Межнациональные противоречия и сотрудничества. Что такое межнациональные отношения

Межнациональное сотрудничество и конфликты
Цели:
­повторить и обобщить изученный материал; развивать умения осуществлять поиск и
систематизацию информации по теме; уметь сравнивать, анализировать, делать выводы,
решать познавательные и проблемные задачи;
­уметь объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных
примерах; уметь выстраивать взаимоотношения и организовывать совместную работу в
группах;
­способствовать формированию чувства толерантности,
национализма, расизма, антисемитизма.
неприятия проявления
Оборудование: учебники, словарь
Ход урока:
1. Организационная часть урока
2. Введение в тему
Эпиграф урока: «Когда могущество государства и нации объявляется большей
ценностью, чем человек, то в принципе война уже объявлена, все для нее уже
подготовлено духовно и материально, и она в любой момент может возникнуть» (Н.А.
Бердяев)
В. В чем
Ц.
государства может привести к конфликтам, как внутри государства, так и между ними).
смысл высказывания Бердяева?(Неправильная, ошибочная политика
Сегодня на уроке мы на конкретных примерах попробуем разобраться в проблемах
межэтнических отношений, выяснить причины межнациональных конфликтов и пути их
урегулирования.
В. Почему так важно для нас изучение данной темы? (3000 народов составляют
современное человечество, они живут приблизительно в 200 государствах, следовательно,
существует множество многонациональных государств, в том числе и наша страна, в
которой проживает более 100 этносов, 30 наций. От того, каковы отношения между
нациями зависит и развитие страны, и обстановка в мире).
В. Что такое межэтнические отношения? (отношения между этносами, охватывающие все
сферы общественной жизни)
В. Назовите 2 уровня отношений и раскройте их сущность. (1 уровень­взаимодействие
народов в разных сферах общественной жизни: политике, культуре, производстве, науке,
искусстве; 2 уровень­межличностные отношения людей различных национальностей в
разных формах общения – в трудовом, семейно­бытовом, образовательном, неформальном
видах взаимоотношений)
В. Какие тенденции в развитии межэтнических отношений вы знаете? (интеграция и
дифференциация)

Вывод: межэтнические отношения могут быть дружественными, взаимоуважительными,
либо, наоборот, конфликтными, враждебными.
3. Повторение и обобщение изученного материала
Тема нашего урока «Межнациональное сотрудничество и конфликты». Мы с вами будем
работать в группах. Каждая группа получает задание. После самостоятельной работы с
учебником, дополнительными материалами, группы представляют выполненные задания.
1группа­задание: составить кластер « Тенденции в развитии межэтнических отношений»
Вывод: межнациональные отношения находят свое выражение в человеческих действиях,
которые могут либо объединять народы, либо привести к конфликтам.
В. Как вы понимаете сущность термина «сотрудничество»?
В. В чем оно проявляется?
В. Какие интеграционные тенденции проявились в течение 20 века?
В.Создание и деятельность ЕС позитивное или негативное явление?
В. В чем проявляется участие России в интеграционном процессе? Как вы относитесь к
созданию СНГ?
Межнациональное сотрудничество предполагает не только интеграцию, но и
дифференциацию, которая принимает не только мирные формы, но и выражается в форме
конфликтов.
2 группа­составление схемы «Фишбоун» по теме «Межнациональные конфликты»
В. Чем социальный конфликт отличается от межэтнического?
В. Назовите основные причины межнациональных конфликтов.
В. Как вы относитесь к проблеме сепаратизма?
В. Что такое ксенофобия?
Вывод: Игнорирование проблем в национальных отношениях может привести к серьезным
последствиям.
Возникает вопрос: можно ли исключить появление конфликтов с этнической
составляющей?
3 группа­составление таблицы
Лист для решения проблем
1.Какова главная проблема в предотвращении межэтнических конфликтов?
2.Каковы пути урегулирования межнациональных конфликтов?
3.Какой из выбранных путей самых наилучший? Почему?

Вывод: Нельзя выделить какой­либо один путь урегулирования конфликтов на
национальной почве. Все они взаимосвязаны. Главное, чтобы при решении национальных
проблем использовался гуманистический подход:
­признание и уважение многообразия культур, неприятия насилия между народами;
­развитие и постоянное функционирование демократии, обеспечение реализации прав и
свобод личности, этнических сообществ;
­нацеленность государства на формирование у граждан культуры межэтнического
общения.
В. Можно ли представить современный мир без межнациональных конфликтов?
В. Представьте, что вы работаете в правительстве и отвечаете за национальные отношения.
Какие первоочередные шаги вы бы предложили сделать?
В отношениях с другими народами каждый человек должен следовать следующим
установкам:
­природа сотворила людей разными, но равными в своем достоинстве и правах;
­нет наций плохих и хороших, есть плохие или хорошие люди, а точнее плохие или хорошие
поступки;
­национальное происхождение не является ни достоинством, ни недостатком, это просто
игра случая, судьбы.
4.Физкультминута
5.Проверка усвоенного материала.
Проводится на основе решений заданий части В6, С5 и С8.
В. Дать определение понятию «межнациональные отношения» и составьте два
предложения, содержащие информацию о межнациональных отношениях.
В. Составьте сложный план по теме «Нации и межнациональные отношения»
В. Вставьте предлагаемые в списке слова на место пропусков.
Возникновение такой социальной общности как _________(А) связано с развитием
капиталистических отношений. Современные ученые считают, что ключевым признаком
этой общности является общность духовной культуры, важным элементом которой
является национальное _______(Б). Основным направлением в развитии межнациональных
отношений являются_______(В) и дифференциация. Межнациональное сотрудничество
может осуществляться в различных сферах: экономической, политической, ______(Г),
духовной.
Причинами межнациональных________(Д) могут являться: бытовые
предрассудки, территориальные споры, ________(Е) на расовой и религиозной почве.
Одним из принципов регулирования межнациональных конфликтов является уважение
культурных________(Ж) и интересов все национальных групп, осуждение насилия в
решении национальных проблем.
1.интеграция 6.гуманизация

Лекция:

Межнациональные отношения

Межнациональными называются отношения между разными государствами, а также между разными народами одного государства.

Рассмотрим две тенденции межнациональных отношений современного мира. Первая – интеграция – тесные взаимовыгодные межнациональные контакты, сотрудничество в политике, экономике, культуре. В современном глобальном мире быстро растущим производительным силам тесно в рамках одной нации или одного государства. Идёт процесс широкой кооперации стран. Ярким примером экономической интеграции наций и государств является Европейский союз, объединяющий около 30 государств Европы. Примером политической интеграции служит ряд международных организаций, возглавляемых ООН. А примером культурной интеграции является празднование Рождества, хэллоуина и т.д. Интеграция государств способствует стиранию национальных границ и единению человечества. Важным принципом построения межнациональных отношений является толерантность, взаимоуважение наций.

Вторая тенденция межнациональных отношений – дифференциация , это обратный интеграции процесс, когда нации стремятся к самостоятельности, разъединению и противостоянию. Характерной чертой дифференциации является, к примеру, усиление протекционистских мер в международной торговле, националистические и экстремистские взгляды. Стремление наций к дифференциации привело к появлению таких социально-опасных явлений, как:

    национализм и его крайняя форма шовинизм, выражающиеся в ненависти к другим нациям;

    сегрегация – принудительное отделение одной нации от другой по какому - либо признаку, например, расовая дискриминация;

    геноцид – физическое уничтожение нации – особо тяжкое преступление против человечества;

    сепаратизм , заключающийся в стремлении нации отделиться от государства и создать своё самостоятельное государственное образование;

    этническая чистка – политика насильственного изгнания лиц иного этноса с территории страны.

Третья тенденция межнациональных отношений – глобализация (подробнее ).

Таким образом, существуют две основные формы межнациональных отношений: мирное сотрудничество (стабильные отношения) и этнический конфликт (нестабильные отношения). О мирном сотрудничестве речь идёт тогда, когда нации взаимодействуют, приносят друг другу пользу. Основными формами мирного сотрудничества являются этническое смешивание путём межнациональных браков и этническое поглощение – естественная или насильственная ассимиляция, при которой одна нация полностью утрачивает свой язык, культуру и национальное самосознание. Этнический конфликт возникает в результате столкновения интересов разных наций и часто перерастает в вооруженную борьбу.

Причины этнических конфликтов и пути их разрешения


Причинами этнических конфликтов могут быть:

    территориальные притязания;

    борьба за политическую власть или политическую независимость;

    неравенство в обладании материальными ресурсами и благами;

    ущемление прав, ценностей, интересов этноса;

    этноцентризм – превосходные взгляды этноса к собственной культуре и отвержение другой культуры;

    ухудшение экологической обстановки на территории одного этноса из-за действий другого и другие.

Этнические конфликты приводят к тяжёлым последствиям, гибнут люди, разрушаются культурные ценности. Урегулирование этнических конфликтов, с одной стороны, зависит от деятельности международных организаций (прежде всего ООН) и комиссий, которые должны учитывать интересы каждой из конфликтующих сторон. А с другой стороны, зависит от внутренних установок самого человека. Очень важно, чтобы каждый человек не допускал насилия, придерживался гуманистических взглядов к решению этнических вопросов и поддерживал толерантные межнациональные отношения.

Сохранение стабильных межнациональных отношений является главной целью национальной политики любого государства. Основными её направлениями являются:

    обеспечение равноправия всех наций, проживающих в государстве, например, законы РФ гарантируют право каждого гражданина самому определять национальную принадлежность;

    создание условий для сохранения этнической культуры, например, преподавание родного языка в школах;

    организация мероприятий, сближающих нации и расширяющих культурные связи, например, проведение международных фестивалей песни и танца;

    профилактические меры, направленные на пропаганду нетерпимого отношения к национализму, шовинизму.

Социальные отношения.

Социальная структура.

Это строение общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп. К основным типам социальных групп относятся классы, касты, сословия Эти группы имеют различное положение в обществе, имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж. В этом и состоит социальное неравенство. Формирование общественных классов в их современном понимании связывают со становлением индустриального общества. Истоки классовых различий и неравенства находятся в экономической сфере жизни общества. Например, крестьяне, рабочие, служащие, владельцы фирм и компаний, фермеры, предприниматели имеют неодинаковые возможности для получения доходов и приобретения товаров.

2. Социальные отношения – это определенные устойчивые связи между людьми как представителями социальных групп. Они возникают независимо от воли и сознания людей в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Они могут принимать характер сотрудничества или социального конфликта.

Социальные группы.

Это любая совокупность людей, имеющая какой-либо общий социально значимый признак (пол, возраст, национальность, профессия, доход, образование, власть и др.)

По своей величине, численности, по характеру взаимоотношений между членами социальные группы подразделяются на большие и малые.

К социальным группам относятся:

· семья, школьный класс, компания сверстников;

· рабочие, крестьяне, интеллигенция;

· дети, молодежь, ветераны;

· городские и сельские жители.

4. Социальный статус – это положение, которое занимает человек с социальной структуре общества.

Одни статусы (пол, возраст, национальность) не зависят от личных качеств человека, даны от рождения – предписанные (или прирожденные)

Другие требуют собственных усилий личности – получение образования, овладение профессией, создание семьи. Это достигаемый (приобретаемый) статус.

Социальные роли.



Социальный статус человека дает ему определенные права, накладывает обязанности и предполагает соответствующее поведение. Ожидаемое поведение от человека данного социального статуса называется социальной ролью.

Социальный конфликт и пути его разрешения.

Социальным конфликтом называют столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития. Участниками социального конфликта могут быть индивиды, социальные группы, различные организации и объединения. Все социальные конфликты проходят три стадии:

· предконфликтную (накапливаются противоречия)

· конфликтную (столкновение сторон)

· послеконфликтную (принимаются меры для окончательного устранения противоречий)

Различают следующие виды поведения участников социального конфликта: подавление противника, достижение соглашения, отказ от своих требований.

Лучший способ предупреждения и разрешения социального конфликта – компромисс (соглашение путем взаимных уступок без ущерба коренных интересов сторон).

Последствия конфликтов приводят к отрицательным и положительным результатам.

Отрицательные последствия усиливают ожесточение, ведут к разрушению и кровопролитию, к нарушению общественного порядка.

Положительные последствия приводят к разрешению проблем, усиливают групповую сплоченность, ведут к заключению союзов с другими группами, приводят к пониманию интересов группы.

Семья.

Семья – социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Семья выполняет ряд функций, связанных с потребностями личности и общества:

· репродуктивную (биологическое продолжение рода);

· воспитательную (подготовка молодого поколения к жизни в обществе);

· хозяйственно-экономическую (ведение домашнего хозяйства и опека нетрудоспособных членов семьи);

· духовно-эмоциональную (развитие личности, духовное взаимообогащение, поддержание дружеских отношений);

· досуговую (организация нормального досуга);

· сексуальную (удовлетворение сексуальных потребностей).

Правовые основы брака и семьи.

Семейное право.

Совокупность правовых норм, которые регулируют отношения между людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей, образуют одну из отраслей частного права – семейное право.

Основным источником семейного права является

Семейный кодекс Российской Федерации (СК РФ).

Цели семейного законодательства.

Согласно статье 1 СК РФ, основными целями семейного законодательства являются: укрепление семьи; построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи; ответственность перед семьей всех ее членов.

4). Основные принципы правового регулирования (СК):

1. Добровольность брачного союза.

2. Равенство прав супругов в семье.

3. Разрешение вопросов по взаимному согласию.

4. Приоритет семейного воспитания.

5. Обеспечение защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Для заключения брака необходимо взаимное согласие вступающих в брак и достижение брачного возраста (18 лет – это возраст гражданского совершеннолетия).

5). Препятствия для вступления в брак:

1. Не расторгнутый брак.

2. Близкие родственники по прямой линии (отец, дочь, внучка) и между родными братьями и сестрами.

3. Недееспособность лица признанного судом (психическое расстройство или опасность передачи опасного заболевания).

4. Между усыновителем и усыновленным (до тех пор, пока существует усыновление)

6). Личные права супругов:

· право на свободный выбор рода занятий, профессии,

· места пребывания и жительства.

· выбор фамилии;

· в равной мере обладают правами и несут обязанности в отношении своих детей

7). Юридическая свобода супругов небезгранична. Они обязаны:

· строить взаимоотношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи;

· заботится о благополучии и укреплении семьи;

· заботится о благосостоянии и развитии своих детей: воспитывать, обеспечить образование (основное общее образование), защищать их права и интересы.

Супружеская собственность.

Имущество супругов подразделяется на общее (нажитое во время брака) и личное (приобретенное до брака, или полученное в дар, по наследству во время брака).

Личное имущество является частной собственностью каждого и при разделе собственности между супругами не учитывается.

Общее имущество признается законом совместной собственностью и именуется законным режимом их имущества . На такое имущество каждый из супругов имеет право на все имущество, пользуется равными правами. С прекращением брака делится поровну. Только суд может отступить от принципа равенства.

По обоюдному согласию супруги могут осуществлять сделки по распоряжению имуществом (продавать, дарить). На движимое имущество достаточно устного согласия , а на недвижимое имущество необходимо письменное согласие , заверенное нотариусом.

9). Личные права ребенка.

1. Право на имя и гражданство.

2. Право жить и воспитываться в семье.

3. Право на общение с родителями и др. родственниками.

4. На выражение своего мнения при решении вопроса, затрагивающие его интересы (правовое значение с 10-ти лет)

5. Право на защиту. До 14 лет в органы опеки и попечительства, а с 14-летнего возраста в суд.

6. Право на содержание.

7. Право на заработанные им средства. Может распоряжаться самостоятельно.

Обязанность детей.

Дети обязаны заботиться о своих родителях, оказывать им помощь и поддержку.

До совершеннолетия эта обязанность имеет моральный характер, а по достижении ими 18 лет приобретает юридическую силу

Этнос.

ЭТНОС - исторически сложившаяся этническая общность - племя, народность, нация.

Нация.

1. Исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика.

2. В некоторых сочетаниях: страна, государство (сообщество граждан государства). Высшая форма этноса.

Межнациональное сотрудничество.

Межнациональные отношения могут быть непосредственными (контакты людей разных национальностей в процессе труда, быта, образования, досуга, культурной и семейной жизни) и опосредованными (обмен материальными и культурными ценностями, информацией, отношения между государствами). В современном мире наблюдаются две взаимосвязанные тенденции:

· одна проявляется в экономическом, культурном и политическом сближении наций, разрушении национальных перегородок;

· другая – в стремлении ряда народов обрести национальную самостоятельность, защитить национальную культуру от натиска массовой культуры.

Основу межнационального сотрудничества составляют принципы равноправия, взаимной помощи и уважения национального достоинства народов, их интересов и традиций. Несоблюдение этих принципов приводит к межнациональным конфликтам , преодоление которых является трудной задачей. В современном мире существуют несколько путей ее разрешения: переговоры, взаимные уступки сторон, посредничество третьей стороны или ООН. Все они предполагают взаимное признание общезначимых и национальных ценностей, требований международных правовых документов. Руководством для этих действий служат положения Всеобщей декларации прав человека о ценности каждой личности.

Социальная политика.

Социальная политика – деятельность государства и политических партий, объединений, движений в социальной сфере общественной жизни. Эта деятельность направлена на осуществление социальных программ, обеспечивающих поддержку уровня жизни, материального благополучия населения, обеспечение занятости. Целью социальной политики является достижение благосостояния в обществе, гармонизация общественных отношений, политической стабильности и гражданского согласия.

Выделяют социальную политику в области образования, здравоохранения, занятости и социально-трудовых отношений. Также различают культурную, жилищную, семейную, пенсионную, женскую и молодежную социальную политику.

Национальные отношения представляют собой отношения между народами (этносами), которые охватывают все стороны общественной жизни.

Понятие национальных отношений

Национальные отношения находят свое выражении е в общественных действиях, которые во многом зависят от индивидуальной мотивации и поведения субъектов общества.

Национальные отношения могут быть дружескими и взаимоуважительными, либо наоборот – враждебными и конфликтными.

Понятие этнических общностей

Этнические общности – это объединения людей, на основе общего исторического прошлого, которое провоцирует тождество в их мировоззрении, в культурных и духовных традициях.

Главной особенностью этнических общностей является их общий исторический регион проживания.

На сегодняшний день в мире насчитывается несколько тысяч этнических общностей, современная география их расселения самая разнообразная.

Межнациональные конфликты и межнациональное сотрудничество

Межнациональные конфликты – это разновидность социальных конфликтов, которые происходят между членами разных этнических общностей. Во многих научных трудах основой межнациональных конфликтов указываются разновидности политического, гражданского противоборства.

Межнациональные конфликты зачастую существуют в двух формах: в форме политической конкуренции и в форме вооруженных противостояний. Нередко формирование образа врага в лице другого народа происходит на исторической основе.

Межнациональное сотрудничество является взаимодействием между представителями разных этносов, которое находит отображение в экономических, политических и культурных общественных отношениях. Главным принципом межнационального сотрудничества является взаимопомощь, а также уважение к представителям других народов.

Культура межнациональных отношений

Культура межнациональных отношений представляет собой уровень взаимоотношений между людьми и этносами различных национальностей, в основе которого лежат нравственные принципы, правовые нормы, а также нормы взаимного доверия и уважения.

Низкий уровень культуры межнациональных отношений провоцирует возникновение межнациональных конфликтов, высокий способствует развитию межнационального сотрудничества.

Национальная политика

Национальная политика является составной частей деятельности любого государства, которая регулирует межнациональные отношения граждан в различных видах общественного взаимодействия.

Сущность национальной политики прямо зависит от общих векторов государственной политики. В основе национальной политики правовых демократических государств лежит принцип уважения к людям, принадлежащим к любым этническим общностям.

Межнациональные отношения… Этот термин в последнее время довольно часто доносится из радиоэфира и с телевизионных экранов, а интересующиеся горячими новостями могут встретить его еще и на страницах современных периодических изданий или популярных Интернет-ресурсов. Иногда в хорошем контексте, но чаще, согласитесь, все же в грустном или тревожном. К сожалению…

В своей статье я предлагаю рассмотреть данный термин более подробно, дать ему определение, заглянуть в историю и привести некоторые типичные примеры.

Межнациональные отношения. Определение понятия

Межнациональные отношения - это совокупность индивидуально переживаемых отношений между людьми, которые принадлежат либо к разным национальностям, либо же являются представителями различных Данное понятие изучается сразу двумя общей психологией и этнопсихологией.

Как же возникают данные отношения?

Да, собственно говоря, они складываются постепенно, в процессе трудовой или а также вытекают из семьи, быта, дружеского и любого другого неформального общения.

В зависимости от исторического прошлого той или иной страны, социально-политической обстановки, экономических, культурных и бытовых условий жизни характер таких взаимоотношений может меняться и принимать дружественные, нейтральные или же (в самом крайнем случае) негативные формы. Кроме этого, на него может значительно влиять и личная заинтересованность в общении.

Межнациональные отношения. Их разновидности и формы

Такого рода отношения могут возникнуть между представителями разных национальностей на уровне одного государства, а также они, конечно же, могут сложиться между разными государствами или нациями.

Ученым удалось выделить две основные формы межнациональных отношений:

    этнический или национальный конфликт;

    мирное сотрудничество, включающее в себя сразу несколько подвидов:

Этническое смешивание. Возникает в том случае, если различные группы, стихийно смешиваясь между собой, спустя какое-то количество лет начинают образовывать одну нацию. Как правило, это происходит через Если углубиться в историю, то можно узнать, что именно таким способом некогда появились латиноамериканцы, в традициях которых и по сей день смешаны обычаи и испанцев, и португальцев, и рабов-африканцев, и местных аборигенов.

Этническая ассимиляция или поглощение. Случается в том случае, если один народ практически полностью растворяется в другом или даже одновременно нескольких. Это может произойти как в мирный, так и в военный период. Например, без кровопролитий и порабощений удалось сформироваться США. А вот в древности все происходило намного жестче, и в качестве примера можно привести конфликт между Ассирией и Римом.

Если сценарий ассимиляции носит насильственный характер, то более крупная и сильная нация запрещает второй, например, использовать свой язык или придерживаться собственных обычаев и традиций.

Способы решения конфликтов

По мнению современных социологов и политологов, если отношения между нациями зашли в тупик и любые попытки выйти из создавшейся ситуации, в конце концов, привели к еще большему ее обострению, существует несколько реальных способов повлиять на данный конфликт:

    Признать наличие межнациональных проблем и решить их с помощью методов национальной политики.

    На уровне нации осознать неприемлемость насилия и овладения культурой другого народа. Позволить любой национальности реализовывать свои свободы и права, уважать ее самобытность, язык и обычаи, не проявляя никакой вражды или недоверия.

    Для нормализации этнополитической ситуации использовать различные рычаги экономики.

    Создавать в тех регионах, для которых характерен смешанный национальный состав, различного рода культурную инфраструктуру. Например, национальные центры, школы с возможностью посещать уроки на родном языке, а также дать возможность соблюдать все национальные традиции и обычаи.

    Организовать специальные международные комиссии, советы или другие структуры, которые будут заниматься мирным решением всех возникающих национальных споров.

Проблема межнациональных отношений возникает, прежде всего, там, где люди не слышат друг друга и не хотят даже попробовать договориться мирным путем.



Читайте также: