Включала в свой состав 28 стран с четырьмя различными статусами: страны-члены, ассоциированные члены, наблюдатели и ассоциированные партнеры. Все государства Европейского союза в его границах до расширения 2004 года имели статус стран-членов, кроме Австрии , Дании , Финляндии , Ирландии и Швеции , относящихся к наблюдателям. Ассоциированные члены - Исландия , Норвегия , Польша , Турция , Венгрия и Чехия ; ассоциированные партнеры - Болгария , Эстония , Латвия , Литва , Румыния , Словакия , а также Словения .
В марте 2010 года было заявлено о планах прекращения деятельности Западноевропейского Союза до 2011 года . Окончательно прекратил работу 30 июня 2011 года .
Напишите отзыв о статье "Западноевропейский союз"
Примечания
Ссылки
- www.weu.int/
Отрывок, характеризующий Западноевропейский союз
И он, похлопав Берга по плечу, встал, желая прекратить разговор. Но Берг, приятно улыбаясь, объяснил, что, ежели он не будет знать верно, что будет дано за Верой, и не получит вперед хотя части того, что назначено ей, то он принужден будет отказаться.– Потому что рассудите, граф, ежели бы я теперь позволил себе жениться, не имея определенных средств для поддержания своей жены, я поступил бы подло…
Разговор кончился тем, что граф, желая быть великодушным и не подвергаться новым просьбам, сказал, что он выдает вексель в 80 тысяч. Берг кротко улыбнулся, поцеловал графа в плечо и сказал, что он очень благодарен, но никак не может теперь устроиться в новой жизни, не получив чистыми деньгами 30 тысяч. – Хотя бы 20 тысяч, граф, – прибавил он; – а вексель тогда только в 60 тысяч.
– Да, да, хорошо, – скороговоркой заговорил граф, – только уж извини, дружок, 20 тысяч я дам, а вексель кроме того на 80 тысяч дам. Так то, поцелуй меня.
Наташе было 16 лет, и был 1809 год, тот самый, до которого она четыре года тому назад по пальцам считала с Борисом после того, как она с ним поцеловалась. С тех пор она ни разу не видала Бориса. Перед Соней и с матерью, когда разговор заходил о Борисе, она совершенно свободно говорила, как о деле решенном, что всё, что было прежде, – было ребячество, про которое не стоило и говорить, и которое давно было забыто. Но в самой тайной глубине ее души, вопрос о том, было ли обязательство к Борису шуткой или важным, связывающим обещанием, мучил ее.
С самых тех пор, как Борис в 1805 году из Москвы уехал в армию, он не видался с Ростовыми. Несколько раз он бывал в Москве, проезжал недалеко от Отрадного, но ни разу не был у Ростовых.
Наташе приходило иногда к голову, что он не хотел видеть ее, и эти догадки ее подтверждались тем грустным тоном, которым говаривали о нем старшие:
– В нынешнем веке не помнят старых друзей, – говорила графиня вслед за упоминанием о Борисе.
Анна Михайловна, в последнее время реже бывавшая у Ростовых, тоже держала себя как то особенно достойно, и всякий раз восторженно и благодарно говорила о достоинствах своего сына и о блестящей карьере, на которой он находился. Когда Ростовы приехали в Петербург, Борис приехал к ним с визитом.
Он ехал к ним не без волнения. Воспоминание о Наташе было самым поэтическим воспоминанием Бориса. Но вместе с тем он ехал с твердым намерением ясно дать почувствовать и ей, и родным ее, что детские отношения между ним и Наташей не могут быть обязательством ни для нее, ни для него. У него было блестящее положение в обществе, благодаря интимности с графиней Безуховой, блестящее положение на службе, благодаря покровительству важного лица, доверием которого он вполне пользовался, и у него были зарождающиеся планы женитьбы на одной из самых богатых невест Петербурга, которые очень легко могли осуществиться. Когда Борис вошел в гостиную Ростовых, Наташа была в своей комнате. Узнав о его приезде, она раскрасневшись почти вбежала в гостиную, сияя более чем ласковой улыбкой.
Борис помнил ту Наташу в коротеньком платье, с черными, блестящими из под локон глазами и с отчаянным, детским смехом, которую он знал 4 года тому назад, и потому, когда вошла совсем другая Наташа, он смутился, и лицо его выразило восторженное удивление. Это выражение его лица обрадовало Наташу.
– Что, узнаешь свою маленькую приятельницу шалунью? – сказала графиня. Борис поцеловал руку Наташи и сказал, что он удивлен происшедшей в ней переменой.
– Как вы похорошели!
«Еще бы!», отвечали смеющиеся глаза Наташи.
– А папа постарел? – спросила она. Наташа села и, не вступая в разговор Бориса с графиней, молча рассматривала своего детского жениха до малейших подробностей. Он чувствовал на себе тяжесть этого упорного, ласкового взгляда и изредка взглядывал на нее.
Мундир, шпоры, галстук, прическа Бориса, всё это было самое модное и сomme il faut [вполне порядочно]. Это сейчас заметила Наташа. Он сидел немножко боком на кресле подле графини, поправляя правой рукой чистейшую, облитую перчатку на левой, говорил с особенным, утонченным поджатием губ об увеселениях высшего петербургского света и с кроткой насмешливостью вспоминал о прежних московских временах и московских знакомых. Не нечаянно, как это чувствовала Наташа, он упомянул, называя высшую аристократию, о бале посланника, на котором он был, о приглашениях к NN и к SS.
Наташа сидела всё время молча, исподлобья глядя на него. Взгляд этот всё больше и больше, и беспокоил, и смущал Бориса. Он чаще оглядывался на Наташу и прерывался в рассказах. Он просидел не больше 10 минут и встал, раскланиваясь. Всё те же любопытные, вызывающие и несколько насмешливые глаза смотрели на него. После первого своего посещения, Борис сказал себе, что Наташа для него точно так же привлекательна, как и прежде, но что он не должен отдаваться этому чувству, потому что женитьба на ней – девушке почти без состояния, – была бы гибелью его карьеры, а возобновление прежних отношений без цели женитьбы было бы неблагородным поступком. Борис решил сам с собою избегать встреч с Наташей, нo, несмотря на это решение, приехал через несколько дней и стал ездить часто и целые дни проводить у Ростовых. Ему представлялось, что ему необходимо было объясниться с Наташей, сказать ей, что всё старое должно быть забыто, что, несмотря на всё… она не может быть его женой, что у него нет состояния, и ее никогда не отдадут за него. Но ему всё не удавалось и неловко было приступить к этому объяснению. С каждым днем он более и более запутывался. Наташа, по замечанию матери и Сони, казалась по старому влюбленной в Бориса. Она пела ему его любимые песни, показывала ему свой альбом, заставляла его писать в него, не позволяла поминать ему о старом, давая понимать, как прекрасно было новое; и каждый день он уезжал в тумане, не сказав того, что намерен был сказать, сам не зная, что он делал и для чего он приезжал, и чем это кончится. Борис перестал бывать у Элен, ежедневно получал укоризненные записки от нее и всё таки целые дни проводил у Ростовых.
(штаб-квартира в Лондоне), который на год старше Североатлантического и был первым послевоенным объединением ряда европейских государств (в 1948 г. Брюссельским пактом был образован Западный союз в составе Франции, Великобритании, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга; с 1955 г. после вступления в него ФРГ и Италии он стал именоваться Западноевропейским).
Основная его задача состоит в том, чтобы добиваться проведения странами-участницами единой политики в отношении всех мероприятий НАТО, наиболее полно учитывая при этом интересы Западной Европы. В этих целях перед заседаниями высших органов НАТО страны - участницы Западноевропейского союза предварительно обсуждают те же вопросы, которые предстоит рассмотреть руководством натовского блока, и принимают необходимые рекомендации.
Самостоятельного значения Западноевропейский союз практически не имеет, он не располагает специально выделенными вооруженными силами и военными командованиями (все функции в этой области переданы НАТО); союз фактически является придатком НАТО. Однако этой военно-политической организации, объединяющей семь европейских государств, придана солидная официальная роль и структура.
Во главе ее стоит совет из министров иностранных дел , собирающийся в Лондоне четыре раза в год, а руководство союзом между заседаниями осуществляет постоянный совет , куда входят представители от стран в ранге послов.
Окончательные решения по предложениям совета принимает ассамблея Западноевропейского союза , состоящая из 89 делегатов-парламентариев стран-участниц: по 18 человек - от Великобритании, ФРГ, Франции и Италии, по семь - от Бельгии, Нидерландов, три - от Люксембурга; созывается в Париже два - три раза в год.
Исполнительными органами являются генеральный секретариат, постоянный комитет по вооружению и агентство по контролю над вооружением. Последние координируют мероприятия по стандартизации оружия и военной техники.
В целом деятельность руководящих органов союза сводится к обсуждению вопросов, касающихся наращивания военной мощи государств, увеличения их военных расходов и вклада в Североатлантический блок, рассмотрения проектов программ стандартизации вооружения; они отвечают за то, чтобы страны, входящие в союз, занимались производством определенных видов оружия и чтобы запас вооружений находился на установленном уровне.
На деятельности Западноевропейского союза сказывается острая конкурентная борьба между ведущими государствами Западной Европы за утверждение своей роли в этом регионе. Франция, как крупнейшая страна в этом объединении, стремится к военно-политической интеграции Западной Европы на базе этого союза, тогда как ФРГ отдает предпочтение Еврогруппе , поскольку она не связывает ее никакими военными ограничениями (Западноевропейский союз формально контролирует соблюдение парижских соглашений, установивших ограничения для вооружения Западной Германии). В силу этих и других причин, в основном военно-политического порядка, союз оказался не в состоянии надежно координировать военную политику западноевропейских стран, осуществлять программы стандартизации оружия и боевой техники, что привело к созданию по инициативе Великобритании
Западноевропейский союз в его нынешнем виде - это военно-политическая организация Европейского Союза (ЕС).
ЗЕС в своем становлении прошел несколько этапов. В соответствии с Брюссельским договором об экономическом, социальном и культурном сотрудничестве и коллективной самообороне 1949 г. создана Организация Брюссельского договора, или Западный союз, в составе Бельгии, Великобритании, Люксембурга, Нидерландов, Франции. После подписания в 1954 г. Парижских соглашений Западный союз был переименован в Западноевропейский союз и в него вошли также Германия и Италия. В 1988 г. его членами стали Испания и Португалия, в 1992 г. - Греция. Главной целью ЗЕС является развитие сотрудничества стран Западной Европы в сфере безопасности и обороны. В 1949 г. в связи с подписанием Североатлантического договора выполнение военных обязательств Западного союза было передано НАТО. В 1987 г. Совет министров Западноевропейского союза принял Платформу о европейских интересах в области безопасности, в которой подтвердил решимость укреплять европейскую структуру НАТО.
В подписанном в декабре 1991 г. в Маастрихте Договоре о Европейском Союзе были приняты принципиально важные решения относительно единого курса Европейского Союза в области внешней политики и безопасности, направленные на поэтапное преобразование ЗЕС в оборонный компонент ЕС. В декабре 1991 г. в Маастрихте государства-члены ЗЕС приняли Декларацию, в которой отражена договоренность о европейской составляющей в области безопасности и обороны (ЕСОБО) и о повышении ответственности европейцев в вопросах обороны.
В подписанной в июне 1992 г. в г. Петерсберге (недалеко от Бонна) Петерсбергской декларации члены ЗЕС договорились о проведении в рамках ЗЕС так называемых «Петерсбергских миссий». Речь шла о трех категориях миссий, а именно: гуманитарных и спасательных миссиях; миротворческих миссиях; миссиях боевых сил в рамках урегулирования кризисов, включая миротворчество. Дальнейшее сращивание ЗЕС и ЕС было закреплено в Амстердамском договоре 1987 г. В нем отмечалось, что ЗЕС является неотъемлемой частью развития Европейского Союза и обеспечивает ему доступ к оперативному потенциалу в рамках Петерсбергских миссий, положения о которых были включены в Амстердамский договор. ЗЕС должна поддерживать ЕС при разработке военных аспектов единого курса в сфере внешней политики и обороны, а ЕС будет развивать более тесные институциональные отношения с ЗЕС с целью возможной интеграции ЗЕС в ЕС.
На основе принятых решений ЗЕС создает основу для привлечения к его деятельности все большего числа стран. Помимо десяти стран-членов ЗЕС (эти страны также являются членами НАТО и ЕС) имеется категория ассоциированных членов. Этот статус получают государства-члены НАТО, не являющиеся членами ЕС (Исландия, Норвегия, Турция, а также после 1999 г. Венгрия, Польша, Чехия), В 1994 г. был введен статус ассоциированного партнера, предоставленный десяти странам, не являющимся членами НАТО и ЕС (Болгария, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения Чехия, Эстония). После 2004 г. эти страны поменяли свой статус. Имеется также статус наблюдателя, предоставленный Австрии, Дании, Ирландии, Финляндии, Швеции (члены НАТО и/или ЕС).
В структуру ЗЕС входит Совет - высший орган ЗЕС. Он собирается на свои заседания на уровне министров иностранных дел и министров обороны дважды в год и на уровне послов - дважды в месяц. Для обслуживания деятельности ЗЕС имеется Генеральный секретариат, первоначально находившийся в Лондоне, а с 1993 г. - в Брюсселе. Созданы Комитет начальников штабов и Группа военного планирования. В структуре ЗЕС имеется также Парламентская ассамблея (местонахождение - Париж). У ЗЕС нет собственных регулярных войск или систем военного управления. Национальные части и подразделения могут предоставляться ЗЕС для выполнения ими конкретных задач. Принято решение о создании Европейского корпуса, в котором готовы участвовать Бельгия, Германия, Испания, Люксембург, Франция, а также силы быстрого реагирования - Евро-фор в составе сил из Испании, Италии, Португалии и Франции.
НАТО активно поддерживает процесс создания европейской составляющей в области безопасности и обороны, рассматривая ее как европейскую опору Североатлантического союза, осуществляемую с помощью ЗЕС, который развивается как оборонительный компонент Европейского Союза. В этой связи НАТО считает, что если ЗЕС/ЕС возьмет на себя какую-то миссию по поддержанию мира или миротворчеству, то нет необходимости дублировать структуры. Лучше использовать те штабные структуры, которые уже существуют у Верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе, чем создавать параллельные. Это еще раз подчеркивает, что НАТО видит себя главной организацией по обеспечению безопасности в Европе.
ЗЕС активно участвует в миротворческих операциях как самостоятельно, так и совместно с НАТО и другими международными организациями. Так, ЗЕС участвовал в 1993-1995 гг. в военно-морских операциях совместно с НАТО, обеспечивая соблюдение в Адриатическом море режима эмбарго и санкций, установленного резолюциями Совета Безопасности ООН. В 1993 г. ЗЕС оказывал помощь Болгарии, Венгрии и Румынии в соблюдении эмбарго ООН на Дунае. В 1994-1996 гг. полицейский контингент ЗЕС оказывал поддержку администрации ЕС, создаваемой в г. Мостар (Босния и Герцеговина). Задачей полицейского контингента было оказание помощи боснийской и хорватской сторонам в создании полицейских сил. В 1997 г. по решению Совета ЗЕС был развернут Многонациональный консультативный элемент (МКПЭ) в дополнение к созданным по решению Совета Безопасности ООН от 28 марта 1997 г. (резолюция 1101) Многонациональным силам охраны для Албании (МСОА). Целью первой операции под руководством Совета ЗЕС было оказание помощи руководству албанской полиции по различным аспектам полицейской работы, в том числе в период проведения выборов. В операции ЗЕС приняли участие все государства-члены ЗЕС, ассоциированные члены, ассоциированные партнеры, наблюдатели.
Если до 2000 г. выработкой и претворением в жизнь решений Европейского Союза по вопросам оборонной политики должен был заниматься ЗЕС на основе Маастрихтских решений, то в 2000 г. было принято совместное решение ЕС и ЗЕС о том, что ответственность за будущую выработку европейской политики безопасности и обороны должен взять на себя Европейский Союз. К концу 2000 г. функции и задачи, которые до этого были поручены ЗЕС, переданы ЕС. Достигнута также договоренность о выполнении остаточных задач ЗЕС в рамках его существенно сокращенной структуры с небольшим секретариатом.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Расскажите об основных документах, лежащих в основе системы европейской безопасности.
2. Какова роль ОБСЕ в обеспечении мира и стабильности в Европе?
3. Проанализируйте основные положения Договора об обычных вооруженных силах в Европе.
4. Что вы можете рассказать о миротворческих операциях в рамках ОБСЕ?
5. Практика проведения миротворческих операций в рамках СНГ.
6. Дайте характеристику стратегической концепции НАТО.
7. Роль НАТО в урегулировании кризисных ситуаций.
8. Взаимоотношения НАТО, Европейского Союза и Западноевропейского союза.
Литература
Моисеев Е.Г. Десятилетие Содружества. Международно-правовые аспекты деятельности СНГ. - М., 2001.
НАТО. Справочник. Юбилейное издание к пятидесятой годовщине НАТО. - Брюссель, 1998.
Пражский саммит и преобразование НАТО. Справочник-путеводитель. - Брюссель, 2003.
Кашлев Ю.Б. Общеевропейский процесс: вчера, сегодня, завтра. - М., 1990.
a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z
Западноевропейский союз (ЗЕС)
Western European Union (WEU)
Западноевропейский союз, основанный в 1948 г. Брюссельским договором, является европейской организацией по обороне и безопасности. Он объединяет 28 государств-участников с различным статусом: государства-члены, ассоциированные члены, наблюдатели и ассоциированные партнеры. Десять стран, входящих в состав ЕС-15, имеют статус членов, пять остальных стран – Австрия, Дания, Финляндия, Ирландия и Швеция – статус наблюдателей. Шесть ассоциированных членов – это Венгрия, Исландия, Норвегия, Польша, Чехия и Турция. Наконец, семь ассоциированных партнеров – это Болгария, Эстония, Латвия, Литва, Словакия, Словения и Румыния.
В Амстердамском договоре указывается, что Западноевропейский союз является неотъемлемой частью процесса развития Европейского Союза, который благодаря этой организации располагает оперативными мощностями в сфере обороны. Правда, в Ниццком договоре это положение было снова упразднено. Так, хотя Западноевропейский союз сыграл важную роль в реализации первой из Петерсбергских задач, – как, например, при применении сил полиции в Мостаре или при полицейском сотрудничестве в Албании, – однако его значение со временем уменьшилось, поскольку Европейский Союз European Union Европейский Союз (Евросоюз, ЕС) был основан Договором о Европейском Союзе (Маастрихт, 1992 г.), став преемником Европейского Сообщества. Идея создания Европейского Союза имеет долгую историю, но проект впервые был озвучен на Европейском саммите в 1972 г. Европейский Союз является как политическим проектом, так и формой правовой организации. Европейский Союз является политическим проектом в том смысле, что основной функцией Союза является «последовательная и солидарная организация отношений между государствами-участниками и между их народами» (Статья 1 Договора о Европейском Союзе). Для достижения этого Союз поставил перед собой ряд целей: - Содействовать экономическому и социальному прогрессу, устойчивому развитию, создать пространство без внутренних границ, а также экономический и валютный союзы. Данные цели должны соответствовать отраслевой политике ЕС. - Утвердить свое единство на международной арене. Данная цель тесно связана с внедрением и проведением Общей внешней политики и политики в области безопасности. - Упрочить защиту прав человека путем введения гражданства Союза. Союзное гражданство, созданное Маастрихтским договором, является отношением особого рода между ЕС и гражданами государств-членов. - Создать пространство свободы, безопасности и справедливости. В соответствии с названием, данная сфера занимается обеспечением большей свободы, безопасности и справедливости для граждан. - Строиться на основе acquis communautaire – свода правил, установленных Союзом для самого Союза. Союз основывается на определенных ценностях: уважение человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, верховенства закона и прав человека. У Союза есть свои собственные символы: флаг (двенадцать звезд на синем фоне), гимн (Людвиг ван Бетховен, «Ода к радости»), девиз («Единство в многообразии»), валюта (евро) и день Европы (9 мая). Европейский Союз является формой правовой организации с тремя правовыми опорами: - во-первых, это Европейское Сообщество (в экономической сфере); - во-вторых, это Общая внешняя политика и политика в области безопасности (CFSP), а также Европейская политика безопасности и обороны (ESDP); - в-третьих, это полицейское сотрудничество и взаимодействие в судебной сфере по уголовным делам. ЕС обладает единой институциональной системой реализации деятельности в рамках трех опор, состоящей из Европейского Совета, Европейского Парламента, Совета Европейского Союза и Европейской Комиссии. Это обеспечивает согласованность и последовательность действий Европейского Союза по всем трем направлениям. Лиссабонский договор наделил Европейский Союз правосубъектностью (при соблюдении определенных условий). все в большей степени развивает собственные структуры и мощности в рамках европейской политики безопасности и обороны (ЕПБО). Об этом свидетельствует перенос оперативных мощностей Западноевропейского союза на Союз. В этой связи вспомогательные органы Западноевропейского союза, Институт по исследованию безопасности и Спутниковый центр, 1 января 2002 г. были выведены из организации и превращены в агентства ЕС. Кроме того, Ниццким договором в Договор о Европейском Союзе были включены определенные положения, касающиеся отношений между Западноевропейским союзом и Европейским Союзом.
Коллективная оборона Collective defence Концепция коллективной обороны подразумевает участие в обороне Европы согласно Брюссельскому (статья 5) и Вашингтонскому (статья 5) договорам. Страны, подписавшие эти договоры, обязуются в случае нападения оказывать взаимную помощь для восстановления безопасности. - Брюссельский договор подписан в 1948 г. Бельгией, Францией, Люксембургом, Нидерландами, Великобританией и изменен в рамках Парижских договоров 1954 г. в связи с основанием Западноевропейского союза. Статья 5 этого договора предусматривает обязательство взаимного оказания помощи в случае вооруженного нападения на одну из пяти подписавших договор стран в соответствии со статьей 51 Хартии ООН (право на самооборону). - Североатлантический договор подписан в Вашингтоне в 1949 г. десятью западноевропейскими государствами, а также США и Канадой. Ключевым пунктом этого договора является предписываемая в статье 5 солидарность между сторонами договора в случае вооруженного нападения. В случае такого нападения каждая из сторон, реализуя право на самооборону, оказывает помощь стороне, на которую совершено нападение, принимая соответствующие меры, включая применение оружия для восстановления и поддержания мира и безопасности. Применение этих мер следует прекратить, как только Совет безопасности предпримет необходимые шаги для восстановления и поддержания мира и безопасности. С 1949 г. НАТО является важнейшим гарантом безопасности в Западной Европе. Западноевропейский союз, напротив, более 30 лет функционировал в ограниченном режиме. При этом Западноевропейский союз представляет собой единственную европейскую организацию, которая ввела коллективное и автоматическое выполнения обязательств по оказанию помощи. Развитие европейской идентичности в сфере безопасности и обороны ни в коей мере не влияет на роль НАТО как фундамента коллективной обороны Европы. , за которую первоначально отвечал Западноевропейский союз, в настоящее время попадает в сферу полномочий Организации Североатлантического договора (НАТО). После вступления в силу 1 декабря 2009 г. Лиссабонского договора, в котором прописана обязательная коллективная ответственность стран-членов ЕС за обеспечение безопасности в регионе, ЗЕС утратил смысл существования. 31 марта 2010 г. все десять стран-членов согласились, что он «успешно выполнил свою историческую миссию» и пришли к решению о роспуске. Окончательно союз прекратит свою деятельность к концу июня 2011 года.
Западноевропейский Союз - объединение ряда государств Западной Европы. Учрежден согласно Парижским соглашениям (подписаны в 1954 г., ратифицированы в 1955 г.), которые внесли изменения в Брюссельский договор об экономическом, социальном и культурном сотрудничестве и коллективной самообороне между Бельгией, Великобританией, Люксембургом, Нидерландами и Францией (1948 г). Эти изменения открыли возможность присоединения к Брюссельскому пакту Германии и Италии. Целями ЗЕС являются: оказание в соответствии в Уставом ООН военной и другой взаимопомощи как в поддержании международного мира и безопасности, так и в противодействии любой агрессивной политике; содействие единству Европы; тесное сотрудничество с НАТО и Европейским Союзом; укрепление и обеспечение демократии, личной и политической свободы, конституционных традиций, уважения закона; укрепление экономических, социальных и культурных связей между государствами-членами.
В ЗЕС входят 10 государств-членов: Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Испания, Италия. Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция. Ассоциированные члены ЗЕС - Исландия, Норвегия, Турция. Кроме того, 9 стран имеют статус ассоциированных партнеров ЗЕС: Болгария, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Чехия, Эстония. Структуру ЗЕС составляют: 1. Совет Западноевропейского Союза; 2. Постоянный совет. Рабочая группа Совета; 3. Начальники штабов; 4. Штаб по планированию; 5. Рабочие группы: специальная рабочая группа, группа представителей министерств обороны; 6. Ассамблея ЗЕС; 7. Секретариат. Совет ЗЕС на уровне министров, состоящий из министров иностранных дел и обороны государств-членов, собирается дважды в год в столице государства, председательствующего в настоящее время в ЗЕС. Председательствующий с 1 июля 1994 г. меняется каждые полгода. Это решение принято Советом ЗЕС в 1993 г. для приспособления сроков смены председательствующего к аналогичным срокам в Европейском Союзе. Совет как высший орган ЗЕС несет политическую и военную ответственность за деятельность организации. Совет может быть созван в любое время по желанию государства-члена для обсуждения положения, могущего представлять угрозу для мира или экономической стабильности. Постоянный Совет, состоящий из послов государств-членов, обычно встречается раз в неделю в штаб-квартире ЗЕС для обеспечения его бесперебойного руководства. Председательствует на заседаниях генеральный секретарь. Рабочая группа Совета готовит еженедельные заседания Постоянного Совета. Главы генеральных штабов государств-членов встречаются дважды в год накануне регулярных заседаний Совета ЗЕС (возможны чрезвычайные встречи). Национальным делегациям могут быть приданы военные советники, задачей которых являются подготовка заключений для Совета, информирование штаба по планированию о мнениях начальников генеральных штабов, а т.ж. контроль за профессиональным качеством работы Штаба по планированию. Штаб по планированию, подчиненный Совету, отвечает за: подготовку планов возможного использования вооруженных сил под эгидой ЗЕС; разработку рекомендаций для систем управления, включая постоянно действующие служебные инструкции для оперативных штабов, создаваемых в случае необходимости; ведение списков частей и соединений, которые могут быть выделены в распоряжение ЗЕС для проведения определенных операций. В помощь Совету созданы рабочие группы: 1. Специальная рабочая группа из представителей министерств иностранных дел (политические вопросы европейской безопасности); 2. Группа представителей министерств обороны (военные вопросы европейской безопасности); 3. Рабочие комитеты по вопросам космического права, верификации, Договора об "открытом небе", Средиземноморья и др. Ассамблея ЗЕС состоит из 108 депутатов (с заместителями) государств-членов Брюссельского пакта в Парламентской ассамблее Совета Европы. Она собирается дважды в год и обсуждает все вопросы деятельности ЗЕС.