Ольга преображенская. Ольга преображенская Венский государственный балет раскроет тайну Синей бороды

Сценической чуши магический ток
Находит, как свист соловьиный,
И пробует волю твою на зубок
Холодный расчет балерины.

И весь этот пот, этот грим, этот клей,
Смущавшие вкус твой и чувства,
Уже завладели душою твоей.
Так что же такое искусство?
Арсений Тарковский


Ольга Иосифовна(Осиповна) Преображенская (1871-1962)

Родилась в Санкт-Петербурге в семье канцелярского служащего.С раннего детства всерьез увлеклась танцем. Тем не менее девочку долго не принимали в Петербургское театральное училище: внешность ее не была выигрышной, к тому же обнаружились изъяны в форме спины и ног.


Неудача не остановила претендентку, три года подряд она являлась на приемные испытания и в итоге добилась желаемого: стала «казенной воспитанницей».
Вскоре выяснилось, что у девочки настоящие балетные ноги – с безупречной выворотностью, со стальным носком, сильные и пластичные. К тому же она была удивительно музыкальна. Она училась петь, и не модные песенки, а оперные арии, прекрасно играла на рояле. Единственной ее бедой в школе была сутулость – Легату, ее педагогу, приходилось перед турами подталкивать ее в спину, чтобы она выпрямилась и вертелась правильно.


Чекетти учил Преображенскую шлифовке танца, чеканному исполнению трудных пассажей. Потом она ездила в Милан к знаменитой преподавательнице Катарине Беретта, которая занималась с ней отдельно по несколько часов в день. Слабая девочка сама себя сделала «железной» (ее собственное словечко) артисткой.

Ее выпускной экзамен состоялся 25 марта 1889 года. К тому времени преподаватели уже оценили ее разностороннее дарование и постарались показать ее с лучшей стороны. Однако она, не имея покровителей, рисковала застрять в кордебалете. Выручил талант – понемногу ей стали давать сольные партии, сперва незначительные, потом все более заметные.


В первые, кордебалетные, годы на сцене ее способность к импровизации оставалась скрытой. Позднее она никогда не повторяла на бис свой танец в точности, всегда вносила в него что-то новое.

Преображенская была выпущена на год раньше Матильды Кшесинской, чья карьера сразу же пошла в гору благодаря ее связи с наследником престола. Поэтому Преображенская долгое время оставалась в тени Кшесинской и довольствовалась теми партиями, которые Кшесинскую не интересовали.


Преображенская была предана искусству настолько, что все в ее жизни было подчинено театру.
Принятая в Мариинский театр, Ольга оказалась в кордебалете, но долго там не задержалась: заменив заболевшую танцовщицу, успешно исполнила китайский танец в балете «Катарина, дочь разбойника», и сольные партии посыпались на нее одна за другой.
Но Преображенская готова была танцевать что угодно и сколько угодно, и она получила множество благодарностей «за экстренное и успешное исполнение ролей» в разных балетах. В 1892 году она дебютировала как балерина в балете «Калькабрино». Ее выступление в 1900 году в балете «Синяя борода» в роли Изоры окончательно утвердило положение танцовщицы.


Даже когда ее положение в труппе давало ей право на первые роли, она не отказывалась от менее значительных партий – могла станцевать в «Раймонде» подругу главной героини и венгерский танец. А вот роль Лизы в «Тщетной предосторожности», коронная комедийная роль балетного репертуара, досталась Преображенской чудом – по какому-то недосмотру Кшесинской, которая была единоличной хозяйкой этой роли. На первом выступлении Преображенскую ждала каверза – на сцене стояли клетки с живыми курами, кто-то оставил дверцы открытыми, и птицы выпорхнули на сцену во время танца балерины. Но она успешно довела танец до конца.

На этом пути естественным продолжением была роль Лизы в «Тщетной предосторожности» П.Гертеля. Однако спектаклем монопольно владела Кшесинская, и Ольга Иосифовна получила его лишь в 1906.


О.Преображенская в партии Изоры (балет "Синяя борода")

А вот роль Жизели не соответствовала характеру артистки, и партия Одетты-Одиллии тоже не удалась – не получилось контраста между строгой и светлой женственностью Одетты и торжествующим демонизмом Одиллии. Зато главные партии в «Щелкунчике» и «Спящей красавице» удачно совпали с ее индивидуальностью.
Вершиной творчества Преображенской стала партия Раймонды в одноименном балете Глазунова, впервые исполненная 21 сентября 1903 года. Критики восхищенно отмечали - здесь «музыка и танец взаимодействуют», а все вместе воспринимается как «очаровательная хореографическая мелодекламация».

Встреча с М.Фокиным обернулась шедевром: он поставил ей прелюд в «Шопениане», используя мягкое туше ее воздушного танца. По сути это был портрет балерины.


В экспериментах Михаила Фокина Преображенская сперва приняла участие, танцевала в «Шопениане» и в «Павильоне Армиды», но потом не захотела продолжать сотрудничество и высказалась в «Петербургской газете» против балетов «новейшего производства, где на первом плане не балерина и не солистки, а кордебалетные массы». Она и сама не соответствовала требованиям фокинской хореографии – он не любил импровизаторов…

В 1909 году исполнилось двадцать лет работы Преображенской в театре. Она получила звание заслуженной артистки, и дирекция предложила ей контракт гастролерши. Это ее устраивало – она отправилась танцевать в Дрезден, потом в Милан, где ее уже знали, а в 1912 году совершила длительную поездку по Южной Америке. Кроме того, она стала преподавать в школе «Петроградского частного балета».


В годы Первой мировой войны Преображенская организовала несколько поездок артистов на фронт. Революция ее сперва не испугала, как многих балетных артистов, и она продолжала танцевать в Мариинском театре до 1920 года. Одновременно она преподавала классический танец в хореографическом училище, в Школе русского балета А.Л. Волынского.


Преображенская в роли Вероники в фокинских "Египетских ночах" (1910г.)

В Мариинском театре балерине поручили класс пластики для оперных артистов (1917-1921). Она преподавала классический танец в «Петроградском частном балете» В.Москалевой, в «Школе русского балета» А.Волынского, в Петроградском театральном училище (1914-1917, 1919-1921). Но самая значительная часть ее педагогической биографии приходится на второй, зарубежный период жизни.

В 1922 году Преображенская уехала за границу. Она открыла в Париже балетную студию. Эта студия дала европейскому балету немало отличных танцовщиков и танцовщиц. Среди ее учеников были Тамара Туманова и Марго Фонтейн. Преображенская была прекрасным педагогом и как никто умела «ставить руки» у своих учениц.


Кроме того, она стала ведущим преподавателем миланской балетной школы, преподавала в Лондоне, Буэнос-Айресе, Берлине и считалась там одним из лучших в мире педагогов классического балета. Кроме того, она писала теоретические статьи о методике преподавания, которые до сих пор не потеряли своей ценности.

Она была маленького роста и вскакивала на стул, чтобы видеть всех в классе. Комбинации движений она показывала очень подробно, объясняла кучу маленьких деталей. И славилась щедростью: если видела способного ребенка, снижала плату, а то и вовсе не брала денег.


Преображенская оставила преподавательскую деятельность в 1960 году.
Очень нуждалась. Последние годы жизни Ольги Иосифовны прошли в больнице для престарелых. Похоронена в Париже.

(сайт "Мир словарей". О.И.Преображенская)

Шарль Перро

Рауль Синяя Борода

Источник текста: Шарль Перро в пересказе А.П. Зонтаг (урож. Юшкова) из книги Волшебные сказки для детей первого возраста. Издание братьев Салаевых. Типография С. Орлова, Москва, 1867 г. OCR, spell check и перевод в современную орфографию: Эрнест Хемингуэй

В одном лесу жил бедный старик, у которого было три сына и дне прекрасный дочери. Однажды подъехала к его хижине богатая карета в шесть лошадей; из этой богатой кареты вышел человек, одетый в золотое платье, высокого роста, суровый лицом, с густыми бровями и с синею бородою. -- Отдай за меня младшую дочь твою Изору, сказал он старику. Я Рауль Синяя Борода; у меня много богатых замков, много золота и серебра. Согласись на мое требование. Дочь твоя будет со мною счастлива. -- Старик подумал и согласился. Изора посмотрела на богатое платье Рауля, на его золотую карету; вообразила, что всё это богатство будет принадлежать ей, и подала руку ужасному жениху своему. Через несколько дней была и свадьба в одном из богатых замков Рауля. Изора, прощаясь с братьями, сказала им: -- милые братья, хотя и много у меня богатства, но боюсь, что буду несчастлива с моим мужем: Рауль Синяя Борода мне страшен! Милые друзья, не забудьте моей просьбы: если вы услышите мой голос, где бы вы ни были, что бы ни делали, всё оставьте и спешите ко мне на помощь! -- Братья обещали исполнит её просьбу, поцеловались с нею и уехали. Сестра её. Лора, осталась с нею. чтоб ей одной не было так грустно и страшно. В первые дни Рауль был очень ласков с молодой женою своей: он угождал ей во всем, давал ей праздники, делал ей подарки. Но Изора, Бог знает от чего, всё грустила. Ей казалось, что такое счастье не могло продолжиться. И в самом деле, оно не продолжилось. Прошел месяц, и Рауль Синяя Борода собрался куда-то ехать. Он приходит к своей молодой жене и говорит ей:-- послушай, Изора, я должен на несколько дней с тобою расстаться. Будь госпожою в моем замке; вот тебе ключи от всех моих комнат; этот ключ от кладовой, в которой хранятся мои сокровища: этот от сундука, в котором жемчуг и драгоценные камни; этот от комнаты, в которой лежат парчи, бархаты и разные богатые материи; этот от моей золотой и серебряной посуды. Можешь отпирать все комнаты и сундуки; можешь брать из сокровищ моих все, что тебе полюбится. Запрещаю отпирать одну только маленькую железную дверь, которая задернута черным занавесом; вот ключ от этой железной двери, отдаю его тебе вместе с другими ключами; но помни мое приказание: не отдергивай черного занавеса; не отпирай железной двери. Запрещаю это тебе строго! Погибнешь, если не исполнишь моего приказания! И Рауль, отдавая ключи Изоре, посмотрел на нее такими страшными глазами, что она затрепетала; потом он ласково с нею простился и уехал. В первые дни Изора занималась рассматриванием сокровищ, которыми наполнен был великолепный замок Рауля и не думала о железной двери. На третий день об ней вспомнила. Что может быть за этою железною дверью? Подумала она. Для чего Рауль Синяя Борода запретил мне отдергивать черный занавес и отпирать железную дверь! Верно какое-нибудь невиданное сокровище скрыто в неизвестной комнате! Она посмотрела на ключ: он был из чистого золота. Любопытство ее мучило; но страх удерживал. Наконец она подумала: никто не увидит меня! Отопру дверь осторожно, и также осторожно запру ее. Кто скажет об этом Раулю! И она взяла золотой ключ, пошла потихоньку к железной двери, которая находилась в конце темного коридора; сердце её ужасно билось; ей казалось, что кто-то за нею следует, и чем ближе она подходила к железной двери, тем страшнее ей становилось; наконец, она подошла к ней, отдернула черный занавес, вложила золотой ключ в железную дверь, дрожала, думала: отпирать ли, или нет! Наконец, повернула ключ, замок отперся, дверь тронулась, застуча, отворилась, и глазам Изоры представилась темная пространная комната, слабо освещенная маленьким окном. Она вошла. Боже мой! что она там увидела! Весь пол этой комнаты был облит кровью, и на полу лежали три мертвых тела: то были три первые жены Рауля, который сам, своею рукой убил их за то, что они не послушались его и отперли дверь потаенной комнаты. Бедная Изора, побледнев от ужаса, побежала наладь; хотела запереть за собой" дверь, но второпях уронила ключ; подняв его, она увидела, что он был весь в крови. -- и начала его чистить. Напрасно: кровь не оттиралась и золотой ключ весь почернел. Она плакала, плакала, но всё было напрасно: кровь не оттиралась и ключ становился час от часу чернее. Во всю эту ночь не могла она заснуть, и с ужасом ожидала утра, потому что на другой день должен был возвратиться Рауль. Наконец, занялась заря. начало всходить солнце, на башне замка затрубили в рог: это значило, что Рауль приближался. Бедная Изора! Как она ужаснулась! Но делать было нечего: скрепилась и пошла на встречу к страшному Раулю. Он поглядел на нее угрюмо -- От чего ты так бледна, Изора? -- спросил он суровым голосом, нахмурив густые брови свои. Она задрожала и не могла сказать ни слова. -- Отдай мне ключи мои, сказал он, еще более нахмурясь. -- Изора подала их трепещущей рукою. -- Они не все! Одного нет, золотого ключа! -- Я забыла его в моей комнате, прошептала дрожащая Изора. -- Принеси его сию минуту. -- Бедняжка, едва передвигая ноги, пошла за ключом, возвратилась и подала его Раулю, замирая от страха.-- От чего почернел золотой ключ мой? -- закричал ужасным голосом Рауль. -- Не знаю! сказала Изора так тихо, что едва можно было расслушать. -- Не знаешь? Но я знаю: ты отпирала железную дверь, ты была в запрещенной комнате! Преступница! ты будешь в ней опять и никогда из нее не выйдешь. Готовься к смерти! -- Помилуй! закричала Изора, упав перед ним на колена и обнимая в слешах его ноги. -- Нет помилованья! Готовься к смерти! сказал Рауль Синяя Борода, и оттолкнул Изору -- Тронься моим раскаянием! Сжалься над моею молодостью! -- Все напрасно! Ты умрешь сию же минуту! -- Ах! дай мне хотя один час сроку: позволь мне помолиться; позволь мне взойти на башню, чтобы хотя издалека увидать то место, где живет мой отец, где живут мои братья, чтобы проститься с полями, рощами и светлым небом! -- Даю тебе один час сроку: поди на башню, молись, готовься к смерти; но тотчас сойди ко мне, как скоро услышишь мой голос. Изора позвала сестру свою Лору, и они вместе пошли на башню. Эта башня находилась над ворогами замка; с высоты её видно было всё широкое иоле, и вдалеке тот лес, где жили отец и братья Шоры. Рауль Синяя Борода остался внизу и начал точить о камни широкий нож свой. -- Братья! милые братья! закричала с башни Изора: -- спешите ко мне! летите ко мне! -- Братья садились в это время на коней, чтоб ехать на охоту. -- Не слышите ли голосу? спросил один. -- Не голос ли Изоры? сказал другой. -- Зовет нас! воскликнул третий. -- Поскачем! вскричали они все вместе. Кольнули шпорами коней и помчались, как вихорь. -- Изора! Готова ли ты? Четверть часа миновалась! -- закричал Рауль, продолжая точить нож свой. Изора упала на колена и начала молиться, а Лора смотрела вдаль на широкое поле, на большую дорогу. -- Сестра моя, Лора, не видишь ли чего! -- Не вижу; лишь солнышко в поле играет, лишь ярко зелень отливает -- Ах, милые братья! Спешите ко мне! Летите ко мне! -- Готовься. Изора! Еще четверть часа миновалась! -- закричал опять Рауль, из-под ножен его, который он точил о камни, так и прыгали искры. -- Сестра моя Лора, не видишь ли чего? -- Не вижу ничего; лишь стадо бежит по дороге, да солнышко в поле играет, да зелень с лугов отлипает. -- Ах, милые братья! спешите ко мне! Летите ко мне! -- Изора! Готова ли ты? Тебе осталось только одна четверть часа! опять закричал Рауль, и так скоро начал точить нож свой, что камни под ним задрожали. -- Сестра моя, Лора, не видишь ли чего? -- Я вижу! Я вижу! -- пыль на дороге! Скачут наши братья! Уж близко! -- Ах милые братья! Спешите, летите! -- Изора! -- закричал Рауль, час миновался; сойди ко мне с башни! -- Еще минуту! Дай помолиться мне об отце и о братьях моих! -- Но Рауль, как бешеный, взбежал на башню, бросился на Изору, схватил ее за волосы и потащил вниз по ступеням. Бедная кричала жалобным голосом, но он ничего не слушал, тащил ее прямо к железной двери. В эту минуту братья ворвались в ворота, бросались на злого Рауля, выхватили из рук его сестру, и закололи его острыми своими мечами. Тело его бросили в ту страшную комнату, где он хотел зарезать Изору; заперли за ним железную дверь, и с тех лор она уже никогда не отворялась. Изора покинула замок ужасного Рауля; все его сокровища достались ей; она переселилась к отцу и братьям, и жила с ними счастливо.

"Синяя борода" "СИ́НЯЯ БОРОДÁ" , балеты по мотивам одноим. сказки Ш. Перро, 1) В 3 актах 7 картинах с апофеозом. Комп. П. П. Шенк, сцен. Л. А. Пашкова. 8.12.1896, Мариинский т-р, Петербург, балетм. М. И. Петипа, худ. П. Б. Ламбин, K. M. Иванов, Г. Левот и В. Т. Перминов; Синяя борода – П. А. Гердт, Изора – П. Леньяни, Анна – О. И. Преображенская (позднее А. П. Павлова), Эбремар – И. Ф. Кшесинский, Раймонд – A. A. Облаков. 1910, возобн. там же, балетм. Н. Г. Легат (по Петипа); Синяя борода – П. А. Гердт, Изора – М. Ф. Кшесинская. 1918, там же, балетм. A. M. Монахов и А. И. Чекрыгин (по Легату); Синяя борода – И. Н. Кусов, Изора – Е. А. Смирнова, Анна – Е. П. Гердт, Эбремар – И. Ф. Кшесинский, Раймонд – А. Н. Обухов. 2) Одноактный в 4 картинах (с 2 прологами и 3 интермедиями) на муз. одноим. оперетты Ж. Оффенбаха в аранжировке А. Дорати, сцен. М. М. Фокин (по А. Мельяку и Л. Галеви). 27.10.1941, "Балле тиэтр", Дворец искусств, Мехико, балетм. Фокин, худ. М. Верте; Синяя борода – А. Долин, Эрмилия – А. Маркова, королева Клементина – Л. Чейз, принц Сапфир – Ж. Скибин, Булотта – И. Баронова. Показан в СССР в 1960.

Единственная дочь короля Бобеша прекрасная Флеретта была изгнана им и провела юность среди пастухов и пастушек. Найденная министром короля Оскаром, она должна сочетаться браком с принцем Сапфиром. В нём Флеретта узнаёт влюблённого в неё бедного пастуха (принц ради неё скрывал своё происхождение). Счастливой развязке чуть не помешал рыцарь Синяя борода, также влюбившийся во Флеретту. Однако ему достаётся в жёны пастушка Булотта, к-рую он, как и пять своих предыдущих жён, пытался отравить с помощью алхимика Попалани. Сапфир женится на Флеретте. 3) Комп. Дж. Якоби. 16.12.1895, т-р "Альгамбра", Лондон, балетм. К. Коппи. 4) На муз. Ш. Лекока. 1898, парижская Опера, балетм. P. O. Монрой. 5) "Рыцарь Синяя борода" ("Ritter Blaubart") на муз. X. Фогта. 1938, Дюссельдорф, балетм. X. Фройнд.

Лит.: "Синяя Борода". [Либретто], СПБ, 1896; "ЕИТ". Сезон 1896–1897, СПБ, 1898, с. 238–58.


Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия . Главный редактор Ю.Н.Григорович . 1981 .

Смотреть что такое ""Синяя борода"" в других словарях:

    Синяя борода (значения) - Синяя борода: Синяя борода легенда о коварном муже убийце многих женщин, впервые описанная Шарлем Перро. Прототипом персонажа послужил маршал Франции Жиль де Рэ. Синяя борода (англ. Bluebeard) фантастический роман Курта… … Википедия

    СИНЯЯ БОРОДА - (фр La Barbe Bleue) герой сказки Ш.Перро «Синяя Борода» (1697). Один из самых загадочных и зловещих сказочных персонажей. Трудно объяснить, что побудило Перро сделать героем детской сказки убийцу маньяка. К тому же его образ дается весьма… … Литературные герои

    Синяя борода (фильм - Синяя борода (фильм, 1901) У этого термина существуют и другие значения, см. Синяя борода. Синяя борода Barbe bleue Жанр фильм сказка, драма, детектив Режиссёр Жорж Мельес … Википедия

    Синяя Борода - Из старофранцузской сказки «Рауль, рыцарь Синяя Борода», обработанной и изданной французским писателем сказочником Шарлем Пер ро в 1697 г. В ней говорится о рыцаре, который в гневе убил свою первую жену, потом пять других, на которых он женился… … Словарь крылатых слов и выражений

    Синяя-Борода - Синяя Борода. Ср. Княжна не обѣщала много интереса для его чувствительной любознательной, и князь вовсе не желалъ быть Раулемъ Синей Бородой... Лѣсковъ. Обойденные. 1, 2. Ср. Ему непремѣнно хотѣлось нарядить ревниваго мужа въ самый шутовской и… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Синяя борода - У этого термина существуют и другие значения, см. Синяя борода (значения). Иллюстрация Гюстава Доре: Синяя борода, жена и ключ. Синяя борода (фр. … Википедия

    Синяя борода (фильм, 1901) - У этого термина существуют и другие значения, см. Синяя борода (значения). Синяя борода Barbe bleue Жанр фэнтези драма криминальный фильм Режиссёр … Википедия

    Синяя борода (роман) - У этого термина существуют и другие значения, см. Синяя борода (значения). Синяя борода Bluebeard Автор … Википедия

    СИНЯЯ БОРОДА - чудовище из одноименной сказки (Barbe Bleue) Ш. Перро, впервые напечатанной в его Историях и сказках былых времен (1697). Во Франции легенда о Синей Бороде считается бретонской и традиционно связывается с двумя недоброй памяти средневековыми… … Энциклопедия Кольера

    Синяя борода - Рауль (Raoul, chevalier Barbe Bleue) герой франц. сказки, умертвивший шесть своих жен одну за другою за то, что они вопреки его запрету открывали в его отсутствии его тайный кабинет, служивший ареною убийств, при чем в ужасе они роняли золотой… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Синяя Борода. Аудиоспектакль , Ольга Васильева , Шарль Перро , Сказочник – заслуженный артист России Алексей Кузнецов Синяя Борода – артист Андрей Ярославцев Мадлена – артистка Ирина Киреева Анна – артистка Ирина Автух Матушка – заслуженная артистка… Категория: Сказки Издатель: VOX , Купить за 149 руб аудиокнига
  • Синяя Борода (цифровая версия) (Цифровая версия) , Перро Шарль , Синяя Борода – наверное, самая страшная сказка Шарля Перро, ее волнующий сюжет до самого конца держит слушателя в напряжении. Странные запреты, женское любопытство, кровавые… Категория: Для детей и юношества Серия: Детям Издатель:

Предлагаем вашему вниманию либретто балета "Синяя Борода". Балет в четырех сценах и трех интермедиях с двумя прологами. Композитор Ж. Оффенбах. Либретто и постановка М. Фокина. Художник М. Вертэ. Первое представление: г. Мексике Балетный театр, 27 октября 1941 г.

Действующие лица: Король Бобеш. Клементина, его жена. Принцесса, сначала в роли пастушки Флеретты. Принц Сапфир. Граф Оскар, министр. Рыцарь Синяя Борода. Пополани, алхимик Синей Бороды. Булотта, крестьянская девушка. Дамы, кавалеры, пажи. Крестьянки, крестьяне.

Король Бобеш давно мечтает а рождении наследника. Годы идут, а наследника все нет. Правда, королева Клементина подарила ему дитя, но это девочка, а не наследник. Вот почему король невзлюбил ребенка и постарался избавиться от него. С помощью доверенного лица, своего министра Оскара, король тайком снаряжает девочку в дальний путь. Ее укладывают в корзинку, корзинку - в лодку. И пускают по реке.

Проходят годы. Молодой и бравый король превращается в старика. Королева же с годами становится все более любвеобильной.

Пять раз обнаруживал король в апартаментах королевы ее возлюбленных. Каждого из них он приговаривал к смертной казни. Но ни одного не постигла эта страшная участь. Королевский министр Оскар, единственный, кому король мог доверить столь ответственное поручение, очень любил получать взятки. Избранники же королевы, люди состоятельные, делали все для того, чтобы утолить денежные аппетиты министра. И настолько в этом преуспели, что ни один из них не был повешен.

На склоне лет король почувствовал гнет одиночества, его замучили угрызения совести и тогда, позвав своего министра Оскара, он поручил ему разыскать свою дочь.

Граф Оскар пустился в путь, деятельно искал, расспрашивал людей и, наконец, нашел ее. Принцесса, ничего не зная о своем высоком происхождении, скромно жила среди пастухов и пастушек под именем Флеретты. Она полюбила молодого пастуха, вовсе не подозревая, что это не пастух, а принц Сапфир. Найдя ее, и по сохранившейся корзинке удостоверившись, что она и есть принцесса, граф Оскар открыл ей тайну ее происхождения.

Девушка обрадовалась словам графа Оскара, но ее мучили сомнения и неизвестность - как отнесется к этому ее любимый пастух, узнав, что она принцесса. Не перестанет ли ее любить?

Принц тоже опасался открыть Флеретте свое настоящее имя, полагая, что пастушка заподозрит его в нечестных намерениях. В разгар этих событий и появился рыцарь Синяя Борода. Он пятикратно вдовел, поручал своему алхимику Пополани отправлять на тот свет каждую из пятерых своих жен. Сейчас Синяя Борода подыскивал себе новую жену. Вокруг него цветник девушек, но ни к одной из них он не испытывает симпатии.

Одни, испуганные его синей бородой, отворачиваются от него. Те же, что посмелей, не вызывают в нем интереса. И только краснощекая, крепко сложенная пастушка Булотта привела рыцаря в восторг тем, что панибратски хлопает его по плечу.

Синяя Борода готов незамедлительно вести Булотту под венец. И та непрочь. Но нежданно-негаданно влюбчивый рыцарь увидел пастушку Флеретту, то есть Принцессу. По сравнению с пышущей здоровьем и силой Булоттой Принцесса кажется ему совсем неземной. Синяя Борода влюбляется в нее.

А теперь новые трудности: как избавиться от Булотты? Пошептавшись с алхимиком Пополани, Синяя Борода угощает пышную красавицу глотком какого-то напитка. Та падает замертво, как и пять предыдущих жен Синей Бороды. Но Пополани вовсе не злодей, он щекочет перышком нос Булотты, она чихает и возвращается к жизни. А затем Пополани проделывает то же самое с остальными женами рыцаря, тоже якобы отравленными алхимиком.

Действие переносится во дворец короля Бобеша. Радостная встреча Принцессы с родителями омрачена тем, что ее собираются выдать замуж за какого-то принца Сапфира. Прелестная девушка и слышать о нем не хочет. Она любит своего пастуха и все остальные претенденты на ее руку и сердце ненавистны ей. Тут в дворцовый зал входит принц Сапфир. О радость! - девушка узнает в нем своего возлюбленного, а он в ней - свою нежную Флеретту. Казалось бы, все пришло к полному благополучию. Так нет же: бурей врывается Синяя Борода и предъявляет свои права на Принцессу. Дуэль!

Принц Сапфир ранен. Как трогательно ухаживает за ни.м Принцесса. Синяя Борода требует, шумит, грозит. Но в это время чинно входят пять женщин в масках. Все в недоумении. Маски сняты... и перед собравшимися предстали пять жен Синей Бороды. Они так обворожительны, что пять бывших воздыхателей королевы тут же повели их под венец. Выздоровевший принц и Принцесса составили очаровательную пару, а Синяя Борода убедился в том, что лучшей жены, чем Булотта, ему вовек не сыскать.

Она была настолько некрасива и плохо сложена, что критики недоумевали, как ее вообще приняли в Петербургское театральное училище|Ольга Преображенская

БАЛЕТ
Сценической чуши магический ток
Находит, как свист соловьиный,
И пробует волю твою на зубок
Холодный расчет балерины.

И весь этот пот, этот грим, этот клей,
Смущавшие вкус твой и чувства,
Уже завладели душою твоей.
Так что же такое искусство?
Арсений Тарковский

Ольга Иосифовна(Осиповна) Преображенская (1871-1962)

Родилась в Санкт-Петербурге в семье канцелярского служащего. С раннего детства всерьез увлеклась танцем. Тем не менее девочку долго не принимали в Петербургское театральное училище: внешность ее не была выигрышной, к тому же обнаружились изъяны в форме спины и ног.

Кроме того, она стала ведущим преподавателем миланской балетной школы, преподавала в Лондоне, Буэнос-Айресе, Берлине и считалась там одним из лучших в мире педагогов классического балета. Кроме того, она писала теоретические статьи о методике преподавания, которые до сих пор не потеряли своей ценности.

Она была маленького роста и вскакивала на стул, чтобы видеть всех в классе. Комбинации движений она показывала очень подробно, объясняла кучу маленьких деталей. И славилась щедростью: если видела способного ребенка, снижала плату, а то и вовсе не брала денег.

Преображенская оставила преподавательскую деятельность в 1960 году.
Очень нуждалась. Последние годы жизни Ольги Иосифовны прошли в больнице для престарелых. Похоронена в Париже.



Читайте также: