Наиболее развитой интеграционной группировкой является. Основные интеграционные группировки в современном мире, их место в международной экономике

Многочисленные интеграционные группировки

Среди многочисленных интеграционных группировок можно выделить :

  1. в Западной Европе – Евросоюз (ЕС);
  2. Северной Америке – НАФТА (North American Free Trade Agreement);
  3. Азиатско-Тихоокеанском регионе – АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество)
  4. Европейский Союз. Интеграция в Западной Европе достигла к настоящему времени наиболее высокого уровня. Из первоначального ядра, объединившего в $1957$ году рынки шести стран, она переросла в глубоко интегрированный Европейский Союз, в который входят ныне $15$ стран Западной Европы и который имеет тенденцию к дальнейшему расширению. С $2003$ г. к ЕС присоединились ещё $10$ новых стран: Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Кипр, Мальта.

Особенностью интеграции в Западной Европе является сравнительная однородность экономических условий и схожесть политических режимов на стартовом этапе в странах, вступивших на путь создания общего рынка, длительный исторический опыт взаимных хозяйственных связей, европейских культурных и религиозных традиций. ЕС в настоящее время – крупнейший субъект мировой торговли: его доля составляет $40\%$ мировой торговли, причём более половины международного товарооборота приходится на взаимную торговлю в рамках этой интеграционной группировки. Примечательно также, что крупнейшими внешними партнёрами ЕС по торговле являются европейские государства, не входящие в него. Все это свидетельствует о европейской направленности экономических приоритетов ЕС. На США приходится $18\%$ экспорта из ЕС, причём основные экспортные товары, поступающие из ЕС в США – это продукция металлургии и машиностроения. НАФТА. В $1988$ году между США и Канадой было заключено соглашение о создании зоны свободной торговли. В $1994$ году к нему подключилась Мексика. В отличие от Западной Европы, в Северной Америке интеграционные процессы носили до последнего времени стихийный характер и предопределялись преимущественно действием рыночных сил. Ведущая роль в процессе сращивания национальных экономических структур принадлежит здесь не государству, а корпорациям. Поначалу это была интеграция неравных партнёров, где превосходство США не только по количественным параметрам, но и по роли в мировой экономике непосредственно проявлялось в политике по отношению к Канаде. Долгое время Канада выступала в качестве ближайшего и очень удобного младшего хозяйственного партнёра США. Приток американского капитала, конечно, оказал в свое время значительное влияние на ход развития канадской экономики, но именно это во многом способствовало последующему росту могущества канадских корпораций, которые сегодня в целом ряде областей экономики выступают как равные конкуренты с компаниями США.

Замечание 1

Таким образом, североамериканской интеграции, в отличие от ЕС, свойственна асимметричность взаимозависимости США, Канады и Мексики, обусловленная превосходящим положением США в экономике региона и одновременно слабым экономическим взаимодействием Канады и Мексики. Масштабы и теснота экономических связей между Канадой и Мексикой существенно уступают аналогичным связям обеих стран с Соединёнными Штатами. Обе страны скорее являются конкурентами по привлечению из США капиталов, технологий и ноу-хау, нежели партнёрами по взаимному сотрудничеству.

ЕС и НАФТА

ЕС и НАФТА – крупнейшие очаги промышленного производства. При этом сочетание производств с высокими технологиями у наиболее развитых членов этих группировок (США – в НАФТА, Германии, Франции, Великобритании – в ЕС) с производствами среднего и даже ниже среднего уровня у других членов этих группировок создаёт такую конфигурацию рынков по уровню отраслей, в которой представлены многообразные возможности экономического сотрудничества с партнёрами, стоящими на разных ступенях развития НТ. П.

НАФТА существенно превосходит ЕС по территории и объёму ВВП. Последнее обстоятельство, конечно, имеет место в основном благодаря США, многократно превосходящих своих партнёров по масштабам производства. На долю НАФТА приходится менее $20\%$ объёма мировой торговли (при этом на долю США – $14\%$). Большая часть мировой торговли НАФТА направлена вовне, главными торговыми партнёрами этой группы являются ЕС, Япония и страны АТР. Поскольку интеграционные процессы в НАФТА ещё не достигли степени и глубины ЕС, постольку об этой группировке ещё рано говорить как о едином субъекте мировой экономики, каким по многим параметрам фактически уже стал ЕС. Поэтому более целесообразно сравнивать ведущие страны, входящие в эти группировки – США, Германию и Японию.

АТЭС возникла в $1989$ году. В отличие от ЕС и НАФТА эта интеграционная группировка представляет собой более аморфное и многослойное образование. В АТЭС входят и развитые, и развивающиеся страны, между которыми существует много различий. Вместе с тем АТЭС – это новая форма интеграции, которая может стать примером эффективного взаимодействия стран, находящихся на различных уровнях развития, не имеющих общих границ, но связанных общими интересами. В настоящее время в состав АТЭС входят $18$ государств: развитые – США, Канада, Япония, Австралия и Новая Зеландия: развивающиеся – Китай, Тайвань, Гонконг, Индонезия, Южная Корея, Таиланд, Малайзия, Сингапур, Филиппины, Папуа-Новая Гвинея, Бруней, Мексика и Чили. (Как видно, в АТЭС входят все страны НАФТА).

По оценке мировых экспертов, АТЭС в составе $18$ стран обеспечивает около половины мирового производства, в них проживает примерно $40\%$ населения мира, на эту группу приходится $45–46\%$ объёма мировой торговли. Однако пёстрый состав АТЭС служит причиной того, что за общими суммарными показателями скрываются большие различия между его участниками.

Замечание 2

Развитые страны, в особенности США и Япония, служат главными локомотивами роста и прогресса, источниками капитала и новых технологий. В этой же роли во всё большей степени выступают пионеры экономического прогресса в развивающемся мире – Южная Корея, Гонконг, Тайвань и Сингапур. Следующий эшелон – Малайзия, Индонезия, Филиппины и страны Латинской Америки – Мексика и Чили. Замыкают этот ряд Бруней и Папуа-Новая Гвинея. Особое место в этой группе стран занимает Китай со своим потенциально огромным рынком, привлекающим всех остальных участников обширными возможностями.

Интеграционные процессы в Европе, Америке и Азии, по всей видимости, станут одним из главных факторов мирового экономического развития. Уже к настоящему времени интеграционные группировки становятся более влиятельными субъектами мирового хозяйственного процесса, чем отдельные государства. С этим связано постепенное падение роли национального суверенитета как фактора экономического развития и возрастание роли принадлежности к конкретной интеграционной группировке, которая как более крупная экономическая структура приобретает самостоятельность и влияние в мировой экономике.

С учётом этих тенденций следует ожидать, что в ближайшем будущем мировое экономическое развитие во все большей степени будут определять процессы, происходящие в наиболее влиятельных интеграционных группировках – ЕС, НАФТА и АТЭС. Поэтому важно отметить основные направления, по которым будет происходить развитие этих интеграционных союзов.

В Европейском Союзе происходит трудный процесс углубления интеграции (введение единой валюты – евро) при одновременной тенденции к расширению ЕС за счёт вступления в него новых стран. Эти два процесса противоречат друг другу: в то время как углубление интеграции предполагает достижение странами-членами ЕС соответствующей ступени зрелости, вступление новых членов ставит союз перед необходимостью сверять темп движения не по лидерам интеграционного процесса, а по новичкам, только начинающим этот путь и поэтому выступающим в качестве замыкающих.

Замечание 3

Главным процессом в рамках НАФТА будет углубление сотрудничества между тремя участниками группы и адаптация Мексики и Канады к новым условиям взаимодействия, которые открываются благодаря созданию зоны свободной торговли.

АТЭС может превратиться в наиболее динамично растущий экономический союз в мировой экономике. Это произойдёт благодаря притоку больших масс капитала в АТР. Таким образом энергичное развитие стран региона придаст динамизм росту экономики тех стран, которые станут поставщиками сюда товаров и капитала. Именно поэтому на регион были направлены интересы США, Японии и ряда других развитых стран.

Интеграционные процессы в Содружестве Независимых Государств

Основные интеграционные группировки мира

Лекция 5. Международная экономическая интеграция

Основные термины

Международная корпорация – корпорация, осуществляющая свою деятельность в нескольких странах.

Страна базирования – страна, в которой располагается головное подразделение международной корпорации.

Принимающая страна – страна, в которой международная корпорация размещает подразделения различного характера, созданные в результате прямого инвестирования.

Транснациональная корпорация (ТНК) – корпорация, головная компания которой принадлежит капиталу одной какой-либо страны при наличии ее филиалов во многих странах мира.

Многонациональная корпорация (МНК) – корпорация, головная компания которой принадлежит капиталу нескольких стран при наличии ее филиалов во многих странах.

Внутрикорпорационная торговля – торговля, осуществляемая между различными подразделениями корпорации

Трансфертные цены – расчетные цены, применяемые при внутрикорпорационной торговле.


В современных условиях региональная экономическая интеграция ведет к установлению более тесных экономических (а на этой основе и политических, научных, культурных) связей между странами-участницами. Экономическая интеграция полностью ликвидирует, либо существенно ослабляет барьеры на пути международной миграции товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

Созданию интеграционных группировок способствуют следующие условия.

1. Близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости экономик интегрирующихся стран. Обычно межгосударственная интеграция происходит либо между развитыми странами, либо между развивающимися странами. Внутри групп как развитых, так и развивающихся стран интеграционные процессы идут между государствами, находящимися на примерно одинаковом уровне экономического развития. Если это условие отсутствует, то интеграция начинается с заключения различных переходных соглашений, направленных на сближение уровней развития стран, выразивших желание интегрироваться.

2. Географическая близость интегрирующихся стран, наличие общей границы и исторически сложившихся экономических связей. Большинство интеграционных объединений в мире изначально охватывало несколько соседних стран, расположенных на одном континенте в непосредственной близости друг от друга, имеющих достаточно развитые транспортные коммуникации. Географические особенности, например, форма рельефа может экономически как объединять, так и разъединять страны. Например, горный рельеф западной части Латинской Америки, в совокупности со слабой обустроенностью транспортной инфраструктуры, в течение длительного времени являлся существенным препятствием на пути интеграции стран-членов Общего рынка южного конуса (МЕРКОСУР). Необходимость освоения Андского горного массива предопределила общий интерес экономического сближения стран региональной группы «Андский пакт».


3. Общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами. Очевидно, что страны, у которых главная проблема – создание основ рыночной экономики, не могут сразу создавать более развитые формы интеграционных объединений со странами с развитой рыночной экономикой. Или, скажем, развивающиеся страны, которые пытаются решить проблему обеспечения населения предметами первой необходимости, не могут интегрироваться с государствами, обсуждающими проблемы свободы межгосударственного движения капитала.

Участие в международной экономической интеграции (МЭИ) обеспечивает странам положительные экономические эффекты. Так, в середине 80-х годов Комиссия Европейских Сообществ – исполнительный орган Европейского Экономического сообщества – поручила группе экспертов оценить потери интегрирующихся западноевропейских стран от национальной раздробленности рынка Сообщества. Это было выполнено в рамках проекта «Издержки отсутствия единой Европы» в 1986 – 1987 гг., по имени руководителя работ окончательные выводы по проекту получили наименование «Доклад Чеккини», а все материалы составили 12 томов по 600 страниц каждый. В докладе, в частности, отмечается, что административные и пограничные формальности только в шести странах (Бельгии, Франции, ФРГ, Италии, Нидерландах и Великобритании) обходятся, по разным оценкам, в 12,9 – 24,33 млрд. экю, в том числе административные издержки, которые оплачиваются предприятиями, – 7,5 млрд., потери, связанные с задержками на границах, – 415 – 830 млн., упущенные доходы – 4,5 – 15 млрд., издержки таможенного контроля, оплачиваемые казной, – 0,5 – 1,0 млрд. экю.

Приведем такой интересный факт. По оценкам западных экономистов, транспортировка, хранение и перегрузка составляют от 20 – 25% стоимости товара. По мере снижения скорости транспортировки товара этот процент растет в возрастающей прогрессии. В Западной Европе наличие пограничных и таможенных постов на многочисленных национальных границах привело к тому, что грузовой автомобиль, следующий с партией товаров, например, из Антверпена в Рим, двигался со средней скоростью 20 км в час. То же расстояние грузовик США преодолевал со средней скоростью 60 км в час. В итоге, дополнительные издержки, которые вынуждены были нести западноевропейские фирмы в связи с существованием «частокола» национальных границ в Западной Европе, делали их продукцию менее конкурентоспособной в сравнении с аналогичной американской или японской.

Экономические выгоды для отдельных государств от участия в интеграционных объединениях можно подразделить на краткосрочные результаты и долгосрочные эффекты интеграции.

Краткосрочные эффекты МЭИ охватывают:

1. Микроэкономические преимущества узкоспециализированного производства, ориентированного на экспорт за счет «эффекта масштаба». Суть последнего состоит в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством. Следовательно, странам будет выгодно торговать между собой, специализируясь в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта масштаба (или массового производства). Однако для того, чтобы эффект массового производства мог быть реализован, необходим достаточно емкий рынок, который и формируется вследствие поступательного развития интеграции.

2. Рост уровня ценовой конкурентоспособности за счет устранения тарифных и нетарифных барьеров.

3. Стимулирование внутрирегиональной торговли за счет устранения торговых барьеров, интернационализации активов корпораций, участвующих в интеграции стран, способствующая росту внутрирегиональных инвестиций. В этой связи отметим, что в последней четверти XX века оформилось новое явление в международной экономике – так называемое «перекрестное инвестирование», типичное, в первую очередь, для развитых стран. Перекрестное инвестирование, как правило, носит внутриотраслевой характер и означает, что многие государства одновременно представляют собой страны происхождения и страны приема капитала. Участие стран в региональных экономических группировках, безусловно, стимулирует этот процесс.

Обратимся к перекрестному инвестированию в автомобильной промышленности. «Мерседес-Бенц» является одним из совладельцев «Фольксвагена», и наоборот – «Фольксваген» – один из совладельцев «Мерседеса». Аналогичная картина наблюдается между «Мерседесом» и «Порше» и т.д.

Долгосрочные эффекты МЭ, включающие:

1. Появление емкого рынка.

2. Рост прямых иностранных инвестиций (ПИИ), сопровождающийся организацией выпуска импортозамещающей продукции.

3. Создание благоприятных возможностей для дальнейшего роста концентрации и централизации производства и капитала, размещения предприятий на территории всего регионального блока. Примером может служить слияние автомобильных фирм «Пежо» и «Ситроен», совладельцем, которых, в частности, является «Фиат».

Региональная экономическая интеграция развивается от простых форм к сложным, а именно: от зоны свободной торговли к таможенному союзу, затем к общему рынку и экономическому союзу. Рассмотрим подробнее каждую отмеченную форму.

Зона свободной торговли . Страны-участницы отменяют таможенные барьеры и количественные ограничения во взаимной торговле. Как правило, соглашения о создании зон свободной торговли предусматривают постепенную взаимную отмену пошлин и других ограничений между договаривающимися странами по торговле промышленными товарами. При этом либерализация внешнеторговой политики по отношению к сельскохозяйственным товарам носит ограниченный характер и обычно охватывает лишь некоторые позиции товаров. Кроме того, страны не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины или вводить новые торговые барьеры.

В качестве примера успешно функционирующих зон свободной торговли можно привести следующие: Европейская ассоциация свободной торговли ЕFТА (Австрия, Финляндия, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швеция), созданная в 1960 г.; Европейская экономическая зона ЕЕА (страны Европейского союза, Исландия, Лихтенштейн), существующая с 1994 г.; Балтийская зона свободной торговли (Латвия, Литва, Эстония), созданная в 1993 г.; Центральноевропейская зона свободной торговли (Чехия, Словакия, Венгрия, Польша), действующая с 1992 г.; Североамериканская зона свободной торговли NAFTA (США, Мексика, Канада), существующая с 1994 г.; Соглашение о свободе торговли стран АСЕАН, заключенное в 1992 г.; Австралийско-Новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей 1983 г. ANZCERTA и Бангкокское соглашение 1993 г. (Бангладеш, Индия, Республика Корея, Лаос, Шри-Ланка).

Таможенный союз . Этот этап интеграции характеризуется тем, что свободное перемещение товаров и услуг внутри группировки дополняется едиными таможенным тарифом и внешнеторговой политикой по отношению к третьим странам.

Можно сказать, что в рамках таможенного союза начинает формироваться общая внешнеторговая политика интегрирующихся стран по отношению к странам, не входящим в интеграционную группировку. Формирование такой политики требует создания наднационального регулирующего органа и передачи ему части полномочий по вопросам внешнеторгового регулирования от национальных органов управления.

Примеры таможенных союзов: Ассоциация ЕС с Турцией, 1963 г.; Арабский общий рынок АСМ (Египет, Сирия, Иордания, Ливия, Йемен, Мавритания, Ирак), 1964 г.; Центральноамериканский общий рынок САСМ (Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа), 1961 г.; Зона свободной торговли между Колумбией, Эквадором, Венесуэлой, 1992 г.; Организация восточнокарибских государств (Антигуа и Барбуда, Доминика, Гренада, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины), 1991 г.

Общий рынок (единый рынок). Cоздание общего рынка означает ликвидацию барьеров между странами не только во взаимной торговле, но и в перемещении рабочей силы и капитала. Страны-участники начинают разрабатывать скоординированную, совместную политику развития отраслей и секторов экономики. Взаимодополнение и сращивание национальных экономик интегрирующихся стран позволяют на данном этапе начать формирование общих фондов содействия социальному и региональному развитию менее развитых районов интеграционного объединения.

К общим рынкам относятся: Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива (Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ), 1981 г.; Андский общий рынок (Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу, Венесуэла), 1990 г.; Латиноамериканская интеграционная ассоциация LAIA (Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Эквадор, Мексика, Перу, Уругвай, Венесуэла), 1960 г.; Общий рынок южного конуса MERCOSUR (Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай), 1992 г.; и Карибское сообщество и Карибский общий рынок CARICOM (Антигуа и Барбуда, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Гайана, Ямайка, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Тринидад и Тобаго), 1973 г.

Экономический и валютный союз . Развитие интеграционных процессов ведет к тому, что вышеуказанные формы интеграции постепенно дополняет проводимая государствами-участниками единая экономическая и валютно-финансовая политика, создается единая система межгосударственного регулирования региональных социально-экономических процессов. Правительства отдельных стран уступают все больше своих функций созданным межнациональным органам.

Данный уровень интеграции характеризуют: Европейский союз (Австрия, Бельгия, Великобритания, Дания, Германия, Люксембург, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция), 1993 г.; Экономический союз – Бенилюкс (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), 1948 г.; Содружество Независимых Государств СНГ (Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан), 1991 г.; Союз арабского Магриба (Алжир, Тунис, Ливия, Мавритания, Марокко), 1989 г.; Межстрановая инициатива (Бурунди, Коморские Острова, Кения, Мадагаскар, Малави, Мавритания, Намибия, Руанда, Сейшельские Острова, Танзания, Уганда, Замбия и Зимбабве), 1993 г.; Лагосский план действий (все страны Африки к югу от Сахары), 1973 г.; Союз реки Ману (Гвинея, Либерия, Сьерра-Леоне), 1973 г.; Западноафриканский экономический и валютный союз (Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д"Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Того), 1994 г.

Разделение мирового экономического пространства на крупные региональные подсистемы, представляющие собой разнообразные формы политического и экономического взаимодействия государств, становится важнейшей чертой современного мирохозяйственного развития. Большинство экспертов полагают, что экономическая интеграция становится доминантой мирового рынка и может привести к тому, что роль главных субъектов международных экономических отношений будет принадлежать региональным интеграционным группировкам. В настоящее время практически все страны с рыночной экономикой являются членами тех или иных региональных групп, объединяющих государства различного рода экономическими соглашениями, которых насчитывается свыше 100.

Региональная интеграция в своем развитии может быть прослежена как в странах, изначально идущих по пути рыночного хозяйствования, так и в развивающихся странах и странах с административным регулированием экономики. Примером регионального интеграционного объединения стран, имеющего на сегодняшний день самый значительный период своего существования, является Европейский Союз (ЕС). Как организация, в развитии которой были, по сути, представлены все основные интеграционные формы, ЕС представляет безусловный интерес для рассмотрения механизмов региональной интеграции.

Для обретения нового понимания единства своего континента европейцам понадобилось пережить две мировые войны. В 1946 г. Уинстон Черчилль, возглавлявший в военные годы правительство Великобритании, заявил: «Европа должна превратиться в своего рода Соединенные штаты».

Подготовительным этапом западноевропейской интеграции стало пятилетие 1945 – 1950 гг. В 1948 г. для регулирования помощи, поступающей из США в рамках плана Маршалла, была создана организация европейского экономического сотрудничества, впоследствии – организация экономического сотрудничества и развития. В том же году был учрежден таможенный союз Бенилюкс, куда входили Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Союз стал своеобразной моделью, демонстрировавшей возможные формы экономического сотрудничества в экономической сфере. В 1949 г. был основан Совет Европы.

Дальнейшее развитие интеграционного процесса инициировала Франция, предложившая передать руководство угледобычей и черной металлургией Франции и Германии наднациональному органу. План создания европейского объединения угля и стали был обнародован в 1950 г., он предусматривал установление международного контроля над ключевыми отраслями военной промышленности через заключение договора, обязательного к исполнению для его участников. Тем самым резкое наращивание вооружений в целях подготовки к войне становилась невозможным.

Осознавая важность данного плана, Италия и страны Бенилюкса выразили желание к нему присоединиться. Итак, история Европейского Союза началась в 1951 году, когда было создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), в которое вошли Франция, Италия, Германия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург. Через шесть лет (25 марта 1957 г.) в Риме этими же странами были подписаны договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Римский договор (1957) заложил конституционные основы Европейского Союза, став фундаментом для создания зоны свободной торговли шести стран. К концу 60-х годов был создан таможенный союз: отменены таможенные пошлины и сняты количественные ограничения во взаимной торговле, введен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам. Начала осуществляться единая внешнеторговая политика. ЕЭС стало от своего имени проводить переговоры и заключать соглашения по вопросам торгово-экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества. Например, в начале 60-х годов была сформирована единая сельскохозяйственная политика, ориентированная на создание льготных условий для деятельности местных фермеров. Страны ЕЭС начали проводить совместную региональную политику, направленную на ускорение развития отсталых и депрессивных районов. К этому же этапу относится начало интеграции в валютно-финансовой сфере: в 1972 г. было введено совместное плавание валют некоторых стран-членов ЕС в определенных пределах («валютная змея»).

С марта 1979 г. начала действовать Европейская валютная система, объединившая страны ЕЭС и направленная на уменьшение колебаний валютного курса и взаимоувязку курсов национальных валют, поддержание валютной стабильности и ограничение роли доллара США в международных расчетах стран Сообщества. Учреждена специальная валютно-расчетная единица "экю", действующая в рамках этой системы. экю была призвана выполнять четыре основные функции: стать звеном механизма курсообразования на валютном рынке; индикатором колебаний курсов валют стран ЕС относительно друг друга; единицей платежа при кредитных операциях или интервенциях на валютном рынке, а также средством урегулирования внешнего долга страны.

В 1987 г. вступил в силу принятый странами-членами ЕЭС Единый европейский акт (ЕЕА). Были поставлены задачи по совместному развитию научных и технологических исследований. В соответствии с ЕЕА к концу 1992 года должен был завершиться процесс создания единого внутреннего рынка, т.е. устранены все препятствия на пути свободного движения граждан этих государств, товаров, услуг и капиталов на территории этих стран.

В феврале 1992 г. в г. Маастрихте было подписано Соглашение о Европейском Союзе, которое после серии референдумов по его ратификации в странах-участницах вступило в силу 1 ноября 1993 г. Европейское Экономическое Сообщество в соответствии с Маастрихтским Соглашением переименовано в Европейское Сообщество (ЕС). Это соглашение предусматривало также постепенную трансформацию ЕС в союз экономический, валютный и политический .

Таким образом, к концу 1992 г. было завершено строительство единого европейского внутреннего рынка. Переход к единому внутреннему рынку позволил уже в 1996 г. создать в Западной Европе от 200 до 900 тыс. новых рабочих мест, поднять уровень средних душевых доходов на 1,1 – 1,5%, снизить инфляцию на 1 – 1,5 %, увеличить промышленный экспорт на 20 – 30%, сократить разрыв внутренних цен в разных странах ЕС с 22,5% до 19,6%, привлечь в ЕС 44% всего международного вывоза капитала (против 28% в 1992 г.).

Интеграция ЕС отличается от других интеграционных союзов не только четко выраженной этапностью развития (от зоны свободной торговли через таможенный союз, единый внутренний рынок к экономическому и валютному союзу), но и наличием уникальных наднациональных институтов ЕС. Поступательное движение интеграции ЕС обеспечивается работой системы политических, правовых, административных, судебных и финансовых институтов. Данная система представляет собой синтез межправительственного и наднационального регулирования.

Основными органами управления ЕС являются Совет Министров ЕС, Комиссия ЕС, Европарламент, Европейский суд.

Большое значение для развития ЕС имеет тот факт, что там сформировалось единое правовое пространство, т.е. правовые документы ЕС являются неотъемлемой частью национального права стран-участниц и обладают преимущественной силой при возникновении разногласий с национальным правом. Комиссия ЕС следит за тем, чтобы принимаемые национальные нормативные акты не противоречили праву ЕС. Система регулирования и контроля в рамках ЕС осуществляется на основе соответствующих уставов, договоров и соглашений в рамках Союза о единой таможенной и валютной политике, едином законодательстве в рамках Европарламента и других принципах интеграционного международного сотрудничества.

С 1993 г. действует Соглашение между ЕС и ЕАСТ о едином европейском экономическом пространстве, которое предполагает свободное перемещение товаров, услуг, рабочей силы и капиталов. Таким образом, сформировался крупнейший в мире общий рынок, объединяющий 19 европейских стран.

Наиболее яркой чертой современного развития Европейского Союза является формирование единой валютной системы на основе единой денежной единицы евро.

В качестве "пропускных критериев" участия в зоне евро были установлены следующие:

§ Дефицит госбюджета не более 3% к ВВП.

§ Государственный долг не более 60% к ВВП.

§ Долгосрочные ставки по кредитам не должны превышать 2 процентных пункта по сравнению со средним уровнем этого показателя по трем странам ЕС с наиболее стабильными ценами.

§ Инфляция не более чем на 1,5 п.п. выше среднего уровня этого показателя по трем странам ЕС с наиболее стабильными ценами.

§ Отсутствие курсовых колебаний национальной валюты за рамки, разрешенные Европейской валютной системой, в течение последних двух лет.

Пройдя длительный исторический путь экономического сотрудничества, страны Западной Европы вышли на новый рубеж. Они объединились в высшую форму совместного экономического сотрудничества – интегрировали свои экономики и рыночные инфраструктуры в Европейский Союз.

Сегодня на долю Европейского союза приходится примерно 20 % мирового ВВП (в том числе на долю 11 стран-участниц валютного союза – 15, 5 %), более 40 % мировой торговли. С одной стороны, Европейский союз вступил в качественно новый этап развития, расширяя свои функции. После принятия решения о создании общей валюты (евро) все большее значение приобретают вопросы общей налоговой политики. Бюджет Европейского союза достиг уже примерно 100 млрд. долларов. Вместе с тем усиление финансово-экономической роли ЕС все более серьезно отражается на политической сфере. Страны ЕС ставят своей задачей проведение общей внешней и оборонной политики. Впервые под эгидой Европейского союза создается многонациональная военная структура. Фактически ЕС приобретает черты не только экономического, но и военно-политического альянса.

В ближайшие годы произойдет самое большое расширение ЕС за всю его историю. В первую группу новых членов войдут 6 стран - Эстония, Польша, Чехия, Венгрия, Словения и Кипр. Одновременно было объявлено о начале переговоров со второй группой стран, в состав которой включены Латвия, Литва, Словакия, Румыния, Болгария и Мальта. Европейский союз на пороге вступления новых членов вновь поставлен перед дилеммой: расширение или углубление. Эти полярные тенденции развиваются одновременно, и каждая имеет свое объяснение: расширение отражает процесс мировой глобализации, углубление определяет внутреннюю стабильность ЕС. Таким образом, обе являются неразрывными элементами европейского интеграционного процесса.

Политико-экономические, а также организационные аспекты создания экономического и валютного союза представляют несомненный интерес и для Союзного государства России и Беларуси, прежде всего, с точки зрения возможностей использования наработанного в Европейском Союзе опыта решения возникающих проблем в процессе поэтапного перехода к единой валюте.

С середины 80-х в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) наблюдается значительная интенсификация внутренних потоков товаров, капиталов и финансовой помощи. Как результат этих процессов в 1989 г. создано Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество (АТЭС) , которое включает следующие страны: Канаду, США, Мексику, Новую Зеландию, Австралию, Папуа Новую Гвинею, Бруней, Индонезию, Малайзию, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Южную Корею, Тайвань, КНР, провинцию Сянган, Чили, Японию, Россию, Вьетнам и Перу. АТЭС сегодня – это самый быстро развивающийся район мира. На его долю приходится около 45% населения, 55% общемирового ВВП, 42% потребления электроэнергии и свыше 55% инвестиций всего мира. В списке 500 крупнейших корпораций мира АТЭС представляют 342 компании (в том числе 222 – США и 71 – Японию). В начале XXI в. доля АТР в мировой экономической системе (даже без учета стран Северной Америки) еще больше увеличится. За время существования АТЭС средние таможенные тарифы стран сообщества сократились с 15 до 9%. Доля американского экспорта в этом регионе выросла до 70%, Китая – 74%, Японии – 71%. АТЭС ставит задачу поэтапного создания зоны свободной торговли и инвестиций. К 2010 г. – для развитых стран региона, к 2020 г. – для развивающихся стран.

Россия была принята в члены организации в 1997 г. Без участия в АТЭС Россия была бы изолированной от этого наиболее динамичного района мира. Более того, под угрозой мог бы оказаться и контроль России над Сибирью. В настоящее время на долю стран АТЭС приходится 10% российской внешней торговли, а без учета США и Канады – 5%.

Северо-Американская ассоциация свободной торговли (НАФТА). Соглашение между США и Канадой о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли было подписано в 1988 г., а в 1992 г. к нему присоединилась Мексика. С 1994 г. оно официально вступило в силу. Сегодня НАФТА представляет крупнейшую региональную зону свободной торговли, где 393 млн. чел. производят совокупный ВНП стоимостью 8,6 трлн. долл.

Если проанализировать суть основных положений Соглашения и сравнить с основополагающими посылками документов Евросоюза, то очевидно главное – демонтируются не только таможенные барьеры. В рамках НАФТА происходит постепенная ликвидация тарифных барьеров, снимаются большинство других ограничений для экспорта и импорта (кроме определенной номенклатуры товаров – сельхозпродукции, текстиля и некоторых других). Создаются условия для свободного движения не только товаров, но и услуг, капиталов, профессионально подготовленной рабочей силы. Отработаны подходы для предоставления национальных режимов для осуществления прямых иностранных инвестиций. Стороны договорились о необходимых мероприятиях по защите интеллектуальной собственности, гармонизации технических стандартов, санитарных и фитосанитарных норм. Документ содержит обязательства сторон относительно создания механизма по разрешению споров (антидемпинг, субсидии и др.), которые неминуемо будут сопровождать начальный период становления организации. Следует отметить, что Соглашением не предусматривается решение проблем, относящихся к социальной сфере, таких, как безработица, образование, культура и т.д. В отличие от Западной Европы, североамериканская интеграция развивается пока в отсутствие наднациональных регулирующих институтов.

Участие каждой страны-участницы НАФТА в Соглашении имеет свои экономически обоснованные причины.

Так, по мнению американских экспертов, увеличение экспорта приведет к увеличению числа рабочих мест и, кстати, эти расчеты уже оправдались, несмотря на сравнительно короткий промежуток времени. НАФТА дала возможность США увеличить число рабочих мест за счет наращивания экспортных поставок в Мексику, а также снизить уровень издержек производства и повысить конкурентоспособность некоторых отраслей американской промышленности за счет перенесения трудоемких, материалоемких и экологически дорогостоящих производств из США в Мексику. Предполагается, что все три американских автогиганта «Форд», «Крайслер» и «Дженерал Моторз» благодаря интеграции в рамках сообщества в ближайшие годы смогут расширить производство и сбыт и повысить свои прибыли на 4 – 10%. Мексиканские нефтяные скважины обеспечивают США поставку нефти с низкими транспортными расходами. Экспорт США в Мексику растет в 3 раза быстрее, чем в другие страны мира.

Экономика Канады тесно связана с американской. Достаточно сказать, что доля США во внешнеторговом обороте Канады составляет примерно 70% и, наоборот, доля Канады – 20%. Во внешнеторговом обороте США это очень высокий показатель, если учесть, что в самой интегрированной группировке, в Европейском Союзе, доля Германии во внешнеторговом обороте Франции составляет менее 20%, а доля Франции во внешнеторговом обороте Германии соответственно – выше 10%. Лишь в конце 80-х годов в Канаде пришли к выводу о наступлении сравнительно благоприятных условий для углубления интеграционных процессов с США, имея в виду тот факт, что эффективность канадских фирм стала приближаться к аналогичному показателю американских. НАФТА значительно повысило привлекательность Канады для иностранных инвесторов, одновременно обеспечивая канадцам больше возможностей осуществлять вложения в экономику партнеров по соглашению. Суммарный показатель прямых иностранных инвестиций в Канаду вырос на 8,7% в 1994 г., 9,3% в 1995 г. и 7,4% (что составило 180 млрд. долл. США) в 1996 г. Значительно увеличились инвестиции в сфере финансовых услуг, транспортного и автомобильного оборудования, химической промышленности, энергетике, средствах коммуникаций, пищевой промышленности.

США продолжают оставаться как самым крупным иностранным инвестором в Канаде, так и крупнейшим реципиентом прямых инвестиций из Канады, на которые пришлось более половины всех исходящих канадских инвестиций.

Создание НАФТА привело к более значительным изменениям в движении капитала между Канадой и Мексикой. Канадские инвестиции в Мексику значительно увеличились, концентрируясь в таких сферах, как горнодобывающая промышленность, банковское дело и телекоммуникации, в то время как мексиканские инвестиции в Канаду, хотя и носят постоянный характер, но все еще значительно отстают в размерах.

Мексика связывает с НАФТА большие надежды и рассчитывает, резко ускорив темпы и качество экономического роста, через 10 – 15 лет приблизиться по уровню социально-экономического развития к промышленно развитым странам. Введена система мер по либерализации финансовой сферы, начался интенсивный приток иностранных инвестиций. Проводимая в Мексике политика по привлечению иностранных инвестиций позволила получать ежегодно в виде прямых иностранных инвестиций свыше 12 млрд. долл., по предварительным данным в 2001 г. общий объем накопленных прямых инвестиций превысит 100 млрд. долл., что составит около 65% уровня Канады. Это лучший результат среди развивающихся стран.

В настоящее время уже просматривается стремление ряда южноамериканских стран присоединиться к данной экономической группировке. На встрече лидеров 34 стран Западного полушария в Майами в 1994 г. принято решение о создании к 2005 г. зоны свободной торговли обеих Америк (ТАФТА). В 1997 г. экспорт США в страны Латинской Америки и Карибского региона рос в 3 раза быстрее (17%), чем в другие регионы мира (5,6%). Учитывая высокие темпы развития латиноамериканских стран в последние годы, можно предполагать, что в начале XXI в. в Западном полушарии появится самый крупный в мире экономический блок, который превзойдет по своим масштабам ЕС.

Экономическая интеграция развивающихся стран отражает стремление молодых государств к ускоренному развитию собственных производительных сил. Примерами таких интеграционных группировок являются: АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии), Общий рынок арабских стран, Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ), Таможенный союз Центральной Африки (ТЭСЦА), Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР), МЕРКОСУР (интеграция стран Южного конуса). Дадим их краткую характеристику.

Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) создана в 1980 г. Членами организации являются 11 стран: Аргентина, Бразилия, Мексика, Венесуэла, Колумбия, Перу, Уругвай, Чили, Боливия, Парагвай, Эквадор. В рамках данной ассоциации образованы Андская и Лаплатская группы, Амазонский пакт. Члены ЛАИ заключили между собой соглашения о преференциальной торговле.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) . Создана в 1967 г. В нее входят Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней. В июле 1997 г. в ассоциацию приняты Бирма, Лаос и Камбоджа. Общая численность населения этой группировки 330 млн. чел., ежегодный совокупный ВНП составляет 300 млрд. долл.

МЕРКОСУР – Общий рынок стран Южного конуса, создан в 1991 г. странами Южной Америки. В эту организацию вошли Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай. Население четырех стран составляет 200 млн. чел. Суммарный ВВП превосходит 1 млрд. долл. Созданы институциональные структуры и наднациональные органы: Совет общего рынка, Группа общего рынка и Арбитражный суд.

Конец XX в. отмечен началом интенсивного взаимодействия стран Восточной Азии по формуле 7 + 3 (страны АСЕАН, а также Китай, Япония и Южная Корея). На долю указанных государств приходится 32% мирового населения, 19% мирового ВВП, 25% экспорта и 18% импорта, а также 15% притока прямых иностранных капиталовложений.

Не остаются в стороне от интеграционных процессов и государства, образовавшиеся на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик. Механизмы и специфику развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве рассмотрим ниже.

Западноевропейская интеграция представлена двумя основными группировками. Наиболее развитой из всех интеграционных группировок является Европейский Союз (ЕС). Она появилась после слияния в 1967 году руководящих органов трех ранее существовавших самостоятельно региональных организаций:

Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), действовавшего с 1952 года;

Европейского экономического сообщества (ЕЭС), действовавшего с 1957-1958 года;

Европейского сообщества по атомной энергии (Евроатом), действовавшего с 1958 года.

Развитие интеграции в рамках ЕС прошло ряд этапов. Постепенно происходил переход от низших форм к высшим: создание таможенного союза; валютно-экономического и политического союза, создание Европейской валютной системы; подписание Единого Европейского акта о создании единого внутреннего рынка и т.д.

В настоящее время ЕС объединяет двадцать семь государств.

Основными структурными элементами ЕС являются:

Европейский совет (Евросовет), в который входят главы государств и правительств стран-членов ЕС;

Комиссия ЕС - исполнительный орган, который представляет на утверждение Совету министров проекты законов;

Европарламент – орган, который контролирует деятельность Комиссии ЕС и утверждает бюджет;

Совет министров - законодательный орган, играющий главную роль в системе власти и принимающий решения по реализации единой политики ЕС;

Суд ЕС – высший судебный орган, призванный обеспечить выполнение договоров и реализацию основополагающих принципов ЕС.

Существуют и другие властные, консультационные и вспомогательные органы, комиссии, подкомиссии и т.д.

В рамках ЕС отменены все барьеры во взаимных экономических отношениях и создан единый рынок. Проводится активная аграрная, индустриальная, энергетическая, транспортная, научно-техническая, социальная и региональная политика. Для ее осуществления созданы специальные фонды и общий бюджет Союза.

Реальным результатом деятельности ЕС является, прежде всего, укрепление позиций национального капитала, его концентрация и централизация, развитие международной специализации и кооперации, укрепление экономического потенциала сельского хозяйства, рост взаимной торговли. Интеграция способствовала подтягиванию уровня менее развитых к более развитым странам. Введение единой денежной системы привело к укреплению и упрощению торговых, финансовых, кредитных и прочих связей. Евро составило серьезную конкуренцию доллару в качестве основной мировой резервной валюты.



Однако, несмотря на достигнутые успехи, в странах ЕС сохраняются проблемы, например, в некоторых из них значителен уровень безработицы. Актуальными остаются проблемы различий между странами ЕС в уровнях социально-экономического и научно-технического развития, сохранения отсталых и депрессивных районов (страны Прибалтики). Не все страны – члены ЕС вошли в состав зоны евро (например, Великобритания).

Вторая европейская группировка - Европейская ассоциация свободной торговли, которая возникла в 1960 г. Ее членами являются 9 государств: Австрия, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция, Швейцария, Мальта и др.

ЕАСТ решает следующие основные задачи:

Обеспечение свободной торговли промышленными товарами;

Совместное решение экономических, научно-технических проблем, развития зон активности и обеспечение занятости;

Создание условий для более полного использования ресурсов, содействие повышению производительности труда;

Усиление координации торгово-политических курсов совместно с ЕС.

В отличие от ЕС в ЕАСТ за каждой страной сохраняется внешнеторговая автономия и собственные таможенные пошлины в торговле с третьими странами, единого таможенного тарифа не существует. Существенной особенностью является и то, что режим свободной торговли не распространяется на сельскохозяйственные товары. Отсутствуют также органы наднационального регулирования.

Североамериканская интеграция представлена такой группировкой как Североамериканская зона свободной торговли.

В 1993 г. США, Канада и Мексика подписали Соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА), которое действует с января 1994 г. Соглашение НАФТА обладает определенной спецификой. Дело в том, что это было первое торгово-экономическое соглашение, подписанное, с одной стороны, двумя высокоразвитыми странами (США и Канадой), а с другой – развивающейся страной (Мексикой). Во-вторых, НАФТА можно рассматривать как своего рода «ассиметричное» соглашение. В центре экономической «конструкции» этого соглашения оказываются США, а экономическое взаимодействие Канады и Мексики выглядит значительно слабее, чем взаимодействие США и Канады и США и Мексики.

Основными целями соглашения НАФТА были:

Снятие барьеров в торговле и содействие свободному движению товаров и услуг между странами;

Установление справедливых условий конкуренции в рамках зоны свободной торговли;

Существенное увеличение возможностей для инвестирования в странах – членах соглашения;

Обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности в каждой из стран;

Выполнение и применение данного соглашения для урегулирования торговых споров;

В перспективе рассматривалась возможность расширения рамок данного соглашения за счет подключения к нему новых стран- участниц.

В целом очень важным достижением НАФТА явилось устранение дискриминации в отношении мексиканских товаров на рынках США и Канады, а Мексика в свою очередь отменила импортные лицензии по товарам из США и Канады.

Важно то, что НАФТА пошло дальше первого этапа реализации интеграционного процесса – зоны свободной торговли. Были созданы условия для свободного движения товаров, а также услуг, рабочей силы, капиталов. Огромное значение имело включение в соглашение раздела, посвященного торговле услугами, а также были отработаны общие подходы предоставления национальных режимов для осуществления прямых иностранных инвестиций.

Кроме того, в рамках НАФТА имеются договоренности:

О защите интеллектуальной собственности;

По гармонизации технических стандартов, санитарных норм и др.;

По формированию механизма разрешения споров (антидемпинговые проблемы, субсидии и др.).

В перспективе актуальными станут вопросы практического слияния рынков стран-участниц. Однако в рамках этого соглашения отсутствуют организационные структуры, подобны структурам в европейском сообществе.

Однако существуют такие органы, как Комиссия по свободной торговле; комитет по финансовым услугам и т.п.

В целом же НАФТА находится на начальных стадиях интеграционного процесса по сравнению с ЕС. Руководство США предпринимает меры для распространения принципов НАФТА на все страны Америки и подписания соответствующего соглашения всеми странами этого континента. Речь идет о попытках создания так называемой Американской зоны свободной торговли, которая могла бы объединить 34 страны Северной и Южной Америки.

Поскольку цель создания такой интеграционной группировки в ближайшей перспективе оказывается труднодостижимой, переговоры направлены на заключение двусторонних соглашений о свободной торговле, учитывающих интересы Соединенных Штатов и возможности отдельных стран.

В азиатско-тихоокеанском регионе в 1989 г. была создана первая межправительственная экономическая организация Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества - АТЭС. В ее состав входит 21 страна, которые значительно различаются по своему экономическому развитию. В АТЭС входят развитые страны: США. Канада, Япония; новые индустриальные страны: Сингапур, Южная Корея, Таиланд; развивающиеся страны Вьетнам, Китай и др. Членом этой организация является Россия.

Основными целями Форума АТЭС явились: содействие экономическому росту стран-участниц; развитие и укрепление открытой многосторонней системы в регионе; поощрение взаимной торговли товарами, услугами и трансграничных инвестиций; сокращение ограничений во взаимной торговле в соответствии с нормами ВТО.

В рамках АТЭС вырабатываются и реализуются региональные правила ведения торгово-экономической, научно-технической и инвестиционной деятельности. Проблематикой конкретных направлений экономического взаимодействия в АТЭС занимаются: Комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, Комитет по вопросам бюджета и управления, Подкомитет по экономическому и техническому сотрудничеству, подкомитеты по таможенным процедурам и др. Высшим органом являются встречи глав государств и правительств. Руководящим и координирующим органом служат совещания министров иностранных дел

Деятельность в АТЭС направлена на обсуждение и поиск согласованных решений по следующим направлениям:

Достижение выгод от глобализации и новой экономики;

Продвижение либерализации торговли и инвестиций, вводятся упрощенные процедуры для повышения эффективности торговли, проводится работа по улучшению инвестиционного климата в регионе и т. д;

Поддержание устойчивого экономического роста;

Предусматривается расширение сотрудничества в финансовой сфере, проведение диалога по макроэкономической политики для обеспечения большей предсказуемости экономического развития стран региона и т.д.

Фактически Форум АТЭС представляет собой попытку формирования самой крупной в мире зоны свободной торговли. Но при этом присутствует целый ряд противоречий, осложняющих решение поставленных задач. Это связано, прежде всего, с сохраняющейся дифференциацией входящих в эту группировку стран с точки зрения социально-экономического и политического развития. В Форуме АТЭС отсутствуют взаимные обязательства, связывающие страны при выполнении принятых ими совместных решений. Внутри АТЭС существует несколько различных субрегиональных группировок:

АСЕАН (Сингапур, Малайзия, Таиланд, Индонезия и др.);

АНЗСЕРТА (Австралия, Новая Зеландия);

Зоны свободной торговли между Чили и Канадой, Чили и Мексикой.

Россия является членом Форума АТЭС с 1998 г. Однако при позитивных аспектах этого участия имеются и определенные негативные стороны данного процесса. Поскольку экономика России (и прежде всего Дальнего Востока и Сибири наиболее тесно взаимодействующих с другими странами АТР) пока еще не обладает высокой конкурентоспособностью, а либерализация взаимной торговли со странами сообщества и открытие для них российского рынка может привести к вытеснению с него отечественной продукции иностранными фирмами-конкурентами.

Процессы международной экономической интеграции проходят и в развивающихся странах. К крупнейшим и наиболее динамичным торгово- политическим союзам Латинской Америки можно отнести Южноамериканский общий рынок в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая (МЕРКОСУР).

Договором о создании МЕРКОСУР, заключенным в 1991 г., предусматривалась отмена всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле между четырьмя странами, установление единого таможенного тарифа в отношении третьих стран, свободное движение капитала и рабочей силы, координация политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, согласование стратегии в валютно-финансовой сфере.

Для руководства процессом интеграции были созданы наднациональные органы управления: Совет общего рынка в составе министров иностранных дел; исполнительный орган – Группа общего рынка, 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка, в функции которых входят вопросы внешней торговли, таможенное регулирования, валютно-финансовая и макроэкономическая политика и др.

Итоги функционирования МЕРКОСУР свидетельствуют об определенных успехах интеграционной группировки, несмотря на незавершенность становления таможенного союза. Расширились взаимные внешнеэкономические связи, увеличился объем экспорта и др.

Однако интеграционные процессы развиваются не без трудностей и противоречий между странами-участницами. Так, они не сумели прийти к согласию о полной отмене тарифов во внутрирегиональной торговле к первоначально намеченному сроку. Не удалось согласовать в установленные сроки единые внешние тарифы на импорт товаров из третьих стран, Аргентина и Бразилия уделяют особое внимание защите от иностранных конкурентов создаваемых у себя высокотехнологичных отраслей промышленности производство компьютеров и телекоммуникационного оборудования.

Перспективы МЕРКОСУР аналитиками оцениваются как благоприятные.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе функционирует интеграционное объединение АСЕАН. Эта группировка была создана в 1967 г, в состав которой входит 9 стран, таких как Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Вьетнам и др.

Целью создания объединения является содействие социальному и экономическому развитию стран-членов, развитие сотрудничества в промышленности и сельском хозяйстве, проведение научно-исследовательских работ.

Высшим органом АСЕАН является конференция глав государств и правительств, которая собирается один раз в три года, а центральным руководящим органом – ежегодная встреча министров иностранных дел. На регулярных встречах принимаются решения по вопросам экономического сотрудничества. Функционирует и несколько специализированных учреждение АСЕАН, таких как Совет по нефти, Ассоциация судовладельцев, Банковский совет и др.

В целом, в сфере экономики планируется создание зоны свободной торговли, а также углубление сотрудничества в таких сферах, как безопасность, финансы, телекоммуникации, туризм, окружающая среда и др. В области политики предполагается создание региона мира, свободы и нейтралитета, углубление сотрудничества, особенно с Австралией, Канадой, ЕС, Японией, Южной Корей и США.

На Африканском континенте сформировалось около 40 самых различных международных организаций экономического и финансового профиля. В их числе можно отметить:

Таможенный и экономический союз стран Центральной Африки, созданные в 1964 г. Габоном, Камеруном, Конго, ЮАР и другими для формирования общего рынка (ЮДЕАК);

Совет согласия, объединяющий Бенин, Того, Нигер, Берег Слоновой Кости и др.;

Восточно-Африканское сообщество, объединяющее Кению, Уганду и Танзанию и др.

В целом интеграционные процессы на Африканском континенте протекают весьма непросто, что связано, прежде всего, с крайне низким уровнем развития большинства африканских стран. Поэтому некоторые из них, например, страны Северной Африки видят свои перспективы в более активном взаимодействии с развитыми странами, и, прежде всего, со странами ЕС.

Проявляют растущий интерес к интеграции, тесному взаимовыгодному сотрудничеству и арабские государства Персидского залива. С 1981 года функционирует Совет по сотрудничеству ряда арабских государств, в составе Саудовской Аравии, Кувейта, Катара, Бахрейна, ОАЭ, Омана – так называемая «нефтяная шестерка».

Функционирует целый ряд региональных интеграционных соглашений на двусторонней основе.

Общей главенствующей организацией для всех арабских государств является ЛИГА арабских стран со штаб-квартирой в Каире.

Такие страны Африки, как Алжир, Египет, Ливия, Маврикий, Марокко, Сомали, Тунис являются членами Арабского валютного фонда. Основными задачами АВФ в валютной сфере являются стабилизация обменных курсов валют стран-участниц и создание условий для взаимной обратимости, устранение в рамках организации валютных ограничений, создание механизма взаимных расчетов, а также единой валюты.

Наиболее развитой формой интеграции стран СНГ является Союзное государство РФ и Республики Беларусь. Договор о его создании был подписан в декабре 1999 г. При подписании договора были поставлены задачи создания союзного государства при сохранении национального суверенитета его государств-участников с формированием союзных государственный органов и наднациональных органов управления. Целями союзного государства являются формирование единого экономического пространства, осуществление единой социальной политики, проведение согласованной внешней и оборонной политики.

В октябре 2000 г. был заключен Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), в состав которого вошли Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан. Задачами этого сообщества являются:

Завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли;

Формирование единого таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования;

Установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки;

Выработка согласованной позиции государств-членов Сообщества по взаимоотношениях с ВТО и другими международными экономическими организациями;

Создание унифицированной системы таможенного регулирования.

Основная цель сообщества – создание единого экономического пространства.

С 2009 года стал функционировать Таможенный союз в составе Белоруссии, России и Казахстана.

Общие интересы в развитии регионального сотрудничества привели к заключению Центральноазиатского союза между Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией и Туркменистаном. Его целью является координация политики в области политики и обороны.

Главными препятствиями на пути экономической интеграции стран СНГ – это опасения ограничить свой суверенитет, экономические трудности, незавершенность создания новой социально-экономической системы. В целом же, несмотря на отмеченные негативные тенденции и сложности возможности повышения эффективности взаимного экономического сотрудничества между странами СНГ сохраняются.

Международная экономическая интеграция, преференциальные торговые соглашении, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз.

Контрольные вопросы

1. Какие выгоды получают страны-участницы интеграционных объединений?

2. В чем отличие зоны свободной торговли и таможенного союза?

3. Чем характеризуется общий рынок?

4. Что понимается под экономическим (валютным) союзом?

5. Какие интеграционные группировки Вам известны?

Сегодня интеграционные группировки действуют на всех континентах, кроме Антарктиды. Наибольший экономический и политический вес среди них имеют Европейский Союз (ЕС), Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Содружество Независимых Государств (СНГ) и Общий рынок стран Южного Конуса (Меркосур). Среди менее значимых группировок следует назвать Андское сообщество и Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС). Некоторые исследователи относят к интеграционным объединениям Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), объединяющее более 20 стран из разных частей света. По нашему мнению, оно представляет собой многосторонний форум.

Европейский Союз - ЕС {European Union - EU), насчитывающий сейчас 27 государств-членов, является самой крупной и развитой интеграционной группировкой мира. Более чем за полувековую историю Евросоюз 7 раз принимал новых членов, его участники создали развитую законодательную базу и систему органов управления. ЕС первым из всех региональных группировок перешел к стадии общего рынка (1993) и валютного союза (1999). Официальными целями ЕС являются укрепление мира, распространение общих ценностей ЕС, повышение благосостояния народов.

Деятельность Евросоюза распространяется на множество разных сфер. Он проводит общую экономическую и единую денежно-кредитную политику, общую политику безопасности и обороны, сельскохозяйственную, региональную, научно-техническую, транспортную, экологическую политику. Совместными усилиями ведется борьба с преступностью и терроризмом, действуют шенгенские правила, введено общее гражданство. Евросоюз имеет разветвленную сеть отношений с третьими странами и их группами, а также с международными организациями.

Североамериканское соглашение о свободной торговле - НАФТА (North American Free Trade Agreement - NAFTAi) образовано в 1988 г. в результате переговоров о создании ЗСТ между США и Канадой. С 1994 г. ее членом стала Мексика. Объединение создавалось по инициативе США в ответ на новые глобальные вызовы - прогресс европейской интеграции и дальнейшую либерализацию мировой торговли. Начавшийся в 1986 г. Уругвайский раунд переговоров ГАТТ предполагал открытие рынков сельскохозяйственных товаров, текстиля и услуг. Формирование североамериканской ЗСТ помогало защитить местных производителей и открыть для них новые рынки на своем континенте.

НАФТА представляет собой неполную ЗСТ, создание таможенного союза не предусматривается. Между участниками отменены таможенные пошлины и количественные ограничения по большинству товарных позиций, проведена либерализация движения капиталов и рынков финансовых услуг, действуют общие правила защиты интеллектуальной собственности.

Вместе с тем члены НАФТА сохраняют протекционизм в области энергетики, транспортного машиностроения и сельского хозяйства - все они оказывают значительную государственную поддержку фермерам. Вопрос о свободном передвижении рабочей силы не поднимается ввиду большого потока нелегальных мигрантов из Мексики в США.

НАФТА функционирует строго на принципах межгосударственного сотрудничества, что исключает существование наднациональных органов и общего законодательства. Соглашение не предусматривает общих органов, кроме трех комиссий, которые занимаются разрешением споров, касающихся взаимной торговли, экологических стандартов и условий труда.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии - АСЕАН (Association of Southeast Asian Nations - ASEAN) создана в 1967 г. и насчитывает 10 членов. Ее основателями были Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Позже к ним присоединились Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма и Камбоджа. Сейчас АСЕАН состоит из трех сообществ: безопасности, экономического и социально-культурного.

Первоначально задачами АСЕАН в сфере безопасности были защита участников от более сильных соседей (Японии и США), совместные действия на международной арене, урегулирование этнических и социальных конфликтов в регионе. В 1971 г. участники приняли декларацию о создании в Юго-Восточной Азии зоны мира, свободы и нейтралитета. В 1976- 1991 гг. Ассоциация играла важную роль в урегулировании военного конфликта между Кампучией и Вьетнамом. Ныне она решает такие задачи, как предотвращение и разрешение конфликтов, постконфликтное поддержание мира, совершенствование нормативной базы политических отношений.

При создании АСЕАН стран-основательниц связывали наличие рыночной экономики и стремление оградить себя от влияния соседей - Китая, Вьетнама, Лаоса и Кампучии, - строивших плановую экономику. Современная цель экономического сообщества АСЕАН - создание в регионе стабильного, процветающего и высококонкурентоспособного экономического пространства, в котором обеспечивается свободное передвижение товаров, услуг и инвестиций.

К 2000 г. шесть участников (Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд) фактически создали ЗСТ, снизив импортные тарифы до 0-5% на 99% товарных позиций. Согласно заключенному в 2009 г. Соглашению о торговле товарами, названные шесть стран обязались отменить таможенные пошлины в 2010 г., тогда как остальные участники сделают это в 2015-2018 гг. Экономическое сотрудничество АСЕАН также распространяется на сферы валютно-финансовых отношений, транспорта, туризма, телекоммуникаций и энергетики.

Социально-культурное сообщество АСЕАН имеет следующие цели: формирование общей региональной идентичности, повышение уровня жизни (особенно социально незащищенных групп населения), развитие образования и защита окружающей среды.

Содружество Независимых Государств - СНГ - создано в декабре 1991 г. в связи с распадом СССР. Его членами являются 11 государств: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. Цели СНГ зафиксированы в принятом в 1993 г. Уставе. Основными из них являются:

Сотрудничество в области политики, экономики и других областях;

Социально-экономическое развитие государств-членов;

Обеспечение прав и основных свобод человека;

Обеспечение международного мира и безопасности, сокращение вооружений и ликвидация оружия массового уничтожения.

СНГ действует строго на принципах межгосударственного сотрудничества, правовой базой которого служат много- и двусторонние соглашения. Содружество не обладает наднациональными полномочиями, а его государства-члены являются самостоятельными субъектами международного права. Решения в рамках СНГ принимаются только единогласно, голоса в руководящих органах распределяются по принципу одна страна - один голос. Эго, с одной стороны, гарантирует равенство всех членов группировки, а с другой - осложняет процесс выработки коллективных решений (подробнее об СНГ см. гл. 43).

Общий рынок стран Южного Конуса - Меркосур (Mercado Сотйп del Sur - Mercosur) образован в 1991 г. четырьмя латиноамериканскими государствами - Бразилией, Аргентиной, Уругваем и Парагваем. Политический диалог между инициаторами объединения и крупнейшими странами региона - Бразилией и Аргентиной - стал возможен после восстановления в них демократии и прихода к власти гражданских правительств. Одним из факторов создания Меркосур стал оглашенный Соединенными Штатами в 1989 г. план панамериканской ЗСТ (Free Trade area of the Americas). Забегая вперед, скажем, что к середине 2000-х годов он был полностью дискредитирован и снят с повестки дня.

Учредительный договор Меркосур, подписанный в столице Парагвая г. Асунсьон, так определяет цели объединения:

Свободное передвижение товаров, услуг и факторов производства, снижение тарифов и устранение нетарифных ограничений;

Введение общего таможенного тарифа и проведение общей торговой политики в отношении третьих стран;

Координация макроэкономической, внешнеторговой, сельскохозяйственной, промышленной, бюджетной, денежно-кредитной и транспортной политики;

Гармонизация законодательства стран-членов в указанных сферах.

Принимая во внимание эволюцию международных событий, особенно консолидацию крупных экономических пространств, и важность полноценного включения своих стран в мировые экономические процессы... государства-члены принимают решение учредить Общий рынок.

Асунсьонский договор, 1991 г. Статья 1 Преамбулы

Главным органом Меркосур является Совет общего рынка, собирающийся на уровне министров (сельского хозяйства, экономики, культуры, внутренних дел и т.п.). Группа общего рынка занимается текущими и техническими вопросами экономического сотрудничества. Торговая комиссия ведает вопросами таможенного законодательства и тарифов, соблюдения правил конкуренции и защиты прав потребителей. В Меркосур также имеются общий парламент, консультативный социально-экономический форум, секретариат, постоянный суд.

С 1 января 1995 г. в Меркосур действует таможенный союз. Единый таможенный тариф в отношении третьих стран охватывает 85% товарных позиций. Согласование позиций по остальным, наиболее чувствительным товарам проходит медленно из-за несовпадения интересов государств-участников (дополнительно о Меркосур см. гл. 32).

Экономическое сообщество государств Западной Африки - ЭКОВАС (Economic Community of West African States - ECOWAS) создано в 1975 г. Его членами являются 16 государств: Гамбия, Гана, Либерия, Нигерия, Сьерра-Леоне, Бенин, Буркина-Фасо, Гвинея, Мали, Нигер, Кот-д’Ивуар, Сенегал, Того, Гвинея-Бисау, Кабо-Верде, Мавритания. Сообщество сложилось на базе бывших колоний Франции в Западной Африке.

Согласно Лагосскому договору целью ЭКОВАС является создание таможенного союза, а затем общего рынка. Участники совместно решают такие задачи, как гармонизация экономической политики и ликвидация всех ограничений при совершении экономических сделок; гармонизация политики в области сельского хозяйства, достижение самообеспеченности продовольствием; согласование промышленной политики; развитие транспорта и коммуникаций, строительство сети автодорог; сотрудничество в сфере производства электроэнергии и добычи полезных ископаемых; обеспечение свободного передвижения рабочей силы (действует с 1979 г.); совершенствование денежной системы.

В 1993 г., после того как ЭКОВАС участвовало в мероприятиях по прекращению огня в Либерии, в основополагающий договор сообщества была добавлена еще одна цель - поддержание мира в регионе.

Восемь стран ЭКОВАС (Бенин, Буркина-Фасо, Мали, Нигер, Кот-д’Ивуар, Сенегал, Того, Гвинея-Бисау) составляют Западно-Африканский экономический и валютный союз. Он выпускает общую денежную единицу, которая вместе с денежной единицей аналогичного Центрально-Африканского союза формирует так называемый франк КФА (Franc des Colonies Francaises d’Afrique), жестко привязанный к евро.

Главный орган ЭКОВАС - конференция глав государств, проводимая дважды в год. С той же периодичностью заседает Совет министров. Специальные комиссии занимаются текущими вопросами торговли, таможенных сборов, промышленности и транспорта. Трибунал толкует положения Договора и решает споры между государствами-членами.

Андское сообщество (Comunidad Andina) было создано под названием Андский пакт в 1969 г. пятью странами: Боливией, Колумбией, Чили, Эквадором и Перу. Позже Чили покинула объединение.

Целями сообщества являются содействие сбалансированному развитию, экономическому росту и занятости в государствах-членах; постепенное создание общего рынка стран Латинской Америки; укрепление позиций государств-членов в мировой экономике и снижение их зависимости от внешних сил; упрочение солидарности государств-членов и сокращение диспропорций между ними; повышение качества жизни граждан.

С 1993 г. в рамках объединения действует ЗСТ, а с 1995 г. - общий таможенный тариф. С 1970 по 2005 г. оборот взаимной торговли четырех стран увеличился более чем в 80 раз. К числу достижений группировки следует также отнести введение общего паспорта, отмену визового режима и паспортного контроля на границах, значительную либерализацию рынка труда (дополнительно об Андском сообществе см. гл. 32).

.

История Европейского Союза началась в 1951 году, когда было создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), в которое вошли Франция, Италия, Германия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург (три последние страны часто называют в литературе "страны Бенилюкс"). Планировалось, что этот наднациональный орган будет осуществлять руководство угледобычей и черной металлургией Франции и Германии, а также международный контроль за ключевыми отраслями военной промышленности.

Датой образования Европейского союза считается 1957 год, когда вышеуказанные страны подписали в Риме документ, получивший название "Римский договор". Фактически это два договора: один об учреждении Европейского экономического Сообщества (ЕЭС), другой - об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). При этом ЕЭС и Евратом руководил один орган - Комиссия ЕЭС-Евратом. В 1967 году произошло слияние высшего руководящего органа ЕОУС и Комиссии ЕЭС-Евратом. До 1993 г. эта интеграционная группировка носила название "Европейские Сообщества" (ЕЭС).

За время существования состав этой группировки постоянно расширялся.

В 1973 году к первым шести странам присоединились Великобритания, Ирландия и Дания.

В 1981 году в ЕЭС вступила Греция.

В 1986 году - вступление Испании и Португалии.

В 1995 году - вступление Австрии, Швеции, Финляндии.

В соответствии с замыслами организаторов ЕЭС развитие интеграционных процессов должно было привести к образованию таможенного союза и единого (общего) рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а в перспективе - к образованию политического объединения. В соответствии с этим планом, развитие данной интеграционной группировки прошло ряд этапов, для которых был характерен переход от низших (зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок) к высшим формам взаимодействия (экономический и валютный союз).

К концу 60-х годов был создан таможенный союз: отменены таможенные пошлины и сняты количественные ограничения во взаимной торговле, введен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам. Начала осуществляться единая внешнеторговая политика. ЕЭС стало от своего имени проводить переговоры и заключать соглашения по вопросам торгово-экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества.

В начале 60х годов была сформирована единая сельскохозяйственная политика, ориентированная на создание льготных условий для деятельности местных фермеров.

Страны ЕЭС начали проводить совместную региональную политику, направленную на ускорение развития отсталых и депрессивных районов.

С марта 1979 года начала действовать Европейская валютная система, объединившая страны ЕЭС и направленная на уменьшение колебаний и взаимоувязку курсов национальных валют, поддержание валютной стабильности и ограничение роли доллара США в международных расчетах стран Сообщества. Учреждена специальная валютно-расчетная единица "экю", действующая в рамках этой системы.

В 1987 году вступил в силу принятый странами-членами ЕЭС Единый европейский акт (ЕЕА). Были поставлены задачи по совместному развитию научных и технологических исследований. В соответствии с ЕЕА к концу 1992 года должен был завершиться процесс создания единого внутреннего рынка, т.е. устранены все препятствия на пути свободного движения граждан этих государств, товаров, услуг и капиталов на территории этих стран.

В целом эти задачи были выполнены, и в феврале 1992 года в г. Маастрихте был подписан договор о Европейском Союзе. Поэтому с 1993 года ЕЭС именуется Европейским Союзом или ЕС. Этот договор предусматривает постепенную трансформацию ЕС в союз экономический, валютный и политический.

Определены общие цели Европейского Союза:

Валютная интеграция, т.е. постепенный переход к полному валютному союзу, создание в 1997 году единого Европейского банка, к 2000 году - введение единой валюты "евро", ликвидация национальных валют;

Проведение единой внешней политики;

Решение общими силами внутренних проблем ЕС - нелегальная иммиграция, терроризм, преступность, наркотики;

Развитие демократических институтов, укрепление наднациональных структур (Европарламент, Евросуд и т.д.).

В настоящее время в ЕС завершено формирование основ единого рынка и системы межгосударственного управления; страны-участницы решают вопросы окончательного оформления экономического, валютного и политического союзов.

Основными органами управления ЕС являются Совет Министров ЕС, Комиссия ЕС, Европарламент, Европейский суд. Совет Министров ЕС - руководящий орган ЕС, обладающий правом принимать решения по основным вопросам деятельности ЕС и правом заключать международные соглашения от имени ЕС. Это законодательный орган. Он может принимать постановления 4 основных видов, различающиеся по обязательной силе и способам применения.

1. Регламенты - подлежат непосредственному применению во всех странах.

2. Директивы - претворяются в жизнь через принятие национальных законодательных актов.

3. Решения - касаются лишь некоторых предприятий и организаций.

Комиссия ЕС (КЕС) - административный орган, обладающий широкими полномочиями. Основные функции КЕС следующие.

1. Выдвижение законодательных инициатив.

2. Контроль за исполнением постановлений Совета Министров ЕС. Использование необходимых санкций (в том числе и обращение в Европейский суд) при нарушении странами тех или иных актов ЕС.

3. Контроль за соблюдением таможенного режима, развитием аграрного рынка, налоговой политики.

4. Обеспечение эффективной политики в области конкуренции и проведение единой политики в сельском хозяйстве, на транспорте и т.п.

5. Управление различными фондами (социальным, региональным, аграрным) и программами ЕС, в том числе и программами помощи странам, не участвующим в ЕС.

Существенным направлением деятельности КЕС является приведение в необходимое соответствие законодательных норм и стандартов, действующих в разных странах ЕС.

Местонахождение КЕС - г. Брюссель.

Европейский парламент (Европарламент ) формируется путем всеобщих прямых выборов парламентариев из всех стран ЕС. Депутаты Европарламента избираются сроком на 5 лет. Члены Европарламента объединяются во фракции не по принципу гражданства, а по принципу политической (партийной) принадлежности, что является шагом по пути формирования международных политических движений.

Европарламент - консультативный и рекомендательный орган. Но бюджет ЕС утверждается именно Европарламентом. В соответствии с Единым европейским актом в настоящее время требуется одобрение со стороны Европарламента при вступлении в ЕС новых членов, при заключении договоров об ассоциированном членстве, а также соглашений с третьими странами.

Местонахождение Европарламента -г. Страсбург.

Суд ЕС (Европейский суд) - международный правовой орган стран ЕС. Он обеспечивает единообразное толкование принятых в ЕС правил и норм, и урегулирует связанные с их применением споры и претензии, в том числе и от иностранных юридических лиц.

Местонахождение Европейского суда г. Страсбург.

Большое значение для развития ЕС имеет тот факт, что там сформировалось единое правовое пространство, т.е. правовые документы ЕС являются неотъемлемой частью национального права стран-участниц и обладает преимущественной силой при возникновении разногласий с национальным правом. Комиссия ЕС следит за тем, чтобы принимаемые национальные нормативные акты не противоречили праву ЕС.

С 1993 года действует Соглашение между ЕС и ЕАСТ о едином европейском экономическом пространстве, которое предполагает свободное перемещение товаров, услуг, рабочей силы и капиталов. Таким образом, сформировался крупнейший в мире общий рынок, объединяющий 19 европейских стран..



Читайте также: