Образование западноевропейского союза. Что значит "западноевропейский союз"

Включала в свой состав 28 стран с четырьмя различными статусами: страны-члены, ассоциированные члены, наблюдатели и ассоциированные партнеры. Все государства Европейского союза в его границах до расширения 2004 года имели статус стран-членов, кроме Австрии , Дании , Финляндии , Ирландии и Швеции , относящихся к наблюдателям. Ассоциированные члены - Исландия , Норвегия , Польша , Турция , Венгрия и Чехия ; ассоциированные партнеры - Болгария , Эстония , Латвия , Литва , Румыния , Словакия , а также Словения .

В марте 2010 года было заявлено о планах прекращения деятельности Западноевропейского Союза до 2011 года . Окончательно прекратил работу 30 июня 2011 года .

Напишите отзыв о статье "Западноевропейский союз"

Примечания

Ссылки

  • www.weu.int/

Отрывок, характеризующий Западноевропейский союз

И он, похлопав Берга по плечу, встал, желая прекратить разговор. Но Берг, приятно улыбаясь, объяснил, что, ежели он не будет знать верно, что будет дано за Верой, и не получит вперед хотя части того, что назначено ей, то он принужден будет отказаться.
– Потому что рассудите, граф, ежели бы я теперь позволил себе жениться, не имея определенных средств для поддержания своей жены, я поступил бы подло…
Разговор кончился тем, что граф, желая быть великодушным и не подвергаться новым просьбам, сказал, что он выдает вексель в 80 тысяч. Берг кротко улыбнулся, поцеловал графа в плечо и сказал, что он очень благодарен, но никак не может теперь устроиться в новой жизни, не получив чистыми деньгами 30 тысяч. – Хотя бы 20 тысяч, граф, – прибавил он; – а вексель тогда только в 60 тысяч.
– Да, да, хорошо, – скороговоркой заговорил граф, – только уж извини, дружок, 20 тысяч я дам, а вексель кроме того на 80 тысяч дам. Так то, поцелуй меня.

Наташе было 16 лет, и был 1809 год, тот самый, до которого она четыре года тому назад по пальцам считала с Борисом после того, как она с ним поцеловалась. С тех пор она ни разу не видала Бориса. Перед Соней и с матерью, когда разговор заходил о Борисе, она совершенно свободно говорила, как о деле решенном, что всё, что было прежде, – было ребячество, про которое не стоило и говорить, и которое давно было забыто. Но в самой тайной глубине ее души, вопрос о том, было ли обязательство к Борису шуткой или важным, связывающим обещанием, мучил ее.
С самых тех пор, как Борис в 1805 году из Москвы уехал в армию, он не видался с Ростовыми. Несколько раз он бывал в Москве, проезжал недалеко от Отрадного, но ни разу не был у Ростовых.
Наташе приходило иногда к голову, что он не хотел видеть ее, и эти догадки ее подтверждались тем грустным тоном, которым говаривали о нем старшие:
– В нынешнем веке не помнят старых друзей, – говорила графиня вслед за упоминанием о Борисе.
Анна Михайловна, в последнее время реже бывавшая у Ростовых, тоже держала себя как то особенно достойно, и всякий раз восторженно и благодарно говорила о достоинствах своего сына и о блестящей карьере, на которой он находился. Когда Ростовы приехали в Петербург, Борис приехал к ним с визитом.
Он ехал к ним не без волнения. Воспоминание о Наташе было самым поэтическим воспоминанием Бориса. Но вместе с тем он ехал с твердым намерением ясно дать почувствовать и ей, и родным ее, что детские отношения между ним и Наташей не могут быть обязательством ни для нее, ни для него. У него было блестящее положение в обществе, благодаря интимности с графиней Безуховой, блестящее положение на службе, благодаря покровительству важного лица, доверием которого он вполне пользовался, и у него были зарождающиеся планы женитьбы на одной из самых богатых невест Петербурга, которые очень легко могли осуществиться. Когда Борис вошел в гостиную Ростовых, Наташа была в своей комнате. Узнав о его приезде, она раскрасневшись почти вбежала в гостиную, сияя более чем ласковой улыбкой.
Борис помнил ту Наташу в коротеньком платье, с черными, блестящими из под локон глазами и с отчаянным, детским смехом, которую он знал 4 года тому назад, и потому, когда вошла совсем другая Наташа, он смутился, и лицо его выразило восторженное удивление. Это выражение его лица обрадовало Наташу.
– Что, узнаешь свою маленькую приятельницу шалунью? – сказала графиня. Борис поцеловал руку Наташи и сказал, что он удивлен происшедшей в ней переменой.
– Как вы похорошели!
«Еще бы!», отвечали смеющиеся глаза Наташи.
– А папа постарел? – спросила она. Наташа села и, не вступая в разговор Бориса с графиней, молча рассматривала своего детского жениха до малейших подробностей. Он чувствовал на себе тяжесть этого упорного, ласкового взгляда и изредка взглядывал на нее.
Мундир, шпоры, галстук, прическа Бориса, всё это было самое модное и сomme il faut [вполне порядочно]. Это сейчас заметила Наташа. Он сидел немножко боком на кресле подле графини, поправляя правой рукой чистейшую, облитую перчатку на левой, говорил с особенным, утонченным поджатием губ об увеселениях высшего петербургского света и с кроткой насмешливостью вспоминал о прежних московских временах и московских знакомых. Не нечаянно, как это чувствовала Наташа, он упомянул, называя высшую аристократию, о бале посланника, на котором он был, о приглашениях к NN и к SS.
Наташа сидела всё время молча, исподлобья глядя на него. Взгляд этот всё больше и больше, и беспокоил, и смущал Бориса. Он чаще оглядывался на Наташу и прерывался в рассказах. Он просидел не больше 10 минут и встал, раскланиваясь. Всё те же любопытные, вызывающие и несколько насмешливые глаза смотрели на него. После первого своего посещения, Борис сказал себе, что Наташа для него точно так же привлекательна, как и прежде, но что он не должен отдаваться этому чувству, потому что женитьба на ней – девушке почти без состояния, – была бы гибелью его карьеры, а возобновление прежних отношений без цели женитьбы было бы неблагородным поступком. Борис решил сам с собою избегать встреч с Наташей, нo, несмотря на это решение, приехал через несколько дней и стал ездить часто и целые дни проводить у Ростовых. Ему представлялось, что ему необходимо было объясниться с Наташей, сказать ей, что всё старое должно быть забыто, что, несмотря на всё… она не может быть его женой, что у него нет состояния, и ее никогда не отдадут за него. Но ему всё не удавалось и неловко было приступить к этому объяснению. С каждым днем он более и более запутывался. Наташа, по замечанию матери и Сони, казалась по старому влюбленной в Бориса. Она пела ему его любимые песни, показывала ему свой альбом, заставляла его писать в него, не позволяла поминать ему о старом, давая понимать, как прекрасно было новое; и каждый день он уезжал в тумане, не сказав того, что намерен был сказать, сам не зная, что он делал и для чего он приезжал, и чем это кончится. Борис перестал бывать у Элен, ежедневно получал укоризненные записки от нее и всё таки целые дни проводил у Ростовых.

(штаб-квартира в Лондоне), который на год старше Североатлантического и был первым послевоенным объединением ряда европейских государств (в 1948 г. Брюссельским пактом был образован Западный союз в составе Франции, Великобритании, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга; с 1955 г. после вступления в него ФРГ и Италии он стал именоваться Западноевропейским).

Основная его задача состоит в том, чтобы добиваться проведения странами-участницами единой политики в отношении всех мероприятий НАТО, наиболее полно учитывая при этом интересы Западной Европы. В этих целях перед заседаниями высших органов НАТО страны - участницы Западноевропейского союза предварительно обсуждают те же вопросы, которые предстоит рассмотреть руководством натовского блока, и принимают необходимые рекомендации.

Самостоятельного значения Западноевропейский союз практически не имеет, он не располагает специально выделенными вооруженными силами и военными командованиями (все функции в этой области переданы НАТО); союз фактически является придатком НАТО. Однако этой военно-политической организации, объединяющей семь европейских государств, придана солидная официальная роль и структура.

Во главе ее стоит совет из министров иностранных дел , собирающийся в Лондоне четыре раза в год, а руководство союзом между заседаниями осуществляет постоянный совет , куда входят представители от стран в ранге послов.

Окончательные решения по предложениям совета принимает ассамблея Западноевропейского союза , состоящая из 89 делегатов-парламентариев стран-участниц: по 18 человек - от Великобритании, ФРГ, Франции и Италии, по семь - от Бельгии, Нидерландов, три - от Люксембурга; созывается в Париже два - три раза в год.

Исполнительными органами являются генеральный секретариат, постоянный комитет по вооружению и агентство по контролю над вооружением. Последние координируют мероприятия по стандартизации оружия и военной техники.

В целом деятельность руководящих органов союза сводится к обсуждению вопросов, касающихся наращивания военной мощи государств, увеличения их военных расходов и вклада в Североатлантический блок, рассмотрения проектов программ стандартизации вооружения; они отвечают за то, чтобы страны, входящие в союз, занимались производством определенных видов оружия и чтобы запас вооружений находился на установленном уровне.

На деятельности Западноевропейского союза сказывается острая конкурентная борьба между ведущими государствами Западной Европы за утверждение своей роли в этом регионе. Франция, как крупнейшая страна в этом объединении, стремится к военно-политической интеграции Западной Европы на базе этого союза, тогда как ФРГ отдает предпочтение Еврогруппе , поскольку она не связывает ее никакими военными ограничениями (Западноевропейский союз формально контролирует соблюдение парижских соглашений, установивших ограничения для вооружения Западной Германии). В силу этих и других причин, в основном военно-политического порядка, союз оказался не в состоянии надежно координировать военную политику западноевропейских стран, осуществлять программы стандартизации оружия и боевой техники, что привело к созданию по инициативе Великобритании

Западноевропейский союз в его нынешнем виде - это военно-поли­тическая организация Европейского Союза (ЕС).

ЗЕС в своем становлении прошел несколько этапов. В соответ­ствии с Брюссельским договором об экономическом, социальном и культурном сотрудничестве и коллективной самообороне 1949 г. создана Организация Брюссельского договора, или Западный союз, в составе Бельгии, Великобритании, Люксембурга, Нидерландов, Франции. После подписания в 1954 г. Парижских соглашений Запад­ный союз был переименован в Западноевропейский союз и в него вошли также Германия и Италия. В 1988 г. его членами стали Ис­пания и Португалия, в 1992 г. - Греция. Главной целью ЗЕС является развитие сотрудничества стран Западной Европы в сфере безопасно­сти и обороны. В 1949 г. в связи с подписанием Североатлантиче­ского договора выполнение военных обязательств Западного союза было передано НАТО. В 1987 г. Совет министров Западноевропей­ского союза принял Платформу о европейских интересах в области безопасности, в которой подтвердил решимость укреплять европей­скую структуру НАТО.

В подписанном в декабре 1991 г. в Маастрихте Договоре о Евро­пейском Союзе были приняты принципиально важные решения от­носительно единого курса Европейского Союза в области внешней политики и безопасности, направленные на поэтапное преобразова­ние ЗЕС в оборонный компонент ЕС. В декабре 1991 г. в Маастрихте государства-члены ЗЕС приняли Декларацию, в которой отражена договоренность о европейской составляющей в области безопасно­сти и обороны (ЕСОБО) и о повышении ответственности европейцев в вопросах обороны.

В подписанной в июне 1992 г. в г. Петерсберге (недалеко от Бонна) Петерсбергской декларации члены ЗЕС договорились о проведении в рамках ЗЕС так называемых «Петерсбергских миссий». Речь шла о трех категориях миссий, а именно: гуманитарных и спасательных миссиях; миротворческих миссиях; миссиях боевых сил в рамках урегулирования кризисов, включая миротворчество. Дальнейшее сращивание ЗЕС и ЕС было закреплено в Амстердамском договоре 1987 г. В нем отмечалось, что ЗЕС является неотъемлемой частью развития Европейского Союза и обеспечивает ему доступ к опе­ративному потенциалу в рамках Петерсбергских миссий, положения о которых были включены в Амстердамский договор. ЗЕС должна поддерживать ЕС при разработке военных аспектов единого курса в сфере внешней политики и обороны, а ЕС будет развивать более тесные институциональные отношения с ЗЕС с целью возможной интеграции ЗЕС в ЕС.



На основе принятых решений ЗЕС создает основу для привлече­ния к его деятельности все большего числа стран. Помимо десяти стран-членов ЗЕС (эти страны также являются членами НАТО и ЕС) имеется категория ассоциированных членов. Этот статус получают государства-члены НАТО, не являющиеся членами ЕС (Исландия, Норвегия, Турция, а также после 1999 г. Венгрия, Польша, Чехия), В 1994 г. был введен статус ассоциированного партнера, предоставленный десяти странам, не являющимся членами НАТО и ЕС (Бол­гария, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения Чехия, Эстония). После 2004 г. эти страны поменяли свой статус. Имеется также статус наблюдателя, предоставленный Австрии, Да­нии, Ирландии, Финляндии, Швеции (члены НАТО и/или ЕС).

В структуру ЗЕС входит Совет - высший орган ЗЕС. Он собирается на свои заседания на уровне министров иностранных дел и мини­стров обороны дважды в год и на уровне послов - дважды в месяц. Для обслуживания деятельности ЗЕС имеется Генеральный секрета­риат, первоначально находившийся в Лондоне, а с 1993 г. - в Брюс­селе. Созданы Комитет начальников штабов и Группа военного планирования. В структуре ЗЕС имеется также Парламентская ас­самблея (местонахождение - Париж). У ЗЕС нет собственных регу­лярных войск или систем военного управления. Национальные части и подразделения могут предоставляться ЗЕС для выполнения ими конкретных задач. Принято решение о создании Европейского кор­пуса, в котором готовы участвовать Бельгия, Германия, Испания, Люксембург, Франция, а также силы быстрого реагирования - Евро-фор в составе сил из Испании, Италии, Португалии и Франции.

НАТО активно поддерживает процесс создания европейской со­ставляющей в области безопасности и обороны, рассматривая ее как европейскую опору Североатлантического союза, осуществляе­мую с помощью ЗЕС, который развивается как оборонительный компонент Европейского Союза. В этой связи НАТО считает, что если ЗЕС/ЕС возьмет на себя какую-то миссию по поддержанию мира или миротворчеству, то нет необходимости дублировать структуры. Лучше использовать те штабные структуры, которые уже существуют у Верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе, чем созда­вать параллельные. Это еще раз подчеркивает, что НАТО видит себя главной организацией по обеспечению безопасности в Европе.

ЗЕС активно участвует в миротворческих операциях как самосто­ятельно, так и совместно с НАТО и другими международными орга­низациями. Так, ЗЕС участвовал в 1993-1995 гг. в военно-морских операциях совместно с НАТО, обеспечивая соблюдение в Адриати­ческом море режима эмбарго и санкций, установленного резолюци­ями Совета Безопасности ООН. В 1993 г. ЗЕС оказывал помощь Болгарии, Венгрии и Румынии в соблюдении эмбарго ООН на Дунае. В 1994-1996 гг. полицейский контингент ЗЕС оказывал поддержку администрации ЕС, создаваемой в г. Мостар (Босния и Герцеговина). Задачей полицейского контингента было оказание помощи босний­ской и хорватской сторонам в создании полицейских сил. В 1997 г. по решению Совета ЗЕС был развернут Многонациональный кон­сультативный элемент (МКПЭ) в дополнение к созданным по реше­нию Совета Безопасности ООН от 28 марта 1997 г. (резолюция 1101) Многонациональным силам охраны для Албании (МСОА). Целью первой операции под руководством Совета ЗЕС было оказание по­мощи руководству албанской полиции по различным аспектам полицейской работы, в том числе в период проведения выборов. В операции ЗЕС приняли участие все государства-члены ЗЕС, ассо­циированные члены, ассоциированные партнеры, наблюдатели.

Если до 2000 г. выработкой и претворением в жизнь решений Европейского Союза по вопросам оборонной политики должен был заниматься ЗЕС на основе Маастрихтских решений, то в 2000 г. было принято совместное решение ЕС и ЗЕС о том, что ответственность за будущую выработку европейской политики безопасности и оборо­ны должен взять на себя Европейский Союз. К концу 2000 г. функ­ции и задачи, которые до этого были поручены ЗЕС, переданы ЕС. Достигнута также договоренность о выполнении остаточных задач ЗЕС в рамках его существенно сокращенной структуры с небольшим секретариатом.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Расскажите об основных документах, лежащих в основе системы европейской безопасности.

2. Какова роль ОБСЕ в обеспечении мира и стабильности в Европе?

3. Проанализируйте основные положения Договора об обыч­ных вооруженных силах в Европе.

4. Что вы можете рассказать о миротворческих операциях в рамках ОБСЕ?

5. Практика проведения миротворческих операций в рам­ках СНГ.

6. Дайте характеристику стратегической концепции НАТО.

7. Роль НАТО в урегулировании кризисных ситуаций.

8. Взаимоотношения НАТО, Европейского Союза и Западно­европейского союза.

Литература

Моисеев Е.Г. Десятилетие Содружества. Международно-правовые аспек­ты деятельности СНГ. - М., 2001.

НАТО. Справочник. Юбилейное издание к пятидесятой годовщине НАТО. - Брюссель, 1998.

Пражский саммит и преобразование НАТО. Справочник-путеводитель. - Брюссель, 2003.

Кашлев Ю.Б. Общеевропейский процесс: вчера, сегодня, завтра. - М., 1990.

a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z


Западноевропейский союз (ЗЕС)

Western European Union (WEU)

Западноевропейский союз, основанный в 1948 г. Брюссельским договором, является европейской организацией по обороне и безопасности. Он объединяет 28 государств-участников с различным статусом: государства-члены, ассоциированные члены, наблюдатели и ассоциированные партнеры. Десять стран, входящих в состав ЕС-15, имеют статус членов, пять остальных стран – Австрия, Дания, Финляндия, Ирландия и Швеция – статус наблюдателей. Шесть ассоциированных членов – это Венгрия, Исландия, Норвегия, Польша, Чехия и Турция. Наконец, семь ассоциированных партнеров – это Болгария, Эстония, Латвия, Литва, Словакия, Словения и Румыния.

В Амстердамском договоре указывается, что Западноевропейский союз является неотъемлемой частью процесса развития Европейского Союза, который благодаря этой организации располагает оперативными мощностями в сфере обороны. Правда, в Ниццком договоре это положение было снова упразднено. Так, хотя Западноевропейский союз сыграл важную роль в реализации первой из Петерсбергских задач, – как, например, при применении сил полиции в Мостаре или при полицейском сотрудничестве в Албании, – однако его значение со временем уменьшилось, поскольку Европейский Союз European Union Европейский Союз (Евросоюз, ЕС) был основан Договором о Европейском Союзе (Маастрихт, 1992 г.), став преемником Европейского Сообщества. Идея создания Европейского Союза имеет долгую историю, но проект впервые был озвучен на Европейском саммите в 1972 г. Европейский Союз является как политическим проектом, так и формой правовой организации. Европейский Союз является политическим проектом в том смысле, что основной функцией Союза является «последовательная и солидарная организация отношений между государствами-участниками и между их народами» (Статья 1 Договора о Европейском Союзе). Для достижения этого Союз поставил перед собой ряд целей: - Содействовать экономическому и социальному прогрессу, устойчивому развитию, создать пространство без внутренних границ, а также экономический и валютный союзы. Данные цели должны соответствовать отраслевой политике ЕС. - Утвердить свое единство на международной арене. Данная цель тесно связана с внедрением и проведением Общей внешней политики и политики в области безопасности. - Упрочить защиту прав человека путем введения гражданства Союза. Союзное гражданство, созданное Маастрихтским договором, является отношением особого рода между ЕС и гражданами государств-членов. - Создать пространство свободы, безопасности и справедливости. В соответствии с названием, данная сфера занимается обеспечением большей свободы, безопасности и справедливости для граждан. - Строиться на основе acquis communautaire – свода правил, установленных Союзом для самого Союза. Союз основывается на определенных ценностях: уважение человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, верховенства закона и прав человека. У Союза есть свои собственные символы: флаг (двенадцать звезд на синем фоне), гимн (Людвиг ван Бетховен, «Ода к радости»), девиз («Единство в многообразии»), валюта (евро) и день Европы (9 мая). Европейский Союз является формой правовой организации с тремя правовыми опорами: - во-первых, это Европейское Сообщество (в экономической сфере); - во-вторых, это Общая внешняя политика и политика в области безопасности (CFSP), а также Европейская политика безопасности и обороны (ESDP); - в-третьих, это полицейское сотрудничество и взаимодействие в судебной сфере по уголовным делам. ЕС обладает единой институциональной системой реализации деятельности в рамках трех опор, состоящей из Европейского Совета, Европейского Парламента, Совета Европейского Союза и Европейской Комиссии. Это обеспечивает согласованность и последовательность действий Европейского Союза по всем трем направлениям. Лиссабонский договор наделил Европейский Союз правосубъектностью (при соблюдении определенных условий). все в большей степени развивает собственные структуры и мощности в рамках европейской политики безопасности и обороны (ЕПБО). Об этом свидетельствует перенос оперативных мощностей Западноевропейского союза на Союз. В этой связи вспомогательные органы Западноевропейского союза, Институт по исследованию безопасности и Спутниковый центр, 1 января 2002 г. были выведены из организации и превращены в агентства ЕС. Кроме того, Ниццким договором в Договор о Европейском Союзе были включены определенные положения, касающиеся отношений между Западноевропейским союзом и Европейским Союзом.

Коллективная оборона Collective defence Концепция коллективной обороны подразумевает участие в обороне Европы согласно Брюссельскому (статья 5) и Вашингтонскому (статья 5) договорам. Страны, подписавшие эти договоры, обязуются в случае нападения оказывать взаимную помощь для восстановления безопасности. - Брюссельский договор подписан в 1948 г. Бельгией, Францией, Люксембургом, Нидерландами, Великобританией и изменен в рамках Парижских договоров 1954 г. в связи с основанием Западноевропейского союза. Статья 5 этого договора предусматривает обязательство взаимного оказания помощи в случае вооруженного нападения на одну из пяти подписавших договор стран в соответствии со статьей 51 Хартии ООН (право на самооборону). - Североатлантический договор подписан в Вашингтоне в 1949 г. десятью западноевропейскими государствами, а также США и Канадой. Ключевым пунктом этого договора является предписываемая в статье 5 солидарность между сторонами договора в случае вооруженного нападения. В случае такого нападения каждая из сторон, реализуя право на самооборону, оказывает помощь стороне, на которую совершено нападение, принимая соответствующие меры, включая применение оружия для восстановления и поддержания мира и безопасности. Применение этих мер следует прекратить, как только Совет безопасности предпримет необходимые шаги для восстановления и поддержания мира и безопасности. С 1949 г. НАТО является важнейшим гарантом безопасности в Западной Европе. Западноевропейский союз, напротив, более 30 лет функционировал в ограниченном режиме. При этом Западноевропейский союз представляет собой единственную европейскую организацию, которая ввела коллективное и автоматическое выполнения обязательств по оказанию помощи. Развитие европейской идентичности в сфере безопасности и обороны ни в коей мере не влияет на роль НАТО как фундамента коллективной обороны Европы. , за которую первоначально отвечал Западноевропейский союз, в настоящее время попадает в сферу полномочий Организации Североатлантического договора (НАТО). После вступления в силу 1 декабря 2009 г. Лиссабонского договора, в котором прописана обязательная коллективная ответственность стран-членов ЕС за обеспечение безопасности в регионе, ЗЕС утратил смысл существования. 31 марта 2010 г. все десять стран-членов согласились, что он «успешно выполнил свою историческую миссию» и пришли к решению о роспуске. Окончательно союз прекратит свою деятельность к концу июня 2011 года.

Западноевропейский Союз - объединение ряда государств Западной Европы. Учрежден согласно Парижским соглашениям (подписаны в 1954 г., ратифицированы в 1955 г.), которые внесли изменения в Брюссельский договор об экономическом, социальном и культурном сотрудничестве и коллективной самообороне между Бельгией, Великобританией, Люксембургом, Нидерландами и Францией (1948 г). Эти изменения открыли возможность присоединения к Брюссельскому пакту Германии и Италии. Целями ЗЕС являются: оказание в соответствии в Уставом ООН военной и другой взаимопомощи как в поддержании международного мира и безопасности, так и в противодействии любой агрессивной политике; содействие единству Европы; тесное сотрудничество с НАТО и Европейским Союзом; укрепление и обеспечение демократии, личной и политической свободы, конституционных традиций, уважения закона; укрепление экономических, социальных и культурных связей между государствами-членами.

В ЗЕС входят 10 государств-членов: Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Испания, Италия. Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция. Ассоциированные члены ЗЕС - Исландия, Норвегия, Турция. Кроме того, 9 стран имеют статус ассоциированных партнеров ЗЕС: Болгария, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Чехия, Эстония. Структуру ЗЕС составляют: 1. Совет Западноевропейского Союза; 2. Постоянный совет. Рабочая группа Совета; 3. Начальники штабов; 4. Штаб по планированию; 5. Рабочие группы: специальная рабочая группа, группа представителей министерств обороны; 6. Ассамблея ЗЕС; 7. Секретариат. Совет ЗЕС на уровне министров, состоящий из министров иностранных дел и обороны государств-членов, собирается дважды в год в столице государства, председательствующего в настоящее время в ЗЕС. Председательствующий с 1 июля 1994 г. меняется каждые полгода. Это решение принято Советом ЗЕС в 1993 г. для приспособления сроков смены председательствующего к аналогичным срокам в Европейском Союзе. Совет как высший орган ЗЕС несет политическую и военную ответственность за деятельность организации. Совет может быть созван в любое время по желанию государства-члена для обсуждения положения, могущего представлять угрозу для мира или экономической стабильности. Постоянный Совет, состоящий из послов государств-членов, обычно встречается раз в неделю в штаб-квартире ЗЕС для обеспечения его бесперебойного руководства. Председательствует на заседаниях генеральный секретарь. Рабочая группа Совета готовит еженедельные заседания Постоянного Совета. Главы генеральных штабов государств-членов встречаются дважды в год накануне регулярных заседаний Совета ЗЕС (возможны чрезвычайные встречи). Национальным делегациям могут быть приданы военные советники, задачей которых являются подготовка заключений для Совета, информирование штаба по планированию о мнениях начальников генеральных штабов, а т.ж. контроль за профессиональным качеством работы Штаба по планированию. Штаб по планированию, подчиненный Совету, отвечает за: подготовку планов возможного использования вооруженных сил под эгидой ЗЕС; разработку рекомендаций для систем управления, включая постоянно действующие служебные инструкции для оперативных штабов, создаваемых в случае необходимости; ведение списков частей и соединений, которые могут быть выделены в распоряжение ЗЕС для проведения определенных операций. В помощь Совету созданы рабочие группы: 1. Специальная рабочая группа из представителей министерств иностранных дел (политические вопросы европейской безопасности); 2. Группа представителей министерств обороны (военные вопросы европейской безопасности); 3. Рабочие комитеты по вопросам космического права, верификации, Договора об "открытом небе", Средиземноморья и др. Ассамблея ЗЕС состоит из 108 депутатов (с заместителями) государств-членов Брюссельского пакта в Парламентской ассамблее Совета Европы. Она собирается дважды в год и обсуждает все вопросы деятельности ЗЕС.



Читайте также: