Международные организации в борьбе с терроризмом х. Международные усилия по борьбе с терроризмом

Во внутреннем праве многих государств террористические акты отнесены к категории особо опасных государственных преступлений. Среди них: террористические акты, направленные на подрыв территориальной целостности государств, их экономики, политического строя, дезорганизация правопорядка, убийства государственных и общественных деятелей, захват заложников, некоторые формы бандитизма и т.д. Другая категория терроризма – это преступные акты с иностранным элементом, ведущие к гибели людей, нарушающие дипломатическую деятельность государств, их представителей, нормальный ход международных контактов, транспортные связи между государствами и многое другое. Отличительной чертой терроризма является его политическая направленность.

В 1973 г. ГА ООН приняла Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов. Подобные преступления, "угрожая безопасности этих лиц, создают серьезную угрозу поддержанию нормальных международных отношений". В Конвенции указано, что каждое государство-участник предусматривает соответствующие наказания за такие преступления, принимает необходимые меры для установления своей судебной юрисдикции над преступниками (ст. 2, 3 Конвенции).

В 1979 г. ГА ООН приняла Международную конвенцию о борьбе с захватом заложников. Статья 2 Конвенции постановляет, что каждое государство-участник предусматривает соответствующие наказания за такие акты; в ст. 5 говорится о мерах по установлению юрисдикции государств в отношении данного преступления.

Международным сообществом было разработано и принято ряд конвенций, направленных на обеспечение безопасности воздушного транспорта и предотвращение террористических актов на нем (Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, 1963 г., Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г., Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г. и др.) В 1988 г. была принята Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства; в 1980 г. – Конвенция о физической защите ядерного материала.

Сотрудничество государств по борьбе с терроризмом осуществляется также на региональном уровне (например, в рамках Совета Европы на основе Европейской конвенции по борьбе с терроризмом 1977 г.) и двустороннем уровне. Основная цель соглашений по борьбе с терроризмом – осуждение и признание противоправности любых террористических актов вне зависимости от мотивов их совершения.

Акты международного терроризма осуществляются лицами или группировками, не находящимися в официальной связи с государствами. В то же время имеют место случаи, когда государственные органы тайно инспирируют акты террора. Именно на государствах лежит основная ответственность за борьбу с этими преступлениями, за принятие на национальном уровне и в пределах своей юрисдикции необходимых для их пресечения и предупреждения мер. Однако, поскольку акты международного терроризма затрагивают интересы многих государств, часто возникает конфликт национальных юрисдикций, что требует осуществления межгосударственного сотрудничества, в частности, путем оказания взаимной правовой помощи, выдачи виновных лиц.

Принятая в 1994 г. ГА ООН Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма провозгласила, что государства обязаны, в частности: воздерживаться от организации террористической деятельности, подстрекательства к ней, содействия ее осуществлению, финансирования, поощрения или проявления терпимости к ней; обеспечивать задержание и судебное преследование или выдачу лиц, совершивших террористические акты, согласно соответствующим положениям их национального права; стремиться к заключению специальных соглашений на двусторонней, региональной и многосторонней основе и разработать типовые соглашения о сотрудничестве; сотрудничать в обмене соответствующей информацией относительно предотвращения и борьбы с терроризмом; оперативно предпринимать все необходимые меры к претворению в жизнь существующих международных конвенций по этому вопросу, включая приведение своего внутреннего законодательства в соответствие с этими конвенциями.

В случае, когда к преступным актам терроризма имеет отношение само государство, они приобретают особенно опасный характер. Поддержка со стороны государств действий террористических групп, отдельных террористов осуждается в ряде деклараций и резолюций ООН.

Специальному комитету ООН по международному терроризму, созданному в 1972 г., не удалось выработать общеприемлемого определения понятия "международный терроризм". Объясняется это прежде всего различием взглядов на методы борьбы национально-освободительных движений, попытками обвинить именно их в терроризме.

В 1996 г. ГА ООП утвердила декларацию, дополняющую Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма 1994 г., и постановила учредить Специальный комитет для выработки концепции по борьбе с бомбовым терроризмом, конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма и для рассмотрения способов дальнейшего совершенствования всеобъемлющей правовой системы конвенций, касающихся международного терроризма.

Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом была принята в 1997 г., вступила в силу в 2001 г. Российская Федерация подписала данное международное соглашение в 1996 г. и ратифицировала его Федеральным законом от 13.02.2001 № 19-ФЗ. В ст. 1 Конвенции содержится определение понятия "взрывное или иное смертоносное устройство", которое означает "взрывное или зажигательное оружие или устройство, предназначенное или способное причинить смерть, серьезное увечье или существенный материальный ущерб". По смыслу Конвенции лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно доставляет, помещает, приводит в действие или взрывает данное взрывное устройство в пределах мест общественного пользования, государственного или правительственного объекта, объекта системы общественного транспорта или объекта инфраструктуры. Государства – участники Конвенции приняли обязательства привести нормы своего законодательства в соответствие с Конвенцией; расширить межгосударственное сотрудничество в области борьбы с актами терроризма, подпадающими под действие Конвенции; включить при заключении договоров о выдаче преступления, указанные в ст. 2 Конвенции, как влекущие выдачу.

После террористических актов, осуществленных 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке, Советом Безопасности ООН была принята резолюция № 1368, осудившая террористические нападения, осуществленные в США, призвавшая все государства к принятию совместных усилий для предания правосудию исполнителей, организаторов и лиц, осуществлявших финансирование этих террористических актов. Резолюция Совета Безопасности ООН № 1373 предусматривает ряд мер, которые должны предпринять государства с целью предотвращения и пресечения террористических актов. Среди них: предотвращение и пресечение финансирования террористических актов; введение уголовной ответственности за умышленное предоставление или сбор средств на осуществление подобных актов; блокировка финансовых средств физических и юридических лиц, участвующих в подготовке, осуществлении и финансировании террористических актов; активизация и ускорение обмена оперативной информацией относительно потенциального совершения террористических актов; скорейшее подписание конвенции о борьбе с финансированием терроризма и других международных договоров в этой области.

Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма была принята в 1999 г. и вступила в силу в 2002 г. Россия ратифицировала Конвенцию Федеральным законом от 10.07.2002 № 88-ФЗ. В этом же году она вступила в силу для Российской Федерации. В и. 1 ст. 2 Конвенции предусматривается, что любое лицо совершает преступление, если оно любыми методами, прямо или косвенно, незаконно и умышленно предоставляет средства или осуществляет их сбор с намерением, чтобы они использовались, или при осознании того, что они будут использованы, полностью или частично, для совершения какого-либо деяния, представляющего собой преступление согласно одному из договоров, перечисленных в приложении к Конвенции, и содержащемуся в нем определению. Приложение к Конвенции содержит перечень международных соглашений в области борьбы с актами международного терроризма. Среди них: Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г., Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г., Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г. В соответствии с Конвенцией каждое государство- участник принимает необходимые меры для привлечения юридического лица, находящегося на его территории или учрежденного по его законам, к ответственности в случае совершения физическим лицом, ответственным за управление этим юридическим лицом или контроль за ним, преступления, предусмотренного Конвенцией. Такая ответственность может носить уголовный, гражданский или административный характер. Государства – участники Конвенции при заключении двусторонних договоров о выдаче обязаны включать в них преступления, предусмотренные Конвенцией. Сотрудничество государств в рамках данной Конвенции осуществляется на основе запросов, направляемых участниками Конвенции друг другу. При этом государства-участники не могут отклонять просьбы о взаимной правовой помощи, ссылаясь на банковскую тайну.

В 2005 г. ГА ООН была принята Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма. В Конвенции отмечено, что акты ядерного терроризма могут создавать угрозу международному миру и безопасности. Согласно ст. 2 Конвенции лицо совершает преступление, если оно незаконно и умышленно: владеет, использует радиоактивный материал либо изготавливает устройство или владеет им с намерением причинить смерть, серьезное увечье или нанести существенный ущерб собственности или окружающей среде; использует или повреждает ядерный объект таким образом, что происходит высвобождение радиоактивного материала или опасность такового, с аналогичными намерениями, а также с намерением вынудить физическое или юридическое лицо, международную организацию или государство совершить какое-либо действие или воздержаться от него. В качестве преступления также рассматривается угроза, попытка совершения указанных действий, а также соучастие, организация и иное способствование их совершению.

Данная Конвенция нс применяется в случаях, когда преступление совершено в одном государстве, предполагаемый преступник и потерпевшие являются гражданами этого государства, предполагаемый преступник найден на территории этого государства и никакое другое государство не имеет оснований для осуществления своей юрисдикции (ст. 3 Конвенции). Иными словами, положения данной Конвенции подлежат применению только в случае, если преступление терроризма отягощено "иностранным элементом".

С целью предотвращения актов ядерного терроризма государства-участники принимают необходимые меры по обеспечению защиты радиоактивного материала с учетом рекомендаций МАГАТЭ. В целях реализации положений Конвенции государства-участники обязуются принять меры для изменения национального законодательства, в частности признания данных деяний в качестве уголовно наказуемых, установления за их совершение соответствующих мер наказания. Сотрудничество государств по борьбе с актами ядерного терроризма осуществляется посредством обмена информацией, принятия совместных мер для предотвращения, пресечения данных преступлений, оказания взаимопомощи в ходе их расследования. В случае отказа государства, на территории которого находится предполагаемый преступник, выдать это лицо, ст. 11 Конвенции предусматривает обязанность этого государства без неоправданных задержек передать дело своим компетентным органам для целей уголовного преследования; о результатах судебного разбирательства государство обязано информировать Генерального секретаря ООН.

В рамках сотрудничества в области борьбы с актами международного терроризма государства – участники СНГ подписали в Минске в 1999 г. Договор о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом.

В ст. 1 содержится определение понятия "терроризм", которое означает "противоправное уголовно наказуемое деяние, совершенное в целях нарушения общественной безопасности, оказания воздействия на принятие органами власти решений, устрашения населения, проявляющиеся в виде: насилия или угрозы его применения в отношении физических или юридических лиц; уничтожения (повреждения) или угрозы уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающей опасность гибели людей; причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий; посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенного для прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападения на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой; иных деяний, подпадающих под понятие террористических в соответствии с национальным законодательством Сторон, а также иными общепризнанными международно-правовыми актами, направленными на борьбу с терроризмом".

Отдельно составители данного Договора выделяют "технологический терроризм ", определяя его как "использование или угроза использования ядерного, радиологического, химического или бактериологического (биологического) оружия или его компонентов, патогенных микроорганизмов, радиоактивных и других вредных для здоровья людей веществ, включая захват, выведение из строя и разрушение ядерных, химических или иных объектов повышенной технологической и экологической опасности, систем жизнеобеспечения городов и иных населенных пунктов, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, оказания воздействия на принятие решений органами власти, для достижения политических, корыстных или любых иных целей, а также попытка совершения одного из вышеперечисленных преступлений в тех же целях, осуществление руководства, финансирование или участие в качестве подстрекателя, сообщника или пособника лица, которое совершает или пытается совершить такое преступление".

На встрече глав государств – участников СНГ, проходившей в 2000 г. в Минске, принято решение о создании Антитеррористического центра государств – участников СНГ. Утверждено Положение об этом органе. В соответствии с данным Положением Центр является постоянно действующим специализированным отраслевым органом СНГ и предназначен для обеспечения координации взаимодействия компетентных органов государств – участников СНГ в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

Для усиления эффективности регионального сотрудничества государств в области борьбы с терроризмом главы шести государств – Казахстана, Китая, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана – в 2001 г. подписали Конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. В соответствии с Конвенцией стороны сотрудничают путем обмена информацией, выполнения запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий, принятия согласованных мер для предупреждения, выявления и пресечения деяний, квалифицируемых Конвенцией как терроризм, путем обмена опытом работы.

В 2002 г. на встрече глав государств – участников ШОС были приняты два документа – Хартия Организации и Соглашение между государствами – членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре (далее РАТС).

В ст. 10 Хартии предусматривается, что РАТС является постоянно действующим органом; к его основным задачам и функциям отнесены: содействие компетентным органам государств – членов ШОС по просьбе одного из государств в борьбе с терроризмом; сбор и анализ информации, поступающей в РАТС от государств – членов ШОС по вопросам борьбы с терроризмом; формирование банка данных о международных террористических организациях, их структуре, лидерах и участниках, других причастных к ним лицах, а также источниках, каналах их финансирования, неправительственных организациях и лицах, оказывающих поддержку терроризму; содействие в осуществлении международного розыска лиц, подозреваемых в совершении актов международного терроризма; содействие в подготовке специалистов и инструкторов для антитеррористических подразделений и др. Местом пребывания РАТС является г. Бишкек (Киргизская Республика).

В наше время терроризм вообще и международный терроризм в частности все в большей степени приобретает черты тягчайшего противоправного деяния, посягающего на основы существования государств и наций, подрывающего основополагающие принципы международного права, угрожающего международному миру и безопасности. Такой характер террористических актов ставит вопрос о переквалификации данных преступлений из преступлений международного характера, каковыми они традиционно считались, в международные преступления. Объектом преступления терроризма являются жизнь и здоровье людей, стабильность мировой экономической и политической систем, нормальный ход межгосударственных отношений, государственный и международный правопорядок, мирное сотрудничество государств. Бытующее утверждение о том, что преступления терроризма в основном совершаются физическими лицами, а не государствами и в силу этого не могут быть отнесены к международным преступлениям, не представляется убедительным. Так, например, в соответствии с Конвенциями по геноциду (1948) и апартеиду (1973) – преступлениям, безусловно квалифицируемым как международные, предусматривается помимо ответственности представителей государства ответственность физических лиц. Разумеется, понятие международного преступления государства является не уголовным, а международным публично-правовым и ответственность – международно-правовой. Международные преступления совершают не только государства, но и физические лица, являющиеся, в частности, субъектами преступления терроризма. Это подтверждается и решениями ООН. Резолюции ГА ООН и Совета Безопасности ООН выделяют в качестве субъекта преступления терроризма физическое лицо и государство.

Политическое руководство многих стран мира рассматривает противодействие терроризму в качестве одной из важнейших общегосударственных задач. Основными направлениями деятельности в этой области являются: совершенствование правовой базы, усиление взаимодействия между соответствующими федеральными органами, формирование специальных подразделений и увеличение численности сотрудников федеральных структур, занимающихся проблемой терроризма, улучшение их технической оснащенности.

Политика большинства государств базируется на следующих принципах: не делать террористам никаких уступок, оказывать максимальное давление на страны, поддерживающие терроризм, в полной мере использовать в своем распоряжении силы и средства, в том числе и военные для борьбы с террористами.

Важнейшим условием борьбы с терроризмом является решительность, непримиримость и жесткость ответных действий, наличие хорошо обученных, натренированных, технически хорошо оснащенных и экипированных специальных подразделений.

В настоящее время борьбу с терроризмом осуществляют такие национальные организации как «22-я специальная воздушная служба» (Великобритания), «Федеральная группа по защите границы» (Германия), «Группа вмешательства национальной жандармерии» (Франция), «Разведывательная группа генерального штаба министерства обороны» (Израиль), «ЯМАМ» (подразделение полиции Израиля), отряд «Дельта» (США), «Отряд чрезвычайной службы нью-йоркской полиции» (США), Управление «А» Департамента по борьбе с терроризмом ФСБ (Россия), Управление «В» Центра спецназначения ФСБ (Россия) и др.

Однако для борьбы с терроризмом усилий отдельных государств недостаточно. Нужны скоординированные действия всего мирового сообщества.

На протяжении длительного времени центром, координирующим усилия международного сообщества по борьбе с терроризмом и созданию нормативно-правовых актов, охватывающих все ее аспекты, являлась Организация Объединенных Наций.

Систематизируя имеющуюся практику координации усилий мирового сообщества в вопросах противодействия актам террора, следует отметить, что в ее основе лежит ряд универсальных международных конвенций. В их числе: Конвенция о преступлениях и некоторых других действиях, совершаемых на борту воздушного судна (1963); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971); Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (1973); Конвенция о борьбе с захватом заложников (1979); Конвенция о физической защите ядерных материалов (1980); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (1988); Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (1997); Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (1999); Конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999).

В целях координации усилий компетентных органов государств – участников Содружества Независимых Государств (СНГ) в борьбе с терроризмом начиная с 1991 г. был подписан целый ряд основополагающих межгосударственных нормативных актов. Во исполнение решения глав государств СНГ 2000 г. создан Антитеррористический центр (АТЦ) государств – участников СНГ, утверждено Положение, определяющее правовой статус, основные задачи, функции, состав и организационные основы деятельности Центра. АТЦ является постоянно действующим специализированным органом Содружества Независимых Государств и предназначен для обеспечения координации и взаимодействия компетентных органов государств – участников СНГ в борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

Международный терроризм как явление глобального характера признано считать ключевой проблемой современной безопасности. Однако на национальном уровне терроризм не является новым явлением. Как метод борьбы, особенно в условиях ограниченности ресурсов различных оппозиционных сил, террористическая деятельность была достаточно распространенным явлением мировой истории.

По одной из теорий, понятие «террор» зародилось во время Французской революции - якобинский террор, который означал открытое уничтожение неугодных людей для устрашения других. Существуют и более ранние упоминания о подобном методе ведения агрессивных войн. Считается, что «одну из самых ранних в истории террористических группировок составляли сикарии, прекрасно организованная секта, действовавшая в Палестине в 66-73 годах новой эры» . Позднее, в XI в., на территории современного Ирана было создано независимое государство низаритов; именно они начали активно использовать в борьбе против других государств акты террора (против государства сльджукских султанов, в частности) - в определенном смысле акты международного терроризма .

Террор - в буквальном смысле в переводе с латинского означает «ужас»; именно поэтому его главная функция заключается в запугивании государственно-властных институтов, общества через самые крайние средства насилия, сопровождаемые в определенном смысле массированной пропагандой. Выбираются соответствующие «мишени», способные вызвать массовую панику, привлечь внимание всего общества. Ярким примером является террористический акт 11 сентября 2001 г., когда наряду с тысячами жертв был нанесен и косвенный ущерб - тотальное запугивание телезрителей всего мира. Причем данный теракт и задумывался с этой целью - «если бы самолеты врезались в небоскребы почти одновременно, вряд ли кто-нибудь из операторов телекомпаний успел бы заснять это волнующее зрелище».

Одной из наиболее острых проблем современного международного права и глобальной политики стало то, что все существующие средства обеспечения мира и безопасности в борьбе против международного терроризма в одночасье оказались негодными и не достаточно эффективными. Особенно отчетливо это стало понятно 11 сентября 2001 г. Один из авторитетных специалистов российских силовых структур, бывший сотрудник спецподразделения «Вымпел», достаточно характерно обрисовал ситуацию, связанную со средствами противодействия международному терроризму: «Представьте себе - вооруженный рыцарь, у него и лошадь очень сильная, и защищенная хорошо, и сам он в лучших доспехах, и меч у него лучший и острый, из дамасской стали, копье самое лучшее, щит самый прочный. Он изготовился сражаться с другим рыцарем, а на него нападает рой ядовитых пчел. Что он может сделать, отмахиваясь своим мечом?».

После Второй мировой войны все системы гражданской обороны разрабатывались в первую очередь на случай ядерной или химической агрессии, в крайнем случае, войны с открытым театром боевых действий. Но никаких разработок и тем более массовых учений не было на случай масштабных террористических актов.

Объектом нападения стало само гражданское общество с пропагандируемой идеологией открытости, приоритетом свободы и толерантности, с высокой степенью внутренней организованности и взаимообусловленности. По законам же подрывной деятельности самым незащищенным объектом нападения «является более тонко и сложно организованный объект».

Не только военная машина, но и механизмы права международной безопасности оказались неготовыми, не приспособленными к эффективной борьбе с международным терроризмом. Одна из главных проблем заключается в том, что существующее международное право практически не рассматривает негосударственного субъекта агрессии; соответственно и применять механизмы международного вооруженного противодействия (в частности, по гл. VII Устава ООН) недопустимо. Что касается национальных средств защиты, вооруженные контрмеры возможны в соответствии со ст. 51 Устава ООН, однако право на самооборону возникает лишь в ответ на вооруженное нападение со стороны другого государства или группы террористов при его поддержке. «...В Беслане разве мы можем говорить о вооруженном нападении другого государства?».

В применении силы в порядке самообороны требуется взвешенный подход, основанный исключительно на международном праве, не вызывающий сомнений и разночтений со стороны мирового сообщества.

Таким образом, необходимо адаптировать соответствующие нормы международного права к современным вызовам международного терроризма для эффективной борьбы с ним.

1. Понятие терроризма и международного терроризма

Терроризм- термин происходит от латинского слова terror, означающего страх, ужас. Им обозначаются «насильственные действия (преследования, разрушения, захват заложников, убийства и др.) с целью устрашения, подавления политических противников, конкурентов, навязывания определённой линии поведения. Различают индивидуальный и групповой террор (репрессии диктаторских и тоталитарных режимов). В 70 - 90 - х годах XX века получил распространение международный терроризм». Такое определение терроризму дано в популярном энциклопедическом словаре, вышедшем в Москве в 1999 году, аналогичен этому и смысл соответствующих статей в других словарях, причем содержание понятий «террор» и «терроризм» в них оказывается практически идентичным.

«Террор» в русском языке определяется как устрашение противника путём физического насилия, вплоть до уничтожения, а терроризм - это практика террора. Действия террористов не всегда связаны с убийством, но всегда подразумевают насилие, принуждение, угрозу. Различными могут быть и цели: сугубо корыстные, в основе которых жажда наживы; политические, в том числе от узкокорпаротивных до свержения государственного строя. Террористические действия совершаются и ради идеи. Поэтому те, кто разделяет идеи террориста, нередко называют его патриотом, борцом за свободу, оппозиционером и т. д.

Терроризм может выражаться также в разрушении или попытке разрушения, каких - либо объектов: самолётов, административных зданий, жилищ, морских судов, объектов жизнеобеспечивания и т. п. Одно из главных средств достижения целей для террористов - запугивание, создание атмосферы страха, неуверенности в безопасности жизни своей и своих близких. Уничтожение имущества террористическими группами, даже не повлекшее человеческих жертв, также можно квалифицировать как терроризм. Терроризм - преступление, которое может быть совершено и одним лицом против одного или нескольких человек или каких либо объектов (террористический акт). Для терроризма как международного преступления совершение преступного деяния в одиночку в настоящее время не характерно.

Более развёрнутое и юридически очерченное определение терроризму содержится в Федеральном законе «О борьбе с терроризмом» , а также Уголовном кодексе Российской Федерации.

Терроризм, то есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказание воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

До сих пор отсутствует юридически безупречное, логически выверенное, абсолютно ясное по смыслу, безусловно, принятое в международных и национальных правовых институтах универсальное определение, раскрывающее это понятие.

В литературе термины «террор» и «терроризм» используются для определения явлений разного порядка, схожих друг с другом в одном - применения насилия по отношению к отдельным личностям, общественным группами даже классам. Историки пишут об «опричном терроре», терроре якобинском, красном и белом терроре эпохи гражданской войны и т.д.; современные публицисты пишут об уголовном терроре; к терроризму относят угоны самолётов и захват заложников и т.п.

Терроризм - это очень сложный феномен, по - разному проявляющийся в различных странах в зависимости от их культурных традиций, социальной структуры и многих других факторов, которые весьма затрудняют попытки дать общее определение терроризма.

Терроризм как опаснейшее посягательство на жизнь человека и безопасность человечества включает в себя комплекс преступных деяний, квалификация которых содержится в международных договорах. Перечень антитеррористических конвенций и протоколов получил официальное закрепление.

Одним из самых серьезных преступлений международного характера являетсямеждународный терроризм, который характеризуется следующими особенностями:

а) подготовка преступления ведется на территории одного государства, а осуществляется, как правило, на территории другого государства;

б) совершив преступление на территории одного государства, террорист чаще всего скрывается на территории другого государства (возникает вопрос о его выдаче).

В Международной конвенции о борьбе с захватом заложников 1979г. акты захвата заложников рассматриваются как проявления международного терроризма.

1.1 Финансирование терроризма

В Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. (ст. 2) состав преступления терроризма образуют, во-первых, деяния, представляющие собой преступления согласно сфере применения одного из перечисленных антитеррористических договоров и содержащемуся в нем определению, а во-вторых, любые другие деяния, направленные на то, чтобы вызвать смерть гражданского лица или другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, когда цель такого деяния заключается в том, чтобы запугать население или заставить правительство или международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения. Попытка совершения какого-либо из указанных деяний также рассматривается как преступление.

В современных условиях политическое руководство стран Европейского Запада и Соединенных Штатов рассматривает противодействие терроризму в качестве одной из важнейших общегосударственных задач. Основными направлениями деятельности в этой области являются совершенствование правовой базы, изучение и использование опыта борьбы с проявлениями терроризма многих иностранных государств, усиление взаимодействия между соответствующими федеральными органами, формирование специальных подразделений и увеличение численности сотрудников федеральных структур, занимающихся проблемой терроризма, улучшение их технической оснащенности.

Политика большинства западных государств базируется на следующих принципах: не делать террористам никаких уступок, оказывать максимальное давление на страны, поддерживающие терроризм, в полной мере использовать имеющиеся в своем распоряжении силы и средства, в том числе и военные для наказания террористов, предоставление помощи другим государствам и взаимодействие с ними.

Важнейшим условием борьбы с терроризмом является решительность, непримиримость и жесткость ответных действий, наличие хорошо обученных, натренированных, технически хорошо оснащенных и экипированных специальных подразделений.

Ввиду отсутствия общепризнанного всеобъемлющего определения терроризма формирование правовых основ сотрудничества государств в борьбе с ним концентрируется на тех направлениях, где его направления представляют наибольшую опасность интересам международного сообщества. Так, в Декларации о мерах по ликвидации международного терроризма осуждаются как преступные и не имеющие оправдания все акты, методы и практика терроризма, где бы и кем бы они не осуществлялись, в том числе те, которые ставят под угрозу дружественные отношения между государствами и народами и угрожают территориальной целостности и безопасности государств. В ней специально оговаривается обязанность государств воздерживаться от организации террористических актов на территориях других государств, подстрекательства к ним, пособничество им или участия в них, а также от попустительства или поощрения деятельности на своей территории, направленной на совершение таких актов.

Контуры приоритетов международного сотрудничества применительно к проблеме борьбы с терроризмом, которые сложились на сегодня, можно обозначить следующим образом.

Сама глобальная система противодействия терроризму должна базироваться на прочном фундаменте международного права при координирующей роли ООН с учетом полномочий и главной ответственности ее Совета Безопасности в области поддержания международного мира и безопасности.

Ключевая роль ООН в борьбе с терроризмом определяется многими факторами: самим положением ООН и ее авторитетом, известным наработанным опытом, в том числе и по проблеме борьбы с терроризмом. Нарастить эффективность борьбы с международным терроризмом возможно только при сохранении через систему ООН общей политической воли и единства подходов к проблеме всех государств мира.

Актуальнейшим вопросом остается определение терроризма в рамках подготовки всеобъемлющей конвенции ООН по борьбе с терроризмом и желательности принятия в пакете еще одной базовой антитеррористической конвенции - "специальной" - о предотвращении актов ядерного терроризма.

Успех дальнейшего международного сотрудничества по этой глобальной проблеме во многом зависит от сохранения единства антитеррористической коалиции. Она сложилась на неформальной основе. Это очень подвижное образование, в чем заключается одновременно и ее достоинство, и недостаток. Сейчас нам важно оглянуться назад, оценить пройденное и закрепить достигнутые результаты формально. Именно это поможет избежать раскола в рядах коалиции, не допустить искажения изначальных базовых принципов, на которых была сформирована коалиция, произвольного навешивания ярлыков на суверенные государства, расширения рамок антитеррористических действий без мандата ООН.

Вторым по значимости международным форумом в данном контексте по праву считается "восьмерка". И речь, скорее, идет не только и не столько о рабочих структурах "восьмерки", сколько о политической важности поддержания и укрепления единства подходов всех стран - участниц этого форума, для того чтобы через механизм "восьмерки" стимулировать международное сотрудничество, его глобальные антитеррористические усилия. Совместное заявление глав государств и правительств "восьмерки" по проблемам борьбы с терроризмом от 19 сентября 2001 года сыграло уникальную положительную роль в создании нынешнего универсального международного антитеррористического формата.

Важнейшую роль в обеспечении стратегии борьбы с международным терроризмом может сыграть НАТО. Но не в качестве только ударной, военной силы, а, скорее, также формата с учетом обновляемой в настоящее время стратегии Североатлантического альянса, с вероятным созданием так называемых "специализированных антитеррористических возможностей" альянса.

В рамках Европейского союза и Совета Европы могут эффективно решаться многие вопросы: совершенствование правоохранительной системы, правосудия, миграционной политики и практики, создание единой погранслужбы, защита прав человека и в целом влияние на сам характер борьбы с терроризмом благодаря их в том числе нормотворческой деятельности, унификация законодательства. Активно действует на антитеррористическом поле ОБСЕ, особенно в рамках Форума по сотрудничеству в области безопасности.

Наращивается антитеррористическая составляющая в рамках СНГ, ШОС, других региональных структур международного сотрудничества. Наконец, детальное сотрудничество нарабатывается в рамках двусторонних отношений, где диапазон практически не ограничен: от вопросов вклада гражданского общества в общее дело борьбы с терроризмом до специфических вопросов сотрудничества правоохранительных органов и спецслужб.

Укреплять иммунитет от заразы экстремизма важно с раннего возраста. К примеру, если бы в рамках ЮНЕСКО была разработана унифицированная учебная программа для школ, вузов, других образовательных учреждений, посвященная угрозе терроризма и борьбе с этим вызовом, она могла бы стать своеобразной интеллектуальной антитеррористической "вакциной" для будущих поколений от опасной идеологии терроризма и насилия.

В последнее время международное право, регулирующее сотрудничество в борьбе с терроризмом, развивается необычайно бурно. Практически во всех регионах создана своя международно-правовая база контртерроризма.

Прорывным - иначе не назовешь решение ГА ООН, принявшей 13 апреля 2005 года без голосования Международную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма, инициированную Россией. Эта первая антитеррористическая конвенция, разработанная международным сообществом на упреждение, то есть до совершения терактов с использованием ядерного материала и других радиоактивных веществ. И вообще, это первый универсальный договор, направленный на предотвращение терактов массового поражения.

Если говорить о содержательной характеристике конвенции, то она в первую очередь нацелена на то, чтобы:

· Подвести правовую базу под эффективное противодействие актам ядерного терроризма, включая их пересечение и ликвидацию последствий;

· Обеспечить антитеррористическую защиту как мирного, так и военного атома, пресечь теракты с использованием самодельных ядерных устройств;

· Обеспечить неотвратимость ответственности лиц, виновных в совершении актов ядерного терроризма.

Важную роль в борьбе с терроризмом играют СМИ. Первый московский международный антитеррористический медиафорум в 2004 году провозгласил в качестве своей основной задачи объединение усилий гражданского общества, СМИ в борьбе с терроризмом, наркоугрозой. В принятой на форуме резолюции зафиксирована в качестве императивы необходимость для журналистского сообщества "в своей профессиональной деятельности исходить из принципов гражданственности, сбережения общечеловеческих ценностей, попираемых теми, кто хотел бы разжигания ненависти и страха". Объявлено также о создании Международного общественно-координационного совета по противодействию терроризму и наркоугрозе.

На состоявшейся в ноябре 2004 года а Израиле международной конференции "Журналисты против террора" представители СМИ 28 стран, в том числе и России, обсуждали проблему террора и ее освещение в средствах массовой информации. Они решительно осудили террор как одну из самых страшных угроз человечеству и, признав высокую меру ответственности журналистов, констатировали, что в современных условиях необходимо сформулировать и принять принципиально новую антитеррористическую хартию журналистов. Было предложено создать постоянно действующую комиссию по антитеррору, которая объединила бы все международные организации журналистов, а также юристов и представителей НПО.

Мировое сообщество в целом и каждое государство в отдельности должны предпринимать, прежде всего, политические (экономические, социальные) усилия по предотвращению условий для возникновения терроризма, по ненасильственному разрешению межэтнических, межконфессиональных, социальных конфликтов.

Наиболее последовательным в жестком противостоянии террористам является Израиль. У него есть легендарные успехи в этой борьбе, как например, уничтожение всех тех, кто был причастен к террористической вылазке против израильских спортсменов в Мюнхене в 1972 году, или освобождение в африканском аэропорту авиапассажиров, захваченных в качестве заложников. Но Израиль не справился с терроризмом. Теперь он строит стену безопасности, что было осуждено и ООН, и ЕС, и объявил о введении 17 поселений с палестинской территории сектора Газа.

Правительства зарубежных стран ведут борьбу с террористической угрозой в двух основных направлениях. Во-первых, осуществляя специальные и военно-технические мероприятия, направленные на снижение эффективности террористической деятельности. Во-вторых, проводя идеологические и социально-психологические мероприятия, направленные на то, чтобы заручиться поддержкой большинства своих граждан в борьбе с террористами, изолировав их от населения. Вместе с тем успешное проведение подобной политики было бы невозможным без объединения усилий и координации действий всех компетентных организаций, вовлеченных в противостояние с террористической активностью. Государства стремятся жестко и последовательно противоборствовать террористическим проявлениям, как на национальном, так и на международном уровне, что находит свое отражение в действующих на территории законах. В целом ряде нормативных актов прослеживается твердая позиция законодательных и исполнительных органов власти по отношению, как к отдельным террористам, так и к экстремистским организациям, прибегающим к насилию. Такой бескомпромиссный подход, в частности со стороны США, Франции и ряда других государств, к решению существующей проблемы международного терроризма мотивируется тем, что проявление малейших уступок способствует быстрому росту активности других террористических групп, вызывает активизацию их деятельности и ужесточение выдвигаемых требований. Во всех ведущих странах Запада государство жестко контролирует основные мероприятия по борьбе с терроризмом и пресекает любые попытки пропаганды террористической деятельности. В последние годы борьба с терроризмом обрела широкие масштабы, соответствующие реальности его угрозы. В силу этого правоохранительные силы и спецслужбы этих стран, оперативно реагируя на изменения в тактике деятельности террористических групп и экстремистских организаций, активно разрабатывают новые формы и методы борьбы с террористической опасностью. Так, во многих западноевропейских странах и США были разработаны методы распознавания террористов, обнаружения заложенных ими бомб и скрываемых ими различных видов оружия, получения информации о террористах, необходимой для полиции, органов безопасности и т.п. Тем не менее, по признанию специалистов по антитеррористической деятельности, на современном этапе борьба с этим явлением, принявшим глобальные масштабы, по-прежнему остается недостаточно эффективной. Предпринимаемые правительствами разных стран меры по борьбе с терроризмом также носят разносторонний характер, диктуемый различными формами и методами выполнения террористических актов. Государства заключают соглашения о выдаче захваченных или сдавшихся им террористов, об отказе в приеме угнанных транспортных средств, и прежде всего самолетов, создают специальные подразделения для борьбы с террористами и охраны правительственных и посольских зданий, государственных деятелей и иностранных граждан, пользующихся дипломатической неприкосновенностью, от террористических актов или их последствий. Научно-техническая мысль также вносит заметный вклад в борьбу с терроризмом, изобретая различные технические средства борьбы с террористами.

Методы борьбы с терроризмом в России и в мире уже не раз становились объектом политических диспутов, научных изысканий в области социологии. Как скорректировать наше общество, чтобы исключать элементы насилия? Когда останутся в прошлом пытки, убийства, мотивированные местью, защитой религии и другими факторами?

В настоящее время методы борьбы с терроризмом в России, как показывают некоторые события общественной жизни, далеки от действительно эффективных. Что ждет страну в будущем? Вероятно, уже сегодня нужно максимально ответственно задуматься над этим, применить на практике самые передовые способы предотвращения актов насилия, чтобы будущие поколения могли наконец существовать в мире, где все силы общества направлены на прогресс, а не уничтожение собратьев.

Теоретическая база

Формы и методы борьбы с терроризмом актуальны для человеческого социума довольно давно, но только в наши дни эта беда стала столь масштабной, а проявления - интенсивными. Кровь стынет в жилах от жестокостей, на которые готовы пойти некоторые индивиды, организации. Если говорить кратко, методы борьбы с терроризмом необходимы для обеспечения выживания человечества, ведь проблема приобрела глобальный размах.

Многих удивляет то, в какой степени стойким оказалось само явление терроризма. Опасности, связанные с ним, затрагивают мировое сообщество в целом - нет людей, который могли бы быть уверены в своей стопроцентной защите и непричастности. Стать жертвой может любой. Впрочем, важно не только это: так как показывают свою недостаточную эффективность методы борьбы с ним, современный терроризм подрывает ценностную систему, представляющую собой фундамент жизни человека в понимании наших современников.

Зачем?

По какой причине стали столь востребованы основные методы борьбы с терроризмом? Руководствуясь специфическими рассуждениями, определенные сообщества и индивидуумы пришли к выводу, что именно террористический путь - самый эффективный для решения широкого спектра проблем.

Некоторые считают, будто бы именно так можно решить сложности, связанные с политической структурой, принадлежностью к религиозным конфессиям, национальностям. Последствия такого решения в условиях недостаточной развитости методов борьбы с международным терроризмом (а также связанным с политикой, религией и другими аспектами) приводят к постоянно возрастающему списку преступлений. Пострадавшими в них являются многочисленные народные массы самых простых граждан, ни в чем не повинных.

Беда страшнее, чем кажется

Недостаточность применяемых в наши дни методов борьбы с политическим терроризмом, религиозным и другими типами стала причиной подрыва ценностей духовного характера, разрушения культуры, материального ущерба. Терроризм провоцирует вспышки ненависти, люди не могут доверять друг другу. Принято говорить, что террористическая активность - это такое преступление, которое очень часто приводит к жертвам из числа невинных. Одна из задач методов борьбы с терроризмом - предупредить вред лицам, не относящимся к конфликтной ситуации и никоим образом на нее не влияющим.

Террор - это не война

Методы борьбы с терроризмом - это не те способы, которые эффективны для предупреждения войны, потому что само явление очень сильно отличается по своей сути. Принято говорить, что гражданская война и межгосударственная - это исключительно разные категории, но терроризм не похож ни на одну из них. Обусловлено это тремя ключевыми факторами:

  • внезапность;
  • жестокость;
  • способность спровоцировать скандал, иногда - планетарного масштаба.

Войну зачастую можно предсказать, а действия ведутся по установленных, хотя и не оговорённым, правилам. Разработка методов борьбы с терроризмом должна учитывать следующий факт: террористы не приемлют никаких нормативов, одновременно стремятся сохранить анонимность. Все это существенно усложняет сопротивление разрушительному, жестокому явлению.

Требую внимания!

Удивительно, но не все понимают, насколько проблема актуальна, причем не только в пределах каждой отдельно взятой страны в целом, но и на международном уровне. Впрочем, передовые ученые пытаются донести до самых широких слоев общества сложность ситуации и необходимость проработки действительно результативных методов борьбы с терроризмом. Регулярно публикуются исследовательские работы, посвященные факторам, природе, специфике развития терроризма, дабы можно было обеспечить безопасность людей на основе полученных выводов.

Тематические работы не раз публиковались в России, в других странах, но так и не удалось прийти к некоторому единому решению, общепринятому подходу. Не получилось в настоящий момент даже выработать единого определения явления терроризма. Разные авторы придерживаются различных вариантов. Было подсчитано, что сегодня используются порядка сотни определений. При столь большом разнобое в подходах сложно добиться действительно эффективного результата в борьбе со страшным врагом общества.

Причины и последствия

Чтобы разработать наиболее эффективные методы борьбы с терроризмом, необходимо понимать суть явления. Принято говорить о шести типажах, непосредственно участвующих в террористических акциях. Не раз организовывались аналитические работы, посвященные вопросу выявления отличительных особенностей психологии потенциальных исполнителей с целью более простой идентификации опасных общественных элементов. В последнее время социологи, политологи сходятся во мнении, что шесть ключевых типов - это:

  • стремящиеся к славе;
  • фанаты религии, убеждённые в приближении конца света;
  • национальные группы, ненавидящие представителей других этносов;
  • не имеющие цели группы террористов;
  • выступающие от имени державы;
  • исполнители, мотивированные личными интересами.

Масштаб проблемы

В последние несколько десятилетий на территории России было совершено несколько крупных и жестоких террористических актов, и их даты вписаны в календарь памяти. Ежегодно проводятся акции сочувствия пострадавшим и их близким. Масштаб явления вынуждает искать новые подходы для предотвращения повторения ситуации.

Предполагается, что хорошую помощь могли бы оказать правовые нормативы, методики, но пока они не проработаны до того уровня, чтобы быть эффективными. Необходима техническая, материальная база, которая позволила бы предупреждать теракты. Без качественной профилактической системы предупреждения нарушений права невозможно применить с положительным результатом даже самый современный подход. Считается, что одно из препятствий для борьбы с жестокостью определенных групп лиц - правовой нигилизм.

Под влиянием перечисленного каждая личность находится в условиях все растущей опасности, равно как и общество в целом. Этот риск негативно влияет на государство. Насильственная преступность в последнее время становится все крупномасштабнее, а организованные группировки ведут себя по схожей с террористическими объединениями логике. Это требует разработанной на федеральном уровне программы, которая позволила бы дать отпор террористам.

Конструктивный подход

Многие сходятся во мнении, что наилучших успехов можно добиться, если упрочить положение закона в пределах каждого отдельного государства и на межнациональном уровне. В то же время многие деятели в сфере политики отличаются довольно низким уровнем осознания важности права, что становится существенным препятствием для достижения успеха.

В области правовых подходов наиболее эффективным методом борьбы с терроризмом является разработка конвенций, посвященных борьбе с террористическими явлениями. Параллельно необходимо работать над усовершенствованием норм законов, сформулировать государственную ответственность за программу содействия террористической активности. Безусловно, этот вопрос должен рассматриваться Советом безопасности.

Проблема международная, и только лишь усилиями одной страны или даже содружества нескольких держав решить ее возможно. Необходимо привлекать специализированные центры, службы, органы охраны правопорядка, объединять структуры государства, социальные, властные ветви, СМИ. Координация усилий, сопровождающаяся выработкой стратегического решения по вопросу, может дать эффективный результат.

Современные практические подходы

Довольно эффективная программа противодействия террористическим актам в настоящий момент внедрена в Нидерландах. Власти этой страны приложили действительно немалые усилия для обеспечения безопасности граждан и гостей державы. В рамках борьбы с терактами предполагается внедрение специфических мер в международных и внутренних аэропортах. Для этого территории необходимо классифицировать как места повышенной опасности, что даст жандармам, полиции право обыскивать всех без исключения лиц, находящихся на площадках, с целью предотвращения ситуации насилия.

Дополнительная профилактическая мера - введение кодированной системы с использованием цветов. Это позволит быстро и информативно донести до всех присутствующих уровень террористической опасности. Аналогичные коды необходимо вводить и в железнодорожной инфраструктуре, на электрических станциях, специализированных предприятиях.

Правовые нормы предотвращения террористической активности, предложенные нидерландскими законотворцами, включают в себя не только расширение должностного разнообразия правоохранительных органов, но и предоставления судебным инстанциям права распускать объединения, за которыми выявлено нарушение закона. Если деятельность учреждения выглядит подозрительной, у налоговой появляется право проведения расследования. На местном уровне усложняется система получения разрешения на хозяйственные операции, субсидии.

Ты выглядишь опасным!

Если иностранный гражданин, по оценке специалиста, выглядит угрожающим, на государственном уровне ему могут присвоить статус нежелательной персоны. В такой ситуации невозможно получения визы.

Еще одна мера предотвращения опасности со стороны потенциального террориста - запрет на определенные виды деятельности. Это касается лиц, которые были оценены как опасные с высокой степенью вероятности. Им можно вынести постановление, запрещающее находиться поблизости от воздушных вокзалов, правительственных помещений и ряда иных значимых объектов. Такое ограничение в первую очередь распространяется на обучавшихся в экстремистских лагерях за пределами страны. Придется постоянно посещать полицию.

Россия: предложения по программе предупреждения террористических актов

Современный отечественный подход предполагает внедрение и соблюдение законодательных актов, конвенций, подписанных на межгосударственном уровне. Документация устанавливает общие положения борьбы с террористами, преступниками, организованным в группы. Необходимо постоянно уделять внимание проведению общих предупредительных мероприятий. Эксперты говорят, что хороший результат принес бы тотальный контроль за продажей оружия, иных средств, при помощи которых можно массово поражать человеческие цели.

Борьба с терроризмом в настоящее время - это широкий комплекс административных мероприятий, возможность введения специальных режимов. Сюда относится и определённая стратегия межнационального взаимодействия: страны работают совместно для устранения проблемы терроризма в пределах определенного сложного участка. Не менее актуальны специальные мероприятия, которые позволили бы предупредить террористический акт. Это операции, розыск, охрана и использование специализированной техники.

Реально или нет?

Разработка конкретных мероприятий в рамках указанной стратегии, принятие мер, контроль за их тщательным соблюдением, как утверждают некоторые специалисты, позволит значительно снизить террористическую опасность в пределах нашей державы. Многие сходятся во мнении, что работа такого направления должна стать для правоохранительных органов одним из главных направлений.

Не все лежит на власти

Общественность также имеет определенные инструменты, позволяющие регулировать уровень опасности касаемо террористической угрозы. Особенная ответственность лежит на СМИ, но важны и научные подходы, деятельность общественных партий, политиков, социальных движений, разнообразных организаций. Уже не первый год звучат воззвания отказаться от вооружения, любого насилия ради достижения поставленной цели. Такой подход, предваренный абсолютной зачисткой - ликвидацией всех вооружённых формирований, действующих незаконно и потенциально опасных с точки зрения террористической угрозы, может дать хороший результат.



Читайте также: