Обитатели трясин или нечисть болотная. Лунный охотник Кто такой болотник

И когда судно качнуло и поволокло в эту преисподнюю, пароход и баржа ответили порогу ревом.

Топи-и-и-ить буду-ут! Топи-и-и-ить - приплавили-и-и!..

Кто-то прыгнул с баржи и пропал в бурлящей воде, в камнях. Кто-то начал сбрасывать узлы. Поднялась давка. Вдруг раздался осекающийся голос старика Мазова, Толиного прадеда:

Стой! В стоса вас и в спаса! Стой! Совецка власть не дура, чтобы из-за такова г… дорогу посудину губить!..

Остановились. Мазова знали. Грозный дед был когда-то. Да и поныне еще сила. Рявкнул так, что рев порога перекрыл, и паника униматься стала.

Промелькнули пороги. За «находчивость» капитан переселил Мазова и всю его ораву с палубы в трюм - там не дуло.

Вербованные ходили дивиться на белого старика, как на икону. Он на них не смотрел. Он вообще ни на кого не смотрел. Он все молчал. Даже на невестку и на детей не цыкал. Прежде, бывало, гаркнет - так кто куда, все притихнут, в щели, как тараканы, забьются, чтоб на глаза старику не попадаться. А сейчас молчит. Не спит, не ест. Молчит. Жутко даже от этого его молчания.

Пароход сделал крутой поворот возле острова, огибая подводную песчаную косу, полого уходящую в глубь реки. Развернувшись, пароход едва не закинул баржу на yгpeватый каменистый мыс, замыкавший устье протоки от ветров и бурь косою острова и мысом берега. По берегу в сиротливом россыпе горбились домишки и как попало поставленные, покоробленные мерзлотой бараки, сараюшки и односкатные, почти слепые времянки.

Болота с мокрыми кочками, мари с тощим лесом чадили, как отстрелянные гильзы, горелым порохом, холодной гнилью, ворохами гнуса и бескрайней тоской.

Опираясь на батог, одним из первых ковыльнул на дощатую пристань Мазов. Душный, парной ветер шевелил его белые волосы, подстриженные по-старинному. кружком. Густой сумрак лежал над осевшими пенистыми бровями старика и в крупных решетках морщин. И хотя многие годы пытались согнуть старика и согнули даже, но он все еще головы на две возвышался над остальным людом.

Переселенцев встречал комендант города Краесветска Ступинский со своими работниками. Он громко, на всю пристань ругался;

Кого привезли?! Строиться надо, вкапываться, а тут старье, бабы, ребятишки… - и, заметив Мазова, смолк было, задивился и прибавил: - Да таких вот еще! Фамилия?

Неужто Яков Маркович?

Мазов шевельнул бровями, заходили морщины на его лице, всматриваться стал, напрягая память.

Тебя и не узнать, Яков Маркович!

Старюсь.

Меня не помнишь?

Не помню.

В гражданскую ночевал у вас с отрядом.

У нас дом крайний, большой был, много в ем народу ночевало. Всех не упомнишь. Куда определяться?

Ступинский посоображал и, вынув блокнот, размашисто черкнул в нем, выдрал лист и подал старику Мазову:

Идите в гору, ищите кирпичный завод.

Гор тут никаких не было. Горой звался глинистый, наискось подмытый яр. За яром из края в край озера, болота, мари, затянутые багульником, карликовыми березками, голубичником, осокой и разной другой земной мелочью. Чахлое редколесье стояло вторым этажом, издали напоминая настоящую темную тайгу. Но это лишь только издали. Березник, пихтач и ельник худосочен, редколап и, как правило, внутри гнилой. Лишь на горизонте сонно темнели кедрачи.

Ветер гулял над неоглядным простором, прижимая гнус к земле.

И города тут никакого еще не было. Среди болот и озерин в вырубленной чащобе, средь раскорчеванных пней работали люди, строили дома, делали огорожу к лесобирже, рубили пожарную каланчу, тянули трубы к бане и пекарне. У самого берега протоки на возвышении дымилась железная труба, дальше вторая. Эта еще не дымила. Мазов удивился - завод! Он подумал, это и есть кирпичный завод. Но ошибся. Расторопная Ульяна, односельчанка Мазовых, уже успела узнать, что это лесопильный завод, а кирпичный в лесу, за Медвежьим логом.

К ним то и дело подбегали люди: «Откудова будете?» - и тут же сами представлялись, надеясь встретить земляков и односельчан. Перепутало, разбросало людей по свету бурное время.

Кирпичный завод прижился в мелком ельнике и чащобе, на скате косогора, в Медвежьем логу.

Мазовых расселили в старом сушильном отделении, на полках. Отделение вышло из строя. Надышавшись теплом от кирпича, мерзлота поползла, вместе с нею село и поползло сооружение, сунулось рылом в лог. Оно могло в любой момент упасть. Но жить было негде. Его подперли со стороны лога бревнами, забрали поддувы тесом и слепили внутри сушилки печки, благо кирпича было кругом дополна и глины сколько хочешь.

Среди болот складывали люди времянки-печки, забирали сверху тесовым козырьком, с боков тоже. Варили на этих печках похлебку и даже пекли пироги. Понемногу одолев страх, растерянность и сделав открытие, что жить здесь тоже можно, стали российские люди погуливать, песняка драть, как и на всякой другой земле, ревновать и колотить жен, жениться, выходить замуж, рожать.

И строили, строили, строили….

Тетка Толи Мазова, Евдокия, старшая сестра Светозара, и все, кто был способен к труду, работали на кирпичном заводе. Старика Мазова работой не неволили. Он на добровольных началах топил печки в жилом помещении и все молчал.

Осенью начали приезжать с магистрали мужики, которых позабирали во время раскулачивания и теперь освобождали и отсылали к семьям. Мазовы ждали своего главного работника, Светозара Семеновича. Ходили к каждому пароходу на пристань. Но все не ехал и не ехал Толин отец. Отгудел последний пароход, ушел из протоки, уже обметанной заберегами. Взвыли люди, и вольные и переселенцы, сердцем чувствуя, что остаются они надолго и ждут их большие горести и беды. Пуще всех выла тетка Толи Мазова, Евдокия. Орава мазовская, из-за которой она осталась вековухой, опять тяжким грузом повисла на ней. Раньше хоть со Светозаром вдвоем тянули хозяйство и семью. Как же одна-то? Да еще на чужой стороне? Хоть бы Толина мать, молодуха Серафима, была, но она взяла и убралась на тот свет. Слабая здоровьем оказалась, не пережила беды. Уж очень она Светозара любила.

К морозам сушилку утеплили, сделав высокую завалину, прорубили окна и к подоконникам дощатые фартуки с опилом приладили, чтоб не выдувало тепло. Внутри сушилку разделили кое-где заборками и занавесками.

Зимой пошла по нашему городу чужая, неслыханная болезнь - цинга. Быстро переводилась семья Мазовых. Первой умерла Евдокия. Не от цинги умерла. Ходила она в город за продуктами, заблудилась в пургу и замерзла в сугробе. Обессилела или отчаялась она, кто знает?

В сушилку селились новые люди. Кто только не перебывал в сушилке за зиму! Русские и нерусские, бабы и ребятишки, старики и старухи, жулье и рецидивисты.

Своих в сушилке осталось вовсе мало: разбитная Ульяна, которую ни цинга, ни мороз не брали, жила, да еще кое-какие земляки отчаянно отбивались от цинги. Возле сибирских переселенцев жался кочегар из комендатурской столовки, кавказец Ибрагимка. Правнук Якова Мазова Толя каким-то чудом тоже держался. В прадеда, должно быть, выдался живучим, а может, не умирал оттого, что прадед берег мальчишку пуще глаза, в пургу на улицу не отпускал, ночами грел, прижимая к своей костистой, но еще теплой груди.

Приладил кавказец Ибрагимка старика Мазова подменным истопником в комендатурскую столовую. Старик пошел на эту работу, как выяснилось потом, из-за Толика. Он незаметно стягивал из кухни картофелину-две, предназначавшиеся для цинготников, запихивал картофелину в штаны и таил до темноты. Ночью скоблил овощ ножом, как репку. Грязную жижицу насильно запихивал ногтистым пальцем Толику в рот. Иной раз луковицу приносил и приказывал Толику сосать ее, как конфетку. Лук был примороженный, сладкий. Сам Мазов этот редкостный овощ не ел.

На себя он, видно, рукою махнул.

Добралась цинга и до Мазова, скрутила.

Он лежал на детской железной кровати, неведомыми путями попавшей в сушилку, и трудно расставался с жизнью.

Кровать ему уступили из почтенья. Цинга так исковеркала старика, что он уместился на этой кровати. Только колени с мощными копытистыми чашечками выставлялись с кровати и чугунно постукивали. Рот чернел беззубым провалом, и от хриплого дыха выбрызгивала кровь.

На окраине небольшого городка рос огромный дремучий лес, в чаще которого было топкое болото. Родители часто рассказывали своим детям страшные истории про гиблое место, в котором безвозвратно пропадали люди. Сказывали, что на болоте живет страшный старик. Он заманивает путников в самую топь. Но никто, из ныне живущих, не видел своими глазами хозяина болота. Ребята смеялись над этими сказками и не воспринимали их всерьез.

Когда Аркад вместе с другими детьми пошел в лес собирать грибы и ягоды, родители предупреждали его не заходить в самую чащу, не отставать от остальных. Ребята подошли к лесу, и сразу же нашли большую поляну, на которой росли прекрасные, спелые, ароматные ягоды. Дети достали туески, корзины и начали собирать даря природы. Сначала ребятня ползала в самой середине поляны, но когда все ягоды там были собраны, они стали разбредаться по краям опушки, отдаляясь друг от друга. Аркад заметил, что ближе к лесу ягоды крупнее и чаще попадаются. Мальчик отходил все дальше от других. Он так увлекся, что забыл наказ родителей. Чем даль Аркад проходил в лесную чащу, тем крупнее ему попадались ягоды. Но когда он потянулся к очередному кустику, мальчик почувствовал, что земля под его ногами качается и хлюпает.

Аркад опомнился, стал оглядываться по сторонам. Вокруг мальчика было болото, поросшие мхом и травой кочки да лишь редкие тоненькие деревца. Детворы не было ни видно, ни слышно. Долго мальчик аукал, звал на помощь, но его никто не слышал. Куда идти Аркад не знал, но выбираться из лесу нужно было как можно скорее, приближался вечер. Испуганный ребенок аккуратно ступал по мягкому болоту, и сам не зная того, подходит все ближе к самому топкому месту.

И вот нога мальчика провалилась в жидкую, холодную грязь и начала утопать. Аркад изо всех сил попытался вытащить ее, но вместо этого и второй ногой угодил в трясину. Чем сильнее мальчик сопротивлялся болоту, тем быстрее оно его засасывало. Грязная вода доходила мальчику уже до шеи и грозила поглотить ребенка полностью. Аркад посмотрел на небо и, попрощавшись с белым светом, закрыл глаза. В этот момент, он почувствовал под ногами что-то твердое, похожее на кочку, которая начала подниматься вверх, выталкивая мальчика из трясины. Наконец, Аркад оказался на своде, а перед ним сидел старик. Старая рваная одежда, поросшая мхом, висела на нем клочьями, лохматые седые волосы, длинная нечесаная борода торчали во все стороны. Старик молча смотрел на мальчика злыми глазами, а потом спросил:

Зачем, ты пришел в мой лес?

Я собирал ягоды, - тихо ответил Аркад. – А потом заблудился.

Злой старик затряс борой и со страшным ревом стал бегать вокруг мальчика.

Это мое болото! Я никому не позволю собирать на нем мои ягоды!

Простите, меня, - заплакал Аркад. – Я больше не буду.

Тебя же предупреждали, не заходить в лес! - продолжал ругаться старик. – Тебе же говорили, не подходить к болоту!

Говорили, - ответил мальчик. – Я не заметил.

Я накажу тебя за непослушание!

И с этими словами злой старик начал бегать вокруг испуганного мальчика еще быстрее. В ребенка полетели грязь, мох, трава. А когда хозяин болота остановился, на месте Аркада стояло существо, похожее на лохматого страшного зверька. Увидел мальчик свое отражение в грязной лужице и заплакал. А старик говорит: «Если хочешь вернуть свое обличие, выполни мои три задания! Сперва, пойди обратно и верни все мои ягоды на место!»

Взял свой туесок Аркад и пошел тем путем, что пришел на болото. Достал ягоды, и как только поднес их к кустикам, в ту же секунду они снова к веточкам приросли, словно их и не срывали. Как только мальчик вернул все я годы снова прошел к болоту.

Теперь старик велел ему выпрямить всю траву, что была примята. Опять Аркад принялся за работу. Как подойдет к притоптанным травинкам и тронет их мохнатыми лапками, травка тут же и воспрянет, словно по ней и не ходили. Снова мальчик пришел к болоту, старик посмотрел на него и говорит:

А теперь последний приказ, пойди и приведи ко мне своего друга, чтобы он вместо тебя остался тут мне прислуживать.

Испокон веку люди не любили болота. И хотя они манили человека вкусными и целебными ягодами, служили надежной защитой селений от врагов, все-таки их коварные топи словно поджидали зазевавшегося любителя ягод, чтобы засосать навсегда. К тому же зыбкая трясина хранила массу загадок. Недаром предания многих народов «населяли» болота нечистью, и люди старались держаться подальше от этих мест.

Рождение топей

Издревле болота, их вероломные топи, запах гнилой воды, посеревшие высохшие деревья, разлапистые коряги вызывали у человека страх и отвращение. Не исключено, что неприглядный вид и опасность этого места сыграли свою роль в создании жутковатых преданий о его рождении.

Так, одна из легенд рассказывает о том, что когда-то на нашей планете плескались волны огромного океана и не было не единого клочка суши. И вот когда Богу надоело «наблюдать» морской пейзаж, он решил создать землю. За работой творца внимательно следил черт, и когда Бог отвлекся, нечистый стащил небольшой кусочек землицы и спрятал у себя во рту. Закончив создавать земную твердь, Всевышний решил украсить свое создание, и тут же сушу украсили травы, цветы и деревья.

Зелень начала расти и во рту черта, беспощадно щекоча его горло, щеки и нёбо. От нестерпимого зуда нечистый стал неудержимо чихать, и земля из его рта полетела в разные стороны. Однако смоченная слюной черта почва была осквернена нечистым, и там, где она упала, появились непроходимые болота. С тех пор создатель болот взял топи под свое покровительство и заселил их всевозможной нечистью.

Другое предание рассказывает нам о том, что в стародавние времена болот на земле вообще не было. На земной тверди зеленые леса и луга чередовались с зеркалами озер, наполненных чистой прозрачной водой. В те времена в одном селении жила всемогущая ведьма, имеющая единственного сына. И вот как-то отпрыск волшебницы пропал. Долго искала его безутешная мать, пока не обнаружила тело сына на берегу водоема.

Оказалось, что из-за своей безалаберности утонул юноша в озере, и оно, сжалившись над горем матери, вынесло тело погибшего на берег. Этот благородный жест не умерил гнева ведьмы. Оплакивая сына, колдунья в ярости прокляла все озера, губившие людей, и в тот же миг их хрустальная вода стала гнилой, а ровные поверхности затянулись вязкой тиной.

Но боги, исполнившие месть ведьмы, покарали и саму убитую горем мать. Согласно легенде, обратилась волшебница в камень и была обречена несколько столетий стоять у края болота, что, будучи озером, погубило ее сына.

Однако не все народы относились к болотам негативно. Так, древние ханты и манси считали, что изначально вся земля была огромным зловонным болотом -«жидкой водой». И именно оно породило твердую землю, растения, животных и человека.

Как бы там ни было, но болотные топи и по сей день, внушая людям страх и отвращение, считаются излюбленным местом обитания нечистой силы.

Чур меня!

Если верить старинным преданиям, то к болотам с уважением относится вся нечисть без исключения. Однако некоторые представители нечистой силы имеют в трясине «постоянную прописку».

«Возглавляет» сонм обитателей топей болотник, полноправный властитель трясины. Несчастным путникам, заблудившимся на болотах, он показывается голым стариком с раздутым лицом, огромным брюхом и лягушачьими лапами. Ярким отличием болотника от его «коллег» - леших, водяных и банников - является его своеобразное «чувство юмора», с помощью которого он издевается над людьми, забредшими в его владения.

Частенько прикидывается хозяин топей кочкой, подставляя спину человеку, пересекающему болото. Как только путник ступает на этот бугорок, кажущаяся до этого надежной опора исчезает из-под его стопы, и несчастный проваливается в вонючую жижу. Вот тут-то болотник хватает жертву за ноги и топит в вязкой трясине.

Другой не менее коварный метод развлечения болотника - его страсть к перевоплощениям. В старые времена выходил он к людям, пришедшим в лес за грибами и ягодами, в облике благочестивого старца-пустынника, обвешенного веригами. Старичок заводил с грибниками душеспасительные беседы и приглашал нечаянных попутчиков погостить в своем лесном скиту.

Здесь людям следовало внимательно вслушиваться в речи старичка - болотник никогда не сможет произнести имя Господа. Выявив это обстоятельство, жертва должна была громко крикнуть: «Чур меня!», или же сжать в руке нательный крест, и тогда странный монах без следа растворялся в воздухе. Невнимательный человек охотно шел за стариком и вскоре оказывался в самом центре топей, а вместо благообразного старичка рядом с ним стоял ужасный клыкастый монстр и заливался раскатистым хохотом.

Болотные дамы

Не менее опасна и коварна и ведьма-болотница - первая красавица среди прочей нечисти. Надо сказать, что реальную угрозу болотница - стройная девушка с густыми русыми волосами и огромными голубыми глазами - представляет для мужчин, неравнодушных к женскому полу. Дни напролет сидит болотница посреди топей на громадном цветке кувшинки, ожидая подходящую жертву и пряча под длинной юбкой перепончатые лапки - единственный свой недостаток.

Для доверчивых мужчин у болотницы припасено немало уловок. Она может запеть вкрадчивым зовущим голосом, услышав который, грибники и охотники как завороженные идут на манящий зов, не замечая смыкающихся вокруг них топей. Может прикинуться болотница несчастной девушкой, заблудившейся среди трясины и просящей помощи у сильного мужчины.

Как только жертва оказывается в ее власти, болотница принимает свой истинный образ. В один миг превращается она из синеокой красавицы в костлявую бабу с огромным ртом, наполненным острыми, как иглы, зубами. Завлеченного чарами мужчину болотница критически осматривает; если жертва ей нравится, то жить бедолаге у ведьмы в услужении на самом дне болотной трясины. Невзрачного же мужичка превращает ведьма в сухую корягу, и суждено ему гнить долгие годы, валяясь среди болота.

Самой известной болотной нечистью испокон веков считается кикимора, тщедушная и наглая дама, обладающая зычным голосом. Согласно преданиям, кикиморами становятся девочки, проклятые своими матерями до рождения или же умершие до крещения. Нечистая сила уносит несчастных малышек в болотную топь, где те получают соответствующее воспитание. Спустя некоторое время юные кикиморы выбирают себе супруга.

Если невесте приглянулся домовик, то она «переезжает» в людской дом, где потихоньку наводит свои порядки. Кикимора, «выскочившая» замуж за лешего, остается жить в болоте. Здесь она развлекается, пугая путников громким криком и демоническим хохотом, или же украшает себя мехом сгинувших в болоте животных, мхом и водорослями.

Частенько кикимора подстерегает заблудившегося в лесу путника, сидя на высокой ели, чтобы потом спрыгнуть несчастному на спину и кататься на перепуганном страннике ночь напролет. Избавиться от такого неожиданного «подарка» можно, если сразу же, не растерявшись, зажать в правой ладони нательный крест и быстро прочитать любую молитву.

Пение и блеск

Особый страх на людей столетиями наводили «поющие» болота. Долгое время одной из таких музыкальных трясин считалось болото, раскинувшееся неподалеку от города Череповца. Еще в XIX веке находилось немало свидетелей, приходивших в ужас от тяжелых протяжных звуков, доносившихся со стороны топи. Предания гласят: «поет» трясина из-за того, что ее духи «воруют» голоса у людей, собирающих на болоте торф или ягоды.

Незадачливые ягодники рассказывали, что, идя по болотным тропинкам, они вдруг не могли вымолвить ни слова, и только сделав несколько шагов, вновь обретали дар речи. Знающие люди говорили, что пение нужно болоту, чтобы завлекать в топь людей, притягивая их волшебными звуками. Так это или нет, конечно же, сказать сложно, однако, согласно данным, в XVII-XVIII веках на дороге, проложенной возле болота, пропало немало торговых людей, едущих в город на ярмарку. Причем их обозы с товарами находили прямо возле топи нетронутыми.

Интересен тот факт, что после 40-х годов прошлого века череповецкое болото неожиданно «замолчало». Быть может, оно растеряло свою злую силу или же просто затаилось, поджидая подходящую жертву.

Другой загадкой трясин долгое время считались болотные огоньки. Блеклые, синеватые искорки, мерцающие над топью, породили немало версий о своем происхождении. Согласно одной из них, огоньками становились души некрещеных младенцев и утопленников, попавших под власть болотника. Повинуясь приказу своего хозяина, мечутся по ночам огни над топью, завлекая в ее недра новые жертвы. Другие предания называли болотные огоньки душами убитых воинов, охраняющих клады, сокрытые под зловонной трясиной.

Однако все эти легенды были развенчаны научным прогрессом, доказавшим, что болотные огоньки - не что иное, как самопроизвольное возгорание фосфористого водорода, который извергают трупы людей и животных, разлагающиеся под болотной трясиной.

Не исключено, что со временем, отступая перед наукой, болота раскроют все свои тайны. А пока они заставляют замирать от ужаса нечаянно забредших туда путников. Ведь живы еще предания о том, как любит собираться в трясине всевозможная нечисть, чтобы отдохнуть от трудов неправедных и отведать удивительно вкусного пива, которое под силу сварить только болотнице.

Но все эти легенды о болотных обитателях все же не убавили число посетителей болотных просторов. Ведь их богатые торфяные залежи, изобильные урожаи вкусных ягод и целебных трав навеки сделали болота союзником человека - истинной «кладовой солнца».

Елена ЛЯКИНА

Деревенька, в которой живет Ольгина бабка, затеряна в тайге и считается классической глухоманью - центральная улица, вдоль нее дома, в конце - администрация и магазин. Фельдшерско-акушерский пункт, полиция, школа и прочие блага цивилизации находятся в соседнем, более крупном населенном пункте.
Сама бабуля Алевтина Егоровна - сухонькая старушенция с въедливым взглядом, ехидной улыбкой и темпераментом бешеной белки. Гостила Ольга у нее в августе 2009 года. Приезжала погулять по тайге, собрать ягод и грибов, отдохнуть от городской суеты.

В первый же день визита Ольга взялась расспрашивать Алевтину Егоровну об окружающих краях. Интересовало все - наличие в окрестной тайге болот, медведей и различных мест, куда можно сходить в поход. Бабулька охотно рассказала все, что знала, только остерегла за версту не подходить к так называемому Лунному склону - оказалось, это болотистое местечко на юге от деревни. Почему склон - не спрашивайте, по словам Ольги - болото, как болото.

В тайге вешки есть, если увидишь, сразу сворачивай в другую сторону, а лучше пригласи с собой соседского Гришку, ему 17 лет и он тут каждую кочку знает. Компания тебе будет, - убеждала бабушка.

За несколько часов Ольге с великим трудом удалось выпытать у бабушки историю Лунного склона. Та не хотела рассказывать, потому что свято верила, что такие рассказы притягивают неприятности.

Ладно, расскажу, но ночью спать точно не будешь…

Говорят, в 50-е годы прошлого века жил в тогда еще вполне процветающей таежной деревне старый ветеринар Мирон. Дед был «Айболитом» от Бога - лечил и животных, и птицу. Причем хворь и боль зверя чувствовал нутром, иногда даже просто в гости заходил, как бы случайно, но не зря. За это подарили люди деду серебряный медальон в виде головы волка, который он с гордостью носил, не снимая. Вот это его чутье и сыграло в следующей истории главнейшую роль, а медальон заставил Ольгу (ну и меня заодно) почти полностью в нее поверить.

В ту пору дороги до деревни были вполне еще годные, и туда нередко приезжали разные люди, как из города, так и из других районов на таежный промысел. Болота были (как и сейчас) богаты клюквой, леса - грибами. Ну, а для охотников там вообще был рай. И вот как-то раз появилась в деревне компания из пяти молодых людей. Местным они сказали, что приехали за клюквой, и в этом ничего подозрительного не было - сезон в разгаре. Им и посоветовали сходить на болото с названием Красный склон - самое ягодное место в округе, да и забыли про заезжих ребят, мало ли их тут таких? А вот у Мирона из головы они никак не выходили, чувствовал дед что-то этакое. Кроме того, как он подметил, за клюквой они собрались на ночь глядя, а не пораньше утром, как все приличные люди. С чего бы это, а? Взял Мирон ружье и потопал хоть издали присмотреть за компанией на Красный склон. Они ведь туда собирались?

В тайге темнеет быстро. Раз - и сгустились тени, и пополз по земле мрак и сырой холод, два - и уже только пламя костра слегка рассеивает густой мрак, заставляя стволы сосен мерцать красноватым светом.

Сердце деда билось часто-часто, ноги гудели и ныли, давно пора было сделать привал. Но тревога и то самое предчувствие все-таки заставляли шагать вперед. Внезапно, так и не дойдя до Красного склона, Мирон услышал отчаянный крик животного. «Волчонок вопит от боли и ужаса!» - определил ветеринар, ведь и диких зверей он за свою жизнь немало вылечил. Дед, забыв о боли в ногах, припустил бегом и, выскочив с ходу на полянку, увидел такую картину.

Приезжие «ягодники» все были пьяны и только что расправились с волчицей и волчатами. С волчицы была наполовину содрана шкура, один волчонок лежал с распоротым брюхом, у второго была отрезана пушистая голова, а третьего один из пьяных живодеров держал за заднюю лапу с ножом на изготовку. Мирон выстрелил в воздух. Изверг выронил маленькую жертву, но израненный малыш даже отползти от своего мучителя не смог.

Смотри, дед, как мы с одними только ножами поохотились! - живо похвастался один из компании.

Старый ветеринар в несколько больших шагов подскочил к живодерам, схватил выжившего волчонка и сунул за пазуху. Что он при этом орал, дед сам не помнил. Внезапно он понял, что компания его окружила.

Ты, старый козел, добычу-то отдай. Не твое, а то самого тебя здесь и того, - пригрозили приезжие.

Увидев направленные в свою сторону ножи, Мирон перехватил ружье:

Попробуйте…

Один из живодеров замахнулся на него своим оружием, и дед, надеясь припугнуть нападавшего, еще раз рванул курок, но услышал только сухой щелчок. Однако небольшая заминка позволила ему вырваться из кольца врагов, и дед припустил к Красному склону, надеясь спрятаться на болотах. Пьяная компания ринулась за ним.

Мирон бежал, чувствуя, что сердце вот-вот выскочит из груди, окровавленное, дрожащее тельце волчонка стало казаться неимоверно тяжелым, а голоса преследователей раздавались все ближе. Деда спасало только то, что они были пьяны.

До Красного склона он таки добрался, когда чей-то нож угодил ему между лопаток.

Тело Мирона нашли два дня спустя, в одном из болот на Красном склоне. Соседи пришли за ягодой и увидели убитого ветеринара, который крепко прижимал к груди мертвого истерзанного волчонка, но достать их не смогли. Как только люди попытались до них добраться, болото «вздохнуло», и тела скрылись в трясине. Ни похорон, ни церковного обряда (в те-то годы!). Так старик и сгинул.

После этого с Красным склоном случилось нечто необъяснимое. За сутки болото настолько поднялось, что исчезли почти все тропки. Глянешь мельком, и словно везде вода. А ночью в лунном свете место стало выглядеть, будто залитое серебром. Так некогда Красный склон стал Лунным склоном. Но и это еще не все.

Через неделю из леса прибежал один мужчина из той самой компании. Он был ободран, обезвожен и явно повредился рассудком. Требовал то милицию, то попа, то просил его спрятать куда-нибудь. На вопросы обескураженных сельчан отвечать отказывался, только ножом размахивал и делал дикие глаза. Пришлось местному кузнецу огреть его пудовым кулачищем по голове и связать до приезда врача. Приехавший из соседнего села фельдшер вколол невменяемому лошадиную дозу успокоительного препарата и услышал после этого престранную историю, после чего передал пациента милиции, откуда его в свою очередь после небольшого разбирательства переправили в психбольницу.

Мужчина суетливо рассказал о том, как они с друзьями, набравшись на природе «в дупель», устроили травлю волчице с волчатами, как на них напал старик с ружьем, от которого они едва ножами отбились. Ну а потом случилось нечто жуткое. На следующий день они направились на Красный склон за клюквой, но не нашли ни одной тропки, все вели в такую топь, что приходилось поворачивать назад. В итоге до вечера только намотались, а ягод набрали всего ничего. Собрались возвращаться и поняли, что случилась беда - заблудились они на болоте. Вроде как пропал обратный путь. Приятели запаниковали. Кое-как нашли небольшой островок и решили на нем дождаться рассвета. Но на болоте темнело, а островок уменьшался. Один из мужчин от страха начал громко молиться. В этот момент над болотом повис жуткий волчий вой. Окаменевшие от ужаса мужчины вдруг увидели приближающуюся к ним высокую фигуру с ружьем, рядом с которой сгустились тени волчицы и трех волчат. В этот момент мертвый ветеринар направил ружье на пятерку своих убийц и спустил крючок. Двое из них сразу умерли от страха, беззвучно упав в трясину. Остальные трое с воплями рванули куда глядят глаза. Рассказчик быстро потерял приятелей из виду, он слышал за спиной пронзительный волчий вой и рычание. Что-то чудовищное гнало его в самые топи. Внезапно он споткнулся и упал. Перед тем, как потерять сознание, он увидел над собой жуткие желтые глаза.

Мужчина не помнил, сколько блуждал по болоту без пищи и воды, не помнил, почему не утонул, не помнил, как вышел на тропу. Помнил только высокого мертвеца с волками. Даже когда он вышел на тропу, его преследовал жуткий волчий вой: «Вы разве не слышите? Вот сейчас прямо? А вон и старик в окно глядит мертвыми глазами?..»

После этой истории на Лунный склон ходить перестали, тем более он стал практически непроходимым. Вскоре о болоте пошла дурная слава - там стали пропадать как приезжие, так и местные жители. Причем те, кто туда забредал и возвращался невредимым, частенько рассказывали о том, что видели в топях силуэт высокого старика, или что на них из темноты смотрели страшные, горящие золотом глаза. Кто им верил, кто - нет, но, в конце концов, сельские мужики собрались и отгородили жуткое место вешками.

После этого рассказа Ольгу всю ночь мучили кошмары - и дед снился, и волки.

Но пришло утро, выглянуло солнышко, заблестели капельки росы и страх пропал. И, конечно, первым делом Ольга потопала, захватив Гришку, смотреть легендарный Лунный склон. Девушка изнывала от любопытства, Гришка - от желания произвести на нее впечатление.

Страшно Ольге стало уже возле вешек. Болота еще видно не было, но тайга вокруг сгустилась и стала холодной и недружелюбной. Потянуло сыростью. Однако любопытство оказалось сильнее страха.

Метров через пятьдесят под ногами захлюпало и деревья как-то резко разошлись, явив Оле и Грише легендарное место. Лунный склон был прекрасен. Зеленый, бурый, салатовый мох, вдалеке серебристые лужицы воды, кустики самой настоящей спелой клюквы. Гришка только ахнул от удивления, мол, говорили, ягод здесь больше нет. Страх сразу испарился, и они начали собирать спелые ягоды. В таком прекрасном месте ведь не может быть ничего плохого, правда? Еще они от души попрыгали и повалялись на упругом мху. Здравомыслие к Ольге вернулось через несколько часов - она вдруг заметила, как Гришка зябко поежился, и что солнце уже садится за лесом. И тут же страх обрушился с новой силой. Стараясь не подать виду, Ольга позвала парня, мол, поздно, домой пора, и заметила, как тот сразу спал с лица. Оказалось, что они довольно далеко зашли в болото, он здесь никогда не был и не знает, куда теперь идти. Ребята постарались успокоиться, поскольку рассчитывать с этого момента можно было только на себя. В итоге они побрели, как им показалось, назад. Но тропка все не появлялась. Тогда и стало по-настоящему страшно. Решили поорать, может, кто-нибудь все-таки услышит и не бросит в беде. Орали до хрипоты, а сумерки все сгущались. Внезапно Гришка разглядел в противоположном направлении вроде как свет от фонарика. Ребята, спотыкаясь и падая, побежали на свет, вопя, чтобы человек не уходил. Гришка сказал Ольге, что это охотник - у него ружье и собака рядом бегает. Причем человек, скорее всего, не местный - деревенских сюда на пушечный выстрел не затащишь, а этот отозвался. Охотник остановился и помахал рукой, мол, подожду. И горе-путешественники припустили за ним, хлюпая сапогами. Видно было, что человек торопится выйти из болота, ну а они, понятное дело, были этому только рады. В итоге минут через двадцать Оля и Гриша выбрались на тропу, удивляясь, как вообще умудрились заблудиться.

Захотели поблагодарить охотника. Он стоял на границе тайги и болота шагах в тридцати от них - высокий пожилой мужчина с грустным лицом. Ребята закричали слова благодарности, а он пожал плечами и, махнув на прощанье рукой, исчез среди деревьев. Следом в кусты прыгнула его большая собака.

Гришка выглядел почему-то очень испуганным и сильно торопил Ольгу домой. Они быстро похватали забытые здесь еще днем рюкзаки. Внезапно Ольгино внимание привлекла какая-то блестящая штуковина. Она потянула ее из грязи, и в руке вдруг оказался какой-то смутно знакомый медальон - серебряная голова волка на цепочке. Пока Ольга пыталась сообразить, откуда ей знакома находка, Гришка очень уж холодными руками забрал ее и положил на мох рядом с кочкой, сказал, что с этого болота ничего уносить нельзя.

В итоге к часу ночи они благополучно добрались до дома. Вот тогда Гриша и сказал, что из болота их вывел никакой не охотник, а призрак. Потому что животное, которое Ольга приняла за собаку, на деле было небольшой поджарой волчицей.

Тут у Ольги мозги встали на место - ведь медальон с головой волка, судя по легенде, принадлежал погибшему здесь более полувека назад ветеринару.

Такая вот история. Может, бабка и приврала чего, людская молва - она и приукрасит иногда сверх всякой меры. Может, даже и охотник там действительно был, а никакой не призрак. В общем, за что купила, за то и продала.



Читайте также: