Нод мир природы в средней группе. Беседа с детьми средней группы "что такое природа"

Гузалия Сафаргалеева
«Живая и неживая природа». Конспект занятия по экологии в средней группе

Цель : обобщить знания детей о живой и неживой природе , развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

Задачи :

1) Развивающие

Развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы ;

Развивать творческое воображение, умение фантазировать;

Развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;

Способствовать развитию познавательных интересов;

Расширить знания о живой и неживой природе , показать их взаимозависимость;

Учить отгадывать загадки;

Учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;

Учить способам самостоятельного познания;

Продолжать воспитывать любовь к природе ;

Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

Познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;

Развивать навыки проведения опытов;

Расширять и активизировать словарь детей;

Поощрять выдвижение гипотез;

Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Методы и материалы : игровые, практические, словесные

Индивидуальная работа : активизировать малоактивных детей

Оборудование :

Схемы живой и неживой природы ;

Картинки живой и неживой природы ;

Игрушка «Кукла» и ширма;

Полиэтиленовые пакеты (по количеству детей) ;

Спасательные нарукавники;

Миска (желательно стеклянная) 2 шт. ;

Игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые;

Сундучок;

Стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей;

Чеснок, чеснокодавилка;

Веера по количеству детей;

Воздушные шары по количеству детей.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, поздоровайтесь, у нас сегодня гости.

(Дети здороваются) .

Сегодня мы с Вами поговорим о природе , послушайте стихотворение :

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой

Живут в нем солнце, дождь и гром

Лес и морской прибой,

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной Земли

Зовется этот дом.

– А что такое природа ? (Ответы детей)

Правильно это – цветы, реки, деревья, растения, человек, животные, воздух, вода, горы, камни, звезды планеты и многое другое то, что создано природой .

А почему вы не назвали дома, машины? (Ответы детей) . Правильно, потому что все это создано человеком, а не природой .

– Всю природу можно разделить на два огромных мира : мир живой и неживой природы . Сейчас нам Эмилия расскажет, о живой природе .

Эмилия : Мир живой природы - это растения , животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки) . И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа - это все , что растет, дышит, питается, развивается (показывает схему)

Воспитатель : Разиль расскажет нам о неживой природе .

Разиль : Неживая природа - это все то , что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показывает картинки) . И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы .

Воспитатель : Молодцы! А сейчас поиграем в игру «Закончи предложение» .

Конечно, вы запомнили, о чем говорили нам Эмилия и Разиль. Закончите мое предложение.

Неживая природа - это . (звезды, луна, ветер, вода, воздух и др.)

Живая природа - это . (растения, животные, насекомые, рыбы)

Все живые организмы не могут жить без. (неживой природы ) .

Воспитатель : Мы с вами сказали, что живые организмы не могут жить без неживой природы . Недавно мы с вами ставили опыт. Проращивали лук в разных условиях. И выяснили, что для роста лука нужны : тепло, вода, свет и уход. Можно сделать вывод, что без воды, тепла, света и ухода не может выжить не один живой организм, а значит и мы с вами. А без чего еще не могут жить люди и живые организмы, вы узнаете, отгадав мою загадку :

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети : Воздух!

Воспитатель : Правильно, это воздух! И я предлагаю заняться сейчас исследованиями и исследовать свойства воздуха.

Кукла, появившись из-за ширмы : Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?

Воспитатель : Мы с ребятами говорим о природе . И хотим исследовать воздух и побольше узнать о нем.

Кукла : Воздух? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видела воздух! А вы, ребята?

Воспитатель : Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети : Нет, не видим.

Воспитатель : Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети : Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Кукла : Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!

Воспитатель : Погоди, погоди, Кукла! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!

Кукла : Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

Воспитатель : Ребята, давайте докажем Кукле, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети : Да.

Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом

Воспитатель : Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети : Он пуст.

Воспитатель : Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете . Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети : В нём нет воздуха.

Воспитатель : Смотри, Кукла! Вывод : воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

Кукла : А мне этот пакет что-то напомнил! Летом я видела, как люди используют такой «запертый» воздух! На море! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видела у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!

Воспитатель : А вот у меня есть детские спасательные нарукавники. Давайте из них выпустим воздух. Воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает! Сейчас мы это проверим.

Опыт 2. Подводная лодка.

Воспитатель : Возьмем миску с водой и положим в нее стакан, чтобы он полностью погрузился в воду. Перевернем его вверх дном. Теперь опустим трубочку сгибом вниз и просунем ее в стакан. Главное, чтобы стакан не опрокинулся. Аккуратно дуем в трубочку, и стакан всплывает на поверхность, наполняясь воздухом. Ребята, почему стакан всплыл?

Дети : Потому что он наполнился воздухом.

Кукла : Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки : какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух? (Достает сундучок) .

Дидактическая игра : «Тонет - не тонет» . (дети поочередно достают из сундучка камень, деревянный брусок, др. мелкие предметы и раскладывают в два тазика).

Воспитатель : Молодцы, ребята! Помогли! Теперь ты знаешь, Кукла, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.

Воспитатель : Молодцы, а теперь немножко отдохнем.

Физкультминутка.

Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)

Рукава засучим смело (засучиваем рукава)

Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)

Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)

Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)

И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)

Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте)

Воспитатель : Отдохнули, а теперь прошу всех за столики (на столах стоят стаканчики с водой и трубочками) .

Кукла : А интересно внутри людей есть воздух?

Воспитатель : Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?

Опыт 3. Воздух в человеке.

Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Воспитатель : Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети : Выходят пузырьки.

Воспитатель : Вот видите! Вывод : значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Кукла : Понятно. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?

Воспитатель : Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети : Нет.

Воспитатель : Но мы ведь можем его почувствовать носиком. Я возьму чеснок и раздавлю его.

Кукла : Ой! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать.

Воспитатель : Что ты, Кукла! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух : и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

Опыт 4. «Не дышу»

Ребята зажимают нос и стараются не дышать.

Воспитатель : Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!

Воспитатель : Кукла, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Ребята, хотите устроить ветер?

Дети : Да.

Воспитатель : Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети : В лицо дует ветерок.

Кукла : Ой, спасибо. Значит, когда воздух движется, получается ветер.

Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

Кукла : Вот спасибо! Как много я сегодня узнала о воздухе!

Что воздух постоянно нас окружает;

Что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

Что воздух легче воды;

Что воздух есть внутри людей;

Что без воздуха не возможна жизнь;

Что воздух не имеет запаха, но может передавать запах;

Что ветер - движение воздуха.

Воспитатель : Кукла куда ты исчезла? Что ты там делаешь?

Кукла : Я тут! (дует) . Я запираю воздух в красивые нарядные шарики. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнала сегодня. До свидания!

Воспитатель : И нам, ребята, пора сказать до свидания. Скорей оденемся и пойдём на улицу - дышать свежим воздухом!

«Природа нашего края »

Цель :

1 Развивать речь детей.

2 Формировать представление о взаимосвязях в природе.

Задачи :

Обучающие:

1. Сформировать у детей общее представление о лесе, о реке и ее обитателях.

2. Закрепить знание детей о видах деревьев, которые растут в нашем лесу.

3. Закрепить знание детей о многообразии животного мира, птиц, проживающих в лесах родного края.

4.Совершенствовать умение внимательно слушать, отвечать на вопросы воспитателя.

Воспитывающие:

1.Воспитывать любовь к природе.

2.Бережное отношение к природе и ко всему живому.

Интеграция образовательных областей:

познание,

коммуникация

социализация,

чтение художественной литературы,

безопасность,

здоровье,

Предварительная работа:

Беседа о животном и растительном мире родного края, рассматривание альбома с иллюстрациями диких животных,птиц, рыб; знакомство с информацией о пользе животных, птиц и растительности нашего края.

Наблюдение на прогулке;

Подбор дидактических игр;

Загадывание загадок.

Материалы к занятию:

Иллюстрации «Дикие животные нашего края», иллюстрации « Речная рыба нашего края»,иллюстрации «Птицы нашего края»,цветные шарики по количеству детей, аудиозапись « голоса птиц» , «Речка быстрая» в исп. В.Толкуновой, слайды с изображением речных и природных пейзажей, силуэтные изображения животных, картинки с изображением детенышей диких животных.

Ход занятия.

Словно крыша над землёю

Голубые небеса.

А под крышей голубою –

Горы, реки, и леса.

И дома, машины, лодки.

И поляны, и цветы, и конечно, я и ты.

Воспитатель:

Ребята, каждый из нас живёт в доме со стенами, потолком, полом - это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог, попадаем в другой дом. Этот дом - Природа .

Как вы думаете, можем ли мы прожить без природы ? (ответы: нет, без воды, без солнца, без растений, животных).

А в группе у нас есть природа (да- растения воздух, солнечные лучи).

От чего в доме бывает светло (лампы.)

А что можно сравнить с лампой в природе ? (солнце).

В природе идёт дождь ,а в наших домах? (душ).

В природе ветер ? (доме -вентилятор, кондиционер) .

В доме пол? (в природе – земля , почва).

В доме ковёр? (в природе- трава ).

В доме стены? (в природе- горы , деревья).

В домах потолок? (в природе- небо , космос).

Воспитатель:

Ребята, сегодня хочу предложить вам отправиться на экскурсию в лес. Как вы думаете, на чём мы с вами можем отправиться в это путешествие?

Дети: На автобусе, паровозе, велосипеде и. т. д

Воспитатель:

А я хочу предложить вам совершить путешествие с помощью воздушных шариков. Взяли в руки тот шарик, который вам больше нравится по цвету. Шарики волшебные нас поднимут в небо, когда вы правильно отгадаете загадки.

Загадки:

Любит очень есть морковку,

Грызёт капусточку он ловко,

Белый серый и косой,

Кто он такой?

Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелко.

Ну, конечно, это

Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Пышный хвост-краса.

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

С ним тягаться трудно в беге,

Коли встретить довелось,

знайте, дети, это…

Возле дуба острым рылом,

Деловито землю рыл он.

Видно грузди он искал.

Я пугать его не стал.

Не спугнул и мой Полкан,

Очень грозен был …

Под соснами,под елками

Лежит мешок с иголками. (Ёж).(слайды)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.

Подскажите мне, о ком же все эти загадки?

Дети: О животных.

Воспитатель: А о каких животных?

Дети: Диких.

Воспитатель: А где живут дикие животные?

Дети: В лесу.

Правильно все эти дикие животные обитают в наших лесах.(Воспитатель показывает картинки с изображением диких животных).

А теперь шарики готовы. Раз, два, три- полетели.

Под музыку дети имитируют полёт в небо.

(Звучит куплет песни «Речка быстрая»).

Воспитатель:

Ребята, смотрите, что это за водоем? Это- река наша, Волга(слайды).

Она самая крупная на земле и самая длинная в Европе. В народе Волгу ласково называют «Волга – Матушка», «Волга- Кормилица».

Давайте с вами посмотрим, какие рыбы обитают в нашей реке? (картинки с изображением рыб).

Ребята мы с вами познакомились с рекой Волгой, которая протекает в нашем городе Балаково. А теперь мы с вами отправимся дальше –полетели!

Посмотрите, вот он лес, полон сказок и чудес (слайды)

Давайте здесь остановимся.

Дидактическая игра «Деревья».

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, как много деревьев в лесу. Назовите те деревья, которые вы знаете.

Дети: Дуб, сосны, ёлки, берёзы, осины, ольха.

Воспитатель показывает картинки, на которых изображены деревья. Дети рассматривают и называют те деревья, которые знают. Воспитатель предлагает составить небольшой рассказ о том, как деревья меняются в разное время года.

Дидактическая игра «От какого дерева листочек» (воспитатель использует картинки с разными листочками).

Дети используют слова: берёзовый, тополиный, ивовый, еловые и сосновые иголки)

Воспитатель:

Можно ли ломать веточки? Почему?

Какое дерево очищает воздух? (тополь)

Какое дерево нам помогает легко дышать? (ель, сосна)

Воспитатель: правильно, деревья нужны не только животным, но и они помогают людям.(слайды)

Воспитатель: А как живётся зверям в лесу? Вы знаете, что у каждого животного есть свое жилище?

Дидактическая игра «Кто, где живёт? (карточки с картинками).

Танец- имитация . «Детишки – зверюшки».

Дети по музыку танцуют и изображают разных животных.

Дидактическая игра «Назови, кто спрятался»

Воспитатель: Уже темнеет. Вот- вот ночь наступит. Никого не стало видно. Одни лишь силуэты. На ватмане контуры диких животных, которые наложены друг на друга. Отгадайте, какие животные уснули на полянке? Дети называют животных.

Дидактическая игра «Назови детёныша».

Взошла луна. Животные вышли на полянку и перепутали своих детёнышей. Давайте назовём их.

У лисы- лисёнок

У волчицы – волчонок.

У зайчихи- зайчонок.

У медведя- медвежонок и.т.д.

Раз – присядка.(Присесть).

Два – прыжок.(Подпрыгнуть).

Это заячья зарядка. (“Ушки на макушке” – зайчики).

А лисята как проснутся,(Потереть кулачком глаза).

Любят долго потянуться,(Потянуться).

Обязательно зевнуть, (Повороты туловища).

Рыжим хвостиком вильнуть.(Движения бедрами вправо-влево).

А волчата спинку выгнуть (Наклон вперед).

И легонечко подпрыгнуть.(Прыжок вверх).

Ну а Мишка косолапый,(Согнуть руки в локтях).

Широко расставив лапы,(Ноги на ширине плеч).

То двумя, то всеми вместе(Переступание с ноги на ногу).

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало – (Руки развести в стороны.)

Начинает все сначала.

Воспитатель: Ребята,а вы знаете,что лес является домом не только для зверей, но и для птиц. А для чего нужны птицы ?

Дети: Уничтожают вредных насекомых.

Воспитатель: Ребята, а каких птиц , нашего края вы знаете ?

Птиц , которые селятся в лесах и на водоемах Саратовской области?

Дети: дятел, галка, сорока, дрозд, воробей, синица и др.

Воспитатель:

Как тихо вокруг нас стало

Шуметь природа устала

Ребята и те присмирели

Слышны только птичьи трели

Кто песню споёт,

Воспитатель: Раз вы знаете так много птиц , то наверняка справитесь со следующим заданием. Я буду называть птиц . Как только вы услышите, что я ошиблась, то есть назвала не птиц , а что-то другое вы сразу должны поправить меня (громко хлопать).

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи (дети хлопают)

Что не правильно?

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Аисты, вороны, галки, макароны (дети хлопают)

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Комары, чижи (дети хлопают)

Прилетели птицы :

голуби, синицы,

Аисты, стрижи,

Галки и чижи!(слайды)

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Ребята,а как нужно себя вести в лесу?

Дети перечисляют правила поведения в лесу.

Гимнастика для глаз :

Сова.

В лесу темно.

Все спят давно.

Только совушка-сова,

большая голова,

На суку сидит,

во все стороны глядит.

Вправо, влево, вверх и вниз,

Звери, птицы, эх, держись!

осмотрела все кругом –

за добычею бегом!

Воспитатель:

Какие вы молодцы и деревья назвали, и птиц знаете. А что еще растёт в наших лесах? Правильно, много цветов. Вот здесь лежат разрезные картинки, собрав их, узнаете, какие цветы растут на опушках и полянках нашего леса.

Воспитатель:

Ребята, вам понравилось наше путешествие?

По окончании работы воспитатель предлагает детям полюбоваться красотой природы города Балаково в разные времена года (слайды).

Рефлексия

Вместе с детьми делаю вывод, что природа родного края богата, красива и разнообразна и её надо беречь, природа в нашей местности действительно чудесная. Родной край – самое дорогое место для нас. Здесь мы родились и живем, здесь наши друзья.

Используемая литература:

1.Чтение энциклопедической литературы о диких животных, птицах Москва Росмэн 2009,

2.География Саратовской области.Саратов1997,

3.Программа С. Н. Николаевой «Юный эколог»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней группе

« Природа нашего края »

Цель:

1 Развивать речь детей.

2 Формировать представление о взаимосвязях в природе.

Задачи:

Обучающие:

1. Сформировать у детей общее представление о лесе, о реке и ее обитателях.

2. Закрепить знание детей о видах деревьев, которые растут в нашем лесу.

3. Закрепить знание детей о многообразии животного мира, птиц, проживающих в лесах родного края.

4.Совершенствовать умение внимательно слушать, отвечать на вопросы воспитателя.

Воспитывающие:

1.Воспитывать любовь к природе.

2.Бережное отношение к природе и ко всему живому.

Интеграция образовательных областей:

познание,

коммуникация

социализация,

чтение художественной литературы,

безопасность,

здоровье,

Предварительная работа:

Беседа о животном и растительном мире родного края, рассматривание альбома с иллюстрациями диких животных,птиц, рыб; знакомство с информацией о пользе животных, птиц и растительности нашего края.

Наблюдение на прогулке;

Подбор дидактических игр;

Загадывание загадок.

Материалы к занятию:

Иллюстрации «Дикие животные нашего края», иллюстрации « Речная рыба нашего края»,иллюстрации «Птицы нашего края»,цветные шарики по количеству детей, аудиозапись « голоса птиц» , «Речка быстрая» в исп. В.Толкуновой, слайды с изображением речных и природных пейзажей, силуэтные изображения животных, картинки с изображением детенышей диких животных.

Ход занятия.

Словно крыша над землёю

Голубые небеса.

А под крышей голубою –

Горы, реки, и леса.

И дома, машины, лодки.

И поляны, и цветы, и конечно, я и ты.

Воспитатель:

Ребята, каждый из нас живёт в доме со стенами, потолком, полом - это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог, попадаем в другой дом. Этот дом - Природа .

Как вы думаете, можем ли мы прожить без природы ? (ответы: нет, без воды, без солнца, без растений, животных).

А в группе у нас есть природа (да- растения воздух, солнечные лучи).

От чего в доме бывает светло (лампы.)

А что можно сравнить с лампой в природе ? (солнце).

В природе идёт дождь,а в наших домах? (душ).

В природ е ветер? (доме -вентилятор, кондиционер ) .

В доме пол? (в природе – земля, почва).

В доме ковёр? (в природе- трава).

В доме стены? (в природе - горы, деревья).

В домах потолок? (в природе - небо, космос).

Воспитатель:

Ребята, сегодня хочу предложить вам отправиться на экскурсию в лес. Как вы думаете, на чём мы с вами можем отправиться в это путешествие?

Дети: На автобусе, паровозе, велосипеде и. т. д

Воспитатель:

А я хочу предложить вам совершить путешествие с помощью воздушных шариков. Взяли в руки тот шарик, который вам больше нравится по цвету. Шарики волшебные нас поднимут в небо, когда вы правильно отгадаете загадки.

Загадки:

Любит очень есть морковку,

Грызёт капусточку он ловко,

Белый серый и косой,

Кто он такой?

(Заяц)

Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелко.

Ну, конечно, это

(Белка)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Пышный хвост-краса.

Кто это?

(Лиса)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

(Волк)

С ним тягаться трудно в беге,

Коли встретить довелось,

знайте, дети, это…

(Лось).

Возле дуба острым рылом,

Деловито землю рыл он.

Видно грузди он искал.

Я пугать его не стал.

Не спугнул и мой Полкан,

Очень грозен был …

(Кабан).

Под соснами,под елками

Лежит мешок с иголками. (Ёж).(слайды)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.

Подскажите мне, о ком же все эти загадки?

Дети: О животных.

Воспитатель: А о каких животных?

Дети: Диких.

Воспитатель: А где живут дикие животные?

Дети: В лесу.

Правильно все эти дикие животные обитают в наших лесах.(Воспитатель показывает картинки с изображением диких животных).

А теперь шарики готовы. Раз, два, три- полетели.

Под музыку дети имитируют полёт в небо.

(Звучит куплет песни «Речка быстрая»).

Воспитатель:

Ребята, смотрите, что это за водоем? Это- река наша, Волга(слайды).

Она самая крупная на земле и самая длинная в Европе. В народе Волгу ласково называют «Волга – Матушка», «Волга- Кормилица».

Давайте с вами посмотрим, какие рыбы обитают в нашей реке? (картинки с изображением рыб).

Ребята мы с вами познакомились с рекой Волгой, которая протекает в нашем городе Балаково. А теперь мы с вами отправимся дальше –полетели!

Посмотрите, вот он лес, полон сказок и чудес (слайды)

Давайте здесь остановимся.

Дидактическая игра «Деревья».

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, как много деревьев в лесу. Назовите те деревья, которые вы знаете.

Дети: Дуб, сосны, ёлки, берёзы, осины, ольха.

Воспитатель показывает картинки, на которых изображены деревья. Дети рассматривают и называют те деревья, которые знают. Воспитатель предлагает составить небольшой рассказ о том, как деревья меняются в разное время года.

Дидактическая игра «От какого дерева листочек» (воспитатель использует картинки с разными листочками).

Дети используют слова: берёзовый, тополиный, ивовый, еловые и сосновые иголки)

Воспитатель:

Можно ли ломать веточки? Почему?

Какое дерево очищает воздух? (тополь)

Какое дерево нам помогает легко дышать? (ель, сосна)

Воспитатель: правильно, деревья нужны не только животным, но и они помогают людям.(слайды)

Воспитатель: А как живётся зверям в лесу? Вы знаете, что у каждого животного есть свое жилище?

Дидактическая игра «Кто, где живёт? (карточки с картинками).

Танец- имитация . «Детишки – зверюшки».

Дети по музыку танцуют и изображают разных животных.

Дидактическая игра «Назови, кто спрятался»

Воспитатель: Уже темнеет. Вот- вот ночь наступит. Никого не стало видно. Одни лишь силуэты. На ватмане контуры диких животных, которые наложены друг на друга. Отгадайте, какие животные уснули на полянке? Дети называют животных.

Дидактическая игра «Назови детёныша».

Взошла луна. Животные вышли на полянку и перепутали своих детёнышей. Давайте назовём их.

У лисы- лисёнок

У волчицы – волчонок.

У зайчихи- зайчонок.

У медведя- медвежонок и.т.д.

Физкультминутка “Звериная зарядка”:

Раз – присядка.(Присесть).

Два – прыжок.(Подпрыгнуть).

Это заячья зарядка. (“Ушки на макушке” – зайчики).

А лисята как проснутся,(Потереть кулачком глаза).

Любят долго потянуться,(Потянуться).

Обязательно зевнуть, (Повороты туловища).

Рыжим хвостиком вильнуть.(Движения бедрами вправо-влево).

А волчата спинку выгнуть (Наклон вперед).

И легонечко подпрыгнуть.(Прыжок вверх).

Ну а Мишка косолапый,(Согнуть руки в локтях).

Широко расставив лапы,(Ноги на ширине плеч).

То двумя, то всеми вместе(Переступание с ноги на ногу).

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало – (Руки развести в стороны.)

Начинает все сначала.

Воспитатель: Ребята,а вы знаете,что лес является домом не только для зверей, но и для птиц. А для чего нужны птицы ?

Дети: Уничтожают вредных насекомых.

Воспитатель: Ребята, а каких птиц, нашего края вы знаете?

Птиц, которые селятся в лесах и на водоемах Саратовской области?

Дети: дятел, галка, сорока, дрозд, воробей, синица и др.

Воспитатель:

Как тихо вокруг нас стало

Шуметь природа устала

Ребята и те присмирели

Слышны только птичьи трели

Кто песню споёт,

Нужно вам отгадать –

Воспитатель: Раз вы знаете так много птиц, то наверняка справитесь со следующим заданием. Я буду называть птиц. Как только вы услышите, что я ошиблась, то есть назвала не птиц, а что-то другое вы сразу должны поправить меня (громко хлопать).

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи (дети хлопают)

Что не правильно?

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны, галки, макароны (дети хлопают)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Комары, чижи (дети хлопают)

Прилетели птицы:

голуби, синицы,

Аисты, стрижи,

Галки и чижи!(слайды)

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Ребята,а как нужно себя вести в лесу?

Дети перечисляют правила поведения в лесу.

Гимнастика для глаз:

Сова.

В лесу темно.

Все спят давно.

Только совушка-сова,

большая голова,

На суку сидит,

во все стороны глядит.

Вправо, влево, вверх и вниз,

Звери, птицы, эх, держись!

осмотрела все кругом –

за добычею бегом!

Воспитатель:

Какие вы молодцы и деревья назвали, и птиц знаете. А что еще растёт в наших лесах? Правильно, много цветов. Вот здесь лежат разрезные картинки, собрав их, узнаете, какие цветы растут на опушках и полянках нашего леса.

Воспитатель:

Ребята, вам понравилось наше путешествие?

По окончании работы воспитатель предлагает детям полюбоваться красотой природы города Балаково в разные времена года (слайды).

Рефлексия

Вместе с детьми делаю вывод, что природа родного края богата, красива и разнообразна и её надо беречь, природа в нашей местности действительно чудесная. Родной край – самое дорогое место для нас. Здесь мы родились и живем, здесь наши друзья.

Используемая литература:

1.Чтение энциклопедической литературы о диких животных, птицах Москва Росмэн 2009,

2.География Саратовской области.Саратов1997,

3.Программа С. Н. Николаевой «Юный эколог»


Проект для дошкольников 4-5 лет "Природа родного края в воспитании экологической культуры детей дошкольного возраста"

Тип проекта: информационно-творческий.
Участники проекта : дети средней группы, воспитатель, родители.
Актуальность проекта:
Тема проекта «Природа родного края в воспитании экологической культуры детей дошкольного возраста» выбрана нами не случайно. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Цель: Познакомить детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны. Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.
Задачи:
Систематизировать знания об окружающем мире.
Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.
Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей.
Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире родного края.
Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность.
Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.
Ожидаемые результаты проекта:
Расширение знаний о растительном и животном мире нашей республики.
Сформируется стремление к исследованию объектов природы.
Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов растений.
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:
Разработка проекта.
Постановка цели и задачи.
Подбор информационного материала по теме (стихи, приметы, иллюстрации, художественная литература).
Разработка конспектов образовательной деятельности.

Основной этап:

Работа с детьми:
Беседы на темы:
«Что такое природа?»
«Деревья нашего края».
По содержанию стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой».
«О правилах поведения на природе».
«Лес и наше здоровье».
Рассматривание картин и иллюстраций:
П. С. Меньшикова «Дикие животные».
С. Н. Николаева, Н. Н. Меньшова «Картины из жизни животных».
Чтение произведений:
В. Сухомлинский «Стыдно перед совушкой».
Успенский «История одной яблоньки», «Птицы».
А. Яшина «Покормите птиц зимой».
В. Степанов «Животные наших лесов».
Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу».
Разучивание стихотворений о птицах, о животных,
о деревьях.
В. Бианки «Лесной хор».
Загадывание загадок:
О птицах.
О диких животных.
О деревьях.
О природе.
Словотворчество:
«Сказки о лесе».
«Небылицы о природе».
Дидактические игры:
«Природа – не природа».
«Кто в домике живет?».
«Найди перелетных и зимующих птиц».
«Найди по описанию».
«Найди, кого назову».
«Опиши, а мы отгадаем».
«Кого не стало?».
«Чьи следы».
«Назови ласково».
«Кто где?».
Пальчиковые игры:
«Есть у каждого свой дом».
«Воробьи»;
«Птички»;
«Кто спит зимой?»;
«Осенние листья»;
«Дикие животные»;
«Осень»;
«Зима».
«Зайка».
«Сорока».
Игры на развитие дыхания:
«Чей листок раньше улетит?»
«Чья снежинка улетит дальше?».
Игры на развитие координации слова с движением:
«На водопой»;
«Елка»;
«Медвежонок»;
«Зайка».
«Дикие животные».
Игровые упражнения:
«Чему человек научился у птиц?».
«Что мы можем сделать для птиц? Животных? Деревьев?».
«Лес шумит».
«Хочу быть птичкой».
«Кто живет в лесу?».
«Дикие животные».
«Птички».
Наблюдения:
За сезонными явлениями.
За деревьями.
За птицами.
«Чьи следы?».
Труд в природе:
Установка кормушек.
Подкормка птиц.
Уборка мусора.
Сбор природного материала для поделок.
Театральная деятельность:
«Как готовятся звери к зиме?».
«На лесной опушке».
«Чудесное превращение».
Подвижные игры:
«Лиса и зайцы».
«Белка».
Эстафета «Собери мусор».
«Охотники и утки».
Хороводная игра «Во поле береза стояла».
Творческая деятельность:
Конструирование «Кормушки для птиц».
Рисование «Берегите природу».
Рисование «Деревья нашего участка».
Конструирование «Хвойный лес».
Лепка «Животные в лесу».
Конструирование «Береза».
Экспериментальная деятельность:
Сравнение еловых и сосновых шишек.
Сравнение веточек сосны и ели.
Рассматривание семян деревьев.
Посадка семян сосны, ели, березы, клена.

Оформление экологического панно:
«Природа нашего края».
«В осеннем лесу».
Музыкальные презентации:
«Природа нашего края».
«А по берегам реки Агидель».
«Природа Башкортостана».
«Правила поведения на природе».
«Народные приметы».
Экологическое развлечение
«Лесная прогулка».
Взаимодействие с семьей:
Совместное изготовление родителей и детей макета «Природа».
Оформление выставки «Природа Башкортостана».
Найти и выучить стихи:
- о любимом дереве родного края;
- о любимом диком животном родного края.
- о любимой птице родного края.
Подборка стихотворений, загадок, пословиц, поговорок., примет, потешек, песенок о природе.
Составление родителей с детьми описательных рассказов о деревьях, птицах, диких животных.
Трудовой десант «Дерево нашей семьи».
Подведение итогов.
В заключении хочу сказать, что работая над проектом
У детей преобладает эмоционально-положительное отношение к родной природе, они хорошо ориентируются в мире животных, птиц и растениях, овладели некоторыми правилами поведения в природе.
Дети проявляет любознательность и интерес по отношению к родной природе, их интересует, почему природа родного края устроена, именно так, дети стали обращать внимание на эстетическую среду природы.
С удовольствием включаются в проектную деятельность, связанную с познанием родной природы.
Отражают свои впечатления о родной природе в предпочитаемой де-ятельности: рассказывают, изображают, воплощают образы в играх, разворачивают сюжет и т. д.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
Данная работа над проектом нашла горячий отклик со стороны родителей. Родители активно включились в воспитание у детей любви к природе родного края. Вместе с детьми обобщали и уточняли свои знания. Кроме того, данная работа имела еще один положительный результат, между родителями и детьми установились прочные партнерские отношения.
Проблема нравственно – патриотического воспитания дошкольников в процессе знакомства с природой родного края актуальна. Но, мы точно знаю, что наши дети гораздо больше, нежели раньше, знают о природе родного края, больше видят, над большим задумываются, обращают внимание на те стороны нашей природы, которых раньше просто не замечали, стали более ответственны.
Работу в данном направлении мы будем продолжать и дальше вместе с детьми и родителями.
В перспективе разработка проекта «Красная книга», где более подробно будем говорить о редких животных и растениях нашего края, организуем природоохранную акцию «Берегите деревья», проведем совместно с родителями экологическое развлечение «Лесная прогулка».
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Беседа на тему: «ЧТО ТАКОЕ ПРИРОДА?»

Цель:
Сформировать понятия «природа» и «не природа»; живая и неживая природа.
Развивать память и мышление детей.
Воспитывать чувство бережного отношения к природе.
Оборудование:
Комплекты карточек «Природа – не природа», «Живая и неживая природа»; природный материал; игрушки; рисунки с изображением людей, животных и растений.
Содержание беседы:
Сформировать у детей понятия «Природа и не природа».
Природа – это то, что существует в независимости от человека; не природа – это то, что сделано руками человека.
Классификация окружающих предметов, объектов на природу и не природу.
Дидактическая игра «Природа – не природа».
Ввести понятия живая и неживая природа
Животные и растения как живые существа могут дышать, питаться, двигаться, расти, размножаться, умирать.
Неживая природа – солнце, вода, небо, облако, земля, ветер и т.п..
Живая и неживая природа - общий дом для всех живых существ.
Дидактическая игра «Кто в домике живёт?».

Прогулка «НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ»

Цели:
Формировать понятия о явлениях природы (убывание дня, пребывание ночи, иней, заморозки).
Закреплять знания о солнце (светит, но не греет).
Ход наблюдения:
Серый день короче ночи,
Холодна в реке вода.
Частый дождик землю точит,
Свищет ветер в проводах.
Опадают листья в лужи,
Хлеб убрали в закрома.
До прихода зимней стужи,
Утепляются дома.
Беседа с детьми.
Ноябрь – последний месяц осени.
- Какие изменения произошли в природе? (ответы детей)
- Листва с деревьев облетела, травы побурели, небо почти всё время затянуто облаками. Часто идут холодные дожди. Солнце выглядывает редко.
- Ребята, а греет ли оно? (ответы детей)
- А заметили ли вы что дни стали короче, длиннее стали ночи? (ответы детей)
- По ночам стало морозно. А утром звонко хрустит молодой лёд на лужах, трава и опавшие листья покрываются инеем. Летят первые серебряные звёздочки – снежинки. Поэтому позднюю осень называют «серебряной». А про ноябрь говорят, что он родной брат зиме.
- Как вы думаете, почему так говорят? (ответы детей)
- А теперь я прошу вас отгадать загадку:
И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт (иней).
Трудовая деятельность.
Сгребание опавших листьев в небольшие кучки.
Подвижная игра: «Листопад».

Консультация для родителей «УЧИТЕ ДЕТЕЙ ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ»

Цель : привлечение родителей к экологическому воспитанию детей.
Уважаемые родители!
Воспитывайте у детей любовь и бережное отношение к природе. Учите их правильно вести себя в лесу, на лугу, у водоёмов. Рассказывайте, как губительно на обитателей леса действует шум, об опасностях пожаров, о том, что нельзя портить деревья, добывать берёзовый сок, разорять гнёзда, муравейники, засорять водоёмы и многое другое.
Уже в дошкольном возрасте дети должны УСВОИТЬ и ЗНАТЬ:
- Надо охранять и беречь природу.
- Надо осторожно вести себя в природе и помнить, что в лесу, на лугу, водоёме живут постоянные жители (звери, птицы, насекомые, рыбы), для которых эта среда родной дом! Поэтому нельзя разрушать его. Нельзя портить растения, собирать цветы, мусорить, шуметь. Нельзя забирать живые существа из мест их обитания.
- Надо заботливо относиться к земле, воде, воздуху, поскольку это среды где существует всё живое.
- Воду следует расходовать экономно, так как без неё не могут жить растения, животные, люди.
И ещё совет: все знания закрепляйте, используя вопросы-ситуации, которыми так богата наша жизнь.
Например:
- Вова с мамой пошли собирать в лес грибы.
«Мама, мама, смотри, птичка летает так низко, что я смогу её поймать. Пусть она поживёт у нас дома».
«Нет, этого делать нельзя», - ответила мама.
Почему она так ответила Вове?
- Серёжа с мамой и папой пошли на речку. Близко у берега плавало много маленьких рыбок.
«Дайте мне баночку, я наловлю рыбок», - попросил Серёжа родителей.
«Нельзя их ловить», - сказал папа и объяснил почему.
Что рассказал папа Серёже?

Непосредственная образовательная деятельность по экологии в средней группе на тему: «КАК ГОТОВЯТСЯ ЗВЕРИ К ЗИМЕ»

Задачи:
Закреплять знания детей о диких животных. Расширять представление об их образе жизни. Познакомить с тем, как звери готовятся к зиме.
Воспитывать любовь к животным, доброе отношение к ним.
Оборудование:
Картинки с изображениями зверей. Маски лисы, зайца, белки, ежа, волка, медведя.
Содержание:
- Ребята, какое сейчас время года? (ответы детей).
- Верно, поздняя осень, и совсем скоро наступит зима. К зиме готовятся все. Как мы с вами готовимся к зиме? (ответы детей).
- В лесу звери тоже готовятся к зиме, и каждый по-своему.
- Сегодня мы поговорим о том, кто как в лесу готовятся к зиме. А помогут в этом герои, переодетые в лесных жителей. Очерёдность их вы будете определять, отгадывая загадки.
Кто в лесу глухом живёт,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу.
(выходит медведь и рассказывает, как он приготовился к зиме)
Осенью у нас медведей забот не мало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надёжном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время для нас медведей, много еды: созрели ягоды, всюду много насекомых, с большим удовольствием мы лакомимся медком диких пчёл и ос. Накопим жиру, и спать можно ложиться в берлогу.
Повыше кошки рост,
Живёт в норе, в лесу,
Пушистый рыжий хвост –
Все знаем мы … (лису)
(выходит лиса и рассказывает, как она приготовилась к зиме)
А мы, лисы, к зиме тоже меняем шубку на более тёплую и пушистую. В сказках лиса самая хитрая. А на самом деле я не хитрее других зверей. Если бы не мои зоркие глаза, острый слух, то ни какая хитрость не спасла бы меня от волков и собак. Чтобы лягушку поймать, мне особой хитрости не требуется. И главную добычу – мышей, я нахожу без всяких трудов. Догнать зайца нам трудно, разве что случайно столкнёмся с косым или набредём на зайчонка.
Что за зверь зимой холодной,
Ходит по лесу голодный?
На собаку он похож,
Что не зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(выходит волк и рассказывает, как он приготовился к зиме)
Мы, волки, зимой собираемся в стаи. Осенью я линяю, к зиме шерсть у меня становится густой. В сильные морозы, прячемся мы в логове, так называется наше жилище. Мы ловим зайцев, маленьких птичек. Но главная добыча – олени и лоси. Из-за постоянных поисков пищи многие считают, что мы приносим вред. Но это не так, мы нападаем только на слабых и больных животных.
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки,
Мчится, что есть духу,
Хвост короче уха.
Всех зверёк пугается,
Под кустом спасается.
(выходит заяц и рассказывает, как он приготовился к зиме)
Звери от врагов кто в дуплах спасается, кто под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня много. И, всё-таки, я живу не тужу. Выручают меня чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Осенью я линяю: вместо, серой у меня вырастает снежно-белая шёрстка. Кормлюсь я по ночам, так безопаснее. Ем веточки деревьев, кору.
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(выходит белка и рассказывает, как она приготовилась к зиме)
Летом я ходила в своей летней шубке. А зимой я надеваю тёплую шубку другого цвета, она мне помогает прятаться среди веток деревьев от врагов. На зиму я сушу грибы на ветках деревьев. Делаю запас орехов в дупле. Мне не страшна ни какая зима. И шубка у меня незаметная, и еды запасла много. Вот так я приготовилась к зиме.
Весь в колючках,
Ворчит, как, злючка
Чуть испугается,
В клубок свивается.
(выходит ёжик и рассказывает, как он приготовился к зиме)
Осенью я готовлю себе дом для зимовки. Мой дом называется нора. Я нанизываю себе на спину листики, а в норе их стряхиваю. Делаю себе мягкую, тёплую постельку. Потом заберусь в свою нору, зароюсь в листья и засну сладким сном на всю зиму. Придёт зима накроет мою нору сугробом и буду я спать, как под пушистым одеялом, тепло мне. Так и просплю я всю зиму до весеннего солнышка.

Игра «Лиса и зайцы»
Дети – зайцы, воспитатель – лиса, находятся в противоположных концах игровой комнаты. Зайцы «скачут» на поляне, грызут кору деревьев, по сигналу «Лиса!» приседают на корточки, группируются, замирают, превращаются в «снежные комочки»ю Лиса ходит среди зайцев, ищет, приговаривает: «Куда же подевались эти зайцы? Один снег кругом лежит!». Если замечает, что кто-то из зайцев шевелится или смеётся, она выводит его из игры.
Дидактическая игра «Кто, где живёт?»
Кто юркнул в дупло? (белка)
Кто спрятался в нору? (лиса)
Кто забрался под листья? (ёж)
Кто укрылся под кустом? (заяц)
Кто залёг в берлогу? (медведь)
Ребята, теперь вы убедились, что не только люди, но и звери готовятся к зиме?
(ответы детей)

Дидактическая игра экологического содержания «ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»

Цель игры:
Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.
Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках.
Устанавливать связь между исчезновением корма и отлётом птиц.
Знакомить с основным отличием зимующих и перелётных птиц: отличия в питании.
Развивать память, внимание, речь.

Воспитывать любовь к природе родного края.
Варианты игры:
«Найди перелётных и зимующих птиц»
Детям предлагаются картинки с изображениями перелётных и зимующих птиц. На одну сторону магнитной доски с помощью магнитов они прикрепляют перелётных, а на другую зимующих птиц.
«Найди по описанию»
Педагог даёт описание птицы: внешний вид, особенности образа жизни, некоторые повадки и т.п. Ребёнок находит птицу по картинке либо фотографии.
«Найди, кого назову»
Необходимо найти птицу по названию, используя дидактический материал.
«Опиши, а мы отгадаем»
Ребёнок может описать птицу или назвать несколько отличительных признаков, не говоря название птицы. Дети отгадывают.
«Кого не стало?»
Воспитатель предлагает детям посмотреть на птиц, а потом закрыть глаза. В это время педагог убирает картинку с одной из птиц. Дети по памяти называют, какой птицы не стало.

Настольная игра «КАК ЗОВУТ ТЕБЯ ДЕРЕВЦЕ?»

Предложить детям настольную игру экологического содержания.
Цель:
Знакомить детей с различными видами деревьев и их отличительными признаками: формой листьев, цветами, плодами.
Развивать внимание, воображение, мелкую моторику пальцев рук.
Чтение стиха А. Яшина «Покормите птиц зимой».
Цель:
С помощью содержания стиха показать детям как тяжело приходится птицам зимой. Способствовать появлению чувства сострадания к пернатым друзьям.

Воспитывать любовь к птицам.
Покормить птиц зимой!
Пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна,
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть,
И для птиц тепло,
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать,
Заодно с людьми
Приучите птиц в мороз,
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Беседа по содержанию стиха:
- Почему надо подкармливать птиц зимой?
- От чего птицам так тяжело приходится зимой?
- Чем бы вы стали подкармливать птиц?
- Как вы думаете, много ли птиц гибнет зимой?
- Что вы сделаете для того, чтобы птицы слетались к вашему крыльцу?

РИСОВАНИЕ на тему «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!»

Цели:
Расширять представления детей о растительном и животном мире.

Учить отображать в рисунке собственные замыслы.
Развивать творческие способности, воображение.

Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе.
Материалы и инструменты:
Гуашь, кисти, салфетки, альбомный лист.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о правилах поведения в природе.
Содержание деятельности:
1. Беседа с детьми о том, что они хотят отобразить в своём рисунке.
2. Рисование по замыслам детей на тему «Берегите природу!».
Выставка рисунков.

Итогом проекта «Природа моего родного края» стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края.
Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:
Всем людям необходимо бережно относиться к растениям, охранять животных.
Любить свой край, любить природу!

Литература
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.К. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014.
Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.
Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005.
Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.
Луконина Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: Айрис- пресс, 2002.
Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - М.: Всемирный фонд дикой природы, 2006.
Статьи из журналов
Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.
Горбунова Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
Экологические игры
Берестнева Н.П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 1. - С.48-52.
Константинова Т.В. Творческая игра на занятиях по экологии в ДОУ // Начальная школа: плюс до и после. - 2006. - № 1. - С.46-48. Творческая игра «На лесной полянке»
Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С.40-49.
Чебан М.И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С.50-54. Из опыта работы ДОУ г. Новый Уренгой: игры «Волшебное солнышко», «Поле чудес». Педагогический проект для детей средней группы в детском саду. В гостях у сказки

  • Боткова Лариса Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории
  • Петрова Олеся Александровна, воспитатель I квалификационной категории
  • Руднева Ольга Николаевна, воспитатель I квалификационной категории

МБДОУ детский сад 40 г. Киселёвск, Кемеровская область

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция областей: «Социально – коммуникативное развитие» , «Речевое развитие» .

Цель: расширение представлений детей о комнатных растениях, их пользе и строении.

Задачи:

  1. Расширить знания детей о комнатных растениях, закрепить представление о том, что растение – живое существо. Познакомить детей с новым комнатным растением - герань, отмечая ее характерные особенности. Закрепить умение узнавать знакомые растения, называть их части (корень, стебель, лист, цветок) , используя модели.
  2. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубленных знаний. Расширять словарный запас: герань, сухая и мокрая земля, влага.
  3. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности; научить размышлять, делать выводы. Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями, относиться к ним с любовью и нежностью.

Воспитатель.

Дети заходят в группу, воспитатель читает стихотворение:

Давайте пройдемся медленно по саду
И здравствуйте, скажем, каждому цветку.
Я должна над цветками наклониться
Не для того, чтобы рвать или срезать их,

А для того, чтобы увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

Ребята, сейчас мы с вами вспомним, о чем вы говорили с Ниной Петровной на прошлой встрече …

Просмотр видео - ролика «Растения - наши друзья» .

Воспитатель.

Ребята, а как вы думаете, у нас в групповой комнате кто очищает воздух от пыли и грязи?

Ответ детей: комнатные растения (Звучит музыка и на экране появляется слайд 1- «Расцветает цветок» ) .

Воспитатель. Правильно! В группе, в доме, в жилых помещениях очищают воздух комнатные растения.

А почему эти растения называют комнатными?

(Потому что они растут в комнатах, жилых помещениях.)

А еще для чего нам нужны комнатные растения?

(Для красоты, они создают уют в нашем доме. Комнатными растениями человек украшает свой дом) .

Воспитатель.

Ребята, а вы знаете, я сегодня зашла в нашу группу и увидела на окне вот этот цветок. Как вы думаете, кто мог нам его подарить? (ответы детей)

А подарила его нашей группе «Теремок» Весна и попросила беречь его, ухаживать за ним. И тогда оно нам принесет очень много радости. Ребята, а какое сейчас время года? Весной природа оживает, оживают и наши комнатные растения после зимнего отдыха.

Ребята, а вы знаете, как называется это комнатное растение? (Нет.)

Воспитатель. Это комнатное растение называется «Герань» (Слайд 2 –герань) , или пеларгония. А еще его называют «Журавлиный нос» , потому что столбик цветка иногда разрастается в длинный «клювик» , очень похожий на клюв журавля. Теперь вам легче будет запомнить название этого растения. Давайте внимательно рассмотрим его. Что есть у герани? (Слайд 3. «Строение герани» )

Ответы детей: корень, листья, стебель, цветки (если растение цветет) .

Воспитатель (обобщает ответы детей) – Правильно, у герани есть стебель, листья, корень (цветы) .

Воспитатель. Какой формы листья герани? Какого цвета листья? (Ответы детей) .

Воспитатель (обобщает ответы детей) . – Листья у герани округлой формы, ярко- зеленого цвета, так же лист может быть с коричневым кругом у края или с белой каймой.

Какого цвета цветы у герани? (Ответы детей) .

Воспитатель:

– Цветы герани могут быть разных цветов: белые, розовые, красные, малиновые. Цветы собраны в соцветия, словно зонтики. (Слайд 4)

Воспитатель:

– А где находятся корни герани? Как вы думаете, зачем нужны растению корни? (Ответы детей) .

Воспитатель (обобщает ответы детей)

–Корни у растения находятся в земле. За счет корня растение не падает и крепко держится в земле. А еще корень питает растение. Когда мы поливаем землю в горшке, корешок впитывает воду, и она поднимается вверх по стеблю к листьям и цветам (Сопровождает рассказ показом) . Чтобы растение не завяло, его нужно поливать.

Вот мы и познакомились с новым растением.

Воспитатель:

– Ребята, расскажите, что вы запомнили о герани. (Ответы детей) .

Ребята, скажите, где находятся в нашей группе комнатные растения?

В уголке природы.

Воспитатель:

Давайте познакомим герань с нашими растениями в уголке природы. А пока наши цветы приветствуют друг друга, я приглашаю вас на физминутку «Цветы» .

Я прошу тебя, цветок:
Подними-ка свой листок,
Выйди на дорожку,
Да притопни ножкой.

Да головкой покачай,
Утром солнышко встречай.
Стебель наклони слегка-
Вот зарядка для цветка.

А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся.
Наконец готовы все
День встречать во всей красе.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом) .

Воспитатель:

– Приглашаю детей пройти к уголку природы.

Ребята, посмотрите, наша герань уже подружилась с растениями в уголке природы.

А какие комнатные растения находятся в нашем уголке природы? (фиалка, бальзамин, алоэ, щучий хвост…) . Дети рассказывают о растениях.

Воспитатель.

–Ребята, а что есть у каждого растения (корень, стебель, листья)

А как вы думаете, чем отличаются растения друг от друга? (формой листьев, размером, у одних есть цветы, у других нет) .

Молодцы! А сейчас мы с вами поиграем в игру «Строение цветка» .

(Воспитатель раздает детям карточки с изображением корня, стебля, листьев, цветка) . Дети поочередно выкладывают карточки на фланелеграфе и называют часть растения.

- Ребята, а попробуйте отгадать мою загадку:

«Рук нет, ног нет, а двигается.
Носа нет, а дышит.
Рта нет, а пьет и ест». (Растение)

Правильно, это растение! Как растение двигается, ведь у него нет ног? (растет, поворачивается к свету)

Как дышит растение? (через листья, корни)

Как питается растение? Также как и мы? (корнями)

Правильно ребята, именно корни кормят растение.

А где хранится пища для растения? (в земле, почве)

Питание растений содержится в земле, в которой они растут. И если выдернуть растение из земли и оставить его так, то оно погибнет.

Растения двигаются, дышат, питаются. Значит, про них можно сказать, что они такие же живые существа, как и мы с вами.

Воспитатель:

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Что растениям нужно для роста» . (Слайд 5) .

Давайте выберем из этих рисунков – схем только то, что нужно для жизни наших растений.

Лейка! Правильно, лейкой мы поливаем растения.

Солнце! Без солнечного света, тепла растения не растут.

Растениям нужны земля, воздух, вода. Чтобы растения были красивыми, хорошо росли и цвели, нужно их подкармливать специальными удобрениями. И обязательно им нужен хороший уход, наша забота и любовь. А они отблагодарят нас чистым воздухом.

О том, как правильно ухаживать за растениями мы поговорим на следующем занятии. А сейчас я приглашаю вас ещё раз полюбоваться растениями в нашем уголке природы.

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель: Систематизировать знания детей о водных ресурсах Земли.

Задачи:

  • Уточнить представления детей о значении воды для всех живых существ (растений, животных, человека), многообразии водных обитателей.
  • Систематизировать знания о различных видах водоёмов.
  • Развивать познавательную активность, исследовательскую деятельность детей.
  • Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу.

Ход занятия

(Дети сидят на ковре полукругом. Воспитатель – перед ними.)

Ребята, что это такое? (Глобус)

Что такое глобус? (Модель нашей планеты, Земли, так она выглядит из космоса)

У каждого из вас есть свой праздник – День рождения. У нашей планеты тоже есть такой день – День Земли. Он отмечается 22 апреля. И сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по нашей планете.

Посмотрите, что на глобусе обозначено голубым цветом? (Вода.)

Какие ещё цвета вы видите? (Зелёный, жёлтый, оранжевый, коричневый.)

Что обозначено этими цветами? (Суша, материки.)

Воспитатель быстро крутит глобус.

Какого цвета на глобусе больше? (Голубого.)

Как вы думаете, что это значит? (Вода занимает большую часть поверхности Земли.)

Воспитатель: В древности люди называли нашу планету Землёй, а когда научились строить большие корабли и стали на них плавать по морям и океанам, то узнали, что земли (суши) намного меньше, чем воды.

Человек может жить без воды? (Нет.)

Для чего людям нужна вода? (Для еды, питья; для мытья тела и всех предметов, которые есть в помещении; вода нужна для того, чтобы работали заводы; по ней движется водный транспорт; люди любят отдыхать на берегах водоёмов, рыбачить.)

Кому ещё нужна вода? (Животным, растениям.)

Получается, что всему живому нужна вода.

Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить!

Откуда мы с вами берём воду? (Из крана, из колодца, из родника.)

А как она попала к нам в дом? (Вода в кране – из реки. Те капельки, которыми мы моем руки, плавали в реке, потом человек направил их в трубы. Но перед этим воду очищают.)

Глядя на глобус, мы видим, что воды много на Земле. Оказывается, что вода бывает разная- пресная и солёная. Мы с вами пьём пресную воду. Она берётся из ручейков, рек, озёр, подземных родников.

А воду из моря можно пить? (Нет, она солёная.)

Сейчас мы с вами побываем около водоёмов, в которых содержится пресная вода.

Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня. (ручей)

Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике,
А широкий – в море. (река)

Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое, рама зелёная. (озеро)

Все обходят это место:
Здесь земля – как будто тесто.
Здесь осока, кочки, мхи...
Нет опоры для ноги. (болото)

Ребята, а может ли какой-нибудь из этих водоёмов быть лишним? (Болото. Из него нельзя пить воду, так как она очень грязная.)

Теперь давайте немножко поиграем. Игра “Покажи водоём”. (Воспитатель показывает карточки – схемы с изображением водоёмов.)

Если я показываю карточку, которая обозначает ручей, вы перепрыгиваете воображаемый ручеёк. Если это река – “плывёте”. Озеро – бежите на месте. Болото – приседаете, думаете, как его обойти.

Воспитатель: Наше путешествие продолжается. (Подходим к доске, на которой висит карта мира.)

Ребята, посмотрите, на суше встречается голубой цвет? (Да.)

Как вы думаете, что это? (Реки и озёра.)

Какая в них вода? (Пресная.)

Водное пространство между частями суши (материками) – это моря и океаны. Вода в них солёная.

Моря и океаны безжизненные, или в них кто – нибудь обитает? (Ответы детей.)

Конечно, море – это дом для многих видов растений и животных.

Предлагаю окунуться в море. (Дети вместе с воспитателем перемещаются к мольберту, на котором размещены фотографии морских обитателей.)

Дети рассматривают и называют их.

Воспитатель: Морская звезда – хищник, обитающий на дне океана. Обычно эти животные имеют форму звёздочки. Морские звёзды ползают по дну или зарываются в него.

Мягкое тело осьминога не имеет скелета (костей) и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. На них расположены присоски, которыми осьминог может удерживать добычу или прикрепляться к камням на дне. Осьминоги – хищники.

У медузы полупрозрачное тело в форме зонтика или колокола. Добычу они захватывают с помощью щупалец. На щупальцах у медуз расположены клетки, которые выделяют яд и вызывают ожоги. В Приморском крае, где мы с вами живём, самая опасная медуза – крестовик.

Лапы морских черепах превратились в ласты. Морские черепахи не могут прятать голову под панцирь, в отличие от сухопутных. Среди морских черепах есть и хищники, и мирные травоядные, которые едят водные растения.

Акулы – сильные хищники. Их тело приспособлено к быстрому плаванию. У акул очень много острых зубов. Они растут в несколько рядов, имеют треугольную форму и зазубрены по краям. Питаются рыбой, нападают на дельфинов, черепах, других акул и даже на китов. Акулы имеют большие размеры и легко могут перекусить человека пополам.

Дельфины – самые разумные обитатели океана. Они часто спасали тонущих моряков, удерживая их своими телами на поверхности воды. Нередко дельфины подплывают к самому берегу, чтобы поиграть с людьми. Забывая о собственной безопасности, дельфины готовы помогать другим животным. Бывало, что дельфины помогали даже раненым акулам, а ведь акулы – их злейшие враги. Дельфинов легко обучают различным цирковым трюкам.

Вот какие замечательные животные обитают в морях и океанах. А какие птицы летают над морем? (Чайки.)

Физкультминутка.

Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем – мы с тобою!

(Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.

(Дети делают плавательные движения руками.)

Ребята, вы любите купаться, плавать и нырять?

А где легче плавать: в реке или в море? (Ответы детей.)

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте, как настоящие исследователи, проведём опыт. Подходите все к столу.

Что вы видите? (Яйцо, две банки, воду, соль.) В банку с № 1 наливаем воду, в банку с № 2 тоже, предварительно добавив соль. Растворяем соль во второй банке.

Представьте, что куриное яйцо – это человек. Погрузим яйцо в пресную воду. Что происходит? (Оно тонет.)

А теперь в солёную. (Яйцо плавает.)

Какой можно сделать вывод? (Солёная вода сильнее выталкивает погружённые в неё предметы.)

Ну что, понравилось вам путешествие по водным просторам Земли? Мы много сказали о различных водоёмах, значении воды для всего живого. Я надеюсь, вы поняли, что к воде нужно относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.

Человек! Запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги,
Мы ведь на планете не одни!



Читайте также: