Научная работа в мчс россии. Борьба с вто противника в операциях Активные способы защиты объекта экономики от вто

Поэтому можно говорить только о возможной, перспективной системе защиты от ВТО, требованиях к ней, основанной на применении эффективных средств и способов защиты ОЭ.

Система защиты от ВТО должна включать подсистемы Вооруженных Сил РФ, МВД, ФСБ и МЧС России, а также силы и средства объектов экономики разных форм собственности.

В целом, задачами защиты объектов экономики от ВТО являются:

Прогнозирование применения ВТО по объектам экономики и возможных его последствий;

Уничтожение ВТО и его носителей в районах дислокации, на траекториях и маршрутах полета;

Противодействие системам разведки и наведения оружия;

Снижение уязвимости ОЭ, повышение устойчивости их функционирования в условиях воздействия ВТО;

Защита от вторичных поражающих факторов, вызванных применением ВТО;

Ликвидация последствий применения ВТО по объектам экономики;

Восстановление функционирования объектов экономики (при возникновении такой необходимости).

Все задачи можно разделить на три направления, которым должны соответствовать и мероприятия защиты:

Предупреждение возможности поражения объектов экономики;

Снижение (уменьшение) воздействия ВТО по объектам экономики;

Ликвидация последствий применения ВТО по объектам экономики.

Система защиты должна быть централизованной, но при условии, что непосредственно на объектах экономики она может функционировать и автономно. Система защиты ОЭ при ее использовании не должна препятствовать нормальному производственному процессу или предусматривать его остановку на допустимое требованиями технологии время. Уровень защиты должен быть адекватен степени угрозы нанесения удара по объекту экономики ВТО, которая зависит от государственной и оборонной значимости объекта. Затраты на защиту ОЭ от ВТО должны быть приемлемыми для владельца этого объекта, существенно меньше величины предотвращенного ущерба от разрушения ОЭ.

Обобщенным показателем эффективности защиты ОЭ от ВТО является величина предотвращенного ущерба, которая характеризуется снижением вероятности поражения объекта или его критического элемента, уменьшением потерь среди НРС персонала объекта и др. характеристиками. Но она может характеризоваться величиной требуемого увеличения наряда образцов ВТО для того, чтобы ущерб объектам экономики был не ниже требуемого (заданного).

Защита ОЭ от ВТО осуществляется различными способами, под которыми понимается тот или иной порядок, образ действия, метод исполнения мероприятий, достижения целей защиты от ВТО.

Все способы защиты можно разделить по характеру воздействия на ВТО на активные и пассивные. Активные способы включают в себя способы непосредственного разрушения, поражения образцов ВТО за счет огневого, информационно-технического или иного воздействия.

Пассивные способы подразумевают под собой те способы, которые создают заграждения на траектории полета ВТО к цели и помехи в работе систем наведения оружия. Это как правило способы инженерной защиты, маскировки, повышения устойчивости функционирования объектов экономики и др.

Попадание крылатых ракет, планирующих бомб и других образцов ВТО в цель обеспечивается только применением при наведении их на нужный объект спутниковой навигационной системы GPS. На каждой ракете, на каждой бомбе стоит GPS-приемник, на который приходят сигналы с входящих в эту систему спутников. По этим сигналам происходит измерение текущих географических координат, причем – точностью до единиц метров. И хотя на крылатых ракетах стоит еще инерциальная система наведения, не подверженная действию никаких помех, она не дает той точности наведения, которая нужна высокоточному оружию.

Из сказанного следует важный вывод: для увеличения промаха высокоточного оружия необходимо помехами «заглушить» приемники GPS. Задача вполне решаемая подобный прецедент уже был в 2003 году в первые дни войны в Ираке. Там находились российские передатчики помех приемникам системы GPS – так называемые «глушилки». Их использование привело к тому, что высокоточное оружие не могло измерять свое текущее местоположение, а следовательно, не поступала информация для выработки команд управления полетом. Крылатые ракеты промахивались, а часть из них улетала в непрогнозируемом направлении.

По масштабам решения задач защиты она может подразделяться на зональную и объектовую. Такое деление наиболее характерно для способов активной защиты. Под зональной понимается такой способ, когда активные средства прикрывают от ВТО оперативное направление, регион, значительные территории, на которых могут размещаться населенные пункты с объектами экономики, пункты и органы государственного и местного управления.

Под объектовой защитой от ВТО понимается защита отдельного объекта экономики, элемента его инфраструктуры, или объекта с инфраструктурой.

Аналогично, для подвижных объектов могут использоваться способы групповой и индивидуальной защиты от ВТО. При групповом способе защищается сразу группа подвижных объектов одной системой защиты. При индивидуальном – один подвижный объект.

Способы защиты можно классифицировать и в зависимости от поражающего воздействия ВТО. В этом случае их можно разделить на способы защиты от непосредственного воздействия ВТО (механического и термического) и способы защиты от вторичных поражающих факторов (косвенного воздействия), к которым относят способы защиты от пожаров, химического, биологического и радиоактивного заражения.

Все средства защиты можно классифицировать на следующие группы:

Огневые (средства ПВО) зенитные ракетные комплексы различного типа, включая переносные («Игла», («Игла-С»), зенитную артиллерию;

Спасательные воинские формирования МЧС России

В соответствии с Указом Президента РФ от 30 сентября 2011 г. № 000 «О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» на базе соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны созданы спасательные воинские формирования МЧС России (далее - спасательные воинские формирования, СВФ).

Этим же указом утверждается Положение о спасательных воинских формированиях, а также их структура и состав. Штатная численность военнослужащих СВФ установлена в количестве 7230 единиц, гражданского персонала - в количествеединиц.

Спасательные воинские формирования МЧС России предназначены для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера, в том числе за пределами территории Российской Федерации.

Спасательные воинские формирования являются составной частью сил гражданской обороны.

Деятельность спасательных воинских формирований МЧС России, осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Спасательные воинские формирования в соответствии с Федеральным законом от 01.01.01 г. «Об обороне» могут привлекаться к выполнению отдельных задач в области обороны.

На вооружении спасательных воинских формирований находится специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие. Военнослужащим спасательных воинских формирований выдаются удостоверения личности установленного образца, подтверждающие их статус, и международные отличительные знаки гражданской обороны.

Основными задачами спасательных воинских формирований являются:

а) в мирное время:

проведение мероприятий по поддержанию готовности спасательных воинских формирований к выполнению возложенных на них задач;

использование, размещение и своевременное обновление вооружения, техники и других материально-технических средств, предназначенных для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР);

участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС;

участие в подготовке сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также обучение населения в области гражданской обороны;

участие в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах по созданию, испытанию и внедрению новых технических средств для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей при чрезвычайных ситуациях, а также по разработке технологий проведения АСДНР;

б) в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время:

участие в ведении радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в зонах чрезвычайных ситуаций, а также на маршрутах выдвижения к ним;

участие в проведении АСДНР по оперативной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, с которыми у Российской Федерации имеются соглашения;

участие в проведении пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов, а также в гуманитарном разминировании;

участие в доставке грузов, перевозимых в зоны чрезвычайных ситуаций, в том числе в качестве гуманитарной помощи иностранным государствам;

участие в обеспечении пострадавшего населения продовольствием, водой, предметами первой необходимости, другими материальными средствами и услугами, жилыми помещениями для временного проживания, а также в оказании пострадавшему населению первой помощи;

участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из зон чрезвычайных ситуаций;

участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения;

осуществление совместно с войсками (силами) и средствами федеральных органов исполнительной власти противодействия терроризму;

в) в военное время:

участие в ведении радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в местах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также на маршрутах выдвижения к ним;

участие в обеспечении ввода сил гражданской обороны в очаги поражения, зоны заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;

участие в проведении АСДНР в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;

участие в проведении пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов;

участие в проведении работ по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники, имущества и территорий;

участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из очагов поражения, зон заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;

участие в ликвидации последствий применения противником оружия массового поражения;

участие в выполнении отдельных мероприятий территориальной обороны и в обеспечении режима военного положения;

участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения.

Применение спасательных воинских формирований в мирное время осуществляется Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – Министр), в военное время - на основании распоряжения Президента Российской Федерации.

Обеспечение людскими и транспортными ресурсами для восполнения потерь спасательных воинских формирований в военное время осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.

Порядок выполнения возложенных на спасательные воинские формирования задач определяется Положением о спасательных воинских формированиях, а также:

в мирное время - соответствующими планами действий спасательных воинских формирований, утверждаемыми Министром и начальниками региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

в военное время - Планом гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Спасательные воинские формирования в мирное и военное время на период выполнения работ по предупреждению и ликвидации ЧС, аварийно-спасательных и других неотложных работ либо иных задач ГО, территориальной обороны могут передаваться в оперативное подчинение руководителям субъектов Российской Федерации, военному командованию в соответствии с планами действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в субъектах Российской Федерации, планами гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также планами территориальной обороны.

Руководство спасательными воинскими формированиями осуществляет Президент Российской Федерации.

Управление спасательными воинскими формированиями осуществляет Министр:

спасательными воинскими формированиями центрального подчинения - непосредственно;

спасательными воинскими формированиями регионального подчинения - через региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Комплектование спасательных воинских формирований специалистами в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС осуществляется за счет выпускников федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России, специалистами иных специальностей - за счет выпускников других федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Комплектование спасательных воинских формирований солдатами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту, осуществляется в порядке, установленном для Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с федеральными законами от 01.01.01 г. «Об обороне» и от 01.01.01 г. «О воинской обязанности и военной службе».

Перечень воинских должностей, подлежащих замещению солдатами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту, а также прапорщиками и военнослужащими женского пола, утверждается Министром.

Спасательные воинские формирования комплектуются гражданским персоналом. Штатная численность гражданского персонала устанавливается Президентом Российской Федерации. Перечень должностей, замещаемых лицами гражданского персонала, утверждается Министром.

Подготовка спасательных воинских формирований осуществляется в соответствии с программами и планами подготовки личного состава, утверждаемыми Министром.

Подготовка офицеров спасательных воинских формирований осуществляется в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования МЧС России, а также в других федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Подготовка сержантов и солдат-специалистов для спасательных воинских формирований в мирное (военное) время осуществляется в спасательных воинских формированиях, учебных центрах МЧС России.

Структура и состав спасательных воинских формирований

МЧС России

Структурная единица

Количество

Орган управления спасательными воинскими формированиями - структурное подразделение центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Орган управления спасательными воинскими формированиями - структурное подразделение регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Орган управления спасательными воинскими формированиями - структурное подразделение органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по субъекту Российской Федерации

Спасательный центр

Авиационно-спасательный центр

Орган обеспечения управления спасательными воинскими формированиями - структурное подразделение Национального центра управления в кризисных ситуациях

Орган обеспечения управления спасательными воинскими формированиями - структурное подразделение центра управления в кризисных ситуациях регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Центр обеспечения пунктов управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Академия гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» в форме военного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Спасательные воинские формирования в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации , федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, нормативными правовыми актами Министра обороны Российской Федерации, международными договорами, а также Положением о спасательных воинских формированиях.

Подразделения федеральной противопожарной службы

Пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления , подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.

Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

государственная противопожарная служба;

ведомственная пожарная охрана;

частная пожарная охрана;

добровольная пожарная охрана.

Основными задачами пожарной охраны являются:

организация и осуществление профилактики пожаров;

спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;

организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.

В Государственную противопожарную службу входят:

федеральная противопожарная служба;

противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Федеральная противопожарная служба включает в себя:

структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности , осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;

структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;

органы исполнительной власти и подведомственные им государственные учреждения, уполномоченные на осуществление федерального государственного пожарного надзора (далее - органы государственного пожарного надзора);

пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;

подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);

подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения);

подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в населенных пунктах (территориальные подразделения);

подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы).

Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке.

А варийно-спасательные формирования

Аварийно-спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

Аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Основными задачами аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, которые в обязательном порядке возлагаются на них, являются:

поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны ЧС и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях.

Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации на аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут возлагаться задачи по:

участию в разработке планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях, планов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;

участию в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

пропаганде знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участию в подготовке населения и работников организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;

участию в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения аварийно-спасательных и неотложных работ;

выработке предложений органам государственной власти по вопросам правового и технического обеспечения деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, социальной защиты спасателей и других работников аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.

В соответствии с законодательством Российской Федерации аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться:

на постоянной штатной основе - профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;

на нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные формирования;

на общественных началах - общественные аварийно-спасательные формирования.

Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются:

в федеральных органах исполнительной власти - решениями Правительства Российской Федерации по представлениям соответствующих министерств, ведомств и организаций Российской Федерации, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

в субъектах Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности , при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, - руководством организаций по согласованию с органами управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

в органах местного самоуправления - по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Общественные аварийно-спасательные формирования создаются общественными объединениями , уставными задачами которых является участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ) являются частью сил гражданской обороны.

Находясь непосредственно на предприятии (объекте) в составе работающей смены, НАСФ могут принять необходимые экстренные меры по сигналам оповещения гражданской обороны, а также по предотвращению или локализации чрезвычайной ситуации на самой ранней стадии угрозы и начать аварийно-спасательные и другие неотложные работы еще до прибытия основных сил.

При определении количества нештатных аварийно-спасательных формирований учитывается прогнозируемая обстановка, которая может сложиться в организации (на территории) в мирное и военное время. При этом формирования должны оснащаться современной техникой и оборудованием, быть мобильными и более функциональными.

Нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.

НАСФ создаются организациями:

имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их;

имеющими важное оборонное и экономическое значение;

представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

другими организациями из числа своих работников.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность НАСФ для решения задач на своих территориях.

Нештатные аварийно-спасательные формирований создаются в соответствии с Примерным перечнем создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований (приложение № 1 к приказу МЧС России от 01.01.2001 г. № 000 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований»). Оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации) НАСФ специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами (приложение № 2 к приказу МЧС России № 000).

В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие нештатные аварийно-спасательные формирования.

Основными задачами НАСФ являются:

проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;

обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению);

санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий;

участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;

обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам охраны общественного порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения.

Состав, структура и оснащение НАСФ определяются руководителями организаций в соответствии с приказом МЧС России № 000 и методическими рекомендациями по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований («Методические рекомендации по созданию, подготовке и оснащению нештатных аварийно-спасательных формирований», М: 2005), исходя из задач ГО и защиты населения, и согласовываются с территориальными органами МЧС России – органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

15 апреля в России отмечается День специалиста радиоэлектронной борьбы. Практически во всех вооруженных конфликтах последнего времени, где имело место противостояние регулярных армий, отводилась исключительно важная роль. С совершенствованием ударных и разведывательных систем она будет только возрастать.

Одним из главных направлений такого совершенствования является создание высокоточного оружия и боеприпасов. Современные военные доктрины развитых стран отводят высокоточному оружию (ВТО) воздушного, наземного и морского базирования роль главной ударной силы в конфликтах различного уровня. Постоянное расширение типажа ВТО, повышение его технических характеристик, увеличение общего количества в войсках создают условия для интенсивного использования данного оружия для избирательного и гарантированного поражения наиболее важных объектов противника на всей его территории.

Наглядно применение ВТО и его высокая эффективность были продемонстрированы в вооруженных конфликтах последних лет.

Характерными особенностями этих конфликтов являются:

  • заблаговременное и непрерывное ведение широкомасштабной высокоточной радиоэлектронной разведки большим арсеналом систем и средств наземного, воздушного, морского и космического базирования в целях обнаружения, распознавания и определения состояния объектов инфраструктуры страны, военных объектов, вооружения и военной техники на всей территории противника;
  • периодически уточняющееся рациональное распределение ударов по указанным объектам, образцам вооружения и военной техники (ВВТ) с учетом социально-политических, экономических, военных и других эффектов, достигаемых в случае их поражения;
  • нанесение массированно-избирательных ударов ВТО с началом военных действий по выбранным объектам на всю глубину территории противника;
  • непрерывный контроль за результатами применения ВТО при помощи всей совокупности разведывательных средств для своевременного перераспределения ударного ресурса.

Доля ВТО от общего количества применяемых средств поражения в военных действиях ВС США и их союзников возросла в период с 1999 по 2001 г. с 30% до 65%. В период до 2015 г. она может составить величину до 80%.

По опыту военных действий с участием США и других стран НАТО, основной вклад в успешный для них исход внесло именно высокоточное оружие.

Высокая эффективность ВТО по сравнению с обычным вооружением, а также возможность внезапного его применения практически по любому объекту, независимо от того, где он находится, обеспечивают решение боевых задач меньшим в 1,5-2 раза нарядом ударных сил и средств. Это позволяет уже в первых операциях начального периода военных действий нанести неприемлемый ущерб вооруженным силам, управлению и инфраструктуре противника.

Высокоточное оружие представляет собой широкий арсенал средств поражения и боеприпасов, высокая эффективность которых, в отличие от традиционных видов оружия, обусловлена наличием у них радиоэлектронной аппаратуры индивидуального прицеливания и наведения на заданную цель, а также высокоточной доставкой таких боеприпасов к данной цели. Поэтому ударные средства ВТО нуждаются в информационных системах, которые обеспечивают рациональное распределение средств поражения по выбранным целям и управления ими в процессе нанесения удара. Данные системы в совокупности со средствами высокоточного поражения образуют комплексы и системы высокоточного оружия.

Таким образом, ВТО, в широком смысле, представляет собой систему взаимосвязанных высокоточных средств разведки, автоматизированного управления, передачи данных, навигационно-временного обеспечения и непосредственно радиоэлектронной аппаратуры индивидуального прицеливания и наведения средств поражения и боеприпасов.

Защита объектов, вооружения и военной техники от высокоточного оружия требует комплекса согласованных действий различных сил и средств ВС РФ, а также других войсковых формирований. Радиоэлектронная борьба (РЭБ) в этих действиях занимает и будет занимать особое место в силу того, что информационно-технической основой ВТО являются радиоэлектронные системы и средства разведки, радионавигации, радиосвязи, наведения и прицеливания.

Это обстоятельство требует более детального рассмотрения ключевых, с позиции РЭБ, направлений развития всех радиоэлектронных систем и средств, задействованных в при применении ВТО.

Современные системы радиоэлектронной разведки создаются как сбалансированный комплекс космических, воздушных, наземных и корабельных средств радиолокационной, радио-, радиотехнической, оптико-электронной разведки, добывающих информацию с точностью, достаточной для применения различных средств поражения. Все большую роль как в стратегической, так и тактической разведке играют БЛА и созданные на их основе беспилотные разведывательные комплексы.

Для перспективных систем разведки характерными являются высокая степень интеграции, автоматизация процессов сбора, обработки, распределения и доведения развединформации до потребителя в масштабе времени, близком к реальному. Интеграция различных средств разведки и их объединение в единую автоматизированную систему позволят решать боевые задачи по даже при поражении отдельных разведываетльных средств.

Основными направлениями развития систем и средств радиоэлектронной разведки являются:

  • реализация многопозиционного принципа функционирования в интересах обнаружения малозаметных объектов;
  • дальнейшее освоение миллиметрового диапазона длин волн и комплексирование радиолокационных датчиков различных диапазонов длин волн.
  • Основными направлениями развития систем и средств передачи данных и навигационно-временного обеспечения являются:
  • повышение удельного веса спутниковой связи с широким внедрением ее в тактическое звено управления;
  • широкое применение помехоустойчивых, в том числе шумоподобных сигналов, корректирующих кодов, пространственной селекции мешающих сигналов;
  • оснащение войск средствами связи с адаптивной и программной перестройкой частоты, переход на цифровые виды передач;
  • повышение мощности бортовых источников навигационных сигналов и адаптивное управление по пространству диаграммами направленности антенн;
  • создание совмещенной аппаратуры потребителей, работающей одновременно по сигналам нескольких типов спутниковых радионавигационных систем.

Основными направлениями развития систем и средств наведения ВТО являются:

  • повышение степени интеграции комплексов ВТО с системами (средствами) разведки и РЭБ и автоматизация процессов управления, обеспечивающие высокое быстродействие и массированный характер поражения объектов;
  • повышение конфликтной устойчивости комплексов ВТО за счет создания малозаметных, выполненных с применением технологии «стелс», носителей комплексов ВТО и самого ВТО, использования скрытых режимов работы, повышения помехозащищенности средств и совершенствования способов боевого применения;
  • создание комбинированных головок самонаведения с реализацией в них алгоритмов автоматического обнаружения и распознавания заданных типов целей;
  • расширение номенклатуры ВТО с инерционно-навигационными системами наведения, корректируемыми по GPS.

Привлекаемые к решению задач защиты объектов и военной техники средства РЭБ и снижения заметности способны снизить боевые возможности ВТО в 2-2,5 раза. Однако, продолжающееся совершенствование радиоэлектронных систем и средств высокоточного оружия уже до 2025 г. может привести к резкому снижению эффективности радиоэлектронной борьбы с системами ВТО.

Поэтому повышение защищенности объектов, вооружения и военной техники от ВТО средствами радиоэлектронной борьбы и снижения заметности на современном этапе является важнейшей задачей.

Целью повышения защищенности военной техники и объектов от высокоточного оружия средствами РЭБ и снижения заметности является нейтрализация превосходства высокоточного оружия вероятного противника в крупномасштабных и региональных войнах.

Данная цель достигается путем создания и поддержания эффективной сбалансированной по целям, задачам, структуре системы вооружения войск радиоэлектронной борьбы ВС РФ в условиях ограниченных финансовых, материальных и научно-технических ресурсов.

Развитие и совершенствование системы вооружения РЭБ необходимо осуществлять, руководствуясь следующими основными принципами:

  • соответствие состава и структуры систем вооружения радиоэлектронной борьбы современным и перспективным задачам РЭБ и вооруженной борьбы в целом;
  • поэтапное наращивание боевых возможностей системы вооружения РЭБ по радиоэлектронному подавлению (поражению) наиболее важных элементов в системах высокоточного оружия противника;
  • сбалансированное развитие разнородной техники РЭБ и других обеспечивающих ее применение систем;
  • упреждающее развитие автоматизированных систем управления и радиоэлектронно-информационного обеспечения комплексов и систем РЭБ;
  • внедрение в технику РЭБ «устойчивых» способов и методов радиоэлектронного подавления (поражения), эффективность которых слабо зависит от развития радиоэлектронных (оптико-электронных) систем и средств противника;
  • совместимость и согласованное развитие техники РЭБ и радиоэлектронных средств другого назначения в интересах комплексного решения задач электромагнитной совместимости и помехозащиты, включая последовательную интеграцию средств РЭП индивидуальной защиты в бортовые комплексы обороны их носителей;
  • комплексный подход к снижению заметности объектов и техники в различных физических полях, секторах наблюдения и диапазонах длин волн.

При формировании задач и способов радиоэлектронной борьбы с системами ВТО важным вопросом является определение объектов, вооружения и военной техники, подлежащих защите от систем и средств ВТО противника. В основу этого процесса положены следующие основные принципы.

Защите от ВТО средствами РЭБ и снижения заметности подлежат:

  • объекты, вооружение и техника, составляющие основу ключевых систем вооружения, управления и инфраструктуры войск, а также объекты государственного управления и инфраструктуры страны.
  • объекты, вооружение и военная техника, являющиеся первоочередными целями для поражения и находящиеся в условиях наиболее интенсивного применения по ним ВТО.

В первую очередь защиту от высокоточного оружия средствами РЭБ и снижения заметности следует применять тогда, когда защита средствами имитации, маскировки и огневого поражения недостаточно эффективна.

Большое многообразие объектов, для поражения которых может применяться ВТО, обусловливает высокую стоимость мероприятий по их защите средствами РЭБ и снижения заметности. Расходы можно снизить, создавая базовые комплексы РЭБ для защиты объектов от ВТО на основе унифицированных средств и подсистем.

Использование базового принципа создания комплексов РЭБ для защиты объектов от ВТО позволяет:

  • комплексно рассмотреть проблему защиты от ВТО с учетом интересов всех видов и родов войск ВС РФ, других воинских формирований, обеспечить учет их возможностей по борьбе с ВТО и его носителями, единство взглядов на проблему защиты, распространение полученных результатов на все виды и рода войск;
  • сократить количество проводимых разработок, исключить дублирование работ и существенно снизить их стоимость;
  • обеспечить разработку унифицированных средств и подсистем РЭБ для защиты различных типов объектов и сократить номенклатуру используемых средств радиоэлектронной борьбы и снижения заметности.

На силы и средства РЭБ и снижения заметности должны быть возложены две группы основных задач:

  • дезорганизация радиоэлектронных средств в системах управления войсками (силами), применяющими ВТО, путем их радиоэлектронного подавления (поражения) и применения средств снижения заметности;
  • дезорганизация радиоэлектронных средств непосредственно в системах управления ВТО путем их радиоэлектронного подавлении (поражения) и применения средств снижения заметности.

Первая группа задач направлена на срыв или затруднение целенаправленного распределения противником ресурса ударных группировок и сил, применяющих ВТО. В рамках данной группы силами и средствами РЭБ решаются задачи для:

  • исключения ведения всех видов (космической, воздушной, наземной, морской) общей (предварительной) радиоэлектронной разведки;
  • исключения передачи данных целеуказания и срыва наведения ударных сил на объекты по внешнему целеуказанию;
  • исключения высокоточной навигации носителей средств разведки и ВТО.

Следует отметить, что первая из указанных задач должна решаться не только в угрожаемый период и в ходе боевых действий, но и в мирное время для скрытия назначения и состояния защищаемого объекта.

Вторая группа задач направлена на отражение или максимальное ослабление ударов средств ВТО. В пределах этой группы на силы и средства РЭБ будут возлагаться задачи по дезорганизации функционирования радиоэлектронных систем и средств управления оружием для:

  • исключения (затруднения) исполнительной разведки объектов и прицеливания по ним;
  • срыва наведения средств ВТО стратегической, тактической (палубной), армейской авиации, ПВО, крылатых ракет различного базирования, полевой артиллерии, противотанковых ракетных комплексов на заданные цели;
  • исключения высокоточной навигации средств ВТО.

Отдельно стоят задачи РЭБ с радиоэлектронными системами неуправляемых средств поражения, такие как: исключение подрыва радиовзрывателей артиллерийских боеприпасов; исключение подрыва радиоуправляемых минно-взрывных устройств.

Перечисленные задачи РЭБ в большинстве своем являются межведомственными и межвидовыми. Они должны решаться в интересах всех видов и родов войск ВС и других воинских формирований.

В зависимости от оперативной обстановки защита от ВТО объектов и техники средствами РЭБ и снижения заметности осуществляется индивидуальным, групповым, объектовым, зональным способами или их комбинацией. Целесообразность применения того или иного способа защиты определяется типом, боевыми характеристиками, способом применения противником ВТО, а также параметрами и характеристиками защищаемых объектов и комплексов (средств) РЭБ и снижения заметности.

Исходя из этого, система защиты объектов и техники от перспективного ВТО средствами РЭБ и снижения заметности должна строиться как многоэшелонная, включающая подсистемы РЭБ для индивидуальной (объектовой), групповой и зональной защиты.

Подсистема РЭБ для индивидуальной (объектовой) защиты предназначается для воздействия на радио- и оптико-электронные средства систем прицеливания и наведения атакующих средств поражения и управляемых боеприпасов. Техника РЭБ этой подсистемы должна создаваться в виде унифицированных для межвидового применения модулей, устанавливаемых непосредственно на защищаемой технике и объектах. При этом средства РЭБ индивидуальной (объектовой) защиты должны рассматриваться как составная часть защищаемых образцов ВВТ и объектов.

Подсистема РЭБ для групповой защиты от ВТО частей и подразделений предназначена для прикрытия их на марше, в позиционных районах, районах ожидания, сосредоточения и на поле боя, в том числе для защиты личного состава от поражения боеприпасами с радиовзрывателями и с радиоуправляемыми минно-взрывными устройствами. Средства РЭБ групповой защиты могут быть штатными средствами защищаемых частей и подразделений, а также быть в составе частей (подразделений) РЭБ объединений видов и родов войск ВС РФ,

Подсистема РЭБ для зональной защиты от ВТО противника предназначена для прикрытия объектов и военной техники, размещенных в значительной по величине области пространства, путем радиоэлектронного подавления (поражения) средств разведки космического, воздушного, наземного и морского базирования, радионавигации, радиосвязи и передачи данных, задействованных в разведывательно-ударных (огневых) контурах применения ВТО. Средства РЭБ зональной защиты должны состоять на вооружении частей и подразделений войск (сил) РЭБ.

Поэтапное наращивание возможностей защиты от ВТО средствами РЭБ предусматривает следующие шаги.

На первом этапе - оснащение всех закупаемых и необходимого количества состоящих на вооружении образцов военной техники средствами и комплексами РЭБ индивидуальной защиты, завершение ведущихся работ по созданию перспективных комплексов индивидуальной защита самолетов, вертолетов, многофункциональных вертолетных, наземных комплексов зональной защиты для радиоподавления систем радиолокации, спутниковой связи и навигации в оперативно-тактической зоне.

На втором этапе - оснащение войск и объектов новой техникой РЭБ, что позволит решить основные задачи защиты от ВТО в вооруженных конфликтах; создание научно-технического задела и новых типов техники для перспективных систем РЭБ с ВТО (многофункциональные наземные и контейнерные авиационные комплексы групповой защиты, пространственно распределенные системы помех РЛС воздушно-космического базирования, комплексы радиоподавления спутниковой связи и радионавигации в больших пространственных зонах, средства функционального поражения); создание отдельных образцов военной техники оптимизированной архитектуры в интересах снижения заметности.

На третьем этапе - создание нового типа комплексов РЭБ для защиты крупных стационарных объектов и сбалансированной системы вооружения РЭБ с ВТО в целом, включающей: комплексы индивидуальной защиты, интегрированные с радиоэлектронными системами защищаемых малозаметных объектов; комплексы РЭБ групповой защиты, объединенные в адаптивные пространственно распределенные системы взаимно-групповой защиты; разнородные комплексы РЭБ зональной защиты, имеющие единую в пределах защищаемой зоны систему радиоэлектронно-информационногс обеспечения и управления.

Реализация указанных мер рассчитана до 2025 г. и к указанному сроку позволит получить требуемый уровень защищенности объектов и боевой техники от перспективного высокоточного оружия.

(По статье капитана I ранга, кандидата технических наук Ю.Маевского, «Обозрение армии и флота»)

Меры защиты мотострелковых (танковых) подразделений от воздействия ВТО в бою

С самых древних времен для достижения победы противоборствующие стороны стремились не только получить информацию о противнике, но и дезинформировать, обмануть его. Распространение ложных сведений о себе, введение противника в заблуждение при хорошо организованных действиях зачастую решало успех дела.

В дуэльных ситуациях первой и второй мировых войн, например, применение дымовых средств успешно лишало противника получать информацию о расположении, передвижении противоборствующей стороны. Это обеспечивало скрытое передвижение своих подразделений, защиту от оружия, применяемого противником. Применяемая в годы первой и второй мировых войн дымовая завеса полностью прерывала информационные каналы и не давала возможности воюющим вести прицельный огонь.

В наше время развитие науки и техники привело к созданию новых средств получения информации о противнике, например: систем обнаружения объектов противника с помощью радара; сонара; оптических и датчиковых систем; систем инфракрасного излучения. Оснащение такими системами спутников позволило получать подробную и точную информацию о военных объектах. Дымовые завесы стали прозрачными для современных средств разведки и целеуказания. Достижения неуки и техники позволили создать системы наведения и самонаведения, работающие на новой физической основе. Такое высокоточное оружие способно поразить цель с первого удара. Оно представляет собой комплекс средств обнаружения, нападения и защиты, основанный на получении информации различными современными техническими средствами и использовании этих средств для борьбы с таким же оружием противника. Такое оружие можно считать информационным оружием.

Роль высокоточного оружия в современной войне наглядно проявилась в Иракском конфликте. Объекты поражения для высокоточного оружия настолько досягаемы, что практически беззащитны. Одновременно с развитием научно-технических средств добывания информации создавались и средства, затрудняющие получение и использование этой информации. Создавались системы противодействия радиотехническим средствам противника. Однако все высокоточные средства обнаружения, поражения противника и защиты от него весьма дороги. Их применение на уровне небольших подразделений (взвод, рота, батальон) весьма ограничено.

Тем не менее, возможно проявить военное искусство для зашиты людей от любого оружия, включая высокоточное. Возможны два способа защиты от высокоточного оружия.

Во-первых, поражение его таким же оружием на траектории полета. Обычно это достигается применением самонаводящихся антиракет.

Во-вторых, постановкой своеобразной завесы, прерывающей информации, исходящую от объекта (радиолокационное отражение, инфракрасное излучение, ультрафиолетовое отражение и т.д.). Это достигается быстрым созданием в стороне от защищаемого объекта ложного источника информации (или искажения информационной картины объекта), находящегося в поле «зрения» головки самонаведения оружия противника. Характерные черты сформированного ложного источника информации должны быть более сильными, чем у защищаемого объекта (своего подразделения). Высокоточное оружие противника в этом случае будет направлено на ложный объект. Свое подразделение будет защищено.

В условиях применения высокоточного оружия больше шансов победить у того, у кого: лучше военное искусство; глубже научно-технические знания; лучше организация действий подразделения и личного состава. Высокоточное оружие управляется по проводам лазерному лучу, инфракрасному трассеру и т.д. Все оно действует по принципу, вижу цель и, используя свой разум, совмещаю метку на оружии с целью. Это оружие очень эффективно. Обмануть оператора с помощью помех, дезинформации очень трудно. Однако высоко квалифицированная защита подразделения может эффективно работать и в этом случае создавая искусственные контрасты, надлежащий спектр пространственных частот ложного объекта, другую дезинформацию, можно получить достаточно высокие результаты защиты своего подразделения от высокоточного оружия противника.

Достаточно высокая степень защиты подразделения от высокоточного оружия противника может быть достигнута посредством имеющейся сегодня техники. Эффективность защиты от высокоточного оружия первоначально зависит от обнаружения нападавшего объекта. Для этого необходимы системы локационного или инфракрасного обнаружения. Оказывается, есть предпосылки обнаружения нападающего объекта с помощью имеющихся сегодня на вооружении нескольких радиостанций, объединённых специальным образом. Такое объединение радиостанций может обеспечить своевременное обнаружение продвижения носителя оружия и продвижение самого оружия. Это позволяет принять необходимые меры для активной обороны. С помощью имеющихся технических средств, возможно воспрепятствовать противнику в обнаружении наших объектов и «обмануть» его оружие, особенно работающее в автоматическом режиме.

По мнению иностранных военных специалистов, успех защиты танковых соединений и частей во многом будет определяться решением трех взаимосвязанных проблем: - выявление и уничтожение (подавление) элементов ракетно-управляемых комплексов (РУК), ракетно-огневых комплексов (РОК); - совершенствование способов действий танковых войск; - поиск конструкторских и военно-технических способов защиты танков.

Как отмечается, первая проблема является наиболее активной и действенной формой борьбы за высокую живучесть танковых войск, в основе которой лежит изыскание способов и приемов борьбы с высокоточным противотанковым оружием. В системе мер, предотвращающих воздействие РУК (РОК), решающая роль будет принадлежать: упреждающему ядерному и огневому поражению; захвату (выводу из строя) их элементов; радиоэлектронному подавлению автоматизированных систем управления; воспрещению ведения разведки.

Быстродействие РУК (РОК) требует, чтобы удары по нему наносились незамедлительно после обнаружения характерных разведывательных признаков. Достичь этого можно благодаря: умелой организации разведки; оснащению разведывательных органов современными средствами обнаружения элементов РУК (РОК); точному определению их координат; своевременной передачей данных на пункты управления в реальном масштабе времени; на основе автоматизации всех действий в цепи: обнаружение объектов, передача информации о них, обработка данных и селекция целей, подготовка данных и передача команд на поражение.

Острым проблемным вопросом и одним из решающих в снижении возможностей по применению РУК типа «Ассолт брейкер» (он в состоянии за 60 минут разведать и нанести поражение с вероятностью 0,7 15-20 групповым целям типа «танковая рота») может быть дезорганизация управления войсками и оружием. При этом ясно, что, так как управление элементами РУК (РОК) и их действия основаны на широком применении радиоэлектроники, лазерной техники, электро-вычислительных машин, оно весьма чувствительно к помехам и уязвимо от осколочно-фугасного воздействия боеприпасов. Поэтому своевременное поражение соответствующих штабов, узлов связи, центров управления позволит резко снизить результативность применения противотанковых систем.

Вторая проблема должна решаться, по мнению командования армий стран НАТО, путем совершенствования способов боевых действий. Это обусловлено тем, что в условиях возросшей угрозы массовых потерь во всех элементах оперативного построения войск (боевых порядков) с особой остротой встает вопрос обеспечения их высокой живучести, особенно вторых эшелонов (резервов). Решать ее предполагается за счет выполнения мероприятий по всестороннему обеспечению операции (боя).

Вот некоторые из них: - своевременное предупреждение войск об опасности нанесения ударов высокоточным противотанковым оружием; противодействие всем видам разведки, особенно радио- и радиотехнической, радиолокационной и тепловизионной; целесообразное построение походных порядков; рассредоточение и частая смена районов, позиций; использование защитных свойств местности, инженерное оборудование маршрутов выдвижения; надежная противовоздушная оборона, прикрытие войск силами подразделений радиоэлектронной борьбы; восстановление боеспособности.

Командование армий стран НАТО считает целесообразным мероприятия, обеспечивающие защиту танковых частей и подразделений, а также уничтожение систем противотанкового оружия, осуществлять централизованно, распоряжением старшего начальника. При этом в качестве одного из наиболее эффективных групповых способов защиты танковых соединений и частей и борьбы с ними предполагается использовать тактические действия танковых подразделений, затрудняющих применение подобного оружия.

К основным из них иностранные военные специалисты относят использование при выдвижении условий местности (балок, оврагов, лесов, перелесков, населенных пунктов, кустарников) с одновременным уничтожением систем высокоточного оружия. Для повышения скорости движения на открытой местности они рекомендуют использовать дымовые завесы и помехи средствам наведения, а также устанавливать ложные цели в качестве помех кумулятивным поражающим элементам с самонаведением. Однако, по их мнению, ставить помехи при правильно организованном радиоуправлении трудно, так как управление ракетами, снарядами осуществляется в широком диапазоне частот. Следовательно, необходимо создавать радио- и радиолокационные станции помех большой мощности и размещать их на бронеобъектах, которые должны следовать в головах колонн танковых частей. Большое внимание за рубежом уделяется мерам пассивной защиты. Это разбрасывание напалмовых шашек, установка ложных радиолокационных целей и т.д.

По сообщениям иностранной печати, выдвигается идея использовать на открытой местности мощные прожекторы для создания инфракрасных завес с целью защиты танков от кумулятивных поражающих элементов, имеющих инфракрасные головки самонаведения. Считается, что использование прожекторов может быть весьма эффективно. Для сохранения боеспособности танковых войск в ходе выдвижения предполагается: обозначать ложные маршруты движения и позиции при вводе танковых соединений в сражение; прикрывать колонны облаками дипольных отражателей; чётко организовывать комендантскую службу; искажать естественные радиолокационные ориентиры привязки, используемые самолетами, и создавать для них ложные ориентиры; на открытой местности устанавливать маски из радио-рассеивающих покрытий и теплоотражающих экранов.

Третья проблема, как сообщается в иностранной печати, решается по трем направлениям: - снижением вероятности попадания высокоточных противотанковых элементов в танк, БМП и другую бронированную технику; - повышением стойкости броневой защиты; - уменьшением их заброневого действия. Для реализации первого используются различные конструктивные решения. Прежде всего, ведутся работы по уменьшению размеров танков, особенно высоты. Большое внимание уделяется индивидуальной маскировке танка путем: уменьшения количества демаскирующих признаков (силуэта, звуковых, электромагнитных и инфракрасных излучений); увеличения возможностей по снижению визуального и радиолокационного обнаружения бронеобъектов (применение новых красок для противорадиолокационного покрытия и камуфляжа); поглощения и рассеивания энергии лазерного или радиолокационного луча; снижения теплоизлучения за счет предварительного смешивания в специальной камере отработанных газов с потоком воздуха от вентилятора системы охлаждения.

По мнению иностранных военных специалистов, все это позволит схватывать цель головками самонаведения на весьма близком и малоэффективном расстоянии, вследствие чего кумулятивные противотанковые боеприпасы будут проскакивать мимо нее. Кроме того, на танках могут устанавливаться соответствующие индикаторы, сигнализирующие экипажу о лазерном облучении и автоматически приводящие в действие устройство для постановки маскировочной дымовой завесы, силового воздействия на подлетающий противотанковый элемент (идея применения шрапнели) или выстреливания инфракрасных ловушек. Считается, что большие удельные мощности двигателей с совершенной трансмиссией, автоматическим переключением передач и гидропневматической подвеской позволят развивать более высокие динамические характеристики танков, что это даст возможность экипажу при своевременном оповещении произвести маневр и вовремя выйти из зоны поражения. В странах НАТО ведутся работы по ее совершенствованию, улучшению компоновки и другие. Особое внимание обращается на бронезащиту, применить в производстве брони процессы термомеханической обработки и электрошлакового переплава стали. Наружный слой брони планируется изготавливать из сверхтвердой стали, далее последует слой из закаленной стали, затем и керамики и далее стекловидное вещество (оно лучше других материалов гасит энергию кумулятивного боеприпаса).

Третье направление решается путем сведения до минимума уязвимости танков, даже если броня пробита. В этих целях некоторые отсеки дополнительно бронируются более целесообразно размещается боеукладка, система пожаротушения, броня покрывается огнеупорным лаком или специальными чехлами.

Все перечисленные мероприятия осуществляются командованием армии стран НАТО для максимального снижения эффективности воздействия противотанкового оружия на войска, сохранения их боеспособности.

По оценкам зарубежных военных специалистов тенденция к повышению точности нанесения ударов и стрельбы на современном этапе развития сухопутных войск имеет серьезные последствия. Применение высокоточного оружия (ВТО) приводит к существенным изменениям в тактике действия войск. Это значит, что отпадает необходимость в сосредоточении на решающих направлениях крупных группировок войск. Специалисты считают, что оснащение войск ВТО позволяет увеличить огневую мощь в 2-3 раза без роста численности войск.

К высокоточному оружию относятся системы вооружения и боеприпасы, которые способны попасть в любые, в том числе малоразмерные цели, с вероятностью более 0,5 с первого пуска (выстрела) в любое время суток и при любых погодных условиях. (Слайд)

Командование армий США и крупных стран НАТО отводит автоматизированным системам высокоточного самонаводящегося оружия ведущую роль в огневом поражении наших войск и объектов. Это обусловлено такими свойствами высокоточного оружия, как:

· высокая эффективность каждого выстрела (пуска);

· нанесение массовых потерь при использовании боеприпасов (ракет) кассетного типа;

· возможность поражения различных объектов, в том числе малоразмерных, в минимально короткие сроки после их обнаружения;

· отсутствие зависимости эффективности от дальности нахождения целей.

Объектами (целями) поражения ВТО могут быть:

пункты управления, УС, посадочные площадки вертолетов, аэродромы;

танки, БМП, БТР, пусковые установки и другая боевая техника, расположенные на местности или находящиеся в движении;

личный состав в районах расположения, на позициях и т.д.;

мосты, тоннели, плотины гидротехнические и другие инженерные сооружения.

Противник в настоящее время, реализуя концепцию "воздушно-наземной" операции, особую роль отводит разведывательно-ударным комплексам различного назначения. В основу РУК заложена идеология глубокого поражения, быстрота реакции на изменения обстановки на поле боя. Сопряжение в реальном масштабе времени процессов разведки и поражения. Разведывательно-ударный комплекс представляют собой зрения объединение средств разведки, целеуказания, наведения и поражения. Как правило, в состав РУК входят:

разведывательные самолеты (вертолеты);

центр сбора, обработки информации и управления;

средства поражения – наземное управляемое оружие класса ״земля-земля״, самолеты с оружием класса ״воздух – воздух״ и ״воздух – земля״.

В современных РУК используются боеприпасы с головками самонаведения на радио–, тепловое излучение, инфракрасное излучение, а также боеголовки с телевизионным, лазерным, радиолокационным наведением.


Характерными особенностями боевого применения РУК являются:

· высокая оперативность и точность местоопределения мобильных целей, сопровождение и наведение на них средств поражения;

· непрерывность наблюдения за целями;

· непрерывность цикла управления оружием;

· возможность управления оружием и носителями с самолетов, находящимися в оперативной глубине, как на среднем, так и на конечном участке траектории.

Это дает возможность ударной авиации противника действовать без захода в зону поражения средств ПВО противоборствующей стороны.

Защита сил и средств связи от высокоточного оружия осуществляется по двум направлениям: (Слайд)

· защита сил и средств связи от средств разведки ВТО;

· защита сил и средств связи от средств поражения ВТО.

Основными способами защиты сил и средств связи от средств разведки ВТО являются : (Слайд)

· выявление и уничтожение элементов ВТО;

· подавление помехами технических средств разведки и радиолиний управления ВТО;

· организация оповещения о применении противником ВТО;

· противодействие средствами разведки ВТО.

Первые три способа планируются и организуются по единому плану под руководством общевойсковых командиров.

Последний способ защиты от ВТО обязаны планировать, проводить и реализовывать все должностные лица по связи при эксплуатации средств связи как в мирное, так и в военное время.

Противодействие средствам разведки комплексов ВТО достигается:

· технической дезинформацией;

· снижением энергетической доступности средств связи;

· снижением временной доступности средств связи.

Техническая дезинформация противника осуществляется применением имитаторов средств радио–, радиорелейной, тропосферной, спутниковой связи, отвлекающих средств разведки ВТО от защищаемых радиоэлектронных средств.

Мероприятия по снижению энергетической и временной доступности аналогичны тем, которые были рассмотрены п. 2.1 данной лекции.

Может быть достигнута проведением организационных мероприятий: (Слайд)

· уменьшение количества аппаратных связи и командно-штабных машин, размещаемых совместно с группами боевого управления, с целью исключения демаскирования этих групп;

· вынос излучающих РЭС за пределы пунктов управления;

· нелинейное, очаговое размещение на местности узлов связи и рассредоточение средств связи в их элементах;

· инженерное оборудование средств и комплексов связи при размещении их на местности в районах боевого применения;

· вынос агрегатов питания на максимально возможные расстояния от аппаратных связи.

Для проверки степени усвоения пройденного материала рекомендуется опросить по первому учебному вопросу 2-3 студентов.

1. Чем достигается защита линий и средств связи от радиоэлектронного подавления

2. Что относится к высокоточному оружию?

3. Основными способами защиты сил и средств связи от средств разведки ВТО.

4. Организационные мероприятия по защите сил и средств связи от поражения ВТО.

Вывод:

Защита линий и средств связи от радиоэлектронного подавления должна проводится комплексно по следующим направлениям:

выявление и уничтожение сил и средств радиоразведки и радиоэлектронного подавления;

подавление линий связи управления этими средствами;

снижение энергетической, временной и признаковой доступности станций радиоразведки и радиопомех противника к нашим РЭС в условиях преднамеренных помех.

Защита сил и средств связи от поражения ВТО достигается:

уменьшением количества аппаратных связи и командно-штабных машин, размещаемых совместно с группами боевого управления, с целью исключения демаскирования этих групп;

выносом излучающих РЭС за пределы пунктов управления;

нелинейным, очаговым размещением на местности узлов связи и рассредоточением средств связи в их элементах;

инженерным оборудованием средств и комплексов связи при размещении их на местности в районах боевого применения;

выносом агрегатов питания на максимально возможные расстояния от аппаратных связи.

Таким образом, учитывая, что противник обладает необходимыми и самыми совершенными силами и средствами разведки, РЭБ, ВТО и имеет решительные цели по разведке, уничтожению и подавлению работы линий связи, элементов системы связи, необходимо уделять постоянное внимание обеспечению разведзащищенности систем связи.

Современные военные доктрины развитых стран отводят высокоточному оружию (ВТО) воздушного, наземного и морского базирования роль главной ударной силы в конфликтах различного уровня. Постоянное расширение типажа ВТО, повышение уровня его технических характеристик, увеличение общего количества в войсках создают условия для интенсивного использования данного вида оружия в интересах избирательного и гарантированного поражения наиболее важных объектов противоборствующей стороны на всей ее территории.

Поэтому радиоэлектронная борьба в этих условиях занимает и будет занимать особое место в силу того, что информационно-технической основой ВТО являются радиоэлектронные системы и средства разведки, радионавигации, радиосвязи, наведения и прицеливания.

Наглядно применение ВТО и его высокая эффективность были продемонстрированы в вооруженных конфликтах последних лет.

Характерными особенностями этих конфликтов являются:

Заблаговременное и непрерывное ведение широкомасштабной высокоточной радиоэлектронной разведки большим арсеналом систем и средств наземного, воздушного, морского и космического базирования в целях обнаружения, распознавания и определения состояния объектов инфраструктуры страны, военных объектов, вооружения и военной техники на всей территории противника;

Периодически уточняющееся рациональное распределение ударов по указанным объектам, образцам вооружения и военной техники (ВВТ) с учетом социально-политических, экономических, военных и других эффектов, достигаемых в случае их поражения;

Нанесение массированно-избирательных ударов ВТО с началом военных действий по выбранным объектам на всю глубину территории противника;

Задействование всей совокупности систем и комплексов радиоэлектронной разведки для организации и ведения непрерывного контроля за эффективностью применения ВТО в интересах своевременного перераспределения ударного ресурса.

Доля ВТО от общего количества применяемых средств поражения в военных действиях ВС США и их союзников возросла в период с 1999 по 2001 г. с 30% до 65%. В период до 2015 г. она может составить величину до 80%.

По опыту военных действий, основной вклад в их успешный (для США и стран НАТО) исход внесло ВТО.

Высокая эффективность ВТО по сравнению с обычным вооружением, а также возможность внезапного его применения практически по любому объекту, независимо от того, где он находится, обеспечивают решение боевых задач меньшим в 1,5-2 раза нарядом ударных сил и средств. Это позволяет уже в первых операциях начального периода военных действий нанести неприемлемый ущерб вооруженным силам, управлению и инфраструктуре страны. К сожалению, данные оценки находят подтверждение на практике.

Высокоточное оружие представляет собой широкий арсенал средств поражения и боеприпасов, высокая эффективность которых, в отличие от традиционных видов оружия, обусловлена наличием у них радиоэлектронной аппаратуры индивидуального прицеливания и наведения на заданную цель, а также высокоточной доставкой таких боеприпасов к данной цели. Исходя из этого, ВТО следует рассматривать как оконечные «исполнительные» элементы более сложных иерархических систем. Функциональным назначением этих систем является решение согласованного ряда задач в интересах информационного обеспечения рассматриваемого класса оружия, рационального распределения его по выбранным целям и управления им в процессе нанесения удара. Данные системы в совокупности со средствами высокоточного поражения образуют комплексы и системы высокоточного оружия.

Таким образом, ВТО, в широком смысле, представляет собой совокупность информационно связанных и функционально сопряженных друг с другом высокоточных средств разведки, автоматизированного управления, передачи данных, навигационно-временного обеспечения и непосредственно радиоэлектронной аппаратуры индивидуального прицеливания и наведения средств поражения и боеприпасов. Обобщенная предметно-функциональная структура системы высокоточного оружия представлена на рис. 1 .

Ранее изложенное предопределяет комплексность проблемы защиты объектов, вооружения и военной техники от ВТО, что требует согласованных действий сил и средств различного назначения видов и родов Вооруженных сил России, а также войск и войсковых формирований других федеральных органов исполнительной власти. Радиоэлектронная борьба (РЭБ) в этих действиях занимает и будет занимать особое место в силу того, что информационно-технической основой ВТО являются радиоэлектронные системы и средства разведки, радионавигации, радиосвязи, наведения и прицеливания.

Это обстоятельство требует более детального рассмотрения ключевых, с позиции РЭБ, направлений развития всех радиоэлектронных систем и средств, задействованных в контуре применения ВТО.

Характерной тенденцией в области развития систем и средств радиоэлектронной разведки является создание сбалансированного комплекса космических, воздушных, наземных и корабельных средств радиолокационной, радио- радиотехнической, оптико-электронной разведки, добывающих информацию с точностью, достаточной для применения различных средств поражения. Все более весомый удельный вес как в стратегической, так и в тактической подсистемах разведки приобретают БЛА и созданные на их основе беспилотные разведывательные комплексы.

Для перспективных систем разведки характерными являются высокая степень интеграции, автоматизация процессов сбора, обработки, распределения и доведения развединформации до потребителя в масштабе времени, близком к реальному. Интеграция различных средств разведки и их объединение в единую автоматизированную систему исключат возможность дезорганизации управления ВТО посредством подавления отдельно выделенного средства разведки.

Основными направлениями развития систем и средств радиоэлектронной разведки являются:

Реализация многопозиционного принципа функционирования в интересах обнаружения малозаметных объектов;

Дальнейшее освоение миллиметрового диапазона длин волн и комплексирование радиолокационных датчиков различных диапазонов длин волн.

Основными направлениями развития систем и средств передачи данных и навигационно-временного обеспечения являются:

Повышение удельного веса спутниковой связи с широким внедрением ее в тактическое звено управления;

Широкое применение помехоустойчивых, в том числе шумоподобных сигналов, корректирующих кодов, пространственной селекции мешающих сигналов;

Оснащение войск средствами связи с адаптивной и программной перестройкой частоты, переход на цифровые виды передач;

Повышение мощности бортовых источников навигационных сигналов и адаптивное управление по пространству диаграммами направленности антенн;

Создание совмещенной аппаратуры потребителей, работающей одновременно по сигналам нескольких типов СРНС.

Основными направлениями развития систем и средств наведения ВТО являются:

Повышение степени интеграции комплексов ВТО с системами (средствами) разведки и РЭБ и автоматизация процессов управления, обеспечивающие высокое быстродействие и массированный характер поражения объектов;

Повышение конфликтной устойчивости комплексов ВТО за счет создания малозаметных, выполненных с применением технологии «стеле», носителей комплексов ВТО и самого ВТО, использования скрытых режимов работы, повышения помехозащищенности средств и совершенствования способов боевого применения;

Создание комбинированных (комплексированных) головок самонаведения с реализацией в них алгоритмов автоматического обнаружения и распознавания заданных типов целей;

Расширение номенклатуры ВТО с инерционно-навигационными системами наведения, корректируемыми по GPS.

Привлекаемые к решению задач защиты объектов и ВВТ силы и средства РЭБ и средства снижения заметности потенциально способны снизить боевые возможности ВТО в 2…2,5 раза. Однако, продолжающееся совершенствование радиоэлектронных систем и средств, функционирующих в контурах применения средств высокоточного поражения, в период до 2025 г. может привести к резкому снижению эффективности решения задач РЭБ с системами ВТО.

Указанные факторы выдвигают проблему определения путей повышения защищенности объектов, вооружения и военной техники от ВТО средствами радиоэлектронной борьбы и снижения заметности на современном этапе в ряд важнейших.

Целью повышения защищенности военной техники и объектов от высокоточного оружия средствами РЭБ и снижения заметности является нейтрализация преимуществ высокоточного оружия вероятного противника в интересах выравнивания боевых возможностей противостоящих друг другу группировок войск (сил) в крупномасштабных и региональных войнах и создания превосходства в вооруженных конфликтах.

Данная цель достигается путем создания и поддержания эффективной сбалансированной по целям, задачам, структуре системы вооружения войск (сил) радиоэлектронной борьбы ВС РФ, войск и воинских формирований других федеральных органов исполнительной власти в условиях ограничения финансовых, материальных и научно-технических ресурсов.

Развитие и совершенствование системы вооружения РЭБ необходимо осуществлять, руководствуясь следующими основными принципами:

Соответствие состава и структуры системы вооружения РЭБ современным и перспективным задачам РЭБ и вооруженной борьбы в целом;

Поэтапное наращивание боевых возможностей системы вооружения РЭБ по радиоэлектронному подавлению (поражению) наиболее важных элементов в системах ВТО противника;

Сбалансированное развитие разнородной техники РЭБ и других обеспечивающих ее применение средств (комплексов, систем);

Упреждающее развитие автоматизированных систем управления и подсистемы радиоэлектронно-информационного обеспечения комплексов и систем РЭБ;

Внедрение в технику РЭБ «устойчивых» способов и методов радиоэлектронного подавления (поражения), эффективность которых слабо зависит от развития радиоэлектронных (оптико-электронных) систем и средств противника;

Совместимость и согласованное развитие техники РЭБ с РЭС другого назначения в интересах комплексного решения задач электромагнитной совместимости и помехозащиты, включая последовательную интеграцию средств РЭП индивидуальной защиты в бортовые комплексы обороны их носителей;

Комплексный подход к снижению заметности объектов и ВВТ в различных физических полях, секторах наблюдения и диапазонах длин волн.

При формировании задач и способов РЭБ с системами (комплексами) ВТО важным вопросом является определение объектов, вооружения и военной техники, подлежащих защите от систем и средств ВТО противника. В основу этого процесса положены следующие основные принципы.

Защите от ВТО средствами РЭБ и снижения заметности подлежат:

1. Объекты, вооружение и военная техника, составляющие основу систем вооружения, управления и инфраструктуры воинских формирований видов и родов войск ВС РФ, войск и воинских формирований других федеральных органов исполнительной власти, вносящие наибольший вклад в решение их основных задач, а также объекты государственного управления и инфраструктуры страны.

2. Объекты, вооружение и военная техника, являющиеся первоочередными целями для поражения и находящиеся в условиях наиболее интенсивного применения по ним ВТО.

3. В качестве первоочередных объектов защиты от ВТО средствами РЭБ и снижения заметности рассматриваются те из них, защита которых средствами имитации, маскировки и огневого поражения недостаточно эффективна.

Большое многообразие объектов, для поражения которых может применяться ВТО, обусловливает появление противоречия между необходимостью обеспечения эффективной защиты объектов средствами РЭБ и снижения заметности и стоимостью работ по созданию соответствующих средств РЭБ и снижения заметности. Практически единственным направлением разрешения данного противоречия является использование принципа создания базовых комплексов (средств) РЭБ для защиты объектов от ВТО на основе унифицированных средств и подсистем.

Использование базового принципа создания комплексов (средств) РЭБ для защиты объектов от ВТО позволяет:

Комплексно рассмотреть проблему защиты от ВТО с учетом интересов всех видов и родов войск ВС РФ, других войск и воинских формирований и обеспечить при этом учет их возможностей по борьбе с ВТО и его носителями, единство взглядов на проблему защиты, распространение полученных результатов на see виды и рода войск;

Сократить количество проводимых разработок, исключить дублирование работ и существенно снизить потребные объемы финансирования;

Обеспечить разработку унифицированных средств и подсистем РЭБ для защиты различных типов объектов и сократить номенклатуру используемых средств радиоэлектронной борьбы и снижения заметности.

Исходя из того, что боевое применение ВТО противника организуется на двух основных уровнях – на уровне систем ВТО и на уровне комплексов и средств ВТО (рис. 1 ), – для защиты на силы и средства РЭБ и снижения заметности должны быть возложены две группы основных задач:

Дезорганизация функционирования радиоэлектронных систем и средств в системах управления войсками (силами) путем их радиоэлектронного подавления (поражения) и применения средств снижения заметности;

Дезорганизация функционирования радиоэлектронных систем и средств в системах управления ВТО путем их радиоэлектронного подавлении (поражения) и применения средств снижения заметности.

Первая группа задач направлена на срыв или затруднение целенаправленного распределения противником ресурса ударных группировок и сил, применяющих ВТО. В рамках данной группы силами и средствами РЭБ решаются задачи для:

Исключения ведения всех видов (космической, воздушной, наземной, морской) общей (предварительной) радиоэлектронной разведки;

Исключения передачи данных целеуказания и срыва наведения ударных сил на объекты по внешнему целеуказанию;

Исключения высокоточной навигации носителей средств разведки и ВТО.

Следует отметить, что первая из указанных задач должна решаться не только в угрожаемый период и в ходе боевых действий, но и в мирное время для скрытия назначения и состояния защищаемого объекта.

Вторая группа задач направлена на отражение или максимальное ослабление ударов средств ВТО. В пределах этой группы на силы и средства РЭБ будут возлагаться задачи по дезорганизации функционирования радиоэлектронных систем и средств управления оружием для:

Исключения (затруднения) исполнительной разведки объектов и прицеливания по ним;

Срыва наведения средств ВТО стратегической, тактической (палубной), армейской авиации, ПВО, крылатых ракет различного базирования, полевой артиллерии, противотанковых ракетных комплексов на заданные цели;

Исключения высокоточной навигации средств ВТО.

Отдельно стоят задачи РЭБ с радиоэлектронными средствами неуправляемых средств поражения, такие как: исключение подрыва радиовзрывателей артиллерийских боеприпасов; исключение подрыва радиоуправляемых минно-взрывных устройств.

Перечисленные задачи РЭБ в большинстве своем являются межведомственными и межвидовыми. Они должны решаться в интересах всех видов и родов войск ВС и войск и воинских формирований других сил. Это позволяет рассматривать с системных позиций вопросы разработки, единых способов решения задач РЭБ, унифицированных требований к технике РЭБ и создания базовых вариантов техники РЭБ, реализующих такие способы.

В зависимости от условий оперативной обстановки защита от ВТО объектов и ВВТ средствами РЭБ и снижения заметности осуществляется индивидуальным, групповым, объектовым, зональным способами или их комбинацией. Существо и целесообразность применения того или иного способа защиты определяются типом, боевыми характеристиками, способом применения противником ВТО, а также параметрами и характеристиками защищаемых объектов и комплексов (средств) РЭБ и снижения заметности.

Исходя из этого, для решения задач РЭБ с перспективными системами и средствами ВТО система защиты объектов и ВВТ от ВТО средствами РЭБ и снижения заметности должна строиться как многоэшелонная система защиты, включающая подсистемы РЭБ для индивидуальной (объектовой), групповой и зональной защиты. Обобщенная структура и состав такой системы представлена на рис. 2 .

Подсистема РЭБ для индивидуальной (объектовой) защиты ВВТ (объектов) предназначается для воздействия на радио- и оптико-электронные средства систем прицеливания и наведения атакующих средств поражения и управляемых суббоеприпасов. Техника РЭБ этой подсистемы должна создаваться в виде унифицированных для межвидового применения образцов (модулей) РЭБ, устанавливаемых непосредственно на защищаемых образцах ВВТ и объектах. При этом средства РЭБ индивидуальной (объектовой) защиты должны рассматриваться как составная часть защищаемых образцов ВВТ и объектов.

Подсистема РЭБ для групповой защиты от ВТО частей и подразделений видов и родов войск ВС РФ, войск и войсковых формирований других ФОИВ предназначена для прикрытия этих частей и подразделений на марше, в позиционных районах, районах ожидания, сосредоточения и на поле боя, в том числе для защиты личного состава от поражения боеприпасами с радиовзрывателями и с радиоуправляемыми минно-взрывными устройствами. Средства РЭБ групповой защиты могут быть штатными средствами защищаемых частей и подразделений видов и родов войск, других войск и воинских формирований, а также быть в составе частей (подразделений) РЭБ объединений видов и родов войск ВС РФ.

Подсистема РЭБ для зональной защиты от ВТО противника предназначена для прикрытия объектов и вооружения военной техники, размещенных в значительной по величине области пространства, путем радиоэлектронного подавления (поражения) средств разведки космического, воздушного, наземного и морского базирования, радионавигации, радиосвязи и передачи данных, задействованных в разведывательно-ударных (огневых) контурах применения ВТО. Средства РЭБ зональной защиты должны состоять на вооружении частей и подразделений войск (сил) РЭБ.

Реализация предлагаемой концепции построения системы РЭБ с ВТО направлена, прежде всего, на существенное улучшение радиоэлектронно-информационного обеспечения и управления войск, сил и средств радиоэлектронной борьбы при решении задач РЭБ с системами разведки и управления высокоточным оружием противника. Обеспечит комплексное воздействие на все основные радиоэлектронные системы и средства, задействованные для применения ВТО в разведывательно-ударных (огневых) контурах противника, позволит достигнуть разумного компромисса между централизованным и децентрализованным применением средств и комплексов РЭБ при решении указанных задач.

В соответствии с принципом поэтапного наращивания возможностей системы вооружения РЭБ с высокоточным оружием необходимо следующее.

На первом этапе – оснащение всех закупаемых и необходимого количества состоящих на вооружении образцов ВВТ средствами и комплексами РЭБ индивидуальной защиты, завершение ведущихся работ по созданию перспективных комплексов индивидуальной защиты самолетов, вертолетов, многофункциональных вертолетных, наземных комплексов зональной защиты для радиоподавления систем радиолокации, спутниковой связи и навигации в оперативно-тактической зоне.

На втором этапе – оснащение войск и объектов новой техникой РЭБ, что позволит решить основные задачи защиты от ВТО в вооруженных конфликтах; создание научно-технического задела и новых типов техники для перспективных систем РЭБ с ВТО (многофункциональные наземные и контейнерные авиационные комплексы групповой защиты, пространственно распределенные системы помех РЛС воздушно-космического базирования, комплексы радиоподавления спутниковой связи и радионавигации в больших пространственных зонах, средства функционального поражения); создание отдельных образцов военной техники оптимизированной архитектуры в интересах снижения заметности.

На третьем этапе – создание нового типа комплексов РЭБ для защиты крупных стационарных объектов всех типов и сбалансированной системы вооружения РЭБ с ВТО в целом, включающей: комплексы индивидуальной защиты, интегрированные с радиоэлектронными системами защищаемых малозаметных объектов; комплексы РЭБ групповой защиты, объединенные в адаптивные пространственно распределенные системы взаимно-групповой защиты; разнородные комплексы РЭБ зональной защиты, имеющие единую в пределах защищаемой зоны систему радиоэлектронно-информационного обеспечения и управления.

Последовательная реализация концепции построения системы вооружения РЭБ с ВТС позволит к 2025 г. повысить защищенность объектов, вооружения и военной техники от высокоточного оружия до требуемого уровня.



Читайте также: