Мечи средневековья. Боевой меч: дорога доблести сквозь столетия Формы мечей

В Японии было придумано немало боевых искусств. Многие из них требуют обращения с холодным оружием. На ум сразу же приходят самураи - воины, которые сражались преимущественно именно таким способом. И сегодня фехтование японским мечом довольно популярно, особенно в стране, где это искусство и появилось.

А вот на вопрос: «Как называется японский меч?» — однозначного ответа быть не может. Однако если задать его незнающему человеку, то в большинстве случаев ответ будет: «Катана». Это не совсем верно - японский меч не может ограничиваться одним названием. Необходимо понимать, что существует большое количество представителей этого холодного вида оружия. Виды японских мечей можно долго перечислять, их насчитываются десятки, далее будут приведены самые известные из них.

Изготовление

Традиция искусства фехтования уходит в далёкое прошлое, во времена самураев. Опасное оружие - японский меч. Изготовление его — это целая наука, которая передаётся от мастера к мастеру. Конечно, полностью рассказать о том, как создаётся настоящее произведение в руках кузнецов, практически невозможно, каждый использует различную технику и особые дополнения и хитрости. Однако в целом все придерживаются следующего.

Обязательным является использование многослойной стали с контролируемым содержанием углерода. Это придаёт мечу особую пластичность и одновременно прочность. Рафинированная сталь очищается под большими температурами, железо становится чистым.

Сори

Абсолютно у всех японских мечей есть характерный изгиб, который называется сори. Он может быть выполнен в различных вариантах. Вековая эволюция этого вида холодного оружия, а вместе с тем и экипировки самураев, позволили найти практически идеальный вариант.

Меч — продолжение руки, а у фехтовальщика она почти всегда немного согнута, поэтому есть изгиб и у оружия. Всё просто, но одновременно и мудро. Сори появляется отчасти благодаря особой обработке, в которой используются огромные температуры. Закалка не равномерная, а зональная, некоторые части меча подвергаются гораздо большему воздействию. Кстати, в Европе мастера использовали как раз этот способ. После всех процедур японский меч имеет разную твёрдость, лезвие — 60 единиц по Роквеллу, а обратная сторона — всего 40 единиц. Так как называется японский меч?

Боккэн

Для начала стоит обозначить самый простой из всех японских мечей. Боккэн — это деревянное оружие, его используют на тренировках, так как нанести серьёзные увечья им затруднительно, лишь мастера искусства способны им убить. Для примера можно обозначить айкидо. Меч создают из различных видов дерева: дуб, бук и граб. Они произрастают в Японии и обладают достаточной прочностью, поэтому выбор понятен. Для сохранности и внешнего вида часто применяется смола или лак. Длина боккэна составляет около 1 м, рукоятки — 25 см, клинка — 75 см.

Оружие должно быть достаточно крепким, поэтому изготовление также требует мастерства. Боккэн выдерживает сильные удары с таким же мечом и с дзё, деревянным шестом. Самым опасным является кончик, который может серьёзно навредить.

Как уже упоминалось, профессионал способен нанести смертельный удар, используя японский деревянный меч. Для примера достаточно взять фехтовальщика Миямото Мусаси, который часто использовал деревянный меч в поединках, чаще всего бой заканчивался смертью противника. Поэтому в Японии с огромным уважением относятся не только к настоящим клинкам, но и к боккэнам. Например, при входе в самолёт он обязательно сдаётся в багаж. А если не использовать чехол, то это приравнивается к ношению холодного оружия. Опасен этот японский меч. Название можно отнести ко всем мечам, выполненным из дерева.

Интересно, что существует три разновидности деревянного меча: мужской, женский и тренировочный. Однако не стоит думать, что лишь представительницы прекрасного пола используют второй. Женский самый популярный, так как обладает особой изогнутостью и лёгкостью. Мужской — толстым лезвием и прямотой. Тренировочный же имитирует стальной клинок, лезвие имеет особо большое утолщение, подразумевая вес железного. Какие же есть ещё виды японских мечей?

Дайсё

Дословно название переводится «большой-малый». Это основное оружие самураев. Длинный меч называется дайто. Его длина составляет порядка 66 см. Короткий японский меч (кинжал) — сёто (33-66 см), служащий второстепенным оружием самурая. Но ошибочно полагать, что это названия определённых мечей. На протяжении истории связка изменялась, использовались различные виды. Например, до раннего периода Муромати как длинный меч использовался тати. Затем его вытеснила катана, которая носилась в ножнах, закреплённых с помощью ленты. Если с тати использовали кинжал (короткий меч) танто, то с ней обычно брали вакидзаси - японские мечи, фото которых можно увидеть ниже.

В Европе и в России считается, что катана — длинный меч, но это не совсем так. Он действительно длительное время является таковым, однако применение его — дело вкуса. Интересно, что в Японии строго соблюдалось использование дайсё только самураями. Военные лидеры и сёгуны свято почитали это правило и издавали соответствующие указы. Сами самураи с особым трепетом относились к оружию, его держали подле себя даже во время сна. Длинный меч снимался при входе в дом, а короткий всегда был при себе.

Другие классы общества не имели права использовать дайсё, однако могли брать их по отдельности. Связка из мечей являлась главной частью костюма самурая. Именно она являлась подтверждением сословной принадлежности. Воинов с малых лет приучали бережно относиться к оружию их мастера.

Катана

И наконец, пожалуй, самый популярный из представляющих лучшие японские мечи. Катана на современном языке обозначает абсолютно любого представителя этого вида оружия. Как уже упоминалось выше, его использовали самураи как длинный меч, чаще всего она идёт в паре с вакадзи. Оружие всегда носят в ножнах, дабы избежать случайных ранений другим и себе. Интересно, что угол, под которым обычно располагается катана на поясе, позволяет скрыть её истинную длину от остальных. Хитрый и простой способ появился ещё в периоде Сэнгоку. В те времена оружие перестало быть необходимостью, его больше использовали ради традиции.

Изготовление

Как и любой японский меч, катана обладает сложной конструкцией. Процесс изготовления может занимать несколько месяцев, однако выходит настоящее произведение искусства. Вначале куски стали, сложенные вместе, заливаются раствором из глины и воды, а также посыпаются золой. Это необходимо для того, чтобы шлак, который образуется в процессе плавки, впитывался. После того как сталь раскалена, куски соединяют.

После начинается самый сложный процесс — ковка. Куски многократно расплющиваются и складываются, тем самым давая углероду равномерно распределиться по заготовке. Если сложить 10 раз, то получится 1024 слоя. И это не предел. Зачем же это нужно? Для того, чтобы твёрдость клинка была одинаковой. Если же будут значительные перепады, то в условиях больших нагрузок велика вероятность обламывания. Ковка длится несколько дней, за это время слои достигают воистину большого количества. Структура клинка создаётся благодаря композиции полос металла. Это и есть первоначальный его вид, впоследствии он станет частью меча.

Во избежание окисления наносится тот же слой глины. Затем начинается закалка. Меч разогревается до определённой температуры, которая зависит от вида металла. После этого происходит мгновенное охлаждение. Режущая кромка становится твёрдой. Затем производят заключительные работы: заточка, полировка. Мастер тщательно работает над клинком много времени. В конце, когда края стали плоскими, он работает маленькими камнями, которые удерживаются одним или двумя пальцами, некоторые используют дощечки. Сегодня стала популярна гравировка, которая обычно передаёт сцены с буддийской тематикой. Производятся работы над рукояткой, занимающие ещё несколько дней, и катана готова. Опасен этот японский меч. Название можно отнести к большому количеству представителей, которые отличаются друг от друга.

Вид

Настоящие японские мечи должны обладать не только острым лезвием и прочностью, но ещё и долговечностью. Они не должны ломаться при сильных ударах, а также долгое время обходится без заточки. Углерод даёт твёрдость, однако при этом меч теряет в эластичности, а значит, становится хрупким. Кузнецы в Японии изобретали различные формы, которые бы смогли обеспечить и эластичность, и стойкость.

В конечном счёте было решено, что многослойность решает проблему. Традиционная техника подразумевает изготовление сердцевины клинка из низкоуглеродной стали. Остальные слои обладают упругостью. Различные комбинации и способы помогают создать такой японский меч. Боевой клинок должен быть удобен определённому воину. Также кузнец может изменить вид стали, который сильно влияет на весь меч. В общем, катаны могут сильно отличаться друг от друга из-за вышеописанных причин.

Конструкции клинков из-за сложности в изготовлении стоят по-разному. Например, самый дешёвый подразумевает использование одного сорта стали. Обычно используется для создания танто. А вот сосю китаэ — наиболее сложная конструкция, она имеет семь слоёв стали. Образцовая работа, созданная с её применением, является произведением искусства. Одним из первых сосю китаэ начал использовать кузнец Масамунэ.

В доме и на улице

Как известно, в Японии существует огромное количество традиций, многие из которых непосредственно касаются холодного оружия. Например, входя в дом, воин никогда не снимал короткий японский самурайский меч. Вакадзи оставался в ножнах как напоминание о боевой готовности гостя. С катаной (длинным мечом) было по-другому. Его самурай держал в левой руке, если опасался за собственную жизнь. В знак доверия он мог переложить его в правую. Когда воин садился, он также не расставался с мечами.

На улице самурай носил катану в ножнах, которые называются сая. Монтаж для меча назывался косираэ. Если была необходимость, то воин вообще не расставался с катаной. Однако в мирное время длинный меч оставлялся дома. Там он хранился в специальном монтаже сирасая, который создавался из необработанной древесины магнолии. Она была способна защитить клинок от коррозии.

Если сравнивать катану с российскими аналогами, то она более всего напоминает шашку. Однако благодаря длинной рукоятке первая может быть использована двумя руками, что и является отличительной особенностью. Полезным свойством катаны можно назвать то, что с её помощью также легко наносить колющие удары, так как изгиб клинка небольшой, а лезвие острое.

Ношение

Катану всегда носили слева от корпуса в ножнах. Пояс оби надёжно закрепляет меч и не даёт ему выпасть. В обществе всегда лезвие должно быть выше рукоятки. Это традиция, а не военная необходимость. А вот в вооружённых конфликтах самурай держал катану в левой руке, то есть в состоянии боевой готовности. В знак доверия, как уже упоминалось, оружие переходило в правую руку. Японский меч катана вытеснил тати уже к концу XIV века.

Обычно все выбирали украшенную декоративными элементами рукоятку, а некрасивую и необработанную никто не выбирал. Однако в конце XIX века в Японии было запрещено ношение мечей, всех, кроме деревянного. А необработанная рукоятки стала набирать популярность, так как в ножнах лезвия видно не было, и меч можно было принять за боккэн. В России катана характеризуется как двуручная сабля с клинком более 60 см.

Однако не только катана использовалась самураями. Существуют менее известные и популярные виды японских мечей. О них написано далее.

Викадзаси

Это короткий японский меч. Традиционный вид холодного оружия был довольно популярен среди самураев. Часто его носили в паре как раз с катаной. Длина клинка фактически делала его не мечом, а скорее, кинжалом, она составляет порядка 30-60 см. Весь же вакидзаси был около 50-80 см, в зависимости от предыдущего показателя. Малая кривизна делала его похожим на катану. Заточка была односторонняя, как и у большинства японских мечей. Выпуклость сечения гораздо больше, чем у катаны, поэтому мягкие объекты резались резче. Отличительной особенностью является рукоять квадратного сечения.

Вакидзаси был очень популярен, многие школы по фехтованию учили своих воспитанников использовать его и катану одновременно. Меч называли хранителем своей чести и относились к нему с особым уважением.

Однако главным преимуществом катаны являлось свободное ношение вакидзаси абсолютно всем. Если лишь самураи имели право использовать длинный меч, то короткий часто брали с собой ремесленники, рабочие, купцы и другие. Благодаря немалой длине вакидзаси его часто использовали как полноценное оружие.

Тати

Длинный японский меч, который вытеснила катана, в своё время был довольно популярным. Фундаментальные отличия между ними можно было обозначить ещё на этапе создания клинка - использовалась различная конструкция. Катана обладает гораздо лучшими показателями, однако и тати заслуживает внимания. Носить длинный меч было принято лезвием вниз, на поясе его закрепляла специальная перевязка. Ножны чаще всего обматывались во избежание повреждений. Если катана была частью гражданской одежды, то тати — исключительно военной. В паре с ним шёл меч танто. Также тати часто использовался в качестве парадного оружия на различных мероприятиях и на дворах сёгунов и императоров (первых ещё можно назвать князьями).

Если сравнивать с той же катаной, то у тати клинок более изогнут, а также длиннее, около 75 см. Катана же прямая и относительно недлинная. Рукоятка тати, как и сам меч, довольно сильно изогнута, что и является главной отличительной стороной.

Тати имел и второе название — дайто. В Европе его обычно произносят «дайкатана». Ошибка из-за неправильного прочтения иероглифов.

Танто

В паре с тати шёл короткий меч, который также можно было отнести к кинжалам. Танто — словосочетание, поэтому в Японии его не считают ножом. Также есть и другая причина. Танто использовался как оружие. Однако нож кодзука носился в одних с ним ножнах. Длина лезвия в пределах 15-30 см. Чаще всего клинок был односторонним, однако иногда создавались обоюдоострые, но как исключение.

Интересно, что вакидзаси, катана и танто являются одними и теми же мечами, только отличающимися по длине. Существовала разновидность ёрои-доси, которая имела трёхгранный клинок. Он был нужен для прокалывания доспехов. Танто не был запрещён для использования обычными людьми, поэтому не только самураи носили его, но и доктора, торговцы и другие. По идее, танто, как и любой короткий меч, — кинжал. Ещё одной разновидностью была кайкэн, который отличался меньшей длиной. Его чаще всего носили дамы из высшего света в поясе оби и использовали для самозащиты. Танто не исчез, он остался в традиционных свадебных церемониях царских особ. А некоторые самураи носили его вместо вакидзаси в связке с катаной.

Одати

Кроме вышеперечисленных видов длинного меча, существовали менее известные и распространённые. Одним из таких является одати. Часто термин путают с нодати, о котором написано ниже, но это два разных меча.

Дословно одати переводится как "большой меч". Действительно, длина его лезвия превосходит 90,9 см. Однако точного определения не существует, что наблюдается и с остальными видами. Фактически каждый превосходящий указанную выше величину меч может называть одати. Длина составляет порядка 1,6 м, хотя часто превосходит её, рукоять японского меча была немалой.

Мечи не используются с войны 1615 г Осака-Нацуно-Дзин. После неё был издан специальный закон, запрещающий использование холодного оружия определённой длины. К сожалению, сегодня сохранилось мизерное количество одати. Причина этому - то, что владельцы обрезали собственное холодное оружие, дабы соответствовать нормам. После запрета мечи использовались в качестве дара, так как были довольно ценными. Это и стало их назначением. Дороговизна объяснялась тем, что изготовление было чрезвычайно сложным.

Нодати

Дословно название обозначает полевой меч. Нодати, как и одати, обладал огромной длиной. Из-за неё создание было затруднительно. Меч носили за спиной, так как только этот способ был возможен. Распространение нодати не получил как раз благодаря сложности изготовления. Кроме того, при битве он также требовал мастерства. Сложная техника владения обуславливалась большими размерами и огромным весом. Выхватить из-за спины меч в пылу сражения было практически невозможно. Но где же тогда его использовали?

Пожалуй, самым лучшим применением была борьба со всадниками. Большая длина и острый конец позволял использовать нодати как копьё, причём поражающее и человека, и лошадь. Также довольно действенным меч был при нанесении урона нескольким целям сразу. Но для ближнего боя нодати совершенно непригоден. Самураи в случае необходимости отбрасывали меч и брали в руки более удобную катану или тати.

Кодати

Название переводится как «маленький тати». Кодати — японское холодное оружие, которое нельзя отнести ни к длинным, ни к коротким мечам. Это, скорее, что-то среднее. Благодаря размерам его легко и быстро можно выхватить и прекрасно фехтовать. Универсальность меча, обусловленная размерами, позволяла использовать его и в ближнем бою, где движения стеснены и на расстоянии.

Лучше всего кодати сравнить с вакидзаси. Хотя их клинки сильно отличаются (у первого он шире), техника владения похожа. Длина одного и другого также схожа. Кодати был разрешён для ношения всем, так как не мог относиться к длинным мечам. Его часто путают с вакидзаси по причинам, описанным выше. Кодати носился, как и тати, то есть изгибом вниз. Самураи, использовавшие его, не брали второе холодное оружие в дайсё благодаря его универсальности. Японский меч боевой не требовался в связке.

В Японии было создано большое количество мечей, точного определения для которых не существовало. Некоторые, относящиеся к маленьким, могли носиться всеми людьми. Самурай обычно сам выбирал виды мечей, которые использовал в связке дайсё. Мечи вытесняли друг друга, так как новые обладали лучшими характеристиками, ярким примером служат тати и катана. Качественно изготовленные великими мастерами, эти мечи являлись настоящими произведениями искусства.

  • Тизона , Тисона (Tizona) - меч а, национальное сокровище Испании, знаменитое по «Поэме о моем Сиде». Отнят им у короля Букара (в испанском эпосе). Меч, считающийся Тизоной, экспонируется в Мадриде. Его второй меч: Колада - менее знаменитый клинок. Добыт Сидом у графа Раймонда Беренгария Братоубийцы (в испанском эпосе).
  • Шойс - меч .

Легендарные и вымышленные и европейского эпоса

Мечи разных народов

  • Хрисаор - золотой меч королевы феи, символ высшего одухотворения, принадлежала Артегалу (Artegal). Другой меч из «Королевы Фей» - Сангламор (Sanglamore) - принадлежал Браггадоккио (Braggadochio). Меч короля Артура в этой поэме зовется Morddure . ( , «Королева Фей»)

Мечи в

  • Меч, вложенный в глыбу красного мрамора, которая приплыла по воде в замок . Согласно надписи на рукояти, извлечь его мог лишь тот, кто станет славнейшим на свете рыцарем. Из всех рыцарей вынуть меч смог только юный . Именно ему было суждено впоследствии найти и стать его хранителем.

у в садах Кингстон Морварда, Англия]]

мечи

  • Бегаллта (Begallta, «Маленькая Фурия») - меч Диармайда (), ирл. Его второй меч:
  • Дирнуин (Dyrnwyn) - меч короля Стратклайда Ридерха (Riderch I of Alt Clut), горевший огнем, но не оставлявший ожогов.
  • Каладболг - меч а. В первоначальных версиях мифа использовался ом. Отождествляется с ом более позднего времени. Обладал достаточной силой, чтобы срезать три холма. Другой меч Фергуса назывался Леохайн (Leochain ).
  • Клив-Солаш, Claíomh Solais (Claidheamh Soluis, «Меч Солнца, Меч Света») (меч Нуаду) - меч легендарного короля Ирландии , представителя , который невозможно было отразить. Одно из 4 сокровищ племен богини Дану. Также отождествлялся с более поздним Экскалибуром.
  • Орна - меч Тетры, короля фоморов, который нашёл воитель Огма в битве при Маг Туиред. Разговаривал.

Скандинавские и германские мечи

  • Альдеринг (Adelring) - меч, фигурирующий в нескольких датских балладах. Его нашёл Дидерик (Diderik) в логове дракона. Также это имя меча Сиворда Снаренсвенда (Sivord Snarensvend), одолженного его братом (зятем) Хаагеном (Haagen), в «Sivord and Brynhild». Также это меч, который дала Свендалю (Svendal, Svedal, Svennendal) его мать, разговаривая с ним из могилы. Под именем Aaddellring фигурирует как оружие, о котором мечтал клеветник Раффеунгаард (Raffeuengaard), но обвиненная леди Гунер (Guner), жена герцога Хендрика, дала его Мемерингу, который сразился за неё. Обвинитель взял на поединок меч Судвинд (Sudwynd), но все равно проиграл. И, наконец, меч Гралвера, победителя драконов, в «Gralver kongesøn».

а в исландском манускрипте]]

  • Ангурва, Энгервадель (Angurva, Angurvadel, Angurvadil, Angurvddel) - меч Фритьофа (Фритиора). Украшен магическими рунами, которые ярко разгорались в дни войны и тухли в мирное время. («Сага о Фритьофе Смелом»,).
  • Атвейг - пел от счастья, когда его вынимали из ножен (вариант: пел перед битвой во имя Христа), но с него стекали капли крови от горя, если бой шёл вдалеке.

Мечи рыцарских романов и песен

Имена мечей из французской рыцарской литературы в большинстве случаев следует склонять и переводить на русский язык, используя женский род.

  • Адолейк (Adolake, Hatholake) - меч сэра Торрента Портенгейльского (Torrent of Portyngale), выкован Вейландом.
  • Аронди (Arondie, Arondight, Arondight) - меч а. Получил его в возрасте 18 лет во время посвящения в рыцари . Упоминается также другой его меч - Chastiefol , а против саксов он сражался мечом по имени Seure . В итальянском эпосе он владел мечом Кьяренца (Chiarenza, «Ясность»).
  • Балсвенден (Balswenden, Palswendin) - меч Таргиса Туртозского (Targis von Tortôse), одного из сарацинских графов Марселя, врага Роланда
  • Батисм (Batism) - меч сарацинского рыцаря Фьерабраса (, Ferumbras). Два других его меча, выкованные тем же кузнецом по имени Ansias - Florence и Graban .
  • Биттерфер (Bitterfer) - меч, который дала Горну принцесса Римнельд. Выкован Вейландом. (Английская баллада «Король Горн»). Его другой меч - Блауайн (Blauain), захвачен им у ирландского короля Малакина (Malakin).
  • Васке (Waskë) - меч Зинтрама (Sintram), персонажа Фридриха де ла Мотт Фукэ.
  • Галатин (Galatine, Galatyn, Galantyne) - меч сэра а.
  • Альтеклер, Отклер (Hauteclaire, «Высокосветлый») - меч Оливье, выкован Геласом. Согласно поэме «Жирар Вианский», до Оливье этот меч принадлежал римскому императору Клозамонту, который потерял его в лесу. После того как меч был найден, его отдали папе римскому, но затем им завладел , отец Карла Великого, который подарил его одному своему вассалу; последний продал его еврею Иоахиму, ровеснику Понтия Пилата (). Во время поединка с Роландом у Оливье ломается меч. Роланд разрешает ему дослать в Виану за другим. Тогда Иоахим присылает ему Альтеклер, и поединок заканчивается миром.
  • его второй меч - Глориоза (Glorieuse, «Славная») ;
  • Мармадуаз (Marmadoise) - меч Фроля Немецкого (Frolle d’Allemagne) в артуровском цикле, противопоставлялся Экскалибуру.
  • Морглэ, Моргли (Morglay, Mor-glaif) - меч Бевиса Хэмптонского ().
  • Рос (Rose, Rosse, Rossë; Rôse) - меч, первоначально принадлежавший Орниту Ломбардскому (Ortnit of Lombardy), но найденный Вольфдитрихом (Wolfdietrich).
  • Сантакрукс (Santacrux) - меч Тибо де Совиньи (Thibault de Sauvigny), («Le Chevalier au bouclier vert»).
  • Фламберж, Фламберг, Фруберта, Флоберж, Фламборж (Flamberge, Floberge, Flamborge) - меч Рено де Монтабана (Renaud de Montauban), одолженный ему кузеном Можисом (Maugis), выкован ом. Также упоминался как принадлежавший Карлу Великому, сделан Галасом.
  • Эгекинг (Egeking, Erkyin) - меч, который взял Грим (Grime), чтобы сразиться с рыцарем Грейстилом (Greysteel), победившим его друга Эгера (Eger) и жестоко отрубившим последнему мизинец в знак победы.

Азиатские мечи

и морской дракон]]

  • Аль-самсама (‏الﺼامﺼىما, Al-samsama) - меч ского поэта-воина Амр бен Мадикариба аль-Зубайди (Amr b. Ma"dīkarib al-Zubaidī; Amr bin Maadi Karib), по прозвищу Abu Thaur («отец быка»).
  • Гань Цзян (Gàn Jiàng, 干将) и Мо Се (Mò Xié, 莫耶) - легендарные мечи, выкованные из метеоритного железа китайским кузнецом Гань Цзяном, и названные в честь него и его жены, которая бросилась в пламя, чтобы огонь достиг той температуры, при которой только и можно закалить такой меч (туда добавился жар её сердца - любви к мужу).
  • Дхами (Dhami, «острый») - меч Антара, чёрного арабского воина-поэта.
  • Зуль-хайят (‏,ذو الحيات Zool hyyat, Ḏū l-hayat) - меч врага Антара Залим ибн-Харита (Zalim ibn-Harith), а затем Харит аль-Залима (Harith al-Zalim).
  • Зу-ль-фака́р (ذو الفقار, Зульфакар, Зульфикар, Джуль Факар, «Бороздчатый», досл. «Имеющий позвонки») (Zulfiqar) - меч-зульфикар а, прежде - его тестя пророка а. Он же упоминается как скимитар Dhu" l Fakdr (Dhu al-faqar, «Решительный») . Не сохранился. Всего у Мухаммада было 9 мечей, прочие:
    • ""Al-"Adb (аль-Адб),
    • Al Battar (аль-Баттар «Задира, Вояка») ,
    • Al-Ma’thur (аль-Маатур),
    • Al-Mikhdham (аль-Михзам),
    • Al-Rasub (аль-Расуб),
    • Al-Qadib (аль-Кадиб),
    • Halef (Hatf, Халеф, Хатф, «Смертная»),
    • Medham, Qal’i (Мезам, Кали)
  • Кусанаги, Кусанаги-но-цуруги, Цумугари-но-Тати (Kusanagi-no-tsurugi, 草薙の剣, Tsumugari no Tachi, 都牟刈の太刀, «Небесный меч») - священный меч, преподнесённый богине богом , принадлежит к (Япония). Добыт, согласно преданию, из хвоста восьмиголового дракона. Мог управлять ветрами. Перед этим из другого меча Сусаноо богиней Аматэрасу были созданы при творении мира три женщины.
  • Меч Гоуцзяня (кит. 越王勾踐劍, Sword of Goujian) - меч царя Гоуцзяня, (Китай, ), археологическая находка, насчитывающая ок. 2500 лет.
  • Небесная Воля Тхуан Тхиен (вьет. 順天, Thuận Thiên, Heaven"s Will) - мифический меч вьетнамского царя Ле Лоя (:vi:Lê Lợi), освободившего в XV в. свою страну от китайского владычества.
  • Ратна Мару (Ratna Maru) - меч .
  • Самсамха (Samsamha, Sansamha) - меч , халифа Багдадского.
  • Семизубый меч (Нанацусая-но-тати, Ситисито, Seven-Branched Sword, 七支刀) - одно из национальных сокровищ Японии, IV в. до н.э.
  • Хондзё Масамунэ (本庄正宗)- лучший клинок работы великого японского оружейника (1288-1328). Исчез в г., одно из самых ценных разыскиваемых произведений японского искусства.
  • Шамшир-е Зоморроднегар (شمشیر زمردنگا, «Украшенный Изумрудами») - меч Эмира Арсалана (Amir Arsalan), принадлежавший до этого (в персидском фольклоре).

Вымышленные мечи в современных произведениях

Похищающий Ситу, отсекает крылья Джатаю своим мечом Чандрахасом ]]

В зарубежном фэнтези

  • Rhindon

У Дженифер Роберсон (Легенды о Тигре и Дел):

  • Разящий - клинок Танцора Меча Тигра
  • Бореал - магический северный клинок (яватма) Дел
  • Самиэль - магический северный клинок (яватма), полученный Тигром в Стаал-Уста
  • Калландор - кристаллический меч, «Меч-Который-Не-Меч», меч, которого нельзя коснуться, один из артефактов Эпохи Легенд.
  • Меч истины - в одноимённом цикле
  • Меч Кринг - в рассказах «Пришествие Восьми» и «Притяжение Черва», принадлежал герою Хруну-Варвару

У Филиппа Пулмана

  • Чудесный нож - в рассказах «Чудесный нож» и «Янтарный телескоп», принадлежал герою Уиллу.
  • Лед - клинок Неда Старка из валирийской стали, впоследствии перекованный на два других меча.
  • Ласточка - меч, который был вручен Цири, когда её принудили сражаться на арене цирка;
  • Сигилль из Махакама - меч, который был подарен ведьмаку Геральту краснолюдом Золтаном Хивайем.


Европейский меч состоит из двух основных частей:

Устройство европейского одноручного меча

1) Рукояти , которая в свою очередь состоит из навершия (яблока), рукояти, гарды (крестовины), хвостовика

2) Лезвие клинка , которое в свою очередь состоит из дола, лезвия и острия.

Клинок

Клинок — имеет, множества толкований объединенных общим посылом. Клинок это: 1)режущая часть холодного оружия или ножа (тол. словарь, Ушаков); 2) режущая и колющая часть холодного оружия (тол. словарь, Ожегов); 3) полоса, вообще стальная часть холодного, резучого оружия (кроме штыка) и ножа (тол. словарь, Даль).

И все же, какое понятие должно быть ключевым? Правильно будет, обратиться к юридическому понятию слова клинок — протяженная металлическая боевая часть холодного оружия с острием, с острием и одним или двумя лезвиями, или с двумя лезвиями, являющаяся частью полосы, данное определение закреплено ГОСТом Р 51215 98. Это общепринятое понимание слова — клинок.

Однако, мы выведем и специфическое понятие клинок, связанной с действительностью мастерской «Зброевы фальварак», клинок мастерской ЗФ, это протяженная металлическая боевая часть изделия, с острием, с острием и одним или двумя лезвиями, или с двумя лезвиями, являющаяся частью полосы, внешне и конструктивно схожим с холодным оружием.

Главная особенность: мастера ремесленники ЗФ — не изготавливают холодное оружие, а делают масс-габаритные копии).

1) Рассмотрим более подробно отдельные части эфеса:

Навершие (яблоко):

Навершие — данный элемент устройства меча предназначен для его балансировки, только сбалансированный меч подходит для искусного фехтования им, в разных школах оружейного дела баланс может быть различным. Однако считается общепринятым способом измерения баланса меча — это измерения при помощи пальцев руки, как правило, хороший баланс для европейского клинка должен быть на четыре пальца от гарды меча.

Как установить баланс при помощи пальцев рук?

Мы берем клинок меча и смотрим на его баланс, для этого мы кладём клинок на один палец руки, удаляя или приближая палец к гарде, мы находим точку когда ни одна из сторон не перевешивает другую. Именно в этом месте и будет баланс.

Кроме того навершие, служит для упора руки, это особенно важно ибо во время боя меч начинает скользить до тех пор пока кисть руки не упрется в навершие.

Рукоять меча:

Рукоять меча – предназначена для удержания меча кистью руки. Рукоятка меча должна удобно лежать в руке ибо не удобная рукоять может ваши возможности при фехтовании. Поэтому при покупке меча нужно уделять внимание тому на сколько хорошо рукоять подходит к вашей руке. На данный момент можно с уверенностью выделять и классифицировать мечи по количеству хватов кистью руки рукояти. Так на данный момент мечи подразделяются на:

— Одноручные мечи
— Полутороручные мечи
— Двуручные мечи

Обычно под одноручными мечами подразумеваются легкие европейские клинки, предназначенные для быстрого фехтования одной рукой, такие мечи, как правило, легки и имеют лезвие от 50 до 80 см. и являются классическим оружие, как участников ролевого движения, так и участников движения реконструкции средневековья.

Под мечами с полуторным хватом (бастардами ) , подразумеваются мечи имеющие возможность удержания как одной рукой, так и двумя. Фехтовальщик в зависимости от ситуации может фехтовать одной рукой и удерживать щит другой, но в случаи необходимости он может взять такой меч в две руки и фехтовать им, удерживая двумя руками, тем самым уменьшая усталость одной руки. По средневековым стандартам полутораручный меч был по грудь владельцу. Такая длина позволяет держать противника имеющего одноручный меч на большем удалении и тем получить возможность нанесения ударов с большей дистанции. Сейчас нередки случаи, когда полуторный меч, становится оружием новичка, который только выходит на путь постижения азов фехтования. Данный вид меча, имеет широкое распространение как среди ролевиков, так и реконструкторов средневековья.

Двуручные мечи , как привило, это большие, тяжелые рыцарские мечи типа эспадон, фехтование таким мечом требует значительной физической силы и навыков. Данный меч предназначен для удержания и фехтования двумя руками, благодаря своей длине лезвия более 110 см он является оружием дальней дистанции. По средневековым стандартам двуручный меч был по подбородок владельцу. В целом двуручные мечи весьма опасны в фехтовании, так как очень часто наносят значительные травмы. На данный момент мечи данного типа довольно редки в ролевом и реконструкторском движении. В ролевом движении данный меч получил актуальность в силу того, что такие мечи, благодаря правилам боевого взаимодействия на ролевой игре, наносят больший урон для противника, чем одноручный или полутороручный меч. Но их изготовление требуют значительного количества и высокого качества материала, вкупе с высокими навыками мастера – потому двуручные мечи встречаются значительно реже чем полутораручники или двурушники. Кроме того, такие мечи часто становятся артефактами или какими либо другими символами магии в ролевой игре. В движении реконструкторов средневековья двурушник мало распространён в силу того, что для работы двумя руками при поединках или бугуртах фехтовальщику нужен очень качественный защитный доспешный комплекс.

Указанная классификация и размеры мечей являются относительными и взяты из нашего опыта и опыта других мастеров. Так, например в Японии меч длиной 50 см., как вакидзаси или меч длиной 70 см., как катана, имеют двуручный хват. С тем же успехом европейский бастард может быть с двуручным хватом.

Как и навершие рукоять входит в систему балансировки клинка . Особенно данное утверждение, относится к мечам сделанных по системе «сварного стакана» , а затем и по системе «стальной трубы», «сварных стальных пластин» . Для историчных мечей это менее актуально, ибо рукоять таких мечей выполнена из дерева, хотя например, у меча ниндзя, синоби-кэн рукоятка меча цельнометаллическая.

Гарды (крестовины, также встречается название «кресало»)

Гарда меча – данный элемент эфеса меча предназначен для защиты кисти руки во время фехтования, от ударов лезвием меча противника. Различные страны и народы создали различные по форме гарды. Кроме всего гарда выполняет функцию балансировки меча.

Хвостовик

на гарде может, как присутствовать, так и отсутствовать. Считается, что наличия хвостовика на мече позволяет клинку лучше поглощать энергию удара и тем самым защищать лезвие от вибрации и расшатывания в рукояти.

2) Рассмотрим более подробно отдельные части клинка:

Лезвие меча

Лезвие меча — острый край режущего, рубящего орудия (толк. словарь, Ожегов); острая сторона (рабочая часть) клинка (Исторический словарь). И так, лезвие — это боевая, режущая часть клинка.

- желоб, продольное углубление на клинке . Первая и самая очевидная функция долов - облегчение клинка: при тех же габаритах клинок с долами имеет ощутимо меньший вес. Если долы формируются режущим инструментом в гомогенном материале, то при незначительном снижении механической прочности (по сравнению с заготовкой) заметно теряется вес (особенно при широких долах на длинном клинке). При изгибах и кручениях средняя часть клинка нагружается незначительно, поэтому может почти безболезненно удаляться. В сечении клинок с симметричными широкими долами подобен двутавровой балке, которая известна в архитектуре значительной жёсткостью при малой массе. Согласно некоторым источникам, двутавровый профиль в архитектуре был позаимствован именно из клинкового оружия. Если дол выполняется ковкой, то в этом месте (обычно ближе к обуху) происходит упрочнение материала клинка, что позволяет формировать лезвие ковкой без боязни значительной деформации (искривления) в плоскости клинка, сильного «задирания» острия клинка над линией обуха. При термообработке тонкое лезвие и толстый обух клинка нагреваются и остывают неравномерно. Долы выравнивают температурные режимы, снижая массу толстой части клинка. Долами изменяется баланс клинок-рукоять. На некоторых типах ножей широкие долы предотвращают налипание (намерзание в зимних условиях) разрезаемого продукта на клинок, уменьшая площадь контакта голомени клинка с плоскостью разреза. Наиболее значима на короткоклинковом оружии и инструменте эстетическая функция. Дол придаёт клинку внешнюю стремительность и агрессивность, добавляет третье измерение (глубину) в плоскость ножа, несёт ассоциативную нагрузку, ибо связан в культуре с романтикой длинноклинкового оружия, криминальными финками и эмоционально окрашено именуется «кровостоком».
Грани лезвия

– это часть меча непосредственна предназначенная для нанесения рубящего, режущего удара по противнику. В зависимости от типа и вида — меч может быть обоюдоострым, т.е. иметь две кромки, либо иметь только одну, как у фальчиона, сабли, палаша, катаны. Встречались и трёхгранные клинки и четырёхгранные клинки (эсток, кончар) но они являлись исключительно колющим оружием и служили для пробивания лат. Внутреннее сечения лезвия различно, это может быть ромб, овал и т.д.
Острие

– острие предназначено для нанесения колющего удара. В раннем средневековьи зачастую острее просто закруглялось. Но уже во времена крестовых походов острие меча стали острить для нанесения колющих ударов в слабые места доспеха.

Ножны

– предназначены для защиты меча от воздейсвия внешней среды, а также для переноски меча.
Устье ножен меча

– металлическая накладка выполняющая декоративную функцию, кроме того служит для укрепления входа в ножны, не позволяя половинкам ножен разойтись.
Наконечник ножен

— металлическая накладка выполняющая декоративную функцию как и устье меча, кроме того служит для стягивания кожи которой как правило обтягивают меч.
Устье и наконечник появились во времена крестовых походов. И были заимствованы с ножен восточных мечей.

Меч. Безусловно, он является самым известным и почитаемым видом холодного оружия. На протяжении нескольких тысячелетий меч не только верой и правдой служил многим поколениям воинов, но и выполнял важнейшие символические функции. С помощью меча воина посвящали в рыцари, он обязательно входил в число предметов, используемых при коронации европейских венценосных особ. Старый добрый меч до сих пор широко используется в различных военных церемониях и никому даже в голову не приходит заменить его чем-нибудь более современным.

Меч широко представлен в мифологии различных народов мира. Его можно найти в славянских былинах, скандинавских сагах, в Коране и Библии. В Европе меч был символом статуса его владельца, отличая благородного человека от простолюдина или раба.

Однако, несмотря на весь символизм и романтический ореол, меч в первую очередь был оружием ближнего боя, основная функция которого – уничтожение противника в бою.

Средневековый рыцарский меч напоминал христианский крест, дужки крестовины образовывали прямой угол, хотя особого практического значения это не имело. Скорее, это был символический жест, который приравнивал главное оружие рыцаря к основному атрибуту христианства. Перед обрядом посвящения в рыцари меч держали в церковном алтаре, очищая это орудие убийства от скверны. Во время самого ритуала меч подавал воину священник. В рукояти боевых мечей нередко вкладывали частички священных мощей.

Вопреки распространенному мнению, меч не был самым распространенным оружием ни в античные времена, ни в эпоху Средневековья. И причин этому несколько. Во-первых, хороший боевой меч всегда был дорог. Качественного металла было мало, и стоил он дорого. Изготовление этого оружия занимало много времени и требовало от кузнеца высокой квалификации. Во-вторых, владение мечом на высоком уровне требовало многолетних упорных тренировок, научиться орудовать топором или копьем было гораздо проще и быстрее. Будущего рыцаря начинали тренировать с раннего детства…

Разные авторы приводят отличные данные о стоимости боевого меча. Однако одно можно сказать точно: цена его была высока. В раннем Средневековье за средний клинок давали сумму, равную стоимости четырех коров. Обычный одноручный меч, изготовленный известным мастером, обходился еще дороже. Оружие высшей знати, изготовленное из дамасской стали и богато украшенное, стоило баснословных денег.

В данном материале будет дана история развития меча, от древнейших времен до позднего Средневековья. Однако в основном наш рассказ коснется европейского оружия, ибо тема клинкового оружия слишком обширна. Но прежде чем перейти к описанию основных вех развития меча, следует несколько слов сказать о его конструкции, а также дать классификацию этого оружия.

Анатомия меча: из чего состоит оружие

Меч – это вид холодного оружия с прямым обоюдоострым клинком, предназначенный для нанесения рубящих, режущих и колющих ударов. Клинок занимает большую часть оружия, он может быть больше приспособлен для нанесения рубящих или, наоборот, колющих ударов.

Для классификации клинкового оружия очень важна форма клинка и способ его заточки. Если клинок имеет изгиб, то такое оружие, как правило, относят к саблям. Так, например, всем известные японские катаны и вакидзаси – это двуручные сабли. Оружие с прямым клинком и односторонней заточкой относят к палашам, тесакам, гросс-мессерам и др. В отдельные группы обычно выделяют шпаги и рапиры.

Любой меч состоит из двух частей: клинка и эфеса. Режущая часть клинка – это лезвие, а заканчивается он острием. Клинок может иметь ребро жесткости и дол, который делает оружие легче и придает ему дополнительную жесткость. Незаточенная часть клинка около эфеса называется рикассо или пяткой.

Эфес меча состоит из гарды, рукояти и навершия или яблока. Гарда защищает руку бойца от ударов о вражеский щит, а также препятствует ее соскальзыванию после удара. Кроме того, крестовиной также можно наносить удары, ее активно использовали в некоторых фехтовальных техниках. Навершие необходимо для правильной балансировки меча, и оно также препятствует выскальзыванию оружия.

Еще одной характеристикой меч является поперечное сечение клинка. Оно может быть разным: ромбическим, линзообразным и др. Любой меча имеет две конусности: по толщине клинка и его длине.

Центр тяжести меча (точка равновесия), как правило, находится немного выше гарды. Хотя, этот параметр также может меняться.

Несколько слов следует сказать о таком важном аксессуаре, как ножны для меча – футляре, в котором оружие хранилось и транспортировалось. Их верхняя часть называется устьем, а нижняя – наконечником. Ножны для меча изготавливались из дерева, кожи, металла. Крепились они к ремню, седлу, одежде. Кстати, вопреки распространенному мнению, за спиной меч не носили, потому что это неудобно.

Масса оружия колебалась в весьма широких пределах: короткий меч гладиус весил 700-750 гр, а тяжелый двуручный эспадон – 5-6 кг. Однако, как правило, одноручный меч имел массу не более 1,5 кг.

Классификация боевых мечей

Боевые мечи можно разделить на несколько групп в зависимости от длины клинка, хотя подобная классификация несколько условна. В соответствии с этой характеристикой выделяют следующие группы мечей:

  • Короткий меч с длиной клинка примерно 60-70 см;
  • Длинный меч с клинком от 70 до 90 см. Подобное оружие мог использовать и пеший и конный воин;
  • Мечи с длиной клинка выше 90 см. Чаще всего подобное оружие использовалось кавалеристами, хотя, встречались и исключения – например, знаменитые двуручные мечи позднего Средневековья.

По используемому хвату мечи можно разделить на одноручные, полуторные и двуручные. Одноручный меч имел размеры, вес и баланс, которые позволяли фехтовать одной рукой, во второй руке боец, как правило, держал щит. Полутораручный или полуторный меч допускал удержание как одной, так и двумя руками. Следует отметить, что этот термин был введен оружиеведами только в конце XIX века, современники эти мечи так не называли. Полуторный меч появился в позднем Средневековье и был в ходу вплоть до середины XVI столетия. Двуручный меч допускал удержание только двумя руками, широкое распространение подобное оружие получило после появления тяжелых пластинчатых и латных доспехов. Самые большие из боевых двуручных мечей имели вес до 5-6 кг и размеры, превышающие 2 метра.

Самую известную и популярную классификацию средневековых мечей создал английский исследователь Эварт Оукшотт. Она основывается на форме и конструкции клинка оружия. Кроме того, Оукшотт разработал схемы крестовин и наверший. Используя эти три характеристики, можно описать любой средневековый меч, приведя его к удобной формуле. Типология Оукшотта охватывает период с 1050 по 1550 год.

Преимущества и недостатки меча

Как уже было сказано выше, научиться достойно владеть мечом было очень непросто. Это требовало долгих лет тренировки, постоянной практики и прекрасной физической подготовки. Меч – это оружие профессионального воина, который посвятил свою жизнь ратному делу. Он имеет как серьёзные достоинства, так и значительные недостатки.

Меч хорош своей универсальностью. Им можно колоть, рубить, резать, отражать удары противника. Он подходит и для оборонительного, и для наступательного боя. Удары можно наносить не только клинком, но и крестовиной, и даже навершием. Однако, как и любой другой универсальный инструмент, каждую из своих функций он выполняет хуже, чем узкоспециализированное орудие. Мечом действительно можно колоть, но копье (на большой дистанции) или кинжал (на ближней) сделают это куда лучше. А топор больше подходит для нанесения рубящих ударов.

Боевой меч прекрасно сбалансирован и имеет низкое расположение центра тяжести. Благодаря этому меч – это маневренное и быстрое оружие, им легко фехтовать, можно быстро менять направление атаки, делать ложные выпады и т. д. Однако подобная конструкция значительно уменьшает «бронебойные» возможности меча: прорубить им даже простую кольчугу довольно сложно. А против латных или пластинчатых доспехов меч вообще малоэффективен. То есть против одоспешенного противника практически можно применять только колющие удары.

К несомненным достоинствам меча следует отнести его относительно небольшие размеры. Это оружие можно было постоянно иметь при себе и в случае необходимости мгновенно применить.

Как уже было сказано выше, изготовление меча было процессом очень сложным и трудоемким. Оно требовало высокой квалификации от мастера. Средневековый меч – это не просто полоска прокованного железа, а сложное композитное изделие, как правило, состоящее из нескольких частей стали с разными характеристиками. Поэтому массовое производство мечей удалось наладить лишь в период позднего Средневековья.

Рождение меча: древнейшие времена и Античность

Мы не знаем, когда и где появился первый меч. Вероятно, что это случилось уже после того, как человек научился делать бронзу. Самый древний меч был найден на территории нашей страны, при раскопках гробницы в Адыгее. Короткий меч из бронзы, найденный там, датируется четвертым тысячелетием до нашей эры. В настоящее время он экспонируется в Эрмитаже.

Бронза – довольно прочный материал, позволяющий делать мечи приличного размера. Этот металл не поддается закалке, зато при серьезных нагрузках он гнется, не ломаясь. Чтобы уменьшить вероятность деформации, бронзовые мечи часто имели внушительные ребра жесткости. Также следует отметить высокую стойкость бронзы к коррозии, благодаря которой мы сегодня имеем возможность исследовать аутентичные древние мечи, дошедшие до нас в довольно неплохом состоянии.

Бронзовое оружие изготавливалось методом литья, поэтому ему можно было придавать самые сложные и замысловатые формы. Как правило, длина клинка мечей из бронзы не превышала 60 см, но известны образцы и более внушительных размеров. Так, например, во время раскопок на Крите археологи обнаружили мечи с клинком метровой длины. Ученые считают, что этот большой меч, вероятно, использовался в ритуальных целях.

Наиболее известными клинками Древнего мира являются египетский хопеш, греческая махайра и копис. Следует отметить, что из-за односторонней заточки и изогнутой формы клинка по современной классификации все они не относятся к мечам, а являются скорее тесаками или саблями.

Примерно в VII веке мечи стали изготавливать из железа, и эта революционная технология очень быстро распространилась в Европе и на Ближнем Востоке. Самыми известными железными мечами Античности были греческий ксифос, скифский акинак и, конечно же, римские гладиус и спата. Любопытно, но уже в IV столетии кузнецы-оружейники знали основные «секреты» производства мечей, которые останутся актуальными вплоть до конца Средневековья: изготовление клинка из пакета стальных и железных пластин, наварка стальных пластин-лезвий на мягкое железное основание и науглероживание мягкой железной заготовки.

Ксифос – это короткий меч с клинком характерной листообразной формы. Сначала им были вооружены пехотинцы-гоплиты, а позже воины знаменитой македонской фаланги.

Еще одним знаменитым железным мечом Античности является акинак. Первыми его стали использовать персы, у них акинак был позаимствован скифами, мидянами, массагетами и другими народами. Акинак – это короткий меч с характерным перекрестьем и навершием. Позже большой меч (до 130 см) похожей конструкции использовали другие обитатели Северного Причерноморья – сарматы.

Однако самым известным клинком Античности, без сомнения, является гладиус. Не особо кривя душой, можно сказать, что с его помощью была создана огромная Римская империя. Гладиус имел длину клинка около 60 см и широкую режущую кромку, которая позволяла наносить мощные и акцентированные колющие удары. Этим мечом можно было и резать, но подобные удары считались дополнительными. Еще одной отличительной чертой гладиуса было массивное навершие, предназначенное для лучшей балансировки оружия. Короткие колющие удары гладиуса в сомкнутом римском строю были по-настоящему убийственны.

Еще большее влияние на дальнейшую эволюцию клинкового оружия оказал другой римский меч – кавалерийская спата. На самом деле этот меч придумали кельты, римляне просто позаимствовали его. Этот большой меч куда лучше подходил для вооружения всадников, чем «коротыш» гладиус. Любопытно, что сначала спата не имела острия, то есть ею можно было только рубить, но впоследствии этот недостаток был исправлен, и меч обрел универсальность. Для нашего рассказа спата очень важна, потому что именно от нее произошел меч меровингского типа, а значит и все последующие европейские клинки.

Средневековье: от римской спаты до рыцарского меча

После падения Римской империи Европа на несколько столетий погрузилась в темные времена. Они сопровождались упадком ремесел, утратой многих навыков и технологий. Упростилась сама тактика ведения войны, на смену спаянным железной дисциплиной римским легионам пришли многочисленные варварские орды. Континент погрузился в хаос раздробленности и междоусобных войн…

Несколько столетий подряд доспехи в Европе почти не использовались, только самые богатые воины могли позволить себе кольчуги или пластинчатые доспехи. Аналогично ситуация обстояла и с распространением клинкового оружия – меч из оружия рядового пехотинца или всадника превратился в дорогую и статусную вещь, которую себе могли позволить немногие.

В VIII веке широкое распространение в Европе получает меровингский меч, который является дальнейшим развитием римской спаты. Он получил свое название в честь французской королевской династии Меровингов. Это было оружие, предназначенное в первую очередь для нанесения рубящих ударов. Меровингский меч имел клинок длиной от 60 до 80 см, толстую и короткую крестовину и массивное навершие. Клинок практически не сужался к острию, которое имело плоскую или закругленную форму. По всей длине клинка тянулся широкий и неглубокий дол, облегчающий оружие. Если легендарный король Артур действительно существовал, – о чем до сих пор спорят историки – то его знаменитый Экскалибур должен был выглядеть именно так.

В начале IX столетия «меровинги» начали вытесняться мечом каролингского типа, который нередко называют мечом викингов. Хотя, производили эти мечи в основном на континенте, а на скандинавские земли они попадали в качестве товара или военной добычи. Меч викингов похож на меровингский, но он более изящен и тонок, благодаря чему обладает лучшим балансом. У каролингского меча лучше выражено острие, им удобно наносить колющие удары. Также можно добавить, что на рубеже первого и второго тысячелетия металлургия и металлообработка шагнули далеко вперед. Сталь стала лучше, значительно увеличилось ее количество, хотя мечи все еще оставались дорогим и сравнительно редким оружием.

Начиная со второй половины XI века, каролингский меч постепенно превращается в романский или рыцарский меч. Такая метаморфоза связана с изменениями в защитном снаряжении воинов эпохи – все большим распространением кольчуги и пластинчатого доспеха. Пробить такую защиту рубящим ударом было довольно проблематично, поэтому нужно было оружие, способное эффективно колоть.

На самом деле, романский меч – это огромная группа клинкового оружия, которая была в ходу в период высокого и позднего Средневековья. По сравнению с меровингским мечом, романский меч имел более длинный и узкий клинок с узким и глубоким долом, заметно сужающийся к острию. Длиннее становится и рукоять оружия, а размеры навершия уменьшаются. Романские мечи имеют развитую рукоять, которая обеспечивала надежную защиту руки бойца – бесспорный признак развития искусства фехтования той эпохи. На самом деле, разнообразие мечей романской группы огромно: оружие различных периодов отличалось по форме и размеру клинка, рукояти, навершия.

Эпоха гигантов: от бастарда до пламенеющего фламберга

Примерно с середины XIII столетия пластинчатые латы становятся повсеместной формой защитной экипировки воина. Это привело к дальнейшему изменению романского меча: он стал уже, клинок получил дополнительные ребра жесткости и еще более выраженное острие. К XIV веку развитие металлургии и кузнечного дела позволило превратить меч в оружие, доступное даже рядовым пехотинцам. Так, например, во время Столетней войны меч не слишком высокого качества стоил всего лишь несколько пенсов, что равнялось дневному заработку лучника.

В это же время развитие доспеха позволило значительно уменьшить щит, а то и вовсе отказаться от него. Соответственно, теперь меч можно было взять двумя руками и нанести более сильный и акцентированный удар. Так появился полуторный меч. Современники называли его «длинным или боевым мечом» (war sword), подразумевая, что оружие такой длины и массы не носят с собой просто так, а берут исключительно на войну. Полуторный меч имел и еще одно название – «бастард». Длина этого оружия могла достигать 1,1 метра, а масса – 2,5 кг, хотя, в большинстве своем полуторный меч весил примерно 1,5 кг.

В XIII столетии на европейских полях сражений появляется двуручный меч, который можно назвать настоящим великанам среди клинкового оружия. Его длина достигала двух метров, а вес мог превышать пять килограммов. Этот большой меч использовался исключительно пехотой, их основным назначением был сокрушительный рубящий удар. Для подобного оружия не изготавливали ножен, и носили их на плече, как копье или пику.

Самыми известными двуручными мечами являются клеймор, цвайхендер, эспадон и фламберг, который еще носит название пламенеющий или изогнутый двуручный меч.

Клеймор. В переводе с гэльского это название означает «большой меч». Хотя, из всех двуручных мечей он считается самым маленьким. Длина клеймора составляет от 135 до 150 см, а вес – 2,5-3 кг. Особенностью меча является характерная форма крестовины с дужками, направленными к острию клинка. Клеймор, вместе с килтом и палашом, считается одним из самых узнаваемых символов Шотландии.

Эспадон. Это еще один великий двуручный меч, который считается «классикой» этого вида оружия. Его длина могла достигать 1,8 м, а вес колебался от 3 до 5 кг. Наиболее популярен эспадон был в Швейцарии и Германии. Особенностью этого меча было выраженное рикассо, которое нередко покрывали кожей или тканью. В бою эта часть использовалась для дополнительного хвата клинка.

Цвайхендер. Знаменитый меч немецких наемников – ландскнехтов. Им вооружались самые опытные и сильные воины, получавшие двойное жалованье – доппельсолднеры. Длина этого меча могла достигать двух метров, а вес – 5 кг. Он имел широкий клинок, почти треть которого приходилась на незаточенное рикассо. От заточенной части оно отделялось малой гардой («кабаньи клыки»). Историки до сих пор спорят о том, как именно использовали цвайхендер. По мнению одних авторов, с его помощью перерубывались древки пик, другие считают, что меч использовали против вражеских всадников. В любом случае этот великий двуручный меч можно назвать настоящим символом знаменитых средневековых наемников – ландскнехтов.

Фламберг. Волнистый, пламенеющий или изогнутый двуручный меч, прозванный так за клинок характерной «волнообразной» формы. Фламберг был особенно популярен в Германии и Швейцарии в XV-XVII веках.

Этот меч имел длину около 1,5 м и весил 3-3,5 кг. Как и цвайхендер, он имел широкое рикассо и дополнительную гарду, но главной его особенностью были изгибы, которые покрывали до двух третей клинка. Изогнутый двуручный меч – это весьма удачная и хитроумная попытка европейских мастеров-оружейников соединить в одном оружии основные достоинства меча и сабли. Выгнутые кромки лезвия значительно усиливали эффект рубящего удара, а их большое количество создавало эффект пилы, нанося противнику страшные незаживающие раны. При этом конец клинка оставался прямым, и фламбергом можно было наносить колющие удары.

Изогнутый двуручный меч считался «негуманным» оружием и был запрещен церковью. Впрочем, немецких и швейцарских наемников это мало волновало. Правда, воинам с таким мечом не стоило попадать в плен, в лучшем случае их убивала сразу.

Этот великий двуручный меч до сих пор находится на вооружении гвардии Ватикана.

Закат меча в Европе

В XVI столетии начинается постепенный отказ от тяжелых металлических доспехов. Причиной этому стало широкое распространение и значительное улучшение огнестрельного оружия. «Nomen certe novum» («Вижу новое имя»), – так об аркебузе сказал Франческо да Карпи, очевидец разгрома французской армии при Павии. Можно добавить, что в этой битве испанские стрелки «вынесли» цвет французской тяжелой кавалерии…

В это же время клинковое оружие становится популярным у горожан и вскоре превращается в неотъемлемую часть костюма. Меч становится легче и постепенно превращается в шпагу. Однако это уже другая история, достойная отдельного рассказа…


Имеет довольно простую конструкцию: длинный клинок с рукоятью, при этом у мечей есть множество форм и способов применения. Меч более удобен, чем топор, который является одним из его предшественников. Меч приспособлен для нанесения рубящих и колющих ударов, а также для парирования ударов противника. Будучи более длинным, чем кинжал, и не так легко скрываем в одежде, меч является во многих культурах благородным оружием, символом статуса. Он обладал особенной значимостью, являясь одновременно произведением искусства, фамильной драгоценностью, символом войны, правосудия, чести, и конечно же славы.

Строение меча

Меч обычно состоит из следующих элементов:

a.
b.
c.
d.
e.
f. Лезвие (заточенная часть клинка)
g. Острие (колющая часть)

Известно множество вариантов форм сечений клинка. Обычно форма клинка зависит от предназначения оружия, а также от стремления совместить в клинке жесткость и легкость. На рисунке показаны некоторые двухлезвийные (позиции 1, 2) и однолезвийные (позиции 3, 4) варианты форм клинков.

Имеется три основных формы клинков мечей. У каждой из них имеются свои преимущества:

  • Прямой клинок (а) предназначен в первую очередь для укола.
  • Клинок, изогнутый назад, в сторону обуха (b) наносит при ударе глубокую резаную рану.
  • Клинок, изогнутый вперед, в сторону лезвия (с) эффективен для нанесения рубящего удара, особенно когда он имеет расширяющуюся и тяжелую верхнюю часть.

Важно понимать, что специализация меча на каком-то одном типе ударов не делала невозможными другие их виды - укол можно нанести саблей, а режущий удар шпагой.

Лица гражданские при выборе меча руководствовались в основном веяниями моды. Военные же пытались найти идеальный клинок, сочетающий в себе одинаковую эффективность как при нанесении рубящих, так и колющих ударов.

Африка и Ближний Восток

В большинстве этих регионов меч является весьма распространенным оружием, однако в Африке он встречается редко и с трудом поддается датированию. Большинство из показанных здесь мечей попало в западные музеи и к коллекционерам благодаря путешественникам XIX - начала XX вв.

  1. Обоюдоострый меч, Габона, Западная Африка. Тонкий клинок выполнен из стали, рукоять меча обмотана латунной и медной проволокой.
  2. Такоуба, меч племени туарегов Сахары.
  3. Флисса, меч племени кабилов, Марокко. Однолезвийный клинок, украшенный гравировкой и инкрустированный латунью.
  4. Каскара, прямой обоюдоострый меч народа багирми, Сахара. По стилю данный меч близок к суданским мечам.
  5. Обоюдоострый меч восточно-африканских масаев. Ромбическое сечение клинка, гарда отсутствует.
  6. Шотел, обоюдоострый меч с двойным изгибом клинка, Эфиопия. Серповидная форма меча предназначена для поражения противника за его щитом.
  7. Суданский меч с характерным прямым обоюдоострым клинком и крестовидной гардой.
  8. Арабский меч, XVIII в. Клинок, вероятно, европейского происхождения. Серебряный эфес меча покрыт позолотой.
  9. Арабский меч, Лонгола, Судан. Обоюдоострый стальной клинок украшен геометрическим орнаментом и изображением крокодила. Рукоять меча выполнена из эбенового дерева и слоновой кости.

Ближний Восток

  1. Килич (клыч) , Турция. Показанный на рисунке экземпляр имеет клинок XV в., а эфес XVIII в. Часто у вершины клинок килиджа имеет елмань - расширенную часть с прямым лезвием.
  2. Ятаган , классическая форма, Турция. Меч с изогнутым вперед однолезвийным клинком. Костяная рукоять имеет большое навершие, гарда отсутствует.
  3. Ятаган с серебряной рукоятью. Клинок украшен кораллами. Турция.
  4. Саиф, изогнутая сабля с характерным навершием. Встречается везде, где жили арабы.
  5. Шашка , Кавказ. Черкесское происхождение, широко применялась русской кавалерией. клинок этого экземпляра датирован 1819 г., Персия.
  6. Кинжал, Кавказ. Кинжал мог достигать размеров короткого меча, один из таких экземпляров представлен здесь.
  7. Шамшир , типичная форма. Персидская с изогнутым клинком и характерной рукоятью.
  8. Шамшир с волнистым клинком, Персия. Стальной рукоять украшена золотой инкрустацией.
  9. 18. Кваддара. Большой кинжал. Рукоять выполнена из рога. Клинок украшен травлением и золотой насечкой.

Индийский субконтинент

Регион Индии и смежных областей богат разнообразными типами мечей. В Индии изготавливали лучшие в мире стальные клинки с роскошными украшениями. В некоторых случаях трудно дать верное название некоторым образцам клинков, определить время и место их изготовления, так что основательное их изучение еще впереди. Указанные даты относятся только к изображенным экземплярам.

  1. Чора (хайбер), тяжелый однолезвийный меч племен афганцев и пуштунов. Афгано-пакистанское пограничье.
  2. . Меч с изогнутым клинком и рукоятью с дисковидным навершием, Индия. Данный экземпляр обнаружен в Северной Индии, XVII в.
  3. Тулвар (тальвар) с широким клинком. Был оружием палача. Данный экземпляр имеет происхождение Северная Индия, XVIII-XIX вв.
  4. Тулвар (талвар).Стальная рукоять в пенджабском стиле с предохранительной дужкой. Индаур, Индия. Конец XVIII в.
  5. , стальная рукоять с позолотой в «староиндийском» стиле. Обоюдоострый прямой клинок. Непал. XVIII в.
  6. Кханда. Рукоять выполнена в стиле «индийская корзина» с отростком для захвата обеими руками. Народ маратхи. XVIII в.
  7. Сосун паттах. Рукоять выполнена в стиле «индийская корзина». Изогнутый вперед усиленный клинок с одним лезвием. Центральная Индия. XVIII в.
  8. Южноиндийский меч. Стальная рукоять, квадратное деревянное навершие. Клинок изогнут вперед. Мадрас. XVI в.
  9. Меч из храма народа наяр. Латунная рукоять, обоюдоострый стальной клинок. Танджавур, Южная Индия. XVIII в.
  10. Южноиндийский меч. Рукоять стальная, обоюдоострый волнистый клинок. Мадрас. XVIII в.
  11. . Индийский меч с латной рукавицей - стальной гардой, защищавшей руку до предплечья. Украшен гравировкой и позолотой. Ауд (в настоящее время штат Уттар-Прадеш). XVIII в.
  12. Адъяр катти типичной формы. Короткий тяжелый клинок, изогнутый вперед. Рукоять выполнена из серебра. Кург, Юго-Западная Индия.
  13. Зафар такех, Индия. Атрибут властителя на аудиенциях. Навершие рукояти выполнено в форме подлокотника.
  14. («чужой»). Данное название применялось индийцами для европейских клинков, имеющих индийские рукояти. Здесь изображен маратхский меч с немецким клинком XVII в.
  15. Обоюдоострый двуручный меч с полыми железными навершиями. Центральная Индия. XVII в.
  16. Кора. Клинок изогнут вперед, имеет одно лезвие с «оттянутой» вершиной. Непал. XVIII в.
  17. . Длинный узкий клинок. Имел распространение в XIX в. Непал, около 1850 г.
  18. Кукри. Железной рукоять, изящный клинок. Непал, приблизительно XIX в.
  19. Кукри. Был на вооружении индийской армии во II Мировой войне. Изготовлен подрядчиком в Северной Индии. 1943 г.
  20. Рам дао. Меч, применяемый для жертвоприношения животных в Непале и Северной Индии.

Дальний Восток

  1. Дао. Меч племени качинов, Ассам. Показанный на рисунке экземпляр показывает самую распространенную форму клинка из многих известных в этом регионе.
  2. Дао (нокланг). Двуручный меч, народ кхаси, Ассама. Рукоять меча железная, отделка выполнена из латунью.
  3. Дха. Однолезвийный меч, Мьянма. Цилиндрическая рукоять меча покрыта белым металлом. Инкрустация клинка серебром и медью.
  4. Кастане. Меч имеет украшенную резьбой деревянную рукоять и предохранительную стальную дужку. Украшен инкрустацией серебром и латунью. Шри-Ланка.
  5. Однолезвийный китайский железный меч. Рукоять представляет собой черешок клинка, обмотанный шнуром.
  6. Талибон. Короткий меч филиппинских христиан. Рукоять меча выполнена из дерева и оплетена тростником.
  7. Баронг. Короткий меч народа моро, Филиппины.
  8. Мандау (паранг ихланг). Меч племени даяков - охотников за головами, Калимантана.
  9. Паранг пандит. Меч племени морских даяков, Юго-Восточная Азия. Меч имеет однолезвийный, изогнутый вперед клинок.
  10. Кампилан. Однолезвийный меч племен моро и морских даяков. Рукоять выполнена из дерева и украшена резьбой.
  11. Клеванг. Меч с острова Сула-веси, Индонезия. Меч имеет однолезвийный клинок. Рукоять выполнена из дерева и украшена резьбой.

Европа бронзового и раннего железного веков

История европейского меча - это процесс не столько улучшения функциональности клинка, сколько его изменения под воздействием веяний моды. На смену мечам из бронзы и железа пришли стальные, конструкцию приспосабливали к новым теориям боя, но никакие нововведения не приводили к полному отказу от старых форм.

  1. Короткий меч. Центральная Европа, ранний бронзовый век. Клинок и рукоять меча соединены клепкой.
  2. Изогнутый однолезвийный короткий меч,Швеция. 1600-1350 гг. до н.э. Меч изготовлен из цельного куска бронзы.
  3. Бронзовый меч гомеровских времен, Греция. ок. 1300 г. до н.э. Данный экземпляр найден в Микенах.
  4. Длинный цельный бронзовый меч, один из островов Балтики. 1200-1000 гг. до н.э.
  5. Меч позднего бронзового века, Центральная Европа. 850-650 гг. до н.э.
  6. Железный меч, гальштатская культура, Австрия. 650-500 гг. до н.э. Рукоять меча выполнена из слоновой кости и янтаря.
  7. - железный меч греческих гоплитов (тяжеловооруженной пехоты). Греция. Приблизительно VI в. до н.э.
  8. Фальката - железный однолезвийный меч,Испания, около V-VI вв. до н.э. Мечи данного типа также использовались в классической Греции.
  9. Железный клинок меча, латенская культура. Около VI в. до н.э. Данный экземпляр найден в Швейцарии.
  10. Железный меч. Акуилея, Италия. Рукоять меча выполнена из бронзы. Около III в. до н.э.
  11. Галльский железный меч. Департамент Об, Франция. Антропоморфная бронзовая рукоять. Около II в. до н.э.
  12. Железный меч, Камбрия, Англия. Рукоять меча выполнена из бронзы, и украшена эмалью. Около I в.
  13. Гладиус . Железный римский короткий меч. Начало I в.
  14. Римский гладиус позднего типа. Помпеи. Края клинка параллельны, острие укороченно. Конец I в.

Европа Средних Веков

В течение всего раннего средневековья меч был весьма ценным оружием, особенно в Северной Европе. Многие скандинавские мечи имеют богато украшенные рукояти, а рентгеновское их исследование позволило установить весьма высокое качество их клинков. Однако, позднесредневековый меч, несмотря на свой значительный статус рыцарского оружия, часто имеет обычную крестовидную форму и простой железный клинок; лишь навершие меча давало мастерам некоторый простор для фантазии.

Раннесредневековые мечи ковались с широкими клинками, предназначенными для нанесения рубящего удара. С XIII в. стали распространяться узкие клинки, предназначенные и для колющих ударов. Предполагается, что данная тенденция была вызвана возросшим использованием лат, которые легче было пробить именно колющим ударом в местах сочленений.

Для улучшения балансировки меча на конце рукояти прикреплялось тяжелое навершие, как противовес клинку. Навершия имели самые разнообразные формы, наиболее распространенные из них:

  1. Грибовидное
  2. В форме "чехла для чайника"
  3. В форме американского ореха
  4. Дисковидное
  5. В форме колеса
  6. Треугольное
  7. В форме рыбьего хвоста
  8. Грушевидное

Меч викингов (справа), Х век. Рукоять обмотана серебряной фольгой с тисненым «плетеным» орнаментом, который оттенен медью и чернью. Стальной обоюдоострый клинок имеет широкий и неглубокий . Данный меч был найден в одном из шведских озер. В настоящее время храниться в Государственном историческом музее в Стокгольме.

Средневековье



Читайте также: