г. при управлении «С». Первого Главного Управления КГБ СССР была создана группа «Вымпел». Группа предназначалась для разведывательно-диверсионной деятельности за пределами страны. Подразделение «Вымпел» выезжало на операции в Афганистан, Мозамбик, Анголу, Вьетнам, Никарагуа. В 1994 г. в рамках ФСБ группа «Вымпел» превратилась в подразделение «В».

В Австралии был сформирован Tactical Assault Group (TAG), Special Air Service Regiment (SASR). Австралийский SAS в 1957 г. К 1964 г. группа была существенно расширена и переименована в Специальный Воздушный Полк. Сегодня SASR - одна из групп, ответственных за борьбу с терроризмом в Австралии. Другая группа - полк номер один вооруженных сил Австралии.

Прежде всего, активная борьба с терроризмом ведется в рамках Организации Объединенных Наций. Она была создана в 1945 году, и в настоящее время включает 193 государства. Ее миссия и роль определяется Уставом ООН.

В докладе Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам содержатся следующие направления деятельности ООН по борьбе с терроризмом:

Сдерживание, поощрение социальных и политических прав, борьба с организованной преступностью, уменьшение масштабов нищеты и безработицы и предотвращение распада государств;

Усилия по борьбе с экстремизмом и нетерпимостью, в том числе посредством образования и содействия публичным обсуждениям;

Разработка более действенных инструментов для глобального сотрудничества в борьбе с терроризмом 36 .

Некоторые исследователи считают, что уже принципы международного права, содержащиеся в Уставе ООН, запрещают государствам прибегать к террористической деятельности. Например, в резолюции 748 (1992) от 31 марта 1992 г., Совет Безопасности ООН определил, что в соответствии с принципом, изложенным в п. 4 ст. 2 Устава ООН (согласно которому государства воздерживаются от угрозы силой или ее применения в международных отношениях), «каждое государство обязано воздерживаться от организации, поощрения террористических актов в другом государстве, содействия таким актам или участия в них, а также попустительства в пределах своей территории организованной деятельности, направленной на совершение подобных актов, когда подобные акты связаны с угрозой силой или ее применением» 37 . Другие принципы международного права так же, в той или иной степени, способствуют координации деятельности государств в борьбе с терроризмом.

Огромное значение имеет работа Контртеррористического комитета в рамках Совета Безопасности ООН. Он был создан в 2001 году на основе положений резолюций 1373 (2001) и 1624 (2005) Совета Безопасности. КТК способствует укреплению потенциала государств-членов в борьбе с терроризмом, как на национальном, так и на международном уровне.

Резолюция 1373 (2001) от 28 сентября 2001 года, призывает к осуществлению ряда мер, направленных на укрепление возможностей государств-членов в области борьбы с терроризмом:

Ввести уголовную ответственность за финансирование терроризма и не предоставлять финансовую поддержку террористическим группам;

Заблокировать средства лиц, замешанных в террористических актах;

Вести обмен информацией, сотрудничать с другими правительствами в расследовании, выдаче и преследовании лиц, замешанных в таких актах;

Установить в национальном законодательстве ответственность за содействие терроризму.

Резолюция 1624 (2005) предлагает, в том числе, запретить подстрекательство к совершению террористических актов.

КТК использует такие методы работы как посещение стран (с целью отслеживания достигнутого прогресса), техническую помощь, доклады стран (необходимы в качестве инструмента для диалога между странами-членами), передовые методы и специальные совещания (помогают в улучшении координации усилий) 38 .

Существование многочисленных террористических организаций предопределило создание специальных подразделений КТК, координирующих отдельные группировки.

Утвержден Комитет Совета Безопасности в соответствии с резолюциями 1267(1999) и 1989(2011) по организации Аль-Каида и связанным с ней лицам и организациям, так как сложной остается ситуация афгано-пакистанской зоне 39 .

В резолюциях этого Комитета содержатся такие требования как:

Незамедлительная заморозка финансовых активов указанных лиц и организаций;

Недопущение въезда на свою территорию или проезда через нее;

Предотвращение поставок оружия и связанных с ним материальных ценностей указанным лицам 40 .

Комитет Совета Безопасности, учрежденный резолюцией 1988 (2001) касается деятельности организации «Талибан» или связанных с ним в создании угрозы миру, стабильности и безопасности в Афганистане содержит аналогичные требования, то есть замораживание активов, запрет на поездки и оружейное эмбарго 41 .

Важный вклад в систему противодействия финансированию терроризму вносит Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег. Она была создана в 1989 году по решению стран «Большой семерки» и является основным международным институтом, занимающимся разработкой и внедрением международных стандартов в этой сфере.

Нельзя недооценивать важную роль Интерпола, международной организации уголовной полиции, созданной в 1923 году.

Интерпол включился в борьбу с терроризмом в 1985 году. На заседании 54-й Генеральной Ассамблеи в Вашингтоне было принято решение о создании специальной группы, которая займется "координацией борьбы с международным терроризмом".

В 1998 г. Генеральный секретариат Интерпола принимал Руководство по сотрудничеству в борьбе с терроризмом, в котором описаны практические меры, которые могут быть предприняты для совершенствования сотрудничества в борьбе с международным терроризмом. 27октября 1998 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи Интерпола принята Декларация по борьбе с терроризмом.

Также существенный вклад в борьбу с терроризмом вносят региональные международные организации. Борьба с терроризмом ведется в рамках Совета Европы, Южно-азиатской ассоциации регионального сотрудничества (СААРК), Организации американских государств (ОАГ), Организации Исламского Сотрудничества (ОИС). Для обеспечения координации своих действий в СНГ был учрежден Антитеррористический центр, а также принята соответствующая Программа по борьбе с международным терроризмом 42 .

Таким образом, сотрудничество в борьбе с терроризмом осуществляют как универсальные международные организации, такие как Контртеррористический Комитет в рамках ООН, Интерпол и др., так и региональные организации. О противодействии терроризму в рамках Европейского Союза пойдет речь в следующем параграфе.



Читайте также: