Нак расшифровка аббревиатуры. Национальный антитеррористический комитет (НАК)

МОСКВА, 10 мар — РИА Новости. Национальный антитеррористический комитет (НАК) РФ — коллегиальный орган, координирующий и организующий антитеррористическую деятельность на государственном уровне, — отмечает в четверг десятилетие со дня своего создания.

За эти десять лет в России создана мощная общенациональная система противодействия терроризму. В результате ее работы в стране отмечается поэтапное снижение террористической активности.

История создания НАК

В конце ХХ века терроризм стал глобальным явлением. Россия одной из первых столкнулась с ним, понеся значительные человеческие и материальные потери. Возникла реальная угроза территориальной целостности государства. Все это требовало от руководства РФ неотложных и решительных действий по созданию адекватной системы борьбы с терроризмом.

НАК рассказал о противодействии террористам в России В России за 2015 год удалось не допустить активизации террористического подполья, в стране не было ни одного теракта, сообщил первый заместитель руководителя аппарата НАК Евгений Ильин.

После произошедшего в сентябре 2004 года одного из крупнейших и наиболее циничных терактов в современной истории — захвата школы в городе Беслане (Северная Осетия), жертвами которого стали 342 человека, в том числе 186 детей, президентом России Владимиром Путиным было принято решение кардинально изменить подходы к антитеррористической деятельности.

"Борьба с терроризмом должна стать в полном смысле общенациональным делом, и потому так важно активное участие в ней всех институтов политической системы, всего российского общества", - сказал Путин на расширенном заседании правительства РФ в сентябре 2004 года.

В начале 2006 года федеральным законом "О противодействии терроризму" и президентским указом "О мерах по противодействию терроризму" было закреплено создание качественно новой, общегосударственной системы противодействия этому опасному явлению.

В основу ее формирования был положен переход от преимущественно силового подавления очагов терроризма (борьбы с терроризмом) к комплексной работе в этой сфере (противодействию терроризму). Новая система включила в себя меры по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов, а также деятельность по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений.

Десятого марта 2006 года в качестве основной организационной координирующей структуры для этой работы был образован Национальный антитеррористический комитет (НАК). Для организации межведомственного взаимодействия по пресечению террористических актов и управления контртеррористическими операциями в его составе был создан Федеральный оперативный штаб (ФОШ).

В эти государственные органы входят руководители Федеральной службы безопасности, министерства внутренних дел, министерства транспорта, министерства здравоохранения и других государственных структур. Важной особенностью комитета является то, что в него, помимо руководителей федеральных органов исполнительной власти, входят также представители руководства обеих палат российского парламента, администрации президента РФ и правительства России. Председателем НАК по должности является директор ФСБ России.

Основа противодействия терроризму

Работа по противодействию терроризму организована во всех регионах страны, где созданы соответствующие антитеррористические комиссии (АТК), возглавляемые главами субъектов РФ, и оперативные штабы, которые возглавляют начальники территориальных органов безопасности.

В морских районах России появятся штабы по борьбе с терроризмом Президент России распорядился создать в ряде приморских городов оперативные штабы, из которых будет осуществляться управление контртеррористическими операциями и руководство по борьбе с терроризмом.

Сейчас заканчивается создание соответствующих структур и в первичном звене управления — муниципальных образованиях, что позволит завершить в полном объеме формирование единой вертикали антитеррористической системы от федерального до местного уровня.

Для обеспечения на постоянной основе функционирования НАК и ФОШ, анализа состояния общегосударственной системы противодействия терроризму, подготовки необходимых предложений по ее оптимизации, а также для осуществления контроля и оказания практической и методической помощи антитеррористическим комиссиям и оперативным штабам в регионах России в составе ФСБ создан аппарат Национального антитеррористического комитета.

Таким образом, организационная основа противодействия терроризму представлена в настоящее время в виде двух взаимоувязанных вертикалей, осуществляющих управление антитеррористическими мероприятиями в РФ. Первую из них составляют структуры, координирующие работу органов исполнительной власти по профилактике терроризма, а также минимизации и ликвидации его проявлений: НАК и АТК. Вторую вертикаль — структуры, осуществляющие управление мероприятиями по борьбе с терроризмом: ФОШ и оперативные штабы в регионах.

Комплексный подход

Созданная система имеет ряд значимых черт.

Прежде всего, это комплексное решение вопросов по всем трем направлениям противодействия терроризму — его предупреждению, выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению терактов; борьбе с терроризмом; минимизации и ликвидации последствий его проявлений.

ФСБ: число отказавшихся от экстремизма и терроризма выросло Этому способствовало проведение комплекса мероприятий адресного профилактического воздействия, сообщил глава Национального антитеррористического комитета РФ, директор ФСБ Александр Бортников.

При этом в последнее время основные усилия сосредотачиваются именно на профилактике терроризма, в том числе на противодействии его идеологии. В целях противодействия терроризму государством проводится активная предупредительно-профилактическая работа. Реализуется комплексный план противодействия идеологии терроризма в РФ на 2013-2018 годы.

НАК уделяет значительное внимание профилактике деструктивных процессов в молодежной среде. В России ведется целенаправленная работа по информационному противодействию терроризму. Осуществляются мероприятия по разъяснению сущности и общественной опасности терроризма, которые способствуют формированию стойкого неприятия обществом террористической идеологии. Совершенствуются механизмы, способствующие эффективной реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма. За последние годы в сфере образования проделана огромная работа по гармонизации межнациональных отношений, воспитанию у учащихся активной гражданской позиции, патриотизма, неприятию идеологии терроризма и экстремизма.

Кроме того, есть четкое разделение компетенций в области противодействия терроризму между различными органами исполнительной власти.

Руководители всех координационных структур (НАК, ФОШ, антитеррористические комиссии и оперативные штабы в регионах) наделены необходимым объемом правомочий. Они вправе и обязаны единолично, без предварительного согласования с федеральными властями, принимать на местах решения и организовывать их реализацию в рамках предоставленных им полномочий. В состав НАК и ФОШ включены исключительно руководители заинтересованных министерств и ведомств, они наделены правом единолично принимать окончательные решения.

Обязательность исполнения решений НАК органами государственной власти, организациями, должностными лицами и гражданами закреплена на законодательном уровне. Установлена административная ответственность за неисполнение решений НАК.

Усилена персональная ответственность соответствующих руководителей (в сфере противодействия терроризму — глав субъектов РФ, в сфере борьбы с терроризмом - руководителей территориальных органов ФСБ).

В России регулярно проводятся международные антитеррористические учения, на которые в качестве наблюдателей приглашаются представители различных зарубежных государств и международных организаций.

Как отмечают специалисты, в результате указанных изменений были устранены системные недостатки ранее действовавшего антитеррористического законодательства, разработан юридический институт профилактики терроризма, которая ранее рассматривалась как вспомогательное средство при пресечении террористических проявлений. Появилось понимание того, что терроризм — это сложное социально-политическое явление, а не обычное уголовно наказуемое правонарушение и в борьбе с ним не может преобладать один силовой подход.

Правовое обеспечение

Параллельно со структурной работой совершенствовалась нормативно-правовая база для противодействия терроризму.

В развитие действующего законодательства 5 октября 2009 года президентом России была утверждена концепция противодействия терроризму в России — основополагающий документ, дополнивший положения федерального закона "О противодействии терроризму" и сформулировавший ключевые подходы РФ к организации дальнейшей антитеррористической деятельности.

При разработке концепции были учтены такие фундаментальные факторы, как расширение географии терроризма и интернациональный характер террористических организаций, повышение уровня организованности террористической деятельности, создание крупных террористических формирований с развитой инфраструктурой. Учитывались также стремление террористов завладеть оружием массового поражения, попытки использования терроризма как инструмента вмешательства во внутренние дела государств.

В декабре 2015 года указом президента России была утверждена стратегия национальной безопасности РФ, также вышел президентский указ "О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму", которым утверждено новое положение о НАК.

С учетом того, что силовые меры по борьбе с терроризмом дают лишь временный эффект, не позволяя полностью его искоренить, в отечественном законодательстве большое внимание уделяется предупреждению (профилактике) терроризма. Эта работа идет по ряду основных направлений — созданию системы противодействия идеологии терроризма; осуществлению мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств; усилению контроля за соблюдением административно-правовых режимов.

Не менее важной признается и забота о людях, пострадавших при совершении теракта. В ходе реализации мер по минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма решаются задачи по оказанию экстренной медицинской помощи, проведению аварийно-спасательных и противопожарных мероприятий, социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате теракта, и лиц, участвовавших в его пресечении, возмещению морального и материального вреда лицам, пострадавшим в результате теракта.

Особое место в концепции уделено ресурсному обеспечению антитеррористической деятельности.

В рамках соответствующих федеральных целевых программ комплексно реализуются мероприятия, позволяющие установить единую систему подготовки сотрудников различных ведомств, специализирующихся на борьбе с терроризмом, совершенствовать современные специальные технические комплексы и способы получения упреждающей информации о действиях и намерениях террористических группировок. Кроме того, в рамках ФЦП разрабатываются новое оборудование и вооружение для пресечения террористических актов.

Важным этапом работы по совершенствованию антитеррористического законодательства стало создание развивающей мировую практику уровневой системы ситуационного реагирования на террористические угрозы. В рамках этой системы предусматривается возможность установления трех уровней террористической опасности: повышенный — "синий", высокий — "желтый", критический — "красный".

Введение уровней террористической опасности не ограничивает прав и свобод граждан, но предусматривает необходимость принятия дополнительных мер органами власти по недопущению возможного террористического акта. Кроме того, в рамках данной системы уровней террористической опасности предъявляются более высокие требования к взаимодействию между руководителями оперативных штабов и антитеррористических комиссий в субъектах РФ.

Достигнутые результаты

В целом, в результате принятых мер в России отмечается поэтапное снижение террористической активности.

В декабре 2015 года на совместном заседании Национального антитеррористического комитета и Федерального оперативного штаба директор ФСБ Александр Бортников отметил, что ситуация в области противодействия терроризму в Российской Федерации сохранила тенденцию к нормализации, но остается сложной.

Основные террористические угрозы, как и ранее, обусловлены деятельностью бандгрупп на Северном Кавказе. По-прежнему остро стоит проблема противодействия ресурсному обеспечению террористической деятельности. Продолжался подбор и вербовка российских граждан для участия в международных террористических организациях. Не снижается активность распространения террористической и экстремистской идеологии через интернет. Сохраняется опасность совершения терактов в Крыму и в других приграничных с Украиной регионах России.

Получили развитие угрозы, исходящие от запрещенной в России группировки "Исламское государство" и других международных террористических организаций.

Российские спецслужбы делают все, чтобы на ранней стадии нанести упреждающие удары по боевикам, готовящимся совершить преступления на территории РФ. Как правило, это противоборство скрыто от глаз общественности и не становится достоянием гласности. И только по отдельным официальным сообщениям граждане могут судить об эффективности мер контртеррористического противодействия.

Так, некоторое время назад террористы ИГ предприняли попытку заброски в Россию группы в составе десяти человек. Группа была снабжена тщательно разработанной легендой, согласно которой ее члены, якобы занимались бизнесом в Турции, а затем перегонкой автомашин из Польши в Россию.

Бандиты имели "чистые" паспорта и должны были поодиночке прибыть в Россию и последовательно, один за другим, легализоваться. В их задачу входило перебраться на Северный Кавказ, там войти в контакт с одной из бандгрупп, и на ее базе развернуть активную террористическую деятельность.

Однако этим планам не суждено было сбыться — во взаимодействии со спецслужбами из других стран российские органы безопасности отследили прибытие первой группы бандитов в Россию и своевременно пресекли ее деятельность. Сейчас все бандиты находятся под следствием.

К важным результатам работы в 2015 году следует отнести то, что не допущено активизации террористической деятельности на территории Северного Кавказа и ее переноса за пределы региона. Удалось предотвратить 30 преступлений, большая часть из которых - на территории СКФО. Во всех субъектах СКФО отмечается устойчивая динамика снижения количества таких преступлений.

В целом по стране число преступлений террористической направленности, представляющих угрозу жизни и здоровью граждан, уменьшилось в 2,5 раза.

В ходе контртеррористических операций и оперативно-боевых мероприятий в прошлом году ликвидировано 156 боевиков, в том числе - 36 главарей. Среди них несколько руководителей международной террористической организации "Имарат Кавказ", в том числе Алиасхаб Кебеков и Магомед Сулейманов. Нейтрализовано 20 лидеров бандгрупп, присягнувших ИГ. В качестве одного из важных итогов антитеррористической работы отмечалось, что ликвидация основных главарей практически парализовала деятельность управленческого звена бандподполья.

Помимо нейтрализации активных членов бандподполья, в 2015 году слаженные действия силовых структур ФСБ, МВД и Минобороны при координирующей роли оперативных штабов и антитеррористических комиссий в субъектах РФ позволили нанести существенный ущерб материально-ресурсной базе бандформирований.

В результате были выявлены и уничтожены 387 тайников и баз боевиков. Обезврежено 175 самодельных бомб. Изъято более 3,5 тонн взрывчатки, около трех тысяч мин, снарядов и гранат, более тысячи единиц огнестрельного оружия и 168 тысяч патронов. Кроме того, на территории России ликвидировано 42 подпольных мастерских и лабораторий по изготовлению самодельных взрывных устройств, ремонту и переделке стрелкового оружия.

Российский опыт для мира

Достигнутые успехи, по мнению специалистов, объясняются, прежде всего, надлежащей реализацией норм антитеррористического законодательства и функционированием эффективной системы противодействия терроризму в РФ.

Значимый результат принимаемых антитеррористических мер во многом обусловлен слаженностью и согласованностью действий всех взаимодействующих структур, и российский опыт это наглядно доказывает. По мнению специалистов, именно в этом — профилактике терроризма, в том числе противодействии его идеологии, упреждающем формировании и обучении привлекаемых к силовым операциям сил и средств, а также в эффективности проводимых контртеррористических мероприятий заключаются основные условия повышения результативности всей системы противодействия терроризму.

Следует отметить, что НАК и входящие в его состав структуры в полной мере реализует право граждан на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов. Проводится своевременное информирование населения о преступлениях террористической направленности или об угрозах их совершения, а также о мерах по минимизации и ликвидации последствий таких преступлений. Наиболее значимая информация публикуется на официальном интернет-портале НАК, где все желающие могут найти ответы на многие интересующие вопросы о деятельности по противодействию терроризму в России.

Национальный антитеррористический комитет не намерен останавливаться на достигнутом. С течением времени общегосударственная система противодействия терроризму будет развиваться, становиться гибче, приобретать более глобальный, в том числе международный характер, для чего к диалогу приглашаются все заинтересованные международные организации и отдельные страны. Россия к такому сотрудничеству готова.

национальная безопасность россия государственное управление

15 февраля 2006 года указом Президента РФ "О мерах по противодействию терроризму" № 116 был создан Национальный антитеррористический комитет (НАК).

К его компетенции относятся все сферы противодействия терроризму. Это и профилактика терроризма, и непосредственно сама борьба с террористической деятельностью, а также ликвидация возможных последствий терактов.

Для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений образованы антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации.

Руководителями антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации по должности являются высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

Для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями образован в составе Комитета Федеральный оперативный штаб. Для управления контртеррористическими операциями в субъектах Российской Федерации образованы оперативные штабы.

Основными задачами Комитета являются:

подготовка предложений Президенту Российской Федерации по формированию государственной политики в области противодействия терроризму, а также по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой области;

координация деятельности по противодействию терроризму федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, а также организация их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями;

разработка мер по противодействию терроризму, устранению способствующих ему причин и условий, в том числе мер по обеспечению защищенности потенциальных объектов террористических посягательств;

участие в международном сотрудничестве в области противодействия терроризму, в том числе в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации в этой области;

подготовка предложений по обеспечению социальной защиты лиц, осуществляющих борьбу с терроризмом и (или) привлекаемых к этой деятельности, а также по социальной реабилитации лиц, пострадавших от террористических актов;

решение иных задач, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по противодействию терроризму.

Состав Национального антитеррористического комитета по должностям:

Директор ФСБ России (председатель Комитета);

Заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации;

Министр внутренних дел Российской Федерации (заместитель председателя Комитета);

Заместитель директора ФСБ России руководитель аппарата Национального антитеррористического комитета (заместитель председателя Комитета);

Заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию);

Заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию);

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации;

Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

Министр иностранных дел Российской Федерации;

Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

Министр промышленности и торговли Российской Федерации;

Министр транспорта Российской Федерации;

Министр энергетики Российской Федерации;

Министр юстиции Российской Федерации;

Директор СВР России;

Директор ФСКН России;

Директор ФСО России;

Руководитель Росфинмониторинга;

Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первый заместитель Министра обороны Российской Федерации;

Заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации.

Так же чётко по должностям определены составы антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации, Федерального оперативного штаба, оперативного штаба в субъекте Российской Федерации и оперативного штаба в Чеченской Республике.

Объединив представителей 17 государственных структур, министерств и ведомств, в их числе ФСБ, ФСО, МВД, МЧС, Минздравсоцразвития, Минтранс России, Национальный антитеррористический комитет стал действительно коллективным инструментом противодействия терроризму. К числу важнейших результатов работы созданного Комитета следует отнести реальное повышение эффективности действий всех ветвей власти в сфере борьбы с терроризмом.Эксперты отмечают практическое улучшение координации и взаимодействия министерств и ведомств, руководители которых вошли в состав Национального антитеррористического комитета, Федерального оперативного штаба, АТК и ОШ в субъектах Российской Федерации.

Наряду с осуществлением координации предупредительно - профилактических и силовых действий соответствующих федеральных структур важнейшим направлением в деятельности Комитета было и остается совершенствование правовой основы противодействия терроризму.

В качестве одной из приоритетных задач Национальным антитеррористическим комитетом рассматривается задача противодействия распространению идеологии терроризма. Наиболее проблемным вопросом в этой сфере является распространение указанной идеологии через Интернет, широко используемый террористами (причины тому - легкий доступ к аудитории, анонимность коммуникации, слабое регулирование вопроса на государственном уровне, высокая скорость передачи информации, относительная дешевизна процесса). ФСБ активно противодействует росту числа сайтов террористической направленности - только за последние два года выявлено порядка 1300 фактов использования открытых телекоммуникационных сетей в экстремистских и террористических целях. Сайт Национального антитеррористического комитета. http://nak.fsb.ru/nac/structure.htm

В области борьбы с терроризмом Российская Федерация избрала наиболее верный путь. Именно консолидация усилий различных министерств и ведомств, а также гражданского общества является залогом нашей общей победы над терроризмом. Намеченные для реализации Национальным антитеррористическим комитетом и Федеральным оперативным штабом мероприятия по дальнейшему совершенствованию государственной системы противодействия терроризму будут способствовать дальнейшей стабилизации ситуации на территории Российской Федерации. Там же. http://nak.fsb.ru/nac/activity.htm

Урок 5
НАЦИОНАЛЬНЫЙ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ (НАК), ЕГО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ
Предмет: ОБЖ.

Класс: 11.

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.

Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

Глава 2. Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

Урок №5. Национальный антитеррористический комитет (НАК), его предназначение, структура и задачи.

Дата проведения: «____» _____________ 20___ г.

Урок провёл: учитель ОБЖ Хаматгалеев Э. Р.
Цель: познакомиться с предназначением, структурой и задачами Национального антитеррористического комитета (НАК).
Ход уроков


  1. Организация класса.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.


  1. Сообщение темы и цели урока.

  1. Актуализация знаний.

  1. Каковы, на ваш взгляд, наиболее опасные места в вашей школе с точки зрения возможности получения травмы?

  2. Почему на занятия гимнастикой приходится более половины всех травм, получаемых на уроках физкультуры?

  3. Чем опасен бытовой газ? Какие меры безопасного пользования им вы знаете?

  4. Какие препараты бытовой химии вы используете в быту? Какие меры безопасного обращения с ними необходимо соблюдать?

  5. Какой установлен порядок вызова спасательных служб по телефону в бытовых чрезвычайных ситуациях?

  1. Проверка домашнего задания.

Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).


  1. Работа над новым материалом.

Национальный антитеррористический комитет является органом, обеспечивающим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму, а также осуществляющим подготовку соответствующих предложений Президенту Российской Федерации.

В Российской Федерации террористическая угроза пока ещё остаётся чрезвычайно опасной. Главари террористических формирований не оставляют попыток проведения резонансных террористических актов в различных регионах страны, прежде всего на стратегически важных объектах промышленности, жизнеобеспечения, транспорта и связи, а также в местах массового скопления людей. Остаётся значительным масштаб незаконного оборота оружия, боеприпасов и других видов вооружения. В частности, сохраняется достаточно высокий уровень террористических проявлений в Северо-Кавказском Федеральном округе, где продолжают действовать бандформирования и законспирированные экстремистские структуры. К этому региону не ослабевают также устремления международных террористических организаций.

В целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. №116 «О мерах по противодействию терроризму» образован Национальный антитеррористический комитет. В «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации» (утверждена Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г.) сказано, что Национальный антитеррористический комитет обеспечивает координацию деятельности органов власти всех уровней по противодействию терроризму, а Федеральный оперативный штаб организует планирование применения сил и средств по борьбе с терроризмом, а также управление контртеррористическими операциями.

Образование данного Комитета положило начало формированию новой структуры противодействия терроризму в Российской Федерации, направленной на решение триединой задачи: предупреждения, пресечения и ликвидации последствий террористических актов.

Этим же указом в составе Комитета для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом был образован Федеральный оперативный штаб.

Для управления контртеррористическими операциями в субъектах Российской Федерации были образованы оперативные штабы. Кроме того, в составе Комитета для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма были созданы антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации.

Указом определено, что председателем Национального антитеррористического комитета по должности является директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации, а руководителями антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации по должности являются высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации 1 .

Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами, распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также Положением, утверждённым Указом Президента Российской Федерации.

Комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, антитеррористическими комиссиями в субъектах Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с общественными объединениями и организациями.

Основными задачами Комитета являются:


  • подготовка предложений Президенту Российской Федерации по формированию государственной политики в области противодействия терроризму, а также по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой области;

  • координация деятельности по противодействию терроризму федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, а также организация их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями;

  • разработка мер по противодействию терроризму, устранению способствующих ему причин и условий, в том числе мер по обеспечению защищённости потенциальных объектов террористических посягательств;

  • участие в международном сотрудничестве в области противодействия терроризму, в том числе в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации в этой области;

  • подготовка предложений по обеспечению социальной защиты лиц, осуществляющих борьбу с терроризмом и (или) привлекаемых к этой деятельности, а также по социальной реабилитации лиц, пострадавших от террористических актов;

  • решение иных задач, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по противодействию терроризму.
Руководство деятельностью Комитета осуществляет председатель Национального антитеррористического комитета.

Созданная в Российской Федерации система противодействия терроризму показала свою эффективность.

Благодаря скоординированным действиям федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации удалось усилить противодействие терроризму на территории Российской Федерации.

Скоординированность действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации позволила сохранить в 2011 г. позитивные тенденции по противодействию терроризму на территории Российской Федерации. Снижение количества терактов и террористических проявлений в стране было достигнуто благодаря системному наращиванию усилий в области профилактики терроризма и повышению эффективности реагирования на террористические угрозы.

Одной из приоритетных для Национального антитеррористического комитета (НАК) является задача по снижению террористической угрозы в стране и предотвращению преступлений террористической направленности. Для решения этой задачи принимаются следующие меры:


  1. Совершенствуется нормативное регулирование деятельности органов исполнительной власти при организации и проведении мероприятий по профилактике терроризма.

  2. Осуществляется комплекс долгосрочных мероприятий по противодействию идеологии терроризма.

  3. Последовательно реализуются меры по силовому подавлению действующих террористов. Основное внимание при этом уделяется Северо-Кавказскому и Южному федеральным округам.

  4. Проведение по расширенному спектру сценариев антитеррористических учений на территории всех субъектов Российской Федерации.

Особое внимание уделяется выработке мер по обеспечению антитеррористической безопасности в г. Сочи в связи с подготовкой к проведению зимних Олимпийских игр 2014 г.

Оценку современного состояния системы противодействия терроризму, дальнейшее регулирование и совершенствование её ведомственных и межведомственных механизмов предполагается осуществлять на основе «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации».

Национальный антитеррористический комитет координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, руководители которых входят в его состав, в области информационно-аналитической работы по проблемам противодействия терроризму и организует подготовку информационно-аналитических материалов по проблемам, требующим межведомственной экспертной оценки и обсуждения на заседаниях Комитета. Комитет обобщает справочную и отчётную информацию субъектов противодействия терроризму для подготовки ежегодного итогового доклада Президенту Российской Федерации.


  1. Выводы.

  1. Национальный антитеррористический комитет обеспечивает координацию деятельности органов власти всех уровней по противодействию терроризму, а Федеральный оперативный штаб организует планирование применения сил и средств по борьбе с терроризмом, а также управление контртеррористическими операциями.

  2. Намеченные для реализации НАК мероприятия по дальнейшему совершенствованию государственной системы противодействия терроризму будут способствовать снижению террористической угрозы на территории Российской Федерации.

  1. Вопросы.

  1. С какой целью был образован Национальный антитеррористический комитет (НАК)?

  2. Какие задачи возложены на Национальный антитеррористический комитет в области противодействия терроризму?

  3. Какими нормативными документами в своей деятельности руководствуется НАК?

  4. Какая работа была проведена Комитетом по противодействию терроризму?

В последние десятилетия терроризм превратился в фактор, представляющий угрозу не отдельным лицам (как это было в Российской империи), а даже государствам или международной безопасности в целом. В России, некоторых государствах бывшего Советского Союза и на Ближнем Востоке терроризм стал инструментом негативного воздействия на существующий конституционный строй и нарушение территориальной целостности. В связи с этим в 2006 году был учрежден Национальный антитеррористический комитет.

Основные задачи антитеррористического комитета

Организация занимается противодействием терроризму. В данное понятие входят следующие действия:

  • выявление, а в дальнейшем устранение причин и условий, которые в прошлом способствовали совершению ;
  • выявление, пресечение, раскрытие, предупреждение и расследование совершенных (непосредственно борьба);
  • минимизация или полная ликвидация последствий терроризма.

Кроме того, антитеррористический комитет ведет административную деятельность. Последнее предполагает:

  • подготовку предложений Президенту РФ и правительству в области борьбы с терроризмом;
  • совершенствование законодательства Российской Федерации в области противодействия терроризму;
  • участие в международном сотрудничестве, совместную разработку и внедрение проектов, международных договоров;
  • подготовку предложений по обеспечению защиты населения от действий террористов.

Права, предоставленные комитету законодательством

Национальный антитеррористический комитет в своей деятельности имеет право:

  • самостоятельно принимать решения, касающиеся обеспечения безопасности;
  • контролировать действия федеральных властей по противодействию терроризму;
  • получать необходимую информацию от органов власти, местного самоуправления и общественных организаций;
  • создавать рабочие органы и привлекать к работе по противодействию терроризму должностных лиц и отдельных специалистов;
  • вносить предложения по вопросам, которые требуют решения Президента РФ.

Так, антитеррористический комитет наделен достаточными правами для успешного осуществления поставленных задач.

Состав оперативного штаба

Состав комитета, групп быстрого реагирования и оперативного штаба регулируется Национальный антитеррористический комитет РФ (оперативный штаб организации) на сегодняшний день включает в себя начальников территориальных органов ФСБ и МВД, которые, соответственно, являются начальником штаба и его заместителем; начальника федерального управления МЧС; главу территориального органа ФСКН; представителя вооруженных сил (по согласованию) и заместителя одного из высших должностных лиц федерального уровня.

Антитеррористические операции

Деятельность уполномоченного органа, будь она ограничена исключительно крупными террористическими актами, была бы совершенно малоэффективной. Антитеррористический комитет России осуществляет постоянный мониторинг уровня террористической угрозы и в случае необходимости оперативно проводит антитеррористические операции.

В последнее время контртеррористические операции комитета были сосредоточены на Северном Кавказе. В 2014 году было отмечено, что в результате деятельности организации количество преступлений террористической направленности сократилось втрое по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Однако обстановка все так же продолжает оставаться напряженной.

В августе 2016 года антитеррористический комитет предотвратил теракты в Республике Крым. Объектами противоправных действий предполагались важнейшие элементы инфраструктуры и жизнеобеспечения полуострова.

Уровни террористической угрозы

Национальный антитеррористический комитет является органом, осуществляющим также профилактическую и обучающую деятельность. Структурой разработана классификация уровней террористической угрозы и соответствующие рекомендации населению. Так, выделяют:

  1. Синий (повышенный) уровень террористической угрозы: при наличии информации, требующей дополнительного подтверждения, о предполагаемом совершении теракта.
  2. Желтый (высокий) уровень террористической угрозы: при наличии подтвержденной информации о готовящемся теракте.
  3. Красный (критический) уровень террористической угрозы: при совершенном теракте или действиях, прямо указывающих на предполагаемый террористический акт.

Национальный антитеррористический комитет РФ в ходе мероприятий по предупреждению террористических атак и информированию населения выпускает рекомендации и проводит учения (для журналистов). Четкие указания населению разработаны для следующих случаев:

  • обнаружение бомбы или любого подозрительного предмета;
  • поведение в толпе при теракте (при давке);
  • порядок действий должностных лиц при террористической угрозе;
  • поведение человека, оказавшегося в заложниках, и так далее.

Наибольшее распространение получили общие рекомендации антитеррористического комитета и описание порядка действия граждан при каждом из уровней террористической угрозы. Общие рекомендации включают в себя полный перечень допустимых, необходимых и небезопасных действий:

  1. При обнаружении объекта, который потенциально может являться взрывным устройством: нельзя прикасаться к предмету или передвигать его, следует зафиксировать время обнаружения объекта, отвести людей как можно дальше и дождаться прибытия оперативной группы.
  2. Получении сообщения об объявлении эвакуации: взять необходимые личные вещи и документы, перекрыть газ, воду, отключить электричество, оказать помощь больным, пожилым лицам, инвалидам и детям и так далее.
  3. Поведению в толпе: любыми способами стараться удержаться на ногах, не пытаться выбраться (это чревато травмами), но и не присоединяться, если человек еще находится не непосредственно в толпе, не держать руки в карманах и прочее.
  4. При захвате в заложники: не допускать действий, которые могут спровоцировать террористов применить оружие, не проявлять героизма, выполнять указания террористов при необходимости, в случаях, когда необходима медицинская помощь, сообщать об этом преступникам следует кратко и спокойно.
  5. Поведению при проведении контртеррористической операции: не бежать навстречу сотрудникам спецслужб, лежать на полу, закрыв голову руками, разговаривать с террористами, если те идут на контакт, сохранять самообладание.
  6. Захвате авиатранспорта (угоне самолета террористами): следует избегать любых действий, которые могут спровоцировать террористов, при начале спасательной операции принять положение, которое не позволит использовать заложника в качестве живого щита (упасть или спрятаться за спинкой кресла, закрыв голову руками).
  7. Угрозе совершения террористического акта.



Читайте также: