Международное рабочее движение во второй половине XIX — начале XX века. Общественное движение в России во второй половине XIX века

Революционные организации XIX века в России

«ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ», тайное революционное общество разночинцев в России в 1861-64 (название с 1862), федерация революционных кружков. Возникла под идейными влиянием А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского. Организаторы и руководители: Н. А. и А. А. Серно-Соловьевичи, А. А. Слепцов, Н. Н. Обручев, В. С. Курочкин, Н. И. Утин и др. С ноября 1862 во главе Центральный русский народный комитет в Санкт-Петербурге. Местные организации в Санкт-Петербурге, Москве, Казани и др., Комитет русских офицеров в Польше. Поддерживала связи с редакцией «Колокола», вступила в союз с партией «красных» в Польском восстании 1863-64. Программа: созыв бессословного народного собрания, право каждого на землю, самоуправление крестьянских общин, добровольная федерация областей, выборное правительство. Основной программный документ - воззвание Н. П. Огарева «Что нужно народу?». Издавала листки «Свобода», революционные прокламации; самоликвидировалась.

ИШУТИНЦЫ , тайное революционное общество в Москве в 1863-66 . Руководитель - Н. А. Ишутин. Возникло из кружка, примыкавшего к «Земле и воле». Создавали кооперативные предприятия, готовились к пропаганде в народе. К нач. 1866 - узкий центр («Ад»), тайное общество («Организация») и легальные «Общества взаимного вспомоществования». В С.-Петербурге - филиал (И. А. Худяков и др.). Осуждены по Каракозовскому делу.

КАРАКОЗОВ Дмитрий Владимирович (1840-66), российский революционер, ишутинец. 4 апреля 1866 неудачно покушался на императора Александра II. Повешен.

КАРАКОЗОВСКОЕ ДЕЛО , политический процесс в Верховном уголовном суде (10.8-1.10.1866) над ишутинцами. Под следствием - св. 2 тыс. человек; 36 подсудимых. Приговор: Д. В. Каракозов к смертной казни, 8 человек на каторгу, 9 - в сибирскую ссылку.

«НАРОДНАЯ РАСПРАВА», тайная организация С. Г. Нечаева в 1869 в Москве и Петербурге для подготовки «народной мужицкой революции». Крайняя централизация, заговорщический характер. Вовлеченные в организацию члены оказались жертвами нечаевщины; осуждены по «процессу нечаевцев».

В августе 1869 Нечаев с бакунинским мандатом представителя «Всемирного революционного союза» вернулся в Россию. Здесь он организовал тайное общество «Народная расправа», главным образом из студентов Петровской сельскохозяйственной академии. Тайная организация состояла из «пятерок», подчиняющихся «комитету», в который на самом деле входил один Нечаев. Организация строилась на принципах жесткого централизма и безоговорочного подчинения. Столкнувшись с сопротивлением своим авторитарным методам со стороны студента И. И. Иванова, Нечаев организовал 21 ноября 1869 его убийство, причем привлек к его осуществлению еще четверых членов организации - И. Г. Прыжова, А. К. Кузнецова, П. Г. Успенского и Н. Н. Николаева, стремясь «повязать» их кровью.

Иванова заманили в парк при академии под предлогом поисков типографского шрифта, якобы спрятанного в гроте еще «каракозовцами». После недолгой ожесточенной борьбы Нечаев прострелил голову полузадушенному Иванову, труп которого был сброшен в пруд, но вскоре обнаружен окрестными крестьянами. Нечаев бежал за границу, другие участники убийства были арестованы. По завершении следствия перед судом предстали 85 «нечаевцев».

«НЕЧАЕВЦЕВ ПРОЦЕСС», 1 июля - 11 сентября1871, над участниками студенческих волнений 1868-1869 и членами «Народной расправы» (77 чел.) по обвинению в подготовке заговора с целью свержения существующего строя. Приговор: 4 чел. (в т. ч. И. Г. Прыжов, А. К. Кузнецов) к различным срокам каторги, 28 - к тюремному заключению, 2 - к ссылке; остальные оправданы.

«ЧАЙКОВЦЫ», народническая организация в Санкт-Петербурге в 1869-74 , первоначальный кружок М. А. Натансона, В. М. Александрова, Н. В. Чайковского ; в 1871 объединились с кружком С. Л. Перовской (общая численность ок. 100 человек). Участники готовили пропагандистов для работы «в народе», издавали и распространяли революционную литературу, инициаторы «хождения в народ». Филиалы в Москве, Киеве, Одессе и др. Члены осуждены по «процессу 193-х».

«ДОЛГУШИНЦЫ», революционный народнический кружок в Санкт-Петербурге (1872) и Москве (1873) , организатор - А. В. Долгушин. Ок. 20 членов. Разделяли взгляды бакунистов. Подпольная типография, пропаганда среди крестьян. В 1874 Долгушин и 4 других члена приговорены к каторге, остальные - к ссылке.

«ХОЖДЕНИЕ В НАРОД» , массовое движение молодежи в деревню. Началось весной 1873, наибольший размах - весна - лето 1874 . Цели: изучение народа, пропаганда социалистических идей, организация крестьянских восстаний. Центры: санкт-петербургские и московские кружки «чайковцев», «Киевская коммуна». Охватило 37 губ. Европейской России . К ноябрю 1874 арестовано св. 4 тыс. человек, наиболее активные участники осуждены по «процессу 193-х».

«ПРОЦЕСС 193-х» («Большой процесс»), 18 октября 1877- 23 января 1878 в Санкт-Петербурге, крупнейший политический процесс в России 1870-х гг. над революционными народниками - участниками «хождения в народ» (арестовано св. 4000 человек). Обвинение в создании организации с целью свержения существующего строя. 120 подсудимых бойкотировали суд . Приговор: 28 человек к различным срокам каторги (П. И. Войноральский, С. Ф. Ковалик, И. Н. Мышкини др.), 90 оправданы , однако по санкции Александра II 80 человек из них были сосланы административным порядком, остальные к различным срокам ссылки.

СОЛОВЬЕВ Александр Константинович (1846-79), российский деятель революционного движения, народник. Участник «хождения в народ», примыкал к «Земле и воле». 2 апреля 1879 совершил в Санкт-Петербурге неудачное покушение на Александра II. Повешен.

«ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ», революционная народническая организация 1870-х гг ., основана в Санкт-Петербурге в 1876 . Название с 1878. Организаторы: М. А. Натансон, А. Д. Михайлов, А. Д. Оболешев, Г. В. Плеханов и др . Руководящий орган - «Администрация»; состав: группа «деревенщиков», «рабочая группа», «дезорганизаторская группа»; филиалы: Киев, Одесса, Харьков и др. Программа: крестьянская революция, национализация земли, замена государства федерацией общин. Деятельность: поселения в «народе», революционная пропаганда среди рабочих и интеллигенции. Издавала газету «Земля и воля». Разногласия между сторонниками и противниками политической борьбы привели к расколу (1879) на «Народную волю» и «Черный передел».

«ЧЕРНЫЙ ПЕРЕДЕЛ», народническая организация в Санкт-Петербурге в 1879-81. Возникла после раскола «Земли и воли», сохранила ее программу; отрицание политической борьбы и террора, пропаганда среди рабочих. Центр - Санкт-Петербургский кружок (Г. В. Плеханов, Я. В. Стефанович, Л. Г. Дейч, В. И. Засулич, М. Р. Попов, Е. Н. Ковальская и др.), филиалы в Москве, Киеве, Одессе, Харькове. Издание газеты «Черный передел», «Зерно». Лидеры с 1880 в эмиграции, в 1883 основали группу «Освобождение труда». В России после 1 марта 1881 часть членов «Черного передела» вошла в организацию «Народная воля», другие в 80-х гг. продолжали деятельность с позиций «Земли и воли».

«Народная воля» . Образовалась в августе 1879 после раскола «Земли и воли». В народовольческие организации, существовавшие более чем в 60 городах, входило около 500 человек; активное содействие народовольцам оказывали еще приблизительно 5 тыс. человек. Во главе организации стоял Исполнительный комитет (ИК), состоявший практически полностью из профессиональных революционеров. Название «Исполнительный комитет» точно соответствовало сути этого органа - его члены не только задумывали, но и при помощи нескольких десятков агентов ИК проводили в жизнь важнейшие народовольческие предприятия. В период наибольших успехов «Народной воли» (август 1879 - 1 марта 1881) ИК состоял из 31 человека. Лидерами организации были А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, А. А. Квятковский, С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер, Л. А. Тихомиров, М. Ф. Фроленко, А. И. Баранников и др.

Организация носила строго централистический и конспиративный характер. Печатные органы - газета «Народная воля» и революционное социально-политическое обозрение «Вестник «Народной воли».

ХАЛТУРИН Степан Николаевич (1856/57-1882), российский деятель революционного движения, организатор «Северного союза русских рабочих». В феврале 1880 с целью покушения на императора Александра II произвел взрыв в Зимнем дворце, с 1881 член Исполкома «Народной воли». Повешен в Одессе за участие в убийстве одесского военного прокурора В. С. Стрельникова. .

«ПРОЦЕСС 20-ти», 9 - 15 февраля 1882 в Cанкт-Петербурге над членами «Народной воли» (11 членов, 9 агентов Исполнительного комитета). Обвинение в подготовке 8 покушений на Александра II. Приговор: Н. Е. Суханов к смертной казни, 13 человек (в т. ч. А. Д. Михайлов, Н. А. Морозов) к вечной каторге, остальные к различным срокам каторги.

«ПРОЦЕСС 16-ти», 25-30 октября 1880 в Санкт-Петербурге, первый крупный процесс над членами «Народной воли». Обвинение в подготовке покушений на Александра II. Приговор: А. А. Квятковский и А. К. Пресняковк смертной казни, 4 человека к вечной каторге, остальные к различным срокам каторги и ссылки

«ПРОЦЕСС 17-ти», 28 марта - 5 апреля 1883 в Санкт-Петербурге над членами «Народной воли» (5 членов, 2 агента Исполнительного комитета) по обвинению в подготовке покушений на Александра II. Приговор: 5 человек (в т. ч. Ю. Н. Богданович) к вечной каторге, остальные к различным срокам каторги и ссылки

«ПРОЦЕСС 12-ти», 1-9 ноября 1884 в Киеве над членами «Народной воли». Приговор: В. С. Панкратов к 20 годам каторги, остальные к различным срокам каторги и ссылки.

«ПРОЦЕСС 14-ти», 24-28 сентября 1884 в Санкт-Петербурге над членами «Народной воли». Обвинение в подготовке государственного переворота и покушений на Александра II. Приговор: Н. М. Рогачев и А. П. Штромберг к смертной казни, 5 человек (в т. ч. В. Н. Фигнер) к вечной каторге, остальные к различным срокам каторги и ссылки.

«ПРОЦЕСС 21-го», 26 мая - 5 июня 1887 в Санкт-Петербурге (Г. А. Лопатини др.). Обвинение в принадлежности к «Народной воле» и убийстве жандармского подполковника Судейкина. К дознанию привлечено ок. 300 человек. Приговор: 5 человек к вечной каторге, остальные к различным срокам каторги и ссылки.

«ПЕРВОМАРТОВЦЫ», члены «Народной воли», организаторы и участники казни императора Александра II 1.3.1881. По процессу 26-29.3.1881 А. И. Желябов, С. Л. Перовская, Н. И. Кибальчич, Т. М. Михайлов, Н. И. Рысаков повешены, Г. М. Гельфман осуждена на вечную каторгу, остальные участники осуждены по другим процессам «Народной воли».

«ОСВОБОЖДЕНИЕ ТРУДА» группа, первая российская социал-демократическая организация. Основана в 1883 в Женеве (Г. В. Плеханов, П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. И. Засулич, В. Н. Игнатов, с 1888 - С. М. Ингерман). Участвовала в создании газеты «Искра» и журнала «Заря», подготовке 2-го съезда РСДРП, на котором самораспустилась (1903).

В середине XIX в. в странах Запада насчитывалось около 20 млн наемных рабочих. В это время в рабочем движении наряду с экономическими все большую роль стали играть политические требования. Возникли международные организации, ставившие целью изменение государственного строя и завоевание власти рабочим классом. Крупнейшими теоретиками и руководителями международного пролетариата являлись немецкие социалисты К. Маркс и Ф. Энгельс, основоположники нового, революционного учения - марксизма.

К. Маркс и Ф. Энгельс Марксизм

К. Маркс (1818- 1883) родился в прусском городе Трире в семье адвоката. Он окончил гимназию, потом университет, где изучал историю, философию, право, иностранные языки. Ф. Энгельс (1820- 1895) родился в Рейнской провинции Пруссии в семье фабриканта. Несколько лет он жил в Англии и хорошо знал положение пролетариата в этой самой развитой промышленной стране мира.


Они считали, что недалеко то время, когда правители, богатые промышленники и землевладельцы будут свергнуты и к власти придут трудящиеся, которые изберут свое правительство

Большое влияние на формирование взглядов Маркса и Энгельса оказали предшествующие и современные экономисты и философы, труды которых они глубоко изучили и подвергли критическому анализу.

Одним из источников марксизма является утопический социализм, ярким представителем которого был Франсуа Фурье (1772-1837). Он родился во Франции в семье коммерсанта. Почти всю жизнь служил в торговых домах. Был гениальным самоучкой, совмещал в себе черты мудреца и чудака. Остро критиковал капиталистическую цивилизацию. Верил в то, что можно искоренить на всей земле нищету и преступления. Утверждал, что путь к социальной гармонии лежит через создание коллективных ассоциаций («фаланг»), в которых доходы должны распределяться соразмерно труду, капиталу и таланту. Умер Фурье одиноким и непонятым современниками.

С 1844 г. между Марксом и Энгельсом установились тесное сотрудничество и дружеские отношения. Изучение истории общественного развития привело их к одинаковым выводам, которые заключались в следующем.

Маркс и Энгельс считали капиталистический строй несправедливым и враждебным простому человеку, потому что он позволяет капиталисту эксплуатировать наемный труд, т. е. жить за его счет. Капиталистическая эксплуатация основывается на частной собственности на средства производства - фабрики, заводы, землю и т. д. Чтобы ликвидировать эксплуатацию человека человеком, необходимо уничтожить частную собственность на средства производства и установить общественную собственность, при которой средства производства будут принадлежать обществу, всем людям. Это можно сделать только в результате социалистической революции. Ее главной движущей силой может быть только пролетариат, поскольку он является самым революционным и организованным классом. В результате революции будет уничтожено буржуазное государство и установлена диктатура пролетариата, т. е. власть рабочего класса, которая подавит сопротивление эксплуататоров и обеспечит построение социализма. Для решения этих задач рабочим необходима революционная пролетарская партия.

Маркс и Энгельс глубоко проанализировали противоречия буржуазного общества, но, как выяснилось позже, преувеличивали их значение. Капитализм оказался сильнее и жизнеспособнее, чем это представлялось творцам марксизма в середине XIX в. Их надежды на скорую пролетарскую революцию в наиболее развитых странах Западной Европы не оправдались.


I и II Интернационалы

В середине XIX в. между рабочими различных стран стали укрепляться связи, проводиться встречи, митинги. В одном из таких митингов, состоявшемся в Лондоне 28 сентября 1864 г., участвовали английские, французские, немецкие, итальянские, польские рабочие. Здесь было принято решение об образовании международной политической партии пролетариата - Международного товарищества рабочих. Позднее эту партию стали называть I Интернационалом.

Международное товарищество рабочих ставило своей задачей объединение усилий пролетариата различных стран с целью завоевания политической власти, ликвидации частной собственности и эксплуатации, сохранения мира. Идейными руководителями Интернационала являлись Маркс и Энгельс.

I Интернационал оказывал практическую помощь рабочему движению. Он организовывал сбор средств в пользу бастовавших рабочих, оказывал политическую и моральную поддержку демократическим и национально-освободительным движениям, призывал рабочих к солидарности с парижскими коммунарами. Но Интернационал ослабляло отсутствие единства взглядов. В отличие от марксистов некоторые его представители выступали против революционных методов борьбы, за сугубо мирные преобразования. Кроме того, внутри самой организации велась борьба за ключевые посты.

После поражения Парижской Коммуны члены Интернационала подверглись репрессиям. Поэтому в 1876 г. организация самораспустилась. Главным результатом ее деятельности было обогащение рабочих опытом политической борьбы. Но основные задачи оставались нерешенными.

Работу, начатую I Интернационалом, продолжил II Интернационал. Он был основан в Париже в июле 1889 г. в столетнюю годовщину взятия Бастилии и начала первой французской революции. В отличие от I Интернационала II Интернационал представлял собой не единую партию, а организацию в форме международных конгрессов (съездов) представителей рабочих организаций. Конгрессы созывались через 2-4 года. Они обобщали опыт рабочего движения и вырабатывали политические рекомендации. В их работе принимали участие представители многих партий и профсоюзов независимо от политической ориентации. Парижский конгресс 1889 г., в частности, предложил организовать одновременные выступления трудящихся 1 мая 1890 г. Так были заложены традиции первомайских манифестаций.

Рабочие и социалистические организации стали влиятельной политической силой. Накануне первой мировой войны в их рядах насчитывалось свыше 4 млн человек. Представители рабочих занимали около 700 мест в парламентах различных стран.

Главной целью II Интернационала была борьба за социализм. Однако среди его лидеров и рядовых членов понимание способов этой борьбы и самого социализма были различными.

Течения в рабочем и социалистическом движении в конце XIX - начале XX века

Марксисты продолжали придерживаться линии на социалистическую революцию и установление диктатуры пролетариата. После смерти Энгельса виднейшими представителями этого направления были российский революционер В. И. Ленин и германский социалист А. Бебель. Бебель (1840-1913) являлся одним из основателей и руководителей германской социал-демократии и II Интернационала. Как и Ленин, он призывал народные массы к революции и был противником соглашения с буржуазией.

В конце XIX в. сформировалось еще одно влиятельное направление - ревизионизм. Его сторонники выступили с предложением пересмотра, т. е. ревизии,марксизма. Основателем ревизионизма был германский социал-демократ Э. Бернштейн (1850-1932). По его мнению, теория Маркса и Энгельса устарела. Положение трудящихся при капитализме, утверждал Бернштейн, улучшается, а не ухудшается. Следовательно, классовая борьба между пролетариатом и буржуазией затухает, а не обостряется. Поэтому рабочим нужны не разрушительные революции, а созидательные реформы, которые обеспечат мирное перерастание капитализма в социализм.

Многие социал-демократы поддержали эти идеи. Революционные марксисты вели с ревизионистами непримиримую идеологическую борьбу. Они рассматривали реформы лишь как второстепенную меру и продолжали доказывать правоту марксизма. В начале XX в. влияние ревизионизма во II Интернационале усилилось. Споры о том, как улучшить положение трудящихся - путем революции или мирных реформ, - с тех пор продолжаются до наших дней.

В ряде стран широкое распространение приобрел анархо-синдикализм. В нем сочеталось представление о решающей роли синдикатов (профсоюзов) с анархизмом. Анархизм (от греч. anarchia - безвластие) отрицал необходимость всякого государства. Государство, правительство, по убеждению анархистов, осуществляют насилие над личностью и поэтому должны быть уничтожены. Обществом должны управлять независимые профессиональные организации, а не государственные министры и другие чиновники.

Споры о целях и способах действий в большинстве партий утихли с началом первой мировой войны. Рабочие лидеры стран Западной Европы протестовали против наращивания вооружений и стремились предотвратить войну. Соответствующие предложения вносились в парламенты, документы конгрессов II Интернационала. Они звучали на митингах, съездах социалистических партий. Антивоенное движение представляло значительную силу.

Но с началом войны лидеры социалистических партий западноевропейских стран в большинстве своем поддержали направленную на подготовку военных действий политику своих правительств. Они считали более важным защиту общенациональных интересов, чем классовых целей рабочих всех стран мира. В таких условиях II Интернационал как общая организация действовать не мог и распался. Невозможно было созвать на конгресс социалистов воюющих друг против друга стран.

Завоевания рабочего класса

В начале XIX в. рабочие профсоюзные организации находились повсеместно под запретом. На протяжении столетия их деятельность была разрешена во всех странах Западной Европы. Возникли влиятельные национальные и международные политические организации, добивавшиеся улучшения положения эксплуатируемой массы населения. Результатом их деятельности было повышение, хотя и не постоянное, уровня жизни наемных рабочих. Были расширены политические права. Большинство рабочих-мужчин получило право голоса на парламентских выборах.

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

На негласной конференции I Интернационала в Лондоне было принято решение о создании в каждой стране политической партии пролетариата. В 70-80-х гг. XIX в. социалистические партии и организации возникли в Германии, Франции, Англии, Бельгии, Италии, Швейцарии, Австрии, США.

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.

Хаякава (Япония), 705 год

Японский отель (онсэн) у горячего источника. Гравюра Тоёхары Тиканобу. 1890-е годы The Museum of Fine Arts, Houston

Общий вид отеля «Нисияма онсэн кэйункан» в наши дни © pop-picture.blogspot.com

Приватная ванна под открытым небом отеля «Нисияма онсэн кэйункан» в наши дни © Keiunkan Inn

Одна из ванн отеля «Нисияма онсэн кэйункан» с водой из горячего источника в наши дни © pop-picture.blogspot.com

До 2011 года старейшим отелем мира (и старейшей компанией вообще) счи-тал-ся японский традиционный отель-рёкан  Рёкан — тип постоялого двора, а позднее оте-ля, который отличают простые комнаты с татами вместо кроватей и наличие горячего источника, при котором имеется баня для гостей. «Хоси». Он был открыт в городе Ко-мацу в 717 году и на протяжении 13 веков предлагал посетителям прожи-вание рядом с горячими источниками. Титул старейшего был присвоен ему в 1994 го-ду Книгой рекордов Гиннесса, после чего «Хоси» даже вступил в так назы-вае-мый клуб «Енох» Клуб «Енох» — неофициальная организация, возникшая во Франции в 1981 году и получи-вшая свое название в честь ветхозаветного патриарха Еноха, прожившего, согласно Биб-лии, 365 лет. , объединяющий компании, возраст которых насчи-тывает более 200 лет. Однако в 2011 году представители Книги рекордов Гин-не-сса пе-ресмотрели свое решение и отдали титул старейшего отеля рёкану Nishiyama Onsen Keiunkan («Ни-сияма онсэн кэйункан») в поселке Хая-кава в цент-раль-ной части Японии. С момента основания этого отеля в 705 году им владеет уже 53-е поколение одной семьи, а сам отель до сих пор остается клас--сическим рёканом, предлагающим традиционное обслуживание и мебли-ровку, а также ванны с во-дой из горячих источников.

Старейший банк

Сиена (Италия), 1477 год

Финансы муниципалитета в мирное и в военное время. Картина Бенвенуто ди Джованни. 1468 год Archivio di Stato di Siena, Museo delle tavolette di Biccherna / Wikimedia Commons

Главный вход палаццо Салимбени, где располагается банк Monte dei Paschi di Siena. 2006 год © Vyacheslav Argenberg / CC BY 2.0

Банк Monte dei Paschi di Siena («Монте дей Паски ди Сиена») был основан в 1477 го--ду. Это почти на 120 лет раньше, чем его ближайший сосед по списку старейших банков мира — немецкий Berenberg. Банк был основан в Сиенской республике — итальянском городе-государстве, которое существовало в XII-XVI ве--ках и считалось одним из крупнейших финансовых центров италь-янских земель. Банковское дело там бурно развивалось с XII века, и банкирские дома гóрода действовали на территории всей Западной Европы, кредитуя Вати-кан, императоров Священной Римской империи и королевский двор Франции. Банк Monte dei Paschi di Siena был создан уже на закате Сиенской республики и пер-вое время функционировал как монте-ди-пьета — так в средневековой Италии называли особый «благотворительный» ломбард, где человек мог взять деньги, оставив в залог имущество, покрывающее третью часть займа. В случае если заемщик не отдавал средства в срок, на аукционе продавалась лишь эта часть его имущества и никакие другие меры не применялись. Долгое время церковь поддерживала подобные монте-ди-пьета: она не одобряла ро-стов-щи-че-ство и поощряла финансовую помощь малоимущим. Однако к XVII ве-ку Monte dei Paschi di Siena превратился в полноценный банк, после чего был множество раз реорганизован. Сейчас у него отделения в 20 городах Италии, и, помимо прочего, он известен обширной коллекцией итальянской живописи, которая собиралась на протяжении всей истории банка.

Старейшая аптека

Таллин (Эстония), ок. 1420 года

Ратушная аптека. Таллин, 1966 год © Roman Valdre / Kultuurimälestiste riiklik register

Интерьер Ратушной аптеки. Таллин, 2011 год © Tom Wright / CC BY-NC-ND 2.0

Медицинские препараты в Ратушной аптеке. Таллин, 2013 год Wikimedia Commons

Ратушная аптека. Таллин, 2008 год Wikimedia Commons

Ратушная аптека (эст. Raeapteek) находится на Ратушной площади Таллина как ми-нимум с 1422 года. За шесть веков существования она сменила десятки вла-дельцев, самым известным среди которых был выходец из венгерских зе-мель Иоганн Бурхарт Белавари де Секава. Будучи химиком и врачом, он пере-ехал в Таллин в 1580-х, а в 1583 году городской совет назначил Бурхарта глав-ным аптекарем Таллина, сдав ему в аренду Ратушную аптеку. Больше ста лет его потомки арендовали аптеку у города, и лишь в 1688 году Иоганну Бурхар-ту IV удалось выкупить ее у города. В дальнейшем предприятие передавалось по на-следству до середины XIX века, однако в 1890-х Иоганн Бурхард X скон-чал-ся, не оставив наследника по мужской линии, и его сестры вынуждены бы-ли в 1911 го-ду продать бизнес. После этого аптека сменила нескольких владель-цев, побывала в собственности у государства, а в 2003 году, после длитель-ной реконструкции, вновь открылась на прежнем месте.

Старейшие часовщики

Женева (Швейцария), 1466 год

Часовая фабрика Галле. Швейцария. 1900-е годы galletwatch.com

Часовщики Ла-Шо-де-Фона за работой. Конец XIX века Wikimedia Commons

Про Хумбертуса Галле (фр. Humbertus Gallet), считающегося основателем Gallet & Co., известно немногое. В 1466 году он получил право жить в Женеве, где за-нялся часовым ремеслом, которое впоследствии передал по наследству сыну. Несколько поколений семьи Галле занимались изготовлением часов, и в 1826 го---ду прямой потомок Хумбертуса Галле, Жюльен Галле, офици-аль-но зарегистри-ровал торговую марку и перевез предприятие из Женевы в швей-царский город Ла-Шо-де-Фон, известный сегодня как город-фабри-ка по произ-водству ча-сов, где около трети трудоспособного населения заня-то в часовой промышлен-но-сти. Благодаря этому обстоятельству Ла-Шо-де-Фон даже попал в «Капи-тал» Маркса, где тот анализировал разделение труда на ча-совых фабри-ках го-рода. С конца XIX века Gallet & Co. начала рассматривать США как основ-ной рынок для своей продукции. Самая знаменитая модель фаб-ри-ки — Flying Officer Chronograph — была создана в 1939 году по заказу Гарри Трумэна (на тот мо-мент — сенатора от штата Миссури) для боевых пилотов: одной из ее осо-бен-но-стей был вращающийся циферблат с названиями городов, который позво-лял пилотам легко рассчитывать смену часовых поясов. Сам Трумэн, ко-торый в 1945 году стал президентом США, также носил эти часы; сейчас они находятся в его музее.

Старейшая газета

Стокгольм (Швеция), 1645 год

Выпуск газеты «Регулярные почтовые известия», № 15, за 9 апреля 1645 года flickr.com / elcromaticom / CC BY 2.0

Два выпуска газеты Post- och Inrikes Tidningar - 1835 и 2006 года Centro de Documentación Publicitaria

Газета Ordinari Post Tijdender (то есть «Регулярные почтовые известия») была основана по приказу шведской королевы Кристины в 1645 году — спустя девять лет после создания Королевского почтового управления, также существующего по сей день. Первое время газета являлась главным поставщиком новостей в Шве-ции, и сбор этих новостей был во многом возложен на местных почт-мей-стеров, которым предписывалось собирать все новости, попадавшие в поле их вни-ма-ния, и переда-вать их в редакцию. Распростране-нием газеты занима-лись все те же почтовые отделения: они были обязаны вывешивать свежие номера в публичных местах. В 1821 году газету объединили со швед-ской же Inrikes Tidningar («Местные известия»), дав новое издание — Post- och Inrikes Tidningar («Почтовые и местные известия»). После этого газета пережила еще два важ-ных события: в 1922 году, не выдер-жав конкуренции со стороны ком-мерческих газет, она стала публиковать лишь государственные указы и су-деб-ные реше-ния, а с 2007 года выходит только в электронном виде.

Старейшие кораблестроители

Ираклион (Греция), 1438 год

Стоянка лодок в Кьодже у рыбного рынка. Венеция, 1890–1900-е годы Library of Congress

Строительство лодки Camuffo в наши дни bisiacivan.blogspot.com

Camuffo, старейшая из ныне действующих кораблестроительных компаний, была основана в 1438 году на острове Крит, который тогда принадлежал Ве-не-цианской республике. После падения Константинополя в 1453-м и усиления Османской империи в Эгейском море сын основателя перенес производство судов в итальянскую Кьоджу вблизи Венеции. На тот момент этот город был крупнейшим торговым портом в Адриатическом море, и мастера Camuffo на не-сколько сотен лет обеспечили себя заказами на постройку рыбацких лодок, барж, прогулочных, торговых и транспорт-ных лодок в венецианском стиле. В настоящий момент компания, которой владели 18 поколений одной семьи, производит лишь три модели моторных яхт от 18 до 20 метров длиной. До сих пор в их изготовлении используется много ценных пород дерева, за что во второй половине XX века Camuffo получила от профильных журналов прозви-ще «Страдивари на море», которое использует в своих рекламных материалах.

Старейший перевозчик

Абердин (Шотландия), 1498 год

Док Святой Катерины. Иллюстрация Гюстава Доре к книге Дугласа Джерролда «Лондон». 1872 год The Victorian Web

Машина The Shore Porters Society в середине XX века hiveminer.com

The Shore Porters Society («Общество портовых грузчиков») из шотландского Абер--дина было основано через шесть лет после первого плавания Колумба в Аме--рику — и с тех пор не меняло своего названия. Долгое время компания была простым объединением работников Абердинской гавани, однако уже к 1666 го-ду она настолько разрослась, что было создано два подразде-ления: управление перевозок, которому принадлежали лошади и повозки, и департа-мент имуще-ства и складирования. Вплоть до середины XIX века «Общество портовых груз-чиков» принадлежало городскому совету Абердина, однако затем компания стала частным товариществом, после чего ее профиль несколько изме---нился. Сейчас, помимо перевозок по Великобритании, услуг груз-чиков и сервиса домашних переездов, компания также занимается экс-пертной пере-возкой антиквариата и предметов искусства. Ее услугами поль-зуются как ча-стные покупатели, так и аукционные дома.

Старейшие оружейники

Гардоне (Италия), 1526 год

Венецианский аркебузер. Иллюстрация из книги Чезаре Вечеллио «Костюмы древние и современные со всего мира». XVI век greatestbattles.iblogger.org

Оружейники компании Beretta. 1880-е годы © Beretta

На оружейном заводе Beretta. 1960-е годы © Beretta

История компании Beretta началась в 1526 году, когда оружейник Бартоломео Беретта из итальянского Гардоне получил от Венеции заказ на 185 стволов для арке-буз — фитильных гладкоствольных ружей. На этом он заработал 296 золо-тых венецианских дукатов, и скрепивший сделку договор до сих пор хранится в архиве компании. Впоследствии, в 1571-м, оружейники вновь оказа-ли услугу Венеции, отлив пушки для Венецианского флота, который принял участие в зна-менитой битве при Лепанто. Сражение в Ионическом море между Свяще-нной лигой Священная лига — коалиция католических государств, которая была создана в 1571 году по инициативе папы римского Пия V для борь--бы с Османской империей и просу-ще-ствовала до 1573 года. и Османской империей закончилось разгромным пораже-нием турок, и венецианцы проявили себя в нем героически. В последующие пять веков компания, собственниками которой оставались члены семьи Берет-та, бурно развивалась. Сегодняшний руководитель Beretta, Уго Гуссалли Берет-та, является прямым потомком основателя Бартоломео Беретты, и кто-то из двух его сыновей, как считается, унаследует управление компанией в буду-щем.

Старейший издательский дом

Кембридж (Англия), 1534

Изобретение книгопечатания. Гравюра Яна Колларта I. Конец XVI века The Metropolitan Museum of Art

Cambridge University Press. 1900–1916 годы danielcaruanalupi2.blogspot.com

Издательство при Кембриджском универ-ситете было основано по приказу ко-ро-ля Генриха VIII в 1534 году: монарх выдал университету патентную гра-моту на право «печатать все сорта книг». Однако первые печатные книги появи-лись полвека спустя — после того, как печатником Кембриджа стал ученый Томас Томас. В мае 1582 года он получил должность, а первая книга — «Диалектика» французского философа Пьера де ла Раме — была напечатана им в 1585-м. В 1591 году последователь Томаса, Джон Ле-гейт, напечатал Кембриджскую Биб-лию, с которой началась многовековая традиция издания Библии универ-си-те-том. С тех пор Кембридж ежегодно издавал десятки и сот-ни книг, среди ко-то-рых были, например, произведения Джона Мильтона и Исаака Ньютона, а также научная периодика, монографии, справочники и учеб-ники английского языка, которые сейчас распространяются по всему миру. Однако лишь в 1992 го-ду Кембриджский университет открыл свой соб-ственный магазин в исто-рическом центре города, по адресу Тринити-стрит, дом 1. Известно, что на этом самом месте разные продавцы торговали книгами с 1581 года, что по-зволяет некоторым исследователям считать этот магазин старейшим книжным Великобритании.

Zil , означаю-щего «кимвалы», и аффикса dji со значением «тот, кто делает», к которым султан при-бавил характерный для армян-ских фамилий суффикс «ян». Вскоре после того, как Аве-дис занялся изготовле-нием кимвалов, Осман II был убит взбунто-вав-шими-ся янычарами. После этого более двух столетий потомки Зилджяна дела-ли раз-лич--ные ударные музыкаль-ные инструменты, включая боевые ким-валы, в ко-торые били для устрашения врага. Лишь в XIX веке компания цели-ком пере-ключилась на музыкальные тарелки, а в начале XX века потомки Аве-диса пере-брались в США. Здесь в сен-тя-бре 1929-го и была зарегистри-рована компания под ее современным назва-нием — Avedis Zildjian Company, или про-сто Zildjian. С тех пор она приобрела мировую известность, а в США стала заметной частью музыкальной культуры. Во время Второй мировой, когда медь считалась важ-ным стратегическим ресурсом и ее покупка компаниями была ограничена, пра-вительство США выдало Zildjian особое разрешение на приобретение сырья.

Материал подготовлен при поддержке «Промсвязьбанка», надежного партнера бизнеса, который планирует существовать веками.

Комфортная среда для развития, помощь во внешнеэкономической деятельности и банковские гарантии дают клиентам «Промсвязьбанка» возможность написать свою историю успеха.

Изображения: Аптека. Иллюстрация из манускрипта Маттея Платеария. Амьен, 1300–1325 годы. British Library

В историю России XIX век вошел, как период социально-экономических изменений. На смену крепостнической системе пришел и прочно утвердился капиталистический строй, аграрный экономический строй сменялся промышленным. Коренные изменения в экономике влекли за собой изменения и социуме – появились новые слои общества, такие как буржуазия, интеллигенция, пролетариат. Эти слои общества все сильнее заявляли свои права на общественную и экономическую жизнь страны, шел поиск путей их самоорганизации. Традиционный гегемон общественной и экономической жизни - дворянство не могло не осознавать необходимости перемен в экономике, и как следствие – в социальной и общественно-политической жизни страны.
В начале столетия именно дворянству, как самому просвещенному слою общества, принадлежала ведущая роль в процессе осознания необходимости перемен в общественно-экономическом укладе России. Именно представители дворянства создали первые организации, ставящие перед собой не просто замену одного монарха другим, но изменение политического и экономического строя страны. Деятельность этих организаций вошла в историю как движение декабристов.
Декабристы.
"Союз спасения" – первая тайная организация, созданная молодыми офицерами в феврале 1816 года в Петербурге. Она насчитывала не более 30 человек, и представляла собой не столько организацию, сколько клуб, объединивший людей, желавших уничтожить крепостное право и вести борьбу с самодержавием. Ни четких целей, ни тем более методов их достижения у этого клуба не было. Просуществовав до осени 1817 года, «Союз спасения» был распущен. Но в начале 1818 года его же членами был создан «Союз благоденствия». В него вошло уже коло 200 военных и гражданских чинов. Цели этого «Союза» не отличались от целей предшественника – освобождение крестьян и проведение политических реформ. Наступило понимание с методами их достижения – пропаганда среди дворянства этих идей и поддержка либеральных намерений правительства.
Но в 1821 году тактика организации изменилась – мотивирую тем, что самодержавие не способно к реформам, на московском съезде «Союза» было решено свергнуть самодержавие вооруженным путем. Изменилась не только тактика, но и сама структура организации – вместо клуба по интересам были созданы законспирированные, четко структурированные организации – Южное (в Киеве) и Северное (в Санкт-Петербурге) общества. Но, несмотря на единство целей – свержение самодержавия и отмена крепостного права – между этими организациями не было единства в будущем политическом устройстве страны. Эти противоречия отразились в программных документах двух обществ – «Русской правде» предложенной П.И. Пестелем (Южное общество) и «Конституции» Никиты Муравьева (Северное общество).
П. Пестель видел будущее России как буржуазной республики, во главе с президентом и двухпалатным парламентом. Северное общество во главе с Н. Муравьевым предлагало в качестве государственного устройства конституционную монархию. При таком варианте император, как государственный чиновник, осуществлял исполнительную власть, законодательная власть находилась у двухпалатного парламента.
По вопросу крепостного права оба лидера сходились в том, что крестьян освобождать нужно. Но вот наделять их при этом землей или нет – это было предметом споров. Пестель считал, что наделять надо, отобрав землю и слишком крупных землевладельцев. Муравьев считал, что не надо – достаточно будет огородов и двух десятин на двор.
Апофеозом деятельности тайных обществ стало восстание 14 декабря 1825 г. в Санкт-Петербурге. По сути, это была попытка государственного переворота, последняя в череде переворотов, сменявших императоров на Российском престоле на протяжении XVIII столетия. 14 декабря, в день коронации Николая I, младшего брата Александра I умершего еще 19 ноября, заговорщики вывели на площадь перед Сенатом войска, всего около 2 500 солдат и 30 офицеров. Но, по ряду причин, решительно действовать они не смогли. Восставшие так и остались стоять в «каре» на Сенатской площади. После продолжавшихся весь день безрезультатных переговоров между восставшими и представителями Николая I, «каре» было расстреляно картечью. Много восставших было ранено или убито, все организаторы были арестованы.
К следствию было привлечено 579 человек. Но всего 287 были признаны виновными. 13 июля 1826 г. пятеро руководителей восстания были казнены, еще 120 были осуждены на каторгу или поселение. Остальные отделались испугом.
В историю эта попытка государственного переворота вошла как «восстание декабристов».
Значение движения декабристов в том, что оно дало импульс развитию общественно-политической мысли в России. Будучи не просто заговорщиками, а имея политическую программу, декабристы дали первый опыт политической «внесистемной» борьбы. Идеи, изложенные в программах Пестеля и Муравьева, нашли отклик и развитие у следующих поколений сторонников переустройства России.

Официальная народность.
Восстание декабристов имело и еще одно значение – оно породило ответную реакцию власти. Николай I был серьезно напуган попыткой переворота и за годы своего тридцатилетнего правления сделал все, что бы она не повторилась. властями был установлен жесткий контроль за общественными организациями и настроением в различных кругах общества. Но карательные меры были не единственным, что могла предпринять власть для недопущения новых заговоров. Она попыталась предложить свою общественную идеологию, призванную сплотить общество. Ее сформулировал С. С. Уваров в ноябре 1833 года при вступлении в должность министра народного просвещения. В своем докладе Николаю I он достаточно емко преподнес суть этой идеологии: «Самодержавие. Православие. Народность».
Суть этой формулировки автор трактовал так: Самодержавие - исторически сложившаяся и устоявшаяся форма правления, переросшая в устой жизни русского народа; Православная вера – хранитель нравственности, основа традиций русского народа; Народность – единство царя и народа, выступающее гарантом от социальных потрясений.
Эта консервативная идеология была принята в качестве государственной и власть успешно ее придерживалась все правление Николая I. И вплоть до начала следующего столетия эта теория продолжала успешно существовать в российском обществе. Идеологией официальной народности было положено начало русскому консерватизму, как части общественно-политической мысли. Запад и Восток.
Как бы ни старалась власть выработать национальную идею, поставив жесткие идеологические рамки «Самодержавия, Православия и Народности», именно в годы правления Николая I зародился и сформировался как идеология русский либерализм. Первыми его представителями были клубы по интересам в среде зарождавшейся русской интеллигенции, получившие названия «западники» и «славянофилы». Это были не политические организации, а идейные течения единомышленников, в спорах создававших идейную платформу, позже на ней возникнут полноценные политические организации и партии.
К славянофилам себя относили писатели и публицисты И. Киреевский, А. Хомяков, Ю. Самарин, К. Аксаков и другие. Наиболее яркими представителями лагеря западников были П. Анненков, В. Боткин, А. Гончаров, И. Тургенев, П. Чаадаев. Солидарны с западниками были А. Герцен и В. Белинский.
Оба эти идеологические течения объединяла критика существующего политического строя и крепостного права. Но, будучи солидарными в признании необходимости перемен, западники и славянофилы по-разному оценивали историю и будущее устройство России.

Славянофилы:
- Европа исчерпала свой потенциал, и будущего у нее нет.
- Россия – это отдельный мир, в силу своей особенной истории, религиозности, ментальности.
- Православие - величайшая ценность русского народа, противостоящая рационалистическому католицизму.
- Деревенская община - основа нравственности, не испорченная цивилизацией. Община – опора традиционных ценностей, справедливости и совести.
- Особые отношения между русским народом и властью. Народ и власть жили по не писанному договору: есть мы и они, община и власть, у каждого своя жизнь.
- Критика реформ Петра I – реформирование России при нем привело к нарушению естественного хода ее истории, нарушило общественный баланс (договор).

Западники:
- Европа – это и есть мировая цивилизация.
- Нет самобытности русского народа, есть его отсталость от цивилизации. Россия долгое время была «вне истории» и «вне цивилизации».
- положительно относились к личности и реформам Петра I, его главной заслугой считали вхождение России в лоно мировой цивилизации.
- Россия идет по стопам Европы, поэтому должна не повторять ее ошибок и перенимать положительный опыт.
- Двигателем прогресса в России считали не крестьянскую общину, а «образованное меньшинство» (интеллигенцию).
- Приоритет свободы личности над интересами власти и общины.

Общее между славянофилами и западниками:
- Отмена крепостного права. Освобождение крестьян с землей.
- Политические свободы.
- Неприятие революции. Только путь реформ и преобразований.
Дискуссии между западниками и славянофилами имели огромное значение для становления общественно-политической мысли и либерально-буржуазной идеологии.
А. Герцен. Н. Чернышевский. Народничество.

Еще большими критиками официальной идеологи консерватизма, чем либеральные славянофилы и западники, были представители революционно - демократического идеологического течения. Наиболее яркими представителями этого лагеря были А. Герцен, Н. Огарёв, В. Белинский и Н. Чернышевский. Предложенная ими в 1840 – 1850 годах теория общинного социализма заключалась в том, что:
- Россия идет по своему историческому пути, отличному от Европы.
- капитализм – не характерное, а значит не приемлемое для России явление.
- самодержавие не вписывается в социальный строй русского общества.
- Россия неизбежно придет к социализму, минуя стадию капитализма.
- крестьянская община – прообраз социалистического общества, а значит, Россия готова к социализму.

Метод социальных преобразований - революция.
Идеи «общинного социализма» нашли отклик в среде разночинной интеллигенции, с середины XIX века начавшую играть все более заметную роль в общественном движении. Именно с идеями А. Герцена и Н. Чернышевского связано движение, в 1860 – 1870 годах вышедшее на передний план российской общественно-политической жизни. Оно будет известно как «Народничество».
Целью этого движения было коренное переустройство России на основе социалистических принципов. Но вот по способам достижения этой цели единства среди народников не было. Выделялись три основных направления:
Пропагандисты. П. Лавров и Н. Михайловский. По их мнению, социальная революция должна быть подготовлена пропагандой интеллигенции среди народа. Отвергали насильственный путь переустройства общества.
Анархисты. Главный идеолог М. Бакунин. Отрицание государства и замена его автономными обществами. Достижение цели через революцию и восстания. Непрерывные мелкие бунты и восстания готовят большой революционный взрыв.
Заговорщики. Лидер – П. Ткачев. Представители этой части народников считали, что не просвещение и пропаганда готовит революцию, а, революция даст народу просвещение. Поэтому, не теряя времени на просвещение, нужно, создав тайную организацию профессиональных революционеров, захватить власть. П. Ткачев считал, что сильное государство необходимо – только оно способно превратить страну в большую коммуну.
Расцвет деятельности народнических организаций пришелся на 1870 годы. Наиболее массовой из них была «Земля и воля» созданная в 1876 г., она объединяла до 10 тыс. человек. В 1879 году произошел раскол этой организации, камнем преткновения стал вопрос о методах ведения борьбы. Группа во главе с Г. Плехпновым, В. Засулич и Л. Дейчем, выступавшая против террора как способа ведения борьбы, создала организацию «Черный передел». Их оппоненты, Желябов, Михайлов, Перовская, Фигнер, выступали за террор и физическое устранение представителей власти, в первую очередь царя. Сторонниками террора была организована «Народная воля». Именно члены «Народной воли» с 1879 года совершили пять покушений на Александра II, но только 1 марта 1881 им удалось достичь своей цели. Это стало концом как для самой «Народной воли», так и для других организаций народников. Руководство «Народной воли» в полном составе было арестовано и по приговору суда казнено. К суду по делу убийства императора было привлечено более 10 тыс. человек. От такого разгрома народничество уже не оправилось. Кроме того, крестьянский социализм как идеология к началу XX исчерпал себя – крестьянская община, преставала существовать. На смену ей пришли товарно-денежные отношения. Капитализм бурно развивался в России, все глубже проникая во все сферы жизни общества. И как на смену крестьянской общине пришел капитализм, так и на смену народничеству пришла социал-демократия.

Социал-демократы. Марксисты.
С разгромом народнических организаций и краха их идеологии, революционное поле общественно-политической мысли не осталось незаполненным. В 1880 годах в Россия познакомилась с учением К. Маркса идеями социал-демократов. Первой русской социал-демократической организацией стала группа «Освобождения труда». Она была создана в 1883 году в Женеве эмигрировавшими туда членами организации «Черный передел». Группе «Освобождение труда» принадлежит заслуга в переводе на русский язык произведений К. Маркса и Ф. Энгельса, что позволило их учению быстро распространиться в России. Основа идеологии марксизма была изложена еще 1848 в «Манифесте коммунистической партии» и к концу века не изменилась: на острие борьбы за переустройство общества выходил новый класс – наемные рабочие на промышленных предприятиях – пролетариат. Именно пролетариат совершит социалистическую революцию, как неизбежное условие перехода к социализму. В отличии от народников, марксисты понимали социализм не как прототип крестьянской общины, а как следующий за капитализмом естественный этап развития общества. Социализм – это равноправие на средства производства, народовластие и социальная справедливость.
С начала 1890 годов в России один за другим возникают социал-демократические кружки, их идеологией и был марксизм. Одной из таких организаций стал созданный в Петербурге в 1895 году «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Основателями его были будущие лидеры РСДРП – В. Ленин и Ю. Мартов. Целью этой организации было пропаганда марксизма и содействие рабочему стачечному движению. В начале 1897 года организация была ликвидирована властями. Но уже в следующем, 1898 году, на съезде представителей социал-демократических организаций в Минске была заложена основа будущей партии, окончательно оформившуюся в 1903 году на съезде в Лондоне в РСДРП.

В XIX в. в России обостряется общественно-политическая борьба.

После 1815 г. происходит зарождение движения декабристов, что было связано с внутренними процессами, происходившими в России в это время. Основными причинами возникновения революционной идеологии и тайных революционных организаций явилось понимание того, что сохранение самодержавия и крепостничества гибельно для дальнейшего развития России, невозможна эффективная общественная деятельность на благо страны, не вызывала удовлетворения аракчеевская реакция. Идеология европейских революционеров и декабристов, их стратегия и тактика во многом совпадали. Выступление декабристов в 1825 г. стоит в одном ряду с европейскими революционными процессами. Характер их движения можно определить как буржуазный.

В общественном движении России существовала своя специфика. В стране фактически не было буржуазии, способной бороться за осуществление демократических преобразований. Народ был необразован, в большинстве своем сохранял монархические иллюзии. Его политическая инертность накладывала отпечаток на всю политическую историю России до кон. XIX в.

Революционная идеология, требование более глубокой модернизации страны в нач. XIX в. было принадлежностью исключительно передовой части дворянства, которая по существу выступала против интересов своего класса. Круг революционеров был крайне ограничен: в основном, представители высшего дворянства и офицерского корпуса. Оторванные от всех классов и сословий России, они вынуждены были придерживаться узко заговорщицкой тактики, что обусловило слабость дворянских революционеров и их поражение.

Первой политической организацией в России считается «Союз спасения», возникший в 1816 г. В нем впервые появились революционная программа и устав, получившие общее название «Статут». Численность общества не превышала 30 чел., что делало недостижимой поставленную цель: принудить нового царя при смене императоров дать России конституцию. В январе 1818 г. был создан «Союз благоденствия», насчитывавший около 200 чел. Вскоре после роспуска «Союза» в 1821 г. создаются новые декабристские организации – Северное и Южное общества. Оба общества собирались действовать совместно. Это были довольно крупные революционные политические организации. Их руководители создали несколько хорошо теоретически разработанных проектов будущего устройства России. Основными документами декабристов стали «Конституция» Н.М. Муравьева (1795–1843) и «Русская Правда» П.И. Пестеля (1793–1826). «Конституция» отражала взгляды умеренной части революционеров, «Русская Правда» – радикальной.

После смерти Александра I в ноябре 1825 г. руководители Северного общества, решив воспользоваться ситуацией междуцарствия, разработали план восстания в Петербурге. Оно было назначено на 14 декабря – день принятия Сенатом присяги Николаю (1796- 1855). Но декабристы избрали бессмысленную тактику выжидания, что и привело их к поражению. Несмотря на поражение, движение декабристов и их выступление были значительными явлениями истории России. Впервые была совершена попытка изменить социальную и политическую систему, разработаны программы революционного преобразования и планы будущего устройства страны. Идеи и деятельность декабристов оказали существенное влияние на весь дальнейший ход русской истории.

Сер. 20-х гг. XIX в. явилась гранью в истории русского общественного движения, в котором выделились 3 основных направления: консервативное, либеральное и революционное.

Консервативное (охранительное) направление стремилось сохранить существующий строй и его «незыблемые основы» – самодержавие и крепостное право. «Теория, официальной народности», выдвинутая С.С. Уваровым (1786–1855), противопоставляла правительственную идеологию идеям и программам декабристов.

Представители либерального направления проповедовали необходимость умеренных преобразований эволюционным путем, т.е. путем реформ и просвещения. Отвергая революцию, либералы боролись за углубление реформ, расширение прав местного самоуправления, соблюдение законности, созыв общероссийского представительства. Видными теоретиками либерализма были ученые-правоведы К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин. С либеральными требованиями в России выступала в основном не буржуазия, а депутаты дворянских собраний и земств, представители высшей школы, адвокатуры и печати. При всех различиях взглядов консерваторов и либералов оба направления объединяло одно: решительное неприятие революции.

Целью революционного направления в общественном движении был качественный скачок, насильственное преобразование основ общественного устройства. Социальной базой революционно­го движения являлась разночинская интеллигенция (выходцы из обедневшего дворянства, духовенства, мещанства), численность и обще­ственная роль которой значительно выросли в результате реформ 1860 – 1870-х гг. Основы «русского социализма» были разработаны А.И. Герценом. Опорой нового общественного строя должна была стать крестьянская община. Леворадикальные деятели: А.И. Герцен (1812–1870), В.Г. Белинский (1811–1848), Н.П. Огарев (1813–1877) склонялись к революционным методам борьбы. Подобные взгляды имели члены кружка В.М. Буташевича-Петрашевского (1821–1866) и Кирилло-Мефодиевского общества.

В своем развитии революционное движение 2-ой пол. XIX в. прошло ряд этапов. 1860-е гг. отмечены деятельностью разрозненных интеллигентских кружков (наиболее крупная группа – «Земля и воля»), пытавшихся вести революционную пропаганду и в отдельных случаях прибегавших к политическому террору (рис. 72). На рубеже 1860–1870-х гг. складывается идеология народничества, в которой выделяются «бунтарское» (М.А. Бакунин), «пропагандистское» (П.Л. Лавров) и «заговорщическое» (П.Н. Ткачев) направления. Потерпев неудачу во время «хождения в народ», революционное народничество переходит к террору (группа «Народная воля») и к сер. 1880-х гг. гибнет под ударами полиции. Традиционную тактику пропаганды пыталась продолжить группа «Черный передел», также разгромленная полицией. В 1880-е – нач. 90-х гг. в народничестве доминирует либеральное крыло, стремившееся воплотить в жизнь социалистические идеалы мирным путем. В те же годы в России началось распространение марксизма (группа «Освобождение труда»), рассматривавшего промышленный пролетариат в качестве главной силы социалистической революции.

Особую позицию в общественном движении занимали консерваторы (журналисты М.Н. Катков и В.П. Мещерский, публицист К.Н. Леонтьев, ученый-правовед и государственный деятель К.П. Победоносцев), выступавшие и против революционеров и против либералов. По мысли консерваторов, начала всесословности и политической демократии ослабляли государственную власть и подрывали общественную стабильность в России. К консерваторам нередко примыкали сторонники самобытного развития России – поздние славянофилы (Ю.Ф. Самарин, И.С. Аксаков) и почвенники (Ф.М. Достоевский, Н.Н. Страхов).

Противоречия либерально-демократических реформ Александра II.

К крестьянской реформе Россия подошла с крайне отсталым и запущенным местным (земским, как тогда говорили) хозяйством. Медицинская помощь в деревне практически отсутствовала. Эпидемии уносили тысячи жизней. Крестьяне не знали элементарных правил гигиены. Народное образование никак не могло выйти из зачаточного состояния. Отдельные помещики, содержавшие для своих крестьян школы, закрыли их сразу же после отмены крепостного права. О проселочных дорогах никто не заботился. Между тем государственная казна была истощена, и правительство не могло своими силами поднять местное хозяйство. Поэтому было решено пойти навстречу либеральной общественности, которая ходатайствовала о введении местного самоуправления. 1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении. Оно учреждалось для руководства хозяйственными делами: строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделен, для организации продовольственной помощи населению в неурожайные годы, для агрономической помощи и сбора статистических сведений.
Распорядительными органами земства были губернские и уездные земские собрания, а исполнительными – уездные и губернские земские управы. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором.

Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных уездного земского собрания создавалось три избирательных съезда.

Как правило, в земских собраниях преобладали дворяне. Несмотря на конфликты с либеральными помещиками, самодержавие считало поместное дворянство своей основной опорой.

На аналогичных основаниях в 1870 г. была проведена реформа городского самоуправления. Попечительству городских дум и управ подлежали вопросы благоустройства, а также заведование школьным, медицинским и благотворительным делом. Выборы в городскую думу проводились по трем избирательным съездам (мелких, средних и крупных налогоплательщиков). Рабочие, не платившие налогов, не участвовали в выборах. Городской голова и управа избирались думой. Городской голова возглавлял и думу, и управу, координируя их деятельность.

Одновременно с земской реформой, в 1864 г., была проведена судебная реформа. Россия получила новый суд: бессословный, гласный, состязательный, независимый от администрации. Судебные заседания стали открытыми для публики.

«Консервативная модернизация» Александра III.

Сам Александр III считал свое правление просвещенным и гуманным. Первыми жертвами стали печать и школа. 27 августа 1882 г. в виде "временных правил" императором был принят новый закон о печати, который означал введение карательной цензуры. В 1884 г. был пересмотрен университетский устав 1863 г., т.е. по сути дела проведена контрреформа в сфере высшего образования. Почти вдвое возросла плата за обучение. При Александре III сеть высших учебных заведений почти не росла. В 1889-1892 гг. были проведены законодательные акты, которые должны были вернуть дворянству его роль "первенствующего сословия " в основных областях общественной жизни. По закону 12 июля 1889 г. в управлении крестьянскими делами на местах появилось новое лицо - земский начальник. Земский начальник был полновластным распорядителем жизни деревни и даже личности крестьянина. Одновременно с выработкой закона о земских начальниках было предпринято также изменение земского положения 1864 г. В судебные уставы 1864 г. были внесены серьезные изменения. Ограничивался принцип гласности введением закрытого судопроизводства - "там, где оно целесообразно" Новому суду был нанесен серьезный удар, но он уцелел - задуманной контрреформы целиком провести не удалось. Великие реформы в России 1860-х-1870-х гг. явились отправным моментом осуществления модернизационных процессов на базе развития в стране капитализма. Поворот к контрреформам в сферах политической и общественной жизни вовсе не означал отказа власти от стимулирования развития рыночной экономики. Для уменьшения "податной тягости" сельского населения, в 1881 г. были понижены выкупные платежи, а в 1882-1886 гг. отменена подушная подать. Бунге стал инициатором первых в России актов фабрично-заводского законодательства. В 1882, 1885 и 1886 гг. были приняты законы, которые определяли условия труда детей, подростков и женщин, регламентировали порядок найма и увольнения рабочих, выдачи заработной платы, наложения штрафов и т.д. Сменивший Бунте И.А. Вышнеградский отказался от социальных мероприятий. При Вышнеградском началось усиление налогового давления на крестьянство, жесткое выколачивание недоимок по уже отмененной подушной подати, прекратилась дальнейшая разработка фабрично-заводского законодательства и т.д

Протекционистская политика ужесточилась в конце 80-х гг., и особенно после 1892 г., когда министром финансов стал Сергей Юльевич Витте . С его приходом, государство стало более активно участвовать в создании российской промышленности и транспорта. Так, в 80-е гг. государство само стало строить ЖД. В 1880-1890 гг. продукция крупной промышленности России выросла на 36%. В 80-е годы промышленности, создаваемой по последнему слову западной техники. Т.о., западный капитализм сумел вооружить царское самодержавие орудиями и средствами, достаточными для осовременивания страны. Но стоило воздержаться от неправомерной идеализации свершившегося обновления. Капиталистическое производство оказалось не в состоянии охватить, а главное, преобразовать общественное хозяйство всем его объеме, не удалось и внедрить культуру.

Оформление марксистского течения в русском общественном движении.

В условиях кризиса революционного народничества в русском революционном движении утверждается новое марксистское течение , связанное с именем Г.В. Плеханова (бывшего народника, тайно выехавшего за границу в 1880 г.). Плеханов приходит к выводу об ошибочности народнической доктрины; утверждается в мысли, что капитализм представляет собой необходимый этап эволюции человечества. Он по-прежнему считает, что социализм неизбежен, но путь к нему лежит не через крестьянскую общину, а через революционную борьбу пролетариата, который придет к политической власти в результате социалистической революции.

Марксистское течение получило оформление с момента создания Плехановым группы "Освобождение труда " (1883 г.), приступившей к пропаганде и распространению марксизма, к разработке программных положений российской социал-демократии.

Утверждение в России воинствующего марксизма, начало которому положил Плеханов, продолжил В.И. Ленин. Став марксистом, Ленин сыграл огромную роль в распространении марксизма. В результате его целенаправленной работы по сплочению разрозненных социал-демократических кружков и групп была создана российская социал-демократическая рабочая партия - РСДРП (процесс формирования партии, охвативший 1898-1903гг, завершился на II съезде РСДРП). Свою ближайшую цель эта партия видела в свержении царизма и установлении демократической республики; конечную - в установлении диктатуры пролетариата и построении социалистического общества.

Однако с самого начала в РСДРП возникли две фракции - крайне левых радикалов (большевиков ), изначально нацеленных на захват власти, и умеренных марксистов (меньшевиков ), ориентировавшихся на опыт западных социалистических партий.



Читайте также: