Рябиченко Надежда Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Михайловская ООШ» Киквидзенского района Волгоградской области
Краткое описание:
Предлагаю вашему вниманию конкурсную программу по окружающему миру, предназначенную для работы с детьми начальной школы. Данный материал можно использовать при проведении уроков или внеклассных мероприятий с учащимися. В конкурсной программе принимают участие 2 команды.
Цель:
закрепление и расширение знаний детей о животных
Задачи:
- формировать представления детей о жизни животных;
- развивать мышление, память, воображение, познавательную и творческую активность, сообразительность, любознательность, кругозор;
- воспитывать чувство любви к родной природе, ко всему живому.1 конкурс «Узнай изображение»
(используются слайды презентации)
На экране 12 квадратов, с указанными на них номерами. Команды по очереди называют любой номер. Под каждым номером находится часть картинки - изображения животного. Нужно как можно быстрее угадать, что за животное на картинке.
Ответы:
кролик, горлица, дельфин.
Баллы присуждаются команде, которая даст первой правильный ответ. За каждое правильно угаданное животное – 3 балла.
2 конкурс «Кто где живет»
(используется слайд презентации)
В данном конкурсе нужно разгадать филворд, в котором нужно найти жилища животных.
Ответы:
берлога, гнездо, дупло, конура, логово, водоем.
Назвать животных, которые живут в этих жилищах.
Примерные ответы детей:
берлога (медведь), гнездо (белка; птицы: ласточка, голубь, зяблик, иволга, синица), дупло (белка, енот; птицы: сова, дятел), конура (собака), логово (волк), водоем (рыбы).
За каждое правильно угаданное слово – 2 балла. Дополнительный балл присуждается за правильный ответ о том, кто в каком жилище обитает.
3 конкурс - кроссворд «Жители водоемов»
По горизонтали:
1. Животное с красивым мехом, предпочитает селиться по берегам медленно текущих рек, около озер, прудов. Живет в хатках или норах, вход в которые располагается под водой.
2. Эта птица встречается в дикой природе, но может быть и домашним животным. Имеют перепонки на лапах, что позволяет им прекрасно плавать по воде. В одной из сказок у этой птицы появился птенец, который был непохож на других птенцов. Все жители птичьего двора считали его гадким и некрасивым.
3. Небольшая рыбка, обитающая в пресноводных водоемах. Имеет черноватый окрас спины с зеленым или голубоватым отливом.
4. Небольшая рыбка, обитающая в реках, озерах. Рыболовы очень часто используют ее в качестве наживки для ловли крупных хищных рыб.
5. Рыба, имеющая высокое тело, с маленькой головой и ртом.
6. Хищная пресноводная рыба с удлиненным телом. Окраска ее тела может изменяться в зависимости от цвета окружающей ее среды обитания.
7. Название этой рыбы совпадает с наименованием города – курорта в Крыму.
8. Небольшая хищная промысловая рыба, тело которой покрыто мелкой плотной чешуей. Имеет на боках черные поперечные полосы.
9. Ценная промысловая рыба, внешний облик и образ жизни которой свидетельствует нам о том, что данная рыба сохранилась со времен ледникового периода.
По вертикали:
1. Клоп, живущий на поверхности воды. Чтобы преодолеть препятствие, совершают скачки по воде.
2. Крупная пресноводная бесчешуйчатая хищная рыба. Днем отлеживается, предпочитает охотиться ночью.
3. Водяной жук-хищник, питающийся мальками, водяными насекомыми, головастиками.
4. Личинки этих животных – головастики.
5. Большие сильные водоплавающие птицы с длинной шеей, размах крыльев которых достигает двух метров.
6. Эта рыба имеет несколько видов. Наиболее известны золотой, серебряный.
7. Летающие над водой насекомые, с большими глазами, подвижной головой и удлиненным стройным брюшком.
Команда, разгадавшая кроссворд быстрее и правильно, получает 5 баллов. Команда, разгадавшая кроссворд правильно, но за большее время, зарабатывает 3 балла.
Ответы кроссворда:
По горизонтали:
1. бобр
2. утка
3. плотва
4. уклейка
5. лещ
6. щука
7. судак
8. окунь
9. налим
По вертикали:
1. водомерка
2. сом
3. плавунец
4. лягушка
5. лебедь
6. карась
7. стрекоза
4 конкурс «Собери картинку»
Каждой команде дается конверт с картинкой, разрезанной на части. Нужно как можно быстрее собрать ее.
Команда, выполнившая задание быстрее и правильно, получает 3 балла.
5 конкурс «Мы – артисты»
Каждой команде даются по две карточки изображением животных. Игроки команд по очереди должны показать животных, а команда соперников отгадать их. Условие: показывают все игроки команды.
Картинки с животными:
1 команда – кошка, лягушка
2 команда – собака, рыбка
За правильный показ всеми игроками животного команда получает по 2 балла. За правильно отгаданное слово – 1 балл.
Презентация по окружающему миру на тему «Животные»
План-конспект внеклассного мероприятия
по окружающему миру в в начальной школе, учителя начальных классов Соловьёвой Е.В. МОУ Никольская начальная общеобразовательная школа Лесной район, Тверская область.
Внеклассное мероприятие
«Природа вокруг нас»
Цели:
Расширение и углубление знаний детей о животном и растительном мире природы.
Развитие познавательной активности, любознательности, памяти.
Воспитание бережного отношения к природе.
Ход занятия:
Оргмомент. Психологический настрой
Слово учителю: Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам,
И каждый становится добрым, доверчивым
Доброе утро пусть длится до вечера.
Вопрос к детям: Что испытали вы, слушая мои слова приветствия?
Вижу, у вас хорошее настроение. Скоро к нам придёт весна. Давайте сегодня пойдём в гости к природе.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое, солнце светит золотое
Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава, горы, воздух и листва,птицы. Звери и леса, гром, туманы и роса.
Человек и время года-это всё вокруг (Природа)
Учитель и дети делают вывод: Природа-это, всё то, что нас окружает и не сделано руками человека.
Вопрос к ученикам : как понимаете слова «Всё красивое в мире от природы, а доброе от человека?»
Ответы детей сводятся к тому, что люди должны заботиться о природе, животном, растительном мире, беречь её.
1 конкурс: ученики делятся на группы и каждая группа разрабатывает правила общения с природой.
Пример:
1.Не трогайте, не обижайте, не убивайте птиц, зверей, насекомых.
Не ломайте ветки деревьев, кустарников, не рвите цветы.
Не разоряйте грибницы, муравейники.
Не оставляйте мусор в лесу.
Не уносите из леса животных, зверёнышей и птенцов, они погибнут.
Заботьтесь о животных зимой.
Учитель и ученики принимают общие правила общения с природой и делают вывод:
Любовь к природе, забота о ней делает человека добрее.
2 конкурс: Здесь поймёшь наверняка
И куда течёт река
Где живут какие звери
Открывай скорее двери!
на доске дано задание найти- «Третье лишнее», задание приготовлено для количества групп учащихся на занятии.(Пример)
2 группа | 3 группа | 4 группа | 5 группа | |
медведь заяц лиса волк корова бобр | синица зяблик орёл муха ворона кукушка | воробей синица ворона ласточка дятел | пчела муравей комар паук оса | корова свинья лиса овца телёнок |
3 конкурс: Загадки
На болоте, на лугу
витамин зарыт в снегу.
С хвостом, а не зверь, с перьями, а не птица.
Кто не прядёт, не ткёт, людей одевает
Плаваю под мостиком и виляю хвостиком
Голубой аэропланчик
сел на белый одуванчик… и т. п.
4 конкурс:Физкультминутка
Игра с мячом
Ученики встают в круг и передают мяч поочереди друг другу при этом называя среду обитания:
Воробей-воздух
щука-вода
слон-земля
белый медведь-снега, льды
крокодил- вода и суша
синица-воздух
заяц-земля
лягушка-вода, земля
дельфин- вода
и т. п.
5 конкурс: «Слова рассыпались.»
Задание направлено на развитие внимания и наблюдательности.
На доске приготовлено задание, где ученики должны расшифровать
названия животных
льдоша — лошадь
соль — лось
зока — коза
баобчак- бабочка
шаугкял — лягушка
вайруем — муравей
бакоса- собака
томегеб — бегемот
исал- лиса
6 конкурс: «Дополни предложение письменно.»
Ученикам даются карточки с предложениями, которые нужно дополнить и слова, которые нужно вставить(например).
Хищные, домашние, насекомые, млекопитающие, рыбы, травоядные.
1.Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жильё, выводят потомство, называются _____________
Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве называются______________
Животные, у которых шесть ног называются________________
Среда обитания этих животных- водоёмы, их тело покрыто чешуёй__________
Животные, которые выкармливают своих детёнышей молоком, называются_____________
Животные, которые питаются растительной пищей, называются__________
Явился в жёлтой шубке: прощайте, две скорлупки.
Ученики получают карточки с картинкой или названием животного, они должны изобразить животное и его голос,а другие узнать.
Кошка- мяу, собака-гав, петух-кука-реку, курица-ко-ко-ко, лягушка ква-ква, свинья-хрю,хрю, осёл-иа, иа.
Подведение итогов:
Звучит музыка, учитель хвалит детей за проделанную работу.
Ученики делятся впечатлениями.
Можно закончить конкурсом и выставкой рисунков по теме «Природа-вокруг нас!»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №23»
г. Новороссийска
Краснодарского края.
Конспект внеклассного мероприятия
по окружающему миру
для 3-4 классов.
«Пернатые друзья.
Экологическая игра»
Подготовила
учитель начальных классов
Колина Инна Валерьевна
г. Новороссийск
Пернатые друзья.
Экологическая игра.
Цели: развивать интерес к миру природы; воспитывать экологическую и эстетическую культуру.Вступительная беседа.
В любое время года, весной и летом, осенью и зимой, в городах и сёлах, в степи и на полях, в садах и парках больше всего в лесу мы видим и слышим птиц. В одни сезоны года птиц больше, в другие – меньше. Весной отовсюду слышны звонкие трели, посвистывание, писк, переливы тихих и громких голосов. Летом песен меньше. А осенью и зимой птиц почти не слышно. Конечно, в зимнее время птицы в лесах тоже есть, но молчаливость их вызвана тем, что зимний день короток, а птицам надо успеть насытиться на долгую зимнюю ночь.
Накрошите хлеба им на блюдце.
Пусть они под вьюжною бедой
С малыми друзьями, земляками,
Если дорожите дружбой той
И сердца в груди у вас не камень.
Чтоб они, как только снег растает,
Пронеслись над полою водой
И они отплатят доброй песней,
Ну а с песней жить-то интересней,
Загадки о птицах.
Эта птичка никогда
Для птенцов не вьёт гнезда.
Сядет где-то на суку
И кричит: «Ку-ку! Ку-ку!» (Кукушка)
Скачет птичка по дорожке,
Собирает шустро крошки.
А потом на ветку прыг
И чирикает: «Чик-чирик!» (Воробей)
Стрекотунья, белобока,
Наша сплетница…(Сорока)
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зелёных кронах,
А зовут её… (Ворона)
Прилетают к нам зимой,
Им не нужен летний зной,
Грудка ярче, чем заря,
У красавца…(Снегиря)
Маленький певец лесной,
Спереди – шильце,
Сзади – вильце,
На груди белое полотенце. (Ласточка)
Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Тёмно-бронзовый…(Скворец)
Переносье с белым кругом,
Важно я хожу за плугом,
Огороду, полю – врач,
Глянцевитый чёрный…(Грач)
Викторина «Знатоки птиц»
Какие птицы прилетают к нам первыми? (Грачи)
Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты)
Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Тетерева, рябчики)
Какая птица самая маленькая в наших лесах? (Королёк)
Какая птица к зиме белеет? (Белая куропатка)
Какие птицы устраивают гнёзда в земляных норах? (Береговые ласточки)
Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (Стрижи)
Какая птица самая большая в мире? (Страус)
Какая птица самая маленькая в мире? (Колибри)
Какая птица делает гнездо из рыбьих костей? (Зимородок)
Почему глухаря называют так: глухарь? (Во время токования птица ничего не слышит.)
Игра «Птичьи разговоры»
Соедини слова.
Ласточки
Игра «Птичьи профессии»
Сможете ли узнать птиц по их характерному признаку, по их делам
Птица-рыболов Соловей
Птица-плотник Ласточка
Лесная кошка Поползень
Птица-строитель Баклан
Птица-акробат Иволга
Пернатый солист Кукушка
Ночной хищник Дятел
Легкомысленная мамаша Сова
Пернатый солист (соловей).
Об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная и самая звонкая.»
Птица-рыболов (баклан).
Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5м. и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти самой ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день около 700-800г. рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей, охотятся на неё вблизи берегов в море.
Птица-плотник (дятел).
Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых, поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».
Лесная кошка (иволга).
Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.
Птица-строитель (ласточка).
Самым искусным строителем считают ласточку. Гнёзда ласточек-саланган съедобны. Они построены из слюны, из этих гнёзд варят суп.
Птица-акробат (поползень).
Поползень лазает по деревьям вниз головой.
Ночной хищник (сова).
Совы глотают мышей целиком.
Легкомысленная мамаша (кукушка).
Кукушка не строит гнездо и не сидит на яйцах. Она откладывает их на землю, а затем переносит клювом в гнездо к какой-нибудь маленькой птичке. И вот у хозяйки гнёздышка появляется прожорливый кукушонок. В отсутствии своих приёмных родителей он выталкивает из гнезда братишек и сестрёнок, и тогда пиццам ничего не остается, как выкармливать его одного. Но кукушки приносят и большую пользу: за день одна птица съедает 39 кузнечиков, 43 гусеницы бабочки-капустницы, 5 личинок майского жука, 3 куколки бабочки, 4 паука.
Заключительная часть.
Не трогай ласточку! Она
Издалека летит сюда.
У нас растит своих птенцов.
Не разоряй её гнезда.
Будь другом птиц!
Пусть под окном
Поёт весною соловей,
И над просторами Земли
Летают стаи голубей!
Список использованной литературы
Ёлкина Н. В., Тарабарина Т. И. 1000 загадок. - Ярославль: «Академия развития», 1997.
Попова Г. П. Классные часы 3 класс. – Волгоград: «Учитель», 2007.
Методическая разработка внеклассного мероприятия
по окружающему миру.
Класс: 4 «А»
Дата проведения: 03.04.2009 г.
Тема: «Экологический суд»
Цель:
1) сформировать представление о состоянии экологии на Земле;
2) познакомить с мерами по охране природы;
3) развитие эмоциональной сферы, наблюдательности, мышления, воображения, чувства эмпатии;
4) способствовать воспитанию эстетического отношения к природе, хозяйственного подхода к использованию природных богатств, ответственного отношения к делу охраны природы.
Оборудование: таблица по экологии, рисунки учащихся, костюмы для участников суда, выставка литературы по теме, магнитофон, диапроектор, слайды, Красная книга.
Предварительная подготовка: ребята при создании слайдовой презентации, для изготовления костюмов обращались за помощью к родителям.
Ход занятия:
Учитель:
Здравствуйте, друзья!
Здравствуй, природа!
Здравствуйте, леса и реки, моря и озера, поля и горы!
Здравствуйте, птицы: соловьи: совы, воробьи и голуби!
Здравствуйте, звери: тигры, львы, слоны, волки!
Если бы человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть, до сих пор на земле жили бы все те животные и растения, о которых мы уже больше никогда не увидим – люди уничтожили их. Уничтожение продолжается и сейчас. Цели разные: кто-то хочет получить побольше денег за продажу редкого животного или его меха. Кто-то хочет поохотиться в свое удовольствие, а кто-то, не думая, вырывает с корнем цве-ты, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу – развлекается. Иногда слышишь: «Человек – царь природы!» Но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы? Представить себе это невозможно... Без воздуха, воды, пения птиц, ароматов лугов, шелеста листьев. Все это нам щедро дает природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения. К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить. А если б могли? Давайте пофантазируем.
Учитель: Итак, суд. Суд над человеком. Судьей у нас будет Зубр.
(Слайд с изображением зубра)
Гласный обвинитель Тур: Я являюсь главным обвинителем древнейших представителей этого вида. Я объясню, почему главным обвинителем выбрали именно тура. Дело в том, что последний тур был убит в ХVII веке.
Адвокат-защитник человека – Собака. Присяжные заседатели – все, кто находится здесь за столом.
Судья: Прошу внимания! Судебное разбирательство начинается! Слово – главному обвинителю.
Мне трудно говорить. И не только потому, что меня давно уже не существует на свете. Я боюсь, что еще много видов животных и растений исчезнут так же, как исчез мой вид. Я не могу понять одного: ведь человек сам – творение природы. Он не имеет права выносить смертный приговор тем живым существам, которые, по его мнению, вредны или опасны. Он не понимает, что в природе нарушается равновесие, которое восстановить очень трудно, иногда просто невозможно.
Я обвиняю человека в том, что он уничтожил такое замечательное животное, как зебра-квагга.(Слайд с изображением зебры)
Когда люди начали осваивать Африку, они решили, что зебры занимают пастбища, пригодные для скота, и стали убивать «солнечных лошадок», так когда-то называли зебр древние люди. Да разве только зебры? Сейчас на территории Африки осталось не более 10% животных, живших там до прихода европейцев. А бизоны? (Слайд с изображением бизона)
К началу нашего века в Америке почти не осталось бизонов. А было их не менее 70 миллионов. За один год охотник убивал не менее двух тысяч бизонов.
Еще один пример – странствующий голубь. (Слайд с изображением голубя)
Последний странствующий голубь умер в зоопарке в начале нашего века. Огромные стаи этих птиц уничтожали ради вкусного мяса. Примерно 250 лет назад люди обнаружили морских «коров, а через 27 лет уничтожили последнюю. (Слайд с изображением морской коровы)
Крупная нелетающая птица дронт уже ни когда не будет жить на земле: люди уничтожили их всех.
Обратимся теперь к судьбе флоры. Ливанский кедр. (Слайд
Когда-то это дерево росло повсюду, но его решили обменять на канаты, полотно, золото, другие товары, которые привозили из Египта. И вот результат: сейчас только в Ливане осталась роща из 400 деревьев. Где бы ни появлялся человек, он всегда что-нибудь разрушал или кого-нибудь убивал. (Обращается к человеку.) А что делается сейчас? Оглянитесь вокруг: вы становитесь жертвами своего непонимания или недопонимания. Отравлены воздух, реки... Оглянитесь! Остановитесь! Подумайте!
Судья -3убр: Какое наказание, по-вашему, уважаемый Тур, заслуживает человек?
Представитель от главного обвинителя Тура:
Он наказал и продолжает наказывать сам себя! Впрочем, свое мнение относительно наказания я выскажу позднее.
Судья -3убр: Теперь слово защите.
Защита-Собака: Я понимаю негодование уважаемого обвинителя и согласна с ним: человек сам себя наказывает. Но, поверьте мне, человек заслуживает и уважения.
Обвинитель: Уважения?
Защита-Собака: Да, да! Кто, как не мы, домашние животные, знаем человека?
Обвинитель: Смешно! Вы же от него зависите во всем. Вам невыгодно обвинять его, а иначе кто даст вам пищу, питье.
Защита-Собака: А знаете ли вы, что первый заповедник был создан в 1832 году именно в Америке, т.е. там, где природе нанесен такой сокрушительный удар. В Америке же был создан первый национальный парк – Иеллоустонский – в 1872 году!
Судья -3убр: Давайте выслушаем свидетелей и со стороны обвинения, и со стороны защиты. Первый свидетель обвинения – Воздух.(Слайд с изображением воздуха)
Свидетель-Воздух:
За год только углекислого газа в атмосферу выбрасывается 5 миллиардов тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры: постоянная – над Антарктикой, времена ми расширяющиеся и временами уменьшающиеся над Арктикой, район Европы. В эти дыры попадают ультрафиолетовые лучи, которые вызывают раковые заболевания, уменьшается количество кислорода. Уничтожаются леса, в основном тропический, многоярусный лес. Смешанные леса России усыхают в результате неправильной мелиорации. Территория в 10 000 га – это. усохший лес, где изменились климат, почвы, водообмен, погибли животные. А усохшие леса – плохие поставщики кислорода в воздух. А если сюда добавить выхлопные газы от транспорта, котельных, заводов черной и химической промышленности?
Судья -3убр: Свидетель – Вода.
Свидетель –Вода: Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в чистых льдах Арктики нашли стиральный порошок. В результате «деятельности» человека в реках Сена, Волга, Дунай, Рейн купаться вообще нельзя. В сибирских из-за затонувшего леса и сброса неочищенных стоков появились микроорганизмы, очень вредные для здоровья и человека, и животных (Слайд с изображением воды)
Свидетель –Вода: Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в чистых льдах Арктики нашли стиральный порошок. В результате «деятельности» человека в реках Сена, Волга, Дунай, Рейн купаться вообще нельзя. В сибирских из-за затонувшего леса и сброса неочищенных стоков появились микроорганизмы, очень вредные для здоровья и человека, и животных.
Байкал в результате «деятельности» закрытого ныне целлюлозно-бумажного комбината теряет способность самоочищаться: омуль еле шевелится. Весь мир облетели снимки плачущей нерпы. Байкал содержит 1/3 мировых запасов пресной воды. В реке Амур столько минеральных удобрений, что дети после купания покрываются сыпью.
В организме рыбы происходят мутации: увеличивается в размере печень, рыбы рождаются с двумя хвостами. В Приморье три тяжелых экологических района: Северо-Горные лесные районы – Дальнегорск, Кавалерово – сбрасывают отходы в реки Рудная и Кавалерово.
Ханкайская низменность: вода загрязнена пестицидами на глубину 20 м; в почве 2 – 3% гумуса, что сильно изменяет состав воды; более 100 тысяч человек живет на привозной воде. Юг Приморья: в мае сильно обрабатывают лес пестицидами, которые попадают в воду.
Завод Дальполиметалл был построен в 1920 г. без очистных сооружений: идет сброс в воду свинца, избыток которого ведет к белокровию. Бухта Находка, Золотой Рог, Амурский залив потеряли свое промысловое значение из-за загрязненности. В результате медузы крестовики стали агрессивными и нападают на человека.
Золотой Рог, красивейшая бухта, мертва. На дне ее полуметровый слой мазута. Нужны миллионы рублей для ее очистки.
Судья -3убр: Свидетель – Почва. (Слайд с изображением почвы)
Свидетель – Почва: Почва образуется очень медленно, нужны сотни и тысячи лет! А вот разрушить ее можно очень быстро. За последние 100 лет на Земле разрушено примерно 1/4 часть всех плодородных почв! Освоение целинных и залежных земель велось безграмотно. Первые 5 лет мы давали хорошие урожаи, часть его даже оставалась на полях. Но суховеи поднимали миллиарды тонн гумуса – плодородного слоя – и уносили к подножию Тянь-Шаня. Человек начал вносить горы минеральных удобрений: пестицидов, нитратов, ДДТ. Происходило засаливание земель, отравление почвы и людей. Например, селитра в Средней Азии стимулировала рост фруктов, но травила почву и влияла на здоровье человека. Люди испортили почву Приханкайской низменности, где выращивали рис.
Судья -3убр: Слово защите.
Защита-Собака: Да, аргументы весомые. Но ведь человеку нужна вода: чтобы получить одну тонну стали, необходимо израсходовать 150 т воды, а чтобы получить одну тонну бумаги, нужно 250 т воды.
И человек начал строить предприятия, у которых вообще нет сточных вод. Загрязненную воду там очищают и опять используют и снова используют, затем опять очищают и снова используют, затем опять очищают и опять ис-пользуют. Человек старается сократить выбросы в атмосферу. Англия и Япония запретили изготовление аэрозолей, а Япония нашла им заменители. Сокращает человек и выброс двуокиси кислорода машинами. Начали выпускать машины с двигателями на газе, электричестве, солнечных батареях. Электростанции начинают использовать нетрадиционные источники энергии: геотермальные (на Камчатке), приливно-отливную (на Белом море), солнечную (в Казахстане), ветра – там, где ветры дуют в одном направлении.
Судья -3убр:Продолжим слушание свидетелей. Приглашаются бабочки Аполлон и Махаон.
Свидетель- бабочка Аполлон: (Слайд с изображением бабочки)
И слышать ничего не хотим. Сначала уничтожают, а потом заповедники с парками создают! Нет! Нет! Мы слишком обижены на человека, чтобы прощать ему!
Свидетель-бабочка Махаон:(Слайд с изображением бабочки)
Как же простить, если до сих пор меня ловят все, кому не лень. Как я жалею, что родилась такой красавицей.
Судья -3убр: Все ловят? И птицы?
Свидетель- бабочка Аполлон: О нет, я имела в виду людей – взрослых и детей. А птицы меня не трогают. Яркие пятна на моих крыльях предупреждают птиц о том, что меня трогать не надо, я не съедобная, а в минуту опасности могу испугать птицу шипением.
Свидетель- бабочка Махаон: Как же убедить людей, что красивы мы только на воле, в полете! С каждым годом нас становится все меньше и меньше!
Судья -3убр: Послушаем следующих свидетелей: Цветы.
Свидетель- Мать-и-мачеха: И нас тоже все меньше и меньше! Природой нам велено зацветать рано. И человек, соскучившись долгой зимой по цветам, порой просто для того, чтобы подержать какой-нибудь цветок в руках, срывает нас. Сорвет, помнет помнет пальцами, а потом выбросит! А ведь мы могли бы ему помочь, если б нас сорвали по всем правилам и в определенное время, в определенных местах. (Слайд с изображением):
И нас тоже все меньше и меньше! А кроме этого, мы очень выручаем пчел весной, они с трудом разыскивают себе пропитание – ведь цветов еще очень мало. А к нашим цветкам пчелы летят охотно.
Свидетель- Ландыш(Слайд с изображением ландыша)
А людям все равно! Они рвут и меня, не задумываясь. А ведь, чтобы я зацвел, с того дня, как семечко упало в землю, должно пройти 10 лет! Мальчик и девочка, поступившие в 1 класс, успевают закончить школу!
Судья -3убр: Но ведь вас, уважаемый Ландыш, рвут и для лечебных целей.
Свидетель- Ландыш: Да, но порой так неумело. А ведь рвать меня можно только весной и очень осторожно. А когда-то люди в мою честь складывали легенды, устраивали праздники. Например, во Франции и у североамериканских индейцев я был священным цветком. Мной всегда интересовались врачеватели. И сейчас из меня изготавливают ландышевые капли для людей, страдающих сердечными заболеваниями. И что же я получил за свою доброту? Было время, когда меня можно было встретить повсюду, а сейчас я нуждаюсь в защите. А мой друг Ягель! Если по нему пройдет человек, цветок будет восстанавливаться 30 лет, а после гусеничной машины и все 100.
Судья -3убр: Следующий свидетель – Колокольчик.
(Слайд с изображением)
Свидетель-Колокольчик: У нас в стране 18 тысяч видов травянистых растений. А сколько из них занесено в Красную книгу: колокольчики, подснежники, ряд видов тюльпанов и пионов, зверобой. Ветреница алтайская! В Приморье так безжалостно рвут венерин башмачок, а он зацветает лишь на 18-м году жизни. Мы уменьшаем содержание пыли в воздухе в 2,5 раза, а газов и дыма в 2 раза. А люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновение 25 тысяч видов высших растений. Да и площадь лесов ежеминутно сокращается на 20 га.
Судья -3убр: Следующий свидетель – Лягушка.
Следующий свидетель – Лягушка:Человеческая неблагодарность не знает границ! Мы, лягушки, на наше горе, относимся к «нелюбимым» человеком существам, к «противным». И никому нет дела, что мы уничтожаем 1-2 % вредных насекомых. Это огромное количество. Как жаль, что мы беззащитны и беспомощны. (Слайд с изображением)
Человеческая неблагодарность не знает границ! Мы, лягушки, на наше горе, относимся к «нелюбимым» человеком существам, к «противным». И никому нет дела, что мы уничтожаем 1-2 % вредных насекомых. Это огромное количество. Как жаль, что мы беззащитны и беспомощны.
Судья -3убр: Следующий свидетель – Сова. (Слайд изображением совы)
Свидетель -Сова: Все группы животных интересны. Но наибольший интерес у «любителей природы» вызываем мы, птицы. Кому-то хочется посадить нас в клетку, кому-то нужно чучело, кому-то пух, а кому-то мясо. А меня, Сову, человек считает предвестницей несчастья. Да, кричим мы страшно, но и пользу приносим огромную, уничтожая грызунов. Скольких моих пернатых собратьев люди уже никогда не увидят! Уважаемый Тур напомнил нам о дронте и странствующем голубе. Хочу дополнить. Уже нет ни одного - эту птицу, достигавшую 3,5 м в высоту, уничтожили в Х1Х в. На острове Мадагаскар в ХVII в. исчезли последние эпинорисы.
За последние 150 лет с лица Земли исчезли 150 видов птиц. Из-за химикатов в почве, по пищевой цепи попадающих в наш организм, птица скопа откладывает яйца без скорлупок или с такой хрупкой скорлупой, которая не выдерживает ее веса во время высиживания.
Судья -3убр: Мы выслушали свидетелей. После всего, что мы здесь узнали, что же нам делать с человеком?
Адвокат-Собака: На всяком суде дается слово обвиняемому. Послушаем Человека.
Человек: Я не буду оправдываться. Я хочу попросить у вас прощения, хотя от этого вам не легче.
Адвокат-Собака: А я хочу вот что сказать. Да, то, что сделал человек с природой, ужасное преступление. Но ведь только человек может хоть что-то исправить! Именно человек создал Красную книгу. Именно он создает заповедники и охраняет их. К нашему счастью, люди на Земле разные, кому, как не вам, уважаемый Зубр, об этом знать?
Судья -3убр: Да, не отрицаю. Только благодаря людям мне удалось выжить.
Представитель от главного обвинителя Тура: Но благодаря людям же вы чуть совсем не исчезли с лица планеты.
Свидетель- бабочка Аполлон: Что же получается? Так или иначе, мы все зависим от человека?
Судья -3 у б р: К сожалению, зависим.
Цветы:Ужасно! Ужасно! Мы погибли!
Свидетель-Кошка: (Слайд с изображением)
Хотя я и домашнее животное, а с вами согласна: ужас! Сколько раз человек выгонял меня из дома, бросал, где попало, желая избавиться...
Представитель от главного обвинителя Тура: Видите? Уже и защитники стали обвинителями.
Судья -3убр: Какое решение нам принять? (Решают, совещаются.) – Прошу внимания!
Внимательно изучив материалы дела, мы установили, что каждому пятому виду зверей, каждому четвертому виду рептилий и амфибий, каждому пятому виду птиц нашей фауны сегодня угрожает опасность. 25000 видов высших растений планеты на грани полного уничтожения. За последние 60 лет на планете исчезло 77 видов зверей и несколько сот видов растений, 26 видов птиц...
В кризисном состоянии, приближающемся к катастрофическому, находятся крупнейшие городские агломерации Москвы и Санкт-Петербурга, Среднее Поволжье и Прикамье, западная часть Кольского полуострова, промышленная зона Урала, Кузбасс. Непосредственную угрозу представляет также загрязнение Черного и Азовского морей в пределах курортных зон, загрязнение вод в бассейне Волги и Каспийского моря.
Надо признать кризисной экологическую ситуацию на Байкале. Длительный, в течение 20 лет, сброс 40% всех загрязненных стоков региона в озеро повысил температуру воды до + 12 градусов С и выше, загрязнение донных отложений Байкала отмечено на 20 кв. км, возросла мутность воды, изменяется ее гидрохимический режим, а с этим утрачивается уникальное свойство байкальской экосистемы – возможность естественного формирования вод высокого питьевого качества.
Решение – пусть человек исправит то, что пока еще можно исправить. А если не исправит? Тогда его постигнет участь тура: его не станет. Ведь без всех нас и еще многих, без чистого воздуха, чистой воды и многого другого, он не сможет выжить.
Свидетель- Лягушка: Получается так, что человек сам подписывает себе смертный приговор.
Судья -3убр: Получается так.
Все: Какой ужас!
Учитель: Ребята, сегодня мы все с вами стали участниками этого судебного процесса. И это не случайно. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что от деятельности человека зависит наша жизнь и экологическое состояние природы. Важно, чтобы человек всегда помнил об этом и заботился о завтрашнем дне- не разрушал своими действиями окружающих.
Учитель: Ребята, а что можем мы с вами сделать для сохранения окружающей среды?
Дети: Мы не должны разорять птичьих гнёзд, не должны выбрасывать мусор где попало- есть специальные контейнеры для мусора. Нельзя ломать деревья, бездумно рвать цветы. Нужно бережно обращаться с природой.
Данная викторина по внеклассному мероприятию по окружающему миру , поможет учащимся развить свои интеллектуальные способности в области окружающего мира. Это поможет учителю проверить в нестандартной форме уровень знаний обучающихся. Задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями школьников.
Предназначение: для учащихся 2-3 классов.
Цель занятия: Обобщить, углубить, закрепить знания по данной теме.
- образовательная: расширить знания о природе;
- развивающая: формировать у детей положительное отношение к природе, нормы поведения в природе.
- воспитательная: воспитание любви к природе, развитие чувства участия и защиты её ресурсов, и окружающей среды.
Оборудование: раздаточный материал (Карточки с головоломкой, карточки «посади дерево», клочки бумаг).
Ход сценария внеклассного мероприятия по окружающему миру в начальной школе
Учитель. Каждый из нас живет в доме со стенами, крышей, полом. Но как только мы выходим за порог обычного дома, мы оказываемся в другом доме - природе. Когда-то, очень давно, только природа и была единственным домом для человека. Тогда он не умел строить жилище и жил в пещере. Он охотился на животных, собирал для еды растения. Шло время, и человек научился многому. Теперь мы живем в современных многоэтажных домах, еду покупаем в магазине, а все равно нашим настоящим домом остается природа. Почему?
Дети отвечают
А есть ли «природа» в нашем жилище? Посмотрите вокруг: комнатные растения, вода, воздух, солнечные лучи - это ведь все природа. Можем мы без этого жить в нашем доме? Нет! Хотя человек и построил дома, города, он все равно зависит от природы и не может без нее прожить, потому что он сам - часть природы. А раз так, значит, человек должен очень бережно относиться к природе, дружить с ней, уважать ее законы.
А может ли природа жить без человека?
Дети. Да, может. Очень-очень давно на нашей Земле не было людей, а природа и тогда была. Например, в то время, когда на Земле жили динозавры.
Отчего в нашем доме бывает светло?
Дети. Свет идет от лампы.
Учитель. А что можно сравнить с лампой в природе?
Дети. солнце.
Учитель. Но солнце не только светит, но и греет. Значит, его можно сравнить еще и с домашним обогревателем, плитой, батареей отопления.
Учитель. В природе идет дождь. Где его можно встретить в нашем доме?
Дети. В нашем доме есть душ.
Учитель. В природе - ветер, а в доме?
Дети. Вентилятор.
Учитель. В комнате есть пол. Где пол в природном доме?
Дети. В доме-природе под ногами земля, почва.
Учитель. В обычном доме бывают каменные и деревянные стены.
Дети. В доме-природе - горы и деревья.
Учитель. У нас горит пламя на газовой плите.
Дети. А в природе огонь вырывается из вулкана.
Учитель. В природе выпадает снег, накапливается лед на высоких горах.
Дети. А у себя в обычном доме человек научился «делать» снег в холодильнике.
Учитель. В природе дикие животные.
Дети. В обычном доме - домашние.
Учитель. Можно сделать вывод: в каждом доме должны быть и тепло, и воздух, и свет, и растения. Что произойдет, если не будет воздуха? воды? солнца?
Дети отвечают.
Учитель. Ребята, а кто построил наши дома?
Дети. Строители.
Учитель. Кто построил природу?
Дети. Никто не строил.
Учитель. Где чище: дома или на природе?
Дети. Дома чище.
Учитель. Почему?
Дети. Дома мы убираем, а природа сама за нами убирать не может.
Учитель. Все, что есть в доме-природе, взаимосвязано. Природа - это растения, животные, горы и реки, воздух и земля (почва). И все это находится на нашей планете, вокруг нас. Значит, наш дом - вся Земля. Мы должны беречь все это, наводить порядок.
Станция: «Царство растений».
1-й конкурс. Викторина «Узнай растение».
Каждая команда внимательно слушает вопрос.
1. Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (Береза).
2. Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. (Ели).
3. Вот бочонок с шапочкой,
С дерева упал.
Год прошел - и деревцем
Маленьким он стал. (Желудь).
4. Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло. (Ива).
5. Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья - звезды яркие,
Золотые, жаркие. (Клен).
6. Летом знойным зацветет -
Сразу пчел к себе зовет.
Круглые листочки,
Светлые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар...
Кто-то дерево узнал? (Липа).
3-й конкурс. «Головоломка»
Команды получают карточки с одинаковыми головоломками. Задание - расшифровать головоломку. Какая команда справиться быстрее и правильнее?
Головоломка:
ККЕТКОЕЗКЕЕМКЛЕЮКЛЕЕКЛЕЕКЕЕТК,
ЕТКОЕГКОЕЗКЕЕМКЛЕЯКЖЕАКЛЕЕКЕЕТК.
Ответ: «Кто землю лелеет, того земля жалеет». (Ключ: нужно читать каждую вторую букву.)
Физкультминутка - игра «да, нет»
Правила игры: если вы согласны, то подпрыгнув, хлопните в ладоши над головой.
Если нет - присядьте.
Я мусорю на улице
Я не выключаю свет, когда меня в комнате нет
Я берегу воду и закрываю кран
Бабочку я отпускаю на волю
Бумагу трачу попусту
Овраги это хорошо
Охрана природы приносит пользу
Я люблю нюхать выхлопные газы
Планета Земля наш общий дом
4-й Конкурс. «Посади дерево»
Учитель. Каждый человек должен за свою жизнь посадить хотя бы одно дерево. Как сажать , надеюсь, вы знаете? Впрочем, сейчас мы это проверим в конкурсе «Посади дерево». Учитель выдаёт командам одинаковые комплекты карточек. Задание: разложить карточки в нужной последовательности.
Карточки:
1. Выкопай яму такого размера, чтобы корни дерева или кустарника могли разместиться в ней свободно.
2. Дерево подвязывают к колу шпагатом. Под шпагат на ствол дерева подкладывают мягкую тряпочку.
3. В дно ямы забивают кол длиной 1,5-2 метра.
4. На дно ямы насыпают холмик земли. На нём расправляют корни дерева или кустарника. Часть растения, где корни переходят в стебель, засыпают землёй, затем её уплотняют.
5. Посаженное дерево или кустарник сразу же хорошо поливают.
6. Выбирают место для посадки.
Ответ: 6, 1, 3, 4, 2, 5.
5-й конкурс. «Мусорбол»
Учитель. - Мы переходим к последнему конкурсу нашей программы - спортивному. Не секрет, что гуляя, к примеру, по парку, мы часто оставляем после себя самый различный мусор: бутылки, обёртки, пакеты и многое другое. Мы мусорим даже тогда, когда урны находятся рядом. Иногда мы даже в них попасть не можем. Вот и проведём сейчас такой эксперимент. Вам необходимо в урну бросить клочок бумаги. Кто точнее это сделает, тот и будет победителем этого конкурса. Итак,