Мировоззрение в современную эпоху. Каким бывает мировоззрение или мировоззренческий взгляд

Тема 1.1: «Предмет философии»

Вопросы:

1 . Место философии в системе научного познания. Структура и функции философии.

2 . Философия – мировоззренческая форма.

3 . Основной вопрос философии.

Вопрос 1 Место философии в системе научного познания.

Структура и функции философии.

ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo - люблю, sophia - мудрость; любовь к мудрости) -форма познания мира. Слово «философия» впервые ввел греческий философ Пифагор в VI веке до н. э. Философствование т.е. осмысление основополагающих, коренных, принципиальных важных проблем природы, общества и мышления, вопросов существования человечества, человека, смысла его жизни, предназначения и цели развития общества. Как только радикально менялась жизнь общества, в нем возникали проблемы, требующие своего философского осмысления. Изменения в материальной и духовной культуре каждого народа и каждого человека заставляют людей заново переосмыслить бытие (жизнь), вносить коррективы и представления обо всем существующем.

Философия неоднократно ставила также вопросы, которые затем становились предметом исследования естествознания или искусства морали или политики, права или религии.

Философию можно ещё определить как поиск ответов на вечные проблемы человеческого бытия (В чём смысл жизни?)

Философия является самой древней и фундаментальной наукой, устанавливающей наиболее общие закономерности развития природы и общества. Философия выполняет познавательную функцию в обществознании.

«Она стремится создать обобщенную картину мира и места человека в нем!»

Философия-это

  • форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир и на место в нем человека;
  • наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления

Философия и наука :

Совершенно очевидно, что никакая сфера человеческого духа, и философия в том числе, не может вобрать в себя всю совокупность специально-научных знаний о мироздании. Философия не может быть наукой всех наук, т.е. стоять над частными дисциплинами, равно как она не может быть одной из частных наук в ряду прочих.

  • Философствующий разум должен определить свое отношение к миру. Поэтому основной вопрос философии и формулируется как вопрос об отношении мышления к бытию (человека к миру, сознания к материи).
  • Представители отдельных наук исходят из определенных представлений, которые принимаются как нечто данное, не требующее обоснования. Ни один из узких специалистов в процессе непосредственной научной деятельности не задается вопросом, как возникла его дисциплина и как она возможна, в чем ее собственная специфика, методы и отличие от прочих. Если эти проблемы затрагиваются, естествоиспытатель вступает в сферу
  • Философских вопросов естествознания. Философия же в первую очередь стремится выяснить исходные предпосылки всякого знания, в том числе и собственно философского.

Популярно разъясняя специфику философии, британский логик, философ и социолог Бертран Рассел утверждал, что философия "является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор недостижимым; но подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения". Философия, по его мнению, как бы ничейная земля между наукой и теологией, открытая, однако, для атак с обеих сторон.

«В Философии невозможно найти лишь один единственный удовлетворяющий ответ на поставленный вопрос. если наука реализует достаточно строгую форму организованности, то философия не может похвастаться подобной однозначностью»

Философия

  • Наука о наиболее общих законах мироздания
  • (о мире как целом)
  • Познание, свободное от догм,
  • но не достигшее научной точности
  • Изучение не мира самого по себе,
  • а отношения человека и мира

Философские вопросы:

  • как устроен мир в целом?
  • как относится к миру человек?
  • каково его место в нем?
  • как он его познает?
  • как он действует в этом мире?

Философия изучает:

· общие принципы мироустройства

· отношение человека к миру:

Ø познавательное

Ø ценностное

Ø практическое

Функции философии :

  • Мировоззренческая
  • Методологическая
  • Гносеологическая
  • Прогностическая
  • Критическая
  • Аксиологическая
  • Социальная

1. Одной из основных и наиболее значимых функций философии является мировоззренческая . Философия формирует представления людей о мире и его устройстве, о человеке и обществе, о принципах взаимоотношения с окружающим миром и месте человека в нем. Философия проясняет взгляды человека, его цели, интересы и потребности и их связь с окружающей действительностью. Таким образом, данная функция способствует построению единой и обобщенной системы знаний человека и выработке мировоззренческих идеалов.

2. Суть фундаментальной функции философии заключается в формировании общих понятий, законов и принципов реальной действительности, применяемых как в науке, так и в практической деятельности людей.

3. Методологическая функция философии характеризуется формированием общих принципов и норм познавательной деятельности, а также содействует приросту научных знаний и созданию предпосылок для научных открытий.

4. Гносеологическая функция философии подталкивает мышление человека к познанию окружающего мира и поиску истины.

5. Логическая функция философии проявляется в формировании определенной позиции человека в межличностных и социально-культурных отношениях, а также определяет культуру человеческого мышления.

6. Воспитательная функция философии направлена на формирование в человеке моральных, нравственных и культурных ценностей, стремления самосовершенствоваться, творить и искать жизненные приоритеты.

7. Аксиологическая функция философии представляет собой отражение явлений окружающей действительности с точки зрения различных ценностей, определяющих выбор людей, их поступки, идеалы, нормы поведения.

8. Суть интегративной функции философии состоит в соединении воедино практического, познавательного и ценностного жизненного опыта людей. Философия старается обобщить, оценить осмыслить как интеллектуальные, духовные и практические достижения всего человечества, так и отрицательный исторический опыт.

9. Философия выполняет и критическую функцию , стремясь разрушить старые идеалы и взгляды, сформировать новое мировоззрение , что сопровождается сомнениями и критикой принятых догм и стереотипов.

10. С помощью регулятивной функции философия влияет на соотношение конкретных действий людей и их жизненных стремлений и приоритетов.

11. Прогностическая функция философии основывается на прогнозировании форм и направлений развития будущих объектов, процессов, явлений, материи, сознания, человека и общества на основании имеющейся системы знаний об окружающей действительности. В современной философии имеется множество областей исследования, в которых анализируются общие знания о мире, человеке, о разных формах бытия.

Основные разделы философии:

Онтология – учение о мире, о природе, о бытии. Как возник мир, природа, человек. Природа возникла сама по себе или создана Творцом? Каковы универсальные характеристики мира? Мир один или миров множество, конечен ли он, вечен ли он, существует ли в этом мире Бог?

Космология – учение о Вселенной (область физики, астрономии, математики).

Гносеология (Эпистемология) – учение о познании, о знании и его структуре. Познаваем ли мир? Каковы пределы познания? Каким образом познаваем мир? Как возникают понятия, соответствуют ли они этому миру? Что

такое истина, ложь?

Антропология – учение о человеке,

его сущности, происхождении, значении

в этом мире. Этика, эстетика.

Социология – учение об обществе-

что такое общество, государство, какая

его форма соответствует природе человека.

Методология - учение о методах познания.

Аксиология - учение о ценностях.

Вопрос 2 Философия – мировоззренческая форма.

· Мировоззрение – система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру.

· Мировоззрение индивида, социальной группы, класса, общества в целом.

Уровни мировоззрения:

По глубине отражения мира можно выделить три основных уровня мировзрения:

  1. Мироощущение – это эмоционально – психологическая компонента. Посредством чувств, переживаний, эмоционального настроя, психического состояния и т.д.
  2. Миропредставление основано практическом опыте посредством чувственного отражения на основе повседневного опыта
  3. Миропонимание – это самый глубокий познавательно – интеллектуальный уровень посредством понятийного отражения на основе абстрактного мышления.

Основные типы мировоззрения:

· Повседневное мировоззрение

· Религиозное мировоззрение

· Философское мировоззрение

· Научное мировоззрение

· Обыденное (житейское, повседневное) мировоззрение – исторически первичная форма

мировоззрения как в онто-, так и филогенезе. Целостность обыденного мировоззрения достигается за счет преобладания в мышлении ассоциативности и установления произвольной связи знаний о разных сферах бытия; путем случайного (неупорядоченного) смешения результатов мироощущения и результатов миропонимания в единое целое. Главная особенность обыденного мировоззрения – его фрагментарность, эклектичность и бессистемность

· Религиозное мировоззрение - это способ освоения действительности через ее удвоение на

естественную, земную, посюстороннюю и сверхъестественную, небесную, потустороннюю. Религиозное мировоззрение отличается от мифологического по способу духовного освоения действительности.

Философия может быть и религиозной, и атеистической, – в зависимости от того, каким исходным мировоззренческим тезисом она руководствуется при построении своей системы. Но основной особенностью философского мировоззрения является его мировоззрения:
- концептуальная обоснованность;критичность по отношению даже к собственным исходным тезисам.
Философское мировоззрение выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.

· Философское мировоззрение - выступает в понятийной, категориальной форме, опираясь

на достижения науки о природе и обществе, обладая определенной мерой логической доказательности.

· Научное мировоззрение - теоретические взгляды на окружающий мир, основанные на

данных науки.

Мировоззрение научное (как и прочее) отражает способ существования личности в социуме. В этом способе содержатся жизненные позиции, идеалы, убеждения, принципы деятельности и познания. Мировоззрение является необходимым компонентом сознания человека. При этом оно не просто является одним из многих элементов. Мировоззрение – это сложная система, при которой взаимодействуют знания, убеждения, стремления, мысли и прочее.

Формы мировоззрения:

1 Религиозно-мифологическое (основано на вере, чувственно-образное)

2 Художественное (чувственно-образное). Научное (рационально-понятийное)

3 Философское (рационально-понятийное)

Дополнение:

Мировоззрение и его роль в современном мире.

На основе знаний о мире, накопленных человечеством за всю историю своего существования, а также на основе личного опыта, человек формирует в своем сознании определенное представление о мире.

Мировоззрение-совокупность взглядов, оценок принципов, определяющих понимание мира, места в нем человека и жизненных позиции действия людей. Мировоззрение включает в себя две части: Мировосприятие(мироощущение)- человек познает мир на чувственно-наглядном уровне, т.е. на уровне образов. Оно определяет эмоциональный настрой человека, восторженность – уныние, оптимизм и жизнь или пессимизм, дружелюбие- враждебность по отношению к другим и др. Миропонимание- формируется на основе процесса и результатов познавательной и практической деятельности человека. Основные его элементы знания и заблуждения, практика самого человека и его общества.

Мировоззрение может быть религиозным и философским. Философское мировоззрение может быть материалистическим(первичная материя, вторично сознание) и идеалистическим(наоборот).

В познавательном отношении он может быть: а) догматическим- утверждать и сохранять незыблемыми те представления о мире, которые недопустимо «расшатывать» по идеологическим или другим причинам. Догматизм агрессивен. Нет никаких отклонений от догматов, нет сомнения в их истинности. б) скептицизм - оно разрушительно, но и созидательно, т.е. разрушаются устаревшие догмы, формируется новое мировоззрение.

С эмоциональной точки зрения мировоззрение может быть оптимистическим (жизнерадостным) или пессимистическим. Через призму целей и смысла деятельности человека мировоззрение- коллективистическим или индивидуальным. Мировоззрение может быть системным (основанным на каком-либо философском учении) и бессистемным, последовательным и непоследовательным, обыденным и научным и.т.д.

Каждая историческая эпоха представляет свои особые требования к характеру и структуре мировоззрения.

Вопрос 3: Основной вопрос философии

Изучая мир можно заметить, что все ее предметы и явления либо материальны, либо идеальны. К материальным относят все что объективно, т.е. вне сознания человека и независимо от него. Говоря о существовании объективного мира, философы использовали выражение - бытие материального мира.

К идеальным предметам относят все то, что существует субъективно, т.е. в сознании человека.

Основной вопрос- вопрос об отношении сознании к материи, потому что в зависимости от ответа на него решаются все остальные философские проблемы. Этот вопрос имеет две стадии:

1.что является первичным материя или сознание.

2.Может ли человек правильно и полностью познавать мир.

В зависимости от ответов на эти вопросы философы делятся на материалистов и идеалистов. Материалисты считают, что мир можно познавать и знания человека достоверны. Идеалисты считают, что сознание является основой всего существующего, отрицают познаваемость мира и достоверность знаний.

«Что первично?»

· Материя (Материализм)

· Сознание (идеализм)

Мировоззрение — это сложная структура, включающая в себя множество элементов.

Подробно разобравшись в этом понятии можно скорректировать собственное отношение к действительности и .

Определение понятий

Основные типы и их краткая характеристика: таблица

Функции мировоззрения наиболее полно отражают суть различных мировоззренческих типов. О функциях кратко в таблице:

Тип мировоззрения

Функции

  • создание прочной основы для ориентации человека в мире;
  • отражение и описание существующей реальности в естественном ее виде (с учетом причинно-следственных связей);
  • организация деятельности людей на основе научных и рациональных знаний;
  • просвещение и избавление от социальных, политических и прочих предрассудков;
  • развитие интеллекта в процессе познания (отказ от стихийного изучения мира).

Религиозный

  • сохранение и передача традиций, обычаев и устойчивых нравственных ориентиров за счет повсеместного распространения единства человеческого рода;
  • сохранение и гармонизация общественных отношений за счет идеи о спасительной значимости догматов;
  • обобщение реального опыта поколений в форме учения.

Мифологический

  • формирование обобщенных представлений о природных и социальных явлениях;
  • формирование духовной связи (преемственности) между поколениями;
  • сохранение и передача накопленных знаний;
  • контроль поведения в связке «человек-человек» и «человек-природа»
  • социализация отдельных членов общества и их интеграция в коллектив посредством распределения ролей.

Философский

  • выработка обобщенных представлений о мире;
  • определение места и функции человека в мире путем размышлений;
  • выявление принципов взаимодействия человека и мира.
  • удовлетворение примитивных ;
  • формирование устойчивых моделей поведения, основанных на здравом смысле и принципе экономии ресурсов;
  • выявление вектора развития с целью дальнейшего углубления по принципу интересов, индивидуальных способностей и особенностей.

Как поменять свое мировоззрение?

Мировоззрение имеет два уровня:

  • чувственный или эмпирический уровень (мироощущение, мировосприятие, миропредставление, миропереживание);
  • понятийный или теоретический (миропонимание)

Легче всего изменить мировоззрение путем работы на теоретическом уровне, т.к. он привязан к интеллектуальному восприятию. Т.е. работая с интеллектом, формируя и внедряя новые установки, можно добиться прогресса .

  1. Определите свое мировоззрение . Каждый человек имеет представления о том, как сформировался этот мир. К какой версии вы склоняетесь? Считаете, что к созданию нашей реальности приложил руку Творец? Или за точку отсчета можно брать «большой взрыв»?
  2. Найдите аргументы . После того, как вы определитесь с типом своего мировоззрения, попробуйте доказать данную точку зрения.

    Возможно, через некоторое время начнет казаться, что имеющиеся в арсенале аргументы не так сильны, как казалось ранее.

  3. Изучайте . Начните изучать мир с помощью науки и собственного анализа, размышлений, умозаключений. Подключите к этому процессу эксперименты. Систематизация и углубление имеющейся в голове информации откроет дорогу к другим типам мировоззрения и поможет выбрать наиболее «близкий» тип.
  4. Кто я? Рассмотрите себя как часть общества и огромной, взаимосвязанной системы. Определите свое место и цель в этом обществе (системе). Определите свой «вес» и «вклад».
  5. Задавайте «главные» вопросы. Размышляя о смысле жизни, законах вселенной и других глобальных вещах человек автоматически начинает мыслить большими категориями и систематизировать все компоненты своей жизни. Это позволяет объективно оценить реальность.
  6. Откажитесь от опыта. Это звучит достаточно странно, но в плане работы с мировоззрением крайне эффективно отказываться от личного опыта. Ведь если человека несколько раз предали друзья, у него формируется устойчивое убеждение на счет дружбы. И данное убеждение он проецирует на всех своих друзей и знакомых.

    Негативный опыт, как и позитивный, формирует наше мировоззрение. Такие скрытые установки мешают сделать шаг в сторону перемен.

    Но если понять, что каждый случай — частный, можно добиться прогресса. Ведь ранее у вас просто совпадали формы частных случаев, а не подтверждалась закономерность.

  7. Вызовите чувства на серьезный разговор . Эмпирический уровень мировоззрения часто связан с ложными представлениями о действительности.

    Мы боимся, страдаем, любим, верим, надеемся и формируем на фоне всего этого ошибочные выводы, которые должны успокоить, обнадежить, защитить и т.д. Необходимо поднять «со дна» все выводы и установки, которые мешают идти вперед. После этого, потянув за ниточки (проанализировав чувственную природу установок) надо найти предпосылки и проработать их.

  8. Правило присутствия. Прошлого и будущего не существует. Есть лишь настоящий момент. И через секунду вновь наступит не будущее, а уже настоящее. Поэтому надо жить, мыслить и ощущать «здесь и сейчас», не погружаясь в воспоминания о прошлом или фантазии на тему будущего.

    В противном случае восприятие реальности искажается, ведь мозг принимает наши фантазии и воспоминания как замещающую реальность, опираясь на которую и делает выводы.

  9. Откажитесь от зависимости в любой ее форме. Для того, чтобы работать над мировоззрением, надо отказаться от привязанностей. Важно воспринимать себя как личность или «базис». Вы никому ничего не должны, но и вам никто ничего не должен. Не обязательно соответствовать чужим представлениям и желаниям.

    Только скинув флер навязанного извне мнения можно изменить собственное мировоззрение. В противном случае не получится найти причин тех или иных поведенческих стратегий, ведь они засели не в вашей голове, а в голове соседа, который эту идею случайно внушил вам.

  10. Множественность ориентиров. В реальном мире нет четкой границы, разделяющей добро и зло. Существует множество полутонов, серых и бесцветных действий/поступков/мыслей. Конкретные нравственные нормы формируются в определенной социальной группе и опираются на базовые ориентиры, принятые в обществе. Если «разгонять» свою мысль строго в этих рамках, изменить мировоззрение не получится.

    Ведь существующие внутри вашего окружения нормы будут останавливать мыслительную деятельность на границах «добра» и «зла».

  11. «Многоликий» подход. Объясняйте свои действия или происходящие вокруг события с позиции философии, науки, религии, быта и т.д. Чем больше точек зрения вы «примерите» к ситуации, тем скорее ваше «Я» начнет резонировать относительно одной из них.

Изменить мировоззрение не так сложно , как кажется. Но для этого необходимо работать, искать ответы внутри себя и в доступных источниках знаний (заботливо собранных и обобщенных предыдущими поколениями знаний).

Большую роль играет также и личный опыт.

Поэтому стоит идти по этой тропинке на ощупь, используя существующие типы и формы мировоззрений в качестве маяка или факела, но не идеала и образца для копирования .

В реальном мире не встречается чистых типов мировоззрения.

Однако один из них непременно преобладает над остальными , программируя человека на определенное поведение.

Умея распознавать и анализировать типы мировоззрения, можно решить множество бытовых и глобальных проблем.

Понятие и типы мировоззрения:

Тема: Основные типы мировоззрения

Мировоззрение — представляет собой систему или совокупность представлений и знаний о мире и человеке, об отношениях между ними.

Изначально человек и природа были неразделимы. Созерцая окружающий мир, люди делали свои выводы и заключения, рассказывали их окружающим, тем самым формировали какое-либо общее представление о природе того или иного явления. Мысли записывались и переходили от одного человека к другому, совмещая в себе опыт и наблюдения целых поколений.

Основные типы мировоззрения начали своё формирование ещё в древние века, тогда и родились многие мифы и легенды, которые дошли до нашего времени. В истории развития человека разновидности мировоззрения складывались именно путём создания мифов и легенд, многие из которых дошли до наших времён.

С точки зрения исторического процесса выделяют три ведущих исторических типа мировоззрения :

  • мифологическое;
  • религиозное;
  • философское.

Мифологическое мировоззрение (от греч. mythos — сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру.

Эта форма мировоззрения возникла в эпоху земледелия, собирательства и охоты. Древние греки понимали этот термин как рассказ или слово. В современном понимании мифы – это в первую очередь старинные рассказы о чудовищах, богах и легенды прошлых лет. В настоящее время этот термин воспринимается как сказка, фантастический рассказ, представляющий собой выдумку, с помощью которой современный человек пытается описать окружающий его мир. В действительности каждый миф со временем становится лишь сказкой и воспринимается как сказание, описывающее нечто такое, чего в нашем мире не существует. Мифы для древнего человека – то же самое, что и научная теория для современного. В сущности, мифы являются не выдумками, а, скорее, элементами реальной жизни. Природа, социум и сознание человека представляют собой единое целое. Для понимания мифологического сознания необходимо понимание реальной жизни.

Религиозное мировоззрение . Религия в переводе с латыни означает "святость" или "благочестие" и является одной из форм мировоззрения, в основе которой лежит вера в сверхъестественный мир, играющий важную роль в жизни каждого человека. Для этого типа мировоззрения мир имеет цель и свой разумный смысл. Как и другие типы мировоззрения в философии, религия имеет свою специфическую точку отсчёта, коей является Бог как одно из основных духовных начал этого мира. Бог не только придаёт единство и целостность всему миру, но и влияет на ход мировой истории, при этом являясь высшей инстанцией и источником неиссякаемой силы и мощи. Религия полагается на образные эмоции и восприятие. Вера и культ являются основными элементами любой религии.

Основные мировые религии:

  • Ислам
  • Христианство
  • Буддизм
  • Иудаизм

Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое.

Не все типы мировоззрения можно отнести к философским, однако при этом философия является одной из форм мировоззренческого сознания. Все, кто хоть немного знаком с мифами и легендами Древней Греции, знают, что греки жили в особом мире фантазий, которые впоследствии стали хранителями их исторической памяти. Большинство современных людей воспринимает философию как нечто очень далёкое от реальности. Как и любая другая наука, основанная на теории, философия постоянно обогащается новыми знаниями, открытиями и содержанием. Однако философское сознание не является доминирующей стороной идейного содержания этой формы мировоззрения. Духовно-практическая сторона как основной компонент сознания определяет его как один из мировоззренческих типов осознанности. Отличие философии от других типов мировоззрения:

  • основана на чётких понятиях и категориях,
  • имеет собственную систему и внутреннее единство,
  • основана на знаниях,
  • характеризуется обращённостью мысли на саму себя.

Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно.

Вопрос о том, что такое исторические типы мировоззрения, принадлежит вовсе не историческому исследованию, а, скорее философии. На протяжении веков и тысячелетий возникали, расцветали и уходили в небытие государства, обретали популярность и исчезали религиозные доктрины, возникали все новые экономические и социально-политические учения.

Однако существует в человеческих умах и то, что на протяжении вечности остается неизменным. К таким материям как раз и относится понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения базируются на основных взглядах на окружающий мир, на понимании человеком своего места в нем, на идеалах, наиболее общих убеждениях, оценках происходящего вокруг. Они являются составляющими рассматриваемого понятия. Исторические типы мировоззрения характеризуются попытками человека объяснить происходящие в мире события природного характера. Именно запас знаний и видение окружающего мира подталкивают индивидуума к выдвижению тех или иных теорий, будь то сверхъестественная сила, вездесущее божество, законы физики или философия.

Мифологическое мировоззрение - это первая попытка объяснения свойств вселенной в историческом контексте. Она была свойственна первоначальным человеческим обществам и основана на эмоционально-образном восприятии мира. Такой взгляд рисовал фантастические картины солнца, как проезжающей по небу колесницы божества Ра, грома и молний, выбрасываемых в ярости Зевсом. Все это было итогом формирований первобытных представлений и основывалось на вере. Религиозное мировоззрение Оно также основывалось на вере, однако религия стала шагом вперед по сравнению с мифом. Исторические типы мировоззрения, основанные на религиозности, имели разработанное до мельчайших деталей учение морального порядка, жизненных ориентиров, поведенческих форм. Так, Библия и Коран оставили множество указаний, касающихся не только поклонения высшему разуму, но и многих бытовых сфер жизни.

В фундаменте философского этого мировоззрения лежат логичность и последовательность, обобщение, системность. Для философии, в отличие от предыдущих типов, характерна доказательность, основанная на эмпирическом опыте и рациональности. Эта наука, какой мы ее сегодня знаем, была создана известными мыслителями античной Греции. Именно данный подход стал основой научного прогресса, гуманизма и множества социально-политических и экономических идей. Кроме названных выше, иногда отмечают также еще три типа мировоззрения: обыденное (опорой которому служат личный эмпирический опыт отдельного человека и здравый смысл), научное (базируется на объективных знаниях и определенно является продолжением философского), гуманистическое (идеалистический взгляд, который возводит в абсолют ценности человеческого существования, свободы личности, ее прав.

Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.

Научное мировоззрение основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.

Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя. Такое мировоззрение стоит рассматривать как идеал, а не как реально существующее). Последние названные исторические типы мировоззрения сложно встретить в реальной жизни в чистом виде. Они, скорее, являются дополнениями к основным трем.

Структура мировоззрения .

Познавательный компонент, базирующийся на профессиональных, повседневных и научных знаниях. В его представлении мир является универсальным и имеет конкретно-научную картину, при этом ссылается на обобщающие результаты общественного и индивидуального познания, стиля мышления того или иного народа различных эпох.

Ценностно-нормативный компонент, включающий в себя идеалы, верования, ценности, убеждения и нормы. Одним из основных назначений является возможность пользоваться определёнными общественными регуляторами. Понятие "ценность" подразумевает способность какого-либо предмета отвечать потребностям человека. В социальных нормах, в отличие от ценностей, присутствует обязывающий элемент, сближающий практическое поведение человека со значимыми для него ценностями.

Структура и типы философского мировоззрения подразумевают наличие практического компонента, который бы не только обобщал имеющиеся знания, убеждения и ценности человека, но и приводил к реальным действиям и поступкам с их стороны. В противном случае мировоззрение носило бы, скорее, абстрактный характер. Даже если речь идёт о созерцательной позиции, всё равно происходит стимуляция одного из поведенческих типов.

Нормы и ценности, реализованные в практических поступках, необходимы для эмоционально-волевого освоения, что позволяет превращать убеждения и личные взгляды в реальные действия.

Заключение

Результат разнообразного и богатого опыта освоения обществом действительности положил начало философскому анализу. Рационально-теоретические типы мировоззрения в философии возникли исторически, путём осознания человеком окружающей реальности. Философия призвана объединять закономерности и особенности, способные отразить действительность, и представляет собой теоретически оформленное мировоззрение. В процессе этого выработалась предельно обобщённая система знаний о человеке, мире и их взаимосвязи. Типы мировоззрения призваны помогать обществу познавать рациональный смысл и закономерность развития существования человека и мира в целом. Законы, философские категории и принципы имеют всеобщий характер и распространяются одновременно на природу, человека, его мышление и общество.

С понятием «мировоззрение» сходно понятие «менталитет» (от фр. mentalite — склад ума). Менталитет — это уникальный сплав психических качеств, а также особенностей их проявлений. Для нации это духовный мир, пропущенный через исторический опыт народа. В последнем случае менталитет отображает национальный характер («душу народа»).

Мировоззрение дает человеку целостную систему ценностей, идеалов, приемов, образцов для жизни. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей. Напротив, отсутствие цельного мировоззрения превращает жизнь в хаос, а психику — в совокупность разрозненных переживаний и установок.

Список источников

1. -Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах. — В сб.: Новые идеи в философии, № 1. СПб., 1912.

2. -Митрохин Л. Н. Философия религии. М., 1995.

3. -Шелер М. Философское мировоззрение. — В кн.: Шелер М. Избр. произв. М., 1994.

4. -Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.,1998.

5. http://www.grandars.ru/

PAGE \* MERGEFORMAT 13

Типы мировоззрения менялись вместе с эволюцией человека и формированием морально-этических и культурных ценностей. Эпохи сменяют одна другую, какие-то взгляды на мир остаются неизменными, и продолжают оказывать влияние на людское общество, другие бесследно исчезают.

Мировоззрение его структура и исторические типы

Мировоззрение – совокупность общих и личностных взглядов, установок людей на мир и взаимодействие с ним. Типы человеческого мировоззрения у одной и той же личности могут быть разного свойства. Структура мировоззрения состоит из отдельных элементов и связей между ними. Уровни структуры:

  • повседневный или обыденный – присутствует у каждого человека, помогает видеть мир эмоционально окрашенным;
  • рационально-теоретический – интеллектуальный, узконаправленный уровень мировоззрения, характерный для определенных специальностей, научных сфер с их теориями, концепциями.

Элементы мировоззрения:

  • идеалы;
  • убеждения;
  • ценности, преобладающие в обществе;
  • знания.

Заслуживает внимание так называемая триада сложившихся видов мировоззрения с древних времен, без понимания которых нельзя полностью понять как формируется мировоззрение человека, на что опирается. Исторические типы мировоззрения их особенности:

  1. Мифологическое – древнейший тип мировоззрения, связанный с силами природы и благоговением перед ними, почитание в виде сонма богов.
  2. Религиозное – у людей уже есть источник знания, Священное писание с его догмами, предписаниями, формируется монотеизм и вместе с этим духовность.
  3. Философское – опора на интеллект, свободомыслие и непрекращающийся поиск истины, обоснование взглядов на мир, подкрепление их логическими доводами, аргументацией, работа разума.

Основные типы мировоззрения

Исторически сложившиеся типы мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское присутствуют во взглядах на мир и у современных людей в большей или меньшей степени. Какие существуют типы мировоззрения в каждом конкретном виде, можно узнать из специальных религиозных и философских источников, а чтение древних мифов может приблизить к пониманию процессов, происходящих с человеком при взаимодействии с пугающим и большим миром.


Типы мировоззрения в философии

Классификация типов мировоззрения в философии сводится к рефлексивным способам познания мира, к которым относятся:

  1. Универсализм – форма познания бытия на основании всеобщих законов мудрости и универсальных принципах нравственных и духовных ценностей.
  2. Субстанционализм – все философы стремятся объяснить мироустройство, опираясь на единое устойчивое начало.

Философское мировоззрение построено на сомнениях, являющихся предметом размышления. Философ, в поисках истины подвергает критике обычаи, обыденные явления, традиционные ценности и нравственные нормы. Все что проходит проверку временем и формирует под собой доказательную базу ставится философами на прочный фундамент знания, остальное отбрасывается как отжившее и исчерпавшее себя.

Мифологический тип мировоззрения

Мифология как тип мировоззрения насыщена эмоциональными переживаниями и образами. Для первобытного человека миф – это неотъемлемая составляющая мышления и отношения к жизни, это вещественная творимая реальность, все можно описать с помощью мифа. Для древних людей мифологическое мышление было сродни науке и отвечало на многие жизненные вопросы:

  • что из себя представляют природные явления;
  • чего может достигнуть человек с помощью определенной деятельности;
  • как бороться со злом;
  • и зло;
  • как произошло все что есть: божества, космос, планеты, животные, люди;
  • что есть жизнь, смерть.

Религиозный тип мировоззрения

Рассматривая типы и виды мировоззрения важно увидеть в каждом ценности, которые они в себе несут. Религия привнесла в жизнь человека новые смыслы существования и цели. Бог как высшая инстанция объединяет людей. Религиозное мировоззрение делит мир на земное бытие при жизни и сверхъестественное – после смерти душа отправляется в место соответствующее ее заслугам в рай или ад. Религиозное сознание основано на вере, которой не нужны научные доказательства. Для верующего человека доказательством существования Бога являются мистические, экстатические переживания.

Наука как тип мировоззрения

Типы мировоззрения не были бы полными без включения в них научного, которое начинает доминировать с XVIII в. Какие типы мировоззрения выделяет наука с этого времени? Все ту же исторически сложившуюся триаду: мифологическое, философское и религиозное. У историков и археологов есть немало научных обоснований и фактов почему и как формировалось то или иное мировоззрение. Становлению научных взглядов на мир способствовали методы познания:

  • эмпирические;
  • теоретические;
  • рациональные;
  • анализ и синтез;
  • сочетания теоретических и практических методов;
  • индукция;
  • дедукция.

Типы мировоззрения – плюсы и минусы

Типы мировоззрения у каждого человека могут иметь разное соотношение и от этого картина мира выглядит индивидуальной, хотя и имеет общие черты у большинства. Можно верить в Бога и быть при этом прекрасным ученым, опирающимся на реальные факты, а можно соединять в себе и мифологическое и религиозное сознание и при этом находиться в этом очень гармонично. Какой тип мировоззрения самый правильный – на этот вопрос нет правильного ответа. Типы мировоззрения сильные и слабые стороны:

  1. Мифологическое мировоззрение – дает связь между поколениями, позволяет творчески и креативно смотреть на мир, видеть в нем мощные проявления природы, но само по себе оно стихийно и иррационально и искажено.
  2. Религиозное – схоже с мифологическим в плане иллюзорного восприятия мира, но дает человеку придерживаться социальных и нравственных норм, общепринятых ценностей, способствует сплочению.
  3. Философское – объединяет в себе иррациональный взгляд на мир с научным и дополняет мифологическое и религиозное.
  4. Научное мировоззрение – объясняет мир с помощью теорий, фактов, то что раньше считалось из разряда чудес получает свое научное обоснование, но не все поддается логике и разуму.

Какие типы мировоззрения преобладают в современном обществе?

Типы и виды мировоззрения современного человека претерпевают изменения – век цифровых технологий, вседозволенности и доступности того, что раньше было под запретом и осуждалось – сегодня норма жизни. Кризис духовности и потери ценностей сильно отразились на мировоззрении людей, об этом не устают говорить представители различных конфессий, так ли это в действительности – время покажет.

Функции философии

Философия в современном мире имеет немало значимых для человека функций. Важнейшей функцией любой философии является теоретико-познавательная, на основе которой происходит формирование в сознании человека и общества определенной картины мира, т. е. мировоззрения. При этом не надо забывать, о том, что мировоззренческие позиции личности, социальной группы и общества в целом формируются и первую очередь под влиянием практической жизнедеятельности людей, на основе их личного жизненного опыта. В этом смысле философия только помогает им понять и правильно осмыслить окружающий мир.

Вторая функция философии заключается в формировании убеждений. В.Г. Белинский писал, что убеждения нельзя купить в лавочке, они должны быть выстраданы человеком и только поэтому они станут ему дороги. Убеждения составляют основу философской культуры. Они представляют собой единство рационального, эмоционального и волевого отношения человека к миру. В процессе изучения философии человек получает систематизированные знания, которые как правило, эмоционально окрашены и для получения которых личность обязательно затрачивает волевые усилия, однако становление убеждений личности не сводится к изучению философии. Их закрепление или, наоборот, разрушение происходит в процессе практической деятельности людей, и их взаимных связях и отношениях.

Философии присуща и познавательная функция. Она выявляет законы познания и логику изменения знаний как результата развития общества. Познавательная функция философии неразрывно связана, с одной стороны, с ее коммуникативной функцией (функцией общения и передачи информации), а с другой-с критической функцией, т. к. философия во все времена стремилась уйти от догматизма и авторитарности.

Наконец, в любой философии всегда присутствует аксиологическая (оценочная) функция. Философствование всегда связано с оценкой существующего, с созданием таких систем ценностей, которые отражают интересы разных общественных сил.

На основе знаний о мире, накопленных человечеством за всю историю своего существования, а также на основе личного опыта, человек формирует в своем сознании определенное представление о мире, т. е. мировоззрение.

Мировоззрение человека находиться в постоянном развитии. Оно может существенно меняться под влиянием великих открытий в области естественных и гуманитарных наук. Однако при всех его самых глубоких изменениях и мировоззрении сохраняется некоторая его постоянная составляющая. Она, в конечном счете и предопределяет мировоззренческую позицию личности: религиозную или атеистическую, базирующуюся на научном или на псевдонаучном знании и т. п.



Структурно мировоззрение включает в себя две относительно самостоятельные части: мировосприятие (мироощущение) и миропонимание. Мировосприятие связано со способностью человека познавать мир на чувственно-наглядном уровне, т. е. на уровне образов, в том числе и художественных. И в этом смысле оно определяет эмоциональный настрой человека: восторженность или уныние, оптимистическое отношение к жизни или пессимистическое, дружелюбие или враждебность и т. п. В отличие от мировосприятия, миропонимание формируется на основе процесса и результатов познавательной и практической деятельности человека. В связи с этим основными его элементами оказываются истинные знания и заблуждения, истинная практика и ошибочная практика.

Значение миропонимания состоит и том, что оно является основой формирования интересов и потребностей человека, его системы ценностных ориентаций, а –значит и мотивов его деятельности.

Демократическое общество не предъявляет жестких требований к мировоззрению человека, считая это его личным делом. В недемократических (деспотических, авторитарных фашистских и других) государствах всем членам общества навязывается единый тип системы взглядов на окружающую действительность и на место человека в ней.

Официальная мировоззренческая позиция дореволюционной России укладывалась в формулу «православие, самодержавие, отечество).

В условиях фашистской Германии навязывался тип мировоззрения, связанный с утверждением превосходства арийской расы, истинности национал-социалистической идеи и богоподобности фюрера.

Хорощо известен и внедрявшийся в сознание советских людей тип мировоззрения, основанный на лозунгах «наша цель-коммунизм»; «кто не с нами-тот против нас», «если враг не сдается-его уничтожают» и т. п.

Тоталитарные типы мировоззрения навязываются, как правило, сверху, через специальные каналы идеологического воздействия на людей. Это могут быть государственные или партийные идеологические учреждения, общественные организации, церковь.

Мощным средством идеологического воздействия на людей в этом случае становятся средства массовой информации (СМИ) - периодическая печать, радио, телевидение. Следует особо отметить, что СМИ сами по себе являются эффективным средством как положительного, так и отрицательного воздействия на сознание людей, в том числе и на их мировоззрение.

Наполняя информационные потоки соответствующим содержанием, можно расширять кругозор людей и улучшать их эмоциональный настрой, а можно и сужать их поле зрения, затемнять его и вызывать взрыв негативных разрушительных эмоций.

Социально-политическая характеристика мировоззрения не является единственной. Его можно оценивать исходя из той формы общественного сознания, которая составляет основное его содержание, а также с познавательной, деятельностной, эмоциональной и других точек зрении.

В первом случае мировоззрение может быть философским или религиозным. В свою очередь, философское мировоззрение бывает двух типов: материалистическое и идеалистическое. Мировоззренческий материализм связан с признанием первичности окружающего нас мира и вторичности по отношению к нему человеческого разума. Мировоззренческий идеализм основывается на признании существования некоего мирового разума-создателя (демиурга) всего мироздания.

В познавательном отношении мировоззрение может быть, в частности, догматическим или скептическим. Быть догматиком-это значит утверждать и сохранять незыблемыми те представления о мире, которые недопустимо «расшатывать» по идеологическим, политическим или иным причинам. Для догматическою мировоззрения неприемлемы не только какие-либо отклонения от догматов, но даже сомнения в их истинности. Догматизм агрессивен. История философии знает немало примеров гонения на инакомыслящих и их физического уничтожения.

Так было, например, с древнегреческим философом Сократом, которого заставили выпить яд, так было с еретиками Средневековья, которых сжигали на кострах. Высылка известных русских философов из Советской России за рубеж в 1922 году -это тоже проявление идеологической нетерпимости к инакомыслию, догматизированного марксизма (ленинизма).

Противоположностью догматизма является мировоззренческий скептицизм. Скептическое отношение, к сложившейся системе мироощущения и миропонимания может быть не только разрушительным, но и созидательным. Именно скептицизм способствует разрушению устаревших догм и тем самым и формированию нового мировоззрения.

Мировоззрение человека, рассмотренное через призму целей и смысла его деятельности, может быть коллективистским (альтруистским) или индивидуалистическим (эгоистичным) формированию нового мировоззрения. Эгоизм в ряде случаев является более предподчительным, чем неразумный коллективизм.

С точки зрения его эмоциональной окраски, мировоззрение может быть оптимистическим (жизнеутверждающим) или пессимистическим.

Отдавая предпочтение оптимистическому мировоззрению, надо помнить о существовании меры оптимизма, нарушение которой может привести к грустным (пессимистическим) результатам.

Перечисленные типы мировоззрений могут быть дополнены и другими его видами. Мировоззрение может быть системным (основанным на одном каком-либо философском учении) и бессистемным (эклектичным), последовательным и непоследовательным, обыденным и научным, заимствованным и сформированным самостоятельно и т. д. При внимательном анализе структуры мировоззрения каждой отдельно взятой личности можно обнаружить наличие всех или большинства типов мировоззрения. Вместе с тем обнаружится и то обстоятельство, что одни из них занимают приоритетное, а другие- второстепенное положение в системе взглядов человека на мир.

В результате этого «мировоззренческая палитра» общества оказывается не усредненно-серой, а «многоцветной».

Заметим кстати, что каждая историческая эпоха предъявляет свои особые требования к характеру и к структуре мировоззрения. До недавнего еще времени стране нужны были приверженцы коммунистической «религии», «караси-идеалисты», догматики, «ура-оптимисты» и псевдо-коллективисты.

Уже сегодня России требуются люди, «исповедующие» общечеловеческие ценности, материалисты-практики (в том числе и в сфере духовной деятельности), личности с широким кругозором, и критическим мышлением, трезвые оптимисты и эгоистичные альтруисты. Формирование такого мировоззрения и составляет, в частности, одну из главных задач общества и его системы образования.



Читайте также: