Мать сделала неожиданное заявление о разводе бондарчука. «Мы приняли решение развестись»

Режиссер и клипмейкер Федор Бондарчук , завершивший работу отца - фильм «Тихий Дон», который сейчас показывает Первый канал, в реальности не единственный потомок человека-легенды. О неизвестном старшем брате Федора и о том, что, возможно, у него есть и младший брат, разузнали корреспонденты «КП » Анна и Андрей ВЕЛИГЖАНИНЫ .

Первая жена была до войны

О личной жизни прославленного режиссера Сергея Федоровича Бондарчука известно вроде бы много, но далеко не все. В его официальной биографии написано, что он был женат дважды: первая жена - актриса Инна Макарова (известная по роли в фильме «Высота»), вторая - Ирина Скобцева (Элен в фильме мужа «Война и мир»).

Но оказалось, что у мэтра были три жены. И от самой первой есть сын Алексей.

Да, это правда, я не первая жена у Сергея Федоровича, - рассказала «КП» актриса Инна Макарова. - До меня была у него супруга - Евгения Белоусова . С ней Сергей учился в Ростове -на-Дону . Встретились они еще до войны, недолго прожили вместе. Война их разлучила. Сергей уехал в Москву и уже не хотел к ней возвращаться. Я о ней его не расспрашивала. Но потом случилось событие, сделавшее тайное явью.

То, что мы дальше услышали, напоминает по сюжету бразильский сериал. А обиду, которую, судя по всему, до сих пор испытывает Инна Макарова к последней жене Бондарчука Ирине Скобцевой, можно по-человечески понять и сделать некоторые поправки к ее личным оценкам... Ведь именно благодаря заботе Ирины Скобцевой и ее семьи удалось вернуть на Родину «Тихий Дон»!

Как Бондарчуку подбросили сына

Мы с Сергеем тогда жили в коммунальной квартире, - рассказала Макарова. - Однажды прихожу я после спектакля домой и вижу двухлетнего мальчика. И Сергей сидит испуганный, лица на нем нет. Оказалось, это Евгения оставила ребенка в проходной театра. Она родила сына Лешеньку, когда Сергея уже не было рядом с ней. Возможно, надеялась, что он вернется. Но этого не случилось, и она подбросила ему Алешу. Сергей не знал, как я отреагирую на появление мальчика. А я обрадовалась! И сказала: «Ничего, воспитаем Алешеньку». Я полюбила этого мальчишечку! Некоторое время он жил у нас. И я уж свыклась с мыслью, что буду растить Лешу.

И вдруг к нам в дом является делегация во главе с Евгенией. Вошедшие сказали, что они из какой-то комиссии. Оказалось, они пришли забирать ребенка. Я с ним просто со слезами расставалась. А комиссия потребовала от Сергея подписать документ, что он признал мальчика, является его отцом. Сережа все подписал, но этого оказалось недостаточно. Евгении хотелось, чтобы ее малыша официально зарегистрировали на отца. По словам ее родных, они с Бондарчуком были женаты, но все документы пропали. Сергей же мне сказал, что они не расписывались. Ни Сережа, ни я не возражали, чтобы Леша носил фамилию отца. Но по тем законам без брака это было невозможно!

Фиктивный развод

Чтобы Лешу признать, нас с Сережей в Ростов на суды таскали, - вспоминает Макарова. - Процесс был печальный. Евгения была на Сергея обижена, Лешку они в суд таскали, он ко мне подбегал, как родной... В результате мы договорились, что оформляем с Сергеем фиктивный развод. Мы с Сережей развелись, он зарегистрировал фиктивный брак с Евгенией, и только тогда Лешу записали на него. Все это длилось несколько лет. Но потом Сережа еще долгое время ездил в Ростов - Евгения не приходила в суд, не хотела разводиться! Наконец все завершилось, и мы сразу же с Сережей снова зарегистрировались. Это был 55-й год. И у нас с ним было два свидетельства о браке, представляете?! А через два года я ему сказала, что жить с ним не буду! Правда, со мной он несколько лет не оформлял развод. Сделал это уже по настоянию Скобцевой.

После расставания с Сережей я продолжала справляться о Лешеньке. А Сергею было некогда. Да и новая жена - Ирина Скобцева - старые контакты не поощряла. Она Сережу даже ко мне и нашей родившейся дочке Наташе не пускала. Наташа росла без отца.

Как Бондарчук спал в ванной

А как вы расстались с Сергеем Федоровичем?

Я еще была женой Бондарчука, когда Скобцева в его жизни появилась. Их роман прошел, и вроде бы все. Сережа не хотел ее больше видеть. А она ходила кругами вокруг нашего дома, буквально! Продолжала бороться за него. Не выдержал один человек - я. Все эти анонимные звонки, записки - это не для меня! Сначала мы выбрасывали все эти записки, но они продолжали приходить. И я сказала: «Сереженька, я так дальше не могу». Мы не ссорились, но я не выдержала.

Но все-таки Бондарчук женился на Ирине Скобцевой!

Потому что ему жить негде было! Когда мы расстались, я забрала у него ключи от квартиры и уехала на съемки в другой город. Мама с дочкой Наташей были на даче. А Сергей ушел на квартиру друга, Анатолия Чемодурова , мужа актрисы Клары Румяновой.

Несколько лет назад я первый раз в жизни у Клары спросила, как Сережа оказался у Скобцевой?

И она мне рассказала, что Сергею пришлось тогда очень непросто. Условий для работы у Сергея не было. Он даже спал в ванне! Там что-то капало, он нервничал... А тут Скобцева приглашает к себе. И, когда он только к ней пришел, ее мама тут же села строчить на машинке что-то для него, Скобцева ему приготовила обед. В общем, они окружили его такой заботой и вниманием, что он остался. Он потом ко мне приходил, но я уже не могла на попятную пойти. И ведь вот какая судьба: когда я ему сказала, что мы с ним расстаемся, то тут же уехала на съемки фильма «Дорогой мой человек». А он занялся своим фильмом «Судьба человека» Иногда думаю, не поехала бы тогда на съемки, может быть, все бы сложилось иначе. Ведь, когда уезжала, возле подъезда столкнулась со Скобцевой. Она его ждала. А я понимала, что нужно выбирать: или быть все время рядом с ним, или работать. Когда мы поженились, он был студентом. А потом прославился - народный артист СССР , молодой, красивый, к нему липли все. Но бороться за мужчину - это же так унизительно. Меня же и в ЦК партии вызывали, просили: «Инна Владимировна, примите его обратно». А я заплакала и сказала, что не приму. И дальше не скажу, что они мне сказали.

Но, как только мы с Сережей расстались, все анонимки прекратились, и больше их не было никогда.

Встреча с сыном

Многие коллеги Сергея Бондарчука замечали, что новая жена Ирина Скобцева бурно отреагировала на то, что у мужа объявился взрослый сын.

Я узнал о существовании сына у Сергея Федоровича, только когда он появился у нас на съемках «Войны и мира». Для всех его появление стало потрясением, а уж для Ирины Скобцевой! - рассказал «КП» художник-постановщик фильма Семен Валюшек. - Я даже имени его не запомнил, потому что он как появился, так и исчез. Он чувствовал себя словно не в своей тарелке. А между супругами возникали конфликты, мы это видели.

Это я отправила Лешеньку на съемки, - поведала Инна Макарова. - Сергей не видел Лешу с тех пор, как оформил отцовство. Как-то Леша мне позвонил и сказал, что ему уже 19, хочет посоветоваться с отцом, куда ему поступать. Прийти в дом к Скобцевой он, конечно, не мог. Поэтому я ему оформила пропуск на съемки.

Сережа мне потом рассказывал, мол, смотрю, какой-то паренек в клетчатом пальто на площадке появился, подумал, что это журналист, и хотел его выгнать. А он подошел и тихо так сказал: «Я ваш сын». Тяжело это вспоминать. Алешенька с тех съемок вернулся ко мне и еще десять дней у нас жил.

Ирина Скобцева была против общения отца с сыном?

Это мягко выражаясь! Потом Леша еще приезжал, но, как только собирался встретиться с отцом, Скобцева тут же отправляла мужа в какой-нибудь санаторий. Она также отстраняла Сергея и от моей дочки.

Помню, Сережа спустя лет пять после нашего расставания рванулся и приехал к нам. Смотрю, не снимая пальто, крутится в прихожей. Наташеньку первый раз за пять лет увидел. Говорит: «Девочка моя, какая хорошая!» Так он нежно с ней! Сказал, мол, была бы старше, пробовал бы ее на Наташу Ростову. Я ему: «Проходи, сейчас Алешенька из бассейна придет (его сын ко мне тогда из Ростова приехал погостить)». Сережа улыбнулся: «Алешка на съемки приходит, к актрисам пристает». А я ему: «А что же ты пальто не снимешь?» - «Инна, ну что мне делать. Жена внизу с ребенком сидит. Не пустила!» Она тогда первого ребенка - дочь - родила. И не хотела ничего знать о других детях. А сын Леша, как я знаю, учился на инязе в Ростове. Потом женился, у него родился сын. Что с ним сейчас, я не знаю. Его мама несколько лет назад обращалась ко мне за помощью, у нее болели глаза. А потом мы потерялись. Я Лешу последний раз видела в 1994 году, когда он на похороны Сергея приезжал.

Леша остался как-то обижен на отца. Даже в церкви он что-то про него такое начал говорить, что даже моя дочь Наташа его оборвала. Он быстро уехал и больше не давал о себе знать.

А вы и Евгения, первая жена, были на похоронах Бондарчука?

Нет. Евгению бы просто не пустили. А я сама не пошла. Не люблю спектакли устраивать. Потом, когда никого не было, приехала на кладбище, простилась.

А Федор Бондарчук знает, что у него есть брат?

Да. Он видел Лешу на похоронах, но они не нашли общего языка. Федя - яркий, интересный, но Лешу он не принял. Однажды мы с друзьями на приеме встретились. С Наташкой-то Федя повисли друг на друге. И вот мы вместе смеемся, разговариваем. И кто-то сказал, мол, как Федя похож на Сергея Федоровича, а я возьми и скажи: «Нет, Алеша больше». Ух, как Федя взметнулся!

У режиссера есть еще один сын?

Недавно мы узнали, что на «Мосфильме » завершились съемки фильма «Шутка», в котором главную роль сыграл 19-летний Алексей Сергеевич Бондарчук. В киногруппе нам по секрету сообщили, что якобы он - внебрачный ребенок режиссера Сергея Бондарчука! Об этом давно на «Мосфильме» ходят легенды.

Некоторые люди, кто работал с Бондарчуком-старшим, припомнили, что видели в те годы возле Сергея Федоровича девушку, которая потом рассталась с режиссером беременной. По слухам, знаменитый мастер слыл ценителем женской красоты и даже в немолодом возрасте заглядывался на красоток. Как рассказывают, Ольгу Цетлину Бондарчук приметил в коридоре «Мосфильма». Она куда-то бежала, поздоровалась с мэтром, а он ее остановил и предложил с ним поработать. Как говорят, уже шли переговоры о ее работе на его последней картине «Тихий Дон», но не сложилось.

Когда Ольга родила ребенка, Сергею Федоровичу Бондарчуку было 67. Умер он в 74 года, когда Леше Бондарчуку исполнилось семь лет.

Мама растила его в одиночку. А Леша никогда не видел отца.

Хотя уже в пять лет, когда он приходил с мамой в Дом кино и называл свое имя, к нему приставали с вопросами: «А кто у тебя папа?»

Папу я не знаю! - отвечал Леша фразой, которой его научила мама.

И, хотя Лешу за глаза называют внебрачным сыном Бондарчука, сам Алексей и его мама и сегодня упорно хранят молчание.

Мы дозвонились до Ольги, но она сразу предупредила:

Если вы про отца Леши, то я никаких комментариев не даю! Это моя личная жизнь, о которой я никому не рассказываю.

Но если все, что говорят, неправда, опровергните эти слухи!

Все это касается только меня! - ответила Ольга.

Единственная, с кем делится Ольга, ее подруга Оля Калымова , режиссер-постановщик нового фильма «Шутка», она-то и пригласила Цетлину стать директором съемочной группы. Вот что она рассказала:

Официально Леша Бондарчук не входит в бондарчуковский клан. И не знаком с Федором Бондарчуком. Но в истории Леши есть тайна, которую я не вправе раскрывать. Леша с детского сада снимается в фильмах. Мама его с собой часто таскала на студию - не с кем было оставить. Но он выбрал профессию адвоката, учится в университете. И продолжает сниматься. Принято считать, что папы у Леши просто нет в живых.

Но ходят упорные слухи, что его отец - режиссер Сергей Бондарчук!

Я не вправе отвечать на эти вопросы. Пусть этот момент останется недосказанным. Его папа - Сергей Бондарчук. А вот тот или нет - доказательств нет. Об этом знает только та, которая родила. Но Оля не дает комментариев в прессу.

Сам Леша в ответ на наши расспросы об отце только хитро посмеялся и сказал, что ничего не расскажет. Он рассчитывает только на себя. Съемки для него - скорее хобби. А скандальный пиар для раскрутки будущему адвокату ни к чему.

Так что не все тайны раскрыты.

ИРИНА СКОБЦЕВА

Из интернета:

Ирина Скобцева: «Я боялась, что Федора будут сравнивать с отцом» 2012 год.
В день юбилея актриса рассказала об отношениях с Бондарчуком, сыном и внуком.

«РЕЖИССЕРЫ БОЯЛИСЬ КО МНЕ ПОДСТУПАТЬСЯ»

Вы как-то признались, что в 90-х почувствовали себя свободней как актриса: в советское время вас ассоциировали с героинями русской классики, а тут разглядели и другие грани вашего таланта. Сегодня вы чувствуете эту свободу?
- Знаете, меня неправильно интерпретировали. Да, так случилось, что мои самые известные роли в советском кино связаны с классикой: «Отелло»,
«Война и мир»… Но были и другие фильмы, в которых мне не нужно было надевать корсет и играть даму минувших столетий. Я никогда не жаловалась на свою актерскую судьбу - ролей сыграла достаточно, их нельзя назвать однообразными. Но в 90-х многое изменилось. Мою жизнь вообще можно разделить на два периода - до смерти Сергея Бондарчука и после. Для меня это было страшное горе. Оно, как известно, не красит человека. И мои близкие и друзья советовали начать много сниматься. Я послушалась. Стала играть в комедиях, сериалах. На все это я соглашалась, чтобы чем-то забить голову. Так что, да, в последние несколько лет я действительно играю более разноплановые роли.
- Многие режиссеры раньше боялись к вам подступаться из-за того, что вы были женой главного режиссера СССР?
- Да, Бондарчук был моим мужем, и это были самые счастливые годы в моей жизни. Когда мы отправлялись с ним на съемки, у меня начинались настоящие каникулы. Потому что мы были вместе, но мне не нужно было отвечать за быт, думать об обедах и ужинах. А другие режиссеры даже не пытались предложить мне сыграть в своих фильмах… И все-таки не нужно думать, что у нас был союз, похожий на союз Александрова и Орловой. Александров ведь не хотел, чтобы его жена снималась у кого-то еще. Бондарчуку Скобцева нужна была только там, где, кроме нее, никто не может сыграть. Она очень редко получала у него роли без проб. Например, на роль Элен в «Войне и мире» он попробовал всех актрис-красавиц СССР. И Скобцева получила эту роль в честной конкуренции.

«ЖАЛЕЮ, ЧТО НЕ ОТГОВОРИЛА МУЖА ОТ «ТИХОГО ДОНА»

Можете ли вы применить к себе формулу «муж - голова, а женщина - шея»?
- К сожалению, нет. Я никогда не была сильной женщиной, мне нужны были поддержка и опека со стороны Сергея Федоровича. В нашей с ним жизни было несколько историй, когда я его не отговорила от неправильных решений. Например, с экранизацией «Тихого Дона» было сразу понятно - что-то там нечисто. Но я видела и его желание снять, вспомнила, что Шолохов очень хотел, чтобы его роман еще раз экранизировал именно Бондарчук… В итоге произошла эта история с продюсерами-мошенниками, которые сначала не дали ему смонтировать отснятый материал, а затем на долгие годы положили его на полку.
- А зависть по отношению к себе много раз чувствовали?
- Никогда не забуду крики, которые стояли, когда мы всей семьей снялись в «Борисе Годунове». Вот, мол, Бондарчук свою жену и детей пропихивает. А разве его дети не талантливые актеры? Я и сейчас сталкиваюсь с этой завистью. Самый страшный удар был нанесен мне после смерти Алены (дочь Бондарчука и Скобцевой. - Ред.). Через три месяца после ее похорон в прессе начали появляться безобразные откровения актрисы Инны Макаровой (предыдущая жена Бондарчука) и Натальи Бондарчук (старшая дочь Бондарчука. - Ред.). Было очень больно. Но потом я поняла: во-первых, этими интервью они сами себя разоблачают. И, во-вторых, мне стало окончательно ясно, почему Сергей Федорович ушел из этой семьи.
- Федор Бондарчук рассказывал мне, что после смерти отца главой семьи стал он. С тех пор он вас и опекает?
- Сначала они вдвоем с Аленой были у нас главными. Федя очень любил сестру. И во второй раз осиротел, когда Алены не стало... Он ведь после смерти Алены старается не заходить ко мне в квартиру, я сама все время к нему и Светлане езжу. Но он как настоящий любящий сын, конечно, заботится о матери. На него упала грандиозная ответственность, но он с ней справляется.
- Правда, что вы были против, чтобы ваш внук Константин Крюков стал актером?
- Да я и Феде говорила: «Ну зачем тебе это? Тебя с отцом постоянно сравнивать будут». Но гены ведь не спрячешь. А что касается Кости... Он все детство провел в Швейцарии, и для него мы были просто дедом с бабушкой, он и понятия не имел о том, какая слава была у Бондарчука. Он признался, что полностью осознал, чей он внук, лишь на похоронах деда. И когда я узнала о том, что Федя собирается снимать его в «9 роте», то была против. К этому моменту у мальчика было хорошее образование в совершенно другой сфере. А карьера актера - это же так нестабильно... Но хорошо, кстати, что ни Федя, ни Костя меня не послушали.

Наконец, наш проект, вернее, проект Сергея Майорова…

От автора: «Последние полтора года Ирина жила затворницей. После смерти старшей дочери Алёны Бондарчук, Ирина Константиновна занялась семейным архивом.
Называла мужа Боником – Сергея Бондарчука. В основном говорит о Бондарчуке. Сама прячется. Вскользь о себе. «Правильно выбранная профессия – это счастье жизни» - говорит Скобцева. Папа – научный сотрудник, гидромедслужба. Мама – архивный работник. Историк. Интеллигенция. Благословили на актрису. Но И. С. была против этой профессии. Для своих детей. Зависит от случая. От обстоятельств. Конечно, выбирает режиссёр. Чтобы пройти на главную роль – все круги ада. Худсовет и выше, и выше. Бондарчук – молния, которая пронзила. У Бондарчука 4 года длился развод с Инной Макаровой. Потом зарегистрировали брак. Не выпустили на Каннский фестиваль из-за романа на стороне.
Дореволюционные звёзды – их было немного. Скобцева никогда ни о чём не просила мужа-режиссёра. На съёмке – деловая обстановка. Когда мы были вдвоём в кадре – это для нас были каникулы. Счастье – это мгновение. Это момент очень короткий. Оно озаряет и уходит. «Для меня счастье – состояние неземное. Особенно проявляется в творчестве… Главное – не слова. Поступки. Быть женой любого творческого человека – сложно» - И. Скобцева. Её красота была всегда в тени её монументального мужа.

Ирина: «А какие сложные были режиссёрские задания, например, Андрейченко ехала на возу с сеном и должна была сыграть «степь»… или Бондарчук должен был посмотреть на дерево и сыграть «отношение простого человека к науке… когда снимались дети, дети уже были актёрами… Фёроду было сложно играть «смерть отца» в Борисе Годунове… Я считаю, что женское предназначение – продолжение рода… Он был хорошим отцом, не сюсюкающим… на первом месте был кинематограф, считал, что жена в ответе за семью… я – крепкая подпорка… в доме жизнь подчинена Бондарчуку… какую надо иметь силу воли, характер, здоровье.. чтобы всё это держать в голове, кто откуда вышел, кто куда вошёл… он всё переживал внутри, был очень сдержан… »

С. Майоров: "Бондарчук пережил несколько профессиональных катастроф одну за другой. В фильме «Борис Годунов» он снял всю семью. Для него была знаковая работа. Картина в прокате провалилась. Мэтр оказался в опале. Его согнали с трибуны. Во время съёмок фильма «Война и мир» Б. пережил клиническую смерть. Впоследствии сердечные приступы случались всё чаще и чаще. Умер в 74 года.
Алёна умерла – рак, 47 лет. У отца, её отца тоже был рак. Часто гостит у бабушки Костя Крюков. Скобцева живёт одна в доме. 16 лет нет уже её мужа. Но Бондарчук продолжает жить благодаря Скобцевой. В нашей памяти".

Накануне своего 90-летия Ирина Скобцева дала несколько больших интервью разным изданиям и телеканалам. Актриса рассказывала о своем творчестве, о себе и, конечно, о детях. В передаче «Семейный альбом. К юбилею Ирины Скобцевой», полностью посвященной юбилярше, Скобцева поделилась мнением и о новой возлюбленной Федора Бондарчука - Паулине Андреевой . Актриса сообщила, что положительно относится к новой возлюбленной сына. А кроме этого, она сделала неожиданное признание.

«К Паулине Андреевой я отношусь с четырьмя плюсами. Она прекрасная актриса и замечательный человек. Кстати, Федор еще не развелся со Светланой», - заявила Ирина Константиновна.

Вероятно, у Бондарчука не хватает времени на то, чтобы заняться оформлением необходимых документов. На вопрос о том, обращался ли к ней за помощью сын, когда принимал решение расстаться с женой Светланой, звезда кино и театра не стала отвечать утвердительно. «Это я с Федей советуюсь, а не он со мной. Потому что он - глава клана Бондарчуков», - сказала Скобцева.

Напомним, Сергей, сын Федора и Светланы, рассказывал о том, что Бывшие супруги, как выяснилось, прекрасно общаются между собой по телефону и иногда встречаются в ресторанах. Путь к такой идиллии, по словам Сергея, был непростой, но в конечном итоге Федор и Светлана смогли преодолеть все разногласия.

«Было много мужских разговоров. И с мамой тоже мы это обсуждали. Но главное, что родители говорили и друг с другом. Мы все переживали, но старались не лезть, - вспоминает Сергей. - Мы видели, что они разбираются и точно разберутся. Родители сейчас прекрасно общаются. На прошлой неделе, например, мне звонит мама и говорит: а мы в ресторане, приезжай! Я рад, что им хорошо друг с другом. Они в другом статусе просто. Но это не имеет значения!»

При этом невеста Бондарчука - Паулина Андреева - похоже, не против такого общения Федора со Светланой. В качестве самой сильной стороны своего возлюбленного артистка как раз выделяет именно стремление помогать и поддерживать окружающих его людей. Это касается и его личной жизни, и профессиональной.

« Не от потребления этого мира, что часто бывает! Он, безусловно, человек дающий. Он такой, знаете, «помогалкин». Он харизматичный и обаятельный лидер. Где бы он ни появлялся, он тут же становится центром композиции. Федор заразительный, как ребенок!» - рассказала Паулина в документальном фильме «Федор Бондарчук . Счастлив. Здесь и сейчас».

Имя Ирины Скобцевой неотделимо от имени Сергея Бондарчука: коллеги, супруги, опора и надежда друг друга. А после того, как не стало Сергея Фёдоровича, она стала стержнем и опорой для всей своей большой семьи. Она - прекрасная актриса, народная артистка России, муза Сергея Бондарчука, красавица, отличный педагог, мама, бабушка…

Нет, ну какая "бабушка"? Я её так никогда не называю… Я зову её Ириша. У актрисы нет возраста! - убеждён внук актрисы Константин Крюков. И, конечно, он прав: Ирина Константиновна и сейчас выглядит так же прекрасно, молодо и загадочно, как и много лет назад, когда её впервые увидел будущий супруг Сергей Бондарчук.

До совместных съёмок в фильме "Отелло" они встречались трижды. Один раз это было в Москве на выставке известного в то время художника: перед портретом юной красавицы остановился, будто заворожённый, мужчина. И вдруг эта самая прекрасная незнакомка вошла в зал… Сергей Бондарчук - а это он был тем самым мужчиной - к тому периоду уже слыл большим мастером, известным актёром. А Ирина Скобцева - юная красавица с холста - выпускница искусствоведческого факультета МГУ, только-только закончившая школу-студию МХАТ. Они влюбились друг в друга с первого взгляда. Но роману их суждено было начаться лишь два года спустя…

В 1955 году в школе-студии МХАТ, на выпускном спектакле, Ирину заметили ассистенты из группы фильма "Отелло". Режиссёр Сергей Юткевич, увидев актрису, настоял на пробах на главную роль. Через месяц, узнав об утверждении, Ирина точно на крыльях летела по мосфильмовскому коридору, и снова увидела Бондарчука. Оказалось, они оба будут играть в этом фильме. И на съёмках сцены венчания Дездемоны и Отелло молодые люди поняли, что больше не хотят расставаться.

Но всё было непросто: Бондарчук в то время был женат, у него подрастала дочь Наташа. Поэтому влюблённых не раз вызывали в ЦК КПСС по моральному вопросу, делали внушения даже на правительственном уровне. И только 2 января 1959 года они смогли, наконец, пожениться.

Этот союз был не только семейным, но и творческим. Сергей помогал Ирине в работе над её ролями. А хороших ролей, надо сказать, у неё было достаточно. Только с 1955 по 1962 годы вышли такие фильмы, как "Иван Франко", "Обыкновенный человек", "Поединок", "Неповторимая весна", "Аннушка", "Серёжа" - и во всех она играла главные роли. Как Ирине Константиновне удавалось воплощать такие разные, непохожие друг на друга образы? Актриса сама рассказывает об этом в фильме.

С лёгкой руки и с помощью супруги Бондарчук снял свой непростой режиссёрский дебют - фильм "Судьба человека".

У них был свой космос. Они жили друг ради друга, и вряд ли отец бы смог сделать в кинематографе то, что он сделал, без мамы, - говорит сын актрисы, Фёдор Бондарчук.

Было столько, столько преград! - рассказывает в фильме Ирина Константиновна. - Когда его откровенно оскорбляли: "У тебя твоя профессия, куда ты лезешь?". Да ещё когда он заявил, что он хочет играть главную роль! Потом уже принялись за Шолохова: да что это за рассказ, да как из него можно сделать картину? Сергей Фёдорович уехал в пять экспедиций, за семьдесят четыре дня - ни одного кадрика в корзину. Он приехал с готовой картиной.

"Судьба человека" покорила зрителей всего мира. И для Бондарчука это была победа. Но, пожалуй, её не было бы без жены. А она всегда была с ним рядом - и в кино, и в жизни. В 1962 году Сергей приступил к одной из важнейших работ в своей кинокарьере - экранизации романа Льва Толстого "Война и мир", а Ирина - к главной роли в своей жизни. И эта роль не Элен Безуховой, хотя она сыграла её просто блестяще, а роль жены, матери и помощницы в подготовке и производстве киноэпопеи, о чём раньше Ирина Константиновна никогда публично не рассказывала, будучи необыкновенно скромным человеком.

Алёну и Федю - дочь и сына актёров - называли в семье в шутку "дети "Войны и мира", поскольку Алёна родилась в 1962 году на "нулевой серии", а Фёдор - в 1967-м, на последней серии фильма. Как росли дети знаменитой пары, и почему Федя часто обижался на родителей? Чему учили других своих "детей" - студентов - Сергей Фёдорович и Ирина Константиновна? Почему Бондарчук попал в немилость? Что даёт актрисе силы после смерти самых близких людей - мужа и дочери Алёны?

А о том, какая же Ирина Константиновна в жизни, пожалуй, лучше и проще всего сказал режиссёр Эльдар Рязанов: "Мне кажется, что она очень добрая. Очень славная, очень симпатичная. Поэтому я считаю, что она избранница судьбы"...

До конца своих дней великий режиссер жалел о разводе с актрисой Инной Макаровой

Сергей БОНДАРЧУК ушел из жизни в 74 года. Он резко сдал после чудовищной травли на V съезде Союза кинематографистов, когда его буквально согнали с трибуны и на защиту встал только Никита МИХАЛКОВ. Позже Сергей Федорович стал первой жертвой продюсерского кино, заключив контракт на совместную русско-итальянскую экранизацию романа ШОЛОХОВА «Тихий Дон». История, как известно, не терпит сослагательного наклонения, но тем не менее, если бы не стечение обстоятельств, может, он был бы жив до сих пор.

Эта некрасивая история началась в середине 50-х годов прошлого века. В почтовом ящике квартиры дома на Большой Дорогомиловской улице, где жил Сергей Бондарчук со своей женой — актрисой Инной Макаровой , маленькой дочерью Наташей и тещей Анной Ивановной , с завидной регулярностью начали появляться анонимные письма, адресованные Инне Владимировне. В них сообщалось: кто, когда, где и с кем видел ее мужа.
А муж ее тем временем снимался у режиссера Сергея Юткевича . Роль Отелло отнимала много времени и сил. Да и партнерша попалась не ахти — кроме красоты, свойственной молодости, больше в ней практически ничего не было. Да и что взять со вчерашней студентки? Знал бы тогда Бондарчук, какие мысли роятся в прелестной головке юной Ирины Скобцевой , бежал бы со съемочной площадки куда глаза глядят. Но от судьбы, видимо, не убежишь. Хотя позже Сергей Федорович неоднократно пытался.

Жене — не платить

— Нас развели, — до сих пор с горечью говорит о том времени Инна Владимировна. — Однажды утром Сережа читал в постели вслух сценарий фильма «Судьба человека», я собирала чемодан — мне надо было уезжать в Ленинград на съемки фильма «Дорогой мой человек». И вдруг я говорю: «Мы должны расстаться». И упала на тахту. Мне кажется, что я сознание потеряла. Открываю через какое-то время глаза и вижу Сергея.

Он стоит около письменного стола, который только-только сделали по его заказу, опирается на него, плечи ходят ходуном, он рыдает. Я тогда еще не поняла, насколько все серьезно, а Сережа понял. Сказала, как отрезала. Сережа потом очень долго ко мне приходил, практически всегда, когда Наташенька была в школе. Она только недавно об этом узнала. Но я не шла на сближение.
— Не произнеси вы эту фразу, может, ничего бы и не было…
— Однажды я поняла, что больше не могу так жить, что сил не хватит, что не проживу, сколько мне отпущено. Хотя около меня Сережа был всегда очень спокойный. Все анонимки мы или выбрасывали, или рвали. Правда, иногда он говорил: «Почитай, пишут про какого-то мужика. Он из твоей киногруппы». Я тут же набирала номер в комнату, где находилась съемочная группа: «Такой-то работает у нас?» — «Нет». После развода Сергей ждал, что я его позову.
— Может, и надо было…
— Когда он уже женился на Скобцевой , мне звонили из ЦК: «Инна Владимировна, мы знаем эту семейку. Примите его обратно». — «Не могу».
До сих пор помню одну историю. Сережа пришел ко мне, а я только вернулась со съемок из Германии. Там я впервые увидела картину Кинга Видора «Война и мир». Я об этом рассказала Сереже. И вдруг увидела его глаза. Он не мог от меня оторваться. Еще подумала: что это он так… После той истории проходит какое-то время, Сережа опять пришел.

Сидим разговариваем. За чем-то выхожу из комнаты и вдруг слышу: «Я буду снимать «Войну и мир». — «А сценарий кто писать будет?» — спрашиваю. «Я». — «Ты с ума сошел? Роман такой огромный. Еще сам собираешься играть». И он взял Васю (сценарист Василий Соловьев . — Н. А. ). Вдвоем и писали.
— Расставшись с вами, Сергей Федорович платил алименты на Наташу?
— Я пять лет ничего не получала. Но Сережа здесь совершенно ни при чем. Он был зашорен. Это был какой-то жуткий период — меня постоянно вызывали в суд. Сергей приходил туда такой несчастный.
— Новая жена хотела, чтобы вы отказались от алиментов?
— Не буду ворошить прошлое. Скажу только, что первым подобное затеял Басов, чтобы Наташе Фатеевой не платить с постановочных. Точно знаю, что Сережа так не мог поступить. Все на совести той женщины. Загнала она его. Все деньги, деньги…
Сережа начал работать над фильмом «Тихий Дон». Однажды приходит домой Миша (второй муж Инны Макаровой Михаил Перельман — гениальный пульмонолог. — Н. А. ) — он консультировал в ЦКБ — и говорит: «Инна, я видел историю болезни Сергея. Там все плохо. Нужно срочно делать операцию».

Через какое-то время сообщил: «Все какого-то анализа ждут. Но надо срочно делать». Проходит время, и я прошу его (представляете, каково мне было): «Узнай, пожалуйста, что там происходит. Мне же Наташе надо сказать». Дочка в то время в Киеве была. Приходит Миша и огорошивает: «Он исчез. Выписался». — «Что?! — в ужасе воскликнула я. — С таким диагнозом?» У Сергея обнаружили рак желудка. Позже Наташа выяснила у Алены (Елена Бондарчук — дочь Ирины Скобцевой. — Н. А. ), что Сережа улетел в Италию, нужно было снимать «Тихий Дон», иначе пришлось бы платить неустойку. Позже от одного итальянца, который работал вместе с Сергеем на картине, я узнаю, что у него был точно такой же диагноз. Более того, он отвел Сергея к своему врачу. «Ты видишь, — говорил он мне, — какой я! Мне сделали операцию». — «А почему Сереже не сделали?» Он грустно так на меня посмотрел и сказал: «Деньги».
Вот и получилось, что ни здесь Сергею не дали сделать операцию — совершенно бесплатно, ни в Италии — там за все нужно платить. А если бы вовремя сделали, может, Сережа еще и пожил бы.

Четырежды женатый

Сергей Бондарчук был женат четыре раза — дважды ходил в загс с Инной Макаровой, один раз — фиктивно с мамой своего старшего сына Алексея. И последний, четвертый, — с Ириной Скобцевой, которая в отличие от Инны Владимировны тут же стала Скобцевой-Бондарчук .
— О том, что у него есть сын Алексей, — рассказывает Инна Макарова, — Бондарчук сам узнал случайно. Как-то Сергей приехал в Ростов (это еще до нашего знакомства было), расположился у приятеля. Познакомился с девушкой, они и переночевали-то всего один раз, потом Сергей уехал.

Подобных случаев после войны много было — женщины рожали для себя. Мама Алексея, как позже выяснилось, родила не для себя. Он нашла Сергея в Москве и велела признать сына. А Сергей и не собирался отказываться. Мы тогда уже с ним поженились. В те времена усыновить собственного ребенка можно было, только женившись на его матери. Мы оформили развод, он фиктивно женился на той женщине, а потом… никак не мог с ней развестись. Она не приходила в суд. Так что второй раз я стала женой собственного мужа лишь в 1955 году, а в 1957-м мы уже с ним расстались. Официально развелись гораздо позже — он не хотел, все тянул с разводом, да Скобцева настояла. Прошел год или два с момента нашего расставания, звонит мне Пашка Шпрингфельд (актер, друг Сергея Бондарчука и Инны Макаровой. — Н. А. ), мы с ним должны были в какую-то поездку отправиться. И как-то разговор сам собой зашел о той семье. «Она что, еще не родила? — спросила я. — Уж так хотела зацепиться». — «Да куда там! — засмеялся Пашка. — Всем домом стараемся».
— Одно время в среде кинематографистов ходили слухи, что у Сергея Федоровича только трое собственных детей…
— Я поняла, о чем вы. Мне бы не хотелось говорить на эту тему, тем более что Аленки больше нет. Когда мне эту сплетню озвучила одна актриса, я перестала с ней общаться.
Алена вначале вроде походила немного на мою дочь Наташу. Последний раз я ее видела лет десять назад на Наташином дне рождения. «Алена, ты на маму стала походить». Она как-то так посмотрела на меня: «Это ж хорошо, она же красавица». И вдруг Алена поцеловала меня. Больше я ее не видела. И это меня мучает до сих пор. Я не знала, что с ней произошло. Когда мне сказали, что ее больше нет, я заболела. Девочка, бедная, маленькой сидела на коленях у матери на лавочке у подъезда нашего дома, ждала, когда Сережа выйдет от нас. Скобцева его одного редко отпускала.
— Боялась, что, как Алексей Аджубей, сбежит…
— Я про ее роман с Аджубеем долгое время вообще ничего не знала. Жила в другом мире: была далека от сплетен, интриг. Снималась в кино, встречалась со зрителями… Одна из таких встреч была в редакции газеты, где Алексей Иванович в то время был главным редактором. После встречи он мне сказал: «Я отвезу вас сам, нам по пути». Проезжаем мимо Театра киноактера, а там было какое-то мероприятие. И вдруг Аджубей говорит: «Ой, вот была бы сенсация — мы бы сейчас вместе зашли туда, на этот вечер».

Озорной был мужик. «Нет, я поеду домой». И с тех пор я его не видела. Про роман не так давно узнала. Но он все-таки на ней не женился. И правильно сделал. Мне в ЦК знакомые говорили: «Мы знаем эту семейку». — «Откуда знаете?» — «Как откуда? А Аджубей?» Видимо, не одни мы с Сережей анонимки получали.

Тайна Бондарчука

Сплетни и пересуды по поводу второй семьи Сергея Федоровича как начались во время его романа с Ириной Скобцевой, так и не утихают по сей день. Говорят многое. К примеру, что дети Бондарчука — только Алексей, Наталья и Федор. Люди, которые могли бы пролить свет на эту историю, от комментариев отказываются. Однажды Инна Владимировна подошла к Вадиму Юсову (известный оператор, вместе с Сергеем Бондарчуком работал на картинах «Они сражались за Родину», «Красные колокола», «Борис Годунов» — Н. А. ) и спросила в лоб: «Это правда, что говорят?» — «Инна, да какое это теперь имеет значение. Сережи-то нет».
С Бондарчуком Вадим Иванович бок о бок проработал не один день. Дважды Юсов чуть не погиб. На съемках фильма «Они сражались за Родину» идущий на его камеру танк только чудом не покалечил самого оператора. В Мексике на съемках первой части дилогии «Красные колокола» он мог бы сгореть заживо. Спасло опять-таки чудо. Бондарчук обожал Юсова. И только однажды показал, кто хозяин на съемочной площадке.
Был небольшой грешок в жизни Вадима Ивановича — очень уж выпить любил. Бондарчук заставил его «завязать» за один день. В Ленинграде в день съемок сцены штурма Зимнего дворца Вадим Иванович приходит на площадку гладко выбритым, но сильно порезанным. И начинает объяснять Бондарчуку свое видение кадра. Бондарчук внимательно слушает, принюхивается и говорит: «Именно так и будем снимать. Только за камеру встанет ваш ассистент». С того дня Юсов капли в рот не брал.
…В одном из интервью Наталья Бондарчук вспомнила эпизод встречи с Сергеем Федоровичем. «Отец искренне радовался за меня, приглашал в гости. Ставил свою любимую музыку. Как-то включил, причем очень громко, одну арию. Пришла Ирина Константиновна: «Сережа, прошу тебя, сделай потише, дети спят». Отец на нее посмотрел и прибавил звук».
Вот уж поистине — на чужом несчастье счастья не построишь. Не нами придумано. Ирина Константиновна оправдывает свой поступок тем, что очень сильно любила Бондарчука. Инна Макарова любила его не меньше.

«Вот она ей дала!»
За неделю до смерти Инне Макаровой позвонила Нонна Мордюкова : «Инна, хочешь посмеяться?» Получив утвердительный ответ, рассказала историю. Нонне Викторовне при жизни в городе Ейске (в нем она провела свои юношеские годы) установили памятник и пригласили на открытие (организаторы не знали, что жить ей оставалось считанные дни). На этой же улице стоит и памятник Сергею Бондарчуку. Родные Мордюковой рассказывали, что проходившие мимо казачки воскликнули: «Вот она ей дала! Вот она ей дала!» Оказывается, на памятнике написано: «И. Макарова». (Автор памятника Сергею Бондарчуку — скульптор Ирина Макарова . — Н. А. )



Читайте также: