Льды и ледовый режим озера байкал. Льдообразование на байкале

Трудно удержаться от соблазна прокатиться на машине с ветерком по гладкому и толстому байкальскому льду, да так, чтобы веером из-под колес разлетался пушистый снег. В солнечную погоду замерзшее озеро просто неудержимо манит выехать на лед и подъехать вплотную к сверкающему нагромождению торосов или к прибрежным скалам, причудливо украшенным в высоту наплесковым льдом и закрученными штормовым ветром барашками сосулек.


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ЛЕДОВОГО БАЙКАЛА

Прозрачный байкальский лед и сверкающие торосы особенно впечатляют весной. После оттепели и сильного ветра, который сдувает весь снег, лед становится идеально отполированным. Сквозь него отлично просматриваются на мелководье камни на дне. Если снега за зиму выпадает много, открытых участков зеркального льда на озере не так много. С конца февраля по начало апреля совершается большинство поездок по льду Байкала . Это идеальное время для путешествий по льду: тепло, можно ехать, например, на велосипеде в легкой одежде, без перчаток, и даже кратковременно раздеваться до майки. Небо синее-синее, небосвод чист, а заснеженные горы противоположного берега отчетливо различаются вплоть до деталей, как будто находятся рядом.


В последние годы стало популярным на лыжах, коньках или велосипедах совершать длительные путешествия с юга Байкала, от пос. Култука, на север - до Северобайкальска.
В конце марта лед становится шершавым, наносы снега затвердевают, что позволяет передвигаться на велосипедах без специальной шипованной резины. Вообще, ездить по гладкому льду на велосипеде занятие довольно сложное, стоит чуть сильнее крутануть педали, и велосипед гарантированно соскальзывает набок. Практика проведения туристических путешествий по льду на автомобилях, снегоходах , судне-амфибии "Хивус-10" на воздушной подушке и собачьих упряжках достаточно нова для Байкала, такие туры стали регулярно проводиться только с 2003 г. По льду Байкала можно значительно быстрее, чем летом, добраться до удаленных мест на побережье, обычно доступных только с воды. Например, чтобы добраться до Байкало-Ленского заповедника на катере, надо непрерывно плыть около двух дней, зимой все это доступно за пять-семь часов езды от Иркутска .
Зимний Байкал оставляет неизгладимое впечатление. В конце зимы происходит мощная подвижка льда, и отдельные торосы могут превышать рост человека. Торосистые поля привлекают внимание фотографов необычным нагромождением сверкающего льда. Зеркальный байкальский лед и удивительная голубизна на сколах ледяных глыб поражают всех приезжающих. Исключительная прозрачность льда позволяет видеть дно вблизи берега и заглядывать в чернеющие таинственные глубины озера. Толщина даже толстого льда неощутима и определяется на глаз лишь в местах, испещренных трещинами.



Прибрежные скалы зимой украшаются многометровыми в высоту, искрящимися на солнце ледяными наплесками. Толщина льда на прибрежных камнях достигает нескольких десятков сантиметров, а высота таких ледяных наплесков на скалах с наветренной стороны при сильном осеннем шторме порой превышает десятки метров. Многочисленные гроты украшаются множеством больших сосулек и ледяными колоннами. Такие ледяные скульптуры создаются заново каждую зиму. Особенно эффектные наплески льда и сокуи встречаются на скалах Ушканьих островов, мысах острова Ольхон - Кобылья Голова, Саган-Хушун, Хобой. Ежегодно мощные надвиги льда образуют исключительно красивые торосы вблизи мыса Рытого.



Саган-Хушун - "белый мыс" - чрезвычайно живописный скалистый мыс, находится на острове Ольхон , протяженностью около 1 км, сложен из мрамора светлых тонов, густо покрытого красным лишайником и имеющего поэтому бордовый оттенок. Зимой проехать по льду мимо него, не заметив, невозможно. Зимник, как правило, проходит недалеко от скал. У подножия - нагромождение прозрачных льдин, скалы на высоту десятков метров украшены ажурными ветвистыми сосульками. В маленькой каменной бухте между скалами, на десятки метров вверх, ежегодно при замерзании озера образуются развесистые ледяные сталактиты, похожие на ветви елок. Рядом с севера находится 8-метровый грот, как в сказке о Снежной королеве, фантастически украшенный прозрачными ледяными сосульками, сталагмитами, ледяными кристаллами и узорами. Всю эту искрящуюся на солнце красоту трудно передать на видео или фотографии. Особенно эффектны ледяные кружева грота при заходе солнца, когда на короткое время солнечный свет освещает внутренность грота.



БАЙКАЛЬСКИЙ ЛЕД


Байкал ежегодно замерзает, и ежегодно по льду прокладываются дороги. С началом холодов, при температуре воздуха ниже -20 °С, в первые 3-4 дня лед нарастает по 4-5 см в сутки. По акватории озера толщина льда колеблется от 70 до 113 см, при этом выявлена закономерность: чем больше снега, тем тоньше лед. Считается, что лед, разбитый штормом при замерзании озера, менее прочный, чем однородный и монолитный. Но даже однородный и монолитный лед может внезапно дать трещину. Разорванный лед раздвигается, на морозе трещина очень быстро замерзает, ее слегка припорашивает снегом, и опасная ловушка для машин с 2-сантимеировым льдом возникает на дороге с вешками. Поэтому и переправа по льду с материка на Ольхон открыта только в светлое время суток: с 9 до 18 часов.



Лед толщиной 50 см выдерживает вес до 15 т, а толщиной около метра - вес вертолета или паровоза. В истории Байкала известен факт прокладки по льду рельсового пути между станциями Байкал и Танхой в особенно суровую зиму 1903-1904 г. Груженые вагоны перегонялись по ледовому пути поштучно конной тягой.



Обычно на лед выезжают рано утром, чтобы застать момент феерического восхода солнца. Первые лучи восходящего солнца наполняют обычно кристально прозрачные ледяные торосы таинственным золотистым сиянием. Желание увидеть эту зимнюю красоту манит на лед, в сторону от проложенного по льду зимника к необычным торосам или обледенелым скалам. Но лучше без крайней надобности не рисковать и не съезжать с зимника, а в местах, где возможны пропарины и трещины, двигаться с местным проводником, хорошо знающим особенности льда. Отличие дорог по льду - плотные наlдувы снега, на которых, как на трамплине, подпрыгивает машина. При преодолении замерзших трещин и заснеженных торосов подвеска машины часто испытывает сильные удары. Только на первый взгляд, издалека, лед кажется гладким, как зеркало, на практике часто обнаруживается, что проехать напрямик по льду невозможно из-за извилистых трещин, торосистых полей и снежных заносов.
Местные жители и рыбаки давно и уверенно освоили ледовые просторы для передвижения на автомашинах. Между поселками побережья существуют ледовые дороги, а там, где дорог нет, в большинстве случаев можно проехать, лучше с проводником, огибая торосы и трещины.



В марте можно наблюдать редкое явление - мощные надвиги льда, при гидроударе отдельные сколы льда вылетают вверх как из пушки и разлетаются далеко по льду. Безмолвное равновесие торосов рассыпается при этом шорохом ожившего льда. Прямо на глазах льдины выдавливаются из-подо льда. Все это сопровождается непрерывным гулом, как при землетрясении, звук идет прямо из-под ног, пугая своей мощью. Торосистый шов трещины заметно шевелится, отдельные льдины падают и рассыпаются на мелкие куски. Подвижку льда можно образно сравнить с работой жернова - как будто плотно сжатые челюсти переламывают лед в мелкую крошку. Бывает, что в такие моменты на лед стремительно выступает вода и за короткое время покрывает его на 4-5 см. Через три-четыре минуты обычно все замирает, и наступает полная тишина.



В апреле начинается интенсивное таяние льда. За считанные дни, а иногда и часы автомобильный след полностью исчезает, покрывается водой, и ехать приходится по глубоким лужам наугад, в облаке брызг, как от глиссера. Случается, что после обеда снег на льду так расквашивается, что найти даже свой утренний автомобильный след невозможно.


ЛЕДОВЫЕ ЛОВУШКИ


Многочисленные автомобильные следы на льду во всех направлениях создают иллюзию безопасности. Однако не следует обольщаться - каким бы надежным лед ни казался, его коварство непредсказуемо. Даже дороги, отмеченные вешками, иногда преподносят неприятные сюрпризы.



Открытые пропарины - полыньи видны на льду со значительного расстояния, нужно только внимательно смотреть и уметь их различать. Опаснее, когда пропарины скрыты тонкой коркой льда, а после снегопада припорошены слоем снега. В этом случае обнаружить их затруднительно. Если пропарины вызваны выходом глубинных газов, тогда подо льдом, если он чистый и прозрачный, можно увидеть газовые пузыри. Пропарины, образованные термальными водами, ключами или подтоком теплых вод притоков, заметить труднее. Для этого нужно тщательно обследовать лед в подозрительном месте и опробовать его толщину пешней или другим острым предметом. Лучше всего местные особенности льда знают старожилы-рыбаки из этих мест.
Ежегодно в одних и тех же местах возникают становые щели - своеобразные температурные швы в ледяном покрове. Они образуются в одних и тех же местах, как правило, по прямой между соседними выступающими мысами. Отдельные сквозные щели могут достигать длины до 10-40 км и ширины до 4 м, но чаще всего трещины бывают шириной от 0,5 до 1-2 м. Появление этих щелей вызвано линейным расширением или сжатием льда при суточных перепадах температуры, достигающих иногда 20-30 С в сутки. Подсчитано, что при изменении окружающей температуры на 1 градус линейное расширение льда достигает 70 мм на 1 км льда.



Опасностью являются трещины и щели шириной 0,5-2 м, простирающиеся на десятки километров. Многие из них не замерзают всю зиму, периодически суживаясь или расширяясь. Ни одна трещина, даже самая простая не пересекается с ходу. Перед каждой из них необходимо остановиться и проверить состояние льда с помощью пешни - специальной кованой острой пикой с неровными гранями, чтобы та не прилипала ко льду. Часто встречаются трещины с тонким льдом, легко пробиваемым до воды пешней. Такие трещины легко перепрыгивают автомашины на скорости. Для смягчения удара кромки трещины оббиваются пешней. Кусками льда забивается метровая щель с водой, машина для разгона отъезжает на 200-500 метров, выставляются ворота - ориентир для водителя, где машина будет прыгать через щель, затем стремительный разгон до 70-80 км в час - и прыжок через щель.
На толщину льда влияют также подводные течения, которые уменьшают его прочность. Например, в проливе Ольхонские ворота по этой причине не делают ледовой переправы. Зимой на льду здесь возникает множество трещин и пропарин. Переправу на Ольхон обозначают вешками, регулярно расчищают грейдером и проверяют толщину льда. В разные годы ледовую переправу устраивают либо из залива Куркут, либо с материка после дельты реки Сарма. Указатель со стрелкой "Ледовая переправа" поможет в правильном месте выехать на лед.
В конце марта, когда начинает пригревать солнце, становится опасным близко подъезжать по льду к скалам, около которых таяние льда происходит стремительней, чем в открытой акватории озера. Следует также знать, что, несмотря на морозы и толстый лед, если выпало много снега и он быстро растаял, такой лед из-за впитывания талой воды и изменения своей структуры менее надежен и однороден, чем лед, на котором не было снега.


ЗИМНИКИ НА БАЙКАЛЕ


Официальные зимники по льду Байкала отмечены вмороженными в лед вешками и многочисленными знаками при съезде с берега: "Допустимая грузоподъемность машин 5 т", "Дистанция между машинами 200 м", "Остановка запрещена", "Рекомендуемая скорость 10 км/ч", "Время работы с 9.00 до 19.00". Но обычно большинство дорог проложены рыбаками и никаких предупредительных знаков не имеют. Опытные водители всегда предпочитают придерживаться следа в нужном направлении, а если и едут напрямик, то стараются объезжать трещины и подозрительные места, которые отличаются по более серому цвету льда издалека.



Стопроцентной надежности на ледовых дорогах не бывает даже с проводником. Известно несколько случаев, когда машины проваливались на постоянных зимниках между поселками Листвянка и Большие Коты , у становой трещины, которая начинается сразу от судоверфи в Листвянке. Значительно чаще уходят под лед машины, двигающиеся по льду на свой страх и риск. В 2002 г. экспедиция МЧС летом проводила специальный поиск затонувших объектов и только в акватории Малого моря зарегистрировала 15 неподнятых автомашин. По оценке местных жителей, на дне Малого моря находится от 25 до 50 машин.


Обычно на Южном Байкале дорога пробивается от Байкальска до пос. Култука и от пос. Култука до пос. Маритуя. На среднем Байкале дорог меньше. Чаще всего по льду ездят из пос. Листвянка в пос. Коты (18 км), из пос. Большое Голоустное в бухту Песчаную . Иногда местные жители, если зима была холодной, пробивают зимник поперек Байкала из устья реки Анги на восточный берег. Официальная переправа, оборудованная вешками и указателями, ежегодно организуется между материком и островом Ольхон. Всего больше дорог на льду Малого моря, это в основном рыбацкие дороги до мест подледного лова, но есть и постоянные дороги от пос. Хужира, вдоль острова и в пос. Онгурены, до кордона Байкало-Ленского заповедника на мысе Солнечном и далее до бухты Заворотной. Ежегодно прокладывается зимник по льду в северной части Байкала между г. Северобайкальском и пос. Усть-Баргузином через Чивыркуйский залив .


ЧТО СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ ПРИ ДВИЖЕНИИ ПО ЛЬДУ


Как рассказывают знающие люди, проваливание под лед происходит неожиданно и стремительно. За считанные секунды машина ныряет носом и мгновенно оказывается подо льдом. При проваливании машины главное не паниковать и успеть открыть двери. Уже при погружении на 2-3 метра избыточное давление снаружи затрудняет открытие дверей и выбивание стекол. При ударах молотком по стеклам изнутри машины под водой стекла прогибаются, но не разбиваются. Опустить стекло и выскочить через окно в зимней одежде, преодолев мощный встречный поток воды, не каждый успеет. Если глубина известна и незначительна (10-15 метров), рекомендуют ждать заполнения водой салона автомобиля и выравнивания давления, тогда двери можно открыть. Времени хватает, чтобы снять унты и собрать вещи первой необходимости документы, спички, нож. Если удается выбраться из воды на лед, сохраняется опасность просто замерзнуть на морозе и ветре, пока добираешься до спасительного тепла неблизкого жилья. Обязательно надо иметь в кармане нож, чтобы выбраться на лед, и зажигалку, чтобы развести огонь на берегу.
Чаще всего на льду губит излишняя уверенность и вождение автомобиля в пьяном состоянии. Даже опытные водители не застрахованы от коварных ледовых ловушек. В теплую зиму, особенно в конце зимы, трещины не смерзаются, а, если покрываются тонким льдом и припорашиваются снегом, становятся крайне опасными для автомашин. В холодное время, наоборот, смерзаются практически мгновенно, но толщина льда в таком месте недостаточна, чтобы выдержать вес машины.
Обычно рыбаки, пренебрегая опасностью и запрещающими знаками, едут по льду Байкала во всех мыслимых направлениях. Неоправданная самоуверенность часто заканчивается трагедией.



КАК ПОДНИМАЮТ УТОНУВШИЕ МАШИНЫ


Подъемом утонувших машин занимаются как местные жители, так и специально подготовленные бригады МЧС и иркутской водолазной фирмы "Аква-Эко". Поднять автомобиль можно с глубины до 40-50 м, глубины в 60-80 м - это предельные для работы подводников. Водолазы рассказывают, что машины почему-то чаще всего встают на дне на колеса, редко переворачиваясь на крышу. И если машину сильно не мять при подъеме, она останется в отличной форме. Для подъема водолазы цепляют машину в одной точке, обычно за раму или за форпост. Затем с помощью стрелы или самодельной конструкции из трех-четырех бревен, вмороженных вертикально в виде шалаша в лед, в верхней точке которых устанавливают блок для троса, машину поднимают со дна и затягивают на лед.



Иногда обходятся без стрелы, как, например, было с провалившемся напротив пос. Ангосолка легким ЛУАЗом. В том месте имеется мелководная банка, и сразу начинаются глубины на 130 м, машина провалилась в 1,5-2 метрах от кромки обрыва, в этом месте сильное подводное течение и бьют ключи. Лед был слишком тонким и не позволял поднять машину обычным способом. Спасатели решили в салон машины завести ненадутую резиновую лодку, которую затем накачали по шлангу со льда из баллона со сжатым воздухом. Этого хватило, чтобы ЛУАЗ всплыл на поверхность. Если лед тонкий и не позволяет организовать подъем машины, ее извлекают из воды летом с помощью катера, который буксирует утопленную машину к берегу. А уже там ее вытаскивает на берег трактор.
Буряты достают машину из майны с помощью ворота. Делается лунка по диаметру чурки, к чурке, вставленной в лунку, привязывается ворот с длинной веревкой. Один конец цепляется за раму или форпост машины в одной точке, чтобы машина вышла на поверхность либо носом, либо задом. На краю майны сооружают стрелу из толстых бревен или специально сваренной железной конструкции длиной до 6 метров, как правило в длину машины. Стрела устанавливается на краю льда, под углом 45 градусов над водой, и с помощью лебедки или ворота поднимается вместе с машиной над льдом в вертикальное положение, после чего опрокидывается на лед вместе с машиной, что сопровождается сильным грохотом, когда машина встает на колеса.
Если на улице тепло, поднятую со дна машину буксируют без слива масла и топлива. Если температуры низкие нужно не допустить замерзания воды, которая могла попасть в автомобильные агрегаты. Для этого незамедлительно сливаются моторное масло, тормозная жидкость, топливо и масло из мостов. Заменяются все фильтры и свечи.


Вот как выглядит процесс вытаскивания автомобиля из подо льда:



ЛЕДОВЫМИ ДОРОГАМИ БАЙКАЛА


Есть на Байкале такая профессия - ледовый капитан. Это настоящие "ледовые волки", знающие практически все о зимнем Байкале, его ледовом панцире, подводных течениях и ветрах. Основная задача ледовых капитанов - выбрать дорогу по льду Байкала так, чтобы это была максимально безопасная для передвижения на автотранспорте в зимний период. На Байкале есть так называемая "Лига ледовых капитанов", которые в зимнее время года определяют расположение зимников на Байкале и занимаются проведением автомобильных караванов по льду озера. Основные принципы передвижения на автотранспорте по льду Байкала заложил Александр Юрьевич Бурмейстер в 1964 году. Попав однажды в сложную ледовую обстановку, он выжил сам, и вывел людей. С тех пор он систематически изучает ледовую обстановку северной и средней частей озера Байкал. Его наблюдения легли в основу единой системы безопасного проезда, в сложных навигационных условиях Байкала. Лига Байкальских ледовых капитанов - е-mail: [email protected].


Вот наиболее популярные автомобильные маршруты по проложенным на льду Байкала зимникам:


1. Экспедиция по льду Байкала "Большое кольцо"


Маршрут продолжительностью 5 дней: Иркутск - Еланцы - Малое Море - побережье Байкало-Ленского заповедника - заимка в бухте Заворотной - Чивыркуйский залив - Иркутск. Расстояние 1200 км, из них по льду Байкала 750 км.


Формат этого маршрута может быть следующий:


Первый день. 260 км по асфальту, 60 км по гравийной хорошей дороге, 60 км по льду Байкала. Посещение шаманских сэргэ и древних наскальных рисунков. По дороге обед в кафе "Бурятская кухня". Размещение на туристической базе в Заме или на туристической базе острова Ольхон. Русская баня. Праздничный ужин.
Второй день. Около 200 км по льду Байкала. Остров Ольхон: осмотр наплесков на скалах и обледенелых гротов. Путешествие по льду к мысу Хобой и к нерпичьим пещерам. Пересечение Малого моря с проводником. Пикник у священного мыса Рытый, где ежегодно образуются мощные многометровые торосы. Посещение нерпичьей пещеры на мысе Саган-Морян. Ночевка на заимке в бухте Заворотной.
Третий день . Пересечение Байкала. Поездка к горячим источникам в Чивыркуйском заливе в Забайкальский национальный парк. Знаменитые Ушканьии острова - излюбленное лежбище байкальской нерпы. Вечером русская баня с вениками и купанием для желающих в ледяной проруби.
Четвертый день. Рыбалка на хариуса. Заранее пешней будет продолблена лунка в береговых торосах. Насыпается приманка - бормаш. Если сидеть тихо и смотреть в лунку, то видно, как плавает хариус и как он берет наживку. Это один из самых азартных зимних видов рыбалки. Из свежей рыбы готовится на месте уха или расколотка.
Пятый день. Ранний выезд и возвращение в Иркутск.




2. По льду в бухту "Песчаная"



3. К ледяным гротам Малого Моря


Путешествие можно осуществить за два дня с одной ночевкой в теплых условиях либо на острове Ольхон (усадьба Бенчарова), либо на базе индивидуального отдыха "Енхок" (Тонкий мыс, западный берег Малого моря). Общий пробег составляет 750-800 км. Поездка интересна посещением ледяных гротов, летом которые видны только с катера. Прекрасным безопасным дополнительным транспортом для экскурсий послужат взятые с собой велосипеды или снегоход, их можно смело использовать вне зимника, перемещаясь вблизи скал, например мыса Хобой (336 км от Иркутска), к которому подъехать вплотную на машине достаточно трудно из-за большого количества трещин и торосов на льду.


С материка на остров зимой прокладывается зимник, отмеченный вешками и дорожными знаками. Всю зиму по нему проезжают машины, в том числе и тяжелые грузовики.
От Иркутска до берега Малого моря дорога (250 км) проходится за 3,5 часа. Заправиться можно в Баяндае и Еланцах. В Еланцах необходимо залить минимум одну канистру бензина в запас. В пос. Еланцы работает уютное кафе "Ольхонские ворота" (после бензозаправочной станции, справа от дороги), где целесообразно перекусить перед выездом на лед.
Не доезжая МРС (45 км от пос. Еланцы), надо свернуть к базе Сахюрта к заливу Куркут или на р. Сарму по указателю "Ледовая переправа". В бинокль отчетливо видна ледовая трасса с вешками на льду и дорожными знаками. Дорога регулярно расчищается грейдером, и заметить ее достаточно легко. Дорога ежегодно прокладывается примерно в одном и том же безопасном месте, протяженностью 15-20 км. Торосистые участки перед островом Ольхон срезают бульдозером, поэтому по ледовой дороге комфортно ехать даже на легковых иномарках. В Ольхонских воротах, где расстояние до острова значительно короче, переправу не делают из-за подводных течений в проливе, в результате чего лед там неоднороден по толщине и представляет опасность для машин. Около мыса Кобылья Голова также ежегодно образуется становая трещина, начинающаяся от большой пропарины возле самого мыса. Мыс Хорин-Ирги отделен от полуострова Кобылья Голова отвесной расщелиной до самой поверхности воды и напоминает издали голову лошади. Зимой эта расщелина забита льдом выше человеческого роста. Сильно обледенелые скалы мыса издалека привлекают внимание, но подъезжать к ним вплотную не рекомендуется, особенно ближе к весне, когда начинается интенсивное таяние льда вблизи отвесных скал. Ледяные наплески - сокуи образуются на скалах при замерзании озера. Ледяные наплески из-за частого здесь осеннего ветра на мысе Кобылья Голова самые большие на Малом море.



Остановиться на ночлег можно в пос. Хужире в гостинице, частных усадьбах или лесничестве. За помощью в размещении можно обратиться в информационный центр в усадьбе Никиты Бенчарова, там всегда помогут с размещением. Зимой туристов практически нет, и найти ночлег в поселке легко даже без предварительной договоренности.
Вечером, перед закатом, можно обойти пешком по льду вокруг знаменитой Шаман-скалы у пос. Хужира.



На южной стороне Шаман-скалы, при определенной степени воображения, можно рассмотреть изображение дракона с головой и хвостом. Утром следующего дня можно продолжить путешествие по льду Байкала до северной оконечности острова, мыса Хобой. Съезд на лед находится справа от мыса Бурхан или сразу от причала, в зависимости от ледовой обстановки. Его хорошо видно сверху. Дорога на север не обозначена вешками. В основном ее накатывают рыбаки, поэтому дороги на льду, как в монгольской степи, иногда расходятся веером. Принцип движения тот же - держаться наката и не ехать без колеи. Достойными объектами посещения станут мыс Саган-Хушун и мыс Хобой, имеющие гроты, ледяные наплески на скалах, а мыс Хобой - и мощные надвиги льда с крупными торосами.
До мыса Саган-Хушун по льду от Хужира 35 км, от Саган-Хушуна до мыса Хобой еще 4 км. По дороге обязательно встретятся рыбацкие камчатки - лагеря рыбаков с палатками и машинами. Мыс Хобой- самый северный мыс на острове Ольхон, труднодоступный летом из-за плохой грунтовой дороги (4-5 час. от пос. Хужир), а зимой по льду Байкала проезд займет не более 40 мин.
Подъехать близко к мысу Хобой из-за сложной ледовой обстановки бывает иногда трудно, и последние сотни метров надо идти пешком. Со стороны большого Байкала у скал практически ежегодно образуются большие отвесные валы битого льда, на которые даже трудно забраться. Много крупных торосов и свежих трещин. С северной стороны мыса на уровне воды имеются два грота. Один из них уходит под скалу на 21 м, и для его посещения нужен фонарик. Как и все гроты Байкала, образованные волноприбойным процессом, он имеет достаточно большое входное отверстие, в котором можно стоять в полный рост, и постепенно сужающийся ход, в конец которого можно попасть только ползком. На всем протяжении грот обильно оброс льдом и сосульками. Особенно эффектен вход, имеющий частокол ледяных столбов разного диаметра.
Кроме гротов мыса Хобой и Саган-Хушун, известны гроты на материковой части Малого моря: на мысах Курминский, Арал, Халтыгей.
От мыса Хобой дорога уходит по льду Байкала к материковому мысу Рытому и к Байкало-Ленскому заповеднику. Оттуда ездят на Ушканьи острова, Чивыркуйский залив, на север Байкала.



Расширенный вариант этого маршрута - это автомобильный пробег вокруг острова Ольхон, который можно совершить за 4-5 часов, аккуратно объезжая становые трещины и ледовые пропарины на северо-восточной части острова недалеко от горы Жима.



Горячие источники - еще один байкальский феномен. Купание в термальной ванне с целебной минеральной водой во время снегопада - это эстетика сродни японским горячим источникам-онсэнам. Хотя бы раз в жизни получить удовольствие от принятия горячей природной ванны на морозе стоит каждому. Все термальные источники Байкала находятся в Бурятии. На севере байкала известны такие водолечебницы как Дзелинда и Гоуджекит. Добраться до них можно из Северобайкальска на электричке. туристам могут предложить проживание в отапливаемых домиках с питанием, прокатом коньков и лыж. Возможно, многих смутит, что, в отличие от японских, наши термальные источники - это выложенные плиткой общие ванны, куда по трубам подается минеральная вода из подземного источника.

Также можно выбрать термальный курорт Хакусы. Это дальше и добираться сложнее. Зимой придется ехать по льду из Северобайкальска. Из-за этого здесь редко бывает многолюдно, хотя администрация курорта предоставляет туристам бесплатный трансфер.

В 80 км от Северобайкальска, на мысе Котельниковский, находятся самые горячие и самые элитные термальные источники Байкала.

В горячих источниках можно искупаться совершенно бесплатно, если доехать до бухты Змеиная в Чивыркуйском заливе Забайкальского нацпарка. Деревянные раздевалки и купели, вокруг ни души. А в метре от купели ярко-голубые льдины, намытые Байкалом.

Отдых на Байкале зимой

В несезон гостям на Байкале рады особо и создают все условия для отдыха. Приятно, что цены несколько снижаются, а вот выбор развлечений возрастает: становится доступным катание по Байкалу на снегоходах и ватрушках, возможна организация индивидуальных экскурсий - ведь количество отдыхающих снижается весьма существенно - холодно же! Именно зимой на Байкале проходят чемпионаты по всевозможным видам спорта от гольфа на льду до керлинга. Есть возможность посетить выставки ледяных скульптур и насыщенную событийую программу в музеях под открытым небом Тальцах, Ангарской деревне, Этнографическом музее в Улан-Удэ.

Зимой на Байкал приезжают люди часто ради того, чтобы просто постоять на берегу замерзшего Байкала. Видимо, в это время сильнее ощущается особая атмосфера озера-моря

Лёд на Байкале

Озеро Байкал зимой замерзает. Обычно в конце октября покрываются льдом мелководные заливы, пролив Малое море замерзает в декабре, в начале января ледовый покров устанавливается на всём Байкале, за исключением истока Ангары. В тёплые зимы ледостав может отодвинуться на целый месяц. Так, в Лиственничном заливе озеро замерзало только в начале февраля в 1899. 1932. 1952. 1959 и 2004 году. В южной части Байкал покрыт льдом 4—4,5 месяца, в северной 6—6,5 месяца. Толщина льда в разных местах изменяется от 70 до 113см, при этом чем больше снега, тем тоньше лёд. Встречаются торосы высотой до трёх метров, иногда до пяти метров.

Замерзание начинается с появления тонкого слоя льда на поверхности воды. Волны легко разбивают свежий лёд и образуют так называемое сало - маленькие льдины. Вдоль берега намерзают полосы льда - забереги. В самой воде образуются кристаллы льда величиной до нескольких миллиметров.

Зимой по льду озера можно ездить на автомобилях. Лёд толщиной 10-15см выдерживает вес человека, толщиной 50см— вес грузовой машины до 15 тонн, толщиной 70см— вес трактора. Существуют официальные ледовые переправы, например, с материка на остров Ольхон. Они отмечены вмороженными вешками и проверяются на безопасность дорожной службой. На байкальском льду регулярно возникают трещины, щели и пропарины. Сквозные щели достигают длины 40км и ширины 4м, обычная ширина трещин от полуметра до двух метров. При их появлении часто бывает громкий треск, подобный выстрелу из пушки, который пугает новичков на льду. Некоторые трещины не замерзают всю зиму. Так называемые становые щели ежегодно появляются в одних и тех же местах на озере, больше всего их между островом Ольхон, полуостровом Святой Нос и Ушканьими островами. Пропарины возникают в местах подводного выхода тёплых вод и газов. Если пропарина прикрыта снегом, обнаружить её практически невозможно.

У северно-западного побережья и в Малом море ветер сдувает снег и образуется чистый прозрачный лёд, сквозь который на мелководье можно видеть дно. Таяние льда начинается обычно в конце апреля от Кадильного мыса, где есть подводные тёплые источники. Последней в начале июня освобождается ото льда северная часть озера.

Байкал скован льдом около четырех месяцев в году. Обычно замерзание происходит в конце декабря начале января, но бывали случаи, когда ледостав происходил и в начале февраля. Разрушение ледового покрова происходит в южной части озера в апреле-начале мая, а на севере в мае-начале июня. Байкал замерзает полностью, кроме небольшого участка в истоке реки Ангары. Это место облюбовали тысячи птиц для зимовки, и он является памятником природы.

Толщина льда на Байкале зависит от погодных условий, количества выпавшего снега и сроков замерзания. Максимально толстый лед образуестя на севере озера и может достигать двух метров. В среднем же толщина около 60-90 см, что позволяет передвигаться по всей акватории не только пешком, но и на автомобилях. В 1904 году между станциями Байкал и Танхой была организована железнодорожная переправа. Рельсы были уложены на бревна, вместо шпал вмороженные в лед. Вагоны тянули лошади, так как вес паравоза был слишком велик для этой переправы.

Во время замерзания лед в озере существует в различных формах: сокуи ледяные наплески на прибрежных скалах, причалах, камнях могут достигать десятка метров, шорох внутриводный крупинчатый лед, шуга мелкие плавающие иголки, сало круглые непрозрачные пластины, колобовник обкатанные куски льда.

Лед на Байкале постоянно нагревается на солнце и охлаждается ночью, из-за чего происходит его сжимание-расширение и вследствие этого, образование становых щелей. Ширина таких щелей может достигать 4 метра, но обычно не превышает 0,5 1 м. Трещины создают помеху движению транспорта и могут представлять опасность для путешественников, но знающие водители всегда имеют при себе несколько досок для преодоления водного препятствия.

Еще одна особенность зимнего Байкала это торосы нагромождение обломков льда. Обычно они формируются вдоль становых щелей или вдоль берега и могут достигать в высоту 10-12 метров. Образуются торосы во время замерзания. когда неокрепший лед разбивается ветром и выбрасывается на берег. Торосы создают удивительные по красоте пейзжи, сходные с арктическими, и особенно восхитетельны во время заката, когда оранжевое солнце миллионами бликов играет на ледяных глыбах.

Байкал зимой - это необозримая площадь, покрытая уникальным льдом. Байкальский лед имеет разнообразные формы, поэтому ему дано множество названий. Но каждый вид ледяного образования по-своему прекрасен и необычен. Особо удивляет туристов прозрачность льда.

Можно провести много времени, лежа на животе на ледяной поверхности Байкала, разглядывая глубины этого величественного озера. Прозрачный, а в глубине - ярко-голубой, почти синий лед, настолько завораживает, что любоваться им можно часами.

Источники: www.nexplorer.ru, traditio-ru.org, www.baikalov.ru, www.baikalnature.ru, travellling.ru

Святая гора Афон

Истребители пятого поколения: технология “Аякс”

Зороастризм и царство Лжи

Каменные следы – тайна поселка Коржовый кут

Загадочный Китай

Новый год в Саудовской Аравии

Саудовская Комиссия по поощрению добродетели и предотвращению греха 30 декабря выступила со специальным предупреждением к подданным королевства, запретив им...

Пожалуй, одним из самых значительных событий истории археоло­гии является открытие гробницы Тутанхамона - фара­она Древнего Египта XVIII династии (1347- ...

Российские летающие тарелки

Российские специалисты разрабатывают уникальный летательный аппарат Локомсканер. Это гигант в форме летающей тарелки грузоподъемностью полторы тысячи тонн. Российские специалисты работают над...

Кельнский собор


Кельнский собор – третий по величине готический храм в мире. Его строительство затянулось на шесть с лишним веков! Начиная с...

Тайна розенкрейцеров. Протоколы Сионских мудрецов

Французский адвокат Морис Жоли, являвшийся членом орде-на розенкрейцеров, написал «Протоколы Старших Просвещенных Сиона», ставшей в дальнейшем известной, как "Протоколы Сионских...

Яды вокруг нас


В детстве мы часто совали в рот всякие неизвестные плоды, соцветия и листья. Правда, потом, у нас болел живот и...

Причины позднего замерзания Байкала. Сроки замерзания и вскрытия озера Байкал.

Озеро Байкал обращает на себя внимание не только своей величиной и глубиной, но и другими особенностями, между которыми на первом месте стоит позднее замерзание озера.

Действительно, когда все кругом уже давно покрыто снегом, и воды закованы ледяной корой, Байкал еще долго борется со стужей и замерзает, в среднем, в первой половине января.

Главнейшим условием для образования на каком-нибудь водоеме ледяного покрова является охлаждение поверхностных слоев его воды до температуры, близкой к 0°.

В странах с умеренным климатом охлаждение водоемов начинается осенью с наступлением холодов, когда поверхность воды теряет постепенно тепло как от соприкосновения с холодным воздухом, так и от ночного лучеиспускания.

Процесс охлаждения водоемов можно разделить на три отдельные фазы. Первая начинается с осеннего понижения температуры поверхностного слоя и продолжается до охлаждения его до температуры наибольшей плотности воды (около 4°Ц.); с достижением поверхностным слоем этой температуры начинается вторая фаза охлаждения. Более тяжелый верхний слой воды начинает теперь опускаться вниз, а на место его из глубины подымаются более теплые, а потому и более легкие слои. Такой процесс продолжается пока вся вода не примет температуры наибольшей плотности. С этого момента начинается третья фаза, когда поверхностные слои охлаждаются, не опускаясь, пока их температура не понизится до 0°Ц. и на водоеме не начнет образовываться лед.

Таким образом, чем выше нагревается летом вода озера, чем озеро глубже, т.е. чем больше мощность слоя, принимающего участие в ежегодном нагревании и охлаждении, тем больше при равных прочих условиях требуется времени для охлаждения воды осенью и для замерзания озера.

Как известно, Байкал принадлежит к глубочайшим пресноводным озерам; его глубина достигает местами до 790 саж., что же касается температуры, то сводка всех наблюдений температуры воды показывает, что поверхностные слои озера нагреваются летом до 11°Ц.

Таким образом, в обоих отношениях свойства озера в высшей степени благоприятны позднему замерзанию.

Охлаждение воды Байкала идет очень медленно, и наблюдения над температурой у берегов показывают, как видно из прилагаемой таблицы, что средняя температура поверхностного слоя воды в декабре месяце колеблется в разных местах озера между 1°.4 (Лиственичное - в южной части озера) и 0°.2 (Ушканьи острова - в северной).

Необходимо принять еще во внимание, что суша с наступлением осени охлаждается значительно быстрее воды; холодные берега в свою очередь ускоряют охлаждение прибрежных вод, поэтому осенью температура воды вдали от берегов выше температуры прибрежных частей.

Наблюдения на Байкале показывают, что уже в ноябре заметна значительная разница температуры поверхностного слоя воды в различных удалениях от берега; так, произведенные 10 ноября 1903 г. на Ольхоне измерения дают следующие температуры:

т.е. с удалением от берега на версту температура повышается на 1°.2Ц.

Наблюдения над температурой на различных глубинах вскоре после замерзания показывают, что непосредственное участие в осеннем охлаждении принимает поверхностный слой в 200 метр. толщины.

Вот пример распределения температуры 22 января 1903 г. у Голоустного в 30 саж. от берега:

По приблизительному вычислению оказывается, что ежегодному охлаждению подвергается в Байкале масса воды в 3000 куб. верст.

Эта громадная цифра объясняет до некоторой степени медленность охлаждения озера. Значительная толща воды под вышеуказанным 200-метровым слоем имеет постоянную температуру около 4°Ц.

Этот запас теплоты, несмотря на незначительную теплопроводность воды, не может не иметь влияния на поверхностные слои и замедляет их охлаждение.

Во всяком случае к концу декабря поверхностный слой воды в озере принимает температуру близкую к 0°, и если озеро в общем покрывается льдом только в первой половине января (нов. ст.), то это зависит главным образом от того, что господствующие на Байкале как раз поздней осенью постоянные бури препятствуют образованию сплошного ледяного покрова.

Насколько значительно влияние ветров, лучше всяких слов видно, например, из следующего наблюдения над замерзанием части озера, именно Малого моря в зиму 1900 г.

Замерзание Малого моря в 1900 г.
Число нов. ст. Сред. темп. Сила ветра Состояние озера утром
7 ч. 1 ч. 9 ч.
15 ноября -3°.1 1 1 5 замерзло
16 ноября 0°.2 5 7 0
17 ноября -2°.4 1 3 1
18 ноября -0°.9 20 20 20 лед разбило
19 ноября -17°.3 20 20 0
20 ноября -12°.3 7 5 20 замерзло
21 ноября -11°.8 20 7 7 лед взломало
22 ноября -7°.7 1 2 20 замерзло
23 ноября -7°.2 20 20 7 лед взломало
24 ноября -7°.6 8 3 17
25 ноября -8°.1 20 17 3
26 ноября -7°.6 0 0 17 замерзло
27 ноября -11°.6 20 17 20
28 ноября -13°.1 20 20 5
29 ноября -14°.0 17 17 17
30 ноября -18°.6 20 20 20 лед взломало
1 декабря -15°.3 17 20 20
2 декабря -11°.8 7 0 1
3 декабря -7°.9 3 7 17
4 декабря -15°.7 20 20 20
5 декабря -20°.4 20 20 20
6 декабря -21°.3 20 20 20
7 декабря -21°.0 20 20 7
8 декабря -19°.0 5 0 5 замерзло

Прежде всего замерзают заливы Байкала, часть которых, например, залив Провал у Оймура замерзает, в среднем, уже к 19/6 ноября 1) . Затем, как видно из прилагаемой таблицы, в среднем 21/8 декабря замерзает Малое море ; к январю покрывается льдом северная половина озера и Забайкальская сторона южной его части, позднее - к 9 января/27 декабря замерзает Иркутский берег южной части озера и, наконец, позже всего (16/3 января) открытое озеро у острова Ольхона.

1) Цифра, стоящая над чертой, относится к новому стилю, под чертой к старому.

В среднем замерзание Байкала, не считая его заливов, начинается с 21/8 декабря и кончается 16/3 января, т.е. на полное замерзание озера требуется около месяца.

Из числа более значительных рек, впадающих в озеро, замерзают в среднем:

Единственная вытекающая из озера река

Байкал ежегодно замерзает. Каждую зиму, начиная с декабря под ледовой толщей оказывается почти вся поверхность озера. Единственное место, где лед не встает,- исток Ангары.

Ледостава там не происходит, поскольку в Ангару поступают байкальские воды не только с поверхности, которая зимой остывает до 0 °С и замерзает, но и из озерных глубин, где температура воды значительно выше.

Этот «теплый» поток успевает пробежать по Ангаре 10–15 км, прежде чем достаточно охладиться и заледенеть. Однако на памяти байкальских старожилов известны случаи, когда лед в исток единственной вытекающей из озера-моря реки нагоняло ветрами с Байкала, и ледяные торосы сохранялись в истоке от нескольких дней до 2 недель.

Ледостав на Байкале начинается с декабря: в северных районах озеро замерзает раньше, в южных - позже, но к январю Священное море уже полностью покрыто льдом. Первыми замерзают неглубокие бухточки и соры, расположенные ближе к берегу, а уже потом - середина озера.

Первый появляющийся на озере лед называется сало. Он представляет собой плоские и тонкие ледяные пластины, еще не смерзшиеся в единую ледяную корочку.

Если температура ниже - 20 °С, то за первые 3–4 дня лед нарастает со скоростью до 5 см в сутки. Толщина льда во многом зависит от погоды: если зима стоит малоснежная, то ледяная корка достигает 100–110 см, а если осадков выпадает много, то лед получается тоньше: около 70 см на юге озера и около 90 см на севере. А на тех участках озера, где образуются мощные торосы, толщина ледяного панциря может составлять до 2 метров.

Благодаря толстой и устойчивой ледяной корке зимой по Байкалу можно передвигаться на автомобиле - уже полуметровый слой льда способен выдержать нагрузку до 15 тонн.

Байкальский лед - главная зимняя достопримечательность озера. У него есть две потрясающие особенности - необыкновенная прозрачность и способность образовывать причудливой формы ледяные наплески, которые называются сокуями.

Сокуи появляются поздней осенью во время штормов, когда сердитые байкальские волны бьются о скалы и капли воды застывают на них причудливыми сосульками. Они могут быть похожи на длинные ледяные шлейфы из смерзшихся вместе сосулек ли на спирально закрученные ледяные иголки. Особенно славятся своими сокуями скалы и мысы острова Ольхон.

Северные районы Байкала стоят подо льдом в течении 6 месяцев, южные - около 4. Вскрывается озеро в конце апреля - в начале мая.

Лед Байкала March 25th, 2013

Мне никогда особенно не хотелось поехать на Байкал. Ну то есть в планах конечно было когда-нибудь туда съездить. Потому что раз он существует, то на него надо посмотреть:).

Но когда я посмотрела фотографи зимнего Байкала, байкальского льда, то сразу поняла - это обязательно надо увидеть вживую.

Что сказать? То, что я увидела превзошло мои ожидания. Лед Байкала - это что-то необычное, потрясающее, завораживающее. Он очень разный: черная бездна бесконечных просторов, прозрачные стекла-льдышки и голубые глыбы льда. А еще там есть гроты полные разнообразных сосулек. Вобщем, это невозможно описать словами. Это действительно надо увидеть.

Три дня мы катались на джипе по Байкалу. Начали на рассвете первого дня, когда наш самолет в пять утра приземлился в Иркутске и закончили поздно вечером на третий день в Листвянке, где нас ждал Влад. Мы гуляли и смотрели на лед, забирались на сопки и катались на коньках. И хотя мы с утра до вечера были чем-то заняты это невозможно описать в связанном рассказе. Поэтому дальше будут только фотогорафии. Много-много фотографий льда, немного фотографий окрестностей и еще меньше комментариев к ним.

Дорога от Иркутска до Байкала проходит через Тажеранские степи. Вот они какие эти самые степи

Главная достопримечательность этих степей - древние наскальные рисунки

Несколько часов от Иркутска, и вот он - Байкал

Зимой по Байкалу проходит настоящая ледовая дорога. Даже с дорожными знаками.

Сам лед удивительно ровный и гладкий. Как стекло. Трещины, пузырьки воздуха создают причудливые узоры. Раньше, когда я смотрела на фотографии на эти узоры, я думала, что это следы от коньков. Честно-честно. Но оказалось, что все это находится под слоем льда. И поверхность абсолютно ровная.

Толщина льда в среднем около метра. Так что ездить и тем более ходить по нему безопасно.

Белые пятна - это пузырьки воздуха. Они тоже находятся подо льдом.

Буддийская ступа на острове Огой.

Прежде чем окончательно замерзнуть, вода вот так причудливо украшает гроты разнообразными сосульками, образует ледяные пещеры.

А если лечь и посмотреть на потолок, то будет вот так



Читайте также: