- Что является основной систематической единицей в биологии?
- Какие виды растений и животных вы знаете?
- Почему в обозначении видов используют двойные названия?
«Медведь бурый»
Сравните два рода одного вида. Покажите черты сходства и отличия.
Медведь белый
Медведь бурый
В указанном списке подсчитайте количество
особей, видов, родов.
- Ёж обыкновенный
- Лисица обыкновенная
- Медведь белогрудый
- Хомячок джунгарский
- Заяц беляк
- Медведь бурый
- Ёж ушастый
- Хомячок сибирский
- Заяц русак
- Лисица обыкновенная
«Вид- совокупность популяций особей, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства, населяющих определённый ареал, обладающих рядом общих морфофизиологических признаков… и отдалённых от других таких же групп особей практически полным отсутствием гибридных форм.» «Ареал- область распространения данного вида в природе.»
«Популяция-совокупность особей одного вида, обладающих общим генофондом и занимающих определённую территорию- ареал.» «Генофонд– совокупность генов, которые имеются у особей данной популяции.»
Термин «вид» впервые ввел в биологию английский ботаник Джон Рей.
Джон Рей (1628 – 1705)
Карл Линней (1707-1778)
Элементарной единицей считал «вид». Ввёл бинарное название: род, вид.
Жан Батист Ламарк (1744-1829)
Выдвинул теорию об изменяемости видов.
Чарльз Дарвин (1809-1882)
Виды существуют, относительно постоянны являются результатом исторического развития.
признаки, по которым особи объединяются в один вид
признаки, по которым можно различить особей разных видов.
Генетические
Географические
Признаки вида
Экологические
Морфологические
Физиологические
Биохимические
По ходу работы заполните таблицу Критерии вида
Название
критерия
Характеристика
Морфологический
Исключения
- Существуют виды-двойники (например, виды-двойники малярийного комара, 2 вида-двойника черных крыс).
- Существует явление мимикрии – подражание съедобного вида ядовитому).
осовидка
особенности процессов жизнедеятельности.
Возможность получения плодовитого потомства при скрещивании.
Главным является способность к размножению.
- Есть близкие виды, имеющие сходные процессы жизнедеятельности:
Собака х волк
Канарейка х зяблик
занимают определенный ареал.
Ареал сибирской лягушки
Ареал травяной лягушки
- В одном ареале могут жить особи разных видов.
- Особи одного вида могут занимать разные ареалы (например, островные популяции).
- Существуют виды-космополиты, проживающие повсеместно (например, рыжий таракан, домовая муха)
- Ареалы некоторых видов быстро изменяются (например, расширяется ареал зайца-русака).
- Существуют биареальные виды (например, перелетные птицы).
- Разные виды могут быть приспособлены к одинаковым условиям.
- Особи одного вида могут жить в несколько различающихся условиях (например: глубоководная и прибрежная популяции речного окуня,
одуванчик может расти и в лесу, и на лугах).
определенный набор хромосом.
Главным является не количество, а строение и форма хромосом.
Например, у человека и тополя одинаковое количество хромосом – 46.
Не является универсальным, так как:
- Особи одного вида могут иметь разное количество хромосом.
Например: у особей одного из видов долгоносиков набор хромосом может отличаться в 2-3 раза.
- В природе имеются виды, которые успешно скрещиваются.
Например:
- некоторые виды синиц, канареек, зябликов; некоторые виды тополей, ив.
- некоторые виды синиц, канареек, зябликов;
- некоторые виды тополей, ив.
- Какова была тема урока?
- Какие цели стояли перед тобой на уроке? На какие
- знания, полученные ранее по данному предмету, ты опирался на уроке?
- Какой новый материал, выводы ты увидел на уроке?
- Какие чувства, мысли вызвал у тебя этот урок?
- Как работали на уроке твои одноклассники?
- Как работал ты на уроке?
- Доволен ли ты уроком?
Индивидуально: подумайте «Правда ли, что ворон- это муж вороны?»
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Вид. Критерии вида.
Задачи урока: изучить понятие вида, его критерии и структуру.
Проверка знаний учащихся. Тест по теме «Селекция»
1. Популяция растений, характеризующаяся сходным генотипом и фенотипом, полученная в результате искусственного отбора, – это: а) вид; б) подвид; в) порода; г) сорт.
2 . Каким путем осуществляется в селекции растений выведение новых сортов? а) Выращиванием растений на удобренных почвах; б) вегетативным размножением с помощью отводков; в) скрещиванием растений различных сортов и последующим отбором потомства с ценными признаками; г) выращиванием растений на бедных почвах.
3. При искусственном отборе формируются признаки, полезные: а) человеку; б) виду; в) биогеоценозу; г) породе.
4. Метод получения новых сортов растений путем воздействия на организм ультрафиолетовыми или рентгеновскими лучами называют: а) гетерозисом; б) полиплоидией; в) мутагенезом; г) гибридизацией.
5. Явление гетерозиса связано: а) с новой комбинацией генов; б) с изменчивостью генов; в) с модификационной изменчивостью; г) с хромосомными перестройками.
6. Группу наиболее сходных по строению и жизнедеятельности животных, созданных для сельскохозяйственных целей человеком, называют: а) сортом; б) видом; в) породой; г) родом.
7. Чистая линия растений – это потомство: а) гетерозиготных форм; б) одной самоопыляющейся особи; в) межсортового гибрида; г) двух гетерозиготных особей.
8. Что лежит в основе создания новых пород сельскохозяйственных животных? а) Скрещивание и искусственный отбор; б) естественный отбор; в) хороший уход за животными, режим их питания; г) борьба за существование.
9. Н. И. Вавилов разработал: а) хромосомную теорию наследственности; б) эволюционную теорию; в) гипотезу происхождения жизни; г) учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
10. Близкородственное скрещивание в селекции животных используют для: а) закрепления желательных признаков; б) улучшения признаков; в) увеличения гетерозиготных форм; г) отбора наиболее продуктивных животных.
Ответы на тест: 1 – г, 2 – в, 3 – а, 4 – в, 5 – а, 6 – в, 7 – б, 8 – а, 9 – г, 10 – а.
Актуализация знаний. Фронтальная беседа по вопросам
Задание №1. Назовите знакомые вам виды растений и животных, обитающих рядом с вашим домом или школой
Задание № 2. В указанном списке животных посчитайте количество особей, видов и родов. 1. Ёж обыкновенный. 2. Лисица обыкновенная. 3. Медведь гималайский. 4. Хомячок джунгарский. 5. Заяц-беляк. 6. Медведь бурый. 7. Хомячок сирийский. 8. Заяц-русак. 9. Ёж ушастый. 10. Лисица обыкновенная.
Задание № 3. Название этого вида животного. Какое из этих двух слов относится к родовому, а какое к видовому.
Вывод: 1. Для обозначения вида используется двойная (бинарная) номенклатура, согласно которой сначала указывают род, к которому относится вид, а затем видовое название. 2. Особи разных видов отличаются друг от друга по местам обитания, внешним признакам и др. 3. Сходные виды объединяются в один род. 4. Вид – это основная категория биологической классификации.
Изучение нового материала. Вид – совокупность особей, занимающих определенную область распространения, сходных по строению, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство. На сегодняшний день описано около 1,5 млн видов животных и более полумиллиона видов растений.
Концепции. 1. Карл Линней считал, что вид – универсальная, реально существующая единица живой материи, морфологически однородная и неизменная. 2. Т.Б. Ламарк – виды реально не существуют, это чисто умозрительное понятие, изобретенное для того, чтобы легче было рассматривать совокупно большее количество особей. 3. Ч. Дарвин – вид неоднороден, представляет собой систему соподчиненных единиц.
Критерии вида – совокупность определенных признаков, позволяющих характеризовать какую-либо группу организмов как вид. Морфологический критерий. Лабораторная работа «Изучение морфологического критерия вида»
Критерии вида Содержание критерия 1. Морфологический Сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида, особенностей строения представителей одного вида 2. Физиологический Сходство всех процессов жизнедеятельности, и прежде всего процесса размножения (свободное скрещивание особей вида) 3. Генетический Каждый вид характеризуется определенным, присущим только ему набором хромосом и их особой структурой (размеры, форма, состав ДНК) 4. Экологический Вид занимает определенное место в природе, имею свою специализацию, набор факторов среды, необходимых для его существования 5. Географический Вид обладает определенной областью распространения в природе – ареалом 6. Исторический Общность предков, единая история возникновения и развития вида
СТРУКТУРА ВИДА
IV. Закрепление изученного материала. Беседа по вопросам: 1. Что такое вид? 2. Какие критерии вида вам известны? 3. Можно ли по одному критерию установить принадлежность организма к конкретному виду? 4. Почему необходимо использовать в совокупности все критерии для установления видовой принадлежности? 5. Сколько видов обитает на нашей планете?
Домашнее задание: § 4.1.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Вид. Критерии вида.
Термин «вид» впервые ввел в биологию английский ботаник Джон Рей. Джон Рей (1628 – 1705)
К. Линей Признавал реальное существование видов в природе. Считал виды постоянными и неизменными.
Ж.Б. Ламарк Считал, что термин «вид» придуман человеком для удобства классификации. Отрицал реальное существование видов в природе, представлял себе природу как совокупность постоянно изменяющихся рядов особей. Реальными считал только особи.
Ч. Дарвин Виды реально существуют в природе. Виды возникают, исчезают, развиваются, изменяются, дают начало другим видам.
Критерии вида – признаки, по которым особи объединяются в один вид признаки, по которым можно различить особей разных видов. ИЛИ
Морфологический критерий - особенности внешнего строения.
Морфологический критерий Не является основным и единственным, так как: Существуют виды-двойники (например, виды-двойники малярийного комара, 2 вида-двойника черных крыс).
Морфологический критерий Не является основным и единственным, так как: Существует явление мимикрии – подражание съедобного вида ядовитому). осовидка оса
Морфологический критерий Не является основным и единственным, так как: Особи одного вида могут отличаться друг от друга по окраске и другим признакам (при обитании в разных условиях (например, две популяции улиток – лесная и луговая, две популяции речного окуня – глубоководная и прибрежная; могут появляться особи-альбиносы).
Индустриальный меланизм березовой пяденицы
Различие в окраске ужа обыкновенного
Различие в окраске лягушки озерной
Альбинизм у ежа
Альбинизм
Физиологический критерий - особенности процессов жизнедеятельности. Главным является способность к размножению.
Физиологический критерий - Не является основным и единственным, так как: Есть близкие виды, имеющие сходные процессы жизнедеятельности.
Географический критерий - область распространения (ареал) вида. Ареал сибирской лягушки Ареал травяной лягушки
Географический критерий Не является основным и единственным, так как: В одном ареале могут жить особи разных видов. Особи одного вида могут занимать разные ареалы (например, островные популяции). Существуют виды-космополиты, проживающие повсеместно (например, рыжий таракан, домовая муха) Ареалы некоторых видов быстро изменяются (например, расширяется ареал зайца-русака). Существуют биареальные виды (например, перелетные птицы).
Экологический критерий - приспособленность особей вида к определенным условиям существования.
Экологический критерий Не является основным и единственным, так как: Разные виды могут быть приспособлены к одинаковым условиям. Особи одного вида могут жить в несколько различающихся условиях (например: глубоководная и прибрежная популяции речного окуня, одуванчик может расти и в лесу, и на лугах).
Генетический критерий - определенный набор хромосом. Главным является не количество, а строение и форма хромосом. Например, у человека и тополя одинаковое количество хромосом – 46.
Генетическая критерий - Из-за различия в хромосомном наборе между особями разных видов имеется репродуктивная изоляция: разные сроки размножения; по разному устроены половые аппараты; сперматозоиды не могут проникнуть в яйцеклетку; если оплодотворение произошло, то погибает зародыш или молодой организм рождается нежизнеспособным. если гибрид жизнеспособен, то он неплодовит например: лошак, мул, хонорик (хорек и норка) хонорик
Генетический критерий Не является универсальным, так как: Особи одного вида могут иметь разное количество хромосом. Например: у особей одного из видов долгоносиков набор хромосом может отличаться в 2-3 раза. В природе имеются виды, которые успешно скрещиваются. Например: некоторые виды синиц, канареек, зябликов; некоторые виды тополей, ив.
Вывод: для того, чтобы определить принадлежность особи к какому-то виду недостаточно одного критерия, необходимо учитывать совокупность всех критериев.
Вид – совокупность особей, обладающих сходством морфологических, физиологических, биохимических особенностей, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, похожее на родителей, приспособленных к определенным условиям жизни и занимающих в природе определенный ареал.
Какому критерию вида соответствует следующее описание: большая синица живет в кронах деревьев, питается крупными насекомыми и их личинками? 1) географическому 2) экологическому 3) морфологическому 4) генетическому
К какому критерию вида относят область распространения северного оленя? 1) географическому 2) экологическому 3) морфологическому 4) генетическому Совокупность внешних признаков особей относят к критерию вида
Карл Линней () Вид - элементарная единица систематики.
Жан Батист Ламарк () Выдвинул теорию об изменяемости видов.
Вид - Вид - совокупность особей, занимающих определенный ареал, имеющих общее происхождение, морфологическое и генетическое сходство, свободно скрещивающихся между собой и дающее плодовитое потомство. совокупность особей, занимающих определенный ареал, имеющих общее происхождение, морфологическое и генетическое сходство, свободно скрещивающихся между собой и дающее плодовитое потомство.
Структура вида Виды не смешиваются, т.к. Виды не смешиваются, т.к. имеют разные ареалы обитания имеют разные ареалы обитания различаются половым поведением и сроками размножения различаются половым поведением и сроками размножения используют разную сигнализацию (способы) используют разную сигнализацию (способы) имеют закрытый генофонд. имеют закрытый генофонд.
Вопросы на закрепление Биологическая задача 1: Зубр и бизон - два вида, относящиеся к одному роду. Они очень схожи между собой внешне и в неволе дают плодовитое потомство зубробизона. В природе не скрещиваются, так обитают на разных материках – зубр в Европе, а бизон – в Северной Америке. Как можно назвать этот критерий вида?
Биологическая задача 2: Биологическая задача 2: Белый медведь обитает в арктическом поясе, окраска шерсти белая, питается рыбой и морскими млекопитающими. Бурый медведь распространен в лесах умеренного пояса, окраска шерсти бурая, пища растительная и животная, на зиму впадает в спячку. На основании какого критерия можно сделать вывод, что особи этих видов не могут скрещиваться?
Биологическая задача 4: Известно, что в природе существуют два вида зайцев – беляк и русак. Объясните, почему их относят к разным видам? Какими критериями вы руководствовались при ответе на этот вопрос? Почему нельзя определить принадлежность особи к тому или иному виду только по морфологическому критерию?
Вывод: Каждый критерий в отдельности не может быть основанием для определения вида; только в совокупности они позволяют выяснить принадлежность живого организма. Каждый критерий в отдельности не может быть основанием для определения вида; только в совокупности они позволяют выяснить принадлежность живого организма.